Проект «Декоративно-прикладное искусство. Творческий проект "декоративно-прикладное искусство"

Творческий проект по декоративно-прикладному творчеству с презентацией на тему: «Олененок»


Руководитель: Вэнго Мальдюне Вэсаковна, воспитатель МБОУ «Сеяхинская школа-интернат», село Сеяха ЯНАО Ямальский район.

Продолжительность проекта: 3 месяца.
Характер контактов: внутри школы.
Описание материала: представлен проект «Олененок» с презентационным сопровождением, руководителем которого является воспитатель Вэнго Мальдюне Вэсаковна. Дизайн-папка проекта включает описание основных этапов работы. В нее входят проблема, дизайн-спецификация, обоснование выбора идеи, последовательность изготовления, себестоимость готового изделия. Презентация знакомит с привычками и характером домашнего животного. Содержание разработки соответствует младшему и старшему школьному возрасту. Педагоги ДОУ могут демонстрировать слайды своим воспитанникам на специальных развивающих занятиях, чтобы расширить знания детей о животном. В первом классе школы учитель может использовать данный ресурс для организации занятий по окружающему миру. Эта работа позволяет развивать усидчивость, внимание и мелкую моторику рук.
Цель: изготовить модель для украшения новогодней елки. Задачи: -составить описание внешнего вида северного оленя; -подобрать материалы по фактуре и цветовой гамме; -изготовить модель оленёнка для украшения новогодней елки.

1. Подготовительный этап
1.1 Обоснование темы
1.2 Цель
1.3 Дизайн-спецификация
1.4 Идеи. Выбор лучшей идеи
1.5 Задачи
1.6 Описание внешнего вида оленя
1.7 Дизайн – анализ

2. Технологический этап
2.2 Раскрой деталей
2.3 Последовательность изготовления

3. Итоговый этап
3.1 Стоимость материалов
3.2 Испытание и самооценка
3.3 Информационные источники
1.Подготовительный этап
1.1 Обоснование темы
Я живу на великой земле, на Ямале, люблю свой край, поэтому в будущем хочу стать экологом.
Край земли – так переводиться с ненецкого языка на русский слово «Ямал». На Ямале зарождаются самые первые понятия о доброте, красоте. Любовь к близким, к своему дому, селу, стране – необходимые каждому человеку качества. Тундра для ненца – это огромный, просторный чум. В ней каждую равнину, сопку он узнает по известным только ему приметам, шепоту земли в полярную ночь и стужу. Ненцы бережно чтят природу родного края, чтобы сохранить ее для последующих поколений. В этом большую роль играют запреты: «не мучай зверя, насекомого – тебя могут постичь страшные мучения»; «не втыкай в землю железные предметы без надобности; боль земли – это боль сердца». Трудно найти человека, которого оставят равнодушным такие слова. Обдумывая тему проекта, я решила сшить муляж в виде зверька. Попробую изготовить подобную поделку без нанесения ущерба природе. Я выбрала тему «Олененок», я знаю что олень - это символ жизни тундры.
1.2 Цель:
Изготовить модель для украшения новогодней елки.
1.3 Спецификация
Будущее изделие должно иметь:
-внешнее сходство со зверьком нашего края;
-средний размер;
-хорошее качество;
-небольшую себестоимость.
Изготовленная модель должна вызывать положительные эмоции и развивать познавательный интерес к природе.
1.4 Идеи. Выбор лучшей идеи.
Идея №1.


Идея №2.


Олень – символ северного края. Оленеводство - это основной и главный источник существования коренных жителей нашего округа. Северный олень для человека - это пища, материал для одежды, покрытие передвижного жилища (чума). Из шкур оленей коренные жители изготавливают орудия труда. Олени служат коренным людям севера средством передвижения и денежной единицей.
Для проектного изделия я выбираю олененка. Идея №2.


1.5 Задачи:
1. Составить описание внешнего вида северного оленя
2. Подобрать материалы по фактуре и цветовой гамме.
3. Изготовить модель оленёнка для украшения новогодней елки.

1.6 Описание внешнего вида оленя
У северного оленя вытянутое приземистое тело (длина 180-220 см, высота в холке 100-140см), весит 150кг. На шее короткая, не всегда заметная грива, морда удлиненная. Окраска летом бурая, зимой серая, более светлая у тундровых оленей. Грива зимой белая. Маленькие оленята одноцветные, только у них бывают белые пятна вдоль спинки.
Рога есть и у самцов, и у самок. Они очень длинные, тонкие, серповидно изогнутые; боковые отростки расположены с наружной (задней) стороны ствола, а не с внутренней (передней), как у настоящих оленей. На концах рогов, а часто и спереди от их основания, расположены небольшие треугольные лопаты с многочисленными отростками.
Глаза северного оленя ночью светятся тусклым желтоватым светом.
Нижняя часть ног оленя покрыта непромокаемой кожей с коротким и толстым "ворсом". Копыта оленя очень прочные. Жесткая шерсть, растущая между пальцами и над копытами, препятствует скольжению и увеличивает площадь опоры. Благодаря широко расставленным конечностям, углу наклона и строению копыта, опорой которому служат четыре пальца, оленям не страшны ни глубокий снежный покров, ни заболоченная почва.
Шерсть у оленя очень густая. Мех состоит из трубчатых волос и мелких волосков, похожих на козий пух. Трубчатые волосы частично заполнены воздухом и у основания тоньше, чем снаружи, поэтому они как бы заклинивают друг друга. Такую «одежду» никакой ветер пробить не сможет. Снабженный такой шубой северный олень переносит морозы до 60 градусов и полярные бури.
Воздух, прежде чем попасть в легкие оленя, прогревается в носовой полости. Потовых желез нет, он никогда не потеет, у него внутренняя система охлаждения, прогреваясь, олень начинает часто дышать, высунув язык.

1.7 Дизайн-анализ модели


Оленёнок сшит из меха норки белого цвета.
Для создания объёмной формы модели использован синтепон.
Для поддержки устойчивости поделки применён проволочный каркас.
Глаза и нос - пуговицы.
Рога оленя из кожи бежевого цвета.
Части деталей игрушки соединить швом «через край».
Окончательная сборка деталей – ручная работа.
Пластика животного передаётся наклоном и поворотом головы.

2.Технологический этап
2.1 Изготовление деталей выкройки
Выкройки деталей для пошива модели оленёнка скопированы из сборника «Мягкие игрушки». Для получения нужного размера все детали увеличены с помощью функции масштабирования на копировальном аппарате.
После повторения правил заготовки выкроек-лекал детям дается задание самостоятельно выполнить выкройки, а затем контрольные чертежи их в альбоме.

2.2.Раскрой деталей
Раскрой деталей производят в основном из лоскута и отходов, небольших по размеру. Вначале на материале надо располагать наиболее крупные детали. Если деталь выкройки не укладывается на одном куске мехового лоскута, следует сметать их два или три вместе, подобрав по фактуре и направлению ворса, нитей. Детали из меха вырезают острыми концами ножниц по изнаночной стороне, не затрагивая при этом ворса меха, с незначительным прибавлением на швы - 0,3 - 0,5 см. Затем, наметив контуры детали, сшить, не заходя за линии обмеловки. Все детали выкроить с припуском на швы 1 см, учитывая направление ворса.
Вам нужно из белого меха норки нужно выкроить эти части:


- тело (верх) -2 части
- лоб -1 часть
- щека -2 части
- ушки -2 части
- хвост-2 части
- тело (низ) -2 части
- ушки -2 части
- брюшко -2 части
4. Вам нужно из кожи бежевого цвета нужно выкроить эти части: - рожки-2 части
5. Вам нужно из проволоки изготовить каркас:


Длина каркаса должна соответствовать длине передних и задних ног игрушки + 3-4 см. Концы каркаса подогните плоскогубцами, чтобы они не рвали игрушку. Подготовленные каркасы сгибают посредине, вставляют в передние и задние ножки, затем форму набивают.

2.3.Последовательность изготовления олененка:
1.Сшейте между собой верхнюю и нижнюю часть тела. Вшейте щечки в каждую деталь головы.
2.Каждую часть тела сложите с каждой частью брюшка, сшейте ножки игрушки.
3.Вшейте в голову лоб, пришейте поочередно сначала к одной, потом к другой детали головы.
4.Сшейте оставшиеся контуры, оставляя дырку для выворачивания на брюшке. Выверните.
5.Вставьте в игрушку каркас из проволоки, наполните наполнителем концы ног и голову, затем тело. Зашейте отверстие в брюшке.
6.Сшейте ушки попарно, пришейте их к голове.
7.Сшейте и выверните хвостик, пришейте его к телу.
8.Пришейте рожки к голове.
9.Пришейте пуговицы вместо глаз.
Все, олененок готов.

3.Итоговый этап
3.1. Стоимость материалов
№ Материалы Цена за 1м (шт.) в руб. Количество Стоимость в рублях
1. Натуральный белый
мех норки 1000 0,5м 500 руб.
2. Кожа 300 15 см 45
3. Синтепон 100 2 м 200 руб.
4. Пуговицы 10 3 шт. 30 руб.
5. Бисер 100 50гр 50 руб.
Всего: 825 рублей
3.2 Испытание и самооценка
Оценивание требований спецификаций изделия проведено в форме схемы. (Стоимость материалов, оригинальность, пластика, практичность, трудоемкость, сходство с олененка, размер). (Приложение. Презентация). Она показывает, на сколько готовое изделие отвечает требованиям спецификации.
Для коренного жителя олень - прежде всего друг, товарищ, помощник. Олень даёт кров над головой. На севере олененок – символ пробуждения природы.
"Олененок" Авка (в переводе с ненецкого языка - нгавка), олень, выращенный возле чума, ручной олень. Авка стал одним из самых известных героев детских ненецких сказок и стихов. Его образ используется среди самых популярных сувениров Ненецкого автономного округа, а также при создании брендовой продукции округа. Для ненецкого народа олень считается ценным животным, благодаря которому у них есть еда, одежда, транспорт и жильё. Авка живёт в каждой ненецкой семье и является любимцем в семье оленевода. Такие олени имеют особое, привилегированное положение, ненцы считают его членом семьи. Хозяйка с детства выкармливает его молоком и домашней едой. Растет Авка среди детей и с детства приручен к рукам.
На шее у Авки всегда красивый ошейник, как знак особого уважения и любви. Оленёнок Авка – любимая елочная игрушка-сувенир для украшения новогодней елки, вызывает положительные эмоции, познавательный интерес к природе нашего края.
3.3 Информационные источники
1.Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениров. – М.,1990. -89 с.
2.Бороздин Э.К., Забродин В.А., Вагин А.С. Северное оленеводство, - Ленинград, 1990г.
3.Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях, - М.: Просвещение, 1986. – 207 с.
4.Бугамбаев М. Гончарное ремесло. Серия «Для дома и заработка». Ростов–на-Дону: «Феникс», 2000. - 320 с.
5.Географический атлас ЯНАО. – М.: Издательство ДИК, 1999.- 24 с.
6.Журнал «Ручная работа» №1,4/2007
7.Журнал «Чудесные мгновения» №2/2007
8.Издание для досуга. Идеи для рукоделия. Мн.: Харвест, 2005
9.Деревянченко А.А. Ямало-Ненецкий автономный округ – субъект Российской Федерации. – М., 1997. – 103 с.
10.Дудников Н.П. Мой дом Север. – М.: Вилад, 1997.
11.Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы, - М., 1986.- 126 с.
12.Конышева Н.М. Секреты мастеров (ремесла древние и современные) – М.: 2000. – 128 с.
13.Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству, - Москва, 1976. -207 с.
14.Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Слово о Ямале. – филиал изд-ва «Просвещение», 2004. - 222с.
15.Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Мифология, фольклор и литература Ямала / Хрестоматия.. 5-7 классы. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002. - 265 с.
16.Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов, - М., 1992.
17.Рандин В.А. Орнаменты. – Санкт-Петербург, 1995.
18.Хомич Л.В., Ненцы. – Санкт-Петербург, 1995 – 216c.

В учебно-воспитательной работе с детьми ДХШ и ДШИ Наряду с изучением изобразительной грамоты по рисунку, живописи, композиции и скульптуре все большее значение приобретают занятия по прикладной композиции и работа в материале. Она способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников и их эстетическому воспитанию.

Разнообразие произведений декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся учащиеся в процессе учебы, развивают у них эстетическое отношение к действительности. Процесс эстетического познания детьми произведений декоративно-прикладного искусства на занятиях по ДПИ включает в себя как восприятие произведений, так и практическую работу учащихся.

Виды декоративно-прикладного искусства очень разнообразны, но при этом они характеризуются несколькими общими чертами, среди которых в первую очередь необходимо назвать художественную ценность предмета и его функциональность. Признаком искусства в бытовом предмете является соединение целесообразности и красоты, что находит отражение и в форме предмета, и в правильно выбранном для него материале, и в характере декора. Художник-прикладник выражает мировосприятие современников, свои эстетические воззрения, эмоциональный настрой, не прибегая в декоре к натуральному изображению предметов. Занятия с учащимися строятся на основе развития у них понимания органического сочетания декора с формой, материалом, назначением вещи.

В декоративно-прикладном искусстве широко используется обобщение, даже символизация образа. Иногда достаточно бывает вместо подробного изображения внешнего вида предмета дать лишь одно его «качество», по которому этот предмет может быть узнан. В процессе осмысления формы художник, сохраняя ее пластическую выразительность, выделяет главное и типичное, отказываясь от второстепенных деталей. Все наблюдаемые в реальной форме оттенки, как правило, сводятся к нескольким цветам.

Многочисленные примеры декоративной трактовки форм можно найти в истории декоративного искусства самых с ранних времен. На занятиях по декоративно-прикладному искусству учащиеся должны усвоить зависимость создаваемого ими образа от материала, его физических качеств и особенностей. Материал, его свойство и технологии, вводят учащегося в строгие рамки, ограничивают его в передаче внешних сходств с изображаемым, и придают последнему черты условности и декоративности.

В процессе занятий декоративной работой преподаватель последовательно и целенаправленно формирует у учащихся чувство композиции, проявляющееся в умении строить предмет, исходя из единства утилитарного и художественного. При этом важно научить воспринимать как действительное, так и зрительное равновесие, соотношение несущих и несомых частей, развивать чувство единства выразительности и архитектоники вещей. Опорные качества способностей, формируемых занятиями декоративно-прикладного искусства, с одной стороны, относятся преимущественно к области восприятия (развитость аналитико-синтетического взгляда на предмет), с другой стороны – к области моторики (опциальная область руки).

Актуальность

Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Дымковские игрушки, жостовские подносы, шкатулки с лаковым покрытием вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Гжельская керамика, хохломская посуда, городецкие блюдца и доски, берестяные туеса все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времен.

Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.

По средством данной программы учащиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по декоративно-прикладному искусству. Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных художников.

Цели и задачи программы

  • Развить понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства.
  • Научить использовать линию ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи.
  • Овладеть процессом стилизации природных форм в декоративные.
  • Объяснить взаимосвязь формы украшаемого изделия и орнамента.
  • Познакомить с различными видами декоративной росписи.
  • Развить навыки работы учащихся с различными материалами и в различных техниках.
  • Учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе эстетического анализа предметов декоративно-прикладного искусства.
  • Создавать предметы декоративно-прикладного искусства.

Предполагаемый в программе тематический план является примерным. В него могут быть внесены те или иные изменения, целесообразность которых диктуется специфическими условиями работы. Эти изменения должны быть утверждены на педсовете и утверждены директором школы.

Примерный тематический план

1 класс (34 часа)

Наименование темы

Общее кол-во часов

В том числе теорет. занятий

В том числе практ. занятий

Беседа о декоративно прикладном искусстве

Виды и структуры орнаментов.

Стилизация природных форм.

2 класс (34 часа)

Наименование темы

Общее кол-во часов

В том числе теорет. занятий

В том числе практ. занятий

Работа с природными материалами.

Рельефы из бумаги. Конструирование.

Шрифтовая композиция.

3 класс (34 часа)

Наименование темы

Общее кол-во часов

В том числе теорет. занятий

В том числе практ. занятий

Папье-маше.

Работа с бисером.

Мозаика из яичной скорлупы.

Роспись по ткани.

4 класс (34 часа )

1 класс (34 учебных часа)

В первом классе учащиеся знакомятся с видами декоративно-прикладного искусства его особенностями и спецификой. Многообразием орнаментальных мотивов разных стран и народов. С возможностями декорирования предметов, форм, интерьеров. Знакомятся с художественными промыслами. Овладевают техническими навыками изображения различных видов росписи. Приобретают навыки конструирования и моделирования из различных материалов.

Занятие 1. Беседа о декоративно-прикладном искусстве – 1час.

Роль и значение ДПИ в процессе обучения. Задачи курса декоративно-прикладного искусства. Знакомство с материалами и рабочими инструментами, их свойствами и их использованием, с приемами работы. Знакомство с организацией рабочего места учащегося, его подготовкой к работе.

Материал: репродукции, фотографии работ, изделия декоративно-прикладного искусства.

Занятие 2. Виды и структура орнаментов.

Виды орнаментов – геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный и комбинированный. Типы орнамента – ленточный, сетчатый и замкнутый. Ритм и симметрия в орнаменте.

Цель: Знакомство с разнообразием орнаментальных мотивов разных стран и народов.

Задача: Грамотно закомпоновать изображение в листе. Добиться выразительности линий.

Материал: фломастеры, бумага.

Занятие 3. Стилизация природных форм.

Отбирая главное преобразовать предмет, подчиняя его форму и цвет ритмическому строю изображения.

Цель: Развитие эмоционально-ассоциативного восприятия учащихся. Познакомить с возможностями декорирования.

Задача: Выделить главное и типичное, творчески переосмыслить натуру, нарисовать стилизованную растительную форму.

Материал: глеевые ручки, бумага.

Занятие 4. Народные художественные промыслы.

Отличительные особенности традиционных художественных промыслов России. Приемы нанесения различных мазков. Цветовая палитра в каждом виде росписи.

Цель: знакомство с художественными промыслами России.

Задача: Овладение техническими навыками. Изображение элементов различных росписей.

Материал: гуашь, бумага, кисти.

Занятие 5. Стилизованная роспись по твердому материалу.

Оформление поверхности камня стилизованной росписью. Работа над эскизом.

Цель: Развитие образного мышления, раскрытие творческих способностей учащихся.

Задача: Разработать эскиз. Заполнить росписью плоскость с учетом формы камня.

Материалы: камни, гуашь, бисер, кисти, клей ПВА.

Занятие 6. Аппликация из различных по фактуре материалов.

Коллективная работа над замыслом, подбор материалов. Выполнение работы с использованием различных по фактуре и качеству материалов.

Цель: Формировать умения работы в коллективе, навыков в подборе цветовой палитры и материала.

Задача: Гармоничное заполнение листа. Создание полуобъемной композиции.

Материал: цветная бумага, картон, лоскуты, ленты, бисер, клей ПВА, ножницы.

Занятие 7. Работа с природными материалами.

Сбор природных материалов. Работа над творческой идеей композиции. Изготовление фигурок, склеивание частей в целое.

Цель: Познакомить учащихся с возможностями работы с природными материалами.

Задача: Научить видеть красоту в реальной действительности. Передача характерных особенностей большой формы.

Материал: листья, шишки, кора деревьев и т. п., пластилин.

Занятие 8. Объемно-декоративная работа. Конструирование из бумаги.

Вырезанные силуэты оформляются учащимися в коллективную работу.

Цель: Развитие фантазии. Знакомство с понятием семетричности. Применение в практической работе теоретических знаний.

Задача: использование технических приемов складывания и вырезания бумаги.

Материал: цветная бумага, ножницы, клей ПВА.

2 класс (34 учебных часа)

Во втором классе учащиеся работают с природными материалами, бумагой и различными подручными материалами. Продолжают знакомство с приемами складывания бумаги. Многообразием способов работы с подручным материалом. Учатся разбираться в художественно-выразительных особенностях языка декоративно-прикладного искусства. Учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе эстетического анализа.

Занятие 1. Работа с природными материалами.

Подбор материала, выполнение замысла композиции. Приклеивание природного материала в соответствии с замыслом.

Цель: Развивать фантазию учащихся, воспитывать любовь к природе и искусству.

Задача: Выполнить работу в технике аппликации из природных материалов.

Материалы: картон, ножницы, клей, засушенные растения.

Занятие 2. Рельеф из бумаги. Конструирование.

Знакомство с различными видами поздравительных открыток. Работа над замыслом. Выполнение яркой декоративной работы.

Цель: Развить творческое воображение, умение видеть, запоминать и анализировать образы.

Задача: Продолжить изучать приемы складывания и вырезания бумаги разными способами. Изготовить праздничную открытку.

Материал: бумага, ножницы, картон, клей.

Занятие 3. Объемно-декоративная работа. Новогодние украшения.

Из имеющегося материала выполняются различные украшения к новогодним праздникам.

Цель: развитие фантазии и творческого воображения. Формировать навыки работы с различными материалами.

Задача: Изучить технические приемы. Научить последовательно грамотно вести работу. Продолжить изучать приемы работы в смешанной технике.

Материалы: бисер, фольга, гофрированная бумага, ножницы, клей, проволока.

Занятие 4. Украшение узором объемного предмета.

Робота над замыслом композиции. Роспись бутылки.

Цель: Приобретение навыка заполнения объемной формы узором. Познакомить с новым видом художественной деятельности.

Задача: Научить грамотно, заполнять форму, использовать элементы декора.

Материал: гуашь, лук, кисти, бутылки разной формы.

Занятие 5. Шрифтовая композиция.

Изучение видов шрифтов. Условная стилизация изображение с использованием шрифта.

Цель: расширить кругозор учащихся. Познакомить с некоторыми видами шрифтов.

Задача: Научить грамотно, компоновать, стилизовать и вырезать отдельные элементы шрифтов.

Материал: цветная бумага, ножницы, клей.

Занятие 6. Коллаж.

Работа над эскизом. Выполнение работы в большом формате.

Цель: развитие творческих способностей учащихся. Формирование навыков работы в технике коллаж.

Задача: Научить создавать и осмысливать произведения декоративно-прикладного искусства. При помощи художественных приемов раскрыть замысел работы.

Материал: бумага разная по фактуре, ножницы, клей.

Занятие 7. Конструирование из бумаги. Оригами.

Цель: Развитие логического мышления и пространственного представления. Развитие моторики рук.

Задача: Научить складывать основные модули. Выполнить объемную фигуру с использованием нескольких модулей.

Материал: бумага, ножницы.

3 класс (34 учебных недели)

В третьем классе учащиеся знакомятся с такими видами декоративно-прикладного искусства как – мозаика из яичной скорлупы, бисероплетение, папье-маше, роспись по ткани «батик», работа с конструкциями. Продолжают знакомство с возможностями декорирования форм и предметов. Учатся создавать работу, связывая основные части и детали с конструктивной особенностью формы. На занятиях в третьем классе формируются навыки работы с разными материалами. Учащиеся учатся самостоятельно задумывать, развивать, осмысливать и выполнять работу. В основу работы над декоративно-прикладным искусством в третьем классе положен активный метод преподавания, основанный на живом восприятии явлений и творческом воображении учащихся.

Занятие 1. Папье-маше.

Подготовка рабочего места. Последовательное и поэтапное выполнение изделия. Роспись готовой работы.

Цель: Формировать в процессе обучения творческое воображение и фантазию учащихся. Развивать навыки работы в технике папье-маше.

Задача: познакомить с техникой работы папье-маше. Научить создавать предметы декора своими руками.

Материал: газеты, клейстер, гуашь, кисти.

Занятие 2. Работа с бисером.

Плетение элементов. Практическая работа.

Цель: развитие мелкой моторики рук, сенсорных ощущений. Формировать стремление к самостоятельной творческой деятельности.

Задача: Научить приемам плетения из бисера. Познакомить с видами бисера и способами работы с ним.

Материал : бисер разных цветов, проволока.

Занятие 3. Мозаика из яичной скорлупы.

Наносим рисунок на картон. Переводим на кальку все детали. Нумеруем. Заклеиваем яичной скорлупой. Последовательно ведем работу.

Цель: развивать наблюдательность, творческое мышление и воображение.

Задача: Познакомить с новой техникой – мозаика из яичной скорлупы. Научить приемам работы с яичной скорлупой.

Материал: скорлупа, клей, картон.

Занятие 4. Роспись по ткани.

Попробовать работать в различных техниках батика. Работа над замыслом. Выполнение декоративного панно.

Цель: Развивать кругозор учащихся. Формировать навыки работы с материалом. Развивать умения декорирования предметов и вещей.

Задача: Познакомить с искусством росписи ткани. Видами Батика и способами выполнения. Выполнить работу в выбранной технике в соответствии с замыслом.

Материал: ткань, акриловые краски для ткани, резерв.

Занятие 5. Конструирование архитектурных сооружений.

Изучение видов архитектурных сооружений в зависимости от их назначения. Практическая работа.

Цель: развивать конструктивное мышление и пространственное представление. Продолжить развивать навыки элементов конструирования.

Задача: Научить в масштабе и объеме передавать идейный замысел работы. Передать связь основных частей и деталей с учетом конструктивных особенностей формы. Выполнить конструкцию, макет здания.

Материал: бумага, картон, ножницы, клей.

4 класс (34 учебных недели)

В четвертом классе учащиеся продолжают знакомство с видами декоративно-прикладного искусства. Закрепляют знания, умения и навыки предыдущих лет учебы. По итогам изучения программы четырехлетнего обучения создают самостоятельную работу с применением изученного материала.

Занятие 1. Мозаика.

Цель: развитие моторики рук, образного мышления. Умения при помощи цвета передать замысел композиции.

Задача: Научить видеть целое при составлении работы из отдельных мелких частей, подчинять мелкие детали главному в работе.

Занятие 2. Коллаж. Коллективная работа.

Поиск эскиза и осуществление в технике коллажа плаката на задуманную тему. Цветовой и графический ритм. Органическое сочетание мотивов коллажа, рисунка и шрифта в плакате.

Цель: Развитие навыков коллективной работы. Воспитывать творческую сторону личности.

Задача: Решение композиции плаката.

Материал: гуашь, тушь, ткань, фотографии, клей, ножницы.

Занятие 3. Конструирование из бумаги. Исторические персонажи.

Работа над замыслом композиции. Выполнение отдельных деталей. Склеивание работы.

Цель: Развитие образного мышления и творческого представления. Закрепить навыки конструирования из бумаги.

Задача: применить на практике навыки конструирования, приобретенные за время обучения.

Материал: бумага, ножницы, клей.

Занятие 4. Итоговая работа.

Самостоятельная работа, выполняется учащимися в любой технике, изученной за время обучения.

Цель: проверка знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися за четыре года обучения по данной программе.

Материал: по выбору учащихся.

Предполагаемые результаты:

По окончании обучения по данной программе учащиеся должны знать и уметь:

  • Виды декоративно-прикладного искусства.
  • Уметь стилизовать природные формы.
  • Работать с различными материалами и в разных техниках.
  • Уметь использовать ритм, линию, силуэт, цвет, пропорции, форму, как средства художественной выразительности при создании образа декоративной вещи.
  • Различать и узнавать виды художественных промыслов.
  • Уметь декорировать формы, предметы и элементы интерьера.
  • Овладеть техническими навыками выполнения различных росписей.
  • Приобрести навыки конструирования и моделирования из различных материалов.
  • Уметь грамотно вести работу с точки зрения композиции декоративно-прикладного искусства.
  • Уметь разбираться в художественно-выразительных особенностях языка декоративно-прикладного искусства.
  • Уметь применять полученные знания на практике.

Список литературы

  • Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для Учителя. – М.: Просвещение, 1984.
  • Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? – М.: Галарт, 1998.
  • Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. – М.: Изобр. Искусство, 1983.
  • Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – 22-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1998.
  • Сокольникова Н. М. изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе:.– М.: Издательский центр «Академия»,2003.
  • Кузин В. С. Психология живописи. Учебное пособие для вузов. – М,: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21век», 2005.
  • Пульман Л. Г. Методика преподавания композиции декоративно-прикладного искусства в ДХШ. – Минск.: 1980.
  • Терещенко Т. Ф. Декоративно-прикладная композиция. – М.: 1987.
  • Большая книга игр и поделок/пер. с нем. Ю. Бема. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
  • Е. В. Данкевич, О. В. Жакова. Большая книга поделок для девочек и мальчиков. ООО «Издательство «Кристал»», М.: ЗАО «Издательский дДром Оникс», 2000.
  • И. А. Дворкина , Батик. – М.: ОАО издательство «Радуга», 2002.

Актуальность проекта: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить. Необходимо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре.

Гипотеза: если в работе с дошкольниками для развития художественно – творческих способностей использовать декоративно – прикладное искусство, то это будет способствовать повышения уровня развития эстетического вкуса у детей, а также воспитанию патриотических чувств.

Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.

Сроки реализации проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.

Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

Выходом данного проекта стал подпроект "День открытых дверей".

Проблема проекта: Семья и детский сад-два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе, помочь осознать важность единых требований семьи и детского сада? Выбор форм и методов взаимодействия - это всегда попытка помочь семье в воспитании ребенка.

Цель проекта: установление доверительных и партнёрских отношений с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

  • Повысить психолого – педагогическую культуру родителей.
  • Сократить дистанцию между педагогами и родителями.
  • Приобщение родителей к жизни детей в детском саду, к их интересам.
  • Обобщение результатов коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации проекта «Народные промыслы».

Гипотеза: мы предполагаем, что день открытых дверей позволит нашему детскому саду стать более открытым для родителей и общественности. Установятся более доверительные отношения между родителями, детьми и педагогами.

Ожидаемый результат:

  • Родители станут участниками педагогического процесса.
  • Совместная работа с семьей будет способствовать созданию единого образовательного пространства для детей и воспитывающих их взрослых.

Перспектива проекта:

День открытых дверей станет действенной формой педагогической пропаганды, это способ познакомить родителей с условиями,содержанием, приемами образовательной работы.

Вид проекта: информационный

Сроки реализации: краткосрочный (1 день)

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Ручеек»

ПОДПРОЕКТ «ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ»

ТЕМА ДНЯ: «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»

Выполнили воспитатели Фадеева И.Е, Аксенова Е.А.

Городской округ город Выкса - 2014 г

Проблема проекта: Семья и детский сад-два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе, помочь осознать важность единых требований семьи и детского сада? Выбор форм и методов взаимодействия - это всегда попытка помочь семье в воспитании ребенка.

Цель проекта : установление доверительных и партнёрских отношений с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Задачи:

  • Повысить психолого – педагогическую культуру родителей.
  • Сократить дистанцию между педагогами и родителями.
  • Приобщение родителей к жизни детей в детском саду, к их интересам.
  • Обобщение результатов коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации проекта «Народные промыслы».

Гипотеза: мы предполагаем, что день открытых дверей позволит нашему детскому саду стать более открытым для родителей и общественности. Установятся более доверительные отношения между родителями, детьми и педагогами.

Ожидаемый результат:

  • Родители станут участниками педагогического процесса.
  • Совместная работа с семьей будет способствовать созданию единого образовательного пространства для детей и воспитывающих их взрослых.

Перспектива проекта:

День открытых дверей станет действенной формой педагогической пропаганды, это способ познакомить родителей с условиями,содержанием, приемами образовательной работы.

Вид проекта : информационный

Сроки реализации : краткосрочный (1 день)

Основной этап реализации проекта

Время

проведения

Режимные моменты

Ответственные

Утро

Прогулка

Вечер

Утренняя гимнастика (приложение №1)

Цель: повышение степени устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.

Воспитатель

Дыхательная гимнастика (приложение №2)

Цель: формирование умения слушать свое дыхание, профилактика бронхолегочных заболеваний.

Воспитатель

Утренний «Круг друзей»

Цель: настроить детей на предстоящую деятельность.

Воспитатель

НОД по изобразительному творчеству (приложение №3)

Цель: закрепление знаний детей о народных промыслах, элементах дымковской росписи.

Специалист по ИЗО:

Волкова Г.В.

Динамическая пауза «Привезли мы глину с дальнего бугра…»(№4)

Цель: разучивание слов, развитие умения соотносить слова с действиями. Умение показывать мимикой и жестами.

Родитель:

Снегирева

НОД по декоративно-прикладному искусству «Народные промыслы» (использование ИКТ+ аппликация)

(приложение №5)

Артикуляционная гимнастика со свистульками

Подвижные игры: «Жмурки»; «У медведя во бору»; р. н. игры (приложение №6)

Коллективный труд в природе: уборка опавшей листвы на групповом участке

Ознакомление с искусством: выставка декоративно-прикладного искусства.

Беседа по теме «Народные промыслы»

Пение песни «Гжель»; игра с пением рус. нар. песни «Каравай»

«Сладкий вечер» (чаепитие из гжельской посуды)

Подведение итогов дня

ВЫХОД

Цель: : расширение представлений детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства.

Цель: развитие речевого дыхания

Цель: развитие у детей быстроты реакции, внимания, поддержание интереса к подвижным играм. Воспитание любви к родному краю, земле; чувства партнерства в играх.

Цель: умение родителей создавать детям радостное настроение от выполненной работы. Воспитание экологической культуры.

Цель: расширение представлений детей о многообразии видов народно-прикладного искусства. Закрепления умения выделять основные средства выразительности, используемые при изготовлении различных промыслов. Воспитание уважения к труду народных умельцев, гордость за мастерство русского народа.

Цель: развитие у детей чувство ритма в танцевальной импровизации, приобщение к культуре русского народа.

Цель: воспитание дружеских взаимоотношений между детьми и родителями; активизация в речи слов (кусковой сахар, щипцы); создание веселого радостного настроения.

Цель: обсуждение с родителями и детьми понравившихся моментов. Отзывы и предложения.

ОФОРМЛЕНИЕ ФОТООТЧЕТА

Воспитатель

Родитель: Ильичева Т.И.

Родитель: Крошкина Е.С.

Воспитатель

Родители:

Гусев

Родители:

Снегирева

Левина

Дигилева

Музыкальный руководитель: Маслихина Т.В.

Родители: Зверева Галкина

Воспитатели

Воспитатель

Родитель:

Ильичева Т.И.


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №109 о. в.» г. Магнитогорск Проект «Декоративно-прикладное искусство»

Воспитатель

Токарева Виктория Викторовна

Участники проекта:

Дети средней группы и их родители


Актуальность проекта

В настоящее время дети в средней возрастной группы недостаточно дифференцируют понятия о декоративно – прикладном искусстве, о русско-прикладном промысле, неуверенно используют обобщающие понятия.

У детей слабо развит познавательный интерес об истории народных игрушек, о народных мастерах, особенностях росписей.

Также наблюдается бедный словарь существительных, прилагательных по теме «Декоративно- прикладное искусство».

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношениях.


Цель:

формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство


Задачи:

  • Образовательные: познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – городецкой росписью, с гжелью, дымковской, филимоновской игрушкой. Вызвать интерес у детей к народному творчеству. Учить видеть красоту и своеобразие, городецкой, гжельской, филимоновской, дымковской росписи. Учить использовать различные элементы, в определённых видах росписей. Учить ориентироваться в различных видах росписи.
  • Воспитательные: воспитывать любовь к народному творчеству; уважение к работе народных мастеров, воспитывать патриотические чувства.
  • Развивающие: развивать чувство цвета, композиционные умения; внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.

Активизация словаря: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, гжель, ярмарка, филимоновская, дымковская игрушка.


Планируемые результаты проекта:

  • Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской, филимоновской игрушки, городецкой, гжельской росписи.
  • Умение детей ориентироваться в различных видах росписи.
  • Умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.

Вид проекта:

краткосрочный, творчески- информационный.

Участники проекта:

дети средней группы, их родители, воспитатель.

Срок реализации проекта:

1 неделя (март)


Этапы реализации проекта:

1)этап-подготовительный.

1.Постановка цели и задач.

2.Определение методов исследования.

3.Подбор наглядно-иллюстративного материала.

4.Подбор художественной литературы по теме (загадки, стихи).

5.Подбор материала для продуктивной деятельности.

2)этап-основной .

Проведение комплекса мероприятий по теме: «Приобщение детей среднего дошкольного возраста к народному декоративно - прикладному творчеству»

Включает в себя:

1.Работа с детьми.

2.Работа с родителями.

1.ООД. Познавательное «Умелые мастера»

2. ООД. Рисование «Дымковский орнамент», «Филимоновская игрушка», «Гжель»

3.ООД. Аппликация «Дымковская уточка»

4.ООД Познавательное развитие (ознакомление с окружающим) с использованием ИКТ «Декоративно- прикладное искусство»


1 этап

Подбор наглядно- демонстративного материала, художественной литературы.


2 этап

Самостоятельная деятельность детей.


Дымковская игрушка

Дымковская игрушка - один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет.

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.




Гжель

Техника гжельского рисунка имеет две основные особенности: наносится только вручную; использование краски 3-х основных цветов: белого (фон изделия), синего и голубого (сам рисунок). Насчитывается больше 20 оттенков синего цвета, который получается после обжига.

Главный секрет гжельского рисунка - нанесение мазков, которые всегда считались родовой приметой искусства. Правильная технология гжельского рисунка подразумевает правильное соотношение синего и белого цветов, а также отличие каждого последующего мазка от предыдущего. Данная методика получила название "азбука мазков".




Работа с родителями

Дети дома с родителями раскрашивали игрушки разными видами росписи.


3 этап-заключительный.

Создание выставки «Декоративно-прикладное искусство»


Создание произведений декоративно-прикладного творчества – очень трудоемкий и многоэтапный процесс. В отличие от живописцев, музыкантов, актеров, пользующихся готовым материалом, художник-прикладник, прежде чем создать изделие, должен подготовить материал, продумать технологию его обработки. Мастер должен помнить, что между замыслом и исполнением лежит длительный и сложный технологический процесс. Поэтому идейное содержание произведений декоративно-прикладного искусства может быть понято наиболее полно лишь при ясном представлении взаимосвязи предмета со средой и с человеком. Если рассматривать взаимосвязь среды и человека в широком смысле слова, то мы неизменно упираемся в определенную организационную структуру – клуб по интересам, дом детского творчества, индивидуальные творческие мастерские и т.д. Формы могут быть различны, но суть остается одна – для творчества необходима определенная атмосфера и определенная творческая среда. Все это, на наш взгляд, с успехом сочетается в системе дополнительного образования.

Дополнительное образование остается в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом влияет на развитие ребенка. Основы личностного развития: интеллектуального, эмоционального, коммуникативного закладываются в самом раннем детстве, это безусловный факт. Детство – это период, когда человек осознает себя и свое место в этом мире, учится взаимодействовать с другими детьми и взрослыми.

На сегодняшний день изменились требования к обучению, и в том числе в учреждениях дополнительного образования. Если раньше на первый план выходила задача обучения, то есть получения определенного набора знаний, умений и навыков, то сейчас этого недостаточно. Сегодня учреждение дополнительного образования – это открытая и творческая система, в которой на первый план выходит системно-деятельностная парадигма образования. Не вызывает сомнений огромное значение инновационной деятельности, в частности, применения метода проектов как составной части образовательно-воспитательного процесса. Сегодня проектирование, как социальное, так и творческое, является ключевым моментом в организации образовательного процесса. С введением ФГОС для дошкольного, начального и основного общего образования педагоги дополнительного образования могут применять на практике унифицированную систему оценки качества образования, основанную на освоении учащимися универсальных учебных действий. К числу планируемых результатов образовательной деятельности в соответствие с ФГОС отнесены:

– личностные результаты: готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию;

– метапредметные результаты: освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

– предметные результаты.

Работая в системе дополнительного образования уже более 20 лет, я пришла к одному очень простому выводу – нельзя ограничивать полет детского творчества! Наоборот, надо помогать детям раскрыться, дать им возможность проявить свои не только явные, но и скрытые таланты и возможности! В моем творческом объединении «Дизайн-мастерская «Макраме» для детей есть все условия – замечательная мастерская в клубе «Калейдоскоп» Центра внешкольной работы «Галактика», дружный коллектив, свобода творчества. А разработка и реализация коллективных и индивидуальных творческих проектов, как показывает практика, это максимально эффективное средство для развития ребенка и сплочения коллектива. Мы занимаемся проектированием не только в рамках занятий, но и в рамках культурно-досуговой деятельности. Вот несколько иллюстраций нашей проектной деятельности только за последний год:

1. Сезонные творческие проекты по временам года: если зима, то это может быть новогодняя композиция, северный пейзаж, зимний лес. Если весна, то в проекте обязательно есть символы весны – подснежники, мимоза, одуванчики. Лето – разнообразие цветов, парки, фонтаны. Осень – осенние деревья, ежики с грибами и ягодами.

2. Космический проект – неоценима роль пап и дедушек, которые помогают своим детям изготавливать ракеты, летающие тарелки, инопланетян. Результатом космического проекта стали не только детские работы, но и новые знания, которые ребята черпали из различных источников информации.

3. Проект по сказкам Пушкина. Как и положено настоящим творцам, начинать работу нужно с коллективного обсуждения общего замысла, выбора интересного и забавного героя. Ребята составляли план проекта, предлагая свои идеи, готовили персонажей в разных техниках прикладного творчества. В результате каждый участник проекта, представляя изготовленного им персонажа, «озвучивал» его, читая стихи поэта. И, конечно же, детские изделия, объединённые в композицию «По сказкам Пушкина», были представлены на постоянно действующей выставке в холле клуба. Это вызвало немалый интерес и у детей и взрослых разных возрастов, а творческое объединение пополнилось новыми учащимися.

4. В проектах «Цветы» и «Украшения» в технике макраме и бисероплетения активными участниками стали не только дети, но и мамы, бабушки, старшие сёстры.

Во всех проектах очень удачно сочетаются разные виды техник. В процессе работы над проектом включается творческая мысль, предлагаются всевозможные идеи, востребована помощь родителей, используется разная литература, интернет и пр. Работы всем хватает. А как результат – обязательная выставка работ, участие в конкурсах, проведение презентаций и мастер-классов.

Накануне празднования 70-летия Великой Победы, готовились с детьми к выставкам. Мысли об историческом прошлом народа неизменно вызывают чувство национальной гордости, трогательно до слез было слушать рассказы о родственниках-фронтовиках, рассматривать фотографии из семейных архивов, делиться впечатлениями о множестве мероприятий, которые проходили в школах, клубах и даже во дворах, с настоящим оркестром и солдатской кухней. Продумывая проект, мы обсуждали, как можно выразить патриотизм, гордость за свою Родину, благодарность, используя свойство материала, будь то макраме или бисер, из которого выполнялись изделия. В результате появились композиции: «Вечный огонь», «Дерево памяти» с портретами ветеранов, «Салют Победы», панно с выплетенными буквами, цифрами, Георгиевские ленты. Все это готовилось задолго, с трепетом, переживаниями, чтобы все получилось аккуратно. И здесь цель одна: воспитание в подрастающем поколении чувства патриотизма, любви к Родине, национальной истории и культуре.


Каждый человек в душе творец. Всем знакомо ни с чем несравнимое состояние радости, когда частичка души медленно перетекает в создаваемую своими руками красоту. Недаром выполненные с любовью вещи несут в себе частичку своего создателя. А создание коллективной работы увеличивают эту радость. И пусть наши занятия с детьми останутся для них не только приятным воспоминанием детства, но и принесут конкретные плоды в их будущей взрослой жизни.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то