Василий теркин сложный план. Анализ «Василий Тёркин» Твардовский

Анализ произведения

«Василия Теркина» по праву считают одним из самых значи­тельных произведений литературы второй половины XX века.

Поэма состоит из двадцати девяти глав. Каждая глава является самостоятельным произведением. В книге встречается много ли­рических отступлений. Ее содержание и форма близки к народ­ным. Она представляет собой сплав жанров лирики и эпоса. В ней есть все: юмор и патетика, зарисовки фронтового быта и герои­ческих сражений, непринужденная шутка и трагизм, высокое ораторство и народный язык. Это не поэма, а народная книга. Твардовский придумал всеобщий жанр и назвал его «книга про бойца». Темой данного произведения является война. Автор пока­зывает ее от начала до конца.

За скупыми строками виден образ автора. Мы узнаем о нем из лирических отступлений и понимаем, что он очень любит своего героя. Произведение носит высокий идейный смысл. Близость к народному поэтическому языку, простота — все это делает поэму подлинно народным произведением. Не только бойцам на войне стало тепло от этих стихов, но и сейчас, спустя годы, они излучают неиссякаемую теплоту человечности.

Характер Василия раскрывается постепенно. На протяжении всей книги автор показывает Теркина с разных сторон. Герой про­являет настоящее мужество и смелость в главе «Переправа».

Описывая происходящее на войне, автор подчеркивает, что солдаты — не герои от рождения, они — молодые ребята. Неко­торые участвуют в военных событиях впервые, но на их лицах героизм. Автор подчеркивает, что подвиг этих молодых солдат является продолжением подвигов их отцов и дедов — воинов про­шлых столетий. Об участии Теркина в войне автор рассказывает в полушутливой форме. Он рассказывает про мечты Теркина о возвращении домой. Теркин мечтает о наградах, но проявляет скромность «нет, мне ордена не надо, я согласен на медаль». Он хочет произвести впечатление на девушек:

…И девчонки на вечерке Позабыли б всех ребят,

Только слушали б девчонки,

Как ремни на мне скрипят.

В этой сцене Теркин выглядит жизнерадостным и простым. Но автор сменяет строки, полные юмора, на строки с описани­ем страшного боя:

Страшный бой идет кровавый,

Смертный бой не ради славы —

Ради жизни на земле.

Этим автор показывает, что путь к счастью проходит через борьбу, единство судьбы народа с судьбой страны, и что счастье отдельного человека невозможно без счастья его народа. Теркин умеет поднять настроение солдат, он добивается того, чтобы они взглянули на мир другими глазами.

Два танкиста в память об убитом командире дарят Теркину гармонь. Теркин играет веселую мелодию, и солдаты начинают плясать.

Потерять кисет с махоркой,

Если некому пошить —

Я не спорю — тоже горько,

Тяжело, но можно жить,

Пережить беду-проруху,

В кулаке держать табак.

Но Россию, мать-старуху,

Нам терять нельзя никак.

Твардовский рассказывает и о любви. Бойцы с нежностью вспо­минают своих матерей, жен, девушек, которые ждут их возвра­щения.

Я мечтал о сущем чуде:

Чтоб от выдумки моей

На войне живущим людям Было,

может быть, теплей.

План
1. Монолог героя поэмы.
2. Переправа.
3. Раненый Теркин попадает в медсанбат.
4. Рассуждение героя о возвращении домой.
5. Сопоставление героя поэмы с ветераном прошлой войны.
6. Бой Теркина с немцем.
7. Теркин сбивает из винтовки самолет и получает за это орден.
8. Бой.
9. Мечты героя об отдыхе.
10. Взвод переходит в наступление.
11. Разговор со смертью.
12. Встреча со стариком и старухой.
13. Дорога на Берлин.
14. Прощание с героем произведения.

"Василия Теркина" по праву считают одним из самых значительных произведений литературы второй половины XX века.

Поэма состоит из двадцати девяти глав. Каждая глава является самостоятельным произведением. В книге встречается много лирических отступлений. Ее содержание и форма близки к народным. Она представляет собой сплав жанров лирики и эпоса. В ней есть все: юмор и патетика, зарисовки фронтового быта и героических сражений, непринужденная шутка и трагизм, высокое ораторство и народный язык. Это не поэма, а народная книга. Твардовский придумал всеобщий жанр и назвал его "книга про бойца". Темой данного произведения является война. Автор показывает ее от начала до конца.

За скупыми строками виден образ автора. Мы узнаем о нем из лирических отступлений и понимаем, что он очень любит своего героя. Произведение носит высокий идейный смысл. Близость к народному поэтическому языку, простота - все это делает поэму подлинно народным произведением. Не только бойцам на войне стало тепло от этих стихов, но и сейчас, спустя годы, они излучают неиссякаемую теплоту человечности.

Характер Василия раскрывается постепенно. На протяжении всей книги автор показывает Теркина с разных сторон. Герой проявляет настоящее мужество и смелость в главе "Переправа".

Описывая происходящее на войне, автор подчеркивает, что солдаты - не герои от рождения, они - молодые ребята. Некоторые участвуют в военных событиях впервые, но на их лицах героизм. Автор подчеркивает, что подвиг этих молодых солдат является продолжением подвигов их отцов и дедов - воинов прошлых столетий. Об участии Теркина в войне автор рассказывает в полушутливой форме. Он рассказывает про мечты Теркина о возвращении домой. Теркин мечтает о наградах, но проявляет скромность "нет, мне ордена не надо, я согласен на медаль". Он хочет произвести впечатление на девушек:

…И девчонки на вечеркеПозабыли б всех ребят,Только слушали б девчонки,Как ремни на мне скрипят.

В этой сцене Теркин выглядит жизнерадостным и простым. Но автор сменяет строки, полные юмора, на строки с описанием страшного боя:

Страшный бой идет кровавый,Смертный бой не ради славы -Ради жизни на земле.

Этим автор показывает, что путь к счастью проходит через борьбу, единство судьбы народа с судьбой страны, и что счастье отдельного человека невозможно без счастья его народа. Теркин умеет поднять настроение солдат, он добивается того, чтобы они взглянули на мир другими глазами.

Два танкиста в память об убитом командире дарят Теркину гармонь. Теркин играет веселую мелодию, и солдаты начинают плясать.

Потерять кисет с махоркой,Если некому пошить -Я не спорю - тоже горько,Тяжело, но можно жить,Пережить беду-проруху,В кулаке держать табак.Но Россию, мать-старуху,Нам терять нельзя никак.

Твардовский рассказывает и о любви. Бойцы с нежностью вспоминают своих матерей, жен, девушек, которые ждут их возвращения.

Я мечтал о сущем чуде:Чтоб от выдумки моейНа войне живущим людямБыло, может быть, теплей.

План

Монолог героя поэмы. Переправа. Раненый Теркин попадает в медсанбат. Рассуждение героя о возвращении домой. Сопоставление героя поэмы с ветераном прошлой войны. Бой Теркина с немцем. Теркин сбивает из винтовки самолет и получает за это орден. Бой. Мечты героя об отдыхе. Взвод переходит в наступление. Разговор со смертью. Встреча со стариком и старухой. Дорога на Берлин. Прощание с героем произведения.

«Василия Теркина» по праву считают одним из самых значи-тельных произведений литературы второй половины XX века.

Поэма состоит из двадцати девяти глав. Каждая глава является самостоятельным произведением. В книге встречается много ли-рических отступлений. Ее содержание и форма близки к народ-ным. Она представляет собой сплав жанров лирики и эпоса. В ней есть все: юмор и патетика, зарисовки фронтового быта и герои-ческих сражений, непринужденная шутка и трагизм, высокое ораторство и народный язык. Это не поэма, а народная книга. Твардовский придумал всеобщий жанр и назвал его «книга про бойца». Темой данного произведения является война. Автор пока-зывает ее от начала до конца.

За скупыми строками виден образ автора. Мы узнаем о нем из лирических отступлений и понимаем, что он очень любит своего героя. Произведение носит высокий идейный смысл. Близость к народному поэтическому языку, простота — все это делает поэму подлинно народным произведением. Не только бойцам на войне стало тепло от этих стихов, но и сейчас, спустя годы, они излучают неиссякаемую теплоту человечности.

Характер Василия раскрывается постепенно. На протяжении всей книги автор показывает Теркина с разных сторон. Герой про-являет настоящее мужество и смелость в главе «Переправа».

Описывая происходящее на войне, автор подчеркивает, что солдаты — не герои от рождения, они — молодые ребята. Неко-торые участвуют в военных событиях впервые, но на их лицах героизм. Автор подчеркивает, что подвиг этих молодых солдат является продолжением подвигов их отцов и дедов — воинов про-шлых столетий. Об участии Теркина в войне автор рассказывает в полушутливой форме. Он рассказывает про мечты Теркина о возвращении домой. Теркин мечтает о наградах, но проявляет скромность «нет, мне ордена не надо, я согласен на медаль». Он хочет произвести впечатление на девушек:

…И девчонки на вечерке Позабыли б всех ребят, Только слушали б девчонки, Как ремни на мне скрипят.

В этой сцене Теркин выглядит жизнерадостным и простым. Но автор сменяет строки, полные юмора, на строки с описани-ем страшного боя:

Страшный бой идет кровавый, Смертный бой не ради славы - Ради жизни на земле.

Этим автор показывает, что путь к счастью проходит через борьбу, единство судьбы народа с судьбой страны, и что счастье отдельного человека невозможно без счастья его народа. Теркин умеет поднять настроение солдат, он добивается того, чтобы они взглянули на мир другими глазами.

Два танкиста в память об убитом командире дарят Теркину гармонь. Теркин играет веселую мелодию, и солдаты начинают плясать.

Потерять кисет с махоркой, Если некому пошить - Я не спорю — тоже горько, Тяжело, но можно жить, Пережить беду-проруху, В кулаке держать табак. Но Россию, мать-старуху, Нам терять нельзя никак.

Твардовский рассказывает и о любви. Материал с сайта Бойцы с нежностью вспо-минают своих матерей, жен, девушек, которые ждут их возвра-щения.

Я мечтал о сущем чуде: Чтоб от выдумки моей На войне живущим людям Было, может быть, теплей.

План

  1. Монолог героя поэмы.
  2. Переправа.
  3. Раненый Теркин попадает в медсанбат.
  4. Рассуждение героя о возвращении домой.
  5. Сопоставление героя поэмы с ветераном прошлой войны.
  6. Бой Теркина с немцем.
  7. Теркин сбивает из винтовки самолет и получает за это орден.
  8. Мечты героя об отдыхе.
  9. Взвод переходит в наступление.
  10. Разговор со смертью.
  11. Встреча со стариком и старухой.
  12. Дорога на Берлин.
  13. Прощание с героем произведения.

План
Введение
Герой поэмы Василий Теркин - любимый народный герой.
Основная часть
Образ героя:
а) Теркин - человек долга;
б) он надежный товарищ;
в) Теркин мечтает о награде, но не сейчас, а когда кончится война;
г) он мастер на все руки;
д) Теркин - жизнерадостный, добрый человек.
Заключение
Теркин - воплощение национального характера.
Герой поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин» стал любимым народным героем в годы войны и продолжал им оставаться еще много лет спустя. Это простой солдат, деревенский парень, вставший на защиту своей Родины. Он человек из народа, близкий тем бойцам, которые читали поэму где- нибудь на фронте в редкие свободные минуты.
Чем он так близок им?
Конечно, прежде всего чувством долга, горячим патриотизмом, сознанием своей ответственности.
Грянул год, пришел черед,
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за все на свете.
Он надежный товарищ, готовый, если надо, погибнуть сам, но выручить своих соратников. Он совершает подвиг, переплыв
ледяную реку, чтобы доложить об удачной переправе их взвода и попросить огневой поддержки, но для него это не подвиг, а нечто совершенно естественное. Так было надо.
Он мечтает о награде, но не сейчас, а вот когда кончится война... «Я не гордый», - говорит он о себе, и ордена ему не нужно, он «согласен на медаль». Зачем она ему? Мечты о мирной жизни, о любви, о возвращении домой, конечно, свойственны герою. Но эту грусть он не выставляет напоказ, он не унывает сам и не дает унывать товарищам. Мастер на все руки, гармонист, балагур - и за это его любят и ценят однополчане. Он шутит даже в самые неожиданные минуты: его, полузамерзшего, растирают спиртом, а он вдруг просит «погреться изнутри». Можно жить без еды какое-то время, говорит автор, но
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой.
Это хорошо понимает Василий Теркин. Он жизнерадостный, добрый человек, к жизни относится легко и всегда верит в лучшее:
Я большой охотник жить
Лет до девяноста.
Мужественный солдат, преданный Родине и народу, надежный товарищ в бою, оптимист, никогда не унывающий и всегда готовый прийти на помощь, - такого героя полюбили и оценили читатели. Это воплощение и национального характера, и народного юмора, и народного патриотизма. Поэтому такой герой - большая удача автора, и он еще долго будет оставаться любимым народным героем.

Тема урока: «Дороги Василия Теркина».

Тип урока: урок обобщающего повторения.

Цель: подвести итог изучения поэмы: от истории создания произведения до характеров героев.

Задача - показать знание текста, понимание идейно-художественного богатства поэмы, проникнуть в замысел автора, научиться понимать чувства, переживания человека, проникнуться гордостью за русский народ-победитель.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Донгак Елена Николаевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ с.Балгазын.

Урок литературы в 8 классе «Дороги Василия Теркина».

Тема урока: «Дороги Василия Теркина».

Тип урока: урок обобщающего повторения.

Цель: подвести итог изучения поэмы: от истории создания произведения до характеров героев.

Задача - показать знание текста, понимание идейно-художественного богатства поэмы, проникнуть в замысел автора, научиться понимать чувства, переживания человека, проникнуться гордостью за русский народ-победитель.

Ход урока.

Звучит песня “Дороги” (сл. Л. Ошанина и муз. А. Новикова)

1.Слово учителя. Сколько дорог исхожено, сколько сапог изношено русским воином. О нем с уважением и любовью народ говорит: «Бывалый! Везде побывал, все повидал. Многое рассказать может». И сегодня мы пройдем дорогами такого героя (учитель обращается к теме урока, помещенной на доске). Это, конечно же, Василий Теркин из одноименной поэмы А.Т. Твардовского (слайд № 1 портрет Теркина), о которой он писал: (учитель обращается к эпиграфу, помещенному на доске)

«Теркин» был для меня моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю».(слайд №2)

2.Начнем мы поход с устного описания памятника А. Твардовскому и его герою В. Тёркину (подготовленный ученик знакомит с памятником по фотографии )(слайд№3)

Ученик. На одном из тихих и уютных уголков города Смоленска расположен памятник участникам Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов. На постаменте высечены имена: Александр Твардовский, Василий Тёркин. (слайд №4)

Удобно расположившись на бревне, они увлечённо беседуют, вспоминают дороги пыльные, переправу, схватки боевые, своих друзей… Твардовский сидит, глубоко задумавшись. Он внимательно слушает рассказ об очередном бое, где наши одержали победу, и, возможно, размышляет о своей будущей главе “Книги про бойца”. Тёркин же, как всегда, весел и бодр. Вот- вот закончит свою речь и “заведёт другую песню”: заиграет на трёхрядке, забыв обо всём на свете… А завтра снова в путь-дорожку фронтовую.

3.Учитель: Давайте и мы прислушаемся к разговору двух современников, двух боевых товарищей - автора знаменитой “Книги про бойца” Александра Твардовского и всенародного героя Василия Тёркина. Они вместе прошагали по дорогам войны, преданно выполняя долг перед Родиной и, несмотря ни на какие трудности и испытания, выжили, потому что любили жизнь, свою родную землю, свой народ и страну.

Твардовский : Я ушёл на фронт на второй день войны. Участвовал в битве за Москву, а позднее – в победоносном походе нашей армии за освобождение от немецких фашистов Белоруссии, Украины, Польши и дошёл до Берлина. Все эти годы работал военным корреспондентом. Писал очерки, стихи, фельетоны, листовки, заметки. Встречи с солдатами, испытанное и увиденное своими глазами на дорогах войны повлияли на моё творчество. Все последние новости с фронта записывал в военную тетрадку и материал помещал в газету. Постепенно сложилась “Книга про бойца” и всеобщий любимец Тёркин.

Я мечтал о сущем чуде:

Чтоб от выдумки моей

На войне живущим людям

Было, может быть, теплей…

Тёркин:

Грянул год, пришёл черёд

Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

И за всё на свете...

Бой идёт святой и правый,

Смертный бой не ради славы-

Ради жизни на земле.

Вывод ученика

Поэма «Василий Тёркин» состоит из 25 глав, каждая из которых имеет свое название.

Названия глав выявляют солдатский взгляд на ход войны. Книга рассказывает о том, как жил человек на войне. Эта сторона содержания поэмы отражена во многих зарисовках, например, «На привале», «Перед боем», «Два солдата» и других. О том, как он воевал, рассказано в главах «Переправа», «О войне!», «Поединок», «Тёркин ранен», «О награде».

4.Беседа

Давайте посмотрим,как наши солдаты, такие,как Василий Теркин шли на бой не ради славы,а ради жизни на земле. Первый вопрос будет таким.

1.«Тёркин – кто же он такой»? Как вы думаете, о чём говорит фамилия героя поэмы?

(Тёркин – значит тёртый жизнью, бывалый. Есть поговорка «тёртый калач». «Жизнью тёртый человек», - определяет его автор. В то же время фамилия звучит простонародно, коротко, ярко.)

2.Что вы узнали о военной биографии Василия Тёркина из прочитанных глав?

(Он начинает воевать во время финской кампании, в июне 1941 вновь вступает в строй, вместе со всей армией отступает, несколько раз оказывается в окружении, выходит живым, хоть и получает ранение. Добавим, что путь его автор прослеживает вплоть до Берлина.)

3.Какой подвиг совершил Теркин в главе «Переправа»

Вывод делает ученик. Твардовский в главе «Переправа» показал бой, кровь, потери, гибельный холод ночи и великое мужество людей,идущих на смерть за родину.(слайд №5)

4.С кем встречается Теркин в главе «Два солдата»? (со стариком и старухой).

5.Какой вопрос задает дед Теркину? («Отвечай: побьем мы немца, или, может, не побьем)

6.Какой ответ дает Теркин деду?(«Побьем, отец»).(слайд №6)

7.Как говорит дед о себе и о Теркине

(«Вот что значит мы, солдаты…»). Слайд №7

8.В чем смысл названия главы «Два солдата»?

Вывод делает ученик. И дед, и Теркин – настоящие солдаты. Дед воевал в 1 мировую войну, а Теркин сейчас. Оба –герои своего времени.

9.Какую награду получил Теркин за сбитый самолет? (орден и отпуск).Слайд №8

5.Продолжим работу по главам по группам

Группы получают карточки с текстом. Вы хорошо должны знать предложенные для чтения главы и сейчас проверим, как вы это знаете. Ваша задача – правильно вставить пропущенное слово.

1.Видят -маленькая точка

Показалась вдалеке:

То ли чурка, то ли …

Проплывает по реке? (бочка)

2.-Нет, живой. Без гимнастерки.

А не фриц? Не к нам ли в тыл?

Нет. А может, это ….?-

Кто-то робко пошутил. (Теркин.)

3.-Разрешите доложить

Взвод на правом берегу

Жив-здоров назло врагу!

Лейтенант всего лишь просит

….туда подбросить. (Огоньку)

4.“Эти штуки в жизни нашей,-

Дед расхвастался,- пустяк!

Нам …..даже в каше

Попадались. Точно так.

Попадет, откинешь ложкой,

А в тебя - так и мертвец”. (осколки)

5.У кого …..,ребята?

Да она-то здесь, браток-

Оглянулся виновато

На водителя стрелок. (Гармонь)

6.Слова учителя. Василий Теркин – прирожденный гармонист. О том, как досталась ему гармонь, принадлежавшая убитому накануне командиру танкистов, мы узнаем из главы "Гармонь “. Эти танкисты вспомнили Теркина, которого они, раненого, доставляли однажды в санбат.

Инсценирование главы “Гармонь” (Тёркин подходит к 2 танкистам, берёт в руки гармошку и заводит с ними беседу) слайд №9

Теркин- Так сыграть бы на дорожку?

Солдат- Да сыграть - оно не вред.

Т.- В чём же дело? Чья гармошка?

С.- Чья была, того, брат, нет…(снимают шапки)

Т.- Да нельзя так уж нельзя

Я ведь сам понять умею,

Я вторую, брат, войну…

И опять же, посудите,

Может, завтра- с места в бой…

С.- Знаешь что. Ну, сыграй ты, шут с тобой.

(Тёркин садится за гармошку и начинает играть)

7. Звучит аудиокассета с записью фрагмента главы «Гармонь».слайд №10

И от той гармошки старой,

Что осталось сиротой,

Как-то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой.

8.В поэме «Василий Тёркин» очень много строк, которые стали афоризмами и произносятся довольно часто. Слайд №11


Сейчас будет произноситься начальная строка, а вы должны продолжить известную фразу.

1.Не зарвёмся, так прорвемся, …. (Будем живы – не помрём)

2. Переправа, переправа! ….. (Берег левый, берег правый)

3. Кому память, кому слава, Кому темная вода,- ….. (Ни приметы, ни следа)

4. Бой идет, святой и правый, Смертный бой не ради славы- …… (Ради жизни на земле)

5. Я не так еще сыграл бы- …… (Жаль, что лучше не могу)

6. Хоть бы что ребятам этим, С места – ……. (в воду и огонь)

7. Смерть есть смерть. Ее прихода ……... (Все мы ждем по старшине)

  1. В бой, вперед, в огонь кромешный

Он идет, святой и грешный, …… (Русский чудо-человек)

  1. Рвутся мины. Звук знакомый

Отзывается в спине.

Это значит - Теркин дома, …… (Теркин снова на войне)

9.Работа с репродукцией. Слайд №12

Какой момент фронтовой жизни изобразил художник? (Жизни солдата на войне посвящено полотно художника - фронтовика Ю.М. Непринцева "Отдых после боя" ("Василий Теркин", 1951) . Картина Непринцева перекликается с поэмой А.Т. Твардовского "Василий Теркин". На картине изображена группа солдат(кто лежит, кто сидит и тд), вероятно, только что вышедших из боя. В центре, окруженный солдатами, боец с ярко красным кисетом в руках. Это свой "Василий Теркин". Он также устал, так же только что подвергался смертельной опасности, но он что-то весело говорит присутствующим, пытаясь их развеселить.)

Чем центральная фигура напоминает героя поэмы Василия Тёркина? «То серьезный, то потешный, Нипочем, что дождь, что снег, - В бой, вперед, в огонь кромешный Он идет, святой и грешный. Русский чудо-человек».Мне кажется, что эти строчки о Василии Теркине напоминают этого человека.

Какое настроение передал художник своей картиной? Как это характеризует людей, собравшихся вокруг Теркина?

(Люди, чья жизнь находится в постоянной опасности, ценят каждую минуту, они не падают духом, верят в победу и в редкие минуты отдыха стараются не думать о смерти.Необходимо было жить, выживать и в этих страшных условиях. И когда выпадали минуты отдыха, люди искренне радовались тому, что остались живы, что вернули пядь родной земли. Окружающие остановились на мгновение, передохнут и двинутся дальше.)

Почему именно вокруг Теркина собрались бойцы?

(Видимо, он снова рассказывает какую-то байку, старается поддержать дух солдат. Они умеют радоваться и той малой радостью, которая выпала на их долю в недолгие минуты отдыха).

Вывод учителя. Непринцев сумел создать художественное произведение, отражающее оптимизм и патриотический подъем защитников Родины, хотя время и было тяжелое .

10. Теперь давайте подберем прилагательные, характеризующие Васю Тёркина, на каждую букву его имени и фамилии. слайд №13

В - еселый

А - ктивный

С - мелый

Я - рый

Т - ерпеливый

Е - динственный

Р - асторопный, - ешительный

К - репкий

И - нтересный

Н - аходчивый

11.Учитель: Наши земляки-участники войны были такими же мужественными и бесстрашными, как легендарный Тёркин. Из Балгазына ушли на фронт и не вернулись 46 бойцов-односельчан. Говоря о собирательном образе Тёркина, современный писатель Г.Бакланов справедливо заметил: “Только большие художники способны в одну судьбу вместить судьбу всего народа; потому каждый, читая книгу, находит в ней и самого себя” В нашей библиотеке собраны материалы об участниках войны, хранятся воспоминания близких и родственников бойцов. Сейчас мы прочитаем воспоминания участников войны, которые они рассказали своим детям, внукам и правнукам. У них, наверное, тоже были на войне встречи с Тёркиным.

Что нового узнали о войне из рассказов дедушек и бабушек?

Обобщение учителя : У каждого солдата Великой Отечественной своя война, выпавшая на его долю, и в сердце каждого она оставила вечно незаживающий рубец. У одних- это контузии и ранения, у других- потеря любимого человека, родного дома… У поэтов же – вдохновенные и проникновенные строки. Они и сегодня звучат торжественно, весомо и значимо:

Вывод делает ученик : Твардовский с первой главы знакомит нас с взводом молодых солдат. Они вовсе не герои от рождения, а простые ребята с “вихрастыми висками” и мальчишечьими глазами. Тёркин ничем от них не отличается, только, может быть, чуточку смелее, находчивее. В этом его обыкновенность. Тёркин – настоящий патриот земли родной, как и большинство русских солдат. Свою любовь к Родине доказывает неустанным ратным трудом и подвигами. Кровь, смерть, испытания не смогли заглушить силу жизни, бодрость духа героя. Понятно, что Тёркин достоин награды. Но скромный человек даже не пытается говорить о своих заслугах. В этом его простота и обыкновенность. Рисуя образ Василия Тёркина, автор воплотил в нём лучшие черты русского воина: мужество и самообладание, душевная открытость и щедрость, сметливость и непоказная удаль. Мы хотим быть такими же сильными, мужественными, отважными, как Василий Теркин, как наши прадеды.

Вывод учителя : На примере яркой, самобытной личности В.Тёркина Твардовский показал человека “на войне, в быту суровом, в трудной жизни на войне”. Автор глава за главой рассуждает о том, без чего нельзя прожить на войне и побеждать, идя “на бой святой и правый”: полевая кухня, солдатская шинель, гармонь, землянка, шутки- прибаутки, дружба.

Поэма “Василий Тёркин” - настоящая повесть огненной страды, вобравшая в себя всё:

Что изведано горбом,

Что исхожено ногами,

Что испытано руками,

Что повидано в глаза … такими отважными бойцами “из Рязани, из Казани, из Сибири, из Москвы, из Балгазына”

Домашнее задание: чтение и анализ главы «Переправа», «Гармонь»

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

I.Введение.Традиции искусств Тувы…………….……………………………..2

Тувинская скульптура –резьба по чонар-дашу..………………………………3

II. Основная часть.

2.1.Связь скульптур с обрядами и ритуалами…………………………………..3

2.2 Образ арзылана,сказочного льва…………………………………………...4

2.3. Одушпай С.К- член Союза ХудожниковСССР и Российской Федерации.5

2.4. Выставки мастера камнерезного искусства………………………………...6

2.6. Труд и искусство………………………………………...…………………..7

III. Заключение.Одушпай С.К – известный в Туве камнерез…………………..8

Использованная литература……………………………………………………..9

Наша Тува уникальна национальным достоянием – искусством народных мастеров-резчиков по камню. Тувинский камнерезный промысел развивает глубокие и прочные традиции создания скульптуры малых форм из агальматолита. Эта разновидность камня мягких пород имеет очень спокойный пастельный оттенок, в котором как бы мягко смешаны светло-серый и розово-коричневый цвета. В зависимости от способа отделки скульптура активно проявляет цветовые оттенки камня.

Тувинская скульптура малых форм – резьба по чонар-дашу – интереснейшее и оригинальное явление, своеобразный символ народной культуры. Здесь традиции искусства резьбы по камню сложились в условиях кочевого быта. Народные мастера делали игрушки, культовые принадлежности, шахматные фигурки, используя дерево, разные сплавы металлов, более условные изображения выполнялись из войлока. Мастера современного художественного промысла предпочитают камень, а создание скульптуры из агальматолита стало традицией. В условиях нового быта каменная пластика составила один из наиболее выразительных жанров народного творчества. Важной особенностью тувинской пластики является смелое нарушение пропорций тела животного, когда декоративная скульптура тувинских мастеров подчинена принципу силуэтного решения, что помогает ее выразительности и ясному восприятию даже в очень малых размерах. Этому же способствует традиционный прием обработки поверхности камня: сопоставление гладких поверхностей объема с деталями, проработанными укрупненной резкой, доведенной до выраженной орнаментации.

Тувинская скульптура на первый взгляд проста, статична. Но такое впечатление складывается лишь при предварительном знакомстве. Черты статичности здесь действительно прослеживаются. Однако тувинские мастера и последние годы добились значительных успехов в передаче внутренней динамики движения фигурок. Это достигается путем расчленения объема, придания силуэту изображаемых животных определенного ритма. Мастера-камнерезы изображают хорошо знакомых домашних животных - верблюдов, баранов, коней, коз. Это друзья и помощники человека, хозяина степей, скотовода. И потому они наделены чертами естественности. Резчики любят изображать животных отдыхающими, кормящими своих детенышей. Тогда особенно ярко раскрывается человечное отношение мастера к животным, а через это и к родной природе. Сюжетно - тематический диапазон и иконографический характер тувинской народной скульптуры закреплен многолетней традицией и выявляется вполне определенно. Прежде всего, это изображение животных и зверей, обитающих в горах и степях Тувы. Наиболее часто можно встретить изображение коня, горного козла - серге, характерного тувинского яка - сарлыка, верблюда, быка, оленя. Во всех этих фигурках точно сочетаются декоративная стилизация и реалистическая достоверность. Народным мастерам присуще великолепное знание животных, их повадок, особенностей строения тела: ведь каждый из резчиков - потомственный охотник, скотовод, изо дня в день наблюдающий животных. Но в скульптуре мастера дают волю мысли, фантазии не просто изображают зверя, но стремятся выразить его состояние, настроение: упрямую силу быка, могучую красоту сарлыка, изящество оленя или косули, тревожную чуткость или готовность к бегству, терпеливую медлительность или непокорную страстность молодого зверя. Фигурку покрывают богатыми резными орнаментальным узором, в стилизованной форме воспроизводящим шерсть или гриву.

Работы тувинских мастеров сохраняют привязанность скульптурных изображений к древним ритуалам и обрядам. Частыми мотивами их скульптур являются драконы, духи, похожие на львов и других хищников. Их изображения канонизированы, но имеют много вариантов. Драконы строго подчинены силуэтному решению композиции и зачастую обильно покрыты орнаментальной резьбой. Реальный мир животных, которых хорошо знают мастера, составляет большую часть тувинской малой пластики. Быки и верблюды, кони и степные бараны, всадники-скотоводы и дети изображаются в свободных, естественных движениях, которые демонстрируют наблюдательность мастеров, их умение отразить через скульптурный образ важную частицу жизни.

Особое место в тувинской резьбе по камню занимает образ арзылана, сказочного чудовищного льва. Этот образ имеет аналогии в китайском искусстве, а также в творчестве других народов Востока. В точном переводе с тувинского арзылан означает лев, но настоящих львов вживую тувинские мастера не видели, и они создают своих арзыланов как сказочных персонажей. Позднее образ арзылана приобрел в тувинском народном творчестве самостоятельный, независимый от религии характер, стал пластическим воплощением силы. Вероятно, в Туву этот иконографический тип проник из Китая и частично был связан с декором ламаистских храмов. Исполнение их в камне отмечено необыкновенной тщательностью и четкостью. В скульптуре всегда выразительны соотношения резных деталей с гладкой поверхностью, что создает декоративную остроту даже в работах небольшого размера.

Значительное место в народном искусстве занимает создание из камня украшенных резной скульптурой предметов утилитарного назначения, таких как шахматы, чернильные приборы, пепельницы, резные печати и даже государственные гербы. Статичные изображения человека и животных служат основой для создания шахматных фигур. Особенно широкое распространение имеют шахматы. Они не похожи на европейские типы шахмат, традиционная иконография шахматных фигур здесь своеобразна: арзылан - ферзь как самая сильная шахматная фигура предстает в облике этого сказочного чудовища, верблюд – слон как легкая шахматная фигура ассоциируется с этим выносливым животным, способным пройти длинное расстояние по дорогам и бездорожью тувинских степей, конь изображается не в полфигуры, а полностью, спокойно стоящем на доске, как на пастбище, на четырех ногах. Необычайно интересен король в облике дамы высокого чина, одетой изысканно и богато. Органично используются при резьбе шахмат цвета агальматолита: черный камень - для черных фигур, все оттенки светлого - для белых. Многие шахматы, созданные руками тувинских народных резчиков, имеют большую художественную ценность, на мировом рынке она выражается в золотом весе.

Есть два легендарных месторождения агальматолита в нашей республике, где мастера добывают мягкий камень тувинские мастера-резчики. В западном районе Тувы, в Бай-Тайгинском кожууне, в месте Сарыг-Хая – Желтая Скала добывается агальматолит светлых оттенков. Столетиями из темной глубины, из-под толщи почвы находил солнечный камень тот, кто владел его секретом и умел видеть заключенный в нем волшебный образ. Только в руках истинного мастера оживали причудливые фигурки, оставляя в вечности мгновения жизни. Залежи камня темных оттенков агальматолита - серпентинита, находятся на сопках Аргалыга и Шеттиг-Арга, с. Ак-Туруг, Улуг-Хемского кожууна республики Тува.

С 28 ноября до конца декабря 2013 года в Национальном музее им.Алдан- Маадыр Республики Тыва открылась вторая выставка камнереза Сергея Кашпик-ооловича Одушпая, посвященная 55-летию со дня рождения народного мастера моего родного дяди.

На выставке в витринах представлены 24 камнерезных произведения автора из фондов музея и его частичной коллекции, которые характеризуют всю тематику творческой деятельности камнереза.

Одушпай Сергей Кашпик-оолович – известный в Туве камнерез, член Союза художников СССР и Российской Федерации с 1991 года. Он участвовал на многих местных республиканских, зональных, всероссийских, всесоюзных и международных выставках с 1984 года.

С.К.Одушпай родился 21 января 1958года в с.Ильинка Каа-Хемского района Тувинской АССР в семье рабочих. Сергей Одушпай со школьных лет занимался народным творчеством, резьбой по дереву и камню. После окончания средней школы он поступил на художественное отделение Кызылского училища искусств, которое успешно в 1984 году.

В 1980-е годы Сергей Одушпай стремится более профессионально овладеть камнерезным искусством, он бывает в республиканском краеведческом музее им.Алдан-Маадыр, у народных мастеров-камнерезов в Союзе художников Тувы, где полностью воспринимает традиционную культуру и искусство кочевого народа, сохранившего древние истоки народного творчества.

Его скульптурные произведения с 1984 года экспонируются на крупных выставках Союза художников России таких, как «Сибирь социалистическая» Кемерово 1985,»Советская Россия» Москва 1985, «Молодые художники России» Москва 1989, «Художники автономных республик, областей и округов РСФСР Москва 1989, «Художники России – Москве» Москва 1997, «Россия» Москва 2004, «Народное искусство России» Вологда 2008, Россия» Москва 2009,зональных выставках - «Сибирь» Красноярск 1991, «Ремесла Сибири» Томск 1997, «Сибирь» Иркутск 2003, «Сибирь» Новосибирск 2008, Ремесла Сибири» Томск 2011, «Искусный мастер» Нарьян-Мар 2011, «90-летие ТНР» Кызыл 2011, «По родному краю» Кызыл 2012

После окончания Кызылского училища искусств он стал работать художником - оформителем в Кызылском промторге, затем художником-прикладником в экспериментальном предприятии народно-художественных промыслов и сувениров Министерства промышленности Тувинской АССР.

В 1991 году за активное участие на зональных, всероссийских художественных выставках С.К.Одушпай был принят в члены Союза художников СССР, затем России.

С.Одушпай в большинстве, свои камнерезные скульптуры исполняет в светлом агальматолите. Его любимые темы для изображения в камне – это однофигурные скульптуры домашних, диких животных и мифических зверей (арзылан, лошадь, горный козел, сарлык-як, дракон). Очень интересно выполнены этнографические композиции – «На чайлаг», «Сакманщица», «Упрямый козел», в которых он со знанием скотовода-кочевника изображает повседневную жизнь тувинских чабанов.

В экспозиции выставки представлены замечательные в пластическом решении его многофигурные композиции всадников на лошадях в динамичном движении – «Скачки», «Всадники на скачках», Конный духовой оркестр. Также он вырезает из агальматолита группы животных в стремительном движении – «Бегущие дзерены», «Бегущие кабаны». Особенно привлекает внимание его историческая композиция «Красный обоз», состоящий из двух частей. Она посвящена дружественной помощи Тувинской Народной Республики частям Красной Армии в годы Великой Отечественной войны.

В настоящее время С.К.Одушпай находится в расцвете творческих сил, он полон будущих творческих замыслов и всегда стремится к новым достижениям в изобразительном искусстве Республики Тыва. За многолетний, творческий труд в честь 55-летнего юбилея Одушпай С.К награжден Почетной грамотой Министерства культуры Российской Федерации.

В развитии традиций своего национального искусства скульптуры, мастер смело расширяет тематику пластики малых форм и обновляет выразительные средства художественной обработки камня.

Особенностью тувинского камнерезного промысла является прочная преемственность традиций и мастерства. Искусства обработки камня передается из поколения в поколение в рамках одной семьи, традиции переходят от отцов к детям. У Одушпай С.К двое детей: сын Эртине заканчивает Новосибирский ВУЗ, он будет программистом, а вот дочь Чаяна пошла по стопам отца, в следующем году заканчивает Кызылское училище искусств, станет как отец – художником. Я горжусь им и хочу научиться у него камнерезному искусству.

Работа посвящена исследованию творчества камнереза Одушпая Сергея Кашпик-ооловича.
Актуальность исследования обусловливается и тем, что тувинское камнерезное искусство прошло большой путь в своем развитии, достиг на этом пути немалых успехов, в частности, было создано много произведений эпического жанра, разных фигур животных, предметов, шахмат; эти произведения получили широкую известность не только в нашей республике, но и в других городах России. Их увидели многие любители искусства.
Объект исследования – творческий путь дяди – Одушпая С.К.
Предмет исследования – изучение материалов по камнерезному искусству Тувы, их особенностей, жанров и видов, проследить за процессом творения мастера; изучить и познакомиться с некоторыми его работами.
Цель состоит в системном изучении и комплексном описании творчества мастера камнерезного искусства Одушпая Сергея Кашпик-ооловича.
Для ее достижения были поставлены следующие задачи:
− уточнение понятий «чонар-даша» и «камнерезного искусства»;

Изучение книги Тойбухаа «Оживший камень»;

Посещение второй выставки камнереза Сергея Одушпая в музее им. «Алдан-Маадыр».
В качестве материала исследования использовались рисунки его работ с выставки, которая проходила в музее им.Алдан-Маадыр в конце 2013 года.
Методами исследования явились - метод наблюдения и описания.
Новизна работы состоит в том, что мною впервые было проведено исследование и изучение камнерезного искусства Тувы, а самое главное, это изучение творческого пути моего родного дяди – камнереза Одушпая Сергея Кашпик-ооловича.

Мемориал они сооружали всем селом, каждый внес свой маленький вклад.

– Вот эти лавочки смастерили пожарные вместе с участковыми милиционерами, кустики посадили лесники, а вот эти серебристые тополя привезли откуда-то учащиеся школы. Думали, не приживутся, смотри-ка, как хорошо принялись. Дорожники из ДРСУ уложили асфальт… Словом, обустраивали и облагораживали мемориал всем миром, – подытоживает глава администрации села Аяна Ооржак. – Обнесли оградкой, а для удобства сделали два прохода с лестницами, поскольку люди уже привыкли здесь ходить. А неподалеку даже маленькую песочницу для детей устроили…

К 70-летию Победы не только облицовку основной стелы заменили, но и установили еще две новых: на первой высечены в мраморе имена тех балгазынцев, которые были призваны на фронт и вернулись, а на второй – тех, кто сложил свои головы на поле брани. В общей сложности в списках 86 человек.Все это стало возможным только благодаря настойчивости и сподвижничеству почетного жителя села Антонины Пепеляевой, которая давно уже вынашивала идею запечатлеть на мраморе фамилии всех балгазынцев-фронтовиков. Отличник народного образования СССР, заслуженный учитель Республики Тыва Антонина Пепеляева приехала в Балгазын в 1948 году. 60 лет проработала в местной школе. Почти 40 лет руководила школьным лесничеством. Сбором материалов об участниках войны занималась практически всю жизнь.

– Ведь тогда, до перестройки, легче было, не то, что сейчас, – рассказывает Антонина Семеновна. – Сельсовет еще был, в котором все документы на фронтовиков хранились. А потом, в то время были комсомольская, пионерская организации, – красные следопыты. Так и собрали материал. Все, слава Богу, сохранили. Вот как теперь все пригодилось.О каждом балгазынском фронтовике она знает практически все:

– Вот Пахоруков такой же подвиг совершил, как и Шумов. Березиков – единственный, кто до Берлина дошел. И, кстати, живым вернулся. Уже в мирное время он в Енисее утонул, спасая своего племянника. Племяша спас, а сам до лодки не доплыл, утонул. А вот Тырышкин в 44-м был призван, а весной 45-го уже погиб под Берлином. Все ребята из Балгазына призывались в основном в 1942–1943 годах. А Тырышкин был призван позже, поэтому в «Книгу памяти» почему-то не попал. Кстати, в «Книге памяти» сказано, что Леонтий Попеляев в госпитале от ран скончался. А мы выяснили, что его орудийный расчет под Курском немецким танком раздавило...О подвиге Владимира Пахорукова она узнала из переписки с ленинградскими краеведами. Они сообщили, что во время боев под Ленинградом он был взят в плен. Но ему удалось бежать к партизанам. Однажды партизанский отряд получил из центра задание: во что бы то ни стало уничтожить немецкий состав с боеприпасами. Он шел на подкрепление частям, осаждавшим город. А железную дорогу фашисты усиленно охраняли. Партизаны никак не могли к нему подобраться. Тогда Пахоруков обвязал себя гранатами, дополз-таки незамеченным до насыпи и бросился под поезд. Ценой своей жизни он остановил состав.– Когда президент СССР Михаил Горбачев подписал указ о присвоении Кечил-оолу звания Героя Советского Союза, мы тоже ходатайствовали за Пахорукова, – вспоминает Антонина Семеновна. – Но нам ответили, что нужно найти очевидцев, свидетелей из партизанского отряда. Так дело и заглохло.У большинства фронтовиков, имена которых запечатлены на стелах, родственников и близких в Балгазыне уже не осталось. Нынче их разыскали и пригласили на парад, который в Балгазыне впервые проводили 9 Мая. Кто смог, приехал. У обновленного мемориала, как полагается, провели митинг. А в параде, кроме пожарных, лесников и милиционеров, приняли участие школьники. Стройной шеренгой прошлись даже первоклашки, которые сами сшили для себя костюмы барабанщиков. Учащиеся местного профтехучилища издали красочный альбом, который передали в сельскую библиотеку.

В рамках акции «Моя Победа» на могилах ветеранов Великой Отечественной войны установили памятники, обустройством могил и по сей день занимаются балгазынские «молодогвардейцы»и ученики старших классов МБОУ СОШ села Балгазын.


  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то