Механизм (методы) реализации проекта. Творческий проект

Инструкция

ВопросПрежде чем приступать к написанию школьного , задайте себе вопрос, ответ на который вы хотите найти по мере вашего исследования. К основному вопросу сформулируйте несколько уточняющих. Помните, что в грамотно поставленном вопросе содержится уже половина ответа.

План проектаСоставьте для себя план проекта. Отметьте хотя бы в общих чертах, что вам потребуется для исследования, как это найти и как должен выглядеть результат.

МатериалСоберите материал, по которому вы будете проводить исследование. Это могут быть книги, из научных журналов и др. Учтите, что по этому материалу вы потом будете составлять библиографию, поэтому сразу записывайте, какую информацию и из каких источников вы берете.

ЧерновикПопробуйте написать сначала черновик вашего школьного проекта. На начальных этапах можно не думать о логической структуре всего проекта в целом, но каждое высказанное вами утверждение должно быть аргументировано.

Объединение и детализацияТеперь попытайтесь выстроить созданный вами материал (пока еще «сырой») в единую четкую структуру. Составьте более подробный план проекта. Опорные пункты вынесите в содержание.

ЗаключениеВ заключении расскажите о том, каких результатов вы достигли, проводя исследование. Сформулируйте основные выводы. Кратко резюмируйте, каким образом помогает решить заявленную в самом начале проблему.

БиблиографияВ библиографии укажите источники, которыми вы пользовались при написании школьного проекта. Для книг указывайте название, издательство, год выпуска. Сейчас можно размещать в библиографии и ссылки на интернет-ресурсы.

Тайм-аутОтложите проект на некоторое время. Это может быть день, два или даже - зависит от того, сколько времени у вас в наличии. Позвольте себе отдохнуть от своего проекта. Затем возвращайтесь к нему снова. Внимательно перечитайте проект. Возможно, что-то вам захочется из него убрать, а о чем-то поподробнее. Исправьте ошибки и неточности. Затем отдавайте проект на проверку вашему учителю (куратору, научному ).

Источники:

  • Как сделать проект по русскому языку Зимняя страничка

Исследовательская работа, в отличие от реферата, предполагает кроме изложения изученного материала еще и решение определенной научной проблемы, рассмотрение ее с различных точек зрения и высказывание собственных предположений.

Инструкция

Поставьте перед собой цель - то, чего вы хотите достичь в хоте работы над выбранной темой и проблемой. Пропишите задачи - более мелкие шаги, которые приведут вас к достижению цели. Цель и задачи отвечают на вопрос «что сделать?».

Определите актуальность выбранной темы и проблемы, то есть значимость их изучения.

Пропишите тему, проблему, цель, задачи и актуальность во введении. Также во введении сделайте краткий обзор 3-4 использованных источников информации.

Изучите несколько источников информации по выбранной вами теме. Это могут быть учебники, учебные пособия, хрестоматии, научные статьи. Выделите точки зрения, существующие в связи с выбранной вами проблемой. Если это необходимо, проведите , опросы аудитории, интервью и т.п. Проанализируйте информацию, результаты анализа изложите в основной части исследовательской работы. Также в основной части пропишите собственные рассуждения и мнение, которого вы сами придерживаетесь по данной проблеме.

В заключении пропишите подробно все выводы, которые вы сделали в ходе вашего исследования. Отметьте, была ли достигнута цель и к чему вы пришли в ходе работы над выбранной проблемой.

Видео по теме

Источники:

  • ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления

Совет 4: Как написать исследовательскую работу в начальной школе

Исследовательская работа развивает творческие способности у ребенка, формирует умение логически мыслить и делать самостоятельные выводы из изученного материала. При обучении исследовательской деятельности обязательно учитываются возрастные особенности младших школьников. Занятия должны проводиться учителем на доступном для детского восприятия уровне, а само исследование – быть интересным, полезным и посильным.

Инструкция

Для начала выберите тему исследовательской работы. Сделайте это совместно с учеником, чтобы ему было интересно работать над заданием. Обязательно определите и поставьте перед ребенком цель. Он должен хорошо понимать, чего именно необходимо добиться в результате исследовательской работы.

Подберите вместе с учеником материал по теме. Если самостоятельный выбор источников входит в задание, необходимо проконтролировать, насколько успешно ребенок с этим справился. Затем уже самостоятельно, но под руководством учителя, ученик должен изучить собранный материал, обобщить и систематизировать.

Проследите, чтобы работа с источниками и создание собственного текста велись поэтапно. Это способствует развитию мышления ученика, целенаправленности и систематичности усилий. На первом этапе познакомьте ребенка с книгой или текстом. На втором – помогите правильно сформулировать вопросы по поводу прочитанного. Далее ученик должен выделить главное и второстепенное. Затем подтверждающие основную мысль факты. И на основе этого сделать вывод или резюме. Самый простой и эффективный прием, обучающий этому – использование на уроках графических схем. Например, изучение «Дерева» при рассмотрении родственных слов на уроке русского языка.

Для развития креативности, а также дивергентного или давайте ученикам задания, выполняя которые требуется придумать рассказ. Например, сказку, пересказать своими словами текст или придумать рассказ от лица другого человека (животного, неживого предмета).

Научите детей правильному оформлению исследовательских работ. Так ученики будут знакомиться с различными видами творческих и исследовательских работ: рефератом, сочинением, описанием опыта и так далее.

Помогите ученику подготовиться к заключительному этапу исследовательской работы – защите. Проведите ее в виде презентации, доклада, конференции. Нестандартные, с привлечением наглядных материалов, творческие уроки-защиты помогут в дальнейшем поддержать интерес у младших школьников к .

Все исследовательские задания должны выполняться в атмосфере психологического комфорта. Не забывайте поощрять учеников даже за незначительные успехи. Юные исследователи не должны бояться допускать ошибки и делать что-то не так.

Полезный совет

Во время проведения исследовательской работы используйте разнообразные средства обучения: наблюдения, опыты, поиск информации в книгах и интернете, консультации специалистов в той или иной области.

Источники:

  • Как написать исследовательскую работу
  • как написать исследовательскую работу ученику

Совет 5: Как написать научную статью в журнал или на конференцию

В этом тексте описывается пошаговый алгоритм написания научной статьи.

Инструкция

Выбираете актуальную тему исследования, желательно связанную с вашей (магистерской, диссертационной или иной) работой. В случае если вы не можете определиться с предполагаемой темой самостоятельно, то не возбраняется спросить совета у научного руководителя, вашей кафедры или иных знакомых лиц, имеющих представление о выбранном вами направлении исследования.

Осуществляете сбор монографической и периодической , которая имеется в библиотеках и Интернете, по теме вашей работы, пристальное внимание на время издания данных трудов. Следует помнить, что в рамках определенных наук (в частности, юридических), публикации изданные десятки лет , зачастую уже не имеют никакой ценности, т.к. законодательство неоднократно менялось, и проблемы, обозначенные в данных работах давно обсуждены и решены.

Написание заготовки статьи, в которой должна быть отражена следующая информация:
- , с которой сталкивается общество (или его часть), и ее необходимо решить;
- варианты решения проблемы, предложенные иными исследователями, с указанием их основных положений;
- критический анализ предложенных вариантов решения проблемы, и высказывание своей точки зрения, основанной на проведенном автором исследовании (выполненных расчетах, обобщении исследователей, высказанных ранее и т.д.).

Оформление статьи в соответствии с требованиями конференции или журнала (в частности, выполнение ее определенным шрифтом, выделение в ней аннотации и ключевых слов, приложение к публикации рецензии или выписки с кафедры и т.д.)

Видео по теме

Обратите внимание

1. Оптимальный объем небольших, так называемых «студенческих» научных работ, чаще всего не должен превышать 3-5 страниц машинописного текста (Times New Roman 14, междустрочный интервал 1,5).
2. При написании научных работ необязательно обращаться к первоисточникам, а достаточно указать автора, по которому вы цитируете ту или иную мысль определенного исследователя.

Не только студентам и аспирантам, но и маститым ученым нередко приходится публиковать результаты своих исследований в научных изданиях. Изложение своих мыслей в форме научной публикации предполагает кропотливую и вдумчивую работу. Текст должен быть построен по определенным правилам, с учетом логики и других требований, предъявляемых к публикациям такого рода.

Этапы реализации проекта. План действий

Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади"

Дж. Герберт

1. Роль учителя при выполнении проекта

Самое сложное для учителя в ходе проектирования - это роль незави­симого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педа­гог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе кон­сультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возмож­но проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школь­ников.

У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности и их преодоление и является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать, моделировать, так что учащимся трудно:

Намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;

Искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии аль­тернативы;

Осуществлять и аргументировать выбор;

Предусмотреть последствия выбора;

Действовать самостоятельно (без подсказки);

Сравнивать полученное с требуемым;

Объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат про­ектирования.

При выполнении проектов качественно меняется роль учителя. Она различна на разных этапах проектирования. Это можно более наглядно про­демонстрировать на схеме, которая представлена в приложении 1. В схеме выделены этапы выполнения проекта. Значимость учителя и ученика в дея­тельности на каждом из них показана размером символической фигурки, а степень взаимодействия субъектов «учения - обучения» обозначена путем близости изображения символов.

Графическое представление взаимодействия учителя и учащихся пока­зывает, что педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощ­ника, а акцент обучения делается на содержание учения, а на процесс приме­нения имеющихся знаний.

2. Роль учащихся в выполнении проекта

Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участ­никами процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». При этом происходит формирование такого конструк­тивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения. У учащихся вырабатывается свой собственный взгляд на информацию, и уже не действует оценочная форма: «это верно, а это - неверно». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельно­сти для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необ­ходимо делать.

Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положи­тельное педагогическое значение. На этапе самоанализа (5 этап), а затем за­щиты (6 этап) учитель и учащиеся самым подробным образом анализируют логику, выбранную проектировщиками, причины неудач, последствия дея­тельности и т.д. понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятель­ности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудач­но подобранная информация создала ситуацию «неуспеха». Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружаю­щего мира и себя в этом мире.

3. Этапы реализации проекта.

Работа над любым проектом включает определенные этапы выполнения проекта, которые необходимо четко спланировать для достижения максимальной эффективности проектной работы.

Этапы работы над проектом

· Подготовительный:

· Планирование

· Исследование:

· Результаты:

· Подготовка к защите проекта:

· Презентация (отчёт):

· Оценка результатов и процесса (рефлексия)

3.1. Подготовительный этап.

Первый этап включает в себя определение темы и целей проекта, представление и создание группы учащихся для работы над проектом.

Обязательным является то, что темы проектов, предлагаемые учащимся для работы в течение года, могут подбираются заранее и согласовываться с соответствующими учителями-предметниками или предлагаться руководителем элективного курса, чтобы учащиеся могли выбрать ту или иную тему, хорошо соизмерив ее со своими интересами. Безусловно, если ученик приходит со своей темой, то нужно сделать все возможное, чтобы его тема не была отвергнута. Как правило, вопрос сводится просто к смещению акцентов проблемы в постановке вопроса, который хочет рассматривать ученик. Если это не представляется возможным, то было бы целесообразным предложить такую альтернативу, которая бы лежала в сфере интереса ученика.

Планирование работы над проектом начинается с его коллективного обсуждения. Это, прежде всего обмен мнениями и согласованиями интересов учащихся; выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения спорных вопросов. Затем предложенные учащимися темы проектов выносится на обсуждение.

Цели первичного обмена мнениями:

1. Стимулирование потока идей

Для стимулирования потока идей актуален метод мозговой атаки. Учителю следует по возможности воздержаться от комментариев, записывать на доске идеи, направление работы по мере их высказывания, а также выдвигаемые учащимися возражения.

2. Определение общего направления исследовательской работы

Распределение учащихся по проектным группам происходит на первом этапе.

Решение этой задачи требует совмещения принципов самостоятельности учащихся в выборе темы и равной численности состава проектных групп.

§ на 1 этапе определяется минимальный и максимальный размер проектной группы,

§ на 2 этапе каждый учитель предлагает свою тему проекта,

§ на 3 этапе (за три месяца до начала проектной недели) на стенде размещается информационная таблица "Подготовка к проектной недели",

§ на 4 этапе каждый ученик, руководствуясь своим интересом, выбирает одну тему проекта и вписывает свою фамилию в соответствующую графу информационной таблицы,

§ На 5 этапе (за два месяца до начала проектной недели) формирование проектных групп должно быть в целом завершено. После этого переход учащихся из группы в группу возможен лишь как исключение.

Учащимся необходимо:

1. Рассмотреть темы предоставленные учителями – предметниками. Выбрать.

2. Сформулировать проблему.

3. Осуществить выдвижение гипотез – путей решения проблемы.

4. Сформировать сюжетную ситуацию.

5.Определить цель и задачи проекта.

6.Определить формы будущего продукта.

Учителю необходимо:

1. Познакомить учащихся со смыслом проектного подхода.

2. Мотивировать учащихся на создание проектной работы.

3. Помочь в постановке цели, задач проекта.

Данный этап является наиболее сложным и для учащихся и для учителя. Поэтому на этом моменте остановимся более подробно.

Тема (от греч. thema, букв. – то, что положено в основу) - предмет описания, изображения исследования, разговора и т.д.

Как выбрать тему проекта

Тема отражает характерные черты проблемы.

Все темы можно разделить на 3 группы:

Фантастические (несуществующие) - разрабатываете сами;

Эмпирические (основанные на опыте) - проводите собственные наблюдения и эксперименты;

Теоретические (научное познание) - проводите работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках (это то, что можно спросить у других людей, или то, что написано в книгах, и т.п.).

Чтобы правильно выбрать тему проекта:

1. Необходимо проанализировать потребности окружающих людей в различных областях жизнедеятельности (школа, дом, досуг, отдых, общественно полезная деятельность, производство и предпринимательство, общение) в ходе наблюдения, просмотра фильмов, чтения литературы.

2. Предложить просмотреть каталог защищённых проектов.

3. Предложить список примерных тем для работы над проектом.

Проблемные ситуации и подходы к их решению

Название проблемы

Предложенный детям образ

Формулировка для детей

Психологическая суть проблемы

Проблемы, похожие на мозаику

Проблема, похожая на мозаику, состоит из нескольких отдельных частей. Проблема в целом решается, когда решается каждая ее часть.

Это проблемы, которые могут быть разбиты на более или менее независимые смысловые части. Дети должны научиться выделять их и находить пути решения каждой из них. Если работает группа, то самый оптимальный путь — распределение отдельных частей проблемы между участниками или микрогруппами. Затем — общее обсуждение, внесение поправок или дополнений в каждый мини-проект и общее принятие решения о том, решена поставленная проблема или нет.

Проблемы, похожие на многослойное желе

Решение многослойных проблем состоит из последовательных действий. Такие проблемы решаются, если совершаются все действия и в правильном порядке.

Это проблемы, которые решаются путем составления алгоритма. При этом очень важно, чтобы дети умели различать действия существенные и несущественные с точки зрения решения этой проблемы.

Проблемы, похожие на снежинку

Проблема, похожая на снежинку, имеет много вариантов решения. Необходимо исследовать все возможные варианты и выбрать наилучший

Это проблемы (чаще всего — творческие, продуктивные по своей сути), которые могут решаться самыми различными путями. Другое дело, что есть решения удачные (оптимальные, осуществимые и т.д.; критерий оптимальности нужно задать детям) и неудачные. Нужно научить детей продуцировать различные варианты решения, а затем исследовать, оценивать их по определенным критериям.

Проблемы, похожие на олимпийские кольца

Такие проблемы возникают из-за того, что люди не помогают друг другу, работают только на свой результат. Каждый должен сам добиться успеха в своем деле и помочь это сделать всем остальным участникам

Возможно, в реальности такие проблемы встречаются нечасто. Они предполагают, что успех зависит, во-первых, от того, насколько качественно каждый сделал свою часть работы и, во-вторых, от успеха группы в целом. По сути дела речь идет о настоящей кооперации, сотрудничестве. Детям трудно совместить в одной ситуации два условия: личный успех и помощь другому

Проблемы, похожие на притчу о слоне

Четверо слепых впервые в жизни встретились со слоном. Один из них дотронулся до хобота и сказал: «Слон похож на толстый канат». «Слон похож на столб», — сказал другой, ощупав ногу слона. Третий коснулся слоновьего живота и заявил: «Слон похож на огромную бочку». «Он похож на циновку», — потрогав слона за ухо, возразил четвертый

Такие проблемы возникают из-за того, что люди по-разному понимают значение слов или поступков. Для того чтобы решить такую проблему, необходимо понять, что имеет в виду каждый собеседник, и прийти к взаимопониманию

Данные проблемы решаются только в том, случае, если дискутирующие стороны определились со значением тех слов, которыми они оперируют. Необходимо выработать общую точку зрения на предмет спора. Это очень распространенная проблема, лежащая в основе множества конфликтов и недоразумений

Актуальность - (от позднелат. actualis - фактически существующий, настоящий, современный), важность, значительность чего-либо для настоящего момента, современность, злободневность.

Актуальность темы - степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса).

Обоснование актуальности выбранной темы — начальный этап любого исследования.

В применении к учебно-исследовательской работе понятие «актуальность» имеет одну особенность: выбор и формулировка темы характеризует научную зрелость и компетентность исследователя.

Объяснение актуальности должно быть не многословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости — главное показать суть проблемной ситуации.

Формулировка проблемной ситуации — важная часть введения. Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Поэтому имеет смысл остановиться на понятии «проблема» более подробно.

Проблема (от греч. problema – задача) – в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных событий в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.

Проблема - крупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследований.

Различают следующие виды проблем:

o исследовательская - комплекс родственных тем исследования в границах одной научной дисциплины и в одной области применения;

o комплексная научная - взаимосвязь научно-исследовательских тем из различных областей науки, направленных на решение важнейших народнохозяйственных задач;

o научная - совокупность тем, охватывающих всю научно- исследовательскую работу или ее часть; предполагает решение конкретной теоретической или опытной задачи, направленной на обеспечение дальнейшего научного или технического прогресса в данной отрасли.

Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем имеют огромное значение. Они если не целиком, то в очень большой степени определяют стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Не случайно принято считать, что сформулировать научную проблему — значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования.

От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели.

Цель – идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. Содержание цели зависит от объективных законов действительности, реальных возможностей субъекта и применяемых средств.

Конкретная цель считается «хорошо сформулированной», если она:

1) изложена в позитивных терминах;

2) определена и оценена на основе конкретных физических дан­ных;

3) сформулирована и поддержана человеком или группой, кото­рые желают ее достижения;

4) предполагает сохранение позитивных сторон уже существую­щего состояния;

5) сформулирована так, чтобы соответствовать окружению.

Формулировка цели всегда начинается с существительного «Исследование, изучение, выявление и т.д.»

Задачи – конкретизированные или более частные цели.

Это обычно делается в форме перечисления (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу, охарактеризовать и т. п.)

Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, предположение) – предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений.

Гипотеза — недоказанное утверждение, предположение или догадка.

Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров), и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт, или же опровергают, переводя в разряд ложных утверждений.

Недоказанная и неопровергнутая гипотеза называется открытой проблемой.

Гипотеза формулируется в исследовательском проекте.

3.2. Планирование.

Второй этап включает в себя:

а) Определение источников информации.

б) Определение способов сбора и анализа информации.

в) Определение способа представления результатов.

г) Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса.

д) Распределение задач (обязанностей) между членами группы.

Учащимся необходимо:

1. Доказать актуальность данной проблемы.

2. Проанализировать различную информацию

2. Создать планирование деятельности по реализации проекта (выработать программу действий, разработать варианты реализации своей программы.

Учителю необходимо:

1. Предлагать идеи.

2. Высказывать предложения.

3.3. Исследование.

На этапе исследования учащиеся становятся настоящими исследователями. И, как все исследователи, они должны поставить вопрос, сформулировать проблему, выдвинуть гипотезу, подтвердить или опровергнуть ее в результате работы над своим проектом. При этом им потребуется самостоятельно искать необходимую информацию во множестве источников, применять разнообразные методы исследования.

Каждое исследование имеет объект и предмет.

Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта.

Предмет исследования более узкое понятие, чем объект. Он является частью, элементом объекта.

Логика исследования:

1 . Обоснование актуальности выбранной темы.

2 . Постановка цели и конкретных задач исследования.

3 . Определение объекта и предмета исследования.

4 . Выбор методов (методики) проведения исследования.

5 . Выдвижение гипотезы.

6 . Построение плана исследования.

7 . Проверка гипотезы в ходе исследования. Описание процесса исследования.

8 . Оформление результатов исследования.

9 . Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

10 . Определение сферы применения найденного решения.

Основные этапы процедуры исследования:

· постановка проблемы;

· сбор фактического материала;

· систематизация и анализ полученного материала;

· выдвижение гипотез;

· проверка гипотез;

· доказательство или опровержение гипотез.

Учащимся необходимо:

1. Осуществить сбор информации.

2. Выработать структурирование информации.

3. Определить виды и формы исследования: анкетирование, социологический опрос, наблюдение с последующих оформлением, интервью и т.д.

Учителю необходимо:

1.Наблюдать за протеканием исследования.

2. Советовать те или иные приемы исследования и методы их проведения.

3. Косвенно руководить деятельностью учащихся.

3.4. Результаты исследования.

На этом этапе осуществляются структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

В основе этого этапа:

а) Анализ информации.

б) Формулирование выводов.

Учащимся необходимо:

1. Систематизировать полученные данные

2. Объединить в единое целое полученную каждой группой информацию

3. Подвести итог работы

4. Оформить результаты исследования, выстраивав общую логическую схему

5. Сделать выводы

Учителю необходимо:

1.Наблюдать за анализом информации

2. Советовать возможное представление результатов исследования

3.5. Подготовка к защите проекта.

Подготовка к защите проекта включает:

а) Оформление портфолио.

б) Подготовка стендовой защиты

в) Разработка электронной презентации.

г) Подготовка публичного выступления.

Учащимся необходимо:

1. Изготовить продукт.

2. Оформить продукт

3. Выбрать формы презентации.

4. Подготовить презентацию.

Учителю необходимо:

1.Наблюдать за процессом изготовления продукта

2. Советовать возможные формы презентации

3.6. Презентация проекта.

На этом этапе учащиеся осмысливают полученные данные и способы достижения результата; обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над проектом (в школе, округе, городе и т.д.). Учащиеся представляют не только полученные результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; демонстрирует приобретенные знания и умения; рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом.

Презентация (отчёт) состоит:

а) Возможные формы отчёта: устный, устный с демонстрацией материалов, письменный

б) Презентация проекта

Учащимся необходимо:

1. Осуществить защиту проекта

2. Ответить на вопросы слушателей

Учителю необходимо:

1.Слушает, задает вопросы в роли рядового участника

3.7. Оценка результатов и процесса (рефлексия).

Эффективность активности и самостоятельности учащихся можно отследить по результатам их отчетов о ходе их работы в проекте. Основными функциями рефлексии в процессе проектирования становятся:

Проблематизация, концептуализация, перенормирование, освоение способов нормирования деятельности в проекте;

Непосредственное формирование опыта осуществления проектной деятельности, включая все необходимы процедуры;

Обучение приемам рефлексии по поводу этого опыта;

Обучение культурной коммуникации.

Оценка результатов и процесса (рефлексия) включает:

а) Оценивание путём коллективного обсуждения

б) Оценивание путём самооценок.

Учащимся необходимо:

1. Сделать самоанализ своей работы

Оценить работу участников своей группы

Учителю необходимо:

1. Оценить усилия учащихся, креативность, использование источников.

1. Варианты вопросов к разделу «Этапы работы над проектом».

Для выявления уже имеющихся знаний:

Что вы можете сказать по этой теме (проблеме)?

Что вы читали (слышали, изучали на уроках, самостоятельно) по этой теме, проблеме? Как вы относитесь к этой теме (проблеме)?

Какие способы решения этой проблемы вы знаете? Что, по- вашему, необходимо для этого сделать?

Что еще вы бы хотели изучить (понять), чтобы найти способ решения этой проблемы?

Для выявления склонности и интересов учащихся:

Что еще интересно вам было бы узнать в этой области?

В чем вы хотели бы лучше разобраться?

Ваше любимое занятие вне школы?

Чему вы больше всего хотели бы научиться?

Кем бы вы хотели стать? В чем вы хотели бы разбираться профессионально?

Что бы вы хотели предпринять для осуществления вашего замысла? При каких условиях это было бы возможно?

Для выявления затруднений у учащихся:

О чем (или о ком) вы бы хотели получить более подробную информацию? Что нового вам было бы интересно узнать?

В каких вопросах вы бы хотели стать более компетентными?

Для определения темы проекта:

Какие из предложенных тем больше всего отвечают вашим склонностям, интересам?

Почему вы предпочли именно эту тему?

Каким образом вы могли бы помочь классу (группе) раскрыть эту тему?

Какие, по-вашему, существуют критерии итоговой оценки работы над проектом? Как можно определить «программу-максимум» и «программу-минимум»?

Варианты вопросов:

Определение задач:

Что вам уже известно о теме?

Чем конкретно вам будет интересно заниматься в работе над этим проектом?

По каким вопросам вы могли бы проконсультировать свою группу (другую группу, весь класс)?

Что вам еще необходимо изучить по данной проблеме?

Какую помощь вы можете оказать в процессе работы над проектом?

Попытайтесь сформулировать задачу так, чтобы все члены вашей группы поняли, какие исследования необходимы для успешной реализации проекта.

Поиск и сбор информации:

Какие способы поиска и сбора информации вы знаете?

Где можно найти необходимую информацию? Кто может в этом помочь? Кого можно пригласить для консультации?

В какие организации можно обратиться за консультацией? Какие конкретно сведения вы там запросите?

Какие документы могут содержать нужную вам информацию? Где их можно найти? Подумайте, чем будет заниматься каждый член группы?

Какие работы могут выполняться параллельно?

Какие исследования требуют больше (меньше) времени?

Чем необходимо заняться в первую очередь? В каком порядке будет выполняться работа? Как распределить работу между членами группы? Кто и за что будет отвечать? Где будет проводиться работа? В какие сроки?

Интерпретация полученных данных:

Какая информация необходима для решения поставленной задачи? Без какой информации можно обойтись? Обоснуйте ваше мнение.

Каковы критерии оценки полученной информации?

Установите связь (если она есть) между собранными данными.

Варианты вопросов:

Какие данные и выводы целесообразно обобщить и вынести на презентацию?

Кому, по – вашему, будет интересна проблема над которой вы работали?

В какой форме вы хотели бы представить итоги вашей работы? Составьте план.

В чем вы могли бы помочь (исходя из личных склонностей, интересов, способностей) при подготовке презентации итогов проекта?

В чем будет состоять «изюминка» вашей презентации?

Какие формы презентации вы считаете наиболее приемлемыми, и учитывая содержание, цель проекта, возраст и уровень знаний предполагаемой аудитории, а также ваши способности и интересы?

Какие затраты предполагает выбранная форма презентации?

Сколько времени потребуется на подготовку выбранной вами формы презентации?

Чем необходимо заняться в первую очередь? В каком порядке будет выполняться работа? Как она будет распределяться между участниками мероприятия? Кто и за что будет отвечать?

Варианты вопросов:

Для обсуждения эффективности проведенной презентации:

Что нового вы узнали в ходе предъявления результатов над проектом?

Какие вопросы к участникам проекта у вас возникли?

Для обсуждения эффективности работы над проектом и проведенных исследований:

Каким образом вы получили результаты? Пришли к таким выводам?

Кому и для какой цели могут быть интересны полученные вами результаты (выводы)?

Если продолжить работу над этой темой, что ещё вам было бы интересно узнать, какие исследования провести?

Что, по – вашему, особенно удалось? Что не совсем получилось? Почему?

Как вы считаете, что в проведенной работе можно было бы улучшить, усовершенствовать? Каким образом?

Что из проделанной работы принесло вам наибольший успех и наибольшее удовлетворение? Почему?

Как вы относитесь к проективным методам работы?

Какая проблема интересует вас сейчас?

Также необходимо дать полную рефлексию работы над проектом приблизительно в таком варианте.

I. Вопросы, направленные на анализ проектной работы:

Удачно ли была выбрана тема проекта?

Оптимально ли были определены цель проекта и его задачи?

Глубоко ли Вы исследовали проблему?

Какие «белые пятна» в ней еще остались?

Соответствовали ли методы исследования и обработки результатов целям и задачам этого исследования?

Рационально ли Вы использовали имеющиеся средства?

Какие этапы реализации проекта для Вас были наиболее интересны?

Какие знания и умения Вы приобрели в процессе работы над проектом?

Какие свои способности развивали?

На сколько эффективно был выбранный Вами внешний продукт?

Достаточно ли грамотно составлен Вами текстовый вариант работы?

Ваше публичное выступление вызвало интерес у аудитории?
Удачно ли Вы отвечали на вопросы оппонентов и других участников защиты?
Что из Вашего опыта проектной деятельности Вам следует сохранить и использовать в будущем?

Где и зачем в будущем Вам может пригодиться приобретенный опыт?

II. Вопросы, направленные на анализ навыков сотрудничества:

Был ли должный психологический комфорт в группе, реализовавшей данный проект?

Каков был характер общения между участниками проекта?

Хотели бы вы поменять состав своей группы?

Все ли участники были достаточно активны?

Все ли смогли проявить свои способности?

Удовлетворены ли вы своей работой в группе?

Руководитель проекта должен дать оценку деятельности каждому участнику. Эта оценка будет иметь две составляющие:

Объективная часть

1. Полнота присутствия на занятиях, где обсуждались творческие задания.

2. Внимательность на занятиях, выполнение установленных требований.

3. Уровень познавательной активности (выступления, вопросы, поиски ответов на вопросы).

4. Качество выполнения основных и дополнительных творческих заданий.

5. Уровень обучаемости, восприимчивости.

6. Волевые качества в увлечении, устремления к личным высоким достижениям в учении.

Субъективная часть:

1. Внимательность на занятиях, качество выполнения установленных требований.

2. Уровень познавательной активности (участие в поисковой и исследовательской деятельности на занятиях.

3. Качество выполнения основных, дополнительных и специальных творческих занятий.

4. Уровень интереса к содержанию занятий, введению новых педагогических технологий.

5. Влияние занятий по курсу с творческими заданиями на улучшение успеваемости по другим предметам.

6. Степень расширения кругозора.

Последовательность выполнения проектов:

Деятельность учащихся

Деятельность педагога

1. Начинание

Определение темы, уточнение целей, исходного положения Выбор рабочей группы

Уточняют информацию. Обсуждают задание

Мотивирует уч-ся. Объясняет цели проекта. Наблюдает

2. Планирование

Анализ проблемы Определение источников информации Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде

Формируют задачи. Уточняют информацию. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха

Помогает в анализе и синтезе. Наблюдает

3. Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта

Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование

Наблюдает. Консультирует

4. Выполнение

Выполнение проекта

Выполняют исследование, работают над проектом. Оформляют проект

Наблюдает. Советует

Анализ выполнения проекта. Анализ достижений поставленной цели

Участвует в коллективном самоанализе проекта

Наблюдает, направляет процесс

6. Защита проекта

Подготовка доклада. Обоснование процесса проектирования

Защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов

Участвуют в коллективном анализе

4. Разные подходы к организации учебного проекта.

Рассмотрим два подхода к организации учебного проекта в школе. Это подходы Н.Ю.Пахомовой Н.В. Матяш.

Н.Ю. Пахомова выделяет следующие этапы работы над проектом:

Погружение в проект;

Организация деятельности;

Осуществление деятельности;

Презентация результатов.

Что делает каждый участник проектной работы на разных этапах, очень коротко можно пояснить с помощью таблицы.

Учащиеся

1-й этап – погружение в проект

Формулирует:

Проблему проекта;

Сюжетную ситуацию;

Цель и задачи.

Осуществляют:

Личностное присвоение проблемы;

Вживание в ситуацию;

Принятие, уточнение и конкретизация цели и задач.

2-й этап – организация деятельности

Организует деятельность – предлагает:

Организовать группы;

Распределить амплуа в группах;

Спланировать деятельность по решению задач проекта;

Продумать возможные формы презентации результатов проекта.

Осуществляют:

Разбивку на группы;

Распределение ролей в группе;

Планирование работы;

Выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.

3-й этап – осуществление деятельности

Не участвует, но:

Консультирует учащихся по необходимости;

Ненавязчиво контролирует;

Дает новые задания, когда у учащихся возникает в этом необходимость;

Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов.

Работают активно и самостоятельно:

Каждый в соответствии со своим амплуа и сообща;

Консультируются по необходимости;

«добывают» необходимые знания;

Подготавливают презентацию результатов.

4-й этап – презентация

Принимает отчет:

Обобщает и резюмирует полученные результаты;

Подводит итоги обучения;

Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;

Акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.

Демонстрируют:

Понимание проблемы, цели и задач;

Умение планировать и осуществлять работу;

Найденный способ решения проблемы;

Рефлексию деятельности и результата;

Дают взаимооценку деятельности и ее результативности.

Степень активности учеников на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит, по мнению Н.Ю. Пахомовой, не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Даже ученики начальных классов могут быть более самостоятельными, если они уже работали над одним - двумя проектами, чем старшеклассники, впервые занятые проектом.

Здесь Н.Ю. Пахомова поясняет роли участников проекта и их значимость следующим образом. Роль учителя несомненно велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роля учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, которое может сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

Следующий значимый аспект структуры осуществления учебного проекта, выделенный Н.Ю. Пахомовой – это погружение в проект.

Прежде всего, начиная работу над проектом, учитель побуждает у учащихся интерес к теме проекта. Н.Ю. Пахомова предлагает мотивировать учащихся, используя фантазию и мастерство самого учителя. Интерес к теме выстраивается, конечно, с учетом имеющегося у детей учебного и жизненного опыта, их возрастных особенностей и предпочтений. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.е. находиться в зоне ближайшего развития.

Затем на этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле рассмотрения темы и формулирует проблему проекта. Как полагает Н.Ю. Пахомова, проблема – это один из главных атрибутов учебного проекта.

Для дальнейшей работы на первом этапе необходимо поработать с проблемой, для этого учителю и ученику, как считает Н.Ю. Пахомова понадобятся навыки проблематизации – аналитического процесса работы в проблемном поле с целью выделения проблемы или ряда проблем для последующего их рассмотрения и решения. Обучение проблематизации одно из специфических умений, на выработку которого у учащихся нацелен весь учебно-воспитательный процесс современной школы. Проблематизация является одним из элементов проектной деятельности учащихся при выполнении учебного проекта.

Если проект предполагает рассмотрение общей проблемы в разных группах под разными углами зрения, то проблемотизация происходит до разбивки на группы. Если проблему проекта предполагается рассмотреть одну и ту же, но в разных группах, искать свои пути и способы ее решения, то проблематизацией занимается каждая группа отдельно.

Проблема должна быть сформулирована так, чтобы следующим шагом была формулировка цели и задач проекта. Задачи проекта – организация и проведение определенной работы для поиска способа или способов решения проблемы проекта. Не жестко поставленные задачи стимулируют ребячье творчество. В момент конкретизации задачи у детей возникает мотивация. Как уточняет Н.Ю. Пахомова: когда дети конкретизируют задачу как свою, они делают первый шаг к творческой работе.

Что же касается предварительной подготовки учителя к работе над проектом, то здесь Н.Ю. Пахомова приводит следующие предположения: «Педагог, выбирая проект, даже хорошо известный, многими уже разработанный и выполненный, должен мысленно соотнести его с силами и возможностями конкретных детей, наличием требуемого обеспечения проектной деятельности».

Обеспечение осуществления учебного проекта включает в себя несколько видов: материально-техническое, информационное, организационное и учебно-методическое. Все виды требуемого обеспечения, перечисленные Н.Ю. Пахомовой, должны быть в наличии до начала работы над проектом. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом, мотивацию, которая станет незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Мотивация обеспечивается доступными, выбранными сообразно с интересами и возможностями возраста, темой и проблемой учебного проекта. Самым веским мотивом в проектной работе является подводящая итог учебному проекту презентация полученных результатов. Рассказать о проделанной работе, своих достижениях, о том, что узнал нового, что научился делать, как работал весь коллектив и он лично, необходимо ребенку в любом возрасте, а тем более в младшем школьном.

Формы презентаций и их учебно-воспитательный эффект.

Как уже отмечалось, одним из важных этапов осуществления учебного проекта.

Выбор формы презентации зависит от продукта работы над проектом. Это может быть творческий вечер, концерт, спектакль, видеосюжет, слайд-шоу, web -сайт и прочее. Определяются формы презентации при постановке цели и задач проекта. Н.Ю. Пахомова предлагает подбирать формы проведения презентаций с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их личным выбором и предпочтениями. В процессе презентации, считает тот же автор, важно подчеркнуть положительную тональность в оценке результатов, какими бы несущественными они не казались, инициировать конструктивную и доброжелательную дискуссию по оценке предъявленного исследования.

Подготовка к презентации занимает значительную часть отведенного на проект времени. И если помнить, что результатом работы над проектом является, прежде всего, замысел способа решения проблемы проекта, то понятно, что его и надо предъявлять, прежде всего, а продукт играет вспомогательную роль, помогает наглядно представить оно из воплощений замысла или образ.

Педагогической целью презентации Н.Ю. Пахомова считает развитие презентативных навыков и умений таких как:

Демонстрировать понимание проблемы проекта;

Анализировать ход поиска решения;

Демонстрировать найденное решение;

Проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы.

Н.В. Матяш рассматривает проектную деятельность школьников, как проявление творческой деятельности. А метод учебных проектов и сам учебный проект не разделяет с понятием творчества.

Учебный творческий проект, по мнению Н.В. Матяш выполняется в три этапа: Исследовательский (подготовительный), технологический и заключительный. На каждом этапе в совместной деятельности учащихся и учителей решаются определенные задачи.

При выборе, анализе и реализации проекта необходимо решать следующие проблемы:

Как определить сферу деятельности;

Как выбрать тему проекта;

Как провести исследование проблемы

Как оформить отчет по проекту.

1. Исследовательский (подготовительный) этап

Прежде всего, на этом этапе необходимо осуществить поиск проблемной области. Учитель ставит перед учащимися проблему. На данном этапе кроме вербальных методов (рассказа, объяснения) целесообразно использовать метод мозговой атаки с целью коллективного поиска проблем.

После выявления проблем, учитель, используя метод информационной поддержки, предоставляет учащимся книги, журналы, телерадиоинформацию, рекламные буклеты, справочники и другие источники. Опираясь на собственные знания и анализ этих источников, каждый школьник определяет для себя область интересов и тему. Таким образом, формируются группы по интересам. И уже каждая группа формулирует для себя конкретную задачу проекта.

Затем осуществляется анализ предстоящей деятельности и разрабатывается план выполнения проекта.

Исследовательский (подготовительный) этап заканчивается разработкой продукта проекта.

2.Технологический этап

Основным методом на этом этапе выступает метод упражнений. На этом этапе учащиеся работают над созданием продукта проекта, проявляя свою самостоятельность и творчество. Данный этап завершается, когда завершается работа над продуктом, и учащиеся переходят к обдумыванию способов представления продукта.

3.Заключительный этап.

Подготовленные и оформленные проекты защищаются. В ходе защиты учащиеся делают краткие выступления, отвечают на вопросы жюри и товарищей, делают самооценку проектов.

Выполненный проект вначале оценивает сам автор, а затем избранное для этого жюри в составе учителя и других учащихся (из других классов).

Критерии оценивания выполненных проектов, как полагает должны включать в себя аргументированность выбора темы, обоснование, значимость выполненной работы, выполнение принятых этапов проектирования, законченность, материальное воплощение, заинтересованность проблемой проекта.

Планирование проекта - это непрерывный, уточняемый на протяжении всего жизненного цикла процесс, в ходе которого определяется лучший способ достижения поставленных целей и задач с учётом текущей и меняющейся ситуации. Грамотный план проекта, учитывающий специфику продукта, особенности и тенденции рынка, предпочтения потребителей, риски и другие факторы, позволяет избежать неэффективных трат ещё на стадии замысла и разработки. Такое планирование не всегда обеспечивает положительные результаты, но даже отрицательные выводы приносят большую пользу.

Первая задача написания плана реализации проекта – дать непосредственный толчок к запуску проектного процесса. План проекта должен убедить принимающих решения лиц в том, что замысел рентабелен, что его реализация будет соответствовать ожиданиям, срокам, бюджету и т. д. Если разработка будет неубедительна ещё на уровне плана, проект может не выйти за пределы начального этапа. И наоборот – успешный план сразу формирует репутацию руководителя проекта и даёт прочные основания для запуска реализации процесса.

Составление плана проекта происходит по стандартной общей схеме, но содержание документа всегда уникально, поскольку уникально сочетание характеристик продукта и условий его внедрения. План исполнения проекта включает руководство к действию для всей проектной группы и даёт указание:

  • по объёму работ,
  • по приоритету,
  • по выбору методик управления,
  • по нормам качества,
  • по форме поддержания связи с заинтересованными лицами,
  • по критериям измерения производительности и др.
  1. Предыстория проекта.
  2. Задачи и цели.
  3. Масштаб.
  4. Границы (ограничения).
  5. Предположения (допущения).
  6. Влияния и зависимости.
  7. Риски и проблемы.
  8. Стратегии и методики.
  9. Средства и способы контроля времени, ресурсов, качества, масштаба.
  10. Коммуникации.
  11. График поставок.
  12. Производительность и её измерение.
  13. Реализация выгод.

Стандартизированная схема упрощает движение по документу, который при реализации крупных замыслов может занимать сотни листов. Упростить процесс работы с планом позволяет и логический, согласованный, структурированный порядок расположения этапов планирования проекта. Если, например, не задокументировать элементы, которые входят в масштаб, может обнаружиться, что среди участников проекта нет единого понимания, кто и что выпускает. А если не оговорить уровень качества, может оказаться, что достаточное для производителя качество может быть недостаточным для клиента.

Отсутствие должной детализации приводит к ошибкам, но и избыток деталей с многочисленными повторениями мешает пониманию содержания проекта. Поэтому план защиты проекта обычно тестируется на слушателях, не имеющих предварительных знаний о проекте, с привлечением представителей широкой аудитории. Добавленная в план проекта предыстория поможет вписать программу реализации в общий контекст, а глоссарий, расшифровка аббревиатур и технических сокращений позволит легко разобраться в сути проекта любому человеку без привлечения сторонних информационных источников.

Планирование предметной области

Предметной областью здесь называется совокупность продукции и услуг, которые должны производиться в результате завершения проекта. Планирование проекта в части предметной области включает следующие процедуры:

  • Анализ состояния на текущий момент.
  • Уточнение базовых характеристик проекта.
  • Подтверждение критериев успеха и проблем проекта.
  • Анализ допущений и ограничений, которые были приняты на первоначальной стадии проекта.
  • Определение критериев результатов проекта на промежуточном и финальном этапах.
  • Выстраивание структурной декомпозиции данной области.

В процессе проектной жизни элементы, из которых составляется данная область, могут претерпевать изменения. Цели работы и характеристики могут уточняться как при достижении промежуточных результатов, так ещё и на стадии разработки проекта.

Планирование проектного времени

Основные понятия этого параметра: сроки выполнения, продолжительность работ, ключевые даты и др. Согласованная работа участников организовывается на основе календарных планов – проектно-технических документов, которые определяют перечень работ проекта, взаимосвязь между ними, последовательность, сроки, исполнителей и ресурсы. Во время работы над проектом на весь жизненный цикл составляется расписание работ для этапов и уровней управления.

Структурная декомпозиция работ (СДР)

СДР – графическое отображение иерархии проектных работ – первый этап календарного планирования проекта. По сути, СДР – это разделение проекта на такие части, которые нужны и достаточны для планирования и эффективного контроля. Составление иерархической структуры предполагает соблюдения следующих правил:

  1. Исполнение работ верхнего уровня достигается путём исполнения работ нижнего уровня.
  2. Родительский процесс может иметь несколько дочерних работ, выполнение которых автоматически завершает родительский процесс. Но для дочерней работы существует только одна родительская.
  3. Декомпозиция родительского процесса на дочерние работы производится по единому критерию: либо по привлекаемым ресурсам, либо по видам деятельности, либо по этапам жизненного цикла и др.
  4. На каждом уровне должны быть собраны равнозначные дочерние работы. Критериями для выявления их однородности могут, например, выступать объём и время выполненных работ.
  5. При построении структуры в целом нужно применять разные критерии декомпозиции на разных иерархических уровнях.
  6. Последовательность для критериев декомпозиции выбирается так, чтобы максимально большая часть взаимодействий и зависимостей между работами оказалась на нижних уровнях иерархической структуры. Работы высших уровней – автономны.
  7. Декомпозиция работ считается завершённой, если работы нижнего уровня понятны менеджеру и участникам проекта, ясны способы достижения конечного результата и его показатели, однозначно распределена ответственность за выполнение работ.

На основе СДР создаётся список работ проекта. А далее определяется последовательность их выполнения, взаимосвязи с помощью организационно-технологических моделей и продолжительность работ.

Продолжительность работ

Продолжительность работ определяется на основе нормативов, на основе личного опыта (когда существует пример аналогичных работ), на основе расчётных методов планирования проектов. К таким методам относится, например, метод событийного анализа PERT, применяемый при неопределённости в оценке продолжительности операций. Существуют, однако, различные способы управления проектным временем.

  • PERT . Метод рассматривается как средневзвешенная трёх видов прогнозов: оптимистичного, ожидаемого и пессимистичного. После установления продолжительности по каждому прогнозу (с применением формулы и/или с привлечением экспертов) рассчитывается вероятность каждого из прогнозов. А затем значения каждого из прогнозов и их вероятности перемножаются, а величины складываются.
  • Сетевая диаграмма . Сетевой диаграммой называется отображение работ и зависимостей между ними в графическом виде. Чаще она представлена в виде графика, вершинами которого становятся проектные работы, а их последовательность и взаимосвязь демонстрируется соединительными стрелками.
  • Диаграммы Ганта . Это горизонтальная диаграмма с отображением проектных работ в виде отрезков, ориентированных по календарю. Длина отрезка соответствует продолжительности работы, а стрелки между отрезками – взаимосвязь и последовательность работ.

Помимо этого, в каждом проекте обеспечивается оптимизация работ по критерию времени, утверждаются календарные планы. Общая цель методов при планировании проектного времени – сокращение продолжительности проекта без потери качества его составляющих.

Трудовые ресурсы проекта

В этой части планирования сначала определяется объём доступных ресурсов. Это делается путём составления перечня исполнителей, доступности и возможности их участия в проекте.

Затем на каждую работу проекта назначаются исполнители с определением зоны их ответственности. Нередко в календарном плане на уровне распределения трудовых ресурсов возникают противоречия. Тогда производится анализ противоречий и их устранение.

Стоимость проекта

В планировании стоимости проекта можно выделить несколько этапов:

  1. На первом этапе определяется стоимость использования ресурсов, каждой проектной работы и проекта в целом. Стоимостью проекта здесь становится совокупность стоимостей ресурсов и выполнения работ. В число учитываемых факторов входят стоимости оборудования (в том числе, – взятого в аренду), труд штатных сотрудников и нанятых по контракту, материалы, перевозки, семинары, конференции, стоимость обучения и др.
  2. Второй этап предполагает составление, согласование и утверждение сметы проекта. Смета проекта здесь – это документ, в котором содержится обоснование и расчёт общей стоимости проекта. Производится он, как правило, на основе величины необходимых ресурсов, объёмов работ и др.
  3. Третий этап включает составление бюджета, его согласование и утверждение. Бюджет вводит ограничения на ресурсы и составляется в виде:
  • столбчатых диаграмм затрат и кумулятивных затрат,
  • линейных диаграмм кумулятивных затрат, распределённых во времени,
  • круговых диаграмм расходов,
  • календарных графиков и планов,
  • матриц распределения расходов.

При этом управление бюджетными рисками рассматривается в отдельном разделе проектного планирования.

Планирование рисков

В этом разделе описываются процессы, которые связаны с определением, анализом, оценкой рисков и разработкой мер реагирования на них. Риски характеризуются 3-мя параметрами:

  • рисковым событием,
  • вероятностью наступления рискового события,
  • размером потерь, в случае реализации фактора риска.

Простой метод планирования рисков реализовывается с соблюдением следующей последовательности действий:

  1. Идентификация рисков. Для этого привлекаются не только эксперты, но и все, кто поможет обнаружить потенциальные уязвимости проекта.
  2. Определение вероятности реализации риска. Измерение производится в процентах, долях, баллах и других единицах.
  3. Классификация рисков на предмет значимости каждого конкретного риска для проекта и его места в иерархии. Приоритетными считаются те, которые имеют высокую вероятность и значение для проекта в целом.
  4. Планирование мер по снижению вероятности наступления каждого отдельного риска с указанием ответственных за это сотрудников.
  5. Планирование мер по ликвидации отрицательных последствий в случае реализации риска с назначением ответственных лиц.

План при создании проекта необходимо писать независимо от того, в каком области работает предприятие: от производственных проектов и сферы IT-технологий и до озеленения и работ по благоустройству города. Однако само проектное планирование не «подвешено в воздухе», поскольку его предваряет проектная инициация, а завершает –переход к непосредственному исполнению проекта.

Структура проектирования отражает процесс деятельности, направленной на создание такого первичного описания объекта, которое позволит этот ещё не существующий объект создать в реальности. Описание это должно быть достаточным (детальным, подробным, объемлющим) и понятным исполнителю (для чего вводятся различные общепринятые правила проектирования).

В окончательном виде, после завершения перехода от исходного описания к итоговому, должен быть получен пакет документов, содержащих всю информацию о форме создания объекта. Для достижения этой цели проводится комплекс творческих, исследовательских и конструкторских работ. В этом смысле процесс проектирования можно рассмотреть как определённую последовательность, состоящую из стадий, этапов и процедур. Этапы и стадии проектирования при этом будут зависеть от типа представления процесса проектирования и того, какие специфические нормы проектирования характерны для той или иной отрасли.

Стадийность в структуре проектирования

Понятие проектирования включает в себя создание первичного описания будущего объекта. Основание для проектирования проявляется в выраженной потребности общества, которое тем или иным способом заявляет о необходимости возникновения технических объектов, явлений и процессов разной сложности и назначения.

Если рассматривать процесс проектирования ещё с момента зарождения идеи, то

появление проектной идеи в её исходном виде следует отнести к категории творческого акта, который плохо поддаётся автоматизации. Сегодня такая идея в основном пока ещё рождается в творческой лаборатории проектировщика или в сознании заказчика в виде общего концепта проекта, и затем уточняется в ходе предпроектных обсуждений. Однако с развитием искусственного интеллекта даже этот этап зарождения идеи, по всей вероятности, будет всё чаще препоручаться компьютеру, как сейчас компьютеру перепоручается полное автоматическое проектирование технически несложных объектов.

По степени участия человека и компьютера в проектировании выделяют два вида процесса:

  • автоматический – когда компьютер выполняет полный объём задач по проектированию,
  • автоматизированный – когда «обязанности» распределены между человек и компьютером в разных пропорциях.

Поскольку большинство процессов сейчас ещё не обходится без участия человека, доля автоматизированного проектирования значительно больше доли полностью автоматического. Это опосредованно выражается и в формировании набора общепринятых стадий и этапов проектирования. Однако создание и привлечение искусственного интеллекта может вскоре полностью изменить не только содержательные черты проектной деятельности, но и традиционные формальные подходы, включая преставления о стадийности проектирования.

Два представления структуры проектирования

В настоящий момент существуют 2 представления структуры проектирования в широком значении этого понятия:

  • Структура процесса воплощения проектной идеи в виде формального решения, путём постепенного расширения описания объекта. Это и есть структура воплощения идеи, для которой правила проектирования и нормы проектирования определили свой список стадий.
  • Структура разработки проектной документации со своими разделами проектирования, требованиями и спецификой для каждой отдельной отрасли.

В первом представлении структура определяет, какие стадии и этапы в определённой очерёдности нужно пройти. Во втором представлении – в каком виде и последовательности нужно оформить документальное описание по каждому из этих этапов с учётом отраслевых требований.

Таким образом, к проектированию как к процессу перехода от идеи (идеального образа) к воплощению образа в том или ином материальном выражении применимо понятие структура процесса проектирования.

  • Начинается этот процесс с исследования общественной или частной потребности, которая стала основной для инициации проектного процесса. Выражается потребность в заключении с проектной организацией соответствующего договора, представляющего собой основание для проектирования. Частью такого соглашения становится техническое задание и/или техническое предложение, которое становится для проектировщика «дорожной картой» в осуществлении процесса.
  • На промежуточных стадиях происходит комплексный процесс исследований, расчётов и принятия проектных решений, предполагающий постоянное уточнение полученных результатов. В ходе этого возникают различные промежуточные виды описаний, подводящие поэтапные итоги в решении того или иного вида задач. В целом в проектировании выработались определённые форматы промежуточных описаний, которые по отдельности будут рассмотрены ниже.
  • Результатом эволюции идеи и развития её материального оформления становится пакет документации, объёмный макет, 3D-визуализация и другие формы материального выражения идеи, в зависимости от того, какой метод был применён проектной организацией в процессе.

В настоящее время в качестве результата прогрессивнее всего выглядят объёмные макеты объектов с приложением графической документации и визуализации, сделанные с помощью компьютера и/или методов фото- и кинопроетирования. Это позволяет как увидеть весь объект в пространстве со стороны, так и сымитировать натурное перемещение людей в пространстве (при архитектурном проектировании). Однако по-прежнему связующей основной для результатов проектной деятельности, остаются понятные любому специалисту графические документы: текстовые описания, схемы, таблицы, чертежи, графики, эскизы. Такой способ передачи проектной информации удерживает статус международного языка проектной деятельности.

Поскольку проектировщик работает с пока не существующим объектом, сразу создать его исчерпывающее описание (особенно, когда речь идёт не о типовых, а об инновационных разработках) не представляется возможным. Поэтому одной из основных особенностей проектирования считается его итерационная специфика – циклическое повторение, связанное с уточнением и доработкой. Каждый итерационный виток добавляет точности и полноты описанию проектируемого объекта.

Одним из следствий подобного уточнения и увеличения полноты описания становится разделение проектирования на следующие основные этапы проектирования:

  • Этап НИР – научно-исследовательских работ, который объединяет предпроектные исследования, стадию технического задания и часть стадии технического предложения.
  • Этап ОКР – опытно-конструкторских работ, объединяющий вторую часть стадии технического предложения, стадию эскизный проект и технический проект.
  • Этап рабочего проектирования, объединяющий стадии рабочего проекта, и стадии, включающие работы с уже физически созданным объектом: отладка, испытания, введение в действие.

Ещё одной характерной особенностью становится коллективный характер проектной деятельности, и требование привлечения к процессу специалистов различных направлений, что обусловлено технической сложностью и многогранностью объекта.

Многовариантность решений и методов, благодаря расширению инструментария, с одной стороны, позволяет проектировщику решить любую проектную задачу, не связывая себя рамками какого-то одного метода, который в применении, как правило, всегда ограничен. С другой стороны, все участники проектировочного процесса должны в полной мере уметь управлять проектным инструментарием, чтобы разная квалификация не мешала процессуальной согласованности. Согласовать разнообразие возможных решений со скоростью и адаптивностью реализации помогают основные принципы проектирования, выраженные с помощью:

  • унификации, уменьшающей многообразие однотипных по функционалу элементов,
  • стандартизации, ограничивающей многообразие путём задействования стандартных элементов,
  • нормализации, применяющей прежде разработанные элементы.

В зависимости от направления процесса проектирования, который может как стремиться к синтезированию вариантов системы из блоков-компонентов так и предполагать декомпозицию сложных описаний, стадийность процессов будет тоже отличаться.

Очерёдность процесса проектирования в зависимости от подхода

Структура может как собираться из блоков-компонентов в единую систему, так и проходить постепенный процесс детализации и декомпозиции сложных описаний, что соответствует структурному подходу, в первом случае, и блочно-иерархическому подходу во втором.

Сущность блочно-иерархического подхода к проектированию – в разделении описания объекта по разным иерархическим уровням, которые соответствуют степени детализации свойств объекта (или его части). То есть, в начале первой стадии структура объекта носит характер закрытой, неизвестной, требующей детализации и уточнения структуры. Описание первого уровня даёт определённую степень детализации, выявляет наличие связей между блоками и устанавливает иерархическую связь с другим уровнем. Затем так же детализируется и прорабатывается второй и последующие уровни. Детализация считывается достаточной, когда блоки последнего уровня продемонстрируют простую и прозрачную структуру.

На каждом уровне будут преобладать свои формы документации, свой математический аппарат, способствующий построению алгоритмов, своя совокупность средств (моделей, методов, языков, инструментов), присущих именно этому уровню.

Подобный подход к объекту проектирования тоже опосредовано влияет на типологию выбора маршрута проектирования и разделение движения по данному маршруту на этапы. Однако независимо от подхода, в описании процесса применяются универсальные понятия проектирования.

Так, основные понятия проектирования в части реализации процесса описания будущего объекта – это проектное решение, проектная процедура и проектная операция.

  • Проектное решение – промежуточное или итоговое (конечное) описание будущего объекта, которого достаточно для создания объекта по имеющимся материалам или (на промежуточной стадии) – для определения дальнейшего направления деятельности и возможности фактического перехода к ней.
  • Проектная процедура – формализованная регламентированная совокупность действий, завершением которых является проектное решение. К процедурам относятся поиск решения, корректировка, контроль, проверка правильности, оптимизация и т.д.. В этом смысле, проектировочный процесс можно описать как последовательность проектных процедур, в совокупности представляющих собой маршрут проектирования.
  • Проектная операция – формализованная совокупность действий, ограниченная частью проектной процедуры, с неизменным для ряда проектных процедур алгоритмом.

Поскольку данные понятия связаны с осуществлением комплекса действий, последовательность их выполнения тоже можно представить в виде этапного или стадийного процесса. Однако такой взгляд будет только частным отражением общего процесса проектирования, а в общем виде стадии проектирования представлены в виде перечня, включающего в себя стадии технического задания, технического предложения, эскизного проекта, технического проекта, рабочей документации и сертификации.

Стадии процесса проектирования

ГОСТы 2.103-68, и Р 15.201-2000 определяют структуру и правила проектирования, на которые ориентируются заказчик и исполнители при заключении соглашения, оценке проделанной работы, отчётах. Согласно им, к структурным элементам проектирования относятся следующие стадии.

  • Техническое задание (ТЗ) . В задании устанавливается основные концептуальные, технические и функциональные характеристики объекта, основные и специальные технико-экономические задачи, предписания по соблюдению требований на различных стадиях и этапах создания документации, состав.
  • Техническое предложение (ПТ) . Такое предложение представляет собой комплект документов, в которых содержится технико-экономическое и техническое обоснование целесообразности проекта. Заключение о целесообразности даётся после анализа технического задания заказчика и рассмотрения альтернативных решений путём их сравнения друг с другом. Основанием для создания технического предложения становятся также особенности создаваемого объекта и наличие патентных материалов. В строительстве технико-экономический расчёт производится для относительно несложных производственных и линейных объектов в более сжатом, по сравнению с обоснованием, виде.
  • Эскизный проект (ЭП) . На этой стадии создаётся пакет документов, которые содержат как общие представления о принципах работы и устройстве объекта (включая назначение, габаритные размеры и другие параметры), так и информацию о совокупности принципиальных решений, выбранных для данного объекта. В случае проектирования особенно сложных объектов могут быть проведены дополнительные предпроектные исследования (аванпроект), результатом которых становятся обоснование возможности создания задуманного объекта и целесообразность варианта исполнения. На этой стадии также могут быть созданы макетные образцы для испытаний.
  • Технический проект (ТП) . Техническая документация содержит окончательные решения, отражающие устройство объекта и исходные данные, являющиеся основой рабочего проекта.
  • Рабочий проект (РП) . На этой стадии разрабатывается детальная документация, достаточная для изготовления опытного образца. По результатам испытаний (которые тоже проходят в несколько этапов – сначала на заводе, а затем в рамках процесса передачи заказчику) документация может быть откорректирована, уточнена и, в случае необходимости, расширена для возможности изготовления серийных образцов продукции (установочной серии). Далее цикл с испытанием и уточнение документации повторяется, выходя на уровень контрольной серии, испытание которой тоже может внести ряд изменений в окончательный вариант рабочей документации.
  • Сертификация . Контрольная стадия, подтверждающая качество произведённой продукции. В разных вариантах такой контрольной стадией может быть обязательная или добровольная экспертиза. Сертификация тоже может быть добровольной, но её проведение даёт дополнительные конкурентные преимущества товару при выходе на новые рынки. Чаще всего обязательная экспертиза становится принципиальным необходимым условием для экспортного продвижения.

При разработке проектной документации нередко происходит объединение нескольких этапов между собой, что обусловлено степенью сложности поставленной задачи. Этап постановки технического задания и этап технического проектирования могут быть частью цикла научно-исследовательских работ. Этап технического предложения и этап эскизного проекта – частью опытно-конструкторских работ.

Отраслевые особенности стадий проектирования на примере проектирования в строительстве

В части стадийности разработки документации в строительстве на основе требований Градостроительного кодекса РФ, правительственного Постановления № 87, ГОСТов и СНиПов, определяющих нормы проектирования, сформировался определённый порядок и перечень этапов процесса.

В отличие от предыдущих правил, действующие сейчас правила и нормы проектирования не предполагают формального регламентного разделения процесса проектирования на стадии. Вместо стадийности проектирования действуют понятия «Проектная документация» и «Рабочая документация». Однако фактическая хронология разработки этих видов документации может носить как последовательный, так и параллельный характер (что действующие правила проектирования не запрещают). В этом смысле правомерно говорить о фактическом разделении процесса строительного проектирования на стадии.

  • Одностадийным проектированием, в этом случае, следует называть такой процесс, при котором разработка и проектной и рабочей документаций ведётся параллельно. Это даёт возможность ускорить реализацию проекта в целом, однако логическая преемственность двух видов документации определяет для сложных проектов двустадийную модель как более предпочтительную.
  • В двустадийной модели строительного проектирования к стадии рабочей документации переходят только после завершения стадии проектной документации, прохождения всех согласований по ней и утверждения. При таком подходе к минимуму сводятся затраты на переработку проектной документации, если при анализе результатов были выявлены неэффективные решения.

В целом, в проектировании существует тенденция увеличения числа стадий при увеличении степени сложности и детализации проектируемого объекта. Отношение возможного количества стадий к категории сложности объекта выглядит следующим образом:

  • Одностадийная модель применяется при проектировании объектов 1-3 категорий сложности, а также применительно к объектам, возводимым по повторным и/или типовым проектам. Такая модель, при прочих равных, позволяет уменьшить срок проектирования в полтора-два раза, снижая стоимость разработки приблизительно на 40%. Но и риски ошибиться при этом возрастают, что обуславливает непопулярность одностадийной модели на территории России.
  • Двустадийная модель применима к более технически сложным строениям – объектам 4-5 категорий, а также к тем объектам 3-ей категории сложности, для которых в проектировании требуется индивидуальный подход.
  • Двустадийная модель, усложнённая стадией предпроектного предложения, как и в предыдущем случае, применима к объектам 4-5 категорий и индивидуальным объектам 3-ей категории, если обнаруживается недостаточный перечень исходно-разрешительной документации, что требует доработки и уточнения.

Категория сложности сооружения зависит одновременно от многих параметров: назначения, этажности, конфигурации. Один и тот же тип сооружения может относиться к разным категориям. Так на примере складов видно, что сельскохозяйственные склады сезонного типа относятся к первой категории сложности, склады с инженерным обеспечением – ко второй, а склады с инженерным оборудованием – к третьей (согласно Методическим рекомендациям по определению стоимости затрат для подрядных торгов). Крупные военные склады могут по степени сложности быть отнесены и к 4-ой категории. Но в целом – чем сложнее сооружение – тем выше класс сложности и тем важнее соблюсти логику стадийности при проектировании.

Однако и в строительной отрасли появление технологичных способов проектирования постепенно начинает стирать различия между стадиями. Например, уже сейчас при 3D- BIM проектировании стадии отличаются только степенью детализации, а весь процесс работы производится разными специалистами одновременно в едином виртуальном пространстве с отслеживанием всех изменений в режиме реального времени.

Нормы предполагают разделение проектирования на следующие составляющие в рамках двустадийной (и трёхстадийной) модели:

  • Предпроектное предложение .

В этот период происходит сбор первичного комплекта документов, который нужен для прохождения регламентных согласований в регионе и получения архитектурно-планировочного задания или исходно-разрешительной документации (подготовка и разработка которой тоже является частью данной стадии).

В предложении обосновывается инвестиционная привлекательность и возможность проведения строительства (реконструкции) в конкретных условиях с учётом градостроительных требований и факторов социального, культурного, экономического, экологического, санитарного и др. характера. Также в процессе создания предложения готовят масштабный демонстрационный материал, создают и утверждают эскизный проект, выбирают предпочитаемые конструктивные, архитектурные, технологические решения и варианты, инженерных, охранных, противопожарных систем и др.

Перечень исходных данных, которые передаёт заказчик проектной организации, уточняется с учётом специфики проекта, объекта и участка строительства. Исходные данные собирает сам заказчик, если по условиям соглашения к процессу не подключается проектировщик. При этом обязательно предоставляются реквизиты того документа, на основании которого было принято решение о проектировании,задание на проектирование,отчётные документы о результатах исследований, согласования, акты, решения различных органов управления,информация о земельных участках, проектной мощности объекта, сведения об использовании запатентованных изобретений и массу других данных.

  • Проектная документация .

Это самая объёмная часть проектирования,техническое воплощение образа объекта строительства, дающая представление о том, какое здание планируется построить. Здесь по разделам (регламентированным нормативными документами) собирается информация по архитектурному, конструктивному и объёмно-планировочному решению. содержат данные об инженерном оборудовании и сетях обеспечения, включая системы тепло- электро-, газо- водоснабжения и водоотведения. Отдельным разделом представлена смета строительства.

  • Рабочая документация .

Описывает процесс прикладной реализации того объекта, детализируются принятые на предыдущей стадии решения. Для каждого раздела составляются локальные сметы, готовятся чертежи и спецификации, прорабатываются узлы и, в целом, формируется документация, достаточная для того, чтобы только на её основании подрядчик мог осуществить строительство. Состав рабочей документации определён государственными стандартами, но может быть уточнён, по соглашению сторон, заказчиком и проектировщиком. Основной комплекс рабочих чертежей представлен чертежами различных марок, к которым предусмотрены прилагаемые документы (спецификации, сметы и др.).

  • Авторский надзор .

Контроль за ходом строительства и процессом приёмки в эксплуатацию. Такой авторский надзор ведётся во избежание ошибок со стороны подрядчика и отклонений от согласованных решений. Стадия инициируется условиями соглашения заказчика и проектировщика. Для осуществления надзора отдельным приказом назначаются ответственные лица.

Несмотря на некоторые отличия от стадийности проектирования серийных образцов продукции, стадийность строительного проектирования укладывается в ту же итерационную логику, позволяющую на каждом новом витке описания делать его точнее и полнее.

Метод – это способ, при помощи которого достигается цель проекта.

Один из самых объёмных и подробных разделов проекта. Описание того, каким образом будет осуществляться проект.

В данном разделе описываются стратегия и методы достижения поставленных целей, а также механизм реализации проекта. Автор проекта должен ответить на вопросы: каким образом будут достигнуты намеченные цели, как будут выполняться поставленные задачи, кто будет осуществлять их решение, какие ресурсы будут при этом задействованы.

При описании методов необходимо обратить внимание на следующее:

Соответствие механизма реализации цели и задачам проекта;

Соответствие имеющихся ресурсов планируемой деятельности;

Соответствие деятельности заявленным результатам;

Реалистичность мероприятий, с учетом временных рамок и бюджета;

Инновационность;

Взаимосвязанность и взаимозависимость видов деятельности по проекту.

Отсюда следует, что в проекте важны не только и не столько гениальные идеи, сколько те методы, при помощи которых будет достигаться цель проекта. Средства никогда не могут оправдывать цель. Методы, которые предлагает проектировщик, – это те «дороги», которыми он собирается двигаться к намеченной цели. Неверно выбранный путь никогда не приводит к достижению какой бы то ни было благой цели.

Этапы реализации проекта

Поэтапный календарный план – это подробное описание всех видов деятельности и мероприятий с указанием сроков. При разработке этого раздела следует обратить внимание на следующие моменты:

Наличие плана – графика реализации проекта или поэтапного описания проекта: привязка к конкретным целевым группам, месту и времени (это можно сделать как в текстовом формате, так и в виде таблицы);

Реалистичность, выполнимость плана (его насыщенность, но не перенасыщенность);

Описание того, каковы виды деятельности, какие ресурсы необходимы для его проведения;

Возможность выполнения проекта в заявленные сроки.

В этой связи хотелось бы обратить внимание на то, что проект не должен сводиться к организации и проведению помпезных акций: эффект от них нулевой (практически всегда), однако средства израсходованы, но эти расходы ни на что не повлияли, ничего качественно не изменили.

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты – это конкретные результаты , которые предполагается достичь в ходе реализации проекта в количественном и качественном выражении. К описанию ожидаемых результатов необходимо подходить очень серьёзно и ответственно, поскольку они являются критериями эффективности проекта.

Основные характеристики результатов:

Соответствие результатов цели и задачам проекта;

Измеримость (это касается не только количественных, но и качественных показателей);

Реалистичность.

Главное: перечень ожидаемых результатов в целом должен соответствовать списку поставленных конкурсантом задач.

Вместе с тем, следует охарактеризовать некоторые элементы формулирования ожидаемых результатов:

Направленность не на предотвращение следствий проблем, а на устранение их причин;

Направленность действий на выработку у целевой группы способности к последующему самообеспечению;

Вовлечение в реализацию проекта представителей целевой группы.

Бюджет

Важным этапом создания социального проекта является описание бюджета. Каждый этап реализации проекта требует определённых затрат денежных средств и материальных ресурсов. Поэтому важно после описания методов и шагов точно просчитать, сколько будет стоить каждый метод и каждый шаг вашего проекта. Для того чтобы эксперт не задавал много вопросов, стоит после описания бюджета дать комментарии к бюджету, т.е. пояснить на что тратится та или иная сумма.

Таким образом, бюджет социального проекта должен обладать следующими свойствами:

Обоснованностью объёмов предполагаемых затрат;

Логичностью – взаимосвязанностью с запланированными мероприятиями и иными действиями, предусмотренными по проекту;

Соразмерностью масштабу проекта;

Соразмерностью опыту проектанта;

Эффективностью (прозрачностью) затрат.

В заключение хотелось бы заметить, что важным (но не необходимым) для самого конкурсанта является то, что им будет заявлено о его собственном опыте опыте реализации социальных проектов. Кроме того, проект, как нам это представляется, должен обладать свойством его тиражируемости на других территориях (условия, при которых он может быть тиражируемым, можно конкретизировать).

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то