Конспект занятия по рисованию в старшей группе: «Осенний листопад. Конспект нод по изо в старшей группе "золотая осень"

1. Воспитывать у детей интерес к осенним явлениям природы, эмоционально отзываться на красоту осени.

2. Учить передавать в рисунке цвета «осени».

3. Познакомить детей с картинами русских худлжников.

4. Развивать воображение, творчество, мелкую моторику рук.

Материалы для занятия:

Листы бумаги для рисования формат А-4

Гуашь, акварельные краски

Кисточки: № 2, № 5, № 8

Баночка с водой, салфетки

Заготовки листьев деревьев (не менее 5 видов)

Предварительная работа:

1. Наблюдение за осенней погодой во время прогулок.

2. Разучивание стихов об осени: М. Лесовая «Золотой дождь», Е.Трутнева «Осень, Л. Зимина «Осенние листья».

3. Беседы о приметах осени.

4. Загадывание загадок об осени.

5. Чтение коротких рассказов М. П Пришвина: «Листопад», «Начало осени», «Осенние листочки».

6. Подвижные игры: «Листопад», «Раз, два, три! Этот лист бери», «Соревнования на осеннем лугу».

Дидактические игры: «Осенние приметы», «С какого дерева лист», «Кленовый листочек».

7. Разучивание танца «Вальс осенних листьев».

Ход занятия.

Звучит тихо фрагмент музыки П. И Чайковского «Времена года – Осень».

Воспитатель:

Какое время года произвучало в музыке П.И Чайковского?

(ответы детей)

Ребята, какая здесь осень? – поздняя или ранняя?

(ответы детей)

Какой цвет у осени?

(ответы детей)

Воспитатель : А теперь послушайте стихотворение Ивана Бунина

«Листопад»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой…...

Воспитатель: Да, осень бывает разная, но больше всего у неё оттенков: золотого, оранжевого, коричневого, красного.

1-й ребёнок: «Осень»

Что ни день – то резче ветер
Рвет в лесу листву с ветвей…
Что ни день – то раньше вечер,
А светает все поздней.
Медлит солнышко, как будто
Подниматься силы нет…

Потому и всходит утро над землей
Почти в обед.

2-й ребёнок: «Октябрь уж наступил...»
Октябрь уж наступил - уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете как называется осеннее явление, когда с деревьев падают листья? (ответы детей)

Воспитатель: Когда приходит время года «Осень», то можно увидеть как листья на деревьях меняют свой зелёный цвет на золотой, красный, оранжевый, коричневый. Это происходит потому, что дерево готовится к зиме. Гуляя в парке, в лесу или просто идя по улице можно наблюдать такую картину, дует ветерок и наши листочки разлетаются в разные стороны.

Ребёнок:

На гроздья рябины дождинка упала,
Листочек кленовый кружит над землей...
Ах, осень, опять ты врасплох нас застала,

И снова надела наряд золотой!

Физкультминутка : «Рыжие белочки»
Листики падают,

Рыжие белочки,
Как у вас дела? (Наклоны вперед.)
- Мы набрали шишек
Для своих детишек. (Прыжки на месте.)
Листьев полное дупло -
Будет нам зимой тепло. (Повороты туловища влево-вправо.)

Листики падают,
Осень пришла. (Махи руками вверх - в стороны - вниз.)
Рыжие белочки,
Как у вас дела? (Приседания.)
- Насушили ягод,
Чтоб хватило на год. (Махи руками вверх - в стороны - вниз.)

Воспитатель: Послушайте стихотворение «Осенний клад»

Ребёнок:

Падают с ветки желтые монетки.

Под ногами целый клад!

Это осень золотая

Дарит листья, не считая.

Золотые дарит листья

Вам, и нам,

И всем подряд.

Воспитатель: - Ребята я буду вам загадывать загадки, а вы мне будете огадывать и говорить, что это.

Загадывание загадок:

1. Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)

2. Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает? (Осенью)

3. Дни стали короче,

Длинней стали ночи,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Осенью)

4.Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла…

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно … (Листопад)

5.Королева наша, Осень,

У тебя мы дружно спросим:

Детям свой секрет открой,

Кто слуга тебе второй? (Октябрь)

6. Солнца нет, на небе тучи,

Ветер вредный и колючий,

Дует так, спасенья нет!

Что такое? Дай ответ! (Поздняя осень)

Воспитатель: А скажите мне, какое дерево является символом нашей Родины?

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно, берёзка – наша белоствольная красавица.

Ребёнок:

«Берёзка»
В прозрачной синеве осенней
Берёзки золотая грусть.
Вокруг пожухла лета зелень,
Морозы скоро. Ну и пусть!

Прохладой тянет из долины,
Туман расплылся по земле.
Стоит берёзка средь равнины,
Росы слезинки на стволе.

Хрупка, нежна и беззащитна,
Живёт наперекор ветрам,
Спокойна, молчалива, скрытна,
Порой мудра не по летам….

Воспитатель: - Ребята, на наше занятие я принесла вам репродукцию картины русского художника Исаака Левитана «Золотая осень». Давайте её с вами рассмотрим.

Вопросы детям:

Какое время года на ней изображено? Почему?

(ответы детей)

Какие приметы осени вы здесь увидели?

(ответы детей)

Воспитатель: - Ребята, рассказать о нашей картине можно и в стихах. Послушайте как «Осень» описала поэт Элла Гоник.

Тихая осень явилась на землю неслышно,
Нас восхищая красой светлоокой небес,
Вновь в одеянии, и многоцветном, и пышном,
Как заиграл всеми жаркими красками лес!

Снова встречаем душою, улыбкой желанной
Всю несказанную прелесть чарующих дней,
Будет нам осень сиять красотой первозданной,
Мы и весною порой затоскуем о ней.

Воспитатель: Наблюдая за природой во время прогулки, мы можем видеть «Осень» как красивую пору. Она как художник придумывает свои наряды, сама решает каким цветом будет окрашено то, или иное дерево, куст.

Динамическая пауза:

«Осенью»

Слова педагога: Выполняемые движения:

Туча небо кроет,

Солнце не блестит, Взмахи руками над головой.

Ветер в поле воет, Изображают рупор.

Дождик моросит, Взмахи руками перед собой.

Воды зашумели

Быстрого ручья, Топают ногами на месте.

Птички улетели

В теплые края. Изображают улетающих птичек.

Практическая часть:

(Дети садятся за столы.)

Воспитатель: У вас на столах лежат разные листья, дубовые, кленовые, листья берёзки, рябины. Давайте мы их с вами разглядим.

Вопросы детям:

Все ли листочки одинаковые?

Чем они отличаются? (цвет, форма, величина)

(ответы детей)

Воспитатель:

Прежде чем приступить к работе, давайте закроем глаза и представим, что вы будете рисовать, как расположите деревья, кустарники или это будет просто листочек «дубовый» или «берёзовый».

Звучит тихая музыка, дети приступают к работе.

Итог.

Воспитатель : - Ребята, какие у вас красивые получились рисунки. Глядя на ваши работы, можно увидеть как листочки с деревьев падая, кружатся, как будто танцуют вальс.

Молодцы! У каждого из вас получилась «Золотая осень»

Анализ занятия.
1. Спросить у нескольких детей сумели ли они нарисовать осень?

2. Понравилось ли вам занятие?

3. Что мы рисовали?

4. Какой момент понравился?

5 Рассказать о своих рисунках.

6. Оформить выставку под названием «Золотая осень».

Наименование ОУ

МБДОУ "Александровский детский сад "Ягодка"

Должность

воспитатель

РМ Лямбирский район, с. Александровка

Дата создания

Комментарии 0

Скачиваний 14

Размер файла 13.5Кб

Корякова Татьяна Дмитриевна
МБДОУ «Александровский детский сад «Ягодка», РМ Лямбирский район, с.Александровка
Конспект НОД по ИЗО в старшей группе
Тема: «Золотая осень»
Цели: учить детей отражать в рисунке впечатления от золотой осени.
Закреплять умение рисовать лиственные деревья, передавая характерные особенности строения ствола и кроны, цвета. Использовать разные приемы работы с кистью (всем ворсом и концом). Развивать творчество.
Предварительная работа. Рассматривание деревьев, сбор листьев и плодов. Знакомство с репродукциями картин И.И. Левитана, В. Васнецова.
Материалы. Листы бумаги белого цвета, гуашевые краски, кисти, баночки с водой, салфетки. Репродукция картины И. Левитана «Березовая роща».
Содержание образовательной деятельности детей
1.Введение в тему.
Воспитатель. Ребята, послушайте загадку, отгадка которой подскажет вам тему нашей беседы.
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья
Дети:(осень)
Воспитатель. Какие впечатления у вас остались после прогулки? Какие эмоции, чувства вы испытали от увиденного?
Какие изменения в природе возникли с приходом осени?
Дети. (Похолодало, идут дожди, птицы улетают, желтеют и падают листья).
Воспитатель. Правильно, ребята. Подул ветер, листья опадают с деревьев. Как называется эта пора осени?
Дети. (Листопад.)
Воспитатель. Ребята, посмотрим картину И.Левитана «Березовая роща». Многие известные художники – как Шишкин, Левитан, Васнецов любили рисовать природу. Они выбирали очень красивые места, любовались сами и с нами поделились своей радостью, нарисовав красивые картины.
Они долго - долго учились и каждый день много рисовали. Но даже настоящие художники не сразу научились рисовать.
Воспитатель. Какое время года изобразил художник? (Золотая осень).
-Почему осень в это время называют золотой? (Потому что желтые листья похожи на золото, когда сверкают на осеннем солнце.)
Физкультминутка.
Листочки, листочки по ветру летят
И деток под ножками тихо шуршат.
(Бег на месте на носках, взмахи руками)
И плавно качаясь, ведут хоровод.
И ветер осенний им песню поет.
(Плавные покачивания корпусом и руками, поднятыми вверх, вправо – влево.)
Вот и мы сегодня с вами попробуем передать те впечатления, которые мы с вами увидели на прогулке.
Воспитатель. Давайте сравним, чем деревья похожи и чем отличаются друг от друга.
Дети.(По форме и толщине ствола, форме крона, окраске).
Воспитатель.Ствол будем рисовать всем ворсом кисти, а ветки – кончиком,
А теперь нарисуйте каждый свою картину «Золотая осень».
По окончании работы рассмотреть с детьми рисунки, предложить выбрать наиболее выразительные.

Предпросмотр страницы №1

МБДОУ «Александровский детский сад «Ягодка»

Подготовила воспитатель: Корякова Татьяна Дмитриевна

Конспект НОД в старшей группе по ИЗО

Тема: «Золотая осень»

Цели : учить детей отражать в рисунке впечатления от золотой осени.

Закреплять умение рисовать лиственные деревья, передавая характерные особенности строения ствола и кроны, цвета. Использовать разные приемы работы с кистью (всем ворсом и концом). Развивать творчество.

Предварительная работа . Рассматривание деревьев, сбор листьев и плодов. Знакомство с репродукциями картин И.И. Левитана, В. Васнецова.

Материалы. Листы бумаги белого цвета, гуашевые краски, кисти, баночки с водой, салфетки. Репродукция картины И. Левитана «Березовая роща».

1.Введение в тему .

Воспитатель. Ребята, послушайте загадку, отгадка которой подскажет вам тему нашей беседы.

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья

Дети:. (осень)

Воспитатель . Какие впечатления у вас остались после прогулки? Какие эмоции, чувства вы испытали от увиденного?

Какие изменения в природе возникли с приходом осени?

Дети . (Похолодало, идут дожди, птицы улетают, желтеют и падают листья).

Воспитатель. Правильно, ребята. Подул ветер, листья опадают с деревьев. Как называется эта пора осени?

Дети. (Листопад.)

Воспитатель. Ребята, посмотрим картину И.Левитана «Березовая роща». Многие известные художники – как Шишкин, Левитан, Васнецов любили рисовать природу. Они выбирали очень красивые места, любовались сами и с нами поделились своей радостью, нарисовав красивые картины.

Они долго - долго учились и каждый день много рисовали. Но даже настоящие художники не сразу научились рисовать.

Воспитатель . Какое время года изобразил художник? (Золотая осень ).

Почему осень в это время называют золотой? (Потому что желтые листья похожи на золото, когда сверкают на осеннем солнце.)

Физкультминутка.

Листочки, листочки по ветру летят

И деток под ножками тихо шуршат.

(Бег на месте на носках, взмахи руками)

И плавно качаясь, ведут хоровод.

И ветер осенний им песню поет.

(Плавные покачивания корпусом и руками, поднятыми вверх, вправо – влево.)

Вот и мы сегодня с вами попробуем передать те впечатления, которые мы с вами увидели на прогулке.

Воспитатель . Давайте сравним, чем деревья похожи и чем отличаются друг от друга.

Дети.(По форме и толщине ствола, форме крона, окраске ).

Воспитатель. Ствол будем рисовать всем ворсом кисти, а ветки – кончиком,

А теперь нарисуйте каждый свою картину «Золотая осень».

По окончании работы рассмотреть с детьми рисунки, предложить выбрать наиболее выразительные.

Вконтакте

По ИЗО деятельности

Конспект НОД по изобразительной деятельности
в старшей группе «Золотая осень»

Назарова Т.Н., воспитатель Д/С №53 г.Тамбов

Тема: «Золотая осень»

Образовательная область: «Художественное творчество»

Цель:

Программное содержание:

  • Учить детей передавать в рисунке строение дерева - ствол (кистью) , ветки разной длины.
  • Закреплять навыки рисования листвы приёмом вертикального мазка (способ примакивания) .
  • Закреплять представления детей о характерных признаках осени.
  • Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки
  • Развивать мыслительную деятельность, память, связную речь, воображение и творчество.
  • Воспитывать положительное отношение к природе и желание заботиться о ней.

Материал: - белый лист бумаги А2 (для образца) , - альбомные листы для детей, - репродукция - картина И. И. Левитана «Золотая осень», - мольберт, - акварельные краски, кисти №3, 6 (белка) , - влажные салфетки, вода, - поролоновая губка на каждого ребёнка.

Методические приёмы: - показ и объяснение воспитателя, - музыкальное сопровождение, вопросы к детям, - напоминание о технике рисования, - наблюдение за работой детей, советы, - слушание музыки П. Чайковского, - рассматривание работ детей, - анализ работ детьми и воспитателем, - Д/И «Найди по описанию».

Предварительная работа: Знакомство детей с техникой тонирования листа бумаги, рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий с изображением осенних деревьев (осени) .

Ход деятельности:

I . Вступительная часть.

Воспитатель: Ребята, кто у вас сегодня в гостях? Вы его знаете?

Дети: Лесовичок.

Воспитатель: Откуда он к нам пришёл?

Дети: Лесовичок к нам пришёл из леса.

Воспитатель: И пришёл не с пустыми руками. Что это?

Дети: Это иллюстрация картины.

Воспитатель: А где же хранятся настоящие картины?

Дети: В музеях, а также в картинной галерее.

Воспитатель: Ребята, а кто пишет картины?

Дети: Художники.

Воспитатель: А вы знаете, как зовут художника, написавшего эту картину?

Дети: Исаак Ильич Левитан.

Воспитатель: Вместе повторим фамилию художника.

Воспитатель: Ребята, как бы вы назвали эту картину? (высказывания детей)

Воспитатель: Почему картину назвали «Золотая осень»?

Чему на картине отведено больше места: земле или небу?

Почему земле больше?

Что хотел показать художник?

Деревья нарисованы на одном расстоянии друг от друга?

Почему вы так решили? Докажите. (высказывания детей)

Воспитатель: Ребята, а вам нравится осень? Чем? (ответы детей)

Воспитатель: Мне, например, нравиться ходить по опавшим листьям, как по золотому ковру. Неправда ли, осенью очень красиво? Как будто добрый волшебник раскрасил всё вокруг яркими красками.

II . Основная часть.

Воспитатель: Лесовичок принёс ещё и посылку, и спрятал её в группе. Он хочет поиграть с вами в игру «Найди по описанию». Лесовичок будет подсказывать, а вы слушайте меня внимательно: «Эта посылка прямоугольной формы..., золотистого цвета..., справа от шкафа…. и т.д.»

Дети: Ура! Нашли.

Воспитатель: Откроем посылку, посмотрим, что внутри.

(дети достают по одному предмету и называют его)

Воспитатель: Смотрите, белый лист, не до конца закрашенный. Странно! Кисть, губка, акварельные краски, стакан-непроливайка…

Воспитатель: Как вы думаете, зачем всё это здесь? Для чего? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, Лесовичок предлагает вам стать маленькими волшебниками (художниками) .

Воспитатель: У меня к вам ещё один вопрос. Зачем в посылке губка?

Дети: Для тонирования листа.

Воспитатель: Как вы думаете, какую часть листа здесь следует затонировать? (ответы)

Показ воспитателя . (Воспитатель тонирует верхнюю часть листа губкой слева направо быстрыми движениями. Во время тонирования на листе проявляется силуэт берёзыствол и ветви.)

Воспитатель: Что это? Чего не хватает на дереве?

Дети: Листьев.

Воспитатель: Почему вы решили, что это берёза? (ответы детей) В: Какого цвета листья у берёзы осенью?

Дети: Жёлтого. Самостоятельная работа.

Дети подходят к столам, где лежат различные изобразительные материалы и приступают к работе: тонируют листы. Пока листы подсыхают, воспитатель проводит физкультминутку «Мы листики осенние». Дети берут из корзинки жёлтые берёзовые и разноцветные кленовые листья.

Воспитатель: Листья от какого дерева вы взяли?

Физкультминутка «Мы листики осенние» Мы листики осенние На ветках мы сидим Дунул ветер - полетели Мы летели, мы летели И на землю тихо сели. Ветер снова набежал И листочки все поднял Закружились, полетели И на землю тихо сели.

Воспитатель: А теперь нарисуем листву берёзе. Каким цветом? (жёлтым)

Воспитатель: Набираю на кисть воды и жёлтую краску. Рисую листья на ветках дерева быстро, прикладывая и отрывая кисть от бумаги, держа кисть наклонно к бумаге. Рисуем вертикальные мазки, этот способ рисования называется способом примакивания. (Дети рисуют на своих листках.)

Воспитатель: Нарисуем с вами ещё одно дерево. С чего начнём рисовать дерево?

Дети: Со ствола.

Воспитатель: Правильно. Нарисую кистью прямой высокий ствол. Для этого я наберу немного больше, чем необходимо, воды и краски на кисть, и проведу прямую линию.

Воспитатель: Каким цветом будем рисовать ствол? (коричневым)

Воспитатель: Получился ствол (рисуем сверху вниз, постепенно нажимая на кисть) . Что же ещё, дети, мне нужно нарисовать, чтобы получилось дерево?

Дети: Веточки.

Воспитатель: Правильно. Вверху рисуем очень короткие веточки, чуть ниже - веточки подлиннее.

Воспитатель: Получилось дерево? (да)

Воспитатель: Теперь нарисуем дерево с разноцветными листьями. Какие краски будем использовать?

Дети: Жёлтая, красная, оранжевая.

Воспитатель: Такая разноцветная листва осенью бывает у клёна. Рисуем листья способом примакивания. Нарисовали жёлтые листья, затем хорошо промываем кисть водой и набираем краску красного цвета и т.д. (Во время самостоятельной работы детей звучит музыка П. Чайковского.)

III . Заключительная часть. Анализ работ.

Какое время года изобразили в своих рисунках?

Какие краски использовали?

Какими способами рисовали? (тонирование, примакивание)

У кого лучше получилось передать образ осеннего дерева?

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по теме «Вальс осенних листьев».

Автор: Рудометкина Наталья Петровна, педагог дополнительного образования МБДОУ ЦРР ДС №58 «Жемчужинка», город Озерск, Челябинской области.
Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Вальс осенних листьев». Данный материал может быть использован воспитателями старших групп на занятиях по изобразительной деятельности. Дети на занятии продолжают знакомиться с жанром изобразительного искусства – пейзажем.
Закрепляют знания о нетрадиционных видах изобразительной техники (рисование пальчиками, ватной палочкой, выдувание трубочкой от сока).
Занятие направленно на воспитание чувства прекрасного и развитие творческих способностей детей.

Цель: вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – пейзажем, показать, что природа прекрасна в любое время года.
Закрепить знания детей о нетрадиционных видах изобразительной техники (рисование пальчиками, ватной палочкой, печать листом от дерева, выдувание трубочкой от сока).
Продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал, композиция.
Развивающие:
Развивать технические навыки, в рисовании, работая разными материалами и способами.
Развивать творческое мышление, речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память.
Развивать любознательность, воображение, мелкую моторику кистей рук.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Вызвать желание детей сохранять её красоту в картинах.
Материал для занятия: альбомные листы с готовым фоном (выполненным на предыдущем занятии), гуашь, акварель, кисти, стакан с водой, салфетка, ватные палочки, трубочки от сока, клей, кукурузная крупа.
Репродукции картин И.Левитана, И. Шишкина, А. Васильева, И. Остроухова.
Интеграция разных видов деятельности: экскурсия в лес, рассматривание деревьев; знакомство с репродукциями картин И.Шишкина, И.Левитана,
А. Васильева; чтение стихов русских поэтов; дидактические игры «С какого дерева листок?», «Деревья» игра-лото.
Словарная работа: золотая, пурпурная, серебряная, теплая, холодная осень, листопад, приметы осени, пейзаж.
Образовательные области: коммуникация, здоровье, познание, социализация, чтение художественной литературы, музыка.
Ход НОД:
Воспитатель: Сейчас, мы с вами будем собирать листья. Приготовьте руки. Повторяем за мной.
Пальчиковая гимнастика «Будем листья собирать»
Раз, два, три, четыре, пять -
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы, (Загибают большой палец)
Листья рябины, (Загибают указательный палец)
Листики тополя, (Загибают средний палец)
Листья осины, (Загибают безымянный палец)
Листики дуба (Загибают мизинец)
Мы соберем.

Маме осенний букет отнесем. (Сжимают и разжимают кулачки)
- Ребята, а где растут эти деревья?
Загадка.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем. (лес)

- Правильно, в лесу.
Сегодня, мы отправимся с вами в лес.
Полюбуйтесь картинами художников и послушайте стихотворение
Т.А. Шорыгиной «Прогулка в лес»
. Тихо звучит музыка.
Хорошо в лесу зеленом!
Травы стелются ковром,
А резные листья кленов
Укрывают нас шатром.
Мы идет лесной тропою,
Смотрим мы по сторонам.
Пахнет травами и хвоей,
Бродят тени по стволам.
Мы заметим муравейник
И большой замшелый пень;
Мы зайдем в смолистый ельник,
Где и в жаркий полдень тень.
Возле пня растет кислица,
В травах ландыши цветут,
Перепархивают птицы,
Заливаются, поют!
Огонечки земляники
Зажигаются в траве,
Золотою рябью блики
Пробегают по листве.
Скоро выйдем на опушку,
Сядем на упавший ствол
И послушаем кукушку,
Поглядим на танец пчел.

Ребята, назовите деревья, которые растут в лесу?
Ответы детей: (Ель, рябина, дуб, береза, клен, сосна, лиственница)
Лес дарит нам волшебную красоту, дает тень и прохладу в жаркий день, кислород для дыхания, плоды, целебные травы, прочную древесину, из которой искусные мастера делают много необходимых вещей.
Молодцы, а сейчас мы поиграем в игру «От какого дерева плоды и листья?»
На доске висят рисунки с разными деревьями. Дети выходят к столу, на котором лежат листья и плоды от разных деревьев. Берут по листу и плоду, подходят и прикрепляют на нужное дерево.
Задаю вопросы:
какое дерево поит нас сладким соком? (береза)
Какое дерево живет дольше других деревьев? (дуб)
Как называют плоды дуба? (желуди)
Ягоды какого дерева любят птицы? (рябины)
Какие деревья называют вечнозелеными? (ель, сосна).
Кто любит питаться шишками от ели? (белка, медведь, дятел).
Что можно сделать из семян клена? (поделки).
Что можно приготовить из яблок? (варенье, пирог, сок).
Почему яблоки в сказках называют «молодильными»? (они очень полезные, в них много витаминов).
Воспитатель: Посмотрите на дерево и вспомните его строение.
Ребенок выходит к доске называет и показывает части дерева.
Воспитатель: Ребята, а как называются картины, на которых нарисована природа? (пейзаж). Какое время года изобразили художники на своих картинах? (осень) Осень очень красивое время года. Назовите месяцы осени? (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Какая бывает осень? (теплая и холодная).
На фоне музыки П.И.Чайковского «Осенняя песня» читаю стихотворение
В. Авдиенко «Осень»

Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета.
Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень.
Ветер с клена листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Желто-розовый, кленовый.

Что рисует художник на пейзажах? (деревья, небо, облака, море, реки, горы, дома). Верно.
Осень – это точно сказка, не сравнимая ни с чем,
Я желаю эту осень в памяти оставить всем!

Сегодня и вам предстоит тоже стать художниками и создать свой осенний пейзаж. Но рисовать дерево мы будем необычным способом. Нам понадобятся краски акварель, кисть, вода и трубочка от сока.
Подумайте, с чего мы начнём рисовать дерево? (Со ствола)
Правильно. Нарисую кистью прямой высокий ствол. Для этого я наберу немного больше, чем необходимо, воды и краски на кисть и проведу прямую линию. Каким цветом будем рисовать дерево? (Коричневым) Получился ствол дерева.
А если – берёзу, (то берем белую краску).
Что еще надо дорисовать, чтобы получилось дерево? (Ветки)
Правильно, ветки. На стволе дерева у меня образовались капельки, эти капельки я буду раздувать при помощи трубочки от сока в желаемом направлении. Вот так (показываю). И на глазах подрастают ветки у дерева.
Ребята, получилось дерево? (Да) Чтобы получилось осеннее дерево, какие краски мы будем использовать для рисования листьев? (Желтый, красный, оранжевый, светло - зеленый).
Давайте, вспомним, чем можно нарисовать листья на дереве? (кисточкой, пальчиком, ватной палочкой).
А ещё сухими листьями и кукурузной крупой, но для этого нам ещё понадобится клей.
Какими красками будем рисовать? Посмотрите, какие стоят на столе? (акварель, гуашь)
Самостоятельная деятельность детей.
Способ изображения листьев дети выбирают сами. Дети рисуют деревья разными способами. Играет мелодия "Времена года" П.И.Чайковского. Воспитатель помогает детям в процессе работы наводящими вопросами, советами, показом тем, кто в этом нуждается, приёмом изображения.
Воспитатель:
Что ещё можно нарисовать возле дерева? (Травку, облака, лужи, улетающих птиц, ёжика). Траву можно тоже нарисовать с помощью трубочки из под сока. Ставим небольшую кляксу кисточкой и раздуваем капельку с помощью трубочки. Вот так.
А ещё, у вас на столах лежат печатки разных форм – дома, маленькие деревья), - ими можно дополнить свой рисунок. Для этого надо раскрасить краской печатку с плоской стороны и отпечатать на рисунок (показ воспитателя).
Какие, замечательные пейзажи у вас получились. Расскажите, кто какое дерево нарисовал? (ответы детей)
Когда работы высохнут, оформим выставку «Вальс осенних листьев».
Спасибо вам за работу.
Я, знаю, что дети выучили стихи про деревья.
И сейчас нам расскажут.

Дуб. И. Токмакова
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зеленый.
Значит дуб выносливый,
Значит закаленный.

Березка А. Кулагина
Белая берёза косы распустила,
Белая берёза ветки опустила.
Желтые листочки косы украшают,
И на землю тихо, тихо опадают.

Рябина. С.А.Васильева
Осень в город к нам пришла,
Огоньки вокруг зажгла.
Ярко-красный спелый шарик -
Это вовсе не фонарик.
Прилетай скорее, птица,
На рябине покормиться!

Клен
Распускается весной
Клен нарядный – лист резной.
Каждый листик, как звезда,
Клен узнаешь без труда.

Яблоня.
Высоко на дереве яблоки созрели,
Солнышком напитаны спелые бока;
Мы такие яблочки никогда не ели
И никто не пробовал, уж наверняка
.

Елочка О. Высотская
Ни листочка, ни травинки!
Тихим стал наш сад.
И березки и осинки
Скучные стоят
Только елочка одна
Весела и зелена.
Видно, ей мороз не страшен,
Видно, смелая она.

Вот такие работы получились у детей.

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в средней группе

Воспитатель: Енина Ольга Владимировна

Тема: " Осень"

Цель. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования, способом - эстамп. Развивать интерес к нетрадиционному изображению листьев; способствовать возникновению интереса к экспериментированию; развивать мелкую моторику рук; формировать познавательный интерес; воспитывать отзывчивость, доброжелательность, аккуратность, самостоятельность.

Материал: эскизы и иллюстрации с изображением различных деревьев осенью, альбомный лист, гуашь, кисти, осенние листья с различных деревьев, салфетки.

Предварительная работа. Наблюдение за природой, рассматривание деревьев, разучивание стихов об осени, чтение стихотворных произведений. сбор листьев на прогулке.

Интеграция областей: познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, музыка.

Ход занятия.

Воспитатель. Вспомните ребята как мы рассматривали на улице опавшие листочки.

Листья лежат везде: на лужах, и на асфальте. Земля похожа на разноцветный ковер.

Воспитатель. А скажите мне пожалуйста, какое у нас сейчас время года? (Осень).

Воспитатель. Назовите ее приметы. (прохладно, листья пожелтели, пошли дожди, птицы улетают в теплые края).

Воспитатель. А вам нравится осень?

Воспитатель. И я очень люблю осень! Мне нравиться ходить по опавшим листьям как по золотому ковру.

Воспитатель. Послушайте стихотворения

Ребенок 1. З. Федоровская «Осень»

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила,

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем только дуб зеленый.

Утешает осень: не жалейте лето!

Посмотрите роща золотом одета.

Ребенок 2. М. Лессовая «Золотая осень»

Листья солнцем наливались

Листья солнцем пропитались.

Налились, отяжелели,

Пожелтели и полетели,

Зашуршали по кустам,

Заскакали по сучкам.

Ветер золото кружит,

Золотым дождем шумит!

Физкультминутка. «Осень»

Падают, падают листья (дети кружатся подняв руки с листочками вверх)

В нашем саду листопад, (приседают)

Желтые, красные листья. (кружатся, летят)

Птицы на юг улетают (бегут по кругу, машут крыльями)

Гуси, грачи, журавли

Вот уж последняя стая

Крыльями машет в дали.

Воспитатель. Отдохнули, а теперь давайте сядем на свои места.

Посмотрите на изображение осени, красивое убранство деревьев.

Воспитатель. Ребята скажите, какими цветами осень раскрасила листья деревьев. (желтый, красный, оранжевый).

Воспитатель. Не правда ли, осенью очень красиво. Как будто волшебник раскрасил все вокруг яркими красками.

Воспитатель.

Сегодня я предлагаю вам самим стать волшебниками и нарисовать волшебную осеннюю картину.

А почему волшебную? А потому, что рисовать мы будем необычным способом– эстамп.

Что это такое? Это отпечатывание, с каких, либо форм, в данном случае с листьев, на бумагу.

А как же мы это будем делать? Я вам сейчас расскажу.

На клеенку кладем наш лист и покрываем его краской с помощью кисти. Затем окрашенной стороной осторожно кладем на наш лист бумаги, прижимаем салфеткой, а затем аккуратно все убираем. (Рассказ сопровождается показом).

Дети работают под музыку П. И. Чайковского «Времена года. Осень».

Рисунки размещаются на стенде, дети рассматривают и обсуждают.

Воспитатель. Какие листья, от какого дерева вы нарисовали.

Воспитатель. Почему ты выбрал такую краску.

Отметить те рис унки, у кого листья двух или трех цветов.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то