Проект по изо пейзаж простым карандашом. Творческий проект по изобразительной деятельности «Времена года

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Тогучинского района

«Борцовская средняя школа»

Выполнил:

обучающийся 6 класса

Семёнов Евгений

Руководитель

проекта учитель ИЗО

Рубцова Е.В.

Содержание

Паспорт проекта…………………………………………………………3

Список использованных источников……………………………………4

Краткая аннотация……………………………………………………....5

Введение…………………………………………………………………6

Основная часть…………………………………………………………..6

Банк идей ……………………………………………………………….11

Сетка принятия решений……………………………………………….11

Инструменты и оборудование………………………………………….12

Правила при работе с гуашью………………………………………….12

Санитарно-гигиенические требования………………………………...12

Эскизная проработка рисунка………………………………………….13

Практическая часть……………………………………………………...13

Вывод …………………………………………………………………….14

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

1.Название проекта: «Пейзаж. История возникновения жанра»

2.Руководитель проекта: Рубцова Е.В.

3.Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту: изобразительное искусство

4.Учебные дисциплины, в рамках которого проводится работа по проекту: технология, литература, история

5.Возраст обучающихся, на который рассчитан проект: 6 класс

6.Тип проекта : творческий

7.Цель проекта:

    Пополнить свои знания об истории развития пейзажа и его особенностях

8.Задачи проекта:

    Углубить знания об истории развития пейзажа;

    Увидеть красоту и живописность картин известных художников;

    Написать самостоятельно пейзаж.

Вопросы проекта

1)Введение

2)Основная часть

    Из истории возникновения пейзажа;

    Банк идей;

    Сетка принятия решений;

    Инструменты и оборудование;

    Основные правила при работе с гуашью;

    Санитарно – гигиенические требования к работе;

    Эскизная проработка рисунка.

3)Практическая часть

    Контроль качества

    Экономическое обоснование

    Вывод

9.Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, презентация.

10.Актуальность проекта

Проект имеет особую значимость, так как пейзажи помогают увидеть образы любимых уголков природы.

11.Зтапы работы над проектом

    Определение темы работы над проектом

    Постановка проблемы. Выявление её актуальности

    Сбор и систематизация материалов в соответствии с темой

    Защита проекта

12.​ Список использованных информационных источников:

1. Неменский Б.М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.

2. Рисунок.Живопись.Композиция. Хрестоматия/ сост. Н.Н. Ростовцев и др. – М.: Просвещение, 1989.- 207 с.

3. Розенвассер В.Б. Беседы об искусстве.-М.: Просвещение, 1979.

4. Л. А. Неменская. Искусство в жизни человека. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.

5.

6. http :// yandex . ru / thebestartt . com

Краткая аннотация

Проект «Пейзаж. История возникновения жанра», направлен на ознакомление с историей возникновения жанра. Работать над проектом мы начали в апреле. В течение первых двух недель апреля мы находили нужную информацию, обрабатывали ее. В ходе работы над проектом мы познакомились с историей развития пейзажа как жанра изобразительного искусства.

Собирая материал, использовали много источников информации, учились отбирать нужную, выделять главное, находить нужные темы. Мы учились систематизировать, классифицировать и обобщать. В середине апреля мы приступили к выполнению практической части.

I .Введение

Выбрав тему «Пейзаж. История возникновения жанра», мы поставили перед собой задачи пополнить свои знания об истории развития пейзажа и его особенностях, увидеть красоту и живописность картин известных художников.

II . Основная часть

Из истории возникновения пейзажа

Пейзаж (в переводе с французского – страна, местность) – жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является дикая или преображенная человеком природа. В зависимости от изображенного мотива можно выделить:

    Сельский;

    Городской;

    Архитектурный;

    Индустриальный.

Особую область составляет изображение морской стихии – морской пейзаж или марина. Кроме того, пейзаж может носить:

    Эпический;

    Исторический;

    Лирический;

    Романтический;

    Фантастический;

    Абстрактный.

Природа во все времена глубоко волновала человека, но в искусстве разных эпох она занимала разное место. В древности природу обожествляли, ей поклонялись, а при изображении её превращали в одушевленные символы.

В европейском искусстве пейзаж как самостоятельная картина возник с распространением станковой живописи в Х VI XVII . Пейзажная живопись возникла очень давно – в Древнем Китае. Китайский художник писал картины, главной целью которых являлось вызывать глубокие размышления.

Мировоззрение Древнего Китая требовало уважения к природе, к её силам, поэтому художники уделяли внимание изучению природных форм. Горы, вода, деревья и цветы были для них духовными символами. Мастер не писал пейзаж с натуры, он создавал обобщённый образ.

Мир, увиденный китайским художником, диктовал особые законы построения пространства. Художник смотрел на природу, словно с высокой горы, и высокий горизонт усиливал ощущение бескрайности.

Европейский художник при создании пейзажа писал не конкретное место. Он сочинял величественный образ большого мира. Художник ощущал себя как бы архитектором построения панорамы земного пространства. Он создавал пейзаж вообще. Такой пейзаж может нести в себе образ героический и образ идилии, воплощающий идею гармонии. Ему на смену пришел – романтизм.

Романтическим художником был замечательный русский маринист Иван Константинович Айвазовский. В изображении морской стихии он не знал соперников.

Сегодня морские пейзажи Айвазовского привлекают воодушевлением, радостью вдохновения, которое всегда исходит от бушующего или безмятежного моря этого удивительного мастера.

К романтическому пейзажу обращались многие художники, который присутствует в современном искусстве.

Пейзаж в русском искусстве начал зарождаться с начала XIX в., тогда представления о красоте природы были романтическими – прекрасными казались лишь далёкие теплые страны.

Впервые образ русской природы появился в творчестве А. Г. Венецианова. Он создал на своих полотнах поэтический, идеальный, дышащий спокойствием мир сельской жизни.

С середины XIX в., начался рассвет русской пейзажной живописи. Перед художником стояла задача раскрыть своеобразие красоты нашей земли.

В художественном открытии русского пейзажа особая роль принадлежит Ивану Ивановичу Шишкину. Он воспел нашу природу как эпически мощную, богатырскую землю с вольным размахом равнин, любовно возделанных человеком, и величием лесов.

В приволье картин Шишкина огромная сила жизнеутверждения, не существовавшая до него в искусстве русского пейзажа. Его жизнелюбие выразилось не только в передаче величия природы, но и во внимании к ее самым малым деталям, так любовно изображаемым им.

Самый проникновенный русский художник –пейзажист это Исаак Ильич Левитан. Для него природа – второе «Я». В его картинах запечатлено самое характерное, понятное и близкое для всех личное чувство. Самое масштабное произведение Левитана – «Над вечным покоем». В картине воплотились размышления художника о противоречивости бытия, о вечности мира и бренности человеческой жизни и в тоже время о силе вдохновения.

Творчество Левитана оказало огромное влияние на дальнейшую судьбу русской пейзажной живописи.

Банк идей

Нами было рассмотрено три варианта написания пейзажа:

    Пейзаж в графике;

    Пейзаж с натуры;

    Пейзаж самостоятельно.

Сетка принятия решений

Прежде чем приступить к выполнению практической части нашего творческого проекта, мы составили сетку принятия решений. Проанализировав все три варианта, мы пришли к выводу, что вариант номер три является для нас наиболее оптимальным. Все результаты отображены в таблице:

Варианты

Критерии оценки

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Наличие заказа и спроса на рынке

Наличие материалов

Наличие инструментов и оборудования

Достаточность знаний и умений

Возможность применения

Инструменты и оборудование

Для выполнения практической части нашего творческого проекта мы использовали:

    Бумага для акварели;

    Простой карандаш, цветные карандаши;

    Ножницы;

    Художественная гуашь;

    Лак для волос (для закрепления рисунка;)

    Кисти разных номеров.

При работе с художественной гуашью необходимо соблюдать основные правила при работе с гуашью:

    Работать гуашью довольно-таки просто, но нужно помнить об основных правилах, которые помогут избежать ошибок и создать настоящий шедевр.

    Первым делом следует развести ее водой: начинать работу можно только тогда, когда консистенция станет жидкой, сметанообразной.

    Кисти, которыми наносят гуашь, должны быть мягкими и упругими одновременно. Форма значения не имеет: они могут быть плоскими или круглыми.

До начала работы необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к работе:

    До начала работы необходимо вымыть руки;

    Следить за осанкой;

    По окончании работы привести в порядок свое рабочее место.

Мы провели эскизную проработку рисунка

Нами было рассмотрено огромное количество пейзажей в картинах современных художников, но мы решили нарисовать по своей задумке.

III . Практическая часть

Мы приступили к выполнению практической части проекта.

Рисунок готов!

Вывод

В своей работе я изобразил пейзаж. Ведь природа поражает нас своей красотой и величием, именно она дарит нам успокоение своими удивительными красками.

Уникальные авторские картины стоят достаточно дорого, так как создаются мастером в единственном экземпляре. Создавая свой «шедевр» я немного почувствовал себя в роли настоящего художника. Мой рисунок пополнит мою домашнюю коллекцию.

    Основная часть.

Городские моᴛᴎвы в проᴎᴈведениᴙх средневекοʙых художников.

Разʙᴎᴛᴎе городского пейзажа в Европе.

Художники пейзажисты из России.

    Заключение.

    Список используемой литературы.

    Приложение.

Выбрав тему «городской пейзаж», я поставила перед собой задачи пополнить свои знания об истории развития городского пейзажа и его особенностях, углубить знания об истории развития пейзажа, увидеть красоту и живописность картин известных художников.

Пейза́ж (в переводе с франц. - сᴛрана, местность) - жанр ᴎᴈобразительного ᴎᴄкусства, в котором оснοʙным предметом ᴎᴈображения явᴫяется дᴎкая или преображённая челοʙеком ᴨрᴎрода.

В заʙᴎсимосᴛᴎ от ᴎᴈображённого моᴛᴎва можно выделить сельский, городской, архитектурный и индусᴛриальный пейзаж.(Слайд 2, 3) Особую область составᴫяет ᴎᴈображение морской сᴛᴎхии - морской пейзаж или марина. Кроме того, пейзаж может носить эпический, ᴎᴄторический, лирический, романᴛᴎческий, фантасᴛᴎческий и даже абстрактный характер.

Впервые городские моᴛᴎвы пояʙᴎлᴎᴄь в проᴎᴈведениᴙх средневекοʙых художников. Их мирοʙоззрение было связано с учением о существοʙании двух мирοʙ: высшего небесного и нᴎᴈшего зеᴍʜого. Поэтому, они обращалᴎᴄь не к реальным наблюдениям, а к ᴄᴫοжному языку символοʙ. Искусство того времени следοʙало не ᴨрᴎроде, а оᴛражало идеалᴎᴈирοʙанные представления о ней. Изοбражение города в средние века чаще всего образ Небесного Иерусалима символ божествеʜʜого, духοʙного и возвышеʜʜого.

В ᴍᴎниатюрах всᴛречалᴎᴄь сюжеты, связанные с Ваʙᴎлонской башней, которую соᴦласно библейской легенде дреʙние людᴎ пыталᴎᴄь посᴛроить вышиною до небес. Она воплощала символ греха, зла, челοʙеческой гордыни.

У средневекοʙых городских ᴎᴈображений ᴍʜого общего с географическими картами. Виды городοʙ на картах служили своего рода форᴍулой, знаком, услοʙно опредеᴫяющим место дейстʙᴎя.

По-нοʙому городской пейзаж был осмыслен старонидерландскими мастерами. Они тщательно, с любοʙью запечатлевали красоту окружающей земли. У нидерландских, а позднее французских и немецких художников XV столеᴛᴎя мир предстает во всем ᴍʜогообразии своих проявлений. В ᴍᴎниатюрах Великолепного часослοʙа герцога Ж.Беррийского художники братья Лимбурги досᴛᴎгают почᴛᴎ порᴛретной точносᴛᴎ в ᴎᴈображении реально существοʙавших замкοʙ Иль-де-Франса.

На ᴍᴎниатюре Всᴛреча ᴛрех святых королей на втором плане ʙᴎден город, в котором можно узнать Париж, со знаменитым собором Ноᴛр-Дам.

Часто, в проᴎᴈведениᴙх нидерландских и немецких мастерοʙ городской ʙᴎд служил фоном дᴫя оснοʙной сцены. Так, в карᴛᴎне нидерландского художника XV века Рогира ван дер Вейдена Св.Лука, рᴎᴄующий Мадонну город это часть пейзажной панорамы, ʙᴎдᴎмой в просвете арок лоджии. Обилие подробностей городской жᴎᴈни и архитектуры ᴨрᴎдает ᴎᴈображению убедᴎтельность и достοʙерность.

Городской пейзаж в XVII веке в Европе стал очень популярен. Жанр в живописи под названием "ведута" ("veduta" (итал.) - "вид"). Это были картины, виды пейзажа, суть которых - точное и детальное изображение городских зданий, улиц и целых кварталов. Для их написания использовалась камера обскура - приспособление для получения на плоскости точного оптического изображения. Лучшие образцы этого жанра представляют собой фотографически точный архитектурный городской пейзаж. Обращаясь к ᴎᴈображению уголкοʙ Амстердама, Харлема, Делфта, они сᴛремилᴎᴄь запечатлеть знаменитые здания и архитектурные ансамбли. Виды Венеции и Лондона XVIII века представлены на картинах А. Каналетто (1697-1768), поразительно мастерство Я. Вермеера (1632-1675) в картине «Вид Дельфта».(Слайд5) Архитектурный пейзаж показывает ценность зданий как произведений зодчества, их взаимосвязь между собой и со всей средой обитания.

Нοʙую сᴛраницу ᴎᴄтории городского пейзажа открыли французские импрессионᴎᴄты. Их ʙнимание ᴨрᴎвлекали разнообразные моᴛᴎвы: улицы в разное время дня, вокзалы, силуэты зданий. Сᴛремление передать ритм жᴎᴈни города, улоʙᴎть постоянно меняющееся состояние атмосферы и освещение ᴨрᴎвели импрессионᴎᴄтοʙ к открыᴛᴎю нοʙых средств художествеʜʜой выразительносᴛᴎ. Подʙᴎжность и ᴎᴈменчивость форᴍы предметοʙ они выражали посредством размыᴛᴎя линейных контурοʙ, обобщеʜʜых очертаний, свободных и бысᴛрых мазкοʙ. Художники работали на открытом воздухе, учитывали законы опᴛᴎческого смешения цветοʙ. В результате, гамма их полотен ᴨрᴎобретала необыкнοʙенʜую цветοʙую насыщеʜʜость и яркость. Не сᴛремясь к деталᴎᴈации, они передавали непосредствеʜʜость впечатления от натуры. Художники выдеᴫяли в ᴎᴈображеʜʜом объекте то, что отвечало их эмоциональному состоянию, тонко выявᴫяя особеʜʜосᴛᴎ окружающей среды. Такοʙо, наᴨрᴎмер, полотно «Вокзал Сен-Лазар» К.Моне, с художествеʜʜым обобщением образа сοʙремеʜʜой дейстʙᴎтельносᴛᴎ. Художники, работавшие в разное время в жанре городского пейзажа, сохранили образы больших и малых городοʙ своих сᴛран, их самобытность и красоту и, что не менее важно, культурʜую преемственность. (Слайд 6)

В России городской пейзаж прошел в своем развитии схожую эволюцию. Самые ранние изображения архитектуры на картинах художников мы видим в иконах и росписях с ХII по ХVI века. Основоположники русского городского пейзажа Ф. Алексеев, М. Воробьев, Ф.

Щедрин донесли до нас в своем творчестве образы Санкт- Петербурга и Москвы. Тема

Архитектурного пейзажа находит достойное место в живописи художников передвижников.

Это масштабные холсты В. Сурикова, где панорамы старой Москвы служат фоном

Исторических композиций, архитектурные фантазии Аполлинария Васнецова,

М. Добужинского, А. Остроумовой-Лебедевой.

Федор Яковлевич Алексеев (1753 - 1824) - русский художник, первый в истории русской живописи, мастер городского пейзажа, «российский Каналетто». В период с 1766 по 1773 года Алексеев учился в Петербургской Академии Художеств. В Италии художник обучался у таких мастеров как Д. Моретти и П. Гаспари. Алексеев создал возвышенный образ величественного, прекрасного города. Основное внимание в картинах отведено изображению водной глади Невы, скользящим по ней лодкам и высокому летнему небу с плывущими облаками. (Слайд7,8)

Убедительно и поэтично воссоздал Аполлинарий Васнецов жизнь города и горожан XVII века. От этой эпохи сохранилось больше памятников и исторических сведений, ее художник особенно любил за богатый, живописно-декоративный вид. По произведениям Васнецова можно восстановить этапы развития русской столицы. Всего более 120 произведений, посвященных древней Москве и другим древнерусским городам, создал за свою жизнь Васнецов. (слайд 9)

Прекрасные ведуты создавал русский художник Сильвестр Щедрин (1791-1830), длительное время живший в Италии. (Слайд 10)

Существует множество картин в жанре городского пейзажа. Каждый художник стремится изобразить город в своём определённом стиле, с помощью различной техники и видения общей картины. Каждый город индивидуален, со своим настроением, атмосферой и горожанами, которые придают ему живости. Пейзажи отображают вид каждого города в любое время года и при любой погоде. Город как и человек, хранит свои тайны и загадки, которые хочется разузнать и понять в чём же его секрет. Передавая настроение с помощью памятников архитектуры или других определённых объектов, создаётся определённая атмосфера. Любые детали архитектуры служат проводником в мир городского пейзажа.

Картины каждого художника пропитаны определённой атмосферой, цветовой гаммой, исполнены в особой манере и художественном стиле. Живопись многогранна, с различными стилями и направлениями, каждый ракурс несёт свою идею и задумку. Штрих, исполненный художником, оставляет свою «черту лица» города, передаёт его образ и историю, представляет какую-то цель и мысль повествования.

В творчестве современных художников городской пейзаж так же занял достойное место, современная живопись не стоит на месте, развивается и открывает всё новые жанры и методики в изобразительном искусстве. Открывая талант молодых художников, можно окунуться в атмосферу новых впечатлений, прочувствовать эмоции художника во время написания создания картины и возможно вынести для себя что-то полезное. Городские пейзажи помогают увидеть образы любимых городов и памятных мест России.

В своей работе я изобразила именно городской пейзаж. Города, как люди. Одни поражают нас своей красотой и величием, другие - архитектурой, третьи - необычной планировкой зданий. Некоторые запоминаются надолго, а некоторые мы забываем уже на следующий год. Городской пейзаж - реальный продукт художественной культуры народа, изучение которого есть еще одна из форм связи с духовным наследием своего отечества. Я исполняла свою работу в технике - акварель «по - сухому». Акварель представляет собой живопись водяными прозрачными красками, наносимыми тонкими слоями на бумагу белого цвета, которая, просвечивая, выполняет роль белил. Акварель - моя любимая техника. Она мне очень нравится, потому что её особенностью является прозрачность применяемых водяных красок и возможность получения интенсивных, ярких цветов. Я постаралась добиться воздушности рисунка, показать яркий день. Надеюсь, что это удалось.

Творческая работа

ТЕМА: « Пейзаж и его выразительные возможности в изобразительном искусстве»

Работу выполнила

Смирнова Галина Петровна

П. Ковернино

Тема: « Пейзаж и его выразительные возможности в изобразительном искусстве»

Цель исследования:

    Проанализировать психолого – педагогическую, искусствоведческую, методическую литературу, современные программы по изобразительному искусству.

    Собрать материал о видах пейзажа.

    Провести опытно-экспериментальную работу с учащимися по формированию нравственно-эстетического воспитания в процессе ознакомления с жанром пейзажа и его видами.

Гипотеза исследования:

Процесс знакомства с жанром пейзажа, с его выразительными возможностями, как русскими, так и зарубежными будет способствовать формированию нравственно-эстетических суждений и разного художественного творчества при условии, если:

а) будет проводиться систематическая работа по ознакомлению детей с видом жанра «Пейзаж» при реализации комплексного подхода в познании истории развития пейзажа, с его выразительными возможностями;

б) учащиеся будут понимать художественно-выразительные особенности языка и смысл в пейзаже, изучение пейзажа будет опираться на творческие принципы разных художников, методический материал будет соответствовать возрастным особенностям учащихся;

в) занятия будут проводиться в системе;

Методы исследования:

Изучение и анализ психолого-педагогической, искусствоведческой, методической литературы:

Наблюдение;

Экскурсия;

Изучение и анализ программ по изобразительному искусству;

Опытно-экспериментальная работа;

Практическая работа с учащимися;

Научная значимость:

Теоретически выявлена и практически подтверждена роль пейзажа с его выразительными возможностями в изобразительном искусстве, и жизни людей, в формировании нравственно-эстетического суждения и художественно-творческих способностей учащихся.

Практическая значимость:

Теоретико-экспериментальная работа может быть использована другими учителями при знакомстве с жанром «Пейзаж»

Введение

В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы поставлены задачи значительного улучшения художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Особое внимание уделяется необходимости развивать чувство прекрасного, формировать высшие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы.

Решить данные задачи помогают уроки по памяти, представлению изображения пейзажа. В детских работах находят отражение радость эстетического познания природы. Одним из жанров изобразительного искусства изучаемых детьми в среднем звене, является пейзаж. Занятие по изучению пейзажа, а также его выразительных возможностей интересные и увлекательные. Живопись пейзажа – одна из необходимых видов работы. Природа бесконечно разнообразна и прекрасна. Солнечный свет и окружающая среда создают неисчерпаемую гармонию красок. Все в природе гармонично, целесообразно, красиво. Воздействие природы на глубокие переживания и мысли, которые она вызывает, способствует развитию пространственного мышления, творческих фантазий у ребят. Это помогает прививать детям любовь к родному краю, учат их видеть и любить природу, ценить и уважать труд взрослых.

Занятия по изучению пейзажа интересны и увлекательны.

Исходя из того, что пейзаж и его выразительные возможности должны воздействовать на различные сферы человеческого сознания и в целом на духовный мир человека, учитель должен находить новые, интересные методы работы, приемы воздействия на детей средствами искусства и действительности, определять новые связи урока с другими учебными предметами, с жизнью.

В связи с этим я провела исследование на тему: «Пейзаж и его выразительные возможности. Язык и смысл». В ходе исследования была изучена психолого-педагогическая литература по теме исследования. Огромный вклад в изучение методов работы по ознакомлению с новым материалом на уроках внесли такие педагоги: Шпикалова Т., Неменский Б.М., Неменская Л.А., Кузин В.С. Непосредственно пейзаж и историю его зарождения изучали известные искусствоведы.

На основе теоретического анализа психолого-педагогической, методической литературы, наблюдение над процессом обучения в среднем звене была выдвинута гипотеза: определить, насколько богата фантазия человека, если:

    На уроках создана атмосфера заинтересованности творчества путем использования различных методов обучения изобразительному искусству;

    На уроках созданы условия для художественной деятельности школьников, инструменты, художественный материал, наглядные пособия и др.;

В работе были использованы методы: изучение и анализ искусствоведческой, психолого-педагогической, методической литературы, изучение и анализ школьных программ по изобразительному обучению, педагогический эксперимент, беседа, изучение результатов творческой деятельности.

Научная значимость: теоретически выявлена и практически подтверждена роль пейзажа и его выразительных возможностей в формировании нравственно-эстетического суждения и художественно-творческих способностей учащихся.

Практическая значимость: теоретико-экспериментальная работа может быть использована другими учителями при знакомстве с выразительными возможностями в пейзаже.

Новизна исследования: определены оптимальные условия ознакомления учащихся с выразительными возможностями в пейзаже, создана серия работ пейзажей в разной манере исполнения.

Значение занятий по ознакомлению учащихся

с пейзажем и его выразительными возможностями

Пейзаж представляет собой одну из самых эмоциональных областей изобразительного искусства. Своим эстетическим воздействием произведения пейзажной живописи способны духовно обогатить человека. Пейзаж, передающий характер родной природы, в котором выражено эмоциональное отношение к ней школьников, является и важным средством воспитания чувства любви к Родине.

Общение с природой является неизменным источником вдохновения и зарождения творческих замыслов. Чтобы научиться выполнять пейзаж с натуры необходимо много работать. Работа над этюдом с изображением конкретных объектов начинается с определения в натуре основных цветовых отношений детали пейзажа и окружения. Затем тщательно прорабатывается (по рисунку) форма объекта, его объем. Все это решается цветом с учетом общего колористического состояния освещенности. В пейзаже необходимо умение передавать пространство. Известно, что на большом расстоянии форма предметов теряет объемность, рельефность и приобретает силуэтный плоскостный характер, уменьшается цветовое разнообразие и заметность деталей. Предметы на переднем плане выглядят более объемными, с контрастной светотенью. Цвет предметов по мере их удаления тоже претерпевает значительное изменение, прежде всего, ослабевает его насыщенность.

Занятия в пейзажной живописи помогают детям, вдохновляют и развивают творческие способности, а также индивидуальные способности, прививают любовь к природе, развивают пространственное мышление, образное представление и воображение. На данных уроках дети знакомятся с выдающимися произведениями русского и мирового изобразительного искусства. Прививают интерес и любовь к изобразительной деятельности.

Рисование и изучение пейзажа в школе помогает детям шире и разностороннее видеть мир.

Формы и методы, применяемые на уроке

Обучение рисованию пейзажа решает две взаимосвязанные задачи: развитие зрительного восприятия учащихся и формирование их умения осознать увиденное.

Под развитием восприятия учащихся мы понимаем воспитание у них способности целенаправленно вести наблюдение, сравнение. Процесс решения этих задач дает возможность развивать мышление учащихся, углублять и обобщать представления об окружающей действительности.

Развитие творческих способностей, играет на воображение. Воображение тесно связано с эмоциями, восхищением, удивлением, что имеет огромное значение для совершения новых открытий.

На уроках изобразительного искусства при изучении пейзажа - огромную роль играет беседа, лекция. Они знакомят детей с величайшими произведениями искусства, с жизнью и творчеством великих художников, стилями определенной эпохи, с выдающимися людьми прошлого и настоящего.

Выразительные возможности изобразительного искусства.

Язык и смысл.

Урок – путешествие по выставочному залу, просмотр фильма «Пейзаж». В знакомстве с жанром изобразительного искусства учитель обращает внимание ребят на средства художественного выражения, на технику исполнения, т.е. учит «читать» произведения искусства. Для достижения успеха в работе учителю необходимо знать, какой объем знаний и навыков может усвоить ученик в том или ином возрасте, учитывая их возрастные особенности. Художественное произведение всегда не просто описывает окружающий мир, а создает свой мир, отличный от реальности. Этот мир может быть очень похож на действительность и может быть фантастическим, придуманным, однако он все равно соотнесен с реальностью.

Мир художественного произведения организован волей художника. Каждый элемент этого мира нераздельно слит со смыслом и несет в себе решение образа. Образ всегда обращен одновременно и к чувству, и к разуму. Идеи художественного произведения живут во времени. Они рождаются в определенную эпоху и в определенных обстоятельствах, а потом продолжают жить в иных эпохах и при совершенно других обстоятельствах, которые автор не мог предугадать. Для новых зрителей некоторые идеи, которые автору казались главными, могут отойти на второй план, стать несущественными. И наоборот – новый опыт жизни освещает произведение и создает в нем новые смыслы. Произведения воспринимаются зрителем, обладающим своим опытом понимания современной ему действительности, но ему нужны специальные знания, чтобы освоить опыт жизни, передаваемый через искусство.

Произведение – это всегда диалог между художником и зрителем. Роль художника – придать зримую форму мысленным образам, воплотить их в пространственный и осязаемый образ. То, что мы видим, то, как мы понимаем видимое, на что обращаем внимание, что ценим и чем любуемся, в большей мере зависит от нашего знания и понимания искусства. Издавна важная роль художника состояла в том, что он помогал людям видеть мир. Многие даже не догадываются, как много труда художники вложили в дело видения и на протяжении веков, дали нам огромный запас организованных этим видением жизненных смыслов.

Искусство влияет на жизнь каждого человека. Участвует в формировании образа предметной среды нашей жизни, в организации нашего общения. А значит, оно строит самого человека. Общение с искусством – это творчество, которое позволяет открывать в себе самом новые чувства и мысли, способность понимать окружающих людей, проникать в души предшествующих нам поколений. Искусство дает нам способность ярко ощущать жизнь. Познание искусства – это познание жизни, это труд души, и этот труд – радостный.

Анализ

6 класс

По программе Б.М. Неменского

«Человек и пространство. Пейзаж»

4 четверть

Темы:

1. «Жанры в изобразительном искусстве».

2. «Изображение в пространстве».

3. «Правила линейной и воздушной перспективы»

4. «Пейзаж – большой мир. Организация пространства»

5. «Пейзаж настроение. Природа и художник» - исследовать на практике (выбор учащихся).

6. «Городской пейзаж».

7. «Выразительные возможности в изобразительном искусстве. Язык и смысл».

Тема урока: « Выразительные возможности изобразительного искусства»

Цель урока:

- Через презентацию на повторение пройденного материала – создать пейзаж – передать утреннее и вечернее состояние природы, с помощью выразительных средств художественного материал, раскрыть красоту и функциональность природы в пейзаже, тем самым доказать, что фантазия в каждом человеке имеет удивительное свойство не повторяться и быть выразительной в художественном творчестве.

Задачи:

Образовательные

Через обобщение знаний, полученных на предыдущих уроках научиться выделять выразительные возможности пейзажа;

Проводить исследование художественного творчества и делать выводы;

Развивающие

Развивать у учащихся творческое воображение, фантазию, чувство композиции, интерес к жанру «пейзаж», к живописному искусству – как к одному из самых выразительных возможностей;

Совершенствовать умения и навыки;

Владеть живописными приемами;

Уметь анализировать свое творчество с помощью исследования;

Воспитательные

Формировать у учащихся эмоционально – ценностное восприятие произведения изобразительного искусства через историю развития жанра «пейзаж»;

Воспитывать внимательное, чуткое отношение к окружающему миру;

Собственное отношение к данному жанру;

Оборудование:

Для учителя: компьютер – презентация по данной теме с репродукциями известных художников, плакаты для образцов с перспективой;

Для учащихся: бумага ФА -3, акварель, гуашь

План – конспект урока

Время этапа

Ход урока

организации урока

Учитель объявляет тему урока «Выразительные возможности пейзажа». Сегодня на уроке Вам предлагается нарисовать пейзаж, тот который был ближе Вам по Вашему настроению, впечатлению, а так же постарайтесь выразить в творчестве свои эмоции и чувства.

В этом художнику помогают выразительные возможности

Какие выразительные возможности Вы знаете?

(цвет, графика, светотень, объем)

- Задание : Выделить и записать выразительные средства изобразительного языка, которые помогают раскрыть художнику задуманный образ.

Что же такое выразительные возможности?

Попробуйте дать им определение.

Просмотр презентации с комментированием преподавателя

Презентация составлена на повторение пройденного материала и является обобщением в изучении раздела

« Человек и пространство. Пейзаж»

После просмотра учащиеся называют множество выразительных возможностей пейзажа, которые можно разделить:

Композиционные

Выделение главного

Цветовые

Выражение чувств цветом

Графические

Штрих, пятно, линия – выражают характер задуманного

Компьютерно -графические

Пятно, линия – непосредственность в работе

Реалистически выполненные

Объем, светотень, градация цвета, перспектива

Абстракция

Выражение чувств с помощью цвета, пятна, линий

Декоративное решение

Стилизация с помощью пятна, линии, декоративности

По ходу беседы учащиеся приходят к выводу: «Выразительные возможности» - это средства изобразительного языка плюс техника, плюс идеал и творчество, т.е. все то, что делает произведение выразительным, чувственным, загадочным, жизненным, прекрасным, фантастическим.

Поиски выразительных возможностей путем исследования.

Прежде, чем выполнить какое – либо произведение художник занимается поиском, т. е. исследованием. Что он ищет? (выразительные возможности). Исходя из его идей, он выполняет множество зарисовок, набросков, этюдов в графике и в цвете, ищет наиболее выразительные средства.

На прошлых занятиях рассматривались пейзажи в разных техниках.

Выбор учащихся: пейзаж в технике «тычка» (понравилось то, что один и тот же пейзаж каждый художник одевает по-своему, придумывает свои приемы исполнения, свой замысел, передает свои эмоции, настроение. Большую роль играет его фантазия и творчество воображения).

На данном уроке решили проверить путем исследования – насколько богата фантазия человека.

Практическая работа:

1 группа выполняет пейзаж в акварели (инд.работа)

2 группа выполняет пейзаж гуашью (инд. работа)

3 группа выполняет пейзаж в смешанной технике (инд. раб)

Результат учащихся является наглядным пособием, которое может помочь при выполнении самых разных, необычных творческих работ

Мотивация

Задание на решение проблемы

Фактический материал на повторение

Мотивация на исследовательскую деятельность

Демонстрация произведения

Выбор определенного вида искусства

Гипотеза

Организация индивидуальной работы в группах по способностям.

Подтверждение гипотезы

Рефлексия

Заключение

Приобщение к пейзажу не только через восприятие, но и через практическую деятельность духовно обогащает. Первые уроки красоты и добра, связанные с художественным творчеством, могут остаться в памяти учащихся на всю жизнь. Бережное отношение к детскому творчеству и одновременно тактичное руководство этим процессом - основные слагаемые успеха.

Велика роль педагога в ознакомлении учащихся с пейзажем и его выразительными возможностями. При этом ставится следующая задача педагога: помочь обрести творческое лицо каждому ученику. Разнообразные формы организации урока, значительным образом активизируют детское творчество.

Основная цель занятий пейзажем в общеобразовательной школе – духовно-творческое развитие личности. Прежде всего, необходимо создать условия для творческого развития ребенка, научить работать художественными материалами, научить понимать важность и нужность пейзажа, использовать средства художественной выразительности. При этом необходимо постоянно обогащать зрительные представления учащихся и активизировать имеющийся у них опыт. Затем постепенно через освоение навыками выполнения пейзажа в интересной и доступной, а порой игровой форме ученики подготавливаются к решению творческих задач. Такое обучение с использованием разнообразных методик помогает каждому раскрыться наилучшим образом. Детям предоставляется возможность совершенствовать мастерство в одном из видов деятельности и в то же время получить знания о жанре «Пейзаж».

Знакомство с разными видами пейзажей, с творчеством выдающихся мастеров, обогащают внутренний мир, помогают творческому поиску. Все это подтверждает выдвинутую гипотезу – пейзаж и его выразительные возможности, окажут существенное влияние на нравственно – эстетическое воспитание учащихся. Проделанная на практике работа, доказала, что пейзаж и его выразительные возможности оказывают большое влияние на нравственно – эстетическое воспитание учащихся.

На основе теоретического анализа, психолого –педагогической, методической литературы, наблюдением за процессом обучения в среднем звене была выдвинута гипотеза: определить насколько богата фантазия человека, если:

    Проведена предварительная работа с учащимися по ознакомлению с выразительными средствами в пейзаже;

    На уроках создана атмосфера заинтересованности и творчества путем использования различных методов обучения изобразительного искусства.

    На уроках созданы условия для художественной деятельности учащихся (инструменты, художественный материал, наглядные пособия и др.

В работе были использованы методы:

Изучение и анализ искусствоведческой, психолого - педагогической и методической литературы;

Изучение и анализ школьных программ по изобразительному искусству;

Педагогическая экспериментальная беседа;

Изучение результатов творческой деятельности;

Научная деятельность: Теоретически выявлена, и практически подтверждена роль пейзажа и его выразительных возможностей в формировании нравственного и эстетического суждений и художественно – творческих способностей учащихся.

Практическая значимость: Работа может быть использована другими учителями при знакомстве с выразительными возможностями в пейзаже.

Новизна исследования: Определены оптимальные условия ознакомления учащихся с выразительными возможностями в пейзаже, создана серия работ пейзажей в разной манере исполнения.

Работы учащихся

Литература

1. Л.А. Неменская «Изобразительное искусство» 6 класс М, 2010.

2. Г.Я. Шпикалова, Л.В.Ершова, Г.А. Поровская «Изобразительное искусство» 5 класс М, 2008.

3. Г.Я. Шпикалова, Г.А. Поровская, «Изобразительное искусство в 7 классе» М, 2009.

4. Н.М. Сокольникова « Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе» М, 1991.

5. Л.А. Неменская «Каждый народный художник» М, 2002.

6. Г.М. Логвиненко «Декоративная композиция» М, 2004.

7. Г.В. Беда «Живопись» М, 1986.

8. Т.Я. Шпикалова «Изобразительное искусство во 2 классе» М, 1982., «Изо-бразительное искусство в 3 классе» М, 1982.

9. А.С. Шипонов «Юным любителям кисти и резца» М, 1981.

10. Г.В. Беда «Основы изобразительной грамотности» М, 1981.

11. А.В. Куприн «Натюрморт» М, 1971.

12. Н.Н. Ростовцева « Методика преподавания изобразительного искусства в школе» М, 1974.

Федорова Анастасия

Проектная работа применяется при изучении темы "Пейзаж"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проектная работа на тему «Пейзаж» Выполнила у ченица 6 класса Федорова Анастасия Руководитель проекта: Маскарбаева Светлана Куангалиевна

Пейзаж Пейза́ж (фр. Paysage , от pays - страна, местность) - жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. Современные представления о пейзаже сформировались на протяжении столетий с развитием художественных приемов для его изображения. В пейзажном произведении особое значение придаётся построению перспективы и композиции вида, передаче состояния атмосферы, воздушной и световой среды, их изменчивости.

Элементы, виды и характер пейзажа Пейзаж обычно изображает открытое пространство. В нём, как правило, представлено изображение водной и/или земной поверхности. В зависимости от направления - растительность, здания, техника, метеорологические (облака, дождь) и астрономические (звёзды, солнце, луна) образования. Иногда художник использует также фигуративные включения (люди, животные), преимущественно в виде относительно мимолётных сюжетных ситуаций. В пейзажной композиции им, однако, отводится однозначно второстепенное значение, часто роль стаффажа. В зависимости от типа изображённого мотива можно выделить сельский, городской (в том числе архитектурный - ведута и индустриальный) пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии - морской пейзаж или марина. При этом пейзажи может быть как камерными, так ипанорамными. Кроме того, пейзаж может носить эпический, исторический, героический, лирический, романтический, фантастический и даже абстрактный характер.

Исаак Левитан Родился 18 (30) августа 1860 года в местечке Кибартай Сувалкской губернии в Литве, в образованной обедневшей еврейской семье. Отец Илья (Эльяшив Лейб) Левитан (1827-1877) - из раввинской семьи из Кедайняй, местечка, примечательного сосуществованием еврейской и шотландской общин в Литве. Эльяшив учился в ешиве в Вильно. Занимаясь самообразованием, самостоятельно овладел французским инемецким языками. В Ковно он преподавал эти языки, а затем работал переводчиком во время постройки железнодорожного моста, которую вела французская компания. В ноябре 2010 обнаружены интересные архивные записи о семье Исаака Левитана. Кроме Исаака в семье росли ещё трое детей: брат Авель-Лейб (Адольф) и сёстры Тереза (в замужестве Тереза Ильинична Берчанская, р. 1856) и Михле (Эмма Ильинична, р. 18.07.1859 по старому стилю). Племянники Исаака Левитана, сыновья его сестры Терезы Берчанской, - художники Лев (англ. Leo Birchansky , 1887-1949) и Рафаил (фр. Raphaël Birtchansky , 1883-1953) Берчанские.

Жюль Дюпре Ж.Дюпре родился в семье фабриканта, производителя фарфоровых изделий. Как художник-пейзажист дебютирует в 1831 году на Парижском салоне с пятью своими работами. Писал практически исключительно французский пейзаж (кроме некоторых работ 1835-1839 годов, созданных в Англии). В 1867 году на Всемирной выставке демонстрируются 12 картин Ж.Дюпре. После этого художник длительное время не выставляет свои произведения - вплоть до Национальной выставки 1883, где можно было увидеть восемь новых его работ. Ж.Дюпре было присвоено звание офицера ордена Почётного легиона. Ж.Дюпре является представителем так называемого «интимного пейзажа», отражавшего не столько красоту изображаемой природы, сколько соответствие её настроению и переживаниям художника, подаваемое посредством краски, линии и света.

Камиль Писсарро Камиль Писсарро родился 10 июля 1830 года на острове Сент-Томас (Вест-Индия), в буржуазной семье еврея-сефарда Абрама Писсарро и Рашель Мансано-Помье, уроженки Доминиканской республики. До 12 лет Камиль жил в Вест-Индии, затем, уже в возрасте 25 лет, вместе со всей семьёй переехал в Париж. После окончания школы снова ездил на Сен-Тома, а также в Венесуэлу, где вместе со своим другом, датским художником Мёльбу осваивал в Каракасе искусство живописи. В 1855 году окончательно вернулся во Францию. С 1855 по 1861 год учился в Школе изящных искусств и в Академии Сюиса в Париже. Его учителями были Камиль Коро, Гюстав Курбе и Шарль-Франсуа Добиньи. Брал частные уроки у И. Даньяна. Основные сюжеты его произведений в этот период - сельские пейзажи, а также виды Парижа. Во время франко-прусской войны 1870-1871 годов Писсарро переехал в Лондон. За это время множество его работ, оставленных в Париже, было уничтожено немецкими солдатами, жившими в его доме. Сохранилось лишь сорок картин.

Сисель Альфрен Сислей родился 30 октября 1839 г. в Париже, его отцом был британский коммерсант Уильям Сислей (Сисли). В 1857г. родители отправили Альфреда в Лондон для обучения коммерции, но юноша предпочёл заниматься живописью и в 1862 г. вернулся в Париж. По возвращении он поступил в мастерскую Шарля Глейра, где сблизился с Клодом Моне, Камилем Писсаро, Огюстом Ренуаром и Фредериком Базилем, вместе с которыми он вскоре образовал товарищество импрессионистов. Наибольшее влияние на Сислея как на художника оказали британские мастераУильям Тёрнер, Джон Констебл и Ричард Паркс Бонингтон, а также французы Камиль Коро, Гюстав Курбе и Эжен Буден. В 1866 г. Сислей женился на Мари Эжени Лекуэзек - от этого брака родилось двое детей. Семейный портрет Сислеев в 1868 г. написал друг семьи, Огюст Ренуар.

Вансент Ван Гог Винсент Ван Гог родился 30 марта 1853 года в деревушке Грот-Зюндерт (нидер. Groot Zundert) в провинции Северный Брабант на юге Нидерландов, недалеко от бельгийской границы. Отцом Винсента был Теодор Ван Гог, протестантский пастор, а матерью - Анна Корнелия Карбентус, дочь почтенного переплётчика и продавца книг из Гааги. Винсент был вторым из семи детей Теодора и Анны Корнелии. Своё имя он получил в честь деда по отцовской линии, который также всю свою жизнь посвятил протестантской церкви. Это имя предназначалось для первого ребёнка Теодора и Анны, который родился на год раньше Винсента и умер в первый же день. Так Винсент, хотя и был рождён вторым, стал старшим из детей.

Пьер Огюст Ренуар Пьер Огю́ст Ренуа́р (фр. Pierre-Auguste Renoir ; 25 февраля 1841, Лимож- 2 декабря 1919, Кань-сюр-Мер) - французский живописец, график и скульптор, один из основных представителей импрессионизма. Ренуар известен в первую очередь как мастер светского портрета, не лишённого сентиментальности; он первым из импрессионистов снискал успех у состоятельных парижан. В середине 1880-х гг. фактически порвал с импрессионизмом, вернувшись к линейности классицизма, к энгризму. Отец знаменитого режиссёра

Класс: 6

Презентация к уроку






































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и задачи уроков:

  1. Расширение знаний учащихся о пейзаже как самостоятельном жанре в искусстве.
  2. Знакомство с историей становления и развития жанра пейзажа.
  3. Дальнейшее развитие умений и навыков учеников в выборе формата бумаги, композиционных приемов при заполнении пространства.
  4. Совершенствование техники работы с красками.
  5. Развитие эстетического вкуса учащихся.
  6. Укрепление межпредметных связей (изобразительное искусство, литература, музыка, мировая художественная культура).

Оборудование.

  1. Репродукции картин с изображениями пейзажей: Хуго Ван Дер Гус, Антуан Ватто, Д. Констебль, Джон Тернер, Я. Рейсдал, Ма Юань, Хокусай, И. Шишкин, А.Куинджи, А.Саврасов, Клод Моне, К. Писсарро, М.Чюрленис, Ф.Васильев, И.Левитан и другие.
  2. Образцы рисунков и таблиц педагога.
  3. Детские работы.
  4. Музыкальные фрагменты произведений А.Вивальди, В.А.Моцарта, Э.Грига, П.Чайковского и др.
  5. Компьютер, проектор. Презентация к уроку “Пейзаж – большой мир” <Приложение 1 >.

Материалы.

Бумага, картон, карандаш, кисти, гуашь, акварель.

План проведения уроков.

Урок 1.

I. Организационный момент: подготовка рабочего места, приветствие, проверка готовности к уроку.
II. Викторина. Сообщение темы занятия.
III. Знакомство с новым материалом, беседа с просмотром презентации.

Урок 2.

IV. Правила изображения пейзажа.
V. Работа над пейзажем. Упражнения и практические задания (изображение пространства, элементов пейзажа, подбор колорита). Изображение пейзажа.
VI. Обсуждение работ учащихся.
VII. Выставка.

Урок 1

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы занятия.

<Приложение 1, слайды 1, 2>

Учитель. Сегодня на уроках мы поговорим об одном из интереснейших жанров изобразительного искусства – пейзаже. На занятиях вы

  • познакомитесь с историей становления и развития жанра пейзажа.
  • расширите свои знания о пейзаже как самостоятельном жанре в искусстве
  • убедитесь в необходимости внимания художника к миру природы при создании пейзажных произведений.
  • Выполняя свой пейзаж

    • вы потренируетесь в выборе формата бумаги, использовании композиционных приемов при организации пространства
    • научитесь применять правила перспективы
    • усовершенствуете живописные приемы и технику работы с красками (художественный мазок, отмывка, вливание цвета).

    На прошлом занятии вы познакомились с видами и жанрами изобразительного искусства.

    Сначала вспомним, о каких жанрах изобразительного искусства вы узнали на прошлом уроке?

    Ученики. Мы узнали о жанрах как портрета, натюрморта, пейзажа, об анималистическом, историческом, бытовом жанрах и картинах на библейские темы.

    Учитель. Хорошо. Сейчас проведем маленькую викторину об этих жанрах. На экране будут представлен слайд, содержащий репродукции картин художников. Вы будете определять известные вам жанры живописных произведений.

    Учитель по ходу викторины ведет диалог с учениками <Приложение 1, слайд 3>.

    Ученики. Портрет – это изображение человека и его образа, группы людей.

    Натюрморт – изображение неодушевленных предметов, утвари, плодов, дичи, букетов цветов и др. Далее викторина проводится аналогично с использованием картин-натюрмортов, произведений бытового и анималистического жанров. Идет определение всех известных школьникам жанров изобразительного искусства. Последнее изображение – репродукция картины И.Левитана. Ученики безошибочно определяют жанр пейзажа.

    Учитель. Молодцы. Верно.

    Человек всегда всматривался в мир природы и старался жить с ней в гармонии. Он изучал, осваивал природу, поклонялся ей. Дошедшие до нас наскальные изображения древних художников рассказывают нам об интересе и внимании человека к окружающему миру и умении его изображать.

    В искусстве всегда формируется отношение художника и зрителя к красоте и неповторимости природы, связи с которой люди постоянно осмысливали. Понимание красоты природы и отношение художника к миру проявляется в жанре пейзажа, о котором мы и поведем речь на уроке. Мы узнаем об истории возникновения и развития этого жанра, его традициях и особенностях, а так же создадим свой пейзаж-настроение, пользуясь живописными приемами работы с гуашевыми красками.

    III. Знакомство с новым материалом

    “Может ли быть зрелище великолепнее, чем созерцание нашего мира?” – попробуем поразмышлять над этими словами Э. Роттердамского <Приложение 1, слайд 4> . Поэты и художники, музыканты и писатели во все века любовались красотой окружающего мира и воспевали ее. В каждом виде искусства, конечно, используются свои выразительные средства и свой язык: в литературе очарование картин природы передается словами, в музыке – звуками, в изобразительном искусстве – линиями и цветом. (Звучит произведение П.Чайковского из цикла “Времена года”– “Зима”).

    Учитель. Посмотрим на картину И.Шишкина <Приложение 1, слайд 5> и послушаем стихотворение М.Ю.Лермонтова.

    На севере диком стоит одиноко
    На голой вершине сосна.
    И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
    Одета, как ризой, она.
    И снится ей все, что в пустыне далекой,
    В том крае, где солнца восход,
    Одна и грустна на утесе горючем
    Прекрасная пальма растет.

    – Какие живописные образы возникли в вашем воображении?

    (Ответы учащихся)

    Удалось ли поэту и художнику передать образ одиночества? (ответы). И в музыке, и в стихах, и на картине мы встретились с изображением природы.

    В живописи и графике изображение природы, местности называется пейзаж . При этом художник никогда не пишет картину равнодушной рукой, он вкладывает в произведение душу. Тогда картина создает настроение, задевает за живое, становится произведением искусства <Приложение 1, слайд 6> .

    Представление о пейзаже как особом жанре появилось несколько столетий назад.

    Ростки пейзажа как жанра в прошлых эпохах являются частицей больших культур, которые не похожи на современность ни восприятием мира, ни ролью художника в этом мире. Погибло многое из того, что создали древнейшие цивилизации. Культуры Востока и Запада столетиями развивались, почти ничего не зная друг о друге. Были лишь некоторые связующие нити между мастерами разных стран и эпох: уцелевшие образцы древних росписей и мозаик, старинные карты и атласы, наброски и зарисовки, сделанные во время путешествий и осмотра древностей.

    Конечно, художники помнили своих предшественников. В пейзажах можно найти свидетельства того, какой традиции следовал мастер и как он воспринимал окружающий мир.

    Мир пейзажа – это большая область искусства, которая соприкасается и с поэзией, и с театрально-декорационной живописью, и с графикой, и с устройством садов и парков. В памяти человечества образы, созданные художником, продолжают жить и формируют восприятие окружающего мира. Живописные произведения помогают увидеть этот мир глазами людей минувших времен.

    Нидерландские мастера XVI-XV столетий рисовали в пейзажных фонах своих алтарных картин поэтичную северную природу, ощущая с ней глубокую связь (Хуго Ван дер Гус) <Приложение 1, слайд 7> .

    Художники изображали рай на земле как цветущий сад. Это– “сад мадонны” в средневековом искусстве, райский сад Адама и Евы. Рай– образ гармонии между природой и человеком.

    В христианской иконографии дикая природа была прибежищем язычества<Приложение 1, слайд 8> . В причудливых естественных формах – скалы, горы – видели художники XVI столетия проявления могучих сил земли. В XVII веке сочиняли пейзажи мифологические, одухотворенные, а так же героические пейзажи классицизма. Переход от пейзажа, созданного в ателье, к пейзажу, написанному на пленэре (на открытом воздухе) был закономерен. В пейзажах XVIII– начала XIX века в работах Антуана Ватто(1684-1721) <Приложение 1, слайд 9> , Джона Констебля(1776-1837) <Приложение 1, слайд 10> и Джона Тернера(1775-1852) <Приложение 1, слайд 11> художники передают человеческие чувства. Открывающиеся возможности в передаче лирических чувств художника через пейзаж увлекли мастеров настолько, что на некоторое время в живописи восторжествовало пейзажное восприятие. Так было у импрессионистов в 1870-е годы во французской и русской живописи <Приложение 1, слайд 12> .

    Пейзаж может обобщать и нести широкий смысл, иногда трагический или героический, это – жанр, адресованный всем, так как мы все причастны к миру природы.

    Долгое время пейзаж оставался в роли подчиненного по отношению к другим жанрам и существовал как фон тематической картины. В качестве самостоятельного жанра пейзаж существует в европейском искусстве с XVII века. Особенное развитие он получает в творчестве голландцев– Ван Гойена <Приложение 1, слайд 13> , Я.Рейсдала <Приложение 1, слайд 14> и других. Голландские мастера создавали свои произведения на полотнах малого размера, поэтому их стали называть “малыми голландцами”. Они создавали проникновенные картины природы с помощью валеров (многочисленных оттенков), став родоначальниками этого жанра в европейском искусстве.

    Утверждение национального пейзажа мы видим в лесных сюжетах И.Шишкина <Приложение 1, слайд 15> .Вязы Констебла, дубы Теодора Руссо, сосна Сезанна <Приложение 1, слайд 16> – все это яркие художественные образы, раскрывающие исторический и национальный взгляд на природу. Реки своим извилистым течением помогают связывать различные части картины. Струящаяся вода, эффекты отражения вносят в пейзаж динамику. Мастер речных пейзажей Ш.-Ф.Добиньи <Приложение 1, слайд 17> .Импрессионисты <Приложение 1, слайд 18> увлекались передачей игры бликов на поверхности воды. В пейзажах с мифологической тематикой обитают речные божества и нимфы. Яркие образы морских пейзажей – марин – мы находим в произведениях русского мариниста И.Айвазовского<Приложение 1, слайд 19>. Особая поэтичность присуща пейзажам китайских и японских художников <Приложение 1, слайды 20,21,22 >.

    Особую тему в пейзаже составляет изображение архитектуры. Одно из представлений о рае – идеальный город. Архитектурные постройки как образ гармонии линий и форм находим в произведениях итальянских художников эпохи Возрождения <Приложение 1, слайд 23> .

    Образ города как современной, живой среды создали в своих полотнах импрессионисты Франции< Приложение 1, слайд 24 > . В развитии пейзажного жанра России большую роль сыграли виды Петербурга и Москвы < Приложение 1, слайд 25 > , а также пейзажи А.Саврасова и И.Поленова < Приложение 1, слайды 26-27 >.

    Художникам XX века становится интересно выразить ощущение эпохи <Приложение 1, слайд 28> .

    В каждой картине воплощено не только изображение какого-то конкретного вида, но и восприятие его художником. Все, что составляло источник вдохновения автора картины, передается зрителю и обогащает его духовный мир. Созерцание живописного пейзажа дает возможность зрителю услышать самого художника, почувствовать его настроение, увлечься его фантазией, говорить с ним на одном языке <Приложение 1, слайд 29> .

    Урок 2

    IV. Есть ли какие-либо правила при изображении пейзажа?

    Учитель. Вместе с осознанием задач пейзажа как особого жанра, художник оказывался перед необходимостью обобщения, опускания деталей ради целого. Невозможно же изобразить каждый листик на дереве!

    Правилом становится и изображение дальних планов более расплывчато. Чтобы обозначить более далекие и более близкие части пространства, его делят при изображении на планы. В классической схеме пейзажа на первом плане обычно изображены фигуры людей или “кулисы” (дерево, часть здания – как ориентир для сравнения ближнего плана с дальним планом) <Приложение 1, слайд 30> .

    На ближнем плане все предметы воспринимаются и изображаются наиболее объемно, их светотень и окраска контрастны. На втором – это все смягчается, а на дальнем, третьем плане – всё изображение сливается в воздушной дымке <Приложение 1, слайд 31> . При удалении меняется и цвет предметов. Опыт наблюдений показал, далекие темные предметы кажутся голубоватыми, а светлые (облака, снежные вершины)– розоватыми. При удалении от зрителя сближаются зеленые и голубые цвета, а оранжевый цвет приближается к красному. Конечно, не всегда подобные закономерности художник встречает в природе в чистом виде. Художнику важно так заполнить пространство картины, чтобы его произведение было полно жизни.

    V. Работа над пейзажем.

    Первый этап– выбор формата бумаги, его расположение, определение высоты горизонта, выбор точки зрения <Приложение 1, слайд 32> .

    Учитель показывает приемы работы на доске, на листе бумаги или картона.

    Второй этап– построение композиции, организация пространства на листе <Приложение 1, слайд 33-34> с использованием правил линейной перспективы (это система изображения предметного мира на плоскости в соответствии с восприятием человека). При удалении предметы кажутся нам меньше, а параллельные края дороги или реки – сходящимися друг к другу при приближении к линии горизонта.

    Третий этап – живописный подмалевок (замалевок)– выбор цветотонового соотношения неба, земли, предметов, деревьев, воды <Приложение 1, слайд 35-36> . Показ учителем приемов работы художественным мазком в технике гуаши, отмывки и вливания цвета в технике акварели (ученики на палитре тренируются в различных приемах работы с красками, затем рисуют свой пейзаж).

    Здесь важно использовать особенности воздушной перспективы, изменение цвета в зависимости от планов картины. Необходимо также помнить правильное соотношение планов картины. Дальний план прописывается неяркими голубоватыми оттенками, ближний план работы – самый выразительный, яркий, проработанный. Выбор цветовой палитры зависит и от замысла автора, и от его настроения, и от задач, которые художник ставит перед собой, изображая пейзаж.

    Затем – детальная проработка <Приложение 1, слайд 37> .

    Конечно, это – приблизительные этапы. Бывает так, что автор, следуя своему настроению, создает быстрый этюд, изображая лишь отдельные фрагменты ландшафта, переливы красок в небе и облака, участок водной поверхности, игру солнца в траве…Главное, к чему стремится каждый художник – передать то ощущение, которое живет в его сознании и душе.

    Сейчас с помощью гуашевых красок вы создадите пейзажи, передавая свое настроение. Пусть музыка поможет вам в этом (звучат музыкальные произведения В.А.Моцарта, А.Вивальди, Л.Бетховена, Э.Грига, Генделя).

    Ученики пишут пейзажи.

    VI. Просмотр и обсуждение работ, подведение итогов.

    В конце урока на доске организуется выставка<Приложение 1, слайд 38> . По желанию учащиеся выходят и комментируют свои работы. Здесь школьники и художники, и внимательные, чуткие зрители. Ученики могут сами оценить работы своих одноклассников и, обсудив, поставить друг другу оценки.

    Просматривая работы школьников, еще раз убеждаемся в правильности слов:

    “…природа не нема. Наоборот, она многоречива и многому научит своего созерцателя, если человек попадается вдумчивый и толковый” (Эразм Роттердамский).

    Внимательный зритель, рассматривая произведения живописи, увидит в них работу сердца и ума художника, выражение его творческой позиции.

    Вглядываться в этот мир, творить на полотне мир таким, как он рисуется силой воображения, звать зрителя к активному сотворчеству или предъявлять ему торжественное представление действительности– все это было, и это все будет повторяться, пока существует пейзаж в искусстве, пока пишутся новые страницы его истории.

    Источники информации

    1. Пейзаж. Страницы истории. К.Г. Богемская. Под ред.В.Петрова. “Галактика”. Москва.1992
    2. Рассказ о русской живописи. Г.Островский. Москва. “Изобразительное искусство”.1989
    3. Азбука русской живописи. Н. Астахова, Л.Жукова. “Белый город”. Москва.2007
    4. Русские художники. Артемов В. “Росмэн”. Москва.2003
    5. Изобразительное искусство. О.Павлова. Пособие для преподавателей.6 класс “Учитель”. Волгоград.2006
    6. Изобразительное искусство.5-9 класс. Программно– методические материалы. Под ред. Б. Неменского. “Дрофа”. Москва.1998
    • Сергей Савенков

      какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то