Какой должна быть семья война и мир. Идеальная семья в понимании Л.Н

Тема семьи в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой выделял и считал более значимой «мысль народную». Наиболее ярко она выражена в тех частях произведения, которые повествуют о войне. В изображении же «мира» преобладает «мысль семейная», также играющая в романе очень важную роль, потому что семья мыслится автором как основа основ. Роман построен как история семей. Члены семьи наследуют черты породы. Семью, по мнению Толстого, следует укреплять, так как через семью человек приобщается к народу.

В центре романа стоят три семьи: Ростовы, Болконские, Курагины. Многие события, описываемые в романе, Толстой показывает именно через историю этих семей.

Патриархальная семья Ростовых вызывает особые симпатии автора. Впервые мы встречаемся с ее членами на именинах графини Ростовой. Первое, что ощущается здесь, - это атмосфера любви и добра. «Любовный воздух» царит в этой семье.

Старшие Ростовы - простые и добрые люди. Они рады каждому, кто войдет в их дом, и не судят о человеке по количеству денег. Их дочь Наташа покоряет своей искренностью, а младший сын Петя - добрый и по-детски наивный мальчик. Здесь родители понимают своих детей, а дети искренне любят родителей, Они вместе переживают беды и радости. Знакомясь с ними, читатель понимает, что именно здесь настоящее счастье. Поэтому и Соне хорошо в доме Ростовых. Хотя она и неродная дочь им, но ее любят, как своих детей.

Даже дворовые люди: Тихон, Прасковья Савишна - являются полноправными членами этой семьи. Они любят и уважают своих господ, живут их проблемами и заботами.

Одна лишь Вера - старшая дочь Ростовых - не вписывается в общую картину. Это холодный и эгоистичный человек. «Что-то графинюшка намудрила», - считает Ростов-отец, говоря о Вере. По всей видимости, на воспитание старшей дочери сказалось влияние княгини Друбецкой, которая раньше была лучшей подругой графини Ростовой. И, действительно, Вера гораздо больше похожа на сына графини Бориса Друбецкого, чем, например, на свою сестру Наташу.

Толстой показывает эту семью не только в радости, но и в горе. Они до последней минуты остаются в Москве, хотя Наполеон наступает на город. Когда же наконец они решаются уехать, то перед ними встает вопрос, как поступить - оставить вещи, несмотря на ценность многих из них, и отдать подводы раненым или уехать, не подумав о других людях. Наташа решает проблему. Она говорит, вернее, кричит с искаженным лицом, что стыдно оставлять раненых врагу. Ни одна даже самая ценная вещь не может равняться жизни человека. Ростовы уезжают без вещей, И мы понимаем, что такое решение естественно для этой семьи. Они просто не смогли бы поступить иначе.

Другой предстает в романе семья Болконских. Толстой показывает три поколения Болконских: стаый князь Николай Андреевич, его дети - князь Анрей и княжна Марья - и внук Николенька. В семье Болконских из поколения в поколение воспитывали такие качества, как чувство долга, патриотизм, благородство.

Если в основе семьи Ростовых лежит чувство, то определяющей линией Болконских является разум. Старый князь Болконский твердо убежден, что на свете есть «только две добродетели - деятельность и ум». Он человек, который всегда следует своим убеждениям. Он сам трудится (то военный устав пишет, то занимается с дочерью изучением точных наук) и требует, чтобы дети также не ленились. В характере князя Анрея сохраняются многие черты натуры его отца. Он тоже пытается найти свой путь в жизни, быть полезным своей стране. Именно желание работать приводит его к деятельности в комиссии Сперанского. Молодой Болконский - патриот, как и его отец. Старый князь, узнав о том, что Наполеон идет на Москву, забывает свои прежние обиды и активно участвует в ополчении. Андрей, утратив веру в свой «Тулон» под небом Аустерлица, дает себе слово не принимать больше участия в военных походах. Но во время войны 1812 года он защищает свою Родину и погибает за нее.

Если в семье Ростовых отношения между детьми и родителями дружеские и доверительные, то у Болонских на первый взгляд дело обстоит иначе. Старый князь тоже искренне любит Андрея и Марью. Он переживает за них. Он замечает, например, что Андрей не любит свою жену Лизу. Сказав об этом сыну, он хоть и сочувствует ему, но тут же напоминает о долге перед женой и семьей. Сам тип отношений у Болконских другой, чем у Ростовых. Князь скрывает свои чувства к детям. Так, например, с Марьей он всегда строг и порой разговаривает с ней грубо. Он корит дочь за неумение решать математические задачи, резко и прямо говорит ей о том, что она некрасива. Княжна Марья страдала от такого отношения со стороны отца, оттого что он старательно прятал свою любовь в ней в глубине своей души. Только перед смертью старый князь понимает, как дорога ему дочь. В последние минуты жизни он ощутил внутреннее родство с ней.

Марья - особенный человек в семье Болконских. Несмотря на суровое воспитание, она не ожесточилась. Она безмерно любит отца, брата и племянника. Более того, она готова жертвовать собой ради них, отдать все, что у нее есть.

Третье поколение Болконских - это сын князя Андрея Николенька. В эпилоге романа мы видим его еще ребенком. Но автор показывает, что он внимательно слушает взрослых, в нем идет какая-то работа мыси. А, значит, и в этом поколении не будут забыты заветы Болконских о деятельном уме.

Совсем другой тип семьи представляет собой семья Курагиных. Они несут одни беды Болконским и Ростовым. Глава семьи - князь Василий - фальшивый и лживый человек. Он живет в атмосфере интриг и сплетен. Одна из основных черт его характера - алчность. Он и дочь свою Элен выдает замуж за Пьера Безухова, потому что тот богат. Самое главное для князя Курагина в жизни - деньги. Ради них он готов и на преступление пойти.

Дети князя Василия ничем не лучше своего отца. Пьер верно замечает, что такая уж у них «подлая порода». Элен, в отличие от княжны Марьи, красива. Но красота ее - это внешний блеск. В Элен нет непосредственности и открытости Наташи.

Элен пуста, корыстна и лжива в душе. Женитьба на ней едва не разбивает жизнь Пьера. Пьер Безухов на своем опыте убедился, что не всегда красота внешняя является залогом красоты внутренней и семейного счастья. Горькое чувство разочарования, мрачного уныния, презрения к жене, к жизни, к себе охватило его через некоторое время после свадьбы, когда «загадочность» Элен обернулся душевной пустотой, глупостью и развратом. Ни о чем не задумываясь, Элен устраивает роман Анатоля и Наташи Ростовой. Анатоль Курагин - брат Элен - становится причиной разрыва между Наташей и Андреем Болконским. Он так же, как и сестра, во всем привык потакать своим прихотями, и потому судьба девушки, которую он собирался увезти из дома, его не волнует.

Семья Курагиных противопоставлена семьям Ростовых и Болконских. На страницах романа мы видим ее деградацию и разрушение. Что же касается Болконских и Ростовых, то их Толстой награждает семейным счастьем. Они пережили немало бед и трудностей, но сумели сохранить то лучшее, что в них было - честность, искренность, доброту. В финале мы видим счастливую семью Наташи и Пьера, построенную любви и уважении друг к другу. Наташа внутренне слилась с Пьером, не оставила в своей дуе «ни одного уголка не открытым для него».

Более того, Толстой объединяет Ростовых и Болонских в одну семью. Семья Николая Ростова и княжны Марьи соединяет в себе лучшие черты этих семейств. Николай Ростов любит свою жену и преклоняется пеед «ее душевностью, перед тем почти недоступным него, возвышенным и нравственным миром, в коором жила его жена». А Марья искренне любит своего мужа, который «никогда не поймет всего того, что она понимает», и от этого она любит его еще больше.

Непросто складывались судьбы Николая Ростова и княжны Марьи. Тихая, кроткая, некрасивая внешне, но прекрасная душой княжна при жизни отца и не надеялась выйти замуж и иметь детей. Единственный сватавшийся к ней, да и то ради приданого, Анатоль Курагин, конечно, не мог понять ее высокой одухотворенности, нравственной красоты.

Случайная встреча с Ростовым, его благородный поступок пробудили в Марье незнакомое, волнующее чувство. Ее душа угадала в нем «благородную, твердую, самоотверженную душу». Каждая встреча все более открывала им друг друга, связывала их. Неловкая, застенчивая княжна преображалась, становилась грациозной и почти красивой. Николай восхищался открывшейся ему прекрасной душой и чувствовал, что Марья выше его самого и Сонечки, которую, казалось, прежде он любил, но которая так и осталась «пустоцветом». Ее душа не жила, не ошибалась и не страдала и, по мнению Толстого, не «заслужила» семейного счастья.

Эти новые счастливые семьи возникли не случайно. Они есть результат того единения всего русского народа, которое произошло в ходе Отечественной войны 1812 года. 1812 год многое изменил в России, в частности, снял некоторые сословные предрассудки и дал новый уровень человеческих отношений.

У Толстого есть любимые герои и любимые семьи, где, может быть, не всегда царит безмятежное спокойствие, но где люди живут «миром», то есть дружно, сообща, поддерживая друг друга. Только те, кто высок духовно, имеют, по мысли писателя, право на настоящее семейное счастье.

(375 слов)

Роман «Война и мир» Толстого был написан в 1869 году. Несмотря на то, что большую часть повествования занимают сцены битв и война с Наполеоном, основной сюжетной линией является история семей. Автор описывает русское общество в военный период, а через родословные связи лучше всего можно показать поведение и чувства людей во время исторического потрясения. Мысль семейная в романе-эпопее «Война и мир» также раскрывает философское и моральное кредо писателя.

Нам показаны жизни трех разных семей светского типа. Между собой они абсолютно не схожи, но их жизни тесно переплетены между собой. Это дома Болконских, Ростовых и Курагиных, на их примерах автор представляет фамильные устои нескольких поколений.

Читатель попадает в гости к Болконским. Самый главный член рода — князь Николай, он считал, что всё и все в его семье должно повиноваться строгому порядку. Герой самостоятельно обучал свою дочь наукам, а также воспитывал в ней такие качества как ум и деятельность характера.

Княжна Марья любила своего отца, она слушалась его и с усердием заботилась о нем. Ее брат Андрей тоже любил Николая Болконского и уважал его, но не мог долго терпеть его деспотичные нравы.

Отношения между ними были спокойными, каждый был занят тем, чем ему положено, и имел свое место. Они были честными и порядочными людьми и к тому же истинными патриотами, но не любили свет и празднословные выходы в высшее общество.

В отличие от предыдущей семьи, Ростовым были близки нежная любовь, искренность, взаимопонимание и поддержка. Они активно участвовали в судьбах друг друга, помогали даже тогда, когда поступки провинившихся оказывались предосудительными. Патриотизм, который проявляется у Ростовых, доказывает важность «мысли семейной» в «Войне и мире». Старший сын стал гусаром, Наташа отдала телегу для изувеченных, родители пожертвовали своим домом для укрытия пострадавших, а младший сын Петя геройски погиб в партизанском бою.

Курагины – семья, абсолютно противоположная двум первым. В этом семействе никто не умеет любить и переживать друг за друга. Князь Василий живет лишь ради выгоды и всегда знает, с кем заключать помолвку детей, с кем стоит дружить, чтобы прибыльно устроиться в жизни. Он подстраивается под ситуацию, а о преданности родине и речи быть не может в их роду.

В конце романа семьи Болконских и Ростовых роднятся. Их всегда связывало духовное родство. Толстой показал каждый род, как индивидуальную и неповторимую ячейку общества, где все члены активно живут и воспитывают новые поколения в лучших традициях предков.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

“Война и мир” -- русская национальная эпопея, в которой нашел отражение национальный характер русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. Л.Н. Толстой проработал над романом почти шесть лет: с 1863 по 1869 годы. С самого начала работы над произведением внимание писателя привлекли не только исторические события, но и частная, семейная жизнь героев. Толстой считал, что семья - это ячейка мира, в которой должны царить дух взаимопонимания, естественности и близости к народу.

В романе “Война и мир” описана жизнь нескольких дворянских семей: Ростовых, Болконских и Курагиных.

Семья Ростовых - идеальное гармоничное целое, где сердце преобладает над разумом. Любовь связывает всех членов семьи. Она проявляется в чуткости, внимании, сердечной близости. У Ростовых все искренне, идет от души. В этой семье царят радушие, гостеприимство, хлебосольство, сохраняются традиции и обычаи русской жизни.

Родители воспитывали своих детей, отдавая им всю свою любовь, Они могут понять, простить и помочь. Например, когда Николенька Ростов проиграл Долохову огромную сумму денег, то не услышал ни слова упрека от своего отца и смог заплатить карточный долг.

Дети этой семьи вобрали в себя все лучшие качества “ростовской породы”. Наташа - олицетворение сердечной чуткости, поэтичности, музыкальности и интуитивности. Она умеет по-детски радоваться жизни и людям.

Жизнь сердца, честность, естественность, нравственная чистота и порядочность определяют их взаимоотношения в семье и поведение в кругу людей.

В отличие от Ростовых, Болконские живут разумом, а не сердцем. Это старинный аристократический род. Кроме кровных уз, членов этой семьи связывает еще и духовная близость.

На первый взгляд, отношения в этой семье складываются трудно, лишены сердечности. Однако внутренне эти люди близки друг другу. Они не склонны к проявлению своих чувств.

Старый князь Болконский воплощает в себе лучшие черты служилого (дворянства, преданного тому, кому “присягал”. Понятие чести и долга офицера для него были на первом месте. Он служил при Екатерине II, участвовал в походах Суворова. Главными добродетелями он считал ум и деятельность, а пороками -- лень и праздность. Жизнь Николая Андреевича Болконского - непрерывная деятельность. Он либо пишет мемуары о былых походах, либо управляет имением. Князь Андрей Болконский очень уважает и чтит своего отца, который смог воспитать в нем высокое понятие о чести. “Твоя дорога-- дорога чести”,-- говорит он сыну. И князь Андрей выполняет напутствие отца и во время кампании 1806 года, в Шенграбенском и Аустерлицком сражениях, и во время войны 1812 года.

Марья Болконская очень любит своего отца и брата. Она готова отдать всю себя ради родных ей людей. Княжна Марья полностью подчиняется воле отца. Его слово для нее - закон. На первый взгляд, она кажется слабой и нерешительной, но в нужную минуту она проявляет твердость воли и силу духа. роман толстой семья национальный

И Ростовы, и Болконские - патриоты, их чувства особенно ярко проявились во время Отечественной войны 1812 года. Они выражают народный дух войны. Князь Николай Андреевич умирает, потому что его сердце не выдержало позора отступления русских войск и сдачи Смоленска. Марья Болконская отвергает предложение французского генерала о покровительстве и уезжает из Богучарова. Ростовы отдают свои подводы раненным на Бородинском поле солдатам и платят самым дорогим -- гибелью Пети.

В романе показана еще одна семья. Это Курагины. Члены этой семьи предстают перед нами во всей своей ничтожности, пошлости, бездушии, корыстолюбии, безнравственности. Они используют людей для достижения своих эгоистических целей. Семья лишена духовности. Для Элен и Анатоля главное в жизни -- удовлетворение своих низменных желаний, Они полностью оторваны от народной жизни, живут в блестящем, но холодном свете, где все чувства извращены. Во время войны они ведут все ту же салонную жизнь, рассуждая о патриотизме.

В эпилоге романа показано еще две семьи. Это семья Безуховых (Пьер aи Наташа), которая воплотила в себе авторский идеал семьи, основанный на взаимопонимании и доверии, и семья Ростовых - Марьи и Николая. Марья внесла в семью Ростовых доброту и нежность, высокую духовность, а у Николая проявляется душевная доброта в отношении к самым близким людям.

Показывая в своем романе разные семьи, Толстой хотел сказать, что будущее за такими семьями, как Ростовы, Безуховы, Болконские.

Цели урока:

  • показать, что толстовский идеал- патриархальная семья с ее святой заботой старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать; с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде»;
  • раскрыть шире и глубже эпитет семейный у Толстого;
  • формировать умения анализировать эпизоды;
  • способность созданию творческой, доброжелательной атмосферы на уроке.

Оборудование: книга « Л.Н.Толстой в портретах, иллюстрациях, документах», Пособие для учителя. Москва «Просвещение», 1956.

Семья - группа живущих вместе родственников; единство, объединение людей, сплоченных общими интересами. (С. Ожегов «Словарь русского языка»)

План урока

1. Отражение мысли семейной в романе.

2. «Глаза человека- окно в его душу» (Л. Толстой)

3. Почему в доме Ростовых нельзя быть иным?

4. Дом Болконских.

5. Нет нравственного стержня в родителях - не будет и в детях.

6. Семейные «кружки».

7. Эпилог.

Учащиеся получали опережающее задание:

1 группа – анализируют портретные характеристики Наташи, Веры, Андрея, Марьи, Элен;

2группа – анализируют сцены, показывающие семейную жизнь Ростовых;

3 группа – анализируют сцены, показывающие семейную жизнь Болконских;

4 группа – семейная жизнь Курагиных;

5 группа – семейные «кружки» в романе;

6 группа – «Эпилог».

Вступительное слово учителя

Тема семьи так или иначе присутствует почти у каждого писателя. Особенное развитие она получает во второй половине 19 века. Несмотря на то, что в романе ведущая роль отводится мысли народной, семейная мысль также имеет свою динамику развития, поэтому «Война и мир» не только исторический, но и семейный роман. Для него характерна упорядоченность и хроникальность повествования. Истории семей, представленные в романе, каждая имеет свой стержень и внутренний мир. Сравнивая их, мы можем понять, какую норму жизни проповедовал Л.Толстой.

Семья для Толстого- это почва для формирования человеческой души. Атмосфера дома, родового гнезда, по мысли писателя, определяет склад психологии, взглядов и даже судьбы героев.

В романе «Война и мир» семья выполняет свое истинное, высокое назначение. Дом у Толстого - это особый мир, в котором сохраняются традиции, осуществляется связь между поколениями; это прибежище для человека и основа всего существующего.

В системе всех основных образов романа Л.Толстой выделяет несколько семей, на примере которых ярко выражено авторское отношение к идеалу домашнего очага, - это Болконские, Ростовы и Курагины.

Выступление 1 группы

У любимых героев Толстого лучатся, светятся глаза, потому что (по народному представлению) глаза – зеркало души человека: «Глаза смотрят и говорят с вами» Жизнь души героев автор передает через лучезарность, сияние, блеск глаз.

НАТАША - «улыбка радости и успокоения», то «счастливая», то «появившаяся из-за готовых слез», то «задумчивая»то «успокоительная», «восторженная», то «торжественная», то«более чем ласковая». «И лицо с внимательными глазами с трудом, с усилием, как отворяется заржавевшая дверь, - улыбнулось…» (сравнение). Глядит «вопросительно-удивленными глазами», «широко раскрытыми, испуганными», «красная и дрожащая», она смотрит на Анатоля «испуганно- вопросительно».

Улыбка Наташи раскрывает богатый мир разнообразных чувств. В глазах - богатство духовного мира.

НИКОЛЕНЬКА - «Когда все поднялись к ужину, Николенька Болконский подошел к Пьеру, бледный, с блестящими, лучистыми глазами…»

КНЯЖНА МАРЬЯ – «лучистые глаза и тяжелая поступь», которые в минуты душевного оживления делали прекрасным некрасивое лицо Марьи. «…глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты»;

Марья «всегда хорошела, когда плакала» в минуты глубокого волнения.

«Лицо ее, с того времени как вошел Ростов, вдруг преобразилось…Вся ее внутренняя, недовольная собой работа, ее страдания, стремление к добру, покорность, любовь, самопожертвование- все это светилось теперь в этих лучистых глазах…В каждой черте ее нежного лица».

Определением лучистый Толстой рисует внутренний мир своих героев, подчеркивая именно «высшую духовную жизнь» Болконских. Слово лучистый выступает в тексте в сочетании с существительными глаза, взгляд, свет (глаз), блеск (глаз).

АНДРЕЙ – «…добрыми глазами смотрел. Но во взгляде его, дружеском, ласковом, все-таки выражалось сознание своего превосходства». (встреча с Пьером).

ЭЛЕН – «спокойною и гордою улыбкою Элен в восторге кричали браво, - там, под тенью этой Элен, там это было все ясно и просто; но теперь одной, самой с собой, это было непонятно» - думала Наташа (метафора-«под тенью этой Элен»).

Бездуховность, пустота, по Толстому, гасят блеск глаз, делают лицо безжизненной маской: бездушная красавица Элен - «красивая статуя» с застывшей улыбкой- блестит и сияет всем, кроме глаз: «блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов», успокаивалась в сияющей улыбке» (в каждом портретном описании Элен присутствует иронический оттенок). У Элен неизменная, обычная, однообразно красивая или самодовольная улыбка. Глаз Элен мы не видим. По-видимому, они красивы, как и ее плечи, губы. Толстой не рисует ее глаз, потому что они не светятся мыслью и чувством.

ВЕРА - холодное лицо, спокойное, которое «улыбка делает неприятным».

Н. Толстому важно подчеркнуть характер улыбки или своеобразие выражения лица того или иного персонажа, чаще всего автор сосредоточивает внимание на выражении глаз, характере взгляда.

Одним из доминирующих средств при создании портретных характеристик является употребление световых прилагательных как художественных определений.

Выступление 2 группы. РОСТОВЫ (т. 1, ч. 1, гл. 7-17; т. 2, гл. 1-3; ч. 1, гл. 13-15; т. 2, ч. 1, гл. 1-3; ч. 3, гл. 14-17; ч. 5, гл. 6-18; т. 3, ч. 3, гл. 12-17; гл. 30-32; т. 4, ч. 1, гл. 6-8; гл. 14-16; ч. 2,гл. 7-9; ч. 4,гл. 1-3)

Ростова - старшая «графиня была женщина с восточным типом худого лица, лет 45, видимо, изнуренная детьми,… Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушавший уважение».

Дети Ростовых.

Открытость души, радушие (именины, праздник в честь гостя Денисова, обед в английском клубе в честь князя Багратиона).

Способность Ростовых притягивать к себе людей, понять чужую душу, умение сопереживать, сочувствовать (Петя Ростов и французский барабанщик; Наташа и Соня, Наташа «оживит» сердце Андрея; Наташа-патриотка, не задумываясь, отдает все подводы под раненых; уход за раненым Болконским. Николай Ростов защитит княжну Марью в имении отца от бунта мужиков.)

Вывод: Наиболее близка Толстому семья Ростовых. Окружающих притягивает атмосфера любви и доброжелательности, царящая здесь. Истинно русское радушие. Бескорыстие отличают всех членов семьи. Искренность, естественность, живость этих людей автор передает через их движения. Образы необыкновенно пластичны, полны жизненного обаяния.

Ростовы не способны на ложь, скрытность претит их честным натурам: Николай сообщит отцу о проигрыше Долохову в 43 тысячи. Наташа расскажет Соне о предстоящем побеге с Анатолем; напишет письмо княжне Марье о разрыве с Андреем.

Выступление 3 группы . БОЛКОНСКИЕ (т. 1, ч. 1, гл. 22-25; ч. 3гл. 11-19; т. 2,гл. 7-9; т. 2, ч. 2, гл. 10-14; т. 3, ч. 3, гл. 1-3; ч. 3, гл. 20-24; т. 3, ч. 2, гл. 13-14; гл. 36-37)

С теплотой и сочувствием относится Толстой к семье Болконских.

КНЯЗЬ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ. В Лысых горах свой особый порядок, особый ритм жизни. Князь вызывает у всех людей неизменное уважение, несмотря на то, что давно не состоит на государственной службе. Деятельный ум его постоянно чем-то занят. Он воспитал прекрасных детей.

КНЯЖНА МАРЬЯ. Сострадательное сердце княжны переживает чужую боль сильнее, чем свою. «Я видела раздирающую душу сцену. Это была партия рекрут, набранных у нас и посылаемых в армию. Надо было видеть состояние, в котором находились матери, жены и дети тех, которые уходили, и слышать рыдания тех и других. Подумаешь, что человечество забыло законы своего божественного спасителя, учившего нас любви и поощрению обид, и что оно полагает главное достоинство свое в искусстве убивать друг друга.

Анализ глав вторжения князя Василия со своим сыном в чистый мир княжны Марьи.

Возможно, что именно благодаря строгим, подчас суровым правилам, которые установил старый князь в своем доме, и смогла сформироваться эта чистая, светлая душа, так близко находящаяся к богу, как это возможно для человека.

КНЯЗЬ АНДРЕЙ. « Николая Андреевича Болконского сын из милости служить ни у кого не будет».

Как и почему меняется отношение к семейной жизни у князя Андрея?

«Никогда, 0никогда не женись, мой друг… чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым,» - говорит Пьеру. Мечта о славе, о своем Тулоне. Но мысли его принимают иное направление, когда его, раненого, уносят с поля Аустерлица. В душе Андрея совершается переворот. Честолюбивые мечты сменяются тягой к простой и тихой семейной жизни. Но вспомнил «маленькую княгиню» и понял, что в своем пренебрежительном отношении к ней часто бывал несправедлив. Жизнь мстит ему за болконскую гордость. И когда подобревший и смягченный Князь возвращается в родное гнездо, умирает от родов жена.

4 группа – КУРАГИНЫ (т. 1, ч. 1, гл. 18-21; ч. 2, гл. 9-12; ч. 3, гл. 1-5; т. 2, ч. 1, 6-7; т. 3, ч. 2, гл. 36-37; ч. 3, гл. 5)

Л.Н.Толстой ни разу не называет Курагиных семьей. Здесь все подчинено корысти, материальной выгоде. Всепоглощающая устремленность накладывает свой отпечаток на характер, поведение, внешность князя Василия, Элен, Анатоля, Ипполита.

ВАСИЛИЙ – светский человек, карьерист, и эгоист (стремление стать наследником умирающего богатого вельможи-графа Безухова; выгодная партия для Элен – Пьер; мечта: женить сына Анатоля на княжне Марье;). Презрение князя Василия к своим сыновьям: «спокойному дураку» Ипполиту и «беспокойному дураку» Анатолю.

АНАТОЛЬ (разыграл спектакль пылкой любви к Наташе Ростовой). Позор сватовства Анатоль переносит легко. Он, нечаянно встретившийся в день сватовства Марье, держит в объятиях Бурьен. «Анатоль с веселой улыбкой поклонился княжне Марье, как будто приглашая не посмеяться над этим странным случаем, и,пожав плечами, прошел в дверь…» Один раз заплачет, как женщина, потеряв ногу.

ИППОЛИТ - умственная ограниченность, что делает его поступки нелепыми.

ЭЛЕН - «Я не дура, чтоб рожать» В этой «породе» нет культа ребенка, нет трепетного к нему отношения.

Вывод. Цель их жизни - все время быть в центре внимания света. Они чужды толстовской этике. Пустоцветы. Герои нелюбимые показаны в отрыве от всего. По мнению С.Бочарова,семья Курагиных лишена той «родовой поэзии», которая свойственна семьям Ростовых, Болконских, где отношения строятся на любви. Их объединяет только родство, они даже не воспринимают себя как близких людей (отношения Анатоля и Элен, ревность старой княгини к дочери и признание князя Василия в том, что он лишен «родительской любви» и дети –«обуза его существования»).

Эта семья интриганов исчезает в огне 1812 года, подобно неудачной мировой авантюре великого императора, исчезают и все интриги Элен -запутавшись в них, она умирает.

Выступление 5 группы. СЕМЕЙНЫЕ «КРУЖКИ » (т. 1, ч. 2, гл. 13-21; ч. 3, гл. 14-19; т. 3, ч. 2, гл. 24-29; гл. 30-32; т. 3, ч. 3, гл. 3-4)

Дом как спокойная, надежная пристань противопоставляется войне, семейное счастье - бессмысленному взаимному уничтожению.

Понятие ДОМА расширяется. Когда Николай Ростов вернулся из отпуска, полк показался домом, таким же милым, как и дом родительский. Сущность дома, семьи с особой силой проявилось на Бородинском поле.

БАТАРЕЯ РАЕВСКОГО «.. здесь на батарее… чувствовалось одинаковое и общее всем, как бы семейное оживление». «солдаты эти сейчас же мысленно приняли Пьера в свою семью…» (Анализ глав)

Вывод: вот откуда черпали защитники Бородина силы, вот истоки мужества, твердости, непоколебимости. Национальное, религиозное, семейное начала чудесно соединились в решающий час в русском войске (Пьер «весь поглощен в созерцание этого, все более и более разгорающегося огня, который точно так же… разгорался и в его душе) и дали такой сплав чувства и такие действия, перед которыми бессилен любой завоеватель. Мудрым старческим умом Кутузов понимал это как никто другой.

ТУШИН – неловкий, совершенно не военного вида артиллерист, с «большими, добрыми и умными глазами». Батарея капитана Тушина героически выполнила долг, даже не думая об отступлении. Во время боя капитан не думал об опасности, «лицо его все более и более оживлялось» Несмотря на его невоенный вид и «слабый, тоненький, нерешительный голосок», солдаты любили его уважали его, и «все, как ДЕТИ в затруднительном положении, смотрели на своего командира».Тушин не задумывался о том, что его могут убить, он переживал только тогда, когда убивали и ранили Его солдат.

КУТУЗОВ ДЛЯ МАЛАШИ – дедушка (так по-родственному она называет полководца) .Эпизод «Совет в Филях».

БАГРАТИОН - « сын, беспокоящийся о судьбе Родины».

НАПОЛЕОН - анализ глав 26-29,ч.2,т.3 . Писатель подчеркивает холодность, самодовольство, нарочитое глубокомыслие в выражении лица Наполеона.

Особенно резко вырисовывается одна его черта-позерство. Он ведет себя как актер на сцене. Перед портретом сына он «сделал вид задумчивой нежности», жест его «грациозно величествен». Наполеон уверен: все, что он делает и говорит, «есть история»

РУССКАЯ АРМИЯ . Существует точка зрения, что Платон Каратаев, по мысли Толстого, обобщенный образ русского народа.(Эпизоды, связанные с Пьером в плену).Своим отцовским, отеческим отношением учит Пьера как сына незлобивости, всепрощению, терпеливости; Каратаев выполнил свою миссию-«остался навсегда в душе Пьера».

«ЭПИЛОГ» - это апофеоз семейного счастья и согласия. Здесь ничто не предвещает тяжелых драматических конфликтов. Все просто и надежно в молодых семьях Ростовых и Безуховых: устоявшийся быт, глубокая привязанность супругов друг другу, любовь к детям, понимание, участие,

Семья Николая Ростова.

Семья Пьера Безухова.

ВЫВОД : Л.Н. Толстой в романе показывает свой идеал женщины и семьи. Этот идеал дан в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской и образах их семей. Любимые герои Толстого хотят жить честно. В семейных отношениях герои хранят такие нравственные ценности, как простота, естественность, благородное чувство собственного достоинства, преклонение перед материнством, любовь и уважение. Именно эти нравственные ценности в минуту общенациональной опасности спасают Россию. Семья и женщина- хранительница семейного очага- всегда были нравственными основами общества.

Одна из главных мыслей в романе Л. Толстого "Война и мир" - мысль семейная. Весь роман построен на описании судеб людей, целых семей, родовых гнезд. Мы видим одних и тех же людей в домашней атмосфере, в свете, в военных действиях и можем проследить, как меняются герои романа внутренне и внешне. Кроме того, разбирая роман, можно выделить определенные черты, характерные для той или иной семьи. В произведении Л. Толстого мы знакомимся с множеством семей, но лучше и подробнее всех автор описывает Ростовых, Болконских и Курагиных. В семье Ростовых царят любовь, дружба и взаимопонимание. Ростовы заботятся друг о друге и хотят, чтобы люди вокруг них были счастливы. Им свойственны хозяйственность, доброта, искренность и широта натуры. Наташа Ростова - яркий представитель ростовской "породы ". Она эмоциональна, чутка, интуитивно угадывает людей. Иногда эгоистична (как в случае с проигрышем Николая), но чаще способна на самопожертвование (вспомним эпизод с вывозом раненых из Москвы). Наташа живет в атмосфере влюбленности и счастья, она-увлекающаяся натура. Внешняя некрасивость усиливает ее душевную красоту и живой характер. Одной из ярких особенностей героини является потребность в любви (ей необходимо, чтобы ее постоянно любили). Наташа переполнена жаждой жизни, и в этом секрет ее очарования. Объяснить и доказать Наташа не умеет, потому что понимает людей не умом, а сердцем. Но сердце подсказывает ей всегда верно, за исключением неверного поведения с Анатолем Курагиным. Графиня Ростова гордится дружбой и доверием своих детей, балует их, волнуется за их судьбы. Николай Ростов очень схож со своей сестрой, именно поэтому они так хорошо понимают друг друга. Николай очень молод, открыт людям и всему миру. Он желает быть полезным, всем нравиться и, что немаловажно, Николай хочет казаться взрослым, грубоватым мужчиной, как Денисов. Именно Денисов воплощает тот идеал мужчины, к которому стремится младший Ростов. Николай приезжает в отпуск, в Москву. В этот приезд домой Николай хочет самоутвердиться, доказать всем и себе самому, что он уже взрослый и у него свои мужские дела: обед в Английском клубе, дуэль Долохова с Пьером, карты, бега. А старый граф Ростов все печется о своем сыне: перезакладывает имения, чтобы Николенька смог завести себе рысака и "самые модные рейтузы, особенные, каких ни у кого еще в Москве не было, и сапоги самые модные, с самыми острыми носками и маленькими серебряными шпорами..." Затем старому графу требуется немало усилий, чтобы участие сына в дуэли осталось незамеченным. И вдруг Николенька проигрывает деньги, и деньги не маленькие. Но Николай никогда не осознает своей вины, а виноват он в своем неумении думать. У него не хватило чутья на то, чтобы определить, что Долохов - злой человек, а умом Ростов этого осознать не может. Проиграв сорок три тысячи и вернувшись домой, Николай становится мальчишкой, хотя и хочет скрыть то, что у него на душе. А в душе он считает себя "негодяем, подлецом, который целою жизнью не мог искупить своего преступления. Ему хотелось бы целовать руки своего отца, на коленях просить прощения..." Николай - честный человек, он не только мучительно пережил свой проигрыш, но и нашел выход: ограничить себя во всем и вернуть долг родителям. Граф Илья Андреевич Ростов добродушен, щедр и мотоват. Он известен в Москве не только как хороший семьянин, но и как человек, лучше других умеющий устроить бал, обед, а если понадобится, то и приложить для этого свои деньги. Наиболее яркий пример ростовской щедрости - подготовка обеда в честь Багратиона. "Право, папенька, я думаю, князь Багратион, когда готовился к Шенграбенскому сражению, меньше хлопотал, чем вы теперь..."-сказал Н. Ростов отцу накануне обеда, и был прав. Илья Андреевич положил много сил на то, чтобы обед в честь Багратиона удался на славу. Чего только он не заказал: "Гребешков, гребешков в тортю положи... стерлядей больших... Ах, отцы мои!.. Да кто же мне цветы привезет?.. Скачи ты, Митенька, в подмосковную... чтобы мне двести горшков тут к пятнице были... Надо ведь еще песенников". Черты "ростовской породы" проявляются в поступках графа и при выезде из Москвы: он разрешает отдать подводы под раненых, нанося тем самым тяжелый урон своему состоянию. Ростовы олицетворяют собой семейный уклад, в котором живы сословные традиции. В их семье царит атмосфера любви, взаимопонимания и доброты. Полной противоположностью семье Ростовых является семья Болконских. Впервые Лизу и Андрея Болконских мы встречаем на вечере у Анны Павловны Шерер, и сразу же заме чаем некую холодность между мужем и женой. Лиза Болконская не понимает своего мужа, ни его устремлений, ни его характера. После отъезда Болконского живет в Лысых Горах, испытывая постоянный страх и антипатию к свекру и дружески сходясь не с золовкой, а с пустой и легкомысленной м-ль Бурьенн. Лиза умирает во время родов; выражение ее лица перед самой смертью и после как будто говорит о том, что она не делала никому зла и не может понять, за что страдает. Ее смерть оставляет чувство непоправимой беды у князя Андрея и искреннюю жалость у старого князя. Князь Андрей Болконский - образованный, сдержанный, практичный, умный, волевой человек, сестра отмечает в нем какую-то "гордость мысли". Старый князь Болконский живет в деревне. Он не выносит глупости и праздности, живет по четкому распорядку, который сам же установил. Будучи со всеми резок и требователен, он изводит дочь придирками, но в глубине души очень любит ее. Николай Андреевич Болконский горд, умен и сдержан, так же как его сын. Главное для Болконских - это честь семьи. Марья Болконская очень религиозна, принимает у себя странников в тайне от отца, но во всем остальном четко исполняет его волю. Она умная, образованная женщина, такая же, как брат и отец, но, в отличие от них, кроткая и богобоязненная. Болконские умны, образованны, любят друг друга, но отношения в их семье довольно сухи, они не любят выставлять напоказ свои чувства. В их семье не устраивается никаких шумных празднеств и торжеств, в них нет того веселья, которое есть в Ростовых; Болконские живут не чувствами, а разумом. Также в романе "Война и мир" большое место уделено семейству Курагиных. Князь Василий заботится о своих детях, хочет богато устроить их жизнь и потому считает себя образцовым отцом. Его сын Анатоль нагл, глуп, развращен, самоуверен, но красноречив. Он хочет жениться на некрасивой княжне Марье ради денег, пытается соблазнить Наташу Ростову. Ипполит Курагин глуп и даже не старается скрыть свою глупость: в его облике явно заметны черты нравственного вырождения всего рода Курагиных. Элен-светская красавица, она глупа, но ее красота многое искупает. В обществе не замечают ее глупости, всем кажется, что Элен всегда ведет себя в свете весьма достойно и имеет репутацию умной и тактичной женщины. Семейство Курагиных отличают глупость и стяжательство. Они не испытывают искренних чувств не только по отношению к окружающим, но и по отношению друг к другу. У детей нет потребности съездить к отцу; а сам князь Василий называет своих сыновей "дураками": Ипполита - "спокойным ", а Анатоля - "беспокойным", которого все время приходится выручать. У Курагиных нет совместных дел и забот, нет потребности встретиться и поговорить. Каждый занят собой, своими проблемами. Все Курагины стремятся сблизиться с людьми, которые богаче их, из общения с которыми можно извлечь выгоду. В эпилоге мы видим, как воссоединяются две, казалось бы, абсолютно разные семьи - семья Ростовых и семья Болконских. Николай Ростов женится на княжне Марье Болконской. Николай и Марья - идеальная пара, они гармонично дополняют друг друга: в этой семье соединились устремленность княжны Марьи ввысь и то земное, материальное, что представляет собой Николай. В финале "Войны и мира" Наташа и Пьер после "крещения " страданием и соприкосновением со смертью воскрешаются к жизни. Это происходит естественно - как весной сквозь мертвые упавшие листья пробиваются зеленые иглы травы, как восстанавливается порядок в разрушенном муравейнике, как кровь приливает к сердцу, как заново отстраивается после разрушения Москва. Восстанавливается жизненный порядок, в котором каждый из героев находит свое место. 5 декабря 1820 года - последняя сцена эпилога романа. Толстой строит ее как картину семейного счастья в Лысых Горах; распалась старая семья Ростовых (умер старый граф), возникли две новые семьи, в каждой из которых - новые, "свежие" дети. Новая Наташа Ростова, черноглазая любимица отца, графа Николая, новый Пьер Безухов, которому пока три месяца и которого кормит мать-Наташа, возникают на последних страницах толстовской книги. Образ органической жизненности (Наташа - сильная и страстная мать) дополнен в финале другими образами: это княжна Марья, у которой материнство связано с напряжением духовной жизни, устремленностью к бесконечному, и это в особенности-пят надцатилетний Николенька Болконский. В его облике проявились черты отца. Роман заканчивается сном Николеньки, в котором соединены Пьер и князь Андрей и где вновь возникают мотивы славы, геройства, подвига и чести. Сын князя Андрея - наследник его качеств, символ вечного продолжения жизни. Жизнь вступает в новый виток, и новое поколение вновь, заново будет искать ответов на ее вопросы. На этом новом витке жизни снова встретятся МИР и ВОЙНА - гармония и борьба, цельность, единство и взрывающие их противоречия. Финал "Войны и мира" - открытый, распахнутый в движущуюся, вечно живую жизнь. Таким образом, "семейные гнезда" Ростовых и Болконских продолжили жизнь вместе, в гармонии и счастье, а "гнездо" Курагиных прекратило свое существование...

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то