Картины природы в музыке, живописи и поэзии. Осень

Викторина "Образ осени в искусстве" для 6 класса. Цель мероприятия: обратить внимание обучающихся на красоту природы и её образ в музыке, живописи и поэзии; развивать творческие, эстетические качества обучающихся; формировать навыки коммуникативности, культурного общения в микросоциуме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель Д.Г.Малькова.

Цели викторины:

Правила викторины:

  1. Ведущий- учитель искусства.

Оборудование:

Ход викторины.

1 конкурс: «Эмблема осени».

3 конкурс: «Листопад».

1 2 3. 4

Предварительный просмотр:

Викторина «Образ осени в искусстве» для 6-х классов.

Учитель Д.Г.Малькова.

Цели викторины: развивать познавательную, творческую деятельность обучающихся; формировать навыки культурного общения в микросоциуме, уважения к партнёрам и соперникам по игре; показать многообразие образов осени в разных видах искусства на примерах отечественного искусства- музыки, поэзии и живописи.

Правила викторины:

  1. Играют 2 команды 6-х классов по 5 человек.
  2. Отвечающая команда получает за ответ баллы, от 1 до 5. Болельщик, отвечая на вопросы ведущего, получает 1 балл («осенний листочек»), который зачислится команде.
  3. Конкурсы оцениваются по 5-балльной системе.
  4. Время подготовки 1-3 конкурсов- 4 минуты; 4 конкурс- блиц-опрос (учитывается скорость и верность ответа).
  5. Жюри викторины- 3 человека (социальный педагог, 2 старшеклассника, школьный библиотекарь); помощник -1 человек, записывающий результаты каждого конкурса на ватмане, раздающий «осенние листочки» отвечающим болельщикам (после конкурсов они прикрепятся к ватману, их количество поможет командам в получении дополнительных баллов).
  6. Ведущий- учитель искусства.
  7. В конце викторины- просмотр презентации об осени в живописи.

Оборудование: ПК, презентация картин об осени, выставка литературных произведений об отечественных художниках, писавших картины осени, сборников стихотворений русских поэтов, музыкальный центр, фортепиано, на столах участников-листы для записей, для изображения эмблемы и названия команды, фломастеры, цветные карандаши, краски.

Ход викторины. – Ребята, осени посвящено много произведений искусства, ведь это необычное, очень интересное время года. Мы сегодня поговорим о разных видах и жанрах искусства, где есть образы осени. Участники игры в командах будут отвечать на вопросы, а мы будем их слушать, и, как водится, болельщики будут помогать игрокам. Вот так в процессе викторины все получат и удовольствие, и новые знания, а также проверят уровень своей эрудиции. А пока библиотекарь нашей школы расскажет вам о выставке книг об искусстве, об отечественных художниках. (Беседа).

А теперь- оглашение целей и правил викторины.(указаны выше).

1 конкурс: «Эмблема осени». Задание: выбрать капитана, название команды, нарисовать эмблему, соответствующую нашей теме. Оценивается эстетическое оформление, содержание, символика, объём выполненной за отведённое время работы. Ответы представляют капитаны. Для выполнения заданий на столах есть всё необходимое, приступайте.

Во время работы команд ведущий общается с болельщиками, стараясь не мешать игрокам команд. Вопрос болельщикам: Ребята, осень замечательное время года. Согласны? Ответьте на вопрос: в каких видах искусства есть образы осени? (в поэзии, музыке, живописи, графике, аппликации, декоративно-прикладном творчестве…). Приведите примеры произведений искусства об осени (…). Проверка 1 задания. Итоги.

2 конкурс: «Осенняя мелодия». Задание: составить список из 5 современных песен, где поётся об осени или упоминается о ней.

Затем каждая команда, посовещавшись, должна выбрать песню об осени и 1 куплет спеть слаженно, артистично, стараясь правильно интонировать, соблюдать ритмические особенности песни.

Вопрос болельщикам: Для чего люди создают песни, стихи, картины об осени? (…) Какими словами описывают осень? (…) Проверка 2 задания. Итоги.

3 конкурс: «Листопад». Задание: напишите на листах названия 3-х отечественных классических музыкальных произведений разных жанров (сюиты, кантаты, балеты, инструментальные пьесы и др., в которых есть образ осени, 3-х картин отечественных художников и 3-х литературных произведений в прозе, посвящённых осени.

Вопрос болельщикам: Какими музыкальными инструментами лучше всего, по-вашему, можно передать образы осени и почему? (…) Какими красками, тонами можно передать образ осени?(…) Проверка 4 конкурса. Итоги.

4 конкурс: «Очей очарованье». В этом конкурсе 12 вопросов. Думать и отвечать надо быстро, но при этом правильно. За правильный и скорый ответ-1 балл; если самый первый ответ чьей-то команды не будет верным, то при «переходящем ответе (ходе)» следующая отвечающая команда получит уже не 1 балл, а 0,5 балла. Шансы на хорошие результаты есть у всех. Итак, вопросы!

1 .Продолжите поговорку «Осень -запасиха, зима-…» (подбериха). 2 .Продолжите поговорку «Дождливое лето хуже…» (осени). 3. Назовите русского композитора 19 века, у которого в цикле пьес есть пьесы с названиями «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь» (…) (П.Чайковский). 4 .Кто автор стихотворения, в котором есть строки « Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…» (А.С.Пушкин).

5 .В каком произведении Д.Н.Мамина-Сибиряка описывается птица, которая осенью не могла улететь на юг? («Серая шейка»).

6. Продолжите стихотворение: «Поздняя осень. Грачи улетели…», и назовите автора (Н.А.Некрасов, «Несжатая полоса»).

7. Что объединяет художников И.Левитана, И.Остроухова, В.Поленова, И.Бродского, И.Шишкина? (у них есть картины с названием «Золотая осень»).

9. Какие строки я пропустила в стихотворении А.С.Пушкина «Унылая пора, очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю…., в багрец и золото одетые леса…» (я пышное природы увяданье).

11 .Продолжите пословицу: в осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвёт, …(сверху льёт и снизу метёт).

12. Какие строки ст-я А.С.Пушкина я пропустила: «Уж небо осенью дышало, …короче становился день.» («уж реже солнышко блистало»).

Ну что же, ребята, давайте подводить итоги. Болельщики, подойдите к листу с результатами и свои «осенние листочки» прикрепите внизу, где баллы вашей команды. Жюри подсчитает «листочки», сложит с заработанными в викторине баллами и выведет счет у каждой команды. А пока жюри считает баллы и готовит грамоту победителям, посмотрите презентацию об осени в живописи, послушайте пьесу П.Чайковского «Октябрь». (Просмотр).

Итак, кто же победитель?.. Команда …….награждается грамотой за победу в викторине «Образ осени в искусстве». Молодцы! Вам понравилось мероприятие?(…) Что вам запомнилось?(…) Ребята, впереди ещё много конкурсов, участвуйте в них, учитесь сотрудничать, общаться на позитивной основе, повышайте уровень своей эрудиции! Всем здоровья, удач! До новых встреч!


Программное содержание

Познавательные задачи: Расширять и обогащать знания детей об осенней поре средствами различных видов искусств (поэзии, живописи, музыки). Путём сравнения показать детям, как деятели искусства по-разному передают образ осени. Учить понимать чувства, переданные художниками, композиторами, поэтами в своих произведениях.

Развивающие задачи: Развивать умение самостоятельно выражать эстетическое отношение к природе, используя разнообразные виды детской деятельности (изобразительные средства, ритмопластика, аранжировка музыкальных произведений).

Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к родной природе, искусству, развивать творческие способности детей, расширять их кругозор.

Словарная работа: Пейзаж, листья, как золотые монетки, отражение в воде.

В данной интегрированной образовательной деятельности используются инновации, которые соответствуют требованиям ФГОС ОО. Образовательная деятельность направлена на развитие следующих качеств:

  • личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного взаимодействия в коллективе; развитие самостоятельности; формирование интеллектуальных умений;
  • регулятивные: умение преобразовывать практические задачу в познавательную, умение высказывать предположение и его доказать, умение рефлексировать свои действия по цели;
  • коммуникативные: высказывание своей точки зрения, умение задавать вопросы, сотрудничать в паре при выполнении творческих заданий, инициативное сотрудничество в сборе информации на основе практики;
  • познавательные: умение определить понятие «Золотая осень», выбор основания для сравнения способов отражения осени в произведениях разных видов искусств.

Планируемые результаты: Закрепляется умение самостоятельно выражать эстетическое отношение к природе, используя разнообразные виды детской деятельности. Систематизируют знания об осенней поре; ИКТ – использование планшета mimio; закрепят навыки использования изобразительных средств, реализация творческих задатков в ритмопластике, аранжировке музыкальных произведений. Формируется креативное мышление, воображение, развиваются эстетические, творческие интересы и потребности каждого ребёнка.

Используемые программы:

Предварительная работа с воспитанниками: Прогулки с детьми и их родителями осенью в парк. Прослушивание произведений П.И. Чайковского «Осенняя песнь», ритмопластическая импровизация «Берёзки»; рассматривание пейзажной картины «Золотая осень» Исаака Ильича Левитана; разучивание стихов, чтение рассказов русских поэтов и писателей о природе (Ивана Алексеевича Бунина «Лес, точно терем расписной», Алексея Константиновича Толстого «Осень! Осыпается весь наш бедный сад»), знакомство с приметами осени. Совместное с родителями изготовление наглядного материала для занятия

Дидактическое обеспечение: Мультимедиа; аудиозапись пьесы П.И. Чайковского; детские музыкальные инструменты на одну подгруппу детей; репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень»; тонированная бумага для рисования, краски, восковые мелки, карточки синих, розоватых, фиолетовых оттенков цвета на каждого ребёнка; подготовленные ранее на занятиях по рисованию карточки-пиктограммы с символичным изображением частей пьесы П.И. Чайковского «Осенняя песнь»; макеты лесных деревьев

Методические приёмы : Постановка цели занятия, проблемных вопросов, рассматривание картин, прослушивание музыкальных произведений, обобщающий рассказ педагога; аранжировка пьесы П.И. Чайковского «Осенняя песнь», музыкально-пластическая импровизация на музыку П.И. Чайковского; релаксация, арттерапия, звукоимитация; создание цветовых композиций к произведению, графическое изображение музыки, использование пиктограмм, инсценирование поэтических и музыкальных произведений, совместная деятельность детей и родителей

Использованная литература:

  1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.:М-Синтез, 2012.
  2. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста И. Каплуновой, И. Новоскольцевой «Ладушки», подготовительная к школе группа, Санкт-Петербург: издательство «Композитор», 2004, стр. 9, 10;
  3. Программа по изобразительной деятельности детей дошкольного возраста И. Лыковой «Цветные ладошки», подготовительная к школе группа -М.: «Карапуз-дидактика» – Творческий центр СФЕРА, 2009, с. 56
  4. «Слушаем музыку» О. Радынова, старшая группа, с. 145

Ход занятия

Этап занятия, интеграция образовательных областей, время

Предполагаемые действия (ответы) воспитанников

Примечание

Вводная часть, интеграция социально-коммуникативного, речевого, художественно-эстетического развития, 2 минуты

1. Создание мотивации к занятию

Музыкальный руководитель: «Лес, точно терем расписной: лиловый, золотой, багряный, Весёлой, пёстрою стеной стоит над светлою поляной», – писал об осени Иван Алексеевич Бунин.

Ребята, вы чувствуете в стихах и музыке, что наступила самая красивая пора осени? «Лес, точно терем расписной». Какая пора осени наступила? Верно. Золотая.

Сегодня мы поговорим с вами об осени, её приметах, прослушаем произведение П.И. Чайковского, стихи русских поэтов, рассмотрим картину об осенней поре. Сравним их, найдём общее в этих произведениях.

Под аудиозапись пьесы П.И. Чайковского «Осенняя песнь» дети входят в зал, встают около экрана мультимедиа.

Ответы детей:

«Середина осени».

«Золотая осень»

Звучит аудиозапись пьесы П.И. Чайковского «Осенняя песнь», на экране мультимедиа транслируется осенний пейзаж. Приложение 3

Основная часть

Интеграция познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического, социально-коммуникативного развития, 25 минут:

Рассматривание картины И.И. Левитана, беседа по картине 3 минуты;

2. Беседа по картин е И.И. Левитана «Золотая осень»

Психолог: (обращает внимание на картину И.И. Левитана «Золотая осень», даёт время рассмотреть её)

Что вы чувствуете, глядя на эту картину? Она вам нравится? Какое настроение вызывает у вас картина?

Заслушивает ответы детей.

– Вот и у меня настроение радостно-грустное. Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

– Правильно. Радует солнечный день, яркие краски золотой осени. Грустно, что скоро осыплются листья и придёт осень с холодными дождями, а там наступят первые зимние морозы. Наверное, и у художника Исаака Ильича Левитана, написавшего эту картину, было и восхищение красотой осени и грусть о предстоящих холодах, поэтому нам нравится эта картина: она передаёт наши чувства.

Дети рассматривают картину И.И. Левитана «Золотая осень».

Варианты ответов детей: «Картина вызывает у меня чувство радости (печали; грусти; создаёт весёлое настроение)».

Варианты ответов детей:

«Радостно от солнечного дня, грустно от того, что пролетело лето».

«Весело, потому что весело на ветру шелестят листочками берёзки. Печально, потому что в реке купаться нельзя, холодно. Осень».

Трансляция картины И.И. Левитана «Золотая осень» на экране мультимедиа.

Приложение 3.

Сначала педагог опрашивает активных детей с большим словарным запасом, затем побуждает к ответам застенчивых ребят.

– Как бы вы назвали эту картину?

Ответы детей.

– Свою картину Исаак Ильич Левитан назвал «Золотая осень».

Какие приметы осени изобразил художник на этой картине?

Ответы детей.

– Какие изобразительные средства выбрал художник для выполнения своего замысла? Это живопись, так как главное в ней цвет.

– Какие цвета использовал художник, чтобы показать, что осень золотая?

Ответы детей.

– С чемможно сравнить листья, берёзу?

Ответы детей.

Обобщение ответов детей педагогом:

– Верно. Осенние листья похожи на монетки, о них так и говорят «листья, как золотые монетки». Повторите, пожалуйста.

– Как вы думаете, какой был день?

Ответы детей.

– Расскажите о небе и реке.

Ответы детей.

Обобщение ответов детей педагогом.

– Я согласна с вами, ребята. Небо и река изображена художником яркими, но холодными оттенками синей, голубой и белой красок. Солнце осенью светит, но не греет. Хотя день солнечный, чувствуется прохлада. Кусты и трава отражаются в зеркальной воде.

Варианты ответов детей:

«Осень». «Золотая осень». «Осенний день».

Варианты ответов детей:«Листья пожелтели».«Трава высохла».«ВетреноНа полях зеленеет озимь». «От воды и неба веет холодом».

Варианты ответов детей: «Золотисто-жёлтый, багровый для листвы, тусклый, зелёный для травы, сине-голубой для неба и воды».

Варианты ответов детей: «Горят на солнце, как золото. Листья, как солнечные лучики развеваются на ветру».

Варианты ответов детей: «День солнечный, тени падают под деревьями». «Небо голубое с лёгкими белыми облаками. Светит солнышко».

Варианты ответов детей: «Речка небольшая, но глубокая, потому что вода на переднем плане тёмно-синяя, а вдали она светлеет». «Глядя на реку, ощущаешь холодок». «Осенью вода в реках прохладная и купаться уже нельзя. В воде, как в зеркале отражаются кусты и трава, растущие на берегу».

«Небо тоже холодного голубого цвета». «Белые лёгкие облака уплывают вдаль».

Показ фрагментов картины

Слушание пьесы П.И. Чайковского «Осенняя песнь», беседа по её содержанию 4 минуты;

3. Беседа по пьесе П.И. Чайковского “Осенняя песн ь»

Музыкальный руководитель: Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие писатели, поэты, художники и музыканты. В ней видели и неповторимые красоты русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветием. Но были и другие моменты осени – это скучный пейзаж, осеннее увядание природы и грусть по уходящему лету.

Природу рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников – краски, у поэтов – слово, у композитора – только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать природу. Так же, как это делает в своей музыке и этот композитор. Вы его узнали? Верно. Это Пётр Ильич Чайковский.

Чайковский очень любил осень. Он много времени проводил в прогулках, наблюдая, как меняются краски природы, дышал запахом влажной земли. Он гулял даже в дождливую погоду, находя и в дожде красоту. Свои осенние впечатления Чайковский отразил в музыке, которая так и называется “Осенняя песнь”.

Показ фрагментов картины по мультимедиа в более крупном масштабе.

Приложение 3.

Вопрос адресуется застенчивым, малоактивным детям, так как дети знакомы с произведением П.И. Чайковского «Охота», которую слушали в сентябре, они узнают портрет композитора.

Послушайте, пожалуйста, это произведение и скажите, какие чувства передаёт композитор в это произведении? Какое настроение навеивает нам эта музыка? Выделите смену настроения и частей в произведении цветовыми карточками, графическим рисунком или с помощью пиктограммам (по выбору детей).

– Как ни замечательно лето, как ни мечтаем мы, чтобы оно продолжалось подольше, но каждому времени года свой черед. И вот уже пожелтели листья и трава, небо затягивается серыми тучами, моросит тоскливый мелкий дождь. Даже не хочется выходить на улицу, а только смотреть из окна, как налетает холодный ветер, обрывает сухие листочки, которые кружатся в медленном танце, опускаясь на землю, устилая ее золотым покрывалом.

Варианты ответов детей: «Музыка грустная, печальная, нежная, лёгкая». «Композитор передал в пьесе «Осенняя песнь» чувство печали по прошедшему лету».

Вопрос адресуется детям с высоким уровнем развития музыкальности, так как пьеса прослушивается впервые.

Обобщающий рассказ педагога может быть построен иначе, с учётом ответов детей.

Мне вспоминаются строки стихотворения русского поэта и писателя:

Осень! Осыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтевшие по ветру летят. (Алексей Константинович Толстой)

Октябрь - это уже настоящая осень. Не ранняя, пышно убранная и нарядная, а другая – невидная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, словом та Золушка, которую зовут у нас в России поздней осенью.

Октябрь, “Осенняя песнь” – это песня увядания природы. В мелодии преобладают грустные интонации – вздохи. В средней части возникает оживление, воодушевление, словно осень хочет побаловать нас последними яркими, разноцветными деньками перед белоснежной зимой, но третья часть, повторяющая первую, вновь возвращает к печальным “вздохам”. В ней пейзаж и настроение человека сливаются.

“Каждый день отправляюсь на далекую прогулку, отыскиваю где-нибудь уютный уголок в лесу и бесконечно наслаждаюсь осенним воздухом, пропитанным запахом опавшей листвы, тишиной и прелестью осеннего ландшафта с его характеристическим колоритом”, – писал композитор П.И. Чайковский.

Ответы детей:

«Алексей Толстой»

Вопрос адресуется застенчивым, малоактивным детям, так как дети знакомы с произведением А. Толстого «Осень!»

Ритмопластика «Берёзки», аранжировка пьесы по подгруппам с использованием планшет mimio 5 минут;

4. Ритмопластика «Берёзки», аранжировка пьесы, арттерапия, звукоимитация; создание цветовых композиций к произведению, графическое изображение музыки по подгруппам.

– Послушайте отрывок из «Осенней песни» и в движениях передайте настроение музыки

– «Унылая пора, очей очарованье», – писал об осени А.С. Пушкин. Это время года особенно любил поэт. Он посвятил ему много прекрасных стихов.

Дети выполняют ритмопластику «Берёзки», аранжировка у пьесы, проводится арттерапия, звукоимитация; создание цветовых композиций к произведению, графическое изображение музыки по подгруппам (планшет mimio)

чтение детьми стихов об осени 3 минуты;

5. Чтение детьми стихов об осени

– Ребята, готовясь к осеннему развлечению, вы разучили много стихов об осенней поре. Прочтите их, пожалуйста, пусть ваши друзья помогут инсценировать эти стихи. Возьмите необходимые костюмы, атрибуты для инсценировки.

Инсценирование детьми стихов об осени, разученных к осеннему развлечению.

исполнение песенно-танцевальной композиции «Осень» Романа Гуцалюка 2 минуты;

6. Танцевальная импровизация.

Исполним песенно-танцевальную композицию «Осень» Романа Гуцалюка

Психолог: (На осеннем пейзаже появляется маленький ёжик)

– Ребята смотрите, к нам пожаловал лесной гость. Я знаю забавную песенку про маленького ёжика. Хотите послушать? Вам понравилась песенка? О ком поётся в песне? Какое настроение у этого произведения? Я предлагаю её оркестровать, но прежде нужно прохлопать ритмический рисунок песенки. А поможет нам сам маленький ёжик. Посмотрите на экран. Кто догадался, как мы будем действовать? Возьмите инструменты, сыграем в оркестр

Психолог: А сейчас мы будем художниками и нарисуем свои впечатления о золотой осени. Рисовать мы будем по мокрой бумаге акварельными красками. Отражение деревьев и кустов в реке мы отобразим путём сгибания листа пополам.

Исполнение песенно-танцевальной композиции «Осень» Романа Гуцалюка.

Дети самостоятельно выбирают для себя вид деятельности.

Педагог активизирует деятельность застенчивых неразговорчивых детей.

Рисование в технике «по мокрому» (с отражением) осеннего пейзажа 8 минут.

7. Творческая работа. Рисование под пьесу П.И. Чайковского «Осенняя песнь».

Выставка детских рисунков.

– Посмотрите, какие замечательные рисунки у нас получились! Давайте объединим их в единый пейзаж.

Какие приметы осени вы, ребята, изобразили в своих работах?

Рисование под пьесу П.И. Чайковского «Осенняя песнь».

Ответы детей:

«Птицы улетают в тёплые края». «Листья пожелтели. Листопад».

Рисование в технике «по мокрому» (с отражениием) осеннего пейзажа

Выставка детских рисунков.

Педагог побуждает к ответам детей со средним и низким уровнем речевого развития, так как в начале занятия на подобные вопросы отвечали дети с высоким уровнем речевого развития.

Заключительная часть, интеграция социально-коммуникативного, речевого, художественно-эстетического развития, 3 минуты

Музыкальный руководитель: – Ребята, сегодня мы с вами говорили о том, как передали в своём творчестве образ осени композитор Петр Ильич Чайковский, художник Исаак Ильич Левитан, поэт Иван Алексеевич Бунин.

Каждый из этих талантливых людей по-своему передал образ осени. И всё же, есть в них что-то общее.

Может быть, кто-то заметил и ответит мне, что же объединяет эти произведения?

Мне очень понравились ваши ответы. У каждого из вас есть своё мнение, и каждый из вас по-своему прав.

Я тоже так считаю. В этих произведениях создаётся впечатление уходящего лета, прощание с яркой осенней порой. От всех произведений веет светлой грустью.

Мы ещё раз убедились в том, что музыка может сочетаться со стихами, стихи с картинами, увидели, как во всех этих произведениях искусства передан образ осени.

Что нового для себя вы открыли на этом занятии?

Я уверена, что вас не оставит равнодушным, то, что вы увидели и услышали сегодня, что зарождающаяся любовь к прекрасному останется с вами навсегда

Варианты ответов детей:

«Все эти произведения искусства об осени. Осень – очень красивая и яркая пора. У этого времени много красок».

«На смену лета пришла золотая осень, вслед за ней придёт морозная белоснежная зима. Но не надо печалиться. Всё в природе повторяется. И каждое время года по-своему прекрасно».

«К музыке можно подобрать картину или стихотворение с похожим содержанием.

И, наоборот: к картине можно подобрать стихотворение»

Выводы сначала предлагается сделать детям с высоким уровнем развития музыкальности и речевого развития.

Рефлексия

Педагог побуждает детей выражать именно своё мнение

Образы природы в искусстве

Кто сказал, что пишут красками?
Пользуются красками, а пишут чувствами.

(Жан Батист Симеон Шарден)

Общение с природой - большое счастье и жизненная потребность для любого человека. Природа привлекает художников, поэтов, музыкантов своей чарующей неповторимостью.

Каждое время года по-своему прекрасно, но эту красоту необходимо увидеть, почувствовать.

У вечности прекрасный календарь,
Оформленный и в злато, и в янтарь.
На нём снега и сонные долины,
И тихий вечер с песней соловьиной,
Цветущих вишен радостный полон
И пары, позабывшие про сон.

Колосьев спелых гордые поклоны,
И горсть зерна в мозолистых ладонях.
Краса лугов и леса изобилье
Иль ветки плеть, опущенной в бессильи.
С надеждою, что вновь всё повторится…
Листает время вечные страницы…

(Ю. Касилов)

Попытайтесь взглянуть на волшебный мир природы глазами художника, поэта, музыканта. Откройте своё сердце для восприятия красоты и гармонии красок, слов, звуков!

Пейзаж по праву считается самым лиричным жанром живописи.

В Китае жанр пейзажа начал развиваться раньше, чем где бы то ни было. И это неслучайно, ведь, согласно верованиям китайцев, любование природой - один из путей познания божественной истины.

Уже в первые века нашей эры в Китае изображениями видов природы украшали стены не только жилищ, но и культовых сооружений. Как ни удивительно, но пейзаж был одной из разновидностей религиозной живописи.

Интересно, что в европейской живописи пейзаж выделился в самостоятельный жанр и приобрёл популярность во время активного развития промышленности, когда всё больше людей переселялись в города. Оторвавшись от родной природы, они тосковали по её животворящей силе и красоте.

Пейзажная живопись отражает чувства, настроения и передаёт их особенно тонко, со всеми оттенками и переходами. Этим пейзажный жанр напоминает лирическую поэзию. Поэтические образы природы воплощены и в музыке.

Слушание (1 – 11 слайды): Бетховен. Пасторальная симфония (фрагмент).

Иван Иванович Шишкин на своей картине «Зима» изобразил могущественные, величественные деревья в роскошном белоснежном убранстве.

В своих многочисленных пейзажах художник органично соединил большое с малым, могущественное с нежно-хрупким - то, что он сам часто замечал в природе родного края. Он тонко чувствовал красоту природы, любил её и воспевал в своём творчестве.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна…
Заметает пурга белый пух.
Хочет в мягких снегах потонуть.
Ветер резвый уснул на пути;
Ни проехать в лесу, ни пройти…

(С. Есенин)

Белоснежной красавицей изобразил зиму Константин Фёдорович Юон.

Главный мотив картины - белый, пушистый снег. Снег! Какая это радость для детей! Снег - это весёлые развлечения, катание на лыжах, санках, коньках…

Зима негаданно-нежданно
Пришла на чёрные поля,
Ещё вчера была туманна
Дождём умытая земля.

(Е. Благинина)

Деревья жалобно скрипели,
Ручьи холодные текли…
И вдруг метели налетели
И столько снега намели!

К. Ф. Юон написал свою картину в сдержанной, почти ахроматической цветовой гамме… Он отдал предпочтение белому, светло-серому, нежно-жемчужному цветам. Такое живописное решение позволило художнику воссоздать в пейзаже мотивы зимнего снегопада.

Слушание (12 – 18 слайды): Вивальди. «Зима» из цикла «Времена года».

Иное впечатление вызывает картина К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». Кажется, что вся она будто пронизана солнцем, отчего снег сверкает ярким бело-розовым светом. Богатством цветовых сочетаний, яркостью красок картина приближается к живописи импрессионистов. Воздух в пейзаже насыщен голубизной, более всего заметной на фоне тёмных предметов: строений, леса. Тени - тоже синие. Это небо их окрасило. Ещё лежит снег, но он не скрипучий, январский, а влажный, рыхлый. Снег тает, осыпается с крыш на землю. Радуется теплу домашняя птица: петушок, курочки.

Исаак Ильич Левитан - выдающийся мастер лирического пейзажа. В своей живописи художник создал обобщённые образы природы родного края. Его пейзажи всегда наполнены поэзией.

Картина «Март» - одно из жизнеутверждающих произведений художника. В этом произведении И. Левитан трогательно показывает пробуждение земли, обновляющие её весенние силы.

Великий русский композитор П. И. Чайковский создал галерею образов природы, объединив их в цикле под названием «Времена года».

Слушание (19 – 20 слайды): Чайковский. «Март» из цикла «Времена года»

(А. Блок)

Картину Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели» называют шедевром пейзажной живописи. Это - лирический образ национальной природы. Кисть художника воссоздала красоту родного края. Неспешно пробуждается от зимнего сна природа к новой жизни. Тает снег. Вода собирается в лужах, насыщая свежестью воздух, деревянные заборы, каменные стены церкви и колокольни, кору молодых берёзок. Суетятся, хлопочут птицы, строя гнёзда.

Слушание (21 - 22 слайды): Чайковский. «Апрель» из цикла «Времена года».

«В начале весны» - одно из известнейших пейзажных произведений Василия Николаевича Бакшеева. Художник создал обновлённый образ природы, захватывающий зрителя своей могущественной красотой.

«Голубая весна». Тонкий рисунок, светлый колорит картины ставят её в один ряд с лучшими произведениями мастеров пейзажного жанра.

Густой массой возвышаются светлые стволы берёз. Небо уже по-весеннему голубое, воздух - прозрачный и тёплый. Стройная направленность берёз вверх подчёркивает природную устремлённость деревьев к солнцу. Кажется, что слышны нежное дыхание ветра, звон весеннего ручейка, пение птиц.

Спасибо, кудесник-апрель!
Спасибо за звоны капели,
За пенье вернувшихся птиц.
Глаза у людей потеплели,
Всё больше приветливых лиц.
В сердцах и мечты, и желанья
Решительно гонят тревоги.
Зиме говорят: «До свиданья!
Нас ждут и дела, и дороги!»

(Ю. Касилов)

Как художник-пейзажист, мастер бытового жанра Василий Дмитриевич Поленов состоялся во время пребывания в Париже, где сошёлся с кружком А. П. Боголюбова, сплотившим талантливую творческую молодёжь. Большое влияние на творчество В. Поленова оказало и знакомство с кружком И. С. Тургенева.

В «Московском дворике» пейзаж и бытовые мотивы будто бы дополняют друг друга. Картина В. Поленова поражает своей жизнерадостностью, свежестью красок, мастерской техникой выполнения. В пейзаже исчезают серые и коричневые краски. Кажется, что цвет впитывает в себя голубизну неба, изменяясь под непосредственным влиянием окружающих красок.

Художники и поэты своим творчеством призывают нас взглянуть на обычные явления и вещи по-новому. Музыка помогает прислушаться к самому себе, почувствовать радости и печали.

Слушание (23 – 25 слайды): Вивальди. «Весна» из цикла «Времена года».

Золотая осень! Живописная осенняя пора!

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

(Ф. Тютчев)

Неповторимой красоте осенней природы посвящена картина И. Левитана «Золотая осень». Сюжет картины будто перекликается с пушкинскими строками:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса…

Широким, свободным мазком передаёт И. Левитан прозрачную голубизну осеннего неба, холодную синь реки, золото листвы.

Смотришь на картину - и ощущаешь последнюю ласку осеннего солнца, тишину и тепло короткого дня, аромат пожелтевшей травы, прохладу, что веет от реки. В голубом небе - лёгкие облачка, вдали зеленеют озимые. На переднем плане - стройные нежные берёзки. Кажется, что они тоже любуются красотой осеннего дня. Мотив, изображённый художником на этой картине, можно назвать «праздничным днём осени». Но как быстро окончится этот праздник!

Никакое время года так не навевает грусть, как осень. Эта грусть звучит и в осенних пейзажах, созданных поэтом А. С. Пушкиным и композитором П. И. Чайковским.

Слушание (26 – 28 слайды): Рахманинов. Прелюдия № 12 соль-диез минор.

Октябрь уж наступил... Уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей.
Дохнул осенний хлад. Дорога промерзает.
Журча бежит на мельницу ручей,
Но пруд уже застыл...

В картине «Ранний снег» В. Поленов воссоздал эту печальную пору. По настроению пейзаж художника приближается к тургеневской лирике.

Поздняя осень… Ещё немного - и в природе по-настоящему воцарится белоснежная красавица-зима... Её приближение слышно в стихах С. Есенина, поэта, умевшего понимать язык берёз и камней, земли и неба:

Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.

Слушание (29 – 31 слайды): Чайковский. «Октябрь» из цикла «Времена года».

Для того чтобы понять состояние природы, изменяющееся в зависимости от сезона, времени суток, погоды, художнику необходимо воссоздать присущие определённому состоянию тональные и цветовые особенности. Различные живописные средства подчёркивают общее настроение произведения, усиливая его эмоциональное влияние на зрителя. Мастер может сосредоточиться на игре красок или заботиться о мастерстве форм, тщательно выписать передний план, а детали изобразить обобщённо, привлекая внимание зрителя к далёкому горизонту.

Картина А. Рылова «В голубом просторе» дышит оптимизмом, наполняя нас светлой верой в будущее.

Солнце, свежий воздух, весёлые облачка над синим морем, а в небо, стремительно взмахивая крыльями, летят красавцы-лебеди вдогонку за ветром, наполняющим белые паруса корабля. Получая от восприятия картины богатые впечатления, мы сами наполняемся переживаниями, воспоминаниями, ожиданием грядущего.

Слушание (33 – 34 слайды): Рубинштейн. Романс.

По материалам лекции-концерта «Образы природы в искусстве» Т. А. Агеенко, И. Р. Колчановой.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бетховен. Пасторальная симфония (фрагмент), mp3;
Вивальди. «Весна» из цикла «Времена года», mp3;
Вивальди. «Зима» из цикла «Времена года», mp3;
Рахманинов. Прелюдия № 12 соль-диез минор, mp3;
Рубинштейн. Романс, mp3;
Чайковский. «Апрель» из цикла «Времена года», mp3;
Чайковский. «Март» из цикла «Времена года», mp3;
Чайковский. «Октябрь» из цикла «Времена года», mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Тема урока : Осень в произведениях искусства.

Цель урока : Формирование нравственно- эстетических и эмоциональных переживаний учащихся

на основе восприятия родной природы

Задачи урока : 1.Пробудить интерес к красоте окружающего мира, к её постижения.

2.Показать многогранность образного решения одной темы различными видами

искусства.

3.Способствовать развитию художественно-творческих способностей учащихся:

эстетического отношения к миру, художественного воображения.

Вид урока : Комплексный.

Тип урока : Углубление в тему.

Иллюстративно - наглядный материал : Репродукции картин И.И.Левитана «Золотая осень», «Осенний день. Сокольники».

Музыкальный материал : П.И.Чайковский «Осенняя песнь».

Ход урока : Учащиеся входят в класс под музыку А.Самсонова «Дыхание осени».

Учитель : Ребята, а кто из вас обратил внимание на музыку которая, которая звучала в тот момент,

когда вы входили в класс? Прослушайте её ещё раз и скажите мне: какая это была по

настроению и подумайте, к какому времени года её можно отнести?

Ученики : Необычная, грустная, задумчивая, немного таинственная. В начале как будто капельки

капают. Скорее всего — это осень.

Учитель : Да, ребята. Сегодня мы с вами поговорим об осени. Я попрошу вас всех закрыть глаза и

представить себя в осеннем лесу.А теперь скажите, каким вы представили себе осенний

Ученики : Тихим, солнечным, дождливым, холодным, мрачным, разноцветным.

Учитель : А кто из вас любит осень? Почему она вам нравится?

Ученики : Осенью все деревья становятся разноцветными, красивыми и яркими.

Учитель : Ребята, а чем отличается ранняя осень от поздней?

Ученики : Ранняя осень – тёплая, красивая. Поздняя осень – дождливая, мрачная, холодная.

Учитель : А вы знаете ребята, что многие писатели, поэты, художники любили осень. В своих

произведениях посвящённых осени, они передавали свои чувства. Ведь у каждого из них

осень описывается по — разному. И это наверное связано с тем, что каждый человек, будь

то писатель, поэт или художник испытывает своё особое настроение, когда приходит

осень. И она ему нравилась всякая: холодная, дождливая или наоборот, тёплая,

солнечная, когда листья на деревьях приобретают различные оттенки цветов, будто

художник расписывал отдельно каждый из них. Осени А.С.Пушкин посвятил много своих

стихотворений. Сейчас вы услышите одно из них (звучит отрывок из стихотворения

А.С.Пушкина «Осень»)

Унылая пора, Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золотом одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

Учитель: А теперь давайте посмотрим, как изображают осень художники. Обратите внимание на

картины И.И.Левитана. (демонстрация репродукции картин И.И.Левитана «Осенний

день. Сокольники», « Золотая осень).

Посмотрите на эту роботу («Золотая осень»). Какое время года изобразил художники, по

каким приметам вы это определили?

Ученики : Жёлтый лес, тёмная вода, пожелтевшая трава, серое небо.

Учитель : Как вы думаете, глядя на эту картину, можно сказать, что художник любил осень?

Ученики : Да. Яркие сочные краски, радостный общий настрой.

Учитель : А теперь обратите внимание на следующую работу И.И.Левитана

«Осенний день. Сокольники». Какую осень изобразил здесь художник? Можно ли

Сказать, что изображена поздняя осень?

Ученики : Нет. Ещё жёлтые клёны, листья на дорожке.

Учитель : Ребята, а представьте себе, если бы краски умели говорить, то как заявили они о себе в

каждой из этих картин?

Ученики : Они бы плакали, смеялись, радовались, кричали, пели, говорили шёпотом, говорили

нежно, ласково восторженно и т.д.

Учитель : Ребята, а теперь скажите, как бы вы назвали эти работы? (ответы учеников).

Хорошо, а сейчас вы прослушайте произведение русского композитора П.И.Чайковского

«Осенняя пора».

Как вы считаете, ребята, какие чувства хотел нам передать композитор? Каково

настроение этого произведения? Если бы изобразили это настроение красками, какие

цвета бы вы выбрали? Какими средствами музыкальной выразительности композитор

передал эту цветовую гамму? (обсудить сопоставление мажора и минора, связать с

лучами солнца, прорывающимися через осенние тучи, обсудить особенности ритма

(мерный, тяжёлый), направление интонации (поникшие, секундовые, нисходящие

ходы)). А как бы вы назвали это произведение? (ответы учеников).

Учитель: П.И.Чайковский назвал своё произведение «Осенняя песнь». Ребята, а если пойти в лес,

какие звуки можно там услышать?

Ученики: Шелест падающих листьев, шум дождя и т.д.

Учитель: Хорошо, а давайте сейчас представим, что мы в осеннем лесу…

(Игра «Звуки леса». Между детьми распределяются роли различных явлений погоды).

Капли дождя: редкие (металлофон).

Ветер, переносящие сухие листья (бубен).

Падающие листья (шелест бумаги).

Частый дождь (тихий стук пальцев по столу).

Молния, звук грома (хлопок ладоней над головой).

Пение кукушки.

А теперь, я буду руководить вами, дирижировать, а вы в своё время издавайте свой звук

и у нас получится в целом звучание лесного оркестра в осенний день.

Учитель : Хорошо, молодцы, а сейчас мы с вами послушаем одну песенку, в которой композитор

тоже при помощи определённых музыкальных средств изобразил природные явления, а

какие вы скажите сами (звучит на фортепиано песня Д.Кольцова «Дождик»).

Какое явление природы изобразил композитор? Какими средствами он добился

звукового эффекта?

Ученики : Отрывистое звучание мелких длительностей с постепенным увеличением темпа.

Учитель : Как вы думаете, в какое время года шёл дождь и почему?

Ученики : Осенью. Интонации грустные (минор), мрачный конец песни.

Учитель : Да, верно. Теперь мы разучим с вами песню « Чудная пора осень» Ю.Вержника.

Учитель : Ребята, сегодня мы с вами говорили об осени, об изображении этого времени года в

литературе, музыке, живописи. Какой может быть осень. Теперь, когда вы будете идти

по аллее в осенний день, посмотрите вокруг и подумайте, какими словами, звуками и

красками можно изобразить этот осенний день.

А домашнее задание будет таким: к любому стихотворению об осени, которое вам

нравится, подберите цветовую гамму и музыкальный аккомпанемент. Подумайте о том,

что если бы слова этого стихотворения положить на музыку, то какая должна быть

музыка: темп, ритм, движение мелодии и т.д.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то