Социальная педагогика где работать. Педагог социальный

Специальность «Социальная педагогика».

Квалификация - социальный педагог.

Формы получения образования: дневная (бюджет/платное), заочная (бюджет/платное).

Обучение проводится на русском языке.

Специфика и актуальность.

В современном мире защита прав и законных интересов детей является предметом государственной заботы. Задачи защиты детства являются приоритетными в любом учреждении образования Республики Беларусь. Профессионально их реализует социальный педагог.

Социально-педагогическая деятельность многоаспектна и многонаправленна. В целях защиты прав и интересов детей и молодежи социальный педагог взаимодействует широким кругом лиц, заинтересованных в судьбе несовершеннолетнего. В их числе родители, представители администрации учреждения образования, педагоги-психологи, классные руководители, педагоги-предметники, сотрудники инспекции по делам несовершеннолетних, представители комиссии по делам несовершеннолетних, представителями органов опеки и попечительства и другими лицами. Социальный педагог это не учитель с базовым образованием предметника, а педагог широкого профиля. Он владеет правовыми и психологическими компетенциями, знает основы менеджмента в системе образования, способен не только увидеть проблему ребенка, но и помочь ему найти себя.

Выпускники специальности «социальная и педагогика» могут работать в учреждениях образования, инспекциях по делам несовершеннолетних, органах охраны детства.

Чему Вы научитесь.

Изучаются:

1. Цикл общенаучных и общепрофессиональных дисциплин:

2. Цикл специальных дисциплин:

  • Теория и практика социальной педагогики
  • Социальная политика
  • Методология и методы социально-педагогического исследования
  • Социальное воспитание в учреждениях образования
  • Основы социально-педагогической деятельности
  • Психология социально-педагогической деятельности
  • Технологии социально-педагогической деятельности
  • Теория и практика социально-педагогической работы с семьей
  • Основы профессионального мастерства социального педагога
  • Охрана детства

3. Дисциплины БГПУ:

  • Введение в учебную деятельность студента
  • Педагогика детского коллектива
  • Возрастная физиология и школьная гигиена
  • Методика воспитательной работы в детских оздоровительных учреждениях образования
  • Социально-педагогическая деятельность за рубежом
  • Методика социально-педагогической деятельности
  • Актуальные проблемы социально-педагогической деятельности
  • Психосоциальная работа в деятельности социального педагога
  • Психология общения
  • Психология управления в образовании
  • Статистическая обработка данных социально-педагогических исследований
  • Консультирование в социально-педагогической деятельности
  • Основы педагогической антропологии
  • Правовые основы социально-педагогической деятельности

4. Дисциплины по выбору:

  • Социально-педагогическая профилактика игровой и компьютерной зависимости у детей и молодежи.
  • Социально-педагогическая работа с детьми, находящимися в социально опасном положении.
  • Социально-педагогические основы формирования репродуктивного здоровья обучающихся.
  • Подготовка учащихся к семейной жизни.
  • Арттерапия.
  • Сказкотерапия.
  • Диагностика и коррекция межличностных отношений.
  • Основы коррекционно-развивающей работы.

5. Факультативные дисциплины:

  • Социально-психологический тренинг.
  • Основы медиапедагогики.

Социальные педагоги работают в образовательных учреждениях: дошкольных, общеобразовательных школах, профессионально-технических, средних специальных, высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, детских домах и школах-интернатах, социально-педагогических центрах, службах по охране и защите детства и семьи, центрах профориентации, молодежных организациях, учреждениях системы Министерства труда и социальной защиты, Министерства внутренних дел и многих др.

Большинство людей довольно смутно представляют обязанности социального педагога в школе, но, так или иначе, сталкивались с результатами деятельности этого сотрудника. Обычно считается, что функционал социального педагога ничем не отличается от по любому другому предмету, но это большое заблуждение.

Задачи социального педагога

Социальный педагог - это человек, который обеспечивает коммуникацию между учеником, родителями, администрацией школы и сторонними организациями.

Обязанности социального педагога

  1. Контроль взаимодействия между учащимися, создание здорового климата в коллективе.
  2. Организация полезного досуга школьников, адаптация их в социуме, помощь в эффективном взаимодействии детей и взрослых.
  3. Постоянное учащихся, особенно с «неблагополучными».
  4. Отслеживание процесса общения учащегося с семьей, устранение возможного насилия со стороны родителей.
  5. Анализ коммуникации между школьниками и их педагогами, устранение спорных вопросов.
  6. Защита интересов детей в общественных организациях.

Как видно из вышеизложенного, обязанности социального педагога в школе считаются архиважными, ведь дети - это будущее нашей страны, и помочь ученикам влиться в социум - основная задача такого педагога. Поэтому можно смело сказать, что эта специальность очень важна для любой среды, где обитают дети.

Профилактическая работа социального педагога

В основные обязанности социального педагога в школе входит профилактическая работа:

  • разъяснение учащимся о вреде табакокурения, употребления алкоголя и запрещенных препаратов;
  • пропаганда спортивных кружков и здорового образа жизни;
  • привлечение школьников к общественно-полезной работе.

В большинстве стран мира система образования предусматривает наличие социального педагога, ведь все понимают важность той задачи, которая возложена на такого сотрудника. Обязанности социального педагога в школе в России разительно не отличаются от функционала такого сотрудника в другой стране, ведь фактически ими преследуется одна глобальная цель - воспитать людей с активной гражданской позицией, высоким уровнем нравственных качеств и развитым патриотизмом. А это главная задача любого государства.

Взаимодействие социального работника с учителями и родителями

В обязанности социального педагога в школе входит не только общение с детьми, но и помощь взрослым. Такие люди обычно помогают учителям завоевать уважение среди учащихся, грамотно организовать процесс образования, чтобы заинтересовать учеников в школьном предмете. Такой педагог обязан присутствовать на родительских собраниях, давать рекомендации родителям по поводу воспитания их чад, анализировать степень социальной адаптации самих родителей и осуществлять посильную помощь в коммуникации между родителями и детьми: зачастую родители настолько заняты процессом зарабатывания денег, что совсем забывают о воспитании.

Социальный работник и ФГОС

Любой сотрудник общеобразовательного учреждения в своей деятельности должен руководствоваться Федеральным государственным образовательным стандартом. Обязанности социального педагога в школе по ФГОС включают в себя:

  • сформировать из ребенка полноценную личность вне зависимости от уровня его успеваемости;
  • использовать в своей деятельности новые технологии - быть современным;
  • пробудить в ребенке исследовательский интерес путем внедрения самообразования, ведь знания, полученные самостоятельно, являются наиболее продуктивными;
  • руководствоваться системно-деятельностным подходом к обучению - индивидуальный подход к каждому ученику;
  • раскрывать его особенностей и талантов, изменение процесса обучения - учить ученика учиться;
  • организовывать внеклассные мероприятия.

Требования к личности социального педагога

Такая профессия, как социальный работник, обязывает человека обладать следующими качествами:

  1. умение не просто объяснять, а вызвать интерес к процессу обучения - из учителя превратиться в сопровождающего.
  2. Цельность: способность созидать и взращивать в ребенке самостоятельность и активность в процессе обучения.
  3. Высокая нравственность.
  4. Гибкость: способность к применению инновационных технологий.

Можно сказать, что эта профессия является очень ответственной. В процессе поиска сотрудника обязанности социального педагога в школе для резюме следует указать как можно более полно, чтобы соискатели заранее могли оценить свои способности к этой уникальной профессии.

Особенности педагога в школе-интернате

В последние десятилетия Россия пережила тяжелые времена: экономические кризисы, проблемы на рынке труда, нестабильная внешнеполитическая обстановка - все это очень сильно сказалось на детях. Появляется все больше семей, в которых дети превращаются в социальных сирот, сталкиваются с насилием и жестокостью со стороны родителей. Дети, оставшиеся без родителей, направляются в школы-интернаты и детские дома. Разумеется, в таких учреждениях социальный психолог сталкивается с более глобальными задачами, помимо становления личности ребенка - это защита его интересов и прав (право на жилье, пособия и т. д.) и работа с семьями, готовыми взять на себя ответственность за детей-сирот. В обязанности социального педагога в школе-интернате входит:

  • установление правового статуса маленького гражданина;
  • выяснение информации о местонахождении родителей и прочих родственников ребенка, его жилищных условиях и состоянии здоровья;
  • обеспечение интересов и прав ребенка;
  • определение ребенка в школу-интернат.

В процессе обеспечения конституционных прав ребенка социальный работник взаимодействует с судами, налоговой инспекцией, Сберегательным банком, федеральной миграционной службой и пенсионным фондом.

Психологическая помощь детям-сиротам

Постоянно сталкиваясь с домашним насилием, поступая в школу-интернат, ребенок находится в состоянии сильнейшего стресса, ведь детская психика хрупка и податлива, к тому же то, что переживают такие дети, и для взрослых будет испытанием. А значит, задача социального работника - адаптировать такого ребенка к коллективу в интернате, зажечь в нем желание жить, вернуть веру в людей и тягу к знаниям. Также важно провести профилактику вреда употребления наркотиков и алкоголя, потому что в состоянии стресса ребенок может захотеть уйти от реальности в наркотическую эйфорию, чего случиться категорически не должно. Кроме того, очень важно объяснить ребенку, что он не является ущербным и ущемленным в правах по сравнению с детьми из благополучных семей, просто так сложилась жизнь. В таких тяжелых ситуациях прекрасно действует отвлечение в виде хобби. Это может быть спорт, чтение, вышивка - любое увлечение подойдет, потому что помимо морального удовлетворения происходит дополнительное раскрытие личности и маленькому человеку намного проще будет определиться с тем, кем же он хочет стать в будущем.

Внеклассная деятельность социального работника

Любой социальный работник должен быть прекрасным организатором, потому что в основные обязанности социального педагога в школе входит и организация различных мероприятий, в том числе и праздничных. Организовать тематические праздники, такие как Новый год, День защитников отечества, Международный женский день, обычно труда не составляет. Проблемы возникают с мероприятиями в рамках учебного процесса: они направлены на развитие не только учащихся, но и учителей, и родителей. Например, день самоуправления, вебинары по повышению уровня коммуникативности для учителей и родителей учащихся, семинары по повышению педагогической осведомленности родителей. Как правило, родители учеников слишком заняты, чтобы вести активную школьную жизнь. Задача социального педагога - привлечь к общественной жизни максимальное число родителей.

Итак, рассмотрев основные аспекты деятельности, можно сделать вывод о том, что задачи и обязанности социального педагога в школе носят глобальный характер. Такой человек должен любить свою работу и понимать ту степень ответственности, которая на него возлагается. Дети - это хрупкие существа, личность которых формируется в школьные годы, поэтому задача социального педагога - организовать процесс перехода ребенка во взрослую жизнь максимально комфортно, помочь ему понять свое предназначение, мечты, стремления.

Нужно научить ребенка общаться со сверстниками, педагогами и прочими гражданами, направить его по пути саморазвития, нивелировать возможность употребления вредящих здоровью препаратов. Но самая важная задача социального педагога - объяснить ребенку понятие Родины и повысить уровень патриотизма.

Довольно часто люди спрашивают, кто такой социальный педагог. Это тот вопрос, которые волнует многих молодых родителей и некоторых преподавателей. Ведь вроде бы учитель является таковым везде. Но при чем тут тогда "социальный"? Неужели данный сотрудник имеет какие-то определенные обязанности в школе, отличающие и выделяющие его из массы других преподавателей? Социальный педагог, можно сказать, для многих - вечная и непостижимая загадка. Только сегодня мы попытаемся приоткрыть завесу тайны и разобраться, что здесь к чему. То есть, поближе познакомимся с данной важной работой.

Кто такой

Разумеется, социальный педагог - это преподаватель. Причем преимущественно в школах. Но чем он отличается от обычного учителя? Многие полагают, что ничем. За исключением названия. Только на самом деле это совсем не так. Дело все в том, что социальный педагог в школе - это очень важный сотрудник. Почему?

Да потому что он, по идее, должен лучше разбираться в детском поведении и психологии, что помогает подобному сотруднику лучше организовывать занятия. Плюс ко всему, социальный педагог, по мнению некоторых директоров, должен заниматься мировоззрением и воспитанием учеников. И это правильно. Только вот разных задач у подобного работника очень много. И они, можно сказать, не ограничены. Давайте попытаемся с вами разобраться, в чем заключается работа социального педагога с детьми. Это не так уж и трудно, как может показаться на первый взгляд.

Социализация

Первый момент, который только можно предположить - это социальная помощь ученикам. Можно сказать, что социальный педагог - это в какой-то мере профессия, сочетающая в себе самого обычного учителя и психолога. Только обычно такой работник старается помочь ребятам в процессе социализации. И адаптации к новому месту учебы, если ребенок был переведен по каким-то причинам в другую школу.

Если честно, то деятельность социального педагога очень хорошо просматривается в детских садах и начальной школе. Там малышей обучают общаться со взрослыми, сверстниками, а также учат поведению в обществе. Без этого нельзя представить себе разумного человека.

Тем не менее это не единственная обязанность подобного работника. Их еще очень много. И не стоит путать психолога, учителя и социального педагога. Хотя все эти три профессии, интерпретированные в школе, очень схожи между собой. Особенно относительно некоторых образовательных моментов.

Адаптация

Как уже было сказано, социальный педагог иногда помогает адаптироваться новым ученикам в школе. И как раз адаптация (не только новеньких) - это еще одна обязанность подобного работника. Причем это распространяется и на сотрудников образовательного учреждения.

Также следует упомянуть, что социальный педагог в школе обязан разрабатывать концепции, помогающие поддерживать благоприятную обстановку на рабочем и учебном месте. Только на практике данный момент учитывается крайне редко. Или же воплотить его в жизнь удается далеко не всегда.

Основная проблема создания атмосферы, годной для обучения и работы - это общество. В каждом учебном заведении контактируют разные личности. И если принимать во внимание всех и каждого (как это следует делать), то найти "золотую середину" просто невозможно. Таким образом, создание благоприятной атмосферы в школе, а также помощь в адаптации сотрудникам учреждения, как правило, возлагают на плечи психологов. Или вообще "опускают" их.

Воспитание

Работа социального педагога включает в себя обязанности по воспитанию подрастающего поколения. То есть, вам придется формировать ценности и мировоззрение детей. Обычно данную задачу возлагают на детский садик или начальную школу, где на малышей еще очень легко влиять.

Тем не менее на деле данная тенденция также встречается крайне редко. Ведь зачастую работа социального педагога в школе заключается в "разруливании" споров между детьми и банальным проведением урока по тому или иному предмету. Но иногда таких сотрудников специально назначают классными руководителями - тут уже придется заниматься "воспитанием" школьников, независимо от ваших желаний.

Консультации

Крайне важный момент, который только может встречаться - это оказание и проведение консультаций. Инструкция (должностная) социального педагога включает в себя данный пункт. Причем помогать и консультировать придется по разным вопросам.

Например, давать советы учителям и помогать им правильно организовывать занятия таким образом, чтобы они оказались интересны ученикам. Или же присутствовать на родительских собраниях и вести беседы относительно поведения каждого ученика в целом. Кроме того, иногда придется заменять детского психолога. Особенно если речь идет о социализации и приспосабливании к новому месту учебы. Это не адаптация, а именно установление контакта с преподавателями и сверстниками. В подобной ситуации социальный педагог - это тот, кто должен проконсультировать ученика и дать ему советы по общению. Причем очень важно наблюдать за эмоциональным состоянием школьника в этот момент.

На деле получается обычно так, что социальные педагоги просто ведут занятия и присутствуют на родительских собраниях. Особенно когда у детей наблюдаются проблемы с поведением или оценками. В таких случаях преподаватели действительно готовы дать консультации и рекомендации. В большинстве случаев они оказываются действенными и эффективными.

Организация мероприятий

Если честно, то социальный педагог - это не только преподаватель. Это еще и хороший организатор. То есть, в обязанности такого сотрудника входит проведение и организация разных мероприятий. Например, праздничных.

Именно социальные педагоги должны заниматься поиском подходящего места проведения праздника, а также организовывать то или иное мероприятие. Разработка плана, продвижение идеи - все это обязанность нашего сегодняшнего сотрудника. Обычно с праздниками никаких проблем не возникает - достаточно провести опрос среди учителей, учеников и родителей, а затем подобрать максимально подходящее место.

Основная проблема организации мероприятий возникает тогда, когда они касаются образовательного процесса. То есть, социальный педагог обязан заботиться о проведении разных мероприятий по обучению и совершенствованию педагогов, а также учеников. Как правило, во внеурочное время. Хороший работник должен не только провести и организовать такое занятие, а еще и привлечь к нему "публику".

Трудоустройство

Также есть и еще одно очень специфичное дело, которое касается нашей сегодняшней профессии. Речь идет о помощи при трудоустройстве учеников. Методики социального педагога, как правило, должны помогать ребятам выбирать себе максимально подходящую профессию, а также удобное место для работы и построения карьерной лестницы.

Только вот на практике данную обязанность никто не соблюдает. Неужели сейчас можно представить себе ученика, который обратиться за помощью при трудоустройстве к социальному педагогу? Конечно же, нет. Таким образом, обычно поиск работы для школьника - это сугубо индивидуальная задача родителей и их детей, которая никоим образом не относится к социальным педагогам.

Но тут есть одно маленькое но. Зачастую такие сотрудники проводят специальные тесты на профориентацию. Результаты, в свою очередь, становятся очень хорошими помощниками и советчиками юным школьникам, служащими для выбора места работы. Можно сказать, современный социальный педагог в школе оказывает косвенную помощь ребятам в вопросе выбора профессии и поиска работы.

Анализ поведения

Социальный педагог - это не только учитель, совмещающий в себе навыки организатора и консультанта. Это еще и хороший аналитик. Он, как правило, должен следить за учениками и анализировать их поведение. В случае возникновения проблем - докладывать классному руководителю и родителям. И, разумеется, давать советы по устранению проблемы.

Данная обязанность на практике реализуется крайне редко. Ведь зачастую об отклонениях в поведении докладывают самые обычные учителя, которые проводят уроки в классах. Тем не менее профессиональный социальный педагог должен уметь вовремя начать "бить тревогу", а также правильно делать заключения относительно поведения ребенка. Очень хорошо в этом вопросе помогает психология.

Нужно ли

Вот мы и изучили с вами профессию социального педагога. Как видите, деятельность его крайне разнообразна, а ответственность - огромна. Поэтому приходится думать, стоит ли устраиваться на данную должность.

Однозначного ответа тут нет. Если у вас "душа лежит" к обучению детей и их воспитанию, то можете попробовать. Только будьте готовы к напряженному рабочему графику, а также нервной работе и маленькой зарплате. Как правило, социальные педагоги встречаются среди пожилых людей.

Молодые сотрудники не особо радуются данному месту работы. Можно сказать, со временем она начинает устаревать и теряет свою актуальность. В частности, из-за отсутствия профессиональных кадров. Оно и понятно - никто не станет специально учиться в вузе, чтобы потом зарабатывать копейки.




Социальный педагог повсюду представляет и защищает интересы детей, подростков, в своей работе руководствуется только законом и международными правовыми актами. Он взаимодействует с органами полиции, в частности, с подразделениями по делам несовершеннолетних, с судами, органами опеки, с психологами и педагогами. Специалист этого профиля работает с трудными подростками, консультирует родителей, организовывает мероприятия по их воспитанию.


О роли школы в организации процесса семейного воспитания детей писал А.С.Макаренко: "Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа, как представительница государственного воспитания". С этих позиций и определяются основные задачи, методы и функции работы социальных педагогов.


Основными функциями, от которых зависит, чем занимается социальный педагог, являются: создание здорового климата в школьном коллективе, особенно внутри классов; помощь в организации внеучебного времени школьников, включение их в социально полезную деятельность, организация, различных видов сотрудничества взрослых и детей; осуществление постоянной связи с семьями учащихся, особенно из «группы риска»; защита прав ребенка, в том числе от родительской жестокости;


Основные функции социального педагога: формирование гуманных отношений между учителями и детьми; оказание профессиональной помощи детям и их семьям по разрешению конфликтных и социально сложных ситуаций; представление и защита интересов детей и их семей в различных государственных службах и общественных организациях; организация профилактики употребления психоактивных веществ (ПАВ).


Для того чтобы выполнять свою работу, социальный педагог имеет право: быть представителем и защитником интересов детей в службах муниципальных органов и в органах власти (в суде, полиции); собирать информацию о семье, делать социологические опросы и диагностику; отправлять официальные запросы в общественные организации и государственные учреждения, связанные с официальной деятельностью социального педагога; вести работу по изучению опыта семейного воспитания: посещать на дому для выявления жилищных условий и их санитарного состояния, контролировать посещение, опрашивать соседей.


Формы и методы работы с родителями: Консультации для родителей по определенному графику. Приглашение родителей и учащихся (по необходимости) на индивидуальные беседы с юристом, педагогом, психологом. Работа по профилактике отрицательных привычек: курение, токсикомания, наркомания. Психолого-педагогические консультации на различные темы. Педагогические поручения, например, организация труда в семье, семейного праздника, режима дня ребенка, семейного чтения или написание письма своему ребенку и т.д. Педагогические практикумы с родителями и т.д.


Уважаемые родители! Для организации более эффективной помощи и с целью только правдивого представления о социуме наших учащихся, которым мы способны оказать всестороннюю помощь и поддержку в случае необходимости, нужно иметь более полное представление о семье каждого учащегося нашей школы. Поэтомуобращаемся к Вам с просьбой ответить на все вопросы более искренне и точно. Сведения о ребёнке: Фамилия__________________________________________Имя________________________________Отчество________________________________________ Дата рождения___________________________ Национальность_____________________________________________________________________________ Место фактического проживания_________________________________________ Место регистрации (прописка)____________________________________ Состояние здоровья (нарушения зрения, слуха, малый вес, задержка развития, сотрясения мозга)___________________________________________________________ Занятость прошедшим летом (шк. площадка, загородный лагерь, другой город, сельская местность, заграница, работа)__________________________________________ С кем проживает ребенок (прописать полностью)______________________________________________________________________________________________ Сведения о семье учащегося: Социальный статус семьи: полная, неполная, многодетная, одинокая мать/отец, малообеспеченная, опекунская (подчеркнуть нужное). Если неполная, то по какой причине: развод, отдельное проживание второго родителя, смерть одного из родителей (подчеркнуть нужное). Состоит ли семья на учёте в центре защиты (оформлены или нет детское пособие, пенсии на ребенка и т.д.)________________________________________ Сведения о законных представителях (родители, отчимы, мачехи): Мать Отец Ф.И.О. (полностью) Место работы, должность Рабочий телефон Сотовый телефон Адрес проживания, прописки Образование (нужное подчеркнуть) Высшее, средне-специальное, среднее, начальное Возраст (нужное подчеркнуть) До 24, 25-30, 30-35, 35-40, 40-45, 45-50, 50-55, Национальность Примечание: - если родители в разводе, просьба указать родителя - если ребенка воспитывает отчим (мачеха), просьба подчеркнуть нужное в таблице и указать данные. Опекун (попечитель): Ф.И.О. _____________________________________________________________________________________________________________ Место работы, должность_________________________________________________________________________________________________________________ Образование: Высшее, средне-специальное, среднее, начальное Возраст: До 24, 25-30, 30-35, 35-40, 40-45, 45-50, 50-55, Адрес проживания, прописки____________________________________________________________________________________________________________ Номер телефона (все)___________________________________________________________________________________________________________________

Социальный педагог - специалист, организующий воспитательную работу с детьми, молодежью и взрослыми людьми в различных социокультурных средах (семья, учебное заведение, дошкольное учреждение, детский дом, приют, трудовой коллектив, учреждение дополнительного образования и др.)(3).

В задачи практической деятельности социального педагога входит очень широкая сфера деятельности от непосредственной работы с ребенком, имеющим проблемы с социализацией в окружающем обществе до всех социальных организаций и социальных институтов, участвующих в социальном воспитании подрастающего поколения.

Социальный педагог работает с людьми от детского до пожилого возраста независимо от их социального положения, происхождения, религиозных убеждений, этнической принадлежности.

В зависимости от профиля местом работы социального педагога могут быть:

    социально-педагогические службы образовательных учреждений в (дошкольных общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, общеобразовательных школ, специальных коррекционных образовательных учреждениях, лицеях, гимназиях, школах - интернатов, детских домах, средних специальных учебных заведений, вузов);

    социальные службы специализированных учреждений (центров реабилитации, социальных приютов);

    службы муниципальных органов (органы опеки и попечения, центров социальной психолого-педагогической помощи, отделов по социальной защите населения, отделений социальной помощи семье и детям).

    Профессия социального педагога имеет ряд специализаций. Специализация может определяться, типом и видом учреждения в котором осуществляет свою деятельность социальный педагог, потребностями конкретного социума (города, района, села).

По профилю деятельности социального педагога различают следующие специализации:

    социальный педагог по работе с семьей;

    социальный педагог - руководитель детских объединений и организаций;

    социальный педагог - организатор культурно-досуговой деятельности и др.

В настоящее время различают только одну специализацию «социальный педагог по работе с семьей».

По другим данным основанием для определения специализации может служить определенная категория людей, на работу, с которой сориентирован социальный педагог. В соответствии с этим существуют следующие специализации:

    социальный педагог по работе с подростками-девиантами;

    социальный педагог по работе с инвалидами;

    социальный педагог по работе с сиротами;

    социальный педагог по работе с беженцами;

    социальный педагог - геронтолог и др.

В реальной практике социальный педагог не работает ни с беженцами, ни с безработными и с пожилыми людьми. Этими категориями занимается специалист по социальной работе.

Специализация может быть связана также с местом работы. В зависимости от этого определяют специализации: школьный социальный педагог; социальный педагог учреждения дополнительного образования; социальный педагог в детском доме и т. д. Данный подход наиболее характерен для современной ситуации.

Рассматривая деятельность социального педагога, в первую очередь, стоит обратить внимание на то, что в настоящее время происходит существенное недопонимание отличия функционала социального педагога от специалиста по социальной работе и социального работника.

Социальный работник (специалист по социальной работе) – специалист, выполняющий социальную работу как профессионал, (…) применяющий свои знаний и умения для социального обслуживания инвалидов, семей, групп, общин, организаций и социума в целом .

Социальный педагог – специалист по организации социального воспитания для наиболее планомерного и целенаправленного прохождения процесса социализации.

Области деятельности социального педагога и социального работника пересекаются, так как помощь обоих специалистов направлена на человека, как члена общества. Но, важно обратить внимание, что на первое место в работе социального педагога выходит психолого-педагогический компонент деятельности, а основным методом решения проблем взаимодействия и взаимоотношений в системе «социиум-человек» является социальное воспитание .

Социальный педагог – специалист по организации социального воспитания ребенка и создания условий для наиболее планомерного и целенаправленного прохождения процесса социализации. В идеале социальный педагог способствует формированию гуманных отношения в микросоциуме (семья, воспитательная организация, трудовой коллектив). Цель его деятельности - организация микросоциума для наиболее оптимального прохождения ребенком процесса позитивной социализации. Но в своей непосредственной деятельности социальному педагогу часто приходится совмещать как функционал собственно социального педагога, так и специалиста по социальной работе, которого нет в штате учреждений, подчиняющихся Министерству образования и науки РФ.

Литература:

    Бочарова В. Г. Социальный работник// Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т./ под. Ред. С.Я.Батышева. –М., 1999

    Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н., Селиванова О.А., Строков Ю.П. Основы социальной педагогики. –М., 2002

    Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. Вузов / Под ред. В.А. Сластенина. –М., 1999

    Торохтий В.С. Основы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей: Учеб. пособие для студентов социал. фак. и вузов / Моск. гос. социал. ун-т и др. - М., 2000

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то