Кто такой м ф казаков. Архитектор русской усадьбы

Казаков – первый крупный русский архитектор, не получивший зарубежного образования; его творчество свидетельствует о том, что в конце XVIII века русская архитектура достаточно окрепла для того, чтобы внести собственную лепту в мировое искусство. Вклад Казакова в строительство Москвы огромен: «сбор городов», собрание разношерстных построек, он связал зданиями, задавшими впоследствии стиль городской застройки. Даже архитектура 30-50гг ХХ века включала в себя много отсылок к казаковским городским постройкам. Казаков сочетал в себе огромную трудоспособность и увлечённость всеми деталями строительного дела. В частности, он ввёл ряд улучшений даже в выработку и применение новых строительных материалов. Кирпич, основной материал кладки стен, получил у него более стандартные размеры, по его инициативе были построены новые заводы с усовершенствованными печами (Калитниковский и в селе Воронове). Казаков обследовал в окрестностях Москвы залежи камня и стал применять его в своих работах, в том числе для декоративных элементов. Таким образом, он внёс существенный и разносторонний вклад в строительство Москвы.

Матвей Фёдорович Казаков родился в 1738 году в Москве, в семье мелкого чиновника. В отличие от других известных русских архитекторов этой эпохи, таких, как В. Баженов и И. Старов, Матвей Казаков не получал образование за границей. Учился он только в Москве, под руководством Р.Никитина. В год вступления Казакова на самостоятельную работу сгорела Тверь, которая играла большую роль в экономике Поволжья и являлась крупным промежуточным пунктом по тракту Петербург - Москва. На работы по восстановлению Твери был направлен Никитин. Он организовал особую команду, поставив во главе ее Казакова. Перед Казаковым открылась возможность проявить свои дарования во всей полноте.
Был составлен план города с центром и рядом лучеобразных улиц, сходящихся к Волге. Центр города - круглая площадь с окружающими ее зданиями - сохранился до сих пор. В масштабе той эпохи это были большие здания, со строгими фасадами, плоскости которых разбиваются пилястрами и четкими рустами. Перестройка Твери в короткий срок (два с половиной года) сразу выдвинула Казакова в ряды первых архитекторов, причем на него было обращено внимание, как на талантливого мастера, умевшего строить в «новом вкусе».


Сохранившийся фрагмент Тверского путевого дворца

В 1768 г. была образована «Экспедиция по строению Кремлевского дворца» по гениальному проекту школьного товарища Казакова - Баженова, который задумал создать дворец, «достойный к прославлению Российской державы». Баженов сразу оценил всю величину дарования своего товарища, большую опытность и трудолюбие которого он считал верным залогом успешности архитектурного предприятия. После русско-турецкой войны Екатерина прекратила работы по строительству Кремлёвского дворца. Между тем, работа с Баженовым существенно повлияла на Казакова, и вслед за известным архитектором Казаков начинает увлекаться одновременно псевдорусским стилем (который он называл "готическим"), палладианством и барокко, и увязывать эти стили в разрабатываемых зданиях.

В честь победы в той же русско-турецкой войне Екатерина поручила Казакову построить Петровский путевой дворец (1776-1780). Самый южный путевой дворец на дороге, соединяющей две столицы, изначально задумывался в качестве резиденции для важнейших особ, которые могли бы передохнуть в нём после долгого пути из Петербурга и проследовать в Московский кремль с особой пышностью. Екатерина II остановилась во дворце в первый раз только в 1787 г. По сохранившемуся преданию, императрица отослала личную свиту и караул и осталась во дворце «под охраной своего народа», что привело к массовому стечению народа и чуть было не послужило причиной давки.

В 1797 г. перед своей коронацией в Путевом дворце гостил император Павел I - сын Екатерины II. С той поры дворец стал постоянным свидетелем официальных церемоний коронования: по дороге из Петербурга здесь останавливались русские государи перед венчанием на царство.

Сенатский дворец Кремля стал крупнейшим воплощённым проектом Казакова. Согласно задумке архитектора, здание должно было символизировать гражданские идеалы, законность и правосудие, а воплощение этих идеалов архитекторы находили в классических формах античности. Этим объясняется строгая и сдержанная лаконичность здания, увенчанного куполом, классической формой которого Казаков хотел усилить архитектурную выразительность Красной площади как главной площади первопрестольной столицы.

Дворец имеет треугольную форму, вписываясь таким образом в пространство, ограниченное кремлёвской стеной, Арсеналом и бывшим Чудовым монастырём. Заключённая внутри сооружения полость разделена на три части двумя поперечными корпусами. Во внутренний двор здания со стороны Сенатской площади ведёт триумфальная въездная арка с ионическим четырёхколонным портиком и фронтоном, над которой располагается купол овального зала. В углублении внутреннего двора находится главный композиционный центр сооружения - купольный зал сената (Екатерининский или Белый зал).


Здания Московского Университета на Моховой также изначально были построены Казаковым, но после пожара 1812 года перестроены Доменико Жилярди. Сейчас в этих зданиях располагаются факультет журналистики и Институт стран Азии и Африки.

Дом главнокомандующего (теперь здание мэрии Москвы), для которого уже имелся проект и был выложен цокольный этаж, Казаков красиво обстроил корпусами (1782). В объяснении к плану Казаков пишет: «Оное строение главного корпуса строено мною, а кем прожектировано - неизвестно». Это единственный случай, когда он строил по чужому проекту, что и сказалось в несвойственной Казакову утяжеленности всего фасада. Но интерьеры и главная лестница - работы Казакова, как и подъезд с улицы, украшенный ранее четырьмя большими фигурами римских воинов.

Следующим крупным проектом Казакова стала Голицинская больница (теперь – Первая Градская). Строительство Голицынской больницы выходило за пределы обычной больничной постройки. Огромный курдонер замыкается главным больничным зданием с боковыми крыльями. Здание расположено с учетом уличной застройки и партерного схода к Москва-реке. Этот спуск был обработан художественно скомпонованным озеленением в виде древесных и цветочных насаждений, садовых оранжерей и беседок, из которых две круглые заканчивали обработку набережной Москва-реки, замыкая пространство сада. Архитектура здания - изысканно проста: плоскости гладких стен, горизонтальное членение их подчеркнуто тягами, нарастание идет с двухэтажных боковых частей к трехэтажному центральному зданию, с богатым по формам портиком и венчающим куполом, уравновешенным двумя трибунами, играющими чисто декоративную роль.

Особое внимание архитектора было заострено на центральной части, где устроен большой круглый зал для церкви. Форма зала решена колоннадой ионического ордера, поддерживающей богато кессонированный сферический купол, освещенный люкарнами. Очень эффектна повторная гамма колоннады в виде второго ряда меньших колонн коринфского ордера. Арочное решение окружающих плоскостей прекрасно завершает архитектуру ротонды.

Необычным для Москвы являлось здание «Публичного зала», выстроенное в парке больницы. Князь Голицын, по заданию которого строилась больница, имел у себя значительное собрание картин и скульптуры, для которого и была в парке больницы выстроена двухэтажная галерея. Этот первый в Москве частный музей существовал только при жизни Голицына, после его смерти больничное начальство распродало всю коллекцию и перестроило галерею под больничное помещение.


Усадьба "Царицыно"

После постройки Петровского дворца Казаков не один раз возвращался к интересующей его идее создания «живописной архитектуры», которую он называл «готической», но в которой была масса заимствований и переработок древнерусской архитектуры. Пиком этого стиля в творчестве Казакова стала усадьба Царицыно.

Известна печальная участь дворца в Царицыне, почти доведенного до конца Баженовым. По капризу Екатерины эта постройка была сломана. Баженов, великий русский зодчий, попал в опалу. После слома дворца Екатерине было не нового строительства: назревала война со Швецией. Но князь Потемкин добивается продолжения царицынского строительства. Казакову поручают произвести заново постройку дворца, - задача затруднительная, создающая неловкость по отношению к обиженному другу и грозящая перспективой подпасть под новый царственный каприз.

Казаков понимал всю гнусность вандализма, выразившегося в приказе сломать до цоколя здание, строенное с увлечением и любовью великим художником. Стены были разобраны до основания, но не сломана основная баженовская идея. Целы остались окружающие дворец живописные сооружения, среди которых нужно было создать здание, не нарушающее гармонии окружающего. В западно-европейском зодчестве трудно найти подобие Царицынскому дворцу, обогащенному свежими формами казаковского «готицизма». При всей кажущейся экзотичности дворца его архитектура строга, выполнение всех деталей строения отличное.

Планировка города, как основы городского строительства, в XVIII в. только намечалась. Екатеринина создала «Комиссию строительства столичных городов Санкт-Петербурга и Москвы». Казаков мало интересовался работой этой комиссии, знал ее бюрократическую сущность и беспомощность ее представителей. Но, наблюдая плановое строительство в Петербурге, великий зодчий мечтал создать и в Москве хорошие улицы с красивыми зданиями, украшающими окружающий неприглядный фон. Общий ландшафт Москвы второй половины XVIII в. был чрезвычайно разнообразен и оригинален своими противоречиями.

В записках иностранных путешественников и мемуарах отечественных писателей, где даны картины внешнего облика «первопрестольной», отмечалась живописность города, но в то же время чрезмерная некультурность и грязь.

«Москва, - пишет В. Волконский в своих записках, - скорее сбор городов, нежели один город; она представляет громадное множество зданий самого разнообразного стиля, великолепные дворцы, деревянные дома, окруженные садами, очень обширными, множество лавок, сараев, лабазов... Высятся иногда большие нарядные дома, а рядом избушки нищеты с их бедностью и грязью».

На фоне живописной хаотичности города, с его средневековой сетью неблагоустроенных улиц, Казаков на протяжении пятнадцати лет создает ряд прекрасных домов-особняков, придав тем самым иной характер городской застройке, получившей законченные архитектурные ансамбли. До Казакова московская улица представляла собой почти сельский пейзаж, где каменные строения были редки, а архитектурно обработанные дома являлись исключениями.

После крайне напряженной пятидесятилетней деятельности Казаков в 1801 г. подает прошение об освобождении его от служебных обязанностей. В этом прошении он пишет: «Выучась здесь в Москве строительному художеству по силам моим во время моей жизни, которая к концу приближается, сделал одних только казенных строений следующее число»; далее, перечислив строения и упомянув, что чертежи их собраны в представленных книгах («Альбомах»), он заканчивает: «по угнетающей жизнь мою старости, находя себя не в силах продолжать священного для меня служения, дерзаю просить увольнения от службы и милосердного воззрения на оную и на неимущее мое состояние, окруженное большим семейством, а особливо тремя дочерьми девками». Уйдя в отставку с пенсией, Казаков отдается исключительно педагогической деятельности. Во время войны 1812 года родственники перевозят его в Рязань; известие о московском пожаре ухудшило его состояние, в результате чего он не дожил до конца войны.

Творчество выдающегося зодчего XVIII столетия Матвея Федоровича Казакова, одного из основоположников архитектуры русского классицизма в Москве, можно с полным правом считать замечательным явлением истории русской культуры.

СЫН ЗОДЧЕГО ТАК ПИСАЛ ВПОСЛЕДСТВИИ ОБ ОТЦЕ:

«НИ У ОДНОГО ИЗ ИНОСТРАНЦЕВ НЕ БРАЛ ОН УРОКОВ

И НИКОГДА НЕ ВЫЕЗЖАЛ ИЗ РОССИИ; РУКОВОДСТВОВАЛСЯ

ПРИРОДНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ И ПРИМЕРАМИ ПРЕДШЕСТВЕННИКОВ СВОИХ...»

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО

Деятельность - Матвея Федоровича Казакова охватывает более чем 50-летний период, начиная с 60-х годов XVIII столетия и кончая первым десятилетием XIX века. «Трудолюбивый гений» оставил след в истории архитектуры и как самый плодовитый русский зодчий XVIII века, количество его московских построек почти неправдоподобно велико. Произведения Казакова и его знаменитых современников - В. И. Баженова, И. Е. Старова и других - выдвинули русскую классическую архитектуру на первые роли в истории мирового зодчества. Их сооружения и проекты свидетельствуют о блестящем творческом развитии приемов и принципов мирового архитектурного наследия, о гармоничном сочетании нового искусства с художественными традициями национального зодчества. Так, в Петербурге Старов создал воспетый поэтами Таврический дворец, в Москве Баженов разработал проект грандиозного Кремлевского дворца и построил знаменитый дом Пашкова, Казаков в том же городе возвел величественное здание Сената и непревзойденное здание университета, а также множество других прекрасных общественных и частных домов. При этом он не получал заграничного образования, не учился в Академии, а воспитывался в московской среде под воздействием ее культурных и художественных традиций. Зодчий почти не соприкасался с архитектурной жизнью Петербурга, оставаясь в стороне от громадной строительной деятельности быстрорастущей столицы. Кроме того, он оставил большое графическое наследство: изобразил лучшие образцы классической архитектуры Москвы, чуть ли не полностью погибшей в пожаре 1812 года.

Теперь имя Матвея Федоровича Казакова определяет целую эпоху в архитектуре Москвы. Благодаря Казакову древняя столица превратилась из «большой деревни», как ее называли жители Петербурга, в город с прекрасной архитектурой. Хотя деятельность зодчего далеко перешагнула границы родного города, его творения зачастую называются «казаковской Москвой» - целостным и большим по значению понятием, раскрывающим особенности искусства русского классицизма конца XVIII столетия.

АРХИТЕКТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Матвей Федорович Казаков родился 28 октября 1738 года. Его отец, Федор Казаков, выходец из крепостных, был мелким служащим московского старого Комиссариата. Небогатая семья жила в Садовниках около Кремля, в районе Боровицкого моста. Первоначальные познания в грамоте мальчик получил у дьячка соседней Космодемьянской церкви.

Он рано лишился отца. На прошение, поданное матерью Казакова об определении сына на службу, последовал сенатский указ: «К обучению архитектуре Главного комиссариата умершего подканцеляриста Казакова сына Матвея... определить с награждением жалования против младших учеников по рублю в месяц». Помощь мальчику оказал М. М. Измайлов, бывший тогда главой Комиссариата. Он обратил внимание на подростка, ходившего по лесам строек и постоянно рисовавшего. Так в 1751 году, в 13-летнем возрасте, Казаков вступил в знаменитую первую архитектурную школу князя Д. В. Ухтомского, открытую двумя годами раньше. Особое внимание в ней уделялось рисованию и черчению, приобщению к практической работе. Обучение происходило по прославленным трактатам Витрувия, Палладио, Виньолы, сочинениям французского теоретика XVIII века Блонделя. Помимо теории архитектуры эти книги содержали превосходные гравюры известнейших зданий классической древности, произведений великих зодчих Италии и Франции XVI-XVIII веков. Вместе с тем ученикам настойчиво прививалась любовь к древнерусской архитектуре.

Юность Казакова прошла в упорном постижении теории в тесной связи с практикой, которая состояла из тщательных обмеров древностей, реставрации ветшавших зданий Кремля, составления чертежей и смет, работы на стройках учителей. Это и оказалось его главной школой. Отсюда характерная особенность всего творчества Казакова - синтез основ классики и традиций древнерусского зодчества. Вскоре он стал младшим помощником Ухтомского, который в эти годы возводил Кузнецкий мост через реку Неглинную, достраивал Арсенал в Кремле, «запасной дворец» у Красных ворот, реконструировал здание Главной аптеки и приспосабливал здания бывших присутственных мест для новооткрытого Московского университета. Впоследствии все теоретические принципы и практические занятия были увековечены уже сложившимся мастером Казаковым в «новом» классическом стиле.

В 1760 году Ухтомский ушел в отставку. Школу возглавил П. Р. Никитин, бывший до того его помощником. На свое место он выдвинул молодого Казакова, который в этом же году вышел из школы и получил чин «архитектурии прапорщика».

ПЕРВЫЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Матвей Федорович был назначен в команду Никитина, ставшего главным архитектором Москвы. В это время Казаков вел строительство в городе Яблоневе, вместе с тем работая в Московском Кремле. В одном из кремлевских храмов он выполнил проект иконостаса, который был перенесен позднее в собор Василия Блаженного.

Впервые одаренность Казакова проявилась особенно ярко при восстановлении Твери после пожара 1763 года, когда город сгорел почти целиком. То событие произвело на всю страну огромное впечатление: стала очевидной необходимость провести серьезные градостроительные реформы во многих городах, так как скученность застройки, кривые улицы и переулки способствовали стихийным бедствиям и пожарам.

В Тверь была направлена команда архитекторов во главе с Никитиным, который включил в нее и молодого Казакова (туда также входили: Квасов, Белецкий, Карин, Селехов, Еготов, Обухов). Никитин в короткий срок продумал проект новой Твери, заслуженно считающийся одним из лучших в русском градостроительстве XVIII века. Детализацию и уточнение общего замысла, создание планов фасадической застройки доверили Казакову. Здесь зодчий выступил уже как самостоятельный мастер: он проектировал торговую контору Н. А. Демидова, провиантские магазины, фасады зданий присутственных мест на главной площади, «деловые» и жилые дома, в том числе типовые проекты, рассчитанные на различные социальные слои. Екатерина II, придававшая большое значение Твери как крупному населенному пункту на пути между Петербургом и Москвой, поручила Казакову возвести, «не щадя труда человеческого», на руинах сгоревшего архиерейского дома путевой дворец императрицы - главное здание в городе.

Восстановление Твери за два с половиной года, короткий по тому времени срок, сразу выдвинуло Казакова в ряды первых архитекторов страны. Он привлек внимание и как талантливый мастер, умевший строить в «новом вкусе». Поэтому именно ему П. Ф. Нащокин заказал проект церкви в своей подмосковной усадьбе Рай-Семеновское. С первым серьезным частным заданием Казаков прекрасно справился. И когда у И. И. Бецкого возникла мысль устроить в Москве Воспитательный дом, то для выполнения проектов «фасадической части» был приглашен Матвей Федорович. Он составил план фасада и всего огромного участка с живописной обработкой площадей, зеленых насаждений, набережных и красивых спусков к Москве-реке.

СОТРУДНИЧЕСТВО С БАЖЕНОВЫМ

Большое значение для творческого роста Казакова имело сотрудничество с В. И. Баженовым, который в 1768 году позвал его, как ближайшего помощника, в «Экспедицию по строению Кремлевского дворца». Судьба объединила усилия и таланты двух замечательных русских архитекторов на семь лет ради сооружения «наиславнейшего в свете здания» - Большого Кремлевского дворца. Эта работа стала для Казакова высшей архитектурной школой. Баженов обучался в крупнейших художественных центрах Европы: Париже, Риме, Флоренции; за его плечами была Петербургская академия художеств. Его широчайшая архитектурная эрудиция, необычайный творческий размах дополнили и отшлифовали талант Казакова. В творениях Матвея Федоровича обнаруживаются приемы, схожие с приемами его начальника: в композициях планов и объемов, в архитектуре фасадов.

Грандиозный замысел Баженова не был осуществлен до конца: начатое в 1773 году строительство дворца было отменено в 1775-м из-за чрезмерности предстоящих затрат и осадки кремлевских соборов. В том же 1775 году Казаков был утвержден в звании самостоятельного архитектора, но все-таки до середины 80-х годов XVIII века продолжалась его совместная работа с Баженовым в «Экспедиции».

На этом этапе они разработали в формах русской архитектуры проект оформления Ходынского поля, где планировались празднества по случаю завершения Русско-турецкой войны (1768-1774) Кючук-Кайнарджийским мирным договором. В серии офортов Казаков запечатлел «Ходынские увеселительные строения». Он немало потрудился над составлением проектов отдельных залов и их постройкой. Екатерина II, отмечая свое удовлетворение работой зодчего, поручила Казакову проект нового Петровского «подъездного» дворца, расположившегося напротив ходынских павильонов. Выстроив этот ансамбль, Матвей Федорович встал в один ряд с крупнейшими представителями направления псевдоготики: русской, или ложной готики, к формам которой он неоднократно возвращался в своей творческой деятельности. Так развернулась широкая деятельность Казакова, выросшего к тому времени во вполне зрелого архитектора. Огромный успех с тех пор не покидал его до самой смерти.

ПЕРВЫЕ КРУПНЫЕ ПРОЭКТЫ

В 1770-х годах Казаков показал высокое мастерство в своих первых крупных постройках в Москве. Самостоятельно продолжая реконструкцию Московского Кремля, он также возвел в 1776-1787 годах здание Сената - одно из самых своих значительных творений, в котором принципы русской архитектуры второй половины XVIII века уже отчетливо обозначились. Одновременно Казаков строил усадьбу Петровское-Алабино (1775-1785) в имении Демидовых под Москвой. Особенностью ансамбля была необычная композиция. В центре квадратного парадного двора расположилось главное здание, имеющее в плане форму квадрата со срезанными углами, отчего объем здания казался треугольным. По проекту Казакова в 1776 году для князя С. В. Гагарина у Петровских ворот была выстроена городская усадьба, ее стиль раннего московского классицизма, тектоника, легкое декоративное оформление были совершенны.

Отличительная черта творчества Казакова - разносторонность. С одинаковым совершенством он строил монументальные правительственные здания, дворцы оригинальной архитектуры, большие усадьбы. Ему принадлежит идея классической формы выражения храмовых сооружений - церкви -ротонкоторая использовалась им при возведении мавзолея Барышникова в Никольском-Погорелом (1774-1802), в Москве - при создании церквей святителя Филиппа, митрополита Московского (1777-1788), Вознесения на Гороховом поле (1788-1793), Святых Космы и Дамиана на Маросейке (1791-1793)и других.

В конце 1770-х - 1780-х годах велось крупное дворцовое и усадебное строительство, в особенности частных, или, как они назывались, «партикулярных», домов в Москве. Становлению архитектуры русского классицизма сопутствовал подъем градостроительной мысли. С точки зрения градообразования построенные в это время Казаковым казенные и частные здания имели огромное значение, были в числе высших достижений русского классицизма.

В 1782 году Матвей Федорович начал возведение здания Московского университета, которое осуществлялось в три этапа более десяти лет. Зодчий отказался от усложненных элементов, обилия скульптуры, добиваясь простоты и величественности строения. В результате здание университета органично вошло в ансамбль центра Москвы, а своим обликом напоминало крупную городскую усадьбу.

В 1786 году Казаков возглавил «Кремлевскую экспедицию», которая вела основные государственные строительные работы в Москве. Фактически он стал главным архитектором города. В это время его талант раскрылся наиболее полно. Зодчий непрерывно получал заказы на возведение частных дворцов и домов, а также исполнял государственные поручения по проектированию в Москве и других городах Российской империи (Екатеринославе, Истре, Коломне и других). В те годы старая столица переживала настоящую «строительную горячку».

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ-АРХИТЕКТУРНЫЕ РАЗРАБОТКИ КАЗАКОВА

Из градостроительно-архитектурных разработок Казакова интерес представляет обустройство центральных площадей и улиц Москвы. Возведенные им дома определили облик Ильинки - единственной в XVIII столетии московской улицы, здания на которой стояли «сплошною фасадою» с соблюдением единой высоты. Среди них - дом купцов Калинина и Павлова (не сохранился), построенный в конце 1780-х годов на месте разобранного старого Посольского двора. Он знаменит тем, что был одним из первых строений в Москве, совмещавших жилые и торговые функции и отвечавших практическим требованиям времени, то есть являлся чем-то вроде жилого Гостиного двора. И общественножилое назначение здания было новшеством.

Этот дом занимал немалую часть улицы и выходил торцом на нее, таким образом оформляя парадный подъезд к планировавшейся на Ильинке новой площади. Сообразно занимаемому месту и общественной значимости он был выполнен в торжественных монументальных формах, а его ведущее место в создававшемся ансамбле было подчеркнуто «сильным» коринфским портиком. Квартал рядом с ним занимал дом Хрящева (не сохранился), имевший скругленные углы и огибавшую его галерею; он был близок по высоте с соседним калининским домом, но выполнен в других архитектурных формах. Обозреваемый главным образом с улицы, а не с площади, он был без крупных пластических перепадов. В нем преобладали горизонтальные членения, подчеркнутые сильно вынесенным и обогащенным модульонами карнизом, завершавшим второй этаж.

Наиболее цельной по характеру архитектуры в то время была Тверская улица в отрезке между Охотным Рядом и Тверским бульваром. Это была парадная улица города, чуть ли не целиком занятая дворцами знати. В 1773 году во время пожара деревянные дома на ней выгорели, а каменные почти все были повреждены, что предоставило возможность застроить Тверскую в относительно едином архитектурном облике. Двадцать лет Казаков возводил и реконструировал на этом участке почти все наиболее значительные здания и разработал проект планировки и архитектурного оформления Тверской площади. Здесь проявились отличительные черты творчества Казакова, стремившегося к максимальному усилению регулярности и приданию уравновешенности сторонам улицы. Это особенно явно демонстрировали вынесенные на красную линию здания, ордерность архитектуры, примерно одинаковая этажность и высота зданий. Дом генерал-губернатора (ныне - мэрия Москвы) на Тверской площади Казаков выстроил и дополнил корпусами в 1782 году. Для него уже имелся проект и даже был выложен цокольный этаж. Это единственный случай, когда зодчий строил здание по чужому плану. Но подъезд с улицы, интерьеры и главная лестница были спланированы им лично. В начале 1790-х годов, одновременно с окончанием строительства здания университета на Моховой улице, архитектор завершил и Университетский благородный пансион на Тверской (дворянский институт с пансионатом), украсив его строгим тосканским портиком.

НОВОЕ ВИДЕНИЕ ЖИЛОГО ДОМА

Велика роль Казакова и в создании нового классического типа городского жилого дома конца XVIII века - дворца, который выдвигался на красную линию улицы, а флигели и службы размещались по бокам дома или переносились за него. Из возведенных Казаковым жилых домов в Москве общностью композиционной схемы отличались дом Голицына на Лубянке, дома Прозоровского и Козицкой на Тверской, Демидова в Гороховском переулке и Губина на Петровке. Характерными для них являлись компактность плана и объема, а также пропорциональные соотношения длины, высоты и ширины (приближающиеся к соотношениям двух квадратов и их диагоналей, или трех квадратов). Однако при общности основных построений архитектура их разнообразна по художественным приемам. Матвей Федорович строил усадьбы и по традиционной схеме русских дворянских имений - с курдонёром, что зачастую определялось укладом жизни заказчиков.

Казаков первым в Москве построил большие доходные дома, а также сравнительно небольшие удобные жилые особняки, которые тогда только начали появляться в городе. Эти здания - мастерские образцы единства функциональных, конструктивных и эстетических начал архитектуры. В них Казаков смело использовал новые приемы, внедряя в зодчество достижения науки и техники своего времени. Глубокая осмысленность архитектуры с точки зрения ее жизненного, общественного назначения, большая экономичность, целесообразность и остроумие планировочных и конструктивных приемов, художественное совершенство целого и каждой детали отличали сооружения Казакова.

Проектируя жилые дома, Матвей Федорович стремился к большей выразительности архитектурных элементов и, следуя особенностям развития стиля, отходил от измельченности, больше выявляя тектонику стены. В конце 1780-х годов сложилась, ставшая характерной для его творчества, система трехчастного построения фасада с портиком большого ордера в центре и малым ордером в обрамлении окон или балконных дверей боковых ризалитов. Этим приемом была достигнута выразительность дома Барышникова на Мясницкой улице.

Много внимания зодчий уделял и разработке интерьеров, монументальность которых в большинстве случаев была подчеркнута простыми объемами залов, перекрытых куполами или зеркальными сводами. В их декоративной обработке использовались колонны, пилястры, карнизы. Архитектурная декорация стен дополнялась росписью. Сохранившиеся интерьеры «Золотых комнат» в доме Демидова, здания Сената, Колонного зала дома Благородного собрания позволяют судить о Казакове как об изумительном мастере внутреннего декоративного убранства.

В одних из последних и наиболее значительных произведениях Казакова - Голицынской и Павловской больницах - получили обобщение прогрессивные черты русской архитектуры второй половины XVIII века.

К началу 1800-х годов архитектурные формы сооружений Казакова делаются еще более лаконичными, и в его творчестве начинают прослеживаться приемы, получившие дальнейшее развитие в зодчестве первой четверти XIX века.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАЛАНТ КАЗАКОВА

Необходимо отметить, что Матвей Федорович обладал большим педагогическим талантом, организовав новую систему обучения. Его дом в Златоустовском переулке был не просто жилищем семьи Казаковых: именно здесь под руководством мастера много лет действовала архитектурная школа, из которой вышли Еготов, Бакарев, Бове, Карин, Мироновский, Таманский, Селехов, Родион Казаков, братья Поливановы и другие. Все три сына зодчего - Василий, Матвей и Павел - стали его помощниками и, направляемые отцом, осуществляли свои проекты. Непрерывная преемственность связывает «казаковскую школу» с нынешним Московским архитектурным институтом.

В 1799 году Академия художеств по предложению ее вице-президента Баженова выпустила указ об издании книг «Российская архитектура», включающих чертежи с планами, фасадами и разрезами зданий и нереализованных проектов различного назначения, «кои, по хороше му вкусу своему и архитектуре, то заслуживать будут». Казаков принял активное участие в подготовке неосуществленного издания чертежей, составив альбомы «казенных» (10) и «партикулярных» (6) строений Москвы. В первом альбоме представлены чертежи 19 зданий Казакова, из которых до наших дней в первоначальном виде дошли только пять: дом Долгорукова (позже - здание Благородного собрания), дом Губина на Петровке, дом Барышникова на Мясницкой улице, дом Демидова в Гороховском переулке, дом Гагарина в Армянском переулке. В это же время Казаков выполнял сложную работу по составлению «фасадического», то есть аксонометрического плана Москвы и съемке генерального плана города с показом всех его строений. Они осуществлялись не для фиксации архитектуры города, но и чтобы обозначить «ситуацию» для дальнейшей его застройки. Одной из особенностей «фасадического» плана явилось иллюстрирование таблиц атласа выполненными в крупном масштабе видами архитектурных ансамблей города. По чертежам Казакова можно судить о первоначальном облике немногих дошедших до нас зданий, которые были уничтожены пожаром 1812 года.

При приближении в 1812 году французской армии к Москве семья Казакова вывезла больного зодчего в Рязань. Здесь он узнал о пожаре в старой столице и о том, что почти все, созданное им на протяжении жизни, превратилось в пепел. Он не перенес этого потрясения, и 7 ноября 1812 года великий строитель Москвы скончался. Матвей Федорович Казаков погребен в Троицком монастыре на окраине города.

В творческой биографии Казакова обращает на себя внимание необыкновенное многообразие практической деятельности мастера. Полный список работ этого зодчего занимает много десятков страниц. Для своего времени он был передовым архитектором и крупным градостроителем, создавшим ряд замечательных ансамблей Москвы конца XVIII века и во многом определившим новые пути развития архитектурного облика города. В отличие от зодчих Петербурга, возводивших город, по существу, на пустом месте, мастер смог удачно вписать произведения «нового» стиля в древние кварталы Москвы. В лучших произведениях Казакова русский классицизм выступает как глубоко самостоятельный архитектурный стиль, как явление русской художественной культуры, врывающейся полноводным и мощным потоком в общее русло мирового зодчества.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ТВОРЧЕСТВА МАТВЕЯ ФЕДОРОВИЧА КАЗАКОВА

Комплекс Воспитательного дома (совместно с К. И. Бланком) 1763-1765 Москва, Россия
Участие в составлении регулярного плана Твери (под руководством П. Р. Никитина) 1763 Тверь, Россия
Руководитель работ по застройке Твери 1760-е Тверь, Россия
Путевой дворец Екатерины II 1765-1775 Тверь, Россия
Совместная работа с В. И. Баженовым над проектом Большого Кремлевского дворца 1767-1774 Москва, Россия
Пречистенский дворец 1774-1775 Москва, Россия
Дворец князя С. В. Гагарина (перестроен Бове в 1826; ныне - городская клиническая больница № 24) 1774-1776 Москва, Россия
Дом М. П. Губина 1774-1776, 1780-е Москва, Россия
Петровский путевой дворец (ныне - Военно-воздушная академия им. Н. Е. Жуковского) 1775-1782 Москва, Россия
Усадьба Петровское-Алабино для Демидовых 1775-1785 Московская область, Россия
Здание Сената в Московском Кремле 1776-1789 Москва, Россия
Церковь Святителя Филиппа, митрополита Московского (совместно с С. А. Кариным) 1777-1778 Москва, Россия
Генеральный план Коломны 1778 Коломна, Россия
Успенская церковь 1778 Коломна, Россия
Дом генерал-губернатора (надстроен Д. Н. Чечулиным в 1943; ныне - мэрия) 1782 Москва, Россия
Планировка Екатеринослава 1783 Днепропетровск, Украина
Планировка и застройка Калуги 1780-е Калуга, Россия
Тихвинская церковь, дом архиерея, башни Старо-Голутвина монастыря 1780-е Московская область Россия
Дом Дворянского собрания (восстановлен А. Н. Бакаревым в 1814; перестроен А. Ф. Мейснером в 1903-1905) 1770-е и 1784- 1787 Москва, Россия
Дом М. Ф. Казакова середина 1780-х Москва, Россия
Школа М. Ф. Казакова (перестроена К. М. Быковским в 1875) 1785-1800 Москва, Россия
Перестройка Лобного места на Красной площади 1786 Москва, Россия
Здание Московского университета (восстановлено Д. И. Жилярди и А. Г. Григорьевым в 1817-1819) 1786-1793 Москва, Россия
Перестройка усадьбы Царицыно 1786-1797 Москва, Россия
Дворец в усадьбе Царицыно 1786-1797 Москва, Россия
Усадьба А. Ф. Талызина (ныне - Музей архитектуры им. А. В. Щусева) 1787 Москва, Россия
Дом А. К. Разумовского (ныне - Институт физической культуры) 1790-1793 Москва, Россия
Церковь Вознесения на Гороховом поле 1790-1793 Москва, Россия
Участие в составлении плана Москвы 1791 Москва, Россия
Храм Святых бессребреников Космы и Дамиана 1791-1793 Москва, Россия
Бутырский тюремный замок 1794 Москва, Россия
Голицынская больница (ныне - городская клиническая больница № 1) 1796-1801 Москва, Россия
Картинная галерея при Голицынской больнице 1796 Москва, Россия
Жилой дом С. И. Плещеева 1797 Москва, Россия
Дом Дурасовых (ныне - Военно-инженерная академия) конец XVIII века Москва, Россия
Усадьба Д. П. Бутурлина конец XVIII века Москва, Россия
Дом графа В. Г. Орлова конец XVIII века Москва, Россия
Дом А. Б. Куракина конец XVIII века Москва, Россия
Главный корпус Павловской больницы (ныне - городская клиническая больница N° 4) 1801-1807 Москва, Россия
Усадьба Н. Н. Демидова (с 1876 - Басманная больница) начало XIX века Москва, Россия

Казаков Матвей Фёдорович (1738- 1812), архитектор.

Родился в Москве мелкого служащего. В 13 лет поступил в архитектурную мастерскую Д. В. Ухтомского. По завершении учёбы способного юношу назначили в мастерскую архитектора П. Р. Никитина. В восстановительных работах после пожара 1763 г. в Твери Казаков стал помощником Никитина. С этим городом связаны и первые самостоятельные постройки Казакова: Архиерейский дом (1763-1767 гг., впоследствии превращён в Путевой дворец) и многие жилые здания.

В 1767 г. он был вызван в Москву для проектирования дворца в Кремле, где являлся основным помощником архитектора В. И. Баженова. Второй совместной работой Баженова и Казакова стали увеселительные строения на Ходынском поле в Москве, возведённые в 1775 г. к празднествам в связи с окончанием русско-турецкой войны 1768-1774 гг.

В 1775-1782 гг. Казаков строил Петровский дворец (ныне Военно-воздушная академия). Одним из наиболее значительных сооружений архитектора является Сенат (Присутственные места) в Московском Кремле (1776-1787 гг.). Он также построил церковь Филиппа Митрополита в Москве (1777-1788 гг.).

Для Московского университета Казаков разработал типовое здание учебного заведения (1786-1793 гг.). Среди подмосковных усадеб, построенных архитектором, видное место принадлежит дому Демидовых в Петровском-Алабине (1776-1780 гг.). В Москве среди казаковских построек примечательны дом И. И. Демидова в Гороховском переулке (1789-1791 гг.) и дом М. П. Губина на Петровке (90-е гг. XVIII в.).

В середине 80-х гг. Казаков создал зал Благородного собрания в Москве (ныне Колонный зал Дома союзов). Одна из поздних работ архитектора - Голицынская больница (1796-1801 гг.; ныне 1-я Градская больница), расположенная между Калужской дорогой (ныне Ленинский проспект) и набережной Москвы-реки.

В 1801 г. Матвей Фёдорович вышел в отставку и занялся собиранием чертежей - собственных сооружений и построек современных ему зодчих в Москве. Эти листы образовали знаменитые серии так называемых казаковских альбомов.

Образ характерной русской усадьбы, воспетый русской литературой, почти всегда классицистический. Именно в «домах с колоннами» обитали пушкинские, лермонтовские, тургеневские персонажи. Становление классицизма в России связано с именем одного из самых известных наших зодчих, Матвея Фёдоровича Казакова (1738-1812). Его биография феерична даже по меркам блестящего XVIII в.

Архитектор, являвшийся одним из основоположников классицизма в русской архитектуре, родился в семье крестьян. Его отец был крепостным, отданным помещиком во флот и, благодаря своим талантам, оставшимся в Москве при Адмиралтейской конторе в должности копииста, т.е. переписчика. Только это счастливое стечение обстоятельств избавило семью Казаковых от обычной участи крепостных.

М.Ф.Казаков.

Гравюра Г.Афанасьева

Архитектурное образование Матвей Казаков получил в России, за пределы которой никогда не выезжал. В 1751 г. после смерти отца мать определила его, 12-летнего, в архитектурную школу известного московского зодчего князя Д.В.Ухтомского, ученики которого занимались в основном ремонтом и реставрацией Московского Кремля. У Ухтомского Матвей Казаков проработал до 1760 г., тогда его с чином «архитектурии прапорщика» (т.е. уже офицером) перевели в мастерскую П.Р.Никитина, бывшего «городовым архитектором». Практика в архитектурной школе, сопровождавшаяся тщательными обмерами обветшавших построек, составлением чертежей и смет, стала главной школой Казакова, дав ему первый опыт архитектурной деятельности. Недаром историки искусства считают его прагматиком, с обычно трезвым взглядом на вещи.

В XVIII в. в обязанности архитектора входило очень многое - он был в буквальном смысле «всем». Помимо создания проекта, архитектор должен был уметь договориться с подрядчиками, организовать доставку кирпича, а то и его производство, вникать в кучу технических мелочей. М.Ф.Казаков этому научился, а его друг и коллега В.И.Баженов, бывший в основном «бумажным архитектором», - нет. В итоге Баженов остался непризнанным гением, тогда как Казаков стал удачливым практикующим зодчим.

Императорские усадьбы.
Городские и загородные дворцы

Первая крупная работа М.В.Казакова была связана с восстановлением Твери после пожара 1763 г. - он участвовал в составлении плана города, проектировал и строил Путевой дворец для Екатерины II (1763-1767) - главное здание города. Возводить его пришлось в крайней спешке, поскольку зимой 1767 г. императрица собиралась проехать через Тверь в Москву на открытие Комиссии по новому Уложению и воспользоваться им во время небольшой остановки.

В 1768 г. произошло событие, определившее дальнейшую творческую судьбу Казакова, - он начал работать с Баженовым в Экспедиции строения Кремлёвского дворца (в чине заархитектора, т.е. помощника архитектора) над сооружением «наиславнейшего в свете здания» - Большого Кремлёвского дворца по проекту последнего. Эта работа помогла глубоко понять и освоить Матвею Казакову принципы применения в архитектуре классических форм, что оказало влияние на всю его дальнейшую деятельность. Очень высоко оценивал деятельность Казакова сам Баженов, представивший его к производству в секунд-майоры уже в конце того же 1768 г.: «В рассуждении того, что он (М.Ф.Казаков. - Авт. ) по знанию его в архитектуре столько приобрёл, что не токмо в начале строения, но впредь к большим делам способен, а сверх того и в случае болезни его, Баженова, самую его должность по нём отправлять может!» . Эту должность Казакову, действительно, пришлось «отправлять», но несколько позже, при строительстве в Царицыне, что не могло не ухудшить отношения между коллегами. А пока они стали соавторами проекта оформления Ходынского поля для празднования Кючук-Кайнарджийского мира с Турцией, заключённого генералом князем Н.В.Репниным в 1775 г.

К этому времени относится и первая значимая самостоятельная московская работа Матвея Казакова - Пречистенский дворец, свидетельствующая о признании его таланта и опыта. Именно за него Казаков получил чин архитектора.

Перед празднованием Кючук-Кайнарджийского мира у московских властей возникла проблема - где поселить Екатерину II с наследником и их двор? К тому времени царские палаты в Кремле сильно обветшали, поэтому М.Ф.Казакову было поручен проект объединения в единый дворец (получивший название Пречистенского) трёх частных домов, соединённых временными залами и переходами. Для императрицы предназначался дом князей Голицыных на углу Волхонки и Малого Знаменского переулка (№ 14/1), для наследника - великого князя Павла Петровича - дом князей Долгоруких (Волхонка, № 16), а дом Лопухиных (Малый Знаменский, № 3) формально был отведён «дежурным кавалерам», фактически - князю Григорию Потёмкину. Залы и переходы между ними сооружали на сваях, а не на фундаментах, глубокой осенью и зимой, что свидетельствовало о их временном назначении. Уже через три года все частные дома, из которых состоял дворец, вернули владельцам, а переходы и залы между ними в качестве самостоятельных сооружений перенесли на Воробьёвы Горы.

Императрице дворец не понравился. В письме барону Гримму в Париж она писала: «Вы хотите иметь план моему дому? Я вам пришлю его, но не легка штука опознаться в этом лабиринте. Я здесь пробыла два часа и не могла добиться того, чтобы безошибочно находить дверь своего кабинета, это торжество путаницы. В жизни я не видела столько дверей! Я уже полдюжины велела уничтожить, и всё-таки их вдвое больше, чем требуется...» . Безусловно, вынужденное использование разных по архитектуре построек не давало возможности зодчему создать подлинный шедевр, хотя специалисты, привыкшие преклоняться перед творчеством М.Ф.Казакова, обычно положительно оценивают Пречистенский дворец.

Нужно думать, что Екатерина II прекрасно поняла, в какие тяжёлые условия был поставлен М.Ф.Казаков, и дала ему возможность реализовать идею царского дворца, начиная с нулевого цикла. Она поручила ему сооружение Петровского подъездного дворца (названного так потому, что ранее эта территория принадлежала Петровскому (Высокопетровскому) московскому монастырю) - знаменитого «Петровского замка», указ о строительстве которого императрица подписала 14 декабря 1775 г. Вскоре его утвердил Сенат, и строительство началось. Оно шло быстро, несмотря на ограниченность в средствах и материалах. Уже к 1777 г. был возведён главный корпус. К осени следующего года мастер Иоганн Юст завершил скульптурный декор дворца, выполненный из керамики. К 1779 г. были выстроены флигели, внешне выглядевшие как крепостные сооружения, кухни, каретные сараи, погреба для хранения продуктов. Отделочные работы велись до 1783 г.

В отличие от Пречистенского дворца, Екатерина II осталась очень довольна построенным Петровским и не раз останавливалась в нём во время приездов в Москву (последний раз - на пути из Крыма в 1787 г.). В обычные дни дворец был открыт для осмотра .

Значительной вехой в биографии М.Ф.Казакова стала работа в Царицыне - подмосковной усадьбе Екатерины II. Считается, что после того, как прежний дворец, выстроенный Баженовым, не понравился императрице, приехавший в Царицыно в 1775 г., Казаков заменил бывшего коллегу. Однако документы свидетельствуют, что Баженову была предоставлена попытка исправить свою работу. Московский главнокомандующий М.М.Измайлов приказал обоим архитекторам «…зделать порознь планы, коим образом можно поправить там сделанное» . В.И.Баженов выполнил задание первым, однако императрица отдала предпочтение казаковскому видению Царицына. По её распоряжению в 1776 г. Казаков сменил Баженова и стал единственным архитектором столь великого объекта. В Царицыне он возвёл новое здание дворца, использовав уже существующие сооружения Баженова.

Архитектура Петровского дворца и Большого дворца в Царицыне - имитация готических родовых замков, своего рода вольная фантазия на модную тогда «мемориально-триумфальную» тему средневекового европейского рыцарства - породила волну подражаний. Таким путём, как образно выразился в 1932 г. бывший председатель Общества изучения русской усадьбы А.Н.Греч: «точно проникнувший в дворянство купец, покупающий загородный замок и портреты “предков”, старались случайные вельможи и временщики, а за ними и представители боярства, утратившего свои деревянные хоромы, укрепить, лишь наружно, символически, корни своего воображаемого генеалогического древа» . В декоре фасадов были использованы псевдоготические и древнерусские элементы. В целом же, при создании дворцов осуществилась блестящая художественная идея, уже воплощённая однажды на Ходынском поле, - они, словно окружённые крепостной стеной с башнями, символически уподоблялись древней столице - Москве. Эти постройки выдвинули М.Ф.Казакова в первый ряд архитекторов того времени.

Последний раз к теме императорской резиденции Матвей Казаков вернулся на рубеже XVIII-XIX вв. Тогда ему пришлось перестраивать для императора Павла I Слободской дворец (ныне Московское высшее техническое училище им. Баумана).

Казаковская Москва

Имя М.Ф.Казакова прочно связано с классицистической Москвой, потому что именно его лучшие здания создали образ этого города екатерининской эпохи - барского, «допожарного». Его талант в наибольшей степени раскрылся в многочисленных проектах жилых домов и общественных зданий, организующих большие городские пространства. Они свидетельствуют не только о высоком профессиональном мастерстве зодчего, но и о своеобразии его художественного языка. М.Ф.Казаков разработал и новый для эпохи тип «доходного» дома, где были и торговые помещения, и сдаваемые внаём квартиры. Прославился М.Ф.Казаков и как блистательный мастер интерьера. С 1786 г. он возглавлял Экспедицию Кремлёвского строения, проводившую основные строительные работы в Москве. Далеко не всем архитекторам удавалось (и удаётся) создать сооружения, определяющие облик целого города.

Ещё только началось строительство Петровского дворца, а М.Ф.Казаков уже принялся за проектирование огромного, треугольного в плане, здания Сената в московском Кремле, одного из самых значительных произведений архитектуры русского классицизма, ставшего гимном Просвещению. Ротонда с куполом над центральным залом, при строительстве которой М.Ф.Казаков впервые в России применил купольное покрытие такого большого диаметра, стала акцентом поперечной оси Красной площади.

Ещё в 1782 г. Казаков начал строительство Московского университета. Образ этой кузницы «просвещённого разума» давался ему трудно, продумывались варианты: один, другой, третий... Здание возводилось более десяти лет, по частям - в три этапа. Одновременно Казаков совершенствовал его архитектурный облик: отказывался от усложнённых элементов, от обилия скульптуры, добивался простоты и величественности. В результате завершённое здание, органично вошедшее в ансамбль центра Москвы, своей архитектурой напоминало крупную городскую усадьбу.

Одновременно со строительством университета М.Ф.Казаков занимался перестройкой бывшего дома князя М.В.Долгорукого, приобретённого Московским (позже Российским) благородным собранием или, как говаривалось в старину, клубом на имя одного из своих учредителей - князя А.Б.Голицына . Перекрыв внутренний двор дома и расположив по периметру великолепные колонны коринфского ордера, М.Ф.Казаков превратил его в парадный Колонный зал. Основные конструкции зала, выполненные из дерева, в значительной степени способствовали его прекрасной акустике (после пожара 1812 г. дом был восстановлен и перестроен учеником М.Ф.Казакова архитектором А.Бакарёвым).

Голицынская и Павловская больницы - одни из последних крупных работ мастера, выстроены на рубеже XVIII-XIX вв. Создавая у застав, на окраине тогдашней Москвы обширные больничные комплексы, он снова обращается к универсальной модели своего времени - усадьбе.

Казаковская городская усадьба - большое, массивное, почти лишенное декора здание с колонным портиком - этакий «дом-сундук», доминирующий над остальными хозяйственными и надворными постройками. Обычно он располагался в глубине обширного двора, а флигели и ограды выходили на красную линию улицы. Выразительность интерьеров достигалась живописностью декора и использованием «большого ордера», как в Колонном зале Благородного собрания. Зачастую в них использовалась скульптура, как это было в центральном зале Сената. Такой базовый образ городского усадебного дома был подхвачен и тиражирован современниками и учениками. Без преувеличения, он оказал влияние на архитектуру загородных усадеб всей Центральной России.

Наиболее известными казаковскими усадьбами были дом на Гороховой улице богача-заводчика Ивана Демидова, сохранивший великолепную золочёную резьбу парадных интерьеров, так называемых «золотых» комнат (1780-е гг.), дом заводчика М.И.Губина на Петровке (1790-е гг.), усадьба Барышниковых на Мясницкой (1797-1802 гг.) и др.

Целостные пластичные архитектурные формы преобладают и в культовых сооружениях М.Ф.Казакова. Излюбленной его темой в церковном зодчестве была ротонда. Эту архитектурную форму он использовал в церквях Святителя Филиппа на Большой Мещанской (1777-1788), Святых Космы и Дамиана на Маросейке (1791-1803) и др. Вариантом церкви на Маросейке является церковь Святого Дмитрия Солунского, сооружённая в 1800-1805 гг. в усадьбе Е.А.Радиловой (она относится к кругу работ казаковской школы) .

Необходимо оговориться, что классицизм М.Ф.Казакова целиком заимствованный, увражный. Он никогда не был за границей и мог пользоваться именно увражами - альбомами чертежей, привезёнными из Европы. Талант зодчего как раз и проявился в умении создать из чужих элементов свой стиль, иначе, чем другие, собирать «классицистический конструктор».

Москва определяла в то время архитектурный вкус и «моду» всей империи. В Москве же целую эпоху в архитектуре определил Казаков, так что его манера, соответственно, определила стиль российской архитектуры - «зрелый классицизм», который иногда называют строгим. Он сменил предшествующий ему классицизм ранний - французский.

Школа Казакова

Едва ли не единственный из крупных художников эпохи Просвещения в России, М.Ф.Казаков создал то, что можно назвать художественной школой. Поэтому с полным основанием специалисты говорят о русском классицизме казаковской школы. Кстати сказать, даже его собственный дом в Златоустовском переулке был не просто жилищем семьи, но и своего рода домашним университетом искусств. Здесь быстро сложилась и много лет действовала архитектурная школа, а трое сыновей М.Ф.Казакова стали его деятельными помощниками. В 1805 г. школа превратилась в Архитектурное училище.

В числе учеников М.Ф.Казакова можно назвать архитекторов И.В.Еготова, А.Н.Бакарёва, И.Г.Таманского, М.М.Казакова, Р.Р.Казакова, О.И.Бове и др. Многим из них довелось восстанавливать Москву, сгоревшую во время Отечественной войны 1812 г.

Казаковские альбомы

В 1800-1804 гг., находясь в отставке, М.Ф.Казаков работал над созданием генерального и «фасадического» (т.е. с птичьего полёта) планов Москвы и серии архитектурных альбомов московских зданий. Работа над «фасадическим планом» так и не была закончена, до нас не дошли даже его готовые части. Скорее всего они погибли во время знаменитого московского пожара. До наших дней сохранились 13 «Архитектурных альбомов М.Ф.Казакова», включающих планы, фасады и разрезы 103 «партикулярных строений», как самого автора, так и лучших архитекторов его эпохи. Это своего рода архитектурная энциклопедия Москвы екатерининского времени и основной источник сведений о творчестве великого мастера . Благодаря альбомам можно проследить эволюцию основных типов московского жилого дома и усадьбы.

Хотя сам М.Ф.Казаков утверждал, что в альбомах собраны проекты лучших «партикулярных домов», исследование альбомов показало, что подбор построек в значительной степени случаен. Так, в них нет знаменитого Пашкова дома, дома Трубецких (Апраксиных), дома Баташовых и других крупных комплексов. «Эта случайность для нас важнее самого тщательного подбора, она вносит в Альбомы элемент статистики, - писал историк искусства Е.В.Николаев. - Самым слабым местом наших знаний об архитектуре конца XVIII в. является почти полное отсутствие материалов о рядовой застройке - том море домов, которое и составляло Москву. Неспроста, вероятно, в Альбомах, по сути дела, нет ни одного рядового дома (как мы привыкли его понимать для начала XIX в.) - такой дом не стал ещё предметом искусства, это было крупнейшим достижением следующей эпохи» .

Москва, которую запечатлел М.Ф.Казаков в своих альбомах, ушла вместе с ним. Перед сдачей Москвы французам родственники эвакуировали М.Ф.Казакова в Рязань. Там он и скончался 26 октября, незадолго до смерти узнав о гибели и пожаре города, облик которого ему суждено было определить. Великого зодчего похоронили на окраине города в Троицком монастыре. Могила его, к сожалению, не сохранилась.

Казаковский миф

Ко многим казаковским атрибуциям, особенно в провинции, надо относиться с осторожностью. Было время, когда вся архитектурная «готика» приписывалась (вместе с большей частью московского классицизма) только М.Ф.Казакову и В.И.Баженову. Тогда искусствоведов учили «кожей чувствовать», а не анализировать архивные документы…

Понять реальный круг работ мастера подчас бывает очень нелегко. Лишь относительно недавно пришло понимание архитектурного процесса XVIII в. - каким он был на самом деле? Тогда архитектор являлся очень значимой фигурой. Крупных специалистов в этой области искусства было немного, к ним стояла очередь, первое место в которой занимали представители императорской семьи, далее шли придворные и т.д. Часто мастера ограничивались проектами. Присланные из Петербурга в какой-либо уездный город или загородную усадьбу, проекты воплощались местными крепостными мастерами, которые, не всегда умея читать чертежи и занимаясь его привязкой к конкретному месту, вносили в проект своё собственное понимание. Зачастую в строительный процесс вмешивался и сам заказчик, который мог потребовать либо упростить проект по соображениям материального характера, либо, наоборот, внести новые архитектурные элементы, например портик, совершенно не считаясь с общей стилистикой замысла. Созданное таким образом здание зачастую являлось произведением нескольких авторов...

Однако и проектировал архитектор обычно не один. В XVIII в. понятия «авторское право» в его современном понимании не существовало. Архитекторы не стеснялись использовать готовые решения из различных увражей. Особенно популярны были альбомы французского зодчего, знаменитого Нефоржа (такой увраж был куплен для Экспедиции Кремлёвского строения). Многие элементы классицистической архитектуры, надо сказать, оперировавшей чётко ограниченным кругом выработанных мотивов и форм, брались из таких альбомов и использовались в самых разных постройках. Свободно пользовались и наработками соотечественников коллег - это было в порядке вещей.

М.Ф.Казаков в этом плане не был исключением. Поэтому использование в здании «казаковских форм» не может само по себе служить доказательством его авторства, а эфемерность атрибуций предшествующих нашему времени десятилетий, носящих чисто стилистический характер, теперь стала очевидной.

Далеко не всегда на архитектурный процесс могут пролить свет и архивные документы, далеко не всегда ясно, кто подписал конкретный проект, автор или копиист. Не все тексты можно трактовать однозначно. Перед строительством Большого Кремлёвского дворца на закладном камне была установлена доска с надписью, из которой следует: «Сему зданию прожект сделал и практику начал Российский Архитект, Москвитянин, Василий Иванович Баженов … По сочинении проекта за Архитекта был титулярный Советник Матвей Козаков» 10 . На её основании можно вполне атрибутировать этот дворец М.Ф.Казакову, если бы не сохранились другие документы, показывающие роль каждого из них в работах по строительству дворца.

В отличие от В.И.Баженова, М.Ф.Казакову «повезло» и с фамилией. В XVIII в. было несколько архитекторов Казаковых, среди них его гениальный ученик Родион Казаков. Однако мемуаристы и бытописатели помнят только одного Казакова - Матвея Фёдоровича, гению которого отдают часть построек совсем других Казаковых.

Свой отпечаток на атрибуции накладывала и эпоха, особенно первое послевоенное десятилетие. Тогда в СССР «неприятные» иностранные фамилии не приветствовались. И история родной архитектуры не стала исключением. Гораздо проще, когда есть М.Ф.Казаков, В.И.Баженов и их ученики, а что до некоторых иностранцев, то их и иностранцами-то назвать нельзя, до того они обрусели…

Первым русским архитектором стал считаться В.И.Баженов, поэтому академик И.Э.Грабарь, обнаруживший в 1910 г. имя М.Ф.Казакова на закладном камне в подмосковной усадьбе Петровское-Алабино, в 1940-х гг. (уже считаясь классиком отечественного искусствоведения) с лёгкостью атрибутировал архитектуру этой усадьбы как работу В.И.Баженова . Время расставило всё на круги своя, однако авторитет И.Э.Грабаря даже в 1970-х гг. был ещё непререкаем. Тогда Петровское-Алабино уже официально считалось работой М.Ф.Казакова, но признавать ошибочность грабаревской концепции было как-то неудобно. Поэтому приходилось писать «эзоповым языком», не называя Грабаря по фамилии: «Однако ряд архитектурно-художественных приёмов в решении основной группы зданий и исключительно редкая центрическая планировка ансамбля, встречающиеся у В.И.Баженова, послужили для некоторых исследователей формальным основанием связывать Петровское с именем этого зодчего» 12 .

Иногда даже сознательные ложные атрибуции исследователи рассматривали как «святую ложь» - во имя спасения конкретных памятников. И руководствовались они следующим - защищать от сноса здание, связанное с именем крупного зодчего гораздо проще, чем памятник, создатель которого неизвестен. Вообще, официальная недооценка архитектуры приводила к тому, что иногда исследователи сознательно «старили» здания, чтобы их спасти. Справедливости ради отметим, что большинство таких работ приходится на популярную литературу и путеводители.

В общем, у нас две истории отечественной архитектуры - одну публикуют в справочниках и учебниках, другую специалисты обсуждают лишь между собой. Настанет ли время, когда история архитектуры у нас станет единой?

Поиски и находки последних лет

Московские памятники, связанные с именем Матвея Фёдорова, в принципе известны - все они вошли в знаменитые «Архитектурные альбомы М.Ф.Казакова». Считается, что лишь в забытых усадьбах и провинциальных городах возможны переатрибуции. Сенсацией для всех знатоков русской архитектуры стал выход в 1999 г. третьего выпуска каталога «Памятники архитектуры Московской области». Открыв его, все с изумлением увидели архитектурную историю Коломны без упоминания имени Казакова, к которому уже давно привыкли за предшествующие десятилетия. Оказалось, что Казаков никогда не работал в этом городе и абсолютно без его участия сооружены знаменитые ограды коломенских монастырей: Брусенского, Ново-Голутвина и Старо-Голутвина, в архитектуре которых использованы декоративные мотивы ложной готики и национального романтизма. Более того, эти ограды, ранее считавшиеся сооружениями XVIII в., даже заметно помолодели. Из документов выяснилось, что это постройки 1820-1830-х гг., т.е. возведены уже после смерти М.Ф.Казакова .

Однако и при изучении столичных памятников периодически происходят небольшие открытия. Так, в 2001 г. искусствоведы И.В.Рязанцев и О.С.Евангулова опубликовали фрагмент документа, уточняющего атрибуцию дома дворян Барышниковых на Мясницкой улице в Москве. Хотя авторство особняка «с колоннами весьма красивой архитектуры» достаточно убедительно приписывается М.Ф.Казакову, найденное исследователями «Описание жизни Ивана Ивановича Барышникова и его близких родственников», написанное Андреем Ивановичем Барышниковым, сыном Ивана Ивановича, даёт совсем не хрестоматийную историю этого дома, причём в ней М.Ф.Казаков даже не упоминается.

По свидетельству А.И.Барышникова, особняк был «выстроен» неким архитектором Страховым - имя в истории русской архитектуры совершенно неизвестное. Кому верить: современнику, к тому же сыну заказчика работ, или современным исследователям? Истина, скорее всего, лежит где-то посередине. Дело в том, что для XVIII в. нет разницы между понятиями «проектировщик», которым, вероятнее всего, всё же являлся М.Ф.Казаков, и «строитель», который реально воплощал архитектурный проект и воспринимался заказчиком как автор всего сооружения (в литературе в связи с этим домом в качестве строителя проходит имя ещё одного архитектора - Жданова, бывшего крепостным Барышниковых) 14 .

Имя М.Ф.Казакова традиционно связывается и с несуществующей ныне церковью-усыпальницей Барышниковых в их Смоленской усадьбе Николо-Погорелое. Известный советский искусствовед М.А.Ильин, анализируя художественные особенности этого памятника, остановился на том, что авторами его являются М.Ф.Казаков (архитектура) и Ф.И.Шубин (скульптура). По свидетельству Ф.Н.Глинки, опубликованному теми же И.В.Рязанцевым и О.С.Евангуловой, «Все сии лепные картины деланы русским художником г. Поляковым, воспитанником Академии, которая, как говорят, отряжала нарочно члена для освидетельствования работы его в сей церкви: слава русскому художнику!» 15 . Удалось установить, что Глинка имел ввиду Бориса Ивановича Полякова, который к тому же являлся и архитектором: в 1775 г. он наблюдал за возведением ходынских павильонов, и значит, не мог не быть лично знаком с Казаковым. Нельзя исключить, что Поляков мог быть соавтором не только скульптурного, но и архитектурного замыслов храма-мавзолея в Николо-Погорелом . Эту мысль косвенно подтверждает и свидетельство искусствоведа Л.И.Баталова, обследовавшего церковь в Николо-Погорелом в 1940 г. «Здесь трудно говорить отдельно об интерьере, настолько единый организм, что разделить нельзя» 17 , - писал он. Нужно учесть и продолжительность строительства храма, затянувшегося на 18 лет (с 1784 по 1802 гг.), но, несмотря на это, отличающегося тщательностью исполнения.

Сегодня уже не кажется убедительной и вроде бы хрестоматийная атрибуция церкви в подмосковной усадьбе Быково В.И.Баженову, а не М.Ф.Казакову. Ю.Я.Герчук, работая в Российском государственном архиве литературы и искусства с архивом архитектора И.Е.Бондаренко, обнаружил документ о передаче в 1939 г. Раменским райсполкомом договора на постройку этой церкви в Отдел музеев Наркомпроса, причём договор был «написан подрядчиком-строителем владимирским купцом 3-й гильдии Филатом Степановым Кирюхиным по архитектуре зодчего русской архитектуры М.Ф.Казакова» 18 .

Господский дом в усадьбе Черёмушки (ныне в черте Москвы), ранее считавшийся произведением «казаковской школы» 19 , обрёл имя своего автора. Но им оказался не москвич, а выпускник Санкт-Петербургской академии художеств Франциск-Конрад Христофор Вильстер. Это имя и теперь мало знакомо историкам архитектуры, хотя оно и было внесено в справочные издания .

Автору этих строк удалось внести уточнения, насколько полно Казакову удалось воплотить свой замысел при строительстве усадьбы в Конькове, т.к. достоверных данных об этом до поры до времени не было. В Российском Государственном архиве древних актов были обнаружены материалы о поездке в Коньково в 1803 г. архитектора И.В.Еготова. Экспедиция Кремлёвского строения командировала его туда, чтобы выяснить состояние имеющихся в Коньково казаковских построек.

По свидетельству И.В.Еготова, к 1803 г. там сохранялись дворец, конный двор с сараем и деревянной избою, а также «остаток погреба» и некий «каменный корпус». Поскольку И.В.Еготов нашёл, что подавляющее большинство построек не имеет смысла реставрировать (за исключением «каменного корпуса», который можно восстановить для причта местной церкви), то Экспедиция Кремлёвского строения продала их на снос . Так что М.Ф.Казакову, как ранее В.И.Баженову, пришлось пережить снос собственных построек.

Судьба наследия Казакова

Несмотря на революционные перемены последних 15 лет, решить проблему охраны памятников в нашей стране, да и в других странах СНГ, не удалось. Не случайно на это время приходится период досадных утрат, затрагивающих даже самые яркие казаковские памятники. Вот наиболее значимые из них.

В 1990-х гг. для резиденции президента России было реконструировано здание Сената в Московском Кремле. В нарушение требований закона не был выполнен научный проект реставрации, не проведены натурные исследования, уничтожено полукольцо подвалов и первоначальное белокаменное крыльцо, частично изменена планировка.

Единственный неиспорченный царский дворец в Москве - Петровский путевой дворец - реконструируется под ведомственную гостиницу Правительства Москвы (от 19.05.98 № 392). Причём постановление оперирует термином «реконструкция», неприменимым к архитектурному наследию .

Значительная опасность грозит и Большому дворцу в усадьбе Царицыно. Московские власти захотели его достроить - под некую картинную галерею, которой в действительности нет. В результате мы лишимся подлинника, который превратится в собственную копию. Несмотря на протесты общественности, планы достройки дворца находятся в разработке.

Полностью снесён хозяйственный корпус усадьбы московского генерал-губернатора (Вознесенский пер., 22). Эта территория в начале 1990-х гг. была передана под строительство Делового центра Правительства Москвы. По распоряжению мэра Москвы (№ 1008-РП от 07.06.94) памятник разобран, а освободившееся место застроено.

Уходят и здания, включённые в знаменитые «Альбомы партикулярных строений» М.Ф.Казакова. Усадьба Тарасова (ул. Сергия Радонежского, 1/2) была разобрана в 1995 г. по распоряжению мэра Москвы. Несмотря на явно незаконный характер этого распоряжения, прокуратура Москвы дважды отказала Всероссийскому обществу охраны памятников истории и культуры в возбуждении уголовного дела по факту сноса. Отказ мотивирован так: разборка - не снос.

В 1996 г. по распоряжению московских властей был снесён корпус с магазином в усадьбе князей Мещерских (Большая Никитская ул., 17), на месте которого выстроен современный дом. А в 1998 г. не стало четырёх строений памятника федерального значения - усадьбы Салтыковых (Тверской бул., 27/10/1), которую ранее занимала Центральная городская публичная библиотека им. Некрасова. Среди снесённых построек - единственный, сохранявший облик казаковского времени флигель, выходивший на Большую Бронную ул.22.

С каждым годом от казаковской Москвы остаётся всё меньше и меньше, и светлое имя одного из основоположников русского классицизма уже бессильно её спасти...

Примечания

Цит. по: Баженов В.И . Письма. Пояснения к проектам. Свидетельства современников. Биографические документы. М., 2001. С. 185. Екатерина II: «впредь до времени остаться по прежнему» С. 274.

Цит. по изд.:

12 Альтшуллер Б.Л. и др. Памятники архитектуры Московской области. Т. 2. М., 1975. С. 61.

13 Подъяпольская Е.Н., Разумовская А.А., Смирнов Г.К. Памятники архитектуры Московской области. С. 15-26.

14 Барышниковы и их усадьбы (по семейным запискам) // Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы. Вып. 7. М., 2001. С. 377-388.

15 Рязанцев И.В. Евангулова О.С. Современник Пушкина о церкви-мавзолее в «селе П…» // Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы. Вып. 6. М., 2000. С. 114.

16 Рязанцев И.В. Евангулова О.С. Современник Пушкина… С. 107-116.

17 [Баталов Л.И.]«Заметки по мавзолею в Ник. Погорелом» архитектора Л.И.Баталова // Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы. Вып. 6. М., 2000. С. 118.

18 Цит. по: Баженов В.И . Письма. Пояснения к проектам. Свидетельства современников. Биографические документы. М., 2001. С. 32.

19 Ильин М.А. Москва. Художественные памятники города. М., 1968. С. 286.

20 Перфильева Л.А. Черемушки-Знаменское // Усадебное ожерелье Юго-Запада Москвы. М., 1997. С. 29-31.

21 Коробко М.Ю. Дворец Екатерины II в селе Коньково // Царские и императорские дворцы. М., 1997. С. 142-145.

М.К. (Матвей Матвеевич Казаков). О Матвее Фёдоровиче Казакове // Русский вестник. 1816.
№ 11.

Бондаренко И.Е. Архитектор Матвей Фёдорович Казаков (1738-1813), М., 1938.

Ильин М.А. Фасадический план Москвы М.Ф.Казакова // Архитектурное наследство. [в.] 9. М. - Л., 1959.

Ильин М.А. Казаков. М., 1955.

Архитектурные альбомы М.Ф.Казакова // Подготовка к изданию, статья и комментарии Е.А.Белецкой. М., 1956.

Власюк А.И., Каплун А.И., Кипарисова А.А. Казаков. М., 1957.

Михаил КОРОБКО,
лауреат Макариевской премии

Казаков Матвей Федорович – выдающийся русский архитектор, один из основоположников русского классицизма. Родился в 1738 году в московской семье подканцеляриста Главного комиссариата Федора Казакова – выходца из крепостных. Семья Казаковых жила около Кремля,в районе Боровицкого моста. Когда в 1750 году умер глава семейства, мать, Федосья Семеновна, решила отдать сына в архитектурную школу известного зодчего Д. В. Ухтомского. Мальчик так поразил педагогов своим талантом, что его сразу взяли в класс, где учились молодые люди значительно старше его по возрасту. Школа Ухтомского славилась тем, что наряду с теорией изучения принципов классической архитектуры студенты имели возможность заниматься живой практикой, а также осваивать основы классики на примерах памятников древней русской архитектуры. Именно отсюда берет начало характерная особенность творчества Матвея Казакова: синтез классики и традиций русского зодчества, помноженных на громадный талант.

Первой самостоятельной работой Казакова стало восстановление Твери после страшного пожара в 1763 году. Матвей Федорович практически спроектировал новый город: провиантские магазины, фасады зданий присутственных мест. Старшие коллеги пристально наблюдали за молодым талантом, и совсем скоро его пригласили в качестве

соавтора для проектирования Большого Кремлевского дворца. Имя Казакова к тому времени приобретает уже мировую известность, он выступает как сложившийся архитектор со своим стилем, образом мышления и уникальным воплощением образов классики. Матвей Федорович знает, какой должна быть Москва... Он вплотную занимается проектами Петровского дворца, усадьбы Петровское Алабино, церкви Филиппа на 2-й Мещанской.Надо понимать, что Казаков был не только блестящим имперским архитектором и художником, но и выдающимся строителем, владевшим в совершенстве техникой этого дела. Он прекрасно разбирался в материале, лично выезжая для выбора камня или дерева.

Зодчий отлично понимал, что архитектурное дело требует не только постоянного развития и продолжения,
но и сохранения традиций русских классических форм, поэтому много сил и времени уделял своей педагогической деятельности. В Кремлевской экспедиции 1789 года Казаков организовал архитектурное художественное училище. В прошении Екатерине II о создании этого лицея мастеров строительного дела Матвей Федорович писал, что он нужен для того, чтобы «иметь совершенных мастеров российских... и потому не будет нужды в иностранцах, которые не сведущи ни в доброте здешних материалов, ни в том, что земля русская производить может!» Из стен училища вспоследствии вышли О. Бове, И. Еготов, Р. Казаков и другие известные художники, которые внесли весомый вклад в культурное наследие России.

Матвей Федорович много лет работал над составлением «фасадического» плана Москвы. Им и его
помощниками были разработаны проекты лучших зданий города и проводилось изготовление планов отдельных его частей. «Государственник по духу и патриот с горячим сердцем» – так характеризовали соотечественники качества выдающегося архитектора России. Матвей Казаков разработал ряд типов архитектурных сооружений самого различного назначения, характера и масштаба, начиная от огромных правительственных и общественных зданий, дворцов и усадеб и заканчивая небольшими жилыми домами и церквами-ротондами. Он решал задачу создания нового типа городского жилого дома, который отвечал бы экономическим, социальным и художественным запросам своего времени. Разработал и новый для эпохи тип «доходного» дома, где были торговые помещения и сдаваемые внаем квартиры. Прославился Казаков и как блистательный мастер интерьера. Им создан Колонный зал Благородного собрания с умелым использованием колонн, пилястр, карнизов. Он строил дворцы и купеческие особняки (дом-усадьба Демидова в Гороховом переулке, дом Губина на Петровке), многочисленные церкви (церковь Козьмы и Дамиана на Маросейке и др.), дом московского генерал-губернатора.

Матвей Казаков навсегда вошел в историю России как архитектор, который разработал типы городских жилых домов и общественных зданий, организующих большие городские пространства: Сенат в Кремле, Московский университет (перестроенный потом после пожара 1812 года архитектором Д. Жилярди), Голицынская (1-я Градская) больница, Петровский дворец (1775-1782) и другие исторические и знаковые памятники архитектуры России.

Ясные и монументальные формы многочисленных зданий Матвея Казакова предопределили новый, классический облик архитектуры Москвы, создали ее настроение, тональность, узнаваемые черты в череде столетий.

Во время Отечественной войны 1812 года родные Казакова, узнав о приближении французской армии, увезли Матвея Федоровича из Москвы в Рязань. Когда зодчий услышал страшную весть о пылающей Москве, сердце великого художника, архитектора и патриота России не выдержало...

По словам его сына, «не мог без содрогания вообразить, что многолетние труды его превратились в пепел». Его похоронили на кладбище Рязанского Троицкого монастыря. К сожалению, сам погост Матвея Федоровича Казакова не сохранился...

. .
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то