Исаак левитан краткая биография художника для детей самое главное. Лучшие картины пейзажиста исаака левитана

Голос этого человека стал поистине легендарным, принеся его обладателю славу, почет и построив успешную профессиональную карьеру. Редкий талант, даже дар, сделал Юрия Левитана гостем в каждом доме на территории всего советского союза. Он приносил в каждую семью радостные и грустные новости, сообщал информацию о важных документах государственного значения.

Диктор Левитан стал голосом целой эпохи в истории страны, пережив вместе со всеми одно из самых тяжелых испытаний, которое доводилось преодолевать советскому народу. Фраза «Говорит Москва» стала фирменной карточкой Юрия Борисовича.

Настоящее имя и отчество Левитана при рождении – Юдка Беркович. Он был рожден в 1914 году в городе Владимир. Национальность семьи была общеизвестной и по внешним признакам, и по именам – евреи. Мальчик рос невысоким, достаточно щуплым, с очень буйной кудрявой шевелюрой.

С самого юного возраста Юрий выделялся среди ровесников невероятно сильным голосом – его часто просили соседи созвать их ребят домой, и тогда голос Левитана можно было услышать даже через реку. Громогласный Юра был любимчиком у всех соседей, имел много друзей и рос счастливым ребенком.

С детства целеустремленный Юрий мечтал связать свою жизнь с кинематографом, он грезил о славе и всесоюзной известности. Такой, чтобы к нему подбегали на улицах и просили оставить автограф. Во Владимире он получил направление на пробы в профильный техникум.


Юрий Левитан (второй слева) с одноклассниками

Окончив школу, Левитан приезжает в Москву и не проходит этап отбора приемной комиссией. Конечно, актера в Юрии Борисовиче не разглядели – невысокий рост, худощавое телосложение, специфический говор, непродуманный внешний вид и отсутствие ясного имиджа помешали диктору стать звездой кино и телевидения.

Возможно, мир так и не узнал бы о Левитане, если бы сама судьба не подсказала ему попробовать свои силы в работе на радио. По дороге с проб в техникум Юрий увидел невзрачное объявление о том, что открылся набор дикторов. Он решил испытать удачу и не прогадал.

Конечно, приемная комиссия сначала не восприняла паренька всерьез. Он предстал перед комиссией невзрачным юношей, в спортивной одежде и с непонятной прической. Тем более, у него был сильный региональный акцент. Однако голос Левитана поразил профессионалов – он был столь четким, сильным и тягучим, тембр был редким, почти уникальным. Ему сразу предложили стажировку на радио в составе группы учеников при Радиокомитете.


Юрий Левитан на радиостанции

Юрий Борисович начинал с роли разносчика газет и варщика кофе для именитых дикторов. Это было днем, а ночью он проводил многие часы, работая над своим произношением. Он читал все подряд – прозу, стихи, новости, делал это стоя, сидя, постоянно меняя положение, иногда даже вставая вверх ногами.

Будущий главный диктор страны методично избавлялся от «оканья», ставил речь и развивал свои богатые природные голосовые данные. Делал свой голос еще более звучным, мелодичным и всепоглощающим. Постепенно его стали выпускать в ночной эфир – Левитан читал свежие выпуски периодических газет, чтобы жители отдаленных регионов страны могли первыми услышать самые главные новости Москвы.

Начало карьеры

Одна такая ночь стала для судьбы Юрия Борисовича определяющей. Он по привычке размеренно и внимательно читал газеты в прямом эфире, озвучивая повестку грядущего дня в стране. И не знал, что в эти самые минуты главный человек страны слушает его ночной эфир.

Общеизвестно, что глава советского союза работал ночами с включенным радиоприемником. И уверенный, богатый и внушительный голос Левитана услышал и высоко оценил сам . Иосиф Виссарионович срочно позвонил главе Радиокомитета и сообщил, что его доклад для Съезда партии на радио зачитывать должен именно этот диктор, этот «голос».


На следующий день Юрия, который невероятно сильно волновался и был почти на грани обморока от нервов, усадили читать доклад Сталина в прямом эфире. В течение долгих пяти часов диктор выполнял это задание, ни разу не сбившись или совершив ошибку. Так, фактически за одни сутки, Левитан стал главным голосом страны.

Голос Победы

Самым сложным периодом работы Левитана стал, конечно же, период с 1941 по 1945 годы. Именно он, преодолевая собственный страх и ужас, громогласно сообщил жителям страны, что объявил Союзу войну. Именно Левитан сообщал всю информацию о ходе сражений, поступающую круглосуточно от советского информационного бюро.

В течение долгих пяти лет он работал фактически без отдыха – с ним просыпались и засыпали жители Советского Союза. В голос Юрия Борисовича вслушивались солдаты на фронте, работники тыла и эвакуированные люди, люди в оккупированных городах.

В 1941 году Юрий был эвакуирован из столицы в Свердловск, вместе с ним поехала работать в условиях полной секретности диктор Ольга Высоцкая. Они совместно работали у микрофона, информируя жителей СССР о ходе событий, внушая им надежду и веру в то, что победа возможна и осуществима.

Существует легенда, что ассоциация между Левитаном и скорой победой над немцами была столь сильной среди народа, что Гитлер призвал соотечественников найти и обезвредить диктора, назначив за его смерть огромную сумму денег.

В 1945 году именно Левитан сообщил о долгожданной победе над врагом. Это было логично – только Юрий Борисович, зачитавший объявление о начале войны, мог завершить эту горестную часть истории страны.

Послевоенные годы

После войны диктор перестал работать на радио, зачитывая обычные новости. Голос, ассоциирующийся у всех без исключения жителей СССР с великими новостями, сложными и серьезными, не мог размениваться на проходные информационные сообщения. Левитан начинает озвучивать документальные фильмы о войне, вести передачи про ветеранов, ведет репортажи с главных мероприятий страны на Красной площади.


Мало кто знает, но вплоть до 60-70х годов выступления Левитана по радио велись в прямом эфире, поэтому записей его сообщений по радио нет. Все те аудио, которые в современной России считаются записями «Левитана, сообщающего о войне», на самом деле были записаны отдельно, много лет спустя. Они не содержат тех не поддельных эмоций, которые переживал диктор в те конкретные моменты, но в целом дают представление о звучании Юрия Борисовича в военные годы.

Юрий Борисович стал первым диктором в истории страны, который получил звание народного артиста.

Смерть

Левитан оставался главным диктором страны на протяжении всей карьеры, поэтому все важные даты и поводы, связанные с Отечественной Войной, не проходили без его участия. В 1983 году великого диктора пригласили на родину, в Белгородскую область, на мероприятие при участии ветеранов битвы под Курском. Еще перед поездкой Юрий отмечал, что ему нездоровится.


Левитан твердо решил ехать, но никто не ожидал, что невыносимая жара и солнцепек приведут к наступлению сердечного приступа. Причина смерти оказалась прозаична, возраст и сердечная недостаточность на фоне высокой температуры воздуха привели к столь трагичному результату.

Похороны этого великого человека состоялись в Москве, могила Левитана находится на Новодевичьем кладбище.

Личная жизнь

Он был знаменит на всю страну, но в лицо Левитана знали единицы – только близкие коллеги, друзья и родные. Юрий Борисович обладал легендарным голосом, который никак не соотносился с его внешностью. Это давало ему право на частную жизнь без вмешательств со стороны случайных прохожих и поклонников.


У Юрия Левитана была полноценная семья на протяжении 11 лет – любящая жена и воспитанные дети. Однако брак распался, супруга главного голоса советского союза ушла к другому мужчине, оставив семью. К слову, второй брак женщины не продлился долго, она ушла и от этого мужчины с сыном на руках.

Юрий не стал заключать второй брак с другой женщиной, оставшись фактически один до конца своих дней. Он стал проживать совместно с бывшей тещей, которая обожала зятя. Позже к ним в доме присоединилась и родная дочь Левитана. Когда дочь завела собственную семью и родила сына, Юрий Борисович съехал в отдельную квартиру в соседнем жилом здании.


В семье Левитана после его кончины случилось большое несчастье – в начале нового тысячелетия была убита его единственная дочь. Главным подозреваемым оказался внук Юрия Борисовича, который находился вместе с матерью в квартире в момент смерти. Как именно произошло убийство, и что к нему привело – это еще предстоит установить следствию. Это дело получило широкое освещение в прессе.

4 августа 1900 года в своём доме-мастерской в Трёхсвятительском переулке умер известный русский художник Исаак Левитан. Его часто называли мастером «пейзажа-настроения» — такой картины, где природа одухотворена человеческой мыслью. Рассказываем о судьбе и творчестве Исаака Ильича.

Детство

Исаак Левитан родился в 1860 году в посаде Кибарты (ныне территория Литвы) в бедной, но интеллигентной еврейской семье. Отец его, самостоятельно выучив французский и немецкий язык, работал переводчиком в городе Ковно, в то же время занимался образованием ребёнка. В возрасте 10 лет Исаак Левитан вместе с семьей переехал в Москву, где он вместе с братом поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Здание Московского училища живописи, ваяния и зодчества

Первые картины

Огромную роль в формировании Левитана как художника сыграли его учителя в Училище — известные художники Перов, Поленов, Саврасов. У последнего, по свидетельствам современников, Левитан вообще был в любимчиках. В скором времени, потеряв родителей, Исаак Левитан был вынужден зарабатывать деньги своим мастерством — с ранних лет он начал выполнять художественные заказы, проводил уроки рисования, рисовал для различных журналов. Уже тогда, в возрасте 17 лет, Левитан начал выставлять свои картины на ученических выставках.

«Солнечный день. Весна». Исаак Левитан, 1877 год

Одну из них — картину «Осенний день. Сокольники» — неожиданно приобрел для своей прославленной галереи Павел Третьяков, что, безусловно, вдохновило начинающего художника.

«Осенний день. Сокольники». Исаак Левитан, 1879 год

Знакомство с передвижниками

Одним из важнейших событий в жизни Исаака Левитана стало знакомство с известным меценатом Саввой Мамонтовым. По заказу Мамонтова Левитан стал выполнять ряд работ, в том числе вместе с другими художниками занимался оформлением декораций. Впоследствии Левитан стал частым гостем в доме Мамонтова, где познакомился с кругом превосходных художников.

«Вечер на пашне». Исаак Левитан, 1883 год

В 1884 году картина Левитана «Вечер на пашне» впервые была показана на выставке Товарищества передвижных художественных выставок, где посетители по достоинству оценили талант начинающего художника. В то же время Левитан формально оставался учеником Училища, хоть и перестал посещать занятия. В результате, выпускаясь, звания художника он так и не получил — ему выдали диплом учителя чистописания.

«Саввинская слобода под Звенигородом». Исаак Левитан, 1884 год

В начале 1880-х годов, перебиваясь деньгами, полученными от продажи картин, Исаак Левитан поселился в небольшой подмосковной деревне Максимовка, где познакомился с жившим поблизости Антоном Чеховым, дружба с которым завязалась на долгие годы. В той же деревне Левитан написал большое количество пейзажей.

«Мостик. Саввинская слобода». Исаак Левитан, 1884 год

«Берёзовая роща». Исаак Левитан, 1885 год

Путешествия

Насладившись умиротворенной деревенской жизнью, художник стал искать вдохновения в поездках. Однако Левитан решил не ехать для этого за границу, а начать с необъятных просторов России. Весьма плодотворными получились поездки в Крым и на Волгу, где художником выполнил ряд известных пейзажей.

«У берега моря. Крым». Исаак Левитан, 1886 год


«Свежий ветер. Волга» Исаак Левитан, 1895 год

«После дождя. Плес». Исаак Левиан, 1889 год

На конец 1880-х годов, как склонны считать искусствоведы, приходится расцвет таланта Исаака Левитана. Антон Чехов писал по поводу новой картины «Тихая обитель»: «Левитан празднует именины своей великолепной музы: его картина производит фурор».

«Тихая обитель». Исаак Левитан, 1891 год

В 1890 году Левитан все же побывал за границей: он сделал целое турне по культурным центрам Европы. Результатом поездки стало несколько картин, которые наглядно свидетельствуют о его любви к маленьким тихим городкам.

«Канал в Венеции», 1890 год


«На озере Комо. Набережная». Исаак Левитан, 1894 год

Последнее пристанище

После долгих скитаний в 1889 году Левитан поселился в Москве, в доме-мастерской в Трехсвяительском переулке. В 1890-е годы Исаак Левитан работал прежде всего в разных местах Владимирской и Тверской губерний, создав одни из наиболее значимых своих полотен.

«У омута». Исаак Левитан, 1892 год

«Над вечным покоем». Исаак Левитан, 1894 год

В своей мастерской Исаак Левитан проработал вплоть до весны 1900 года, когда, гуляя с учениками, подхватил сильную простуду. Ослабленное сердце художника не выдержало: он не оправился от своей болезни и умер 4 августа 1900 года.

Биография

Знакомство с Чеховыми

Преподавание. Последние годы

В современной культуре

Исаак Ильич Левитан (18 (30) августа 1860 год, Кибартай, Ковенская губерния, Российская империя - 1900, Москва) - великий российский художник, мастер пейзажа, основоположник жанра «пейзаж настроения».

Биография

Семья

Родился 18 (30) августа 1860 года в местечке Кибартай (лит. Kybartai) Ковенской губернии (ныне Литва) в образованной, но бедной еврейской семье.

Его отец - Илья Абрамович (Эльяшив Львович) Левитан (1827-1877) - сын раввина, закончил виленское раввинское училище. Занимаясь самообразованием, самостоятельно овладел французским и немецким языками. В Ковно он преподавал эти языки, а затем работал переводчиком во время постройки железнодорожного моста, которой занималась французская компания.

Имя матери до нас не дошло. Левитан никогда не называл его. Кроме Исаака в семье росли ещё трое детей - брат Адольф (Авель-Лейб) и сёстры Тереза и Эмма.

Художественное училище (1873-1885)

Илья Левитан, стремясь улучшить материальное положение и дать детям образование, в начале 1870-х перевозит семью в Москву. В 1871 году старший брат Исаака, Авель-Лейб, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на Мясницкой. Осенью 1873 года туда же подал прошение и был принят и 13-летний Исаак.

В училище его учителями были, в числе прочих, Василий Перов, Алексей Саврасов и Василий Поленов, известные русские художники.

В 1875 году умерла мать Левитана и серьёзно заболел отец. Оставив по болезни работу на железной дороге, отец Левитана не мог содержать четверых детей на заработки от репетиторства. Материальное положение семьи было таким, что училище время от времени оказывало братьям материальную помощь, а в 1876 г. освободило их от оплаты обучения «ввиду крайней бедности» и как «оказавших большие успехи в искусстве». В 1877 умирает от тифа отец Левитана. Для Левитана, его брата и сестёр наступает период крайней нужды. Художник учился тогда в четвёртом «натурном» классе у Василия Перова. Друг Перова, Алексей Саврасов, обращает внимание на Левитана и берёт его к себе, в пейзажный класс. В марте того же года две работы Левитана, экспонировавшиеся на выставке, были отмечены прессой, а шестнадцатилетний художник получает малую серебряную медаль и 220 рублей «для возможности продолжить занятия».

«Левитану давалось все легко, тем не менее, работал он упорно, с большой выдержкой» - вспоминал его товарищ, известный русский живописец Михаил Нестеров.

В 1879 году, после покушения Соловьева на государя Александра II, совершённого 2 апреля, выходит царский указ, запрещающий жить евреям в «исконно русской столице». 18-летнего Левитана высылают из Москвы.

В летние месяцы 1880-1884 годов он писал с натуры в Останкине. К этому времени относятся работы: «Дубовая роща. Осень» (1880, НГХМ), «Дуб» (1880, ГТГ), «Сосны» (1880, частное собрание). Художник создаёт пейзажи в Саввинской слободе под Звенигородом: «Последний снег. Саввинская слобода» (1884, ГТГ), «Мостик. Саввинская слобода» (1884, ГТГ).

«Талантливый еврейский мальчик раздражал иных преподавателей. Еврей, по их мнению, не должен был касаться русского пейзажа. Это было дело коренных русских художников» , - пишет Константин Паустовский.

Весной 1885 года в 24 года Левитан окончил училище. Звания художника он не получил - ему был выдан диплом учителя чистописания.

Знакомство с Чеховыми

Левитан вышел из Московского училища живописи и ваяния без диплома. Денег не было. В апреле 1885 года Левитан поселился неподалеку от Бабкина, в глухой деревне Максимовке. По соседству, в Бабкине в имении Киселёвых гостили Чеховы. А. С. Киселёв, племянник дипломата графа П. Д. Киселёва, служил в тех местах земским начальником; его жена — Мария Владимировна, дочь В. П. Бегичева.

Левитан познакомился с А. П. Чеховым, дружба и соперничество с которым продолжалось всю жизнь. Брат Антона Чехова, Михаил, также живший в Бабкине, описал в своих воспоминаниях вечернюю прогулку в Максимовку к Левитану.

Поразительно, что Бабкино сыграло выдающуюся роль и в художественном развитии творца школы русского пейзажа И.И.Левитана. Верстах в трех от Бабкина, по ту сторону реки, на большой Клинской дороге, находилась деревня Максимовка. В ней жил горшечник Василий, горький пьяница, пропивавший буквально все, что добывал, и не было времени, когда бы его жена не ходила брюхатой. Совершенно независимо ни от кого художник Левитан отправился летом на этюды и поселился у этого горшечника. Как известно, на Левитана находили иногда припадки меланхолии. В таких случаях он брал ружье и уходил на неделю или на две из дому, пропадал неизвестно где и не возвращался до тех пор, пока жизненная радость не осеняла его снова. Или же он сидел, мрачный и молчаливый, дома, в четырех стенах, и ни с кем не общался, или же, как дух изгнанья, окрестив на груди руки и повесив голову, блуждал в одиночестве невдалеке.

Случилось так, что дождь лил несколько дней подряд, унылый, тоскливый, упорный, как навязчивая идея. Пришла из Максимовки жена горшечника пожаловаться на свои болезни и сообщила, что ее жилец Тесак (Исаак) Ильич захворал. Для Чеховых было приятным открытием, что Левитан находился так близко от Бабкина, и А.П. захотелось его повидать. Мы уже отужинали, дождь лил как из ведра, в большой дом (к Киселевым) мы не пошли, и предстоял длинный вечер у себя во флигеле.

А знаете что, - вдруг встрепенулся А.П., - пойдемте к Левитану.

Мы - А.П., брат Иван и я - надели большие сапоги, взяли с собой фонарь и, несмотря на тьму кромешную, пошли. Спустились вниз, перешли по лавам через речку, долго шлепали по мокрым лугам и затем по болоту и наконец вошли в дремучий Дарагановский лес. Было дико в такую пору видеть, как из мрака к фонарю протягивались лапы столетних елей и кустов. А дождь лил как из ведра. Но вот и Максимовка. Отыскали избу горшечника, которую узнаем по битым вокруг нее черепкам, и, не постучавшись и не окликнув, вламываемся к Левитану, чтобы сделать ему сюрприз, и направляем на него фонарь.
Левитан вскакивает, хватает револьвер и наводит его на нас. А затем, узнавши нас, он хмурится от света и говорит:

Чегт знает, что такое... Какие дугаки. Таких еще свет не пгоизводил...

Мы посидели у него, посмеялись, А.П. острил много, и благодаря нам развеселился и Левитан.

А несколько времени спустя он переселился к нам в Бабкино и занял отдельный маленький флигелек. Один из бабкинских обитателей по этому поводу написал стихи:

А вот и флигель Левитана,
Художник милый здесь живет,
Встает он очень-очень рано,
И, вставши, тотчас чай он пьет

А.П. написал вывеску и прибил ее над дверью флигелька: «Ссудная касса купца Левитана».

Такую экскурсию, какую мы совершили в Максимовку, можно было предпринимать только будучи молодыми и очень веселыми.

В середине 1880-х годов улучшилось материальное положение художника. Однако голодное детство, беспокойная жизнь, напряженный труд сказались на здоровье — у него резко обострилась болезнь сердца. Поездка в 1886 году в Крым укрепила силы. По возвращении Левитан организует выставку пятидесяти пейзажей.

Волга, Плёс, Европа (1887-1890)

В 1887 году художник, наконец, осуществил свою мечту, он отправляется на Волгу. Поездка на великую русскую реку, которую так проникновенно изображал его любимый учитель Саврасов, давно была задумана Левитаном (он почти уже собрался ехать туда в начале 1880-х годов, но не смог поехать из-за болезни сестры). Однако первая встреча с Волгой не удовлетворила живописца. Стояла холодная, пасмурная погода, и река показалась ему «тоскливой и мертвой». Левитан писал Чехову: «Чахлые кустики и, как лишаи, обрывы…»

Однако на следующий год он снова решил ехать на Волгу. Весной 1888 года Левитан вместе со своими друзьями-художниками Алексеем Степановым и Софьей Кувшинниковой отправился на пароходе по Оке до Нижнего Новгорода и далее вверх по Волге. Во время путешествия они неожиданно для себя открыли красоты маленького, тихого городка - Плёса, где было решено задержаться и пожить некоторое время. В итоге Левитан провел в Плёсе три чрезвычайно продуктивных летних сезона (1888-1890), приезжая туда ещё дважды.

Около 200 работ, выполненные им за три лета, проведённых в Плёсе, принесли Левитану широкую известность, а Плёс с тех пор стал очень популярен у пейзажистов.

Существует мнение, что картина «Над вечным покоем», изображающая надвигающееся штормовое облако, является «самой русской» из всех, когда-либо написанных на русскую тему картин.

С конца 1889 года по начало 1890 года Левитан впервые совершил поездку в Западную Европу, посетив Францию и Италию. Он отправился туда для того, чтобы ознакомиться с современной живописью, широко представленной на проходившей в то время в Париже Всемирной выставке. Вероятно, особенно интересовали его устроенная там ретроспективная экспозиция творчества давно любимых им художников барбизонской школы - Камиля Коро, Жана-Франсуа Милле, Теодора Руссо и произведения импрессионистов. По свидетельству Нестерова, поездка придала ему «более уверенности в себе. Там, на Западе, где искусство действительно свободно, он убедился, что путь, намеченный им раньше, верен» .

Передвижники, высылка из Москвы

В марте 1891 года Исаак Левитан стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. Московский меценат Сергей Морозов, увлечённый живописью и друживший с Левитаном, предоставил художнику очень удобную мастерскую в Трёхсвятительском переулке.

К весне 1892 года Левитан закончил картину «Осень» (начатую ещё осенью 1891) и выставил её на ХХ Передвижной выставке вместе с тремя другими картинами «У омута», «Лето» и «Октябрь».

В 1892 году Левитан как «некрещёный еврей» был вынужден покинуть Москву (выселению в 24 часа подверглись все евреи) и некоторое время жил в Тверской и Владимирской губерниях. Затем, благодаря хлопотам друзей, художнику «в виде исключения» позволили вернуться. К этому периоду относится его полотно «Владимирка» (1892), где изображена дорога, по которой гнали в Сибирь каторжан.

В 1892 году в истории дружбы Левитана и Чехова произошёл эпизод, ненадолго омрачивший их отношения и связанный с тем, в сюжете рассказа «Попрыгунья» писатель использовал некоторые моменты взаимоотношений Левитана, его ученицы Софьи Кувшинниковой и её мужа, врача Дмитрия Кувшинникова.

В 1892-83 в мастерской в Трёхсвятительском переулке Серов написал известный портрет Левитана.

Лето 1893 он провёл в усадьбе Панафидиных в деревне Курово-Покровское Тверской губернии. Там он познакомился с В. Н. Ушаковым — владельцем усадьбы Островно Вышневолоцкого уезда Тверской губернии (ныне Порожкинского сельского поселения).

Летом 1894 Левитан вместе с Софьей Кувшинниковой вновь приехал в эти места и поселился у Ушаковых в имении Островно, на берегу одноимённого озера. Там, на озере Удомля и Островенском озере, сформировался сюжет картины «Над вечным покоем».

В имении Ушаковых разыгралась любовная драма. Невольным свидетелем этой драмы стала Татьяна Львовна Щепкина-Куперник, приглашенная Софьей Петровной. В соседнее имение Горка (в полутора километрах от Островно) приехала из Петербурга Анна Николаевна Турчанинова с двумя дочерьми, — семья зам. градоначальника Санкт-Петербурга И. Н. Турчанинова, владевшего усадьбой Горка. У Левитана завязался роман с Анной Николаевной Турчаниновой. Расстроенная Кувшинникова вернулась в Москву и больше никогда не встречалась с Левитаном.

Т. Л. Щепкина-Куперник так описала завязку и развитие последующих событий:

«Идиллия нашей жизни к середине лета нарушилась. Приехали соседи, семья видного петербургского чиновника /Ивана Николаевича Турчанинова/, имевшего поблизости усадьбу. Они, узнав, что тут живет знаменитость, Левитан, сделали визит Софье Петровне, и отношения завязались. Это была мать и две очаровательные девочки наших лет. Мать была лет Софьи Петровны, но очень songni, с подкрашенными губами (С.П. краску презирала), в изящных корректных туалетах, с выдержкой и грацией петербургской кокетки... И вот завязалась борьба.
Мы, младшие, продолжали свою полудетскую жизнь, а на наших глазах разыгрывалась драма... Левитан хмурился, всё чаще и чаще пропадал со своей Вестой /собакой/ «на охоте». Софья Петровна ходила с пылающим лицом, и кончилось всё это полной победой петербургской дамы и разрывом Левитана с Софьей Петровной...
Но и дальнейший роман Левитана не был счастлив: он осложнился тем, что старшая дочка героини влюбилась в него без памяти и между ней и матерью шла глухая борьба, отравившая все последние годы его жизни.
А много лет спустя, когда ни Левитана, ни Кувшинниковой уже не было в живых, — я... описала их историю в рассказе «Старшие», напечатанном в «Вестнике Европы»: теперь можно в этом сознаться!»

Исаак Ильич переселился в имение Турчаниновых. У впадения в озеро ручья, который разделял земли усадьбы Турчаниновых, специально для Левитана был построен двухэтажный дом под мастерскую, т.к. в усадьбе не было больших комнат для работы (мастерскую в шутку называли «синагога»). Мастерская сгорела, как вспоминают, ещё при Турчаниновых в начале 1900-х.

В январе 1895 года благодаря Щепкиной-Куперник Левитан помирился с Чеховым. Щепкина-Куперник, собираясь в Мелихово к Чеховым, заехала в московскую мастерскую Левитана посмотреть удомельские этюды и уговорила его ехать вместе. Друзья встретились, обнялись, и дружба возобновилась.

В 1895 году художник совершил поездку в Австрию и во Францию.

В середине марта 1895 Левитан снова приехал в Горку. Именно тогда за несколько сеансов он написал с дома Турчаниновых картину «Март».

Но «сильнейшая меланхолия доводила его до самого ужасного состояния». 21 июня 1895 года Левитан сымитировал попытку самоубийства — стрелялся. То, что «попытка самоубийства» было театральным жестом, свидетельствует и сообщение врача И.И. Трояновского, который, вспоминая об этом, писал 8 декабря 1895 года: «... я вообще следов раны у него не видал, слышал от него об этом, но отнёсся к этому, как к покушению «с негодными средствами» или как к трагической комедии» . По просьбе самого Левитана и последующей просьбе Анны Турчаниновой в Горки приехал и навестил друга Чехов. Антон Павлович убедился, что опасности для жизни нет, погостил 5 дней и вернулся в Москву потрясенный происшедшим. После посещения усадьбы Горка, Чехов написал рассказ «Дом с мезонином» и пьесу «Чайка», вызвавшие обиду у Левитана.

В августе Левитан написал «Ненюфары», а осенью на р. Съеже в полукилометре от усадьбы — «Золотую осень».

Также в 1895 году Левитан переписал картину «Свежий ветер. Волга».

Картины Левитана «Март», «Золотая осень», «Ненюфары» и другие купил П. М. Третьяков.

В 1896 в Одессе состоялась совместная выставка Исаака Левитана, Виктора Симова и Александра Попова.

Левитан на несколько недель ездил в Финляндию, где написал картины: «Крепость. Финляндия» (крепость Олавинлинна в Савонлинне), «Скалы, Финляндия», «Море. Финляндия», «Пунка-Харью. Финляндия» (в частном собрании). В 1897 художник закончил картину «Остатки бывалого. Сумерки. Финляндия».

В 1896 после вторично перенесенного тифа усилились симптомы аневризмы сердца. Болезнь стала тяжёлой и неизлечимой.

В начале марта 1897 в одном из писем Чехова появились строки: «Выслушивал Левитана. Дело плохо. Сердце у него не стучит, а дует. Вместо звука тук-тук слышится пф-тук…» . Левитан же в начале марта был в Москве, встречался с П. М. Третьяковым.

В мае 1897 года Левитан в Италии — в городке Курмайор, вблизи Монблана.

Преподавание. Последние годы

В 1898 Левитану было присвоено звание академика пейзажной живописи. Он начал преподавать в том самом училище, в котором учился сам. Художник мечтал создать «Дом пейзажей» — большую мастерскую, в которой могли бы работать все русские пейзажисты. Один из учеников вспоминал: «Влияние Левитана на нас, учеников, было очень велико. Это обусловливалось не только его авторитетом как художника, но и тем, что Левитан был разносторонне образованным человеком… Левитан умел к каждому из нас подойти творчески, как художник; под его корректурой этюд, картины оживали, каждый раз по-новому, как оживали на выставках в его собственных картинах уголки родной природы, до него никем не замеченные, не открытые» . Служил преподавателем в Училище изящных искусств А. О. Гунста.

Зимой 1899 врачи послали Левитана в Ялту. В Ялте тогда жил и Чехов. Старые друзья встретились отчуждённо. Левитан ходил, тяжело опираясь на палку, задыхался, говорил о своей близкой смерти. Сердце его болело уже почти непрерывно.

Ялта не помогла. Левитан вернулся в Москву и почти не выходил из своего дома в Трехсвятительском переулке. 8—17 мая 1900 года Чехов навестил тяжело больного Левитана. Всё лето, с июня, в русском отделе Всемирной выставки в Париже экспонировались картины художника.

22 июля (3 августа) 1900 года в 8 часов 35 минут утра Исаак Левитан умер. В его мастерской осталось около 40 неоконченных картин и около 300 этюдов. Последняя его работа — «Озеро. Русь.» — осталась не законченной.

Исаак Левитан был похоронен 25 июля 1900 на старом еврейском кладбище, по соседству с Дорогомиловским кладбищем. На похоронах были художники Валентин Серов (приехавший на похороны из-за границы), Аполлинарий Васнецов, Константин Коровин, Илья Остроухов, Николай Касаткин, Леон Пастернак, В. В. Переплетчиков, Константин Юон, Витольд Бялыницкий-Бируля, художественный критик П. Д. Эттингер, ученики, знакомые, почитатели таланта художника.

В 1901 прошла посмертная выставка произведений Левитана в Петербурге и Москве. Кроме ранее экспонировавшихся, некоторые произведения были выставлены там впервые, среди них неоконченное полотно «Озеро» (1900).

Через 2 года, в 1902 году, Авель Левитан установил памятник на могиле брата.

22 апреля 1941 года прах Исаака Левитана был перенесён на Новодевичье кладбище. С тех пор могила Исаака Левитана соседствует с могилами его друзей Чехова и Нестерова.

Вопреки распространенному мифу, Левитан не придерживался религиозного запрета на изображение людей. Он даже написал «Автопортрет» (1880).

В 1904 мастерская Левитана в усадьбе Горка Тверской губернии сгорела.

В честь И.Левитана названа улица в Тель-Авиве.

Наиболее известные произведения

  • Осенний день. Сокольники (1879)
  • Вечер на Волге (1888, Третьяковка)
  • Вечер. Золотой Плёс (1889, Третьяковка)
  • Золотая осень. Слободка (1889, Русский музей)
  • Берёзовая роща (1889, Третьяковка)
  • После дождя. Плёс (1889, Третьяковка)
  • У омута (1892, Третьяковка)
  • Владимирка (1892, Третьяковка)
  • Вечерний звон (1892, Третьяковка)
  • Над вечным покоем (1894, Третьяковка). Собирательный образ. Использован вид на оз. Островно и вид с Красильниковой горки на озеро Удомля, Тверская губ.
  • Март (1895, Третьяковка). Вид ус. «Горка» Турчанинова И. Н. близ с. Островно. Тверская губ.
  • Осень. Усадьба.(1894, Омский музей). Вид ус. «Горка» Турчаниновых близ с. Островно. Тверская губ.
  • Весна — большая вода (1896—1897, Третьяковка). Вид реки Съежа в Тверской губ.
  • Золотая осень (1895, Третьяковка). Река Съежа вблизи ус. «Горка». Тверская губ.
  • Ненюфары (1895, Третьяковка). Пейзаж на оз. Островно у ус. «Горка». Тверская губ.
  • Осенний пейзаж с церковью (1893—1895, Третьяковка). Церковь в с. Островно. Тверская губ.
  • Озеро Островно (1894—1895, ус. Мелихово). Пейзаж от ус. Горка. Тверская губ.
  • Осенний пейзаж с церковью (1893—1895, Русский музей). Церковь в с. Островно от ус. Островно (Ушаковых). Тверская губ.
  • Последние лучи солнца (Последние дни осени) (1899, Третьяковка). Въезд в деревню Петрова Гора. Тверская губ.
  • Сумерки. Стога (1899, Третьяковка)
  • Сумерки (1900, Третьяковка)
  • Озеро. Русь. (1899—1900, Русский музей)

Галерея

В современной культуре

  • В советском мультфильме «Лягушка-путешественница» по мотивам сказки В. М. Гаршина персонажи, описывая Юг — «край, напоминающий рай», упоминают лесистые холмы (или болота), «словно сошедшие с картины Левитана».
  • Текст композиции «Владимирская Русь» (1986) знаменитой российской рок-группы «Черный кофе» является по сути творческим пересказом картины Левитана «Над вечным покоем».

Исаак Ильич Левитан - один из лучших русских пейзажистов. Несмотря на то, что биография этого великого художника очень непроста, он всегда видел в окружающем его мире только самое лучшее и прекрасное, что и стремился изобразить в своих произведениях. Пятерку его знаменитых работ смотрите далее.

«Одуванчики» (1889)

Возможно, приятным открытием эта картина станет для тех, чье представление об Исааке Левитане было исключительно как о художнике-пейзажисте. А ведь в конце 80-х годов XIX века Левитан нередко обращался к такому жанру живописи , как натюрморт.

«Одуванчики» - один из самых знаменитых натюрмортов Левитана. Он был написан во время проживания художника в городке на Волге под названием Плес, который тоже будет запечатлен среди его творений. В этой картине Левитан изображает милые нашему сердцу мотивы, и хотя «Одуванчики» на первый взгляд кажутся самыми обыкновенными, в итоге зритель не может не увидеть их простую, но неповторимую красоту.

Чтобы подчеркнуть изящность цветов и яркость оттенков, Левитан намеренно помещает букет на мрачный, грязно-серый фон. Одуванчики еще свежие и игриво смотрят из вазы в разные стороны. Каждый из желтых одуванчиков подобен маленькому солнышку, а белые выглядят особенно беззащитно и трогательно. Их красота сдержанная, но жизнелюбивая, по сути, они будто и есть символ жизни для художника.

«Тихая обитель» (1890)

«Тихую обитель» наряду с картинами «Золотая осень», «Осенний день. Сокольники» и другими считают одним из лучших произведений Левитана. Передвижная выставка, прошедшая в 1891 году, обратила особое внимание публики на этот шедевр, который принес художнику большую славу и почтение. «Церковный пейзаж» - пожалуй, лучшее описание картины Левитана.

На картине изображен, казалось бы, самый обыкновенный монастырь, утонувший в такой же неприметной зеленой роще. Но видение Левитана передается и самим зрителям, которые понимают, что этот обыденный пейзаж на самом деле невероятно прекрасен.

В центре полотна изображена река, через которую тянется мост из бревен. А тропинка, продолжающаяся за мостом, уводит наш взгляд к окруженному зеленью белокаменному монастырю. Вокруг уже вечереет, и церковные здания стоят, залитые теплыми и мягкими закатными лучами. Глядя на эту простую красоту, зритель чувствует покой, умиротворение и тихую радость. Поэтому эта картина и снискала такую народную любовь.

«Вечерний звон» (1892)

Эта работа была написана в тот период, когда в Бога одинаково верили все слои русского населения, и любование красотой природы тоже происходило через призму религиозного мировосприятия. Левитан стремился в своей картине передать ту блаженную атмосферу, которую создает вид белокаменного монастыря в свете закатного солнца и разносящийся на всю округу звон колоколов, что зовет на вечернюю службу.

Хотя центральную и самую обширную часть картины занимает река, главным акцентом «Вечернего звона» является монастырь, расположенный на заднем плане. Передний же план с берегом и лодками и сама река за счет сгущающихся сумерек остаются в тени, но расположенный на возвышенности монастырь выглядит величаво и торжественно уже лишь благодаря яркому вечернему солнцу. Удивительно, как Левитан сумел передать на полотне безветренную погоду и спокойствие матушки-природы, которая готовится ко сну и греется в лучах заката.

Этот благодатный пейзаж Левитан рисовал «из головы»: место, изображенное на картине, в реальности не существует. Вдохновением, однако, послужил вид Саввинско-Сторожевского монастыря, который художник увидел еще во время проживания в Слободке, а также Кривоезерский монастырь в Юрьевце.

«Вечерний звон», так же как и «Тихую обитель», считают церковным пейзажем. А своеобразным синтезом этих работ стала картина Левитана «Над вечным покоем» - настоящий шедевр русской живописи XIX века .

«Весна. Большая вода» (1897)

Данная картина — одна из самых лирических работ Левитана. На ней изображен фрагмент рощицы, расположенной вблизи одной из обыкновенных русских деревенек. Рощица подверглась весеннему половодью, которое в народе называли «большая вода». Так и назвал свою картину Левитан - «Весна. Большая вода».

Даже не зная названия произведения, зритель сразу понимает, что на полотне изображена именно весна. Мастерски работая с цветом и светом, Левитан подчеркивает истинно весеннюю атмосферу картины, которую ни с чем не спутать - пробуждение всего живого от зимней спячки.

Первыми в глаза бросаются высокие деревца, еще голые березки и осинки, совсем тоненькие, а оттого безумно трогательные. На самом переднем плане видим пустую лодку, то ли оставленную кем-то из крестьян, то ли прибитую к этому берегу течением. А от лодки тянется змейкой вверх рыжевато-желтая полоска берега, сосредотачивая наш взгляд на дальнем плане: затопленных домишках и высоком берегу, защитившем часть деревни от водного нашествия.

Однако, несмотря на половодье, вода совершенно не воспринимается здесь как угроза, даже наоборот - ее спокойное состояние вызывает у зрителя некое умиротворение. Можно сказать, что погода абсолютно безветренная: поверхность воды очень гладкая, даже отражения деревьев практически не искажаются и вытягиваются в длину в полную силу, отчего пейзаж становится еще прекраснее.

Художник использовал множество голубых оттенков, от темно-синего до практически белого, чтобы точно изобразить красочное весеннее небо и зеркальную поверхность воды. Во всем пейзаже задействованы не яркие, кричащие, а только светлые и приятные глазу оттенки, что очень хорошо передает то самое ощущение свежести и легкости с приходом весны.

«Сумерки. Стога» (1899)

Это произведение было создано Левитаном в Крыму, куда он приехал навестить своего друга Антона Чехова, болеющего туберкулезом. В то время художник и сам страдал от болезни сердца, которая в итоге и стала причиной его смерти. Он хотел порадовать друга, который скучал по родной природе, и написал эту картину в качестве подарка.

На ней изображен летний луг со скошенным сеном, убранным в крупные стога, чьи мрачные силуэты темнеют на фоне сумеречного неба. Вокруг ни души, а на небосклоне ярким пятном уже горит круглая луна. Уже почти стемнело, воздух становится густым, отчего все предметы теряют свой объемный вид.

В тот период Левитан хотел сделать язык живописи как можно более простым, уходя от подробного повествования и сосредотачивая внимание лишь на самой сути. Возможно, именно передачи чувств и эмоций через художественное произведение хотел добиться находящийся рядом с больным товарищем и предчувствующий свою неизбежную кончину художник.

Предлагаем насладиться и другими картинами Исаака Левитана и посмотреть эту видеогалерею:

30 августа исполняется 150 лет со дня рождения известного русского художника Исаака Левитана.

Один из самых известных русских художников-пейзажистов Исаак Ильич Левитан родился 30 августа (18 августа по старому стилю) 1860 г. на западной окраине России в небольшой деревеньке близ железнодорожной станции Кибарты, ныне Кибартай (Литва), недалеко от пограничного пункта Вержболово, в интеллигентной еврейской семье.

Первоначальное образование Исаак получил дома, а в конце 1860-х гг. отец перевез семью в Москву, чтобы дать детям хорошее образование. В выборе жизненного пути Исаака Левитана решающую роль сыграл его старший брат - художник, который часто брал мальчика с собой на этюды и на художественные выставки.

В 1873 г. Исаак поступил в Московское училища живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были художники Алексей Саврасов и Василий Поленов.

В 1875 г. умерла мать, а через два года - отец, и детям пришлось вести почти нищенский образ жизни.

Исаака за неуплату очередного взноса за учебу исключили из училища, но друзья собрали необходимую сумму и Левитан вернулся к занятиям . Видя талант и трудолюбие юноши, Совет преподавателей училища постановил освободить Левитана от платы за учение и назначить ему небольшую стипендию.

Бытовое положение Левитана еще долго оставалось крайне бедственным (он порой голодал, ночевал на чердаке).

В марте 1877 г. Левитан перешел в пейзажный класс Саврасова, и в тот же год состоялась первая в судьбе живописца выставка, где были выставлены две работы Левитана "Осень" и "Заросший дворик".

В 1879 г. Левитан был вынужден покинуть Москву - после покушения на Александра II, совершенного народовольцем Соловьевым, царская администрация начала выселение евреев из "первопрестольной". Некоторое время Исаак жил с семьей сестры в подмосковной дачной местности Салтыковской, откуда ему из-за крайней бедности приходилось ходить в училище пешком, а затем переехал в Останкино, также лежавшее за чертой города. Но несмотря ни на что, он вдохновенно работал.

25 декабря 1879 г. открылась вторая ученическая выставка, на которой Левитан представил свою картину "Осенний день. Сокольники", где женская фигура на картине была написана братом Антона Чехова Николаем. В 1880 г. картина "Осенний день. Сокольники" была приобретена коллекционером Павлом Третьяковым, что явилось признанием художественного таланта Левитана.

До окончания училища Левитан, за неимением средств, далеко из Москвы не уезжал и писал подмосковные пейзажи: много вещей написано им в Сокольниках, в Останкине. Сойдясь с семьей Антона Чехова , он вместе с нею прожил лето в Бабкине, около Нового Иерусалима.

Результатом становятся такие его работы, как "Сосны", "Дубовая роща. Осень", "Дуб".

Наряду с пейзажной живописью в этот период он работал над декорациями для Московской частной русской оперы Саввы Мамонтова, с которым он познакомился в 1882 г. Левитан написал три декорации к опере Михаила Глинки "Жизнь за царя", исполнил несколько декораций по эскизам Поленова и по эскизу Виктора Васнецова написал декорации к опере Римского-Корсакова "Снегурочка" и подводное царство к опере Даргомыжского "Русалка".

В 1885 г. Исаак Левитан с отличием окончил училище. После окончания училища он жил преимущественно в Москве, работал в различных местах Московской и Тверской губерний. Театральные заработки дали ему возможность в 1886 г. осуществить поездку в Крым. Крымские этюды Левитана очень понравились Поленову, пейзажист обрел известность.

Левитан был членом "Товарищества передвижников". В 1886 г. впервые принял участие в передвижных выставках, выставив свою работу "Весна", а с 1888 г. стал уже их постоянным участником.

В 1887 г. Левитан отправился на Волгу . Волжская природа дает художнику новые пейзажные сюжеты, появляются полотна "Вечер. Золотой Плес", "После дождя. Плес", "Вечер на Волге", "Свежий ветер. Волга" и др.

В 1889 г. он побывал в Париже и познакомился с новым европейским искусством.

Весной 1894 г. художник приехал в Тверскую губернию, где им были написаны такие полотна, как "Весна. Последний снег", "Март", "Цветущие яблони", "Золотая осень", "Большая дорога. Осенний солнечный день".

В 1898 г. он принял участие в выставке "Русских и финляндских художников", устроенной Сергеем Дягилевым, а также в выставке "Secession" в Мюнхене, в 1899 и 1900 гг. участвовал в выставках "Мир Искусства" и на всемирной выставке в Париже (1900).

В 1898 г. Исаак Левитан был удостоен звания академика пейзажной живописи и в том же году стал преподавателем Московского училища живописи и ваяния, где сам когда-то учился.

К 1890-м гг. относятся лучшие произведения Левитана . Это картины "Тихая обитель", "У омута", "Над вечным покоем", "Март", "Вечерний звон", " Золотая осень", "Весна - большая вода", "Владимирка", которую Исаак Левитан преподнес в дар Третьяковской галерее и др. Последняя, неоконченная картина Левитана - "Озеро. Русь" является (вопреки смертельной болезни) едва ли не самым радостным его произведением.

В 1896 г. у Левитана, после вторично перенесенного тифа, усилились симптомы и прежде дававшей о себе знать болезни сердца.

Летом 1900 г. его здоровье ухудшилось. Исаак Левитан скончался 22 июля (4 августа) 1900 г. в Москве. Он похоронен на Новодевичьем кладбище.

Художник оставил около тысячи картин , этюдов, рисунков, эскизов. Много его произведений рассеяно по частным собраниям и коллекциям. Большая, и самая лучшая часть работ Левитана хранится в Государственной Третьяковской Галерее в Москве. Основатель галереи, Павел Третьяков, начал приобретать произведения Левитана, когда тому было всего восемнадцать лет и в дальнейшем уже не выпускал художника из поля своего зрения. В Третьяковской галерее хранятся картины: "Осенний день. Сокольники", "Туман", "На Волге", "Осень", "После дождя", "Вечер", "Лунная ночь", "У омута", "Владимирка", "Над вечным покоем", "Летний вечер", "Март", "Свежий ветер" и многие другие.

В Плесе существует единственный в России Дом-музей Левитана, открытый в 1972 г.

Исаак Левитан , в первый раз посетивший Плес в 1888 г., написал здесь 23 знаменитых полотна, а также рисунки, этюды, наброски ‑ всего около 200 работ. Через два года после открытия музея рядом с ним был установлен памятник Левитану (автор скульптурного портрета - Николай Дыдыкин).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то