Жюль верн писатель фантаст. Настоящий успех и плодотворная деятельность

Жюль Габриэль Верн (фр. Jules Gabriel Verne). Родился 8 февраля 1828 года в Нанте, Франция - умер 24 марта 1905 года в Амьене, Франция. Французский географ и писатель, классик приключенческой литературы, один из основоположников научной фантастики.

Член Французского Географического общества. По статистике ЮНЕСКО, книги Жюля Верна занимают второе место по переводимости в мире, уступая лишь произведениям Агаты Кристи.

Отец - адвокат Пьер Верн (1798-1871), ведущий своё происхождение из семьи провенских юристов. Мать - Софи-Нанина-Анриетта Аллот де ла Фюи (1801-1887), имела шотландские корни. Жюль Верн был первым ребёнком из пяти. После него родились: брат Поль (1829) и три сестры: Анна (1836), Матильда (1839) и Мари (1842).

Жену Жюля Верна звали Онорина де Виан (в девичестве Морель). Онорина была вдовой и имела двоих детей от первого брака. 20 мая 1856 года Жюль Верн приехал в Амьен на свадьбу своего друга, где впервые и встретил Онорину. 10 января 1857 года они поженились и поселились в Париже, где Верн жил уже несколько лет. Через четыре года, 3 августа 1861 года, Онорина родила сына Мишеля (ум. 1925), их единственного ребёнка. Жюль Верн при рождении не присутствовал, так как путешествовал по Скандинавии. Сын занимался кинематографом и экранизировал несколько произведений своего отца - «Двадцать тысяч льё под водой» (1916), «Судьба Жана Морена» (1916), «Чёрная Индия» (1917), «Южная звезда» (1918), «Пятьсот миллионов бегумы» (1919).

Внук - Жан-Жюль Верн (1892-1980), автор монографии о жизни и творчестве своего деда, над которой он работал около 40 лет (опубликована во Франции в 1973 году, русский перевод осуществлён в 1978 году в издательстве «Прогресс»). Правнук - Жан Верн (р. 1962), известный оперный тенор, именно он нашёл рукопись романа «Париж в XX веке», которая долгие годы считалась семейным мифом.

Сын адвоката, Верн изучал юриспруденцию в Париже, но любовь к литературе побудила его пойти по другой стезе. В 1850 году пьеса Верна «Сломанные соломинки» была с успехом поставлена в «Историческом театре» А. Дюма. В 1852-1854 годах Верн работал секретарём директора «Лирического театра», затем был биржевым маклером, не прекращая при этом писать комедии, либретто, рассказы.

В 1863 году опубликовал в журнале Ж. Этцеля «Журнал для образования и отдыха» первый роман из цикла «Необыкновенные путешествия»: «Пять недель на воздушном шаре» (русский перевод 1864 изд. М. А. Головачёва, 306 с., под названием: «Воздушное путешествие через Африку. Составленное по запискам доктора Фергюссона Юлием Верн»).

Успех романа вдохновил Верна; он решил и впредь работать в этом «ключе», сопровождая романтические приключения своих героев всё более искусными описаниями невероятных, но тем не менее тщательно продуманных научных чудес, рождённых его воображением.

Цикл продолжили романы:

«Путешествие к центру Земли» (1864),
«Путешествие и приключения капитана Гаттераса» (1865),
«С Земли на Луну» (1865),
«Дети капитана Гранта» (1867),
«Вокруг Луны» (1869),
«Двадцать тысяч льё под водой» (1870),
«Вокруг света за 80 дней» (1872),
«Таинственный остров» (1874),
«Михаил Строгов» (1876),
«Пятнадцатилетний капитан» (1878),
«Робур-Завоеватель» (1886)
и многие другие.

Всего Жюль Верн написал 66 романов, в том числе неоконченные, опубликованные в конце XX века, а также более 20 повестей и рассказов, более 30 пьес, несколько документальных и научных работ.

Творчество Жюля Верна проникнуто романтикой науки, верой во благо прогресса, преклонением перед силой мысли. Сочувственно описывает он и борьбу за национальное освобождение.

В романах Жюля Верна читатели находили не только восторженное описание техники, путешествий, но и яркие и живые образы благородных героев (капитан Гаттерас, капитан Грант, капитан Немо), симпатичных чудаковатых учёных (профессор Лиденброк, доктор Клоубонни, кузен Бенедикт, географ Жак Паганель).

В его поздних произведениях появился страх перед использованием науки в преступных целях: «Флаг родины» (1896), «Властелин мира», (1904), «Необыкновенные приключения экспедиции Барсака» (1919) (роман окончен сыном писателя, Мишелем Верном).

Вера в неизменный прогресс сменилась тревожным ожиданием неизвестности. Однако эти книги никогда не пользовались таким огромным успехом, как его предыдущие произведения.

После смерти писателя осталось большое количество неопубликованных рукописей, которые продолжают выходить в свет и поныне. Так, роман «Париж в XX веке» 1863 года был опубликован лишь в 1994.

Жюль Верн не был «кабинетным» писателем, он много путешествовал по миру, в том числе и на своих яхтах «Сен-Мишель I», «Сен-Мишель II» и «Сен-Мишель III». В 1859 году он совершил путешествие в Англию и Шотландию. В 1861 побывал в Скандинавии.

В 1867 году Верн совершил трансатлантический круиз на пароходе «Грейт-Истерн» в Соединённые Штаты, побывал в Нью-Йорке, на Ниагарском водопаде.

В 1878 году Жюль Верн совершил большое путешествие на яхте «Сен-Мишель III» по Средиземному морю, посетив Лиссабон, Танжер, Гибралтар и Алжир. В 1879 году на яхте «Сен-Мишель III» Жюль Верн вновь побывал в Англии и Шотландии. В 1881 году Жюль Верн на своей яхте побывал в Нидерландах, Германии и Дании. Тогда же он планировал дойти до Санкт-Петербурга, однако этому помешал сильный шторм.

В 1884 году Жюль Верн совершил своё последнее большое путешествие. На «Сен-Мишеле III» он побывал в Алжире, на Мальте, в Италии и других странах Средиземноморья. Многие его поездки впоследствии легли в основу «Необыкновенных путешествий» - «Плавающий город» (1870), «Чёрная Индия» (1877), «Зелёный луч» (1882), «Лотерейный билет № 9672» (1886) и других.

9 марта 1886 года Жюль Верн был тяжело ранен в лодыжку выстрелом из револьвера психически больным племянником Гастоном Верном, сыном Поля, и о путешествиях пришлось забыть навсегда.

В 1892 году писатель стал кавалером ордена Почётного легиона.

Незадолго до смерти Верн ослеп, но всё так же продолжал надиктовывать книги. Писатель скончался 24 марта 1905 года от сахарного диабета. После его смерти осталась картотека писателя, включающая свыше 20 тысяч тетрадей со сведениями из всех областей человеческих знаний.

Предсказания Жюля Верна:

1. Сбывшиеся:

В своих произведениях он предсказал научные открытия и изобретения в самых разных областях, в том числе акваланги, телевидение и космические полёты.
Электрический стул.
Самолёт («Властелин мира»).
Вертолёт («Робур-Завоеватель»).
Полёты в космос, в том числе на Луну («С Земли на Луну»), межпланетные путешествия («Гектор Сервадак»).
В романах «С Земли на Луну прямой дорогой за 97 часов 20 минут» и «Вокруг Луны» Жюль Верн предвосхитил некоторые моменты будущего освоения космоса: Использование алюминия в качестве основного металла для постройки вагона-снаряда. Несмотря на высокую стоимость алюминия в XIX веке, тем самым предсказано его будущее широкое применение для нужд аэрокосмической индустрии.
В качестве старта лунной экспедиции выбрана местность Стоунз-Хилл во Флориде. Это место близко к расположению современного космодрома на мысе Канаверал.
Первый полёт на Луну и у Жюля Верна, и в реальности произошёл в апреле, в экипаж входило трое астронавтов и оба космических аппарата приводнились в одной и той же области Атлантики.
Видеосвязь и телевидение («Париж в ХХ веке»).
Строительство Транссибирской и Трансмонгольской магистралей («Клодиус Бомбарнак. Записная книжка репортера об открытии большой Трансазиатской магистрали (Из России в Пекин)»).
Самолёт с переменным вектором тяги («Необыкновенные приключения экспедиции Барсака»).
Принципиальную проходимость Северного морского пути за одну навигацию («Найдёныш с погибшей «Цинтии»»).
Иногда Верну ошибочно приписывают предсказание подводной лодки. На самом деле, во времена Верна подводные лодки уже существовали. Однако по описанным характеристикам «Наутилус» превосходит даже подлодки XXI века. Так же не вполне корректно Верну приписывают предсказание кинематографа в романе "Замок в Карпатах" - в книге видение певицы было статичной голограммой, сделанной с помощью волшебного фонаря. Вместе с тем вопрос о возможном приоритете описания невидимости остается спорным - роман "Тайна Вильгельма Шторица" был написан после рассказов Фитц Джеймса О’Брайена и Эдварда Митчелла Пейджа, и опубликован только в 1910 году.

1. Несбывшиеся:

Земля на Северном полюсе (Приключения капитана Гаттераса) и океан на Южном («Двадцать тысяч льё под водой»): всё оказалось наоборот.
Подземный пролив под Суэцким каналом («Двадцать тысяч льё под водой»).
Пилотируемый полёт на Луну в пушечном снаряде . Стоит отметить, что именно эта «ошибка» сподвигла К. Э. Циолковского на изучение теории космических полётов.
Ядро Земли - холодное.
В серии «Робур-завоеватель», «Властелин мира» описаны 3 вида летательных аппаратов тяжелее воздуха: геликоптер, орнитоптер и параплан. Но самый распространённый в наше время параплан не удостоился своей истории. Вместо этого были «Альбатрос» и «Грозный».

ЖЮЛЬ ВЕРН
(1828-1905)

Жюль Верн — французский писатель-фантаст был и остался верным спутником молодости. 1-ые романы принесли ему общенародное признание. Только книжки французского писателя выходили в свет, они немедля переводились на многие языки и распространялись в мире.

Жюль Верн был в расцвете творческих сил, он ещё не успел выполнить и половины задуманного, когда восхищенные современники стали именовать его «глобальным путником», «прорицателем», «волшебником», «пророком», «провидцем», «изобретателем без мастерской» (заглавия статей, которые появлялись при его жизни). А он просто замыслил обрисовать весь земной шар — природу различных погодных зон, животный и растительный мир, традиции и обычаи всех народов планеты. И не просто обрисовать, как это делают географы, а воплотить этот план в многотомной серии романов, которую он именовал «Необыкновенные путешествия».

Трудолюбие Жюля Верна поражает масштабностью. Серия включает шестьдесят три романа и два сборника повестей и рассказов, изданных в 97 книжках. В полном объеме — около тысячи печатных листов либо восемнадцать тысяч книжных страничек!

Жюль Верн работал над «Необыкновенными путешествиями» более сорока лет (с 1862 до начала 1905 года), издание же всей серии растянулось более чем на полста лет. За этот период времени сменились поколения школьников, для которых он писал свои книжки. Поздние романы Жюля Верна попадали в нетерпеливые руки отпрысков и внуков его первых читателей.

«Необыкновенные путешествия» в совокупности — это универсальный географический очерк земного шара. Если распределить романы по месту действий, то окажется, что в 4-х романах описываются кругосветные путешествия, в пятнадцати — в страны Европы, в восьми — в Северную Америку, в восьми — Африка, в пятм — Азия, в 4-х — Южная Америка, в 4-х — Арктика, в 3-х — Австралия и Океания и в одном — Антарктида. Не считая того, что в 7-ми романах местом действия являются моря и океаны. Четыре романа составляют цикл «робинзонады» — действие разворачивается на необитаемых островах. И в конце концов, в 3-х романах действия происходят в межпланетном пространстве. К тому же в почти всех произведениях — не только лишь «кругосветного» цикла — герои путешествуют из страны в страну. Можно сказать без преувеличения, что странички книжек Жюля Верна захлестывают морские волны, песок пустынь, вулканический пепел, арктические вихри, галлактическая пыль. Место действия в его романах — земля, и не только лишь Земля, да и вся Вселенная. География и естествознание соседствуют с техническими и точными науками.

Герои Жюля Верна всегда путешествуют. Преодолевая большие расстояния, они стремятся выиграть время. Заслуга необычной скорости требует новейших средств передвижения. Жюль Верн «усовершенствовал» все виды транспорта от сухопутных до воображаемых межпланетных. Его герои делают быстроходные машины, подводные и воздушные корабли, изучат вулканы и глубины морей, попадают в труднодоступные дебри, открывают новые земли, стирая с географических карт последние «белоснежные пятна». Весь мир служит им мастерской для тестов. На дне океана, на необитаемом полуострове, на Северном полюсе, в межпланетном пространстве — где бы они не были, всюду их лаборатория, они работают, действуют, спорят, вводят в реальность свои дерзкие мечты.

В Верне сочетаются как будто несколько фигур. Он был реальным основоположником научной фантастики, основанной на научной достоверности и часто на научном предвидении, был восхитительным мастером приключенческого романа, страстным пропагандистом науки и её будущих достижений.

Делая упор на поиски научной мысли, он изображал желаемое как уже осуществленное. Изобретения, которые ещё не получили внедрения, модели устройств, которые проходили тесты, машины, что только намечались в набросках, он представлял в законченном, безупречном виде. Отсюда — неописуемые совпадения желаний писателя с воплощением схожих мыслей в жизнь. Но он не был ни «прорицателем», ни «пророком». Его герои решали задачки, подсказанные самой жизнью — бурным развитием индустрии, транспорта, связи. Научно-технические фантазии романиста практически никогда не превосходили способностей их воплощения в более высочайшем степени научного и технического прогресса.

Конкретно в этих направлениях работает любознательная идея героев «Необыкновенных путешествий». Изобретатели, инженеры, строители, они строят красивые городка, орошают пустыни, находят методы ускорять рост растений при помощи аппаратов искусственного климата, конструируют электронные приборы, позволяющие созидать и слышать на огромных расстояниях, грезят о практическом использовании внутреннего тепла Земли, энергии солнца, ветра и морского прибоя, о способности скопления припасов энергии в массивных аккумуляторах. Они изыскивают методы продления жизни и подмены изношенных органов тела новыми, изобретают цветную фотографию, звуковое кино, автоматическую счетную машину, синтетические пищевые продукты, одежку из стеклянного волокна и много других восхитительных вещей, облегчающих жизнь и труд человека что помогают ему преобразовывать мир.

Когда Жюль Верн писал свои книжки, Арктика ещё не была завоевана, полюса ещё не были открыты, Центральная Африка, Внутренняя Австралия, бассейн Амазонки, Памир, Тибет, Антарктика практически ещё не были исследованы. Герои Жюля Верна совершают географические открытия, опережая истинные.
Преобразование мира — главное в его творчестве. Всесильный разум познает природу. Все четыре стихии: земля, вода, воздух, огнь — безизбежно покорятся людям. Объединенными усилиями население земли преобразит и сделает лучше планетку:

Конкретно отсюда начинается оптимистический пафос наилучших произведений Жюля Верна. Он сделал роман нового типа — роман о науке и про бескрайние способности. Фантазия у него сдружилась с наукой и стала его неразлучной спутницей. Фантазия, окрыленная научными поисками, перевоплотился в научную фантастику.

Вкупе с новым романом в литературу вошел новый герой — рыцарь науки, бескорыстный ученый, готовый во имя собственных творческих мыслей, ради воплощения огромных надежд совершить подвиг, пойти на всякую жертву. В будущее ориентированы не только лишь научно-технические фантазии Жюля Верна, но и его герои — первооткрыватели новых земель и создатели умопомрачительных машин. Время диктует писателю свои требования. Жюль Верн поймал эти требования и откликнулся на их «Необыкновенными путешествиями».

Отыскать свою цель оказалось сложнее, чем положить жизнь на её достижение. Старший отпрыск адвоката, Жюль Верн, знал еще в молодости, что давнишняя домашняя традиция просит стать правоведом и потом унаследовать контору отца. Но желание юноши расползались вместе с семейными ожиданиями.
Он вырос в приморском городке Нанте, бредил морем и кораблями и даже попробовал — ему было тогда одиннадцать лет — бежать в Индию, нанявшись юнгой на шхуну «Кораллы». Но неумолимый отец отправляет его после лицея в парижскую Школу права. Море остается светлой мечтой, а любовь к поэзии, театру и музыке сокрушает крепость родительской власти. В угоду отцу, получает диплом правоведа, но не идет служить в адвокатскую контору в Нанте, а выбирает полуголодное существование литератора, который перебивается маленькими заработками — пишет комедии, водевили, драмы, составляет либретто смешных опер и после каждой очередной беды работает с ещё огромным азартом.

В то же время скупая любознательность, увлечение естественными науками принуждают его посещать Национальную библиотеку, лекции и ученые диспуты, делать выписки из прочитанных книжек, не зная ещё, на что понадобится ему эта куча различных справок по географии, астрономии, навигации, истории технике и научных открытиях.

В один прекрасный момент — это было в середине 1850-х годов — в ответ на уговоры отца отрешиться от никчемных занятий и возвратиться к Нанту парень решительно заявил, что он не колеблется в собственном будущем и до 35 лет займет в литературе крепкое место. Ему исполнилось 27 лет. и огромное количество пророчеств Жюля Верна, реализовались с огромным либо наименьшим приближением, этот 1-ый прогноз оказался идеально четким.
Но поиски еще длились. Несколько написанных рассказов из морской темы, которым сам он не присваивал огромного значения, хотя позднее и включил их в собственную большую серию, были вехами на пути к «Необыкновенным путешествиям». Только на рубеже 60-х годов, убедившись, что сейчас он полностью подготовлен, Жюль Верн стал разрабатывать новые просторы. Это было осознанное художественное открытие. Он открыл для литературы поэзию науки. Порывая со всем, что его когда-то тормозило, он сказал друзьям, что отыскал свою золотую жилу.

Осенью 1862 года Жюль Верн закончил собственный 1-ый роман. Его давнешний покровитель Александр Дюма посоветовал обратиться к Етцеля, умному, опытнейшему издателю, который подыскивал способных служащих для юношеского «Журнальчика воспитания и утехи». С первых же страничек рукописи Етцель угадал, что случай привел к нему конкретно того писателя, которого не хватало детской литературе. Етцель стремительно прочел роман, высказал свои замечания и отдал Жюлю Верну на доработку. Уже через две недели рукопись возвратился в исправленном виде, и сначала 1863 года роман вышел в свет.
Само заглавие — «5 недель на воздушном шаре» — не могло пройти незамеченным. Фуррор затмил все ожидания и ознаменовал рождение «романа о науке», в каком интереснейшие приключения смешиваются с популяризацией познаний и обоснованием разных гипотез. Так, уже в этом первом романе про воображаемые географические открытия в Африке, изготовленные с высоты птичьего полета, Жюль Верн «сконструировал» аэростат с температурным управлением и безошибочно предсказал местопребывание тогда ещё не открытых источников Нила.

Романист заключил с ним длительный контракт, согласившись писать по три книжки в год. Сейчас он мог без препятствий, не думая о следующем дне, приступить к осуществлению бессчетных планов. Етцель становится его другом и советчиком. В Париже они нередко видятся, а когда Жюль Верн едет работать к морю либо курсирует вдоль берегов Франции, замкнувшись в «плавучем кабинете» на борту собственной яхты «Сен-Мишель», они часто обмениваются письмами. С запозданием обнаружив своё актуальное поприще, писатель издает книжку за книжкой, и что не роман, то шедевр. Фантазию воздушную меняет геологическая — «Путешествие к центру Земли» (1864). Позже возникает фантазия арктическая — «Путешествие и приключения капитана Гаттераса» (1864-65).
Пока читатели совместно с конкретным Гаттерасом медлительно продвигались к Северному полюсу на страничках «Журнальчика воспитания и утехи», Жюль Верн создал галлактическую фантазию — «С Земли на Луну» (1865), отложив продолжение («Вокруг Луны»), так как был должен окончить к сроку издавна задуманный и объявленный в журнальчике роман о кругосветном путешествии — «Приключения Роберта Гранта». Сейчас роман без всякой фантастики вырос до 3-х томов! Жюль Верн ещё в рукописях изменил заглавие, и он стал окончательным — «Дети капитана Гранта».

Работая раз в день от зари до зари, с 5 утра до 7 вечера, он ассоциирует себя с першероном — ломовой лошадью, которая и отдыхает в собственной упряжке. Излишек нерастраченных сил помогает ей бодро тянуть ввысь до изнеможения перегруженный воз.

Обязательно выполняя условия контракта — три книжки в год! — летом 1866 года, соблазненный перспективой рассчитаться со старыми долгами, Жюль Верн берется по заказу Етцеля за дополнительный труд — «Иллюстрированную географию Франции». Используя много источников, он успевает сделать скрупулезное описание 2-ух департаментов за неделю, выдавая на-гора по 800 строк — практически полтора печатных листа в день. И это не считая основной работы над третьей частью «Детей капитана Гранта», 1-го из самых восхитительных романов, что он когда-либо создавал. Вручив издателю собственный 5-ый роман, Жюль Верн решил соединить уже написаны и еще не написанные произведения в общую серию «Необыкновенных путешествий».

Читатели «Журнальчика воспитания и утехи» начали кругосветное плавание с 1866-го до 1868 года, когда роман «Дети капитана Гранта» вышел отдельным изданием и ещё более добавил славы Жулю Верну. В этом романе кругосветное путешествие свободно от всякой фантастики. Действие развивается только по законам внутренней логики, без каких-то наружных пружин. Дети отправляются на поиски пропавшего отца. их отец — шотландский патриот, который не вожделал примириться с тем, что Великобритания поработила Шотландию. По воззрению Гранта, интересы его родины не совпадали с интересами англосаксов, и он решил основать свободную шотландскую колонию на одном из островов Тихого океана. Либо он грезил, что эта колония когда-нибудь добьется гос. независимости, как это вышло с Соединенными Штатами? Той независимости, что безизбежно в какой-то момент завоюют Индия и Австралия? Естественно, он мог так мыслить. И просто представить, что английское правительство оказывало капитану Гранту препятствия. Но он подобрал команду и отплыл изучать большие острова Тихого океана, чтоб отыскать подходящее место для поселения. Такая экспозиция. Потом лорд Гленарван, единомышленник капитана Гранта, случаем находит документ, что разъясняет его исчезновение. И таким макаром, кругосветное путешествие мотивируется свободолюбивыми рвениями героев. А далее испорченный документ поведет по неверному следу. Позже появится ученый-всезнайка, другими словами француз Жак Паганель, секретарь Парижского географического общества, знатный член чуть ли не всех географических обществ мира. Через его анекдотичную невнимательность сюжетные хитросплетения будут ещё более усугубляться. Паганель нужен не только лишь для оживления деяния. Этот человек — ходячая энциклопедия. Он знает полностью всё. В закоулках его памяти огромное количество фактов, которые он будет преподавать при каждой комфортном случаи. Но наука не должна отрываться от деяния. Роман полон захватывающих приключений. И совместно с тем, он географический, это собственного рода занятная география. Трудности заключались в том, чтоб познавательные данные не отделялись от текста, чтоб действие не могли без их продвигаться. В таких случаях Жюля Верна всегда выручала его умопомрачительная изобретательность».

В среде персонажей «Необыкновенных путешествий» мы находим представителей всех человечьих рас, включающих большую часть наций, 10-ки национальностей, народностей и племен. Галерея образов Жюля Верна, включающая несколько тыс. персонажей — население целого городка! — умопомрачительно богатая по этническому составу. Тут с Жюлем Верном не может сравниться никакой другой писатель.

Его враждебность к расовым предрассудкам ясно проступает даже в самом выборе положительных персонажей, представляющих вместе с европейцами и янки народы колониальных и зависимых государств. Чтоб далеко не ходить за примерами, вспомним, каким благородством и чувством людского наделен американский краснокожий Талькав.

Жюль Верн соболезновал угнетенным народам. Разоблачение рабовладения, колониальных грабежей, истребительных агрессивных войн — неизменный мотив «Необыкновенных путешествий». Сатирические выпады против английской колониальной политики мы находим и в «Детях капитана Гранта». Австралийский парень Толине, который получил в школе первую оценку по географии, уверен, что британцам принадлежит весь земной шар. «Ах так преподают географию в Мельбурне! — восклицает Паганель.- Пошевелить мозгами только: Европа, Азия, Африка, Америка, Океания — все, весь мир принадлежит британцам! К черту! При таком воспитании я понимаю, почему аборигены подчиняются британцам».

С величайшим негодованием создатель говорит про так именуемые резервации — более отдаленные и глухие районы, отведенные для коренного населения Австралии. «Овладев страной, британцы призвали на помощь колонизации убийство. Беспощадности были неописуемые. Они вели себя в Австралии так же, как в Индии, где погибло 5 миллионов индусов, так же, как в Капской области, где из миллиона готтентотов сохранилось только 100 тыс».

Познавательный материал, сосредоточенный в «Детях капитана Гранта», как и в других романах Жюля Верна, естественно, не произвел бы такового воспоминания, если бы все эти описания, рассуждения, экскурсы не сплетались с намерениями и делами героев. Люди тут отличаются необычной моральной чистотой, физическим и чистосердечным здоровьем, целеустремленностью, собранностью, не знают ни лицемерия, ни расчета. Смельчакам, которые веруют в фурор собственного дела, удается хоть какой, самый непростой план. Товарищ выручает товарища из неудачи. Сильный приходит на помощь слабому. Дружба крепчает от грозных испытаний. Злодеев всегда разоблачают, и они несут наказание за свои злодеяния. Справедливость всегда торжествует, мечта всегда осуществляется.

Образы измышленных героев вылеплены так рельефно, что запоминаются на всю жизнь. Скажем, тот же Жак Паганель — кто не знает этого чудака-ученого? Фанатик науки, «ходячая энциклопедия», он всегда пересыпает суровые рассуждения смешными шуточками и забавными проделками. Ему присуще неистребимое чувство юмора. Вкупе с тем он завлекает смелостью, добротой., справедливостью. Ободряя собственных спутников, Паганель не перестает шутить даже во времена невзгод, когда идет речь о жизни и погибели. В романе это — центральная фигура. Без неё распалась бы вся композиция. Рядом с ним — шотландский патриот Гленарван, который делает всё невероятное и неосуществимое, чтоб разыскать по чуть внятным следам, собственного свободолюбивого соотечественника, капитана Гарри Гранта. Сильным и мужественным нравом, который раскрывается в действии и закаляется в борьбе с жестокими испытаниями, наделены и молодые герои Жюля Верна. Какой-то из них — Роберт Грант. Для достойного отпрыска отважного шотландца полностью естественным является чистосердечный порыв — навлечь на себя преследования волков, чтоб спасти от смерти собственных друзей.

По тиражам и количеству переводов Верн и на данный момент — один из самых фаворитных писателей. Его читают всюду, куда просачивается печатное слово. В различных странах возникают всё новые и новые издания произведений Жюля Верна, пьесы, киноленты, целые телесериалы по сюжетам «Необыкновенных путешествий».

Приход галлактической эпохи ознаменовало высший триумф писателя, который предугадывал искусственные спутники и межпланетные перелеты с Земли на Луну.

Когда русская галлактическая ракета в первый раз передала на Землю фото обратной стороны Луны, одному из «потусторонних» лунных кратеров было присвоено имя «Жюль Верн». Кратер Жюль Верн примыкает к Морю Мечты…


Жюль Верн – всемирно известный французский писатель. Его считают основоположником жанра научной фантастики. Он является автором более 60 приключенческих романов, 30 пьес, нескольких десятков повестей и рассказов.

Родился Ж. Верн в 1828г. недалеко от портового городка Нант. Его предки по линии отца были юристами, а по линии матери – судовладельцами и кораблестроителями.

В 1834г. родители отдали маленького Жюля в пансион, а через два года – в семинарию. Он учился неплохо. Особенно ему нравились французский язык и литература. А ещё мальчик грезил о море и путешествиях, поэтому в одиннадцатилетнем возрасте он сбежал и нанялся юнгой на корабль «Корали», отплывавший в Вест-Индию. Однако отец разыскал сына и вернул его домой.

После окончания семинарии Верн продолжил образование в Королевском лицее. В 1846г. получил степень бакалавра. Мечтает о писательской славе, но отец отправляет его в Париж изучать юриспруденцию. Там юноша увлёкся театром: он посещает все премьеры и даже пробует свои силы в написании пьес и либретто. Подружился с А. Дюма.

Отец, узнав, что Жюль уделяет больше внимания литературной деятельности, чем лекциям по праву, очень рассердился и отказал сыну в финансовой поддержке. Молодому литератору пришлось искать разные виды заработка. Он и репетиторством занимался, и в издательстве секретарём работал. Учёбу тоже не бросил и в 1851г. получил разрешение на ведение адвокатской деятельности. А благодаря ходатайству Дюма-отца на сцене была поставлена его пьеса «Сломанные соломинки».

В 1852-1854гг. Верн трудится в театре. В 1857г. женится. Потом становится биржевым маклером. Берётся за написание романов. Регулярно посещает библиотеку. Составляет собственную картотеку, в которой фиксирует важные для себе сведения, касающиеся различных наук (к концу жизни писателя она насчитывала свыше 20 тысяч тетрадей). Пристально следит за развитием техники. Чтобы всё успевать, просыпается засветло.

В 1858г. отправляется в своё первое морское путешествие, а в 861г. – во второе. В 1863г. он публикует роман «Пять недель на воздушном шаре», принёсший ему настоящую популярность.

В 1865г. Верн приобрёл парусный бот и перестроил его в яхту, ставшую его «плавучим кабинетом» и местом написания множества интересных произведений. Позже купил ещё несколько яхт, на которых путешествовал.

В последние годы жизни Ж. Верн ослеп. Умер он в 1905г. Похоронен в Амьене.

Биография 2

Жюль Верн - французский писатель, рожденный 8 февраля 1828 года. Жюль стал первым ребенком в семье, а позже у него появились брат и три сестры. В возрасте шести лет будущего писателя направили в пансион. Преподавательница часто рассказывала о своем муже, который много лет назад ушел в морское плавание и потерпел крушение, но не погиб, а доплыл до какого-то острова, где выживает как Робинзон Крузо. Эта история сильно повлияла на творчество Верна в будущем. Позже по настоянию отца он перешел в духовную семинарию, что также отразилось в его произведениях.

Как-то юный Жюль Верн устроился юнгой на корабль, но его перехватил отец и попросил его путешествовать только в воображении. Но Жюль все равно продолжал мечтать бороздить морские просторы.

Верн совсем рано начал писать очень объемные произведения, но отец все же надеялся, что старший сын станет адвокатом. Поэтому вскоре Жюль отправился в Париж для обучения. Вскоре он вернулся на родину, где влюбился в девушку. Он посвятил ей множество стихотворений, но ее родители были против такого союза. Писатель начал пить и чуть не забросил писательскую деятельность, но позже взял себя в руки и стал адвокатом.

Благодаря знакомству с Александром Дюма и тесной дружбе с его сыном, Жюль Верн начал публиковать свои произведения. Он увлекался географией, технологиями и прекрасно совмещал это в литературе. В 1865 году Верн приобрел яхту и наконец начал путешествовать по миру, работая над собственными произведениями.

В 86 году в Жюля выстрелил собственный племянник. Пуля попала в ногу и из-за этого писатель начал хромать. К сожалению, о путешествиях пришлось забыть. А племянник оказался в психиатрической больнице. Вскоре умирает мать Жюля, что еще сильнее подкосило его. Затем Верн стал меньше писать и занялся политикой. В 97 году умирает брат. Жюль и Поль были очень близки. Казалось, что писатель не переживет эту потерю. Возможно, из-за этого он отказался делать операцию на глаза и вскоре почти ослеп.

В 1905 году Жюль Верн умер от диабета. Почтить память пришло несколько тысяч человек. Но из французского правительство так никто и не приехал. После смерти Верн оставил множество тетрадей с заметками и незаконченными произведениями.

Жюль Верн, французский писатель 19 века, получил свою известность благодаря своим революционным научно-фантастическим романам, как “Вокруг света за восемьдесят дней” и “Двадцать тысяч лье под водой’.

Ранние годы

Жюль Верн родился 8 февраля 1828 года в Нанте, Франция, в оживленном морском порте города. Там, Верн был подвержен морским судам, отъезжающих и прибывающих, что вызывало его воображение для путешествий и приключений еще в ранние годы. Во время учебы в школе-интернате, он начал писать короткие рассказы и стихи. После этого, его отец, юрист, послал своего старшего сына в Париж, для изучения правового дела.

Он оказался большим приверженцем литературы и театра, и стал часто посещать парижские знаменитые литературные кружки, где подружился с группой художников и писателей, в число которых входил Александр Дюма и его сын. Получив диплом юриста в 1849 году, Верн остается в Париже, чтобы насладиться его художественными наклонностями. В следующем году, он написал свою первую одноактную пьесу “Сломанные соломинки”.

Начало карьеры писателя


Верн продолжал писать, несмотря на давление со стороны своего отца, который хотел, чтобы сын продолжил его юридическую карьеру. Пик отношений с отцом пришел на 1852 год, когда Верн отказался от предложения его отца, открыть свою адвокатскую контору в городе Нант. В итоге начинающий писатель выбрал скудно оплачиваемую работу, в качестве секретаря лирического театра.

В 1856 году Верн познакомился и влюбился в Онорине де Виане, молодую вдову с двумя дочерьми. Они поженились в 1857 году, и понимая, что он нуждается в укреплении своего финансового состояния, Верн начал работать в качестве брокера. Однако, он отказался бросить свою писательскую карьеру, и в том же году он опубликовал свою первую книгу.

Первая слава Жюль Верна


В 1859 году, Верн и его жена, отправились в первую, из примерно 20 поездок, экскурсию на Британские острова. Путешествие произвело сильное впечатление на Жюль Верна, которое вдохновило его на написание нового романа, который был опубликован лишь после его смерти. В 1861 году родился первый его сын – Мишель Жан Пьер Верн.

Литературной деятельности Жюля Верна не удалось набрать обороты в этот период, но его удача начинает меняться с его знакомством с известным редактором и издателем Пьером-Жюле Этцелем, в 1862 году. На тот момент, Верн работал над романом, который пропитан тяжелой дозой научных исследований и приключений, и Этцель нашел в нем развивающийся стиль. В 1863 году Этцель опубликовал роман “Пять недель на воздушном шаре”, первый из серии приключенческих романов Жюля Верна. Впоследствии Верн подписал контракт, в котором он будет представлять для издателя новые работы каждый год, большинство из которых будет сериализировано в магазине Этцеля.

Период гениальных романов и повестей Верна

В 1864 году Этцель опубликовал роман “Приключения капитана Гаттераса” и “Путешествие к центру Земли”. В том же году, роман “Париж в ХХ веке” был отклонен для публикации, но в 1865 году Жюль Верн был еще в печати с романами “Земли до Луны” и в “Поисках потерпевших кораблекрушения”.

Вдохновленный своей любовью к путешествиям и приключениям, Верн купил судно, и он и его жена провели много времени, плывущие по морям. Собственные приключения Верна, плавающего в различных портах, от Британских островов до Средиземного моря, были главными составляющими его рассказов и повестей. В 1867 году Этцель опубликовал повесть Верна – “Иллюстрированная География Франции и ее колоний”, и в этом же году, Верн отправляется со своим братом в Соединенные Штаты Америки. Он остановился там только на неделю, но его визит в Америку произвел неизгладимое воздействие, что нашло отражение в его более поздних работах.

В 1869 году, Этцель опубликовал один из самых известных романов Верна – “Двадцать тысяч лье под водой”, который на данный момент переведен на языки многих народов мира. Начиная с конца 1872, сериализованная версия Верна – “Вокруг света в восемьдесят дней”, впервые появились в печати. История Филеаса Фогга и Жана Паспарту повествует читателям об авантюрном мировом турне, в то время, когда путешествие было легкое и манящие. С момента своего дебюта, работа была адаптирована для театра, радио, телевидения и кино. Верн оставался плодовитым на протяжении десятилетия, сочинив в это время ряд гениальных романов и повестей, таких, как “Таинственный остров”, “Выживших канцлер”, “Михаил Строгов”, и “Пятнадцатилетний капитан”.

Более поздние годы


Несмотря на его чрезвычайно профессиональный успех по 1870 год, Жюль Верн начал испытывать напряженность в личной жизни. Он послал своего непокорного сына в исправительный дом в 1876 году, и несколько лет спустя, Мишель вызывал еще больше проблем, через его отношения с несовершеннолетней. В 1886 году, Верн был ранен в ногу его племянником Гастоном, оставив его калекой на всю свою жизнь. Его давний издатель и сотрудник – Этцель, умер неделю спустя, а на следующий год умерла его мать.

Основав свою резиденцию в Северном французском городе Амьен, Жюль Верн начал работать в совете города в 1888 году. Страдающий сахарным диабетом, он умер у себя дома 24 марта 1905 года.

Его дополнительные работы всплывали спустя десятилетия. Повесть “Назад в Великобританию”, наконец-то была напечатана в 1989 году, через 130 лет после ее написания. А “Париж в ХХ веке”, который раньше считался слишком надуманным, с изображениями небоскребов, работающих на газовом топливе автомобилей и общественного транспорта, был опубликован аж 1994 году.

В целом, Верн написал более 60 книг, а также десятки пьес, рассказов и либретто. Он наколдовал сотни запоминающихся персонажей, и представлял в себе бесчисленные инновации лет своего времени, в том числе подводных лодок, космических путешествий, земных рейсов и глубоководной разведки.

Один из величайших французских писателей XIX века, автор бессмертных «Вокруг света за 80 дней», «Детей капитана Гранта», «Пятнадцатилетнего капитана», «Таинственного острова» Жюль Верн стал популярен как выдающийся романист только в 36 лет. До этого ему пришлось долгое время провести на задворках литературы: редактировать чужие произведения, писать заказные пьесы, небольшие статьи и мечтать, сидя за столиком на Монмарте, о собственных книгах и читательском признании.

И в начале литературной карьеры, и уже будучи маститым писателем, Жюль Верн каждый день вставал в пять утра. Он выпивал чашку отменного черного кофе и садился за рабочий стол, раскладывал свои картотеки и начинал писать.

Картотеки Жюля Верна представляли собой самодельные тетрадки, которые он вел на протяжении всей жизни. В эту импровизированную энциклопедию Верн заносил заинтересовавшие его факты, термины из различных отраслей науки (физики, химии, географии), имена исследователей, путешественников, необычайные происшествия. Память, утверждал писатель, несовершенный инструмент. Картотеки Верна стали его верными помощниками при создании приключенческих романов.

За письменным столом Жюль Верн забывал о доме, будничной суете и уносился вместе со своими героями к далеким далям, которые они бороздили. В семействе прекрасно знали установленный порядок – утренние часы Жюль посвящает литературе. Правда, путь к этой идиллии был довольно извилистым. А началась история Жюля Габриэля Верна в провинциальном Нанте, в феврале 1828 года.

Глава семейства Вернов Пьер Верн был успешным адвокатом и владел собственной фирмой в Нанте. Не случайно отец видел старшего из детей Жюля достойным продолжателем семейного дела. Поначалу юный Верн поддался родительскому влиянию – успешно закончил Сорбонну по специальности юриспруденция и всерьез задумывался о том, чтобы стать адвокатом.

Однако жизнь в Париже, куда переехал восемнадцатилетний Жюль, свела его с доселе незнакомым типом людей – представителями литературного бомонда, которыми был полон столичный Монмарт. Именно тогда литературные наклонности, которые всегда замечал в себе Верн, проявились с особенной силой. Теперь он знал, что не вернется в Нант и не станет отцовским преемником. Об этом сын неоднократно писал в письмах родителю: «Ты пойми, папа, даже не стоит пробовать. Какой я тебе помощник? Твоя контора в моих руках захиреет. Лучше уж стать хорошим литератором, чем плохим адвокатом».

Отец не разделял сыновнего увлечения, считал литературу блажью молодости. Мужчине, будущему главе семейства, нужна достойная профессия – писательством можно зарабатывать только, если ты Гюго, или, скажем, Дюма. Тогда Поль Верн не подозревал, что совсем скоро его мятежный сын лично познакомится с небожителями литературного олимпа, которых он невзначай привел в пример, а впоследствии разделит с ними пьедестал.

Встречи с небожителями: Виктор Гюго и Александр Дюма

Жюль Верн четко знал, что хочет связать свою жизнь с литературой. Что правда, этим план действий начинающего творца ограничивался. Одного желания и таланта было мало, Верн остро нуждался в протекции и маститом наставнике.

Встреча с Виктором Гюго, которого Жюль Верн считал непревзойденным мэтром, была организована его приятелем. Молодой поэт (на тот момент Жюль Верн видел себя лириком) жутко волновался. В сюртуке с чужого плеча и с модной тростью, купленной за последние деньги, Верн неловко переминался в углу богато обставленной гостиной Гюго.

Хозяин не проявил проницательности к очередному молодому дарованию. Он говорил о Париже, политике, погоде и ни слова о литературе! А у молодого Верна попросту не хватило духу перевести разговор в иное русло.

К счастью, милосердная судьба дарит Верну еще один шанс проявить себя и сводит его с самим Александром Дюма-отцом. Автор «Трех мушкетеров» и «Графа Монте-Кристо» тут же заговорил с молодым человеком об искусстве. Слово за слово и Жюль Верн сам не заметил, как был приглашен в «Исторический театр» Александра Дюма.

Сперва новичок выполнял черновые работы – правил пьесы, встречался с актерами и выслушивал их многочисленные капризы. А чуть позже проявил себя в амплуа драматурга. Его творческий дебют состоялся в 1850 году, когда на театральных подмостках была поставлена пьеса «Скомканные соломинки».

Рождение «Необыкновенных приключений»

Истинную славу, успех и материальную независимость Жюлю Верну принесли его романы. За свою литературную карьеру Верн создал 66 романов (некоторые из них были опубликованы посмертно, другие так и остались незавершенными). Первый из них был рожден весьма спонтанно под влиянием любви к науке, путешествиям и приключениям.

В 1864 году 36-летний писатель Жюль Верн, известный лишь в узких литературных кругах, положил на стол редактора периодического издания «Обозрение двух миров» Франсуа Бюло рукопись «Пяти недель на воздушном шаре». В романе речь шла об английском докторе Самуэле Фергюсоне, который в компании друга и слуги отправляется в путешествие на воздушном шаре. Усовершенствовав летательный аппарат при помощи специального механизма, Фергюсон смог проделать огромный путь, побывав в Сахаре, на озере Чад, на берегах реки Нигер и во многих других местах таинственной и опасной Африки.

Бюло одобрил нетривиальный сюжет, географическую и научную осведомленность автора, его писательскую манеру и незамедлительно предложил начать публикацию «Пяти недель на воздушном шаре» в «Обозрении»… правда, без гонорара. «Но я писатель, сударь!» – возмутился оскорбленный Жюль Верн. «Но у вас нет никакого имени!» – парировал Бюло. «Зато я написал необычный роман!» – не отступал автор. «Поздравляю вас. Но все равно вы пока никому не известны. Печататься в таком замечательном журнале, как «Обозрение двух миров», почетно само по себе безо всякого гонорара». Так и не придя к компромиссу, обе стороны разошлись.

К счастью, приятель Верна Надаль был знаком с успешным парижским издателем Пьером-Жюлем Этцелем. Ознакомившись с творением начинающего романиста, Этцель потер руки «Эта вещь у меня пойдет!» и тут же подписал с начинающим литератором договор.

Многоопытный Этцель не прогадал – успех «Пяти дней» был ошеломительным. Он и послужил толчком для создания цикла «Необыкновенные приключения». В него вошли такие шедевры приключенческого жанра, как «Путешествие к центру Земли», «С Земли на Луну», «Дети капитана Гранта», «Двадцать тысяч лье под водой», «Вокруг света за 80 дней», «Таинственный остров», «Пятнадцатилетний капитан» и другие.

Жюль Верн и Россия

Книги Жюля Верна пользовались огромной популярностью за пределами родной Франции. Его романы очень тепло встречали в России. Так, дебютные «Пять недель на воздушном шаре» перевели на русский язык уже через год после публикации, в 1864 году. Произведение было опубликовано на страницах «Современника» под названием «Воздушное путешествие через Африку».

Перевод произведений Жюля Верна

Постоянным переводчиком Верна являлась украино-русская писательница Марко Вовчок. На ее счету 14 романов именитого француза, его малая проза и научно-популярная статья.

Самого Жюля Верна привлекала Россия. Герои девяти верновских романов посещают эту огромную таинственную страну. Однако сам Верн, будучи далеко не кабинетным писателем, а заядлым путешественником, так и не успел посетить Россию.

Последние годы жизни Жюля Верна были омрачены болезнями. Не давала покоя боль в лодыжке – в 86-м Верн получил тяжелое огнестрельное ранение. Стрелял психически больной племянник писателя Гастон, который таким сомнительным образом пытался привлечь к персоне своего и без того знаменитого дяди внимание.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то