Музыкальная критика. Неистовый стасов В

Могучий старик богатырского телосложения, с открытым, смелым выражением лица, умным, проницательным взором смотрит ка зрителя с портретов, в которых великий художник запечатлел Владимира Васильевича Стасова. Вдохновенное лицо Стасова говорит о красоте и сложности его духовного облика, о кипучести и страстности его характера.

С замечательной силой выразил художник не только внешний облик, но и внутреннюю сущность этого выдающегося деятеля русской художественной культуры. Стасов действительно был человеком большого таланта, внутренней силы, неистощимой энергии и подкупающей прямоты.

Он был широко образован и разносторонне одарен, выступая одновременно и как музыкальный критик, и как ученый-этнограф, и как археолог, и как художественный критик. В этой разносторонней деятельности им руководило одно — безграничная и страстная любовь к родному народу и стремление помочь росту и процветанию русской художественной культуры. А.М. Горький сказал о Стасове, что «его стихией, религией и богом было искусство, он всегда казался пьяным от любви к нему».

В.В. Стасов родился в 1824 году в Петербурге, в семье известного русского архитектора В. П. Стасова. Под влиянием отца у мальчика рано пробудился интерес к искусству. С увлечением знакомился он с многочисленными альбомами, гравюрами и книгами по искусству, хранившимися в домашней библиотеке, слушал серьезную музыку, рисовал, ездил вместе с отцом на постройки и там интересовался работой скульпторов и художников. В 1836 году он поступил в закрытое учебное заведение — Училище правоведения, которое и закончил в 1843 году. Обстановка в училище была благоприятной для развития интереса мальчика к искусству. Особенное внимание уделялось занятиям музыкой. Стасов учился игре на фортепиано сразу у двух известных педагогов — Тензельта и Герке и стал хорошо играть на этом инструменте. В числе друзей Владимира Васильевича в этот период времени был А.Н. Серов, ставший впоследствии известным композитором. Вокруг Стасова и Серова группировалась молодежь, пылко обсуждавшая вопросы художественной жизни.

После окончания училища интерес Стасова к искусству проявился еще больше. Он еще ревностнее стал читать книги по искусству, посещать концерты, выставки и музеи.

Большое значение имело для него знакомство с произведениями Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Дидро, Лессинга и Белинского.

Позднее Стасов познакомился с сочинениями Герцена и Чернышевского. Глубокое уважение Стасова к Герцену еще более укрепилось в результате их личного знакомства. Особенно большое влияние на взгляды художественного критика оказал Чернышевский. Белинского и Чернышевского Стасов всегда потом называл своими «воспитателями» и «руководителями».

Время первоначального формирования общественно-политических и художественных взглядов, а также моральных качеств Стасова совпало с периодом, предшествовавшим реформе 1861 года. Вся передовая, честная, демократически настроенная русская интеллигенция этого времени вела решительную борьбу с устоями и пережитками крепостничества. Стасов как передовой деятель своего времени был человеком демократических убеждений, республиканских взглядов, страстным противником самодержавно-крепостнического строя, горячим патриотом, страдавшим и болевшим за родной народ, его судьбы и интересы. Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников,... , в своих воспоминаниях о Стасове, так характеризовал политические взгляды критика: «В.В. Стасов был истинным республиканцем в душе, он ждал ее (то есть республики) осуществления». Стасов был атеистом, борцом против узкого национализма и антисемитизма, горячим защитником равноправия женщин и поборником женского образования.

Белинский, а затем и Чернышевский выдвигали перед литературой и искусством требование реализма, народности, активного участия в освободительном демократическом движении. Стасов стал убежденным сторонником и популяризатором этих передовых идей.

Еще будучи воспитанником Училища правоведения, Стасов написал свою первую музыкально-критическую работу. Однако впервые напечатать статью в журнале ему удалось лишь в конце 40-х годов. С этого времени в продолжение всей своей жизни Стасов систематически публикует свои критические работы по изобразительному искусству и музыке, а также письма, воспоминания и статьи современных ему художников и композиторов — , , , , Глинки, Бородина и др., стремясь оставить потомству возможно более полную картину их жизни и творчества.

Поступив в 1857 году в Петербургскую публичную библиотеку, Владимир Васильевич проработал в ней около пятидесяти лет, много сделав для процветания ее художественного отдела.

На протяжении всей жизни Стасов многократно совершал поездки за границу с целью изучения памятников искусства и культуры. Он бывал в Англии, Франции, Германии, Австрии, Бельгии, Чехии, Голландии, Италии, Испании. С той же целью он много путешествовал и по России. Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников,... писал о Стасове: «Мне посчастливилось сделать в его обществе большое путешествие по музеям Европы: Париж — Лувр, Антверпен, Брюссель, Дрезден, Амстердам, Гаага, Нюренберг, Мадрид, Севилья, Гренада, Альгамбра, Кордова, Толедо и пр. пр... Все лето, из города в город, где только были замечательные собрания художественных шедевров. Все это в совершенстве знал Владимир Васильевич и не пропускал ничего. Неоднократно я был удивлен, как не специалист, не художник, он часто останавливал мое внимание на вещах, которые я не вдруг раскрывал. Действительно, такую тонкость мог оценить только человек, глубоко знающий и страстно любящий искусства».

Стасов лично общался и переписывался со многими выдающимися людьми своего времени, среди которых были писатели — А. Толстой, Герцен, Тургенев, Гончаров, Шевченко, Зола, Гюго, Горький; музыканты — Лист, Берлиоз, Россини, Чайковский, Глинка, Мусоргский, Бородин, Балакирев, Римский-Корсаков, Даргомыжский, Рубинштейн, Серов, Кюи, Глазунов; художники — Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы.... , Великий русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи. В 1871 году Крамской вместе с художником Мясоедовым создают Товарищество передвижных выставок. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят... , Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников,... , Великий русский художник, живописец, крупнейший мастер исторической живописи. Учился в петербургской Академии художеств. Был членом Товарищества передвижников с 1881 по 1907 г., затем перешел в "Союз русских художников". С 1895 г. был... , Известный русский художник, мастер батальной картины. В 1860 поступил в петербургскую Академию художеств, но оставил ее в 1863 году неудовлетворенный системой преподавания. Посещал мастерскую Жана Леона Жерома в парижской Школе изящных искусств (1864).... , Выдающийся русский исторический живописец и портретист. Один из основателей Товарищества передвижников. Мастер психологического портрета, его кисти принадлежит прекрасный портрет Л. Н. Толстого.... , Виднейший скульптор второй половины XIX века. За статую «» художник был удостоен звания академика. Член-корреспондент Парижской академии. Награждён орденом Почётного легиона. Почётный член многих западноевропейских... ; ученые — Менделеев, Боткин, Сеченов, Буслаев; артисты — Петров, Самойлов, Савина, Шаляпин и др.

Даже этот простой перечень имен и фактов говорит об огромном идейном и духовном богатстве окружавшей Владимира Васильевича среды и показывает, что он находился в центре событий художественной жизни, на столбовой дороге развития современного ему искусства.

Велико значение музыкально-критической деятельности Стасова, которого А.А. Жданов назвал «большим музыковедом». Едва ли не первым среди музыкальных критиков той эпохи он по достоинству оценил и здироко популяризировал творчество великого русского композитора М. И. Глинки, автора опер «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила», непонятого тогда и неоцененного.

Стасов близко подружился с кружком русских композиторов, названных им «Могучей кучкой», куда входили Мусоргский, Балакирев, Кюи, Бородин И Римский-Корсаков. Советами, внимательной и чуткой критикой, популяризацией достижений Владимир Васильевич буквально взрастил и выпестовал «Могучую кучку». Стасов в ряде случаев выступал даже как своеобразней соавтор композиторов, создавая сценарии опер, разрабатывая и подыскивая сюжеты, образы для музыкальных произведений. Так, оперы «Князь Игорь» Бородина и «Садко» Римского-Корсако-ва были написаны по сценарию, разработанному самим Стасовым на основе народного эпоса. Немало помог он и Мусоргскому в его работе над операми «Борис Годунов» и «Хованщина», и Римскому-Корсакову в создании «Сказки о царе Салтаме», «Пскошитяики», «Щехеразады». По программе, составленной Стасовым, написал свое произведение «Буря» П.И. Чайковский. Предлагая композитору тему, сюжет или образ, Стасов строго учитывал индивидуальность дарования музыканта. В своих воспоминаниях критик говорил, например, как он смотрел на своеобразный талант Бородина, указывая ему тему для «Князя Игоря»: «Мне казалось, что тут заключаются все задачи, какие потребны для таланта и художественной натуры Бородина: широкие, эпические мотивы, национальность, разнообразнейшие характеры, страстность, драматичность».

Стасов требовал, чтобы русские композиторы создавали идейные, реалистические произведения, понятные народу и откликающиеся на его запросы. Он развивал в них любовь и интерес к народной музыке, которая должна являться богатейшим источником их творческого вдохновения. Стасов воспитывал у русских музыкантов чувство протеста против рабского низкопоклонства перед заграничной культурой и достиг в этом огромных успехов. На совещании деятелей советской музыки в ЦК ВКП(б) в 1948 году А.А. Жданов сказал: «Очень хорошо об отношении русской музыки к музыке западноевропейской сказал в свое время Стасов в статье «Тормозы нового русского искусства», где он писал: «Смешно отрицать науку, знание в каком бы то ни было деле, в том числе и в музыкальном, но только новые русские музыканты, не имея за плечами, в виде исторической подкладки, унаследованной от прежних столетий, длинной цепи схоластических периодов Европы, смело глядят науке в глаза: они уважают ее, пользуются ее благами, но без преувеличения и низкопоклонства. Они отрицают необходимость ее суши и педантских излишеств, отрицают ее гимнастические потехи, которым придают столько значения тысячи людей в Европе, и не верят, чтоб надо было покорно прозябать долгие годы над ее священнодейственными таинствами».

Композиторов «Могучей кучки» многие современники, в том числе и такие выдающиеся, как, например, И.С. Тургенев, недооценивали, не понимая их огромного значения для русской культуры.

Вразрез с этим мнением Стасов горячо выступил в их защиту, разъясняя публике национальный характер творчества новых композиторов, большую идейную значимость их произведений.

Мусоргский верно выразил мнение некоторых видных русских музыкантов, когда писал Стасову:

«А любы Вы мне, что горазды толкать всероссийских сурков, не вовремя спящих и не вовремя бодрствующих... Без Вас я пропал на 3/4 пробы. Лучше Вас никто не видит, куда я бреду...

Никто жарче Вас не грел меня во всех отношениях, никто проще и, следовательно, глубже не заглядывал в мое нутро, никто не указывал мне путь-дороженьку».

Особенно плодотворна была деятельность Стасова как художественного критика. Своей критической деятельностью он оказал прогрессивное влияние на судьбы русского искусства, на всю художественную жизнь страны.

Сотрудники РНБ - деятели науки и культуры

Биографический словарь, т. 1-4

(14.01.1824, Петербург - 23.10.1906, там же), муз. и худож. критик, историк искусства, публицист, в ПБ 1872-1906.


Из дворян. Отец - архитектор В. П. Стасов. В 1836 зачислен в Училище правоведения, к-рое окончил в 1843. Службу начал пом. секр. в межевом деп.Сената. С 1848 служил секр. в Деп. герольдии, а с 1850 - пом. юрисконсульта в Деп. юстиции. Свободно владел шестью яз. Заинтересовавшись изучением искусства, в 1851 вышел в отставку и уехал за границу с уральским промышленником, меценатом А. Н. Демидовым в кач-ве его секр. и консультанта по вопросам искусства. Побывал в Англии, Германии, Франции, Швейцарии, почти во всех городах Италии. Работал в крупнейших заруб, б-ках и арх. Был б-рем в имении Демидова в Сан-Донато близ Флоренции.

В 1854 С. вернулся в Петербург, где сблизился с молодыми композиторами М. А. Балакиревым, М. П. Мусоргским, Н. А. Римским-Корсаковым, А. П. Бородиным, Ц. А. Кюи, к-рых назвал "могучей кучкой". В 1860-х идеолог и пропагандист реалистич. и демокр. искусства "передвижников". Деятель энц. типа. Начало лит. деятельности относится к 1847, когда в "Отеч. зап." поместил несколько "разборов" иностр. кн. Публиковался в более чем 50 рус. и иностр. период, изд. Печатался в "Вест, изящных искусств", "Б-ке для чтения", "ЖМНП", "Ежегод. имп. театров", "Ист. вест.", "Сев. вест.", "Изв." и "Зап. Археол. о-ва", "Книжках "Недели"", "Рус. вест.", "Артисте", "Рус. старине", "Древ, и нов. России", "Вест. Европы", "Муз. и театр, вест." и мн. др. В 1869 за работу "Происхождение русских былин" получил Уваровскую премию. В 1900 избран почет, акад. АН по разряду изящной словесности как представитель худож. критики. Авт. многочисл. моногр. и ст. о музыке, живописи, скульптуре, рус. композиторах и художниках; работ в обл. археологии, истории, филологии, фольклористики, этнографии. Большое значение имел альбом рисунков "Славянский и восточный орнамент", над к-рым работал почти 30 лет, широко используя материалы не только отеч., но и заруб. б-к и музеев. На изд. альбома получил из Гос. казначейства 12 тыс. р. За этот тр. получил чин т. сов. Принимал активное участие в изд. на средства А. В. Звенигородского на рус., фр., нем. яз. кн. "История и памятники византийской эмали" (СПб., 1894). В лит. наследии С. определ. место занимают кн. и ст., связ. с его библ. деятельностью.

С. впервые посетил Б-ку в 1845, собираясь изучить хранящиеся здесь гравюры. Ок. 1850 помогал сотр. Б-ки востоковеду Ф. Н. Попову в описании кн. В 1855 стал систематически посещать Б-ку, особенно Отделение изящных искусств, к-рым тогда заведовал В. И. Соболыциков. В кон. 1855 принял предложение Соболыцикова составить сист. каталог Отделения "Россика", к-рый завершил в 1857. Предлож. им схема сист. каталога была одобрена АН. Принимал участие в комплектовании Отделения изящных искусств, разбирал эстампы, устраивал выставки.

В кон. 1856 дир. Б-ки М. А. Корф предложил С. место своего пом. по Комис. для собирания материалов по истории жизни и царствования Николая I. В Комис. написал ряд ист. тр.: "Молодые годы Николая I до вступления в брак", "Обозрение истории цензуры в царствование имп. Николая I", "История императора Ивана Антоновича и его семейства", "История попыток к введению грегорианского календаря в России и в некоторых славянских странах" и др. Все эти иссл. были написаны специально для Александра II и поступили в его личную б-ку. В июле 1863 определен во II отделение собств. е. и. в. Канц. "с оставлением при занятиях" по сост. истории жизни и царствования Николая I. Служил там по 1882. В нач. 1860 был ред. "Изв." археол. отделения РГО.

В 1856-72 продолжал "безмездно" работать в ПБ, имея в Худож. отделении свой стол. Вместе с Собольщиковым устроил выставку произв. рус. гравировальной школы. По его инициативе организуются выставки древнерус. рукописей с миниатюрами, древнерус. крюковых рукописей с XI в. С 1856 составлял "Отчеты" ПБ (1856-61, 1872-73). Большую работу провел по подгот. отчета "Десятилетие императорской Публичной Библиотеки (1849-1859)". В 1857 выдвинул идею создания коллекции гравиров. портр. Петра I и блестяще ее осуществил. Коллекция включала более 200 портр., изображения разных сцен и событий из жизни Петра I, многочисл. лубочные картинки, карикатуры, изображение его домов и памятников. К нач. 1862 был подготовлен каталог коллекции, изд. только в 1903. В 1864 принял активное участие в полемике, разгоревшейся на страницах петерб. газ. о переводе Б-ки в здание Инженерного замка, выступив против этого проекта. 27 нояб. 1872, после смерти Соболыцикова, С. принят на штат, должность б-ря, возглавил Отделение искусств и технологии, где проработал 34 года - до последних дней своей жизни. Вел всю работу по отделению: комплектование, обработка фондов, занятия с посетителями. Внимательно следил за библиогр. указ., книготорговыми каталогами, составлял списки отсутствующих изд. По его инициативе приобретено собр. фотогр. И. Ф. Барщевского, поев, памятникам рус. старины. Собирал фотогр., касающиеся России. Уделял большое внимание портр. собр., рус. и вост. лубочным картинкам. С целью пополнения фондов добился получения оттисков исчезнувших из обращения ценных гравюр со старых досок, хранящихся в Акад. художеств и в Ген. штабе. Почти каждый год дарил Б-ке рукописи, фотогр., кн. (1500 ед.). За время его работы фонды Худож. отделения увеличились на одну треть, и оно стало одним из богатейших в мире. В 1874 разобрал многотыс. коллекцию мелких муз. произв., разделив их на две гл. группы: пьесы для инструментов и пьесы для голосов с инструмент, аккомпанементом. Вел все каталоги: инвентарный, алф. и сист. Составил обширную "Записку об изменении некоторых правил относительно ведения систематического каталога", настаивая на единообразной форме карточек для каталогов всех отделений и на упрощении библиогр. описания изд. В сист. каталоге сделал множество ценнейших аннот. на карточках. Выставкам и экскурсиям отводил просветит, роль. При обслуживании посетителей давал высококвалифицир. консультации, советы, подбирал лит. Большую помощь справками, подбором лит. оказал М. О. Микешину, М. М. Антокольскому, В. М. Васнецову, И. Е. Репину, М. П. Мусоргскому, Н. А. Римскому-Корсакову, А. П. Бородину, Л. Н. Толстому, М. А. Балакиреву, Д. А. Ровинскому, Н. П. Собко и мн. др. В Б-ке вручал композиторам ежегод. премии им. М. И. Глинки. При его содействии в ПБ поступили рукописи и арх. композиторов, художников, скульпторов (М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, М. А. Балакирева, А. Г. Рубинштейна, П. И. Чайковского, Ц. А. Кюи, А. К. Лядова, А. К. Глазунова, М. М. Антокольского, К. П. Брюллова, И. К. Айвазовского, И. Е. Репина и др.). В 1876 выдвинул идею создания вместо одного читального зала двух: для "научных и серьезных занятий" и для "учащейся молодежи и читающей публики". Проект в то время не был осуществлен. Участвовал и в комплектовании др. отд-ний Б-ки, стремился своевременно обеспечить заказы на нозейшие кн. по истории, этнографии, археологии, географии, языкознанию, произв. худож. лит. Был против исчерпывающего комплектования ("пасторских речей", "трактатов о столоверчении" и тому подобного) . Собирал материалы по декабристскому движению, по студ. и рев. движению 1880-1900, произв. "вольной русской печати", по истории первой рус. революции. Через него поступили мн. нелег. изд., в т. ч. и большевистские газ. Содействовал приобретению коллекции изд. Парижской Коммуны. Ратовал за расширение помещения новой пристройкой. В 1897 представил в Строит, комис., чл. к-рой он был, грандиозный проект нового здания, сочиненный по его идее архитектором И. П. Ропетом. В проекте широко использовались мотивы древнерус. зодчества и орнаменты. Проект был отвергнут из-за несоответствия классич. стилю старого здания. В 1905 С. составил иллюстриров. путеводитель по Б-ке (неопубл.). 15 июля 1886 художники, музыканты, ученые, писатели вручили С. адрес с благодарностью за 40-летнее служение рус. искусству. Они же добились установления в Б-ке бюста С. работы М. М. Антокольского и собрали крупную сумму денег на изд. его соч. В 1882 С. предлагали пост вице-дир., в 1899 - дир. Но он отказался, хотя за время службы ему неоднократно приходилось замещать вице-дир. и дир. С 1 янв. 1884 С. назначено ежегод. пособие в 3 тыс. р. "за труды по собиранию материалов для истории царствования императора Николая I", с 1 янв. 1900 назначена аренда по 1500 р. в год на 6 лет. От награждения орденами отказывался. 27 нояб. 1902 С. получил диплом на звание почет, чл. ПБ в связи с 30-летием деятельности в должности б-ря.

Похоронен на Тихвинском кладб. Александро-Невской лавры в Петербурге.

На фасаде здания ПБ укреплена мемориальная доска С.

Соч.: Собр. соч. Т. 1-4 (СПб., 1894-1906); Письма к родным. Т. 1-3 (М., 1953-62); Отчеты имп. Публичной библиотеки за 1856-61, 1872, 1873 (СПб., 1857-62, 1873, 1874); Новые приобретения имп. Публичной библиотеки по Отделению изящных искусств //СПбВед. 1859. 25 июня; ЖМНП. 1859. Ч. 103, июль - сент., отд. 7; Десятилетие имп. Публичной библиотеки (1849-1859): Записка, предст. государю. имп, ... (СПб., 1859); Замечания о миниатюрах Остромирова евангелия (СПб., 1863); Славянский и восточный орнамент по рукописям древнего и нового времени: [Альбом и объяснит, текст к табл.] (СПб., 1887); История книги "Византийские эмали" А. В. Звенигородского (СПб., 1898); Миниатюры некоторых рукописей византийских, болгарских, джагатайских и персидских (СПб., 1902); Галерея Петра Великого в имп. Публичной библиотеке /Предисл. В. В. Стасова. Ч. 1. Аннот. каталог (СПб., 1903); Марк Матвеевич Антокольский, его жизнь, творения и статьи, 1853-1883 /Под ред. В. В. Стасова (СПб., 1905); Толстой Л. Н., Стасов В. В. Переписка, 1878-1906. (Л., 1929); Репин И. Е., Стасов В. В. Переписка. Т. 1-3 (М.; Л., 1948-50).

Библиогр.: Владимир Васильевич Стасов: Материалы к биографии. Описание рукописей /Сост. Е. Н. Винер и др. М., 1956; Показий С. Н. В. В. Стасов, 1824-1906: Аннот. указ. лит. за 1950-1973. Л., 1974.

Справ.: БСЭ; Брокгауз; Книговедение; Межов. История; Риман; Славяноведение.

Лит.: Соболыциков В. И. Воспоминания старого библиотекаря //ИВ. 1889. Т. 38, №11; Юбилей Владимира Васильевича Стасова 2-го янв. 1894. СПб., 1894; Тимофеев Г. Н. Владимир Васильевич Стасов: Очерк жизни его и деятельности //BE. 1908. № 2-5; Незабвенному Владимиру Васильевичу Стасову: Сб. восп. СПб., 1910; Моск. археол. о-во; Боцяновский В. Ф. Памяти В. В. Стасова //Жизнь искусства. 1923. № 23; Каренин Вл. Владимир Стасов: Очерк его жизни и деятельности. Л., 1927; Реет Б. Книги и люди: Очерки из истории Гос. публичной б-ки им. М, Е. Салтыкова-Щедрина, 1814-1939. Л., 1939: Лебедев А. К. Владимир Васильевич Стасов, 1824-1906. М.; Л., 1944; Владимир Васильевич Стасов 1824-1906: К 125-летию со дня рождения: Сб. ст. и восп. М.; Л., 1949; Бабинцев С. М. В. В. Стасов - библиотекарь Публичной библиотеки //Библиотекарь. 1950. №11; Мебиль Б. И., Месеняшин И. А. Библиотечная деятельность В. В. Стасова //Сов. библиогр. 1У52. Вып. 2; Стефанович В. Н. Библиотечная деятельность В. В. Стасова. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1954; Ее же. В. В. Стасов (1824-1906): Очерк библ. деятельности. М., 1956; Суворова Е. И. В. В. Стасов и русская передовая общественная мысль. М., 1956; Гольденблюм А. М. Владимир Васильевич Стасов. Омск, 1957; Чистякова А. В. Работа В. В. Стасова с читателями Отделения искусств Публичной библиотеки //Тр. /ГПБ. 1957. Т. 3; Хотяков (1); Враская О. Б. О работе В. В. Стасова по подготовке к печати материалов по истории русского зодчества //Книга: Иссл. и материалы. М., 1962. Вып. 6; Маркевич А. П. Стасов - гражданин, критик, демократ. Киев, 1969; Салита Е. Г., Суворова Е. И. Стасов в Петербурге. Л., 1971; Лебедев А. К., Солодовников А. В. В. В. Стасов: Жизнь и творчество. Л., 1982; Бархатова Е. В. В. В. Стасов //Сов. библиотековедение. 1984. № 6; Stuart M. Vladimir Stasov and the professionalization of librarianship in Russia //Solanus. 1993. Vol. 7.

100-летие. С. 214, 256, 275, 286, 306-07, 311, 316, 331-33, 352, 390-92, 405, 432, 445.

Некр.: Речь. 1906. 11 окт.; Петерб. газ. 12, 14 окт.; Свет. 12 окт.; СПбВед. 12 окт.; Товарищ. 12, 22 окт.; Таганрог, вест. 15 окт.; ИВ. Т. 106, нояб.; Визант. временник. Т. 13, вып. 2; ЖМНП. Н. С. 1907. Ч. 7, янв.; Изв. АН. Сер. 6, № 10; Отчет о деятельности ОРЯС АН. СПб., 1906; Кондаков Н. П. Владимир Васильевич Стасов: Некр., 1824-1906. СПб., 1907; Энгель Ю. Д. Памяти В. В. Стасова //Рус. муз. газ. 1907. №41-42.

Арх.: Арх. РНБ. Ф. 1, оп. 1, 1872, № 78; ОР РНБ. Ф. 362; ЦГАЛИ. Ф. 238; Ф. 888; ОР ИРЛИ. Ф. 294.

Иконогр.: PC. 1895. Т. 83, февр.; Нива. 1904. № 1; 1907. № 43; Грабарь И. Репин. М., 1964. Т. 2.

О. Д. Голубева

СТАСОВ, ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ (1824–1906), русский музыкальный и художественный критик. Родился в Петербурге 2 (14) января 1824 в семье архитектора Василия Петровича Стасова (1769–1848); брат В.В.Стасова – адвокат Дмитрий Васильевич Стасов (1828–1918). Окончил в 1843 Училище правоведения, обучался игре на фортепиано у известного педагога А.Л.Гензельта. Служил в Сенате, в министерстве юстиции. С 1856 работал в Публичной библиотеке (ныне Российская национальная библиотека, РНБ) в Петербурге, с 1872 до конца жизни заведовал ее художественным отделом. На этом посту постоянно консультировал писателей, художников, композиторов, собирал рукописи русских деятелей искусства, в особенности композиторов (во многом благодаря Стасову РНБ располагает ныне самыми полными архивами композиторов петербургской школы).

Наряду с новой русской музыкой Стасов всячески поддерживал новую русскую живопись, в частности, принимал участие в деятельности Артели художников (впоследствии Товарищество передвижных художественных выставок – «передвижники»); создал ряд монографий о русских художниках. Особый пласт деятельности Стасова составляют его исторические и археологические исследования – в том числе работы о народном орнаменте, о происхождении былин, а также о древнерусском пении; по всем этим темам им были собраны обширные материалы, которые он нередко передавал для использования другим ученым.

Стасов всегда был деятелем «крайних», радикальных взглядов, и его нередко обвиняли (и обвиняют) в односторонности. Например, он очень высоко ставил оперное творчество Глинки и всей петербургской школы, но Чайковского ценил почти исключительно как симфониста, а не оперного композитора (что не мешало ему поддерживать с Чайковским весьма теплые личные отношения); довольно долго выступал против системы консерваторского образования, считая, что она нивелирует национальное своеобразие русских талантов. В горячо любимом им творчестве петербургской школы Стасов полностью принимал все сделанное Мусоргским и Бородиным, но, например, не сразу оценил эволюцию искусства Римского-Корсакова. Это было связано с основными позициями Стасова, которым он сохранял верность в течение всей жизни, – с понятиями «реализма» (под которым подразумевался прежде всего выбор актуальных для современности тем, антиакадемизм) и «народности» (эту категорию Стасов считал совершенно обязательной при оценке произведения искусства, а в новой русской музыке, основанной на национальном материале, видел будущее всего европейского искусства). Особым его предпочтением пользовались художественные концепции на подлинном историческом материале, он исключительно высоко оценивал опыты Даргомыжского и Мусоргского по передаче в музыке интонаций живой речи; особый «конек» Стасова составляла «восточная тема», которая была для него неотъемлемой составляющей нового русского искусства. Жесткость установок Стасова и категоричность его выступлений уравновешивались, однако, его глубокой преданностью интересам науки и искусства, искренностью стремления к «новым берегам», артистичностью натуры. Стасов нередко бывал несправедлив и резок, однако всегда благороден и великодушен и до конца предан своим друзьям.

Стасов - глашатай передвижников.

Деятельность В. В.Стасова как художественного критика была неразрывно связана с развитием русского реалистического искусства и музыки во второй половине XIX века. Он был их страстным пропагандистом и защитником. Он был выдающимся представителем русской демократической реалистической художественной критики. Стасов в своей критике произведений искусства оценивал их с точки зрения верности художественного воспроизведения и трактовки действительности. Он старался сравнивать образы искусства с породившей их жизнью. Поэтому его критика произведений искусства зачастую расширялась до критики самих явлений жизни. Критика становилась утверждением прогрессивного и борьбой с реакционным, антинародным, отсталым и дурным в общественной жизни. Художественная критика была одновременно и публицистикой. В отличие от прежней художественной критики — узкоспециальной или рассчитанной лишь на специалистов-художников и ценителей, знатоков искусства,— новая, демократическая критика обращалась к широким кругам зрителей. Стасов считал, что критик является истолкователем общественного мнения; он должен выражать вкусы и запросы публики. Многолетняя критическая деятельность Стасова, проникнутая глубокой убежденностью, принципиальная и страстная, действительно получила общественное признание. Стасов не только пропагандировал реалистическое искусство передвижников, но и саму новую, демократическую, прогрессивную критику. Он создал ей авторитет, общественное значение. Стасов был чрезвычайно разносторонне и глубоко образованным человеком. Он интересовался не только изобразительным искусством и музыкой, но и литературой. Он писал исследования, критические статьи и рецензии по археологии и по истории искусства, по архитектуре и музыке, по народному-декоративному искусству, очень много читал, владел большинством европейских языков, а также классическим греческим и латынью. Своей огромной эрудицией он был обязан непрерывному труду и своей неисчерпаемой любознательности. Эти его качества — разносторонность интересов, начитанность, высокую образованность, привычку к постоянному, систематическому умственному труду, как и любовь писать,— выработало в нем его воспитание и жизненное окружение.

Владимир Васильевич Стасов родился в 1824 году. Он был последним, пятым ребенком в большой семье выдающегося архитектора В. П. Стасова. Отец с детства прививал ему интерес к искусству и трудолюбие. Он приучил мальчика к систематическому чтению, к привычке излагать в литературной форме свои мысли и впечатления. Так еще с юности были заложены основы той любви к литературному труду, той охоты и легкости, с которой писал Стасов. Он оставил после себя огромное литературное наследство.

Окончив в 1843 году Училище правоведения, молодой Стасов служит в Сенате и одновременно самостоятельно изучает музыку и изобразительное искусство, которые особенно его влекли. В 1847 году появляется его первая статья — «Живые картины и другие художественные предметы Петербурга». Ею открывается критическая деятельность Стасова. Большую пользу принесла Стасову работа секретарем у русского богача А. Н. Демидова в Италии, во владении его Сан-Донато, близ Флоренции. Живя там в 1851 — 1854 годах, Стасов усердно работает над своим художественным образованием.

Карл Брюллов Портрет А.Н.Демидова 1831. Анатолий Николаевич Демидов (1812, Флоренция, Италия — 1870, Париж, Франция) — русский и французский меценат, действительный статский советник, князь Сан-Донато. Представитель рода Демидовых, младший сын Николая Никитича Демидова от его брака с Елизаветой Александровной Строгановой. Большую часть своей жизни прожил в Европе, лишь изредка приезжая в Россию.

Вскоре после возвращения домой, в Петербург, Стасов начинает работать в Публичной библиотеке. Он проработал здесь всю жизнь, возглавляя Художественный отдел. Собирание и изучение книг, рукописей, гравюр и т. п. развивает далее знания Стасова, становится источником его огромной эрудиции. Он помогает советами и консультацией художникам, музыкантам, режиссерам, добывая им необходимые сведения, разыскивая исторические источники для их работы над картинами, скульптурами, театральными постановками. Стасов вращается в широком кругу выдающихся деятелей культуры, писателей, художников, композиторов, артистов, общественных деятелей. Особо тесные связи завязываются у него с молодыми художниками и музыкантами реалистами, искавшими новых путей в искусстве. Он живо интересуется делами передвижников и музыкантов из группировки «Могучая кучка» (кстати, самое название это принадлежит Стасову), помогает им и в организационных и в идейных вопросах.

Широта интересов Стасова сказалась в том, что он органически сочетал работу историка искусства с деятельностью художественного критика. Живое, активное участие в современной художественной жизни, в борьбе демократического, передового искусства со старым, отсталым и реакционным помогало Стасову и в его работе по изучению прошлого. Лучшими, наиболее верными сторонами исторических и археологических изысканий своих, суждений о народном искусстве Стасов был обязан своей критической деятельности. Борьба за реализм и народность в современном искусстве помогала ему лучше разобраться в вопросах истории искусства.


Толстые Л.Н., С.А., Александра Львовна, В.В. Стасов, Гинсбург, М.А. Маклакова . Из жизни Л.Н. Толстого. Снимки работы исключительно гр. С.А. Толстой.

Взгляд на искусство, художественные убеждения Стасова сложились в обстановке высокого демократического подъема конца 1850-х — начала 1860-х годов. Борьба революционных демократов с крепостничеством, с феодальным сословным строем, с самодержавно-полицейским режимом за новую Россию распространялась и на область литературы и искусства. Это была борьба против отсталых воззрений на искусство, царивших в господствующем классе и имевших официальное признание. Вырождавшаяся дворянская эстетика провозглашала «чистое искусство», «искусство для искусства». Возвышенная, холодная и отвлеченная красота или приторная условная внешняя красивость такого искусства противопоставлялись реальной окружающей действительности. Этим реакционным и омертвелым взглядам на искусство демократы противопоставляют связанные с жизнью, питающи-. еся ею реалистическое искусство и литературу. Н. Чернышевский в своей знаменитой диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности» провозглашает, что «прекрасное есть жизнь», что область искусства — это «все, что есть интересного для человека в жизни». Искусство должно познавать мир и быть «учебником жизни». Кроме того, оно должно выносить свои суждения о жизни, иметь «значение приговора о явлениях жизни».

Эти воззрения революционных демократов легли в основу эстетики Стасова. Он стремился в своей критической деятельности исходить из них, хотя сам и не возвышался до революционности. Он считал Чернышевского, Добролюбова, Писарева «колонновожатыми нового искусства» («25 лет русского искусства»). Он был демократом и глубоко прогрессивным человеком, отстаивавшим идеи свободы, прогресса, искусство, связанное с жизнью и пропагандирующее передовые идеи.

Во имя такого искусства он и начинает свою борьбу с Академией художеств, с ее системой обучения и с ее искусством. Академия была ему враждебна и как реакционное правительственное учреждение, и устарелостью, оторванностью от жизни, педантизмом своих художественных позиций. В 1861 году Стасов публикует статью «По поводу выставки в Академии художеств». Ею он начинает свою борьбу с отжившим академическим искусством, в котором преобладали далекие от жизни мифологические и религиозные сюжеты, за новое, реалистическое искусство. Это было началом многолетней и страстной его критической борьбы. В том же году была написана его большая работа «О значении Брюллова и Иванова в русском искусстве». Стасов рассматривает противоречия в творчестве этих знаменитых художников как отражение переходного периода. Он вскрывает в их произведениях борьбу нового, реалистического начала со старым, традиционным и стремится доказать, что именно эти новые, реалистические черты и тенденции в их творчестве и обеспечили их роль в развитии русского искусства. "Какое сильное и новое движение зачалось всем этим искусством! Как все взгляды и стремления переворотились! Как все изменилось против прежнего! Новое искусство получило и новую физиономию. Приближаясь к его произведениям -- какая бы ни была степень их достоинства, -- чувствуешь, что тут уже дело идет совсем не о том, о чем шло в продолжение последнего периода искусства, предшествовавшего нашему времени. Дело идет уже не о виртуозности, не о мастерстве исполнения, не о щегольстве, уменье и блеске, а о самом содержании картин... "


Карл Брюллов (1799-1852) Портрет княгини Е.П.Салтыковой. 1833-1835

В 1863 году 14 художников отказались от выполнения заданной им дипломной темы, так называемой «программы», отстаивая свободу творчества и реалистическое отображение современности. Этот «бунт» воспитанников академии был отражением революционного подъема и пробуждения общественности в области искусства. Эти «протестанты», как их называли, основали «Артель художников». Из нее выросло затем мощное движение «Товарищества передвижных художественных выставок». Это были первые не правительственные и не вельможные, а демократические общественные организации художников, в которых они были сами себе хозяевами. Стасов горячо приветствовал создание сначала «Артели», а затем Товарищества передвижников ".


Если Артель была первой в русском искусстве попыткой создать художественное объединение, независимое от официальной опеки, то Товарищество осуществило эту идею.

Он справедливо видел в них начало нового искусства и всячески затем пропагандировал и защищал передвижников и их искусство. В нашем сборнике помещены некоторые наиболее интересные из статей Стасова, посвященные разбору передвижных выставок. Показательна своей защитой позиций передового, реалистического искусства и его выдающихся деятелей статья «Крамской и русские художники». В ней Стасов горячо и справедливо восстает против принижения значения замечательного художника, вождя и идеолога передвижничества — И. Н. Крамского.

Авторство этой картины пока не выявлено, известно, что была продана на аукционе в Израиле.на картине изображены Репин, Стасов, Левитан, Суриков, Куинджи, Васнецовы и другие художники. На мольберте (подрамнике), стоящем к нам "тыльной" стороной, картина И.Репина (1844—1930) "Не ждали".У этой картины есть двойник по сюжету: художник Ю.П. Цыганов (1923-1994 ), он написал эту картину ещё будучи студентом, -"В.В.Стасов среди русских художников":

Интересным образчиком защиты произведений реалистического искусства от реакционной и либеральной критики является разбор Стасовым знаменитой картины И. Репина «Не ждали». В нем Стасов опровергает искажение ее общественного смысла.

Стасов всегда искал в искусстве глубокого идейного содержания и жизненной правды и с этой точки зрения прежде всего оценивал произведения. Он утверждал: « Только то и искусство, великое, нужное и священное, которое не лжет и не фантазирует, которое не старинными игрушками тешится, а во все глаза смотрит на то, что везде вокруг нас совершается, и, позабыв прежнее барское деление сюжетов на высокие и низкие, пылающею грудью прижимается ко всему тому, где есть поэзия, мысль и жизнь » («Наши художественные дела»). Он даже склонен порою был считать тягу к выражению больших, волнующих общество идей одним из характерных национальных признаков русского искусства. В статье «25 лет русского искусства» Стасов вслед за Чернышевским требует от искусства быть критиком общественных явлений. Он защищает тенденциозность искусства, рассматривая ее как открытое выражение художником его эстетических и общественных воззрений и идеалов, как активное участие искусства в общественной жизни, в воспитании людей, в борьбе за передовые идеалы.

Стасов утверждал: «Искусство, не исходящее из корней народной жизни, если не всегда бесполезно и ничтожно, то уж по крайней мере всегда бессильно». Большой заслугой Стасова является то, что он приветствовал отражение народной жизни в картинах передвижников. Он всячески поощрял это в их творчестве. Он дал внимательный анализ и высокую оценку показу образов народа и народной жизни в картинах Репина «Бурлаки на Волге» и особенно «Крестный ход в Курской губернии».


И.Репин Бурлаки на Волге

Он особенно выдвигал такие картины, в которых действующим лицом является масса, народ. Он называл их «хоровыми». За показ народа на войне он хвалит Верещагина, в обращении к народности искусства усматривает сходство в творчестве Репина и Мусоргского.


И.Репин Крестный ход в Курской губернии 1880—1883

Стасов здесь действительно схватывал важнейшее и значительнейшее в творчестве передвижников: черты их народности. Показ народа не только в его угнетении и страдании, но и в его силе и величии, в красоте и богатстве типов и характеров; отстаивание интересов народа было важнейшей заслугой и жизненным подвигом художников-передвижников. Это был настоящий патриотизм и передвижников и их глашатая — критика Стасова. Со всей страстностью своей натуры, со всем публицистическим жаром и талантом Стасов на протяжении своей жизни отстаивал мысль о самостоятельности и оригинальности развития русского искусства. Вместе с тем ему была чужда ложная идея якобы изолированности, или исключительности, развития русского искусства. Отстаивая его оригинальность и самобытность, Стасов понимал, что оно в целом подчиняется общим законам развития нового европейского искусства. Так, в статье «25 лет русского искусства», говоря о зарождении русского реалистического искусства в творчестве П.А Федотова (1815-1852), он сопоставляет его с аналогичными явлениями в западноевропейском искусстве, устанавливая как общность развития, так и национальное его своеобразие. Идейность, реализм и национальность — эти основные черты Стасов отстаивал и пропагандировал в современном ему искусстве.


Павел Федотов Сватовство майора .

Широта интересов и большая разносторонняя образованность Стасова позволили ему рассматривать живопись не изолированно, а в связи с литературой и музыкой. Особенно интересно сопоставление живописи с музыкой. Оно характерно выражено в статье «Перов и Мусоргский». Стасов боролся против теорий «чистого искусства», «искусства для искусства» во всех их проявлениях, будь то далекая от жизни тематика, будь то «охранение» искусства от «грубой повседневности», будь то стремление «освободить» живопись от литературы, будь то, наконец, противопоставление художественности произведений их практической полезности, утилитарности. В этом отношении интересно письмо «Вступительная лекция г. Прахова в Университете».


И .Репин В. В. Стасов на даче в деревне Старожиловка близ Парголова . 1889

Расцвет критической деятельности Стасова относится к 1870 — 1880 годам. В это время написаны его лучшие работы, и в это время он пользовался наибольшим общественным признанием и влиянием . Стасов и в дальнейшем, до конца своей жизни, отстаивал общественное служение искусства, утверждал, что оно должно служить общественному прогрессу. Стасов всю жизнь боролся с противниками реализма на разных этапах развития русского искусства. Но, тесно связанный с передвижничеством 1870—1880 годов как критик, сложившийся на основе этого искусства и его принципов, Стасов не смог впоследствии пойти дальше. Он не смог по-настоящему воспринять и понять новые художественные явления в русском искусстве конца XIX — начала XX века. Будучи принципиально прав в борьбе с декадентскими, упадочническими явлениями, он зачастую несправедливо причислял к ним произведения художников, которые не были декадентами. Старевший критик в пылу полемики порою не разбирался в сложности и противоречивости новых явлений, не видел их положительных сторон, все сводя только к ошибочности или ограниченности.

Но, разумеется, и в лучших работах критика не все верно и приемлемо для нас. Стасов был сыном своего времени, и в его взглядах и понятиях были наряду с весьма ценными и слабые и ограниченные стороны. Особенно значительны они были в его научных исторических исследованиях, где он порою отступал от своих же собственных позиций самостоятельности развития искусства народа, отождествлял понятия народности и национальности и т. д. И его критические статьи не свободны от ошибок и односторонностей. Так, например, в пылу борьбы с изживавшим себя старым искусством Стасов приходил к отрицанию достижений и ценности русского искусства XVIII — начала XIX века как якобы несамостоятельного и ненационального. Он в известной мере разделял здесь заблуждения тех современных ему историков, которые считали, что реформы Петра I оборвали якобы национальную традицию развития русской культуры. Так же точно в борьбе с реакционными позициями современной ему Академии художеств Стасов доходил до полного и абсолютного ее отрицания. В обоих случаях мы видим, как выдающийся критик утрачивал порою в пылу страстной полемики исторический подход к явлениям искусства. В самом близком и современном ему искусстве он порою недооценивал отдельных художников, как, например, Сурикова или Левитана. Наряду с глубоким и верным анализом одних картин Репина он неправильно понимал другие. Правильному и глубокому пониманию народности в живописи противостоит у Стасова внешнее понимание ее в современной ему архитектуре. Это было обусловлено слабым развитием самой архитектуры его времени, ее малой художественностью.


Стасов В.В. (в кругу художников)

Можно было бы указать и на другие ошибочные или крайние, вызванные полемическим задором и обстоятельствами борьбы суждения Стасова. Но не эти ошибки или заблуждения замечательного критика, а его сильные стороны, верность его основных положений важны и ценны для нас. Он был силен и поистине велик как критик-демократ, придавший художественной критике большое общественное значение и вес. Он был прав в основном, главном и решающем: в общественном понимании искусства, в отстаивании реализма, в утверждении, что именно реалистический метод, связь искусства с жизнью, служение этой жизни обеспечивают расцвет, высоту и красоту искусства. Это утверждение реализма в искусстве составляет историческое значение, силу и достоинство Стасова. В этом непреходящее значение его критических работ, их ценность и поучительность для нас сегодня. Работы Стасова важны и для ознакомления с историческим развитием и достижениями русского реалистического искусства.


А.М. Горький, В.В. Стасов, И.Е. Репин на "Аллее Пушкина" в "Пенатах

Поучительны и ценны для нас в Стасове-критике не только его большая принципиальность, ясность и твердость его эстетических позиций, но и его страстность, темперамент, с которым он отстаивает свои убеждения. До конца своих дней (Стасов умер в 1906 г.) он оставался критиком-борцом. Замечательна его любовь к искусству и преданность тому, что он считал в нем подлинным и прекрасным. Эту его живую связь с искусством, ощущение его как своего собственного дела, практического и нужного, правильно охарактеризовал М. Горький в своих воспоминаниях о Стасове. Любовью к искусству продиктованы и его утверждения и его отрицания; в нем всегда «горело пламя великой любви к прекрасному».

И.Репин Портрет Владимира Васильевича Стасова . 1900

В этом непосредственном переживании искусства, в страстной защите его жизненного значения и важности, в утверждении реалистического, нужного народу, служащего ему и в его жизни черпающего свои силы и вдохновение искусства, и заключается самое важное и поучительное, высоко ценимое и уважаемое нами в работах Стасова.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то