Важные мысли произведения корзина с еловыми шишками. Описание

Урок литературного чтения в 4 классе по теме:
« Определение главной мысли произведения. К.Г.Паустовский « Корзина с еловыми шишками». Особенности сюжета. Герои произведения»

Автор: Панченко Татьяна Михайловна
учитель начальных классов МБОУ СОШ №1
Тема: « Определение главной мысли произведения. К.Г.Паустовский « Корзина с еловыми шишками». Особенности сюжета. Герои произведения»
Цель урока: формирование у детей представлений о нравственности, эстетических ценностях на основе комплексного изучения произведений литературы и музыки на примере рассказа К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и музыки Э.Грига.
Задачи:
Обучающие: - познакомить учащихся с произведением К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками», проанализировать его; показать, как рождается музыка и как она может воздействовать на слушателя, о чем может рассказать;
- формирование навыка выразительного чтения и умения определять и формулировать идею произведения;
- обучение анализу художественного произведения;
- формирование внимательного отношения к языку художественного произведения;
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством Эдварда Грига.
Развивающие: - способствовать развитию художественного вкуса и интереса к чтению;
- развитие речи учащихся;
- развитие воображения, мышления, творческих способностей учащихся.
Воспитательные: - воспитывать умение видеть прекрасное в окружающей действительности;
- воспитание любви к музыке и литературе.
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная, парная.

Тип урока: урок – исследование
Оборудование: текст произведения, иллюстрации, картинки с изображением еловых шишек, аудиофайл с музыкой Э.Грига, портреты писателя и композитора, шкатулка, презентация к уроку, компьютер, экран, портреты
К.Г. Паустовского и Э. Грига, костюмы героев, записи на доске.
Цели:
*провести исследовательскую работу над произведением;
* учить выделять главное в содержании и делать выводы;
*расширять кругозор детей, обогащать словарный запас, приобщать их к искусству, продолжать обучение работать в группах;
*формировать творческое воображение через умение представлять картины, по музыкальному произведению;
* воспитывать чувство прекрасного посредством связи литературы и музыки
Планируемые достижения на уроке:
умение анализировать прочитанное;
умение анализировать эмоциональное состояние героев;
воспитание любви к музыке.
Ход урока
I. Организационный момент.
Много есть в году различных праздников:
Именины, день рождения, Новый год.
И у нас сегодня с вами праздник,
К нам пожаловали гости на урок!
- Ребята, поприветствуйте наших гостей!
Я вас прошу не волноваться и настроиться на то, что у вас всё обязательно получится! Я вам постараюсь в этом помочь!
(Звучит музыка Бетховена «лунная соната»
- Закройте, пожалуйста, глазки. Представьте, что над вами голубое безграничное небо, а под ногами земля. Земля, которая вдыхает все ароматы полной грудью. Вдруг, что-то легкое коснулось вашей щеки. Прикосновение такое нежное и ласковое! Что это? Это луч. Луч солнышка. Вы щуритесь от удовольствия, потому, что не только ощущаете прикосновение солнечного лучика, но и отчетливо слышите его озорной смех, в котором звучит пение птиц, ручья, шепот деревьев. Вы спокойны, вам хорошо. Откройте свои глазки.
- Я надеюсь, что эта музыка помогла вам не только успокоиться, но и вселила в вас уверенность, пробудила ваши способности, которые помогут вам сегодня раскрыться на уроке.
- Ведь музыка – это язык чувств, она помогает нам посмотреть на мир другими глазами. Музыка делает нашу жизнь прекрасной.
- А также интересной нашу жизнь делают люди, которые всю жизнь прожили для того, чтобы дарить другим радость и красоту.
У вас прекрасное настроение - начинаем урок.
II. Сообщение темы и цели урока. (учащиеся называют сами)
- Сегодня мы поговорим с Вами о жизни замечательных людей, а также попробуем разгадать некоторые тайны. Мы завершаем работу с рассказом К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками». А это значит, что цель нашего урока такова…?????
Поправки учителя:
«…Вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек…»
Это слова Дагни Педерсон.
Сегодня, на завершающем уроке по рассказу Паустовского «Корзина с еловыми шишками», мы попробуем разобраться в смысле этих слов, поговорим о том, что делает человека счастливым. На уроке мы будем проводить исследовательскую работу с текстом. Будем расширять свой кругозор, поговорим о жизни замечательных людей. Поэтому у нас не совсем обычный урок, а урок-исследование.
Я предлагаю вам работу по следующему плану:
1.Беседа. Вспомним изученное
Какова тема рассказа?
2.Сообщения о К.Г.Паустовском и Э.Григе. Рассказ учащихся. (Подготовительная работа)
3.Обратимся к произведению. Взаимопроверка д/з. План рассказа.
4.Работа над 1 частью. Проверка Плана. Инсценирование эпизода «Встреча композитора и Дагни»
5.Исследовательская работа по группам(3).Вопросы для групп.
6.Физминутка.
7.Работа со второй и третьей частью рассказа.
8.Работа с 4 частью рассказа. Прослушивание отрывка из произведения Э.Грига «Утро»
9. Исследование «Почему Дагни плакала». Вывод.
10.Что же находится в шкатулке?
11.Итоги урока.
12.Задание на дом.
13.Рефлексия.
14.Оценки за урок
III. Работа над произведением.
Целеполагание:
Кто, по вашему мнению, самый важный, нужный человек на сегодняшнем уроке?
(ответы детей)
- У меня есть один сказочный предмет: вот эта волшебная шкатулка. Каждый из вас, заглянув в нее, сможет увидеть самого важного и нужного человека на нашем уроке. Ну, а пока это секрет.
Я надеюсь, что в конце урока вы откроете этот секрет.
Беседа:
- Какой рассказ мы читали?
("Корзина с еловыми шишками")
- Кто написал этот рассказ?
(Константин Георгиевич Паустовский)
-Какова тема рассказа?
(Паустовский в рассказе "Корзина с еловыми шишками” описывает историю создания одного из произведений Грига)
Давайте вспомним все слова, названия, встречающиеся нам в тексте.
Учитель: Группы готовили сообщение о писателе. Расскажите.
(рассказ детей)
1. Константин Георгиевич Паустовский вырос на Украине. Воспоминаниям о детстве и юности писатель посвятил несколько книг.
Писатель участвовал в сражениях гражданской войны. Во времена Отечественной войны был военным корреспондентом.
2.Сбылись детские мечты: Константин Георгиевич много путешествовал, объездил всю страну. Впечатления, полученные в этих поездках, нашли место во многих его произведениях. Паустовский писал о человеческих чувствах, о природе, о творчестве.
Слово учителя
В самом обычном писатель раскрывает для нас чудесное и неповторимое, его произведения вызывают любовь ко всему прекрасному, что есть в жизни. Паустовский учит нас быть добрыми и душевно щедрыми.
- О каком замечательном человеке К.Г.Паустовский написал в своем рассказе?
(о композиторе Эдварде Григе)
- И я снова предоставляю слово группам
(Рассказ детей о Григе)
* Родился Эдвард Григ в городе Бергене. С шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери - талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена.
Игру юного Грига однажды услышал знаменитый скрипач и посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно окончил ее по классам композиции и фортепиано.
Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру. Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы природы Норвегии. В ней звучит прибой северного моря.
*А ещё у музыканта когда-то была маленькая дочка Александра, но она прожила совсем недолго… Больше детей в семье не было. Через всю жизнь пронёс эту утрату Э.Григ в своём сердце. Любовь к дочери он перенёс на чужих детей. Об этом, конечно же, хорошо знал и К.Паустовский, он хорошо изучил жизнь Э. Грига и мастерски сумел показать нам.
Учитель
Писатель Константин Паустовский и композитор Эдвард Григ два великих мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас добрые чувства.
- А теперь обратимся к произведению и вспомним, сколько в нем частей.(4)
Вы дома озаглавили части этого рассказа.
* Возьмите тетрадь своего соседа справа и проверьте выполнение д/з
(обмен тетрадями, проверка)
Работаем над 1 частью рассказа.
-Как вы ее озаглавили? (по одному человеку от группы)
Примерный план
1. Встреча. 1 Встреча
2. В доме композитора. 2 Рождение музыки
3. Дагни в гостях. 3. В гостях у тетушки
4. На концерте. 4 Благодарность Дагни
- Сейчас ребята из групп напомнят нам эпизод встречи композитора и девочки.
(Инсценирование. В это время звучит музыка Э.Грига. "Песня Сольвейг")
Трек 1
А сейчас мы проведем исследовательскую работу по группам. Каждой группе дано несколько вопросов творческого характера. Каждый из членов группы может выбрать себе вопрос и дать на него ответ. Максимальное количество времени, отведенного для подготовки 2 минуты.
1 группа: карточка с заданием
Составить рассказ «Что произошло с Дагни?»
1. Какой стала Дагни? Опишите её. Устное словесное рисование.
2. Куда её отправил отец?
3.Куда любила ходить Дагни?
4.Какие эмоции вызывало у неё посещение театра?
2 группа:
- Какой же подарок решил сделать композитор девочке? (исследовательская работа по группам)
(написать музыку)
1.Рассказать, как Дагни слушала музыку.
2. Почему он решил сделать ей подарок?
(у нее доброе сердце; умеет думать о других)
3. Почему он не захотел сделать его сразу?
(такие вещи не дарят маленьким детям, т.к. дети не всегда понимают сложную музыку)
3 группа.
1.Рассказать, как звучала музыка? Перечитайте отрывок из рассказа.
2.Приготовьте рассказ о том, как звучала музыка, подтвердив свой ответ словами из текста.
3.Как называют этот приём в литературе?
(Ребята работают в группах, приглушённо звучит музыка Э.Грига)
(Мелодия росла, подымалась, бушевала, неслась, как ветер, срывала листки, качала траву, била в лицо…)
(Музыка уже не пела, она уже звала. Музыка была живая.)
Работа под музыку Трек 2 (Сольвейг. Флейта)
Вопросы всему классу:
*А разве может быть музыка живой? (Ответы детей)
Учитель: Да, действительно, автор одушевляет музыку, наделяет её человеческими качествами. Паустовского можно по праву назвать мастером олицетворений!
* Что представляла Дагни, слушая музыку?
(Представляла встречу с Э.Григом и жалела, что не может поблагодарить его за подарок. Она только теперь поняла, кем был тот человек, которого она повстречала в лесу. Только теперь она догадалась, какой подарок имел в виду Григ.)
Вывод: Грига покорила девочка – он решил написать для нее музыку.
IV. Физкультминутка.
V. Продолжим работу над произведением.
Переходим ко второй части.
- Как вы ее озаглавили? (по 1 человеку от группы)
- Что украшало дом композитора?
(рояль)
- Дом был бедным, пустым. А счастлив ли был там Григ?
(да)
- Найдите в тексте, как он рассуждает.
1 абзац – читает ………….
В Бергене все было по-старому.
Все, что могло приглушить звуки, – ковры, портьеры и мягкую мебель – Григ давно убрал из дома. Остался только старый диван. На нем могло разместиться до десятка гостей, и Григ не решался его выбросить.
Друзья говорили, что дом композитора похож на жилище дровосека. Его украшал только рояль. Если человек был наделен воображением, то он мог услышать среди этих белых стен волшебные вещи – от рокота северного океана, что катил волны из мглы и ветра, что высвистывал над ними свою дикую сагу, до песни девочки, баюкающей тряпичную куклу.
Рояль мог петь обо всем – о порыве человеческого духа к великому и о любви. Белые и черные клавиши, убегая из-под крепких пальцев Грига, тосковали, смеялись, гремели бурей и гневом и вдруг сразу смолкали.
- Сколько же времени писал композитор музыкальное произведение для Дагни?
(больше месяца)
-Учитель: Эдвард Григ сидел зимним вечером у себя дома. За окном падал снег, дома топилась печь, а он сочинял музыку для Дагни. Но Григ был не один. Кто же наблюдал за ним? Кто были его первые слушатели? Найдите в тексте. (Вывешивается список слов).
*это были синицы на дереве
*загулявшие матросы из порта
*прачка из соседнего дома
*сверчок
*снег, слетавший с нависшего неба
*Золушка в заштопанном платье.
Посмотрите внимательно на список «слушателей» композитора, значение какого слова вам непонятно? Обратимся к толковому словарю.
Вывод: (последний абзац)
Синицы волновались. Как они ни вертелись, их трескотня не могла заглушить рояля.
Загулявшие матросы рассаживались на ступеньках дома и слушали, всхлипывая. Прачка разгибала спину, вытирала ладонью покрасневшие глаза и покачивала головой. Сверчок вылезал из трещины в кафельной печке и поглядывал в щелку за Григом.
Падавший снег останавливался и повисал в воздухе, чтобы послушать звон, лившийся ручьями из дома. А Золушка смотрела, улыбаясь, на пол. Около ее босых ног стояли хрустальные туфельки. Они вздрагивали, сталкиваясь друг с другом, в ответ на аккорды, долетавшие из комнаты Грига.
Этих слушателей Григ ценил больше, чем нарядных и вежливых посетителей концертов.
Переходим к 3 части. Как вы озаглавили самую маленькую часть рассказа?
- Прошло время и Дагни покидает дом. А по какой причине она это делает?
(выборочное чтение)
В восемнадцать лет Дагни окончила школу.
По этому случаю отец отправил ее в Христианию погостить к своей сестре Магде. Пускай девочка (отец считал ее еще девочкой, хотя Дагни была уже стройной девушкой, с тяжелыми русыми косами) посмотрит, как устроен свет, как живут люди, и немного повеселится.
Кто знает, что ждет Дагни в будущем? Может быть, честный и любящий, но скуповатый и скучный муж? Или работа продавщицы в деревенской лавке? Или служба в одной из многочисленных пароходных контор в Бергене?
-Какой исследовательский вывод следует из этой части?
(Дагни уехала из дома)
- Переходим к заключительной, четвертой части. Как мы ее озаглавили?
(на концерте)
- Давайте вместе с Дагни отправимся на концерт и послушаем отрывок музыкального произведения Эдварда Грига "Утро".
(прослушивание музыки)
Потом она наконец услышала, как поет ранним утром пастуший рожок и в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, откликается струнный оркестр.
Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться.
Да! Это был ее лес, ее родина! Ее горы, песни рожков, шум ее моря!
Стеклянные корабли пенили воду. Ветер трубил в их снастях. Этот звук незаметно переходил в перезвон лесных колокольчиков, в свист птиц, кувыркавшихся в воздухе, в ауканье детей, в песню о девушке – в ее окно любимый бросил на рассвете горсть песку. Дагни слышала эту песню у себя в горах.
- Какие картины предстали перед глазами Дагни?
(поет ранним утром рожок, сильный порыв ветра, ее лес, ее родина, горы, море)
-А какую картину нарисовало ваше воображение?
(ответы детей)
Какой же подарок был сделан Григом Дагни?
(ответы детей)
Проведем следующую исследовательскую работу
- Почему Дагни плакала? Что это были за слезы?
(слезы благодарности)
- О чем думала Дагни, выходя из парка? (последний абзац)
Сумрак ночи еще лежал над городом. Но в окнах слабой позолотой уже занимался северный рассвет.
Дагни вышла к морю. Оно лежало в глубоком сне, без единого всплеска.
Дагни сжала руки и застонала от неясного еще ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира.
– Слушай, жизнь, – тихо сказала Дагни, – я люблю тебя.
И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. Они медленно качались в прозрачной серой воде.
Вывод: не всегда подарок представляет из себя нечто материальное. Не менее важен дар, обогащающий нас духовно.
Кто – то может мне сказать сейчас раскрыть тайну и сказать, почему же рассказ называется «Корзина с еловыми шишками»?
(Корзина сыграла огромную роль для того, чтобы Григ написал для Дагни музыку. Если бы девочка не пошла в лес, то она не встретила Грига, а если бы не было корзины, то автор не смог бы сразу понять, какой она добрый чуткий человек!)
VI. Учитель: А теперь можно заглянуть в шкатулку и посмотреть, кто же был самым важным и нужным на нашем уроке? (по 1 человеку от группы)
Вы удивлены?
Без каждого из вас наш сегодняшний исследовательский урок не состоялся бы. Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и нужным!
VII. Итог урока.
Прошло много лет с тех пор как не стало замечательного писателя Константина Паустовского и талантливого композитора Эдварда Грига, а мы продолжаем читать рассказы, слушать музыку, ведь произведения, созданные этими людьми БЕССМЕРТНЫ
- Так чему же учит это произведение?
(надо жить, принося радость другим людям)
Человек становится по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира. К.Паустовский и Э.Григ – великие мастера: один словом другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства. Люди всех времен будут признательны им за это.
VIII. Д/З
Дагни поняла, чем должен жить человек, а вы?
Прочитайте текст еще раз и ответьте письменно на вопрос.
IV. Рефлексия.
- В произведении Паустовского Дагни собирала шишки. У вас тоже есть шишки. Они разного цвета: коричневые, желтые, зеленые.
Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали - прикрепите коричневую шишку к елке (самую спелую).
- Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получилось - желтую.
- Если вам было сложно разобраться, есть трудности - зеленую, ведь это значит, что вам надо немного созреть.
X. Оценки за урок.
Я благодарю вас всех за работу на уроке!
В конце урока я хочу обратиться к таким словам
Не жалейте сердца, не таите
Доброты и нежности своей,
Ни своих прозрений и открытий
Не держите в тайне от людей…
Торопитесь всё отдать при жизни,
Чтоб, уйдя к небытию во власть,
Тёплым ливнем, снегом ли пушистым
Снова к милой родине припасть.
- Автор этих стихов Т. Кузовлева даёт совет всем людям, как правильно пройти свой жизненный путь. Она говорит о том, что каждый человек должен оставить свой след на земле. Именно так прожили свою жизнь писатель Константин Георгиевич Паустовский и знаменитый норвежский композитор Эдвард Григ

Интегрированный урок чтения и музыки в 4 классе по теме: «К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками» (обобщающий урок)

Образовательная цель:

Показать прекрасные души художников слова и музыки - писателя и композитора. Раскрыть то прекрасное, ради чего стоит жить. Формировать речевые навыки и умения выражать свои мысли в устной форме.

Воспитательная цель:

Воспитать чувство прекрасного, эстетический вкус, научить видеть прекрасное в самом обыкновенном. Прививать любовь к искусству, воспитать понимание классической музыки.

Развивающая цель:

Развивать воображение, мышление, творческие способности.

Оборудование: учебник «Любимые страницы», презентация.

Ход урока.

    Организационный момент. Сообщение темы урока.

Начнём наш урок. Прошу вас принять позу внимательного слушателя. Сегодня на уроке мы вместе постараемся показать всё то, что узнали из рассказа К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками». Должны будем продемонстрировать свои творческие способности: артистизм, умение говорить правильно, умение слушать и понимать классическую музыку.

    Сообщение о писателе. ( 2 слайд)

Вы уже не раз встречались с произведениями К.Г.Паустовского. Назовите их. (3 слайд).

Викторина : « Откуда взяты эти строки?»

    «Есть такое растение – высокое, с красными цветами. Цветы эти собраны в большие стоячие кисти. Называется оно кипрей» («Заботливый цветок»)

    «…Варюша охнула и начала разгребать снег руками. Но колечка не было. Пальцы у Варюши посинели. Их так свело от мороза, что они уже не сгибались…» («Стальное колечко»)

    «…Через полчаса зверь высунул из травы мокрый чёрный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с чёрными пронзительными глазами…» («Барсучий нос»)

    «…Ваня вытер слёзы и пошёл домой на Урженское озеро. Он не шёл, а бежал босиком по горячей песчаной дороге. Недавний лесной пожар прошёл стороной на север около самого озера…» («Заячьи лапы»)

    «Однажды ворона застала в ларьке маленького растрёпанного воробья, по имени Пашка. Жизнь для воробьёв пришла трудная.» («Растрёпанный воробей»)

    «…кот перевернулся на спину, поймал свой хвост, пожевал его, выплюнул, растянулся у печки и мирно захрапел» («Кот – ворюга»)

Все произведения этого писателя наполнены удивительно тёплым и трепетным чувством любви к природе родной земли, учат видеть прекрасное.

К.Г.Паустовский много путешествовал. Он бывал в Англии, Италии, Франции и других странах. Его восхищали люди этих стран, музеи, архитектура, музыка. Он много писал и о композиторах, художниках, писателях, т.е. о людях, тонко чувствующих красоту окружающего нас мира и старающихся своим творчеством приобщить всех к миру прекрасного. Рассказ, с которым мы познакомились, ведёт нас в необыкновенный мир музыкального творчества великого норвежского композитора Э.Грига.

    Краткое сообщение о Норвегии, об Э. Григе . (слайды 4 – 8)

Прежде, чем перейти к разговору о самом норвежском композиторе Э. Григе, мне хотелось бы сказать несколько слов о стране, в которой он жил и писал свои необыкновенные произведения.

(Звучит музыка Э.Грига «Норвежский танец №2»)

Величественная суровая Норвегия- страна неприступных скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов. Народное искусство Норвегии также своеобразно и прекрасно как природа этой страны. Норвегия богата преданиями, легендами, сказками. Богата Норвегия и музыкой.

Берген… Один из древнейших городов западной Норвегии, омытый волнами моря, увенчанный скалистыми вершинами гор. Глубокие озера и чистые фьорды, зеленые склоны холмов и могучие гряды гор, суровое величие горной природы и тихий покой долин. Именно здесь, среди сказочной красоты, 15 июня 1843 года родился Эдвард Григ – композитор, дирижёр, пианист. В его музыке оживают сказки, картины народной жизни, образы природы Норвегии - сумрачное величие хвойных лесов, прибой северного моря.

IV . Игра «Синквейн» (слайд 9) Звучит музыка Э.Грига «Танец Анитры»

Сейчас попробуем порассуждать на тему «Музыка» (работа в группах)

    Запишите существительное – музыка

    На 2 строке запишите 2 прилагательных, характеризующих это сущ. и раскрывающих тему

    На 3 строке запишите 3 слова, которые выражают действия данного понятия

    Теперь запишите слова, которые отражают ваше отношение к этому понятию

    Запишите синоним к этому слову

Вот какая может быть музыка.

    Мозговой штурм (работа в группах)

1. - У рассказа очень красивое начало. Вспомните, с чего он начинается? (с описания осеннего горного леса) Подчеркните сочетания слов, описывающие лес. Какими красками нарисован лес? Какие звуки наполняли его? А запахи?

Дети выписывают сочетания слов под негромко звучащую музыку Грига «Утро»

Затем зачитываются выбранные слова (слайд 10)

Грибной воздух

Осенний наряд


Лес


Зелёные пряди мха

Шелест листьев


Золото и медь листьев

Шум прибоя

Раздаётся эхо

Дрожат листья


Какое настроение они создают? (Возвышенное, сказочное, таинственное. Осень -поэтическое время года, оно даёт вдохновение, настраивает к творчеству)

2. Давайте вспомним, как произошла встреча композитора и Дагни, внимательно слушайте их разговор и постарайтесь определить, что в разговоре самое главное. (сценка «Встреча в лесу»)

Как тебя зовут, девочка?

    Дагни Педерсен.

    Вот беда! Мне нечего тебе подарить. Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев.

    У меня есть старая мамина кукла. Когда-то она закрывала глаза. Вот так! А теперь она спит с открытыми глазами. У старых людей плохой сон. Дедушка тоже всю ночь кряхтит.

    Слушай, Дагни, я придумал. Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять.

    Ой, как долго!

    Понимаешь мне нужно её ёщё сделать.

    А что это такое?

    Узнаешь потом.

    Разве за всю свою жизнь вы можете сделать всего пять или шесть игрушек?

    Да нет это не так. Я сделаю её, может быть за несколько дней. Но такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых.

    Я не разобью. И не сломаю. Вот увидите. У дедушки есть игрушечная лодка из стекла. Я стираю с неё пыль и ни разу не отколола даже самого маленького кусочка

(Григ вслух размышляет: «Она совсем меня запутала, эта Дагни»).

    Ты ещё маленькая и многого не понимаешь. Учись терпению. Я провожу тебя, и мы поговорим о чём-нибудь другом. (Григ берёт у девочки корзину, и они уходят)

Как вы думаете , почему Григу захотелось сделать девочке подарок?

К. Паустовский прямо об этом нам не говорит, но вы, может быть, уже догадались?

Выслушиваются предположения детей (слайд 11)

(1.Эта девочка живёт в лесу-она для Грига – воплощение природы, у неё зеленоватые зрачки. 2.Дагни - девочка из народа. А Григ черпал из народа. 3. И, наконец, девочка для Грига – олицетворение молодости, нового поколения, которому он хотел бы оставить свою музыку.)

Что надеялась получить Дагни в подарок? Почему Григ отсрочил подарок, ведь подарки всегда ждёшь с нетерпением? Сколько лет будет Дагни?

3. -Перенесёмся в дом композитора. Расскажите, каким он был?

Пометьте в тексте слова, рассказывающие о слушателях музыки. (работа в группах) Слайд 12 (Звучит музыка Э.Грига концерт ч.2)

- Какое настроение композитора в момент творчества? (Григ был воодушевлён и счастлив, потому что он писал и видел, как навстречу ему бежит, задыхаясь от радости, девушка с зелёными сияющими глазами. Она обнимает его за шею и прижимается к его седой небритой щеке. Он весь отдался работе, он творил и творил великое.)

4. В 3 части рассказа писатель снова приготовил нам встречу с Дагни.

Что изменилось в жизни Дагни?

Какой она стала?

Кем были родственники девушки?

5. - Куда любила ходить Дагни в городе?

Почему Дагни плакала после театральных спектаклей?

- Случалось ли такое с вами после просмотра фильмов, пьес? Почему такое бывает?

Выслушиваются рассуждения детей.

Дагни осталась такой же милой, чуткой, впечатлительной, какой была в детстве. Только теперь она взрослая девушка.

Попробуйте составить портрет Дагни. (работа в группах) Слайд 13

    Какое чудо происходит на концерте?

    Какие чувства испытывает Дагни? (Она очень волнуется, она тронута вниманием, оказанным ей таким великим человеком, как композитор Григ, Дагни плакала, не скрываясь слезами благодарности)

    Что представляла Дагни, слушая музыку Грига?

(Звучит музыка концерт ч.3)

6. – Как вы считаете, счастливый конец у рассказа или нет?

Какую главную мысль открыла для себя Дагни, слушая музыку?

Сегодня мы заканчиваем работу над рассказом. Как вы поняли, о чём этот рассказ? (о красоте мира и музыки, отражающей жизнь; об умении видеть прекрасное в самом обыкновенном)

    Итог урока.

Мы познакомились с произведениями двух мастеров. К.Паустовский словами, Э.Григ музыкой сумели выразить то, что чувствуют, переживают в душе люди; пробудить в нас чистые и добрые чувства. Недаром сказаны строки «жизнь коротка – искусство вечно»

ГБОУ Школа №224

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА

ЧТЕНИЯ И МУЗЫКИ В 4 КЛАССЕ

«К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Подготовила и провела: Павленко Е.В. ,

учитель начальных классов

Москва,2016

Тема урока: Волшебная сила искусства слова и музыки.

К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»

Живут волшебники земные, тепло сердец своих даря.

М Пляцковский

Не жалейте сердца, не таите Ни своих прозрений и открытий

Доброты и нежности своей, Не держите втайне от людей.

Торопитесь все отдать при жизни…

Татьяна Кузовлева

Сегодня на уроке мы отправимся на встречу именно с такими людьми, которые все отдали при жизни людям: с великими волшебниками в области литературы и музыки К.Г.Паустовским и Э.Григом. Будем работать не только над художественным произведением, но и учиться слушать – читать музыку, узнаем, как рождается музыка, как она влияет на наши чувства, какие вызывает эмоции. (Портреты К.Паустовского, Э.Грига.) (Презентация. К.Паустовский.)

К.Г.Паустовский родился в 1892 году в Москве. Уже в школе зарабатывал на хлеб. Поменял много профессий: был вожатым, кондуктором, матросом, учителем. Хотел все знать, видеть, чувствовать и путешествовать. Писать начать рано. Его произведения наполнены удивительным теплом, трепетным чувством любви к родной земле. Они вызывают любовь ко всему прекрасному, что есть в жизни. Автор раскрывает в самом обычном предмете чудесное и неповторимое. Основное содержание рассказов – поиск красоты в простом и скромном. Его рассказы любят читать и взрослые, и дети.

А какие произведения К.Паустовского знаете вы? («Заячьи лапы», «Стальное колечко», «Барсучий нос», «Кот-ворюга», «Теплый хлеб», «Какие бывают дожди», «Мещерская сторона», «Растрепанный воробей», «Снег», «Грач в троллейбусе», «Жильцы старого дома»…)

Слайды о книгах Паустовского. Выставка книг Паустовского.

К.Паустовский писал не только о природе, но и о замечательных людях. Сбылась его мечта: он много путешествовал, бывал в Англии, Франции, Италии. Его восхищали люди этих стран, музеи, архитектура, музыка. Паустовский писал о композиторах, художниках, писателях, т.е. о людях, тонко чувствующих красоту окружающего нас мира и старающихся своим творчеством приобщить всех людей к миру прекрасного.

На дом вы получили задание внимательно прочитать произведение К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками», которое введет нас в необыкновенный мир музыкального творчества известного норвежского композитора Эдварда Грига.

Эдвард Григ (1843 – 1907) – норвежский композитор, дирижер, пианист, музыкальный критик. (Портрет Э.Грига; Норвегия, фьорды. Берген. Портреты родителей. Вилла. Домик.)

Величественная суровая Норвегия – страна неприступных скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов – фьордов. Красоту скандинавских напевов весь мир узнал, благодаря Григу. Родился он в Бергене (столице царства троллей) 15 июня 1843 года. (Слайд.) Отец – английский купец, британский консул. Мать Гезина Григ - незаурядная пианистка. Талант проявился рано, заниматься музыкой начал с 6 лет. Главная тема творчества Грига – тема Родины.

Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах, на каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря (слайды).

(Его вилла Тролльхауген, что означает «холм троллей»; ему нравится это сказочное название; лесной домик, здесь в тишине в окружении природы рождались замыслы произведений.)

Словарная работа: фьорды, тролли.

Прослушивание музыки Грига. «Утро». (Слайды восхода солнца.)

Музыка – всегда тайна, это язык чувств. Она словно зовет: находите в жизни доброе. Помогает нам посмотреть на мир другими глазами, почувствовать ее и увидеть все богатство красок природы. И хорошо, что есть люди, которые дарят нам эту радость и красоту.

К.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Слайд.

1.Определите жанр произведения. (Это рассказ, в нем небольшое количество героев, небольшой объем, реальные события, два эпизода, повествовательная форма).

2. О чем заставляет задуматься К.Паустовский? (О смысле жизни, о счастье, о красоте).

3. Какое впечатление произвел на вас этот рассказ. Грустно и легко стало на душе.

Осталось ощущение радости, счастья, нежности.

Радость за Дагни, за прекрасный подарок.

Много любви, доброты людей. Прекрасно, что люди живут ради других.

Думаю, что все девушки хотели бы получить такой подарок.

Рассказ заставил задуматься.

Впечатления, которые получили после прочтения рассказа, вы выразили и в своих творческих работах. Вы видите, что класс оформлен работами ваших одноклассников по теме урока. Почему именно эти эпизоды из произведения они выбрали, расскажут сами авторы этих работ (Ловчикова Катя, Свиридова Вика, Воробьева Алена). Слайды работ учащихся.

4. Обратимся к началу рассказа

а) Где проводил Григ осень? (Близ города Бергена.)

б) Как вы думаете, что делал Григ в лесу? (Любовался природой. Черпал вдохновение из красоты. Природа вдохновляет человека, обогащает его, делает благороднее, чище.)

5. Прочитаем описание горного леса (ученик читает наизусть).

6. Что привлекает внимание Грига? Какие звуки наполняют лес?

а) Шелест листьев. Грибной воздух. Шум прибоя. В них разрастается мох. Живет веселое эхо.

7. Какие изобразительно-художественные средства помогают писателю описать осень в горных лесах?

Сравнение – это сопоставление двух явлений с целью пояснить один предмет или явление при помощи другого. Сравнение (мох – зеленые пряди; веселое эхо – птица-пересмешник)

б) Метафора (осенний наряд).

в) Олицетворение (Эхо живет, ждет, швыряет).

8. А что такое олицетворение? (Перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные. Часто применяется при изображении природы.)

9. Прочитаем описание осени (ученик читает наизусть).

Красота леса вдохновила композитора. Видно, что осень он любит.

Подчеркивает, что нет ничего прекраснее «осеннего наряда, лежащего в горах».

Мне кажется, что писатель хочет, чтобы мы увидели красоту, почувствовали ее.

Когда я оказываюсь в лесу, то чувствую, что преображаюсь, становлюсь лучше.

10. Какое важное событие описывается в этой части? Озаглавьте эту часть.

«Встреча в лесу». Слайд. Встреча Грига и Дагни Педерсон, маленькой дочери лесника.

11. Как вы думаете, встреча явилась фактом из биографии Грига или вымыслом? (Это правда и выдумка. Писатель имеет право на худ. вымысел. Паустовский использовал отдельные факты из жизни Грига и соединил их с вымыслом. Образ Дагни собирательный.)

12. Во время прогулки Григ – известный всему миру композитор, знаменитый человек- с удовольствием беседует с дочкой лесника. (Слайд. Григ и Дагни.)

У нее были очень красивые глаза. «Зрачки у нее зеленоватые, и в них поблескивает огоньками листва». Дагни очаровала его.

13. А вы бы разговаривали в лесу с незнакомым человеком?

14. Почему Дагни доверилась и даже пригласила в гости?

15. Что решил подарить Григ маленькой девочке? Почему у него появилось это желание?

Григ с любовью относится к Дагни. Свяжите это с фактами жизни. (К.П-й знал об этом.)

Самым драматичным моментом в жизни Грига была смерть дочери. Она прожила год.

В каждой девочке он видел свою дочь. С Дагни он общался как со своей дочерью.

Наивность, открытость, вера в доброту, какую Григ пытался увидеть во всем, была у Дагни.

Ему понравились размышления о старой маминой кукле.

Григу понравилось то, что девочка умеет думать и печалиться о других.

С душой рассказывала о своем доме, приглашала в гости.

Рассказывала о том, что у них есть вышитая скатерть, рыжий кот, стеклянная лодка.

Григ увидел тяжелую корзину, которую несет Дагни. Значит, она трудолюбива, заботится о дедушке.

Общее у Грига и Дагни, что они любят природу, чувствуют ее.

Григ решил подарить ей музыку. Не смог сделать это сразу, потому что она была еще мала.

Григ задумал духовный подарок – музыку. Пообещал его подарить через 10 лет, потому

Дагни вырастет и сможет понять подарок композитора – «серьезную музыку».

16.Рождение музыки. А теперь перенесемся в лесной домик Грига. Что он представляет собой?

О чем рассказывает читателю описание домика композитора?

Словарная работа: дровосек (лесоруб) – древнейшая профессия. Задачей является рубка деревьев и их подготовка к траспортировке.

Григ не решался выбросить старый диван, потому что на нем могли разместиться до десятка гостей.

Уют комнате придавал рояль, он был украшением дома. Слайд. (Лесной домик у моря. Рояль.)

Словарная работа: рояль – клавишный муз-й инструмент со стоячим треугольным

корпусом и горизонтально натянутыми струнами, разновидность фортепьяно.

«Рояль мог петь обо всем – о порыве человеческого духа и о любви…». Олицетворение.

17. Какие звуки еще жили в доме Грига? Что напоминало звучание маленькой струны?

18. Зачем нужно красивое описание зимы в Бергене? (Спокойствие. Тишина. Красота природы.)

Композитор черпал вдохновение в том, что его окружало, и отражал в произведениях свои чувства: красоту, добро.)

Зима. Снег. Чистота помыслов. Цвет чистоты. Все бело. Воспоминания о Дагни

тоже чистые, легкие. Дагни – светлое создание.

19. О чем музыкальная пьеса, посвященная Дагни? Что представлял Григ, когда писал музыку?

Писал и видел, как навстречу бежит, задыхаясь от счастья, девушка с зелеными сияющими глазами. Она обнимает его и благодарит.

Дагни нравится Григу. Он признается: «От твоего голоса вздрагивает сердце».

- «Ты как солнце, - говорит Григ. – Как нежный ветер и раннее утро. У тебя на сердце расцвел белый цветок и наполнил все твое существо благоуханием весны».

- «Да будет благословенно все, что окружает тебя, что прикасается к тебе и к чему прикасаешься ты, что радует тебя и заставляет задуматься».

20. С чем сравнивает композитор Дагни? С солнцем, ранним утром, с белой ночью с ее загадочным светом, с блеском зари, с белым цветком…

21. Почему с солнцем? (Солнце излучает тепло, любовь, нежность, добро).

22. Каких слушателей Григ ценил больше? Какие чувства пробуждала музыка?

Любимые слушатели – синицы за окном. (Они волновались, вертелись…)

Сверчок, который подглядывал в щелку. Снег, слетавший с неба. Золушка…улыбалась.

Загулявшие матросы, которые слушали, всхлипывая.

Прачка разгибала спину, вытирала ладонью покрасневшие глаза.

Настоящее и волшебное рядом. Музыка производит волшебное впечатление.

23. Как вы думаете, трудно описывать музыку словами?

Невозможно описать музыку словами, как бы богат ни был наш язык.

24. Как вы думаете, был ли Григ счастлив? Что наполняло его счастьем?

Григ отдал все без возврата. Он считает, что счастливее Дагни, потому что все отдал.

Я считаю, что человек, который отдает, радуется больше, чем тот, кто получает.

Самые важные слова в этой части: «…жизнь удивительна и прекрасна… я отдал молодежи жизнь, работу, талант. Отдал все без возврата».

25. Назовите примеры изобразительно-выразительных средств в этой части.

Дремали пароходы, посапывали. Клавиши тосковали, убегали, смеялись. Капли

твердили. Снег слушал звон. Туфельки вздрагивали. (Олицетворения.)

Загадочный свет, нежный ветер, сияющие глаза. (Эпитеты.)

Писатель представил нам композитора человеком простым в общении, любящим. В его жизни и творчестве природа многое значит. Между правдой и сказкой в творческом воображении Грига нет границ. Григ - прекрасный музыкант, способный тронуть сердца своей музыкой.

Часть 3. «В гостях у тетушки Магды».

26.Словарная работа.

Парча – плотная узорчатая шелковая ткань с переплетающимися золотыми нитями.

Ботфорты – высокие кавалерийские сапоги с раструбами (с расширением кверху).

Конферансье – артист, ведущий конферанс (эстрадный жанр – выступление на

сцене, связанное с объявлением номеров программы).

Симфоническая музыка – большое музыкальное произведение (обычно из 4 частей).

Бархат - плотная шелковая ткань с мягким гладким и густым ворсом.

Магда - тетушка (театральная портниха), Нильс – парикмахер в театре. Жили

под крышей театра. В комнате много театральных вещей. Милые, добрые люди.

27. Чем занималась Дагни в гостях? (Часто ходила в театр.)

Почему после театра часто плакала? (Дагни была очень впечатлительная, отзывчивая, доверчивая, как в детстве. Верила в то, что происходило на сцене. Автор подготавливает нас к еще более сильному чувству.)

Магда успокаивала, а Нильс говорил: «Пусть плачет. В театре надо всему верить».

28. Что говорил Нильс о музыке? («Музыка – зеркало души».) Музыку надо понимать.

29. Как вы понимаете эти слова? (Нильс – человек не ученый, университетов не кончал, но он любил размышлять. Его учила жизнь. Он добрый и в делах, и в размышления.)

«Духовный подарок». Июнь. Белые ночи. Городской парк. Концерт.

Белые ночи можно наблюдать в начале лета на севере. Светло. Легкие сумерки.

И, не пуская тьму ночную на золотые небеса,

Одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса. (А.С.Пушкин.)

30. На что была похожа Дагни, по словам Нильса? (Н а 1-ый аккорд увертюры.)

Увертюра – это вступление к музыкальному произведению.

Дагни молода, только вступает в жизнь. Вот поэтому такое сравнение.

31. Случайно ли автор устраивает концерт в июне, в пору белых ночей? Помните, как была одета Дагни? (Хотела надеть белое, но Нильс посоветовал черное. «В белые ночи надо быть обязательно в черном и…в темные сверкать белизной платья».

Писатель говорит, что платье было из таинственного бархата. И понимаешь, что в

жизни Дагни должно произойти что-то невероятное, загадочное.

32. Обратите внимание на переливы и переходы цветов друг в друга.

Белый цветок на сердце Дагни – цвет радости, великолепия.

Желтый цвет вытеснен золотом. Золото осени, золото косы. Позолота северного рассвета.

Это означает, что у девушки впереди большая и насыщенная жизнь

33. Как Дагни слушала пьесу, симфоническую музыку?

Дагни впервые слушала симфоническую музыку. Она произвела на нее странное действие.

Все переливы и громы оркестра вызывали у Дагни множество картин, похожих на сны.

Давайте прочитаем, что объявил конферансье? «Сейчас будет исполнена…»

«Сначала она ничего не слышала. Внутри у нее шумела буря. Потом она, наконец, услышала, как поет ранним утром пастуший рожок и в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, откликается струнный оркестр.

Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться.

Да! Это был ее лес, ее родина! Ее горы, песни рожков, шум ее моря.

Так, значит, это был он! Тот седой человек, что помог ей донести до дому корзину с еловыми шишками. Это был Эдвард Григ, волшебник и великий музыкант! … Так вот тот подарок…»

А теперь и мы послушаем музыку, которая потрясла Дагни мощью, богатством красок.

(Э. Григ. Концерт для фортепиано с оркестром.)

Да, хочется помолчать, подумать. Не растерять то, что услышали: шум прибоя, веселое эхо, шелест листьев.

34. Почему плакала Дагни? (Дагни плакала слезами благодарности.)

Жаль Грига, что он умер, и она не скажет ему спасибо.

За то, что он не забыл ее.

Люди плачут не только от горя, от боли, но и от больших, нежных, хороших чувств.

35. Что же удалось передать Григу в музыке? Почему она так взволновала девушку? Какие звуки упомянуты в тексте?

Она напомнила ее детство, разбудила самые лучшие воспоминания.

Она представила картины страны, где никто не отнимет друг у друга счастья.

Музыка пробуждает надежды на лучшее. Веру в счастье, в любовь, в лучшее.

36. За какую «щедрость» Дагни хотела поблагодарить Грига?

За щедрость души. Музыке он отдал свое сердце, душу.

За то, что открыл то прекрасное, чем должен жить человек.

37. Как Дагни назвала его?

Волшебник и великий музыкант.

Чтение заключительных строк рассказа (с.183)

38. За что Дагни любила жизнь?

За то, что живет. За то, что счастлива. За то, что ее окружают любимые люди.

За то, что может наслаждаться музыкой, красотой мира.

39. Понравился Дагни подарок? (Слайд. Памятник Григу)

Да. Мы тоже получили его вместе с ней. Грига с нами нет, но его музыка, талант, любовь к людям, желание дарить себя, свою душу людям сделала его вечным, живым.

Паустовский показывает, что музыка, передавая чувства композитора, вызывает ответные переживания у слушателей. Мне подарок очень понравился. Музыка то нежная, спокойная, то вдруг порывистая, то звучит тихо, то громко.

40. Почему Нильс решил, а вместе с ним и Паустовский, что жизнь Дагни не пропадет даром?

Он услышал ее счастливый смех и понял, что Дагни никогда никому не сделает плохо.

В жизни ее будет обязательно большая любовь.

Дагни – человек красивой и чистой души. Жизнь ее будет полна добра и света.

Дагни будет щедрым человеком, как и Григ. Музыкой он научил ее любить жизнь.

41. Вернемся к заключительной части текста. Творческая работа Вики. Огни пароходов.

В финале Дагни испытывает бурю противоречивых чувств. Она скорбит, и ликует от новых ощущений. Она оказалась у моря, надеясь обрести покой. Здесь приходит понимание нового чувства. Путь в мир прекрасного только начинается. Возникает романтический образ парохода с горящими огнями. Извечный символ продолжения пути. «Слушай, жизнь, - тихо сказала Дагни, - я люблю тебя».

42. А что осталось у нас на душе после того, как мы прочитали и обсудили рассказ?

Искусство делает человека лучше.

В жизни нужно быть щедрым, нести людям добро и радость.

Музыка победила расстояние и время, сумела передать чувства композитора.

Это рассказ о красоте мира, роли музыки в жизни человека.

Природа, детское очарование вдохновили композитора.

Поразила музыка, ее звучание.

Настоящей музыкой можно творить чудеса.

Я не отношусь серьезно к классической музыке, не слушаю ее сам, но сегодня что-то так защемило. Я не ожидал от себя такой реакции.

Важная мысль творчества Паустовского - мысль о красоте и поэзии человеческой души, стремление открыть для всех и каждого «ключ к прекрасному».

42. А какая же главная мысль рассказа?

Человек должен жить, видя, слушая и чувствуя все прекрасное, что нас окружает. Тогда его жизнь будет прожита не зря.

Дарить людям «сказку жизни» - способность открывать прекрасное и романтичное в самом обыденном – вот основная задача человека на земле.

Через годы великий композитор Григ передал свой подарок очаровательной девушке, музыка открыла ей «красоту этого мира».

Вернемся к эпиграфу урока: «Живут волшебники земные, тепло своих сердец даря».

43. Кого мы называем волшебниками и почему?

  • Григ подарил талантливо написанную музыку.
  • Паустовский подарил замечательный рассказ.
  • Оба они великие мастера: один словом, другой музыкой пробуждают в нас добрые чувства. И мы благодарны и признательны им. Оба являются творцами. Этот путь они выбрали сами по доброй воле. Они любят родину, свой народ. Отдали всего себя людям.
  • Искусство обладает волшебной силой. Настоящей музыкой можно творить чудеса. Она вдохновляет человека на хорошие поступки, учит любить и понимать природу, ценить человеческие отношения, бороться со злом, верить в добро и чудеса, делиться счастьем, жить для других. А когда ты кому-то нужен – это счастье. Я желаю вам этого счастья. Несите это счастье, дарите его другим. И вы будете нужны людям!

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
(2013/14 учебный год)

Номинация конкурса:

Педагогические идеи и технологии: среднее образование

Название работы:

Интегрированный урок

литературного чтения и музыки

в 4 классе по теме:

К. Г.Паустовский

"Корзина с еловыми шишками"

Учебная программа: «Литературное чтение 4 класс» Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова

Бондарева Ольга Вячеславовна

Место выполнения работы:

МБОУ БГО СОШ №12
г. Борисоглебск,

Воронежская область

2014 год

Тема: К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками" (2 урок)

Цель:

Раскрыть идею и смысл рассказа К.Г. Паустовского “Корзина с еловыми шишками”.

Задачи урока:

Способствовать расширению кругозора детей, приобщению к искусству, духовной культуре;

Способствовать развитию художественного вкуса и интереса к чтению;

Развивать речь учащихся и умение формировать идею произведения;

Способствовать формированию творческого воображения через слово, музыку, обосновывать свою точку зрения;

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к чувствам людей, умение сопереживать.

Оборудование: мультимедийная презентация

Э.Григ произведение из сюиты «Пер Гюнт»: «Утро».

Конспект урока

I . Организационный момент

II . Самоопределение к деятельности.

Откуда эти строки?

… Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев, но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя, с моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается с веток зелёными прядями до самой земли.

А вы догадались, из какого произведения этот отрывок?.

( К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)(слайд 1)

А как вы думаете, что предстоит нам сегодня на уроке?

(анализ произведения)

Определите задачи урока.

Задачи: понять содержание произведения, определить основную мысль текста (слайд 2)

Также мы ответим на вопросы:

В чём заключается волшебная сила музыки и природы?(слайд 3)

Почему портреты писателя и композитора рядом? Что их объединяет? (слайд 4,5)

Введение в сюжет урока.

Для того, чтобы понять и глубже почувствовать рассказ Паустовского, необходимо хорошо знать творчество Грига и его жизнь. О том, в чем заключается творчество Грига, расскажет Оксана Вячеславовна.

Прежде, чем перейти к разговору о самом норвежском композиторе Э. Григе, мне хотелось бы услышать о стране, в которой он жил и писал свои необыкновенные произведения.

(рассказывает ученик) слайд 6-15

Величественная суровая Норвегия- страна неприступных скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов. Берген… один из древнейших городов западной Норвегии, омытый волнами моря, увенчанный скалистыми вершинами гор. Глубокие озера и чистые фьорды, зеленые склоны холмов и могучие гряды гор, суровое величие горной природы и тихий покой долин.

(рассказывает учитель музыки).

Именно здесь, среди сказочной красоты, 15 июня 1843 года родился Эдвард Григ – композитор, дирижёр, пианист.

С шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери - талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена, Мендельсона.

Игру юного Грига однажды услышал знаменитый скрипач посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно окончил ее по классам композиции и фортепиано.

Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру. Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы природы Норвегии. В ней звучит прибой северного моря.

День, когда Григ умер, был объявлен днем национального траура. Похоронен композитор в скале над вечно волнующимся морем.

Паустовский также как и Григ любил природу. Но писал он не только о природе, но и о замечательных людях, у него даже была мечта – собрать сборник биографий знаменитых людей, описать наиболее интересные случаи из их жизни.

III .Работа с текстом произведения.

Проверка домашнего задания. Чтение по ролям.

Дома вы должны были подготовить чтение по ролям отрывка встречи Дагни с Григом, составить план.

Как назвали первую часть?

ВСТРЕЧА

Какую иллюстрацию вы нарисовали бы к первой части? (слайд 16)

Чтение по ролям.

Что в разговоре Грига с Дагни самое главное?

(то, что Григ решил сделать подарок Дагни) (слайд 17)

Почему Григу захотелось сделать подарок Дагни?

(она ему очень понравилась: трудолюбива, доверчива, добра)

Главное, что могло понравиться Григу, наверно то, что девочка умеет думать и печалиться о других.

Но почему же Григ отсрочил подарок, ведь подарков всегда ждешь с нетерпением? Найдите и прочитайте об этом в книге. (…я делаю подарки для взрослых, ты еще мала и многого не понимаешь, учись терпению…)

Конечно же, подарки материальные – куклы, игрушки – легче дарить. Григ же задумал очень сложный – духовный подарок – музыку, поэтому композитор обещает его через 10 лет.

А почему через 10 лет? (потому, что тогда Дагни вырастет и сможет понять подарок)

Для чего К. Паустовский включил в свой рассказ описания природы?

Какое настроение они создают? (Возвышенное, сказочное, таинственное. Осень -поэтическое время года, оно даёт вдохновение, настраивает к творчеству)

Какие главные слова выделим из этой части?

(Григ решил сделать подарок Дагни)

Работа над 2 частью. (Рождение музыки)

Как мы назвали вторую часть?

Что бы вы нарисовали к этой части? (слайд 18)

С чем сравнивали друзья дом композитора?

Что было единственным украшением этого дома?

Дом был бедным и пустым. А счастлив ли там был Григ?

выборочное чтение

В чём заключалось счастье для великого композитора?

выборочное чтение

Каких слушателей ценил Григ больше всего?

Какие чувства пробуждала музыка Грига в тех, кто ее слушал? Докажите словами из текста.

О чем же была написана музыка?

Зачитайте самые важные слова этой части. (слайд 19)

Работа над 3 частью. (Дагни в гостях)

Как мы назвали вторую часть?

Что бы вы нарисовали к этой части? (Слайд 20)

Что изменилось в жизни Дагни, когда ей исполнилось 18 лет?

С какой целью ее отправили к тете Магде? (чтобы она посмотрела, как устроен свет, как живут люди)

Работа над заключительной частью. (На концерте)

Как мы назвали третью часть?

Что бы вы нарисовали к этой части? (Слайд 21)

Какие музыкальные термины встретили в этой части?

Симфоническая музыка – в переводе с греческого «симфония» - большое музыкальное произведение для оркестра. (Слайд 22)

А теперь давайте перенесёмся на 10 лет вперёд.

Что изменилось в жизни Дагни? Какой она стала?
- Изменилась ли Дагни внешне?

Куда любила ходить Дагни в городе?

Почему она плакала после спектаклей?

А внутренний духовный мир Дагни изменился?

Прошло 10 лет, Дагни выросла - а в душе осталась всё тем же добрым и

чутким человеком.

Помните, а ведь именно этими качествами Дагни понравилась Григу.

Какое чудо случилось с ней однажды на концерте?

Какие чувства испытала она, когда объявили посвящение? (зачитать)

Какие чувства испытывает Дагни? (Она очень волнуется, она тронута вниманием, оказанным ей таким великим человеком, как композитор Григ, Дагни плакала, не скрываясь слезами благодарности)

(Учитель музыки)

Прочитайте, что услышала Дагни, в посвящённой ей музыке?

Как вы думаете, какие чувства возникли в её душе:

(запись на слайде: изумление, восхищение, благодарность, радость, восторг, сожаление?)( Слайд 23)

Почему Дагни плакала, слушая музыку Грига?

(Это слёзы благодарности. Люди плачут не только от горя, но и от больших хороших чувств, кроме того, Дагни жаль, что композитор умер, и она не скажет ему спасибо.)

Понравилась ли музыка Грига другим слушателям?

Почему после исполнения этой чудесной музыки «Сначала медленно, потом все разрастаясь, загремели аплодисменты?»

-(классическая музыка воздействует на душу, которая взлетает и парит в воздухе, а когда музыка стихает, сердце замирает и нужно некоторое время, чтобы прийти в себя, ощутить себя снова на земле.)

Какую главную мысль открыла для себя Дагни? (Слайд 24)

- (Вы открыли для меня то прекрасное, чем должен жить человек.)(Слайд 25)

А вы хотите побывать на таком концерте и услышать музыку, подаренную Дагни?

А сейчас, ребята, вы ещё раз внимательно послушаем пьесу Э.Грига, которая только что звучала. Мне бы хотелось, чтобы вы услышали, как композитор рисует в музыке природу, как меняется музыка, какие инструменты звучат. Чтобы понять и почувствовать музыку, её нужно слушать в тишине. Поэтому приготовьтесь слушать внимательно.

Звучит музыка Э.Грига.(Слайд 26-32)

Итак, какая же эта музыка по характеру? Как композитор передаёт картины природы в музыке? Как меняется музыка? А какие инструменты прозвучали?

(Слайд 33-34)

Вот какая может быть музыка.
- Ребята, а как Паустовский помогает нам лучше воспринять текст?

-(он подбирает точные слова, оживляет музыку)

Какая музыка по словам Паустовского?

Докажите, что музыка живая.

-(она росла, подымалась и пенилась, неслась. бушевала, срывала листья)
-Автор одушевляет её, наделяя человеческими качествами.

Давайте вспомним, где ещё в рассказе Паустовский использовал олицетворения?

Дагни плакала, клавиши убегали, пароходы дремали, мелодия росла, поёт рожок, откликается оркестр, идёт дождь.
- Паустовский помогает нам лучше понять текст, настроение героев, музыки при помощи олицетворений.

IV .Обобщающая беседа .

Как же ответим на вопрос урока: в чём волшебная сила музыки?

Музыка - это язык чувств, она помогает нам посмотреть на мир другими глазами, почувствовать, увидеть всё богатство красок природы - музыка делает нашу жизнь прекрасной. Есть такие люди, которые всю жизнь прожили для того, чтобы дарить нам радость и красоту. К таким людям относятся и писатель К.Г.Паустовский, и композитор Э.Григ (слайд с портретами К. Паустовского и

Созданная Э.Григом музыка прекрасна, потому что он прославлял свою отчизну, он обладал даром воспевать в звуках природу и духовный мир человека, его мужество, верность и чистоту.

Музыка успокоила вас, настроила на работу. Она может вас и развеселить и вызвать другие глубокие чувства. За это мы бываем благодарны музыкантам, композитору, сочинившему музыку, артисту, исполнившему её.

Как вы поняли, о чём этот рассказ? Ответить на вопросы нам помогут слайды, на которые мы помещали важные слова каждой части. слайд (35-36)

-(о красоте мира и музыки, отражающей жизнь; об умении видеть прекрасное в самом обыкновенном.
- Нужно жить и любить свою жизнь потому, что она удивительна и прекрасна, что бы о ней ни говорили)

Почему сегодня портреты писателя и композитора рядом? Что объединяет их?

Музыка Грига вдохновляет писателей, поэтов и художников на создание произведений. Он своей музыкой воздействует на наши чувства, вызывает эмоции, пробуждает воображение.

-(Э.Григ и К.Паустовский – великие мастера. Один словами, другой – музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства. И мы должны быть признательны им за это)

Этот урок мне хочется закончить высказыванием великого педагога Сухомлинского «Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо». (слайд 37)

V . Домашнее задание.

Дома вы вспомните все, о чем мы с вами говорили, и напишите

сочинение – отзыв о прочитанном произведении.

  1. Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии: с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

    Пояснительная записка

    Под музыку П.И. Чайковского к уроку литературного чтения по произведению В.М. Гаршина "Жаба и роза". Видеоклип "Норвегия". к произведению К.Г. Паустовский - "Корзина с еловыми шишками ". Паустовский "Корзина с еловыми шишками " (Музыкальная...

  2. Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.

    Рабочая программа

    ... по тексту Интегрированный Портрет писателя, Э. Грига, фонограмма «Заход солнца». С.47-58, в.6,7, 68 К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками ...

  3. Учебно-методическое пособие Исполнитель: Рудковская Марина Юрьевна учитель начальных классов

    Учебно-методическое пособие

    ... урока диктует сама тема . Изучая произведения К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками ». Урок можно выстраивать по следующему алгоритму. Бл.1 Работа с литературным

Цели урока:

  • продолжить знакомить детей с творчеством К.Г.Паустовского;
  • формировать у детей положительные мотивы учебно-познавательной
  • деятельности, творческие инициативы и активность;
  • развивать речь детей, словарный запас;

Планируемые достижения на уроке:

  • умение анализировать эмоциональное состояние героев;
  • умение анализировать прочитанное;
  • воспитание любви к музыке;

Демонстрационный материал: портрет писателя, портрет композитора Э.Грига, иллюстрации детей, запись пьесы Э.Грига "Утро", "Песня Сольвейг",корзина с еловыми шишками.

Ход урока

"Волшебник и великий музыкант" (эпиграф написан на доске) К.Г.Паустовский

I. Организационный момент

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством К.Г.Паустовского. И на примере рассказа "Корзина с еловыми шишками" попробуем в конце урока ответить на вопрос " Чем же должен жить человек"?

Посмотрите, на доске эпиграф. Откуда эти слова? Кому они посвящены?

II. Проверка домашнего задания

О чём прочитанный вами рассказ? Что вы знаете о Григе?

Что говорят нам слова первого ряда: Северная страна Норвегия: лес, горы, море, город Берген. (Место действия рассказа)

Что говорят слова второго ряда: Эдвард Григ, Дагни Педерсен, Хагеруп Педерсен, Магда, Нильс (герои рассказа).

На сколько частей вы разделили рассказ? Что вы знаете о Григе? (Выбор лучших заголовков)

III. Работа над анализом рассказа.

Анализ 1 части рассказа.

Что делал в лесу композитор Э.Григ? Зачем они приходил сюда не однажды? Зачем сюда пришла дочь лесника Дагни? Для чего она собирала еловые шишки?

Как выглядел осенний лес? (пересказ близко к тексту)

Какие приёмы использует автор? (олицетворения - эхо подхватило, швырнуло звук, живёт и ждёт эхо. Эпитеты - весёлое эхо, грибной воздух, осенний наряд. Метафоры - зелёные пряди, буйно разрастается. Сравнения - листва сравнивается с медью и золотом, эхо с птицей пересмешником.)

Посмотрите на рисунок. Какой эпизод он изображает? О чём разговаривали Дагни и Григ?

Выразительное чтение диалога Дагни и композитора (по ролям)

Что в разговоре самое главное? (Композитор захотел сделать подарок )

О каком подарке идёи речь в диалоге?

Почему Григу захотелось сделать подарок Дагни? (Прямо на этот вопрос автор не отвечает, но мы можем догадаться, она понравилась Григу .

Какой предстала Дагни перед композитором и перед нами? (Она мала, но трудолюбива, тащит домой тяжёлую корзину с шишками. Она доверчива: сразу рассказала незнакомцу о доме, игрушках. Она мила, красива: у неё большие, как у куклы зелёные глаза, тихий от смущения голос. Она чуткая: нежно думает о старом дедушке и сочувствует ему. А главное у неё доброе сердце, умеет думать и печалиться о других.)

Что надеялась получить Дагни в подарок?

Почему Григ отсрочил подарок? (Подарок материальный - это вещи. игрушки. А Григ задумал духовный подарок - музыку. Не всегда маленькие дети понимают музыку, поэтому композитор обещает её через 10 лет. Ей тогда исполнится 18 лет)

Анализ второй части рассказа

О чём может рассказать внимательному читателю описание дома композитора?

Что было украшением дома?

Музыку не передать словами. Но в чём мастерство писателя? (Он использует приём олицетворения, и мы слышим, как рояль великого композитора может петь о порыве человеческого духа и о любви, а клавиши могут тосковать, смеяться, греметь бурей и гневом.

Прочитайте описание зимы. Чем это место похоже на стихотворение? (Автор использует олицетворения: зима закутала, пароходы приходили, дремали, посапывая. )

Зачем Паустовский включил описание зимнего города в это место рассказа? (Композитор должен черпать вдохновение не только в природе, но и в окружающей его обстановке, ведь он в произведениях отражает всю окружающую жизнь)

О чём была написанная Григом музыка?(прочитайте предложение, в котором словами выражено главное настроение мелодии, сочинённой для Дагни?

Кто был первым слушателем? Какие чувства пробуждала музыка в них? Давайте и мы попробуем услышать как композитор рисует природу, как меняется музыка(Звучит грамзапись "Утро" Э.Григ)

Как вы думаете, был ли Эдвард Григ счастливым человеком? Найдите в тексте слова, подтверждающее это.("Я старик, но я отдал молодёжи жизнь, работу, талант. Отдал всё без возврата. Поэтому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни."

Физкультминутка

Мы немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их все лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.

Беседа по вопросам 3 части рассказа.

Изменилось ли что-то в жизни Дагни? Какой она стала?

Что можно сказать о родственниках девочки? Что было особенного в комнате тётушки Магды?

Анализ 4 части рассказа.

Куда любила ходить Дагни в городе? Почему она плакала после спектаклей?(Она осталась такой же чуткой и впечатлительной, какой была в детстве)

Вот она собирается на концерт с дядей и тётей. Опишите портрет Дагни.(Стройная девушка с тяжёлыми русыми длинными косами цвета старого золота, красивая, с сияющими большими глазами, одетое в длинное театральное чёрное платье из таинственного бархата)

В какой необычной обстановке проходил концерт?

Какое чудо случилось в жизни Дагни? Какие чувства испытала она, Магда, Нильс, когда объявили посвящение?

Прочитайте, что услышала Дагни, в посвящённой ей музыки? (Звучит музыка.)

Почему Дагни плакала, слушая музыку Грига? (Это слёзы благодарности. Люди плачут не только от горя, но и от больших хороших чувств, кроме того, Дагни жаль, что композитор умер, и она не скажет ему спасибо.)

Как вы думаете, какие чувства возникли в её душе: изумление, восхищение, благодарность, радость,восторг, сожаление?

Понравилась ли музыка Грига другим слушателям?

IV. Обобщающая беседа.

Чем вам понравилась музыка Грига?(Она прекрасна, потому что композитор прославлял свою отчизну, обладал даром воспевать в звуках природу и духовный мир человека: его мужество, верность и чистоту.

Какую главную мысль открыла для себя Дагни? (Вы открыли для меня то прекрасное, чем должен жить человек.)

V. Итог урока.

Что прекрасного открыли мы с вами в рассказе К.Г.Паустовского? (Мы говорили о красоте природы, о прекрасных людях. У них милая внешность, благородные поступки, мы говорили о внутренней и внешней красоте человека. О хорошей жизни (мы должны верить, что она удивительна и прекрасна. О духовных подарках. О музыке, литературе, театре, о видах искусства, которые учат видеть прекрасное.)

О чём прочитанный рассказ? (О красоте мира и человека, о том как прекрасно искусство, отражающее жизнь

Можно ли слова "Волшебник и великий музыкант" отнести к К.Г.Паустовскому?

Мы должны быть благодарны К.Г.Паустовскому за то, что он подарил нам такой замечательный рассказ о Э.Григе - этом добром волшебнике и великом музыканте. Оба они мастера своего дела. Один словами, другой чувствами пробуждает в нас чистые и добрые чувства. И люди всех времён благодарны им за это.

VI. Рефлексия.

Ученики, говоря свои отзывы о рассказе, наполняют корзину еловыми шишками.

VII. Домашнее задание.

Оформить рассказ в читательский дневник. Составить вопросы викторины по тексту для развития наблюдательности при чтении.

Встречались ли вам люди, которые охотно дарили, давали хорошее настроение, улыбку, душу? Расскажите о них. Рекомендация книг для внеклассного чтения. (Представление учителем книг К.Г.Паустовского о красоте родной природы и хороших поступках людей.)

Дополнительные задания (вопросы викторины.)

В каком месте рассказа названа страна, где происходят события?

Как долго Э.Григ писал музыку для Дагни?

Как в портовом городе узнавали о заходе солнца?

Какой секрет девичьей красоты подсказал добрый дядюшка Нильс?

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то