Описание реальных исторических событий, лежащие в основе повести «Тарас Бульба. Историческая основа повести "Тарас Бульба"

Историческая основа повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Я ИДУ НА УРОК

Анна ПОПОВА,
г. Белогорск,
Амурская обл.

Историческая основа повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Главный герой повести - выразитель чувств и взглядов трудного и бранного времени

Цели урока. Дать учащимся понятие об исторических особенностях эпохи, о нравах, обычаях и традициях Запорожской Сечи. Проанализировать образ главного героя, опираясь на 1-ю и 2-ю главы.

Оформление. Карта, схема, иллюстрации к повести, декорация около доски: плетень, около него подсолнухи, ветка яблони с плодами.

Ход урока

Под музыку «Славянского танца № 2» А.Дворжака звучит текст повести со слов “Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжёлый XV век на полукочующем углу Европы…” до слов “...его вышибло из народной груди огниво бед”.

Учитель литературы. Прежде чем ступить на тропу познания, вслушаемся в одно русское слово, само по себе излучающее поэзию: Родина - это и твой род, родные, родители, прародители - твоя история. Это и твой родной дом, где впервые для тебя, как и для Н.В. Гоголя, забьёт родник творчества. Это и необъятные просторы родной земли - России. России, в чьём имени и синие росы, и утреннее небо, и сила русичей, как издавна называют русский народ. К истории Родины обращались многие писатели, поэты. Что двигало ими? Почему так важно знать и любить своё прошлое? Этот проблемный вопрос предстоит решить на уроке. (Читается эпиграф.) А теперь в путь познания.

Учитель истории. Никто точно не знает, откуда пошло слово “казак”. Большинство учёных считают, что оно тюркского происхождения и означает “вольный человек”. Другие полагают, что оно берёт своё начало в монгольском языке, где слово “ко” означает “броня”, “латы”, а слово “зак” - “межа”, “граница”, “рубеж”, то есть “казак” - “защитник границы”.

Первое появление этого слова в документах относится к 1444 году.

Появление же вольного казачества учёные относят к XVI веку.

Степи, простиравшиеся от низовьев Днепра до Дона и Волги, в XVI веке обезлюдели. На Руси и в соседнем Польско-Литовском государстве эта территория была названа Диким полем. Постепенно на его окраинах начинают селиться русские люди. (Работа с картой.) Лесостепные земли, богатые травами, зверьём, реки с несметными запасами рыбы манили к себе людей. Эти люди, называвшие себя казаками, жили в укреплённых городках, построенных по берегам рек и на островах. Опасность набегов вынуждала казаков объединяться в военные общины. Такие общины почти одновременно появились на Днепре, Дону и Волге.

В 40-е годы XVI века днепровские казаки основали Запорожскую Сечь.

(Театральная заставка. Инсценирование эпизода встречи Тараса Бульбы с сыновьями.)

Учитель литературы. Узнали героев повести? Давайте понаблюдаем, какими средствами писатель создаёт образ далёкой эпохи. (Учащиеся зачитывают описание светлицы, костюмов, обычаев и нравов того времени.) Как описание светлицы помогает понять характер главного героя, его привычки, привязанности? (Ответы учащихся.)

Учитель истории. Вы, наверное, обратили внимание на своеобразный наряд героев? Прослушайте небольшое сообщение из истории костюма.

Сообщение ученика. Казаки носили широкие шаровары на учкуре, то есть на шнуре, который их поддерживал, и бешметы. Поверх бешмета надевался чекмень - приталенный кафтан, широкие рукава которого были стянуты в манжеты. Головным убором чаще всего служила шапка из бараньего меха -“трухменка”, суконный верх которой свисал в виде клина.

Запорожцы предпочитали длинные висячие усы, а на бритой голове оставляли лишь прядь волос - чуб.

Вооружение казаков было разным, ружья и пистолеты применялись в бою наряду с луками и стрелами.

Учитель истории. В начале XVI века западные и юго-западные земли Руси - Белая Русь (Белоруссия) и Малая Русь (Украина) были захвачены Речью Посполитой. Началось насильственное ополячивание этих земель, некогда входивших в Киевское государство. Повсеместно насаждались польские законы, польский язык, нравы и обычаи. Дворяне размежевались на богатых “магнатов” и мелкопоместную “шляхту”.

Поляки-католики во главе с королём Сигизмундом III в 1596 году силой навязали православной Украине “унию” - соединение Православной и Католической Церквей под властью Римского папы. После этого началось открытое преследование православных.

Работа со схемой

Казак

Казаки делились на городовых и низовых. Запорожские казаки жили вольной, но вместе с тем довольно суровой жизнью. Большую часть времени они проводили в походах. Военная добыча, которую они захватывали, являлась одним из источников их существования. Казаки действовали из засад, атаковали лавой. Каждого казака с детства обучали верховой езде, владению саблей и пикой, меткой стрельбе из ружья и лука. Главным идеалом юношей становилась свобода родной земли.

Учитель литературы. В центре повествования главный герой - Тарас Бульба. На доске записана лишь часть темы: «Главный герой повести - Тарас Бульба». Но в чём видит он смысл жизни? Каким изображает его писатель, что выделяет в его внешности и поступках? Это предстоит выяснить и сформулировать краткое выражение основного вывода, доформулировать тему урока.

Найдите описание Тараса. При чтении выделите ключевые слова и детали, помогающие понять характер героя.

Заполнение таблицы

Работа с иллюстрациями

  • Что вы видите на иллюстрациях?
  • Что главное в герое подчёркивает художник?
  • Как относится к нему автор?

По мнению Тараса, мужчина должен быть мужественным, выносливым, верным. Для него мужчина только тогда становится мужчиной, когда он побывал в бою: “В тогдашний век было стыдно и бесчестно думать о женщине, о любви, не изведав битвы”. Тарас - символ Малороссии. Все качества, которыми Гоголь наделяет своего героя, присущи и товарищам Тараса. Они присутствуют во всём русском народе, они типичны.

Сделайте вывод: каких людей хотел показать Гоголь, создавая образ Тараса Бульбы? (Ответы учащихся.)

Допишем тему урока: «Тарас Бульба - выразитель чувств и взглядов трудного и бранного времени».

Учитель истории. Своеобразие повести в широком изображении Запорожской Сечи, в создании героических характеров, в показе народа как активной силы, определившей исход битвы против панской Польши.

Учитель литературы. Вернёмся к проблемному вопросу, который мы ставили в начале урока.

Почему так важно знать и любить своё прошлое? (Ответы учащихся.)

Подтверждением могут служить слова замечательного человека, талантливого литератора и историка и государственного деятеля Н.М. Карамзина (открывается вторая половина доски) : “История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество”. Как вы понимаете эти слова? (Ответы учащихся.)

Одним из показателей человеческой духовности и культуры является память о прошлом, в котором мы черпаем опыт жизни.

Подведение итогов урока. Мотивированное выставление оценок.

Домашнее задание. Дать нравственную оценку главного героя повести.

Историческая и фольклорная основы повести.

Тема урока: Историческая и фольклорная основы повести.

Цели урока:

1) обучающая : сформировать у учащихся представление о Гоголе, найти основную идею повести, раскрыть исторические условия, выработавшие суровый и могучий характер Тараса Бульбы и его современников;

2) развивающая : развитие аналитического мышления, умение давать аргументированный ответ на вопрос учителя; формирование навыков анализа эпического произведения;

3) воспитывающая: воспитание любви к Отечеству.

Тип урока : вводный урок

Внутрипредметные связи : с российской историей XVII в.

Оборудование: мультимедийнаяпрезентация

Методы и приемы работы : репродуктивный метод (слово учителя, устный опрос), эвристический метод (фронтальный опрос, аналитическая беседа)

. ХОД УРОКА:

I. Оргмомент (2мин)

II . Объяснение нового материала (15 мин)


  • Слово учителя
Занимая выгодное положение на торговых путях между Балтийским и Черным морями, Западом и Востоком, Россия с давних времен служила приманкой для захватнических помыслов ее соседей. На протяжении многих столетий русские земли подвергались опустошительным набегам татар и турок, литовских и польских завоевателей. В XIV веке Часть исконных земель киевской Руси была захвачена Великим княжеством Литовским, а позже Речью Посполитой. Польские власти пытались покорить и ополячить украинский народ. Повсюду насаждалась польская администрация. Она грубо попирала национальное достоинство народа, оскорбляла его веру, культуру, обычаи. Польские шляхтичи наводнили Украину, «як черни хмари», по словам народной песни. В 1588 году был введен так называемый «земельный кадастр», закрепивший право собственности на землю лишь за шляхтой и отнявший это право у крестьян. На Украине образовались громадные владения польских магнатов. Они захватывали земли вместе с проживавшими на них людьми. Крестьяне ожесточенно сопротивлялись панщине и спасались бегством на Юг Украины, в район Запорожья, ставшего в XVI веке средоточием казацкой вольницы. Сюда, в низовье Днепра, стекались все, кто «не приобыкли невольничьей службе». ТАК ВОЗНИКЛО КАЗАЧЕСТВО.

Могучая Запорожская Сечь стала вскоре своеобразной сторожевой заставой на южных и юго-восточных границах Украины. На своих легких «чайках» запорожцы смело пересекали море и «шарпали» берега Оттоманской империи и дважды подходили к ее столице - Стамбулу. Они держали в страхе татар и турок, безнаказанно прежде грабивших украинские земли.

Летописец Грабянка приводит любопытное изречение «солтана туркского»: «Когда окрестные панства на мя восстают, я на обидве уши сплю, а о казаках мушу единым слухати» .

История Украины конца XVI и начала XVII столетия отмечена многими мощными восстаниями, выдвинувшими таких выдающихся деятелей, как гетман Косинский, Наливайко, Лобода, Гуня, Остраница.

Последнее имя привлекало к себе особое внимание Гоголя. ОСТРАНИЦА упоминается в «Тарасе Бульбе». Он возглавил «несметную казацкую силу» из восьми двенадцатитысячных полков, под знамена которых встали прибывшие от низовья днепровского до его верховий. И в этой могучей рати, пишет Гоголь, отборнейшим полком предводительствовал Тарас Бульба. Остраница должен был стать героем незаконченного исторического романа Гоголя «Гетьман».

С именем Остраницы был связан замечательный период национально-освободительной борьбы Украины. Несколько мощных ударов, которые нанес Остраница Николаю Потоцкому, явились одним из самых страшных поражений, которое от казаков потерпели поляки до Богдана Хмельницкого. Опасаясь полного разгрома, шляхта заговорила о мире, который она же сама впоследствии нарушила, предательски убив гетмана Остраницу и его приближенных.

Борьба продолжалась. Сечь не складывала оружия. Она оставалась, по четкому слову Гоголя, «своевольной Республикой», откуда разливалась «воля и казачество на всю Украину».

«Соединяя с умом хитрым и острым щедрость и бескорыстие, казаки страстно любят свободу; смерть предпочитают рабству, и для защищения независимости часто восстают против притеснителей своих - поляков; в Украине не проходит семи или осьми лет без бунта», - так писал иностранный наблюдатель, проживший более семнадцати лет на Украине, на польской службе, в качестве старшего капитала артиллерии и королевского инженера, француз по национальности Гильом ле Вассер де Боплан. Далеко не беспристрастному свидетелю удалось верно подметить накал той борьбы, которую вел украинский народ против своих угнетателей.

ИЗОБРАЖЕНИЕ ЭТОЙ БОРЬБЫ ЛЕГЛО В ОСНОВУ «ТАРАСА БУЛЬБЫ».

Вопросы:


  • Какие исторические события легли в основу повести?

  • К какому времени относятся события описанные в повести?

  • Какова роль развернутого исторического отступления автора?
III Вопросы к первой главе (20 мин)

  • Найдите в первой главе черты исторического времени, воссозданного автором на основе документальных источников. (Учащиеся читают отрывок со слов «…тяжелый 15 век на кочующем углу России…» до слов «Словом, русский характер получил здесь могучий, широкий размах, дюжую наружность»)

  • Какую лексику использует автор для того, чтобы передать атмосферу времени и обстановки, определяющих судьбу русских людей? (Используются глагольные ряды: была опустошена, выжжена, объялся пламенем и т.д.; эпитеты: первобытная Россия, неукротимая, широкая и т.д.)

  • Обратите внимание на незнакомые слова, определите их значения: уния, рада, магнат, шляхта, сенат, хорунжий, латник, курень, кошевой атаман, есаул, жупан, свита, казакин и т.д.

  • Почему на ваш взгляд автор допускает распространенное отвлечение на историческую тему? (Для писателя важно подчеркнуть, что борьба казачества ведется за национальную независимость, за утверждение православной церкви, против того, чтобы уводились в плен и продавались в рабство мужчины, женщины, дети.)

  • Есть ли сходство между Тарасом Бульбой и героями былин? В чем они проявляются?В чем вы видите различия?

  • Найдите в тексте фрагменты, где Тарас и другие запорожцы изображаются как былинные богатыри, где подчеркивается их историческая принадлежность своему времени и месту.
IV Информация о домашнем задании (3 мин) 1. Прочитать повесть до конца.

Историческая основа повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
В повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» отражены основные события XVI века: на Украине в то время крупными землевладельцами стали польские шляхтичи — «паны», которые вводили в своих угодьях польские законы и насаждали «свою веру» — католицизм.
Основная масса населения Украины исповедовала православие и не желала переходить в католичество: вероотступничество всегда считалось у русского народа страшным грехом. К тому же приход на украинские земли польских панов сопровождался ухудшением жизни народа: у крестьян отнимались лучшие земельные участки, испокон веков принадлежавшие их семьям, многих просто сгоняли с их земли или переселяли на малопригодные для земледелия, неплодородные земли. Для свободных крестьян вводились большие налоги с целью заставить их продать свою землю крупному землевладельцу.
Началась «тихая» экспансия чужой территории: все украинское, все национальное подвергалось преследованию, насаждались язык, быт и нравы польского народа. Некоторые украинские помещики перенимали обычаи и образ жизни поляков, но народ сопротивлялся отчаянно, как мог противостоял полонизации (Польша на латыни звучит как Полония) и, по возможности, вел против новых хозяев и новой веры открытую борьбу.

Экспансия (лат. expansio) — расширение, распространение границ или влияния за первоначальные пределы, напр. торговая экспансия — захват новых рынков. — (Новейший
словарь иностранных слов и выражений. — М.: АСТ; Минск: Харвест, 2002. — С. 933.)

Чтобы хоть как-то «перетянуть» на свою сторону украинский народ, польские и украинские помещики под руководством Римско-католической церкви придумали «унию» — «договор» между православными и католиками, по сути новый вариант христианской религии — униатство. Многие церковные обряды в униатстве внешне напоминали обрядовую сторону православия, но на самом деле униатство было и остается ответвлением от Римско-католической церкви с ее догматами и представлениями о том, как должен жить христианин.
Против посягательства на веру и нравственные устои своего народа и выступали украинцы в
XVI—XVII веках, против этого же ведет борьбу с «проклятыми панами», «ляхами» вымышленный герой Тарас Бульба.
В повести Н. В. Гоголя описывается Запорожская Сечь — реальный исторический объект, возникший на Украине в Средние века: часто крестьяне западных и срединных областей Украины, спасаясь от польского гнета, уходили на восток, многие селились в низовьях Днепра. Здесь, у Днепровских порогов, на острове Хортица, возник большой укрепленный лагерь казаков и беглых крестьян из Великороссии. (После постройки Днепрогэса в 1940-е годы остров Хортица, как и часть порогов, ушел под воду.) Их стали называть запорожскими казаками.
Запорожские казаки обычно окружали свои лагеря засеками — заборами из срубленных деревьев, заостренных кверху. От украинского слова сечь, (по-русски — засека) самый большой лагерь на Хортице и получил свое название — Запорожская Сечь.
Запорожцы — название условное, так как постоянного населения в Запорожской Сечи не было: как правило, по весне собиралась основная масса казаков в Сечи, объединялась в курени — своего рода отряд, живший в одном шалаше (курень — шалаш), избирала своего куренного атамана. Для лучшего управления таким сборным населением курени объединялись в станы, или коши, которые возглавляли кошевые атаманы. Все дела Сечи решались на общем собрании — раде.
Многие запорожцы занимались скотоводством, охотой или различными ремеслами, реже — земледелием. Чаще они уходили в дальние походы в Польшу или Крым, в турецкие города или татарские поселения на Черноморском побережье. Идеализировать запорожцев не стоит: походы их были грабительскими, в духе Средневековья.
Однако к концу XVI века гнет Польши стал невыносим для населения всей Украины, поэтому запорожские казаки, беглые крестьяне и население порабощенных областей активно выступили против экспансии поляков: нападали на польские земли, жгли посевы и города, прогоняли польских землевладельцев и «ставили на их место» своих помещиков.
Так длилось почти сто лет. Во второй половине XVII столетия Украина добровольно присоединилась к Московскому государству (1654 год). Теперь сильное православное государство защищало интересы своих граждан, большинство из которых были
украинцами — родственным русскому народом.

«Здесь были те, – пишет Гоголь в «Тарасе Бульбе», – которые дотоле червонец считали богатством». Бедняк, вчерашний раб, становился здесь не только хозяином своей судьбы, но и человеком, несущим на себе ответственность за судьбу всего народа. И бытовой уклад, и административное устройство, и характер взаимоотношений между людьми – все было необычно и своеобразно в Сечи. Это был вооруженный лагерь. Жили в нем люди молодые и старые, но без семей. В перерывах между военными походами они занимались иногда земледелием, а чаще всего – охотничьим и рыболовным промыслом. Здесь царила суровая дисциплина, особенно в походе. Каждое землячество (курень) возглавлялось выборным куренным атаманом, который подчинялся выборному главному начальнику Коша, или общины, – кошевому атаману. Таково было административное устройство Сечи. Запорожское войско состояло из полков, в свою очередь подразделявшихся на сотни и десятки.

В XIV веке Украина была захвачена Великим княжеством Литовским. Непрерывно усиливавшаяся польская шляхта пыталась со своей стороны не только отторгнуть Украину, но и одновременно закабалить Литву. Огнем и мечом пыталась шляхта покорить и ополячить украинский народ. Повсюду на Украине насаждалась польская администрация. Она грубо попирала национальное достоинство народа, оскорбляла его религиозные верования, культуру, обычаи. Польские шляхтичи наводнили Украину, «як черни хмари», по словам народной песни. В 1588 году был введен так называемый «земельный кадастр», закрепивший право собственности на землю лишь за шляхтой и отнявший это право у крестьян. На Украине образовались громадные владения польских магнатов. Они захватывали земли вместе с проживавшими на них людьми. Крестьяне ожесточенно сопротивлялись панщине и спасались бегством на юг Украины, в район Запорожья, ставшего в XVI веке средоточием казацкой вольницы. Сюда, в низовье Днепра, стекались все, кто «не приобыкли невольничьей службе». Так возникло казачество. Прекрасно сказал Гоголь: «Его вышибло из народной груди огниво бед». Презрение к богатству, смелость, воля, неукротимая энергия, свободолюбие, патриотизм – вот черты характера этих людей.

Тема урока : Историческая и фольклорная основа произведения Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

Вид урока : комбинированный

Цель урока :

  • углубить знания учащихся о биографии и творчестве Н.В.Гоголя;
  • выявить восприятие учащимися повести «Тарас Бульба»;
  • познакомить с исторической основой произведения Н.В.Гоголя.

Ход урока

  1. Опрос домашнего задания - биография Н.В.Гоголя.
  2. Вступительное слово учителя.

Эпиграф: Украйна тихо волновалась.

Давно в ней искра разгоралась.

Друзья народной старины

Народной чаяли войны…

А. С. Пушкин «Полтава»

Обратимся к эпиграфу «Давно в ней искра разгоралась…» Огонь – вот ключевое слово той эпохи . Жизнь людей проходила в огне сражений, казаки очень часто играли с огнем, приходилось им находиться и между двух огней: с одной стороны – татарва, с другой – поляки. Огнем и мечом проходило казацкое войско через города и деревни.

Монгольское нашествие в 13 веке привело к окончательному распаду старой Киевской Руси. Земли на западе оказались под властью литовских князей, а частично вошли в состав Польского королевства. В 1569 г. Литва и Польша объединились в государство Речь Посполитую.

В 1596 году в городе Бресте-Литовском была заключена уния(т.е. объединение) православной и католической церквей, согласно которой православное население Речи Посполитой должно было признать верховную власть римского папы. Однако большая часть населения пойти на это не захотела. На Украине одно за другим стали вспыхивать восстания. Главной силой в них были украинские казаки.

Запорожские казаки

Действие происходит в 15 веке.

Казаки считали себя защитниками христианской веры и православной церкви, но во время войн с поляками занимались грабежами и совершали жестокие убийства.

Казаки называют себя русскими, т.к. в то время украинцы именно так себя называли.

История создания повести

Повесть написана в 1835 году – сложный период польско-русских отношений. К тому времени польское государство потеряло большую часть своих земель.

В 1830 году поляки восстали, стремясь отвоевать независимость. Русское общество отнеслось к повстанцам враждебно. Восстание осудили Пушкин, Гоголь и многие другие деятели культуры.

Гоголь с большим интересом знакомился с историческими сочинениями, но ни одного определенного исторического факта в произведении нет, даже осада Дубно соотнесена не с историей, а с легендой. Писатель создавал идеальную картину казачьей вольницы, а воображение рисовало битвы, вольные и дикие степи, могучие характеры, крепкие натуры.

3. Беседа.

В каком эпическом жанре мы уже встречались с могучими героями, самоотверженными в борьбе с врагами родины и беззаветно любящими свою родную землю? Конечно, в былинах. Гоголь и Тараса Бульбу называет старым казаком, как в былине Илью Муромца. Писатель опирался на фольклор, особенно на народные песни.

Какова основная тема произведения Н.В.Гоголя? Поэма о любви к родине. Хотя автор касается многих тем, в тексте нам встречается и любовь к женщине, любовь отца, матери. Но основной акцент писатель ставил на описание защиты родной земли.

  1. Запись в тетрадях.

Фразеологизмы.

« Терпи, козак, - атаманом будешь…»

« Нет уз святее товарищества…»

« Нет силы сильнее веры…»

«Тарас Бульба», это дивная эпопея, написанная кистью смелою и широкою, этот резкий очерк героической жизни младенчествующего народа, это огромная картина в тесных рамках,достойная Гомера. В.Г.Белинский

« Весь был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Он любил простую жизнь Козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия…»- Тарас Бульба

« Впереди друзей пронёсся витязь всех богачей, всех красивее. Так и летели чёрные волосы из-под медной его шапки; вился вязанный по руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы…а между тем, объятый пылом и жаром битвы…понёсся, как молодой борзой пёс, красивейший и молодший всех в стае…» -Андрий Бульба.

Ему, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное званье вершить ратные дела…Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские качества уже приобрели широкую силу льва» Остап Бульба.

  1. Домашнее заданее.

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия в тетрадь, письменно.


  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то