Работа над художественным образом вокального произведения в классе сольного пения. Некоторые аспекты работы над музыкальным произведением, помогающие раскрытию художественного образа

Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид урока: Урок с углублённой проработкой учебного материала.

Цель урока: Практическое изучение методов работы, которые используются для создания музыкального образа в пьесе С. С. Прокофьева “Дождь и радуга”.

Задачи урока:

  • обучающие: формирование и совершенствование профессиональных навыков, необходимых для овладения культурой музыкального исполнительства;
  • развивающие: развитие эмоциональной отзывчивости, чуткости к образному пониманию мира, развитие творческой и познавательной активности;
  • воспитывающие: воспитание устойчивого интереса к занятиям, формирование художественно-эстетического вкуса.

Структура урока:

  1. Организация начала занятия.
  2. Мотивация урока. Постановка цели.
  3. Проверка выполнения домашнего задания.
  4. Усвоение новых знаний.
  5. Первичная проверка понимания.
  6. Обобщение и систематизация знаний.
  7. Контроль и самоконтроль знаний.
  8. Подведение итогов занятия.
  9. Информация о домашнем задании.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы, цели и задач урока. Основная часть. Освоение на практике методов работы, которые используются для создания музыкального образа в пьесе С. С. Прокофьева “Дождь и Радуга”.
    2.1 Прослушивание домашнего задания.
    2.2 Понятие “музыкальный образ”. Программная музыка.
    2.3 Музыкально-выразительные средства как основное условие создания музыкального образа.
    2.4 Основные методы работы над звуком.
  3. Подведение итогов занятия.
  4. Домашнее задание.
  5. Просмотр мультипликационного фильма “Прогулка”. Режиссёр И. Ковалевская. Музыка С. С. Прокофьева.

Преподаватель: В ходе предыдущих уроков мы работали над пьесой С. С. Прокофьева “Дождь и радуга”. Первый этап работы над произведением мы успешно прошли. Тебе, Настя, было дано домашнее задание: работа над текстом, игра наизусть. Давай послушаем результаты твоей домашней работы.

Ученица исполняет пьесу, над которой работала дома.

Преподаватель: Домашнее задание выполнено. Пьеса выучена наизусть. Качество работы можно оценить как хорошее. Для самостоятельной домашней работы было дано творческое задание: подобрать литературное произведение, созвучное, по твоему мнению, содержанию и настроению, которое присутствует в музыкальной пьесе “Дождь и радуга”.

Ученица: Да, я нашла с помощью мамы два стихотворения, которые, по моему мнению, по настроению соответствуют пьесе. Сейчас я их прочитаю.

Ф. И. Тютчев

Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ветра тёплого порывы,
Дальний гром и дождь порой…
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнией струя,
Пламень белый и летучий
Окаймил её края.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.
Солнце раз ещё взглянуло
Исподлобья на поля,
И в сиянии потонула
Вся смятенная земля.

И. Бунин

Нет солнца, но светлы пруды
Стоят зеркалами литыми,
И чаши недвижной воды
Совсем бы казались пустыми,
Но в них отразились сады.
Вот капля, как шляпка гвоздя,
Упала – и сотнями игол
Затоны прудов бороздя,
Сверкающий ливень запрыгал,
И сад зашумел от дождя.
И ветер, играя листвой,
Смешал молодые берёзки,
И солнечный луч, как живой,
Зажёг задрожавшие блёстки,
А лужи налил синевой.
Вон радуга… Весело жить
И весело думать о небе,
О солнце, о зреющем хлебе
И счастьем простым дорожить:
С открытой бродить головой,
Глядеть, как рассыпали дети
В беседке песок золотой…
Иного нет счастья на свете.

Преподаватель: Знакомство с поэтическими сочинениями у тебя состоялось, а теперь давай сопоставим стихи с музыкальным содержанием пьесы. Что ты чувствуешь, когда читаешь стихотворения?

Ученица: Я чувствую свежесть и тепло. Закрываю глаза и представляю дождь, который шумит по листьям. Радость от появления солнца и радуги.

Преподаватель:

В музыкальном произведении так же, как и в романе, повести, сказке, картине, которую написал художник, есть своё содержание, оно отражает окружающий нас мир. Это происходит через музыкальные образы, которые созданы композитором. Музыкальный образ – это комплекс музыкально-выразительных средств, которые используются композитором в сочинении и направлены на то, чтобы вызвать у слушателя определенный круг ассоциаций с явлениями действительности. Содержание пьесы раскрывается через чередование и взаимодействие между собой различных музыкальных образов. Музыкальный образ – это способ жизни произведения.

В зависимости от содержания в музыкальном произведении может быть один или несколько образов.

Как ты думаешь, сколько музыкальных образов в пьесе, изучаемой нами?

Ученица: Два образа, потому что в названии мы слышим дождь и видим радугу.

Преподаватель: Молодец! Действительно, пьеса содержит два музыкальных образа, которые заложены в самом названии “Дождь и радуга”. Такие пьесы называются программными. Заглавие, указывающее на какое-либо явление действительности, которое имел в виду композитор, может служить программой. Дождь обычно изображается ровным движением шестнадцатых или восьмушек. В миниатюре “Дождь и радуга” этого нет.

Ученица: Да, я играла пьесу “Летний дождик”. В ней дождик отличается от дождя в пьесе, которую мы учим.

Преподаватель: Зримо ощутимыми музыкальными средствами раскрываются картины природы и в пьесе “Дождик” В. Косенко.

Послушай, я сыграю тебе пьесу В. Косенко “Дождик” (показ преподавателя). Сравнив пьесы “Дождь и радуга” и “Дождик”, ты понимаешь теперь, Настя, как в музыке может быть изображено одно и то же природное явление. А теперь скажи мне, в пьесе, над которой мы работаем, есть такой дождик, как в пьесе В. Косенко “Дождик”?

Ученица: Нет, здесь дождь совсем другой.

Преподаватель: Сыграй мне, пожалуйста, начало пьесы (ученица играет первые две строчки). Слышишь разницу?

Преподаватель: Начинающие пьесу “капли дождя” – это, конечно, не точная звукоизобразительная зарисовка, но здесь есть ощущение летнего дождя, его свежесть, это поэтичное музыкальное отображение хорошо знакомой реальной картины. Во втором разделе пьесы композитор рисует радугу. В конце мы слышим дождь, который идёт под солнцем, грибной дождь.

Преподаватель: Давай повторим первый раздел (ученица играет). Обрати внимание на то, что рядом с интонациями, которые рисуют дождь, мы слышим интонации радуги. На уроках сольфеджио вы уже знакомились с понятием альтерация.

Ученица: Да, это повышение или понижение тона. Диезы и бемоли.

Преподаватель: Молодец, ты хорошо усвоила этот материал, но давай обратим внимание на созвучия со многими знаками, альтерированные созвучия. Сыграй, пожалуйста, эти аккорды (ученица играет) Старайся играть их, используя вес руки, опору на клавиатуру. “Положение пальцев должно быть чуть вытянутым, с клавишей соприкасается подушечка пальца”, – Е. Либерман. Постарайся услышать, насколько эти аккорды создают эмоциональное напряжение. Сыграй мне, пожалуйста, этот раздел пьесы, обратив внимание на мои рекомендации (ученица играет)

Преподаватель: А теперь давай попробуем оценить, насколько убедительно тебе удалось передать образ, о котором мы говорили.

Преподаватель: Ты сказала мне, что второй раздел – это радуга. Действительно, это чудо многоцветной радуги. Оно возникает в виде звучания до-мажорной нисходящей гаммы, привнося просветление и успокоение.

Преподаватель: Я приготовила на урок две художественные иллюстрации природного явления радуги: Б. Кузнецов “Радуга. Жасмин”, Н. Дубовской “Радуга”. Посмотрим внимательно и прочувствуем каждую из них. Цвет, горизонт, воздух, настроение, то, без чего исполнение пьесы будет невозможно. Словно дуга радуги, перекрывающая небосвод, в пьесе возникает широко раскидистая, типично прокофьевская мелодия. Г. Нейгауз говорил, что “звуковая перспектива столь же реальна в музыке для слуха, как в живописи для глаза”. В дальнейшем вновь слышатся альтерированные созвучия, но звучат они уже не столь напряжённо, как прежде. Постепенно колорит музыки всё более светлеет. Колорит – это сочетание красок. В колористической пьесе “Дождь и радуга” отразилось по-детски восторженное отношение Прокофьева к природе.

По свидетельству современников, Прокофьев был выдающимся пианистом, его манера игры была свободная и яркая, и при всём новаторском стиле его музыки игра отличалась невероятной нежностью.

Давай вспомним тему урока. Назови мне, пожалуйста, музыкально-выразительные средства, которые помогают раскрыть образ.

Ученица: Гармония и мелодия.

Преподаватель: Давай еще раз обратим внимание на гармонию. Гармония – это аккорды и их последовательность. Гармония – это многоголосная музыкальная краска,которую создают аккорды. Сыграй, пожалуйста, первую часть пьесы(ученица играет).

Комментарий преподавателя: Преподаватель во время исполнения обращает внимание на выразительные возможности гармонии, на необходимость вслушиваться в отдельные гармонии и их сочетания, необходимость стремиться понять их выразительный смысл. Отчётлива роль гармонии в создании состояния неустойчивости (диссонирующие созвучия) и покоя (их светлые разрешения). Диссонирующие созвучия могут звучать мягче или острее, но в данном случае мы с ученицей добиваемся менее резкого звучания.

Диагностика.

Преподаватель: Мы сейчас поговорили о значении и возможности гармонии, как одном из музыкально-выразительных средств. Скажи, пожалуйста, как ты поняла значение слова гармония.

Ученица: Гармония – это аккорды и их последовательность.

Преподаватель: По выражению великого русского пианиста и педагога Г. Нейгауза: “Музыка – это искусство звука”.

Звуковая выразительность является важнейшим исполнительским средством для воплощения музыкально-художественного замысла. Сыграй, пожалуйста, середину пьесы (ученица играет среднюю часть пьесы).

Комментарий преподавателя: Мелодика Прокофьева – это широчайший регистровый диапазон. Прозрачный, звонкий звук предполагает ясность атаки и точность завершения каждого тона. Колорит звучания предполагает тончайшую акварельную звукопись. Возвращение к иллюстрациям и работе над второй частью продиктовано необходимостью работы над приёмами звукоизвлечения. Звуковая выразительность является важнейшим исполнительским средством для воплощения музыкально – художественного замысла. В работе применяются практические приёмы и методы, помогающие развить мелодический слух и, соответственно, красочность звука у ученика.

Мелодический слух – это представление и слышание мелодии в целом и каждой ее ноты, каждого интервала в отдельности. Слышать мелодию нужно не только звуковысотно, но и выразительно динамически и ритмически. Работа над мелодическим слухом – это работа над интонацией. Интонация придаёт музыке объем, делает ее живой, дает ей окраску. Мелодический слух интенсивно формируется в процессе эмоционального переживания мелодии и затем воспроизведения услышанного. Чем глубже переживание мелодии, тем гибче и выразительнее будет ее рисунок.

Методы работы:

  1. Проигрывание на инструменте мелодического рисунка отдельно от сопровождения.
  2. Воспроизведение мелодии с аккомпанементом учеником и педагогом.
  3. Исполнение на фортепиано отдельно партии аккомпанемента с пропеванием мелодии “про себя”.
  4. Максимально детализированная работа над фразировкой музыкального произведения.

Преподаватель: Важной составляющей в работе над мелодией является работа над фразой. Показ преподавателем двух вариантов исполнения эпизода с целью развить умение слышать и избирать необходимое звучание для создания верного музыкального образа. (Преподаватель исполняет) Учащаяся активно слушает и делает правильный выбор. Такой метод работы активизирует восприятие ученика и помогает создать образ, к которому нужно стремиться.

При работе над фразировкой, которая является одним из средств выражения художественного образа музыкального произведения, мы с учащейся обсудили строение фраз, интонационные вершины и кульминационные точки, обратили внимание на дыхание в музыкальной фразе, определили моменты дыхания. “Живое дыхание играет в музыке первенствующую роль”, – А. Гольденвейзер.

Преподаватель: Атеперь, давай вспомним, что такое кантилена?

Ученица: Кантилена – это напевная широкая мелодия.

Преподаватель: Сыграй, пожалуйста, длинную мелодическую линию, которая начинает середину пьесы. Ученица играет.

Дополнительное образование апрель-май 2018

Работа над художественным образом в фортепианных произведениях

Ероховец Ольга Викторовна,

педагог дополнительного образования

объединения по интересам «Фортепиано»

ГУО "Слуцкий Центр Детского творчества"

Методическая разработка занятия

ТЕМА: «Работа над художественным образом в фортепианных произведениях».

Цель: раскрыть и выразить в исполнении образное содержание музыкального произведения.

Задачи:

обучающие

· работать над выразительностью музыкального языка, преодолением исполнительских трудностей.

· совершенствовать образно – художественные и технические навыки исполнительства.

развивающие

· развивать аналитико-синтетические процессы деятельности учащихся на создание первоначального образа пьесы.

· развивать образную сферу восприятия музыкального произведения;

· развивать навыки практического использования полученных знаний.

воспитательн ые

· воспитывать музыкальный вкус.

· формировать целеустремлённость, стремление к самосовершенствованию

Возраст учащихся: 12-14 лет.

Оборудование: фортепиано, иллюстрации репродукций, фонотека, компьютер.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята.

Как дела в школе?

С каким настроением вы пришли на занятии?

Тема нашего занятия: «Работа над художественным образом в фортепианных произведениях».

2. Основная часть

Ребята, давайте рассмотрим репродукции картин И.Левитана «Осень», «Ранняя весна», «Весна», «Озеро», В. Васнецова «Богатыри» (приложение 1). На картине изображены разные поры года. Какую пору года нарисовал художник? С помощью каких красок он изобразил солнечный весенний день, а с помощью каких - осеннюю непогоду? Как художник В.Васнецов передал настроение героев. Как видите, с помощью светлых оттенков красок художник изобразил солнечный весенний день, а серыми оттенками нарисовал картины осени. А вот в картине В.Васнецова «Богатыри» художник изобразил настроение людей. Мы видим, как сосредоточен Илья Муромец, он нахмурился, а Алёша Попович смотрит вдаль, даже приложил руку к глазам, чтобы солнце не мешало разглядеть что-то важное вдали.

Музыка тоже передаёт настроение, рисует в нашем воображении картины природы, даже какие-то события, только надо прислушиваться к звукам. Композиторы «раскрашивают» свои произведения с помощью средств музыкальной выразительности. Давайте прослушаем музыкальное произведение Э. Грига «Утро» (прослушивание аудиозаписи). Как можно охарактеризовать картину, которую музыкальными звуками изобразил Э. Григ, какую картину нарисовал художник звуками; с помощью каких музыкальных средств композитор передал настроение утра? (медленный темп, мажорный лад, напевная мелодия, динамические оттенки). А теперь послушайте произведение Р.Корсакова «Полёт шмеля» (прослушивание аудиозаписи). Эта пьеса - действие, как вы думаете почему? Как композитор звуками передал жужжание шмеля; почему в конце пьесы создаётся впечатление, что шмель улетел? Какие средства музыкальной выразительности использовал Р.Корсаков, изображая полёт шмеля. (быстрый темп, исполнение на скрипке, её тембр, штрих стаккато, окончание пьесы на piano ). Можно сделать вывод, что композиторы, создавая музыкальное произведение, использует средства музыкальной выразительности. Давайте их перечислим. (темп, штрихи, динамические оттенки, мелодия, мажорный и минорный лад).

А теперь, мы поработаем над упражнением. Наше упражнение на развитие аккордовой техники. Сложность заключается в широком расположении звуков аккорда. Мы проработаем вариантами:

1) сыграем крайние звуки аккорда хватательными движениями пальцев, обрати внимание, кисть после аккорда надо сбросить, рука «здоровается» (показ).

2) поучим вариантами быстро, медленно, но надо постараться подготовить аккорды заранее, добиваясь точности и аккуратности в исполнении.

Сейчас поработаем над пьесой белорусского композитора Е. Глебова «Нэп» (приложение 2). Эта пьеса – картинка. Что изобразил композитор своей музыкой (картину природы, какое-то событие?). Можно представить, что это встреча двух уличных мальчишек. Вступление пьесы передаёт походку этих ребят (пример 1). Басы надо сыграть чётко, твёрдо, напористо, выделяя. Мелодия, которая идёт за вступлением, передаёт разговор мальчишек, их спор и драку (показ). Характер одного героя передан как вопрос, он звучит в среднем регистре одноголосной мелодией, а ответ звучит в верхнем регистре, наскоками аккордов, что придаёт ответу характер спора (пример 2). С помощью каких средств музыкальной выразительности Е.Глебов передал в музыке интонации разговора? Давай мы сейчас сыграем первую фразу с интонацией вопрос - ответ. Проигрывание.

Какой динамический оттенок передаёт интонацию вопроса, а какой ответа? (форте – вопрос, пиано – ответ).

В третьей фразе интонация разговора поменялась и стала просительной (пример 3). Какие средства музыкальной выразительности нам помогут изобразить просьбу? (Оттенок пиано, штрих легато). Проигрывание и отрабатывание легато.

В последней фразе один мальчик как-будто убегает, а второй его догоняет, послушай (пример 4), (показ). Давай придумаем текст к нашей мелодии: «Догони, догони, догони меня скорей». Сыграй эту фразу на крещендо, это прибавит напряжённости и усилит общую кульминацию произведения.

Работа над музыкальным произведением М. Малевича «Золушка грустит» (приложение 3).

Какой образ «нарисовал» композитор звуками (нежный, грустный, образ девушки, которая осталась дома одна, в то время когда её сёстры уехали веселиться на бал). Какими музыкальными средствами отображено грустное настроение героини (минорный лад, мелодия с интонациями вздохов, волнообразная динамика). Проигрывание учащимися пьесы.

Мелодия состоит из коротеньких мотивов, в которых слышны грустные вздохи (пример 1). Чтобы фраза не звучала отрывками, мы будем стремиться к последней ноте мотива, а все мотивы объединим «ведя» звук на крещендо, к кульминации. Давай сыграем с подтекстовкой «а я бегу» на восходящей интонации. Сыграй эту фразу с объединяющим движением руки, рука «ведёт» ноты к верхнему звуку (показ, проигрывание).

Вот видишь, в мелодии появилось движение, и мы передали настроение героини. Давай закрепим этот навык.

Во второй части в партиях ансамбля мотивы голосов перекликаются (пример 2). Проиграйте только те мелодии, где звучат переклички. Проработаем этот фрагмент со словами: «беги со мной» - Вика; «бегу с тобой» - Алеся. Понятно? (Проигрывание).

Теперь сыграйте как написано с аккомпанементом, следите за звуковым соотношением темы и аккомпанемента. Тема должна звучать ярче. Там, где темы звучат в двух партиях одновременно, нам снова поможет подтекстовка: «Вместе идём». Отработаем синхронность звучания. Чтобы вы вместе начали играть, нужно одновременно взять вдох. Понятно? (проигрывание, отработка ауфтакта, синхронности звучания партий).

Немаловажная роль отведена звуковому динамическому развитию произведения. Во вступлении звучит интонация вопроса. Оно состоит из двух коротеньких мотивов. Мы сыграем один первый на форте, а второй на пиано, как эхо. Первая фраза звучит на пиано. Это начало повествования. С каждой новой фразой звучание усиливается к кульминации, нарастает напряжение. Музыка передаёт волнение главной героини, её отчаянье. Кульминация в конце 1-й части написана короткими мотивами, направление движения вниз (пример 4). Динамика тоже нисходящая - от форте к пиано, постепенно затихая к концу фразы. Проиграйте 1-ю часть, старайтесь передать настроение музыки (проигрывание, заучивание выразительного исполнения 1-й части).

Во второй части минорный лад сменяется мажорным, появляется радостное настроение (пример 3). Общая кульминация в конце второй части. Мы начнём её играть на пианиссимо и сделаем крещендо до фортиссимо, чтобы обострить напряжение. Замедление в конце 2-й части усиливает ощущение законченности пьесы. Но композитор добавил окончание (пример 5). Оно похоже на вступление (короткие мотивы-вздохи). В отличие от вступления они звучат каноном, наслаиваясь одной темой на другую. Чтобы слушатель их услышал, первую ноту темы нужно сыграть ярче, глубоко погружаясь в клавиши. (Проигрывание).

Теперь наше музыкальное произведение звучит выразительнее, мы звуками передали настроение, тот образ, который задумал композитор, создавая эту замечательную музыку.

3. Заключительная часть

А сейчас мы с вами закрепим пройденные на уроке теоретические понятия. Я предлагаю вашему вниманию презентацию «Средства музыкальной выразительности». На экране вы увидите задания, на них надо ответить (слайдовая презентация).

4. Рефлексия

Ребята, наше занятие завершается. Вы тоже можете передать с каким настроением вы уходите. На столе лежат картинки. Возьмите картинку с нарисованной тучкой – если вам урок не понравился; Солнышко, если вы хорошо поработали и с хорошим настроением идете домой. Подведение итогов, релаксация.

Использованная литература:

1. Начинающему пианисту. Пьесы современных композиторов. Выпуск 7 – М.: Музыка. 1987.

2. Пьесы для фортепиано. Выпуск 13 – М.: Музыка. 1984.

3. Интернет ресурсы.

Приложение 1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств» п. Камыши

Курского района Курской области

Методическая разработка

Тема: «

Составитель: преподаватель струнных народных

инструментов

Малютина Оксана Вячеславовна

2015 год

ОГЛАВЛЕНИЕ:

I .ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

II . СОДЕРЖАНИЕ:

1. ВВЕДЕНИЕ

2. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЕМ:

    оформление звукового образа

    подготовка к концертному исполнению

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

IV. СПИСОК ЭЛЕКТРОННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Пояснительная записка к методической разработке « Формирование художественного образа музыкального произведения.» Данная методическая разработка предназначена для педагогов ДО общеобразовательных школ и школ искусств. В данной работе раскрыты способы и методы работы, используемые при создании художественного образа исполняемых произведений. Главная задача состоит в том, чтобы не только - научить обучающихся хорошо исполнять технически произведения, а постараться с помощью звуков передать все мысли и чувства, характер, образ, которые заложены композитором в конкретное произведение. Начальной целью этой работы является задача выработать интерес исследователя у обучающихся, а конечный результат воспитание самостоятельности исполнения и понимания музыкального материала, способы его передачи. В качестве одной из особенностей исполнения произведений на учебных занятиях можно выделить несколько этапов работы, которые помогут привести к желаемому результату. Это способствует тому, что преподаватель создаёт определённую схему работы, согласованную прежде всего с его педагогическим опытом и конкретизирует соответственно способности и особенности каждого обучающегося. Девизом данной работы могут быть слова «от простого к сложному». Весь комплекс необходимых навыков домриста: от простейших движений до сложных (комбинированных), соответствующих современному уровню мастерства исполнителя.

«Музыка – откровение более высокое, чем мудрость и философия.

Музыка должна высекать огонь из души человеческой.

Музыка – народная потребность»

/ Людвиг Ван Бетховен. /

Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека.

/ В. Сухомлинский /

Введение.

Художественный образ - это образ от искусства, который создается автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности.

Основная задача преподавателя - научить ребёнка осмысленно и чувственно передавать звуками содержание произведения, замысел композитора. Техническое совершенство и виртуозность исполнения являются лишь средством для достижения высокохудожественной цели. «Мастерство... в исполнительстве начинается там, где исчезает технический блеск, где мы слушаем только музыку, восхищаемся вдохновенностью игры и забываем о том, как, с помощью каких технических средств достиг музыкант того или иного выразительного эффекта... - писал Д. Шостакович. - ...Вся богатейшая техника этих музыкантов, поистине беспредельный комплекс выразительных средств, которыми они владеют, всегда полностью подчинены задаче возможно более яркого и убедительного воплощения замысла композитора, донесения его до слушателя».

Работа над музыкальным произведением – одна из составных частей исполнительского процесса. Художественное прочтение музыкального произведения играет особо важную роль, как в формировании будущего музыканта, так и в последующем развитии его исполнительского мастерства, музыкального мышления, вкуса, эстетического кругозора. Изучение того или иного музыкального произведения может дать хорошие результаты только при условии правильного представления о приёмах работы над ним, в основе которых лежит принцип поэтапного - последовательного разучивания.

Этапы работы над произведением.

Формирование образа -представления

Работу над произведением можно разделить на четыре этапа. Конечно, такое разграничение условно и определяется индивидуальными данными обучающегося. Условны и само деление процесса работы над произведением, и длительность, и содержание ее отдельных этапов.

Первый этап

общее предварительное ознакомление с пьесой, с ее основными художественными образами, эмоциональным тоном произведения, техническими задачами.

Второй этап

более глубокое изучение пьесы, отбор средств выражения и овладение ими, детальная работа над пьесой по частям, отрывкам.

Третий этап

это целостное и законченное исполнительское воплощение замысла пьесы, основанное на глубоком и детальном предварительном ее изучении.

Четвёртый этап

достижение готовности пьесы, подготовки пьесы к сценическому воплощению, то есть мастерского ее исполнения на концерте или экзамене.

Как правило в работе зачастую детализируется содержание основного центрального этапа работы (несомненно, самого объёмного), и недостаточно уделяется внимания первому и последнему этапу, в результате музыкальное произведение утрачивает свой стержень, единство мысли, вложенное в него автором. Фрагментарное исполнение, искажающее музыкальное содержание, порождает фрагментарное восприятие, поэтому одной из задач преподавателя является воспитание умения охватить композицию произведения и определить место и роль каждого элемента в нём.

Первый этап – знакомство с нотным материалом произведения

Начальная цель работы преподавателя с обучающимся – заинтересовать обучающегося, возбудить в нём интерес исследователя.

На первом этапе обучающийся охватывает только общий характер и эмоциональный тон музыкального произведения. Постепенно впечатление это начинает дифференцироваться, но изначально вычленяются только немногие компоненты целого. На этапе ознакомления с произведением цель педагогической деятельности состоит в развитии художественного мышления обучающихся, формировании установки на создание образа пьесы.

Зарождение и развитие музыкально - исполнительского образа у разных детей проходит по - разному в зависимости от степени их дарования. Но в любом случае хорошо, когда обучающийся может словами высказать свое мнение о характере произведения - от этого во многом будет зависеть качество звука, характер штрихов, артикуляция, игровые движения.

Знакомство ученика с произведением возможно проводить с помощью показа педагога, чтения с листа (эскизного проигрывания). После проигрывания пьесы преподавателем, обучающийся должен сам или с помощью учителя собрать сведения о композиторе, о его эпохе, времени создания произведения; изучить основные черты стиля автора; определить эмоциональный строй произведения и провести краткий музыкально-теоретический анализ произведения.

Начальный этап работы над пьесой ставит перед собой выполнение следующих задач :

Уяснить форму, стиль, настроение произведения;

Проследить ход становления авторской мысли, разобраться в логике ее развертывания;

Осознать целостность содержания пьесы на основе музыкально-теоретического анализа (темповые обозначения, динамические оттенки, характер мелодии, штрихов);

Осознать контуры звуковой формы (высотность, ритмика, смысловые акценты, цезуры);

Обнаружить наиболее заметные элементы выразительности.

Углубление предварительного анализа произведения будет далее продолжаться на всем протяжении работы над сочинением. Первый ознакомительный этап способствует быстрому ориентированию обучающегося в контурах формы звукового полотна.

Второй этап – работа над тонкостями и деталями

На втором этапе раскрытие замысла совершается на основе гораздо более полного анализа, который создает возможность синтетического подхода к исполняемому произведению. На этом этапе учащиеся, выделяя ведущие компоненты художественного образа музыкального произведения - мелодию, гармонию, ритм и т. д., устанавливают взаимодействие их.

Цель второго этапа работы над музыкальным произведением подразумевает подробное изучение авторского текста.

Скрупулезное изучение нотной записи проясняет процессы развития произведения, уточняет внутренне слуховое представление о каждой грани образа, учит понимать и ценить роль отдельных средств музыкальной выразительности внутри художественного целого.

Задачи второго этапа:

Разобрать нотный текст;

Определить характерные особенности в строении мелодии - нахождение в её контуре смысловых акцентов, кульминаций, агогических нюансов;

Работа над техникой и художественной выразительностью исполнения произведения (качеством звука, его тембровой окраской и звукового колорита, динамической нюансировкой);

Достичь гладкости и непрерывности изложения.

Дробление на звенья - вычленение простого из сложного;

Счет вслух, простукивание ритмического рисунка, игра на инструменте;

Преувеличенный, гиперболизированный показ преподавателя;

Использование наводящих вопросов;

- «звук-слово» или подстрочный текст.

Разбор нотного текста является одним из основных способов точного осознания контуров музыкального полотна, он должен обязательно сочетаться и с прочтением, и осмыслением ремарок. Необходимо помнить, что всякая «случайная» неточность игры в самом начале работы ведет к искажению формирующегося образа , и что ошибки, допущенные при первом разборе, нередко прочно укореняются и сильно тормозят разучивание пьесы.

Часто приходится слышать мнение, что начальный разбор должен быть настолько медленным, чтобы ребёнок мог, играя подряд целую часть пьесы, не допускать ошибок и остановок. Едва ли это правильно, ибо такой медленный темп приводит к совершенному обессмысливанию игры. Поэтому целесообразно при начальном разборе использование метода дробления на определённые части.

Руководствуясь методическим приемом вычленения из сложного простого , можно облегчить восприятие музыки, временно фиксируя внимание обучающегося на одних заданиях и допуская при этом лишь приблизительное выполнение других. Например, при точном прочтении высотности и аппликатуры, можно временно лишь слухом контролировать метрику или же, сохраняя точность и осмысленность исполнения всех трех названных компонентов, постепенно подключать новые (ощущение фразы, динамики, штрихов и т.д.).

Велика роль распространенного в практике метода исполнительского показа как средства , подсказывающего пути овладения конкретными исполнительскими задачами и трудностями. Выше упоминалось о показе - исполнении, необходимом для обучающегося до начала работы над музыкальном произведением. Однако такой целостный показ переходит далее в стадию расчлененного показа отдельных художественных и технических деталей. Одним из таких характерных моментов является утрированный показ, подчеркнуто демонстрирующий обучающемуся не вполне удающиеся ему звуковые и технические детали исполнения.

Для активизации самостоятельности исполнительских решений полезен метод наводящих вопросов, например, «Что тебе в этой пьесе совсем не удалось?», «Красиво ли это звучало?» и т.д.

Для воспитания самостоятельности обучающегося, этот метод может быть использован и в таких заданиях, как обозначение им самим аппликатуры в отдельных отрывках произведения или цезур между мелодическими построениями. Задачей преподавателя является достижение обучающегося на определённом этапе работы над произведением самостоятельности.

Суть метода «звук-слово» или подстрочный текст заключается в том, что к музыкальной фразе или к интонационному обороту подбирается словесный текст, что позволяет ребёнку точнее почувствовать выразительность музыки: интонационные акценты, окончания фраз.

Третий этап – оформление звукового образа

Цель третьего этапа - объединение выученных деталей в цельный организм, достижение единства всех составляющих произведения, должной выразительности и осмысленности исполнения.

«Вижу – слышу – играю – контролирую».

Задачи данного этапа работы над произведением:

Развить навыки слухового мышления и умение представлять результаты своего действия еще до его осуществления;

Достичь гладкого и незатрудненного исполнения (и по нотам, и на память);

Преодолеть двигательные трудности;

Сцепить игровые образы;

Углубить выразительность игры;

Добиться яркого динамического звучания;

Уточнить ритмически правильное исполнение, добиться единства темпа.

Неотъемлемой стадией работы музыканта над оформлением звукового образа является постоянный анализ и слуховой контроль в процессе исполнения. Благодаря слуховому мышлению обучающегося начинает охватывать логические связи сочинения, его смысловые соотношения. Он постепенно начинает предвосхищать, прогнозировать наступление того или иного фрагмента произведения.

Для решения поставленных задач третьего этапа формирования образа-представления используются следующие методы работы:

Пробные проигрывания пьесы целиком;

Занятия «в представлении» (без инструмента);

Дирижирование;

Сопоставление между собой небольших отрезков музыки из разных частей;

Многократные повторения;

Постепенное удлинение музыкальной мысли.

Пробные проигрывания позволят исполнителю определить пропорции деталей сочинения в целостном полотне и откорректировать их между собой. Благодаря пробным исполнениям домрист сможет выявить степень логичности переходов между построениями, устранить неточности ритмического становления музыки, динамического развертывания исполнительского образа. Пробные исполнения позволят обнаружить технические недостатки игры.

Необходимо сочетать пробные проигрывания целиком с непрекращающимся углубленным трудом над деталями и частями произведения.

Помимо пробных исполнений, одним из звеньев в овладении формой сочинения должны стать занятия музыканта без инструмента , работа «в уме», «в представлении» - отстранение от реальных, игровых проблем, отключение пальцевых (мышечных) автоматизмов приведет к активизации фантазии музыканта.

Методика формирования навыка исполнения произведения вне опоры на реальное звучание должна быть построена исходя из уровня индивидуальной подготовки учащихся, и носить характер постепенно возрастающей сложности.

«Дирижерский» метод работы является уникальной формой занятий, так как позволяет объять все произведение «одним круговым движением, непрерывной дуговой нитью». Такой охват поможет музыканту передать безостановочность течения звукового потока, что, несомненно, будет способствовать стройности формы произведения. Особое значение приобретает дирижирование при организации временной структуры пьесы, в укреплении чувства ритма музыканта.

Методы многократных повторений и постепенного удлинения полезны в работе над двигательно-трудными участками произведения.

Четвертый этап подготовка к концертному исполнению.

Охват целостной формы произведения возможен лишь в том случае, если музыкант сможет подняться над реальностью и превратиться из непосредственного участника событий в режиссера музыкального действа.

Цель заключительного этапа работы музыканта над произведением состоит в достижении уровня «эстетической завершенности» интерпретации.

Одна из главных задач , которая ставится на заключительном этапе работы над пьесой – подготовки к сценическому воплощению - это «исполнительская яркость», которая включает непременное умение воспринимать и передавать с не меньшей внутренней наполненностью всё разнообразие состояний, красок, образов произведения. Важно добиться по окончании работы над пьесой внутренней раскрепощённости, творческой свободы, способности играть пьесу совершенно уверенно, убежденно, убедительно в любой обстановке, на любом инструменте, перед любыми слушателями.

Перед выходом на ответственное выступление пьесу надо «обыграть» в непривычной обстановке, перед слушателями. Успех или неудача такого исполнения и будет показателем степени завершенности работы. В настоящее время существует большое количество методик, чтобы побороть сценическое волнение. Это и физические упражнения, и дыхательная гимнастика. Но залог успеха в большей степени зависит от хорошего запоминания текста и выученности произведения, от детально проработанных технически сложных мест. Хочется процитировать слова знаменитого пианиста И.Я. Падеревского: «Если я не занимаюсь один день, это замечаю только я. Если я не занимаюсь два дня, это замечают критики. Если я не занимаюсь три дня, это замечает публика.» Хочется привести слова А.П. Щапова, благодаря которым можно настроить своих обучающихся на концертное выступление: «Перед выступлением совершенно неуместны всяческие разговоры о возможном “волнении”, о необходимом «спокойствии», не нужны и никакие словесные убеждения ученику в том, что «у тебя всё выходит».

Волнение при выступлении совершенно неизбежно, но оно должно приводить… не к ухудшению, а к улучшению качества игры. На эстраде должно быть не “спокойствие”, а “творческая уверенность”, которая лишь в небольшой мере зависит не только от внушения и самовнушения, но и базируется в первую очередь на очень обобщённом, но вместе с тем вполне реальном ощущении завершённости работы, ясности всех художественных намерений, полного владения игровыми представлениями и техническим аппаратом, на отсутствии сомнений, туманностей в образах памяти, на отсутствии зажимов в моторике».

Заключение.

Музыка способна волшебным образом помочь в развитии, разбудить чувства, обеспечить интеллектуальный рост. Как показывает опыт, под влиянием музыкальных занятий начинают делать успехи даже дети с задержкой и отставанием психического развития.

Роль преподавателя в воспитании в обучающихся правильных представлений о художественно-образной структуре изучаемого произведения очень ответственна. Ясная, глубоко осознанная художественная цель является залогом успешной работы над музыкальным произведением.

Приведенные методы работы следует рассматривать как примерный образец, отталкиваясь от которого каждый преподаватель должен сделать свою личную схему, согласованную с его педагогическим опытом и конкретизировать соответственно особенностям каждого обучающегося. В целом, предложенные методы работы призваны развивать и обогащать музыкальное мышление ребёнка. Одновременно они образуют творческие связи, возникающие в общении преподавателя с обучающимся на определённых этапах обучения.

Павленко Ирина Александровна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ" г.Усинска
Населённый пункт: город Усинск
Наименование материала: Методический доклад
Тема: «Этапы работы над художественным образом музыкального произведения в современной школе искусств»
Дата публикации: 21.05.2018
Раздел: дополнительное образование

«Этапы работы над художественным образом музыкального

произведения в современной школе искусств»

Работу над художественным образом музыкального произведения

необходимо начинать на самых ранних этапах соприкосновения

обучающегося с музыкой - с первых уроков и с началом освоения нотной

Даже при первоначальном исполнении самой простейшей мелодии

необходимо стараться, чтобы исполнение было выразительным, и характер

исполнения соответствовал характеру мелодии.

Г.Г.Нейгауз писал: «Как можно раньше от ребенка нужно добиться, чтобы

он сыграл грустную мелодию грустно, бодрую - бодро, торжественную

торжественно и т. д. и т. д. и довел бы свое художественно-музыкальное

намерение до полной ясности.»

Перед любым исполнителем всегда стоит сложная задача – необходимо

передать эмоциональный характер, настроение и замысел, заложенный

Как же этого добиться?

\Изучение произведения можно разделить на три этапа:

первый – ознакомительный,

второй – детальная работа над произведением

третий – завершающий, подготавливающий к концертному

исполнению.

На первом и третьем этапах преобладает целостный, обобщенный подход к

произведению, а на втором – более подробное его рассмотрение.

Остановимся на каждом этапе:

первый этап – ознакомительный. На этом этапе необходимо создать

первоначальное обобщенное представления о произведении, о

характере, настроении музыки. Этот этап чрезвычайно важен. Свежесть

и яркость первого впечатления, помимо всего прочего, несут в себе

особое, личностное своеобразие переживания, что впоследствии будет

определять индивидуальные особенности интерпретации. На занятиях

с педагогом первоначальный образ создается в основном с помощью

преподавателя, который знакомит ученика с произведением,

проигрывает его на инструменте, рассказывает о нем.

Ведущую роль при ознакомлении с произведением играют навыки

быстрой ориентации в нотном тексте, умение читать с листа. При

чтении допускается значительное упрощение фактуры, гармонии,

пропуск технически сложных элементов. В трудных произведениях

можно ограничиться воспроизведением мелодической линии – главного

смыслообразующего элемента музыкальной ткани или, в крайнем

случае, внимательным просмотром нотного текста без инструмента.

Недостаток умений чтения с листа можно и даже нужно

компенсировать активной работой слухового воображения –

мысленным воспроизведением музыкального материала,

проигрыванием наиболее трудных фрагментов «в уме», за счет

воссоздающего воображения. При знакомстве с новым музыкальным

произведением можно также послушать его в исполнении выдающихся

мастеров. Чтобы избежать стремления к буквальному копированию,

желательно прослушать произведение в исполнении разных

музыкантов, познакомиться с различными вариантами интерпретации.

Тогда более ясной станет многозначность музыкального образа,

многовариантность его художественного прочтения. После

предварительного знакомства с произведением за инструментом,

полезно закрепить свои впечатления в словесной форме. При этом

достаточны краткие характеристики, состоящие из нескольких слов и

отражающие общую эмоциональную окрашенность музыкального

образа. Например: лирико-созерцательный, поэтический,

просветленный, мечтательный, решительный, стремительно-страстный,

нежный, чистый, гибкий, грациозный…

При определении характера произведения следует внимательно изучить

обозначения темпа, настроения музыки, характера звучания, динамики и т.п.

Так как эти указания даются по традиции на итальянском языке, нужно знать

точное значение.

Итак, наиболее важные моменты первого этапа работы:

– целостный охват произведения посредством чтения с листа и мысленного

проигрывания;

– прослушивание звукозаписи;

– краткая словесная характеристика музыкального образа.

второй этап – детальная работа над произведением. Основной целью

второго этапа является дальнейшее углубление в образный строй

протяженный период работы, совпадающий с техническим,

пианистическим освоением музыкального материала. В раскрытии

художественного содержания произведения первостепенную роль

играет грамотный и всесторонний его анализ. Анализ художественного

произведения по самой сути своей должен быть художественным.

Основные задачи эмоционально-смыслового анализа:

выявить структуру содержания произведения, ее основные разделы,

характер тематических построений, их выразительное значение;

проследить динамику развития в произведении художественно-

напряженности, кульминационные точки, моменты смены настроения;

проанализировать используемые в произведении средства музыкальной

выразительности – гармонию, ритм, мелодию, элементы полифонии,

фактуру изложения, исполнительские штрихи и т.д. – с точки зрения их

эмоционально-смыслового значения.

В практической работе над произведением эмоционально-смысловой анализ

непосредственно переплетается с другими методами: приемами

дирижерского показа, пропеванием, методами ассоциаций, сравнений и

сопоставлений.

Третий этап – завершающий. После того, как проведена детальная

работа над произведением, оно выучено наизусть и освоено

технически, наступает последний – заключительный этап работы,

целью которого является формирование целостного музыкально-

исполнительского образа и его реальное воплощение в исполнении.

Этот этап предполагает, как и период ознакомления, целостный охват

произведения, проигрывание его целиком. Между начальным и

завершающим этапами освоения произведения много общего. И в том,

и в другом случае требуется синтетический, обобщающий подход к

произведению. Но на завершающей стадии целостное представление

формируется на другом, гораздо более высоком уровне, с учетом всей

проделанной работы, всех добытых на предыдущих этапах знаний и

впечатлений. Особое внимание на заключительном этапе

художественной работы над произведением следует уделить

формированию эмоциональной культуры исполнения. Необходимо

соблюдать чувство меры в выражении чувств, стремиться к

естественности и искренности эстетического переживания.

Эмоциональные перехлесты, манерность и преувеличенная аффектация

несовместимы с подлинно художественным переживанием музыки. Об

этом хорошо сказал А.Г.Рубинштейн: «Чувства не может быть слишком

много: чувство может быть только в меру, а если его много, то оно

фальшиво». Поэтому исполнителю необходим контроль со стороны

сознания, умение держать себя в руках, регулировать свое

эмоциональное состояние.

Наиболее важные моменты работы на заключительном этапе изучения

произведения:

создание эмоциональной программы исполнения, плана

интерпретации;

пробные проигрывания в надлежащем темпе и настроении;

ориентация исполнения на слушательскую аудиторию;

формирование эмоциональной культуры исполнения;

тренировка исполнительской воли и выдержки;

при необходимости - возврат к медленному темпу или перерыв в работе

над произведением.

В современной педагогике для наиболее эффективной работы над

музыкальным образом разработаны следующие типы занятий:

1. Монотематические уроки. Они концентрируются вокруг единого

художественно-смыслового стержня и посвящаются решению какой-либо

одной проблемы. Это может быть разбор нотного текста, значение мелодии,

свобода и непринужденность в обращении с инструментом, разные виды

педальных, гармонических, полифонических, текстологических,

аппликатурных уроков.

2.Политематические уроки. Они сочетают в себе различные, часто

контрастирующие задания. Они направлены на более объемный спектр

познаваемого материала. Нередко это позволяет повысить интерес ученика.

Часто применяется и такая форма организации урока как выделение

«стержня» в каждом из нескольких произведений, изучаемых учеником.

Вокруг центрального задания как бы группируются важные детали,

количество которых должно быть ограничено.

3.Уроки в свободной форме. Они проводятся с учащимися, стоящими на

более высоком уровне развития, способными усвоить сложные указания

педагога, умеющими работать инициативно и самостоятельно. Над особенно

трудной пьесой можно поработать детально и длительно, пока не появится

заметный результат. Если ученик уже находится на пути к достижению цели,

ему представляется возможность здесь же на уроке добиваться улучшения.

При этом педагог лишь изредка дает наводящие указания. Такая форма

работы под ненавязчивым контролем педагога чрезвычайно эффективна, так

как позволяет проверить и направить самостоятельную работу учащегося.

В процессе любого из вышеперечисленных типов занятий необходимо чаще

переключать ученика от собственно работы к обыгрыванию. В рабочем плане

урока надо разграничить изучение и исполнение. Это поможет воспитанию

эстрадного самочувствия молодого пианиста. Еще один момент: во время

работы необходимо давать ученику и некоторую разрядку, например, сыграть

ему какую-либо пьесу, побеседовать о последних музыкальных впечатлениях,

поиграть с ним в четыре руки. В результате внимание ребенка освежается и

он вновь готов к настойчивой, требующей мобилизации всех сил работе.

Основная задача в работе над образным строем музыкальных произведений –

создать условия для художественного исполнения учеником выученных им

сочинений, дать возможность ребенку почувствовать себя музыкантом-

художником.

В идеале вдохновение должно проявляться всякий раз, когда ребенок

обращается к музыке. Педагогической удачей будет успех ученика на эстраде.

Таким образом, работа над художественным образом музыкального

произведения должна носить многогранный характер. Ученик и педагог

полны энтузиазма и любви к своему делу, это, в свою очередь, дополняется

индивидуальностью ученика и огромным обаянием личности педагога

(культурой). В этом союзе рождается великое многообразие форм и методов

работы над художественными образами музыкальных произведений.

Надырова Д.С. Работа над художественным образом музыкального

произведения - Казань, 2013 г.

Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. – М.:

Классика ХХI, 2004.

Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. - М., 1984

Открытый урок - аттестация на подтверждение соответствия занимаемой должности преподавателя Штерц Даниила Ивановича по специальности баян с учеником подготовительного класса Коноревым Александром.

Место проведения: МБУДО «ДШИ г. Алейска»

Дата проведения: ___________________

Тип урока: открытый

Форма работы: индивидуальная

Тема урока: «Работа над художественным образом произведения в начальных классах»

Цель урока: Научиться раскрывать художественный образ произведений

Задачи:

  • Образовательная – дать определение понятию «художественный образ произведения», научиться раскрывать замысел произведения;
  • Воспитательная – воспитывать культуру исполнения произведения;
  • Развивающая – развивать умение слушать и понимать исполняемое произведение, развивать воображение, мышление, память, чувство ритма;
  • Здоровьесберегающая – правильная посадка, положение рук, корпуса, установка инструмента.

План урока.

Структура урока состоит из пяти частей:

1 часть – организационная;

2 часть – работа над новым материалом;

3 часть – закрепление изученного материала на уроке;

4 часть – итог урока;

Оборудование: 2 баяна, пюпитр, стол, стулья, нотная литература, дидактический материал.

Урок проводится с учеником подготовительного класса Коноревым Александром.

1 часть – Организационная.

  • Игра гаммы До мажор двумя руками вместе разными штрихами: legato , staccato , арпеджио короткие, аккорды в темпе Moderato ;
  • Анализ домашней работы – устный отчет о проделанной работе, какие задачи были поставлены перед учащимся, что удалось сделать, а что не получилось и почему? Какие сложности встретились при выполнении;
  • проверка домашнего задания – целостное проигрывание пьес двумя руками вместе р.н.п.«Камаринская» , р.н.п.«Пойду ль я, выду ль я », с выполнением поставленных ранее задач:
  • Производить смену меха в указанных местах нотного стана;
  • Точно выполнять аппликатурные требования;
  • Точно выдерживать все длительности;
  • Держать единый темп исполнения;
  • Добиваться безостановочной игры двумя руками, при этом точно соблюдать нотный текст.

2 часть – работа над раскрытием художественного образа произведения.

Художественный образ музыкального произведения - это сама музыка, живая музыкальная речь с ее закономерностями и составными частями, именуемые мелодией, гармонией, полифонией, формой, эмоциональным и поэтическим содержанием.
Музыка - искусство звука, она говорит звуками.

Постановка цели урока. Для того, чтобы научиться раскрывать замысел произведения, т.е. художественный образ, нужно понять, что это такое, с помощью каких средств раскрывается замысел произведения. Поэтому, цель нашего урока – вывести понятие «художественный образ» и научиться раскрывать его.

Методы работы над пьесой «Камаринская».

Целостное проигрывание пьесы преподавателем;

Анализ исполнения – ответы ученика на вопросы преподавателя.

Учитель: Как ты думаешь, о чем это произведение?

Учитель: Что помогло понять, о чем это произведение? Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор? Какой темп в этом произведении? Динамика, штрихи, характер аккомпанемента? На сколько частей условно можно поделить пьесу? Что мы представили в первой части, а что во второй? Как в музыке заметно это изменение? Попробуй объяснить, что такое «художественный образ»? После обсуждения ответов на вопросы следует приступить к работе над художественным образом пьесы р.н.п.«Камаринская».

Методы работы.

  1. Детальный показ преподавателем на инструменте – проигрывание каждой партии отдельно;
  2. Игра в ансамбле с преподавателем;
  3. Работа над фразировкой, определение кульминации в каждой фразе, метод игры – сравнения (сравнивается игра преподавателя и ученика, анализ).
  4. Работа над ритмом, игра со счетом вслух, прохлопывание ритма каждой партии, работа над трудными ритмическими местами;
  5. Работа над штрихами – необходимо добиваться в партии правой руки связной, плавной игры, а в партии левой руки четкости аккомпанемента (игра каждой рукой отдельно);
  6. Работа над единым темпом исполнения – работа под метроном;
  7. При возникновении трудностей при соединении следует вернуться к работе отдельными руками, уточнить нотный текст, аппликатуру, смену меха.

Проведение физкультминутки, руки поднять вверх, хорошо потянуть, расслабить кисти рук, «бросить» вниз.

Методы работы над р.н.п.«Пойду ль я, выду ль я » аналогичны методам работы над пьесой р.н.п. «Камаринская».

3 часть – закрепление навыков, полученных на уроке.

Целостное проигрывание пьес учащимся двумя руками вместе с точным выполнением поставленной задачи – при игре раскрыть художественный образ произведения. Анализ собственного исполнения с указанием положительных и отрицательных сторон при игре пьес.

4 часть – итог урока.

Ученик справился с поставленными перед ним задачами: постарался при игре передать художественный образ произведений, научился самостоятельно анализировать собственное исполнение, находить ошибки, трудности в исполнении и искать пути их преодоления.

Ученик понял, что для того, чтобы произведение звучало, не достаточно точно выучить текст, нужно много уделять внимания работе над динамикой, фразировкой, ритмом, штрихами, т.е. над средствами музыкальной выразительности. В дальнейшем планируется и самостоятельная работа ученика по раскрытию художественного образа произведений.

5 часть – формулировка домашнего задания.

Закрепление навыков, полученных на уроке – целостное проигрывание пьес наизусть, с учетом всех замечаний.

Данные методы, использованные при работе над раскрытием художественного образа на примере произведений исполняемых на уроке можно использовать при работе и в других произведениях. Такие методы работы помогают учащимся в дальнейшем самостоятельно работать над раскрытием художественного образа в произведениях.

Домашняя работа.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то