В чем же смысл золотых сокровищ? О чем «золотое правило нравственности» гласит? Значение и смысл «золотого правила нравственности Падение нравственного уровня в современном обществе.

Остается ли золото надежным средством для сохранности средств? Как инвестировать в золото? Какие риски существуют? Кто определяет стоимость доллара? Какую роль на рынке золота играет Шанхай? На эти вопросы сайт отвечает вице-президент "Золотого монетного дома" Алексей Вязовский.

Зачем Россия вкладывается в золото?

Золото сильно скачет в цене

- Что представляет собой золотой рынок с точки зрения спроса. Ведь насколько я знаю часть золота идет в промышленность, прежде всего в электронную, часть золота идет в ювелирную отрасль, часть золота идет в монеты, часть золота идет в слитки.

Примерно пополам делится этот рынок. Половина - это инвестиционное золото, которое составляют слитки и золотые монеты, и еще половина - это ювелирное золото. И крупнейшие потребители ювелирного золота - это традиционно Азия, Индия и Китай. И примерно только 10 процентов рынка - это промышленность. То есть, как вы правильно сказали, платы всякие и так далее.

- Золото скачет в цене, причем довольно сильно скачет. Давайте разберемся, что такое мировая цена золота, потому что буквально до последнего месяца было принято считать, что цена золота определяется в Лондоне на бирже.

Биржа - это слишком громкое название, это все золотой фиксинг. Шесть крупнейших банков, так называемых "золотых жуков", собираются, и два раза в день в телефонных переговорах договариваются о спотовой цене золота. Так было буквально полгода назад, с тех пор фиксинг был немного реформирован.

- Но они при этом собирают заявки? Или они для себя берут?

А вот никто не знает. Проблема золотого фиксинга в том, что никто не знает, какие объемы стоят за дилерами крупнейших банков и стоят ли вообще. На самом деле, это вызывало много скандалов и вызывает до сих пор. Буквально в прошлом месяце "Дойче Банк", крупнейшего немецкого дилера золота, американские инвесторы обвинили в том, что он манипулирует ценами на золото в Америке, и он с ними пошел на мировую. То есть он согласился выдать участников картеля, он уже это подписал.

Эта новость вызвала очень большой интерес среди инвесторов. Мы с большим интересом сейчас следим, как он будет свидетельствовать против участников золотого картеля. Посмотрим, что будет.

Новый золотой центр

- Убивать ведь не будут сейчас?

Нет, убивать не будут. Будут появляться новые центры силы, в частности в Шанхае. Китайцы были очень недовольны сложившейся ситуацией, а Китай - это один из крупнейших потребителей золота в мире, в первую очередь, ювелирного и инвестиционного.

И они очень долго не понимали, как происходит фиксинг, какие объемы, обороты стоят за ним, стоят ли вообще и как происходит это манипулирование, потому что многие инвесторы полагают, что цены на золото искусственно занижаются.

И совсем недавно был создан собственный золотой фиксинг на Шанхайской бирже. Там участвуют и западные банки, и китайские госбанки, которые у них очень сильные, поэтому Центральному банку нет необходимости участвовать. Они выставляют свои котировки, свои объемы. И могу сказать, что рынок стал более прозрачным и понятным.

Золота осталось мало

- Со стороны спроса понятно, но есть ведь еще и предложение. Что происходит с добычей?

Добыча у нас стагнирует, порядка 3-4 процента рост, по итогам уже многих лет. То золото, которое легко добывалось по миру, рассыпное, уже добыто. Осталось рудное тяжелое золото, которое требует сложных технологий, машин, выщелачивания и так далее. И такое золото добывается с помощью больших инвестиций.

Если цены растут, то инвестиции становятся выгодными, если цены падают, наши золотодобывающие компании замораживают какие-то проекты, в частности, дорогие. Поэтому золотодобывающим компаниям выгодно, когда цены растут. И сейчас они растут. А наши золотодобывающие российские компании вообще в шоколаде в силу того, что у них главный покупатель, - Центральный банк. 65 процентов всего добываемого золота в России продается Центральному банку.

- И это идет в госрезерв?

Да, в резерв, в золотовалютный резерв. Сейчас слитки складируются в огромные подвалы на улице Неглинной, через уполномоченные банки происходят сделки. Наш Центральный банк покупает такие большие объемы по нескольким причинам.

Во-первых, мы находимся под санкциями до сих пор. Существует риск, и он до сих пор просчитывается, что какие-то авуары Центрального банка, которые вложены в казначейские облигации правительства США, в бумаги Англии или Германии, могут быть либо арестованы, либо заморожены. Различные варианты просчитываются.

Поэтому когда вы покупаете , оно у вас лежит на улице Неглинная, и вы контролируете ситуацию. Когда вы покупаете облигации правительства США, вы не контролируете ситуацию.

- А сколько там золота?

Сейчас 1400 тонн.

- А есть ли российское золото, либо Центрального банка, либо правительства, либо частных инвесторов, которое лежит в "Форт нокс"?

Нет. В России нет такого золота, но зато есть у Германии, у Нидерландов, и это, между прочим, болезненная ситуация для немцев. Они пытались вернуть свое золото, которое хранится в Федеральном банке Нью-Йорка, а правительством США, по сути, им было отказано даже в проведении аудита.

Сбережения в золоте

- Понятно. А если человек разбогател, продал свой бизнес, получил много денег и решился вложиться в золото, что делать: покупать монеты, слитки или золотодобывающие компании?

Если это человек, который живет в России, то у него есть три способа инвестиций в золото. Это обезличенные металлические счета в банках - это слитки, это монеты. Обезличенные металлические счета плохи тем, что они не попадают под систему страхования вкладов. Если банк рушится, вам ничего государство не возвращает.

Слитки - хороший способ инвестиций, но по нему в России берется 18 процентов НДС со сделке. То есть у вас на грамм или на унцию золота цена будет на 18 процентов выше. Банк просто удержит все при сделке. По закону золотые инвестиционные монеты не облагаются НДС, поэтому это самый выгодный способ среди тех, которые существуют.

Монеты у нас бывают нескольких типов. Это "Победоносец" - самая распространенная золотая монета, четвертьунцовая. Вообще, мировой стандарт - это унция, 31 грамм. Все торгуется в унциях. У нас, к сожалению, пошли своим путем, стали чеканить четвертьунцовую монету, 7,7 граммов примерно чистого золота весит эта монета. Поэтому это у нас самая распространенная монета. Она примерно 20 тысяч рублей стоит или чуть больше. Я ее покупал в начале 2000 годов за 4 тысячи. То есть цена растет в рублях и в долларах.

Самая популярная иностранная монета - это "австралийская кенгуру", на ней кенгуру нарисован, и она стоит порядка 91 тысячи сейчас. Это унцовая монетка, чистота 9999. С начала года она подорожала на 20 процентов. И у нас есть и уникальная монета, она сейчас пришла только в Россию - это "гризли", канадцы чеканят, в ней пять девятых чистоты. Она чуть подороже, порядка 93-94 тысяч стоит.

- Давайте вернемся к стоимости золота. Полгода она растет. Это тренд или это часть восходящей синусоиды?

Мне кажется, что это тренд вверх. Если мы посмотрим глобальный график цен на золото за последние 50 лет, то были периоды, когда золото падало в цене, и они были достаточно продолжительными. Но, в целом, график направлен вверх. Если мы вспомним отмену золотого стандарта, там унция стоила 35 долларов, 30 долларов, потом, в момент мирового финансового кризиса она до 1 800 доходила, но откатилась вниз, а сейчас обратно начала карабкаться вверх. Причин тому несколько.

Первая причина, что проблемы мировых финансов не решены. Более того, они усложнились, и американский госдолг 13 миллионов долларов превысил. И хотя нас убеждают, что больше половины долга они сами себе должны, и это действительно так, тем не менее, вторую-то половину отдавать надо.

И помимо огромных эмиссий, которые проводят мировые центральные банки, начали развиваться какие-то валюты. Граждане видят, что центральные банки продолжают стимулирующую политику - печатают ничем не обеспеченные деньги, и эти деньги привели к тому, что в Европе и Японии появились отрицательные процентные ставки.

Для людей богатых это большая проблема - куда инвестировать деньги. Например, вы продали бизнес, у вас большая сумма денег. Куда их деть? Если купить облигации, номинальная стоимость может уменьшиться. Можно положить на депозит в швейцарские банки, но швейцарские банки уже обложили отрицательными процентными ставками своих клиентов. Остается только золото.

Золото со дна морских глубин

- Сейчас японцы грозятся начать добывать из моря. Это правдоподобное заявление?

Добывать можно, там стоят сложные тяжелые фильтры, которые все это делают. Но себестоимость такого золота зашкаливает. То есть у нас сейчас самое дешевое золото - это рассыпное. Там себестоимость унции доходит до 400 долларов.

Но уже давно все эти месторождения, где можно было бы купить дешево, куплены, большей частью выработаны, и сейчас наши золотодобывающие компании и африканские тоже столкнулись с тем, что им требуются огромные инвестиции, чтобы продолжать разработку.

- А возможен какой-то технологический прорыв, что золота станет больше, чем его есть сейчас ?

Можно сделать какой-то дешевый ядерный синтез золота. Я могу отметить две основные тенденции. Первая - появились принтеры, которые печатают золотом, 3D-принтеры. Каждый из нас, рано или поздно, может купить такой принтер, цены сейчас высокие, но они имеют тенденцию к падению, и сможет чеканить такие монеты. Но это не близкое будущее. Это первый тренд.

Второй тренд - возможно, какие-то криптовалюты, например биткоины, привяжут к золоту. Это будет золотой стандарт на новом уровне, потому что возврат к прежнему золотому стандарту, конечно, невозможен.

- То есть золото стоит покупать?

Конечно. Я сторонник простого решения, что с каждого дохода, надо покупать. Вот выплатили вам премию, и если она небольшая, то вы за 20 тысяч монетку купили. Появилась побольше сумма, купили унцовую монету.

- А они ликвидны, их всегда можно продать?

Да, совершенно.

Подготовила к публикации Мария Сныткова

Что именно означает «Голубой час»? В какое время дня я могу запечатлеть этот «Голубой час» и как долго он длится? Кроме того, в чем его отличие от «Золотого часа»?

Пол Сезанн

синий час - это время, которое вы тратите на то, чтобы жалеть себя, сидя в галерее и наблюдая, как некоторые люди просто смотрят на вашу работу, а затем идут дальше...

Ответы

Итай

Золотой час - это когда солнце низко стоит на горизонте , освещая его золотым оттенком.

Синий час - это когда солнце немного ниже горизонта , оставляя небо темно-синим.

Нет установленной продолжительности, потому что она варьируется в зависимости от широты и времени года.

Гражданские сумерки - хорошее приближение с солнцем, составляющим ± 6 ° вокруг горизонта.

Когда угол положительный, у вас есть золотой час, когда угол отрицательный, он синий.

В английском языке люди часто используют термин «золотой час» для обозначения синего, а во французском - «голубой», что означает «синий час» для обозначения золотого. Смотрите этот ответ для более подробной информации.

dpollitt

jrista ♦

Синий час на самом деле, когда солнце далеко за горизонтом. Золотой час НАЧИНАЕТСЯ, когда солнце находится на горизонте «низко», и продолжается до тех пор, пока солнце не окажется за горизонтом. Золотой час может длиться буквально час или около того, часто меньше (в зависимости от вашей широты, может быть, всего лишь 30 минут) ... до тех пор, пока еще есть остатки красного, отражающегося от облаков, и более теплый оттенок для небо. Синий час начинается после того, как золотой час закончился... вы должны видеть только серые силуэты облаков и более темное / голубоватое небо.

Оно было разработано известными мыслителями и учителями еще в древности, однако является и в настоящее время весьма актуальным. «Золотое правило поведения» фиксирует всеобъемлющий нравственный принцип в отношении другого человека в рамках любой практической ситуации. Оно распространяется на все, что касается человеческих отношений.

Что такое «золотое правило нравственности»?

Оно присутствует, без преувеличения, в каждой существующей религии в той либо иной форме. «Золотое правило нравственности» - это фундаментальный канон, отражающий призыв морали. Оно чаще всего воспринимается в качестве основополагающей, важнейшей ее истины. Рассматриваемое правило нравственности гласит: «Не делай другому то, что не хочешь, чтобы делали тебе» (Quod tibi fieri non vis alteri ne feceris).

Концентрация практической мудрости в нем выступает одним из аспектов нескончаемых этических размышлений.

Исторические факты касаемо рассматриваемого правила

Период его возникновения относят к середине 1 тыс. до н. э., когда протекал гуманистический переворот. Статус «золотого» оно приобрело в XVIII в.

Известно, что раньше в родоплеменных общинах существовал обычай касаемо кровной мести - талион (возмездие, эквивалентное совершенному преступлению). Он выступал своего рода ограничителем вражды родов, так как данный жестокий закон требовал равнозначного наказания.

Когда родоплеменные отношения стали исчезать, появилась трудность в четком разделении, так сказать, на чужих и своих. Экономические связи вне общины зачастую оказывались более существенными, чем родственные.

Так, уже община не стремилась отвечать за проступки отдельно взятых своих членов. В связи с этим талион теряет результативность, и возникает необходимость формирования совершенно нового принципа, позволяющего регулировать межличностные отношения, не зависящие от родовой принадлежности. Именно таким принципом явилось правило: «Относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе».

Расшифровка данного этического правила

В его различных формулировках присутствует одно общее звено - «другой». Под ним подразумевается любой человек (ближайший либо дальний родственник, знакомый либо незнакомый).

Значение «золотого правила нравственности» - эквивалентность всех людей касаемо их свободы и возможности совершенствоваться. Это своего рода равенство в отношении наилучших человеческих качеств и оптимальных норм поведения.

Если задаться вопросом «"Золотое правило нравственности" - что это такое?», ответ должен раскрывать не дословную его трактовку, а внутренний философский смысл, который вывел его в статус «золотого».

Таким образом, данное этическое правило предполагает заблаговременное осознание отдельно взятым человеком последствий совершаемых им поступков в будущем относительно другого человека посредством проекции себя на его место. Оно учит относиться к другому так, как к самому себе.

В каких культурах оно нашло свое отражение?

В одно и то же время (но независимо друг от друга) «золотое правило поведения» появилось и в индуизме, и в буддизме, и в иудаизме, и в христианстве, и в исламе, а также в этико-философском учении (конфуцианстве). Одну из формулировок его можно увидеть в «Махабхарате» (изречениях Будды).

Известно, что Конфуций, отвечая на вопрос своего ученика по поводу того, существует ли такое слово, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь, сказал: «Это слово - "взаимность". Не делай другим того, чего не желаешь себе».

В древнегреческих творениях оно встречается в классической поэме Гомера «Одиссея», в прозаическом произведении Геродота «История», а также в учениях Сократа, Аристотеля, Гесиода, Платона, Фалеса Милетского и Сенеки.

В Библии данное правило упоминается дважды: в Нагорной проповеди (Мф. 7:12; Лк. 3:31, Евангелие) и в беседах апостолов Иисуса Христа.

В «Сунне» (изречениях Мухаммеда) «золотое правило нравственности» гласит: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе».

Формулировки «золотого правила морали»

В прошлом были предприняты попытки классифицирования его формы согласно эстетическим либо социальным критериям.

Так, немецкий философ Христиан Томазий выделил три основные формы рассматриваемого правила, разграничивая при этом сферы права, морали и политики, которые назвал приличия и уважения.

Они имеют следующий вид.

  1. Принцип права философски раскрывается как своего рода требование, согласно которому человек не должен совершать в отношении другого того, что он не хотел бы, чтобы совершили по отношению к нему самому.
  2. Принцип приличия представлен в виде этического призыва о том, чтобы индивидуум делал другому субъекту то, что он сам желал бы, чтобы сделали ему.
  3. Принцип уважения раскрывается в том, чтобы человек всегда поступал касаемо других людей так, как бы он хотел, чтобы они поступали в отношении его самого.

Немецкий исследователь Г. Райнер также предложил три формулировки «золотого правила», которые перекликаются с вышерассмотренными его интерпретациями (Х. Томазий).

  • Первая формулировка - это правило чувствования, которое гласит: «(Не) делай другому то, что (не) желаешь себе».
  • Вторая - правило автономности звучит: «(Не) делай сам того, что ты находишь (не) похвальным в другом».
  • Третья - правило взаимности имеет вид: «Как вы (не) хотите, чтобы по отношению к вам поступали люди, (не) поступайте так и вы по отношению к ним».

«Золотое правило нравственности» в пословицах и поговорках

Данный моральный канон прочно укрепился в массовом сознании людей преимущественно в виде народного фольклора.

Так, к примеру, смысл «золотого правила нравственности» отражен в ряде русских пословиц.

  1. «Чего в другом не любишь, того и сам не делай».
  2. «Не рой яму другому - сам в нее попадешь».
  3. «Как аукнется, так и откликнется».
  4. «Как крикнешь в лес, так и из леса отзовётся».
  5. «Что людям желаешь, то сам получаешь».
  6. «Не плюй в колодец - самому придется водицы напиться».
  7. «Делая людям зло, не жди от них добра» и др.

Итак, «золотое правило нравственности» в пословицах и поговорках позволяло довольно часто применять его в повседневной жизни и передавать из поколения в поколение в виде легко запоминающегося народного фольклора.

«Алмазное правило морали»

Оно является дополнением к рассмотренному ранее «золотому». Именно алмазным правило назвали из-за многогранности, символизирующей человеческую индивидуальность, которая уникальна в своем роде.

Итак, как уже указывалось ранее, «золотое правило нравственности» гласит: «Не делай другому то, что не хочешь, чтобы делали тебе». «Алмазное» же дополняет: «Сделай то, чего никто не может, кроме тебя». Здесь упор делается на приносимую пользу (сугубо индивидуальную для конкретной личности) максимально возможному количеству людей.

Другими словами, «алмазно-золотое правило нравственности» гласит: «Поступай так, чтобы твои наибольшие способности служили наибольшим потребностям других». Именно уникальность данного индивидуума (субъекта этического действия) выступает универсальным критерием.

Так, если «золотое правило нравственности» - это трансформация субъекта в объект (мысленная проекция себя на место другого человека и осознанный отказ от тех действий, которые не понравились бы себе самому), «алмазный» канон, напротив, выделяет именно несводимость рассматриваемого субъекта нравственного действия к целевому объекту, а также его исключительность и индивидуальность.

«Золотое правило нравственности» как объект пристального внимания философов

Томас Гоббс преподносил его в качестве основы естественных законов, которые играют определяющую роль в жизни людей. Оно достаточно простое для понимания каждым человеком. Данное правило позволяет ограничить сугубо личные эгоистические притязания и тем самым создать базу для единения всех людей в рамках государства.

Английский философ Джон Локк не воспринимал «золотое правило морали» как что-то от рождения данное человеку, а, напротив, указывал на то, что в его основе заложено естественное равенство всех людей, и если они осознают это посредством данного канона, то придут к общественной добродетели.

Немецкий философ довольно критически оценивал традиционные формулировки рассматриваемого канона. По его мнению, «золотое правило нравственности» в своем явном виде не дает возможности оценить степень этической развитости индивида: человек может занизить моральные требования по отношению к самому себе либо занять эгоистическую позицию (я не буду мешать вам жить, не мешайте и вы мне). Оно включает желание человека в его нравственное поведение. Однако именно данные желания, страсти и мечты зачастую делают личность заложником своей природы и полностью отсекают его моральность - человеческую свободу.

Но все же (центральное понятие этического учения) выступает исключительно философским уточнением существующего канона. Согласно Канту, «золотое правило нравственности» гласит: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла стать основой всеобщего законодательства». В данном определении немецкий философ пытается, так сказать, закрыть лазейку даже самому мелкому человеческому эгоизму. Он считал, что людские желания и страсти не должны заменять истинные этические мотивы поступка. Индивидуум ответственен за всевозможные последствия своих действий.

Две тенденции этического самоопределения человека с точки зрения новоевропейских философов

Первая преподносит человека в качестве общественного индивида, который подчиняется общепринятой морали.

Вторая тенденция ориентирована на понимание представителя людской расы как личности, устремленной к соответствующему идеалу (зрелость, целостность, саморазвитие, самоактуализация, индивидуализация, реализация внутренней сущности и т. д.), а морали в качестве пути, позволяющего достичь внутреннего самосовершенствования.

Если в современном обществе сказать философам: «Сформулируйте "золотое правило нравственности"», ответом будет не стандартная его формулировка, а более глубокий акцент на рассмотренную в нем личность, выступающую в роли субъекта этического действия.

Падение нравственного уровня в современном обществе

В жизни общества во всем мире с начала XX века существенно обнищала. Это связано с доминирующим положением на сегодняшний день экономических проблем и связанных с ними идеологических и политических вопросов (практически все действия людей нацелены на накопление преимущественно материальных благ).

В постоянной гонке за богатством человек пренебрёг духовностью, перестал задумываться о внутреннем самосовершенствовании, стал игнорировать этическую сторону своих поступков. Такая тенденция наметилась еще с конца XIX века. Даже Ф. М. Достоевский писал о безудержной жажде денег, которая обуяла людьми той эпохи (более века назад) до одурения («Идиот»).

Большинство людей забыли, а многие и вовсе не знали о том, что «золотое правило нравственности» гласит.

Итогом процессов, протекающих в настоящее время, может стать застой в развитии цивилизации или даже эволюция зайдет в тупик.

Существенную роль в угасающей моральности общества касаемо России и Германии сыграли соответствующие идеологии, возникшие во всех его слоях, во времена пришествия к власти большевиков и нацистов соответственно.

Низкий этический уровень человечества, как правило, отчетливо фиксируется в критических моментах истории (революции, гражданские и межгосударственные войны, нестабильность государственного порядка и т. д.). Примером могут служить вопиющие нарушения нравственных норм в России: в годы гражданской войны (1918-1921 гг.), в период Второй мировой войны (1939-1945 гг.), в эпоху Сталинской индустриализации (20-30-е гг.) и в наши дни в виде «эпидемии» террористических актов. Все эти события привели к одному плачевному итогу - гибели большого числа ни в чем не повинных людей.

Нравственные аспекты чаще всего не берутся во внимание в процессе решения государственных вопросов: во время проведения экономических, социальных, сельскохозяйственных и промышленных реформ (как правило, результат - негативные экологические последствия).

Неблагоприятное текущее положение в нашей стране практически во всех областях жизни людей - это прямое следствие государственных просчетов в отношении существующего этического уровня общества на момент принятия очередного государственного решения.

Последние годы ознаменовались ухудшением криминальной обстановки в нашей стране: выросло число убийств, заказных и особо жестоких, издевательств, воровства, изнасилований, взяточничества, вандализма и т. п. Все это чаще всего остается безнаказанным, так как снизился процент раскрываемости преступлений.

Курьезным примером беспорядка и хаоса, которые царят в настоящее время в нашей стране, выступает нашумевшая история, произошедшая в 1996 году: два человека были задержаны за совершение акта воровства из Дома правительства России картонной коробки, в которой находилось полмиллиона долларов США. Вскоре поступило официальное заявление о том, что хозяин денег не объявился, в связи с чем данное уголовное дело было закрыто, а расследование прекращено. Преступники мгновенно стали «благодетелями государства», так как получается, они нашли «клад», а изъятые деньги были направлены в государственную казну.

Всем понятно, что хозяин денег приобрел их нечестным путем, в противном случае он бы незамедлительно предъявил свои права на них. В таком случае прокуратура должна была провести расследование по выяснению источника появления данной коробки с весьма значительной суммой денег. Почему этого не произошло - официальные уполномоченные лица тактично умалчивают. Остается предполагать, что МВД, суды и прокуратура не могут справиться со сложившейся криминальной обстановкой в стране. И причиной этому служит, по-видимому, коррумпированность большого числа государственных чиновников.

. Золотой слиток. || Содержащий золото. Золотой песок. Золотые россыпи. || Сделанный из золота, покрытый золотом. Золотой перстень. Золотая цепочка. Золотые часы. || Вытканный, шитый золотом. [Женщины] на голове кокошники золотые носили. Л. Толстой, Казаки . Шапка на Опанасе с золотым верхом. Короленко, «Лес шумит» . Простым глазом можно было различить темные массы казачьей кавалерии и пехоты и кое-где среди них - блеск золотых хоругвей. А. Н. Толстой, Хмурое утро. || Исчисляемый на золото, по курсу золота. Золотой рубль. Золотой размен. Золотая валюта.

2. в знач. сущ. золото́й , -о́го , м. Золотая монета; червонец. Ростов взял деньги и, машинально, откладывая и равняя кучками старые и новые золотые, стал считать их. Л. Толстой, Война и мир . Капитан побил его карту. В банке горою лежали бумажки и золотые. Вересаев, На отдыхе.

3. Блестяще-желтый, цвета золота. Золотые кудри. Тихо плескалось в берега озеро, облитое --- золотыми лучами утреннего солнца. И. Гончаров, Обыкновенная история . Солнце садилось, широкими багровыми полосами разбегались его последние лучи; золотые тучки расстилались по небу все мельче и мельче. Тургенев, Льгов . На золотые нивы Спускается туман прозрачною волной. И. Никитин, Вечер.

4. перен. Замечательный по своим достоинствам, прекрасный, очень хороший. Золотые слова. - Это - премилый и удивительно добрый человек. Сердце у него золотое. Л. Толстой, Анна Каренина . А характер у самой - Не сказать, чтоб золотой. Твардовский, Про теленка. Для Черноиваненко это был золотой, незаменимый человек. У него был громадный революционный подпольный опыт. Катаев, Катакомбы.

5. перен. Счастливый, благоприятный; блестящий, великолепный. Края Москвы, края родные, Где на заре цветущих лет Часы беспечности я тратил золотые. Пушкин, Воспоминания в Царском селе. Быстро мелькают золотые дни беспечного, веселого детства! Григорович, Рыбаки. В колыбели русского государства - непрерывная линия развития вплоть до золотых времен Киева. А. Н. Толстой, Откуда пошла русская земля.

6. перен. (в обращении). Дорогой, любимый. - Что же он говорил, моя золотая Катерина? Гоголь, Страшная месть . - Дядя Антон, голубчик, золотой ты мой! дай распрячь лошадку, --- - кричал мальчишка. Григорович, Антон-Горемыка. [Устинья Наумовна (входя):] Здравствуйте, золотые! Что вы невеселы - носы повесили? А. Островский, Свои люди - сочтемся!

7. Как составная часть некоторых ботанических, зоологических и минералогических названий. Золотое дерево. Золотой жук. Золотая рыбка. Золотая обманка.

Золотой век - об эпохе расцвета наук и искусств в истории какого-л. народа.

Золотое дно см. дно .

Золотой дождь см. дождь .

Золотой мешок см. мешок .

Золотая молодежь - праздная, прожигающая жизнь молодежь из буржуазно-дворянских слоев общества.

Золотая осень - сухая и солнечная осень, когда особенно ярки и разнообразны оттенки желтеющей листвы.

Золотая рота (прост. устар. ) - бродяги, босяки, оборванцы.

Золотые руки у кого - о том, кто умело, искусно все делает, справляется с любой работой.

Золотое руно см. руно 1 .

Золотая свадьба - день пятидесятилетия супружеской жизни.

Золотая середина - об образе действий, поведении, чуждом риска, крайности (перевод изречения римского поэта Горация: aurea mediocritas).

Золотое сечение - гармоническая пропорция, в которой одна часть относится к другой, как все целое к первой части.

Золотой стандарт - существовавшая в ряде капиталистических стран Западной Европы и в России до начала 1-й мировой войны 1914-1918 гг. форма организации денежного обращения, при которой в обращении находились золотые монеты, а банкноты и другие денежные знаки обменивались на золото по номиналу.

Золотой телец см. телец .

Золотой фонд - 1) фонд драгоценных металлов (гл. образом золота) в слитках или монетах, принадлежащий государству; 2) о ком-, чем-л. особенно ценном. Золотой фонд советской литературы.

Золотое время терять (или упускать) - терять время, ценное для каких-л. дел, занятий.

Сулить (или обещать) золотые горы - обещать слишком много.

Золотых дел мастер (устар. ) - ювелир.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия):

Оно было разработано известными мыслителями и учителями еще в древности, однако является и в настоящее время весьма актуальным. «Золотое правило поведения» фиксирует всеобъемлющий нравственный принцип в отношении другого человека в рамках любой практической ситуации. Оно распространяется на все, что касается человеческих отношений.

Что такое «золотое правило нравственности»?

Оно присутствует, без преувеличения, в каждой существующей религии в той либо иной форме. «Золотое правило нравственности» – это фундаментальный канон, отражающий призыв морали. Оно чаще всего воспринимается в качестве основополагающей, важнейшей ее истины. Рассматриваемое правило нравственности гласит: «Не делай другому то, что не хочешь, чтобы делали тебе» (Quod tibi fieri non vis alteri ne feceris).

Концентрация практической мудрости в нем выступает одним из аспектов нескончаемых этических размышлений.

Исторические факты касаемо рассматриваемого правила

Период его возникновения относят к середине 1 тыс. до н. э., когда протекал гуманистический переворот. Статус «золотого» оно приобрело в XVIII в.

Известно, что раньше в родоплеменных общинах существовал обычай касаемо кровной мести – талион (возмездие, эквивалентное совершенному преступлению). Он выступал своего рода ограничителем вражды родов, так как данный жестокий закон требовал равнозначного наказания.

Когда родоплеменные отношения стали исчезать, появилась трудность в четком разделении, так сказать, на чужих и своих. Экономические связи вне общины зачастую оказывались более существенными, чем родственные.

Так, уже община не стремилась отвечать за проступки отдельно взятых своих членов. В связи с этим талион теряет результативность, и возникает необходимость формирования совершенно нового принципа, позволяющего регулировать межличностные отношения, не зависящие от родовой принадлежности. Именно таким принципом явилось правило: «Относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе».

Расшифровка данного этического правила

В его различных формулировках присутствует одно общее звено – «другой». Под ним подразумевается любой человек (ближайший либо дальний родственник, знакомый либо незнакомый).

Значение «золотого правила нравственности» – эквивалентность всех людей касаемо их свободы и возможности совершенствоваться. Это своего рода равенство в отношении наилучших человеческих качеств и оптимальных норм поведения.

Если задаться вопросом «»Золотое правило нравственности» — что это такое?», ответ должен раскрывать не дословную его трактовку, а внутренний философский смысл, который вывел его в статус «золотого».

Таким образом, данное этическое правило предполагает заблаговременное осознание отдельно взятым человеком последствий совершаемых им поступков в будущем относительно другого человека посредством проекции себя на его место. Оно учит относиться к другому так, как к самому себе.

В каких культурах оно нашло свое отражение?

В одно и то же время (но независимо друг от друга) «золотое правило поведения» появилось и в индуизме, и в буддизме, и в иудаизме, и в христианстве, и в исламе, а также в этико-философском учении (конфуцианстве). Одну из формулировок его можно увидеть в «Махабхарате» (изречениях Будды).

Известно, что Конфуций, отвечая на вопрос своего ученика по поводу того, существует ли такое слово, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь, сказал: «Это слово – «взаимность». Не делай другим того, чего не желаешь себе».

В древнегреческих творениях оно встречается в классической поэме Гомера «Одиссея», в прозаическом произведении Геродота «История», а также в учениях Сократа, Аристотеля, Гесиода, Платона, Фалеса Милетского и Сенеки.

В Библии данное правило упоминается дважды: в Нагорной проповеди (Мф. 7:12; Лк. 3:31, Евангелие) и в беседах апостолов Иисуса Христа.

В «Сунне» (изречениях Мухаммеда) «золотое правило нравственности» гласит: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе».

Формулировки «золотого правила морали»

В прошлом были предприняты попытки классифицирования его формы согласно эстетическим либо социальным критериям.

Так, немецкий философ Христиан Томазий выделил три основные формы рассматриваемого правила, разграничивая при этом сферы права, морали и политики, которые назвал принципами права, приличия и уважения.

Они имеют следующий вид.

  1. Принцип права философски раскрывается как своего рода требование, согласно которому человек не должен совершать в отношении другого того, что он не хотел бы, чтобы совершили по отношению к нему самому.
  2. Принцип приличия представлен в виде этического призыва о том, чтобы индивидуум делал другому субъекту то, что он сам желал бы, чтобы сделали ему.
  3. Принцип уважения раскрывается в том, чтобы человек всегда поступал касаемо других людей так, как бы он хотел, чтобы они поступали в отношении его самого.

Немецкий исследователь Г. Райнер также предложил три формулировки «золотого правила», которые перекликаются с вышерассмотренными его интерпретациями (Х. Томазий).

  • Первая формулировка — это правило чувствования, которое гласит: «(Не) делай другому то, что (не) желаешь себе».
  • Вторая — правило автономности звучит: «(Не) делай сам того, что ты находишь (не) похвальным в другом».
  • Третья — правило взаимности имеет вид: «Как вы (не) хотите, чтобы по отношению к вам поступали люди, (не) поступайте так и вы по отношению к ним».

«Золотое правило нравственности» в пословицах и поговорках

Данный моральный канон прочно укрепился в массовом сознании людей преимущественно в виде народного фольклора.

Так, к примеру, смысл «золотого правила нравственности» отражен в ряде русских пословиц.

  1. «Чего в другом не любишь, того и сам не делай».
  2. «Не рой яму другому – сам в нее попадешь».
  3. «Как аукнется, так и откликнется».
  4. «Как крикнешь в лес, так и из леса отзовётся».
  5. «Что людям желаешь, то сам получаешь».
  6. «Не плюй в колодец – самому придется водицы напиться».
  7. «Делая людям зло, не жди от них добра» и др.

Итак, «золотое правило нравственности» в пословицах и поговорках позволяло довольно часто применять его в повседневной жизни и передавать из поколения в поколение в виде легко запоминающегося народного фольклора.

«Алмазное правило морали»

Оно является дополнением к рассмотренному ранее «золотому». Именно алмазным правило назвали из-за многогранности, символизирующей человеческую индивидуальность, которая уникальна в своем роде.

Итак, как уже указывалось ранее, «золотое правило нравственности» гласит: «Не делай другому то, что не хочешь, чтобы делали тебе». «Алмазное» же дополняет: «Сделай то, чего никто не может, кроме тебя». Здесь упор делается на приносимую пользу (сугубо индивидуальную для конкретной личности) максимально возможному количеству людей.

Другими словами, «алмазно-золотое правило нравственности» гласит: «Поступай так, чтобы твои наибольшие способности служили наибольшим потребностям других». Именно уникальность данного индивидуума (субъекта этического действия) выступает универсальным критерием.

Так, если «золотое правило нравственности» – это трансформация субъекта в объект (мысленная проекция себя на место другого человека и осознанный отказ от тех действий, которые не понравились бы себе самому), «алмазный» канон, напротив, выделяет именно несводимость рассматриваемого субъекта нравственного действия к целевому объекту, а также его исключительность и индивидуальность.

«Золотое правило нравственности» как объект пристального внимания философов

Английский философ-материалист Томас Гоббс преподносил его в качестве основы естественных законов, которые играют определяющую роль в жизни людей. Оно достаточно простое для понимания каждым человеком. Данное правило позволяет ограничить сугубо личные эгоистические притязания и тем самым создать базу для единения всех людей в рамках государства.

Английский философ Джон Локк не воспринимал «золотое правило морали» как что-то от рождения данное человеку, а, напротив, указывал на то, что в его основе заложено естественное равенство всех людей, и если они осознают это посредством данного канона, то придут к общественной добродетели.

Немецкий философ Иммануил Кант довольно критически оценивал традиционные формулировки рассматриваемого канона. По его мнению, «золотое правило нравственности» в своем явном виде не дает возможности оценить степень этической развитости индивида: человек может занизить моральные требования по отношению к самому себе либо занять эгоистическую позицию (я не буду мешать вам жить, не мешайте и вы мне). Оно включает желание человека в его нравственное поведение. Однако именно данные желания, страсти и мечты зачастую делают личность заложником своей природы и полностью отсекают его моральность – человеческую свободу.

Но все же категорический императив Иммануила Канта (центральное понятие этического учения) выступает исключительно философским уточнением существующего канона. Согласно Канту, «золотое правило нравственности» гласит: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла стать основой всеобщего законодательства». В данном определении немецкий философ пытается, так сказать, закрыть лазейку даже самому мелкому человеческому эгоизму. Он считал, что людские желания и страсти не должны заменять истинные этические мотивы поступка. Индивидуум ответственен за всевозможные последствия своих действий.

Две тенденции этического самоопределения человека с точки зрения новоевропейских философов

Первая преподносит человека в качестве общественного индивида, который подчиняется общепринятой морали.

Вторая тенденция ориентирована на понимание представителя людской расы как личности, устремленной к соответствующему идеалу (зрелость, целостность, саморазвитие, самоактуализация, индивидуализация, реализация внутренней сущности и т. д.), а морали в качестве пути, позволяющего достичь внутреннего самосовершенствования.

Если в современном обществе сказать философам: «Сформулируйте «золотое правило нравственности»», ответом будет не стандартная его формулировка, а более глубокий акцент на рассмотренную в нем личность, выступающую в роли субъекта этического действия.

Падение нравственного уровня в современном обществе

Духовная сфера в жизни общества во всем мире с начала XX века существенно обнищала. Это связано с доминирующим положением на сегодняшний день экономических проблем и связанных с ними идеологических и политических вопросов (практически все действия людей нацелены на накопление преимущественно материальных благ).

В постоянной гонке за богатством человек пренебрёг духовностью, перестал задумываться о внутреннем самосовершенствовании, стал игнорировать этическую сторону своих поступков. Такая тенденция наметилась еще с конца XIX века. Даже Ф. М. Достоевский писал о безудержной жажде денег, которая обуяла людьми той эпохи (более века назад) до одурения («Идиот»).

Большинство людей забыли, а многие и вовсе не знали о том, что «золотое правило нравственности» гласит.

Итогом процессов, протекающих в настоящее время, может стать застой в развитии цивилизации или даже эволюция зайдет в тупик.

Существенную роль в угасающей моральности общества касаемо России и Германии сыграли соответствующие идеологии, возникшие во всех его слоях, во времена пришествия к власти большевиков и нацистов соответственно.

Низкий этический уровень человечества, как правило, отчетливо фиксируется в критических моментах истории (революции, гражданские и межгосударственные войны, нестабильность государственного порядка и т. д.). Примером могут служить вопиющие нарушения нравственных норм в России: в годы гражданской войны (1918-1921 гг.), в период Второй мировой войны (1939-1945 гг.), в эпоху Сталинской индустриализации (20–30-е гг.) и в наши дни в виде «эпидемии» террористических актов. Все эти события привели к одному плачевному итогу — гибели большого числа ни в чем не повинных людей.

Нравственные аспекты чаще всего не берутся во внимание в процессе решения государственных вопросов: во время проведения экономических, социальных, сельскохозяйственных и промышленных реформ (как правило, результат – негативные экологические последствия).

Неблагоприятное текущее положение в нашей стране практически во всех областях жизни людей – это прямое следствие государственных просчетов в отношении существующего этического уровня общества на момент принятия очередного государственного решения.

Последние годы ознаменовались ухудшением криминальной обстановки в нашей стране: выросло число убийств, заказных и особо жестоких, издевательств, воровства, изнасилований, взяточничества, вандализма и т. п. Все это чаще всего остается безнаказанным, так как снизился процент раскрываемости преступлений.

Курьезным примером беспорядка и хаоса, которые царят в настоящее время в нашей стране, выступает нашумевшая история, произошедшая в 1996 году: два человека были задержаны за совершение акта воровства из Дома правительства России картонной коробки, в которой находилось полмиллиона долларов США. Вскоре поступило официальное заявление о том, что хозяин денег не объявился, в связи с чем данное уголовное дело было закрыто, а расследование прекращено. Преступники мгновенно стали «благодетелями государства», так как получается, они нашли «клад», а изъятые деньги были направлены в государственную казну.

Всем понятно, что хозяин денег приобрел их нечестным путем, в противном случае он бы незамедлительно предъявил свои права на них. В таком случае прокуратура должна была провести расследование по выяснению источника появления данной коробки с весьма значительной суммой денег. Почему этого не произошло – официальные уполномоченные лица тактично умалчивают. Остается предполагать, что МВД, суды и прокуратура не могут справиться со сложившейся криминальной обстановкой в стране. И причиной этому служит, по-видимому, коррумпированность большого числа государственных чиновников.

План-конспект урока на тему:
Золотое правило нравственности (модуль «Основы светской этики», 4 класс)

Данный урок в рамках курса ОРКСЭ предназначен для обучающихся 4 класса, изучающих модуль «Основы светской этики».

Тема: Золотое правило нравственности

Цель урока : создание условий для усвоения понятия «золотое правило нравственности» как важного принципа в выстраивании межличностных отношений, для активизации познавательной деятельности обучающихся через включение их в обсуждение нравственных ситуаций, связанных с представлением о морали.

Предварительный просмотр:

Модуль: Основы светской этики

Тема: Золотое правило нравственности

Цель урока: создание условий для усвоения понятия «золотое правило нравственности» как важного принципа в выстраивании межличностных отношений, для активизации познавательной деятельности обучающихся через включение их в обсуждение нравственных ситуаций, связанных с представлением о морали.

  • развивать этические чувства как результата морального поведения;
  • познакомить с моральными нормами с ориентацией на их выполнение;
  • способствовать формированию личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
  • учить оценивать собственные поступки и поступки других людей в соответствии с нравственно-этическими нормами.
  • формировать умение высказывать суждения;
  • учить осуществлять поиск и обработку информации.
  • познакомить с «золотым правилом нравственности, понимание его значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • формирование ценностного отношения к своим поступкам;
  • учить оценивать поступок, а не человека совершившего его.
  • учащиеся узнают историю появления золотого правила нравственности, его формулировки;
  • познакомятся с ключевыми понятиями урока, начнут использовать их в собственной устной и письменной речи;
  • научатся применять золотое правило нравственности в межличностных отношениях.

Оборудование урока: мультимедиапроектор, презентация по теме урока, опорный лист с заданиями, карточки для работы в парах, группах.

Ключевые слова: «золотое правило нравственности», «добро и зло», «нравственный выбор», «нравственный поступок».

Формы и виды деятельности: беседа, устное высказывание на тему, работа с иллюстративным и видеоматериалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге, работа в парах.

I. Организационный момент.

— Ребята, сегодня мы начнём урок с волшебного упражнения: повернитесь к соседу парте, улыбнитесь ему и пожелайте успеха, хорошего настроения и приятного общения на уроке.

А сейчас вместе произнесём «магические слова:

Доброе утро, солнышку и птицам!

Доброе утро приветливым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!

II. Подготовка к основному этапу урока.

— знакомство со сказкой «Мешок яблок» (В.Г. Сутеев) (презентация на основе диафильма)

— беседа по содержанию:

— Как вы оцениваете поступок Зайца?

— Как поступили по отношению к Зайцу лесные обитатели?

(Заяц угостил лесных жителей, раздал им все яблоки, а они потом принесли гостинцы его жене и детишкам). Это волшебный закон: ты помогаешь другим, а они помогают тебе.

2. Постановка цели и учебных задач.

— Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

(дети высказывают предположения)

— Доброта, взаимопомощь людей;

— Доброта всегда возвращается к человеку;

— Волшебный закон добра…

— Перед вами несколько словосочетаний. Какое из них «лишнее»?

Золотая монета, золотая брошь, золотое правило

(Золотое правило, потому что прилагательное золотой употребляется в переносном значении)

— Как вы считаете, какое отношение имеет выражение «золотое правило» к нашему уроку?

— Попробуйте сформулировать тему урока.

— Какие задачи мы должны решить на уроке?

— Запишите тему урока в тетрадь: Золотое правило нравственности.

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

— Еще в давние времена пытались найти самое главное правило нравственности. Давайте познакомимся с результатами таких поисков.

(дети знакомятся с формулировками золотого правила нравственности)

  1. Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.
  2. Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.

— Как вы думаете, это правило придумал один человек или это народная мудрость какой-то одной страны?

— О золотом правиле нравственности стали говорить ещё в XVIII веке. Но в действительности это правило как способ управления поведением людей сложилось гораздо раньше. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении веков.

(знакомство обучающихся с высказываниями древних мудрецов)

— Примерно две с половиной тысячи лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей, Будда захотел научить людей быть счастливым, показать им путь к счастью. Будда учит нас: «Не делай другим того, что сам считаешь злом».

Примерно в тоже время в царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций (или учитель Кун). Он тоже хотел научить людей жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он говорил: «Только добро ведёт к счастью».

В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману – прародитель людей. Он прожил долгую жизнь. Был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, написал книгу «Законы Ману». Смысл его законов заключается в следующем: « Не делай другим того, что причинило бы боль тебе».

— Что общего в словах великих мудрецов? (все эти высказывания повторяют смысл золотого правила нравственности)

— Вот так в разных местах разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных для человека правилах, которые мы можем объединить в одно — золотое правило нравственности. Повторим его ещё раз. (дети формулируют золотое правило нравственности)

IV. Первичная проверка понимания

1. Работа в парах.

— Познакомьтесь с историями из жизни древних мудрецов, ответьте на поставленный вопрос.

1. К древнему китайскому мудрецу Конфуцию пришел ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?»

Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим».

2.Еврейский юноша просил умных людей изложить ему содержание священных книг так кратко, чтобы мудрость их можно было усвоить, стоя на одной ноге и не утомившись.

И тогда ответил ему мудрей: «Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе».

3. «В начале нашей эры из уст проповедовавшего Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Чему учат советы мудрецов? Что лежит в их основе?

2. Игра «Собери пословицу». (опорный лист + слайд)

1. На добрый привет…

… сам в неё попадёшь.

…на добро не надейся.

4. Как постелешь…

5.Какую другу чашу налил…

… добро и пожинать.

6. Не рой другому яму —

… такую и самому пить.

3. Притча «Ведро яблок». (просмотр мультфильма // или текст на парте)

— К сожалению, не все люди следуют этому правилу. Вы должны помнить, что нельзя отвечать злом на зло. Посмотрите притчу «Ведро яблок» и ответьте на вопросы.

1. Как вы оцениваете поступок второго соседа?

2. Почему добрый сосед не ответил злом на зло?

3.Подходит ли к этой притче абхазская пословица «Кто зло делает — для себя, кто добро делает — тоже для себя»? Как понимаете её смысл?

Притча «Ведро яблок»

Жили два соседа. Первый был добрым, отзывчивым. И все у него в жизни ладилось – и в семье, и на работе, дом был красивый и большой, и в саду всегда росло много цветов, фруктов и овощей.

Второй сосед был злобным и завистливым, и от этого у него самого все шло наперекосяк: и домик весь накренился, и в огороде, кроме бурьяна, ничего не произрастало. Злился сосед, завидовал удачливому товарищу и постоянно пытался ему какую-нибудь гадость сделать: то мусора набросает, то еще что-нибудь нехорошее придумает.

А добрый сосед на это внимания никакого не обращал, что соседа злого еще больше из себя выводило. Долго он думал, как же соседа так достать, чтобы тот сдержаться не смог, и придумал: как-то с утра поставил к его порогу ведро с помоями, постучал в дверь и быстренько побежал к себе домой. Сидит, ждет, руки потирает – наконец-то достал.

Через некоторое время видит – идет к нему сосед. Ну, думает, и этот не выдержал. Радуется, на скандал настраивается.

И вот открывает он соседу дверь, а тот протягивает ему ведро самых красивых, крупных, отборных яблок: «Возьми, сосед!»

(Мораль: Кто чем богат, тот тем и делится!)

4. Моделирование ситуации «Оцени поступок героя»

— Вспомните героев известных сказок или мультфильмов и истории, которые с ними произошли. Оцените поступок героя с точки зрения соблюдения или не соблюдения золотого правила нравственности.

Папа Карло купил Буратино Азбуку, продав свою единственную куртку. Буратино пошёл в школу, но по дороге…

— Был ли у него выбор, как поступить? Попробуйте дать совет Буратино, как ему нужно поступить.

Малыш, желая поднять настроение Карлсону, который претворился больным, купил на все деньги (копил, чтобы купить собаку!) леденцов, сахарных орешков и других сладостей. Карлсон съел всё сам, а последние две конфеты предложил поделить на двоих…

— Как вы оцениваете поведение героя? Руководствовался ли он золотым правилом нравственности, совершая этот поступок?

V. Подведение итогов урока.

— Какое правило (нравственный закон) является основой человеческих отношений? Сформулируйте наш волшебный закон добра.

— Почему в жизни важно соблюдать золотое правило нравственности?

— Давайте вместе попробуем сформулировать важные правила, которые должен соблюдать по отношению к другим людям каждый человек.

1. делай добрые дела!

2. накапливай опыт добрых дел!

3. говори добрые слова и улыбайся! — закон доброго отношения к людям.

— Посмотрим, как работает волшебный закон добра. Поставьте себя на место другого человека, подумайте, чего бы вы не хотели получить по отношению к себе.

Я не буду…, так как не хочу… (например, я не буду обзывать товарища, так как не хочу, чтобы он меня обзывал…)

Я буду …, потому что … (я буду стараться уважать одноклассников, потому что хочу, чтобы и они уважали меня)

— Выполните задание в опорном листке.

В поступках, привычках, отношениях с людьми проявляются наши черты характера. Одни можно назвать хорошими, другие – плохими. Они иногда борются в нашей душе, а какое победит – решаешь сам ты.

  1. Какие качества ты считаешь хорошими, а какие плохими? Напиши.

    __________________________________________________________________
  2. Какие черты характера тебе мешают, а какие ты бы хотел приобрести?
  • Посеешь поступок – пожнёшь привычку.
  • Посеешь привычку – пожнёшь характер.
  • Посеешь характер – пожнёшь судьбу.

VI. Информация о домашнем задании.

Домашнее задание вы найдёте здесь же, в опорном листке.

Выберите для себя одно или несколько заданий:

1. Напишите мини-сочинение на тему: «Как я понимаю золотое правило нравственности?»

2. Распределите словосочетания в 2 группы:

Делиться с другими; поддерживать товарища; играть на пианино; бегать по дорогам; быть внимательным к другим; ходить на рыбалку; быть в хорошем настроении, быть добрым и справедливым.

Связаны с золотым правилом нравственности

Не связаны с золотым правилом нравственности

  1. Нарисуйте иллюстрацию к сказке «Мешок яблок», перескажите её содержание маме или младшим братьям, сёстрам.
  2. Подберите 4- 5 пословиц, отражающие суть золотого правила нравственности.
  3. Составьте кроссворд по теме (не более 7 понятий). Можно использовать для кроссворда добродетели человека или понятия, связанные с золотым правилом нравственности.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Золотое правило нравственности Дунаевская Н.М., МБОУ «Самусьский лицей», учитель русского языка и литературы, ОРКСЭ.

— создание условий для усвоения понятия «золотое правило нравственности» как важного принципа в выстраивании межличностных отношений, для активизации познавательной деятельности обучающихся через включение их в обсуждение нравственно-этических ситуаций. Цель урока

Организационный блок Доброе утро!

Владимир Григорьевич Сутеев

Как ведёт себя заяц по отношению к другим лесным обитателям? Как ведут себя те, кого он угощает яблоками? «Мешок с яблоками» Волшебный закон добра?

— Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке? — Доброта, взаимопомощь людей; — Доброта всегда возвращается к человеку; — Волшебный закон добра Актуализация

Золотая монета золотое правило золотая брошь Какое из них является лишним? Почему? Актуализация

З олотой Прямое значение Переносное значение Золотое сердце Золотые руки Золотые слова Золотое правило Золотое кольцо Золотая медаль Золотые серёжки

— Как вы считаете, какое отношение имеет выражение «золотое правило» к нашему уроку? — Попробуйте сформулировать тему урока. — Какие задачи мы должны решить на уроке? — Запишите тему урока. Определение темы Золотое правило нравственности

Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе Золотое правило нравственности

Гималайский Будда – «просветлённый» учит нас: «Не делай другим того, что сам считаешь злом». Древнекитайский философ Конфуций говорил: «Только добро ведёт к счастью». Смысл законов первопророка Индии Ману: «Не делай другим того, что причинило бы боль тебе». Слово мудрецам

1. « К древнему китайскому мудрецу Конфуцию пришел ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим ». 2. «Однажды еврейский юноша просил умных людей изложить ему содержание священных книг так кратко, чтобы мудрость их можно было усвоить, стоя на одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрей: « Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе ». Работа в парах

3. «В начале нашей эры из уст проповедовавшего Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Работа в парах Ч ему же учат эти правила, что их объединяет? Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

Золотое правило нравственности помогает человеку совершить нравственный выбор. Воспользоваться правилом — значит поставить себя на место другого человека, прежде чем совершить действие, способное принести вред или благо. Зачем нужно соблюдать «золотое правило»? Нравственный (моральный) выбор – выбор между различными способами поведения в пользу добра, нравственных ценностей, морального поведения.

Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. Золотое правило нравственности

Игра «Собери пословицу!» 1. На добрый привет… … сам в неё попадёшь. 2. Делая зло… … так и поспишь. 3. Добро сеять — … на добро не надейся. 4. Как постелешь… … добрый и ответ. 5.Какую другу чашу налил… … добро и пожинать. 6. Не рой другому яму — … такую и самому пить. 2. Игра « Собери пословицу » . (опорный лист + слайд)

Но не все люди следуют этому правилу. Подходит ли к этой притче абхазская пословица «Кто зло делает — для себя, кто добро делает — тоже для себя»? Как понимаете её смысл? Притча «Ведро яблок»

Папа Карло купил Буратино Азбуку, продав свою единственную куртку. Буратино пошёл в школу, но по дороге… Оцени поступок героя А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»

Малыш, желая поднять настроение Карлсону, который притворился больным, купил на все деньги (копил, чтобы купить собаку!) леденцов, сахарных орешков и других сладостей. Карлсон съел всё сам, а последние две конфеты предложил поделить на двоих… Оцени поступок героя А. Линдгрен « Мылыш и Карлсон, который живёт на крыше»

— Какое правило (нравственный закон) является основой человеческих отношений? Сформулируйте наш волшебный закон добра. — Почему в жизни важно соблюдать золотое правило нравственности? Подведём итоги…

Следуйте трем основным правилам: Первое: делай добрые дела! Второе: накапливай опыт добрых дел! Третье: говори добрые слова и улыбайся! Закон доброго отношения к людям: Думай о товарищах, а потом о себе. Уважая себя, уважай других. Будь общителен, активно помогай другим.

Я не буду…, так как не хочу… (например, я не буду обзывать товарища, так как не хочу, чтобы он меня обзывал…) Я буду …, потому что … Рефлексия Продолжите фразу…

Нарисуйте иллюстрацию к сказке « Мешок яблок» , перескажите её содержание маме или младшим братьям, сёстрам. Подберите 4 — 5 пословиц, отражающих суть золотого правила нравственности. Составьте кроссворд по теме урока (не более 7 понятий). Можно использовать для кроссворда нравственные качества, добродетели человека или понятия, связанные с золотым правилом нравственности. Задание в опорном листе (на выбор) Домашнее задание

Предварительный просмотр:

ФИ ученика__________________________________________________ Дата: __________

Задание 1. «Собери пословицу!»

Соедините стрелочками начало и концовку пословицы.

В чём суть золотого правила морали? Золотое правило нравственности?

Золотое правило морали или нравственности сформировалось очень и очень давно. Оно легло в основу практически всех религий и учений, как западной, так и восточной философии. Его не уставал повторять Иисус:

Тоже самое утверждал и Конфуций:

И эти высказывания учителей и мудрецов справедливы. Ведь только не делая другим зла, можно рассчитывать на доброе отношение к себе со стороны других людей. В более широком смысле, золотое правило предполагает доброе отношение к людям, творение добра, любовь к ближним. То есть следование принципам справедливости и добрососедства. Это основной принцип выживания человечества, который не следует забывать прежде всего политикам.

Нужно понимать что на любое злое действие можно получить такое же противодействие в ответ. Если ты обидишь кого-то незаслуженно, это может вернуться к тебе в многократном размере обратно. Под золотым правилом морали подразумевают такое же отношение к другим, как желание такого отношения к себе самому. Если не хочешь жить среди злобных и мстительных людей, нужно и самому придерживаться этого правила. Нужно чувствовать боль ближнего, чаще ставить себя на его место и тогда мы все будем хоть немного добрее и терпимее друг к другу.

Золотое правило морали: не поступай с людьми так, как не хочешь, чтобы они поступили с тобой. Можно назвать его и «золотым правилом нравственности», но у слова «нравственность» слегка другое определение. В чем суть золотого правила морали? Оно учит нас понимать других, развивает эматию (сочувствие или понимание). Прежде чем что-то сделать нехорошее, подумайте какого будет вам, если с вами поступят подобным образом. Это весьма очевидное высказывание, но впервые оно было зафиксировано в библии. Как говориться, все гениальное просто и «правило» быстро стало набирать обороты. Теперь его знает практически каждый.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то