Анализ произведения кладовая солнца кратко. Есть ли в Антипыче что-то, напоминающее сказочного героя? Кто в сказках часто выступает в роли помощника, знающего какие-то тайны и секреты? V

«В Усолье приплывешь, как будто не в село, а в какое-то жительство лесных существ, не нарушающих общий пейзаж: так все вокруг лесисто, болотн«В Усолье приплывешь, как будто не в село, а в какое-то
жительство лесных существ, не нарушающих общий пейзаж:
так все вокруг лесисто, болотно, так много природы», - писал
М.М. Пришвин.
«Родники
Берендея»,
«Кащеева
цепь», «Повесть
нашего
времени»,
«Рассказы о
прекрасной
маме» и многие
другие написаны
в селе Усолье.

История создания сказки - были «Кладовая солнца».

В 1945 г. Министерством просвещения был объявлен
конкурс на лучшую книгу для детей. Пришвин принимает в
нем участие и победу в Великой Отечественной войне
встречает новой повестью «Кладовая солнца». Которая
была написана за месяц.
Это произведение насыщено впечатлениями от
усольской природы и жизни писателя среди нее.
Повесть получила первую премию и была напечатана
в июльском номере журнала «Октябрь».

Прототипы в повести

Главными
героями являются
усольские дети –
сироты Соня и
Боря
Александровы.
Сиротство
детей, забота о
них колхозников
легли в основу
сюжета.

«Соне лет 10, Боре – 11. Два года назад у них умерла мать, а вскоре затем отец. Все нехитрое хозяйство – изба, огород и мелкие домашние животные

– остались на детей.» (дневник от
7 апреля 1943 года).

Прототипом образа старика Антипыча был старый лесник Антипыч, живший недалеко от Усолья.

Антипыч и Травка.
Художник И.Л.Бруни.

Образ автора в повести.

Каким видит
окружающий мир
Пришвин?
Каким человек
предстает он перед
нами?
Писатель очень зорок,
он с любовью
наблюдает за
природой, она для
него живая, в ее
жизни он видит
знакомые проявления
человеческого
сердца.

Сказочное и реальное в повести. Что же реально в «Кладовой солнца»?

Место действия.
Время действия – период Великой
Отечественной войны.
Как и многие дети во время войны,
Митраша и Настя осиротели.
Обычные бытовые сценки. (Поиски
клюквы. Ссора детей. Счастливо спасаются от
беды. Возвращение домой с добычей).

Каковы сказочные черты в повести?

Как в сказках, где героями являются тоже брат и сестра. Например: «Сестрица Аленушка и
братец Иванушка», «Гуси – лебеди», «Снежная королева» и др.

Сказочные черты в повести.

Какие отношения между братишкой и сестрой в сказках?
Почему с братом и сестрой в сказках часто случается беда?
А как у Пришвина? Кто виноват в ссоре?
Где произошла ссора? Какой сказочный мотив можно узнать и
здесь?

Зачем отправились дети? Какова их цель? Что ищут обычно сказочные герои? За какими сокровищами и чудесами охотятся? Можно ли клюкву сравнит

Зачем отправились дети? Какова их цель?
Что ищут обычно сказочные герои? За какими
сокровищами и чудесами охотятся?
Можно ли клюкву сравнить с сокровищем? К какому
сокровищу оно ближе всего?

Где произошла ссора? Какой сказочный мотив можно узнать и здесь?

Ссора произошла на
развилке двух троп.
Вспомните:
«Налево пойдешь –
богатым станешь,
прямо пойдешь –
голову сложишь,
направо пойдешь –
невесту найдешь» и
др.

С какими трудностями и испытаниями, порой даже с риском для жизни столкнулись дети?

Кто же помог Насте и Митраше? Кто стал спасителем детей?

Чем похожа Травка на этих волшебных помощников и чем отличается от них?

Есть ли в Антипыче что-то, напоминающее сказочного героя? Кто в сказках часто выступает в роли помощника, знающего какие-то тайны и секреты?

Чем похож и не
похож на него
Антипыч?
Какую главную
тайну не открыл
Антипыч
ребятишкам?
Антипыч выступает как хранитель тайны жизни.

Что происходит с природой во время ссоры ребят?

Что происходит с природой во время
Природассоры
одушевлена
и одухотворена.
ребят?
Художественный прием – олицетворение.

В любой сказке есть волшебные предметы.

Что в повести названо
«чудесной вещью»?
Почему?
В чем отличие компаса
от сказочного клубка,
который ведет за собой
героя?

Авторская речь в повести. Чем она напоминает сказочную?

Речь автора
нетороплива,
напевна, плавно
складывается
словечко к
словечку и
подобна светлому
ручейку в
сказочном
дремучем лесу.

Вывод.

Пришвин не случайно назвал свое
произведение сказкой. Сходство с ней
обнаруживается и в сюжете, и в
художественных образах, и в
присутствии чудесных предметов,
волшебных тайн, и в участии природы
во всех событиях, и в особом складе
авторской речи.

У каждого своя тропа.

Настя и Митраша.

Какую характеристику дает Пришвин своим
героям в начале повести? Что он подчеркивает в
детях?
Почему в деревне любили Митрашу и Настю?
Как относились друг другу брат и сестра?
Присутствие родителей постоянно ощущается в
жизни детей. Чем это можно доказать?
Почему во время сбора ребята плохо слушают
друг друга?
Что позвало ребят в поход за клюквой?

Роль природы в повести.

Видят ли дети красоту
наступающего утра? Почему?
Какие тревожные нотки звучат
в описании чудесного
весеннего утра? С чем связана
эта тревога?
Как отреагировала природа на
то, что произошло?
Почему рассказ о ссоре брата
и сестры начинается с
описания сосны и ели?

Поведение Насти и Митраши.

Почему Настя, идя по «общей тропе», забыла о брате?
Почему даже лесные обитатели перестали обращать на
нее внимание?
А помнит ли Митраша о сестре, о том, зачем пошли они в
лес?
Почему Митраша не прислушался к предупреждающим
голосам природы? Что руководило им?
А когда и где вспомнила Настя о брате?
Почему она испугалась, увидев гадюку?
Что произошло в это время с Митрашей? Как он повел себя
в беде? Почему удалось ему спастись?
Права ли Травка, приняв мальчика за Антипыча, т.е.
признав его за хозяина? Почему?
Почему автор назвал Митрашу «большим человеком»? Что
произошло с Митрашей?

Отношение автора к ребятам.

Как относится автор к
тому, что происходит
с его героями? С
каким чувством, с
какой интонацией
рассказывает он об
их приключениях?
Обоснуйте.

Уроки повести.

Чему учит нас история Насти и
Митраши?

Что можно назвать маленькой кладовой солнца?

Горелый пень на палестинке, который
хранит в себе солнечное тепло и делится
им со всеми живыми существами.
Блудово болото со своими огромными
запасами горючего, торфа (доброе тепло и
энергия).
Душа человеческая. Подлинные ценности
жизни: любовь, взаимопонимание, совесть,
ответственность…

Смысл названия повести «Кладовая солнца».

Произведение имело несколько
названий: «друг человека», «Брат и
сестра», «Блудово болото».
Почему Пришвин выбрал другое
название – «Кладовая солнца»?

Вывод.

Название вмещает в себя и жизнь природы,
и жизнь человеческую со всеми ее
радостями и печалями, страданиями и
открытиями, утратами и обретениями; оно
сосредоточивает наше внимание не на
сюжетных ходах, а на глубинном смысле
произведения: ведь кладовая – хранилище
чего – то, а солнце – мать всего живого,
значит, жизни.

МКОУ СОШ имени Героя России Максима Пассара Найхинского сельского поселения

Учитель русского языка и литературы
Мироненко Е. П.

Сочинение

М. М. Пришвин вошел в литературу не только как талантли­вый писатель, но и как этнограф, географ, космограф. Однако его произведения не были востребованы в советском обществе. Иде­альными для литературы того времени были произведения, пол­ные высокого гражданского и революционного пафоса, насыщен­ные социалистическими лозунгами тех лет. Творчество Пришви­на считали попыткой уйти от реальной жизни, от решения на­сущных проблем о строительстве светлого будущего. Открытие Пришвина как талантливого художника слова состоялось только в последние десятилетия. На сегодняшний день он является од­ним из самых неразгаданных писателей.

Огромное влияние на все его творчество оказала природа его родного края. Родился будущий писатель в имении Хрущево. Имен­но здесь он приучился слушать и слышать звуки природы, ее порой тихую, а иногда громогласную речь. Пришвин был очень одарен слухом «к свисту птиц, дыханию трав и мурму зверей». Он изо всех сил старался передать голос природы, перевести ее на язык человека. Мы поражаемся этой его способности, читая рас­сказ «Кладовая солнца».

Фабула этого произведения довольно проста. Это повествова­ние о жизни и приключении двух маленьких ребятишек, остав­шихся сиротами в тяжелые послевоенные годы. Но Пришвин оку­тывает своих героев такой поэтичной оболочкой, что все проис­ходящее становится похожим на сказку. Именно такой жанр вы­бирает для своего произведения Пришвин - сказка-быль. Поня­тие «сказка» станет центральным в творчестве Пришвина в 20-50-е гг. Для писателя это понятие было той формой худо­жественного повествования, в которой он мог свободно вопло­тить свои идеалы, изобразить незыблемые законы природы. В «Кладовой солнца» он создает образ идеальной деревни, где все живут мирно, дружно, ладно. А небольшая семья - братец Митраша и сестренка Настя - это всеобщие любимцы, это два ма­леньких солнышка.

«Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки… Только носик один был чистенький и глядел вверх. Митраша был моложе сестры на два года. Это был мальчик упрямый и сильный. «Мужичок в мешочке», - улыбаясь, называли его между собой учителя в школе. «Мужичок в мешочке», как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сест­ры, глядел вверх». Автор любовно описывает своих героев и наде­ляет их милыми именами. И это тоже отчасти напоминает сказку.И вот наши маленькие герои собрались в далекое путешествие к палестинке, о которой они знают по рассказам отца. Это напо­минает присказку: «пойди туда, не знаю куда». Дети попадают в огромную сказочную страну, где каждый кустик, каждая пти­ца обладает способностью говорить и мыслить. Автор помещает нас в чудесный мир природы, при этом он изо всех сил старается показать родство человека с этим природным миром: «бедные птички и зверушки, как мучились все они, стараясь выговорить какое-то общее всем, единое прекрасное слово! И даже дети, такие простые, как Настя и Митраша, понимали их усилие. Им всем хотелось сказать одно только какое-то слово прекрасное. Видно, как птица поет на сучке, и каждое перышко дрожит у нее от усилия. Но все-таки слова, как мы, они сказать не могут, и им приходится выпевать, выкрикивать, выстукивать.

Тэк-тэк! - чуть слышно постукивает огромная птица глу­харь в темном лесу.

Шварк-шварк! - дикий селезень в воздухе пролетел над речкой.

Кряк-кряк! - дикая утка кряква на озере.

Гу-гу-гу… - красивая птичка снегирь на березе».

Автор предстает здесь как человек с тонким слухом, способ­ный услышать и понять чудесный язык птиц, растений и живот­ных. Пришвин использует самые разнообразные средства худо­жественной выразительности. Но самый главный прием, с помо­щью которого оживают на страницах произведения герои мира природы, - это олицетворение. Способностью размышлять обла­дают в сказке-были не только животные, но и птицы, и даже деревья. Это и переговаривающиеся ворон и ворона, и журавли, возвещающие о приходе солнца и о его закате, и стон сросшихся сосны и ели.

Природа не бездействует, она активно приходит на помощь человеку. Предупреждают Митрашу о беде и старушки-ели, тщет­но пытаются они заслонить ему дорогу к губительной елани. И черный ворон пугает его своим криком. Что и говорить об ум­ной, сообразительной и преданной человеку собаке Травке!

Таким образом, главная тема в были - тема единения чело­века с природой. В своих произведениях Пришвин «сгущает доб­ро», он воплощает свои идеалы и тем самым призывает к добру читателей.

Дружная жизнь Насти и Митраши в деревне.
Дети собираются за клюквой.
Ребята повздорили и пошли разными тропами.
Настя находит палестинку, всю усыпанную клюквой, а Митраша по своей оплошности попадает в болото.
Собака лесника Антипыча Травка выручает Митрашу из беды.
Маленький охотник убивает старого разбойника-волка Се­рого Помещика, и дети возвращаются домой.

Другие сочинения по этому произведению

Митраша и Настя

«Кладовая солнца» - сказка-быль. Вполне реальные дети отправляются во вполне реальное путешествие - за клюквой. Но им приходится сталкиваться с одушевленными силами природы - как благосклонно настроенными, так и враждебными (волк Серый помещик).

Пришвин - большой знаток и любитель природы. Он поэтически описывает пробуждение весенней природы, голоса птиц и зверей, сливающиеся в единый волшебный хор.

Природа - тоже действующее лицо в сказке-были.

Пришвин очень внимателен к детям. Он с мягким юмором и большой любовью описывает двух самостоятельных крестьянских детей, умеющих справляться с большим хозяйством. Пришвин в образах брата и сестры утверждает крестьянскую основательность, любовь к труду, практическую сметку и умение бороться с трудностями.

Брат и сестра - вовсе не идеальные, правильные и послушные детки. Они спорят из-за того, кто из них главнее. Митраша, чтобы доказать свою правоту, идет узкой тропкой - и чуть не погибает в болоте.

Настя девочка жадноватая: увлекшись сбором невиданного урожая клюквы, чуть не позабыла о брате. Но пережитые испытания делают детей умнее и добрее. Настя отдает всю собранную ягоду детям, эвакуированным из блокадного Ленинграда.

Название «Кладовая солнца» - это многозначный образ. «Кладовая солнца» - это не только торф, который можно использовать как источник энергии. Это и вся заповедная северная природа, это и доброе сердце народа.

Исполнитель: Колотовкина Анастасия.

Михаил Михайлович Пришвин

«Охранять природу – значит охранять родину».

М. Пришвин

Михаил Михайлович Пришвин родился 23 января 1873, с. Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии.

Русский писатель, автор произведений о природе, явивший в них особую художественную натурфилософию, охотничьих рассказов, произведений для детей. Особую ценность имеют его дневники, которые он вел на протяжении всей жизни.

Родился в купеческой семье. Окончив сельскую школу, поступил в Елецкую классическую гимназию, откуда был исключен (1888) за дерзость учителю В. В. Розанову. Переехал в г. Тюмень к дяде окончил шесть классов Тюменского реального училища. В 1893 Пришвин поступил в Рижский политехникум.

Итак, первая же книга М. Пришвина "В краю непуганых птиц " сделала его известным писателем. Появилось в русской литературе новое имя - Пришвин. Но дорога к себе была для Михаила Михайловича не так еще близка, он не сразу обрел то свое лицо, которое мы сразу же представляем себе, произнося имя - Пришвин.

Он писал множество книг, опробовал разные жанры такие как: рассказ, очерк, поэма, роман, дневник. Но большинство их написано и природе, это можно увидеть даже по названиям произведений:

    Лисичкин хлеб

    Журка

    Золотой луг

    Этажи леса

    Говорящий грач

    Хромка

    Изобретатель

    Ребята и утята

    Синий лапоть

    Медведь

    Лоси

    Глоток молока

    Как Ромка переходил ручей

    Наш сад

    Остров спасения

    Лесной хозяин

    Кладовая солнца

С самого детства нас учат тому, что природу нужно любить и беречь, стараться сохранить ее ценности, которые так необходимы человеку. И среди множества великих русских писателей, затрагивавших в своих произведениях тему природы, один все же выделяется на общем фоне. Речь идет о Михаиле Михайловиче Пришвине, которого называли «старичком-лесовичком» отечественной литературы. Любовь к этому писателю возникает еще в младших классах, и многие проносят в течение всей жизни.

Человек и природа в творчестве Михаила Пришвина

Едва только начинаешь читать произведения Михаила Пришвина, сразу же начинаешь понимать их особенности. В них нет каких-то политических подтекстов, которые так любили его современники, нет ярких заявлений и призывов обществу. Все произведения отличаются тем, что их основная ценность – человек и окружающий мир: природа, быт, животные. И эти художественные ценности писатель старается передать своему читателю, чтобы тот понял, насколько важно единство с природой.

Однажды Пришвин сказал: «…пишу о природе, сам же только о людях и думаю» . Эту фразу можно смело назвать системообразующей в его рассказах, потому как в них мы видим открытого и думающего человека, с чистым сердцем рассуждающего об истинных ценностях.

Несмотря на то, что Пришвин пережил несколько войн и революцию, он не переставал восхвалять человека за его стремление познать жизнь со всех сторон. Конечно, любовь к природе стоит особняком, ведь в его произведениях разговаривают не только люди, но и деревья, животные. Все они помогают человеку, и такая помощь является взаимной, что подчеркивает единство.

Очень точно о Михаиле Михайловиче в свое время высказался другой великий писатель – Максим Горький. Он говорил, то ни у одного из русских писателей не встречал настолько сильной любви к природе. И действительно, Пришвин не только любил природу, он старался узнать о ней все, а затем передать эти знания своему читателю.

Рассуждения о чистоте человеческой души

Михаил Пришвин искренне верил в людей, стараясь видеть в них только хорошее и позитивное. Писатель считал, что с годами человек становится мудрее, он сравнивал людей с деревьями: «…так и люди есть, перенесли все на свете, а сами становятся до самой смерти все лучше». И кому как не Пришвину, пережившему тяжелые удары судьбы, знать об этом.

В основу человеческих отношений писатель ставил взаимопомощь, потому как человек должен был всегда находить опору в своих друзьях и близких. Он говорил: «Высшая нравственность – это жертва своей личностью в пользу коллектива». Тем не менее, с любовью к человеку у Пришвина могла сравниться только его любовь к природе. Многие произведения написаны так, что в каждой фразе скрывается глубокий смысл, рассуждение о тонком взаимоотношении человека и природы.

М. Пришвин – это величайший писатель, который связал воедино природу и человека. Недаром он говорит: «всё прекрасное на земле - от солнца, а всё хорошее – от человека».

Анализ произведения «Кладовая солнца»

Жанр : Кладовая солнца» - сказка-быль. Так как вполне реальные дети отправляются во вполне реальное путешествие - за клюквой. Но им приходится сталкиваться с одушевленными силами природы - как благосклонно настроенными, так и враждебными (волк Серый помещик).

Характеристика главных героев:
В произведении «Кладовая солнца» главными героями являются брат и сестра по имени Митраша и Настя, которые потеряли своих родителей, как сказано в произведении.

В самом начале произведения ведется описание главных героев. Внешний образ Насти :
«Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх».

Описание образа Митраши: « Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный. "Мужичок в мешочке", - улыбаясь, называли его между собой учителя в школе. "Мужичок в мешочке", как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх».

Митраша и Настя были умные дети: « Но очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо. И какие это были умные детишки!»

Так же можно отметить, что Митраша и Настя очень трудолюбивые:
«Если только возможно было, они присоединялись к общественной работе. Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах: носики такие задорные».

В частности, о Насте, это можно отметить в таких строчках: « Точно так же, как и покойная мать, Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостиной в руке выгоняла она свое любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи».

И в частности о Митраше: « Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани. У него есть фуганок, ладило длиной больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к одной, складывает и обдерживает железными или деревянными обручами».

Несмотря ни на что Настя любит своего брата: « Настя, заметив, что брат начинает сердиться, вдруг улыбнулась и погладила его по затылку. Митраша сразу успокоился, и друзья пошли по тропе, указанной стрелкой, теперь уже не рядом, как раньше, а друг за другом, гуськом.

А Митраша и вовсе был смелый малый: « Но не все могли поверить, что мальчик на одиннадцатом году жизни мог убить старого хитрого волка. Однако несколько человек из них, кто поверил, с веревкой и большими санками отправились на указанное место и вскоре привезли мертвого Серого помещика».
Но конечно брат и сестра - вовсе не идеальные, правильные и послушные детки. Они спорят из-за того, кто из них главнее.
« Бывает, и теперь Митраша вспомнит, как отец наставлял его мать, и вздумает, подражая отцу, тоже учить свою сестру Настю. Но сестренка мало слушается, стоит и улыбается... Тогда "Мужичок в мешочке" начинает злиться и хорохориться и всегда говорит, задрав нос: - Вот еще! - Да чего ты хорохоришься? - возражает сестра. - Вот еще! - сердится брат. - Ты, Настя, сама хорохоришься. - Нет, это ты! - Вот еще!»

Митраша, любит доказывать свою правоту: « Проверив по компасу направление троп, Митраша, указывая слабую тропу, сказал:
- Нам надо по этой на север.
- Это не тропа! - ответила Настя.
- Вот еще! - рассердился Митраша. - Люди шли, - значит тропа. Нам надо на север. Идем, и не разговаривай больше».
Из-за чего в последствии чуть не утонул в болоте.

Настя была девочка жадноватая : увлекшись сбором невиданного урожая клюквы, чуть не позабыла о брате. « Вначале Настя срывала с плети каждую ягодку отдельно, за каждой красненькой ягодкой наклонялась к земле. Но скоро из-за одной ягодки наклоняться перестала; ей больше хотелось».
«И только-только бы вспомнить о брате надо было, как вдруг Настенька увидела такое, что не всякой клюквеннице достается хоть раз в жизни своей увидеть...»

Но пережитые испытания делают детей умнее и добрее. « Но когда из детдома эвакуированных ленинградских детей обратились в село за посильной помощью больным детям, Настя отдала им всю свою целебную ягоду. Тут-то вот мы, войдя в доверие девочки, узнали от нее, как мучилась она про себя за свою жадность».

Отношение автора к героям : Автор относится к брату и сестре добродушно, так как на протяжении всего произведения отзывается о них только добрым словом. Ласково называет мальчика Митраша или мужичок-в мешочке», «охотник с двойным козырьком», или Настю называет тоже ласково «курочка».

Речевая характеристика героев: речь двух героев просторечная, т.к. дети используют слова «палестинка», «ладило», и т.д.
Кроме этого можно отметить то, что Митраша все время использует восклицательные предложения, что показывает его смелость и мужественность, например, «
Пусть попробует!».

Еще можно сказать, что автор в произведении использует звуки различных животных: « Тэк-тэк! - чуть слышно постукивает огромная птица глухарь в темном лесу. - Шварк-шварк! - дикий селезень в воздухе пролетел над речкой. - Кряк-кряк! - дикая утка кряква на озере. - Гу-гу-гу... - красивая птичка снегирь на березе»

Особенности сюжета и композиции: Пришвин очень внимателен к детям. Он с мягким юмором и большой любовью описывает двух самостоятельных крестьянских детей, умеющих справляться с большим хозяйством. Пришвин в образах брата и сестры утверждает крестьянскую основательность, любовь к труду, практическую сметку и умение бороться с трудностями.
Название «Кладовая солнца» - это многозначный образ. «Кладовая солнца» - это не только торф, который можно использовать как источник энергии. Это и вся заповедная северная природа, это и доброе сердце народа. Пришвин - большой знаток и любитель природы. Он поэтически описывает пробуждение весенней природы, голоса птиц и зверей, сливающиеся в единый волшебный хор русского леса.

Воспитательная ценность: Пришвин в своей сказке-были воспитывает в детях эстетическое чувство любования природой, т.к. в его произведении присутствует очень много описания природы. Ребенок, читая «Кладовую солнца», развивает в себе также доброту, потому что, сопоставляя с себя с героями этого произведения, он понимает, что все что не делается, должно быть во имя доброты, не только для себя, но и для других. Еще эта сказка-быль учит быть ребенка не жадным, т.к. качество «жадность» очень ярко осуждается в этом произведении. Кроме этого, «Кладовая солнца» воспитывает в детях то, что прислушиваться к чужому мнению просто необходимо, иначе можно наломать множество дров. Помимо всего, можно определить, что это произведение учит ребенка быть смелым и трудолюбивым.

Аннотация. Этот урок позволит говорить с детьми об очень сложной философской проблеме поиска смысла жизни. Начинается разговор с героев-животных: усобаки Травки И волка Серого помещика своя правда. Чьи жизненные принципы выбрать, к чему это может привести человека на его непростом жизненном пущ когда человек перестаёт быть человеком? Над этими и многими другими вопросами заставляет задуматься сказка-быль Пришвина.

Ключевые слова: правда, смысл жизни, добро, верность, жизнь для других, злость, эгоизм, ненависть, жизнь для себя, любовь, верность.

Хочу предложить вам урок по сказке-были Пришвина «Кладовая солнца». В отличие от предыдущих моих статей, эта посвящена программному произведению. Уроков по нему (как в журналах, так и в Интернете) великое множество. И всё-таки я рискую предложить свой вариант.

В данном произведении отправной точкой для серьёзного разговора стали слова Антипыча о правде. На первый взгляд кажется, что говорить с шестиклассниками на такую сложную тему невозможно. Но это только на первый взгляд. Этот урок получился одним из самых интересных и запоминающихся в моей практике. А понятия «правда Травки» и «правда волка» вошли в лексикон моих учеников и начали применяться ими уже и на других уроках.

Ход урока

1 . Создание проблемной ситуации.

— В сказке-были Пришвина, как и в любом художественном произведении, очень много загадок. Например, там есть такой эпизод, когда рассказчик вспоминает, как спрашивали у Антипыча, сколько ему лет, а тот только шутил в ответ. «Антипыч, ну брось свои шутки, скажи нам по правде, сколько же тебе лет?» — спрашивали его. «По правде, — отвечал старик, — я вам скажу, если вы вперёд скажете мне, что есть правда, какая она, где живёт и как её найти». Как вы думаете, о какой правде здесь идёт речь?
— Давайте обратимся к словарю.
Значение слова «правда» по словарю Ушакова:
Правда — то, что соответствует действительности, что есть на самом деле, истина. Открой мне всю правду, не бойся меня. Пушкин. 2. Правдивость, правильность. Никто не думает о правде слов моих.

Идеал поведения, заключающийся в соответствии поступков требованиям морали, долга, в правильном понимании и выполнении этических принципов. Искать правды. Стоять за правду. Жить правдой. Пострадать за правду.
— Слово, как видите, многозначное. В каком значении, на ваш взгляд, употребляет слово «правда» Антипыч?
— То есть правда — это некий ориентир, к которому надо стремиться, смысл жизни, если хотите. Как же можно перефразировать вопрос Антипыча? (В чём смысл жизни и как его найти?)
— Какой серьёзный философский вопрос задаётся в этом произведении! А задумывались ли вы, в чём смысл жизни? В любом случае я предлагаю вам задуматься об этом сейчас.

2. Анализ текста. «Правда Травки и правда волка».

— Итак, давайте попробуем найти ответ на такой сложный вопрос в сказке-были
Пришвина «Кладовая солнца». В продолжении того же разговора Антипыч говорит своим собеседникам: «Вот Травка, собака гончая, с одного слова всё понимает, а вы, глупенькие, спрашиваете, где правда живёт». Значит, Травка знает, где правда живёт, знает, в чём смысл жизни? Может быть, она поможет нам найти ответ на вопрос?
— Расскажите историю жизни Травки.
— В чём же правда Травки? Как она это понимает? Правда, или смысл жизни Травки, в любви к человеку; в том, чтобы жить не только для себя, но и для других, в заботе о человеке; в дружбе; доброте, верности и преданности.
— Почему Травке так плохо теперь? Почему она воет, взобравшись на холм? Она потеряла смысл жизни, ей не для кого жить.
— Кто противопоставлен Травке в этой части? Конечно, Волк.
— Почему воет волк? В чём его правда? Его характеризует злость; желание жить для себя, дикий зверь живёт для себя.
— Итак, на примере Травки и волка мы видим два разных взгляда на жизнь, две разные правды. Но Михаил Михайлович Пришвин говорил: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». Поэтому мы, конечно, обратимся к Насте и Митраше и поговорим о том, как они ищут свою правду.

З. Анализ текста. «Путь к правде Насти и Митраши».

— Давайте вспомним, как жили Настя и Митраша.
— Что вы можете сказать об их отношении друг к другу? Они жили и работали очень
дружно, помогали друг другу, заботились друг о друге, заботились о своём хозяйстве.
— На чью правду похоже их представление о жизни: на правду Травки или правду волка?
— Но жизнь так устроена, что она постоянно ставит человека перед какими-то преградами, перед трудностями, проверяет человека на прочность, на верность своим убеждениям, своим принципам. Что в данном произведении послужило проверкой для детей? Их поход за клюквой, их спор, ссора и то, как они вышли из затруднительной ситуации.)
— Что послужило причиной их ссоры? Они начали спорить, по какой тропе идти.
— Что мы здесь видим вместо дружбы, заботы друг о друге? Как дети себя ведут в
этом эпизоде? Какие чувства испытывают по отношению друг к другу? Разозлились, рассердились друг на друга; не хотели слушать друг друга, не желали подчиниться другому; каждый в данный момент думал только о себе; Настя даже плюнула вслед брату.

Задания для первой группы:
1. Прочтите эпизод «Митраша в болоте» (со слов: «Мало-помапу, по мере того как
Митраша продвигался вперёд по указанию стрелки и тропы … » до слов: «По его загорелому лицу, по щекам блестящими ручейками потекли слёзы«)
2. Проследите за тем, как Митраша попал в Слепую елань. Для этого выделите предложения, в которых описана тропа, по которой идёт Митраша.
1) Какое определение даёт этой тропе автор? Почему? По каким признакам можно определить, что перед нами тропа, по которой ходили люди?
2) С какими чувствами идёт Митраша по этой тропе? Почему?
3) Помнит ли он про сестру? Какие чувства он сейчас испытывает по отношению к сестре? Попробуйте предположить, что он думает по поводу случившегося.
4) Почему Митраша сходит с этой тропы?
6) Каков результат его неосмотрительного поступка?
«Слой под ногами у Митраши становился все тоньше и тоньше … но он всё шёл и шёл вперёд. Митраше оставалось только верить тому человеку, кто шёл впереди его и оставил даже тропу после себя». «Миграша … ничуть не трусил, — что ему было трусить, если под его ногами тропа человеческая: шёл такой же человек, как и он, значит, и он сам, Митраша, мог по ней смело
идти».

«Вот Митраша увидел: его тропа круто завёртывает влево и туда идёт далеко и там
совсем исчезает. Он проверил по компасу, стрелка глядела на север, тропа уходила на
запад… Узнавая по направлению белоуса тропу, идущую не прямо на север, Митраша
подумал: «Зачем же я буду поворачивать налево, на кочки, если тропа вон, рукой подать,
виднеется там, за полянкой?»»

Митраша выбирает слабую тропу, на которую показывал компас. Автор даёт определение этой тропе — «человеческая». Узнать её можно по траве белоус, которая вырастает вдоль тропы. Это тропа, по которой шёл человек. Митраша идёт по ней смело, потому что по ней ходили люди, а значит, может пройти и он. Он не думает о сестре. По крайней мере, автор ничего об этом не пишет. Но, возможно, думает о том, что он прав, гордится тем, что не пошёл на поводу у старшей
сестры.

Митраша сходит с тропы потому, что стрелка компаса показывает на север, а тропа уходит влево и потому, что прямо перед ним оказывается чистое, ровное место, нисколько не похожее на что-то страшное и смертельно опасное. В результате он попадает в Слепую елань и чуть не тонет.
— Какое значение имеет эпитет «человеческая тропа»? Ведь сойдя с этой человеческой тропы, Митраша попадает в Слепую елань. Забыв о сестре, испытывая злость, раздражение, Митраша сходит с человеческой тропы.
— На прошлом уроке мы говорили о том, что Митраша берёт с собой компас, потому что так его учил отец. Он говорил: «Стрелка эта тебе верней друга: бывает, друг твой изменит тебе, а стрелка неизменно всегда, как её ни верти, всё на север глядит». Почему же в этой ситуации компас подвёл мальчика?
— Козьма Прутков говорил: «Магнит показывает на север и на юг; от человека зависит избрать хороший или дурной путь жизни». Как вы понимаете эти строки? Нельзя бездумно идти по стрелке компаса. Она только лишь указывает, где север. Но куда тебе идти — решаешь ты сам. Стрелка компаса поможет выбраться из леса, но показать путь в жизни не сможет. Это зависит только от человека, от его выбора.

Задания для второй группы

1. Прочтите эпизод «Настя собирает клюкву» (со слов: «Вначале Настя срывала с плети каждую ягодку, отдельно за каждой ягодкой наклонялась к земле»).
2. Проанализируйте поведение Насти.
Для этого ответьте на вопросы:
1) Как Настя собирает ягоды сначала, потом? Почему?
2) Помнит ли она о брате? Какие чувства она испытывает?
3) Вспомните, почему они разошлись.
Идёт ли Настя по выбранной ею тропе или, как и брат, сбилась с пути? Почему?
4) Как смотрит на Настю лось? Почему?
5) Каково отношение автора к Насте в этот момент? Почему он говорит о ней «прежняя золотая курочка на высоких ножках»?
6) Когда Настя смогла оторваться от ягод? Почему она, глядя на гадюку, представляет, «будто это она сама осталась там, на пне, и теперь вышла из шкуры змеиной и стоит, не понимая, где она»?
— Настя, как видим, не попадает в трясину, её жизни ничто не угрожает. Но отношение автора к ней явно меняется. Почему? Она, жадно собирающая клюкву и забывшая о брате, теряет человеческий облик.
— Что же мы видим? К чему может привести путь, где царят обида, нежелание слушать другого,уступать?
— Таким образом, мы видим, что путь, выбранный детьми, не приводит их ни к чему хорошему: Митраша чуть не гибнет, Настя теряет человеческий облик.
— Кто помогает детям? Каким образом Травка помогает Насте? Митраше? Травка. Она помогает Насте вспомнить о брате :
«- Муравка, Муравка, я дам тебе хлебца!
И потянулась к корзине за хлебом. Доверху корзина была наполнена, и под клюквой был хлеб.
Сколько же времени прошло, сколько клюквинок легло с утра до вечера, пока огромная корзина наполнилась? Где же был за это время брат голодный, и как она забыла о нём, как она сама забыла себя и всё вокруг?»
Травка вытаскивает из болота Митрашу.
— Почему Травка оказалась возле Насти? Почему Травка кинулась на зов Митраши?
Она почувствовала человеческую беду.
— Почему именно Травка помогает ребятам? О чём напоминает им Травка? Травка
напоминает детям о вечных ценностях: любви, преданности, товариществе, верности;
возвращает их к человечности, к человеческой тропе, к своей правде.
— А для самой Травки важно было всё произошедшее? Травка нашла хозяина.
— Какова дальнейшая судьба волка? Митраша убивает его.
— Какой смысл вкладывает автор в этот эпизод? Почему именно Митраша убивает волка? Убийство волка — это победа. Победа над злом, равнодушием, эгоизмом. В какой-то степени Митраша убивает волка в себе.
— К чему же, по мнению Пришвина, приводит каждый из этих путей? Пришвин показывает, что путь Травки приводит к счастью, путь волка — к гибели.
— Как сложилась дальнейшая судьба детей? Куда они дели клюкву, собранную на болоте? Важно ли это? Они отдают клюкву детям, эвакуированным из Ленинграда, проявляя свою заботу и неравнодушие к другим людям.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то