Музыкальная гостиная, посвященная творчеству М. Открытое занятие с детьми старшего дошкольного возраста

Вечер, посвященный 210-летию М.И. Глинки.

Перед началом вечера звучит произведение Глинки в инструментальном исполнении .

1 ведущий : Сегодняшний вечер посвящен 210-летию со дня рождения Михаила Ивановича Глинки.

М.И. Глинка- великий русский композитор, основоположник русской класической музыки, автор опер "Иван Сусанин","Руслан и Людмила", оркестровых сочинений,

Непревзойденных романсов и других произведений.

2 ведущий: Михаил Иванович Глинка родился 20мая 1804 года в селе Новоспасском, имении своих родителей, недалеко от Смоленска. С детства родители стали учить его разным наукам.

Музыке, языкам.

В усадьбу часто приезжали гости и тогда родители приглашали музыкантов из оркестра брата матери Глинки. И Мишель часами не отходил от оркестра.

Первой учительницей музыки была гувернантка Варвара Федоровна Кламмер. Благоприятным фактором,повлиявшим на развитие музыкальных способностей стали

Народные песни в условиях

Деревенской жизни. Позже Глинка напишет множество обработок русских народных песен. В их числе:"Среди долины ровныя",..................................................,"Воет ветер в

Чистом поле".

1 ведущий: Звучит обработка русской песни " Воет ветер в чистом поле"-

Исп. ансамбль- Анна Петруняшина и преп. С. В. Степаненко

1 ведущий: В 1817 году Мишеля отвезли в Петербург и определили в Благородный пансион при Главном педагогическом училище. Все больше увлекаясь музыкой Глинка стал брать

Уроки у извесных исполнителей по вокалу, игре на фортепиано, скрипке. И уже 20-летним юношей пользовался известностью у петербургских любителей музыки как певец и

Пианист. Играя в кругу друзей он делал это с таким чувством, что у слушателей набегали слезы.

2 ведущий: Глинка " Чувство"- исполняет Ольга Гадаева- класс препод. Степаненко С.В.

2 ведущий: В 1830 году М.И.Глинка отправляетя за границу. В Италии он встречается с известными музыкантами и певцами, выступает в концертах и домах любителей музыки, знакомится с итальянской культурой. Вернувшись из поездки, Глинка, обогащенный новыми впечатлениями, сочиняет несколько призведений. посвященных солнечной Италии.

Сейчас прозвучит одно из них.

" Венецианская ночь"- исполн. М.Ю. Шамлова

Аккомпанирует Н.Ф. Чернышова

1 ведущий: Среди созданных в этот период произведений и танцевальная музыка, которая позднее будет широко использоваться в операх .

Глинка "Полька"- исп. Любовь Коновалова и Мария Беляева, класс препод. Чернышова Н.Ф.

" Мазурка"- исполн. Ольга Афанасьева, препод. Осипова Т.В.

2 ведущий: Глинка вернулся из Италии с обширными планами создания русской национальной оперы. После долгих поисков сюжета для оперы Глинка, по совету В. Жуковского, остановился на предании об Иване Сусанине и с большим рвением принялся за написание оперы. В 1836 году опера «Иван Сусанин» была закончена, однако Михаилу Глинке с большим трудом удалось добиться принятия её к постановке на сцене Петербургского Большого театра. Этому с большим упорством препятствовал директор императорских театров А. М. Гедеонов, который отдал её на суд «директору музыки» капельмейстеру Катерино Кавосу. Кавос же дал произведению Глинки самый лестный отзыв. Опера была принята, однако, по рекомендации двора, название «Иван Сусанин» было заменено на «Жизнь за царя», к тому же Глинку обязали не требовать за оперу вознаграждения.

1 ведущий: Премьера «Ивана Сусанина» состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 года. Успех был огромным, опера была с восторгом принята передовой частью общества. На следующий день Глинка писал своей матери: Вчерашний вечер совершились наконец желания мои, и долгий труд мой был увенчан самым блистательнейшим успехом. Публика приняла мою оперу с необыкновенным энтузиазмом, актёры выходили из себя от рвения… государь-император… благодарил меня и долго беседовал со мною…

2 ведущий: Сейчас прозвучит знаменитый хор "Славься" из оперы "Иван Сусанин", в образе этого героя отражены черты эпического русского богатыря, патриота земли русской. Кстати, несколько лет назад, когда встал вопрос об утверждении гимна России, именно "Славься" стоял в первых рядах на утверждение главной песни страны.

1 ведущий: Вслушайтесь в слова: ... Действительно, содержание достойно гимна.

"Славься"- исполняет фортепианный дуэт-

Класс препод. Осиповой Т. В.

2 ведущий: Вскоре после постановки «Ивана Сусанина» Глинку назначали капельмейстером Придворной певческой капеллы, которой он руководил в течение двух лет. Оперы, написанные Михаилом Ивановичем Глинкой утвердили мировое значение русской музыки. Одной из опер, написанных композитором,стала "Руслан и Людмила". Немало черт роднит ее с русскими былинами: дух великого патриотизма, величавость образов, неторопливость в развитии действия, сочетание реальности со сказочным вымыслом. Глинка мечтал работать над своей оперой вместе с А.С. Пушкиным, но гибель поэта помешала этому.

1 ведущий: Опера сочинялась уже после гибели поэта и стала величайшим произведением русского музыкального искусства, памятником таланту русского народа и его замечательному гению. Как в народных сказках, так и в опере действуют не только светлые, но и злые. мрачные силы.

Олицетворение зла- волшебник Черномор

"Марш Черномора"- исполн. Чернышова Н.Ф.

Шамлова М.Ю.

2 ведущий: "Танец и Персидский хор" из оперы - исполн. Юлия Листочкина и Дарья Кубышина

Преп. Шамлова М.Ю.

1 ведущий: Многоликостью мироощущений отмечена вокальная лирика Глинки. Он создал около 80 произведений для голоса с фортепиано. Разнообразная по темам и формам, она включила в себя русскую песенность- фундамент глинкинской мелодики. Послушайте вокальное произведение

" Ты, соловушка, умолкни" - исполняют Нина Ефремян и Ирина Самошкина

2 ведущий: Всем известны шедевры -романсы Глинки на стихи Пушкина- "Не пой,красавица при мне", "В крови горит огонь желанья", "Я помню чудное мгновенье", а также на слова Баратынского "Не искушай меня без нужды". Сейчас прозвучит романс Глинки "Жаворонок" в инструментальной обработке. Исполняет ансамбль преподавателей в составе

Чернышовой Нины Федоровны, Еремина Юрия Владимировича и Степанова Виктора Гавриловича.

Глинка "Жаворонок"

1 ведущий: Овладение опытом отечественной и мировой музыкальной культуры, воздействие прогрессивных идей периода Отечественной войны 1812 года и подготовки восстания декабристов, общение с выдающимися представителями литературы, искусства способствовали выработке новаторских эстетических основ творчества Михаила Ивановича Глинки. Народно-реалистическое по своей устремленности оно оказало влияние на дальнейшее развитие русской музыки. Он ушел из жизни в возрасте 53 лет, оставив после себя огромное музыкальное наследие и прославивив себя, как основоположник русской классической музыки.

2 ведущий: И в заключении нашего вечера, посвященного 205-летию со дня рождения Глинки прозвучит еще одно произведение композитора.

"Прощальный вальс"- исполн. Антипова Анастасия, препод. Осипова Татьяна Васильевна

1 ведущий: Наш вечер закончен. Спасибо за внимание. Всех участников просим выйти на сцену и давайте дружными апплодисментами выразим им благодарность за выступление.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ М. И. ГЛИНКИ

Г. ЕЛЬНЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

(МБУ ДО ДМШ г. Ельни)

216330 Смоленская область, г. Ельня, ул. Пролетарская, дом 46а

Тел/факс: 8-481-46 - 4-27-49

____________________________________________________________________________

Сценарий беседы, посвященной Дню памяти М.И.Глинки

Подготовила и провела преподаватель Гришанова Ю.С.

Г. Ельня

В Смоленской усадьбе Новоспасское, что в двадцати километрах от Ельни, родился и провел детство великий русский композитор М.И. Глинка (1804-1857), основоположник русской классической музыки.
"Я родился 1804 года мая 20 утром, на заре, в селе Новоспасском, принадлежавшем родителю моему, капитану в отставке Ивану Николаевичу Глинке. Имение это находится в двадцати верстах от города Ельни Смоленской губернии; оно расположено по реке Десне (близ ее истока) и в недальном расстоянии окружено непроходимыми лесами, сливающимися с знаменитыми Брянскими лесами..." Так начинает свои автобиографические "Записки"М.И. Глинка.Первый биограф М.И. Глинки В.В. Стасов писал: "Глинка родился, провел первые годы и получил первое свое образование не в столице, а в деревне, и таким образом натура его приняла в себя те элементы музыкальной народности, которые, по существу, в наших городах сохранились лишь в сердце России, и образовали впоследствии главные.

Воспитывать маленького Мишу взялась его бабушка, Фекла Александровна. Как вспоминал Глинка, бабушка унесла его в свою жарко натопленную(несмотря на летнее время) половину дома, обрядила в беличью шубку и закармливала сладкими крендельками. Властная старуха, « не совсем хорошо» обращавшаяся с прислугой, баловала своего внука и ни в чем не отказывала ему. Любимое его занятие - ползать по полу, рисуя мелом деревья и церкви. Вредные последствия 6 лет, прожитых им почти без воздуха, имели отрицательное влияние на всю остальную жизнь Глинки, сделав его «мимозой»- «недотрогой» с неустойчивым здоровьем.

Музыкальные способности выражались в это время страстью к колокольному звону - умело подражал ему на двух медных тазах. Дядя Глинки (по матери) содержал оркестр и хор крепостных крестьян и маленький Миша часто слушал их игру и даже подсаживался к ним с флейтой или скрипкой и по слуху подыгрывал.

После смерти бабушки в 1810 году Михаил стал жить с родителями. Мать старалась приучить его к свежему воздуху, но безуспешно.

В 1812 году на России напал Наполеон со своей армией, и семья Глинок вынуждена была уехать в Орел. Крестьяне мужественно сопротивлялись в Новоспасском, но усадьба была разграблена. И по возвращению на Смоленщину, главной задачей было ее восстановление и воспитание детей(к тому времени их число достигло 13).

Музыкальные способности развивались дома гувернанткой. Михаил играл на и . Однако музыка оказывала на Глинку столь сильное влияние, что однажды на замечание о рассеянности он заметил: «Что же делать?... Музыка - моя!».

Учеба в Благородном пансионе

В 1817 Михаил уехал учиться в Петербурге в Благородный пансион при Главном Педагогическом институте (в 1819 он был переименован в Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете), где учился вместе с младшим братом - Львом, тогда же познакомился и с самим , который «хаживал к нам в пансион к брату своему». Гувернером Глинки был русский поэт и декабрист Вильгельм Карлович Кюхельбекер, преподававший в пансионе русскую словесность.

С особой охотой Глинка занимался иностранными языками (латынь, персидский), географией и зоологией. Математические занятие его интересовали меньше. Параллельно с учебой Глинка брал уроки игры на фортепиано у английского композитора Джона Филда.

Закончил пансион в числе первых учеников. В 1823 году здоровье пошатнулось и Глинка поехал лечиться на Кавказские минеральные воды, затем отправился в Новоспасское, где иногда «сам управлял оркестром дяди, играя на скрипке», тогда же начал сочинять оркестровую музыку. В 1824 был зачислен на службу помощником секретаря Главного управления путей сообщения.

Основное место в его занимали романсы. Среди сочинений той поры «Бедный певец» на стихи русского поэта Василия Андреевича Жуковского (1826), «Не пой, красавица, при мне» на стихи Александра Сергеевича Пушкина (1828). Один из лучших романсов раннего периода - на стихи «Не искушай меня без нужды» (1825). В 1828 году оставляет службу и посвящает себя одной музыке.

1830 года Михаил Иванович Глинка отправился в длительное заграничное путешествие, целью которого было как лечение (на водах и в теплом климате ), так и знакомство с западноевропейским . Проведя несколько месяцев Франкфурте, он прибыл в Милан, где занимался композицией и вокалом, посещал , совершал поездки в другие города. В Италии композитор познакомился с композиторами Винченцо Беллини, и .

В 1833 году летом покидает Италию, едет в Вену, где пробыл недолго. Узнав о смерти отца, Глинка возвращается в Новоспасское. Начинает работать над созданием своей первой оперы «Иван Сусанин», премьера которой прошла с большим успехом в Петербургском Большом театре в 1836 году.

В 1835 году М.И. Глинка женился на своей дальней родственнице Марье Петровне Ивановой. оказался крайне неудачным и омрачил жизнь композитора на многие годы.

Поступает на службу в Придворную капеллу. Приезжает на Украину для набора мальчиков - певчих, где знакомится с украинскими народными песнями и танцами. Среди новичков оказался и Семен Степанович Гулак-Артемовский - впоследствии не только известный певец, но и композитор, автор популярной украинской оперы «Запорожец за Дунаем».

Еще в 1837 году Михаил Глинка вел беседы с Александром Пушкиным о создании оперы на сюжет «Руслана и Людмилы». В 1838 году началась работа над сочинением, премьера которого состоялась 1842 в Петербурге.

В 1838 году М. Глинка познакомился с Екатериной Керн, дочерью героини известного пушкинского , и посвятил ей свои вдохновеннейшие произведения: « -фантазию» (1839) и дивный романс на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье» (1840).

С 1844 года путешествует по Польше, Германии, Франции, Испании. Дает концерты, знакомится с культурой стран, посещает театры, концерты. И в последствии свои впечатления он воплощает произведениях - на испанские темы увертюры «Ночь в Мадриде» и « Арагонская хота».

Зиму 1851-1852 Глинка провел в Петербурге, где сблизился с группой молодых деятелей культуры, а в 1855 произошло его знакомство с , ставшим позже главой «Новой русской » (или « »), творчески развившей , заложенные Глинкой.

С вое последнее путешествие Глинка совершил в Берлин, где и скончался- ( по старому стилю) 1857 года.

Был похоронен на лютеранском кладбище. Но в мае того же года сестра, Людмила Шестакова, с друзьями перевозят гроб с телом в Кронштадт . Погребен на кладбище Александро-Невской лавры.

Во владение Глинок - потомков старинного польского шляхетского рода, от которого в 1655 году отпочковалась ветвь смоленских дворян - усадьба Новоспасское, а точнее, пустошь Шатькова, как она первоначально называлась, перешла в 1750-году. Небольшой деревянный дом, в котором родился композитор, был выстроен в конце XVIII века дедом М.И. Глинки - отставным майором Н.А. Глинкой. Тогда же, в 1786 году, была сооружена каменная усадебная Спасо-Преображенская церковь, по имени которой селение получило название Новоспасское. На безымянном ручье, впадающем в Десну, был устроен каскад прудов, а по обеим сторонам разбит небольшом парк, впоследствии значительно увеличившийся. Для него отец М.И. Глинки - отставной капитан Иван Николаевич Глинка (1777-1834), к которому усадьба перешла в 1805 году - специально выписывал из Петербурга, Риги и даже из-за границы саженцы и луковицы редких растений и цветов.
Усадебная церковь построена дедом Глинки в стиле провинциального барокко. Возле церкви похоронены родители композитора. В 1812 году отряд французских солдат, заняв Новоспасское, попытался ограбить церковь, но крестьяне во главе со священником И. Стабровским - первым учителем М.И. Глинки - заперлись в храме и успешно отбились от неприятеля. Французы ограбили усадьбу, дом священника, но церковь осталась нетронутой.
Спасская церковь славилась своими колоколами. Самый большой из них весил 106 пудов. Его звук был слышен на десять верст окрест. В этот колокол по приказанию хозяина усадьбы звонили целый день, когда пришла весть о победе над Наполеоном и об изгнании врага из пределов России.

Колокола Новоспасской церкви чудом сохранились во время коммунистических погромов. В 1941 году священник и несколько мирян сняли колокола и затопили их в Десне. Кто-то из местных сообщил об этом фашистам. Они схватили священника и начали его пытать, обливая на морозе холодной водой и требуя, чтобы он указал место, где спрятаны колокола - цветной металл был нужен для победы третьего рейха. Священник умер под пытками - фашисты заживо заморозили его. После войны один из новоспасских колоколов был найден и ныне находится в смоленском музее.

Михаил Иванович рос в большой семье, у него было шесть сестер и два брата. "Наше семейство многочисленно, но очень дружно, " - писал композитор.

Душой семьи была, конечно, мать Евгения Андреевна, "красавица, к тому же очень хорошо воспитанная и прекрасного характера", по словам ее дочери Людмилы. Друг М.И. Глинки П.А. Степанов так говорит об Евгении Андреевне: "Какая прекрасная особа была его мать! Всякого, кто только любил ее сына, она уже считала своим; как она нас ласкала, баловала. В ее доме было так отрадно, что забывались все обыденные невзгоды, и сердце согревалось от жизненных морозов".
49 лет прожила в Новоспасском Евгения Андреевна, заботливо воспитывая своих детей. Самым любимым и дорогим для матери был старший сын Михаил.
Большую роль в воспитании мальчика сыграла его молодая няня Авдотья Ивановна, мастерица петь песни и рассказывать сказки. Но больше всего увлекали юного Глинку знакомые "грустнонежные звуки" народных песен.

Портрет М.И.Глинки.Начало 1830-х годов.

Даггеротип М.И.Глинки.
1842 г.

М.И.Глинка с сестрой Л.И.Шестаковой

Сам он напишет в "Записках": "И, может быть, эти песни, слышанные мною в ребячестве, были первою причиной того, что впоследствии я стал преимущественно разрабатывать русскую музыку".
"Отец мой, - писал Михаил Иванович, - очень любил меня и всех детей своих. Со мною же обращался, как с товарищем - поверял мне тайны и предположения свои, не скрывая радостей и огорчений. Он не щадил для меня издержек".
А любимая сестра композитора Людмила Ивановна Шестакова вспоминала:
"Отец мой был от природы умный и по тому времени очень образованный молодой человек. Он выстроил новый двухэтажный деревянный дом в 27 комнат, который обставил с изысканной роскошью.
Преобразил он и усадьбу, которая приводила всех гостей в восторг. У нас было все свое: ткали ковры, плели кружева, делали разные вышивки: также были портные, башмачники, маляры, столяры и прочие, - всего около ста человек, может быть, и более. Все помещались семьями в флигелях, которых было от десяти до двенадцати, кроме дома и двух больших флигелей. Это было маленькое местечко или городок".

Усадебный дом в Новоспасском был построен И.Н. Глинкой в 1807-1810 годы на месте предыдущего. Из документа 1860 года известно, что это был «деревянный двухэтажный дом, на каменном фундаменте, с коридором, крытый гонтом, но от времени ветхим, и обшит тесом с крыльцами и 4-мя балконами, внутри обит бумажными обоями, в нижнем этаже 17 комнат, в них окон с двойными рамами, медными ручками, задвижками и крючками 40... печей голландских из простых изразцов со всею принадлежностью - 16».

На первом этаже располагались хозяйственные помещения, бильярдная, столовая, зал, гостиная, диванная, на втором этаже - спальни и детская. Потолки комнат были расписаны лучшими московскими мастерами. «Мебель была в каждой комнате из особого дерева, - вспоминала сестра М.И. Глинки, Л.И. Шестакова. - Великолепные зеркала, паркеты, люстры, лампы... Все было сделано с таким вкусом и изяществом, что ежели бы перевезти наш дом в Петербург, то он не был бы одним из последних. Выстроен был он весь из дуба и сосны - прочного хорошего леса». Перед балконом дома огромный «скатистый луг» открывал панораму на берега реки, на заречные поля и луга.

Столовая

Гостиная

Кроме господского дома в Новоспасском было еще множество построек - два флигеля, сооруженные в 1806-1811 годы, «господская баня», мельница, оранжереи, сукновальня и т.п. Все они были деревянными, и до наших дней не сохранились, как и сам господский дом.

До сих пор неизвестно, кто являлся создателем огромного пейзажного парка, занимающего сегодня всю территорию усадьбы. Несомненно, что это был выдающийся мастер садово-паркового искусства. Сложный рельеф местности, где расположена усадьба, служил отчасти помехой, а отчасти и подспорьем мастеру. Используя это обстоятельство, создатель парка в Новоспасском широко применял систему свободного размещения элементов парка. Его основу составили липы, вязы, клены, дубы и ясени. Небольшие группы деревьев и кустарников чередовались с полянами и маленькими лужайками, засаженными цветами. Одна из лужаек носила название «Амуров лужок» - здесь среди роз стояла мраморная статуя Амура.
Во время войны много деревьев было вырублено, и сейчас в парке Новоспасского сохранилось только около трехсот вековых деревьев, среди которых - девять дубов, посаженных самим М.И. Глинкой. Сохранился и дуб-исполин, под которым Глинка сочинял партитуру «Руслана и Людмилы».
Естественной границей парка служила река Десна. На ее небольших островках стояли беседки, где по праздникам целыми днями играл оркестр крепостных музыкантов, принадлежавший дяде М.И. Глинки. Будущий композитор тоже слушал эти концерты, а позднее сам играл на скрипке и флейте. Первым его учителем музыки был деревенский скрипач.
Глинка очень любил Новоспасское. И много лет спустя он часто приезжал в родные пенаты, а впечатления от жизни в усадьбе неизменно находили отражение в его творчестве.
В последний раз М.И. Глинка побывал в Новоспасском в июне 1847 года. «Я прибыл в Новоспасское в добром здоровье, но скоро начал чувствовать, что аппетит и сон начали исчезать, - писал он. - Желая поддержать себя, я для гимнастики начал маленьким топором рубить лишние липы, коих было множество, чтобы дать простор дубам, вязам и другим деревьям». Но здоровье его продолжало ухудшаться, и Глинка уехал в Петербург. А когда в 1851 году умерла мать композитора, поездки в Новоспасское утратили для него всякий смысл, и Глинка написал сестрам, что «никогда более без матушки в Новоспасское не приедет».
После смерти матери композитора - Е.Н. Глинки (1783- 1851) усадьбой владели его сестры - Л.И. Шестакова и О.И. Измайлова. В 1879 году Новоспасское перешло к коломенскому купцу Ф.Т.Рыбакову, который в 1882 году распродал обстановку, разобрал дом с флигелями и перевез их в Коломну, где они вскоре сгорели. В начале XX века Новоспасским владел смоленский купец Зеликин, построивший дачу рядом с фундаментами старого усадебного дома и вырубивший для этого часть парка. Остатки усадьбы погибли во время Великой Отечественной войны.

После смерти Михаила Ивановича его дом был продан родственниками и увезен. Родовое гнездо было разорено. Усадьба в 20 га пришла в полное запустение, оказался заброшенным и великолепный парк с фруктовым садом, оранжереями, английским садом для гуляния молодежи, погибли два каскада прудов. В 1976 году началось восстановление двухэтажного деревянного дома и самой усадьбы. 27 строительных организаций Смоленщины принимали самое активное участие в восстановлении этого имения. По архивным материалам и воспоминаниям восстановлены дом Глинок, гостевой и кухонный флигели, каретный сарай, пекарня и дворовая изба, мостки, Амуров лужок (розарий), каскад прудов, беседки, оранжерея, отреставрирована родовая церковь, ныне действующая. Приведен в порядок парк, сделаны посадки дубов, кленов, лип. Посажен фруктовый сад. Радуют глаз и многочисленные цветники. 27 мая 1982 года в торжественной обстановке был открыт музей-усадьба М.И. Глинки - первый и единственный музей композитора. В пяти комнатах дома размещена экспозиция, рассказывающая о жизни и творческой деятельности М.И. Глинки. Восстановлены зал, столовая, бильярдная, кабинеты отца и самого композитора, комната птиц.

Литература.

    Васина -Громан В. М.И.Глинка. М., 1979.

    Деверилина Н.В., Королева Т.К. « Я открою Вам сердце мое», Смоленское областное книжное издательство «Смядынь», 2001.

    Розанов А.С. М.И.Глинка. Альбом. Издание второе. М., 1987.

    Розанов А.С. М.И.Глинка. Записки «Музыка», М., 1988.

    http // to - name . ru / biography / mihail - glinka . htm

Анна Чумаченко
Музыкальная гостиная, посвященная творчеству М. И. Глинки. Открытое занятие с детьми старшего дошкольного возраста

Встреча в музыкальной гостиной , посвященная творчеству М . И. Глинки .

Цель : Познакомить детей с биографией и творчеством М . И. Глинки .

Оформление зала : на центральной стене портрет М. И. Глинки , стенды в зале, на которых размещен иллюстративный материал.

Экспозиция 1. Портреты родителей Глинки , фотографии личных вещей композитора в Петербурге, Москве.

Экспозиция 2. Портреты А. С. Пушкина и М. И. Глинки ,иллюстрации к опере «Руслан и Людмила» (шествие Черномора) .

Ход мероприятия.

Дети входят в музыкальную гостиную .

Музыкальный руководитель . Михаил Иванович Глинка – великий русский композитор. Он родился в 1804 году весной, в прекрасную пору цветения природы в селе Новоспасском близ города Ельни, в помещичьем доме. Здесь он провел детские годы. С самого раннего детства Миша любил слушать музыку Под окнами его спальни в густой листве деревьев каждой весной раздавался звонкий голос соловья. Мальчик внимательно вслушивался в восхитительные трели соловьиного пения

Предлагает детям подойти к экспозиции 1.

Мальчик рано научился читать, любил рисовать и очень ловко подражал перезвону колоколов, ударяя по гулким медным тазам. В 13 лет он поступил в Петербургский благородный пансион, где получил хорошее образование. Глинка продолжал заниматься музыкой у лучших педагогов .

Когда Михаил Иванович стал известным композитором, он много путешествовал. В 1830году он отправляется в Италию. Путешествуя и слушая итальянских композиторов, Глинка приходит к мысли о создании русской национальной оперы.

Ему довелось побывать во многих чужеземных странах, но самым незабываемым оказалось короткое путешествие из Санкт – Петербурга до Павловска по первой железной дороге.

Дым столбом, кипит, дымится пароход!

Пестрота, разгул, волненье, ожиданье, нетерпенье…

(Н. Кукольник.)

Да! Первый русский паровоз назывался пароход. Это пыхтящее чугунное чудовище с огромными колесами и длинной трубой.

Звучит в записи «Попутная песня» .

Глинка начинает думать о новой опере и обращает свое внимание на поэму А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» .

Музыкальный руководитель предлагает детям подойти к экспозиции 2, и обращает внимание детей на портреты М. И. Глинки и А . С. Пушкина, размещенные рядом.

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том :

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Вы, конечно же хорошо знаете эти строки! Ими начинается поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» про подвиги славного витязя Руслана, про его верную невесту Людмилу и злого карлика Черномора.

Звучит «Марш Черномора» .

Живет Черномор в волшебных садах, во дворце, убранном самоцветами,все подчиняются его злой силе, а сила его спрятана в длинной бороде. Кто порубит бороду чудесным мечом, тот и победит Черномора.

Безмолвно, гордо выступая,

Нагими саблями сверкая,

Арапов длинный ряд идет

Попарно, чинно, сколь возможно,

И на подушках осторожно седую бороду несет;

И входит с важностью за нею,

Подъяв величественно шею,

Горбатый карлик из дверей;

Его – то голове обритой,

Высоким колпаком покрытой,

Принадлежала борода.

Много приключений пережили герои, но сказка заканчивается хорошо. Добро побеждает зло, все ликуют!

Опера очень красива по своей музыке и художественному оформлению.

Давайте и мы с вами потанцуем. Приглашаю всех на польку!

Дети танцуют под «Польку» М. И. Глинки .

Музыкальный руководитель . Помимо этих двух опер Глинка написал много романсов, песен, а также других произведений как для оркестра, так и для фортепиано. Музыка

«Гимн городу» () был гимном нашего государства.

Сейчас мы с вами послушаем музыку . Обратите внимание на красоту и, широту и величественность звучания.

Звучит в записи «Здравствуй, славная столица!» .

Особенно часто композитор обращался в своем творчестве к образам русской природы. Вслушайтесь, как похожа на трели маленькой птички жаворонка музыка известного вам романса «Жаворонок» .

(Звучит в записи романс «Жаворонок» .)

Вот и состоялась наша встреча с музыкой великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки . Много лет прошло с тех пор, как впервые на сцене Мариинского театра прозвучало еще одно музыкальное произведение Глинки – хор «Славься» в опере «Иван Сусанин» , но до сих пор мы с радостью, гордостью и волнением слушаем эту ликующую музыку , прославляющую наше Отечество, Россию, наш народ.

Звучит запись хора «Славься» .

Тема: Творчество и жизненный путь М.И. Глинки.

Цель урока: сформировать основные жизненные вехи творческого пути М.И. Глинки и провести аналогию с историческими событиями.

Задачи урока:

  • Познакомить с жизнью и творчеством великого русского композитора М.И. Глинка.
  • Развивать умение петь в хоре, слушать музыку и анализировать музыкальное произведение.
  • Воспитывать патриотизм, любовь к музыке, уважение к историческому и культурному наследию русского народа.

Оборудование:

Для учителя: фортепиано, магнитофон, портрет, наглядные карточки, доска, мел.

Для учащихся: текст песни.

Музыкальное приветствие.

Мы встретились с вами на занятии, где царствует музыка. Поэтому начнем его с прослушивания музыкального произведения. Подумайте, каким был человек, написавший такую музыку (пение «Славься»).

Итак, каким вы представляете себе композитора этого произведения? Обоснуйте свое мнение.

Отвечают.

А как вы думаете, каким был это композитор в детстве.

Отвечают, обосновывают.

А теперь послушайте воспитания о своем детстве композитора и сравните со своими предположениями.

« В первые годы жизни целиком и полностью был предоставлен бабушке. С ней, кормилицею и нянею провел я около 3 или 4 лет, видаясь с родителями редко. Я был ребенком слабого сложения, бабка моя почти всегда хворала, а потому в комнате ее было всегда очень тепло. Несмотря на это, я не выходил из шубки. Меня кормили по ночам чаем с разного рода бубликами; на свежий воздух выпускали меня очень редко и только в теплое время. Бабушка меня баловала до невероятной степени- мне ни в чем не было отказа.»

Как видите, ваши предположения не совпали с рассказом композитора. Несмотря на то, что он рос болезненным, изнеженным ребенком, автор сумел создать величественную музыку, прославляющую сою отчизну. А знаете ли вы имя композитора?

Итак, тема нашего занятия Творческий и жизненный путь М.И.Глинки.

М.И.Глинка родился 20 мая 1804 года, умер 03 февраля 1857 года. Жизнь каждого человека неразрывно связана с историей своей страны. Вспомним, какие исторические события произошли в это время.

На доске исторические даты: 1812 года, 1825 . известно ли вам какие исторические события происходили в России в эти годы..?

1812 год - время отечественной войны с Наполеоном, который дошел до Москвы, но был разгромлен русскими войсками.

1825 год - год восстания декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Восставшие требовали ввести конституцию в государстве. Восстание было подавлено правительственными войсками. Среди декабристов были Кюхельбекер, Рылеев и др. с кем Глинка встречался на своем жизненном пути.

Познакомимся поближе с биографией Глинки.

Миша Глинка родился в семье помещика в селе Новоспасское Смоленской губернии. Там прошло его детство. Его первые музыкальные впечатления были связаны с русскими народными песнями и колокольным звоном. В доме устраивались праздники, приезжало много гостей, домашний оркестр давал концерты. Один из скрипачей оркестра учил его игре на скрипке, гувернантка - игре на фортепьяно. Успехи маленького Миши поражали окружающих. Детство было веселым и беззаботным.

Но в 1812 году семья Глинки, спасаясь от нашествия французов, переезжает в Орел.

После освобождения родного села, они возвращаются домой, где все напоминает о вторжении врага. Миша слушал рассказы о подвигах партизан и русской армии. Впоследствии его детские впечатления нашли отражение в музыкальных произведениях.

В 1817 году отец привозит Михаила Глинку в Петербург и определяет его в Благородный пансион при Главном педагогическом институте. Воспитателем Глинки был Вильгельм Кюхельбеккер - будущий декабрист.

В 16 лет Глинка начинает первые опыты в сочинении музыки. Однако напряженная учеба и жизнь в городе сказываются на здоровье юноши, который был болезненным еще в детстве. Поэтому на протяжении совей жизни Михаил Иванович часто ездит: то на Кавказ, то в родное селе или за границу поправить свое здоровье. Он путешествует по Италии, Австрии, Германии. Знакомится с творчеством классиков: Моцарта, Бетховена, Гайдна и др.

Будучи за границей всегда тоскует по родине. У него зарождается идея написать истинно русскую народную музыку. В Петербурге он встречается с литераторами: Пушкиным, Жуковским, Вяземским, гоголем, Плетневым и др. Они горячо поддерживают его мысль о написании русского национального произведения, и песня «Славься», с которой мы начали наше занятие, стала одним из таких произведений.

С 1844 года Глинка ездит с концертами по Европе и его имя становится известным во Франции, Италии, Испании Германии, Польше.

В 1856 году М.И.Глинка уезжает в свое последнее путешествие в Германии в 1857 году умирает в Берлине. Его прах был перевезен в С.-П. и захоронен в Александро-Невской Лавре.

Таков был жизненный путь Глинки, и он оставил после себя великое музыкальное наследие.

Может ли кто-либо из вас назвать произведения Глинки?

Итак, Михаил Иванович Глинка сочинил две оперы «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», 85 романсов, множество симфонических и инструментальных произведений.

Вернемся к песне «Славься». Эта песня написана Глинкой для хора как финальный номер оперы «Иван Сусанин». Предлагаю Вам исполнить ее хором.

Учитесь петь, поете хором

Давайте обобщим, что вам больше запомнилось о жизни и творчестве Глинки. Для этого составим кластер. Итак, ключевое выражение «Жизнь и творчество Глинки", какие ассоциации возникают у вас.

Спасибо. Мне приятно, что вы многое почерпнули с урока.

И я предлагаю закончить урок исполнением хора «Славься». Обращаю ваше внимание, что это произведение задумывалось Глинкой как гимн России. Однако, император выбрал музыку композитора Львова. Но это не уменьшает величие и значимость произведения. Исполним хор «Славься» как гимн величию Глинки и нашей родины стоя.

Спасибо за урок. Все свободны.

ПУШКИН И ГЛИНКА

Форма : литературно-музыкальный вечер

Цели:
- повышение общей культуры школьников,
- содействие эстетическому воспитанию,
- знакомство с образцами русской музыкальной культуры.

Возраст : учащиеся старших классов.

Количество участников : 1 –2 класса.

Место проведения : концертный зал, читальный зал, класс.

Оборудование: - музыкальная аппаратура, пианино, пластинки, аудиокассеты, книжная выставка, портреты А.С. Пушкина, М.И. Глинки.

Советы: Литературно-музыкальный вечер будет более эффективным, эмоциональное восприятие более полным, если все романсы и музыкальные фрагменты будут звучать в "живом" исполнении. Не рекомендуется перемежать музыкальные записи с живым исполнением.

Литература:
1. Басина М. На брегах Невы. М., 1969.
2. Васина-Гроссман В.А. Михаил Иванович Глинка. М., 1982.
3. Гессен А.И. Звучал мне долго голос нежный... Музыкальная жизнь. 1972. № 22.
4. Глинка М. Записки. - Л., 1953.
5. Гольдфайн Л. Пушкин и музыка. Воспитание школьников.1997. № 6.
6. И я открою свою землю... (Глинка). - М., 1976.
7. Керн А.П. Воспоминания о Пушкине. М., 1987.
8. Орлова А.А. Глинка в Петербурге. Л., 1970.
9. Попов Н. Вечер поэзии русского романса. Воспитание школьников. 1995. № 5.
10. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10-т. Т.1-3. М.,1962.
11. Пушкин в музыке. Справочник. М., 1974.
12. Рудь И. Страницы музыкальной Пушкинианы. Музыкальная жизнь. 1974. № 11.
13. Слово о музыке. Русские композиторы 19 века. М., 1990.
14. Соболева Г. Русский романс. М., 1995.


СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ

Звучит «Вальс» А. Грибоедова

Ведущий: Есть имена в русской культуре, которые больше, чем имена, без них просто невозможно представить русскую историю. К ним, несомненно, относятся и современники - А.С. Пушкин и М.И. Глинка.

Чтец: Русский критик В. Стасов писал: "...Глинка имеет в русской музыке такое же значение как Пушкин в русской поэзии. Оба - великие таланты, оба - родоначальники нового русского художественного творчества, оба - глубоко национальные и черпавшие свои великие силы прямо из коренных элементов своего народа, оба создали новый русский язык - один в поэзии, другой в музыке".

Ведущий: Попробуем перенестись в Петербург 19 века. Светская жизнь кипела ключом: балы, собрания, театр, званые обеды. Пушкин знал свет не понаслышке. Он был молодым человеком, который принимал активное участие в этой блестящей суетной жизни.

Чтец: Из рассказа брата Льва: «По выходе из лицея Пушкин вполне воспользовался своей молодостью и независимостью. Его по очереди влекли к себе то большой свет, то шумные пиры, то закулисные тайны».

Ведущий: Пушкину нравились балы. «Во дни веселий и желаний Я был от балов без ума...» Может быть, поэтому он так великолепно описывает светскую жизнь в «Евгении Онегине».

Чтец: Вошел. Полна народу зала;
Уж музыка играть устала;
Толпа мазуркой занята;
Кругом и шум, и теснота;
Бренчат кавалергарда шпоры;
Летают ножки милых дам;
По их пленительным следам
Летают пламенные взоры.
И ревом скрыпок заглушен
Ревнивый шепот модных жен.

Ведущий: Однако скоро светские развлечения приелись ему. Другие интересы пришли им на смену.

Чтец: Из записок А.П. Керн: "При воспоминании прошедшего я долго и часто останавливаюсь на том времени, которое ознаменовалось поэтической деятельностью Пушкина и отметилось в жизни общества страстью к чтению, литературным занятиям и, если не ошибаюсь, необыкновенною жаждой удовольствий. И тогда снова оживает передо мною доброе старое время, кипевшее избытком молодых сил. Я вижу веселый, беспечный кружок поэтов той эпохи, живший грезами о счастии. Из него выделяются в моем воспоминании с особенной ясностью: Пушкин, Дельвиг и Глинка".

Ведущий: Действительно, различные кружки стали чрезвычайно популярными в то время. Кроме того, очень модными и посещаемыми стали литературно-музыкальные салоны. Вспомним строки из "Евгения Онегина":

Чтец: В гостиной истинно дворянской
Чуждались щегольства речей
И щекотливости мещанской,
Журнальных чопорных судей.
Хозяйкой светской и свободной
Был принят слог простонародный
И не пугал ее ушей
Живою странностью своей

Ведущий: Здесь собирались сливки общества, сюда приходили поэты, музыканты, художники, здесь беседовали, слушали музыку.

Звучит «Вальс» А. Даргомыжского

Ведущий: В начале 19 века в России появляется романс и сразу завоевывает крепкие позиции. Почти все известные композиторы того времени отдают дань этому жанру, возможно потому, что в романсе сливаются музыка поэзии и поэзия музыки. Легкая, приятная мелодия, простые, хорошо запоминающиеся слова делают романс самым популярным явлением музыкальной жизни середины 19 века.

Чтец: Они уносят дух - властительные звуки!
В них упоение мучительных страстей,
В них голос плачущей разлуки
В них радость юности моей!
Взволнованное сердце замирает, но я,
тоски не властен утолить:
Душа безумная томится и желает -
и петь, и плакать, и любить.
(В.И. Красов «Звуки»)

Ведущий: Если мы послушаем романсы того времени, то услышим проникновенные слова о любви, дружбе, в них часто звучит тоска по минувшему, грусть от неразделенной любви.

Звучит романс Глинки "Как сладко с тобой мне быть"

Ведущий: Одним из наиболее талантливых и быстро подающих надежды композиторов того времени был Михаил Иванович Глинка. Он родился в 1804 году в семье богатого помещика. В детстве получил много музыкальных впечатлений. Например, после одного из концертов крепостного оркестра своего дяди мальчик получил сильное потрясение.

Чтец: Из воспоминаний Глинки: «Музыка произвела на меня непостижимое, новое и восхитительное впечатление, я оставался целый день... в каком-то лихорадочном состоянии...»

Ведущий: Он не собирался быть музыкантом или профессиональным композитором, однако судьба неудержимо влекла его к музыкальной деятельности. "Что же делать? ...Музыка - душа моя" - отвечал он как-то своему учителю.

В 20 лет Глинка создает свой первый романс, в 34 года он - уже известный русский композитор, на счету которого романсы на слова известных поэтов того времени - Жуковского, Баратынского, Козлова и других.

Ведущий: Романсы Глинки - это лирический дневник жизни композитора, его размышления о жизни, зарисовки природы. Например, за границей он пишет романс "Венецианская ночь" на слова поэта Ивана Козлова. Это романс - картина, композитор изображает в звуках красоту южной ночи, таинственное влечение страстей. Он говорил, что в передаче пейзажа важнее всего "душевное настроение, производимое подобным зрелищем" и его "целиком можно выразить музыкою". В романсе "Венецианская ночь" Глинка показал себя не только мастером музыкального пейзажа, но и блестящим стилистом, который передал в музыке интонации и ритмы итальянских баркаролльных песен.

Звучит романс Глинки "Венецианская ночь"

Ведущий: А что же Пушкин? Александр Сергеевич любил музыку. Вспомним строки из "Каменного гостя":
Из наслаждений жизни
Одной любви музыка уступает,
Но и любовь - мелодия...
Стихи его чрезвычайно музыкальны и мелодичны. Может быть, поэтому очень многих композиторов привлекало его творчество. Около 500 сочинений великого поэта легли в основу более трех тысяч музыкальных произведений.

Чтец: Вянет, вянет лето красно;
Улетают ясны дни;
Стелется туман ненастный
Ночи в дремлющей тени;
Опустели злачны нивы,
Хладен ручеек игривый;
Лес кудрявый поседел;
Свод небесный побледнел.
...........................................
Скоро, скоро холод зимний
Рощу, поле посетит;
Огонек в лачужке дымной
Скоро ярко заблестит;
Не увижу я прелестной
И, как чижик в клетке тесной,
Дома буду горевать
И Наташу вспоминать.

Ведущий: Поэзия Пушкина каждого композитора захватывала по-своему. Но если говорить о романсах, то Глинку стоит вспомнить прежде других. Возможно, оттого, что в лирике поэта и в музыкальном творчестве Глинки много родственного. Мы можем увидеть совпадение мироощущения. Это сказывается в тяготении к светлым, возвышенным образам. У Пушкина и Глинки горе никогда не бывает надрывным, радость - безоблачной, любовь - спокойной.
Естественно, что два таких известных и близких по мироощущению человека не могли не встретиться. И, действительно, они и часто бывали в одном и том же обществе.

Чтец: Глинка вспоминал позднее о субботах Жуковского: "... у него еженедельно собиралось избранное общество, состоявшее из поэтов, литераторов и вообще людей, доступных изящному... А.С.Пушкин, князь Вяземский, Гоголь были постоянными посетителями. Гоголь при мне читал свою "Женитьбу"... Иногда вместо чтения пели, играли на фортепиано, бывали иногда и барыни, но которые были доступны изящным искусствам".

Ведущий: Пушкин и Глинка встречались и у Дельвигов, Олениных, у М.Л. Яковлева, у сестры Пушкина - Ольги Павлищевой.

Чтец: Из воспоминаний Глинки: «...Около этого же времени я часто видался с известнейшим поэтом нашим Александром Сергеевичем Пушкиным … и пользовался его знакомством до самой его кончины».

Ведущий: Молодой композитор и известный поэт не только вращались в одном обществе, не только общались друг с другом, но и оказывали влияние на творчество друг друга.
Как-то Грибоедов сообщил Глинке тему грузинской песни. Мелодия так понравилась А.С. Пушкину, что он пишет на музыку стихи "Не пой, волшебница, при мне". Это было в 1828 году. Первая редакция романса не была опубликована. Готовя заключительную редакцию романса, Глинка заменил слова "волшебница" на более удачное "красавица".

Звучит романс Глинки "Не пой, красавица, при мне"

Ведущий: Многие романсы Глинки вызывались к жизни сильными впечатлениями. Будучи натурой страстной, легко увлекающейся как, кстати, и А.С. Пушкин, он часто испытывал чувства восхищения, радости и это воплощалось иногда в прекрасных творениях его музы. Так родился один из лучших романсов Глинки "В крови горит огонь желанья". Он был посвящен Каролине Колковской - ученице театрального училища. По просьбе директора императорских театров Глинка стал учить пению четырех лучших воспитанниц театральной школы.

Чтец: Из воспоминаний Глинки: "Все они были хорошенькие, между ними была также известная в то время красавица Степанова. Но не она, а другая воспитанница, не столько красивая, мало-помалу разбудила поэтическое чувство в душе моей".

Ведущий: Все звали ее Линочкою. Глинка шутил: "Она - Линочка, а я - Глиночка". Романс, написанный на стихи Пушкина Глинка посвящает ей.

Чтец: Глинка писал: "Этот романс написал я 20 или 21 мая того же 1838 года … и послал его в письме к Нестору Кукольнику для доставления бывшей ученице моей, о которой сохранил еще живое воспоминание. К этой музыке подобраны впоследствии слова Пушкина"...

Ведущий: Глинка сам часто пел этот романс с большим чувством.

Звучит романс "В крови горит огонь желанья"

Ведущий: Еще более полное слияние стихов и музыки присутствует в другом романсе на стихи А.С. Пушкина. Это стихотворение поэт посвятил Анне Петровне Керн, с которой познакомился в 1819году и которой был увлечен до такой степени, что выскочил неодетым на мороз, чтобы проводить ее. После этого бала Пушкин не встречался больше с Анной Керн и в 1825 году, в Михайловском, он был приятно удивлен, встретив ее, такую же красивую и обаятельную. Затухшее чувство пробуждается вновь в сердце поэта. Они много времени проводят вместе. Пушкин читает в Тригорском своих "Цыган", Стремясь выразить свою признательность поэту, Анна Петровна поет для него "Венецианскую ночь" Глинки.

Чтец: Ночь весенняя дышала
Светло-южною красой,
Тихо Брента протекала,
Серебримая луной

Отражен волной огнистой
Блеск прозрачных облаков.
И восходит пар душистый
От зеленых берегов.

Ведущий: Глубокой ночью Пушкин сидел за своим столом, рядом лежал цветок гелиотропа, сорванный Анною. Горела свеча. На листок бумаги ложились строки:

Чтец: Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Ведущий: На следующий день Анна уезжала и Пушкин пришел проводить ее и вручил ей небольшой листок со стихотворением, которое было ей посвящено. Это было стихотворение "Я помню чудное мгновенье".
Прошло 15 лет. В 1839 году судьбе было угодно, чтобы дочь Анны Керн - Екатерина Ермолаевна встретилась с известным уже тогда композитором Михаилом Глинкою. Глинка увлекается ею.

Чтец: Из письма Глинки:" нечто страдальческое выражалось на ее бледном лице, ее ясные выразительные глаза, необыкновенно стройный стан и особенного рода прелесть и достоинство... все более и более меня привлекали... Я нашел способ побеседовать... и... высказал тогдашние мои чувства".

Ведущий: Глинка обратился к Анне Петровне и попросил у нее автограф пушкинского стихотворения. Ему хотелось в музыке выразить чувства, некогда владевшие поэтом. Так родился знаменитый романс, где "все правдиво, ясно, пластично".

Звучит романс "Я помню чудное мгновенье"

Ведущий: Знакомство Пушкина и Глинки продолжалось около 20 лет. За это время Глинка создал 10 романсов на стихи поэта. В своих звуках он раскрыл эмоциональное богатство пушкинских стихов, наполнил их высшей простотой, позволил слушателям разделить свои думы, чувства, переживания.
В 1824 году в "Полярной звезде" было опубликовано стихотворение А.С. Пушкина "Адели", которое, по всей видимости обращено к Адели Давыдовой, девочке 14 лет. Это легкое, шутливое жизненное напутствие. Глинка пишет музыку к этому стихотворению. Как всегда, композитор прекрасно уловил настроение поэта и передал его в легкой, даже изящной музыкальной форме.

Звучит романс "Адели"

Ведущий: Пожалуй, из всех русских поэтов у А.С. Пушкина мы найдем наиболее совершенные образцы любовной лирики. Его стихи, эмоциональны, страстны, и в то же время изящны и мелодичны.

Чтец: В последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать,
Будить мечту сердечной силой
И с негой робкой и унылой
Твою любовь воспоминать.

Бегут, меняясь, наши лета,
Меняя все, меняя нас,
Ты уж для своего поэта
Могильным сумраком одета,
И для тебя твой друг угас.

Прими же, дальняя подруга,
Прощанье сердца моего.
Как овдовевшая супруга,
Как друг, обнявший молча друга
Перед изгнанием его.
Ведущий: Немудрено, что и Глинка - эмоциональный, живой, не мог не пленяться стихами Пушкина. Он прочитал стихотворение Пушкина, посвященное Осиповой "Я Вас люблю, хоть и бешусь" и... родился романс "Признание".

Звучит романс "Признание"

Ведущий: Говоря о взаимоотношениях Пушкина и Глинки, нельзя не вспомнить более серьезные произведения. Когда Михаил Иванович написал свою первую оперу "Жизнь за царя", вызвавшую множество споров, Пушкин очень высоко оценил ее и на дружеской вечеринке прочитал куплет:

Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не может в грязь.

В последние месяцы жизни поэта Глинка виделся с ним довольно часто. У него созревает решение написать оперу по поэме Пушкина "Руслан и Людмила" и он делится этим замыслом с поэтом.

Чтец: Из записок Глинки: "На одном из вечеров Жуковского Пушкин, говоря о поэме своей "Руслан и Людмила", сказал, что он бы много переделал, я желал узнать от него, какие именно переделки он предполагал сделать, но преждевременная кончина его не допустила меня исполнить этого намерения".

Ведущий: Оперу Глинка начал через 6 месяцев после смерти А.С., а закончил в 1842 году. Таким образом, участие А.С. в составлении либретто оперы не состоялось, однако Глинка сумел сохранить в опере главное: дух юношеской поэмы Пушкина. Музыка искрится радостью, весельем. Глинка создал замечательную, и очень "пушкинскую" оперу, В ней - величавость древнего мифа, и сказочная фантастика, и мир реальных человеческих отношений. "Руслан и Людмила" - это опера-сказка, но сказка русская.

Звучит «Увертюра» из оперы "Руслан и Людмила"

Ведущий: (на фоне затихающей музыки): И в опере, и в чудесных романсах Глинка близок поэту - не только по величине своего гения, но и по светлому мироощущению, по солнечной ясности и глубокой народности своего искусства, утверждающего полнозвучность и радость жизни.

Подготовила В.Б. Антипова , зав. библиотекой ПОИПКРО

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то