Методы работы над плавным голосоведением на уроке академического вокала. Академическое и эстрадное пение

Государственное бю дж етное учреж дение дополнительного образования детей города М осквы «Детская м узы кальная ш кола имени Г.Ф.Генделя» «У тверждаю » директор Г"ЬОУ Д О Д г. М осквы « Д м Ш имени Г.Ф.Генделя» .Логинов 01 » 09.2010 Образовательная программа дополнительного образования детей «Вокал» (академ ический)в рамках программы «Х оровое пение» 5 - 7(8) классов (от 11 лет) Сроки реализации - 3(4) года Автор - преподаватель Лиринг С.Е. М осква - 2010 1 I. П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я ЗА П И С К А Предлагаемая образовательная программа имеет художественно- эстетическую направленность и предусматривает поднятие уровня общей музыкальной и вокальной культуры детей. Ц ель данной программы: - формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей духовной культуры. Задачи программы: - развить у учащихся музыкальные способности: слух, чувство ритма, музыкальную память, музыкальное мышление; - воспитать у учащихся такие качества, как творческая воля, активность, самостоятельность, потребность в реализации знаний и умений; привить навыки сценического поведения; - сформировать художественный вкус, чувство стиля. - научить учащихся основным принципам и исполнительским приёмам правильного звукообразования, грамотному самостоятельному разбору нотного текста, чтению нот с листа, эмоциональному и осмысленному исполнению выученного произведения. - выявить наиболее одарённых детей для их профессиональной ориентации и подготовки к поступлению в профессиональные средние учебные заведения. На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и развитием вокально-технических навыков, таких как: - устойчивое певческое дыхание на опоре; - ровное звучание на протяжении всего диапазона голоса; - высокая певческая позиция и точное интонирование; - певучесть, напевность голоса (кантилена); - дикционные навыки, чёткая и ясная артикуляция; - орфоэпические навыки в разговорной и певческой речи. Учащиеся должны знать: репертуар вокалиста, включающий произведения разных эпох, жанров, стилей; профессиональную терминологию, специфику исполнительства соло и с концертмейстером. Программа рассчитана на детей в возрасте от 11 до 14(15) лет. Срок обучения - 3(4) года. Итогом каждого года обучения является исполнение программы различной степени трудности, представляемой на переводном зачёте. Занятия по классу вокала проводятся в индивидуальной форме. В нашей школе, на хоровом отделе, вокал - предмет по выбору, поэтому занятия проходят 1 раз в неделю по одному академическому часу. С первых же уроков по постановке голоса у учащихся необходимо развивать чувство самоконтроля, умение слышать и анализировать свои недостатки с целью их преодоления. Внимание преподавателя должно быть направлено на правильную корпусную установку учащегося, свободное положение гортани, естественную артикуляцию, певческое дыхание с бесшумным, не перегруженным вдохом и 2 экономным постепенным расходованием воздуха при фонации. Следует обращать внимание и на лицевую мускулатуру. Свободное лицо, свободный рот, мягкий подбородок - важные условия верного голосообразования. Необходимо помнить, что певческое дыхание является не только одной из основ правильного звукообразования и условием развития вокальной техники, но также важным средством художественной выразительности. Развитое, эластичное певческое дыхание помогает певцу свободно владеть музыкальной фразой, цезурами, динамикой и другими элементами выразительности в пении. Как правило, при пении рекомендуется мягкая атака звука, точная, «без подъездов». Не допускается форсированная подача звука, приносящая часто непоправимый вред. Особое внимание необходимо уделять правильной певческой артикуляции, ясной и четкой дикции, добиваясь чистоты интонации в звучании голоса. Данная программа предполагает творческий подход педагога к задаче развития индивидуальных способностей ученика, постоянный творческий рост самого педагога, использование новых достижений в области педагогики, методики преподавания и репертуара. Для учащихся, окончивших школу и готовящихся к поступлению в средние специальные учебные заведения (музыкальные училища, колледжи и др.) а также для учащихся, неоднократно участвовавших в различных конкурсах и концертах, настоящей программой предусматривается возможность дополнительного обучения сольному пению после окончания школы (4-ый год обучения). У праж нения Упражнения приобретают особую важность на начальном этапе развития и формирования голоса певца. Они необходимы для того, чтобы привести голос в рабочее состояние, устранить имеющиеся недостатки. В то же время работа над упражнениями способствует овладению дыханием, резонаторами, достижению ровности звучания на всем диапазоне, подвижности голоса, а также нахождению его наилучшей тембральной окраски. Вырабатывая с первых шагов правильный певческий тон на легато, рекомендуется следить за тем, чтобы учащийся пел свободно, естественно, без напряжения. Вначале на небольшом ограниченном участке диапазона, ведя звук плавно, без «подъездов», постепенно расширяя диапазон и усложняя упражнения с учетом возрастающих возможностей обучаемого. Первые упражнения не должны ставить перед учеником сложных задач, они должны быть посвящены распеванию в буквальном смысле этого слова (разогреванию голосового аппарата), и уже затем можно переходить к распеванию, ставящему определённые вокально-технические задачи. Формирование качественного певческого звука, как и всех основных видов вокальных движений: легато, стаккато, беглость, скачки на большие интервалы и т. п., как правило, вырабатываются на упражнениях. Вокальные упражнения преподаватель должен подбирать индивидуально для каждого учащегося в соответствии с уровнем развития. Определённая последовательность упражнений целесообразна лишь на начальном этапе 3 работы с учеником, когда он усваивает основные технические навыки. Для подвинутых учеников необходимо разнообразить распевочные упражнения, чтобы можно было в любой момент выполнить любые вокальные задания, как этого требуют художественные произведения. Вокализы Вокализы - это тот музыкальный материал, который используется в работе как переходный от упражнений к художественным произведениям. Пение вокализов необходимо для выработки основных певческих навыков: певческого дыхания, ровного, плавного, свободного звучания голоса (кантилены), сглаживания регистров, владения переходными нотами, развития подвижности, гибкости голоса, постепенного расширения диапазона, достижения высокой позиции звучания, выравнивания гласных и т.д. Вокализы являются не только материалом для отработки техники в пении, но и основой для выявления тембральных особенностей голоса. В дальнейшем это подводит певца к художественно-выразительному пению произведений с текстом. Вокализы полезно петь как сольфеджируя, так и на различные гласные или сочетания гласных с согласными. Их можно транспонировать в удобную тональность в зависимости от вокальных возможностей учащихся, чтобы не вызвать перенапряжения голоса, тем самым способствуя нахождению наиболее свободного и тембрально красивого звучания. Отсутствие текста отличает вокализ от художественных произведений романсов, песен, арий. Вокализ выступает как чисто музыкальное произведение, не усложнённое поэтическим текстом. Именно это последнее - отсутствие слова и технический элемент, заключённый в вокализе, делают его ценным материалом для воспитания голоса. Певец в вокализе попадает в условия как бы инструментального пения, перед ним стоит задача выразительного исполнения произведения чисто вокальными средствами, что обостряет музыкальное чувство, заставляет внимательно следить за фразой, учит ощущать форму. Здесь невозможно подменить музыкальную выразительность речевой, «спрятаться» за выразительное слово. Вокализы приучают особенно внимательно относиться к музыкальному тексту, ко всем авторским ремаркам, что так полезно для исполнения собственно художественных произведений. И зучение произведений с текстом Работа над произведениями с текстом ставит перед учащимися новые, более сложные задачи. С самого начала обучения надо стремиться к осмысленной и выразительной передаче содержания произведения. Для этого необходимо, чтобы вокально-техническая сторона исполнения была подчинена художественной. Одна только вокализация, какой бы хорошей она ни была, сама по себе современного слушателя удовлетворить не может. Даже совершенная техника не должна быть самоцелью, ее следует подчинять творческим задачам. Будущего исполнителя надо научить разбираться не только в музыкальной форме произведения, но и в содержании. Большое внимание при этом необходимо уделять четкой и ясной певческой дикции, работе над текстом, 4 художественному и красивому произношению слов, помогающему донести до слушателей точное содержание, идею произведения. Учащихся следует воспитывать на лучших образцах мирового вокально- исполнительского искусства различных исторических эпох, пробуждая у них чувство глубокого уважения к классическому наследию прошлого и настоящего. Основой репертуара являются в первую очередь многообразные, разнохарактерные и доступные начинающим певцам народные песни, а также классические произведения русских и зарубежных композиторов. Произведения 18 века не допускают вольности исполнения, развивают в ученике чувство формы, логику и ясность музыкального мышления. С вокально- технической стороны эти произведения обычно имеют ограниченный диапазон, тесситура их не высока, написаны они весьма удобно. Таковы, например, широко популярные арии Г енделя, Страделлы, Кальдара, Джордано, Скарлатти и др. Эти произведения не требуют от ученика непосредственной горячей эмоциональности, взволнованности, передачи больших страстей и накала чувств. Общий спокойный и уравновешенный эмоциональный фон очень важен для ученика, вынужденного постоянно следить за вокально-технической стороной и музыкальностью исполнения. Выразительность этих произведений заключена прежде всего в их музыке, чем они чрезвычайно полезны для овладения всеми средствами музыкально-художественной выразительности. Народные песни также являются весьма желанным материалом, на котором хорошо формируется голос певца и закладывается фундамент для понимания национальной классической музыки. Романсовое творчество русских композиторов - Титова, Булахова, Варламова, Алябьева, Гурилёва и др.- широко используется в педагогической практике. Романсы напевны, мелодичны, задушевны, близки русским народным песням. Однако музыкальная сторона в них более развита. В исполнительском плане эти произведения требуют весьма внимательного отношения к словесному тексту, хорошо развитого чувства стиля. Природные способности и недостатки делают процесс подбора репертуара творческим. Каждый педагог должен хорошо знать вокальный репертуар и уметь выбрать из него то, что наиболее полезно ученику на данном этапе развития. Перед педагогом стоит сложная задача - не только научить вокальной технике, развить музыкальность и исполнительские данные, но и воспитать у начинающего певца высокую музыкально-исполнительскую культуру. Работа концертм ейстера Концертмейстер - первый помощник преподавателя, поэтому он всегда должен быть с ним в тесном контакте, должен внимательно относиться ко всем указаниям, которые даются в классе. Концертмейстеру необходимо знать индивидуальные требования преподавателя к каждому учащемуся. Учитывая тот факт, что иногда приходится одновременно готовить нескольких учащихся к выходу на сцену, концертмейстер должен уметь ставить задачи перед учащимися и выстраивать выступление согласно требованиям педагога. Концертмейстер должен уметь дать учащемуся несколько вокальных упражнений, соответствующие тем упражнениям, которые преподаватель 5 сольного пения предлагает в классе. Концертмейстер должен уметь свободно транспонировать, так как иногда преподавателю приходится менять тональность произведения, выбирая наиболее удобную для голоса учащегося. Совместно с преподавателем концертмейстер прививает учащимся навыки самостоятельной работы над музыкальным материалом. К онтроль и учёт успеваем ости. В детских музыкальных школах и школах искусств, для достижения наилучших результатов, проводятся различные контрольные мероприятия, направленные на выявление и закрепление приобретённых исполнительских навыков в процессе обучения. В связи с этим детские музыкальные школы и школы искусств осуществляют следующие мероприятия: - текущий контроль успеваемости; - промежуточная аттестация учащихся; - итоговая аттестация. Важным элементом контроля успеваемости является его систематизация и периодичность. Текущий контроль успеваемости направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения учащегося к изучаемому предмету (вокал), организацию регулярных домашних занятий. Он имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности учащегося. Контроль осуществляется каждый 2-3 урок. На основании результатов текущего контроля выводятся полугодовые и годовые оценки. Промежуточная аттестация определяет уровень развития учащегося. Формами промежуточной аттестации являются зачеты, которые проводятся в конце полугодия, академические концерты, контрольные прослушивания. На зачётах исполняется 2-3 произведения, различные по жанру и характеру. В течение учебного года для показа на академических концертах педагог должен подготовить с учеником 4-5 произведений, 2 произведения в полугодие. Итоговая годовая оценка учитывает результаты текущей успеваемости и результаты выступления ученика в течение года. Д ля обучения по классу вокала необходимы: - здоровый голосовой аппарат; - наличие удовлетворительных вокальных и музыкальных данных; - певческий голос; - музыкально-вокальный слух; - музыкальная память; - чувство ритма; - отсутствие речевых дефектов. За период обучения в музыкальной школе учащийся должен овладеть полным объёмом знаний и навыков, предусмотренных данной программой. 6 II. У Ч Е Б Н О -Т Е М А Т И Ч Е С К И Й П Л А Н Трёхлетний курс обучения.* Тема занятий 1. Знакомство с элементами музыкальной грамоты, музыкальными терминами 2. Освоение и формирование элементарных певческих навыков 3. Работа над звукообразованием и звуковедением, атака звука 6. Работа над дыханием 16. Работа над ровностью звучания гласных звуков 7. Работа над ровностью тембра голоса на рабочем участке диапазона 4. Работа над различными видами вокализации: кантилена, беглость, филировка звука 9. Работа над гаммами и упражнениями 10. Работа над вокализами 12. Работа над дикцией и артикуляцией 8. Работа над произведением, анализ текста, эпохи, вокально- технический анализ 18. Отработка сценической постановки художественного номера За полугодие Всего за год 1 1 полу- годие 1 класс 2 Количество часов 2 полу- 1 полу- 2 полу- годие годие годие 3-4 1 полу- годие 2 полу- годие 0,5 1 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 2 2 2 2 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 1 2 1 2 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 4 4 4 5 5 6 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 18 16 18 16 18 16 34 34 *Количество часов может изменяться в зависимости от продвижения учащихся по программе. 34 7 III. С О ДЕРЖ А Н И Е П РО ГРА М М Ы В работе над постановкой голоса необходимо: а) учитывать степень вокально-музыкальной подготовленности учащегося; б) подбирать репертуар по степени трудности в каждом отдельном случае; в)прививать учащимся навыки сознательного освоения музыкально- художественного содержания исполняемого произведения (делать с учащимися подробный музыкальный и текстовый анализ). При составлении педагогом индивидуального учебного плана необходимо учитывать индивидуальные вокальные данные учащегося и на основании этого составить репертуарный список, постепенно усложняя его. Концертный репертуар составляется из произведений, пройденных с педагогом в классе. П ервы й год обучения. Вокальное воспитание певца неразрывно связанно с развитием его музыкальных данных и общего культурного уровня. В результате первого года обучения учащийся должен: - иметь элементарное представление о голосовом аппарате и резонаторах; - знать, что такое правильная постановка корпуса при пении (следить за тем, как стоять, как держать спину, плечи, голову, как открывать рот); - уметь правильно пользоваться певческим дыханием; - правильно формировать гласные в сочетании с согласными; - следить за естественным, высоким, светлым звуком без крика и напряжения; -овладеть элементарными навыками правильного певческого голосообразования, обусловленного взаимодействием певческого дыхания, атаки звука и функции резонаторов, а также навыками округлённого звучания голоса (в среднем регистре). Начинать работу во всех случаях надо с центрального участка диапазона, отталкиваясь от наиболее удачных звуков. Предельных верхних и нижних звуков следует избегать, иначе появляется необходимость в дополнительных усилиях, которыми ученик старается себе помочь. Это может привести к разрушению естественно правильной координации. Развитие голоса надо начинать с таких упражнений, которые не захватывают переходных нот. Всегда следует пробовать различные гласные для того, чтобы выбрать те, на которых голос лучше выявляет свои тембровые певческие качества. Упражнения для начинающих должны быть несложными, чтобы внимание ученика сосредоточилось на технике голосообразования. Следует требовать точности атаки и чистоты интонации. О собое внимание следует уделить упражнениям на «кантилену» и дикцию. Одна из важнейших задач педагога в начальный период обучения установление контакта, взаимного доверия с учащимися. Это необходимо для успешного педагогического воздействия. Полноценные занятия возможны тогда, когда между учеником и педагогом возникают доброжелательные деловые и человеческие отношения. Как правило, педагог не только учит профессиональным навыкам, но и является духовным руководителем ученика. 8 В течение первого года обучения учащийся должен проработать: - не менее 2-х вокализов; - не менее 2-х народных песен; - 2 - 4 песни русских, зарубежных или советских композиторов (по выбору); - для более подвинутых учащихся - лёгкую арию или романс. В конце первого полугодия (декабрь) и в конце второго полугодия (май) каждый учащийся поёт на зачёте, который проходит в форме контрольного урока или концерта, не менее 2 произведений. В течение года для показа на академических концертах педагог должен подготовить с учеником 4 - 5 произведений. Примерный репертуарный список Сопрано: А бт Ф. Вокализы Аренский А. «Спи дитя моё, усни», «Расскажи, мотылёк» Александров А. «Я по садику гуляла», «За прялкой» Аракишвили Д. «Ручей», «Цветы» Арутюнов А. «Художник-мороз» Алябьев А. «Незабудочка» Бетховен Л. «Волшебный цветок», «Сурок» Блантер М. «Колыбельная», «Грустные ивы», «Солнце скрылось за горою» Брамс Й. «Колыбельная» Г регори «Бурре» Гурилёв А. «Матушка, голубушка», «Сарафанчик», «Вьётся ласточка сизокрылая» Даргомыжский А. «Лихорадушка», «Ты хорошенькая», «Баю, баюшки, баю» Зейдлер Г. «Вокализы» 1 часть Мендельсон Ф. «Привет» Моравская народная песня в обр. Неедлы «Кукушечка» Моцарт В. «Ария Барбарины» из оперы «Свадьба Фигаро», «Тоска по весне», «Маленькая пряха», «Птички» Мусоргский М. «Весенняя песня» Р.Н.П. в обр. А. Егорова «Не летай, соловей» Р.Н.П. в обр. Н. Римского-Корсакова «Ходила младёшенька по борочку», «Во поле берёза стояла» Р.Н.П. в обр. М. Балакирева «У ворот, ворот» Парцхаладзе М. «Первый тёплый день» Пахмутова А.«Хорош о, когда снежинки падают» Перголези Дж. «Ах, зачем я не лужайка», «Если любишь» Чайковский П. «Колыбельная в бурю», «Травка зеленеет» Швейцарская народная песня в обр. Г унда «Кукушка» Шуман Р. «Ласточки», «Совёнок», «Мотылёк» М еццо-сопрано: А бт Ф. Вокализы Александров А. «Деревенская девушка» из сб. «Английские песни» 9 Арутюнов А. «Художник-мороз» Бетховен Л. «Сурок», «Милее всех был Джемми» Варламов А. «Красный сарафан», «Зелёная роща» Гурилёв А. «Отгадай, моя родная», «Улетала пташечка» Г линка М. «Забуду ль я», «Не щебечи, соловейко» Дюбюк А. «Не брани меня, родная» Даргомыжский А. «Не судите, люди добрые» Мокроусов Б. «Ясной ночкою», «Хороши весной в саду цветочки» Перголези Дж. «Ах, зачем я не лужайка» Русская народная песня в обр. А. Живцова «Под окном черёмуха колышется» Русская народная песня в обр. В. Волкова «Тонкая рябина», «Пряха», «Что ты жадно глядишь на дорогу» Русская народная песня в обр. А. Фёдорова «Лучинушка» Русская народная песня в обр. Д. Владимирова «Гуляла я в садочке» Русская народная песня «Отдавали молоду», «На горе-то калина», «Катенька весёлая», «Как за реченькой, да за Дарьею», «Ты пойди, моя коровушка, домой» Ш уберт Ф. «Прости» Тенор: А бт Ф. Вокализы Алябьев А. «Я вас любил» Бетховен Л. «Весной» Блантер М. «Колыбельная» Варламов А. «Метелица» Гайдн Й. «Тихо дверцу в сад открой» Григ Э. «Лесная песнь» Г рузинская народная песня «Сулико» Г урилёв А. «После битвы» Лядов А. «Улица ты моя» М окроусов Б. «Вьётся вдаль тропинка милая» Малов В. «Баркарола» Словацкая народная песня «Ивушка, ты моя, милая» Шостакович Д. «Колыбельная» Яковлев В. «Зимний вечер» Баритон: А бт Ф. Вокализы Алябьев А. «Два ворона» Булыгин А. «Я встретил вас» Г рачёв М. «Песня матери» Г урилёв А. «Улетела пташечка» Перголези Дж. «Ах, зачем я не лужайка» Русская народная песня в обр. А Ананьева «М еж крутых бережков» Соловьёв-Седой В. «Где же вы теперь, друзья-однополчане», «Вечерняя песня», «Подмосковные вечера» Бас: 10 А бт Ф. Вокализы Алябьев А. «Уныние», «Если жизнь тебя обманет» Бетховен Л. «Дух борцов» Г линка М. «Забуду ль я», «Признание» Григ Э. «Старая песня», «Заход солнца» Г урилёв А. «Улетела пташечка», «Песня ночного сторожа», «И скучно, и грустно» Даргомыжский А. «На раздолье небес», «Мне всё равно» Мусоргский М. «Листья шумели уныло» Русская народная песня в обр. С. Кондратьева «При долинушке калинушка стоит» Русская народная песня в обр. А. Александрова «На горе-то калина» Табачников М. «Ветры весенние» Хачатурян А. «Звал тебя цветком» Ш уберт Ф. «Шарманщик» В торой год обучения На втором году обучения должна вестись работа над углублением вокально-технических и музыкально-художественных навыков, приобретённых ранее. В результате второго года обучения учащийся должен по возможности расширять диапазон голоса, выравнивать звучность гласных и добиваться правильного, чёткого произношения согласных. Очень важна работа над дыханием, связанным с ощущением опоры. При работе над вокализами важно следить за тем, чтобы учащийся умел певуче, пластично вести звук, чувствовать движение мелодии и кульминацию произведения. При работе над вокальным произведением необходимо добиваться смыслового единства текста и музыки. При выборе индивидуального репертуара для учащегося избегать слишком высокой или слишком низкой тесситуры, а также эмоциональной перегрузки, ведущей к форсировке. В основном работать над средним регистром. В течение второго года обучения учащийся должен проработать: - 3-4 вокализа; - не менее 2-х народных песен или романсов; - 3-5 произведения русских, зарубежных или советских композиторов. П рим ерны й репертуарны й список Сопрано: Абт Ф. «Вокализы» Балакирев М. «Взошёл на небо месяц ясный» Бородин А. «Красавица - рыбачка» Будашкин Н. «За дальнею околицей» Варламов А. «Перстенёчек золотой», «На заре ты её не буди» Векерлен Ж. «Пастушка-резвушка» Григ Э. «Весной», «Детская песенка», «Лесная песнь» 11 Г линка М. «Жаворонок» Гречанинов А. «Колыбельная» Г урилёв А. «Вьётся ласточка», «Домик-крошечка», «Сарафанчик» Даргомыжский А. «Песня Ольги» из оп. «Русалка», «Шестнадцать лет», «Юноша и дева» Дунаевский И. «Осенняя песня» Дюбюк А.«Травушка-муравушка» Зейдлер Г. «Вокализы» Конконе Дж. «Вокализы» Кабалевский Д. «Серенада красавицы» Лядов А. «Виноград в саду цветёт», «Я с комариком плясала» Моцарт В. «Ария Бастьены» из оп. «Бастьен и Бастьена», «Арии Керубино» из оп. «Свадьба Фигаро» («Сердце волнует», «Рассказать, объяснить не могу я»), «О, цитра моя» М онюшко С. «Золотая рыбка» Польская народная песня «Жаворонок» Русская народная песня в обр. В. Соколова «Уж ты, поле, поле чистое» Островский А. «А я вижу», «Осенний вальс», «Где росла ты, девушка?» Раков Н. «Летний вечер» Римский-Корсаков Н. «Тихо вечер догорает» Спадавеккиа «Песенка Золушки в лесу» Титов Н. «Отдохнёшь и ты» Хренников Т. «Песня Глаши» из кинофильма «Свинарка и пастух» Чайковский П. «Мой садик», «Уж тает снег», «Я тебе ничего не скажу» Ш уберт Ф. «Форель», «В поле розочка» Шуман Р. «Лотос», «Ласточки» Шостакович Д. «Колыбельная» М еццо-сопрано: Абт Ф. Вокализы Алябьев А. «Я вижу образ твой», «И я выйду ль на крылечко» Балакирев М. «Подуй, подуй непогодушка» Бетховен Л. «Верный Джонни» Булахов П. «Молчали листья», «И нет в мире очей» Бах И. «Жизнь хороша» Волков В. «Девичья» Варламов А. «Мне жаль тебя», «Так рвётся душа» Г линка М. «Песня Ильинишны» из музыки к трагедии «Князь Холмский», «Не искушай», «Если встречусь с тобой» Г урилёв А. «Разрумянилась рябинушка», «Улетела пташечка» Глюк Х. Ария «Стынет, тоскует кровь» из оп. «Орфей» Даргомыжский А. «Расстались гордо мы», «Слышу ли голос твой», «Мне грустно» 12 Дунаевский И. «На луга, поляны», «Школьный вальс» Зейдлер Г. «Вокализы» Кальзирс Ария «Хоть ты жестоко мучишь меня» Конконе Дж. Вокализы Кюи Ц. «Царскосельская статуя» Лядов А. «У ворот, ворот широких» Макарова В. «Утренняя песня» Русская народная песня «Я вечор в лужках гуляла», «Лучинушка» Русская народная песня в обр. В. Волкова «Что ты жадно глядишь на дорогу», «Липа вековая», «Над полями, да над чистыми» Русская народная песня в обр. Мартынова «Помню, я ещё молодушкой была» Рубинштейн А. «Певец» Титов Н. «Птичка» Фрадкин Н. «Течёт Волга» Тенор: Абт Ф. Вокализы Алябьев А. «Зимний вечер», «Зимняя дорога» Варламов А. «Где ты, звёздочка», «Горные вершины» Векерлен Ж. «Пастушка-резвушка» Глинка М. «Северная звезда» Григ Э. «По дороге на Родину», «Весенний цветок» Гурилёв А. «Внутренняя музыка» Даргомыжский А. «Не судите, люди добрые», «Что мне до песен» Дунаевский И. «Школьный вальс» Зейдлер Г. Вокализы Конконе Дж. Вокализы Моцарт В. Ария Бастьена из оп. «Бастьен и Бастьена» Русская народная песня «Тройка» Словацкая народная песня «Спи, моя милая» Хренников Т. «Как соловей о розе» Чайковский П. «Осень» Баритон: Абт Ф. Вокализы Алябьев А. «Я вас любил» Балакирев М. «Песня старика» Бетховен Л. «Всегда, всегда счастливой будь» Бородин А. «Разлюбила красна девица» Гурилёв А. «Сердце-игрушка» Калинников В. «На старом кургане» Конконе Дж. Вокализы Малов В. Баркарола Моцарт В. Ария Фигаро из оп. «Свадьба Фигаро» («Мальчик резвый») 13 Мусоргский М. «Вечерняя песня» Русская народная песня в обр. Ю. Слонова «Ноченька» Русская народная песня в обр. ЮШапорина «Бурлацкая песня» Слонов Ю. «Ох ты, солнце красное» Хренников Т. «Ночь листвою чуть колышит» Бас: Абт Ф. Вокализы Балакирев М. «Сон» Бах И. «Наш день приносит свет зари» Бородин А. «Песнь тёмного леса» Григ Э. «Избушка» Даргомыжский А. «Камень тяжёлый» Калинников В. «На старом кургане» Конконе Дж. Вокализы Мендельсон Ф. «Нет в мире большей муки» Моцарт В. 1-я ария Зорастро из оп. «Волшебная флейта» Русская народная песня в обр. А.Лядова «Каляда, маляда», «Сидит дрёма» Русская народная песня в обр. М. Балакирева - А. Лядова «Что на свете прежестоком» Русская народная песня в обр. А. Александрова «Эй, ухнем» Украинская народная песня в обр. Н. Стеценко «Ой, чого ты дубе» Соловьёв-Седой В. «Где же вы теперь, друзья-однополчане» Хачатурян А. «Звал тебя цветком» Т ретий год обучения На третьем году обучения должна продолжаться работа над выравниванием звучания голоса, расширением диапазона, развитием чёткой дикции, выразительностью слова, сглаживанием переходных нот, развитием и укреплением певческого дыхания. В зависимости от способности учащегося, начинается работа над подвижностью голоса, знакомство с форшлагами, группетто и т. п. В процессе работы над музыкальными произведениями с текстом следует стремиться к созданию художественного образа, использовать эмоциональные возможности ученика, развивать его актерское мастерство. В течение учебного года учащийся должен несколько раз выступить в концертах. Учащийся третьего года обучения должен пройти: - 3-4 вокализа с наличием ускоренного движения и техники; - 2-3 арии (кантиленные и подвижные); -3-4 романса и песни русских и современных отечественных композиторов. П рим ерны й репертуарны й список Сопрано: Алябьев А. «Сладко пел душа соловушко», «Я вижу образ твой» Аракишвили Д. «Песнь пастуха» 14 Балакирев М. «Взошёл на небе месяц ясный», «Баркарола» Булахов П. «Нет, не люблю я вас» Варламов А. «Что мне жить и тужить», «Что ты рано, травушка, пожелтела», «Я люблю смотреть в ясну ноченьку» Г лазунов А. Романс Нины Г линка М. «Я помню чудное мгновенье» Глюк X. «Ария Амура из оп. ’’Орфей» Г уно Ш. Баркарола Даргомыжский А. «Юноша и дева», ария Наташи «Ах, прошло то время» из оп. «Русалка», «Летал соловушко» Джордано «О, милый мой» Долуханян А. «Ласточка» Заремба В. «Дивлюсь я на небо» Зейдлер Г. Вокализы Кабалевский Д. «Серенада красавицы», Каччини Дж. « Амарилис» Конконе Дж. Вокализы Кюи Ц. «Коснулась я цветка» Лысенко Н. « Ой, не свети месяченько» Лютген Б. Вокализы Моцарт В. Ария Сусанны из оп. «Свадьба Фигаро» («Наступает мгновенье»), вставная ария Сусанны «Как трепетно сердце», ария Церлины «Средство я знаю» из оп. «Дон Жуан» М ендельсон Ф. «На крыльях чудной песни» Народная английская песня в обр. Байли «Помнишь ли ты» Народная русская песня «Волга-реченька глубокая» Пахмутова А. «Нежность» Рубинштейн А. Романс Тамары из оп. «Демон» Римский-Корсаков Н. «Не ветер вея с высоты», «В тиши ночей» Рахманинов С. «Островок» Туликов С. «Курский соловей» М еццо-сопрано: Балакирев М. « Обойми, поцелуй» Верстовский А. Цыганская песня «Старый муж» Г айдн Й. Ария Эвридики из оп. «Орфей и Эвридика» Г ендель Г. «Дай мне слезами» Гуно Ш. Ария Зибеля «Когда беспечно» из оп. «Фауст» Г урилев А. «Сердце-игрушка» Даргомыжский А. «Ночной зефир», «Не скажу никому» Дунаевский И. « Расцвела сирень», «Доброе утро» Зейдлер Г. Вокализы Конконе Дж. Вокализы 15 Русская народная песня в обр. Коваля «Позарастали стежки-дорожки» Римский-Корсаков Н. «То было раннею весной», третья песня Леля из оп. «Снегурочка» Раков Н. «Ничто в полюшке не колышется» Ш уберт Ф. «Жалоба девушки» Чайковский П. « Ночь» (Отчего я люблю), « Осень», «То было раннею весной», «Песнь цыганки» Тенор: Балакирев М. «Слышу ли голос твой», «Мне ли молодцу разудалому» Блантер М. «Летят перелетные птицы» Булахов П. «Колокольчики мои, цветики степные» Варламов А. «Белеет парус одинокий» Г линка М. «Я помню чудное мгновенье», «Ночь осенняя» Г лиэр Р. «Сладко пел душа соловушко» Г уно Ш. Баркарола Даргомыжский «Юноша и дева» Джордано «О, милый мой» Заремба В. «Дивлюсь я на небо» Зейдлер Г. Вокализы Ковалли Ф. Ариетта «О любовь, ты дар прекрасный» Конконе Дж. Вокализы Лысенко Н. «Ой, не свети, месяченько» М осолов А. «Слава русскому солдату» Русская народная песня «Прощай радость» Русская народная песня «Липа вековая» Рубинштейн А. « Певец» Римский-Корсаков «Не ветер, вея с высоты», Песня Садко «Заиграйте мои гусельки» из оп. «Садко» Сизов Н. «Французская песенка» Скарлатти А. Ариетта «Перестаньте сердце ранить» Титов Н. «Талисман», «Шарф голубой» Украинская народная песня «Карие очи» Чайковский П. «Соловей мой, соловейко» Баритон: Аедоницкий П. «Студеное море» Балакирев «Обойми, поцелуй», «Утес» Брамс И. «Воскресное утро» Булахов П. «Г ори, гори, моя звезда» Глинка М. «Скажи, зачем явилась ты» Даргомыжский А. «Я помню глубоко», «Ночной зефир» Животов А. «Береза» Зейдлер Г. Вокализы 16 Коваль М. «Эх, Настасья» Макаров Е. «Утренняя песня» Моцарт В. Серенада Дон Жуана «О, подойди к окошку» из оп. «Дон Жуан» Мусоргский М. «Забытый» Русская народная песня «Прощай радость» Русская народная песня «Славное море, священный Байкал» Рубинштейн А. Ария Демона «На воздушном океане», «Я тот, которого» из оп. «Демон» Титов Н. «Талисман» Шуман Р. «На Рейне» Чайковский П. «Хотел бы в единое слово» Бас: Берг А. «Пастух» Бетховен Л. «Влюбленный» Блантер М. «Ой ты, северное море» Балакирев М. «Утес» Булахов П. «Г ори, гори, моя звезда» Варламов А. «Напоминание» Г речанинов А. « И снилась мне далекая страна» Г линка М. «Влюблен я, дева красоты» Даргомыжский А. «И скучно, и грустно», «Ночной зефир», «Я вас любил» Зейдлер Г. Вокализы Конконе Дж. Вокализы Калинников В. «На старом кургане» Лобачев Г. « Молчит река» Ч етверты й год обучения Четвертый год обучения должен дать педагогу возможность выявить вокально - технические и исполнительские данные учащегося. Основная работа состоит в укреплении певческого дыхания и интонации. Продолжается работа над укреплением всех пройденных вокально - технических навыков. Необходимо уделять большое внимание знакомству учащихся с произведениями как отечественных, так и зарубежных композиторов. В течение четвёртого года обучения продолжается работа над выравниванием звучания голоса на всём диапазоне, на всех гласных, над развитием подвижности голоса, усовершенствованием техники беглости и филировкой звука. В течение четвертого года следует пройти 2-3 вокализа, 5-7 произведений разного жанра (романс, народная песня, классические произведения зарубежных, русских и советских композиторов). Учащийся обязан в конце первого полугодия и в конце второго полугодия выступить на зачете или контрольном уроке, либо на концерте с оценкой. Исполнить нужно 2-3 произведения. 17 П римерны й репертуарны й список Сопрано: Аракишвили Д. «На холмах Г рузии» Аренский А. «Небосклон ослепительно синий», «Счастье» Бетховен Л. « Песнь Миньоны», « Аделаида» Брамс И. «За прялкой», «Соловей» Варламов А. «Баркарола» Василенко В. «Луговая» Власов В. «К фонтану Бахчисарайского дворца» Г линка М. «Песнь Маргариты» Глиэр Р. «Звездочка кроткая», «О, не вплетай цветов» Григ Э. «Песня Сольвейг» Г уно Ш. «Ночь полна блеска» Даргомыжский А. «Без ума, без разума», «Мой суженый, мой ряженый» Долуханян А. « Ласточка» Дунаевский И. «Молчание», «Заздравная» Кюи Ц. «Тучка», «Царкосельская статуя» Лысенко Н. « Виют витры» Русская народная песня в обр. П. Лондонова «Травушка-муравушка» Русская народная песня в обр. В. Красноглядовой «Ничто в полюшке не колышется» Рахманинов С. «Островок» Рубинштейн А. «Желание» Танеев С. «В дымке-невидимке» Туликов С. «Зимний вечер», «Радостный вальс» Чайковский П. Серенада «Ты куда летишь», «Он так меня любил», «В эту лунную ночь», «Закатилось солнце» Ш уберт Ф. «Серенада», «Маргарита за прялкой» М еццо-сопрано: Алябьев А. «Если жизнь тебя обманет» Балакирев М. «Догорает румяный закат» Бетховен Л. «Песнь Клерхен» Булахов П. «Свидание» Варламов А. «Мне жаль тебя» Г линка М. «Что ты клонишь над водами» Г люк X. Ария Орфея «Потерял я Эвридику» из оп. «Орфей» Г речанинов А. «Что ты поникла, зеленая ивушка» Григ Э. «Водяная лилия» Даргомыжский А. «Мне грустно», «Мой суженый, мой ряженый», «Без ума, без разума», Первый романс Лауры из оп. «Каменный гость» Дунаевский И. «Шумят седые кедры» Мусоргский М. «По грибы», Песня Марфы («Исходила младешенька») из оп. «Хованщина» 18 Рахманинов С. «Полюбила я на печаль свою», «Дитя, как цветок ты прекрасна» Рубинштейн А. «Желание» Танеев С. «Не ветер, вея с высоты» Чайковский П. Ариозо Ольги из оп. «Евгений Онегин», «Меркнет слабый свет свечи», «Нет, только тот, кто знал» Ш уберт Ф. «Ты мой покой» Тенор: Бетховен Л. «Аделаида» Булахов П. «Я помню день» Варламов А. «На заре ты ее не буди» Г линка М. «Рыцарский романс», «В крови горит огонь желанья», «Бедный певец», «Победитель» Г лиэр Р. «Сладко пел душа соловушко», «Мы плыли с тобой», «Ручей» Г речанинов А. «Желание» Г урилев А. «Однозвучно гремит колокольчик», «На заре туманной юности» Даргомыжский А. «Свадьба» Компанеец Л. «Снова яблоня цветет» Лысенко Н. «Ой, дивчина» Моцарт В. «Колыбельная» Носов Н. «Далеко, далеко» Новиков А. «Россия вольная» Русская народная песня в обр. Глазунова «Не велят Маше за реченьку ходить» Островский А. «Летят стрижи» Рахманинов С. «Ночь печальна» Рубинштейн А. «Ночь» Соловьев-Седой В. «Соловьи» Титов А. «Я знал ее милым ребенком» Чайковский П. «Скажи зачем», «Средь шумного бала», «Я тебе ничего не скажу», «Закатилось солнце», куплеты Трике из оп. «Евгений Онегин» Шуман Р. «Дитя, как цветок ты прекрасна» Ш уберт Ф. «Серенада» Баритон: Бетховен Л. «Под камнем могильным» Бородин А. «Для берегов отчизны дальней», «Песнь темного леса» Василенко В. «Скоморошья» Г линка М. «Сомнение», «Не пой, красавица, при мне» Г речанинов А. «Степью иду я унылою» Григ Э. «Охотник» Г урилев А. « Песнь моряка» Долуханян А. «Моя Родина» Даргомыжский А. «Титулярный советник», «Мельник» Кенеман Ф. «Ой, вы, гусли» 19 Кабалевский Д. Застольная песня Кола из оп. «Мастер из Кламси» Коваль М. «Эх, Настасья» Листов К. «Севастопольский вальс» Матвеев Ю. «Не бушуйте, ветры буйные» Молчанов К. «Вот солдаты идут» Мусоргский М. «В толпе ты меня не узнала» Русская народная песня «Эй, ухнем» Носов Н. «Северная баллада» Римский - Корсаков Н. «О, если б ты могла» Столыпин Д. «Два великана» Титов А. «Я знал её милым ребенком» Чайковский П. «Нет, только тот, кто знал», «Благословляю вас, леса», «Мы сидели с тобой», «Первое свидание» Шуман Р. «Я не сержусь» Ш уберт Ф. «Скиталец» Бас: Беллини В. Каватина Рудольфа «Вновь я вижу места родные» из оп. «Сомнамбула» Бетховен Л. «Под камнем могильным» Балакирев М. «Пустыня» Бородин А. «Песня темного леса» Г линка М. «Сомнение» Даргомыжский А. «Мельник», «Титулярный советник» Кенеман Ф. «Ой вы, гусли» Моцарт В. Ария Зорастро «Ой, вы, Изида и Озирис» из оп. «Волшебная флейта» Мусоргский М. «Озорник» Носов Н. «Северная баллада» Русская народная песня в обр. Извекова «Г оворила калинушка» Русская народная песня в обр. Варламова «Зачем сидишь до полуночи» Римский-Корсаков Н. Песня Варяжского гостя из оп. «Садко», ария Собакина из оп. «Царская невеста» Столыпин Д. «Два великана» Чайковский П. «Благославляю вас, леса», «Нет, только тот, кто знал» Хачатурян А. «М оре Балтийское» Ш уберт Ф. «Серенада», « К музыке», «Гостиница» (из цикла «Зимний путь») 20 IV . М Е Т О Д И Ч Е С К О Е О Б Е С П Е Ч Е Н И Е П РО Г РА М М Ы В работе с учащимися необходимо следить за соблюдением санитарно-гигиенических норм: помещение должно регулярно проветриваться и быть хорошо освещено. Н аглядны й материал: - Музыкальные произведения в записи (СБ, DVD); - Портреты выдающихся вокалистов и композиторов; - Нотный стан. - Работа с родителям и: Консультации для родителей; Концерты, праздники; Участие в родительских собраниях и подготовке к выступлениям; Оформление стендов. М етоды и прием ы работы: Методы формирования сознания учащегося: - Показ; - Объяснение; - Инструктаж; - Разъяснение. Методы формирования деятельности и поведения учащегося: - Самостоятельная работа; - Иллюстрация. Методы стимулирования познания и деятельности: - Поощрение; - Контроль; - Самоконтроль; - Оценка; - Самооценка; - Вручение подарка; - Одобрение словом. Методы поощрения: - Благодарность; - Благодарственное письмо родителям; - Устное одобрение. 21 V. Р Е К О М Е Н Д У Е М А Я Л И Т Е РА Т У РА 1. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 2000. 2. Дмитриев Л. Б. Гласные в пении.// Вопросы вокальной педагогики. Вып. 1. Гос. Муз. Изд., 1962. 3. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. С.-П., 2000. 4. Петрушин В. И. Музыкальная психология. М., 1997. 5. Юшманов В. И. Вокальная техника и её парадоксы. С.-П., 2001. 6. Ю ссон Р. Певческий голос. М., 1974. 7. Глинка М. И. Упражнения для усовершенствования голоса, методические к ним пояснения и вокализы-сольфеджио. М.; Л.; 1951. 8. Человеческий голос как музыкальный инструмент // Ред. Е. И. Ш евелёвой. М., 1998. 9. Аспелунд Д. Л. Развитие певца и его голоса. М., 1952. 10. Зданович А. П. Некоторые вопросы вокальной методики. М., 1965. 11. Прянишников И. П. Советы обучающимся пению. М., 1958. 12. Панофка Г. Искусство пения. М., 1968. 13. Львов М. Л. Из истории вокального искусства. М., 1964. 14. Назаренко И. К. Искусство пения. Хрестоматия. М., 1968. 15. Малинина Е. М. Вокальное развитие детей. М.-Л., 1967.


Развитие музыкальной памяти

Открытый урок с учащимся 3-го класса (хоровой вокал)

Цель урока: Научить использовать все виды памяти при заучивании музыкальных произведений.
Задачи:
Обучающая - работа над произведением при подготовке к заучиванию наизусть.
Воспитывающая – привить правильное прочтение текста с последующим запоминанием.
Развивающая – способствовать развитию голосовой, слуховой и зрительной памяти.
Ожидаемый результат: итоги урока должны показать уровень знаний,умений и навыков учащегося по восприятию данной темы.

Ход урока .
Организационный момент (положительный настрой на урок) - 2 мин. Вокальные упражнения. Ученику предлагается сосредоточить свое внимание на самоконтроле ощущений свободы своих мышц при работе гортани. При этом прослеживается зажатость голосового аппарата. Рекомендую – встать свободно и «позевать», после чего повторить упражнение с ощущением свободы. Результат достигнут. Время работы-10 минут.

Учащийся исполняет песню Д.Тухманова «Аист на крыше» по нотам с начала до конца. Обращается внимание на размер 4/4 и верный счет долей в такте. Предлагается дирижировать для самоконтроля. Активизируется внимание на верном прочтении нотного текста (ритмический рисунок, штрихи), что необходимо для дальнейшего заучивания наизусть. Песня разделена на 2 части. 1ч.- учащийся исполняет наизусть. Начинается работа над 2 частью. Проводится анализ – есть ли повторы и где? Обращаем внимание на паузы, залигованные ноты. В чем отличие той или иной фразы? Проводится работа по фразам, при этом применяется слуховая память (пропеваем мелодию), моторная память (встречающиеся скачки), зрительная. Пробуем запомнить текст на память без поддержки нотного материала. Результат достигнут- 2 часть выучена наизусть. Время работы-15 минут.
Следующее произведение – новый нотный текст. С.Апасова « Гимн знаний» . Сначала исполняю сама песню, чтобы ученик мог услышать, как должно звучать произведение. Следующий этап- это анализ песни: тональный план, строение повторяющихся мелодических оборотов. Время работы-15 минут.

Результат: учащийся на уроке спел текст с листа, а при повторе частично запомнил его наизусть. В конце урока благодарю ученика за работу, ставлю ему оценку 5 «отлично» и прощаюсь с ним до следующего урока.
Домашнее задание: Продолжение работы над произведением. Выучить наизусть литературный текст.

Подведение итогов:
При рациональном использовании времени можно проделать большой объем работы на уроке. Здесь большую роль играют не только музыкальные способности ученика, но и правильная подача материала. Умение помочь ребенку анализировать, мыслить, организовать и применить на практике все умения, навыки, знания. Урок носит ярко выраженный творческий характер. Эффективность урока достигнута за счет высокой заинтересованности и активной деятельности учащегося, благоприятной психологической атмосфере и создания ситуации успеха.
Активность ученика можно оценить, как высокую.
Удалось выдержать стиль общения с учеником и организовать его активную работу на уроке. Урок цели достиг.

В этой статье Я постараюсь выделить самые жёсткие ошибки всех или большинства начинающих вокалистов

  1. Отсутствие правильной . Нельзя уделять опоре дыхания, мало внимания, важно понимать, что правильное удержание воздуха в лёгких способствует свободному, полётному, объёмному, красивому пению;
  2. Следование за нотой . Ошибочное мнение, к сожалению так распространённое среди эстрадных певцов о том, что нужно менять позицию гортани для взятия высоких нот. Важно знать, что вокальная позиция голосового аппарата не должна изменяться в зависимости от интонируемой ноты, да и вообще во время пения, гортань должна оставаться неподвижной, не тянитесь за нотой.
  3. Не следует пропускать лишний воздух сквозь связки, от этого голос не станет мощнее, лучше послать его в резонаторы, во время пения, Вы не должны извергать из себя большой объём воздуха не в зависимости от того какую ноту Вы поёте. Пламя свечи, поднесённое ко рту во время пения не должно колебаться, воздух нужно удерживать в себе и лишь малую часть его аккуратно посылать в резонаторы, этого будет достаточно для мощного звучного пения.
  4. Белый звук. Так называют пение не в резонаторы, такое пение можно услышать у эстрадных певцов, которые полагаются на микрофон и не хотят звучать телом. Звучать должны резонаторы, тогда горло не будет зажиматься, звук будет богатым и интересным, не на чей не похож;
  5. Надежда на инстинкты. Не стоит думать во время пения, что тело само споёт так Вы желаете, конечно Мы учимся петь для того чтоб голос звучал автоматически и разум оставался свободным для чувств и обработки художественного образа. Но на этапе обучения, Вы должны максимально контролировать своё внимание на каждом действии, по возможности не отвлекайтесь от пения, вспоминайте все советы учителя и применяйте их на практике.
  6. Подражание. Не подражайте Вашим кумирам, как бы классно, по Вашему мнению, они не пели, помните, что всегда есть возможность того, что Вы поёте по природе намного лучше, пойте своим голосом, слушайте свой организм, ищите вокальную позицию, культивируйте свои лучшие качества голоса и тогда Вы всё сможете, а первый вариант развития пагубен;
  7. Все и сразу. Не пойте в начале обучения свои любимые песни и арии, которые классно звучат в исполнении вашего кумира, если Вы не способны это сделать. Оценивайте свои силы реально, если Вы начинаете петь, то для начала спойте хотя бы одну ноту, но что бы она звучала идеально или хотя бы так, что б взглянув правде в глаза, Вы могли сказать, что она действительно хороша, а уже потом думайте о лёгких произведениях. Поставленный голос это результат многолетних тренировок, и Ваши кумиры возможно сменили множество путей развития и вокальных школ для того чтоб так петь.
  8. Не бойтесь петь, не закрепощайте себя, сохраняйте всегда самоуверенность, научитесь радоваться небольшим, но значимым успехам в пении, тогда Вы приобретёте и зашагаете семимильными шагами в мир вокала, а пытаясь научиться всему и сразу, доказать что-то окружающим, бороть свои комплексы излишне самонадеянными замашками, Вы только усугубите положение.
  9. Петь нужно не часто 2-3 раза в неделю, но петь, а не рассчитывать на следующую жизнь, хотите красиво, петь придётся держать организм в вокальном тонусе всегда! Дело в том, что нейроны мозга отвечающие за память, имеют свойства отмирать за ненадобностью, если будете петь очень редко, будете учиться каждый раз заново вместо того, что б совершенствовать достигнутое;
  10. Не добивайтесь в начале пения красоты собственного звучания. Дело опять-таки в стереотипах о красивом звуке и о подражании другим певцам. Каждый раз, когда начинаете петь, пытаясь исправить ошибки своих неловких наработок приобретённых в процессе подражания, следует помнить, что Вы ещё петь не можете и в этом Ваш плюс. Отбросьте от себя всё лишнее, представьте себя чистым листом бумаги и постарайтесь спеть самым органичным для Вас звуком, потом постарайтесь спеть им несложное произведение, пусть это будет для Вас испытанием, а точнее, для Вашей нервной системы, сможете…?? Культивируйте свой звук, забудьте про красоту, откройте «пасть» и, не стесняясь, пойте своим естественным звуком, без всяких там ужимок. А уже после этого, можно подумать про опору, резонаторы и т.д., а вот потом, Вы сами увидите, что красота сама появилась вместе со свободой в организме.

Вокалист (от латинских слов vox - "голос" и vocalis - "звучащий") - музыкальная профессия, роль в музыкальном коллективе, предполагает исполнение различных вокальных партий.

Сейчас, термин вокалист почти совпадает с термином певец, но в современной эстрадной музыке трактуется несколько шире, в частности подразумевая возможность декламирования, речитатива и т. д.

Певец - тот, кто поёт, занимается пением. Исполнитель вокальной музыки: песен, романсов, арий, хоров, синглов и т. п. Музыкант, исполняющий музыку на музыкальном инструменте, которым является его собственный голос. Певец - наиболее распространённая разновидность вокалиста.

Лидер-вокалист - участник музыкального коллектива, исполняющий преимущественно основные вокальные партии.

Бэк-вокалист - участник музыкального коллектива, исполняющий дополнительные, гармонические вокальные партии (своеобразные подпевки).

Певческие голоса

Существует различные системы классификации голосов (и певцов, соответственно). Какие-то из них учитывают силу голоса, то есть то, как громко певец может петь. Другие - насколько подвижен, виртуозен, отчётлив голос певца. Третьи включают немузыкальные характеристики, такие как внешние данные, актёрские способности и др.

Наиболее часто, используется классификация, учитывающая диапазон голоса и пол певца. Даже руководствуясь только этими двумя критериями, получается множество разновидностей:

Женские голоса:
  • сопрано - высокий женский голос
  • меццо-сопрано - средний женский голос
  • контральто - низкий женский голос (в хоровой музыке принято называть просто альт)
Мужские голоса:
  • тенор - высокий мужской голос
  • баритон - средний мужской голос
  • бас - низкий мужской голос

Другие вокальные разновидности - колоратурное сопрано, драматический тенор, бас-баритон, бас-профундо. Существует даже категория певцов-мужчин, поющих в диапазоне женского голоса. Этот тип голосов редок, но до сих пор используется, в основном в опере. В музыке барокко многие роли были написаны для кастратов - певцов мужского пола, которым в мальчишеском возрасте была сделана операция кастрации для предотвращения мутации и для сохранения высокого как у женщины голоса. В современном вокальном исполнительстве эти роли может исполнять певец, владеющий развитой техникой пения фальцетом. Певцов такого типа именуют контратенорами (он же мужской альт).

Где научиться петь?

Вопрос, несомненно, довольно общий: дело в том, что одних интересует, например, джазовая импровизация, другим достаточно уверенно чувствовать себя в караоке и т. д.

Классификация вокала по манере исполнения

Академический вокал(классический, оперный)

Академический вокал - старая классическая вокальная школа. Академические певцы поют в опере, в академическом хоре, капелле, с симфоническим оркестром, а так же в жанре камерной вокальной музыки. Академический вокал отличается от эстрадного, джазового и рок вокала своей строго классической позицией. Академический вокал не предполагает пения в микрофон. В академическом вокале существуют определённые рамки, наработанные опытом и историей вокальной музыки. Эти рамки, как правило, не позволяют академическому певцу использовать свой голос в иных вокальных направлениях. С опытом у академического певца формируется определённая вокальная позиция, благодаря которой голос становится очень сильным и приобретает большой объём. Однако, в редких случаях, академисты могут выступать и в иных вокальных жанрах, если смогут облегчить подачу звука.

Эстрадный вокал

Эстрадный вокал - эстрадное пение сочетает в себе множество песенных направлений, объединяет всю палитру вокального искусства. Эстрадный вокал, прежде всего, подразумевает пение с эстрады, но понятие эстрадного вокала, как правило, связывают с лёгкой и доступной к пониманию музыкой. В эстрадном вокале можно услышать и народные мотивы, и элементы джаза, это так же и авторская песня и элементы рок музыки. Эстрадный вокал отличается от академического вокала более открытым и более естественным звуком. Однако, певческие навыки, правильная позиция и опора звука так же необходимы в эстрадном вокале, как и в академическом.

Джазовый вокал

Джазовый вокал - прежде всего, подразумевает идеальное чувство ритма и гармонии, а так же подвижность голоса и умение импровизировать. В джазовом пении необходимо чувствовать форму произведения, уметь преподнести своё понимание мелодической темы, видоизменяя её но, не покидая нужной гармонии. Так же важно чуткое партнёрство музыкантов, умение импровизировать на ходу.

Рок вокал

Рок вокал - обычно пение вокалиста в рок группе. Рок вокал отличается от джазового пения более эмоциональной подачей. Рок вокал предполагает более смысловую нагрузку, нежели вокальную. Однако, рок вокалисту необходимо иметь серьёзную вокальную подготовку. Рок вокалист должен так же иметь кураж и полную свободу в эмоциональном и музыкальном смысле.

Народное пение или этническое пение

Народное пение, этническое пение, как следует из самого термина, - пение, существующее со времени появления человека, и отличающееся характерными особенностями, свойственными той или иной народности, этнической группе. Отзвуки народной традиции можно найти и в академической (классической) музыкальной культуре, и в эстрадной (городской) музыкальной культуре. В целом для народного пения характерно плоское небо, пение на связках.

Так называемое горловое пение - разновидность народного пения, при которой певец во время пения использует не только связки, но само горло, резонирующие полости рта, гортани, благодаря чему становятся слышимыми обертоны основного тона.

При этом, в основе всего лежит именно академическая постановка вокала: она даёт свободу владения голосом.

При этом переход типа «джазовый в академический» может стать настоящей ломкой для певца, именно поэтому желательно сразу определиться, чему именно хочется учиться.

Важно понимать, что за 2-3 месяца научить петь профессионально невозможно даже людей с природной постановкой голоса и абсолютным слухом.

В случае с академическим вокалом первый год придётся петь только упражнения, вокализы (пение без слов - на «о-о-о» или «а-а-а») и простые песни.

Потом можно понемногу переходить к романсам и несложным ариям. Дело не в том, что в основе науки пения лежит какая-то техника, доступная избранным. На самом деле, как правильно петь, можно рассказать за полчаса, все остальное - дело тренировок.

В этом смысле, пение похоже на спорт. В зависимости от природных способностей будет получаться чуть быстрее или чуть медленнее, но в любом случае нужны упорные тренировки. Уроки вокала - это история на несколько лет.

Самая распространённая и самая правильная форма обучения вокалу - индивидуальные занятия с педагогом (здесь мы не касаемся ансамблево-хоровой школы - это целый отдельный мир).

Найти своего педагога довольно сложно, и даже рекомендации ничего не гарантируют: тут ещё важно сойтись чисто по-человечески, ведь вам придётся провести вместе очень много времени. Манер преподавания - ещё больше, чем разновидностей вокала, можно сказать, у каждого педагога своя манера.

Есть старая академическая школа, есть бывшие рокеры и т.д. Объединяет их конечно одно: не поющих преподавателей пения не бывает

Прошлый и/или настоящий успех вокалиста на сцене - ещё не гарантия того, что он научит вас хорошо петь.

Качество пения самого педагога напрямую не влияет на качество преподавания - более того, принцип «делай как я» тут не работает, поскольку голосовой аппарат у всех разный (у кого-то шея длиннее, у кого-то короче).

Академический или классический вокал заметно отличается от джазовой или эстрадной технике исполнения. В его основе заложены музыкальные традиции, сложившиеся еще в ХVI веке. Сегодня классический вокал исполняют в опере, капелле, академическом хоре. Однако в академической манере работают и некоторые эстрадные певцы.

Отличительные признаки академического вокала

  • Академический вокал не предполагает использования микрофона и иной усиливающей аппаратуры. Вокалист благодаря полному контролю над своим голосом способен озвучивать зал, не сливаясь и не вступая в противоборство с оркестром.
  • Грамотного академического вокалиста отличает умение петь в широком голосовом диапазоне и способность качественно воспроизводить сложнейший в музыкально-техническом смысле материал. При этом не допустимы малейшие лишние призвуки: тремоляции, сипы, хрипы и иные дефекты звучания. Академический вокал – стремление к идеальной певческой манере: певец достигает объемного чистого звучания голоса.
  • Музыкант, работающий в классической технике, овладевает широчайшей палитрой средств музыкальной, вокальной, артистической выразительности. Певец способен воспроизводить и наиболее тонкие и прозрачные тона, и выдавать предельно яркие экспрессивные композиции. При этом вне зависимости от гаммы чувств, вкладываемой в песню, она получается гармоничной, прекрасной и эстетически совершенной.

Почему стоит обучаться классическому вокалу?

Как для здания важен прочный фундамент, так и профессиональному музыканту не обойтись без качественной вокальной базы. Вне зависимости от жанра, в котором планирует работать певец, академический вокал способен стать прекрасной основой для его дальнейшего творческого развития. Он позволяет в максимальной степени развить природные способности, овладеть основными вокальными приемами, изучить и научиться эффективно применять механизмы управления голосом.

Как проходит обучение академическому вокалу?

На уроках академического вокала для начинающих под контролем профессиональных педагогов вы сможете выработать и развить следующие важные навыки:

  • Правильное певческое дыхание.
  • Четкую артикуляцию и дикцию;
  • Умение расставлять нужные акценты;
  • Умение грамотно использовать певческие приемы, в число которых входит применение резонаторов, пение на опоре и иные вокальные возможности.

Кроме того, занятия академическим вокалом помогут подготовиться к выступлению на профессиональной сцене. К примеру, преподаватели музыкальной школы сайт помогают своим ученикам подобрать репертуар, лучшим образом отвечающий вокальным данным, а также способствуют развитие артистичности и эмоциональной выразительности певца.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то