Предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета. "Девочка с персиками" - описание картины

Валентин Серов был главным портретистом своего времени. Буквально все, обладавшие маломальским капиталом и амбициями, заказывали портреты именно у Серова. Художник же, что ожидаемо, не хотел ограничиваться этим. Для души он писал откровенно импрессионистские полотна, которые, покажи их тогдашнему русскому зрителю, почти наверняка назвали бы мракобесием. Потому и «Девочка с персиками» осталась в абрамцевском имении Мамонтовых, где была написана.

Сюжет

Одним летним днем Валентин Серов, гостивший у Мамонтовых в Абрамцеве, увидел, как 11-летняя Вера, разгоряченная игрой в казаков-разбойников, вбежала в столовую, взяла персик и уселась за стол. Пораженный, художник начал уговаривать девочку позировать ему. Вера вряд ли подозревала, что Серов будет писать ее больше месяца и ей придется ежедневно сидеть неподвижно по несколько часов в то время, как за окном проносится лето.

Серов смог передать озорной характер Веры: он читается и в лукавом взгляде, и в складке губ, кажется, готовых рассмеяться, и в растрепанных волосах, и в румянце. В позе девочки, в ее одежде нет натужности позирующего. Кажется, что это пойманное мгновение, как луч или бабочка - раз, и упорхнуло.

За окном зеленеют деревья. Это Гоголевская аллея в Абрамцевском парке, по которой любил гулять Николай Васильевич. На столе лежат персики, выращенные в абрамцевской оранжерее. Савва Мамонтов купил деревья в имениях Артемово и Жилкино в 1871 году.

Фигурка деревянного солдата в углу куплена в Троице-Сергиевой лавре. Гренадера, изначально нераскрашенного, расписал Серов. Кстати, фигурка до сих пор занимает то же место в Абрамцевском музее. Как и тарелка, изображенная на стене. Савва Мамонтов любил керамику, даже открыл при усадьбе гончарную мастерскую.

Завершив портрет, Серов подарил его матери девочки Елизавете Мамонтовой. Картина заняла свое место в той же комнате, где и была написана. Очевидцы говорили, что благодаря полотну просторная светлая комната, казалось, озарилась еще более ярким светом. Художник Михаил Нестеров писал, что, будь полотно представлено в Париже, Серов в тот же день стал бы знаменит. Но в России публика еще не была готова к импрессионизму, а потому было лучше оставить работу в столовой Абрамцева и не показывать публично - еще чего доброго нарекут безумным.

Контекст

«Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти, - вспоминал Серов, - уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности - вот как у старых мастеров». Незадолго до начала работы над «Девочкой с персиками» живописец вернулся из поездки по Италии. Он был поражен работами мастеров Ренессанса, впечатлен самой страной, ее силой, атмосферой. Приехав в Россию, 22-летний художник был решительно настроен писать лишь отрадное. И первая же картина стала олицетворением этого желания.

Веру Мамонтову называли «абрамцевской богиней». Ее писал не только Серов, но и Васнецов. Считается также, что Врубель придал ее черты Тамаре на иллюстрациях к «Демону», «Снегурочке» и «Египтянке». В 27 лет она вышла замуж за московского губернского предводителя дворянства Александра Самарина, у них родилось трое детей. В 32 года Вера Саввишна заболела воспалением легких и скончалась. В 1920-е годы Самарин был сослан в лагерь, дочь Лиза отправилась с ним. В 1932-м он умер в ГУЛАГе.

Судьба художника

Серов рос в доме, где царил творческий хаос. Мать Валентина Семеновна была убежденной нигилисткой. Отец Александр Николаевич - популярным в то время композитором. Кстати, разница в возрасте у супругов составляла 26 лет: 43-летний Александр Николаевич женился на своей 17-летней ученице.

К матери приходили нигилисты и революционеры, к отцу - писатели, скульпторы, музыканты, художники. Уже после смерти отца, когда мальчику шел седьмой год, мать отдала его Репину в ученики. Мальчик так много времени проводил у учителя, что практически считался членом семьи.

Мамонтовых Валентин тоже знал с раннего детства. Он много времени проводил в их доме. Как вспоминали старшие дети Мамонтовых, все их игры и шалости были непременно связаны с Антоном - так называли его, поскольку Серову не нравилось имя Валентин. Даже маленькая Вера подшучивала над ним. Савва Мамонтов же впоследствии находил первых заказчиков для молодого художника. В основном это были буржуа и аристократы. Со временем Серов приобрел репутацию портретиста с «острой» кистью: своих респектабельных моделей он изображал не в самом выгодном свете, что, хотя и не особенно нравилось им, но принималось, поскольку было модной и почти обязательной мерой провокации.

И хотя заказывали и платили художнику за портреты, из всех своих работ он больше всего ценил откровенно импрессионистскую «Девушку, освещенную солнцем». Незадолго до смерти - в конце 1911 года - рассматривая в Третьяковке это полотно, он сказал: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как не пыжился, ничего уже не вышло, тут весь выдохся».

Её не стало очень рано - в тридцать два года, а все, кто хоть чуть-чуть знаком с русской живописью, навсегда запомнили её двенадцатилетней. Такой, какой её написал Валентин Серов в «Девочке с персиками». Но, кроме Серова, Веру Мамонтову писали Виктор Васнецов, Николай Кузнецов, Михаил Врубель.

Она была любимой и долгожданной дочкой железнодорожного магната, известнейшего промышленника и предпринимателя Саввы Ивановича Мамонтова и его жены Елизаветы Григорьевны. До Веры у них уже родилось трое сыновей и, по семейной легенде, после третьих родов, когда стало ясно, что опять будет мальчик, Елизавета Григорьевна пообещала мужу: «Но следующей непременно родится девочка!» Так и случилось. После трёх мальчиков в семействе Мамонтовых появились еще две дочери - Вера и Александра.

И Верой её назвали неслучайно.

Имена своим детям Мамонтовы подбирали с умыслом: первые их буквы должны были последовательно составить имя САВВА: Сергей - Андрей - Всеволод - Вера - Александра.

Елизавета Мамонтова была по-настоящему, без лицемерия и ханжества, религиозна. Валентин Серов писал своей невесте Ольге Трубниковой: «Здесь, у Мамонтовых много молятся и постятся, т. е. Елизавета Григорьевна и дети с нею. Не понимаю я этого, я не осуждаю, не имею права осуждать религиозность и Елизавету Гр<игорьевну> потому, что слишком уважаю её - я только не понимаю всех этих обрядов. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков и т. д.), совестно становится. Не умею молиться, да и невозможно, когда о Боге нет абсолютно никакого представления».

Но для Елизаветы Григорьевны то, что вызывало неприятие её любимца Антоши Серова, было исполнено глубокого смысла. Имя «Вера» для неё связывалось с важнейшей христианской добродетелью: вера была неотъемлемой составляющей её духовной жизни.

Савва Мамонтов с дочерьми Верой (на фото справа) и Александрой.

Елизавета Григорьевна Мамонтова с дочерью Верой.


Вера Мамонтова. Абрамцево. 1890-е.

В доме Мамонтовых на Садово-Спасской, известном всей просвещённой Москве, и особенно в их подмосковной усадьбе Абрамцево царила атмосфера творчества, радости, взаимной симпатии и любви. Туда съезжались художники, скульпторы, литераторы, музыканты. Домашние спектакли, прятки и салки, игра в городки - обычные и особые, «литературные», казаки-разбойники, в которых наравне с детьми участвует художник Репин, и свой собственный детский лодочный «флот» на речке Воря, руководимый художником Поленовым, конные прогулки, увлекательные творческие занятия - резьба по дереву, акварель, керамика… Так что легко объяснимы сетования Серова о позировании ему Веруши. «Измучил её, бедную, до смерти» - девочке не терпелось бежать заниматься чем-то поинтереснее. И всё же почти полтора месяца Вера послушно сидела за столом абрамцевской гостиной. Такой была цена шедевра.

Лет за десять до этого знакового для русского искусства момента Абрамцево посетил постаревший Иван Тургенев. В имении он бывал еще задолго до того, как его купили Мамонтовы. Тургенев, как и Гоголь, был желанным гостем у прежнего владельца, писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. Теперь автор «Записок охотника» осматривал обновлённую усилиями Мамонтовых усадьбу и с ностальгией вспоминал, как здесь раньше охотились, ходили за грибами, удили рыбу. Тургенев смешно рассказывал, что Аксаков педантично фиксировал в дневнике: в 1817-м на охоте сделано 1858 выстрелов, убито 863 единицы дичи, а в 1819-м - столько-то… Раз на рыбалке Тургенев неимоверно огорчил Аксакова, гордившегося своей книгой «Записки об ужении рыбы», тем, что пока рыбак-теоретик и хозяин усадьбы выловил только ёршика и плотву, Тургеневу посчастливилось извлечь щуку в полтора аршина. За этими весёлыми разговорами и состоялось знакомство живого классика с младшей Мамонтовой.

В беллетристическом изложении Владислава Бахревского оно выглядит так:

«Пришли в красную гостиную, сели.
Раскрасневшаяся, сдувая лезущую в лицо прядь волос, вбежала краснощекая, сияющая глазками Веруша.
- Ах, какой ангел! - воскликнул Иван Сергеевич и протянул руки, приглашая девочку к себе.
Бесстрашная Веруша, не колеблясь, бросилась в объятия великана с белой головой, устроилась на коленях.
- Ей три с половиной? - спросил Тургенев.
- В октябре будет три.
- Значит, я не совсем еще стар. Если человек не разучился понимать, сколько лет детям, он годен для жизни.
- Веруша очень резвая. Она выглядит старше своих лет, - согласилась Елизавета Григорьевна…»

Нет сомнений, что обаятельная Вера Мамонтова с самого рождения была всеобщей любимицей. Об этом же говорят и воспоминания, и письма многочисленных друзей семьи. Однажды Савва Иванович отправил семейное фото близкому другу, скульптору Марку Антокольскому. Ответное письмо Антокольского - восторженно:

«Фотография ваша до того прелестна, что радуешься и смеёшься с вами вместе. Дай же Бог вам всегда радоваться и смеяться. Абрамцевская богиня прелесть, прелесть! Расцелуйте её, пожалуйста, от меня. Одним словом, про всё я повторяю: „прелесть, прелесть!“ И это совершеннейшая правда».
«Абрамцевской богиней» и «прелестью», как нетрудно догадаться, Марк Матвеевич называет Веру.

Вера Мамонтова в кресле позирует художнику Николаю Кузнецову. Фото. 1880-е.

Вера Мамонтова, одетая в костюм библейского Иосифа для участия в домашнем спектакле. 1880-е.

Пасхальный стол в семье Мамонтовых. 1888 год. За столом - Вера со старшими братьями.

Живая картина «Русская пляска». Вера с двоюродным братом Иваном Мамонтовым. 1895-й год.

Вера и Всеволод Мамонтовы на лошадях в Абрамцеве.

В мемуарах об абрамцевском кружке часто можно встретить слова «Яшкина избушка» или «Яшкин дом». То Илью Репина с семьёй в эту «избушку на курьих ножках» хозяева Абрамцева на лето поселят, то братьев Васнецовых. Старший, Виктор, признавался, что нигде ему еще не работалось так спокойно и хорошо, как тут, а младший, Аполлинарий, даже вписал «Яшкину избушку» в свой пейзаж.

Что же это за название? Узнать помогает Абрамцевская летопись - журнал, где записывали всё самое важное: над чем работали, во что играли, чем были заняты и кто приезжал в гости. В начале мая 1877 года рукой Саввы Мамонтова сделана запись: «Построена отдельная дача под названием „Яшкин дом“. Название это дано потому, потому что маленькая Верушка называла этот домик своим, а так как её прозвище было „Яшка“, то и домик назвали Яшкин».

Биограф Мамонтова Бахревский поясняет происхождение прозвища: «Маленькая Веруша с детства много якала». Что ж, возможно, и так - для всеобщей любимицы в том не было бы ничего из ряда вон выходящего. Но у Мамонтовых, как и во многих семьях, это было обычное дело, всем детям давались ласковые прозвища: Андрея звали Дрюшей, Всеволода - Вокой, Веру - Яшкой, младшую Александру - Шуренкой-Муренкой. Похоже, для Мамонтовых это и был тот самый «повседневный обмен скрытыми от других семейными шутками, которые составляют тайный шифр счастливых семей», как много позже замечательно сформулирует Владимир Набоков в «Других берегах».

Яшкин дом
Аполлинарий Михайлович Васнецов

Когда писалась «Девочка с персиками», Веруше было 12, Серову - 22. Десятилетним мальчиком Серов впервые пришел в Абрамцево, Вера в то время только-только появилась на свет. Он был сверстник её любимых братьев, с детства подолгу жил у Мамонтовых, участвовал во многих абрамцевских «творческих безобразиях». Он был в мамонтовской семье совершенно свой.

Всеволод, старший брат Веры, вспоминал о Валентине Серове: «Трогательно дружил он с моими сёстрами, которые были много моложе его, и при этом удивительно добродушно переносил всяческие их проказы… На почве этой дружбы и явилась на свет знаменитая серовская „Девочка с персиками“, один из перлов русской портретной живописи. Только благодаря своей дружбе удалось Серову уговорить мою сестру Веру позировать ему. Двенадцатилетнюю жизнерадостную, бойкую девочку в летний погожий день так тянет на волю, побегать, пошалить. А тут сиди в комнате за столом, да еще поменьше шевелись. Эта работа Серова потребовала много сеансов, пришлось сестре долго позировать для неё. Да Антон и сам признавал медленность своей работы, очень этим мучился и впоследствии говорил сестре, что он её неоплатный должник».

Всеволод и Вера Мамонтовы. Фотографии 1880-х годов.


Валентин Серов (крайний слева) в кабинете московского дома Мамонтовых. За фортепиано - художник Илья Остроухов. Стоят: племянники Саввы Мамонтова и его сын Сергей. Фото 1880-х гг.

С особенной нежностью к Вере относился художник старшего поколения Виктор Васнецов. Он увидел её совсем иначе, чем юный Серов. Увлечённый русской стариной Васнецов написал Веру Мамонтову в образе боярышни. И эта расшитая золотом душегрея, и «парчовая на маковке кичка» удивительно шли черноглазой, серьёзной, с густыми соболиными бровями и унаследованным от матери легендарным румянцем Вере, дочке потомственного купца Саввы Мамонтова. А еще Васнецов взял с Веры шуточное обещание, что она непременно выйдет замуж за русского. На свадьбу жениху Веры Александру Самарину (который пожеланиям Васнецова удовлетворял вполне, поскольку происходил из древних столбовых дворян) художник преподнёс другой портрет Веры - «Девушку с кленовой веткой». Она изображена на нём в том же простом и милом платье жемчужного цвета, в котором будет венчаться с Самариным. «Это был тип настоящей русской девушки по характеру, красоте лица, обаянию», - с восхищением и горечью скажет о Вере уже после её скоропостижной смерти Васнецов.

Мастерская в Абрамцеве. На стене - портрет Веры Мамонтовой работы Васнецова. Под стеклом - её наряд. Источник фото: anashina.com

Конечно, васнецовские портреты Веры не сравнятся по известности с «Девочкой с персиками» Серова. Но есть и у Васнецова вполне хрестоматийная картина, навеянная образом Веры Мамонтовой - «Алёнушка». Непосредственной моделью для неё послужила другая девушка, бедная сирота из соседней с Абрамцевым деревушки, однако источником вдохновения стала именно Вера. Васнецов писал:
«Критики и, наконец, я сам, поскольку имеется у меня этюд с одной девушки-сиротинушки из Ахтырки, установили, что моя „Алёнушка“ натурно-жанровая вещь!
Не знаю!
Может быть.
Но не скрою, что я очень вглядывался в черты лица, особенно в сияние глаз Веруши Мамонтовой, когда писал „Алёнушку“. Вот чудесные русские глаза, которые глядели на меня и весь Божий мир и в Абрамцеве, и в Ахтырке, и в вятских селениях, и на московских улицах и базарах и навсегда живут в моей душе и греют её!»

Семейная жизнь Веры была счастливой, хотя, увы, недолгой.
Да и сам брачный союз между Верой Саввишной Мамонтовой и Александром Дмитриевичем Самариным стал возможен далеко не сразу.

В середине 1890-х годов Вера Мамонтова занималась общественной работой в школах и приютах, следуя в этом за своей матерью Елизаветой Григорьевной, много сделавшей, чтобы в соседних с Абрамцевым селах Ахтырка и Хотьково появились школы, действовал лазарет и ремесленные мастерские, помогающие трудоустраивать крестьянских детей после окончания школы. Выросшая среди людей искусства Вера посещала в Москве лекции по истории, литературе. Там она познакомилась с Софьей Самариной, племянницей славянофила Юрия Самарина и представительницей дворянского рода, находящегося в родстве с Волконскими, Трубецкими, Голицыными, Ермоловыми, Оболенскими, поэтом Жуковским.

Софья и Вера близко сошлись, и Мамонтова стала бывать у подруги в доме. Там и случилась встреча с Александром, братом Софьи. Обаятельная Вера пленила старшего её на семь лет Александра Дмитриевича сразу и навсегда. Он просил у своих родителей благословения на брак с Верой Саввишной, но каждый раз получал категорический отказ. Обладатели древней дворянской фамилии и обширных земельных наделов не желали даже слышать о том, чтобы породниться с купцами Мамонтовыми. Это для русских художников Веруша была Вдохновением и «прелестью» - а для старших Самариных она оставалась дочкой сомнительного «миллионщика». «Жениться на купчихе - значит разбавить голубую древнюю кровь дворян чересчур густой, чересчур красной», образно объясняет возникшее отторжение Бахревский. А тут еще для Мамонтовых началась полоса серьёзных испытаний: ушел из семьи, увлекшись солисткой своей Частной оперы Татьяной Любатович, Савва Иванович, а в 1900-м году он был обвинен в растрате, арестован, потерял значительную часть состояния. Скандалы были публичными, детально освещались в прессе. Самарины отталкивали Веру Мамонтову, не хотели слышать о ней.

Так, в состоянии полной и болезненной неопределённости минуло несколько лет. Чувства Веры и Александра Дмитриевича не умерли и не ослабели. И в 1901-м году Самарин решается опять попытаться получить у семидесятилетнего отца позволение жениться на Вере. Отец отказал и на сей раз. По-видимому, разговор был настолько тяжёл, что после него старшего Самарина разбил удар, и вскоре его не стало. Прошло больше года после его кончины, когда мать Самарина Варвара Петровна, наконец, сдалась и благословила сына на брак.

26 января 1903 года Вера Мамонтова и Александр Самарин отправились под венец. Один за другим в их семье родились трое детей: Юра, Лиза и Серёжа. Но брак, построенный на глубоком взаимном уважении и любви, пережившей многолетние испытания, продлился меньше пяти лет. Его оборвала внезапная смерть Веры 27 декабря 1907 года. Молодая женщина сгорела за три дня от скоротечной пневмонии.

Александр Самарин пережил любимую ровно на четверть века и больше никогда не был женат. Он остался в русской истории как самостоятельная величина, не просто «муж девочки с персиками». С 1908 года Самарин был московским губернским предводителем дворянства, с 1915 - обер-прокурором Святейшего Синода и членом Государственного совета. После отставки с поста обер-прокурора был главноуполномоченным Российского Красного Креста, председателем Московского епархиального съезда. Александра Самарина не раз выдвигали на те позиции в иерархии Русской церкви, которые до него не могли занимать миряне - только духовные лица; случай редчайший. В 1919-м был арестован Советами и приговорён к расстрелу, но позже приговор был отменён. В 1925-м - вновь арест и ссылка на три года в Якутию. В 1931-м - снова арест. По воспоминаниям отбывавших ссылку вместе с мужем Веры Саввишны, и там он оставался верным своим монархическим и религиозным убеждениям, много работал - преподавал докторам немецкий язык, занимался книгой по якутской грамматике.

Заботы по воспитанию осиротевших детей Веры взяла на себя её младшая сестра Александра.

Александр Дмитриевич и Вера Саввишна Самарины.

Вера Саввишна Самарина с сыном Юрием. 1904 г.

Панихида по Вере Саввишне, отслуженная в абрамцевской Церкви Спаса Нерукотворного. 1908 год.

Савва Мамонтов (в центре) с внуками Серёжей, Лизой и Юрой (детьми Веры). 1910. Крайняя слева - Александра Мамонтова, младшая сестра Веры, посвятившая себя воспитанию маленьких племянников.

Александр Самарин с дочерью Елизаветой.

Лиза и Юра Самарины (дети Веры) и Наташа Поленова (дочка художника).

Дочь и муж Веры Самариной (Мамонтовой) в якутской ссылке. Конец 1920-х.

Должно быть, постфактум, уже после смерти «абрамцевской богини», кто-то вспомнил о плохой примете. Ведь задолго до своей физической смерти Вера уже «умирала» на рисунке Михаила Врубеля «Тамара в гробу», выполненном выразительной и зловещей чёрной акварелью.

Дети Саввы Мамонтова, с которыми Врубель приятельствовал, нередко служили ему моделями. Он дружил с рано умершим Андреем Мамонтовым, тоже художником и начинающим архитектором. У другого Вериного брата, Всеволода, художник заимствовал многие черты для Демона и лермонтовского Казбича, с самой Веры писал Тамару.

А Вера, поддразнивая, звала своего приятеля Врубеля «Монелли». На римском диалекте это означает «малыш, воробушек» (Wróbel по-польски - воробей). Некоторые находили такое перелицовывание фамилии весьма обидным. Но ведь известно, что Врубель, очень своенравный, не обладавший покладистым характером и безапелляционно резкий в суждениях, писал только тех, к кому испытывал симпатию.

Пожалуй, лучше всего отношения Врубеля к Вере и саму абрамцевскую атмосферу - атмосферу «теплоты сплачивающей тайны», счастливого творческого заговорщичества, без которого не возникло бы ни «Алёнушки», ни «Девочки с персиками», ни врубелевских шедевров - передаёт история, записанная сыном профессора Адриана Прахова Николаем. Однажды, гостя в Абрамцеве, Врубель опоздал к вечернему чаю. Он неожиданно появился в столовой «в тот момент, когда Верушка сказала что-то шепотом сидевшей с ней рядом моей сестре… Михаил Александрович воскликнул: «Говорите все шепотом! Говорите шепотом! - я только что задумал одну вещь. Она будет называться - «Тайна»». Мы все стали дурачиться, шептать что-нибудь соседу или соседке. Даже всегда тихая и спокойная «тетя Лиза» (мать Веры Елизавета Григорьевна) улыбнулась, глядя на нас, и сама спросила шепотом у Врубеля: «Хотите еще чашку чая?»
Через день Михаил Александрович принес к вечернему чаю женскую головку, обвитую священной египетской змеей Уреей.
- Вот моя «Тайна», - сказал Врубель.
- Нет, - возразили ему, - это «Египтянка»…


М.А.Врубель. Египтянка


М.А. Врубель "Тамара в гробу".

Оригинал статьи:

Но не хочется заканчивать пост о такой жизнеутверждающей и радостной картине "Девочка с персиками" на печальной ноте. Ведь остались еще главные герои картины - персики. Аппетитные спелые персики, лежащие на столе перед девочкой, выросли в оранжерее усадьбы Абрамцево. Оранжерея была предметом особой гордости хозяев. Они построили ее в Абрамцеве в 1871 году, вскоре после приобретения усадьбы. Решение пришло к хозяевам спонтанно: в соседнем поместье распродавали тепличные растения, и Мамонтовы почти за бесценок купили плодоносящие персиковые и сливовые деревья. Для них-то и были выстроены две оранжереи и приглашен из соседнего имения старичок-садовник Михаил Иванович. Пересаженные легкой рукой Михаила Ивановича, персики и сливы в оранжерее Мамонтовых регулярно давали урожай. - Об этом из писем Саввы Ивановича, одно из которых датировано 28 февраля 1873 года: «Вчера я ездил в Абрамцево… У Мих. Ив. (просто золотой старик) такой порядок, что и желать лучше нельзя, персики отцветают в первой оранжерее, во второй цветут, такой воздух стоит, что я просто в восторг пришел. Фруктов будет много, и персиков и слив, только бы желудки были бы в порядке»

«Девочку с персиками» Серов писал все три летних месяца 1887 года, пока гостил у Саввы Мамонтова в Абрамцево. Писал с трудом: во-первых, еле уговорил позировать дочь Саввы, 12-летнюю Верочку Мамонтову, во-вторых, у той плохо получалось часами сидеть за столом в жару, не шевелясь. Серов заканчивал работу над портретом в сентябре. Желтеющая листва за окном и на столе - свидетельство долгого терпения девочки. Кроме того, осенние кленовые листья рядом с летними персиками будто напоминают: жизнь быстротечна, и надо радоваться, пока ты юн и светит солнце.

Вера Мамонтова. Абрамцево, 1890-е.

В последнее время всё большую популярность приобретают мемы, основанные на изображениях классической живописи. Знание интернет-фольклора продемонстрировал даже президент России во время посещения в Третьяковской галерее выставки полотен художника Валентина Серова . АиФ.ru вспоминает историю создания подлинных произведений, которые сегодня всё чаще мелькают в непривычном виде.

Валентин Серов «Девочка с персиками»

Один из самых знаменитых женских портретов в русской живописи появился благодаря счастливому стечению обстоятельств. Валентин Серов гостил в усадьбе Саввы Мамонтова , когда разгорячённая уличной игрой вбежала в дом его дочь, двенадцатилетняя Вера Мамонтова , и взяла в руки персик. Молодой художник предложил девочке позировать, и спустя почти два месяца появилась «Девочка с персиками», воплотившая задумку автора. Через девять лет Серов написал ещё один портрет Веры Мамонтовой, назвав его «Девушка с кленовой веткой». Черты Веры ещё не раз появлялись в его работах, но судьба самой «девочки с персиками» была крайне трагична: в возрасте 32 лет она заболела пневмонией и умерла.

Самая знаменитая его картина "Девочка с персиками" художника Валентина Серова. копируется художниками по всему миру pic.twitter.com/nqiRTVVuxN

Эдвард Мунк «Крик»

Самая известная картина норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка «Крик» была выполнена в четырёх вариантах, созданных в промежутке между 1893 и 1910 годами. Все полотна этой серии окутаны мистическими историями, а замысел художника до сих пор не разгадан до конца. Существует версия, что один из главных символов экспрессионизма — на самом деле плод маниакально-депрессивного психоза, от которого страдал художник. Изначальное название картины звучало как «Крик природы», а сам художник писал о своей работе: «Я шёл по дороге с друзьями. Садилось солнце. Небо стало кроваво-красным. Меня охватила тоска. Я стоял смертельно усталый на фоне тёмной синевы. Фьорд и город повисли в огненных языках пламени. Я отстал от друзей. Дрожа от страха, я услышал крик природы».

«Крик», Эдвард Мунк, 1893 год

Виктор Васнецов «Богатыри»

Сегодня картина Васнецова «Богатыри» считается настоящим народным шедевром и символом отечественного искусства, но не всем известно, что до картины русского художника в сознании людей образы троих богатырей никогда не были объединены — в фольклоре герои былин пересекались редко. Васнецов решил воплотить на холсте главные черты русского характера — Илья Муромец олицетворяет преданность традициям, Добрыня Никитич — готовность с мечом встать на защиту родины, Алёша Попович — любовь к красоте. Художник долго не мог завершить работу над картиной: он начал писать её ещё в начале 1870-х годов, а закончил лишь 23 апреля 1898 года. Возможно, что не завершил бы и тогда, если бы не Павел Третьяков , который остановил Васнецова, заявив, что уже готов приобрести полотно.

Леонардо да Винчи «Мона Лиза»

Леонардо да Винчи (полное название полотна «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо») — одно из самых известных произведений живописи в мире. Согласно биографам французского художника, мадонна Лиза была женой флорентийского торговца шёлком по имени Франческо дель Джокондо. На портрет девушки с загадочной улыбкой художник потратил целых 4 года жизни, но так и оставил его неоконченным. Известно, что от работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся (как это было со многими другими заказами), а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. И даже покидая Италию в зрелом возрасте, увёз с собой полотно во Францию в числе нескольких избранных картин.

Мона Лиза. Леонардо да Винчи

Грант Вуд «Американская готика»

Картина американского художника Гранта Вуда «Американская готика» — один из самых узнаваемых (и пародируемых) образов в американском искусстве XX века. Знаменитая зарисовка была плодом воображения художника: в 1930 году в городе Элдон штата Айова Вуд заметил маленький белый домик в стиле плотницкой готики и захотел запечатлеть рядом с ним людей, которые, по его мнению, могли бы там жить. Вуд представил «Американскую готику» на конкурсе в Чикагском институте искусств. Интересно, что судьи приняли её за юмористическую валентинку, а жители штата Айова страшно обиделись на художника за то, что тот изобразил их в столь неприятном свете.

Грант Вуд «Американская готика»

Илья Репин «Бурлаки на Волге»

Замысел картины «Бурлаки на Волге» появился у Репина, когда он ещё студентом увидел изнурённых работой и тянущих за собой тяжёлую барку бурлаков на Усть-Ижоре. Художник на всё лето поселился в одном из сёл на берегу Волги, где познакомился с одиннадцатью бурлаками. Репин не только присутствовал при их работе, он подолгу общался с каждым, стараясь узнать историю жизни. Созданные за время пребывания на Волге эскизы увидел великий князь Владимир Александрович , он сразу выделил эту работу среди других и заказал полотно для себя. Позднее князь повесил картину в собственной бильярдной комнате и каждому гостю с большим удовольствием рассказывал обо всех тонкостях полотна, в том числе о судьбе героев.

Бурлаки на волге, Илья Репин.

Сальвадор Дали «Постоянство памяти»

«Постоянство памяти» — одна из самых известных картин Сальвадора Дали , она является своеобразным символом скоротечности и относительности временного пространства. Как это ни парадоксально, но идея написания полотна о времени пришла к знаменитому испанскому художнику, когда он размышлял о плавленом сыре. Чаще всего Дали оставлял в дневниках записи о своих работах, но о смысле и значении «Постоянства памяти» не было найдено ни слова. Вероятно, поэтому существует несколько теорий, что именно хотел сказать автор этой картиной. Тем не менее его жена Гала совершенно правильно предсказала, что никто, раз увидев «Постоянство памяти», уже его не забудет.

Сальвадор Дали «Постоянство памяти»



Картина написана: 1887 г.
Холст, масло.
Размер: 91 × 85 см

Описание картины «Девочка с персиками» В. Серова

Художник: Валентин Александрович Серов
Название картины: «Девочка с персиками»
Картина написана: 1887 г.
Холст, масло.
Размер: 91 × 85 см

В. Серов вырос в творческой среде, где процветал талант его композитора-отца А. Серова. К слову сказать, родитель и сам любил постоять за мольбертом, и мальчик имел возможность брать уроки живописи у самого И. Репина. Обстановка созидания и постоянное присутствие «звезд» искусства того времени в доме была привычна для будущего художника, так что о славе он и не мечтал, ведь привык к ней.

У отца были возможности и средства отправить сына для освоения тонкостей живописи в Париж, а позже – в Абрамцево. Там, в усадьбе мецената и промышленника Саввы Мамонтова росли вкуснейшие персики, играла дочка Вера и гостили такие художники как Поленов, Репин, Васнецов и Остроухов.

Картина «Девочка с персиками» появилась из-под кисти Серова, совершенно случайно, как и все уникальное. Верочка Мамонтова была любимицей не только своих родных, а и многочисленных представителей богемы, взятых под крыло ее отца. Это был живой, непоседливый и общительный ребенок, перед непосредственностью которого было трудно устоять. А вот к Серову уже тогда относились неоднозначно. Некоторые говорили, что его творчество – вовсе не творчество, а пиар Мамонтова, знакомого с его отцом, кое-кто утверждал, что слишком уж традиционны и реалистичны его полотна, но позже критики и искусствоведы заговорили о новаторском подходе, который отвергал рутинные законы живописи того времени.

Кто бы что ни думал, портрет Веры Мамонтовой Серов написал в 22 года. Он был всего на 10 лет старше героини своей картины, и все гостившие у Саввы люди просто удивлялись, как ему удавалось удерживать девчушку на месте. Работа была названа просто и лаконично – «В.М.» и стала открытием на выставке 1887 года, поразившем абсолютно всех. Публика наших дней до сих пор не может разобраться, кого же изобразил художник – пленительную женщину или рано повзрослевшую девочку, ведь этот портрет уже тогда начали считать импрессионистическим – слишком уж много в нем света и неосознанной полудетской свежести. Именно последний фактор уже более ста лет не отпускает от себя зрителей, именно наполненный чистым воздухом сад, непоседливость Веры привлекает к себе поклонников со всего мира.

Самое сложное в работе Серова было удержать Веру на одном месте. Он вспоминал, что работал над картиной очень долго, пытаясь выписать детали, но зрителю кажется, что на написана за несколько секунд. Розовая кофточка смуглой девушки с черным бантом, белая скатерть и случайно брошенные на стол персики создают ощущение сиюминутности происходящего. Вам, наверное, сразу же пришла на ум «Стрекоза» Репина, и это неслучайно – художник взял у мэтра только лучшее. Обстановка старинной усадьбы – часы, стулья, окна – кажутся не просто частью интерьера, а частью летнего дня за окном. Легкостью и свободой отличается нежный цвет розовой блузы Верочки – она кажется изготовленной из мельчайших паутинок. Скатерть на столе белая только на первый взгляд, ведь если вы присмотритесь повнимательней, то увидите переливы голубых, золотых, даже темных оттенков. Свет солнца за окном не только бодрит, а и наполняет комнату радостью, падает из окон и заполняет весь объем помещения. Его блики скользят по лицу девочки, отчего и возникают переливы перламутра на блузке и на скатерти.

Все полотно – это источник быта и пример воспитания дворянских детей тех времен. Скатерть завернули и аккуратно уложили наверх – так края не свисают со стула. Обычно так делали, если в семье был ребенок – ему сложно было схватиться ручками за скатерть и потянуть ее на себя. Такой отворот и заняли персики, нож и несколько кленовых листьев. Скорее всего, эти вещи раздобыла Вера: ножом можно разрезать фрукты, а кленовые листья вполне способны заменить тарелки. Персиков много – в доме всегда много людей, а угостить нужно всех. Последнее – правило хорошего тона, которое прививали девушкам из интеллигентных семей с молоком матери.

Лицо Веры нельзя назвать традиционно русским типажом. В ней переплелись необычные восточные, или даже цыганские черты с типичной манерой смотреть вперед, характерной для русских. Последнее неудивительно – мать девочки имела итальянские корни, а отец до последнего отличался истинно московской деловой хваткой. Тем не менее, Елизавета Мамонтова (мать Веры), не отличалась красотой, но дочка ее на картине – само обаяние и непосредственность. Глядя на ее всколоченные темные волосы и глаза, устремленные в сторону, можно сказать, что эта девочка – неформальный лидер среди детворы. Кажется, что она лишь на миг заскочила в столовую, чтобы дать возможность Серову сделать несколько набросков портрета и, схватив персики, умчаться во двор. Этот живой ребенок с горящими черными глазами, загорелый на абрамцевском солнце, кажется, утверждает саму жизнь.

Импрессионистические мотивы картины прослеживаются не только в воздушной чистоте пространства и мимолетности мгновения, а и в игре солнечного света, которая странным образом сочетается с продуманно завершенной композицией. Фигура Верочки удачно вписана в обстановку столовой, она кажется вполне естественной, а свет и воздух наполняют не только столовую, а и мир за окном.

Картина не оставляет равнодушной никого – ее колорит свеж, образ гармоничен, а художественные образы удивительно сочетаются с жизненной правдой. Среди приемов импрессионизма в живописи Серов использовал свободные вибрирующие мазки – так передавалась игра светотени.

«Девочка с персиками» вышла замуж, родила троих детей, ее брак казался удачным, а будущая жизнь – счастливой, но… За год до смерти матери Вера заболела пневмонией и умерла. Ей было всего 32. Оранжереи, где садовники Мамонтова выращивали вкуснейшие плоды в 1926 разобрали, а сама усадьба ушла с молотка. На развалинах строения, видевшего величайших творческих людей своей эпохи, начали строить светлое коммунистическое будущее. Протрет Веры Мамонтовой, написанный В. Серовым, тем не менее, продолжает петь гимн молодости и чистоте по сегодняшний день.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то