Литературный вечер в старшей группе на морально-нравственную тему: «Очень важный разговор. Сценарий нетрадиционного мероприятия с родителями литературная гостиная «Мама, папа, я — читающая семья

Разработал

воспитатель Смирнова М.М.

Развлечение «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КНИГ».

Цели: С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений.

Продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи).

Развивать речь. Пополнять словарь. Развивать чувство рифмы.

Воспитывать интерес к художественной литературе, любовь к русской народной сказке.

Оборудование: Книги, иллюстрации, аудиозапись спокойной музыки, цветные карандаши, бумажные круги, подслащенная вода.

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по интереснейшему миру литературы. Нас ждет полет на ковре-самолете, три остановки – в сказочном королевстве, в краю рассказов и в мире стихов. Усаживайтесь удобно, отправляемся. (Звучит музыка).

«Сказочное королевство»

Чем отличается сказка от рассказа? (Ответы детей)

В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами. Какие вы знаете волшебные предметы? (Ответы детей) Метла и ступа Бабы-Яги, волшебный клубок, волшебная палочка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка, кощеева смерть в яйце и т. п.

Дидактическая игра «Отгадай сказку»

Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее.

(Красная Шапочка)

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок

Покатился...

(Колобок)

У отца был мальчик странный,

Необычный - деревянный.

Но любил папаша сына.

Что за странный

Человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?..

(Буратино)

У Золушки с ножки

свалилась случайно.

Была не простою она,

а хрустальной …

(туфелька)

Всех важней она в загадке,

Хоть и в погребе жила:

Репку вытащить из грядки

Деду с бабкой помогла.

(Мышка из русской народной сказки "Репка ")

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кто же были эти

Маленькие дети?

(козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)

Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки.

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три медведя)

Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек - копытца.

Трое их - и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три поросенка)

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор... (Айболит).

Дидактическая игра «Чьи это слова?»

Детям предлагается назвать героя сказки, которому принадлежит фраза и название самой сказки.

«Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел»

(Колобок из сказки «Колобок»)

«Не садись на пенек, не ешь пирожок»

(Маша из сказки «Маша и медведь»)

«Печка, матушка, спрячь нас!»

(Сестрица из сказки «Гуси-Лебеди»)

«Кто колосок нашел? А кто зерно на мельницу носил? А тесто кто месил?

Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?

(Петушок из сказки «Колосок»)

«У меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы,

а зýбищи - я никого не боюсь!»

(Заяц из сказки «Заяц-хваста»)

«Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!»

(Лиса из сказки «Заюшкина избушка)

Динамическая пауза «Сказка даст нам отдохнуть».

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем - и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево-вправо десять раз.

Вот Дюймовочки слова:

Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Раз, два, три, четыре, пять.

Красной шапочки совет:

Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет.

Раз, два, три, четыре, пять.

Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять. (Дети повторяют описываемые движения.)

Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули? Снова в путь!

«Край рассказов»

Чем отличается рассказ от сказки? (Ответы детей)

В рассказах речь идет о том, что было на самом деле.

Дидактическая игра «К какому рассказу иллюстрация»

«Косточка» Л. Толстой

«Кто сказал «мяу»? В. Сутеев

«Вместе тесно, а врозь скучно» К. Ушинский

«Как муравьишка домой спешил» В. Бианки

«Лисичкин хлеб» М. Пришвин

«Мир стихов»

Чем отличаются стихи от рассказов?

Стихи записывают в столбик. Вот так. (Показ стихов в книге) А рассказы записывают в строчку. Вот так. (Показ прозы в книге). А еще в стихах некоторые последние слова созвучны.

А потом позвонили зайчатки:

Нельзя ли прислать перчатки?

В этих стихах созвучны последние слова – зайчатки и перчатки. А какие слова созвучны в следующих стихах?

А потом позвонили мартышки:

Пришлите, пожалуйста, книжки! (Ответы детей) Мартышки и книжки. Вы узнали, из какого произведения эти строчки? (Ответы детей) Из стихотворения «Телефон». А кто автор этого стихотворения? (Ответы детей) Корней Иванович Чуковский.

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Стала девочка котенка спать укладывать.

Вот тебе под спинку

Мягкую … перинку.

Сверху на перинку

Чистую … простынку.

Вот тебе под ушки

Белые … подушки.

(«Усатый-полосатый» С. Маршак)

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался …вскачь?

Я тебя ладонью хлопал.

Ты скакал и звонко … топал. («Мяч» С. Маршак)

Маша варежку надела.

Ой, куда я пальчик … дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не … попал!

(«Где мой пальчик» Н. Саконская)

Если бы у елочки были ножки,

Побежала бы она по … дорожке.

Заплясала бы она

Вместе с нами,

Застучала бы она … каблучками.

(«Елка» Е. Трутнева)

У Танюши дел немало,

У Танюши много дел,

Утром брату помогала –

Он с утра конфеты … ел.

(«Помощница» А. Барто)

Мама спит, она устала…

Ну и я играть … не стала.

Я волчка не завожу,

А уселась и … сижу.

(«Посидим в тишине» Е. Благинина)

Падал снег на порог

Кот лепил себе … пирог.

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог … утек!

(«Пирог» П. Воронько)

А потом позвонил медведь

Да как начал, как начал …. реветь.

(«Телефон» К. И. Чуковский)

Пальчиковая гимнастика «Мы на пальчиках считали» (по стихотворению И. Токмаковой)

Мы на пальчиках считали

И ужасно хохотали:

Разве это пальчики?

Это ж просто мальчики!

Вот большой, смешной толстяк,

Любит хвастать просто так.

Как дела? - спроси его.

Он подпрыгнет, крикнет: -Во!

Указательный поманит,

Погрозит, укажет путь,

А потом в носу застрянет:

Где-то ж надо отдохнуть!

Средний палец – злой мальчишка.

Щелкнет по лбу – будет шишка,

Щелк по шару – лопнет шар,

Щелк – и в обморок комар.

Безымянный до утра

Выбирает имена:

Может Петя? Или Вова?

Или Алла Пугачева?

Мальчик-с-пальчик? Карабас?

Все уж было тыщу раз!

Надоело, спать пора,

Лучше выберу с утра!

А мизинец – мой любимец!

Поведу его в зверинец,

Эскимо ему куплю–

Очень маленьких люблю!

(Детям предлагается нарисовать на маленьких бумажных кругах разные рожицы и наклеить их сладкой водичкой на пальчики. Можно сходить в «гости»: дотронуться большим пальцем поочередно к остальным пальцам).

Пора возвращаться нам домой. Раз, два, три, ковер, домой нас верни.

Подведение итогов.

Вам понравилось путешествие? Какое у вас настроение? Что вы чувствуете? Почему?

Что вам показалось самым интересным в нашем путешествии? Что показалось трудным?

Сценарий литературного праздника
в подготовительной группе детского сада

«В гостях у Есенина»

Цель: Знакомство с жизнью и творчеством С.А.Есенина

Задачи:

Продолжать знакомить детей с родным краем, формировать знания о достопримечательностях родного города.

Развивать у детей внимание, стимулировать проявление любознательности, развивать мышление, эмоциональную отзывчивость на поэтические произведения; совершенствовать грамматический строй речи; развивать связную речь; развивать выдержку и ориентировку в пространстве; упражнять в быстром беге.

Воспитывать любовь к малой родине, бережное отношение к наследию родного края, своего народа, чувство гордости за поэта-земляка; воспитывать стремление сохранять национальные ценности.

Материалы и оборудование:

Зона в музыкальном зале, оформленная в стиле старинной русской избы (печка, деревянный стол, лавки, кровать, самовар, сундук), граммофон (поделка-имитация), альбом с фотографиями из жизни Есенина, репродукциями картин русских художников; книга стихотворений Есенина; музыкальные аудиозаписи песен на стихи Есенина

Предварительная работа : беседа о великом русском поэте; просмотр диафильма о С.А.Есенине; экскурсии в Константиново; словарная работа: маховик времени, сундук, земляк, глубинка, символ России, колыбель, пластинка, граммофон, репертуар, самовар, печка.

Ход занятия

Воспитатель. Дорогие ребята! Я очень рада видеть вас всех сегодня в прекрасном настроении! За окном золотая осень. Ее мы любим за щедрость, ясные дни, за красоту лесов, писанных золотой и багряной красками. А кому из вас нравится это время года и почему? (ответы детей)

Ребенок 1 . Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера…

Ребенок 2. Снова осень к нам явилась в сентябре,

Часто дождь играть мешает во дворе.

Но зато, какие краски, посмотри,

На кустах, на всех деревьях у листвы…

Воспитатель. А давайте в такой чудесный день отправимся с вами в путешествие! Пусть нам поможет в этом наш маховик времени. Интересно, куда он нас отправит с вами на этот раз? Я уверена, что путешествие будет увлекательным. Только с собой нам нужно будет взять вот этот ключ. Не знаю, от чего он, но, мне кажется, он нам пригодится. Давайте возьмемся за руки, закроем глаза и… В путь!

(звучит музыка, открывается занавес, за которым оборудована комната русской избы: печка, деревянный стол, самовар, окно с занавесками, деревянный стол, стул, кровать, этажерка, на полу - дорожка, сундук. Дети открывают глаза)

Воспитатель. Ребята, интересно, где это мы? Давайте оглядимся вокруг. Как вы считаете, мы попали с вами в прошлое или будущее? (ответы детей) А какие предметы быта указывают на то, что мы в прошлом? (ответы детей) Интересно, чей это дом? Кто в нем жил? Ребята, у нас ведь с вами есть ключ! Мне кажется, что он поможет нам дать ответы на все вопросы. Но только от чего этот ключ? Давайте еще раз посмотрим вокруг и подумаем (дети оглядываются вокруг, дают варианты ответов и указывают на сундук). Попробуем открыть этот сундук. (открывает сундук, в котором много разных предметов. Предлагает ребенку достать что-нибудь. Ребенок достает листок календаря). Ребята, вам говорит о чем-нибудь дата 3 октября? (ответы детей) Сегодня тоже 3 октября! Давайте посмотрим, что еще лежит в сундуке. (второй ребенок достает книгу, отдает воспитателю). Это очень старая книга, со временем страницы пожелтели, не всё можно прочитать, но я попробую, а вы мне поможете.

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно… (дети: серебром)

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое… (дети: скатилось)

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри… (дети: завила)

Если кликнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая.

Дайте… (дети: Родину мою)

Воспитатель. Ребята, а кто-нибудь из вас помнит, кто автор этих замечательных строк?

Дети. Эти стихотворения написал С.А.Есенин.

Воспитатель. Правильно, ребята! И я, кажется, поняла, где мы с вами. Не случайно маховик времени отправил нас именно сюда. Потому что 3 октября в небольшом селе Константинове, что на Оке, недалеко от Рязани, родился наш поэт-земляк С.А.Есенин. А как вы, ребята, понимаете значение слова «земляк»? (ответы детей. Воспитатель обобщает: «земляк - рожденный с кем-нибудь в одной местности). И сегодня мы оказались с вами в доме, где родился Сергей Есенин. Давайте посмотрим, что еще лежит в сундуке (3-й ребенок достает альбом с рассыпанными фотографиями, отдает воспитателю). Ребята, посмотрите - это альбом с фотографиями из жизни поэта. Только они все рассыпались. Давайте попробуем расставить их по порядку. Итак, мы уже догадались с вами, что речь сегодня пойдет о С.А.Есенине. И его портрет - первая фотография в альбоме. Это известный не только в нашей стране, но и во всем мире поэт. Его стихотворения пронизаны особой теплотой, сердечностью и эмоциональностью. Многие из вас знают его стихотворения наизусть. Кто хочет почитать?

1-й ребенок: «Низкий дом с голубыми ставнями…»

2-й ребенок: «Гой ты, Русь моя родная…»

Воспитатель. Ребята, как вы считаете, о чем в этих стихотворениях писал поэт? (ответы детей, главный правильный - о Родине). Совершенно верно! Сергей Есенин родился в самом центре России, в глубинке, где прекрасная природа, вольные луга, чистый воздух. Село Константиново вытянулось вдоль высокого берега Оки. С обрыва открываются взору безбрежные дали за рекой, заливные луга, лесные просторы. Есенин рос среди раздолья природы, и природа научила его «любить на этом свете всё, что душу облекает в плоть». Он полюбил эту неброскую красоту и воспевал ее в своих произведениях. «Чувство Родины - основное в моем творчестве», - говорил Есенин (рассказ сопровождается показом фотографий). И я думаю, в альбом мы можем поместить эти фотографии с изображением родного края, где родился поэт. Я предлагаю еще раз заглянуть в сундук. (4-й ребенок достает платочек). Ребята, как вы думаете, для чего нужен платок, кроме как для соблюдения правил гигиены? (ответы детей, в т.ч.: с ним можно поиграть). Правильно! В детстве Сергей Есенин был неистощим на выдумки, игры, дышал атмосферой народной жизни. Он рос задирой, забиякой, инициатором детских игр.

Худощавый и низкорослый,

Средь мальчишек всегда герой.

Часто, часто с разбитым носом

Приходил я к себе домой.

Воспитатель. Ребята, а какую народную игру с платком вы знаете? (дети: «Гори, гори ясно»). А еще Сережа Есенин, будучи ребенком, подолгу пропадал на рыбной ловле. Со взрослыми бывал на сенокосе, знал с детства крестьянскую работу. По вечерам не затихали в лугах песни, пляски, кругом слышались шутки и смех.

Я люблю над покосной стоянкою

Слушать вечером гуд комаров.

А как гаркнут ребята тальянкою,

Выйдут девки плясать у костров.

Воспитатель. Ребята, тальянка - это разновидность гармони. Навсегда сохранил поэт воспоминания о днях, проведенных под отчим кровом. Заглянем еще раз в сундук (5-й ребенок достает лист березы). Как вы считаете, с какого дерева этот лист? (ответы детей, правильный: березовый). А о каком дереве Сергей Есенин в своих стихотворениях говорит особенно тепло и нежно? (ответы: береза). Именно березу поэт считал символом России. Мы хорошо с вами знаем стихотворение, посвященное зимней березе. Кто хочет почитать? (ребенок читает наизусть стихотворение «Белая береза»). Давайте добавим в альбом фотографию березы. С раннего детства поэт полюбил русскую природу, он чувствовал себя ее частью, поэтому его стихи о природе так светлы и нежны. Многие художники, восхищенные и вдохновленные стихами Есенина, писали свои картины. Я предлагаю вам посмотреть некоторые из них (которые висят на стенах) и подумать, каким стихотворениям Есенина они могли бы соответствовать. (А.И.Куинджи «Березовая роща» - «Отговорила роща золотая…» И.Э.Грабарь «Февральская лазурь» - «Над окошком месяц…» И.Левитан «Золотая осень» - «Закружилась листва золотая...»). Предлагаю вам дополнить наш альбом фотографиями и в очередной раз заглянуть в сундук (фоном звучит «Колыбельная» на стихи Есенина «Вечер как сажа…». 6-й ребенок достает пуховый платок и игрушечную колыбель). Ребята, как вы думаете, о ком сейчас пойдет речь? (ответы детей, правильный: о маме). Правильно. Огромное влияние на будущего поэта в юные годы оказала его мама - Татьяна Федоровна Есенина (показывает фотографию). Любовь к матери Есенин сохранил и пронес через всю жизнь. В самые трудные минуты одиночества он обращается к матери как к самому верному другу (читает «Письмо матери»). Добавим фотографию в альбом. Большое влияние на поэта оказала также его бабушка, Татьяна Евтеевна Титова (показывает фото). Стихи Есенин начал писать рано. Научившись читать в 5 лет, отличаясь хорошей памятью, юный поэт начал фантазировать, переделывать сказки с плохими концами, которые рассказывала бабушка (ребенок читает стих. «Бабушкины сказки»). Давайте фотографию бабушки добавим в альбом. Предлагаю посмотреть, что еще осталось у нас в сундуке (7-й ребенок достает пластинку). А кто из вас знает, что это? (ответы детей) Это пластинка. Она похожа на современный СД-диск, который можно прослушивать на плеере. А я сейчас заведу граммофон, и мы послушаем, что записано на пластинке (песня «Отговорила роща золотая…»). Вы со мной согласитесь, что стихи Есенина подкупают своей легкостью, ясностью, в них хорошо слышится мелодия? Именно поэтому многие стихи Есенина положены на музыку. В нашей Рязанской филармонии часто проходят выступления Государственного академического Рязанского русского народного имени Е.Попова хора, исполняющего песни на стихи Сергея Есенина. Хор - жемчужина русской культуры, обязательно вместе с родителями посетите его концерты. Предлагаю для нашего альбома найти фотографию хора (помещают фото в альбом). Ребята, много лет прошло с тех пор, как С.А.Есенин писал стихи. Но благодарные рязанцы не забывают своего великого земляка. Имя Есенина и сейчас тесно связано нашим городом. Есть много мест в Рязани, которые носят его имя. Я вам предлагаю среди фотографий найти такие места Рязани и добавить их в альбом (фото улицы Есенина, памятник Есенину в кремле, РГУ им. С.А.Есенина, библиотека имени С.А.Есенина).

Подведение итогов и сюрпризный момент

Воспитатель. Молодцы! Сколько сразу фотографий добавили в альбом! Однако на страницах альбома остались пустые места. Чем старше вы станете, тем большим количеством фотографий из жизни нашего великого земляка он будет пополняться. Мы должны гордиться и помнить, что живем в Рязани, на родине великого поэта Сергея Есенина. А помогать вспоминать сегодняшнее путешествие в прошлое нам будет этот фотоальбом. Понравилось вам путешествие? А сейчас вы чувствуете этот изумительный запах? Это запах пирожков из русской печки! Приглашаю вас на чаепитие - самовар и пирожки готовы!

Литература

Есенин С.А. Собрание сочинений в 2 томах. - М.: Современник, 1990.

Воронова О. Е. Сергей Есенин и русская духовная культура. — Рязань: Узорочье, 2002.

Куняев Ст. Ю., Куняев С.C. Сергей Есенин. — М.: Мол. гвардия, 2005.

Лекманов О., Свердлов М. Сергей Есенин: Биография. — М.: Астрель, Corpus, 2011.

Скороходов М. В. Сергей Есенин: истоки творчества (вопросы научной биографии) / Отв. ред. Т. К. Савченко. — М.: ИМЛИ РАН, 2014.

Юсов Н. Г. Известный и неизвестный Есенин. — М.: Новый индекс, 2012.

Сценарий

нетрадиционного мероприятия с родителями

литературная гостиная

«Мама, папа, я - читающая семья»

Разработали:

Зам. заведующего по УВР

МБДОУ д/с №20,

Ващенко А.Ф.,

Воспитатель

Бульбас Н.П.

Цель : выяснить насколько много или мало читающих семей в нашей группе. Достаточно ли времени родители уделяют своим детям дома для прочтения художественной литературы. Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми, улучшение детско-родительских отношений, стимулирование у воспитанников старшего дошкольного возраста познавательной активности, привития любви, интереса к книге и потребности в чтении.

Задачи :

Способствовать повышению интереса детей к книгам;

Формировать у дошкольников умение определять содержание литературных произведений по иллюстрациям, отрывкам из книг;

Формировать умение у детей свободно высказывать свои мысли;

Воспитывать у дошкольников уважение к труду писателей и поэтов.

Оборудование: книги, кубики с изображением сказочных героев; иллюстрации к известным сказкам и произведениям, для показа на мультимедийной доске (ИКТ); фишки и призы (книги) для викторины; запись музыкальной разминки «Колобок» и «Разминка сидя».

Ход мероприятия :

Зал украшен иллюстрациями из известных сказок и выставкой поделок и рисунков совместного творчества родителей и детей «Мои любимые сказки».

Воспитатель :

Дорогие родители! Сегодня у нас не совсем обычная встреча. Мы собрались сегодня, чтобы обсудить вот какой вопрос: насколько много и часто вы читаете детям книги, сказки.

Вы спросите: «А зачем детям нужны сказки?». Многие века дети слушали русские народные сказки. Их рассказывали бабушки, мамы и няни. Сейчас родители и бабушки разучились рассказывать сказки, но читать-то ещё не разучились? Ребенок, слушавший сказки с детства, вырастает здоровым душой. Нельзя читать каждый день новую сказку, потому что раньше наши предки рассказывали сказку столько раз, чтобы ребенок успевал бы её выучить наизусть. Только так малыш может усвоить те нравственные категории, которые были заложены в сказке. Поэтому читайте детям вслух, чтобы в будущем ваш ребенок поступал так, как поступают добрые герои из добрых русских сказок.

Книга – верный,

Книга – первый,

Книга – лучший друг ребят.

Нам никак нельзя без книжки,

Нам никак нельзя без книжки! –

Все ребята говорят.

Мама мне читает книжку

Про зайчишку и лисёнка…

Я б послушал про войнушку,

Только мама ведь – девчонка.

Будет ей, наверно, скучно,

Так, что даже зазевает.

Ладно, завтра про войнушку

На ночь папа почитает.

А сегодня про зайчишку

И про плюшевого мишку.

Хоть про мышку, хоть про шишку –

Всё равно, была бы книжка!

Книжку с мамой я читала,

А потом чуть-чуть устала.

Я проснулась, мама спит,

Книжка рядышком лежит.

Книжка называется

«Спящая красавица»

А сейчас давайте проверим знания наших детей и родителей о сказочных персонажах. Я предлагаю вам разделиться на две команды провести небольшой конкурс «Отгадай сказку». Я буду загадывать вам загадки по очереди, а вы отвечаете. Если же команда не знает ответ, то может ответить другая команда. За каждый правильный ответ получите фишку. В конце нашей встречи мы подсчитаем фишки, и у кого окажется их больше, тот выиграл.

И так, первый вопрос команде…..

1. Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё.

А ну, подскажите имя её. (Красная шапочка)

Следующий вопрос команде……

2. На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок,

Румяный бок

Покатился …. (Колобок)

3. Всех важней она в загадке,

Хоть и в погребе жила:

Репку вытащить из грядки

Деду с бабкой помогла. (Мышка из «Репки»)

4. Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кто же были эти маленькие дети? (Семеро козлят)

5. Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

6. Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький, крючком,

Вместо туфелек – копытца

Трое их – и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три поросенка)

Молодцы, ребята и родители! Вы все справились с конкурсными загадками.

А сейчас нас ждет очередной конкурс. Вам нужно отгадать героя сказки, которому принадлежат слова и назвать саму сказку. Слушайте внимательно. Чья команда первой поднимет руку, тому и отвечать. Выкрики с места за правильный ответ не принимаются, только поднятая рука.

1. Как выскочу, как выпрыгну – Пойдут клочки по закоулочкам. (Лиса из сказки «Лиса и заяц»)

2. Не садись на пенек, не ешь пирожок. (Маша из сказки «Маша и медведь»)

3. Печка, матушка, спрячь нас! (Сестрица из сказки «Гуси-лебеди»)

4. Кто колосок нашел? А кто зерно на мельницу носил? А тесто кто месил?

Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк? (Петушок из сказки «Колосок»)

5. У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи,

Не зубы, а зубищи – я никого не боюсь! (Заяц из сказки «Заяц – хваста»)

6. Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел… (Колобок из сказки «Колобок»)

Умницы! Вы все правильно отвечали и отгадывали героев сказки. Покажите мне, кто больше всех заработал фишек?

Наши детки немного засиделись. Давайте покажем, всем, как мы умеем танцевать. У нас как раз с вами последняя загадка была проколобка, и я предлагаю провести разминку «Колобок». Уважаемые родители, присоединяйтесь к нам!

Спасибо нашим юным талантам!

А теперь я хочу показать вам некоторые иллюстрации к знакомым сказкам. Думаю, что и дети, и родители легко угадают и узнают сказку по этим картинкам. (на мультимедийной доске показ слайдов с иллюстрациями к сказкам):

1. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

2. «Царевна-лебедь»

1. «Царевна-лягушка»

2. «Спящая царевна»

1. «Иван царевич на сером волке»

2. «Снегурочка»

1. «Три богатыря»

(за каждый правильный ответ выдается фишка)

Ведущий : - А вот ещё небольшое задание. Оно называется «Волшебные предметы». Вам необходимо по очереди ответить мне, какие волшебные средства - предметы были у сказочных героев? (на мультимедиа показаны герои сказок и их волшебные средства)

1. -У Буратино (золотой ключик).

2. -У Золушки (хрустальная туфелька).

3.-У Красной шапочки (корзиночка с пирожками).

1. -У Снежной королевы (волшебное зеркало) .

2. — Спящую красавицу усыпило (веретено).

3.-У Кощея бессмертного спрятана смерть (в яйце на конце игры)

Воспитатель: Мы немножко засиделись на месте. А давайте проведем разминку «Весёлый счёт».

Воспитатель : И последнее наше конкурсное задание называется «Хоровод сказок».

Команды так же отвечают по очереди.

· Какие слова говорил Иван – царевич, чтобы войти в избушку Бабы –Яги? («Избушка, избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом!»)

· Нос – особенная отличительная черта этого героя. (Буратино)

· Самый круглый сказочный герой. (Колобок)

· Очень грамотная знакомая Винни-Пуха. (Сова)

· Нет ни речки, ни пруда -

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца!

Что это за сказка? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

·Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет, бедняжка! (Снегурочка)

(командам за правильный ответ дают фишку).

Молодцы и дети и родители!

Уважаемые родители! Видно, что в ваши детские годы вы все-таки читали, а не смотрели телевизор и не просиживали за компьютером. Вот и наша с вами задача постараться сделать из наших детей читающих, любящих слушать и рассказывать сказки. Мы очень надеемся, что после нашего праздника вы всё же будете чаще брать в руки книгу, а не включать детям мультики!

На этом позвольте закончить наш вечер. А чтобы вы не ушли от нас с пустыми руками, вас всех ждут подарки. Пусть эти книги станут началом вашей дальнейшей, набирающей обороты читающей семьи!

Приглашаю всех к самовару на душистый чай с бубликами!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Литературные вечера досуга и их значение

воспитатель литература сад детский

Цель-познакомить студентов с особенностями организации и проведения литвечеров досуга как одной из форм работы с книгой

1) дать информацию о значении литературы и особенностях проведения литературных праздников в разных возрастных группах

2) познакомить с методикой проведения в разных возрастных группах

3) место в работе детского сада

1. Литературные вечера досуга и литературные праздники.

2. Проведение литературных праздников в разных возрастных группах.

3. Формы проведения литературных вечеров.

4. Подготовка воспитателя к проведению лит праздников, разработка конспектов.

Особое место в творческом воспитании и развитии детей занимают литературные праздники.

Литературные праздники как бы закрепляют и обобщают многообразные художественные впечатления, знания и умения детей, они включают в себя разные виды детской деятельности (чтение и рассказывание, пение и танцы, слушание, просмотры и инсценировки). Они - результат работы воспитателя, ее итог, «венец делу».

Как лучше подготовить литературный праздник - утренник или вечер развлечений?

Прежде всего, необходимо очень точно определить тему вечера, его конкретную цель. Довольно часто, воспитатели организуют «Книжкины именины», «Праздники книги» в детском саду. Несмотря на большую затрату усилий воспитателей, детей, родителей на подготовку и оформление праздника, он иногда не приносит ожидаемого удовольствия, получается слишком утомительным, длинным, сумбурным. В чем причина неудачи? Прежде всего, в несоответствии темы возможностям детей дошкольного возраста. Тема, сформулированная как «Праздник книги», оказалась слишком широкой. На таком празднике говорилось, игралось, пелось обо всем: о народных сказках и сказках Пушкина, о Толстом и Горьком, Маршаке и Чуковском. Этот калейдоскоп больших имен и прекрасных произведений оглушил детей, не дал возможности сосредоточиться на содержании произведений, насладиться их восприятием и исполнением.

Наилучшим праздником в детском саду будет праздник с одним сюжетом (например, «Сказки А.С. Пушкина», «Книги про животных», «Сказки К.И. Чуковского» или др.). Подобная тема даст возможность точно определить цель утренника (доставить детям радость от встречи с любимыми произведениями, расширить представление о творчестве писателя, вызвать интерес к теме и т.п.), сосредоточить внимание детей на содержательной стороне праздничного действия.

Для проведения литературного вечера необходимо разработать сценарий - основу праздника, его план. Сценарий чаще всего пишется в форме прямой речи, он определяет последовательность сменяющихся действий (чтение, игры, представления и др.).

Еще одно из важнейших условий успеха вечера - правильный выбор ведущего или ведущих. Ведущий на детском вечере не конферансье, объявляющий те или иные номера, а добрый хозяин, создающий атмосферу праздничности. От его артистичности, культуры, обаяния, умения легко общаться, видеть и вовлекать в действие всех присутствующих зависит успех встречи детей с искусством слова.

Часто ведущие и другие действующие лица на вечере выступают в каком-то образе. На вечере, посвященном устному народному творчеству, это могут быть сказочник и сказочные персонажи, на вечере, посвященном творчеству С.Я. Маршака, - почтальон, пожарный, Человек рассеянный, творчеству К.И. Чуковского - доктор Айболит, Мойдодыр и др. Встреча с героем книги, его узнавание, непосредственный контакт с ним, обязательно предусмотренный сценарием, доставляют детям эстетическое наслаждение, побуждают к активному «общению» с литературным произведением.

При разработке сценария литературного вечера необходимо помнить, что он должен быть построен на максимальной творческой активности всех детей - участников утренника. Ведущий - безусловно хозяин праздника, однако он не должен заслонять собой детей. Именно они - главные действующие лица любого праздника.

Важно, чтобы в сценарии разумно сочетались разные виды детской активности: физическая активность (действия, пляски, игры, аттракционы, чтение стихов и т.п.) и внутренняя умственная активность (слушание, просмотр, решение литературных задач, отгадывание загадок и др.). При этом необходимо чувство меры: большое количество элементов оформления, разнообразие внешней деятельности могут увести внимание от самого главного в литературном вечере - встречи с книгой. Художественное слово, творчество писателя обязательно должно быть в центре сюжета праздника.

Литературный вечер может предусматривать различные сюрпризные моменты, например, исполнение желаний детей (по программе) с помощью лепестков цветика-семицветика; заранее, втайне от детей подготовленное выступление родителей с чтением любимых стихов Пушкина (на Пушкинском празднике), просмотр кукольного или теневого театра и т.п. Главное, чтобы литературный вечер ни в коем случае не напоминал речевое занятие. Яркая праздничность в сочетании с простотой, естественностью, непринужденностью в поведении каждого из участников - вот необходимые условия для создания нужной атмосферы на детском празднике. Доставить детям радость, дать возможность активно участвовать в празднике, посвященном сказке, любимому поэту или писателю, - значит ставить им долгую память о встрече с книгой.

Литературному развитию детей способствуют утренники, вечера досуга, посвященные творчеству писателя или поэта, вечера сказок, загадок, литературные викторины (по народным сказкам, по произведениям одного автора, по хорошо знакомым книгам разных писателей). Объединение разного вида искусств - музыки, художественной литературы, изобразительного искусства создает праздничную атмосферу.

Все формы работы по знакомству детей с художественной литературой вне занятий воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей.

Вечера досуга, которые еще называются вечерами развлечений, проводятся в детском саду раз в неделю. Тематика их может быть самой разной. Это может быть спектакль, музыкальный вечер, спортивные соревнования, просмотр мультфильмов и многое другое. Все зависит от возраста детей, направления работы детского сада, технических условий.

Вам понадобится

Театр игрушки;

Театр картинок;

Теневой театр;

Пальчиковый театр;

Театр перчаточных кукол;

Компьютер;

Мультимедийное оборудование;

- «минусовки» детских песен и музыкальных спектаклей;

Звуковое оборудование;

Костюмы;

Декорации;

Сценарии вечеров развлечений и спектаклей по сказкам.

Инструкция проведения:

1. Для детей раннего и младшего дошкольного возраста подготовьте спектакль. Дети этого возраста в основном являются зрителями, сами они еще мало что могут. У них наглядно-образное и наглядно-действенное типы мышления преобладают над остальными, поэтому им все необходимо показывать. Театр игрушек представляет собой показ сказки на столе. Никакой ширмы нет, персонажи передвигаются по поверхности. Дети это видят. В качестве декорации можно использовать строительный материал. Для театра картинок найдите подходящие иллюстрации, распечатайте их на цветном принтере и наклейте на фланель или бархатную бумагу. Такие картинки во время рассказа появляются на фланелеграфе, и малышам это очень нравится. При наличии компьютера можно подобрать мультфильмы и устроить кинопросмотр. Он не должен быть слишком длинным, четверти часа вполне хватит.

2. Возможности детей среднего и старшего дошкольного возраста уже достаточно велики. Разные виды театра по-прежнему можно использовать, но ребятишки из старшей и подготовительной групп уже могут показывать сказки и сами. Это обычно вызывает очень большой интерес. К тому же современные технические средства позволяют сделать очень многое. Например, можно поставить самый настоящий мюзикл, если в садике есть подходящая звуковая аппаратура. Во многих детских садах это делается. Дошколятам такие «профессиональные» спектакли очень нравятся.

3. Не ограничивайтесь театром. Подготовьте, например, вечер, посвященный творчеству любимого писателя. В этом случае должна быть большая предварительная работа. Почитайте детям книжки, расскажите о жизни писателя, покажите его портрет. Можно дать задание нарисовать иллюстрации или сделать поделки по теме. Доступна дошкольникам и компьютерная презентация. С современными информационными технологиями многие дошколята уже знакомы. Подобрать нужные фотографии, рисунки и музыкальные произведения можно поручить кому-нибудь из родителей. Не забывайте о том, что дети не должны все время сидеть, поэтому необходимо сочетать разные виды деятельности. Например, в начале покажите презентацию, затем после танца или физминутки попросите кого-либо из детей почитать стихи. Закончить вечер развлечений можно драматизацией или подвижной игрой.

4. Иногда проводите вечера досуга вместе с родителями. Можно предложить, например, подготовить рассказ о своей семье. Попросите родителей подобрать интересные фотографии и видеоматериалы. Пусть каждая семья подготовит короткий рассказ. Такую «презентацию» можно разбить на несколько вечеров или приурочить, скажем, к Дню именинника.

5. Проведите виртуальную экскурсию. Детям можно предложить заранее расспросить бабушек и дедушек о самых интересных местах в вашем городе, об известных людях, которые здесь жили. Подберите видеофильм или сделайте флэш-анимацию. Таким же образом можно устроить экскурсию в музей.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Гуманизм как главный источник художественной силы русской классической литературы. Основные черты литературных направлений и этапы развития русской литературы. Жизненный и творческий путь писателей и поэтов, мировое значение русской литературы XIX века.

    реферат , добавлен 12.06.2011

    Ступени исторического развития литературы. Стадии развития литературного процесса и мировые художественные системы XIX–XX веков. Региональная, национальная специфика литературы и мировых литературных связей. Сравнительное изучение литературы разных эпох.

    реферат , добавлен 13.08.2009

    Правила и порядок проведения русской дуэли. Исследование роли дуэлей как способа защиты достоинства и чести человека на примере литературных героев: Онегин и Ленский, Печорин и Грушницкий, Базаров и Павел Петрович, Пьер Безухов и офицер Долохов.

    курсовая работа , добавлен 04.05.2014

    Чтение как важнейший элемент культуры и быта, его отражение в литературных произведениях и введение "читающего героя". Литературные предпочтения в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети". Круг чтения героев Пушкина. Роль книги в романе "Евгений Онегин".

    курсовая работа , добавлен 12.07.2011

    Общая характеристика русской литературной жизни начала XIX в. Появления разных литературных обществ, кружков, журналов, в которых происходил процесс кристаллизации эстетических идей, поэтических форм, стилей. Три пути литературного развития классицизма.

    курсовая работа , добавлен 04.09.2009

    Сопоставление литературных мистических образов, созданных Н.В. Гоголем с их фольклорными прототипами, выявление сходства. Место мистических мотивов в произведениях Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки" и "Петербургские повести", цели их введения.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2010

    Исследование литературно-эстетических взглядов К. Паустовского и литературных портретов с акцентуацией на художественных особенностях авторского изображения. Сравнительный анализ биографии А. Грина и портрета К. Паустовского "Жизнь Александра Грина".

    курсовая работа , добавлен 08.06.2011

    История заселения Урала. Анализ теории жанра сказа. Изучение генетических истоков образов и мотивов в литературных сказах С.И. Черепанова, С.К. Власовой, Н.Г. Кондратковской. Познавательное значение старинных народных преданий. Анализ произведений.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2012

    Сущность мотива как явления художественной словесности, изучение его повторяемости в повествовательных жанрах народов мира. Функционирование мифологических мотивов в литературе разных эпох. Особенности лейтмотивного построения лирического произведения.

    реферат , добавлен 19.12.2011

    Причины появления, проблематика полемической литературы на Украине. История и периодика полемических произведений. Обзор произведений этого жанра в конце XVI в. Специфика полемических литературных произведений XVII в., их значение для украинской культуры.

Ведущий:
Добрый день, ребята. Я надеюсь, что сегодня здесь собрались любители поэзии. Я приглашаю вас на наш литературный конкурс, посвященный
Дню поэзии , который отмечается с 21 марта 1999 года по инициативе ЮНЕСКО. И сегодня вам представится счастливая возможность принять участие в поэтическом состязании.

Как вы уже успели догадаться, хозяйкой сегодняшнего вечера будет поэзия, а долгожданными гостями – стихи .

Ведущий:
— Задумывались ли вы когда-нибудь, из-за чего в душе человека рождаются гениальные стихи? Отчего появляется удивительный дар, заставляющий обычные слова звучать по-новому, по-иному, от которых у людей сильнее бьётся сердце и захватывает дыхание? Как в двух строчках человек способен ощутить целый мир?

1 ученик:

Что станет с языком в делёком далеке?
Загадывать сегодня мы не будем.
Но нам хотелось, чтоб на русском языке
Писали честные порядочные люди.

2 ученик:

И лишь книголюбы сейчас понимают,
Что блага земные из книг к нам пришли.
За тех, кто читает! За тех, кто мечтает!
За книги – сокровище нашей Земли!

Ведущий:

Огонёк свечи давно стал символом поэтических вечеров. Предлагаю всем нам, следуя давней традиции, зажечь наш очаг поэтического вечера – эти свечи.

Участники вечера зажигают свечи.

3 ученик:

Вы, огнём сердечным,
Зажгли, огонь сей, бесконечный!
Пусть свет изгонит неудачи,
Пусть по плечу вам все задачи!
Пусть он не меркнет, пусть пылает
И в завтра путь нам озаряет!

Ведущий:

Мы очень рады, что наше приглашение приняли сотрудники школьной и сельской библиотек, а так же учителя русского языка и литературы.

Ведущая вечера представляет и приветствует библиотекаря школьной и сельской библиотек и учителя русского языка и литературы и даёт им слово.

4 ученик:

За труд, что так велик,
Вам ото всех почёт!
Кто сбережёт язык,
Кто сбережёт народ.
За то, что в душах детских
Не изгнаны в отстой:
Тургенев, Достоевский
И Пушкин, и Толстой!
Что вы культуры чашу
Не расплескать смогли.
Вам благодарность наша
Поклон вам до земли!
Ведущий:

— Предлагаю нашим гостя участвовать в роли жюри, которое рассудит наши команды.

Жюри занимает свое место.

Ведущий:
— Я считаю, что создание стихов сравнимо с полетом птицы. Научиться этому невозможно, а вот научиться понимать поэзию под силу каждому.
5 ученик:

Поэт на Руси – богоносец!
Тернист его жизненный путь.
Поэт на Руси – боготворец! —
Дано ему жизнь вдохнуть
В простые избитые истины —
В затертые словеса,
И в бальное платье воистину
Правду одеть, причесав.
Дано воскресить надеждами
Божественный в душах свет,
Возвышенно чистыми, нежными
Чтоб стали они в ответ…
Уходят поэты первыми
В туманные небеса,
Там Богу нужны, наверное,
Ангелов голоса!


Ведущая:
— Сегодня, 21 марта мы с вами отмечаем всемирный день поэзии. И в связи с этим обстоятельством хочется сказать о том, что этом году 6 -е июня мы будем отмечать 215 лет со дня рождения великого русского поэта А.С.Пушкина.

В этом году 15-го октября мы отметим ещё и день рождения Михаила Лермонтова. С того дня прошло уже 200 лет.

С их замечательными стихами мы все знакомы со школьной скамьи.

Ведущая:

Итак, а теперь для того, чтобы расцвела радуга ваших талантов нам нужно создать две команды, которые будут называться «Пушкинисты» и «Лермонтовцы».


Друзья мои, пусть брошен будет жребий!

Пора уж от презренной прозы

К поэзии нам с вами перейти!

(Создают 2 команды, выбирают капитанов и эмблемы, соответствующее теме мероприятия)

Конкурс «Сказочная поэзия»

Начнем мы с легкой разминки. Вам нужно записать ответы на листочках. Учитывается быстрота и правильность ответов.

1. Сильный, гордый, благородный,

Через вьюгу и мороз

По Лапландии холодной

На себе он Герду нес (олень)

2. На ветвях сидит не птица,

А сидит краса девица.

Над рекою в чаще:

Околдует, зазовет

И на дно утащит (русалочка)

3. Он стойко беды перенес,

Никто не видел его слез (оловянный солдатик)

4. В детстве все над ним смеялись,

Оттолкнуть его старались:

Ведь никто не знал, что он

Белым лебедем рожден (гадкий утенок)

5. Чуть женой крота не стала

И усатого жука!

Вместе с ласточкой летала

Высоко под облака (Дюймовочка)

Конкурс «Вспомни стихотворение»

Вам сейчас раздадут карточки с окончанием стихотворных строк, а вы должны вспомнить их начало и записать все четверостишие. А также надо вспомнить автора.

1. на пол;

Лапу;

Не брошу;

Он хороший.

2. дуб зелёный

На дубе том;

Учёный;

По цепи кругом.

3. солнце;

Чудесный;

Друг прелестный;

Проснись;

4. хозяйка;

Зайка;

Не мог;

Промок.

5. цокотуха;

Брюхо;

Пошла;

Нашла.

6. построим сами;

Над лесами;

Над лесами;

К маме

Конкурс «Учимся писать стихи»

Нелегко сочинять стихи, но мы вам поможем. Мы придумали первые и последние слова строчек, а вам осталось вписать слова по смыслу.

1. Лес ————- до небес.

Идем ————- найдем.

2. Не спешу ———- пишу.

В тетрадь————- пять.

Конкурс «Буриме»

Кто мне скажет, что такое «буриме»? Это старинная игра, которая появилась в XVII веке. На заданные рифмы пишутся четверостишья.

В этом конкурсе нужно подобрать рифму к названным словам: окно, день, кабан, пень, творог, трава, град, мошка.

Конкурс «Поэты нашего двора»

Участники презентуют стихи собственного сочинения на тему «Весна»

Конкурс «Цитаты из стихотворений »

Нужно вспомнить из каких стихов эти строчки. Команды отвечают по очереди.

1. «Мамы разные нужны,

Мамы всякие важны».

«А что у вас?» С. Михалков

2. «Вместо шапки на ходу

Он надул сковороду.

Вместо валенок перчатки

Натянул себе на пятки».

«Вот какой рассеянный» С. Маршак

3. «Красота! Красота!

Мы везем с собой кота!»

«Песенка друзей» С. Михалков

4. «Да здравствует мыло душистое

И полотенце пушистое…»

«Мойдодыр» К. Чуковский

5. «Вам, при вашей вышине,

Нужно ехать на слоне!»

«Дядя Степа» С. Михалков

6. «Крошка сын

Пришел к отцу,

И спросила кроха:

«Что такое

Хорошо

И что такое

Плохо?»

В. Маяковский

Конкурс «Детские поэты»

Каждой команде на листочках записать как можно больше известных детских поэтов.

Конкурс «Раскрой свой талант»

Те, кто приготовил и выучил стихотворение А.С. Пушкина или М.Ю. Лермонтова дома, получат отдельно приз.

Подведение итогов, награждение победителей

Ведущий:

В заключение нашего мероприятия послушайте стихотворение о книге.

6 ученик:

Книга – наш друг, большой и умный,

Не даст скучать и унывать:

Затеет спор – веселый, шумный,

Поможет новое узнать.

Расскажет книжка про героев,

На юг, на север поведет.

С ней даже космос как-то ближе:

Она на все ответ найдет.

И пусть девчонки и мальчишки,

Вся озорная детвора,

Сегодня скажут звонко-звонко:

«Спасибо, книжная страна!»

Сводная таблица баллов

№п/п

Название конкурса

Баллы

«Сказочная поэзия»

«Вспомни стихотворение»

«Учимся писать стихи»

«Буриме»

«Поэты нашего двора»

«Цитаты из стихотворений»

«Детские поэты»

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то