Педагогическая техника - один из важнейших элементов педагогического мастерства. Педагогическая техника как форма организации поведения педагога

Лена Свидрик
Педагогическая техника как форма организации поведения педагога

Думая о том, как стать хорошим педагогом, мы понимаем, что приходится работать над самим собой. Работа над собой – это труд, который занимает много времени. В этом труде педагог приобретает необходимые ему знания и умения.

Педагогу важно научиться владеть техникой речи, четко выражать свои мысли и чувства. В этом помогает ему умение управлять своим голосом, дикцией, дыханием, мимикой, пантомимикой. Так, можно сказать о том, что педагог настоящий артист в своей профессии.

Антон Семенович Макаренко (педагог) писал: «Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым… вести себя так, чтобы каждое движение его – воспитывало».

Исходя из всего сказанного, мы можем сказать о том, что ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА – это приобретенные педагогом знания и умения, которые позволяют ему видеть, слышать, чувствовать своих воспитанников, и передавать им знания.

Юрий Петрович Азаров (писатель, доктор пед. наук) говорил, что:

1. Развитая педагогическая техника помогает педагогу выразить себя в своей педагогической деятельности, раскрыть все лучшие качества его личности.

Педагог, владеющий педагогической техникой, уже не отвлекается на поиски нужного слова или объяснение сказанного неудачно, он не мучается от потери голоса – все его силы уходят именно на творческий подход в деятельности.

Владея педагогической техникой, педагог может быстро и точно найти нужное слово, интонацию, взгляд, жест, а так же сохранить спокойствие в стрессовых ситуациях. В решение таких проблемных ситуаций, педагог удовлетворяет личные потребности в своей профессиональной деятельности.

2. Педагогическая техника оказывает развивающее воздействие на качества личности.

Важная особенность педагогических техник состоит в том, что они формируются на индивидуальных особенностях педагога, как психологических, так и физических. Так, мы можем говорить о том, что педагогическая техника зависит от возраста, пола, темперамента, характера педагога, состояния здоровья.

Но если, педагог будет:

Работать над своей речью, у него будет развиваться мышление;

Работать над овладением методами саморегуляции, у него будет развиваться эмоциональная уравновешенность;

Постоянно использовать самонаблюдение, у него будет развиваться умение корректировать свои действия.

Хорошо, когда все умения педагога в области педагогической техники проявляются одновременно. Это помогает достичь наилучшего результата.

3. В процессе овладения педагогической техникой, педагог раскрывает все свои нравственные и эстетические позиции. Эти позиции показывают уровень культуры педагога (высокий, средний, низкий).

Культура педагога – это в первую очередь, культура личности. Такой человек способен брать на себя ответственность, регулировать конфликты, принимать совместные решения, принимать и уважать чужую культуру.

Культура личности формируется в процессе воспитания и обучения, под влиянием социальной среды и личной потребности в постоянном развитии.

Из всего сказанного, мы можем сказать о том, что педагогическая техника – это важный инструмент педагога, который он применяет ежедневно в своей деятельности.

Публикации по теме:

«Мастерская» как форма организации совместной деятельности взрослого и ребенка в контексте ФГОС дошкольного образования В связи с введением ФГОС ДО меняются подходы организации деятельности в детском саду. Ведущим видом деятельности становится совместная деятельность.

Групповая форма организации учебной деятельности школьников на уроках географии Закон Российской Федерации «Об образовании» определяет: образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека,.

Хочу познакомить вас с игрой, которая разработана по прицепу игры твистер, предназначена для проведения в игровой увлекательной форме диагностических.

В последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе.

Игра как ведущая деятельность и форма организации жизни дошкольников Гусельникова Т. А., воспитатель; Мурашова М. Ю., воспитатель; Одинаева Б. В., воспитатель; МАДОУ «Детский сад №56» г. Балаково Саратовская.

Игра основная форма организации педагогического процесса. "Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить". (М. Горький). Приказом Министерства образования и науки.

Понятие педагогической техники

Педагогическая техника - это умение использовать собственный психофизический аппарат как инструмент воспитательного влияния. Это - владение комплексом приёмов, которые дают учителю возможность глубже, ярче, талантливее обнаружить свою позицию и достичь успехов в воспитательной работе. Понятие «педагогическая техника» содержит две группы составляющих его частей. Первая группа связана с умением педагога руководить своим поведением: техника владения своим организмом (мимикой, пантомимикой); управление эмоциями, расположением духа для снятия лишнего психического напряжения, пробуждение творческого самочувствия; овладение умением социальной перцепции (техника управления вниманием, воображением); техника речи (управления дыханием, дикцией, громкостью, темпом речи). Вторая группа связана с умением повлиять на личность и коллектив: техника организации контакта, управления педагогическим общением; техника внушения и т.п.

Составляющие первой и второй групп педагогической техники направлены либо на организацию внутреннего самочувствия педагога, либо на умение это самочувствие адекватно проявить внешне. Поэтому мы, вслед за театральной педагогикой, условно будем разделять педагогическую технику на внешнюю и внутреннюю соответственно цели её использования.

Внутренняя техника - создание внутреннего переживания личности, психологическое настраивание учителя на будущую деятельность через влияние на ум, волю и чувства.

Внешняя техника - воплощение внутреннего переживания учителя в его телесной природе: мимике, голосе, речи, движениях, пластике. Рассмотрим, как учитель может научиться руководить собою, какая внутренняя и внешняя техника помогает ему в этом.

Внутренняя техника учителя

Самочувствие педагога не является личным делом, так как расположение духа его отражается и на учениках, и на коллегах, и на родителях школьников. Каждое слово учителя не только несёт информацию, а и передаёт отношение к ней. Оценка ученику за ответ - это и проявление того, как воспринимает его работу педагог, который влияет на отношения в классе, создаёт определённую атмосферу в обучении.

Учитель должен уметь сохранять работоспособность, владеть ситуациями для обеспечения успеха в деятельности и сохранения своего здоровья. Для этого важно работать над выработкой такого синтеза качеств и свойств личности, которые дадут возможность уверенно, без лишнего эмоционального напряжения осуществлять свою профессиональную деятельность:


  • педагогического оптимизма;

  • уверенности в себе как в учителе, отсутствия страха перед детьми;

  • умения владеть собою, отсутствия эмоционального напряжения;

  • наличия волевых качеств (целеустремлённости, самообладания, решительности).
Все эти качества характеризуют психологическую устойчивость в профессиональной деятельности. В основе её - положительное эмоциональное отношение к себе, ученикам, работе. Именно положительные эмоции активизируют и вдохновляют учителя, придают ему уверенность, исполняют его чувством радости, положительно влияют на отношения с детьми, родителями, коллегами. Отри-цательные эмоции тормозят активность, дезорганизуют поведение и деятельность, вызывают тревогу, страх, подозрение. А.С. Макаренко считал, что в детском коллективе может быть «постоянная бодрость, никаких пасмурных лиц, никаких кислых выражений, постоянная готовность действовать, радужное расположение духа, мажорное, весёлое, бодрое расположение духа». Мажорный тон коллектива помогает успешному продвижению к цели, преодолению трудности.

Учителю надо уметь играть, причём не только внешне. Доброжелательное выражение лица требуется не только для того, чтобы настроиться на мажор, но и для того, чтобы пробудить центры положительных эмоций и создать хорошее расположение духа. При такой игре приёмы поведения закрепляются и характер постепенно меняется. Учитель с искренней радушной улыбкой и сам ста-новится жизнерадостным. Если же плохое расположение духа не отступает, следует заставить себя улыбнуться, удержать несколько минут улыбку и подумать о чём-то приятном. Плохое настроение начнёт «размываться». Вы успокоитесь, и к вам может возвратиться присущий вам оптимизм. Если мы внешне не проявляем эмоций, это не исключает их отрицательного действия. На почве постоянных отрицательных реакций развиваются различные заболевания. Для их профилактики нужны не просто сдерживание, избегание ситуаций, которые вызывают отрицательные состояния, а и разрядка от отрицательных эмоций с помощью создания очагов защитного возбуждения, которыми могут быть музыка, общение с природой, трудотерапия, чтения книг (библиотерапия), юмор. Здесь поможет разумное увлечение спортом, что даёт «мышечную радость». Влияние на эмоциональную сферу - процесс сложный, и не всегда учитель способен достичь равновесия, стремясь пробудить положительные реакции. Для регуляции самочувствия следует обратиться и к интеллектуальной (развитие саногенного мышления), и к волевой сферам.

Какие пути волевого влияния? Это, прежде всего, обращение к собственному чувству долга в связи с осознанием социальной роли профессии, ценностными установками. Механизм влияния: сдерживание собственных действий, которые не совпадают с убеждениями, сверхзадачей; пробуждение активности в направлении достижения избранной цели жизни и деятельности. Формула учителя: «Мне нужно это сделать, так как моё предназначение...» Этот способ саморегуляции очень труден, поскольку связан с воспитанием устремлённости в целом, установок, но и надёжен, так как сформированные убеждения не дают педагогу отойти от цели. В критических ситуациях такой учитель всегда сможет сказать себе, сдерживаясь от вспыльчивости: «Я не могу себе позволить...»

Другой путь волевого влияния на самочувствие косвенный. Он состоит в контроле собственного физического состояния. Глубину эмоциональных переживаний мы изменяем, влияя на их внешнее проявление. Каждый из нас может контролировать мышечное напряжение, темп движений, речь, дыхание, а их изменение автоматически влияет па психическое состояние.

Кроме того, очень важно пользоваться самовнушением как комплексной системой саморегуляции, которая «задействует» эмоции, волю и сознание человека. Достигают его с помощью аутогенной тренировки, которая состоит в выполнении специальных упражнений, направленных на формирование у человека привычек сознательного влияния на разные функции организма - самовнушении.

Таким образом, руководить своим психическим состоянием можно. Для этого учитель имеет возможность воспользоваться определенным арсеналом средств развития внутренней техники.

Внешняя техника учителя

Важная предпосылка творческого процесса - гармоническое единство внутреннего содержания деятельности и внешнего его проявления. Педагогу следует научиться адекватно и эмоционально выразительно выражать своё внутреннее состояние, мысли и чувства.

Элементами внешней техники учителя есть вербальные (языковые) и невербальные средства. Именно через них педагог проявляет свои намерения, именно их «читают» и понимают ученики.

Невербальная коммуникация

Воспользуемся схемой О. Кузнецовой. Эта схема свидетельствует о широкой палитре средств выражения человеком своего отношения, и учитель должен работать над расширением и усовершенствованием репертуара влияния невербальными средствами. Конечно, не все они равнозначные, тем не менее, каждый из них «считывается» воспитанниками, усиливая или нейтрализуя впечатление от слов педагога.

К внешней технике учитель должен быть очень внимательным. Рассмотрим некоторые из её элементов. Имеем в виду внешние особенности и способы выражения своего «Я».

Внешний вид педагога должен быть эстетично выразительным.

Недопустимо небрежное отношение к своей внешности, но неприятно и чрезмерное внимание к ней. Главное требование к одежде учителя - скромность и элегантность. Витиеватая причёска, необыкновенный фасон платья и частые изменения цвета волоса отвлекают внимание учеников.

И причёска, и одежда, и украшения всегда должны быть подчинены решению педагогической задачи - эффективному взаимодействию ради формирования личности воспитанника. И в украшениях, и в косметике - во всём учитель должен придерживаться чувства меры и понимать ситуацию. Эстетичная выразительность выражается в приветливости, доброжелательности лица, в собранности, сдержанности движений, в скупом, оправданном жесте, в осанке и походке. Недопустимы для педагога кривлянья, суетливость, искусственность жестов, вялость. В движениях, жестах, взгляде дети должны ощущать сдержанную силу, полнейшую уверенность в себе и доброжелательное отношение.

Пантомимика - это выразительные движения всего тела или отдельной его части, пластика тела. Она помогает выделить во внешности главное, рисует образ.

Ни одна, даже самая идеальная, фигура не может сделать человека красивым, если ему не хватает умения держаться, подтянутости, собранности. Красивая, выразительная осанка воспитателя передаёт внутреннее достоинство. Прямая походка, собранность свидетельствуют об уверенности педагога в своих силах, вместе с тем сутулость, опущенная голова, вялость рук - о внутренней слабости человека, его неуверенности в себе.

Учитель должен выработать манеру правильно стоять перед учениками на уроке (ноги на ширине 12-15 см, одна нога немного выдвинута вперёд). Все движения и позы должны быть обозначены утончённостью и простотой. Эстетика позы не предполагает плохих привычек: покачиваний назад, топтаний, манеры держаться за спинку стула, крутить в руках посторонний предмет, почёсывать голову, потирать нос, держаться за ухо.

Следует обратить внимание на походку, ведь она также несёт информацию о состоянии человека, его здоровье, настроении.

Жест педагога должен быть органичным и сдержанным, без резких широких взмахов и острых углов. Преимущество отдаётся округлой и скупой жестикуляции. Следует обратить внимание и на такие советы: около 90% жестов следует делать выше пояса, так как жесты, сделанные руками ниже пояса, нередко имеют значения неуверенности, неудачи. Локти не должны держаться ближе, чем 3 см от корпуса. Меньшее расстояние будет символизировать никчёмность и слабость авторитета.

Различают жесты описательные и психологические. Описательные жесты (показ размера, формы, скорости) иллюстрируют ход мысли. Они редко нужны, но применяются часто. Значительно более важны психологические жесты, которые выражают чувство.

Основные требования к жестам: непринуждённость, сдержанность, целесообразность. Следует учитывать, что жесты, как и другие движения корпуса, чаще всего опережают ход высказываемой мысли, а не идут за нею.

Выработке правильной осанки помогают занятия спортом, специальные приёмы: вообразить себя стоящим на цыпочках, постоять возле стены и т.п. Очень важный здесь самоконтроль учителя, умение взглянуть на себя со стороны, достигнут ли пятый уровень мобилизации (подтянутый живот, приятно напряжённая спина, активный взгляд).

Для того чтобы общение было активным, следует иметь открытую позу: стоять лицом к классу, не скрещивать рук, уменьшить дистанцию, которая создаёт эффект доверия. Рекомендуются движения вперёд и назад по классу, а не в стороны. Шаг вперёд усиливает значимость сообщения, оказывает содействие сосредоточению внимания аудитории. Отступая назад, говорящий как бы даёт возможность слушателям отдохнуть.

Мимика - выразительные движения мышц лица. Нередко выражение лица и взгляд влияют на учеников сильнее, чем слова. Дети «читают» с лица учителя, угадывая его отношение, настроение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать определённые чувства: не следует нести в класс бремя домашних хлопот, неурядиц. Следует показывать лицом и жестами то, что касается де-ла, помогает выполнению учебно-воспитательных задач.

Широкий диапазон чувств выражает улыбка, которая свидетельствует о духовном здоровье и моральной силе личности. Важные выразители чувств - брови, глаза. Поднятые брови указывают на удивление, сдвинутые - сосредоточенность, неподвижные - покой, равнодушие, в движении - ув-лечение. Рассмотрим описание мимических реакций (схему 2).

Части и элементы лица Мимические признаки эмоциональных состояний

гнев презрение страдания страх удивление радость Положения рта открытый закрытый открытый закрытый Губы уголки опущены уголки подняты Глаза раскрытые или прищуренные суженные широко раскрытые прищуренные или раскрытые Яркость глаз блестят тусклые блеск не выражен блестят Положение бровей сдвинуты к переносице подняты кверху Уголки бровей Внешние уголки подняты кверху внутренние уголки подняты кверху Лоб вертикальные морщины на лбу и переносице горизонтальные морщины на лбу Подвижность лица динамическое застывшее динамическое

Схема 2. Описание мимических признаков эмоциональных состояний

Самыми выразительными на лице человека являются глаза. «Пустые глаза - зеркало пустой души» (К.С. Станиславский). Учителю следует внимательно изучить возможности своего лица, выработать умение пользоваться выразительным взглядом, избегать чрезмерной динамичности мышц лица и глаз («бегающие глаза»), а также безжизненной статичности («каменное лицо»). Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт. Контакт глаз (визуальный контакт) - взгляд собеседников, фиксированный друг на друге, что означает заинтересованность партнёром и сосредоточенность на том, о чём он говорит.

Визуальный контакт выполняет в отношениях с детьми такую важную функцию, как эмоциональное питание. Открытый, естественный доброжелательный взгляд прямо в глаза ребёнка важен не только для установления взаимодействия, а и для удовлетворения его эмоциональных потребностей. Взгляд передаёт детям наши чувства. Ребёнок наиболее внимателен, когда мы смотрим ему прямо в глаза, и более всего запоминает именно то, что сказано в такие минуты. Психологи заметили, что чаще, к сожалению, взрослые смотрят детям прямо в глаза в те минуты, когда поучают, упрекают, ругают. Это провоцирует появление тревожности, неуверенности в себе, тормозит личностное развитие. Запомните: визуальный контакт с учениками должен быть постоянным. И более всего он нужен для того, чтобы ученики ощущали доброжелательное отношение, поддержку, любовь.

Стремиться держать в поле зрения всех учеников. Визуальный контакт - это техника, которую нужно сознательно развивать. Межличностное пространство (дистанция общения) - расстояние между общающимися, характеризующее взаимодействие. Дистанцию до 45 см принято считать интимной, 45 см - 1 м 20 см - персональной, 1 м 20 см - 4 м - социальной, 4 - 7 м - публичной. Большее расстояние не даёт возможности чётко воспринимать мимику, ещё большее (12 м) - жесты и движения корпуса. Это приводит к появлению барьеров в общении. Изменение дистанции - приём привлечения внимания во время урока. Сокращения дистанции усиливает влияние.

Во время общения важно учитывать и расположение собеседников. Если общаются соперники, они сидят друг напротив друга; если это обычная беседа, а в особенности случайная - наискосок за столом, если друзья - рядом.

Мы рассмотрели лишь некоторые средства невербальной коммуникации, которые дают учителю возможность эффективно решать педагогические задачи. Вследствие невнимательности к владению этими средствами у учеников появляется равнодушие в отношении к учителю, его знаниям.

Как именно достичь внешней выразительности? Мы видим такие пути:


  1. научиться дифференцировать и адекватно интерпретировать невербальное поведение других людей, развивать умение «читать лицо», понимать язык тела, времени, пространства в общении;

  2. стремиться расширить личный диапазон различных средств путём тренировочных упражнений (развитие осанки, походки, мимики, визуального контакта, организация пространства) и само-контроля внешней техники;

  3. добиваться того, чтобы использование внешней техники происходило органично с внутренним переживанием, как логическое продолжение педагогической задачи, мысли и чувства учителя.
Таким образом, учителю следует не примерять образы, а проявлять внешнее содержание замысла педагогического действия, сняв «мышечные зажимы», скованность, чтобы внутреннее тепло мысли и чувства благородно сияли в его взгляде, мимике, слове.

Вербальная (языковая) коммуникация

Чаще всего общение между людьми связано с речью, которая становится инструментом воздействия. А так как каждый человек знает, что не только он, но и другие люди способны думать, хотеть, воображать, чувствовать, то он с помощью воздействий побуждает (или рассчитывает побудить) партнера думать, хотеть, воображать, помнить, чувствовать, быть внимательным.

Когда человек действует словом, то инструментом становится не только смысл произносимого, но и направленность речи на те или иные способности и свойства психики партнера.

Умение ориентироваться в интонационном многообразии и разноголосице человеческой речи необычайно ценно для учителя, поскольку львиная доля его труда связана с воздействием словом. Слово, адресованное к сознанию ученика, влияет на его деятельность, на его поведение.

Интерес педагога к совершаемым окружающими и им самим словесным действиям (воздействиям) проявляется в том, что он начинает придавать особое значение не столько тому, что говорилось, сколько тому, как говорилось. Он чувствует здесь какие-то важные секреты. Ведь мы каждый день общаемся с людьми, в речи которых постоянно присутствуют какие-то приятные или, наоборот, неприятные для большинства их собеседников оттенки. Манера разговаривать у одних людей обаятельна, у других - почему-то скучна и монотонна, так что самые, казалось бы, хорошие слова в их устах не производят должного эффекта.

Для театральной теории действий П.М.Ершовым были выделены типологические группы способов словесного воздействия: на внимание, на мышление, на память, на эмоции, на воображение, на волю.

Знание этих «чистых» способов словесных воздействий позволяет разбираться и в весьма сложных, полифонических словесных обращениях. Для того чтобы осознанно ориентироваться во всем многообразии способов словесных воздействий, существует классификация типологии простых словесных действий (исходных, основных, опорных):

воздействие на внимание партнера звать воздействие на эмоции (чувства) партнера ободрять укорять воздействие на воображение партнера предупреждать удивлять воздействие на память партнера узнавать утверждать воздействие на мышление партнера отделываться объяснять воздействие на волю партнера приказывать просить

В повседневной жизни применение того или иного способа словесного воздействия часто связано не столько с лексико-грамматическим содержанием словесного обращения к партнеру, сколько с индивидуальностью человека, с его привычным стилем поведения.

Индивидуальная беседа с учеником

Беседа как форма воспитательной работы в отечественной школе очень распространена. Но с точки зрения методики осмыслена недостаточно. Каждый педагог провёл со своими воспитанниками не одну сотню бесед. Но кто из учителей скажет достаточно исчерпывающе: как эти беседы следует вести, какие правила соблюдать, какие слова необходимо произнести? Наконец, какую из бесед можно считать удачной, результативной? Очень трудно ответить на эти вопросы в полной мере. А ведь учителя вступают в контакт с детьми постоянно, часто - без подготовки, нередко - в состоянии возбуждения, обиды, раздражения. Кто из учителей не испытывал чувства сожаления, даже вины, после словесного столкновения с учеником именно потому, что неправильно выбрал тон разговора, слова, место или время? И в результате надолго, если не навсегда, испортил отношение с воспитанником...

Воспитательная беседа с учеником - в высшей степени не простая процедура. Ведь надо учесть бесконечное разнообразие детей, их жизненный опыт, каким бы малым он ни был, принять во внимание внутренние, невидимые постороннему глазу проблемы и защиты, традиции и установки, унаследованные от родителей, формы поведенческих реакций, обусловленные типом нервной системы и моторикой.

Есть общие правила, которые должны иметь в виду педагоги, и частные правила - алгоритмы, которые целесообразно учесть классному руководителю, беседующему с ребёнком.

«Общие правила» - это вполне определённые принципы техники взаимодействия педагога с воспитанником, образующие психологический, нравственный фон, на котором происходит любая беседа. Сердцевина этого фона - личность педагога, его авторитет в глазах воспитанника, педагогическая позиция.

Принципы поведения людей в межличностных контактах, сформулированные Д. Карнеги, - это азбука поведения здравомыслящего культурного человека. Это жизненно необходимые этические нормы, которыми должен владеть социально развитый гражданин современного общества. И где же этому учить, как не в школе?

Принципы взаимодействия педагога и воспитанника


  1. Человек должен искренне интересоваться другими людьми.

  2. Понять, что хочет ваш собеседник.

  3. Проявляйте уважение к мнению вашего собеседника.

  4. Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.

  5. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям детей.

  6. Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник.

  7. Задавайте собеседнику вопросы, тем самым добиваясь, чтобы воспитанник сам оценил собственный поступок или поведение.

  8. Пусть ваш собеседник считает, что эта мысль принадлежит ему.

  9. Чаще выражайте детям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечайте каждый их успех. Будьте чистосердечны в своей оценке

  10. Создайте детям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.

  11. Давайте людям возможность спасти свой престиж.

  12. Взывайте к более благородным мотивам.

  13. Драматизируйте свои идеи, задевайте за живое, подавайте их эффектно.

  14. С самого начала беседы придерживайтесь дружелюбного тона.

  15. Единственный способ одержать верх в споре - это уклониться от него.

  16. Заставляйте собеседника ответить «да».

  17. Если вы не правы, признайте это быстро и решительно.

  18. Начинайте беседу с похвалы и искреннего признания достоинства собеседника.

  19. Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь. Улыбка ничего не стоит, но много даёт. Она длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда.

  20. Имя человека - самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
Принципы Д. Карнеги тонко диктуют требования к педагогической позиции воспитателя, методику индивидуальной беседы с ребёнком. Каждый такой разговор - очень нежное и в то же время ответственное «прикосновение к душе» (В.А Сухомлинский), проникновение во внутренний мир школьника.

Будем помнить : на разных возрастных этапах проблемы детей разные, и поэтому беседу следует проводить дифференцированно. В школе три главные возрастные группы: младшие школьники, подростки, юноши и девушки. Особенность их поведения связана с ведущими базовыми психосоциальными потребностями, с доминантами, которые определяют мотивацию, структуру внутренних проблем и, следовательно, способы их устранения (формы самопомощи).

Невозможно понять поведение ребёнка, а тем более изменить его, если мы не узнаем характер его потребностей и не удовлетворим их. Потребность - как жажда, как голод: пока не удовлетворена, ребёнок не будет вести себя правильно, социально приемлемо.

Структура потребностей человека такова:


  • младший возраст - потребность в защищённости, безопасности;

  • подростковый - потребность в признании, уважении, определённом социальном статусе среди сверстников;

  • юношеский возраст - потребность в смыслах жизни (т.е. жизненных целях, ценностях, идеалах, ради которых стоит жить);

  • взрослый - потребность в самореализации, самоосуществлении.
Кроме того, человек во все времена испытывает потребность в здоровье, в радости (удовольствии), в счастье. Естественной базовой потребностью является потребность в познании, деятельности. Другие многочисленные потребности вторичны и вытекают из базовых.

Знание ведущих потребностей дает педагогу методический ключ к построению индивидуального взаимодействия с воспитанником, в том числе к методике индивидуальной беседы.

Беседа с младшим школьником

Младший школьник живёт в отношениях преимущественно эмоциональных, до конца неосознаваемых переживаний. Если отношения богаты, разнообразны, наполнены положительными эмоциями, то ребёнок полноценно развивается: он весел, активен, открыт, добр, незлобен. Если же отношения неполноценны и он чувствует отчуждение окружающих: его бранят, им недовольны, его не ласкают, и ребёнок, как цветок без влаги и солнечного тепла, сохнет, увядает, сжимается. В нём растут обида, боль, которые рано или поздно перейдут в злобность, агрессию, на первый взгляд - немотивированную.

Бесполезно давать многочисленные советы - малыш их не запомнит. Необходимо одно: медленно, терпеливо менять отношение ребёнка к самому себе - поднимать его самооценку, внушать ощущение силы, повышать уверенность в себе и одновременно - учить нужному, конструктивному способу поведения. Инструмент «воздействия» при этом - внушение. Упражнения (тренировка) с дальнейшей постоянной поддержкой. Примерный алгоритм действий таков:


  • Выявите проблемы ребёнка, его скрытые психические защиты. Безответственность, неуравновешенность нервной системы. Потребуется как можно тщательнее изучить условия воспитания в семье, стереотипы поведения, состояние здоровья.

  • Выявите препятствие (чаще всего оно связано с заниженной самооценкой) и начинайте корректировать самоотношение, внушать необходимую модель поведения.

  • Организуйте изменение отношения окружающих. У школьника появились товарищи, ребята взяли его в свою команду.

  • Поддерживайте конструктивное поведение: похвалите в нужное время, зафиксируйте внимание сверстников на успехе, пусть и незначительном. Вовлекайте в процесс коррекции родителей, товарищей по дому, подъезду, двору (с помощью социального педагога).

  • Давайте индивидуальные поручения, которые ребёнку посильны и которые отвечают его способностям, интересам, склонностям (это хорошая тренировка конструктивного поведения). «Организуйте успех» в сложном для ребёнка деле. Особенно - в учёбе. Учебный успех в начальных классах - это 99% успеха в воспитании!

  • Для «страховки» вовлекайте в кружок, секцию, клуб, где бы успех и умение закреплялись.
Беседа с подростком

В подростковом возрасте этап семейного развития пройден, поле социального самоутверждения расширяется, семейные ценности, формы самоутверждения подвергаются переоценке. Новые способы поведения приходится осваивать «на ходу», в победах и поражениях. Подросток - экспериментатор поневоле. Синяки и шишки (в том числе душевные) постоянны, и хотя не видны, но очень болезненны. Подросток часто ощущает себя ни на что не годным, беспомощным и одиноким.

Референтной группой, эталоном самоидентификации становятся сверстники - мир беспощадный и жестокий, отличный от семьи, с её любовью и поддержкой родителей. Здесь признание необходимо завоёвывать самому. Нужны воля, знания, физическая сила, а их не хватает. Понаблюдайте подростков в игре, как ожесточённо они спорят, кричат, обвиняют друг друга. Они всё время состязаются, пробуя друг друга «на прочность». Развитие идёт трудно, болезненно. В подростке рождается субъектность, формируется «Я-концепция», самосознание. Значит, возникают собственные оценки, нормы, критерии, эталоны и образцы.

Развитие переходит в стадию саморазвития, воспитание - в процесс самовоспитания. И это нормально, эти изменения необходимо поддерживать и стимулировать. В этом возрасте особенно недопустимо унижать, оскорблять, подрывать самооценку подростка: в нём вызревает чувство собственного достоинства, которое можно назвать совестью, честью, духовностью, что составляет стержень личности, её нравственность, социальную ценность. Такова общая закономерность развития подростка, которая указывает тактику поведения воспитателя.

Начало разговора с подростком сразу же должно снять смысловой барьер, установить доверие. Здесь ни в коем случае не должно быть угроз, обвинений. Выражение вашего лица, тон, первые фразы должны рассеять страх, напряжение. Дайте ученику понять, что отношение ваше к нему не изменилось в худшую сторону. Первыми словами могут быть: «Я тебя понимаю, ты защищал своё достоинство перед друзьями», «Ты правильно сделал, что не струсил, не промолчал, стал действовать...», «Со мной был аналогичный случай...»

Слова могут быть другими, но за ними всегда должна стоять ваша вера в добрые намерения ученика: «Я знаю, ты хотел справедливости...»

Постарайтесь, чтобы подросток рассказал вам о событии. В процессе рассказа задайте уточняющие вопросы, чтобы ученик назвал подлинные свои действия: «ударил», «взял без спросу (украл)», «ответил грубо, неуважительно», «урок был сорван» и т.д. Добиться такого рассказа - честными и прямыми словами передать случившееся, - это значит, что ученик оценил себя, наказал себя, признал вину. Это уже самовоспитание. Спросите: как ученик сам оценивает своё поведение? Вы идёте дальше - добивайтесь честной, объективной оценки - важнейшего смысла и цели беседы.

После этого перескажите события. Говорите спокойно, бесстрастно, называя вещи своими именами: «развязал драку», «сорвал урок», «оскорбил учителя» и т.д. Затем дайте свою оценку случившемуся. Вплоть до перечисления статей Уголовного кодекса, под которые подпадает проступок ученика, если бы он был совершеннолетним.

Сопоставьте две оценки, ученика и вашу, что поможет окончательно выяснить суть дела. В этой части беседы ученик должен признать свою вину. Если же он не виноват и учитель неправ, признайте свою вину, иначе беседа не имеет смысла, а то и отрицательно скажется на воспитании, на ваших отношениях с ребёнком. Может быть, самый важный этап беседы - поиск вместе с учеником социально приемлемых моделей поведения. На этом этапе идёт обучение самоанализу, поиск оптимального поведения. И хоть это совместное действие, важно, чтобы подросток принял решение сам. А учителю останется похвалить его за мудрость и здравомыслие, дать поведенческую установку на будущее.

Как итог беседы - подчеркните ум, взрослость, подростка, выскажите уверенность в том, что в следующий раз он не совершит ошибки, ибо впредь будет думать, прежде чем что-нибудь предпринять.

Произнесите ключевую фразу: «Верю, что впредь подобного ты не допустишь и такого разговора больше не понадобится. Забудем о нём». Всё. Ваши отношения не разрушены, вы дали воспитаннику возможность сохранить свой имидж, высокую самооценку, чувство собственного достоинства. А это уже путь к созидательному, конструктивному поведению, образу жизни.

Беседа с учеником юношеского возраста

Ведущая потребность юношеского возраста - в смыслах жизни. Юноша ищет высшие ценности бытия: цели, идеалы, эталоны существования. Как жить? Для чего? Каким быть? Вот вопросы, на которые сознательно или неосознанно молодой человек ищет ответы. Перед собственным «Я» и перед людьми он должен сделать свой выбор.

Разговоры «про жизнь» хорошо вести с юношами в походе, у костра, по поводу умного кинофильма или книги. Взрослым они могут показаться абстрактными и ненужными, но молодым людям они нужны, как воздух.

По каким же правилам строить беседу со взрослым учеником?

Главная цель - привести собеседника к искреннему пересмотру тех целей и ценностей, ради которых было совершено действие. Доказательства искренности: переживание, раскаяние, слова извинения. Как всегда, беседу начните с признания достоинства, выражения доверия: «Я знаю, что ты искал справедливость, правду...», «Верю, что ты стремился действовать честно...», «Я благодарю тебя, что ты откровенно высказал то, что думаешь...», «Возможно, я бы на твоём месте действовал так же...»

Очень важно услышать от школьника слова: «Да», «Да, это правда», «Да, я хотел, как лучше». Это уже - точки соприкосновения, помогающие снять защитную реакцию.

Используйте и такой приём, как апелляцию к мнению окружающих.

Привлеките к беседе значимых для юноши лиц - родителей, друзей, юристов.

Диалог в беседе со взрослым учеником постарайтесь выстроить логично, аргументированно, вещи называть своими именами: подлость - подлостью, кражу - кражей. Постарайтесь добиться, чтобы юноша прямо и недвусмысленно оценил свой поступок. Честное признание и раскаяние - шаг к исправлению. Если молодой человек уклоняется от честной самооценки, то учитель сам должен прямо и недвусмысленно дать нравственную и общественную характеристику поступка. Это не значит, что после этого должно обязательно последовать наказание. Напротив, после столь напряжённой и трудной беседы необходима апелляция к разуму воспитанника: «Подумай на досуге...»

Иногда достаточно одного эмоционального аргумента. От этого зависит и продолжительность беседы, и количество слов.

Очень важно, как закончить беседу. Самое главное - дать юноше возможность «сохранить лицо», имидж среди друзей, родителей и в своих глазах. Нельзя, чтобы школьник чувствовал себя «побитым». Прозрение, очищение, торжество преодоления себя - вот состояние, которое должен ощущать ваш собеседник. Следуя заветам Д. Карнеги, педагогу следует всеми силами достигать то-го, чтобы юный воспитанник был рад делать то, что вы ему предлагаете, то, о чём вместе договорились делать.

Достижение выразительности педагогической техники - лишь одна из ступеней к педагогическому мастерству. Техника без осознания задач педагогического действия, без понимания мотивов деятельности учеников, истинной сути результатов взаимодействия останется пустой формой, бессодержательным непрофессиональным действием. А овладение её приёмами может осуществляться в контексте повышения общей педагогической культуры учителя.

Литература


  1. Ершова А.П. Словесные воздействия в работе учителя: педагогам о мастерстве общения с классом / А. Ершова, В. Букатов. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Классное руководство и воспитание школьников». Вып. 1).

  2. Зязюн И.А., Крамущенко Л.В., Кривонос И.Ф., Мирпшник Е.П, Семиченкп В.А., Тарасевич Н.Н. Педагогическая техника учителя // Школьные технологии. – 2005. - № 6. – С. 15классного руководителя. – 2007. – № 8. – С. 68–76

Педагогическая техника - форма организации поведения педагога. Знание, направленность и способности без умений, без владения способами действий - не гарантия высоких результатов.

Педагогическая техника включает две группы умений:

Первая группа умений - умения управлять собой, владение своим телом, техникой речи,

Вторая группа умений - умения взаимодействовать в процессе решения педагогических задач, это дидактические, организаторские умения.

Вникая с секреты успеха педагогов - мастеров, можно обнаружить отточенность приемов педагогического воздействия, искусную постановку и решение самых разнообразных практических задач. Важная роль здесь принадлежит специальным умениям: мобилизовать учащихся, ставить вопросы, общаться с коллективом и отдельной личностью, владеть своим настроением, голосом, мимикой, движением. “Воспитанник воспринимает вашу душу и ваши мысли не потому, что знает, что у вас в душе, а потому, что видит вас, слушает вас” - говорил А.С.Макаренко. Педагогическая техника как раз и способствует гармоническому единству внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его выражения.

Таким образом, педагогическая техника - совокупность приемов. Ее средства - речь и невербальные средства общения. Педагогическая наука отводит педагогической технике служебную роль и не сводит к ней сущность педагогического мастерства. Но нельзя бросаться и в другую крайность. Пренебрегать техникой тоже нельзя.

Понятие «педагогическая техника» состоит из двух групп компонентов:

Первая группа компонентов связана с умением педагога управлять своим поведением:

Владение своим организмом (мимика и пантомимика),

Управление эмоциями, настроением (снятие излишнего психического напряжения, создание творческого самочувствия),

Социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение),

Вторая группа компонентов связана с умением воздействовать на личность и коллектив и раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения:

Дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения;

Технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением, организация коллективных творческих дел.

Поскольку технология урока и воспитательного процесса будет рассматриваться в последующих темах, остановимся лишь на вопросах педагогической техники, связанных с организацией поведения педагога.

Исследования, проведенные рядом педагогов, выявили, что молодые педагоги очень часто допускают одни и те же ошибки.

Больше всего ошибок происходит от неумения побеседовать с учеником, его родителями, сдержать, или наоборот, проявить гнев, подавить неуверенность.

В сочинениях о первых уроках практиканты пишут, как неспокойны они за свою речь, как проявляют чрезмерную строгость, боялись доброжелательного тона, говорили скороговоркой, как бегали у доски и излишне жестикулировали, или стояли, окаменев и не знали, куда деть руки.

В осанке многих студентов обращает на себя внимание сутулость, опущенная голова, движения рук, вертящих различные предметы. Основным недостатком во владении голосом являются монотонность, безжизненность речи, отсутствие ее выразительности. Много индивидуальных недостатков в речи - нечеткая дикция, неумение найти оптимальный вариант громкости.

Все эти ошибки мешают педагогу активно воздействовать на учащихся, поэтому одна из задач обучения в университете - ликвидация этих недостатков.

В педагогической науке сложилось несколько подходов к пониманию составляющих педагогического мастерства. Одни ученые считают, что это сплав интуиции и знаний, подлинно научного, авторитетного руководства, способного преодолевать педагогические трудности, и дара чувствовать состояние детской души, тонкого и бережного прикосновения к личности ребенка, внутренний мир которого нежен и хрупок, мудрости и творческой дерзости, способности к научному анализу, фантазии, воображения. В педагогическое мастерство входят наряду с педагогическими знаниями, интуицией такжеумения в области педагогической техники, позволяющие воспитателю с меньшей затратой энергии добиться больших результатов. Мастерство учителя при этом подходе предполагает постоянное стремление выйти за пределы достигнутого. Педагогическое мастерство складывается из специальных знаний, а также умений, навыков и привычек, в которых реализуется совершенное владение основными приемами того или иного вида деятельности. Какие бы частные задачи ни решал педагог, он всегда является организатором, наставником и мастером педагогического воздействия. Исходя из этого, в мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельные части: мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей; мастерство убеждения; мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности и, наконец, мастерство владения педагогической техникой. В реальной педагогической деятельности эти виды мастерства тесно связаны, переплетаются и взаимно усиливают друг друга. Более прогрессивным представляется понимание педагогического мастерства как системы с позиций личностно-деятельностного подхода. Н. Н.Тарасевич, рассматривая педагогическое мастерство как комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности, к числу важнейших относит гуманистическую направленность личности учителя, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическую технику. Все эти четыре элемента в системе педагогического мастерства взаимосвязаны, им свойственно саморазвитие, а не только рост под воздействием внешних условий. Основой саморазвития педагогического мастерства выступает сплав знаний и направленности личности; важным условием его успешности - способности; средством, придающимцелостность, связанность направленности и результативности, - умения в области педагогической техники. Несмотря на определенные различия в рассмотренных подходах, в них подчеркивается, что в структуре педагогического мастерства в целом выражается личность и деятельность педагога.

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕНРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

"НОВОУРАЛЬСКАЯ ШКОЛА № 1, РЕАЛИЗУЮЩАЯ АДАПТИРОВАННЫЕ

ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ "

(ГКОУ СО "Новоуральская школа № 1")

Мутовкина Т.А., учитель

Индивидуальная педагогическая техника

учителя Мутовкиной Татьяны Анатольевны

Педагогическая техника - это комплекс знаний, умений, навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им на отдельных воспитанников и на детский коллектив в целом.

Педагогическая техника педагога является его индивидуальным стилем профессиональной деятельности . Существенное влияние на индивидуальный стиль деятельности оказывают: интеллект педагога, общая культура, уровень профессиональной подготовки учителя, особенности его характера и темперамента, присущие данному педагогу нравственные ценности.

Составной элемент педагогической техники - умение педагога управлять своим вниманием и вниманием учащихся. Очень важным для педагога является и умение по внешним признакам поведения обучаемого определять его душевное состояние.

Одним из факторов, способствующим выработке индивидуального стиля деятельности, является взаимодействие с коллегами . Совместная (коллективная) педагогическая деятельность содержит огромные возможности активизации и обогащения социально и личностно значимых потребностей учителей (в информационном обмене, в ситуативном лидерстве и в защите от некомпетентных оценок, во взаимопомощи, эмоциональном комфорте, творческом самоутверждении).

Творческий подход к деятельности является следующим компонентом, оказывающим влияние на выработку индивидуального стиля деятельности. Руководство процессами взаимодействия, коммуникации, общения в системе "учитель - ученик" является делом педагогического искусства. Оно не терпит стандарта и шаблона. Искусство учителя проявляется в том, как он строит композицию урока; какими способами он организует самостоятельную работу учащихся, включая их в решение учебно-познавательных задач; как он находит контакты и нужный тон общения с учащимися в тех или иных ситуациях школьной жизни. Словом, творчество - это не какая-то отдельная сторона педагогического труда, а наиболее существенная и необходимая его характеристика.

Главнейшим в деятельности педагога фундаментом его работы есть направленность его деятельности и профессионализм знаний. А.С. Макаренко неоднократно делал акцент на необходимости для учителя владеть приемами организации собственного поведения и влияния на ученика. Он ввел для обозначения этого явления понятие "педагогическая техника", которое напоминает педагогу о необходимости заботиться не только о сущности нашей деятельности, а и о форме проявления своих намерений, своего духовного потенциала. Ведь "воспитанник воспринимает вашу душу и ваши мысли не потому, что знает, что у вас на душе делается, а потому, что видит вас, слушает вас".

Понятие "педагогическая техника" состоит из двух частей.

    Первая связана с умением педагога руководить своим поведением:

Техника владения своим организмом (мимикой, пантомимикой);

Управление эмоциями, настроением (снятие излишнего психического напряжения, создание творческого самочувствия);

Социально - перцептивные способности (техника управления вниманием, воображением);

Техника речи (дыхание, дикция, громкость, темп речи).

    Вторая связана с умением повлиять на личность и коллектив, и раскрывает технологическую сторону процесса обучения и воспитания:

Техника организации контакта;

Техника внушения и т.п. (т.е. дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения; технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением)

Составляющие первой и второй групп педагогической техники направлены либо на организацию внутреннего самочувствия педагога, либо на умение это самочувствие адекватно проявить внешне. Поэтому можно условно разделить педагогическую технику на внешнюю и внутреннюю соответственно цели её использования.

Внутренняя техника - создание внутреннего переживания личности, психологическое настраивание учителя на будущую деятельность через влияние на ум, волю и чувства.

Внешняя техника - воплощение внутреннего переживания учителя в его телесной природе: мимике, голосе, речи, движениях, пластике. Сюда же можно отнести и визуальный контакт – техника, которую нужно сознательно развивать.

В начальных классах закладывается основа знаний и умений, еще только формируются учебные навыки. На протяжении долгого времени у младших школьников ведущей является игровая деятельность. В этих условиях мне, как учителю, при чтении или рассказывании часто приходится использовать различные голосовые модуляции для озвучивания животных или сказочных героев. Свои высказывания я сопровождаю жестами и мимикой для уточнения, дополнения, эмоционального аккомпанемента речи. Приходилось искать приемы удерживания внимания детей.

Постепенно у меня сложилась своя, индивидуальная, педагогическая техника.

При знакомстве с алфавитом в 1 классе большинству детей трудно соотносить звук и букву. Еще большую трудность они испытывают при чтении слогов и слов, т.к. происходит слияние звуков. Следовательно, сначала ребенку нужно придать правильное положение артикуляционному аппарату при чтении первой буквы, а затем изменить артикуляцию для произнесения следующего звука. Но как раз это и не может сделать обучающийся. Как ему помочь? Случайно, из неоднократных проб нашелся прием чтения при помощи кистей рук (похоже на сурдоперевод).

Выделяя звук в слове, мы "ловим" его (ко рту приставляем руку ладонью вверх, произносим слово, а на нужном звуке сжимаем ладонь в кулак).

Звук "А" – показываю пальцы, собранные в щепоть, а потом их открываю (имитация открывания рта при произнесении этого звука).

Звук "У" – вытянутые пальцы собраны вместе.

Звук "О" – указательный и большой пальцы соединены в кольцо, остальные направлены вверх

Звук "М" – пальцы собраны в щепоть.

Звук "Р" – пальцы, расположенные перпендикулярно ладони, поворачиваю несколько раз вправо-влево (дрожание языка).

Кроме того, буквы, цифры, правила помогают усвоить короткие стишки, которые легко запоминаются детьми:

Бедняжка буквы Ы

Ходит с палочкой. Увы!

Эта буква широка

И похожа на жука.

Тройка – третий из значков,

Состоит из трех крючков.

Половинка жука –

Получилась буква "Ка".

Стоп! Внимание!

Опасная компания:

ЖИ и ШИ

Пиши с буквой И.

Твердый согласный – сжимаем кулачок (камешек, лед), мягкий – обозначаем движением, которым гладят кошку.

Ударение в слове мы с моими учениками обозначаем ударом кулачка одной руки о раскрытую ладонь другой или можем "позвать слово из леса".

При знакомстве со сложными словами с двумя основами я "складываю" их. Например, слово "снегопад". Сказала слово "снег" в одну ладонь (как при выделении звука из слова), "падает" – в другую. Затем два кулачка сближаю до встречи, открываю ладони и произношу все слово "снегопад".

Такая техника помогает и на уроках математики.

Как мы сложные слова "складываем" при помощи кулачков, так мы двузначные числа "раскладываем по кулачкам". Например, число 23 – это 20 ("положили" в один кулачок) и 3 ("положили" в другой кулачок). Теперь можем решить пример: 23 – 20 (убрали за спину кулачок, в котором было число 20), осталось 3.

"12 карандашей разложили в 4 коробки поровну. По сколько карандашей в каждой коробке?" Сначала я действительно раскладываю карандаши по коробкам, и дети понимают, что для решения этой задачи нужно выбрать действие "деление". Затем заменяю этот процесс жестом: несколько раз провожу ребром одной ладони по раскрытой ладони другой руки. Постепенно дети начинают понимать суть действия, и им уже не нужны жесты.

У многих моих обучающихся монотонная, неэмоциональная речь, тихий или громкий голос, несформированное речевое дыхание. С целью формирования техники речи у детей учитель должен дать им образец своей речи. Для этого я использую физминутки, совместное чтение коротких текстов, заучивание стихов, инсценировки.

Сначала физминутки провожу я. Затем дети их запоминают и проводят сами, подражая моим интонациям, жестам, мимике. То же происходит при совместном чтении, заучивании детьми стихов, инсценировках. Постепенно дети запоминают эмоциональные, голосовые, жестовые шаблоны и начинают уже самостоятельно компоновать их и применять в соответствии с ситуацией или прочитанным текстом.

Важным моментом в своей педагогической технике считаю построение уроков по определенному плану. В этом случае дети знают, что если учитель сказал, например, фразу "Закрываем кассы", значит нужно выполнить это задание, открыть букварь и вставать на физминутку. Я считаю, что если обучающиеся знают, что их ожидает, это снимает неуверенность и страх перед неизвестностью и страхом с чем-то не справиться.

Это совсем не означает, что все уроки и занятия я провожу стандартно и уныло. И уж совсем не исключает творческого подхода в моей работе. На уроках я не только просто учу детей чему-либо, выдаю какую-то тему – я с ними беседую, советуюсь, играю, инсценирую, пою и много чего другого делаю в зависимости от ситуации.

В заключении хочу отметить, что считаю невозможным и неправильным копирование педагогической техники одним учителем у другого. Ведь каждый педагог – это человек со своим характером, темпераментом, взглядами на жизнь и т.д. А скопировать другого человека невозможно.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то