Х.к. андерсен

Место работы, должность: — МОУ СОШ п. Индустриальный Екатериновского района Саратовской области.

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — Цели урока: Формировать навыки анализа художественного произведения, развивать навык вдумчивого чтения; Углубить и обогатить нравственные понятия. Способствовать становлению эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру; Способствовать развитию фантазии, воображения, творчества учащихся. Цели, ориентированные на развитие личности учащегося: Создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировтать своё мнение. Содействовать развитию умения общаться между собой, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, формирование умения работать в группе. Способствовать формированию различных компетентностей (познавательной, личностной, социальной, коммуникативной и др.)

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 21

Используемые учебники и учебные пособия: —

Г.С. Меркин "Литература. 5 класс"

Используемая методическая литература: —

Используемое оборудование: —

 Технические средства оснащения(музыкальный и визуальный ряд);  Мультимедийный продукт;  Карточки с заданиями

Используемые ЦОР: —

презентация

Краткое описание: — Урок – путешествие с применением технологии компетентностного подхода

1. Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталия Викторовна. Я сегодня проведу у вас урок литературы. Вы знаете, ребята, несмотря на то, что мы с вами едва знакомы, у нас наверняка, много общего. Я люблю петь. А вы? рисовать, читать стихи, дружу с компьютером, и просто обожаю сказки. Удивительно, но столько творческих натур я ещё никогда не встречала. И сегодня, я думаю, нам представится возможность проявить свои таланты в творческих группах за нашим творческим столом. А я хочу сообщить вам ещё о том, что я очень люблю путешествовать. А вы? Ну тогда у нас сегодня всё получится и я предлагаю вам вместе со мной отправиться в далёкую прекрасную страну Данию. Вы что - нибудь знаете об этой стране?

Она расположена на полуострове Ютландия. Это морская страна. Из любого места на суше до морского побережья не более 60 км. А восточный берег буквально изрезан заливами и бухтами. А это столица Дании - Копенгаген, один из старейших европейских городов, ему более 800 лет. Это крупнейший торговый порт. Мы приближаемся к центру города. Здесь, в центре города, напротив городской ратуши, установлен памятник великому сказочнику Х.К.Андерсену. Вы слышали что - нибудь о нём?

2. Актуализация знаний.

Андерсен родился 2 апреля 1805 года в старом датском городке Оденсе. Отец его был простым башмачником, мать - прачкой. Семья жила очень бедно, но для маленького Андерсена всё превращалось в чудо. Он вырезал из бумаги фигурки и играл с ними в театр. Он умел радоваться всему: сухому моху, рассыпающему из своих кувшинчиков изумрудную пыльцу, незамысловатому цветку подорожника, каждой травинке, наполненной пахучим соком, и очень любил цветы, особенно розы. Но самым интересным и важным в жизни Андерсена были истории и сказки, которые по вечерам рассказывали старшие. Рано или поздно талант, доброта, сила, смелость победят. Даже если люди, которым они свойственны, родились в нищете. Так случилось и с Андерсеном и пройдя через все тернии жизни, он стал великим сказочником, известном во всём мире. Знаете ли вы, что Андерсен за свою жизнь написал более 170 сказок? Наверняка многие из его сказок знакомы и вам. Попробуйте их назвать. « Что такое сказка? Настоящая сказка?» — задал однажды вопрос отцу маленький Андерсен. Тот ему ответил: «Если сказка настоящая, в ней прекрасно сочетаются действительная жизнь и та, к которой мы стремимся». Иными словами, это связь реального мира с фантастическим. Как вы понимаете слово фантастический? Фантастический - значит волшебный, воображаемый, это мир сказочной мечты, мир морских чудищ, сирен и русалок. А что значит мир реальный? Это мир, в котором мы живём.

3. Объявление темы и цели урока.

Насколько же Андерсену удалось выполнить завет отца и соединить, казалось бы, несоединимое, мы и узнаем сегодня, открыв страницу одной из самых известных его сказок «Снежная королева». Итак, переведём стрелки наших часов на зимнее время. Вот так. Видите? Пошел снег. Снежный вихрь подхватил снежинки и закружил их в своём танце. Возможно, среди этих снежинок носятся по воздуху и осколки зеркала злого Тролля… Как? Вы не слышали эту историю? Тогда послушаем её. Но прежде чем я познакомлю вас с этой историей, за творческий стол отправится 1 группа — мастера слова. Они сегодня будут учиться создавать синквейн. Инструкция у вас на столе. Внимательно изучите её и приступайте к работе.

4. Работа с текстом

4.1.Чтение текста учителем.

4.2.Анализ текста.

Вопросы: — Кто же главное действующее лицо этой истории? Тролль - великан(в германо - скандинавской мифологии). Они обитают внутри гор, где хранят свои сокровища. Тролли, как правило, вредят людям, похищают у них скот, оказываются людоедами.

А что же мы можем сказать о тролле в сказке Андерсена? Тролль - дявол, злой дух, сатана, абсолютное воплощение зла? А каким вы себе его представляете? Опишите его. Какими красками вы написали бы его портрет? А каким нарисовала тролля наша творческая группа? Расскажите, что вы создавали? — Чему учит тролль своих учеников? - видеть в окружающем мире и в людях только самое плохое и безобразное.

— Какое средство выбрал дьявол для достижения своей цели? (зачитайте)…Он смастерил такое зеркало…. Зеркало - средство обезобразить подлинный облик человека. «Скоро не осталось ни одной страны, ни одного человека, которые бы не отразились в нём в искажённом виде.» Какими становились люди, попадающие под власть тролля?(начинали видеть только дурные стороны жизни и становились насмешливыми, злыми, бессердечными, чёрствыми, эгоистичными, равнодушными, завистливыми, жадным. Посмотрите, сколько эпитетов мы с вами подобрали. Но ведь мы не найдём их у автора. Откуда же мы знаем про эти человеческие качества? Да, ребята, к сожалению, эти качества встречаются не только в сказочном, но и в реальном мире.

А вы знаете таких людей, которые до сих пор носят в своём сердце осколки зеркала? А может, это именно они топчут цветы, ломают деревья, мучают животных, причиняют людям зло и обиды, обзывают и оскорбляют их? А может и кому - то из вас в сердце попали осколки зеркала злого тролля? Я этому очень рада. — Ребята, а как вы думаете, почему зеркало разбилось? Оно выскочило из рук слуг тролля в тот момент, когда он хотел посмеяться над самим творцом. Автор не позволил им сделать это.Почему? Да потому что для Андерсена, как для христианина, в творце, в Боге - воплощено абсолютное добро, которое зеркало не могло вместить и исказить. Значит, настоящее добро не по силам даже могущественному троллю! Если бы мы захотели нарисовать добро, каким бы мы его изобразили? - таково задание нашим художникам и ещё одна творческая группа отправляется за творческий стол.

Однако, ОСКОЛКИ НАДЕЛАЛИ БОЛЬШЕ БЕД, ЧЕМ САМО ЗЕРКАЛО. Какую из этих бед вы считаете самой ужасной? Почему?(«некоторым людям осколки попадали прямо в сердце. И это было хуже всего: сердце превращалось в кусок льда.») Почему сердце, в которое попадает осколок, становится ледяным (а не железным, не каменным)? Как вы понимаете эпитет ледяное сердце?(холодное, лишённое тепла, жизни).Тогда как мы назовём сердце, способное прийти на помощь другу, умеющее сострадать? - Горячим. У кого из героев сказки сердце оказалось ледяным? А у кого горячим?

А теперь, ребята, давайте подумаем, случайно ли такое вступление к сказке. Ведь основное действие ещё не началось. Можем ли мы сказать, о чём будет идти речь в основном действии? О ледяном и горячем сердце, о добре и зле и о том, насколько они живучи в реальном мире. И прежде чем перейти к знакомству с главными героями, дадим задание группе «аналитиков», т. е. людям, желающим поразмышлять. Есть среди нас такие? Тогда прошу за творческий стол. У вас на карточке изложено задание. Вы должны его выполнить. Желаю успеха!

История 2. — Кто такие Кай и Герда? Что является их богатством?(любовь друг к другу, куст роз.) — Как относились дети друг к другу до несчастья с Каем? (они любили друг друга как брат и сестра.) они чувствовали себя счастливыми. Примеры из текста. — Почему именно розы были единственными цветами, росшими в доме у детей? Выбирите верное утверждение.

a. Они просто любили розы

b. Потому что это любимые цветы родителей

c. В доме просто очень тесно

d. Роза - символ любви и преданности.

Что дети узнали о Снежной королеве из рассказа бабушки? Она как - нибудь характеризует Снежную королеву? Опишите Снежную королеву глазами Кая., который смотрит на неё из окна. —

Чего испугался Кай, впервые увидев Снежную королеву? Он пугается её холодных глаз. — Объясните, почему в первый раз Снежная королева пришла не к Герде, а к Каю? - ведь осколок ещё не попал в его сердце. Напомним, что Кай ещё ничего не знает о Снежной королеве, добра она или зла., но уже говорит: « Я посажу её на тёплую печку, она и растает» С какой интонацией произнёс он эти слова? Как эти слова характеризуют Кая? Почему бабушка прерывает его?(что - то в словах внука ей не нравится, может быть, слишком гневная интонация? Может быть слишком поспешное желание причинить зло другому?)

— Можно ли предположить, что Снежная королева чувствовала в Кае что - то родственное, понимала, что в его сердце есть место крошечному, но злу? Мстит ли ему Снежная королева или относится к нему как к своему? Можно ли представить, что осколок зеркала попал бы в сердце Герды? Почему вы так думаете? Её искренняя любовь и доброта не подвластны злым силам. А в жизни всегда так бывает? Как быть, если зло оказывается сильнее? (Нужно бороться) После поцелуя Снежной королевы Кай стал другим. Докажите это. Доказывать это будут наши аналитики. Найдите примеры в тексте. Мы можем что - нибудь добавить? — почему автор говорит о нём «Бедняжка Кай»?(Перед нами другой мальчишка: грубый. Злой, жестокий. И близкие и чужие люди становятся для Кая предметом насмешек.. его уже не радует тепло, краски окружающего мира. Ему нравятся холодные снежинки, но не потому, что они были очень красивы или походили на роскошные цветы. Каю они теперь кажутся гораздо интереснее настоящих цветов. Его привлекает то, что они хорошо сделаны. «И какая точность! Ни одной кривой линии!» — восклицает он. А что на ваш взгляд, красивее, — розы или снежинки?(точность линий и форм и естественность) Человек, который не видит прекрасного в людях, природе, не умеет любить, — человек с холодными чувствами, холодным сердцем. Таким и становится Кай. Иной видится теперь ему и Снежная королева. Зачитать. — Почему же теперь он не боится её холодных глаз, её ледяного взгляда?(потому что сам стал таким!)

Как вы думаете, что же может спасти Кая от этого холодного плена? Конечно же, любовь Герды. Но об этом вы узнаете уже на следующем уроке. Если бы вам представилась уникальная возможность написать письмо Каю, в котором вы можете сказать ему всё, что вы теперь о нём думаете. О чем бы вы ему написали?

Рефлексия.

Итак, ребята, наше путешествие по сказочной Дании подходит к концу. Пора подвести итоги и заполнить таблицу. Что нового вы узнали сегодня?, где побывали? что же мы узнали, чему научились? что же сказка Андерсена помогла нам понять и увидеть в нашем, уже реальном мире? (Что зло ещё существует в разных его проявлениях, и с ним надо бороться, а для этого надо прежде всего изжить в себе и чёрствость, и эгоизм, и злобу, и желание посмеяться над кем - то и самим быть нравственнее, чище, добрее»

Не думайте, что холод длится вечность,

Его растопит теплота сердец.

Восторжествует в мире человечность,

Любовь и доброта всему венец!

(Стрелки перевожу на весну. Цветы распускаются).

Цветы улыбок ярко расцветают.

Сбывается заветная мечта.

И льды непонимания растают

Растопит их людская теплота.

Наш урок подходит к концу. Я хочу всех вас поблагодарить за активную работу на уроке и за великолепную атмосферу сотрудничества. А ещё я хочу вам кое - в чём признаться. Скажу вам правду, не тая: теперь вы все - мои друзья! Домашнее задание на выбор:

Нарисуйте добро, зло, счастье. Каким вы себе их представляете?

Сочинить синквейны «Герда», «Снежная королева»

Подобрать пословицы о добре и зле, записать их в тетрадь.

Файлы:
Размер файла: 52224 байт.

Урок литературного чтения (УМК «Перспективная начальная школа». 4 класс)

Норвидене С.Н.

учитель начальных классов

МАОУСОШ№1 г.Немана

Тема: Реальное и фантастическое в сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева».

Тип: урок усвоения новых знаний, умений

Задачи:

Выделить характерные черты личности Андерсена, характерные черты его творчества;

Показать связь содержания произведения с философскими убеждениями автора, его нравственными представлениями;

Планируемые результаты

Предметные:

    находить художественную деталь в повествовании, понимать роль детали для передачи отношения автора к описываемым событиям, роль детали в создании образа;

    различать фантастическое и реальное в произведении, понимать роль фантастического элемента в произведении, объяснять его;

    отбирать в тексте произведения фрагменты, подтверждающие понимание авторской позиции в произведении;

    рассказывать о своём восприятии произведения;

    осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев литературного произведения;

    примерять высказывание к характеру героев.

Метапредметные:

регулятивные:

Ставить перед собой задачу в каждом виде учебной деятельности;

Внимательно слушать объяснения учителя и задание, уметь задавать вопросы на уточнение;

Определять свою роль в работе группы, соблюдать чувство такта и меры в диалоге, в монологической речи;

коммуникативные:

Понимать произведение в соответствии с замыслом автора;

Вести диалог с учащимися класса, с учителем;

Высказывать и аргументировать своё мнение в дискуссии.

Личностные :

Определять своё отношение к прочитанному;

Совершенствовать культуру речи;

Развивать способность сопереживать литературному герою;

Стремиться к развитию эстетического вкуса;

Осознавать свою связь с окружающим миром, свою нравственную позицию.

Межпредметные связи: география (Дания); русский язык (значение слов фантастика, фантастический, символ, символический).

Ресурсы урока: Хрестоматия; слайды, подготовленные учителем, с портретом Андерсена.

Цели и задачи урока:

    формировать инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования;

    обогатить представления четвероклассников о литературной сказке; обобщить знания убучающихся о сказках писателя; закрепить представления о художественном образе и средствах его создания;

    формировать умение отыскивать нужную информацию в книге; умение определять содержание текста по его названию (тема, основная мысль, главное переживание);

    формировать деятельность наблюдения (отыскивать подробности и детали в литературном произведении) и обобщения (делая выводы на основании обнаруженных подробностей и деталей; объединяя разрозненные сведения в целостную картину);

    учить детей осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев литературного произведения;

    учить детей примерять высказывание к характеру героев;

    способствовать воспитанию сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир – мир людей и природы).

Ход урока

1. Организационный момент

2.Актуализация знаний. Рефлексия.

Слайд.

а). Учитель держит глобус.

У меня в руках глобус. Это путеводитель. На нём обозначено место, которое напрямую связано с темой нашего урока.

Поможет разгадать это место - книжная выставка.

(На выставке сказки Андерсена и одна книга другого автор).

Что объединяет книги на выставке? Какие это сказки? (Авторские сказки).

Какая книга здесь лишняя? Почему?

Слайд.

Кто догадался, какой географический объект на глобусе? (На севере Европы маленькая скандинавская страна ДАНИЯ. В Дании родился и прожил жизнь великий сказочник - Ганс Христиан Андерсен.).

3.Сообщение темы урока.

Слайд.

«Что такое сказка? Настоящая сказка?- задал вопрос отцу маленький Андерсен.

Тот ему ответил: «Если сказка настоящая, в ней прекрасно сочетаются действительная жизнь и та, к которой мы стремимся».

Иными словами, это связь реального мира с фантастическим.

Как вы понимаете слово фантастический? (Фантастический - значит волшебный, воображаемый, это мир сказочной мечты, мир морских чудищ, сирен и русалок).

А что значит мир реальный? (Это мир, в котором мы живём).

Прочитайте тему урока.

(На доске: Реальное и фантастическое в сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева»).

Сформулируйте задачи урока?

Насколько же Андерсену удалось выполнить завет отца и соединить, казалось бы, несоединимое - реальность и фантазию в сказке «Снежная королева», это мы и узнаем сегодня.

Итак, вперёд!

4. Прослушивание пьесы «В пещере горного короля» Эдварда Грига из музыки к драме Генриха Ибсена «Пер Гюнт».

Сейчас вы прослушаете пьесу норвежского композитора Эдварда Грига из музыки к драме Генриха Ибсена «Пер Гюнт».

В 1863 году Григ едет в Копенгаген - центр музыкальной жизни тогдашней Скандинавии . Григ близко соприкасается со скандинавской литературой, искусством. Он знакомится со знаменитым датским поэтом и сказочником Гансом Христианом Андерсеном . Это вовлекает композитора в русло близкой ему национальной культуры. Григ пишет песни на тексты Андерсена.

Будьте внимательны. Постарайтесь представить героя из сказки Андерсена «Снежная королева».

(Слушание)

Пьеса называется «В пещере горного короля» (танец троллей).

Я рада, что вам удалось представить тот таинственный мир, который создал музыкальными средствами норвежский композитор Григ.

5.Работа с текстом. Выборочное чтение фрагментов сказки. Ответы на вопросы.

1). - В какой по счёту истории вы познакомились с главным действующим лицом – троллем? (История первая, в которой рассказывается о зеркале и его осколках).

Сколько всего историй в сказке «Снежная королева»? (7).

Откройте хрестоматию (с.67). Работаем с текстом.

    Как описан тролль в 1 истории? (прочитай фрагмент из текста).

«Жил-был тролль, злой-презлой; сущий дьявол». (С.67) Дьявол для Андерсена, как и для всякого христианина, - абсолютное воплощение зла. Его отличительные признаки: неправильное (искажённое) видение предметов и насмешливость.

    Какое средство выбрал дьявол для достижения своей цели?

«Он смастерил такое зеркало…» Зеркало- средство обезобразить подлинный облик человека. «Скоро не осталось ни одной страны, ни одного человека, которые бы не отразились в нём в искажённом виде».

    Что происходило с людьми, которым осколки зеркала попали в глаз или сердце?

«А человек с таким осколком в глазу начинал видеть всё навыворот… (с.69). Некоторым людям осколки попадали прямо в сердце…»

2). - Используя эпитеты (определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту) назовите, какими становились люди?

На доске плакат :

насмешливыми

терпеливыми

бессердечными

честными

чёрствыми

эгоистичными

завистливыми

(Учитель выделяет стикером правильные ответы)

Откуда же мы знаем про эти человеческие качества? (К сожалению, эти качества встречаются не только в сказочном, но и реальном мире).

А вы знаете таких людей, которые до сих пор носят в своём сердце осколки зеркала?

А может, это именно они мучают животных, ломают деревья, причиняют зло и обиду, обзывают и оскорбляют?

А может и кому-то из вас в сердце попали осколки зеркала злого тролля? (Я этому очень рада).

Чем важна первая история для понимания сказки Андерсена?

6.Физминутка.

7.Обобщение и систематизация знаний.

- Давайте вспомним главных героев сказки. Подумаем, есть ли некая связь между сказочными героями и реальным миром?

Для этого проведём небольшую исследовательскую работу .

- Посмотрите в листы исследования.

Сказочный (фантастический) мир

Реальный мир

Герой сказки

Характеристика героя

1 группа.

Задание: (Лист ватмана)

1.Прочитайте текст по ролям.

2.Подберите эпитеты к слову «ледяное сердце», запишите.

_________________________________________________________________

3.На одной половине листа нарисуйте «ледяное сердце», на другой – «горячее сердце».

Ай! - вскрикнул вдруг Кай. - Меня кольнуло прямо в сердце, и что-то попало в глаз!
Девочка обвила ручонкой его шею, он часто-часто моргал, но в глазу как будто ничего не было.
- Должно быть, выскочило, - сказал он. Но это было не так. Это были как раз осколки того дьявольского зеркала, о котором мы говорили вначале.
Бедняжка Кай! Теперь его сердце должно было стать как кусок льда. Боль прошла, но осколки остались.
- О чем ты плачешь? - спросил он Герду. - Мне совсем не больно! Фу, какая ты некрасивая! - вдруг крикнул он. - Вон ту розу точит червь. А та совсем кривая. Какие гадкие розы! Не лучше ящиков, в которых торчат.
И он пнул ящик ногою и сорвал обе розы.
- Кай, что ты делаешь! - закричала Герда, а он, видя ее испуг, сорвал еще одну розу и убежал от милой маленькой Герды в свое окно.

(Выступление 1 группы).

Слайд.

Вопросы:

Переживает ли сказочник за Кая в момент попадания ему в глаз осколка зеркала, или ему всё равно?

Почему сердце, в которое попадает осколок становится ледяным (а не железным, не каменным)?

Как понимаете эпитет «ледяное сердце»? (холодное, лишённое тепла, жизни).

Тогда, как мы назовём сердце, способное прийти на помощь другу, умеющее сострадать? (Горячим).

У кого из героев сказки сердце оказалось ледяным?

А у кого горячим?

Данная скульптура из самого необычного материала - стеклянная композиция "Сердце Снежной Королевы" в городе Дельфт (Нидерланды).

Слайд.

Заполним первую строку таблицы 1 и 2 столбика. (Кай - злой, дерзкий, эгоистичный).

Человек, который не видит прекрасного в людях, природе, не умеет любить, - человек с холодными чувствами, холодным сердцем.

2 группа.

Задание: (Конверт с цитатами)

1.Прочитайте текст по ролям.

2.Найдите соответствия. К имени героя сказки подберите соответствующие цитаты.

Олень опять принялся просить за Герду, а сама Герда смотрела на финку такими умоляющими, полными слез глазами, что та опять заморгала, отвела оленя в сторону и, меняя ему на голове лед, шепнула:
- Кай в самом деле у Снежной королевы, но он вполне доволен и думает, что лучше ему нигде и быть не может. Причиной же всему осколки зеркала, что сидят у него в сердце и в глазу. Их надо удалить, иначе Снежная королева, сохранит над ним свою власть.
- А не можешь ли ты дать Герде что-нибудь такое, что сделает ее сильнее всех?
- Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать. Не видишь разве, как велика ее сила? Не видишь, что ей служат и люди и звери? Ведь она босая обошла полсвета! Не у нас занимать ей силу, ее сила в ее сердце, в том, что она невинный милый ребенок. Если она сама не сможет проникнуть в чертоги Снежной королевы и извлечь из сердца Кая осколок, то мы и подавно ей не поможем!

(Выступление 2 группы).

Слайд.

Вопросы:

Как относится сказочник к Герде? Какие чувства к ней испытывает?

Можно ли представить, что осколок зеркала попал бы в сердце Герды?

Почему вы так думаете? (Её искренняя любовь и доброта не подвластны злым силам).

А в жизни всегда так бывает? Как быть, если зло оказывается сильнее? (Нужно бороться)

Заполним 2 строку 1 и 2 столбика таблицы. (Герда - добрая, смелая).

«…злой-презлой, сущий дьявол…»

Снежная королева

«Она была так прекрасна и нежна, но изо льда, из ослепительно сверкающего льда, и всё же живая!»

«…он сидел всё такой же неподвижный и холодный…»

«Ах, как ныли её бедные усталые ножки!»

Маленькая разбойница

«Глаза у неё были совсем чёрные, но какие-то печальные…»

«… держался он вообще непринуждённо и мило …»

Принцесса

«Умница, каких свет не видывал!»

Колдунья

«… в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами…»

3 группа.

Задание: (Конверт с разрезанной картинкой)

1.Прочитайте текст по ролям.

2.Соберите картинку. Назовите героев сказки «Снежная королева».

Снежные хлопья все росли и обратились под конец в больших белых кур. Вдруг они разлетелись в стороны, большие сани остановились, и сидевший в них человек встал. Это была высокая, стройная, ослепительно белая женщина - Снежная королева; и шуба и шапка на ней были из снега.
- Славно проехались! - сказала она. - Но ты совсем замерз - полезай ко мне в шубу!
Посадила она мальчика в сани, завернула в свою медвежью шубу. Кай словно в снежный сугроб опустился.
- Все еще мерзнешь? - спросила она и поцеловала его в лоб.
- Мои санки! Не забудь мои санки! - спохватился он.
Санки привязали на спину одной из белых кур, и она полетела с ними за большими санями. Снежная королева поцеловала Кая еще раз, и он позабыл и Герду, и бабушку, и всех домашних.
- Больше не буду целовать тебя, - сказала она. - Не то зацелую до смерти.
Кай взглянул на нее. Как она была хороша! Лица умней и прелестней он не мог себе и представить. Теперь она не казалась ему ледяною, как в тот раз, когда сидела за окном и кивала ему.

(Выступление 3 группы).

Слайд.

Заполним 3 строку 1 и 2 столбика таблицы. («Снежная королева» - безжалостная, бессердечная, бездушная).

(Коллективное заполнение таблицы. Анализ работы обучающихся в группах).

Можно ли встретить в реальном мире людей, подобных героям сказки (прототип - первообраз, оригинал, первоначальный образец, действительное лицо)? Докажите.

8. Игра «Зеркальце».

Слайд.

В сердце каждого человека живёт и добро, и зло. Зло несут отрицательные черты характера, с которыми человек ведет постоянную борьбу.

И вот сегодня я предлагаю, глядя в наше волшебное зеркало, назвать свою отрицательную черту, от которой вам бы хотелось избавиться. Это нелегко, но у вас есть такое желание. Попробуем…

9. Итог урока. Рефлексия.

1).- Итак, ребята, наше путешествие по сказочной Дании подходит к концу. Пора подвести итоги.

Для чего же, создавая  сказку «Снежная королева», Г.Х. Андерсен соединяет реальное и фантастическое? (Сказка помогает понять и увидеть в нашем, реальном мире, что зло ещё существует и с ним надо бороться, а для этого надо прежде всего изжить в себе и чёрствость, и эгоизм, и злобу, и желание посмеяться над кем – то и самим быть нравственнее, чище, добрее).

(Андерсен своей сказкой говорит читателю, что если человек хочет чего-то добиться, если этот человек добр и сердечен, то ему будут помогать и природа, и люди, и человек обязательно достигнет своей цели).

Слайд.

Не думайте, что холод длится вечность,

Его растопит теплота сердец.

Восторжествует в мире человечность,

Любовь и Доброта всему венец!

2).- «Закончи предложение, выбирая нужное слово»

10.Д/З: написать отзыв о прочитанной сказке.

Памятка №1.

3.Назовите положительного героя?

4.Чем понравилось это произведение?

Памятка №2

1.Какое произведение понравилось?

3.Назовите положительного героя? Какими поступками он запомнился?

4. Что бы хотели взять положительного от этого героя?

5.Чем понравилось это произведение?

Разделы: Литература

Класс: 5

Тип урока: обобщение изученного с элементами лекции и инсценирования.

Цели:

  • обобщение и углубление изученного по творчеству Х.К.Андерсена с учетом литературоведческих знаний; обучение умению находить связь между фантастическим и реальным миром в литературных произведениях;
  • развитие монологической речи учащихся; умение сравнивать, анализировать, обобщать;
  • воспитание у учащихся доброты, самопожертвования, сострадания.

Звучит “Вальс-фантазия” М.И. Глинки.

Когда мы читаем или изучаем сказки, над нами витает фантазия. Вот и сегодня она пришла к нам в звуках “Вальса – фантазии” Глинки, который вы только что услышали.

Слово учителя.

Все мы, люди, родом из детства. Мы, уже седые, вспоминаем свое детство, как волшебный сон. И, наверное, ребята, вам родители иногда говорят: “Как бы я хотела оказаться на твоем месте, стать такой же маленькой, как ты”. Счастливы те дети, у которых есть бабушки, особенно если бабушки перед сном рассказывают волшебные сказки. Мы любим сказки со счастливым концом, но не все сказки такие. Как больно сердцу, когда мы узнаем о смерти Русалочки. Как жалко стойкого оловянного солдатика, который по шалости злого мальчишки расплавился в огне.

Так, через сказки мы постигаем жизнь. А жизнь наша – это постоянные переходы от реального в фантастический мир, из фантастического в реальный, порой очень суровый.

И, конечно же, нам нужны сказки. Маленький Андерсен задавал себе вопрос: “Что такое сказка? Настоящая сказка?” Задал он этот вопрос и отцу. Тот ему ответил: “Если сказка настоящая, в ней прекрасно сочетаются действительная жизнь и та, к которой мы стремимся”.

И Андерсен сумел в своих сказках соединить, казалось бы, несоединимое – фантастический и реальный мир.

А что такое реальный мир? Нас с вами окружает реальный мир: класс, знакомые и незнакомые лица, книги. Но вот мы пришли домой, открыли книгу – и попали в фантастический мир, мир морских чудищ, русалок и сказочных существ.

Знаменитые сказочники очень многое взяли из фольклора: мифов, сказок, обычаев. Не боялся делать этого и Андерсен. Он знал рассказ о русалке, которая якобы заплыла за прорванную штормом дамбу у голландского города Эдем и была поймана, жила в монастыре города Харлема, занималась ткачеством и была похоронена по христианскому обряду.

Знал он и другой рассказ. В середине XVII века в проливе, отделяющем Ньюфаундленд от Лабрадора, рыбаки поймали в сеть человека-рыбу с серой кожей, густой бородой и белокурыми волосами. Он разорвал сеть и исчез в пучине.

Как вы думаете, какая сказка была создана Андерсеном по этим рассказам? Что вам особенно понравилось в этой сказке? Где здесь фантастическое? А есть ли в сказке место реальному миру? Похожи ли русалки на людей? (Люди наделили фантастическое существо своим характером. Русалки так же, как и люди, мучаются, страдают оттого, что их не любят, оттого, что мир бывает так жесток. Как нам горько читать о смерти Русалочки, но как верят в нее. Без веры нельзя. Так переплетаются в сказке реальное и фантастическое.

Символом столицы Дании – Копенгагена – стала бронзовая русалка. Сидит она на каменной глыбе у входа в копенгагенский порт, как бы приветствуя заходящие сюда корабли. Моряки со всего света дарят ей цветы, считая, что это приносит счастье.

Очень похожа биография Андерсена с сюжетом сказки “Гадкий утенок”. Так или иначе, именно в детстве Андерсена – главные истоки его творчества: “Он очень медленно взрослел и с годами не отдалялся от того, чем живет детство. В 16 лет он так же самозабвенно играл в куклы – куклы-артисты, как и шестилетним ребенком”.

Изображая в сказке этих птиц, Андерсен имел в виду людей, ведь некоторых из них, живя в своем “птичнике”, ничего не видя, хвалят свое и порочат чужое.

Рано или поздно талант, доброта, сила, смелость победят, даже если люди, которым они свойственны, родились в нищете.

В сказке “Ребячья болтовня” прелестная маленькая девочка, в которую не вбили, а “вцеловали” спесь, рассуждает о том, что в ней течет “настоящая” кровь, а в ком ее нет, из того ничего не выйдет: “Читай, старайся, учись, сколько хочешь, но если в тебе нет настоящей крови, толку не выйдет.” А уж из тех, чье имя кончается на “сен”, – прибавила она, – никогда ничего не выйдет путного”.

Грустно слушал из-за двери эти слова бедный мальчик, для которого огромным счастьем было хоть в щелочку поглядеть на разряженных, веселящихся детей. Его фамилия как раз кончалась на “сен”, как и у всех простых людей. Потом он стал замечательным и знаменитым скульптором, в центре города создали музей Торвальдсена.

Наверное, не раз в своем детстве слышал подобные речи и другой мальчик с фамилией на “сен”, который потом стал великим сказочником. Имя его известно всему миру – Ханс Кристиан Андерсен.

Итак, послушаем рассказ о лучшем сказочнике мира – Х.К. Андерсене (рассказавает ученица).

Ханс Кристиан Андерсен всю свою жизнь умел радоваться, хотя детство его не давало для этого никаких оснований. Родился он в старом датском городе Оденсе, в семье сапожника. Семья жила бедно, но все для маленького Андерсена превращалось в чудо. Он вырезал из бумаги фигурки и играл с ними в театр. Единственной гордостью семьи Андерсенов была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землей, где густо разрастался лук, и несколько газонов на окнах. В них цвели тюльпаны. Их запах сливался с перезвоном колоколов, стуком отцовского сапожного молотка, лихой дробью барабанщиков около казармы, свистом флейты бродячего музыканта и хриплыми песнями матросов.

Во всем этом разнообразии людей, красок и звуков, окружавших тихого мальчика, он находил повод для того, чтобы выдумывать всякие истории.

В доме Андерсенов у мальчика был только один благодарный слушатель - старый кот по имени Карл. Но Карл страдал крупным недостатком – он часто засыпал, не дослушав до конца какую-нибудь интересную сказку. Кошачьи годы, как говорится, брали свое.

Но мальчик не сердился на старого кота. Он все ему прощал за то, что Карл никогда не позволял себе усомниться в существовании колдуний, хитреца Клунпе-Думпе, догадливых трубочистов, говорящих цветов и лягушек с бриллиантовыми коронами на голове.

Первые сказки мальчик услышал от отца и старушек из соседней богадельни (богадельня - дом для одиноких старых людей). Весь день эти старушки пряли, сгорбившись, серую шерсть и бормотали свои нехитрые рассказы. Мальчик переделывал эти рассказы по-своему, украшал их, как бы раскрашивал свежими красками, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их, но уже от себя, старушкам. А те только ахали и шептались между собой, что маленький Кристиан слишком умен.

Маленький Кристиан умел радоваться всему интересному и хорошему, что попадается на каждой тропинке и на каждом шагу. Разве не интересен сухой мох, рассыпающий из своих кувшинчиков изумрудную пыльцу, или цветок подорожника, похожий на сиреневое украшение? Разве не прекрасна каждая травинка, наполненная пахучим соком, и каждое летучее семечко липы? Из него обязательно вырастет могучее дерево.

Да мало ли что увидишь у себя под ногами! Обо всем этом можно писать рассказы и сказки, такие сказки, что люди будут только качать головами от удивления и говорить друг другу: “Откуда только взялся такой благословенный дар у этого долговязого сына башмачника из Оденсе? Должно быть, он все-таки колдун!”

Когда Андерсену исполнилось 14 лет, умер его отец. Вскоре после смерти отца Андерсен отпросился у матери и на жалкие сбереженные гроши уехал в столицу Дании Копенгаген, чтобы стать актером; но актера из него не вышло. Зато некоторые из его пьес получили одобрение в театре, и он получил стипендию и право обучения в Латинской школе.

В 20 лет он решил, что главное в его жизни – поэзия. Написал несколько книжек стихов.

За свою жизнь он совершил 29 путешествий, побывал во многих странах Европы, в Азии и даже добрался до Африки. В 1835 году вышел первый сборник его сказок. Они быстро облетели весь свет. О корнях своей сказки лучше всех сказал в своем стихотворении сам Андерсен:

В цветущей Дании, где свет увидел я,
Берет мой мир свое начало;
На датском языке мать песни мне певала,
Шептала сказки мне родимая моя…

Работа над текстом сказки.

Сегодня мы с вами будем работать над текстом сказки “Снежная королева”. Эта сказка была особенно дорога автору еще потому, что волшебное в ней соседствует с реальным, с жизнью самого Андерсена. Огород матери сказочника, по его словам, и теперь еще цветет в сказке “Снежная королева”.

  1. Какой характер должен быть, по вашему мнению, у человека, который так начинает свою сказку: “Ну, начнем! Вот дойдем до конца сказки, тогда будем знать больше, чем теперь. Жил-был тролль, злой-презлой, сущий дьявол…”? Чем похоже это начало на другие сказки, известные вам, а чем – нет? Можно ли определить по этому началу, что сказка – не русская?
  2. У тролля, говорил Андерсен, была своя школа. Чему учили в этой школе? Докажите, что сказочник не так относится к жизни и людям, как тролль и его ученики.
  3. Какое зло причиняли людям осколки волшебного зеркала?
  4. Автор заканчивает первую сказку словами: “И много осколков зеркала все еще летало по свету. Послушаем же про них”. Мы уже знаем, что от этих осколков приходит беда: сердца людей превращаются в куски льда. Это, конечно, сказочное выражение, и мы понимаем, что “лед” этот особенный, не такой, как на катке. Подумайте и скажите, о ком из героев сказок Андерсена можно сказать, что их сердца – словно ледяные.
  5. Для чего две семьи устроили себе “сад” в деревянных ящиках? Что это был за сад? Понятно, почему разводили коренья для супа и зелень, но зачем посадили розовые кусты?
  6. Как начинается рассказ о Снежной королеве? Послушаем, что говорят о ней бабушка, Герда и Кай. (Инсценировка эпизода). Посмотрите, Кай еще почти ничего не знает о Снежной королеве: добра она или зла, каков ее характер, но он уже говорит: “Я посажу ее на теплую печку, и она растает”. Как эти слова характеризуют Кая?
  7. Какой увидел Кай Снежную королеву в первый раз? Как вы понимаете слова сказочника: “ Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира”? Похожи ли ледяные узоры Снежной королевы на морозных окнах на розовые кусты в садике детей?
  8. Чем вам запомнился рассказ о том, как осколок зеркала тролля попал в глаз Каю? Переживает ли сказочник это событие или ему все равно? Докажите свое мнение.
  9. Почему так испугалась Герда, когда Кай сорвал две розы и бросил их? Что сделал Кай, заметив ее испуг?
  10. Как описывается в сказке второе появление Снежной королевы? Какой теперь видит ее Кай? Что сказал Кай, когда Снежная королева его поцеловала? О чем он вспомнил? А о чем не вспомнил?

Почему именно Кай стал пленником Снежной королевы? Заметьте, Снежная королева вовсе не мстит Каю за его дерзкие слова, она ласкова с ним, как со своим. Ведь невозможно было бы представить, чтобы осколок попал в сердце Герды, а Кай, если можно так выразиться, удобная мишень для такого осколка, он имеет предрасположение к будущей перемене, происшедшей с ним.

“А салазки! Не забудь мои салазки!”- это не просто влияние осколка и поцелуя. Кай, как видим, не все забывает из прежней жизни: он забывает Герду, бабушку, домашних, но про салазки не забывает. Может быть, именно поэтому Снежная королева потом обещает ему не только весь свет, но и коньки. Здесь не только замечательный юмор Андерсена, но и нечто другое. Кай знает очень много для своего возраста, не только четыре действия арифметики и даже дроби; но чего-то очень важного он не знает. Чего же он не знает?

  1. Что же было с Гердой после исчезновения Кая? Кто ей сочувствовал? А сказочник? Найдите строчки, доказывающие это.
  2. Герда попадает в прекрасный цветник женщины, умевшей колдовать. Там было очень красиво, но что-то могло насторожить с первого же дня. Что именно? Чем вдруг оказалась похожа добрая старушка-волшебница на Снежную королеву?
  3. Не правда ли, положение Герды напоминает положение Кая? Оба под влиянием колдовства забыли друг о друге. В чем же разница?
  4. Как ведет себя Герда, услышав рассказ ворона о принцессе и мальчике, которого она считает Каем?
  5. Как описывается королевский дворец? Докажите, что сказочник подсмеивается над придворными порядками.
  6. Нравится ли вам маленькая разбойница? Давайте посмотрим, остается ли она все время одной и той же или изменяется? Чем объясняется перемена в маленькой разбойнице?
  7. Добрая или злая маленькая разбойница? Почему она помогла Герде? О чем рассказала Герда маленькой разбойнице? (О Снежной королеве Герда ничего не знает). Расскажите сами от имени Герды.
  8. Почему спасение Кая финка считает самым трудным испытанием для Герды?
  9. Почему Герда оказалась сильнее Снежной королевы? В чем сила Герды?
  10. Как ей удалось разрушить чары Снежной королевы и освободить Кая?
  11. Маленькая разбойница при новой встрече говорит Каю: “Ах ты, бродяга! Хотела бы я знать, стоишь ли ты того, чтобы за тобой бегали на край света? ” Как бы вы ответили на вопрос маленькой разбойницы?
  12. Встреча с Гердой сильно повлияла на маленькую разбойницу. А как, по вашему мнению, изменится Кай после всей этой истории? В конце сказки Кай и Герда заметили, что выросли. Только ли ростом стали они больше, или Андерсен хочет еще что-то сказать о своих героях?

“Хотела бы я знать, стоишь ли ты того, чтобы за тобой бегали на край света!”

“Стоит!”– утверждает всем своим творчеством Андерсен. Человек всегда стоит того, чтобы за него бороться, даже если он совсем “пропащий”!

Герда, маленькая, слабая девочка, оказалась сильнее могущественной повелительницы царства льдов и снегов. Сила Герды в ее мужестве, бесстрашии, в ее вере в собственные силы, в умении преодолевать препятствия.

В этой сказке “чувство одерживает победу над холодным разумом”.

Я очень люблю читать сказки, потому что там есть волшебство и чудеса, неожиданности и самые невероятные приключения. Реальное и фантастическое так сильно переплетаются в сказках, что иногда и не разберешь, где кончается одно и начинается другое. Вот, к примеру, сказка X. К. Андерсена “Снежная королева”. Главные герои сказки – обыкновенные мальчик и девочка. Они любят играть и секретничать, катаются на санках и выращивают цветы. И бабушка их – обычная старушка, беспокоящаяся о своих внуках и бесконечно любящая их. Но вот повеяло холодом,

И в окно заглянула Снежная королева – таинственная, бесчувственная, прекрасная. А вот безобразничающие ученики тролля разбили дьявольское зеркало, и коварные осколки попадают в глаза и сердца добрым и честным людям всей земли, делая их жестокими, злыми, бессердечными. Маленькая разбойница, принцесса и принц, говорящие животные – это лишь часть тех чудес, которыми наполнена замечательная сказочная история о силе любви и дружбе, надежде и верности.
Нам так хочется верить, что волшебство и удивительные приключения встречаются не только в сказках, но и в реальной жизни, и “Снежная королева” X. К. Андерсена помогает нам надеяться на встречу с этими чудесами.

Х.К. АНДЕРСЕН. СКАЗКА «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»

РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАСТИКА.

Андерсен был посредствен­ным драматургом, средним по­ этом, хорошим романистом и выдающимся автором путевых заметок. Но в сказках он достиг совершенства. (запись в тетрадь.)

Бо Грёнбек

Цель: познакомить учащихся с биографией, сказкой «Снежная королева» Андерсена. Вызвать интерес к писателю и его произведению, воспитывать у учащихся чувство доброты, отзывчивости, любви к ближнемуна примере поступков главной героини в сказке.

ХОД УРОКА

1. Слово учителя.

Мы начнем читать сказку знаменитого автора, который у нас, в России, с середины прошлого века и до сегодняшнего дня оста­ ется одним из известнейших и любимейших. Не случайно его называли королем сказок, а ежегодно проводящийся Междуна­ родный день детской книги всегда открывается в день его рож­ дения - 2 апреля". Не имея своих детей, Андерсен рассказал сказки детям всего мира. Какие сказки Андерсена вы знаете, по­ мните, любите? Назовите их героев.

2. Чтение учителем вслух первой истории сказки «Снежная королева». Словарная работа. (Тролль - «в скандинавских поверь­ ях - сверхъестественное существо, обычно враждебное людям». В различных сказках тролли могут выглядеть по-разному: они мо­ гут быть карликами, могут быть великанами или даже ведьмами.)

3. Беседа по произведению:

Первая история - это своеобразное «предисловие» к сказке. В ней задается основная тема произведения - тема борьбы до­бра и зла. И задана она с помощью образов-символов: зло пред­ стает в образе тролля, решившего посмеяться над олицетворе­ нием добра - самим творцом. Последствия проделок тролля разрушительны: при попадании в глаза осколков дьявольского зеркала люди начинают «видеть все навыворот», или «замечать в каждой вещи лишь одно дурное», т.е. перестают любить лю­ дей, жизнь, забывают о милосердии и добре. Но хуже всего было тем людям, которым осколок попадал пря­ мо в сердце. Как вы думаете, почему? Как вы понимаете слова: «сердце превращалось в кусок льда»? Что означают выражения «холодное сердце», «холодный человек»? В чем, как вы думаете, заключается реальность и фантастика в сказке?

4. Выводы по уроку.

5. Выставление оценок.

6. Домашнее задание:

2. Индивидуальные задания - ответить на вопросы:

а) Как жили семьи, где росли Кай и Герда?

б) Какую легенду о Снежной королеве рассказала детям
бабушка?

в) Какую роль играли розы в жизни детей?

г) Каким стал Кай?

д) Сравните два портрета Снежной королевы во второй истории.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то