Конспект по сольфеджио мелодия и гармония. Конспект урока "главные гармонические функции в ладу"
Открытый урок по сольфеджио для 4 класса
детской музыкальной школы
«Путешествие в королевство Гармонии»
Подготовила:
Иванова Е. В.
Преподаватель музыкально-
Теоретических дисциплин
Тема урока: «Путешествие в королевство Гармонии».
Цель урока: Показать разные приёмы работы над развитием гармонического слуха.
Задачи:
- Знать основные закономерности гармонического языка;
- Знать теоретические правила построения аккордов;
- Владеть навыком грамотной записи аккордов;
- Уметь осуществлять гармонический анализ нотного текста;
- Владеть навыками жанрового варьирования;
- Владеть навыками трёхголосного пения;
- Владеть начальными навыками вокальной импровизации;
- Владеть навыками слухового анализа.
Оборудование:
- Фортепиано;
- Доска с магнитами.
Наглядные пособия:
- Цветные карточки с изображением Короля, Королевы, Принцессы и придворных.
Раздаточный материал:
- Нотные тетради;
- Простые карандаши;
- Листы со стихами каждому учащемуся.
Нотный материал:
- «Школа игры на фортепиано» (Под общей ред. Николаева А.Н.)
4 класс ДМШ.
План урока.
- Организационный момент.
- Беседа о гармонии.
- Интонационная настройка в Ре мажоре.
- Повторение основных закономерностей гармонического языка, определение «краски» аккордов.
- Гармонический анализ нотного текста.
- Игра аккордовой цепочки в другом жанре – в жанре польки.
- Слуховая работа – запись аккордовой цепочки на слух.
- Пение трёхголосной последовательности.
- Вокальная импровизация на аккордовую цепочку.
- Домашнее задание – сочинение мелодии на данную аккордовую последовательность в разных жанрах: полька, вальс, марш.
Конспект урока.
Учитель:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в сказочное путешествие. В огромной стране Музыки есть большое Королевство Гармонии. Интересно, кто живёт в этом королевстве? Давайте вспомним, что такое гармония?
Ученики:
Это аккорды, последовательность аккордов, цепочки аккордов.
Учитель:
А что такое аккорд?
Ученики:
Аккорд – это сочетание трёх и более звуков.
Учитель:
Ребята, а какие вы знаете аккорды?
Ученики:
Трезвучие, квартсекстаккорд, септаккорд, секундаккорд…
Учитель:
Королевство Гармонии большое, сегодня мы перенесёмся в Замок Трёхзвучных аккордов. Вспомните, какие вы знаете аккорды из трёх звуков?
Ученики:
Трезвучие, секстаккорд и квартсекстаккорд.
Учитель:
Открываем тяжёлую дверь замка и сразу видим объявление: «Сегодня в Замке Трёхзвучных аккордов объявляется день Ре мажора».
Итак, настраиваемся, поём главные трезвучия в Ре мажоре.
Ребята поют, учитель прикрепляет на доске цветные карточки с изображениями Короля, Королевы и Принцессы.
Учитель:
Итак, Тоническое трезвучие – это Король, он правитель, он сильный, уверенный, самый главный. Доминантовое трезвучие – Королева, она подчиняется только Королю. Субдоминантовое трезвучие – Принцесса, она подчиняется и королю и королеве. А теперь поём трезвучия побочных ступеней и сразу определяем «краску» трезвучий.
Ученики поют и определяют «краску»: II 53 - минорное, III 53 - минорное, VI 53 - минорное, VII53 – уменьшенное. Учитель на доске прикрепляет цветные карточки с изображением разных придворных – паж, фрейлина, визирь и т.д. Вместе с детьми подбирают карточки для трезвучий II, III, VI, VII ступеней.
Учитель:
Всё королевство в сборе. Однако, можно использовать трезвучия не только в основном виде, но и в виде секстаккордов и квартсекстаккордов. Надо помнить, что сочетать аккорды нужно в определённом порядке: соблюдать плавное голосоведение и исключить ход D – S . Повторим, что такое плавное голосоведение?
Ученики:
Общие звуки аккордов остаются на месте.
Трезвучия применяются в обращённом виде.
Учитель:
А теперь посмотрим, в каком порядке выстроились перед нами Король, Королева и придворные замка Трёхзвучных аккордов. Гармонический анализ – определение аккордов второй половины периода в Сонатине Ре мажор, композитор Плейель.
Ученик играет на фортепиано вторую половину 1 периода Сонатины.
Учитель:
По нотной записи подписываем каждый аккорд, находим кадансовый оборот.
Ученики выполняют задание.
Учитель:
Где используется каданс, из каких аккордов он состоит?
Ученики:
Последовательность из главных трезвучий образует кадансовый оборот или каданс.
Каданс используется для завершения всего музыкального произведения, его частей или отдельного периода. Он создаёт ощущение завершённости.
Каданс состоит из T-S-D-T или T-S-T-D-T.
Учитель вместе с ребятами проверяют правильность выполнения гармонического анализа.
Учитель:
Следующее задание: сыграть эту аккордовую последовательность в жанре польки.
Ученик играет подписанную цепочку аккордов в жанре польки.
Учитель:
А сейчас слуховая работа. Записать по слуху аккордовую цепочку в Ре мажоре.
Учитель играет аккордовую последовательность
Т 53 – D 6 – VI 53 – III 6 – S 53 – К 64 – D 6 – T 53.
Учитель:
Записываем бас и обозначения аккордов. Расшифровываем, расписываем нотами и поём по голосам, затем поём трёхголосие.
Ученики записывают по слуху аккордовую последовательность.
Учитель:
Следующее задание: сыграть эту последовательность аккордов в жанре вальса, а мы попробуем сочинить на неё мелодию. Перед вами стихотворение, мысленно, про себя, внутренним слухом напойте мелодию на данную аккордовую последовательность.
Один ученик играет, остальные неслышно поют – про себя.
Стихи
То вверх, то вниз, где воздух чист,
Слетает желтый лист.
В старинном замке, при свечах,
Играет пианист.
Учитель:
Кто хотел бы показать, что получилось?
Один ученик играет, другой поёт.
Учитель:
На этой интересной вокальной импровизации мы попрощаемся с Королевством Гармонии. Домашнее задание: на аккордовую последовательность сочинить инструментальную мелодию в разных жанрах: полька, вальс, марш.
Всем спасибо. До свидания.
Из предлагаемой статьи вы узнаете, отчего некоторые студенты-музыканты не любят и гармонию, почему так важно полюбить эти учения и регулярно заниматься ими, и какого результата достигают те, кто благоразумно с терпением и со смирением подходят к изучению этих дисциплин.
Многие музыканты признаются, что в годы своей учебы недолюбливали теоретические дисциплины, попросту считая их лишними, ненужными предметами в программе. Как правило, в музыкальной школе такой венец принимает на себя сольфеджио: ввиду насыщенности школьного курса сольфеджио, учащиеся ДМШ (в особенности прогульщики) частенько не успевают по данному предмету.
В училище ситуация меняется: сольфеджио здесь предстает в «преображенном» виде и нравится большинству студентов, а все былые негодования обрушиваются на гармонию – предмет не понятный тем, кто не справился с элементарной теорией на первом курсе. Конечно, нельзя сказать, что такая статистика точна и характеризует отношение к учебе большинства студентов, но одно можно сказать точно: ситуация недооценки музыкально-теоретических дисциплин чрезвычайно распространена.
Почему так происходит? Основная причина – обыкновенная лень, ну или, если назвать ее приличнее, трудоемкость. Курсы элементарной теории музыки и гармонии строятся на основе очень насыщенной программы, которую нужно освоить за предельно малое количество часов. Отсюда происходит интенсивный характер обучения и большая нагрузка на каждое занятие. Ни одну из тем нельзя оставить без проработки, иначе не понять всего последующего, что непременно и приключается с теми, кто позволяет себе прогуливать уроки или не выполнять домашних заданий.
Накапливание пробелов в знаниях и постоянное откладывание решения насущных проблем на потом ведет к полной неразберихе, разгребать которую подвигнется лишь самый отчаянный студент (и немало выиграет в результате). Таким образом, лень ведет к блокировке профессионального роста ученика или студента благодаря включению тормозящих принципов, к примеру, такого типа: «Зачем разбирать то, что не понятно – лучше забраковать» или «Гармония – это полная чушь и никому кроме сумасбродных теоретиков она не нужна».
Между тем, изучение теории музыки в ее разных ипостасях играет огромную роль в становлении музыканта. Так, занятия сольфеджио целенаправленны на формирование и тренировку важнейшего профессионального инструмента музыканта – его музыкального слуха. Два главные составляющих компонента сольфеджио – пение по нотам и узнавание на слух – помогают освоить два главных навыка:
– увидеть ноты и понять, что за музыка в них записана;
– услышать музыку и знать, как записать ее нотами.
Элементарную теорию можно было бы назвать азбукой музыки, а гармонию – ее физикой. Если знания по теории позволяют определить и проанализировать любые частицы, из которых сложена музыка, то гармония раскрывает принципы взаимосвязи всех этих частиц, рассказывает о том, как устроена музыка изнутри, как она организована в пространстве и времени.
Просмотрите несколько биографий любых композиторов прошлого, вы обязательно найдете там упоминания о тех людях, которые учили их генерал-басу (гармонии) и контрапункту (полифонии). В деле обучения композиторов именно эти учения считались самыми важными и нужными. Сейчас же эти знания дают прочную основу музыканту в его повседневной работе: он точно знает, как подобрать аккорды к песням, как гармонизовать любую мелодию, как оформить свои музыкальные мысли, как не сыграть, или не спеть фальшивую ноту, как выучить наизусть музыкальный текст очень быстро и т.д.
Теперь вы знаете, почему так важно с полной самоотдачей заниматься гармонией и сольфеджио, если вы решили стать настоящим музыкантом. Осталось добавить, что изучать сольфеджио и гармонию приятно, увлекательно и интересно.
Если вам понравилась статья, нажмите кнопку «Мне нравится» и отправьте ее на свою страничку в контакте или facebook, чтобы ваши друзья так же могли почитать ее. Свои отзывы и критику по данной статье вы можете оставить в комментариях.
Образы гармонического языки музыки
(план - конспект интегрированного урока по предмету «Сольфеджио».
Возраст участников – 5 класс, 10-12лет)
Дутова О.А.
преподаватель дополнительного образования
МОУ ДОД «ДШИ р.п. Тельма
р.п.Тельма, Усольский район, Иркутская область
План-конспект урока
Преподаватель: Дутова Ольга Анатольевна
Предмет: сольфеджио
Тема урока: Эмоционально-образное восприятие гармонического языка на уроках сольфеджио.
Форма проведения : коллективная
Тип урока: урок совершенствования знаний и умений
Цель урока: Показать разные приёмы работы над развитием гармонического слуха на уроках сольфеджио через эмоционально – образное восприятие.
Задачи:
Образовательные:
Закрепление знаний о теоретических правилах построения аккордов;
Знакомство с основными закономерностями гармонического языка;
Овладение навыком грамотной записи аккордов;
Овладение умением осуществлять гармонический анализ нотного текста;
Овладение навыками жанрового варьирования;
Формирование начальных навыков вокальной импровизации;
Закрепление умение проводить слуховой анализ.
Развивающие:
- развитие музыкальной памяти, внимания, воображения;
Развитие внутреннего, гармонического слуха.
Воспитательные:
- развитие коммуникативной культуры поведения и общения;
Воспитание эмоциональной отзывчивости.
Методы:
- наглядно-образный;
- словесный;
- аналитический ;
- объяснительно- иллюстративный;
- проблемно – поисковый.
Реализуемые педагогические технологии:
Личностно- ориентированные (развивающего обучения);
Информационно-коммуникативные;
Предметно-ориентированные;
Групповой деятельности.
Оборудование: фортепиано; доска с магнитами.
Наглядные пособия: Цветные карточки с изображением Короля, Королевы, Принцессы и придворных.
Раздаточный материал:
Карточки с обозначениями аккордов (Т53, Т6, Т64; S53, S6, S64; D53, D6, D64) количество комплектов по количеству учащихся;
Карточки - ноты;
Альбомные листы форматом А3 с изображением нотного стана и скрипичного ключа по количеству учащихся;
Листы со стихами каждому учащемуся.
Нотный материал:
План урока
1. Организационный момент. Приветствие, сообщение названия темы и цели урока.
2. Основная часть
Беседа о гармонии.
Интонационная настройка в Ре мажоре.
Повторение основных закономерностей гармонического языка, определение "краски" аккордов.
Гармонический анализ нотного текста.
Игра аккордовой цепочки в другом жанре - в жанре польки.
Слуховая работа и запись аккордовой цепочки на слух.
Вокальная импровизация на аккордовую цепочку.
Подведение итогов: формулировка вывода, выставление оценок.
Формулировка домашнего задания - сочинение мелодии на данную аккордовую последовательность в разных жанрах: полька, вальс, марш.
Рефлексия учеников.
Конспект урока
На доске заготовлены наглядности.
Преподаватель:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в сказочное путешествие. В огромной стране Музыки есть большое Королевство Гармонии. Интересно, кто живёт в этом королевстве? Давайте вспомним, что такое гармония?
Ученики:
Это аккорды, последовательность аккордов, цепочки аккордов.
Преподаватель:
А что такое аккорд?
Ученики:
Аккорд - это сочетание трёх и более звуков.
Преподаватель:
Ребята, а какие вы знаете аккорды?
Ученики:
Трезвучие, септаккорд, секундаккорд:
Преподаватель:
Королевство Гармонии большое, сегодня мы перенесёмся в Замок Трёхзвучных аккордов. Вспомните, какие вы знаете аккорды из трёх звуков?
Ученики:
Трезвучие, секстаккорд и квартсекстаккорд.
Преподаватель:
Открываем тяжёлую дверь замка и сразу видим объявление: "Сегодня в Замке Трёхзвучных аккордов объявляется день Ре мажора".
Итак, настраиваемся, поём главные трезвучия в Ре мажоре.
Ребята поют, преподаватель прикрепляет на доске карточки с названием аккордов Т53, S 53 D 53
Преподаватель:
Итак, Тоническое трезвучие - это Король, он правитель, он сильный, уверенный, самый главный. Доминантовое трезвучие - Королева, она подчиняется только Королю. Субдоминантовое трезвучие - Принцесса, она подчиняется и королю и королеве. А теперь поём трезвучия побочных ступеней и сразу определяем "краску" трезвучий.
Ученики поют и определяют "краску": II53 - минорное, III53 - минорное, VI53 - минорное, VII53 - уменьшенное.
Учитель на доске прикрепляете карточки с названиями аккордов под изображениями придворных. Вместе с детьми подбирают карточки для трезвучий II, III, VI, VII ступеней.
Преподаватель:
Итак, всё королевство в сборе. Однако, можно использовать трезвучия не только в основном виде, но и в виде секстаккордов и квартсекстаккордов (прикрепляет надписи на доску). Надо помнить, что сочетать аккорды нужно в определённом порядке: соблюдать плавное голосоведение и исключить ход
D - S. Ребята, повторим, что такое плавное голосоведение?
Ученики:
Общие звуки аккордов остаются на месте.
Преподаватель:
А теперь посмотрим, в каком порядке выстроились перед нами Король, Королева и придворные замка Трёхзвучных аккордов. Давайте проведем Гармонический анализ - определение аккордов второй половины периода в Сонатине Ре мажор, композитор Плейель.
Один Ученик выходит играть к инструменту.
Преподаватель:
Ребята, по нотной записи подписываем каждый аккорд, находим кадансовый оборот (определение вешает на доску)
Ученики выполняют задание.
Преподатель:
Где используется кадансовый оборот и из каких аккордов он состоит?
Ученики:
Кадансовый оборот используется для завершения всего музыкального произведения, его частей или отдельного периода.
Каданс состоит из T-S-D-T или T-S-T-D-T.
Преподаватель вместе с ребятами проверяют правильность выполнения гармонического анализа.
Преподаватель:
Хорошо ребята, а сейчас переходим к следующему заданию. Теперь нужно сыграть эту аккордовую последовательность в жанре польки.
Ученик играет подписанную цепочку аккордов в жанре польки.
Преподаватель:
А сейчас слуховая работа. Надо Записать по слуху аккордовую цепочку в Ре мажоре.
Учитель играет аккордовую последовательность
Т53 - D6 - VI53 - III6 - S53 - К64 - D6 - T53
Преподаватель:
Ребята я играю, а вы показываете а затем записываете ноту которая в басу и обозначения аккордов. Затем расшифровываем, расписываем нотами все аккорды и поём по голосам, затем трёхголосие.
Ученики по слуху определяют ноту которая в бас, показывают ее на карточках, затем записывают бас и обозначение аккордов, далее строят аккорды. Один ученик выходит к доске и выполняют задание.
Преподаватель:
Ребята молодцы. Вы успешно справились с заданием. Следующее задание будет такое: Нужно сыграть эту последовательность аккордов в жанре вальса, а мы попробуем сочинить на неё мелодию. Перед вами стихотворение, мысленно, про себя, внутренним слухом напойте мелодию на данную аккордовую последовательность.
Один ученик играет, остальные неслышно поют - про себя.
Стихи
То вверх, то вниз, где воздух чист,
Слетает желтый лист.
В старинном замке, при свечах,
Играет пианист.
Преподаватель:
Кто хотел бы показать, что получилось?
Один ученик играет, другой поёт.
Преподаватель:
На этой интересной вокальной импровизации мы попрощаемся с Королевством Гармонии. Домашнее задание сегодня будет следующим: на данную аккордовую последовательность сочинить инструментальную мелодию в разных жанрах: полька, вальс, марш и записать ее в тетрадь.
На этом наш урок подошел к концу. Ребята давайте сделаем вывод о том, что мы сегодня делали на уроке (идет беседа о приемах развития гармонического слуха. которые использовали на уроке). Таким образом, можно сказать. Что цель сегодняшнего урока была достигнута, задачи выполнены.
Всем спасибо. До свидания.
Список источников информации и иллюстраций:
Литература:
1. Белая Н.В. Нотная грамота: элементарная теория музыки – игры на уроках, часть 1 – СП.б.: Композитор, 1999 – 42 С.
2. Осколова Е.Л. Сольфеджио, часть1 – М.: Владос, 2002.- 208С.
3. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте – М.: Музыка. 1981.- 271С.
4.Фролова Ю. Сольфеджио 5 класс – Ростов - на – Дону: феникс, 2033.- 111С.
Сайты в Интернете:
1. http://www.all-2music.com/solfedgio_forms_ryzhkov.html
3. http://www.shatkovsky.ru/urok_solfedjio.htm
Иллюстрации:
1. http://images.yandex.ru/yandsearch?text
2. http://vasenka-garasenka.forum2x2.ru/t93-topic
Я даже понимаю, почему люди пишут музыку, совершенно не интересуясь нотами. Таких аранжировщиков много. Это вездесущая проблема, на любых музыкальных порталах присутствуют люди, которые пишут ноты наугад… без понятия аккордов, гармонии и нотной грамоты
. Они говорят: «Нееет, ноты это не для меня». Вся проблема в том, что гармония — оч. сложная наука. Многие дети заканчивают музыкальную школу без четкого понятия о гармонии. Толстые самоучители тоже не спасут положения — т.к. они отпугивают своими текстами, все кажется очень сложным.
А на самом деле все на много проще! Ознакомиться с музыкальной гармонией и научиться складывать аккорды можно прочитав один мой урок
. Достаточно прочитать этот урок, чтобы написать музыку на уровне мировых Хитов! Ведь если заглянуть в хит-парад — там находятся композиции составленные из 3-4 аккордов. Ничего сложного.
Нотная грамота
— наука, которая обучает нотному письму. Но я считаю, если вы пишите электронную компьютерную музыку,
то нотный стан, партитуры, скрипичный ключ, … — все это не нужно… FL Studio не использует нотный стан и нотное письмо в ее классическом виде, там все на много проще!
В этом уроке я напишу как добиться гармонии в музыке
, напишу простыми, понятными словами, с понятными картинками для примера — это и будет наша нотная грамота:)
Цель урока: Показать удачные сочетания аккордов. Музыкальная гармония — это просто!
Сейчас мы выучим гармонию за 3 шага :)
Шаг 1
. Первое с чем надо познакомиться — это понятия Минор и Мажор. Т.е. нам надо только понять как они обозначаются.
A
— это аккорд Ля-мажор.
Am
— это аккорд Ля-минор.
B
— это Си-мажор.
Bm
— это Си-минор.
C
— До-мажор
Cm
— До-минор
В Fruity Loops они будут выглядеть вот так (см. картинку ниже)
Если вы обратили внимание, у минора средняя нотка немного ниже чем у мажора — и в этом единственное отличие.
Еще для любознательных, скажу обозначение вот такого значка #
— это диез (та же нота, только на полутон выше).
Но мы сейчас будем обучаться гармонии
на основе тональности Ля-минор, а это значит, что черные клавиши (и всякие диезы) мы трогать не будет (кроме редких исключений, об этом позже).
Шаг 2
.
Тональность Ля-минор
использует только белые клавиши из Piano-roll, поэтому посмотрите на нашу первую картинку (Рисунок 1), значит
аккорд
A
(ля-мажор) нам не подходит — он использует черную клавишу C#.
Аккорд Am
(ля-минор) использует только белые клавиши A, C, E — значит подходит.
Аккорды B
и Bm
вообще не подходят, потому что у них третья нота F# (черная).
Аккорд С
(до-мажор) — подходит, это все видно из картинки.
Чтобы долго не мучиться, я могу сказать сразу, вот аккорды которые мы будем использовать:
Am, C, Dm, Em, E, F, G
.
Всего-то 7 аккордов!!! :) Боже как всё просто!!!
Если вы новичок, используйте только 6 аккордов: Am, C, Dm, Em, F, G (этого достаточно, чтобы написать Хит по белым клавишам! :))
Все эти аккорды используют только белые клавиши в piano-roll, но есть исключение…
Это аккорд E
(Ми-мажор
) — он состоит из нот Ми, Соль-диез, Си. (в piano-roll это ноты: E G# B), но при этом никогда не использует ноту Соль (белую клавишу).
Почему?
Тайна кроется, наверное, где-то на востоке… Потому что именно в восточной музыке, арабской музыке, индийской музыке — тональность немножко отличается от западно-европейской, на одну ноту. Попробуйте сыграть на клавиатуре аккорд Ми-мажор, это ноты: Ми, Фа, Соль-диез, Ля, Си
. Смотрите рисунок ниже.
100% вы почувствуете некий восточный мотив!
Обучение гармонии онлайн урок — вся суть на одной странице
И последний 3-й шаг
.
Я сразу напишу удачные комбинации аккордов
, все уже давно придумано, и не надо изобретать велосипед.
Запишите себе эти удачные последовательности аккордов, и используйте для написания грамотной музыки.
Am-Dm-Em-Am
Am-F-Dm-Em
Am-C-Dm-G
Am-Dm-C-G
Am-F-G-Am
Am-G-F-Em
Am-F-C-G
Am-Am-Dm-E
Am-F-Dm-E
Am-Am-F-E
Am-G-F-E
Am-F-C-E
Создаем свой трек с нуля .
А в клубной музыке все на много примитивней, там бывает музыка на 2 аккорда и популярны такие комбинации:
Am-Am-Am-G
Am-Am-Am-E
Am-Am-Em-Em
И это далеко не все
удачные последовательности аккордов. Я написал самые-самые удачные на мой взгляд.
Позже, вы сможете пополнить этот список своими любимыми комбинациями аккордов. Но даже этих вполне достаточно, чтобы написать сотню музыкальных суперхитов
)
Теперь закрепим пройденый материал наглядным примером в картинках. Например, я создаю гармонию на аккордах Am-Dm-Em-Am (см. рисунок).
Все сделано правильно,
аккорд Am
— нижняя нота A5
аккорд Dm
— нижняя нота D5
аккорд Em
— нижняя нота E5
Но необязательно так ровно выстраивать аккорды.
Если вы хотите, чтобы не было таких резких скачков гармонии вверх/вниз — можно сделать переходы более плавными. Для этого мы перенесем несколько нот на октаву вверх (см. рисунок ниже).
Во втором аккорде Dm мы перенесли 2 ноты вверх (на октаву). От того что мы перенесли ноту D5 на D6, а ноту F5 на F6 — аккорд не поменялся
, это по-прежнему аккорд Dm (Ре-минор).
Т.е. важно понять, что сочетание нот Ре-Фа-Ля — это аккорд Ре-минор, но сочетание нот Фа-Ля-Ре или Ля-Ре-Фа — это тоже аккорд Ре-минор и он также хорошо и гармонично звучит
!
Скачайте этот FL трек и вы сможете услышать, как звучат эти аккорды. И увидеть как они построены.
Этот урок раскрывает основы музыкальной гармонии
и всего на одной странице. Добавьте эту страницу в закладки
, она вам еще может пригодиться, если вы что-то забудете.
Пишите комментарии, а также можете делиться ссылками на ваши треки, созданные по данному уроку… и мы послушаем, оценим и дадим советы.
План-конспект открытого урока преподавателя
МБУ ДО «ДШИ р.п.Средний» Спешиловой О. В. с учащимися
2 класса фортепианного отделения
Тема урока : Четыре вида трезвучий .
Цель урока: Развитие «гармонического» мышления учащихся.
Задачи урока :
Развитие структурно-логического мышления учащихся, способного
привести их к открытию новых гармонических элементов- трезвучий.
Развитие четкого осознания, слышания, пения и игры на инструменте
аккордов.
Воспитание навыков зрительного анализа музыки.
Форма урока: групповая
Методы работы :
Метод проблемного обучения, способствующий активизации логического
и творческого мышления учащихся
Метод наглядного обучения, способствующий формированию слуховых
представлений учащихся с помощью наглядных пособий
Словесный и диалоговый методы предполагают активную коммуникацию
учащихся и педагога
Игровой метод предполагает активное участие учащихся в творческом
процессе урока
Поисковый метод, связанный с самостоятельным открытием учащимися
музыкальных законов
Ход урока:
Повторение темы «Трезвучия».
Слуховой анализ.
Теоретические сведения. Игра «Теремок».
Разучивание попевок.
Пение номеров, заданных на дом с анализом.
Диктант.
Подведение итогов. Домашнее задание.
Дидактическое и материально- техническое обеспечение урока:
Фортепиано
Клавиатура
Магнитная доска, магниты
Карточки терции-кукушки (синие -минорные, красные -мажорные)
Применение педагогических технологий
1. Технология проблемного обучения.
Создание проблемной ситуации (средний уровень проблемного обучения) вопросами учителя: «Что такое трезвучие?», «Что такое интервал?», «Из чего состоит трезвучие?» и т.д. Учащиеся включаются в активную мыслительную деятельность, высказывают собственное мнение. Закрепляем на практике – поем, определяем на слух.
2.Технология личностно- ориентированного обучения
На уроке создаются необходимые условия для самореализации учащихся (все принимают активное участие в процессе урока), развития индивидуальных познавательных способностей (каждый ребенок высказывает свое личное мнение), развитие творческого воображения каждого ученика (эмоциональный отклик на музыку, сочинение мелодий на заданную тему и т.д.). Отношение «учитель-ученик» строятся на принципах сотрудничества.
3. Технология формирования мотивации или игровая технология.
Включение в учебный процесс игровых моментов- «Теремок» - повышает интерес учащихся к занятиям сольфеджио, активизирует их творческую деятельность. Учитель создает на уроке так называемую «ситуацию успеха» - самостоятельное решение задач, ощущение успеха повышают мотивацию учащихся к урокам сольфеджио.
Содержание урока:
1.1. Вспомнить с детьми о трезвучии:
Из чего состоит трезвучие;
Какие виды терций бывают (пение попевки о терции (Н.Федотова « Учимся играя» пр.20))
Подробно поговорить о терциях (виды терций, ступеневая и
тоновая величина, окраска)
1.2. Определить величину каждой терции и подписать их:
Д.З.: Превратить малые терции в большие и наоборот.
2. Определение на слух терций и Б 53, М 53.
3. 1. «Стоит в поле теремок – он не низок не высок. Кто,кто в теремочке
живет?
А живут в нем две кукушки – две веселые подружки»
Предложить учащимся побыть риэлторами и заселить кукушек в
теремки.
3.2. Строить на клавиатуре и у доски все виды трезвучий.
4. Разучить попевку (Н.Федотова « Учимся играя» пр.36)
Определить тональность
Распеться в данной тональности
Определить форму и характер
Найти движение по звукам трезвучия
Диктант: (Г.Ф. Калинина»Музыкальные занимательные диктанты»)
Определить тональность
Определить движение мелодии: восходящее, нисходящее, поступенное, скачками, по звукам трезвучия.
7. Подвести итоги урока: Что нового узнали на уроке?
Домашнее задание:
Транспонировать диктант в тон-ть G - dur
Гармонизовать диктант с помощью главных трезвучий лада.
Сочинить мелодии к «теремкам», используя движения по звукам трезвучия
Строить трезвучия в тетради и на клавиатуре.
Самоанализ урока:
Урок проводился строго по плану. Перед объяснением нового материала проработаны несколько заданий прежней темы. Важным моментом считаю осознание новой темы учащимися, а также участие в процессе всей группы.
Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста –неустойчивость внимания, эмоциональное восприятие окружающей жизни, на уроке приходится быстро переключаться с одной формы работы на другую. Дети легко и быстро воспринимают и усваивают то, к чему испытывают эмоциональный интерес. Именно осознанная ребенком и эмоционально наполненная мотивация является самым действенным двигателем в его обучении, влияет на качество усвоения материала. Лучшим способом для достижения этого психологически комфортного для ребенка состояния является игра.