Русская литература рубежа ХIХ – ХХ веков. Особенности русской литературы рубежа XIX –XX вв Литературные течения рубежа 19 20 веков

Киценко Жанна Анатольевна,
преподаватель русского языка и литературы
РКТК, г. Пушкин


Добрый день, сегодня мы с вами начинаем курс русской литературы 20 века.
Вся русская литература 19 и 20 века имеет непосредственную связь с историей страны, литература отражает все события, происходящие на глазах у писателей и поэтов. Поэтому литературу 20 века мы будем изучать, опираясь на историю нашей страны.
Немного о том, что же происходило в конце 19 в начале 20 века в России. Кто скажет, какими историческими событиями ознаменован рубеж веков и вообще 20 век? Февральская революция 1905 года, Октябрьская революция 1917 года, Русско-японская война 1904-1905гг., первая мировая война 1914-1918гг., гражданская война 1918-1922г.г., Великая Отечественная война, сталинские репрессии, хрущёвская оттепель.
Всё правильно, но ещё очень важно помнить о том, что начало 20 века стало временем важнейших и глобальных естественно научных открытий. Кто помнит, какие это открытия? Изобретение беспроволочной связи (телеграф), открытие рентгеновских лучей, исследование феномена радиации. В это время были созданы квантовая теория (1900) и теория относительности (1916-1917). Появился автомобиль и фотоаппарат. Первые летательные аппараты. Кино.
Эти и другие открытия повлияли на жизнь человека, на его быт и мировоззрение. В конце 19 века людям казалось, что наука постигла все тайны мира. Появилась несокрушимая вера в силу человеческого разума, вера в возможность и необходимость покорения природы.
Всё стремительно менялось, люди жили в постоянном ожидании изменений. Это был не спокойный XIX век, с его традициями, упорядоченностью во всем, это был век, когда всё вокруг стремительно менялось. Человек не успевал усвоить, понять одно естественно научное открытие, как уже появлялось другое.
Для нас с вами важно понять, что последние годы XIX столетия стали поворотными для русской и западной культур. Начиная с 1890х годов и вплоть до октябрьской революции 1917 года изменились все стороны жизни, начиная с экономики, политики и науки, заканчивая технологией, культурой и искусством. Эта новая стадия развития была невероятно динамична (быстрая, стремительная, необратима): было сделано огромное количество открытий; но в то же время крайне драматична: войны, революции, перевороты, громкие покушения на видных политических деятелей (в этот период слово терроризм у всех на слуху).
Теперь посмотрим, что происходит в литературе в этот период.
В начале XX века продолжают писать Л.Н. Толстой и А.П. Чехов. А вместе с ними продолжает развиваться реалистическая литература, яркими представителями которой станут М.Горький, А.И. Куприн, И.А.Бунин, Л.Н.Андреев. Что такое реализм? Реализм - это направление, основной особенностью которого является правдивое изображение действительности и ее типичных черт без каких-либо искажений и преувеличений.
Темами для этих авторов становится происходящее вокруг них. Как правило они просто описывают событие, не делая вывод. Вывод должен сделать читатель. В основном писали о людях, о тяжёлом труде, об ужасах войны, обо всём, что волновало писателя.
Но одновременно с реализмом в литературе появляется новое направление - модернизм. Это направление объединяет в себе несколько течений: символизм, акмеизм, футуризм и др. Эти течения появились не только в литературе, но и в музыке, живописи. Всё русское искусство, которое было связано с модернистскими течениями, получило название «серебряный век». Это название относится не только к литературе, а к русскому искусству в целом. Кто мне назовёт представителей модернистской литературы? Блок, Ахматова, Маяковский, Есенин и др.
Что такое модернизм? Модерн - это новое. Главная установка модернистских течений - только творчество изменит мир к лучшему. Модернисты ставили своей целью духовное возрождение человечества. Красота, искусство, творчество - вот главные ценности в мире. Как правило эти произведения далеки от политики. Это произведения о любви, о силе красоты, о героическом прошлом, об экзотических странах, о прекрасном будущем.
В начале века в России развивается марксизм.
Что это такое? Марксизм - это учение (теория) о революционном преобразовании общества. В чем суть теории? С течением времени обнищание народа будет усиливаться, а богатство буржуазии возрастать. Это приведёт к обострению классовой борьбы. В высокоразвитых странах победит социалистическая революция, установится диктатура пролетариата (власть рабочих), произойдёт отмена частной собственности.
В связи с развитием марксизма в литературе возникает ещё одно направление, связанное с конкретными задачами социальной борьбы. Появляется понятие пролетариат. Пролетариат - это социальный класс, рабочий класс, беднейший слой населения. От латинского - неимущие. Пролетарские поэты привлекают внимание к тяжёлому положению трудящихся, создавали и передавали общественные настроения. Они создавали революционные песни и пропагандистские стихи. Это был их вклад в дело революции, они принесли много пользы пролетарскому движению, укрепляли идеологию, готовили и призывали к классовым боям. Но большой художественной ценности они не представляют.
Представителями этого направления были многие известные писатели, но, как правило, недолго. В основном потому, что со временем разочаровывались в самой идее революции. Это был и М.Горький, и Куприн, и Маяковский, и Есенин и многие другие. Но со временем, с приходом к власти коммунистов, вся литература становится пролетарской. Вся литература начинает служить общему делу коммунизма. Как это получилось? В 1905 году выходит статья В. Ленина «Партийная организация и партийная литература». Эта статья сыграла огромную роль в развитии литературы. В этой статье Ленин вводит понятие и принцип партийной литературы. Он пишет, что литература «не может быть вообще индивидуальным делом, не зависимым от общего пролетарского дела». Сама литература понимается как «дело», не как творческий порыв, теперь это не что-то связанное с вдохновением, литература - это форма борьбы, агитации, пропаганды. Почему же эта статья так важна? Высказанная в ней мысль стала программой всей советской литературы. Литература может быть только для общего дела и только за общее дело. Тут формируется принцип: кто не с нами, тот против нас. Всё это стало причиной того, что талантливые поэты, писатели оказались непризнанными, непонятыми, репрессированными, убитыми или выставленными из родной страны. Эта участь постигла многих, даже тех, кто с самого начала поддержал идею революции.
Обо всем этом мы будем говорить, изучая творчество писателей и поэтов XX века. Изучение этих произведений даст вам возможность лучше узнать историю своей страны. Мы с вами поговорим о людях, потерявших Родину, отдавших свою свободу, благосостояние, жизнь за идеи, которым они верили, от которых не отреклись. Изучая биографии, вы увидите, как быстро и необратимо могла измениться судьба человека. Читая, вы поймете, что художественная литература это своеобразные способ сохранить историю страны. Вся литература XX века - это рассказы о том, что было на самом деле.
Домашнее задание.
На следующем уроке мы начнем изучать творчество Леонида Николаевича Андреева. Прочитайте, пожалуйста, следующие его произведения: «Петька на даче», «Ангелочек», «Рассказ о семи повешенных».

Литература России на рубеже веков Основные литературные направления, течения


Общая характеристика периода Последние годы XIX столетия стали поворотными для русской и западной культур. Начиная с х гг. и вплоть до Октябрьской революции 1917 года изменились буквально все стороны российской жизни, начиная от экономики, политики и науки, и заканчивая технологией, культурой и искусством. Новая стадия историко-культурного развития была невероятно динамична и, в то же время, крайне драматична. Можно сказать, что Россия в переломное для нее время опережала другие страны по темпам и глубине перемен, а также по колоссальности внутренних конфликтов.


Какие важнейшие исторические события происходили в России в начале 20 века? Россия пережила три революции: года; -Февральскую и Октябрьскую 1917 г., -Русско-японскую войну гг. -Первую мировую войну гг., -Гражданскую войну


Внутриполитическая обстановка в России Конец XIX столетия обнажил глубочайшие кризисные явления в экономике Российской Империи. Противоборство трех сил: защитники монархизма, сторонники буржуазных реформ, идеологи пролетарской революции. Выдвигались различные пути перестройки: «сверху», законными средствами, «снизу»- путем революции.


Научные открытия н.20 века Начало XX столетия стало временем глобальных естественнонаучных открытий, особенно в области физики и математики. Самыми важными из них стали изобретение беспроволочной связи, открытие рентгеновских лучей, определение массы электрона, исследование феномена радиации. Мировоззрение человечества перевернули создание квантовой теории (1900), специальной (1905) и общей () теории относительности. Прежние представления о строении мира были полностью поколеблены. Идея познаваемости мира, бывшая прежде непогрешимой истиной, подверглась сомнению.


Философские основы культуры рубежа веков: Главный вопрос – вопрос о Человеке и Боге. Без веры в Бога человек никогда не обретёт смысла существования.(Ф.М.Достоевский) Поэтизация образа Человека: «Человек – это звучит гордо!» (М.Горький) Русская мысль аукалась с «сумрачным германским гением». (Александр Блок). Философия Ф.Ницше о сверхчеловеке – это «воля к переоценке».(А.Белый) Сверхчеловек – это общая и невероятно удалённая в будущее перспектива человечества, которое обретёт смысл своего существования без Бога: «Бог умер».




Живопись Прочные позиции удерживали представители русской академической школы и наследники передвижников академическойпередвижников Появление нового стиля – модерна (последователи этого стиля объединились в творческом обществе «Мир искусства»)модерна Символизм в живописи (выставка «Голубая роза», тесно связан с поэзией; символизм не был единым стилевым направлением) Символизмединым Появление группировок, представлявших авангардное направление в искусстве (выставка « Бубновый валет»),авангардное любимый жанр авангардистов – натюрморт Неопримитивизм (выставка « Ослиный хвост») Неопримитивизм Авторский стиль(синтез европейских авангардных тенденций с русскими национальными традициями) Авторский




























Трагическая история литературы 20 века 1.В 20-е годы уехали или были изгнаны писатели, составлявшие цвет русской литературы: И.Бунин, А.Куприн, И.Шмелев и др. 2.Воздействие цензуры на литературу: 1926 год- конфискован журнал «Новый мир» с « Повестью непо- гашенной луны» Б.Пильняка. В 30-е годы писателя рас- стреляют. И.А. Бунин






Литература конца 19 – начала 20 веков В конце XIX - начале XX века русская литература стала эстетически многослойной. Реализм на рубеже веков оставался масштабным и влиятельным литературным направлением. Так, в эту эпоху жили и творили Толстой и Чехов. (отражение реальности, жизненной правды) А.П. Чехов. Ялта г.


Переход от эпохи классической русской литературы к новому литературному времени сопровождался необычайно быстрой. На авансцену общекультурной жизни страны снова вышла русская поэзия, не похожая на прежние образцы. Так началась новая поэтическая эпоха, получившая название "поэтического ренессанса" или "серебряного века".




Модернизм (от франц.moderne- «новейший», «современный») – это новые явления в литературе и искусстве. Его цель – создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображению мира средствами искусства. Символизм (от греч.symbolon- «знак, примета) - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Экзистенциализм – мировоззрение, ставившее вопросы о том, как жить человеку перед лицом надвигающихся исторических катастроф, опирающееся на принцип на принцип противопоставления субъекта и объекта.


Идейные основы реализма и модернизма Идейный фундамент реализма Философия модернизма н.XX в. ИстинаЕдина,добро побеждает зло,Бог одолевает дьявола. Мир не познаваем, человек не способен отделить добро от зла. ГеройИщущий пути к высшим, вечным ценностям, несущий идеалы добра, любви. Сложный, противоречивый,выделяющийся из остального мира, часто противостоящий ему. Высшие ценности Духовные, христианские идеалы Личность в её многообразии Цель искусства Гармонизация жизниВыражение себя и своего понимания мира и человека.


Основополагающие принципы старых реалистов, принятые новыми Демократизм – неприятие элитарной, понятной лишь «кучке»посвящённых литературы. Вкус к общественности – осознание общественной роли и ответственности писателя. Историзм: искусство есть отражение эпохи, его правдивое зеркало. Традиционализм – духовная и эстетическая связь с заветами классики. Толстой Лев Николаевич Чехов Антон Павлович


Писатели - реалисты Бунин Иван Алексеевич Куприн Александр Иванович Зайцев Борис Константинович Вересаев Викентий Викентьевич


Писатели-реалисты Максим Горький Короленко Владимир Галактионович Андреев Леонид Николаевич Замятин Евгений Иванович




Серебряный век Серебряный век- часть художественной культуры России конца XIX - начала XX века, связанная с символизмом, акмеизмом, "неокрестьянской" литературой и отчасти футуризмом.


СИМВОЛИЗМ В марте 1894 г. вышел в свет сборник с названием "Русские символисты". Через некоторое время появились еще два выпуска с таким же названием. Автором всех трех сборников был молодой поэт Валерий Брюсов, использовавший разные псевдонимы для того, чтобы создать впечатление существования целого поэтического направления.


СИМВОЛИЗМ Символизм является первым и самым крупным из модернистских течений, возникших в России. Теоретическая основа русского символизма была заложена в 1892 году лекцией Д. С. Мережков-ского "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы". В названии лекции содержалась оценка состояния литературы. Надежда на ее возрождение возлагалась автором на "новые течения". Дмитрий Сергеевич Мережковский


Основные положения течения Андрей Белый Символ - центральная эстетическая категория нового течения. Представление о символе заключается в том, что он воспринимается как иносказание. Цепь символов напоминает набор иероглифов, своеобразных шифров для "посвященных". Таким образом, символ оказывается одной из разновидностей тропов.


Основные положения течения Символ многозначен: он содержит безграничное множество смыслов. "Символ - окно в бесконечность", - сказал Федор Сологуб.


Основные положения течения По-новому строились в символизме отношения между поэтом и его аудиторией. Поэт- символист не стремился быть общепонятным. Он обращался не ко всем, но лишь к "посвященным", не к читателю-потребителю, а к читателю-творцу, читателю- соавтору. Символистская лирика будила "шестое чувство" в человеке, обостряла и утончал а его восприятие. Для этого символисты стремились максимально использовать ассоциативные возможности слова, обращались к мотивам и образам разных культур.




Старшие символисты Гиппиус Зинаида Николаевна Бальмонт Константин Дмитриевич Фёдор Сологуб Кузмин Михаил Алексеевич


Младосимволисты «Последняя цель искусства – пересоздание жизни.» (А.Блок) Андрей Белый Александр Александрович Блок Иванов Вячеслав Иванович


Акмеизм Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов. (от греч. acme - высшая степень чего-либо, расцвет, вершина, острие). Из широкого круга участников "Цеха" выделилась более узкая и эстетически более сплоченная группа акмеистов: Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич и В. Нарбут.


Акмеисты Ахматова Анна Андреевна Мандельштам Осип Эмильевич Гумилёв Николай Степанович Сергей Городецкий




Футуризм Футуризм (от лат. futurum - будущее). Впервые он заявил о себе в Италии. Временем рождения русского футуризма считается 1910 год, когда вышел в свет первый футуристический сборник "Садок Судей" (его авторами были Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Каменский). Вместе с В. Маяковским и А. Крученых эти поэты вскоре составили группировку кубофутуристов, или поэтов "Гилеи"
Основные положения течения В качестве художественной программы футуристы выдвинули утопическую мечту о рождении сверхискусства, способного перевернуть мир. Художник В. Татлин всерьез конструировал крылья для человека, К. Малевич разрабатывал проекты городов-спутников, курсирующих по земной орбите, В. Хлебников пытался предложить человечеству новый универсальный язык и открыть "законы времени".


В футуризме сложился своего рода репертуар эпатирования. Использовались хлесткие названия: "Чукурюк" - для картины; "Дохлая луна" - для сборника произведений; "Идите к черту!" - для литературного манифеста.


Пощечина общественному вкусу Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности....Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным... С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!.. Мы приказываем чтить права поэтов: 1. На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Словоновшество). 2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку. 3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный Вами венок грошовой славы. 4. Стоять на глыбе слова "мы" среди свиста и негодования. И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма Ваших "Здравого смысла" и "Хорошего вкуса", то все же на них уже трепещут впервые Зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова. Д. Бурлюк, Алексей Крученых, В. Маяковский, Виктор Хлебников Москва, 1912 г. Декабрь


Неокрестьянские поэты Мы предутренние тучи, зори росные весны. Н.Гумилёв Есенин Сергей Александрови ч Орешин Пётр Васильевич Клюев Николай Алексеевич


Писатели, не входившие в литературные группы Максимилиан Александрович Волошин Борис Леонидович Пастернак Владислав Фелицианович Ходасевич Марина Ивановна Цветаева


Сделаем выводы На рубеже веков русская литература переживала расцвет, сравнимый по яркости и многообразию талантов с блистательным началом 19 века. Это период интенсивного развития философской мысли, изобразительного искусства, сценического мастерства. В литературе развиваются различные направления. В период с 1890 по 1917 год особенно ярко заявили о себе три литературных течения - символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления. Литература серебряного века явила блестящее созвездие ярких поэтических индивидуальностей, каждый из которых являл собой огромный творческий пласт, обогативший не только русскую, но и мировую поэзию XX века.


Сделаем выводы Последние годы XIX столетия стали поворотными для русской и западной культур. Начиная с х гг. и вплоть до Октябрьской революции 1917 года изменились буквально все стороны российской жизни, начиная от экономики, политики и науки, и заканчивая технологией, культурой и искусством. Новая стадия историко-культурного развития была невероятно динамична и, в то же время, крайне драматична. Можно сказать, что Россия в переломное для нее время опережала другие страны по темпам и глубине перемен, а также по колоссальности внутренних конфликтов.


Вопросы: Какие важнейшие исторические события происходили в России на рубеже веков? Какие философские идеи занимали умы человечества? Кто ввёл определение «Серебряный век»? Какие направления существовали в литературе рубежа веков? Какие традиции развивали писатели-реалисты в начале XX века? Что обозначает понятие «модернизм»? Что подразумевается под понятием «Партийная литература»? Назовите представителей «Серебряного века».



Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Основные тенденции развития литературы на рубеже 19-20 веков «…Немые и незримые сферы, которым стал причастен человек, исказили его образ…Самосознание его распалось и разъединилось, стало абстрактными и идеальным…Образ человека стал многослойным и разносоставным…» М.М.Бахтин

Философия на рубеже веков Марксистская Ф.Ницше и его теория о «воле и свободе» Богоискательство Все три основных направления философии уходят от истинной веры – акт богоотступничества.

Марксистская философия В.И.Ленин 1910г. Развитие эстетики будет происходить с опорой лишь на «материалистическое понимание истории» «Мы знаем … только одну пролетарскую науку – марксизм»

Ф. Ницше и его теория о «воле и свободе» « …а нищих надо бы совсем уничтожить» «…укоры совести учат кусать других» «…падающего – толкни»

Богоискательство Перестроить формы гражданского быта и человеческого существования на основании обновления христианства. То есть попытка сформулировать универсальные законы, которые сдержат агрессивные силы человечества.

«Вехи»(Н.Бердяев, С.Булгаков) От идеи социальной революции к идее революции духовной Опасность фанатического служения каким бы то ни было теоретическим программам Моральная недопустимость веры в универсальную значимость тех или иных общественных идеалов Предупреждали о гибельности революционного пути для России

Споры о названии эпохи Декаданс –(от фр. «упадок») – определенное умонастроение, кризисный тип сознания, который выражается в чувстве отчаяния, бессилия, душевной усталости. Модернизм - «новейшее, современное» «Серебряный» век русской поэзии Русская литература, прежде обладавшая высокой степенью мировоззренческого единства, на рубеже веков стала эстетически многослойной.

Его основателями стали писатели и известные религиозные публицисты и философы «серебряного века». В. Розанов Д. Мережковский

Литературные направления Реализм: Л.Толстой, А.Чехов, Л.Андреев, И.Бунин, В.Вересаев, А.Куприн, И.Шмелев, М.Горький Особенности: 1) Темы 2) Герои 3) Жанры 4) Стилевые особенности (стр.21-28 учебник) Модернизм: Символизм Акмеизм Футуризм Дж.Северини «Голубая танцовщица» 1912

Модернизм в живописи

Модернизм в архитектуре

Символизм Д.Мережковский (1892г. Лекция «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы») В.Брюсов В.Иванов А.Блок Ф.Сологуб А.Белый Ф.Сологуб Основными элементами обновления литературы назвал «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности» «символ тогда истинный символ, когда он неисчерпаем в своем значении» «Символ – окно в бесконечность» «Стремление отобразить жизнь в ее целом, не с внешней только ее стороны, не со стороны частных ее явлений, а образным путем символов…изобразить то, что образует связь с Вечностью, со вселенским, мировым процессом

Художественные особенности Символ - центральная эстетическая категория; многозначен: он содержит в себе перспективу безграничного развертывания смыслов, при этом полноценная значимость предметного плана образа, его материальной фактуры. Категория музыки. Не ритмическая организация звуков, а универсальная метафизическая энергия, первооснова всякого творчества. Вместе с тем это пронизанная звуковыми и ритмическими сочетаниями словесная фактура стиха, т.е. максимальное использование музыкальных композиционных принципов в поэзии

«Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся как звезды. Из-за них существует стихотворение». А.Блок «Записные книжки» Стихотворение должно было не столько передавать мысли и чувства автора, сколько пробуждать в читателе его собственные, помочь ему в духовном восхождении от «реального» к «высшей реальности» Символистская лирика будила «шестое чувство» в человеке, обостряла, уточняла его восприятие, развивала родственную художнической интуицию

К.Бальмонт Я –изысканность русской медлительной речи, Предо мною другие поэты – предтечи, Я впервые открыл в этой речи уклоны, Перепевные, гневные, нежные звоны. Я – внезапный излом, Я – играющий гром, Я – прозрачный ручей, Я – для всех и ничей. Переплеск многопенный, разорванно-слитный, Самоцветные камни земли самобытной, Переклички лесные зеленого мая – Все пойму, все возьму, у других отнимая. Вечно юный, как сон. Сильный тем, что влюблен И в себя и в других, Я – изысканный стих. 1901г.

Символизм в живописи В.Э.Борисов –Мусатов «Призраки» 1903г. Одилон Редон «Глаз как шар» 1890г.

Футуризм ФУТУИИЗМ (от лат. futurum - будущее), авангардистское направление в европейском искусстве 1910 - 20-х гг., преимущественно в Италии и России. Стремясь создать «искусство будущего», декларировал (в манифестах российских кубофутуристов из «Гилеи», участников «Ассоциации эгофутуристов», «Мезонина поэзии», «Центрифуги») отрицание традиционной культуры (наследия «прошлого»), культивировал эстетику урбанизма и машинной индустрии. Для живописи (в Италии - У. Боччони, Дж. Северини) характерны сдвиги, наплывы форм, многократные повторения мотивов, как бы суммирующих впечатления, полученные в процессе стремительного движения. Для литературы - переплетение документального материала и фантастики, в поэзии (В. В. Хлебников, В. В. Маяковский, А.Е. Крученых, И. Северянин) - языковое экспериментирование («слова на свободе» или «заумь»).

Акмеизм АКМЕИЗМ (от греч. akme - высшая степень чего-либо, цветущая сила), течение в русской поэзии 1910-х гг. (С. М. Городецкий, М. А. Кузмин, ранние Н. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э.Мандельштам); провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии «естества»), точному значению слова. «Земной» поэзии акмеизма свойственны отдельные модернистские мотивы, склонность к эстетизму, камерности или к поэтизации чувств первозданного человека.


Одна из наиболее ярких и загадочных страниц русской культуры - начало столетия. Сегодня этот период называют «серебряным веком» русской литературы вслед за «золотым» XIX, когда царили Пушкин, Гоголь, Тургенев, Достоевский, Толстой. Но правильнее называть «серебряным веком» не всю литературу, а прежде всего поэзию, как это делали сами участники литературного движения той эпохи. Поэзия, активно искавшая новые пути развития, впервые после пушкинской поры в начале XX в. выдвинулась на первый̆ план литературного процесса.

Однако на рубеже XIX и XX в. Литература развивалась в иных исторических условиях, чем прежде. Если искать слово, характеризующее важнейшие особенности рассматриваемого периода, то это будет слово кризис. Великие научные открытия поколебали классические представления об устройстве мира, привели к парадоксальному выводу: «материя исчезла». Как напишет в начале 20-х годов Е. Замятин, «точная наука взорвала самую реальность материи», «сама жизнь - сегодня перестала быть плоско-реальной: она проектируется не на прежние не подвижные, но на динамические координаты», и самые известные вещи в этой новой проекции кажутся незнакомо-знакомыми, фантастическими. А значит, продолжает писатель, и перед литературой замаячили новые маяки: от изображения быта - к бытию, к философии, к сплаву реальности и фантастики, от анализа явлений - к их синтезу. Справедливо, хотя и непривычно на первый взгляд, заключение Замятина о том, что «у реализма нет корней», если иметь в виду под реализмом «одно голое изображение быта». Новое видение мира, таким образом, определит и новое лицо реализма XX в., который будет существенно отличаться от классического реализма предшественников своей «модерностью» (определение И. Бунина). Обозначившуюся тенденцию к обновлению реализма еще в конце XIX в. проницательно подметил В.В. Розанов. «...После натурализма, отражения действительности, естественно ожидать идеализма, проникновения в смысл ее... Вековые течения истории и философия - вот что станет, вероятно, в ближайшем будущем любимым предметом нашего изучения... Политика в высоком смысле этого слова, в смысле проникновения в ход истории и влияния на него, и Философия как потребность гибнущей и жадно хватающейся за спасение души - такова цель, неудер- жимо влекущая нас к себе...», - писал В.В. Розанов (курсив мой. - Л. Т.).
Сокрушительные последствия для человеческого духа имел кризис веры («Бог умер!» - воскликнул Ницше). Это привело к тому, что человек XX в. все больше стал испытывать на себе влияние безрелигиозных и, безнравственных идей, ибо, как предсказывал еще Достоевский, если Бога нет, то «все дозволено». Культ чувственных наслаждений, апология Зла и смерти, воспевание своеволия личности, признание права на насилие, обернувшееся террором, - все эти черты, свидетельствующие о глубочайшем кризисе сознания, будут характерны отнюдь не только для поэзии модернистов. В начале XX в. Россию потрясли острейшие социальные конфликты: война с Японией, первая мировая война, внутренние противоречия и, как итог, размах народного движения, революции. Обострялось столкновение идей, формировались полиэтические.

«Атлантида» - такое пророческое название даст кораблю, на котором развернется драма жизни и смерти, И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско», подчеркнув трагический подтекст произведения описанием Дьявола, наблюдающего за людскими судьбами.

Каждая литературная эпоха имеет свою систему ценностей̆, центр (философы называют его аксиологическим, ценностным), к которому так или иначе сходятся все пути художе- ственного творчества. Таким центром, определившим многие отличительные особенности отечественной литературы XX столетия, стала История с ее небывалыми социально-историческими и духовными катаклизмами, которая вовлекла в свою орбиту всех - от конкретного человека до народа и государства. Если еще В.Г. Белинский называл свой XIX век по пре имуществу историческим, то это определение тем более справедливо по отношению к веку XX с его новым мироощущением, основу которого составила идея все убыстряющегося исторического движения. Само время вновь выдвинуло на пер вый план проблему исторического пути России, заставило искать ответ на пророческий пушкинский вопрос: «Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта?» Начавшийся XX век был наполнен предсказаниями «невиданных мятежей» и «неслыханных пожаров», предчувствием «возмездия», как пророчески скажет А. Блок в своей незавершенной поэме с одноименным названием. Известна мысль Б.Зайцева о том, что все были задеты («ранены») революционностью, вне зависимости от политического отношения к событиям. «Сквозь революцию как состояние души» - так определил современный исследователь одну из характерных особенностей «самочувствия» человека того времени. Будущее России и русского на рода, судьба нравственных ценностей в переломную историческую эпоху, связь человека с реальной историей, непостижимая «пестрота» национального характера - от ответа на эти «проклятые вопросы» русской мысли не мог уйти ни один художник. Так в литературе начала века не только проявился традиционный для русского искусства интерес к истории, но сформировалось особое качество художественного сознания, которое можно определить как историческое сознание. При этом совершенно не обязательно искать во всех произведениях прямых обращений к конкретным событиям, проблемам, конфликтам, героям. История для литературы прежде всего ее «тайная дума», она важна писателям как толчок для размышлений о загадках бытия, для постижения психологии и жизни духа «исторического человека». Но русский писатель вряд ли считал бы себя выполнившим свое предназначение, если бы не искал сам (порой трудно, даже мучительно) и не предложил человеку кризисной эпохи свое понимание выхода.
Без солнца были бы мы темными рабами, Вне понимания, что есть лучистый день. Человек, потерявший цельность, в ситуации глобального кризиса духа, сознания, культуры, общественного устройства, и поиски выхода из этого кризиса, стремление к идеалу, гармонии - так можно определить важнейшие направления худо жественной мысли порубежной эпохи.

Литература конца XIX - начала XX в. - явление чрезвычайно сложное, остроконфликтное, но и единое в основе своей, поскольку все направления отечественного искусства раз вивались в общей социальной и культурной атмосфере и по- своему отвечали на одни и те же трудные вопросы, выдвинутые временем. Так, например, идеей неприятия окружающего мира проникнуты не только произведения В. Маяковского или М. Горького, видевших выход из кризиса в социальных пре- образованиях, но и стихи одного из родоначальников русского символизма Д. Мережковского: Так жизнь ничтожеством страшна,
И даже не борьбой, не мукой, А только бесконечной скукои И тихим ужасом полна. Лирический герой А. Блока выразил смятение человека, уходящего из мира привычных, устоявшихся ценностей «в сырую ночь», разуверившегося в самой жизни:
Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века - Все будет так. Исхода нет.
Как страшно все! Как дико! - Дай мне руку, Товарищ, друг! Забудемся опять!

Если в оценке настоящего художники были в основном единодушны, то на вопрос о будущем и путях его достижения писатели-современники отвечали по-разному. Символисты уходили в созданный творческим воображением «Дворец Красоты», в мистические «миры иные», в музыку стиха. Надежду на разум, талант, деятельное начало человека возлагал М. Горький, который воспел в своих произведениях могущество Человека. Мечта о гармонии человека с миром природы, об исцеляющей силе искусства, религии, любви и сомнения в возможности воплощения этой мечты пронизывают книги И. Бунина, А. Куприна, Л. Андреева. «Голосом улицы безъязыкой» ощущал себя лирический герой В. Маяковского, взявший на свои плечи всю тяжесть бунта против основ мироздания («долой!»). Идеал Руси - «страны березового ситца», мысль о единстве всего живого звучит в стихах С. Есенина. С верой в возможность социального переустройства жизни и призывом собственными руками ковать «счастия ключи» выступили пролетарские поэты. Естественно, что свои ответы литература давала не в форме логической, хотя необыкновенно интересны и публицистические высказывания писателей, их дневники, воспоминания, без которых невозможно представить русскую культуру начала века. Особенностью эпохи стало параллельное существование и борьба литературных направлений, объединивших писателей, близких представлениями о роли творчества, важнейшими принципами постижения мира, подходами к изображению личности, предпочтениями в выборе жанров, стилей, форм повествования. Эстетическое многообразие и резкое размежевание литературных сил стало характерной чертой литературы начала века.

1. Литература рубежа 19−20 вв. как особая литературная эпоха. Проблема переоценки ценностей русской классической литературы в литературе рубежа веков. Понятия декадентства и модернизма. 3

2. Социально-политический, культурно-исторический и философско-эстетический контекст литературы рубежа веков. Проблематика сборника «Вехи». 5

3. Новые тенденции в развитии русского искусства на рубеже веков. Основные направления развития русского литературоведения. 6

4. Идейно-художественные особенности творчества М. Горького 1890-х годов. Романтика и реализм в стиле Горького. Ницшеанство раннего Горького. 8

5. Основные особенности драматургии Горького 1900-х годов. Анализ одной из драм (по выбору).

6. Пьеса М. Горького «На дне»: проблематика, система персонажей, художественная структура. Проблемы интерпретации. 12

7. Стилевые контуры прозы А. Куприна: «Молох», «Суламифь», «Яма» (в ответе могут использоваться другие примеры разностильности).

8. Особенности психологического реализма А. Куприна в повести «Поединок». 20

9. «Вечные» темы в русском реализме 1910 годов. Сопоставительный анализ произведений И. Бунина и А. Куприна о любви. 21

10. Поэзия И.Бунина. Выразительные возможности бунинской лирики. 24

11. Проза И. Бунина 1890−1900-х гг. Художественные особенности бунинской новеллистики. Пред-метная изобразительность Бунина. 25

12. Изображение русского национального характера в повестях И. Бунина о деревне («Деревня», «Суходол»).

13. Модернистские принципы в творчестве И.Бунина. Ментальность 19 и

2. века в художественном сознании писателя. 30

14. Творчество И. Бунина в эмиграции («Жизнь Арсеньева», «Темные аллеи»).

15. Типология русского реализма рубежа веков. Натурализм, экспрессионизм и импрессионизм как стилевые «примеси» реалистической прозы рубежа веков. Творческий облик одного из писателей-знаньевцев (по выбору).

16. Литературные явления сложной эстетической природы. Проблема неореализма на рубеже веков. Анализ творчества Б. Зайцева, С. Сергеева-Ценского, А. Ремизова (по выбору).

17. Проблема натурализма в русской литературе рубежа веков. Неонатурализм М.Арцыбашева. 42

18. Стилевые особенности прозы И. Шмелева (на примере 1−2 произведений).

19. Эволюция творчества Л. Андреева: от «святочного» рассказа к экспрессионистской драме. Проблема «переходности» его творческого метода. 47

20. Экспрессионистская стилистика в творчестве Л.Андреева. Анализ одной из пьес писателя (по выбору).

21. Тема «маленького человека» в творчестве Л. Андреева, А. Куприна, И. Шмелева, Ф.Сологуба. 51

22. Русский символизм: основные этапы развития и стилевые разновидности. Основные концепции внутренней градации символизма. 54

23. Импрессионистская лирика К.Бальмонта. Анализ одного из стихотворений (по выбору).

24. Поэтический мир Ф.Сологуба. Анализ одного из стихотворений (по выбору).

Анализ стихотворения Сологуба «Я — бог таинственного мира…» 60

25.Эволюция творчества В.Брюсова. Брюсов как лидер символизма. Неоклассицизм В.Брюсова. 61

26.Художественные особенности лирики И.Анненского. Анализ одного из стихотворений (по выбору).

27. Эстетическая система младосимволизма: концепции теургичности, соборности, «объективации теургического томления», «верности вещам»; цветовая и числовая символика. Творчество Вяч.Иванова. 64

28. Художественные особенности поэзии Андрея Белого. Жанр симфонии в творчестве Белого. Анализ одного из стихотворений (по выбору).

29. Основные этапы творческой эволюции А.Блока. Русская тема в творчестве поэта. 66

30. Ранняя лирика А.Блока. Анализ одного из стихотворений первого тома. 68

31. Проблематика и поэтика поэмы А. Блока «Двенадцать». Проблема интерпретации финала поэмы. 69

32. Символистская проза. Анализ двух романов (по выбору) Д. Мережковского, Ф. Сологуба, А. Белого, В.Брюсова. 70

33. История организационного оформления русского акмеизма. Акмеисты как наследники символистов. 72

34. Эволюция творчества Н.Гумилева. Анализ одного из стихотворений (по выбору).

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то