Формы исторического сознания.

Требования к оканчивающим вуз специалистам.

По новому Госстандарту Высшая школа должна готовить высококвалифицированных специалистов, умеющих решать профессиональные задачи на уровне последних достижений мировой науки и техники и вместе с тем стать культурными, духовно богатыми людьми, профессионально занимающимися творческим умственным трудом, развитием и распространением культуры.

Специалист ХХI века должен:

1. иметь хорошую общенаучную (общетеоретическую) подготовку естественного профиля, которую он получает в ходе изучения математики, физики и др. дисциплин.

2. иметь глубокие знания теоретические и практические непосредственно по своей специальности – ветеринарной медицине.

3. иметь хорошую гуманитарную, в том числе историческую, подготовку, высокий уровень общей культуры, высокие качества гражданской личности, чувство патриотизма, трудолюбия и т.д. Специалист должен получить достаточно полное представление о философии, экономической теории, социологии, политологии, психологии, культурологии.

Гуманитарная подготовка в вузах России начинается с Отечественной истории. В ходе изучения истории формируется историческое сознание, которое является одной из важных сторон общественного сознания. Историческое сознание - совокупность представлений общества в целом и его социальных групп в отдельности, о своем прошлом и прошлом всего человечества.

Как и всякие другие формы общественного сознания, историческое сознание имеет сложную структуру. Можно выделить четыре уровня.

Первый (низший) уровень исторического сознания формируется такими же способами, как и обыденное, на основе накопления непосредственного жизненного опыта, когда человек на протяжении своей жизни наблюдает какие-то события, или даже является их участником. Широкие массы населения как носители обыденного сознания на низшей ступени исторического сознания не способны привести его в систему, оценить с точки зрения всего хода исторического процесса.

Вторая ступень исторического сознания может формироваться под влиянием художественной литературы, кино, радио, телевидения, театра, живописи, под влиянием знакомства с историческими памятниками. На этом уровне историческое сознание также еще не превращается в систематическое знание. Образующие его представления еще отрывочны, хаотичны, не упорядочены в хронологическом отношении.

Третья ступень исторического сознания формируется на основе собственно исторических знаний, приобретаемых на уроках истории в школе, где учащиеся впервые получают представления о прошлом в систематизированном виде.

На четвертой (высшей) ступени формирование исторического сознания происходит на базе всестороннего теоретического осмысления прошлого, на уровне выявления тенденций исторического развития. На основе накопленных историей знаний о прошлом, обобщенного исторического опыта формируется научное мировоззрение, предпринимаются попытки получить более-менее четкое представление о природе и движущих силах развития человеческого общества, его периодизации, смысле истории, типологии, моделях общественного развития.



Значение формирования исторического сознания:

1. Оно обеспечивает осознание определенной общностью людей того факта, что они составляют единый народ, объединяемый общностью исторической судьбы, традиций, культуры, языка, общностью психологических черт.

2. Национально-историческое сознание - фактор оборонный, обеспечивающий самосохранение народа. Если его разрушить, то данный народ останется не только без прошлого, без своих исторических корней, но и без будущего. Это давно установленный на историческом опыте факт.

3. Оно способствует отбору и формированию общественно значимых норм, морально-нравственных ценностей, складываются традиции и обычаи, образ мышления и поведения, присущий данному народу.

История - наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, раскрывающий себя в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно многообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей. Соответственно и история - наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и прочего.

2. Историк, как правило, имеет дело с прошлым и не может непосредственно наблюдать объект своего изучения. Главным, а в большинстве случаев единственным источником информации о прошлом для него является исторический источник, через посредство которого он получает необходимые конкретно-исторические данные, фактический материал, составляющий основу исторического знания.

Под историческими источниками понимаются все остатки прошлого, в которых отложились исторические свидетельства, отражающие реальные явления общественной жизни и деятельности человека.

Исторические источники делятся на несколько групп:

письменные источники.

вещественные источники.

устные (фольклорные) источники.

этнографические источники.

лингвистические источники.

фоно-, кино-, фотодокументы.

Самыми распространенными являются письменные источники.

В ходе изучения истории формируется историческое сознание. Историческое сознание - это одна из важных сторон общественного сознания. Под историческим сознанием в науке понимается совокупность представлений общества в целом и его социальных групп в отдельности, о своем прошлом и прошлом всего человечества.

Каждая национальная исоциальная общность обладает определенным кругом исторических представлений о своем происхождении, важнейших событиях в своей истории, деятелях прошлого, о соотношении своей истории с историей других народов и всего человеческого общества. Такие представления получают выражение прежде всего во всякого рода исторических преданиях, сказаниях, легендах, сказках, составляющих неотъемлемую часть духовной жизни каждого народа как один из способов его самовыражения и самоутверждения. Благодаря этому данная общность людей осознает себя как народ на основе знаний своего прошлого, на основе знаний своего места в мировом историческом процессе. Тем самым история органически вплетается в общественное сознание. Все его элементы, составляющие в совокупности сознание общества (взгляды, идеи, политическое и правовое сознание, мораль, религия, искусство, наука), имеют свою историю. Они могут быть поняты и познаны только на основе исторического подхода, рассматривающего каждое явление с точки зрения конкретных условий и обстоятельств его возникновения, условий развития. Именно поэтому обращение к прошлому постоянно содержится в дискуссиях по кардинальным проблемам современности, на основе оценок прошлого разрабатываются современные социальные теории и идеологические системы. Таким образом, получается неразрывная связь и преемственность прошлого и настоящего.

Усваивая опыт своих предков в области трудовой деятельности, политических, социальных отношений, последующие поколения учатся анализировать прошлое и оценивать современность, принимать решения для самореализации, т.е. «что я могу?», «чего не могу?», «на что я могу надеяться?». Через осмысление исторического опыта обретается понимание настоящего.

Как и всякие другие формы общественного сознания, историческое сознание имеет сложную структуру. Можно выделить четыре уровня.

Первый (низший) уровень исторического сознания формируется такими же способами, как и обыденное, на основе накопления непосредственного жизненного опыта, когда человек на протяжении своей жизни наблюдает какие-то события, или даже является их участником. Широкие массы населения как носители обыденного сознания на низшей ступени исторического сознания не способны привести его в систему, оценить с точки зрения всего хода исторического процесса. Чаще всего оно выступает в расплывчатых, эмоционально окрашенных воспоминаниях, зачастую неполных, неточных, субъективных. Так, участвовавший в Великой Отечественной войне рядовой солдат не мог представить себе всей масштабности этого события и дать ему оценку. Это могут сделать только историки на основе обобщения всей совокупности фактов и событий. Однако в сознании рядовых солдат, всей массы простых людей складывался основной вывод: «мы победили».

Следующая ступень исторического сознания может формироваться под влиянием художественной литературы, кино, радио, телевидения, театра, живописи, под влиянием знакомства с историческими памятниками. На этом уровне историческое сознание также еще не превращается в систематическое знание. Образующие его представления еще отрывочны, хаотичны, не упорядочены в хронологическом отношении. Они, как правило, отличаются яркостью, большой эмоциональностью, впечатления от увиденного или услышанного сохраняются порой на всю жизнь. Такие впечатления объясняются силой таланта большого художника, который, владея словом, кистью, оказывает на человека огромное эмоциональное воздействие. Это накладывает на писателя, драматурга, режиссера, художника большую ответственность за историческую достоверность и правдивость его творений. Государственная деятельность и образ
Петра I у широких масс населения чаще складывается не по академическим исследованиям и монографиям, а по впечатляющему роману А. Толстого и снятым по нему фильмам. Незабываемое впечатление на человека об Иване Грозном производит картина
И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван». И хотя многие сущностные моменты исторического процесса остаются, так сказать, за кадром, читатель (зритель) судит об эпохе именно по данному художественному произведению. На этом уровне исторического сознания Объективная реальность особенно часто выражается в мифах, легендах и даже анекдотах о Петре I, Екатерине II, А.В. Суворове и т.д. Эти формы народного творчества имеют, как правило, самоутверждающую иронию русского национального характера.

Третья ступень исторического сознания формируется на основе собственно исторических знаний, приобретаемых на уроках истории в школе, где учащиеся впервые получают представления о прошлом в систематизированном виде. К сожалению, изучение отечественной истории в школе затягивается на несколько лет, и в результате при завершении изучения курса отечественной истории учащиеся плохо помнят то, с чего они начинали. Причем для большинства людей изучение истории на школьном уровне и завершается. В вузах изучают историю, относительно ко всему населению страны, очень малая группа граждан, и то, как правило, в небольших объемах.

Возможно пополнение знаний по истории на любительском уровне, однако такого рода личный интерес проявляется не так часто, да и подходящих популярных книг по отечественной истории немного. Поэтому общие представления об отечественной истории должны закладываться в средней школе. В связи с этим должно быть уделено серьезное внимание как подготовке высококвалифицированного учителя истории, так и качеству школьных учебников.

Глубокое изучение отечественной истории способствует воспитанию юношества в духе гражданственности и патриотизма. Об этом написал известный французский историк Марк Ферро в своей книге «Как рассказывают историю детям в разных странах мира»
(М., 1992) после изучения опыта преподавания истории в школах стран Африки, Австралии, Ближнего Востока, Германии, Японии, США, Китая, Польши, СССР и других стран.

На четвертой (высшей) ступени формирование исторического сознания происходит на базе всестороннего теоретического осмысления прошлого, на уровне выявления тенденций исторического развития. На основе накопленных историей знаний о прошлом, обобщенного исторического опыта формируется научное мировоззрение, предпринимаются попытки получить более-менее четкое представление о природе и движущих силах развития человеческого общества, его периодизации, смысле истории, типологии, моделях общественного развития.

На этом уровне исторического сознания предпринимаются попытки объяснить человеческое прошлое во всей его противоречивости и сложности как на конкретно-историческом, так и на теоретическом уровнях. Формирование исторического сознания на теоретическом уровне помогает мыслить историческими категориями, видеть общество в диалектическом развитии, в изменении, осмысливать исторический процесс в динамике, в хронологической взаимосвязи времен. Носителем этого уровня исторического сознания является историческая наука. Обладая систематизированными научными знаниями истории общества, историческая наука может определить ведущие тенденции общественного развития, сформулировать некоторые прогнозы.

Таким образом, историческое знание как элемент общественного сознания, составляющего духовную сторону исторического процесса, нужно воспринимать системно, во всех его ступенях и уровнях, так как без системного подхода представление об историческом сознании будет неполным.

Значение формирования исторического сознания, сохранения исторической памяти в современных условиях очень велико. Прежде всего, оно обеспечивает осознание определенной общностью людей того факта, что они составляют единый народ, объединяемый общностью исторической судьбы, традиций, культуры, языка, общностью психологических черт. На самых различных ступенях своего развития племена, народы, нации стремились сохранить память о своем прошлом в самых различных формах: от устных преданий и героического эпоса, когда еще не было письменности, до всякого рода письменных повествований, художественных произведений, научных трудов, памятников изобразительного искусства. Это способствовало самоутверждению данной общности людей как народа.

Многовековая история человечества и история XX века, в том числе, свидетельствуют, что национально-историческое сознание - фактор оборонный, обеспечивающий самосохранение народа. Если его разрушить, то данный народ останется не только без прошлого, без своих исторических корней, но и без будущего. Это давно установленный на историческом опыте факт. Поэтому в столкновении цивилизаций, государств, идеологий противоборствующие стороны очень много уделяют внимания дискредитации истории противной стороны, буквально борясь за умы и души людей. Причем можно наблюдать развитие и совершенствование таких форм борьбы от примитивных в древности до утонченных и изощренных -
в конце XX в.

Так, в исландских сагах изображается непобедимый герой, который страшен в бою, его ничем не запугать, но погибнуть он может только от своего же копья. Этим и воспользовались враги героя. Они потребовали отдать им копье. В противном случае они грозили петь песни, позорящие его и его родственников. Герой предпочел отдать копье и погибнуть, но не хотел слушать позорящих его песен.

На основе образов прошлого, исторических событий постепенно происходит отбор и формирование общественно значимых норм, морально-нравственных ценностей, складываются традиции и обычаи, образ мышления и поведения, присущий данному народу. Без таких интегрирующих качеств народ превращается в «население». Приходя из прошлого, охраняясь в исторической памяти народа, эти морально-нравственные установки имеют свое значение для настоящего и будущего.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Свирида, Надежда Николаевна Историческое сознание как явление культуры: диссертация... кандидата философских наук: 09.00.13 Электронный ресурс Омск, 2004

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования историческогосознания 12

1.1.. Феномен и понятие исторического сознания 12

1.2. Историческая память, историческое сознание, историческая преемственность, социальное наследование 39

Глава 2. Структура, функции исторического сознания и его место в духовной культуре 62

2.1. Структура исторического сознания 62

2.2. Функции исторического сознания и его место среди других форм общественного сознания 88

2.3. Особенности исторического сознания русского народа 107

Заключение 133

Библиографический список использованной литературы 136

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена многими факторами.
Во-первых, историческое сознание всегда играло большую роль в жизни
общества, о чем свидетельствует вечный интерес человечества к своей истории.
Во-вторых, историческое сознание как связующее звено между прошлым,
настоящим и будущим приобретает особо важное значение в эпоху коренных
преобразований российского общества. Новая социальная реальность изменяет
в историческом сознании субъекта сложившийся облик прошлого,
соответственно, разрушаются многие стереотипы исторически обоснованной
социальной праетики. Тем не менее в этот период необходимым условием
успешной деятельности субъекта является осознанное практическое

использование культурно-исторического опыта. В этой связи большую роль играет рефлексия по поводу конструирования образа своей истории, В осмыслении и переосмыслении отечественной истории происходят противоречивые процессы. С одной стороны, увеличился интерес общества к собственной истории. Подтверждением этого интереса является актуализация исторической проблематики в научных публикациях, в средствах массовой информации. С другой стороны, плюрализм мнений ведет к субъективным интерпретациям, к очередному переписыванию истории, к фальсификации тех или иных страниц исторического прошлого и настоящего. Актуальность диссертационного исследования заключается в значимости исторического сознания в период трансформации российского общества, когда происходят сущностные изменения в общественном сознании, в культурных и поведенческих ориентациях социального субъекта; она также вытекает из необходимости формирования у новых поколений действенного исторического сознания, основанного на исторической памяти, знании отечественной истории и культуры; из задач, связанных как с оценкой пройденного пути, так и с выбором дальнейших путей развития общества. В-третьих, изучение исторического сознания актуализируется как внутренними, так и внешними

социальными реалиями. Значительные изменения происходят в настоящее
время в глобальном масштабе, что связано с переходом от эпохи модерна к
эпохе постмодерна, к постиндустриальному информационному обществу, с
противоречиями глобализации. В целом историческое сознание современного
человека характеризуется разорванностью, фрагментарностью,

сосуществованием зачастую несовместимых представлений. Отсюда - зыбкость
сознания, утрата смыслообразований. Такое историческое сознание человека не
способно связать новые впечатления бытия со старыми, определить
соотношение объективного и субъективного в знаниях о прошлом,
корректировать исторические представления с помощью новой информации и
оценки ее достоверности- В-четвертых, в актуализации проблемы
исторического сознания сыграли свою роль и факторы, находящиеся в сфере
философского знания, В отечественной философской литературе историческое
сознание стало объектом целенаправленного изучения примерно в конце 60-х
годов XX в. Вследствие обострения интереса обществоведов к проблематике
духовной жизни общества, а также осознания чрезмерной упрощенности
прежних подходов, начали утверждаться новые методологические основания
исследования духовных феноменов. В отечественной философской литературе
проблема исторического сознания была впервые поставлена Ю,А. Левадой и
И.С. Коном- "Этим понятием охватывается все многообразие стихийно
сложившихся или созданных наукой форм, в которых общество осознает
(воспроизводит и оценивает) свое прошлое, точнее, в которых общество
воспроизводит свое движение во времени" 1 » - отмечал Ю.А. Левада. И.С, Кон
определял историческое сознание как «осознание обществом, классом,
социальной группой своей идентичности, своего положения во времени, связи
своего настоящего с прошлым и будущим» . Эти положения получили развитие
в работах ряда отечественных исследователей. При определении

исторического сознания, его сущности, структуры и функций в философии

ЛевалаЮ.А, Историческое сознание и научный метод// Философские проблемы науки. М, 1969. С 192, 2 Кон И.С. Социология личности. М.1У67, С, 9-10,

существует немало подходов, что свидетельствует о многогранности его
проявления в духовной культуре общества. Имеющиеся в философии подходы
к феномену исторического сознания располагают богатыми возможностями
осмысления его специфики, тем не менее, недостаточно внимания уделяется
исследованию исторического сознания как явления духовно-практической
деятельности субъекта истории, выявлению места исторического сознания в
«механизмах» трансляции культуры. Категориальный статус понятия
«историческое сознание» определяется не только его местом в системе
категорий философии истории в целом, но и методологической значимостью в
исследовании общественного сознания и духовной культуры в особенности.
Поэтому обращение к проблеме исторического сознания вызвано

необходимостью целостного осмысления его места и роли в системе общественного сознания, в духовной культуре.

Историческое сознание социального субъекта не только отражает времяположение прошлого, настоящего и будущего, оно конструирует и множество сложных временных форм: прошлое в настоящем, будущее в настоящем и т.д. Анализ роли темпоральных представлений в историческом сознании является предпосылкой для исследования более конкретных вопросов: его динамики в российском обществе, выделения опорных точек в исторической памяти русского народа и ценностей глубинной личностной и общественной значимости.

Итак, актуальность предпринимаемого исследования определяется значимостью того культурологического потенциала, который заключен в историческом сознании, необходимостью выявления каналов реализации этого потенциала в практической деятельности субъекта истории. Теоретическая и практическая актуальность изучения проблемы исторического сознания как явления культуры определила выбор темы диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. В философской и научной литературе к настоящему времени сложилось несколько направлений в исследовании исторического сознания, в рамках которых накоплен

6 значительный материал, позволяющий заострить внимание на различных аспектах исторического сознания и наметить пути дальнейшего изучения данной проблемы. Можно выделить ряд проблемных блоков.

    Исследования, посвященные той реальности, которую изучает история как наука, а также философскому осмыслению исторического сознания человека как субъекта исторического процесса (Х.-Г. Гадамер, Н. Гартман, И.Г. Гердер, Г.В.Ф, Гегель, М. Блок, К. Маркс, X. Ортега-и-Гассет, Ж.-П. Сартр, А.Дж. Тойнби, П, Рикер, Г. Риккерт, О. Шпенглер, И.Г. Фихте, К. Ясперс и др. представители западно-европейской философии). Особенности знаний об истории, способы их получения, хранения и трансформации рассматривают отечественные мыслители B.C. Барулин, Е.М Жуков, Р.И, Иванова, В.Е. Кемеров, В.И. Копалов, Ы.Е. Колосов, В.А. Лекторский, В.М. Межуев, К.Х. Момджян, А.И, Ракитов 5 Е.Б, Рашковский, К.В. Хвостова и др.

    Литература, в которой акцентируется внимание на сущности исторического сознания, его структуре, функциях и генезисе (работы Г.А. Антипова, М.А. Барга, А.В, Гулыги, AJL Гуревича, Г.Т. Журавлева, В.А, Ельчанинова, Ю.А. Кимелева, И.С. Кона, Ю.А. Левады, В.И. Меркушина, Б.Г. Могильницкого, А.И. Панюкова, А.И. Ракитова, А,Х, Самиева, В.Б. Устьянцева, Н.П. Французовой и др.). Одним из существенных аспектов в изучении исторического сознания выступает вопрос о его связи с историческим временем. Здесь помимо исследований западных философов М. Блока, Г. Зиммеля, А. Игнатова, Г. Люббе, П. Тиллиха, М. Хайдеггера и др., мы отметим работы отечественных мыслителей AJL Андреева, М.А, Барга, И.М. Меликова, А.В. Полетаева, И.М» Савельевой и др. Соотношение исторического сознания с другими формами общественного сознания рассматривают И.А. Гобозов, Ф.Т. Михайлов, AT. Спиркин, А.К. Уледов и др,

    Изучению различных феноменов духовной жизни общества и культуры в целом, являющихся выражением исторического сознания, посвящены исследования М.А. Кисселя, М.С. Кагана, Н.И. Конрада, А.Ф. Лосева, М.К. Петрова, В.Н. Романова, Л.В, Скворцова, B.C. Степина, Ю.М. Шора, М. Элиаде

и др.; ценные работы по историческому сознанию как феномену культуры созданы В.Е. Гусевым, Д.С. Лихачевым, Ю.М. Лотманом и др.

    Социальную обусловленность исторического сознания и исторической памяти рассматривают Ю.А, Афанасьев, В.Э. Бойков, В.К. Егоров, В.А. Колеватов, Я.К. Ребане, Ж.Т. Тощенко, В.Б. Устьянцев и др. Исторической преемственности и социальному наследованию уделяют внимание Э.А. Баллер, M.IL Завьялова, И.Т. Касавин, Ф.Т. Михайлов, В.Н. Расторгуев и др.

    Важным блоком является проблематика, связанная с рефлексией отечественной философской традиции по поводу специфики исторического сознания русского народа» Мы опирались на исследования, посвященные анализу национальных и религиозных аспектов исторического сознания русского народа (работы Н-А, Бердяева, М.О. Гершензона, В.И. Иванова, М.О. Кояловича, Л.П. Карсавина, Н.О. Лосского, B.C. Соловьева, С.Л, Франка» Н.Ф. Федорова, П.А. Флоренского, А.С. Хомякова, П.Я. Чаадаева и др.). Особое значение в исследовании исторического прошлого русского народа имеют работы Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, СМ. Соловьева. Особенности исторического сознания русского народа изучают также П.М. Золин, В.М. Кандыба, В.М. Межуев, В.И. Мильдон, Л.И. Новикова^ И.К. Пантин, А.И. Панюков, Е.Г. Плимак, А.А. Преображенский, Ю.К Семенов, И.Н. Сиземская, Н.Я. Эйдельман и др.

    Анализ идеологической направленности исторического сознания дан в исследованиях О.В. Волобуева, М.Я. Геллера, А.А. Зиновьева, С.Г. Кара-Мурзы, М.А. Кисселя, СВ. Кулешова, Р.А, Медведева, А.В. Пыжикова, А.В. Юревич и др.

    Нами привлечены исследования, посвященные трансформации современного российского общества (Л.И. Абалкин, А.С Ахиезер, Т.И. Заславская, А.Г. Здравомыслов, С.Г. Кара-Мурза, А.С. Панарин, Г. Померанії, Н.С. Розов, Л.И. Семенникова, З.В. Сикевич, Л.И. Чинакова, М.А. Шабанова и др.) и влиянию социальных факторов на динамику исторического сознания.

Наряду с теоретическими исследованиями, в диссертации привлечена

s художественная» публицистическая и мемуарная литература (Ч. Айтматов, СТ. Аксаков, В.И. Белов, И.А. Бунин, М Горький, Ф.М. Достоевский, Г.К. Жуков, Е.И. Замятин, В.В. Набоков, А.С. Пушкин, B.C. Соловьев, К.М. Симонов, А.И. Солженицын, В Л- Солоухин, JI.H. Толстой и др.).

Тем не менее, до сих пор остаются спорными и малоизученными многие вопросы, относящиеся к проблеме исторического сознания, а именно; предметная область исторического сознания; его соотношение с модусами времени; формы его выражения; структурные компоненты; наличие или отсутствие у него специфических функций; соотношение исторического сознания и исторического познания; место и роль исторического сознания в системе обшественного сознания; недостаточно внимания уделяется вопросу об историческом сознании как особом духовном образовании.

Основная проблема исследования обусловлена недостаточным философским осмыслением исторического сознания как явления культуры и может быть зафиксирована в вопросах: 1) в чем состоит сущность исторического сознания? 2) Каким образом происходит трансляция исторического сознания в культуру? 3) Каковы роль и место исторического сознания в духовной культуре?

Основная цель исследования: осмысление сущности, структуры и функций исторического сознания, его роли в духовной культуре.

Задачи исследования:

осмыслить сущность понятия исторического сознания;

охарактеризовать опосредствующие звенья, через которые историческое сознание включается в процесс трансляции культуры;

выявить структурные элементы исторического сознания;

рассмотреть функции исторического сознания и его связь с некоторыми
другими формами общественного сознания;

определить особенности исторического сознания русского народа. Методологическая и теоретическая основа исследования. Фундаментальную роль в процессе исследования играли такие философские

9 методологические принципы, как объективность; историзм; взаимосвязь, развитие и противоречие, принцип системности. В работе используется также метод философской рефлексии.

Отметим междисциплинарный характер нашего исследования. Для обоснования выводов работы необходимо философское, историческое, культурологическое знание в синтезе. Исследование основывается на трудах отечественных и тех зарубежных мыслителей, которые обосновывают социокультурную специфику исторического сознания, для которых характерна рефлексия по поводу собственной истории. Эти труды перечислены выше.

Научная новизна исследования определяется выбранным аспектом проблемы исторического сознания: его рассмотрением как явления, относящегося не к одной какой-либо области духовного бытия, а ко всей духовной культуре. Основные результаты исследования могут быть зафиксированы в следующих положениях.

1. Выделены два, имеющие место в литературе основные подхода к пониманию исторического сознания; показано, что оба они заключают в себе принципиальный общий момент: акцентирование связи исторического сознания и исторического времени. Выявлено существенное различие между названными подходами:

    при первом из них историческое сознание понимается более узко как отражение только прошлой истории, формирующееся главным образом на основе исторической науки;

    при втором подходе историческое сознание трактуется более широко: его предметной областью считается исторический процесс в единстве трех модусов времени; оно формируется не только средствами исторической науки, но и всех других форм общественного сознания. Показано, что эти подходы не следует противопоставлять: в каждом из них фиксируются действительные черты сложного и противоречивого духовного феномена - исторического сознания. В диссертации, в соответствии с ее темой, обосновывается и развивается второй подход к

историческому сознанию как универсальному явлению духовной культуры,

2. Представлена дефиниция понятия исторического сознания,
фиксирующая его особенности как определенного компонента общественного
сознания и духовной культуры.

    Показано, что основными звеньями, через которые историческое сознание включается в процесс трансляции культуры, являются историческая память, историческая преемственность, социальное наследование. Обоснована необходимость включения в указанную группу категорий понятия «социальное наследование»; выявлены общие черты и различия названных категорий; показана роль исторического сознания в функционировании исторической памяти, исторической преемственности и социального наследования. Единством этих категорий выражается исторически обусловленный социокультурный контекст жизнедеятельности социального субъекта.

    Определены логические основания для расчленения структуры исторического сознания на четыре основные группы компонентов; показано, что историческое сознание - специфическое духовное образование, это аспект, срез всех форм общественного сознания, духовной культуры; рассмотрено, какими путями элементы содержания различных форм общественного сознания вплетаются в ткань исторического сознания; раскрыты, вместе с тем, относительная самостоятельность исторического сознания, которая проявляется в наличии у него собственной предметной области, специфической структуры и только ему присущей функции хранения и осмысления исторической памяти.

5. Осуществлена конкретизация роли исторического сознания в социо
культурном процессе применительно к историческому сознанию русского
народа, выделены некоторые особенности исторического сознания русского
народа, прослежена их изменчивость, показано их влияние на историческое
развитие России.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования состоит в следующем: Во-первых, материалы диссертации могут быть

11 применены для дальнейшего исследования содержания, места и роли исторического сознания в духовно-практической деятельности человека и общества. Во-вторых, материалы исследования могут быть использованы в разработке теоретических и методических материалов по философии культуры, культурологии, теории истории, этике, философской антропологии.

Апробация работы. Положения и выводы диссертации обсуждались на теоретическом семинаре кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин Сургутского государственного педагогического института, излагались в ряде статей и тезисов, уточнялись в ходе работы конференций и семинаров в 2000-2004 гг. Некоторые разделы темы апробированы на занятиях по философии и культурологии со студентами исторического и филологического факультетов СурГПИ. Диссертация обсуждена также на кафедре философии Омского государственного педагогического университета

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав» заключения и библиографии. Содержание работы изложено на 151 странице. Библиография включает 230 наименований.

Феномен и понятие исторического сознания

Историческое сознание - один из компонентов общественного сознания и тем самым - духовной культуры; это отражение, познание, осмысление, интерпретация, выражение эмоций, вынесение оценок, постижение в теоретических, идеологических, художественно-образных, социально-психологических и других формах истории как процесса, протекающего во времени; это неотъемлемая составляющая человеческой истории как определенной формы бытия; это «духовный мост, переброшенный через пропасть времен, - мост, ведущий человека из прошлого в грядущее» .

Очевидно, что ближайшим родовым понятием по отношению к понятию исторического сознания выступает общественное сознание. Поскольку в литературе нет единообразия насчет содержания этой категории, обозначим свою позицию поданному вопросу.

В «Новой философской энциклопедии», изданной в начале 2000-х гг, вообще нет статьи «Общественное сознание», хотя некоторые сведения на эту тему можно почерпнуть из других статей, В «Философской энциклопедии», изданной в конце 60-х, начале 70-х гг. прошлого века, тоже не было отдельной статьи «Общественное сознание», но там имелся объемный и содержательный раздел по этой теме в статье «Сознание», где давалось следующее определение этой категории: «Общественное сознание - это отражение общественного бытия, выраженное в языке, в науке и философии, в произведениях искусства, в политической, правовой и нравственной идеологии, и воззрениях классов, социальных групп, человечества в целом» и т.п.4 Достоинством этого определения является его всеохватность, включение

в состав общественного сознания самых разнообразных духовных явлений, подчеркивание многогранности и многокомпонентности общественного сознания. Но всякая дефиниция, как известно, ограничена, К недостаткам приведенной дефиниции мы бы отнесли; 1) характеристику общественного сознания только как отражения общественного бытия без упоминания об особом бытийном характере общественного сознания и 2) сведение политического, правового и нравственного сознания только к идеологии» В более поздней работе Л.Г. Спиркин формулирует, выделяя ее курсивом, иную дефиницию понятия «общественного сознания» - «это воззрения людей в их совокупности на явления природы и социальную реальность, выраженные в созданных: обществом естественном или искусственном языке, творениях духовной культуры, социальных нормах и взглядах сог{иальных групп, народа и человечества в целом»5. Здесь общественное сознание не сводится к отражению, но представлено слишком рационалистично: в явной форме здесь упомянуты воззрения, взгляды, социальные нормы, но остался за кадром социально-психологический уровень общественного сознания. Неясно, кроме того, что такое «люди в их совокупности»: это общество как целостная система или общество как совокупность социальных атомов? Бытийный статус общественного сознания здесь также выпал из поля зрения, что было типично для отечественной литературы 50-60-70-х ГГ. Так, в одной популярной и во многом сохраняющей значение по сию пору работе было написано: «Общественное сознание - это отражение реального жизненного процесса людей, их общественного бытия, возникающее на основе общественно-исторической деятельности людей, практики» ,

В дальнейшем подходы к определению понятия общественного сознания стали изменяться. Многие авторы пошли не по пути включения в дефиницию общественного сознания все новых и новых компонентов, поскольку эта задача была, в основном решена, а по пути поиска новых (для нашей литературы) подходов к пониманию статуса общественного сознания в жизни общества. Так, А.К. Уледов писал: «Сознание общества есть духовная реальность во всем ее богатстве и разнообразии идей, взглядов, представлений, мнений и т.д., присущая обществу в исторически конкретный период времени»7. Рельефно выразил мысль о бытийном характере общественного сознания B.C. Барулин: «...Сознание выступает не просто как отражение бытия, сторона человеческой деятельности, а как сама человеческая жизнь, как грань жизни,.. Сознание бытийственно. С этой точки зрения и общественное сознание выступает не только как идеальный образ общества, регулятив его деятельности, но и как сама жизнь общества, сама общественная жизнь, В таком отношении сознание трактуется как духовность. В этом плане можно видеть большие резервы рационального в различных идеалистических моделях общественной жизни» . Рациональных моментов в идеалистических моделях общественной жизни, разумеется, много, однако не следует основное содержание и сущность общественной жизни сводить к общественному сознанию, к духовности, повторяя на разные лады положение ИХ. Гердера, что «царство человека -система духовных сил»9. Общественное сознание - бытийственно, но оно не исчерпывает всего содержания общественного бытия, К тому же бытийность общественного сознания не исключает его характеристики как отражения природы и общественной жизни, поскольку отражение - также одна из форм бытия. Если общественное сознание носит многоуровневый характер, то тем более наличие разных уровней следует отнести к бытию общества. Духовное бытие не исчерпывает собой всего бытия общества, а является одним из его уровней.

Историческая память, историческое сознание, историческая преемственность, социальное наследование

Существует ряд философских понятий, тесно связанных с категорией исторического сознания и фиксирующих «механизмы», точнее, опосредствующие звенья его функционирования и развития в общественной жизни, в трансляции культуры. Эти понятия обозначены в заглавии данного раздела. Они рассматриваются во многих работах, но чаще всего - вне связи друг с другом, эта связь остается в тени.

Начнем с понятия исторической памяти, которая служит предметом изучения у многих авторов, однако единства взглядов по этому вопросу нет. Согласно одной точке зрения, историческая память выступает как «внегенетическая память человека (или коллективная память человечества), ... как резервуар производственного опыта человечества, который является основанием коллективной и индивидуальной деятельности и базисом формирования духовного мира личности»51. Здесь идет речь только о накоплении производственного опыта. Основанием исторической памяти здесь является предметно-практическая деятельность, которая отлагается в человеческом опыте. Другие авторы (В.К. Егоров, B.C. Капустин, В.И, Меркушин, Ж/Г. Тощенко и др.)82 понимают историческую память более широко: как готовые формы деятельности, социальных отношений и общения, обладающих культурной значимостью. Отличительной особенностью исторической памяти является ее «селективность, интенция на закрепление и воспроизведение наиболее социально значимых интеллектуально, нравственно и эстетически развитых структур человеческой деятельности, его бытия и сознания»53. В.К. Егоров пишет: «Историческая память, т.е. способность к воспроизведению прошлого, - это одно из фундаментальных свойств и человека и человеческого общества. При этом осмысленное, осознанное обращение к прошедшему времени, к уже состоявшемуся действию отличает человека от остального живого, которое также имеет способности к закреплению навыков, и передаче опыта... историческая память в отличие от памяти вообще как свойства нервной системы, несет в себе оценочный момент. Память существует через запоминание, сохранение, воспроизведение. Но историческая память пронизывается еще и отношениями принятия и непринятия, одобрения и осуждения, удовлетворенности или неудовлетворенности фактом, зафиксированным в памяти» , Я.К. Ребане акцентирует внимание на том, что «социальная память - это своеобразное хранилище результатов практической и познавательной деятельности, выступающих в информационном отношении основой формирования сознания каждого человека, развития индивидуального и общественного сознания» , от которой во многом зависит поведение людей. Информационный подход позволяет составить представление об исторической памяти как включающей в себя не только значимую информацию, но и средства, способы ее хранения и преобразования. В информационной среде исторической памяти по мере ее усложнения происходит дифференциация информационной деятельности, формируется познавательно-смысловое отношение к прошлому.

Пронизывая все сферы деятельности и сознания, историческая память является незаменимым звеном в наследовании культуры и цивилизации. Историческая память вплетена в механизм предметно-деятелыюстного социального наследования, которое является предпосылкой наследования духовного. Она является стабилизирующим фактором для существования и взаимодействия различных социокультурных систем и основой дня формирования конкретного индивидуального сознания. Это своего рода строительный материал, на базе которого формируется индивидуальная память, под которой в психологической литературе понимается «запечатление (запоминание) и последующее узнавание или воспроизведение», С. Л. Рубинштейн пишет: «Общим для всех многообразных психических процессов, которые обычно объединяют термином память, является то, что они отражают или производят прошлое, прежде переживаемое индивидом... Без памяти мы были бы существами мгновения» .

В.Б. Устьянцев выделяет следующие черты исторической памяти: это не только уникальный социальный институт, сложная информационная система, но и особый вид социокультурной деятельности, имеющий своих субъектов и интеллектуальные средства сохранения знаний о прошлом. Связь исторического сознания и исторической памяти, по мнению автора, состоит в том, что она формирует практический, обыденный, массовый уровень исторического сознания. В.Б. Устьянцев считает, что "до появления исторической науки социопамятъ создает наиболее устойчивые связи исторического сознания, служит объединению исторических представлений в различных сферах духовной деятельности"

Структура исторического сознания

Историческое сознание имеет сложную структуру и выполняет важные социальные функции. В философских исследованиях существуют разные подходы к пониманию структуры исторического сознаний- В большинстве случаев в его структуре выделяют три формы: некоторые жанры фольклора, искусства, историческую науку. Несколько иначе рассматривает структуру исторического сознания В.А. Ельчанинов. Он вычленяет три «блока»: нравственно-содержательный (традиции, обычаи, привычки и др.); художественно-содержательный (легенды, предания, исторические песни, мемуары, поэмы, исторические романы и т.д.); научно-содержательный (исторические исследования, теории, учебники и т,д.)2. Традиционную структуру исторического сознания философ дополняет "блоком" нравственно-содержательных форм, имеющих особое общественное значение, тем более, в наше время, когда разрушены многие традиционные нравственные ценности.

Многие авторы традиционно, как и в общественном сознании в целом, в историческом сознании выделяют две пары уровней: обыденный и теоретический, психологический и идеологический. В первой паре различие проводится по системности и глубине отражения исторического процесса (гносеологический принцип), во второй - по характеру выраженности социальных позиций субъекта истории (социальный принцип). Существует взаимодействие между уровнями исторического сознания (теоретическое сознание воздействует на обыденное, идеология - на общественную психологию и наоборот).

Мы полагаем, что в историческом сознании, действительно, можно выделить четыре основные группы ("блока") элементов, но не те, которые вычленяют упомянутые исследователи. Основанием для выделения нами четырех групп элементов служат уровни, а также формы, способы осознания, выражения, воспроизведения исторического процесса в историческом сознании. К таким "блокам1 относятся: 1) обыденное и массовое сознание и социальная психология в тех своих частях, которые отражают исторический процесс; 2) теоретический (историческая наука, философия истории, теология истории); 3) художественно-образный (некоторые жанры профессионального искусства и фольклора); 4) политико-идеологический (политическое, правовое, моральное сознание в тех компонентах, которые непосредственно входят в ткань исторических исследований и рассуждений).

Как говорил Ф. Энгельс, в природе и обществе нет жестких разраничительных линий. Между обозначенными выше компонентами исторического сознания также нет жестких граней. Так, исторические знания, политическое и моральное сознание представлены в историческом сознании как на социально-психологическом, так и на теоретическом и идеологическом уровнях, т.е. второй и четвертый "блоки" частично пересекаются с первым.

Охарактеризуем кратко первую группу компонентов исторического сознания. Обыденное сознание как часть исторического сознания представляет собой совокупность эмоционально-чувственных, образных, интуитивных восприятий исторических событий, явлений, фактов. Это совокупность несистематических сведений об исторических сюжетах, где достоверные знания тесно переплетаются с субъективными представлениями и сочетаются с эмоционально окрашенными оценками. Человек оценивает исторические события, деятельность исторических личностей с позиций «добра и зла». Он оперирует такими категориями как восторг, утешение, преклонение, негодование, ненависть, страх, вина и т.д. Положительные и отрицательные эмоции могут тормозить, искажать процесс истинного осознания исторических событий. Поэтому интерпретация исторических событий должна в принципе осуществляться с позиций рационального подхода, способного умерить страсти, хотя известно, что достичь такого положения очень трудно, В ходе исторического развития обыденное историческое сознание изменяется, усваивает новую информацию из различных источников, испытывает влияние исторической пауки4. При этом оно остается реальным сознанием субъекта практической деятельности. Совокупность обыденных знаний об истории составляет важную часть общекультурного духовного багажа, играет ориентирующую роль в освоении научных исторических знаний. Обыденное историческое сознание является неотъемлемой стороной духовной жизни людей, выступающей на всех этапах исторического процесса важным фактором функционирования общества. Содержание обыденного исторического сознания людей различных эпох может быть одним из источников познания конкретных «ликов» культуры человечества в их историческом развитии.

Функции исторического сознания и его место среди других форм общественного сознания

В разные эпохи роль исторического сознания различна; оно особенно возрастает в переходные, переломные периоды. В нынешней «динамической цивилизации происходит сокращение настоящего», «процесс укорачивания протяженности временных интервалов, в которых мы можем рассчитывать на определенное постоянство наших жизненных отношений» . Последствия нарастающей скорости устаревания культуры значительны. Существует множество элементов культуры, которые принадлежат настоящему, но уже относятся ко вчерашнему или позавчерашнему дню, В этом состоит так называемая «неоднородность одновременного» современной динамичной цивилизации.

При поверхностном подходе кажется, что сегодня прошлое никак не определяет настоящее, а настоящее не распространяет свое влияние на будущее («потеря системной памяти»)66, поэтому роль исторического сознания якобы уменьшается. Прежде статус человека наследовался: детям предстояло занять место отцов. Основным типом действия (М. Вебер)67 было традиционное: «поступай, как от века заведено», «не нами заведено, не нам и менять». Прошлое покровительствовало настоящему, предостерегая от опасных импровизаций; детерминизм носил довольно жесткий характер и почти исключал возможность каких-либо изменений, духовных и социальных. Они возможны там, где существует свобода субъекта истории, - его способность изменить судьбу, преодолеть инерцию прежних обстоятельств. Изложенные соображения не следует, однако, абсолютизировать, ибо и в традиционном обществе и, тем более, в обществе модерна происходили количественные и качественные социальные изменения. Однако в XX-XXI вв. они углубились, ускорились, охватили весь социум как целое, а не только его отдельные стороны. Возможно, именно поэтому в культуре постмодернизма звучит идея "об отказе от линейного осознания времени, предполагающего понятия минувшего и грядущего, и от основанного на нем линейного прочтения истории как необратимо развернутой из прошлого через настоящее и будущее"68. Ввиду сказанного, современное общество требует от исторического субъекта при выборе траектории его деятельности глубокого осмысления не только настоящего, но и прошлого, а также анализа «созвездия возможностей».

Тем не менее, и в современную динамичную эпоху прошлое различными путями продолжает влиять на настоящее. Переосмысление прошлого происходит прежде всего через изменение представлений о роли отдельных личностей в истории, а «историческая антропология идеально соответствует изучению культуры, понимаемой в самом широком контексте как смыслополагание человека»69. Этот вывод согласуется с одним из заслуживающих внимания положений постнеклассики, переосмысливающим роль и значимость индивида как инициатора «созидающего скачка», он по-новому окрашивает и страницы прошлого. Потребность в историческом сознании и в научном принципе историзма в современном обществе не убывает, а возрастает пропорционально его динамизму. Современное историческое сознание в большей мере, чем ранее, является выражением историчности бытия.

Роль исторического сознания в общественной жизни более конкретно проявляется в его функциях, среди которых мы выделили следующие группы: - а) мировоззренческую, которую можно дифференцировать на информа ционную, оценочную, идеологическую; культурно-воспитательную; - б) познавательную, в том числе накопление знаний о прошлом, о настоящем, о предвидимом будущем; - в) методологическую; - г) так называемые «специфические» функции.

Среди функций исторического сознания основной является мировоззренческая. Ее суть состоит в том, что историческое сознание способствует пониманию социальным субъектом своей роли, места в истории, в своем прошлом, настоящем и будущем. Каждый человек испытывает потребность в знании своих корней, стремится осознать себя звеном в стабильной цепи человеческого рода. Как заметил В,О. Ключевский, «...без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в этот мир, как и для чего мы живем..,»70. А.Л. Андреев, обращаясь к специфике исторического мировоззрения человека, отмечает, что главным в нем является "осознание того, насколько и как общественная и историческая реальность освоена общественным человеком, какое историческое значение (или исторический смысл) и какую историческую ценность имеют те или иные объективные явления и процессы для человека, какова степень его зависимости и свободы в мире истории, и к каким целям надо стремиться и как их достичь" . Все компоненты исторического сознания являются ценным источником і информации о прошлой общественной жизни, о "множестве конкретных взаимосвязанных событий, произошедших в определенноое время и в определенном месте"72- Никто не может избежать встречи с историей, каждый переживает ее кусочек.

В процессе преподавания истории решаются многообразные задачи: образовательные, познавательные, воспитательные, мировоззренческие, благодаря чему обеспечивается гуманитаризация образования на любых факультетах.

Однако одной из наиболее важных является задача формирования исторического сознания, представляющего собой сложное и многогранное духовное явление. Под историческим сознанием в науке понимается система знаний, совокупность представлений, взглядов, традиций, обрядов, обычаев, идей, концепций, посредством которых у индивидов, социальных групп, классов, народов, наций формируется представление о своем происхождении, важнейших событиях в своей истории и выдающихся деятелях прошлого, о соотношении своей истории с историей других общностей людей и всего человеческого сообщества. Тем самым общности людей (народы, нации), осмысливая свое прошлое, могут воспроизвести его в пространстве и времени во всех его трех состояниях - прошлом, настоящем и будущем, способствуя тем самым связи времен и поколений, осознанию индивидом его принадлежности к определенной общности людей - народу или нации.

Как сложное духовное явление, историческое сознание имеет достаточно сложную структуру, обусловленную путями и способами его формирования.

Первый (низший) уровень исторического сознания, соответствующий обыденному уровню общественного сознания, формируется на основе накопления непосредственного жизненного опыта, когда человек на протяжении своей жизни наблюдает какие-то события или даже является их участником. Накопленные впечатления, факты со временем складываются в воспоминания. На этом уровне исторические факты еще не складываются в систему, индивиды еще не способны оценить их с точки зрения всего хода исторического процесса. Чаще всего на этом уровне историческое сознание проявляется в расплывчатых, эмоционально окрашенных воспоминаниях, зачастую неполных, неточных, субъективных.

Следующий уровень исторического сознания формируется на основе безымянного народного творчества, всякого рода исторических преданий, сказаний, легенд, героического эпоса, сказок, составляющих неотъемлемую часть духовной жизни каждого народа как один из способов его самовыражения и проявления черт национального характера. Как правило, в народном творчестве воспевается мужество и героизм предков, трудолюбие, победа добра над злом.

На этом же уровне формирования исторического сознания происходит передача традиций посредством подражания младшего поколения поведению старших, идет воплощение моральных традиций в определенные стереотипы поведения, создающие фундамент совместной жизни некоего сообщества людей. Моральные традиции составляют основу того, что принято называть "душой народа".

На данной ступени формирования исторического сознания знание истории не является систематизированным, для него характерны мифотворческие элементы и наивные оценки, однако вся совокупность приведенных составляющих этого уровня исторического сознания в известной мере является ядром, определяющим во многом национальный характер, его устойчивые черты, особенности, склад духовной жизни и ума человека, а также его манеры, привычки, проявления эмоций и т.д.

Следующая ступень исторического сознания формируется под влиянием художественной литературы, искусства, театра, живописи, кино, радио, телевидения, под влиянием знакомства с историческими памятниками. На этом уровне историческое сознание также еще не превращается в систематическое знание исторического процесса. Образующие его представления еще отрывочны, хаотичны, не упорядочены в хронологическом отношении, связаны с отдельными эпизодами в истории, часто субъективны. Они, как правило, отличаются большой яркостью, эмоциональностью. Впечатления от увиденного и услышанного сохраняются на всю жизнь. Это объясняется силой таланта художника, который, владея словом, кистью, пером, оказывает на человека огромное эмоциональное воздействие. Все это накладывает на художника большую ответственность, за достоверность изображаемого и описываемого им события.

Роль литературы, искусства и особенно СМИ очень велика в формировании исторического сознания, однако, как показывает теперь уже большой опыт, газеты, радио, телевидение могут изменить общественное мнение, симпатии и антипатии, но не могут, служить источником серьезных исторических знаний.

Таким образом, все вышеизложенное свидетельствует о том, что историческое сознание большинства населения представляет собой сложное переплетение отрывочных научных знаний, наивных представлений и оценок, традиций и обычаев, оставшихся от предшествующий поколений. Они, безусловно, способствуют обогащению духовного мира человека, но остаются элементарными, которым не хватает научной глубины, понимания движущих сил исторического процесса, умения использовать свои даже элементарные знания для анализа конкретных политических ситуаций. Па этих ступенях формирования исторического сознания человек еще не оперирует теоретическими формулами, философскими и социологическими категориями, а пользуется чаще всего так называемыми “первичными мыслительными формами” практического обихода.

В этих условиях с большой остротой встает вопрос о формировании исторического сознания на научной основе, которая может быть достигнута при помощи собственно знаний истории, образующих в своей совокупности определенную систему представлений о прошлом, о его органической связи с настоящим и возможных тенденциях развития общества в будущем. Такие знания приобретаются в процессе систематического изучения истории.

Впервые систематические знания об историческом процессе приобретаются на уроках истории в школе, и для большинства людей знакомство с историей на этом уровне заканчивается. Причем представления молодежи об истории на основе школьного образования предстает как набор дат, имен, событий, зачастую бессвязных, не определённых в пространстве и времени, тем более что знание факта - еще не научное знание; требуется его осмысление, анализ, оценка, благодаря чему факты включаются в целостную концепцию исторического процесса.

Это предъявляет особые требования к преподаванию истории в вузе, где историческое сознание формируется на теоретическом уровне, путем изучения не только собственной истории, но и других социогуманитарных дисциплин - философии, социологии, политологии, экономической теории. В этом случае историческое сознание соответствует специализированному (теоретическому) уровню общественного сознания.

Возросшая потребность в формировании исторического сознания на теоретическом уровне обусловлено тем, что трансформационный переход от одной модели общества к другой сопровождается бурными процессами в духовной жизни общества, приводит к существенным изменениям в общественном сознании, в том числе и в историческом, в морально-ценностных и поведенческих ориентациях.

Причем в этих условиях история превратилась в своего рода поле политической борьбы. Вместе с тем, резкое возрастание востребованности на объективное историческое знание сопровождается неадекватной реакцией. Парадокс заключается в том, что в этой ситуации количество часов в вузах на изучение истории резко сократилось.

Как показывает опыт, возрастание востребованное на знание истории характерно для всех так называемых “крутых поворотов истории”, когда люди, осмысливая пройденный путь, пытаются найти в нем истоки настоящего, извлечь уроки для будущего. В этой ситуации необходимо крайне осторожное обращение с историей; опасными для исторического сознания становятся любые необъективные оценки исторических явлений, событий и фактов, всякого рода дискредитация отечественной истории, с какой бы стороны она ни исходила.

Пока академическая наука скрупулезно искала “новые подходы” к изучению истории, политическая публицистика преуспела во всякого рода переоценках исторических явлений, событий и фактов, исторических деятелей, дискредитируя одни события и личности, незаслуженно приподнимая другие, борясь с одними мифами, создавая другие. Все эти “переписывания” и переоценки истории имели небезобидные последствия. Как показали социологические исследования, публикации в СМИ множества подобных материалов на исторические темы снизили количество людей, испытывающих гордость за историческое прошлое своего отечества.

Гордость за историческое прошлое своего народа - одна из важнейших составляющих исторического сознания, обусловливающая его национальное достоинство. Потеря этих качеств ведет к формированию колониальной психологии: в людях появляется ощущение своей неполноценности, недоразвитости, бесперспективности, ощущение разочарования, духовного дискомфорта. Именно поэтому, когда Россия находится в состоянии глубокого кризиса, уже многократно звучали предупреждения об опасности, грозящей русской нации не только с точки зрения ее физического вымирания, но и потери ею своей национальной самобытности на основе разрушения национального исторического сознания. Поэтому изучение истории и формирование исторического сознания приобретает в современных условиях практическое значение. Перед преподавателем истории вуза стоит важная задача формирования национального исторического сознания студенческой молодежи, необходимость помочь ей сохранить национальные традиции, чувство принадлежности к своему народу, чувство гражданственности, личную ответственность за его безопасность и целостность отечества, гордость за его историю.

ЛЕКЦИЯ 1.

ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ КАК НАУКИ,

План.

1. Предмет истории как науки.

Объектом изучения истории является человеческое общество. Термин «история» греческого происхождения, в дословном переводе означает «повествование», «рассказ». Музой-покровительницей истории называют Клио, дочь Зевса и богини памяти Мнемозины. Отцом истории считают древнегреческого писателя Геродота (V в. До н.э.). Предметом истории как науки является совокупность деятельности и действий людей, человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи. История – наука о развитии человеческого общества, о всей совокупности отношений в обществе.

Отрасли исторического знания:

1. гражданская история

2. политическая история

3. история государства и права

4. военная история

5. археология

6. история музыки, культуры, языка, литературы.

Цели и задачи изучения истории.

Историк Н.М. Карамзин писал: «История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущему».

История – это огромный массив духовного, нравственного, культурного и социального опыта человечества. Историческая наука открывает доступ к этому историческому опыту. Научное познание социального мира – это важный элемент взаимодействия человека с миром. В России всегда историческое знание служило опорой при формировании социальных отношений и культуры.

2. Историческое сознание: сущность, формы и функции.

С точки зрения формы общественного сознания историческая наука представляет собой, во-первых, один из способов познания мира, которому свойственны специфические методы, во-вторых, область научного знания о процессах и закономерностях развития.

Среди других форм общественного сознания выделяется и историческое сознание, т.е. совокупность идей, взглядов, представлений, чувств, настроений, отражающих восприятие и оценку прошлого во всем его многообразии.

Формы исторического сознания.

1. Обыденное историческое сознание складывается на основе жизненного опыта людей. Оно субъективно, эмоционально, бессистемно.

2. Теоретическое историческое сознание формируется на основе теоретического осмысления прошлого, обобщенного исторического опыта, научного мировоззрения. Строится на исторических категориях, осмысливает исторический процесс в динамике, во взаимосвязи времен.



Функции исторического сознания.

Заключаются в обеспечении осознания общностью людей своего единства, общности исторической судьбы, традиций, культуры, языка, психологии.

3. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника.

Исторические источники – это все свидетельства о прошлом. Источники содержат первичные сведения о событиях, близких к ним по времени.

По своему внешнему виду, характеру и содержанию исторические источники распадаются на три основных вида: вещественные, устные и письменные. Кроме основных выделяют еще этнографические, лингвистические, фото- и кинодокументы, фонодокументы.

Вещественные источники делятся в свою очередь на три основные категории: 1. Памятники жилья – стоянки, городища. 2. Погребальные памятники – курганы, могильники. 3. Клады.

Устные исторические источники включают в себя народные предания, бытовые пережитки, народный эпос.

Письменные источники появляются на стадии цивилизации. К ним относятся летописи, памятники права – сборники законов, уставов, переписи населения, отдельные литературные и политические произведения, мемуарная литература, письма, записки, дневники, сказания иностранцев.

Русское летописание началось в 11 веке и дало богатый материал по истории Киевской Руси. К началу 12 века сложилась «Повесть временных лет» – один из самых известных письменных источников. Огромное значение для истории Киевской Руси имеют такие литературные произведения как «Слово о полку Игореве». Самым ценным юридическим памятником древней Руси является дошедшая до нас более чем в сотне рукописных списков – «Русская Правда» (11век). Источником для изучения не только правовых, но и социально-экономических отношений русских земель являются «Судебники» 1497, 1550, 1589 г, «Стоглав» 1551 г. Соборное уложение 1649 г. является источником для изучения истории Московского государства 17 века.

К политическим источникам относят Моление Даниила Заточника (12 в.), «Сказание о князьях Владимирских» (15 в.), переписка Курбского с Иваном Грозным, «История о великом князе Московском» князя Курбского.

4. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное

Отцом исторической науки в России считается В.Н. Татищев (1686-1750), автор первой «Истории российской». Являясь политическим деятелем эпохи Петра 1, он положил в основу своего труда политическое начало – историю русского государства. Татищев начал разработку исторического метода, вспомогательных исторических дисциплин, источниковедения, исторической географии. Заслугой историографии 18 века становится разработка источниковедческой проблемы. Г.Ф. Миллер (1705-1782) ввел новую категорию источников – актовый материал, в то время как Татищев опирался только на летописи. Миллер заложил основы историко-архивного дела в России. Он создал первый русский исторический журнал в 1732 году «Sammlung russischer Geschichte». А.Л.Шлецер (1735-1809) в своем труде «Нестор» разработал научный метод критического изучения источников. «История российская с древнейших времен» князя М.М. Щербатова (1735-1790) построена на обширном новом документальном материале: акты, договорные и духовные грамоты. Историограф Александра 1 Н.М. Карамзин (1766-1826) по признанию современников, открыл широкой массе читателей русскую историю как Колумб Америку. Его 12-томная «История государства Российского» носит во многом литературно-художественный характер.

Буржуазная историография 19 века в основе имела теорию единства исторического процесса, идею исторической закономерности, принцип научной критики источников. Фундаментальный труд С.М. Соловьева (1820-1879) 29-томная «История России с древнейших времен» сыграл значительную роль в историографии 19 века. Для Соловьева, главы школы историков-государственников, русская история является историей русского государства, историческое развитие состоит в переходе от родовых отношений к семье и государственности. Идеал русской государственности он видит в реформах Петра 1. Ученик Соловьева В.О. Ключевский (1841-1911), являясь государственником, в то же время впервые в русской историографии отразил социальную и экономическую тематику в своем «Курсе русской истории».

В советский период в историографии господствовала марксистско-ленинская концепция исторического процесса, которая определяющую роль в жизни людей отводила производительным силам общества, а исторический прогресс рассматривала как смену социально-экономических формаций. Историография советского периода находилась под давлением идеологии. Определяющее значение для историков имел Краткий курс «Истории ВКП(б)», составленный при непосредственном участии И.В. Сталина. Примером отступления от господствующей теории можно рассматривать «историческая школа Покровского», который выдвинул учение о крестьянской природе «национальных корней русской революции».

С 90-х годов ХХ века в современной историографии утверждаются новые подходы к трактовке исторического процесса. Новые подходы заключаются в следующем:

1. Преодоление односторонности в оценке явлений, фактов, роли личностей в истории.

2. Преодоление недооценки значения факторов субъективного характера, духовной сферы жизни общества, национальных особенностей.

3. Признание принципа альтернативности, т. е. Отрицание предопределенности исторического развития, допущение возможности различных путей развития.

4. Человек не рассматривается только как социальная категория, учитывается значение личностного фактора.

5. Отказ от трактовки государства только как орудия «классового господства», государство представляет собой самостоятельную силу, защищающую общенациональные интересы.

6. Отказ от признания классовой борьбы движущей силой исторического процесса, признание значительной роли эволюционного, реформистского пути. Шире трактуется тема освободительного движения, не только как революционное движение, но и как либерально-оппозиционное.

Критический подход к прежним принципам оценки не означает их отрицания. Не отрицается полностью «классовый подход», а лишь пересматривается его гипертрофированный характер, формационный принцип периодизации исторического процесса, методологические требования «историзма» – учета конкретных исторических условий, рассмотрение исторического события или явления в связи с другими, применение сравнительно-исторического анализа.

Для исследования исторического процесса исключительно важную роль играет выбор методологии.

5. Методология исторического познания: формационный и цивилизационный подходы.

Методология познания – это общие принципы, позволяющие упорядочить накопленный исследователями материал.

1. Формационный подход был разработан К. Марксом. Главную роль в определении движущих сил исторического процесса и его периодизации играет общественно- экономическая формация. Ее основу составляет определенный способ производства, т. е. определенный уровень и характер развития производительных сил и соответствующих им производственных отношений. Совокупность производственных отношений образует базис, над которым существует надстройка – политические, правовые отношения. В своем историческом развитии человечество прошло 5 стадий: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

Недостатки формационного подхода: предполагает однолинейный характер исторического развития, не отражает многовариантности исторического развития, уменьшает роль человеческого фактора в истории и преувеличивает роль социального конфликта.

В последнее время в противовес формационному подходу наибольшее распространение в исследовательской литературе получает цивилизационный подход к изучению истории человечества.

2. Цивилизационный подход разработан М. Вебером, А. Тойнби, О. Шпенглером, Н. Данилевским, П. Сорокиным.

Основной структурной единицей исторического процесса является цивилизация. Цивилизация – целостная общественная система, состоящая из тесно взаимосвязанных элементов (религия, культура, экономика, политика, социальная организация). Цивилизация очень устойчива, несмотря на определенные изменения под воздействием внутренних и внешних факторов, ядро цивилизации остается неизменным. Такой подход зафиксирован в теории культурно-исторических типов цивилизации Н. Данилевского, А. Тойнби, О. Шпенглера. Культурно-исторические типы – это исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои характерные особенности культурного и социального развития.

К достоинствам цивилизационного подхода относится его универсальность, ориентация на многовариантность развития, целостность истории. Недостаток заключается в аморфности критериев выделения типов цивилизаций.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то