Традиционная культура народов западных стран. Рождественские традиции европейских стран

Как и любой другой континент, Европа отличается собственными традициями и обычаями. Некоторые из них могут быть довольно необычными для тех, кто живет в других уголках планеты. Про другие могут не знать даже жители Европы, если обычай распространен только в одной стране. Все это невероятно интересно, а порой и полезно; к примеру, традиция под названием хюгге определенно пригодилась бы любому человеку. Познакомьтесь с этим списком и подумайте, какие традиции вам хотелось бы соблюдать?

Смазывание жениха и невесты чем-то липким, а потом посыпание перьями

Эта традиция была уже почти забыта, но удивительным образом вернулась и снова распространилась в Шотландии. Суть этого обычая заключается в том, что жениха и невесту похищают их друзья, после чего их покрывают субстанциями вроде муки, заварного крема или сажи, а потом посыпают перьями. Считается, что данная необычная процедура принесет паре удачу. Да, ритуал может казаться достаточно суровым, тем не менее жених и невеста только укрепляют отношения, переживая вместе подобное приключение. Свадебное платье в процессе не портят, потому что происходит все не в день бракосочетания, а несколькими днями раньше.

Спокойное отношение к пребыванию топлесс

В большинстве стран мира, даже если общество достаточно свободолюбивое, женщинам запрещено обнажаться на публике. К примеру, в Америке неловко даже кормить грудью ребенка, а выходить топлесс на улицу просто недопустимо. Тем не менее для некоторых европейцев это совершенно не проблема. В Германии допущено обнажаться в сауне, бассейне, парке и на пляже. Нормой это является и в Финляндии, где свободно обнажаются для посещения общественной сауны. В этих странах люди относятся к вопросу обнаженности более раскрепощенно, в то время как на других континентах даже в бане принято оставаться в полотенце или купальнике.

Шведская традиция уборки перед смертью

Это может звучать мрачно, тем не менее подход у шведов действительно практичный. Чтобы защитить своих близких от тяжелых переживаний после смерти, пожилые люди перебирают свои вещи в последние годы своей жизни. Это не означает, что они планируют умереть. Они просто просматривают все свои вещи и избавляются от ненужных мелочей, чтобы не заставлять родственников или друзей заниматься уборкой в тяжелый момент. Эта тенденция не представлена в других странах, тем не менее она начинает постепенно набирать популярность. Необязательно даже связывать ее именно со смертью - избавляться от лишних вещей важно в любом возрасте. Это помогает чувствовать себя спокойнее дома, не отвлекаясь на беспорядок и ненужные мелочи.

Развлечения для школьников на протяжении месяца в Норвегии

Норвегия очень серьезно относится к празднованию выпускного - там есть традиция, предполагающая торжества на протяжении целого месяца. Молодежь употребляет любое желаемое количество алкоголя и постоянно устраивает вечеринки. В мире нет ничего подобного. Порой это приводит к негативным последствиям, к примеру травмам, тем не менее, как правило, все в порядке. Старшие поколения мирятся с этой традицией, ведь она существует уже более ста лет. Считается, что это допустимо, ведь такое веселье бывает в жизни только раз. В остальное время подобное поведение было бы под запретом.

Уютный датский секрет счастья

Хюгге - это не просто традиция, это образ жизни для жителей скандинавских стран. Принцип хюгге существует уже несколько веков, как утверждает Мейк Викинг, написавший книгу об этой традиции. Это центральная часть датской культуры, знакомая каждому жителю страны. Она описывает то, как следует жить и относиться к вещам. Данная концепция может быть секретом счастья. Нужно понимать, что это особенный подход к жизни. Некоторые думают, что хюгге - это просто уют и тепло, но дело не только в эстетике. Суть в том, чтобы отказаться от раздражающих вещей, которые слишком напрягают вас эмоционально, сделав приоритет на вещах, по-настоящему имеющих значение. Это помогает ощущать комфорт в собственном доме и радоваться простым жизненным моментам.

Прыжки над детьми в Испании

Прыжки над детьми - это самая необычная версия чехарды, которую только можно представить. Испанская традиция соблюдается каждый год уже сотни лет в деревне Кастрильо-де-Мурсия. Во время фестиваля некоторые люди наряжаются как черти, которых изгоняют священники. Они перепрыгивают через детей, родившихся в предыдущем году, чтобы защитить их от болезней и несчастий. Это может показаться опасным, но информации о несчастных случаях, к счастью, нет. Вопреки отсутствию травм, некоторые хотят отменить этот религиозный фестиваль. Даже Папа Римский рекомендовал испанским священникам отказаться от подобной практики. Тем не менее вряд ли традиция, просуществовавшая несколько веков, быстро исчезнет - местные жители ее очень любят.

Опасная сырная традиция

Каждый год в английском Глостершире люди участвуют в гонке за головкой сыра. Участники преследуют крупную голову сыра Глостер, которая катится по склону холма, рискуя получить травмы и падая. Традиция зародилась в девятнадцатом веке, хотя есть мнения, что она существует значительно дольше. В 2009 году мероприятие официально отменили, потому что оно привлекало слишком много участников и зрителей, из-за чего возникали сомнения в безопасности. Тем не менее оказалось, что это слишком популярная традиция - неофициальные мероприятия все равно проводятся. Что интересно, в других регионах Англии люди не спешат рисковать собой ради сыра. Так или иначе, жители Глостера отказываться от своего обычая не планируют.

Стразы в глазах в Нидерландах

Если вы когда-либо мечтали о том, чтобы ваши глаза сияли ярче, вы вполне можете добиться этого в буквальном смысле. В Нидерландах существует процедура, позволяющая имплантировать бижутерию в глазах. Сообщается, что такое украшение не вызывает никаких побочных эффектов. В других странах врачи на подобные шаги обычно не решаются. Вероятнее всего, тренд не распространится, потому что некоторые медики уверены - это опасно.

Невероятная скука, чтобы поскорее уснуть, в Норвегии

В Норвегии существует удивительный способ, позволяющий быстрее заснуть. Жители этой страны любят смотреть невероятно скучные телевизионные шоу. Этот жанр называется «медленное телевидение» и является эквивалентом нейтральной фоновой музыки. Зрители включают такие передачи тогда, когда им хочется обзавестись фоном, который не привлекает всего внимания. На экране несколько часов демонстрируются люди, которые заняты вязанием, или горящий огонь. Этот жанр даже распространяется в другие страны - каждый может проверить, сможет ли оставаться бодрым за просмотром чего-то подобного. Одной из наиболее популярных передач является съемка путешествия на поезде, длящаяся семь часов и включающая только пейзажи за окном.

Регаты в ваннах

Эта уникальная гонка проводится в Бельгии и отличается необычной историей. По данным ВВС, первая гонка прошла в 1982-м, когда Альберто Серпальи нашел сорок подержанных ванн. Их за бесценок продавали на местном рынке. Ванны преобразили в самодельные средства для передвижения по воде. Так и началась история регаты, в которой люди спускаются по реке, сидя в ванне или лодке, созданной на ее основе. Это очень популярное мероприятие, которое устраивают каждый год. Кто бы мог подумать, что ванну можно использовать как лодку?

16. Народы Западной Европы

В Западной Европе существует множество различных народов. Наиболее крупные из них: немцы, французы, греки, англичане, испанцы, итальянцы. Общим между ними является социальное устройство: малая семья с 1-2 детьми, хотя сохранились и многодетные семьи. В городских семьях между помолвкой и свадьбой иногда проходило несколько лет, пока молодые не обзаводились собственным жильём. Одежда также очень похожа: женщины носят кофты, сборчатые юбки, передник, платья, наплечный платок. Особым разнообразием отличались головные уборы - платки, повязываемые разными способами, шляпы. Обувь: кожаные башмаки, полусапожки, сабо. Мужской костюм состоял из рубахи, коротких (до колен) или длинных штанов, безрукавки, шейного платка, башмаков или сапог.

Немцы: Общая численность 86 млн. человек. Говорят на немецком языке германской группы индоевропейской семьи. Основу хозяйства традиционно составляло земледелие. Использовали трёхпольную систему обработки земли, основной зерновой культурой была пшеница. Из огородных культур выращивают картофель. Большую роль играет животноводство, широко распространились птицеводство, свиноводство, коневодство, разведение крупного рогатого скота. В строительстве домов использовали каркасную строительную технику. Дома одно- или двухэтажные. Обязательным является камин. Пища: картофель и различные блюда из него, ржаной и пшеничный хлеб, мучные изделия; молочные и мясные блюда. Наиболее распространённый напиток - пиво. Из безалкогольных напитков предпочитают кофе со сливками, чай. Праздничная пища: свиная голова (или свинина) с квашеной тушёной капустой, гусь, карп. Пекут много кондитерских мучных изделий. Религия: протестантство и католицизм. В устном народном творчестве преобладают короткие комические рассказы, сказки, очень популярны народные танцы и песни. Пению отводится значительная роль в воспитании подрастающего поколения. Продолжает развиваться прикладное искусство: обработка дерева, металла, стекла, плетение, вышивка и гончарство.

Итальянцы: Общая численность 66,5 млн. человек. Говорят на итальянском языке романской группы индоевропейской семьи, существует множество диалектов. Религия: католицизм. Традиционные отрасли сельского хозяйства: пашенное земледелие, виноградарство, садоводство, разведение крупного и мелкого рогатого скота. Основной материал для постройки сельского дома - камень. Жилище: двух- или трехэтажная каменная постройка, в плане прямоугольная. Пища итальянцев отличается разнообразием, обилием овощей и фруктов. Они едят хлеб и сыр, различные макаронные изделия с соусами, пиццу, рыбные или мясные блюда. Из напитков популярно сухое вино.

Французы: Общая численность 59,4 млн. человек. Говорят на французском языке романской группы индоевропейской семьи. Религия: католицизм, есть кальвинизм. Занятия: в сельском хозяйстве – животноводство, разводят крупный рогатый скот, свиньи, овцы, птица); земледелие. Основные культуры: пшеница, ячмень, кукуруза, сахарная свёкла, табак и др. Развиты также традиционные виноградарство и виноделие. Традиционные ремёсла (резьба по дереву, изготовление расписной керамики, плетение кружев) утрачивают значение. Однако некоторые из них, такие как парфюмерное производство, превратились в промышленные отрасли и приобрели мировую известность. Планировка поселений в основном линейная. Жилище: одноэтажные каменные или глинобитные на деревянном каркасе постройки, где под одной крышей объединены жилые помещения и примыкающие к ним конюшня, стойло, амбар и погреб для вина. Крутые двускатные крыши крыты шифером, черепицей и др. Для традиционной пищи характерны овощные и луковые супы, бифштексы из говядины и свинины, жареный картофель, баранье рагу под различными соусами, омлеты с ветчиной, грибами и другими приправами, рыбные блюда; широко употребляется. Потребляется много овощей, фруктов, устрицы, лангусты, крабы, морские ежи, моллюски.

18. Народы Поволжья и Прикамья. Народы Европейского Севера России

На этой территории проживает множество различных народов, таких как русские, калыки, удмурты, марийцы, коми, карелы и др. Характеристика некоторых из них:

Удмурты: Общая численность 747 тыс. человек. Говорят на удмуртском языке финно-угорской группы уральской семьи, существуют различные диалекты. Традиционные формы хозяйства: пашенное земледелие (рожь, пшеница, овёс, ячмень, гречиха, горох, просо, полба, конопля, лён) и животноводство (рабочий скот, коровы, свиньи, овцы, домашняя птица). Занятия: охота, рыболовство, пчеловодство, собирательство. Были развиты ремесла и промыслы. Традиционное жилище: наземная бревенчатая изба с двускатной тесовой крышей. Традиционная одежда: женщины носили белую холщевую туникообразную рубаху, халат. Верхняя одежда: полушерстяные и шерстяные кафтаны и шубы. Обувь: узорные чулки, вязаные или сшитые холщовые носки, лапти, башмаки, валенки. Большое разнообразие головных уборов: кокошник, налобная повязка, высокая берестяная шапка. Традиционная пища: грибы, ягоды, различные травы, хлебные изделия, мясные блюда, супы, каши, молочные продукты. Основной социальной ячейкой традиционного удмуртского общества была поземельная соседская община. Она обычно состояла из нескольких объединений родственных семей.

Калмыки: Численность 180 тыс. человек. Говорят на калмыцком языке монгольской группы алтайской семьи. Калмыки раньше были кочевым народом. Основные занятия: пастбищно-отгонное скотоводство, рыболовство, земледелие, садоводство. Разводили овец, лошадей, крупный рогатый скот, коз, верблюдов, свиней. Калмыки сеяли рожь, пшеницу, просо, гречиху, овёс и технические культуры: горчицу, табак и лён. Развиты художественные ремёсла: вышивка, обработка, тиснение по коже, резьба по дереву. Традиционное поселение имело круговую планировку - наиболее удобную с точки зрения обороны при кочевом образе жизни. Известны три типа традиционного жилища: кибитка, землянка и полуземлянка. Мужская одежда: приталенный кафтан, рубаха, штаны, мягкие кожаные сапоги. Женская одежда: длинное до пят платье с безрукавкой, под ними длинная рубаха и штаны, сапожки. Существовали разнообразны головные уборы мужчин и женщин в зависимости от сезона, состоятельности семьи и т. д. Распространены различные украшения (браслеты, серьги..). Традиционная причёска мужчин и женщин - косы: у мужчин и девушек - одна, у женщин - две. Основа питания - мясо и молочные продукты. Религия: буддизм, шаманизм, фетишизм, культ огня и домашнего очага.

Коми: Общая численность 345 тыс. человек. Большая часть верующих - православные, есть старообрядцы. Говорят на языке коми финно-угорской группы уральской семьи. Основные занятия: земледелие, скотоводство, охота. Наиболее распространённой зерновой культурой был ячмень, потом рожь. Разводили преимущественно крупный рогатый скот, овец, лошадей, оленей. Коми охотились на птицу, диких копытных, пушных зверей. Большое значение имело собирательство, собирали всевозможные ягоды: брусника, малина, черника, черемуха, рябина. Было развито ремесло: шитье одежды, обуви, гончарство, ткачество и др. Средства передвижения: сани, лыжи, лодки. Традиционное жилище: наземная, прямоугольная по форме постройка. Жилая часть состояла из двух изб (зимней и летней), соединённых сенями, составляет единое целое с хозяйственным двором. Характерная черта жилища: односкатность крыши, крытой тёсом. Из украшений жилища распространена резьба, орнамент - геометрический. Традиционная одежда: основу женского костюма составляли рубаха и сарафан, короткие распашные кофты, овчинная шуба. В качестве головного убора девушки носили обычно разноцветные ленты, кокошник. Мужская одежда: холщовая рубаха навыпуск, подпоясанная ремнём, холщовые штаны, шерстяные носки. Верхняя одежда: кафтан, шуба. Мужские головные уборы: войлочный колпак или шапка из овчины. Мужская и женская обувь мало отличались: бахилы или сапоги. Традиционная пища: растительная, мясные и рыбные продукты. Распространены кислые супы, холодные, каши. Значительное место в пищевом рационе занимает выпечка: хлеб, сочни, оладьи, пироги и др. Из традиционных напитков, помимо чая, распространены отвары ягод и трав, хлебный квас, берёзовый сок. Народные верования и обряды: космогонические мифы, отражающие ранние представления народа об окружающем мире и месте человека в нём; эпические сказания и легенды; сказки и песни; пословицы и поговорки; обрядовая поэзия. Сохранились дохристианские верования в леших, колдовство, гадания, заговоры, порчу, существовали культы деревьев, промысловых животных, огня и др.

Теоретических и методологических исследований. 2. ПРЕДМЕТ ЭТНОЛОГИИ этнология этническая наука поведение Своеобразие каждой науки определяется, как известно, ее собственным предметом изучения и методами исследования этого предмета. С момента становления этнологии как науки и по настоящее время сквозной темой ее исследований является генезис этнических культур и межэтнических отношений. ...

И методологических исследований. Предмет этнологии Своеобразие каждой науки, как известно, определяется ее собственным предметом изучения и методами исследования этого предмета. С начала становления этнологии как науки и по настоящее время сквозной темой ее исследований является генезис этнических культур и межэтнических отношений. Первоначально на основании крайне ограниченной и разрозненной...

Рождественский венок имеет лютеранское происхождение. Это вечнозеленый венок с четырьмя свечками. Первую свечу зажигают в воскресенье за четыре недели до Рождества как символ света, который придет в мир с рождением Христа. Каждое следующее воскресенье зажигают еще одну свечу. В последнее воскресенье перед Рождеством зажигают все четыре свечи, чтобы осветить место, где находится венок (это может быть алтарь церкви или обеденный стол).

Колокольный звон в святки пришел к нам из зимних языческих праздников.

Когда Земля была холодна, считалось, что солнце умерло, а злой дух очень силен. Чтобы изгнать злого духа, нужно было сильно шуметь. До наших дней сохранилась рождественская традиция звенеть колокольчиками, одновременно петь и кричать. На святках в церквях всего мира раздается колокольный звон. Но не для изгнания злых духов. Таким образом люди приветствуют пришествие Христа. В Скандинавии колокольный звон означает конец работы и начало праздника, в Англии - погребальный звон на похоронах дьявола и приветствие Христа.

Рождественская елка для птиц - скандинавская традиция. Люди пытаются разделить свою радость в праздник Рождества с другими живыми существами.

Непосредственно в Рождество или накануне птицам выносят семена или крошки хлеба. Это примета, что новый год будет удачным. Праздник на улице добавляет веселья празднику в доме.

Исполнение рождественских гимнов на духовых инструментах - одна из восхитительно шумных традиций Рождества. Вероятно, она пришла из язычества, т.к. для изгнания злых духов нужно было шуметь. В настоящее время ее придерживаются в Германии и странах Скандинавии. Музыкальный квартет исполняет четыре рождественских гимна около колокольни или церкви.

Рождественские гимны заканчиваются радостным перезвоном, который означает начало Рождества.

Свет был важной составляющей зимних языческих праздников. С помощью свечей и костров изгоняли силы тьмы и холода. Восковые свечи раздавались римлянам в праздник Сатурналии. В христианстве свечи считаются дополнительным символом значимости Иисуса как Света мира.

В викторианской Англии торговцы каждый год дарили своим постоянным покупателям свечи.

Во многих странах рождественские свечи означают победу света над тьмой.

Свечи на райском дереве породили всеми нами любимую рождественскую елку.

В Скандинавских странах и Германии 24-го декабря Санта Клаус стучит в дверь, в Англии же и Америке его посещение секретно. Санта Клаус якобы попадает в дом через дымоход.

В 1843 году англичанин Хорслей нарисовал первую рождественскую открытку. 1000 экземпляров открытки были проданы в тот год в Лондоне. Издатель Луи Пранг популяризовал рождественские открытки в 1875 году. Он провел в Америке общенациональный конкурс на лучший дизайн рождественской открытки.

Усовершенствование почтовой системы и удешевление почтовых отправлений позволили рассылать рождественские открытки множеству друзей во всех точках планеты.

Предполагается, что первая рождественская песня появилась в 4 веке н.э., но она была несколько мрачновата. В Италии времен Возрождения появились более легкие и радостные рождественские гимны. Они уже начинали оправдывать свое название (Рождественские гимны - carols (англ.) - от французского "caroler" - танец под звон).

Святой Николай традиционно считается дарителем подарков. В Риме была традиция дарить подарки детям на праздник Сатурналии. В качестве дарителя подарков может выступать сам Иисус, Санта Клаус, Бефана (итальянский Санта Клаус женского пола), рождественские гномы, различный святые. Согласно старой финской традиции, подарки разбрасывает по домам человек-невидимка.

Предполагают, что первые неукрашенные рождественские елки появились в Германии в VIII веке. Первое упоминание о ели связано с монахом святым Бонифацием. Бонифаций читал друидам проповедь о Рождестве. Чтобы убедить идолопоклонников, что дуб не является священным и неприкосновенным деревом, он срубил один из дубов. Когда срубленный дуб падал, он повалил на своем пути все деревья кроме молодой ели. Бонифаций представил выживание ели как чудо и воскликнул: "Да будет это дерево деревом Христа".

В дальнейшем Рождество в Германии отмечалось посадкой молодых елей.

В немецком источнике, датированном 1561 годом, говорится, что на Рождество в доме может стоять не более одной елки. В 17 веке Рождественская елка уже была распространенным атрибутом Рождества в Германии и скандинавских странах. В то время елка украшалась фигурками и цветами, вырезанными из цветной бумаги, яблоками, вафлями, позолоченными вещицами, сахаром.

Традиция наряжать елку связана с райским деревом, увешанном яблоками.

Успех рождественской елки в протестантских странах был еще большим благодаря легенде о том, что сам Мартин Лютер первым придумал зажигать свечи на рождественской елке. Однажды вечером он шел домой, сочиняя проповедь. Блеск звезд, мерцающих среди елей, внушил ему благоговение.

Чтобы продемонстрировать эту великолепную картину семейству, он поставил елку в главной комнате, укрепил на ее ветвях свечи и зажег их.

Своей популярности в Англии рождественская елка обязана немецкому принцу Альберту, мужу королевы Виктории. В 17-м веке немецкие иммигранты привезли традицию рождественской елки в Америку.

Первые уличные рождественские елки с электрическими гирляндами появились в Финляндии в 1906 году.

Ежегодно в святки в Уэльсе проводят фестиваль рождественских гимнов.

Хоровые коллективы всей страны соперничают за то, чтобы именно их гимн был выбран официальным рождественским гимном. Эти церковные хоры ездят по городам Уэльса и поют рождественские гимны прошлого и современности.

Традиция выбирать национальный рождественский гимн зародилась в 10-м веке.

Первый гость - это первый человек, который заходит в дом и "впускает" Рождество (в некоторых странах эта традиция относится не к Рождеству, а к Новому году). Иногда такого человека даже специально нанимают, чтобы все было сделано надлежащим образом, так как есть суеверие, связанное с первым гостем. Первый гость должен держать в руке еловую веточку. Он входит в парадную дверь, проходит через дом и выходит через заднюю дверь. Ему преподносят хлеб-соль или какой-то небольшой подарок как символ гостеприимства. Первый гость обязательно должен быть темноволосым мужчиной. Если первой гостьей стала женщина - это плохая примета.

Падуб - это вечнозеленый куст с красными ядовитыми ягодами, темно-зеленой листвой и шипами. Яркость этого растения сделала его естественным символом возрождения жизни в зимней белизне северной Европы. Считается, что падуб прогоняет зимние холода и злых духов. В Англии падуб с шипами называется "он", без шипов - "она". От того, какой падуб (с шипами или без) принесли в дом первым в Рождество, зависит, кто будет в наступающем году управлять домашним хозяйством.

До появления рождественской елки в середине девятнадцатого столетия в Англии была так называемая "ветка поцелуев". Она имела форму двойного кольца, украшенного гирляндами, зелеными ветвями, падубом, плющом, яблоками, грушами, зажженными свечами и омелой. Если девушка случайно оказывалась под этой веткой, ее позволялось поцеловать.

Раньше во время празднования Рождества одной из главных опасностей были рождественские свечи. Поэтому в гостиных держали ведра воды на случай пожара. Идея использовать электрические гирлянды вместо восковых свечей принадлежит английскому телефонисту Ральфу Моррису. К тому времени нити электрических лампочек уже использовались в телефонных распределительных щитах, Моррису лишь пришло в голову развесить их на елке.

Древние друиды считали омелу священным растением, символом вечной жизни. Римляне ценили ее как символ мира. Поцелуи под омелой - также римская традиция.

Первые рождественские елки были украшены живыми цветами и фруктами. Позже были добавлены сладости, орехи и другая еда. Затем - рождественские свечи.

Такой груз был безусловно слишком тяжел для дерева. Немецкие стеклодувы начали производить полые стеклянные елочные игрушки, чтобы заменить фрукты и другие тяжелые украшения.

Первые сливовые пудинги были приготовлены в 17 веке. Пудинг готовили в больших медных котлах за несколько недель до Рождества всем семейством. При приготовлении каждый член семейства загадывал желание. В пудинг клали 4 предмета: монету, наперсток, пуговицу и кольцо. Позже, когда пудинг ели, каждый найденный в пудинге предмет имел свое значение. Монета означала богатство в новом году, пуговица - холостяцкую жизнь, наперсток для девушки означала незамужнюю жизнь, кольцо - замужество (женитьбу).

До появления рождественской елки, рождественская пирамида считалась в Германии и северной Европе главным рождественским украшением. Это было деревянное сооружение в форме пирамиды, обвешанное растительностью и украшениями. Подарки или сладости ставили на полки пирамиды. С ростом популярности рождественской елки, функции рождественской пирамиды перешли рождественской елке.

Рождественское полено должно быть срублено главой семейства, а не куплено у кого-то. Оно должно сгорать в камине вместе с остатками прошлогоднего рождественского полена. Полено должно гореть все двенадцать дней Рождества. Существует суеверие, что если человек увидит свою тень, отбрасываемую от камина, где горит полено, без головы, он умрет в следующем году. Пепел же рождественского полена излечивает болезни и оберегает жилище от ударов молнии.

В средневековье религиозные праздники фактически были единственными праздниками. Поэтому люди стремились продлить эти праздники как можно дольше. С течением времени Рождество вместо одного дня превратилось в 12 - от Рождества до Крещения. В богатых семействах было принято дарить друг другу подарки на каждый из двенадцати дней. Это сделало очень популярным рождественский гимн "Двенадцать святочных деньков". Предположительно появление этого гимна датируют 16-м веком.

В Англии самой приятной частью рождественского торжества считается праздничный семейный обед 25 декабря, которому предшествует церковная служба. Глава рождественского стола в Британии запеченная индейка, предварительно начиненная смесью хлебных крошек и специй или каштанами. К птице готовится фирменный соус из красной смородины или клюквы. В качестве дополнения к рождественскому застолью подаются ветчина, бекон, маленькие колбаски и разные овощи (отварные или запеченные). Ну, а любимейшим десертом является, конечно же, рождественский пудинг - торт из плотного теста с сухофруктами, приготовленный на пару. Перед подачей на стол пудинг обливается коньяком и поджигается - смотрится очень эффектно!

Рождество является великим праздником, установленным в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. Рождество Христово - один из важнейших христианских праздников, государственный праздник в более чем 100 странах мира.

Первые сведения о праздновании христианами Рождества относятся к 4 в. Вопрос о реальной дате рождения Иисуса Христа является спорным и неоднозначно решенным среди церковных авторов. Возможно, выбор 25 декабря связан с приходившимся на этот день языческим солярным праздником «Рождения Солнца Непобедимого», который с принятием в Риме христианства наполнился новым содержанием.

Согласно одной из современных гипотез, выбор даты Рождества произошел по причине одновременного празднования ранними христианами Боговоплощения (зачатия Христа) и Пасхи; соответственно, в результате прибавления к этой дате (25 марта) 9 месяцев Рождество пришлось на день зимнего солнцестояния.

Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднества (с 20 по 24 декабря) и шесть дней попразднества. В канун, или в день навечерия праздника (24 декабря) соблюдается особо строгий пост, получивший название сочельник, так как в этот день употребляется в пищу сочиво - сваренные с медом пшеничные или ячменные зерна. По традиции, пост сочельника заканчивается с появлением на небе первой вечерней звезды. В навечерие праздника вспоминаются ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Рождеству Спасителя.

Рождественские богослужения совершаются три раза: в полночь, на заре и днем, что символизирует Рождество Христово в лоне Бога Отца, во чреве Богоматери и в душе каждого христианина.

В XIII веке, во времена святого Франциска Ассизского, появился обычай выставлять в храмах для поклонения ясли, в которые помещается фигурка Младенца Иисуса. Со временем ясли стали ставить не только в храме, но и в домах перед Рождеством. Домашние сантоны - макеты в застекленных ящиках изображают грот, в яслях лежит младенец Иисус, рядом Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи, а также животные - бык, осел. Изображаются также целые сценки из народного быта: рядом со святым семейством помещают крестьян в народных костюмах и т.п.

Церковные и народные обычаи гармонично сплелись в праздновании Рождества. В католических странах хорошо известен обычай колядования - хождения по домам детей и молодежи с песнями и добрыми пожеланиями. В ответ колядующие получает подарки: колбасу, жареные каштаны, фрукты, яйца, пирожки, сладости и др. Скупых хозяев высмеивают и грозят им бедами. В процессиях участвуют различные маски, ряженые в шкуры животных, это действо сопровождается шумным весельем. Обычай этот неоднократно осуждался церковными властями как языческий, и постепенно с колядками стали ходить только к родственникам, соседям и близким друзьям.

О пережитках языческого культа солнца в рождественских святках свидетельствует традиция зажигания обрядового огня в домашнем очаге - «рождественское полено» . Полено торжественно, соблюдая различные церемонии, вносили в дом, поджигали, одновременно творя молитву и вырезая на нем крест (попытка примирить языческий обряд с христианской религией). Полено посыпали зерном, поливали его медом, вином и маслом, клали на него кусочки еды, обращались к нему как к живому существу, поднимали в его честь бокалы вина.

В дни празднования Рождества установился обычай преломлять «рождественский хлеб» - особые пресные облатки, освящаемые в храмах во время Адвента, - и вкушать его как перед праздничной трапезой, так и во время приветствий и поздравлений друг друга с праздником.

Характерным элементом праздника Рождества является обычай устанавливать в домах наряженное дерево ели . Эта языческая традиция зародилась у германских народов, в обрядности которых ель была символом жизни и плодородия. С распространением христианства среди народов Центральной и Северной Европы украшенная разноцветными шарами ель обретает новую символику: ее стали устанавливать в домах 24 декабря, как символ райского древа с изобильными плодами.

Рождественские обычаи и традиции Великобритании

На Рождество вce окна сельских домов освещены в Великобритании свечами, пoэтoмy cpeди местных жителей ночь пoд Рождество называется "ночь свечей" . В Англии в наши дни в сочельник вместо традиционного Рождественского бревна зажигают толстую Рождественскую свечу. В Уэльсе зажженные свечи в Рождественский праздник украшали нe тoлькo частные дома в сельских местностях, нo и сельские церкви и часовни. Свечи для украшения церкви изготовляли и дарили священнику жители прихода.

Во многих деревнях незадолго дo праздника женщины устраивали соревнования нa лучшее украшение Рождественских свечей. Эти украшения делались из полосок цветной бумаги, фольги, золотых и серебряных нитей, ярких лент и пр. В некоторых областях Уэльса c такими жe украшенными и зажженными свечами в руках жители прихода шли нa утреннюю обедню, начинавшуюся пpeждe в 2-3 часа ночи. Много подобных свечей зажигали в этy ночь и в частных домах

Еще co времени средневековья старые обряды ряжения стала использовать церковь для того, чтобы дать народу бoлee живые впечатления o библейских историях. Тaким oбpaзoм возникли "мистерии" - драматические представления таких религиозных сцен, кaк благовещение, посещение младенца Христа тремя мудрецами Востока и пр. Участники драматических версий библейских историй были обычно в масках или c закрытым платком лицом, кaк и исполнители древних языческих обрядов. Из представлений подобного рода у англичан была особенно распространена драматическая игра-пантомима o св. Георгии и драконе, широко известная и вo многих других странах.

О маскарадах и пантомимах нa Рождество имеются сведения yжe oт XIV- XV вв. Так, в одном из источников сообщается, чтo в 1377 г. была устроена Рождественская пантомима при шотландском королевском дворе для увеселения маленького принца Ричарда. В казначейских реестрах Шотландии XV в. чacтo перечисляются средства, затраченные нa устройство придворных маскарадов нa Рождество.

С устройством маскарадов был связан и eщe oдин интересный обычай в Британии: нa 12 дней святок в каждом дворце или замке выбирался распорядитель вceгo празднества, называемый в Англии "Лорд беспорядка" (Lord Misrule), a в Шотландии - "мнимый аббат" (Abbot of Mock). Лордом беспорядка выбирался тот, ктo мoг хорошо шутить, устраивать различные развлечения, карнавалы. Он сам подбирал себе свиту, члены кoтopoй были разодеты в яркое платье, украшенное лентами и колокольчиками.

В Шотландии в свите "мнимого аббата" участвовали такие характерные для народных процессий ряженых персонажи, кaк Хобби-хорс - "Hobbie-horse" - парень, изображавший лошадь. Такой шумной компании и особенно ee руководителю разрешалось делать все, чтo oни захотят - врываться в любые дома, чтобы сыграть какую-либо шутку над их обитателями, устраивать игры, танцы и прочие развлечения. Этот обычай был запрещен Генрихом VIII.

Во многих селениях Шотландии мужчины и юноши в день Рождества, пoд предводительством волынщиков и в сопровождении множества народа выходили зa пределы села и нa какой-либо лужайке играли в футбол, шары, устраивали различные спортивные соревнования: бег, упражнения в метании молота и пр. Победитель вceх игр получал берет, украшенный перьями и лентами; пocлe соревнования молодежь пела и танцевала, a вечером c победителем вo главе возвращалась в деревню. Вечером победитель соревнования председательствовал нa балу.

На вce эти старые традиционные обычаи c большой силой обрушилась новая протестантская церковь в XVII в. Особенным гонениям подвергался праздник Рождества в пуританской Шотландии. Каждый языческий обряд и обычай, дaжe самый невинный, был безжалостно проклят церковью. Так, пo записям церковной сессии в 1574 г., было обвинено нecкoлькo человек зa игры, танцы и пение Рождественских песен в этoт праздник.

Даже выпечку Рождественского хлеба духовенство протестантской церкви считало преступлением. В декабре 1583 г. oт глазговских булочников потребовали назвать имена тех, для кoгo oни выпекали Рождественский хлеб. В 1605 г. пять человек были вызваны в суд в Абердине зa то, чтo нa Рождество oни шли пo городу в масках и c танцами. Наконец, в 1644 г. празднование Рождества было запрещено пo всей Англии специальным парламентским актом.

После таких гонений в Шотландии празднование Рождества никoгдa yжe нe достигало прежней популярности, сохранились лишь нeкoтopыe обряды, большинство их стало приурочиваться к Новому году. И в настоящее время 24-25 декабря тaм - рабочие дни, a праздником считается Новый год - 1-2 января.

В Англии жe yжe в конце XVII в. Рождество вновь стали праздновать, нo нa протяжении XIX столетия сопровождавшие eгo обряды изменились, и к началу XX в. из большого социального события всей общины Рождество стало чисто семейным праздником, лишь нeкoтopыe из eгo старых обычаев дожили дo наших дней. Повсеместно, например, соблюдается cpeди англичан обычай обмениваться подарками в день Рождества. С введением христианства этoт обычай ассоциировался c принесением даров младенцу Иисусу тремя магами Востока. В память этoгo подарки дарят пpeждe вceгo детям.

Подарки детям разносит добрый старый джентльмен Санта Клаус , краснощекий, c длинной белой бородой, одетый в красную шубу и высокую красную жe шапку. Некоторые отождествляют Санта Клауса c существами подземного мира - гномами, что, пo их мнению, подтверждает eгo внешний вид. Обычно нa Рождество подарки получают нe тoлькo дети, нo и взрослые, перед обедом их вручает всем самый младший член семьи.

С XIX в. вошло в обычай обмениваться поздравительными открытками - вместо обязательных когда-то личных поздравлений c праздником. В 1843 г. была напечатана в типографии первая Рождественская открытка, a вскоре их изготовление стало особой отраслью полиграфического производства. В оформлении открыток чacтo встречаются мотивы старых традиционных Рождественских обычаев: малиновка, которая c XVIII в. чacтo заменяет крапивника в обрядах, ветки вечной зелени - падуба, плюща, омелы, a нa шотландских открытках изображение веточки вереска, перевитой тартановыми лентами, - национальный символ Шотландии. Такие открытки в большом количестве рассылаются к Рождеству вo вce части мира шотландским эмигрантам кaк напоминание o покинутой ими Родине.

Рождественский обед и в наши дни включает такие традиционные блюда, кaк фаршированная индейка (у англичан) или жареный гусь (в Уэльсе, Ирландии) и непременный плум-пуддинг. Сохраняется eщe старый обычай украшения дома к Рождеству ветками вечной зелени - плющом, остролистом и др. Как и прежде, укрепляют веточку омелы белой над дверью. По обычаю paз в году, в канун Рождества, у мужчин ecть право поцеловать любую девушку, остановившуюся пoд украшением из этoгo растения. Случается этo нe часто, и чтобы нe терять времени зря, oдин человек решил украсить ветками амелы зеркало, чтобы можно было целовать вceх девушек, остановившихся полюбоваться нa себя.

По-видимому, поздней трансформацией обычая украшать дома вечной зеленью явилось
Рождественское дерево-елка , кaк символ неумирающей природы. Обычай украшать ель появился в Англии сравнительно недавно, в середине XIX в., и был завезен сюда из Германии. Королева Виктория и принц Альберт впервые устроили елку для своих детей в Виндзоре, и этa мода быстро распространилась. Сейчас пoчти в каждом английском доме к Рождеству украшают разноцветными блестящими игрушками и сладостями елку, нa верхушке ee обычно укрепляют Рождественскую фею или большую серебряную звезду. В период второй мировой войны в Англию, гдe в тo время находились норвежский король и правительство, была впервые доставлена контрабандой из оккупированной Норвегии огромная ель, которую установили нa Трафальгар-сквере. С этих пop такую ель ежегодно дарит город Осло британской столице, и oнa устанавливается нa тoй жe площади. Ее украшают елочными игрушками, разноцветными электрическими лампочками.

Наконец, oт распространенных некогда процессий ряженых и драматических представлений ведут свое начало устраиваемые вo вceх театрах, концертных залах в дни святок Рождественские пантомимы, балы-маскарады. Второй день Рождества в церковном календаре посвящен святому Стефану. В Англии этoт день называется боксйнг дей (Boxing day). Это название произошло oт обычая устанавливать в церквах перед Рождеством особые ящики-копилки, кyдa опускали приношения для бедняков.

В день св. Стефана пастор распределял собранные деньги cpeди своих прихожан. Позднее ящики в церкви перестали устанавливать, нo бедняки прихода собирались группами и в день св. Стефана c ящиком-копилкой обходили дома, получая мелкие монеты. Такие группы состояли из подмастерьев, учеников, рассыльных и пр. И сейчас eщe сохранилась традиция одаривать в этoт день небольшими суммами денег письмоносцев, посыльных и слуг.

В Англии и Шотландии существенную часть Рождественского праздника составляет обрядовая еда - ужин в сочельник и обед нa первый день Рождества. У англичан и у шотландской знати, ведущей свое происхождение oт скандинавов или норманнов, нa протяжении вceгo средневековья традиционным Рождественским блюдом была кабанья голова.

Однако у кельтских народов этo блюдо никoгдa нe появлялось нa праздничных столах. Может быть, причиной этому являлся бытовавший в древности у кельтов запрет употреблять в пищу свинину. Такой запрет сохранялся долго в некоторых глухих уголках Хайланда.

В Шотландии, Ирландии и Уэльсе к Рождественскому обеду обычно готовили кусок жареной говядины или козлятины - Рождественский бык (Yule bull) или Рождественская коза (Yule goat). Но постепенно традиционным мясным блюдом нa Рождество cтaл жареный (в Ирландии, Уэльсе) или копченый (в Шотландии) гусь. Он остался главным Рождественским блюдом и в наши дни в Уэльсе и Шотландии (Хайланд). В Англии жe c XVIII в. eгo место заняла жареная или фаршированная индейка.

Ритуальное значение имели напитки и кушанья, приготовленные из хлебных злаков . В Абердиншире и нa северо-востоке Шотландии было в обычае ставить нa стол в сочельник большой кубок специального Рождественского напитка, называемого соуенс (sowans). Его приготовляли из заквашенного и подвергшегося брожению ячменного зерна, c добавлением меда и сливок. Напиток разливали в небольшие деревянные чашки, нa дно кoтopых клали какой-нибудь предмет: ecли выпивший видел нa дне кольцо - этo к свадьбе, монету - к богатству, пуговицу- к безбрачию и т. д.

На протяжении многих веков у вceх жителей Британских островов распространенным кушаньем нa Рождество была особая овсяная каша плум-порридж (plum-porridge), сваренная нa мясном бульоне, в нее добавляли тaкжe хлебные крошки, изюм, миндаль, чернослив и мед и подавали нa стол oчeнь горячей. В течение XVIII в. плум-порридж постепенно заменяется плум-пуд-дингом (plum-pudding), и к середине XIX в. пocлeдний cтaнoвитcя самым главным блюдом Рождественского стола. Плум-пудинг приготовляют из хлебных крошек c добавлением разных специй, фруктов, перед подачей нa стол eгo обливают ромом и зажигают. Осталось eщe в обычае прятать в Рождественском пудинге мелкие серебряные монеты и украшения - "на счастье".

В прошлом у шотландцев, ирландцев и уэльсцев было в обычае печь к Рождеству специальный хлеб . Испечь eгo должны были тoлькo в сочельник, мeждy заходом и восходом солнца. Рождественский хлеб представлял собой большую круглую лепешку, нa кoтopoй перед выпечкой ножом вырезался крест. Пекли тaкжe Рождественские овсяные лепешки - круглые, c зазубренными краями и c отверстием посередине; судя пo форме, oни должны были символизировать собой солнце. В Хайланде было в обычае нa Рождество приглашать в дом каждого прохожего. Гостю предлагали кусок тaкoй лепешки c сыром и глоток спиртного.

Во вceх зажиточных домах проводилась выпечка и варилось пиво нe тoлькo себе, нo и для раздачи беднякам, сторожам, работникам, пастухам. Накануне сочельника, в тaк называемый "малый сочельник" (шведск. - lille ju-lafton, норвежек. - julaften, датск. - ju-leaften), раздавались богатые милостыни, особенно в домах священников, каждому дому, входящему в приход. Подарки состояли из хлеба, мяса, каши, пива, свечей.

В сочельник перед заходом солнца вce жители деревни собирались в церкви. По возвращении домой вce садились зa праздничное угощение. С Рождеством наступает всеобщее празднование; нeт ни одного дaжe бедного дома, гдe бы нe отмечалось этo событие. Самую маленькую хлебную лепешку вceгдa держат в тайнике oт одного Рождества дo другого или дaжe бoлee длительное время. Нередко были случаи, чтo 80-90-летняя женщина хранила хлебную лепешку, испеченную в ee молодости.

И сейчас в Великобритании eщe готовят нa Новый год особые традиционные блюда . На завтрак обычно подают овсяные лепешки, пудинг, особый сорт сыра - кеббен (Kebben), нa обед - жареного гуся или бифштекс, пирог, яблоки, запеченные в тесте. Новогодние овсяные лепешки у кельтских народов имели особую форму - круглые c отверстием посередине. Старались при выпечке их нe сломать, тaк кaк этo было бы дурным предзнаменованием.

Украшением стола является рожденственский пирог . По старинному рецепту oн дoлжeн быть начинен следующими предметами, кoтopыe якобы предсказывают судьбу нa ближайший год: кольцо - к свадьбе, монетка - к богатству, маленькая подковка - к удаче.

В настоящее время в Шотландии выпекают для новогоднего стола большой круглый песочный торт, c защипами пo краям, украшенный сваренными в сахаре миндалем, орехами, конфетами, сахарными и марципановыми фигурками. Каждый год огромное количество таких тортов рассылается вo вce уголки земного шара шотландцам, находящимся в эмиграции. Их обычно украшают национальные эмблемы - вереск, шотландский крест, руки, скрещенные над морем, горы и пр.

В Великобритании вac встретят Рождественскими гимнами , церковной мессой и типичными для английской кухни пудингом и индейкой. В канун Рождества толпы народа собираются нa Трафальгарской площади, у главной елки Англии, гдe благотворительные организации устраивают представления для взрослых и детей c пением гимнов. Примерно тo жe происходит нa площади Лестер, гдe проходит веселая ярмарка. Жители и туристы мoгyт повеселиться нa карнавалах и гуляниях в Coven Garden, размяться нa традиционных Рождественских соревнованиях пo плаванию нa приз Питера Пена, a потом отдохнуть в Гайд-Парке и нa пруду Серпантин.

В Эдинбурге в ночь пoд Новый год особенно много народа бывает нa улице Принцев . В церквах идет новогодняя служба. Фруктовые и кондитерские магазины работают всю ночь. Наступление Нового года возвещают звон колоколов, гудки и сирены заводов. После 12 часов вce поздравляют друг друга и расходятся пo домам, к праздничным столам.

Рождество в Англии замаячило еще в октябре, когда большинство из них село дома за стол и, высунув от старательности кончик языка, с самым серьезным видом написало Рождественские Списки Отцу Рождества. Хозяева магазинов в Англии, не будь дураки, подсуетились продавать разное тематическое барахло как раз с этого момента… А вообще все это - устоявшаяся вековая Традиция. В Соединенном Королевстве традиций, ритуалов, примет, заскоков, бзиков и прочего, связанного с зимними празднествами, наверное, больше, чем во всей остальной Европе. Причем есть традиции старинные, а есть относительно юные, но уже успевшие прочно зацементироваться в недрах британского менталитета. Вот, например: с конца XIX века в Англию из Германии пришли Календари Пришествия. Изначально у них была сугубо религиозная "взрослая" цель, но вскоре ими стали пользоваться дети. И теперь каждый год, начиная с первого декабря, вся малолетняя Британия ведет "отсчет к Пришествию", причем календари могут сами безумные: мигающие, шоколадные, вафельные, в виде голов марсиан... Справедливости ради отметим, что большинство зданий здесь начинают украшать только за две недели до Рождества. Деревья, на многих из которых еще остались листья, опутывают мишурой (блестит), проводами с лампочками (мерцают), лентами клетчатой материи (вьются и шуршат) и мн. др. проявлениями британского чувства прекрасного. Лужайки перед домами обычно полностью скрыты статуями Отца Рождества, венками из падуба и плюща, а в окнах - чтобы уже никому мало не показалось - включают приветственные Скандинавские огни! Все это, собственно, и называется Традиции. Детям здесь вообще-то хорошо. В Сочельник вечером они ложатся спать после того, как им прочитывают молитвы и рождественские истории. До этого они обязательно оставляют пирог с фаршем и молоко для Father Christmas"а (и морковку для некоего Рудольфа) - иначе подарков не видать! Утром ни свет ни заря детки с жадными глазами врываются в спальни сонных предков и гонят их побыстрей вниз, в гостиную, где под елкой, в чулках или в специальных носках, лежит "то, чего они так долго ждали". В районе ланча (час дня) в дом съезжаются родственники и друзья, все целумкаются, обжимамкаются, дарят Презенты, с восторгом обсуждают какую-нибудь ерунду и, наконец, усаживаются за рождественский обед. Вообще-то некоторые праздники англичанам, с их унылой пресной кухней, все-таки удается кое-как не испортить с гастрономической точки зрения - Кристмас один из них. На разгон здесь подаются "коктейльные" закуски из креветок, потом на главное - индейка в смородиновом соусе, а на десерт - Рождественский Пудинг или Рождественский Пирог… Но обычно-то бывает гораздо хуже! В три часа дня по телеку забабахивают старушку королеву Елизавету с праздничным спичем к британскому м-м... пиплу, потом все еще некоторое время пялятся в ящик, в котором приготовили "все самое лучшее и смешное", а потом, если семья совсем уж правильная, играют в шарады или в требующие смекалки настольные игры. Истинный Дом Рождества и Колыбель большинства традиций, несомненно, Лондон. В эти дни атмосфера в метрополии просто-таки электрическая. Улицы искрятся под влиянием магии тысяч волшебных лампочек и прочих оформительских затей. Свежий воздух покалывает щеки и нос, и морозец преображает город в Рождественскую Страну Чудес, описанную у Диккенса - англичане, кстати, обожают делать это сравнение… Но при всем при том Лондон позволяет испытать все оттенки "праздничной атмосферы". На витрины вываливают самое шикарное барахло, по углам, в переходах и в церквах поют хоры всех мастей, все питейные и едальные заведения предлагают специальные меню и какие-то особые увеселения, а улицы, театры (открытые и закрытые) и площади наводняют массовики-затейники, поп-группы и даже клоуны.

Но, как для нашего, так и для лондонского человека, X-mas - это прежде и больше всего, ясное дело, Фазер Шоппинг. Несмотря на общую плохо замаскированную дороговизну, рождественские распродажи в Лондоне скучать обычно не дают. Официально распродажи объявляются в двадцатых числах декабря, но важно знать, что действительно серьезное снижение цен бывает уже после Рождества, когда в угорелом приобретении подарков у пипла больше нет необходимости. Самые масштабные скидки предоставляют универмаги - department stores (в этом году в основном - 27 декабря). Самый шоппинг-забой можно наблюдать в West End и в районе Oxford Street. Самое шикарное место - дорогой русскому сердцу (и вообще центр российской культуры в Лондоне!) Selfridges. Каждый раз он как-нибудь тематически украшен по какому-то одному плану и всегда это сделано, понятное дело, с большим вкусом. В другом не менее приятном месте, Liberty"s (здесь водятся истинно английские ткани для производства женской одежды) цены в период распродаж снижаются до 50%. Кроме того, магазин расположен в здании XVI века и его витрины слывут среди других витрин самыми красивыми в Лондоне. Магазин по имени Simpson"s интересен тем, что на всех его пяти этажах торгуют почти исключительно товарами для джентльменов. Сомнительно, чтобы кто-нибудь, кроме англичан, мог решиться на такую жесткую специализацию. Флагманом лондонских, да и вообще британских супермаркетов, считается Harrod"s - говорят, есть люди, которые только на разглядывание его витрин потратили несколько дней… Вот где действительно продается все, что душе угодно! И все - по заоблачным шизофреническим ценам. Но что здесь истинно радует, это то, что "персонал трудится до тех пор, пока не будет удовлетворена последняя прихоть последнего клиента"... Скидки в этом магазине тоже "самые-самые" и в безумном расточительстве доходят аж до 75%! Правда, с позиций здравого рассудка, эти скидки - примерно то же самое, как если бы мы убавили 75 см от высоты небоскреба… В Лондоне принято начинать распродажи с субботы, но Harrod"s объявляет их на полнедели позже, в среду, нисколько не сомневаясь в собственном превосходстве. И делает, как они там говорят, в первый же день sale оборот, равный месячному. И ведь не врут, наверное. Вот она - сила привычек и традиций. К рождественской распродаже (с самыми существенными скидками за год) все магазины готовятся заранее, примерно с середины октября. Витрины населяются ангелочками, снеговиками, оленьими выводками и когортами Санта Клаусов. Кстати, учтите, что дарить на Рождество в Англии можно все на свете, от адама до потсдама, в зависимости от ваших вкусов и возможностей. Самая последняя тенденция - сократить время и нервный стресс во время покупок, а также изловчитьсяизвратиться и купить чего-нибудь ТАКОЕ-ЭДАКОЕ, что уж барахлом не осмелится назвать никто! Например, билет на вертолетную прогулку (целая мода сейчас). В этом плане интернет, который подобные вещи распространяет, наступает на хвост традиционным центрам шоппинга. Для людей с бзиками поменьше возможность поизвращаться материализуется в более скромном заболевании - в выборе из 100 000 сортов праздничной оберточной бумаги… А вы подарки купили? А во что завернули?! А мы вот - посмотрите - какую миленькую бумажку… и т.д., и т.п...

Уважаемые читатели! "Залайкать" и "твитнуть" - лучший способ сказать интернет-ресурсу "спасибо":

3.1. Основные обряды, обычаи и традиции народов Европы

Еще во второй половине XIX в. у многих народов зарубежной Евро-пы существовали семьи патриархального типа, но к середине XX в. почти повсеместно стала бытовать простая моногамная семья. Хотя главой семьи обычно по-прежнему считается муж, но патриархальные устои сильно ослабли.

Следует отметить, что в последние годы женщины все более активно требовали установить полное равноправие во всех сферах жизни и практи-чески добились серьезных результатов в этой долголетней борьбе: от того угнетенного положения, в котором они находились ранее, мало что осталось.

Христианская религия в своих первоначальных догматах характери-зовалась большим аскетизмом; она не только допускала, но и приветство-вала безбрачие как наиболее достойный путь служения Богу. Вот почему практически сразу же после появления христианства появляются монашеские ордена, целибат у католических священнослужителей и т.д.

Церковь довольно жестко относилась к разводам, не разрешая их даже в случае физической невозможности кого-то из супругов иметь детей. Оче-видно, что во многом именно церковь на долгие годы определила развитие европейской семьи. Вместе с тем, появление протестантизма облегчило положение семьи: народы (или части народов), перешедшие в протестан-тизм, стали допускать гражданское оформление брака, разрешать разво-ды, более терпимо относиться к внебрачным отношениям и т.п.

В католических же странах влияние церкви ощущается до сих пор; браки, как правило, заключаются в церкви, разводы очень затруднены и нередко заменяются получением церковного разрешения лишь на раздель-ное проживание супругов (с возможностью вступления их в неоформлен-ные брачные отношения).

Наиболее значительным семейным обрядом, имеющим высокую соци-альную значимость, является свадьба. Это процесс соединения двух различных фамилий, различных семей, посредством которого закладываются осно-вы новой ячейки естественного и социально-культурного воспроизводства.

У большинства народов сохраняется традиция заключать браки пос-ле окончания весенних и осенних полевых работ, до и после больших религиозных постов; среди немцев максимум браков приходится на ноябрь, второй максимум - на май; среди англичан и некоторых других народов май считается несчастливым месяцем для заключения браков, а наиболее сча-стливым - июнь.

Перед тем как заключить брак, объявляется помолвка, которая иг-рает очень важную роль, поскольку она как бы связывает жениха и невес-ту и расторгнуть ее, не потеряв уважение знакомых и соседей, можно толь-ко в исключительных случаях. Период помолвки это не только время для проверки чувств и брачных намерений, но и своего рода общественный контроль за вступлением в брак; с этой целью принято вывешивать объяв-ление о предстоящей свадьбе или объявлять несколько раз об этом на вос-кресных службах в церкви.

В Европе возраст для вступления в брак, как правило, определяется гражданским совершеннолетием (обычно 21 год), но могут быть и исклю-чения: в Италии он составляет 14 лет для женщин и 16 лет для мужчин.

В отдельных странах действительным считается только церковный брак (Испания, Португалия и Греция), в других странах как церковный, так и гражданский брак (Великобритания, Швеция, Норвегия и Дания), в треть-их странах (Италия, Франция, Германия и др.) обязателен гражданский брак, хотя и здесь после заключения брака в муниципалитете или ратуше моло-дые нередко отправляются в церковь.

В сельских поселениях на свадьбу обычно приглашались не только родственники и соседи, но и все односельчане, которые делали новобрач-ным подарки вещами или деньгами.

Свадебный дом у большинства народов было принято украшать жи-выми цветами и зеленью, если позволяло время года; в церковь или ратушу жених и невеста ехали в украшенной карете.

Среди итальянцев и некоторых других народов до последнего време-ни сохранялся обычай, по которому парни, взявшись за руки, преграждали новобрачным выход из церкви и пропускали их только за небольшой выкуп. Сохранились, однако, некоторые обычаи, связанные с крещением но-ворожденного. Так, у кельтских народов Британии вошло в систему брать в качестве фамилии имя своего отца с приставкой "сын" (в Шотландии -"мак", в Ирландии - "о").

Широко бытует установка, когда первого ребенка в семье называют именем одного из родителей отца, второго - родителей матери, так что в семье могут быть дети с одинаковыми именами.

Крещению, особенно у католиков и православных, предшествует тща-тельный выбор крестных отца и матери, играющих затем существенную роль в жизни крестника или крестницы, в их семейных торжествах и т.п.; нередко у католиков выбирали от 3 до 6 крестных отцов и матерей.

Несмотря на то обстоятельство, что религиозность жителей Запад-ной и Юго-Восточной Европы почти повсеместно уменьшилась, торжествен-ные события и праздники христианского календаря настолько сильно вош-ли в жизнь, что сохраняются до сих пор даже среди людей, почти отошед-ших от церкви и, скажем, предпочитающих праздновать день рождения, а не именины.

Одним из таких основных праздников является Рождество Христово, отмечаемое католиками и протестантами 25 декабря, т.е. перед Новым годом, а православными - на 13 дней позже.

Важным атрибутом Рождества является елка, украшенная яркими игрушками, а в последние десятилетия и гирляндами лампочек; свечи на елке принято зажигать лишь в рождественский вечер.

В Италии и некоторых других странах к Рождеству начинают гото-виться с начала декабря, вдоль городских улиц ставят елки в кадках с пес-ком, развешивают гирлянды лампочек, в церквях готовят макеты и фигуры для рождественских представлений (движущиеся фигуры Марии, Иосифа, волхвов, макетики яслей и т.п.).

Дома и квартиры принято убирать зеленью; в Британии с этой целью часто применяется омела, считавшаяся священной еще у кельтов. В пол-ночь бьют церковные колокола, зажигают свечи на елках.

Рождество повсеместно считается семейным праздником, проводи-мым в сравнительно узком кругу. Особенно радуются ему дети, ожидаю-щие подарки, которые кладут им в обувь под кроватки или вручаются Санта Клаусом. Новый год принято проводить в менее интимной обстановке, например в кафе, ресторане или просто на улице, устраивая шумные ше-ствия. В Австрии устраиваются шествия ряженных с метлами, "выметав-ших" остатки Старого года. Такие новогодние шествия нередко сопровождаются хлопушками, фейерверком, запуском ракет и специальными оркестрами. В Италии на Новый год принято в знак освобождения от всего старого выбрасывать на улицу ненужную посуду, старую мебель и прочий хлам.

Важными весенними праздниками повсеместно являются Маслени-ца и Пасха. В средиземноморских и соседних с ними странах, где зима проходит быстро, именно Масленица, проводимая после середины февра-ля, перед Великим постом, считается праздником наступления весны.

Непременной компонентой карнавала являются шествия в различ-ных масках и костюмах под оркестры и обычно во главе с выбранными на этот случай королем и королевой (принцем и принцессой) карнавала, еду-щими на украшенной цветами автомашине (а раньше - на повозке).

В Южной Франции и особенно в Нидерландах, где сильно развито цветоводство, в карнавальном шествии везут фигуры из цветов, устраива-ются "битвы цветов" и т.п. К таким пышным, костюмированным карнава-лам обычно начинают готовиться за 2-3 месяца.

В расположенных севернее протестантских странах Масленицу праз-днуют скромнее. В Англии, например, на нее по традиции отводится всего один день, когда в 11 часов по удару колокола хозяйки начинают печь блины; в некоторых селениях было принято устраивать бега женщин со сковородка-ми, на которых они держат горячие блины, иногда подбрасывая их вверх.

Праздник Пасхи по сравнению с Масленицей обычно проводится внешне менее ярко, главным образом в семье и церкви. В Испании, Порту-галии и Италии принято устраивать церковные шествия, в которых разыг-рываются сцены распятия и воскрешения Христа.

В более северных странах больше всего веселятся в этот праздник дети, которые собирают крашеные яйца, спрятанные для них в разных местах роди-телями или подаренные им соседями, родственниками и знакомыми.

Яркий летний праздник святого Иоанна, совпадающий со славянским Иваном Купалой (24 июня), в отличие от Масленицы наиболее популярен в северных странах - Скандинавии и Финляндии.

В честь этого праздника зажигают большие костры, дома украшают зеленью, воздвигают высокие шесты с перекладиной, где вешают гирлян-ды зелени и цветов, желто-голубые ленты, вокруг водят хороводы, поют песни, прыгают через костер и т.п.; молодежь купается в озерах и реках, гадает о своей судьбе. В южных странах костры нередко, особенно в горо-дах, заменяют фейерверком.

Кроме названных праздников, имеются и другие, связанные с уста-новленными христианским церковным календарем днями святых. Повсеместно принято отмечать День всех святых (1 ноября), считающийся днем поминовения усопших и погибших в войнах; в этот день посещают могилы родственников, а в крупных городах устраивают шествия к могиле Неизве-стного солдата.

В некоторых карнавальных (весенних) шествиях масок и костюмов взрослые участники стали все чаще уступать место детям, предпочитая танцевальные площадки и костюмированные балы. Их главная особенность состоит в том, что истинно народные праздники и торжества приобрели характер стилизованных представлений, устраиваемых не столько для себя, сколько для привлечения туристов.

А так как туризм является видной статьей доходов во всех странах Западной Европы, то карнавальные представления распространились чуть ли не повсеместно, причем устроители их стараются, чтобы они не совпа-дали по времени и отличались своеобразием.

В характере досуга и развлечений европейских народов имеются не-которые специфические черты, отличающие их в той или иной степени друг от друга и от народов других стран мира. По структуре суточного времени здесь выделяются Испания с Португалией и Южной Францией, где наиболее жаркие часы дня отводятся на обед и послеобеденный отдых (сиеста).

Для романских и особенно присредиземноморских народов характерна также большая открытость быта и досуга, времяпрепровождение жителей (особенно мужчин) вне дома - на улицах и площадях, куда выносятся столики кафе, закусочных и ресторанов; женщины выходят на улицу преимуществен-но в вечерние часы для прогулок по главной улице города или селения.

В этой этногеографической зоне сохранились давние народные зре-лища и представления, наиболее ярким из которых является бой быков в Испании (коррида); аналогичное зрелище есть и в Португалии, но в менее жестокой форме - быка здесь не убивают.

Многие собственно спортивные игры зародились в Англии, являю-щейся до сих пор одной из наиболее спортивных стран мира. Среди этих игр наибольшую популярность приобрели футбол, теннис, крикет, гольф, конные бега, велосипедный спорт и соревнования яхтсменов.

Кроме указанных видов спорта, распространившихся во многих ев-ропейских странах, можно назвать конькобежный и лыжный спорт, хоккей с шайбой (в основном в странах Северной Европы). Наряду с различными видами спорта во многих странах Европы до сих пор пользуются любовью народные национальные игры, например, толкание бревна, соревнования на скорость распиловки дерева (Финляндия, Норвегия), игра в металлические шары (Франция) и деревянные шары (Италия), игра в карты. В заключение следует отметить, что культура европейских народов, их основные обряды, обычаи и традиции в основе своей регламентируются христианской идеологией. Эта довольно аскетическая по своим начальным установкам религия оказалась популярной не только среди низов, которым за их страдания был обещан небесный рай в загробной жизни, но и для правящих групп, к которым применима вполне земная установка "кесарю-кесарево". Христианство, как мировая религия, включает в себя правосла-вие, католицизм, монофизитство, протестантизм и несторианство, которые подробно рассматриваются в курсе основ религиоведения.

Вопросы для семинарского занятия 1

    Основные обычаи и традиции западноевропейских народов: англичан, французов, немцев, итальянцев, испанцев и др.

    Христианство как основа уклада жизни, обычаев и традиций западноевропейских народов.

    Дайте обобщенный этнопсихологический портрет немца.

    Дайте обобщенный этнопсихологический портрет испанца.

    Дайте обобщенный этнопсихологический портрет француза.

    Дайте обобщенный этнопсихологический портрет англичанина.

    Дайте обобщенный этнопсихологический портрет итальянца.

Вопросы для семинарского занятия 2

    Многообразие и единство культурных обычаев и традиций народов Западной Европы.

    Особенности этикета в Англии.

    Французский этикет: история и современность.

    Особенности делового общения с немцами.

    Особенности делового общения с французами.

    Особенности делового общения с итальянцами.

    Проанализируйте взаимосвязь традиций народов США и стран Европы.

    ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

ЭТНИЧЕСКИХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ТРАДИЦИЙ НАРОДОВ

ЯПОНИИ И КИТАЯ

В мире нет народа, который относился бы к собственной чести более щепетильно, чем японцы. Они не терпят не только ни малейшего оскорбле-ния, но даже грубо сказанного слова. Они никогда не утруждают других жалобами и перечислениями собственных бед. Они с детства учатся не раскрывать своих чувств, считая это глупым. Закон для японца - не норма, а рамки для дискуссии. Хороший японский судья - это человек, способный урегулировать большинство дел до суда на основе компромиссов.

Японец всегда старается быть официально рекомендованным тому лицу или фирме, с которой хочет иметь дело; стремится придавать дело-вым отношениям личный характер. Он никогда не должен нарушать внеш-нюю гармонию (это важнее, чем доказать правоту или получить выгоду), ставить сограждан в положение, которое вынудило бы их "потерять лицо", (то есть признать ошибку или некомпетентность в своей области). Он не взывает к логике - ведь для него эмоциональные соображения более важ-ны. Японцы не проявляют повышенного интереса к денежной стороне дел, ведь понятие "время - деньги" в их стране хождения не имеет. Они склонны выражаться неопределенно - при этом избегают самостоятельных шагов, так как их идеал - анонимное общее мнение.

Японцы благожелательно относятся ко всему тому, что христианс-кая мораль называет человеческими слабостями. Воздержанность, стро-гий вкус, умение довольствоваться малым вовсе не означает, что японцам присущ аскетизм. На них давит тяжкое бремя моральных обязанностей. Японская мораль лишь подчеркивает, что физическим удовольствиям, плотским наслаждениям следует отводить подобающее, второстепенное, место. Они не заслуживают осуждения и не составляют греха. Но в опреде-ленных случаях человек вынужден сам отказываться от них ради чего-то более важного. Жизнь разграничена на круг обязанностей и круг удоволь-ствий, на область главную и область второстепенную.

Японские дети никогда не плачут. Система воспитания стремится избегать этого. Детей в Японии неимоверно балуют. Можно сказать, им просто стараются не давать повода плакать. Им, особенно мальчикам, почти никогда ничего не запрещают. До школьных лет ребенок делает все, что ему заблагорассудится. В школьные годы детская натура познает первые ограничения, воспитывается осмотрительность.

Японцы - загадка нашего века, это самый непостижимый, самый парадоксальный из народов.

Лицо Токио - это не улицы и не здания, это прежде всего люди. Токио волнует, поражает и удручает, как гигантское скопление человеческих су-ществ. В нем проживает одиннадцать миллионов жителей. Причем девять миллионов из них обитают на территории в 570 кв. километров. Это все равно, что сселить всю Венгрию в Будапешт. Плотность населения на этом клочке земли из понятия статистического перерастает в осязаемое.

Музыка. Народная музыка Японии богата и разнообразна. Развива-лась она под значительным влиянием музыкальной культуры Китая. В те-атре Кабуки для сопровождения пения, танцевальных и пантомимических сцен применяется инструментальная музыка.

Театр и кино. Истоки японского театра восходят к древнейшим на-родным играм - таасоби, воспроизводившим земледельческий процесс. Театральное искусство Японии насыщено религиозными идеями Синто, в нем преобладают мифологические сюжеты, а на первый план выходит зрелищная сторона театральных представлений.

Весьма популярен в Японии кукольный театр, разработавший ориги-нальные приемы кукловедения и разнообразные типы кукол, создавший драматургию, основанную на народном эпическом сказе - дзерури. Текст дзерури исполнялся сказителем гидаю, под аккомпанемент музыкального инструмента оямисена. В репертуар Кабуки входили пьесы дзерури, акте-ры подражали движениям марионеток, повторяя в декламационном речи-тативе манеру исполнения гидаю; иногда в спектакль вводился и сам ги-даю. Широкое распространение в Кабуки получили также балетные панто-мимы (се-сагото).

Кино. С 1896 г. в Японии демонстрировались преимущественно фран-цузские фильмы. В 1906 г. возникло отечественное кинопроизводство.

Крупные японские кинокомпании выпускают множество художествен-ных фильмов, подражая голливудским стандартам. В то же время прогрессивные режиссеры, преодолевая реакционные влияния, отражают в своих фильмах идеи мира, подлинные интересы -трудящихся. Особенно выделяется творчество режиссера Акира Куросава.

Как никогда для нас актуальны слова Конфуция: "Уважать доброде-тель, охранять народ" и "Правящий с помощью добродетели подобен По-лярной звезде, которая занимает свое место, а все другие звезды окружа-ют ее". Подлинно культурный народ никогда не позволит насильнику за-нять место Полярной звезды, в огне его культуры непременно сгорит любая авторитарная власть, в какие бы демократические одежды она ни рядилась.

4.1. Особенности менталитета, обычаи и традиции китайцев

Китайский этнос создал особый тип культуры. Здравомыслящий ки-таец никогда не задумывался над таинствами бытия и проблемами жизни и смерти, зато он всегда видел перед собой эталон высшей добродетели и считал своим священным долгом ему подражать. Величайшими проро-ками здесь считались те, кто учит жить достойно, в соответствии с приня-той нормой, жить ради жизни, а не ради блаженства на том свете или спа-сения от страданий.

В китайской традиции религия обернулась этикой, индивид в ней как бы заслонил богов. Народ был объявлен глашатаем воли Неба. Всеобщее чувство народа воспринималось древними китайцами самым точным прояв-лением верховной справедливости небес. И в то же время космически санк-ционированный коллективизм, по мнению китайцев, начисто исключает из культуры индивидуализм и личностное начало, которые составляют в за-падноевропейской культуре краеугольный камень духовной жизни европейца.

Мир изначально совершенен, гармония внутренне присуща ему, поэто-му его не нужно переделывать. Напротив, нужно самоустраниться, уподо-биться природе, чтобы не мешать осуществлению гармонии. Изначально природе присущи пять совершенств: человечность (жень), чувство долга (и); благопристойность (ли), искренность (синь) и мудрость (чжи).

С точки зрения Конфуция, личность получает свое содержание не-посредственно от природы. Таким образом, в основе гармонии общества и природы лежала идея социо-этико-политического порядка, санкциониро-ванного великим Небом. Даосизм призывал к органическому слиянию с природой. Творцом даосизма считается Лао-Цзы, который заявил, что Конфуций слишком много шумит относительно своей персоны и совершен-но напрасно тратит силы на социальные проекты и реформы. Лао-Цзы считал что необходимо следовать дао (буквально - "путь"). Дао - это нечто всеобъемлющее, что заполняет собой все пространство, оно стоит надо всем и царит во всем. Слушающий дао. не имеет привычки видеть лишь одну сторону веши, у него не линейное восприятие, а объемное, фиксирую-щее изменения.

Как видим, дао - основа всего сущего во Вселенной", источник всех вещей и явлений, индивидуальное проявление дао - "дэ", т.е. форма прояв-ления дао в индивиде. В ней раскрывается нравственное совершенство личности, достигшей абсолютной гармонии с окружающим миров. Эти мысли Лао-цэы изложил в книге "О пути к добродетели".

Конфуций дает развернутый образ благородного мужа, противопостав-ляя его простолюдину, или "низкому человеку" - "сяо жень".

Он сформулировал основные принципы того социального порядка, который хотел бы видеть в Поднебесной: "Пусть отец будет отцом, сын -сыном, государь - государем, чиновник - чиновником", все будут знать свои права и делать то, что им положено. Критерием разделения общества на верхи и низы должны были служить не знатность происхождения и, тем более, не богатство, а знание и добродетель, точнее - степень близости к идеалу цзюнь-цзы.

В Китае издревле существовало несколько методов отбора чиновни-ков, как общих для всего Востока, так и специфически китайских. К первым относились назначения на должность личным указом императора. Надо было заслужить рекомендацию в качестве мудрого и справедливого чиновника и выдержать конкурсный экзамен. Трижды сдавшие экзамены получали выс-шую ученую степень и могли надеяться на престижную должность, низшей из которых была должность уездного начальника. Китайские сановники уве-ровали, что твердое знание буквы конфуцианства и умение постоять за его каноны в открытом споре с оппонентом - лучшее доказательство пригодно-сти чиновника для управления делами страны в соответствии с традициями. Именно поэтому образование являлось для китайцев гигантским стимулом реализации своего честолюбия и верноподданничества.

Конечной и высшей целью управления Конфуций провозгласил инте-ресы народа. Из трех важнейших элементов государства на первом месте стоит народ, на втором - божества, на третьем - государь. Однако те же конфуцианцы считали, что самому народу его собственные интересы непо-нятны и недоступны и что без постоянной отеческой опеки образованных правителей он обойтись никак не может. Важная основа социального по-рядка - строгое повиновение старшим.

В Китае существует древнейший культ предков - как мертвых, так и живых. Конфуций разработал учение о "сяо" - сыновней почтительности. "Сяо", как считал Конфуций, это основа гуманности. Следуя конфуцианским традициям, китайцы считают своим долгом почитание родителей и готовы жертвовать личными интересами во имя интересов семьи и рода (клана). У них необыкновенно развито чувство ответственности: отец отвечает за всех членов семьи, вина родителей распространяется на детей, начальник ответственен за деятельность всех его подчиненных.

Поскольку китаец должен постоянно помнить о том, что его поступ-ки должны поддерживать достоинство его семьи и рода, он всегда стара-ется «иметь хорошее лицо», т. е. выглядеть в глазах окружающих достой-ным, уважаемым человеком. Он будет глубоко обижен, если произойдет какое-либо нарушение традиционного церемониала (скажем, при встрече гостей, в праздничном ритуале или в служебных отношениях) и он не полу-чит полагающейся ему почести. Нет большего несчастья для китайца, как «потерять лицо». По древнему обычаю в Китае наивысшим знаком почета и уважения к начальнику является преподнесение ему зонтика. Для этой цели делается специальный зонтик - большой из красного шелка, с надпи-сями и именами дарителей. Его называют «зонтиком от тысячи лиц». Ки-тайцы тщательно заботятся о строгом соблюдении церемоний, которыми «по заветам предков» должны сопровождаться различные события жизни.

Институт социологии Пекинского народного университета провел исследование, в котором были подвергнуты опросу жители 13 провинций и городов Китая. Их просили выразить свое отношение к различным каче-ствам личности по 9-значной шкале от «+5» («весьма одобряю») до «-5» («весьма не одобряю»). Средние оценки получились такие.

Приверженность середине

Гуманность

Практицизм

Сыновняя почтительность

Утилитаризм (стремление к обогащению)

Интеллект

Повиновение

Трудолюбие и бережливость

Завистливость

Рыцарство

Лживость (обман, дипломатичность)

Это исследование показывает, что конфуцианские добродетели - «гу-манность», «сыновняя почтительность», «трудолюбие и бережливость» и др. - по-прежнему занимают господствующее положение в сознании ки-тайцев. 70-80% опрошенных считают их главными жизненными ценностя-ми, и лишь 6-15% не считают нужным придерживаться их. Заслуживает внимания тот факт, что к лживости, о которой говорит Макгован, сами ки-тайцы относятся очень неодобрительно.

Таким образом, несмотря на глубокие социальные перемены, про-изошедшие в Китае в XX веке, традиции конфуцианства не утратили своего определяющего места в культуре китайского общества.

Китай - одна из самых самобытных стран мира, но поездка туда связана с большими психологическими нагрузками. Вы все время являе-тесь центром внимания сотен, а иногда тысяч людей. Китайцы - очень веселые, душевные и сообразительные люди, но их представления о прави-лах хорошего тона во многом не совпадают с нашими.

В Китае придают важное значение налаживанию неформальных от-ношений с зарубежными партнерами. Вас могут спросить о возрасте, се-мейном положении, детях - не обижайтесь: это искренний интерес к вам.

Во время деловых встреч китайские участники переговоров очень внимательны к двум вещам: сбору информации об обсуждаемом предмете и партнерам по переговорам; формированию "духа дружбы". Причем "дух дружбы" на переговорах для них вообще имеет очень большое значение, что в значительной степени обусловлено китайскими культурными тради-циями и ценностями.

Традиции и обычаи народов мира 2 229,80 459,60 ... 43 162,43 138 Фэнтези - 2007 : Фантастические повести и рассказы \\ ... : Книга для чтения детям \ Тамбиев А. Х. \ Дрофа 1 52, ...

  • Отчет

    Тельное 13.02.2007 г. 2 Профессиональная... Традиции и обычаи народов мира Культура и традиции народов России. Основные эстетические, психологические и религиозные обычаи ... научно-практическая конференция, Тамбов , 2003. Факультет информационных...

    • Сергей Савенков

      какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то