Н в гоголь портрет анализ произведения кратко. Анализ повести Гоголя «Портрет», творческое исследование миссии искусства

Любил описывать мистические истории, а после выхода в свет «Пиковой дамы» Пушкина в 1834 году, решил написать что-то аналогичное, в то же время уникальное. Повесть «Портрет» впервые была опубликована в 1835 году в книге «Арабески. Разные сочинения Н. В. Гоголя», а после второй авторской редакции еще раз в 1842 году в журнале «Современник». История, безусловно, привлекла к себе внимание критиков, благодаря своей сюжетной и стилистической основе.

В ней сложно выделить одного главного героя, так как в каждой части свой персонаж, вокруг которого выстроен сюжет. Однако по внешней канве событий главным действующим лицом все же является молодой и талантливый художник Андрей Чартков , который выкупил портрет неизвестного ему старика на одном из петербургских аукционов. Его внимание привлекла живость портрета и проникающие вглубь души глаза натурщика. Он глядел с неоконченного портрета, словно живой и казалось вот-вот выйдет из рамы и заговорит.

Но опытный Чартков понимал, что этот эффект на картине сохранился благодаря мастерской работе художника, кем бы он ни был. Интересно, что автор выбрал такую странную фамилию для своего героя. Она не просто режет слух, а указывает на то, что художник пребывает во власти злых чар, чреватых чертовщиной. Ни один другой персонаж в повести не наделен именем и фамилией. Во второй части автор вводит еще двух художников, сына и отца , которые напрямую связаны с ростовщиком , изображенным на портрете. В ней мы узнаем истинную историю возникновения роковой картины.

На самом деле, ростовщик еще при жизни имел плохую репутацию. Все, кто когда-либо занимали у него деньги, сталкивались с чередой несчастий. Одни сходили с ума, другие кончали жизнь самоубийством, третьи становились жуткими завистниками или ревнивцами. Когда он обратился к соседу-живописцу с просьбой нарисовать его портрет, тот и заподозрить не мог, чем обернется эта история. Не в силах довести портрет до конца, он сбежал в монастырь. При этом он потерял всех родных, кроме старшего сына, который учился вдалеке от дома.

Он давно пытался найти и уничтожить этот портрет, так как понимал, что совершил грех, запечатлев злого духа на нем, который мог приносить вред людям и после своей смерти. Одной из жертв злого ростовщика стал художник Чартков, которого портрет сначала обогатил, сделал знаменитым и преуспевающим в высших кругах человеком, а затем безумцем. В конце концов, от зависти к работам других художников, Чартков сошел с ума. Он скупал лучшие картины и сжигал их. Сам он вскоре умер от чахотки.

Во второй части повести мы видим, как сын коломенского живописца пытается выкупить портрет ростовщика на аукционе. Он рассказывает присутствующим ужасную историю картины, чтобы те позволили ему выкупить ее и уничтожить. Но как только он завершает рассказ, оказывается, что картина каким-то загадочным образом исчезла, испарилась с того места, где висела. Кто-то предположил, что она была украдена, но художник в этом сильно сомневался. Страшный портрет так никому уничтожить не удалось.

содержимое:

В 1834 году русское общество восторженно обсуждало «Пиковую даму» Александра Пушкина. Это мистическое произведение подтолкнуло Николая Гоголя к написанию повести «Портрет» . в которой важную роль также играет элемент мистики. Писатель опубликовал свой труд в сборнике «Арабески».

Многим критикам произведение не понравилось. Белинский считал, что «Портрет» был неудачной попыткой, где талант автора начал падать.

После скандала с премьерой «Ревизора» Гоголь выехал в Италию. Под южным солнцем и под влиянием художника Иванова Николай Васильевич переработал повесть, а затем вновь опубликовал ее в 1841 году.

Писатель внес коррективы в диалоги, сцены, изменил фамилию главного героя. Теперь он звался Чартков, а не Чертков, что вызывало у читателей ассоциации с чертом. Стал другим и финал произведения: фигура ростовщика не исчезает с картины, а пропадает сам портрет.

Повесть состоит из двух частей. Центральное место в каждой из них занимает образ художника. Гоголь показывает две судьбы, два таланта с различным мировоззрением, с противоположным пониманием задач живописи. Герой первой части — молодой художник Чартков. Он подает большие надежды, но не имеет средств на покупку холста, красок и даже на еду. Однако Чартков на последние деньги решился купить портрет старика-азиата, потрясенный его «живыми» глазами.

Во второй части произведения мы узнаем историю возникновения роковой картины. Однажды к иконописцу (он известен нам как отец художника Б.) пришел ростовщик и попросил нарисовать портрет. Художник согласился на необычный заказ, поскольку внешность старика произвела на него большое впечатление.

Каждого мастера портрет искушает. Чартков, найдя спрятанные в раме деньги, сначала хочет потратить их на новую студию, кисти и краски, чтобы совершенствовать свой талант. Но вместо этого приобретает ненужные вещи, модную одежду, посещает рестораны. Подсознательно Чартков и раньше завидовал жизни модных художников, хотел богатства, известности. И это желание теперь одержало победу над стремлением к творческому росту. Именно жажда славы заставила Чарткова заказать о себе хвалебную статью.

Поначалу молодой живописец стремится следовать правде жизни, ищет не просто портретное сходство, а старается... перенести на полотно душу человека, его характер. Но постепенно он превращается в ремесленника, потакающего вкусам толпы, теряет божественную искру.

Чартков стал знаменит и богат. Его восхваляет публика, известные люди предлагают преподавать в художественной Академии. Он уже свысока поглядывает на молодых живописцев, поучает их. Только увидев новую, по-настоящему талантливую картину, Чартков понимает, что свой талант погубил.

Искушение отца художника Б. было другого рода. В демоническом образе ростовщика его привлекла возможность создать портрет нечистой силы. Это был вызов таланту. Художник чувствовал, что поступает неправильно, но профессиональный интерес заставил его продолжать работу. К счастью, в отличие от Чарткова, иконописец смог вовремя остановиться. Огромным усилием воли ему удалось избавиться от влияния портрета, очистить свою душу. Он завещает сыну найти и уничтожить роковую картину.

Финальная часть повести не добавляет оптимизма. Сошел с ума и погиб Чартков, уничтожив перед этим большое количество своих хороших работ. Но страшный портрет сжечь не удалось. Он был похищен и, возможно, стал искушать новую жертву.

Противопоставление двух судеб талантливых художников закономерно. Гоголь хотел показать, что только путем отказа от мирских благ, от суеты светской жизни художник может создавать настоящие картины, а не ремесленные полотна. Не зря иконописец находит спасение от влияния портрета в монастырских стенах.

В период работы над повестью Гоголь находился на творческом распутье. От романтизма ранних произведений он подошел к реализму, но еще не до конца осмыслил возможности нового для себя направления. В повести «Портрет» писатель ищет ответ на вопрос: может ли искусство быть предельно точным, зеркально отражать жизнь? Или оно должно изображать действительность художественными средствами, воздействуя на мысли и чувства людей, воспитывать их? Ведь художник во второй части повести слишком приблизился к реальности, сделал глаза ростовщика живыми и впустил зло в этот мир.

Автор несет ответственность за свое творение. Гоголь подчеркивает: только с чистыми помыслами, с добрым сердцем можно создать настоящий шедевр, который способен возвысить душу, озарить ее светом и радостью.

Композиционно повесть состоит из двух частей, каждая из которых тематически завершена. Объединяющая составляющая обеих частей - портрет ростовщика, выполняющий в повести роль главного предмета, влияющего на судьбы многих людей.

1. Покупка портрета

Чартков - юный, пылкий, любящий гениальных Рафаэля, Микеланджело, Корреджио. В художественной лавке он встречает странный портрет старика с пронзительными глазами, Чартков готов отдать за него последние деньги. Будучи бедным художником, он все-таки способен видеть красоту жизни, а также усиленно творить свои этюды. «Это был старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым; черты лица, казалось, были схвачены в минуту судорожного движенья и отзывались не северною силою. Пламенный полдень был запечатлен в них. Он был драпирован в широкий азиатский костюм. Как ни был поврежден и запылен портрет, но когда удалось ему счистить с лица пыль, он увидел следы работы высокого художника. Портрет, казалось, был не кончен; но сила кисти была разительна. Необыкновеннее всего были глаза: казалось, в них употребил всю силу кисти и все старательное тщание свое художник. Они просто глядели, глядели даже из самого портрета, как будто разрушая его гармонию своею странною живостью». [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т.3. - С. 61-108].

2. Сны и видения Чарткова

«Он опять подошел к портрету, с тем, чтобы рассмотреть эти чудные глаза, и с ужасом заметил, что они точно глядят на него. Это уже не была копия с натуры, это была та странная живость, которою бы озарилось лицо мертвеца, вставшего из могилы. <…> Со страхом вперил он пристальнее глаза, как бы желая увериться, что это вздор. Но наконец, уже в самом деле... он видит, видит ясно: простыни уже нет... портрет открыт весь и глядит мимо всего, что ни есть вокруг, прямо в него, глядит просто к нему вовнутрь... У него захолонуло сердце. И видит: старик пошевелился и вдруг уперся в рамку обеими руками. Наконец приподнялся на руках и, высунув обе ноги, выпрыгнул из рам... <…> С раскрытым ртом и замершим дыханьем смотрел он на этот страшный фантом высокого роста, в какой-то широкой азиатской рясе, и ждал, что станет он делать. Старик сел почти у самых ног его и вслед за тем что-то вытащил из-под складок своего широкого платья. Это был мешок. Старик развязал его и, схвативши за два конца, встряхнул: с глухим звуком упали на пол тяжелые свертки в виде длинных столбиков; каждый был завернут в синюю бумагу, и на каждом было выставлено: «1000 червонных». Несколько раз встречается в произведении мотив сна. [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т. 3. - С. 61-108].

3. 1000 червонных

«Чарткову бросилась в глаза надпись: «1000 червонных». Как безумный бросился он поднять его, схватил сверток, сжал его судорожно в руке, опустившейся вниз от тяжести». [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т.3. - С. 61-108].

4. Чартков берет деньги, но тратит их не на развитие своего таланта, а на мирские удовольствия. «Теперь в его власти было все то, на что он глядел доселе завистливыми глазами, чем любовался издали, глотая слюнки. Ух, как в нем забилось ретивое, когда он только подумал о том! Одеться в модный фрак, разговеться после долгого поста, нанять себе славную квартиру, отправиться тот же час в театр, в кондитерскую, в... и прочее, -- и он, схвативши деньги, был уже на улице». [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т.3. - С. 61-108].

5. Слава Чарткова

Меняется атмосфера его жизни, обстановка его скромной мастерской, слава о нем гремит всюду. Как уже было сказано выше, он отходит от традиционных канонов написания портрета, становится автором портретов на заказ, учитывая все пожелания клиента. Фраза «Виват, Андрей Петрович!» очень ему льстила.

6. Чартков видит портрет, написанный его другом: «Этот художник был один из прежних его товарищей, который от ранних лет носил в себе страсть к искусству, с пламенной душой труженика погрузился в него всей душою своей, оторвался от друзей, от родных, от милых привычек и помчался туда, где в виду прекрасных небес спеет величавый рассадник искусств, -- в тот чудный Рим, при имени которого так полно и сильно бьется пламенное сердце художника». [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т.3. - С. 61-108]. Он увидел чистое, непорочное лицо на портрете, совершенно отличавшееся от его заказных работ. Чартков не выносит вида этого простого, но замечательного шедевра. Все ему дивятся, а Чартков завидует работе своего друга. «Но точно ли был у меня талант? Не обманулся ли я?» - восклицает он.

7. Чартков обращает внимание на закрытый и немного подзабытый портрет старого ростовщика. «Как вспомнил он всю странную его историю, как вспомнил, что некоторым образом он, этот странный портрет, был причиной его превращенья, что денежный клад, полученный им таким чудесным образом, родил в нем все суетные побужденья, погубившие его талант, -- почти бешенство готово было ворваться к нему в душу. Он в ту же минуту велел вынести прочь ненавистный портрет». [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т.3. - С. 61-108]. С этого момента дикая зависть обуревает его душу, он начинает скупать все прекрасные произведения искусства, которые только может купить, но не для того, чтобы любоваться им, а чтобы их уничтожить.

8. Трагический конец Чарткова

Он начинает впадать в припадки бешенства и ярости, страшная злость и ярость поглощает его. «Наконец жизнь его прервалась в последнем, уже безгласном, порыве страдания. Труп его был страшен. Ничего тоже не могли найти от огромных его богатств; но, увидевши изрезанные куски тех высоких произведений искусства, которых цена превышала миллионы, поняли ужасное их употребление». [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т.3. - С. 61-108].

Во второй части изложение автора начинается с описания книжной лавки, где все столпились, чтобы приобрести загадочный портрет ростовщика. В данной части повести описывается происхождение портрета, чьё разрушительное действие было показано в первой части.

1. Рассказ художника Б. о ростовщике из Коломны

«Между ростовщиками был один -- существо во всех отношениях необыкновенное, поселившееся уже давно в сей части города. Он ходил в широком азиатском наряде; темная краска лица указывала на южное его происхождение, но какой именно был он нации: индеец, грек, персиянин, об этом никто не мог сказать наверно. Высокий, почти необыкновенный рост, смуглое, тощее, запаленное лицо и какой-то непостижимо страшный цвет его, большие, необыкновенного огня глаза, нависнувшие густые брови отличали его сильно и резко от всех пепельных жителей столицы». [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т.3. - С. 61-108].

3. Описание отца художника Б. - автора загадочного портрета ростовщика. «Это был художник, каких мало, одно из тех чуд, которых извергает из непочатого лона своего только одна Русь, художник-самоучка, отыскавший сам в душе своей, без учителей и школы, правила и законы, увлеченный только одною жаждою усовершенствованья и шедший, по причинам, может быть, неизвестным ему самому, одною только указанною из души дорогою». [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т.3. - С. 61-108].

4. Ростовщик приходит к отцу художника Б. и просит нарисовать свой портрет.

Ты художник?-- сказал он без всяких церемоний моему отцу.

Художник, -- сказал отец в недоуменье, ожидая, что будет далее.

Хорошо. Нарисуй с меня портрет. Я, может быть, скоро умру, детей у меня нет; но я не хочу умереть совершенно, я хочу жить. Можешь ли ты нарисовать такой портрет, чтобы был совершенно как живой?

Отец мой подумал: «Чего лучше?-- он сам просится в дьяволы ко мне на картину». [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т.3. - С. 61-108]. С такими словами он создавал портрет: ««Экая сила!-- повторил он про себя. -- Если я хотя вполовину изображу его так, как он есть теперь, он убьет всех моих святых и ангелов; они побледнеют пред ним. Какая дьявольская сила! он у меня просто выскочит из полотна, если только хоть немного буду верен натуре. Какие необыкновенные черты!»

С этого момента художник, как и Чартков в первой части, почувствовал разительные перемены. Он творил уже не так, как раньше, а в написанной картине для отстроенной церкви люди узнали черты ростовщика. Картина его ученика оказалась лучше, чем его.

4. Отец видит, какие демонические черты он придал портрету и в ярости хочет его изрезать, но в это мгновение пришедший приятель останавливает его и просит отдать портрет ему.

5. Раскаяние и катарсис художника

«Три случившиеся вслед за тем несчастия, три внезапные смерти -- жены, дочери и малолетнего сына -- почел он небесною казнью себе и решился непременно оставить свет. Как только минуло мне девять лет, он поместил меня в Академию художеств и, расплатясь со своими должниками, удалился в одну уединенную обитель, где скоро постригся в монахи. Там строгостью жизни, неусыпным соблюдением всех монастырских правил он изумил всю братью». [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т.3. - С. 61-108].

Подтверждением божественного прощения явилась написанная им икона Рождества Христова, явившаяся символом обновления.

6. Художник сообщает своему сыну Б. всю историю написания портрета и его влияния на людей, и просит уничтожить ее при первой же возможности.

7. Художник Б. сообщает на аукционе присутствующим «Вы можете судить сами, мог ли я не обещать клятвенно исполнить такую просьбу. В продолжение целых пятнадцати лет не случалось мне встретить ничего такого, чтобы хотя сколько-нибудь походило на описание, сделанное моим отцом, как вдруг теперь, на аукционе...». [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т.3. - С. 61-108].

8. Пока художник рассказывал свою историю, кто-то украл портрет. Это символизирует, что победа над злом еще не одержано, оно до сих пор пребывает в мире…

Художественный анализ повести Н.В. Гоголя «Портрет», часть I, II. Часть I. Вечное и вещное в повести Н.В. Гоголя «Портрет». Тема ответственности человека за свою судьбу. Выбор человека в жизни.

Цели:

    Обучающая: создание условий для творческого осмысления произведения, закрепление умений и навыков работы с художественным текстом, расширение знаний о композиции.

    Развивающая: углубить представление учащихся о личности Н.В.Гоголя, развитие исследовательских умений и навыков.

    Воспитывающая: помочь увидеть сложность и диалектичность жизни.

Методы и формы работы: лекция, коллективная форма работы, эвристическая беседа, аналитическая беседа, рефлексия.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя.

Повесть «Портрет» впервые была опубликована в 1835 г. в сборнике «Арабески», где были собраны статьи писателя об искусстве. Побудил написать эту повесть выход в свет пушкинских «Пиковой дамы» и вариации на тему «Маленьких трагедий». Гоголь рассматривает жизнь современного художника на фоне истории и искусства. Писатель разделяет суету и вечность, ищет истинный смысл человеческой жизни и определяет назначение искусства.

Один из самых значительных критиков того времени В.Г. Белинский неодобрительно отозвался о повести: «Портрет» есть неудачная попытка Гоголя в фантастическом роде. Первую часть этой повести нельзя читать без увлечения; даже в самом деле есть что-то ужасное, роковое, фантастическое в этом таинственном портрете, есть какая-то непобедимая прелесть, которая заставляет вас насильно смотреть на него, хотя вам и страшно. Но вторая часть решительно ничего не стоит, в ней совсем не видно г. Гоголя. Это явная приделка, в которой работал ум, а фантазия не принимала никакого участия».

Повесть Н.В.Гоголя «Портрет» была создана в 1834 году, в то время, когда в обществе велись оживлённые споры о сущности искусства. Музыканты и художники становятся персонажами романтических произведений – это ранимые люди искусства, нередко презираемые и непонятые окружающими. Да и сама жизнь многих известных талантливых художников 19 в. складывалась отнюдь не благополучно. Примерами тому могут служить судьбы Левитана, Ван Гога, Александра Иванова, нравственная чистота и преданность высоким идеалам искусства которого восхищала Гоголя.

Мы с вами будем знакомиться со вторым вариантом, который существенно отличается от первого.

Уехав из России после скандала, связанного с постановкой «Ревизора», Гоголь находит пристанище в Италии. Он живёт в Риме, окружённый великими произведениями искусства, современными русскими художниками, которые, закончив петербургскую Академию художеств с медалью, получали деньги на совершенствование своего искусства в Италии.

В кругу русских художников Гоголя особенно привлекал Александр Иванов, который писал картину «Явление Христа народу», делая множество этюдов с натуры. Один из этюдов был нарисован с Гоголя. Беспрестанно рисуя писателя, Иванов делал его то одним, то другим, то третьим персонажем картины, но в конце концов определил ему место в фигуре ближайшего к Христу. Как вы думаете, случайно ли такое местоположение писателя? Что оно символизирует?

Гоголь, действительно, в своих произведениях хочет взять на себя миссию библейского пророка. Видя корысть, ничтожность, «приземлённость людей, писатель негодует и поучает».

Однако местоположение не определяет духовной силы фигуры. Напротив, явление подлинного добра превращает «ближайшего» (к Христу) в тень, которая смущённо укрыта в плащ с капюшоном. Таков был приговор, вынесенный Александром Ивановым Гоголю. Справедлив ли он? И в чём он состоит?

Критика В.Г. Белинского и неустанная работа А. Иванова побудили Гоголя пересмотреть своё отношение к повести «Портрет» и переделать её. К 1841 году эта работа была закончена. Изменилась фамилия главного героя: раньше его звали Чертков, что подчёркивало связь с нечистой силой. Гоголь исключил из повести сцены мистических появлений портрета и заказчиков. Были добавлены и расширены образы второстепенных персонажей: Никиты, профессора, хозяина дома, квартального, дам – заказчиц.

Н.В.Гоголь своё литературное творчество сравнивает с трудом живописца, что, конечно, не случайно: писатель занимался в Академии художеств несколько лет. И встреча с художником А.А.Ивановым в 1841 году в Риме сильно влияет на писателя. Он вдруг видит воочию идеального живописца из собственной повести. Гоголь жил в Риме как художник Иванов, с которого он писал героя новой редакции «Портрета». Тот ходил в простой блузе и запачканных краскою штанах, в широкополой шляпе, защищавшей его от римского солнца, никогда не заботясь о своем наряде, о том, как он выглядит со стороны. Так Н.В.Гоголь редактирует уже опубликованное в «Арабесках» произведение.

II. О судьбе художника А.Иванова и картине «Явление Христа народу» (Приложение №1).

Иванов Александр Андреевич. Этот художник с ранних лет носил в себе страсть к искусству, оторвался от друзей, от родных и помчался в тот чудный Рим, при имени которого так сильно бьется пламенное сердце. Он оставил себе в учителя одного божественного Рафаэля. Высоким внутренним инстинктом почуял он истинное значение слова: историческая живопись. И внутреннее чувство обратило кисть его к христианским предметам, высшей и последней степени высокого.

Огромное историческое значение творчества Иванова не было понято современниками. Картина "Явление Христа народу", с которой Иванов связывал восторженные надежды на возрождение мирового и в первую очередь национального русского искусства, была принята холодно, с недоверчивым, а подчас и насмешливым равнодушием. Грандиозный труд, поглотивший почти половину жизни художника, остался, в сущности, почти никем не оцененным. На долю Иванова не выпало ни почестей, ни шумных восторгов, какие двадцатью пятью годами ранее достались Карлу Брюллову в награду за "Последний день Помпеи".

История создания картины.

Критика встретила картину Иванова сдержанными похвалами, в которых сквозило разочарование. Даже самые чуткие зрители признавались, что «Явление Христа народу», особенно с первого взгляда, не оправдало их ожиданий и лишь постепенно, с вниманием всматриваясь в картину, они открывали в ней такие достоинства, каких не было в эффектном и блестящем создании Брюллова. Правда, уже Гоголь назвал картину Иванова «явлением небывалым», равного которому «еще не показывалось от времен Рафаэля и Леонардо да Винчи».

Картину окружает грандиозная галерея подготовительных этюдов, эскизов и рисунков. Их насчитывается более шестисот, а время их исполнения падает на 1830-е, 1840-е и даже 1850-е годы, когда основные элементы картины, казалось бы, уже определились. Центр тяжести всей работы Иванова переместился из картины в этюды и именно здесь, в этюдах, с наибольшей отчетливостью и силой проявились его огромный живописный дар, его гениальное новаторство и его реализм.

Иванову не было и тридцати лет, когда он приступил к работе над «Явлением Христа народу». В это время он был не только вполне сложившимся, зрелым художником. Творческая зрелость Иванова наступила необычайно рано. Иванов долго колебался, выбирая сюжет для большого произведения, в котором он мог бы в полной мере выразить свое отношение к миру. Академическая эстетика требовала от него исторической или библейской темы. Он не мог удовлетвориться простым воспроизведением сцены прошлого, а требовал от сюжета всеобъемлющей значительности и глубокой идейности.

В поисках темы, Иванов остановился на евангельской легенде о явлении Мессии (Учителя). Ему казалось, что здесь, на первых страницах Евангелия, он увидел чуть ли не сущность всего христианства. По мнению Иванова, нельзя было найти более возвышенный и всеобъемлющий сюжет, ибо "откровением Мессии начался день человечества нравственного совершенства". А. Иванова интересовал не просто церковный рассказ, а великий нравственный переворот, духовное перерождение людей при появлении Христа.

III. О судьбе Н.В. Гоголя и истории создания «Портрета».

Итак, эмиграция Н.В. Гоголя после выхода в свет «Ревизора». У него много долгов, он скучает по России. «В начале же 42 года выплатится мною все... – пишет Гоголь С. Т. Аксакову. – Теперь я ваш; Москва моя родина. В начале осени я прижму вас к моей русской груди. Все было дивно и мудро расположено высшею волей: и мой приезд в Москву, и мое нынешнее путешествие в Рим – все было благо». Речь идет о выплате долгов, которые Гоголь собирается покрыть изданием «Мертвых душ» и собранием сочинений, но тут же говорится и о высшей плате – плате благодарности за спасение. «Вся жизнь моя отныне – один благодарный гимн».

Как благодарность за отпущенные ему лишние минуты он рассматривает теперь и саму жизнь свою, и труд свой. Отныне труд этот как бы не принадлежит ему – он весь расплата и счастливая дань тому, кто продлил дни Гоголя, кто указал ему на оставшуюся часть дороги и на саму дорогу. Идея эта и становится главной идеей второй редакции «Портрета».

В первой редакции облик ростовщика в финале повести исчезал с полотна. Во второй исчезает портрет, который опять пошёл гулять по свету. Как меняют эти изменения смысл повести?

Гоголь пытается передать контраст между божественным искусством и модными поделками.

Художник Александр Иванов писал Гоголь: «Во всем умей находить внутреннюю мысль и пуще всего стараться постигнуть высокую тайну Созданья».

Среди протоколов гоголевского ростовщика называет известные в Петербурге ростовщика-индейца, которого описывает актер Петр Каратыгин: «Бронзовое лицо его было татуировано разноцветными красками, черные значки его, как угли, блистали на желтоватых балках с кровяными прожилками».

В образе художника, живущего в Италии и приславшего на выставку свое гениальное творение (в Петербург) усматривают черты художника Александра Иванова, чей труд над картиной «Явление мессий» стал для Гоголя образцом истинной прелести искусства.

Черты Иванова указывают и в другом персонаже – старике-художнике, равнодушном к жизненным благам.

Сам художник Иванов писал отзыв в 1838 году: «Художник должен быть современно свободен, никогда и ничему не подчинен, независимость его должна быть беспредельной».

Художники советской эпохи Кукрыниксы (Крылов, Куприянов, Соколов) создали серию демонстраций к повести «Портрет».

От картины к картине меняется лицо Чарткова. Его характер.

1) Выход на тему урока

Объясните смысл названия. Определите лексическое значение слова «портрет».

ПОРТРЕТ-

1.Произведение изобразительного искусства, содержащее изображение кого-либо.

2.Общая характеристика, характерные черты кого-либо.

Важны оба значения: повествуется об истории создания и «жизни» портрета ростовщика и даётся характеристика двух (а, может быть, больше?) художников.

2) Работа с текстом

Итак, портрет – важнейшая часть художественного мира произведения. Что это – деталь, символ, аллегорическая фигура или что-либо иное? (Думаем, это один из образов всей системы)

Какова роль портрета в композиции? (Композиционный центр: создание и покупка)

В чём необычность композиции? (Произведение состоит из двух частей, выделенных самим Н.В.Гоголем; I часть посвящена истории художника Чарткова, II – обстоятельством создания портрета и судьбе его автора. События II части в реальности предшествуют событиям I части: вначале портрет был написан, а затем уже волею судеб попал к Чарткову).

Зачем же писатель переставляет события, меняя их последовательность? (Такое построение держит читателя в постоянном напряжении, повышает занимательность повествования: ведь I часть содержит фактически загадку, ключ к которой читатель получает лишь во II части. При прямом порядке следования частей эта загадочность естественным образом разрушилась бы).

Каждая часть произведения представляет собой законченную новеллу. Какова специфика сюжета новелл?

Чем объедены две внешне самостоятельные новеллы? Обратимся к началу повествования. (Сначала мы перед картинной лавочкой на петербургском рынке – Щукином дворе, потом – в роскошном зале, где распродают сокровища богатого любителя искусств).

И в лавочке, и в зале торгуют (!) искусством. Обратите внимание на своеобразное повествование IIчасти: начало и конец новеллы. (Ажиотаж по поводу неимоверно возрастающей цены весьма загадочного портрета и сенсационное исчезновение той же необычной картины).

- Н.В.Гоголь, как и другие писатели, чувствует, что денежные отношения властно вторгаются в области жизни, в людские связи: «Наш XIX век давно уже приобрёл скучную физиономию банкира».

И сам портрет, возникший на распродаже, становится как бы олицетворением мира корыстолюбия. Таким образом, можно выделить две ведущие темы: искусства и денег. Новеллы объединены не только единым композиционным центром, но и общей тематикой.

Искусство есть творческая художественная деятельность (словарная статья). Как можно назвать человека, тонко знающего свое дело, обладающего высоким мастерством в чем-либо, умелого? (Искусный)

Слово одного ряда: искусство-искусный-искус.

"Искус" означает серьезное испытание, длительную и трудную проверку чьих-либо качеств. Действительно, и Чартков, и создатель портрета проходят проверку на отношение к творческой художественной деятельности. А значит, они преодолевают (или поддаются?) искушению. Возникает еще один мотив (тема).

Что мы знаем о Чарткове? (Растратил талант, так как поддался искушению и изменил искусств. Происходит не только потеря таланта, но, в конечном счете, и потеря собственной личности, ее нравственный и психический распад, а затем и физическое вырождение.)

Каков творческий путь создателя портрета? (Через страдания, самоотречение и церковное покаяние к созданию великого произведения искусства).

Какой художественный прием лежит в основе повествования? (Прием антитезы-противопоставления).

Что становится композиционный и смысловой антитезой? (Сумасшествие-смерть и монастырь).

Вторая редакция “Портрета” (1842 год) свидетельствует о том, что Н.В. Гоголь вполне сознательно шел по пути религиозного осмысления искусства. В произведении писатель как бы наметил программу своей жизни.

Расскажите по опорной схеме об особенностях композиции. Определите смысл названия.

Итак, портрет становится толчком к открытию себя, к рождению желаний, к формированию воли творить свою жизнь. Семена зла могут прорасти или нет в человеческой душе. Какова сила власти портрета? Это тема разговора на следующем уроке.

Приложение №1

О судьбе художника А.Иванова и картине «Явление Христа народу»

Гоголь жил в Риме как поэт, как художник Иванов, с которого он писал героя новой редакции «Портрета». Тот ходил в простой блузе и запачканных краскою штанах, в широкополой шляпе, защищавшей его от римского солнца, никогда не заботясь о своем наряде, о том, как он выглядит со стороны.

«В начале же 42 года выплатится мною все... – пишет Гоголь С. Т. Аксакову. – Теперь я ваш; Москва моя родина. В начале осени я прижму вас к моей русской груди. Все было дивно и мудро расположено высшею волей: и мой приезд в Москву, и мое нынешнее путешествие в Рим – все было благо». Речь идет о выплате долгов, которые Гоголь собирается покрыть изданием «Мертвых душ» и собранием сочинений, но тут же говорится и о высшей плате – плате благодарности за спасение. «Вся жизнь моя отныне – один благодарный гимн». Как благодарность за отпущенные ему лишние минуты он рассматривает теперь и саму жизнь свою, и труд свой. Отныне труд этот как бы не принадлежит ему – он весь расплата и счастливая дань тому, кто продлил дни Гоголя, кто указал ему на оставшуюся часть дороги и на саму дорогу. Идея эта и становится главной идеей второй редакции «Портрета».

Многое списано здесь с Италии, с ее натуры и фактуры, обогащено опытом знакомства с ее живописью и природой. Отвлеченная Италия первой редакции здесь оживает, художник, который поразил Чарткова своей верностью искусству и идеалу, начинает приобретать черты великого русского живописца Иванова, и «божественный сюжет» его картины – сюжет «Явления Мессии». Весь облик художника – бывшего соученика Чарткова по академии, уехавшего в Италию совершенствоваться в мастерстве и отдалившегося от искусов света, – списан с Иванова: и его костюм, и привычки, и изгойничество в среде даже самих художников, его влюбленность в Рафаэля и неутомимые труды по копированию классиков итальянского Возрождения, дающие ему возможность выработать свой цвет и свою линию.

Но самое важное во второй редакции «Портрета» – это судьба еще одного художника, того самого, который написал старика ростовщика и пустил его в свет на гибель и страданье людям. Этот художник должен пройти путь искупления, путь расплаты за свой грех (грех искусства, соблазнившегося яркостью зла, неотразимостью зла) – и он платит за него жизнями своих сыновей и жены. Но этого мало – и собственная жизнь художника с той поры меняется. Он удаляется в монастырь, где годами покаяния и отречения от мирского приближается внутренне к новой истине, к истине познания красоты добра, заключенной в божественном образе. «Настоятель монастыря, узнавши об искусстве его кисти, требовал от него написать главный образ в церковь. Но смиренный брат сказал наотрез, что он недостоин взяться за кисть, что она осквернена, что трудом и великими жертвами он должен прежде очистить свою душу, чтоб удостоиться приступить к такому делу». В прежней редакции его сын‑офицер приезжал к нему в монастырь и заставал отца иссохшим и далеким от мира старцем. Он пророчествует о пришествии антихриста и просит сына по истечении пятидесяти лет со дня написания портрета найти и уничтожить зловещий портрет. В новой редакции отец просветлен: «И следов измождения не было заметно на его лице, оно сияло светлостью небесного веселия».

И сын его здесь не офицер, а тоже художник, и является он к отцу за благословением перед отъездом в Италию – «лучшую мечту двадцатилетнего художника». Он, как и автор картины с «божественным сюжетом», сразившей Чарткова, избирает путь высшего служения искусству. Он приезжает к отцу как наследник его дела, чтоб, выслушав рассказ о страшном опыте страдания, выйти на свою светлую дорогу. «Спасай чистоту души своей, – скажет ему отец. – ...Пуще всего старайся постигнуть высокую тайну созданья. Блажен избранник, владеющий ею. Нет ему низкого предмета в природе. В ничтожном художник‑создатель так же велик, как и в великом, в презренном у него уже нет презренного, ибо сквозит невидимо сквозь него прекрасная душа создавшего, и презренное уже получило высокое выражение, ибо протекло сквозь чистилище его души».

В повести Гоголя «Портрет» представлены три различные судьбы художников, три живописцев, каждый из которых проходит испытание в форме своеобразного искушения таланта, приводящего к преображению художников: Чартков, его некогда бывший приятель, а также сам автор портрета загадочного и мистического ростовщика. В обеих частях повести с мотивом искушения связан портрет: «встреча» Чарткова с таинственным портретом приводит к искушению богатством, создание портрета ростовщика - это искушение творческого дара художника. Портрет выполняет особую функцию в развитии сюжета, именно с ним связаны основные событийные моменты повести: в первой части покупка портрета становится началом совершенно новой, но, к сожалению, печальной судьбы Чарткова, во второй части картина на аукционе - толчок к рассказу о ее истории.

Искушение Чарткова начинается с первой его встречи с портретом в картинной лавке на Щукином дворе. Чартков сразу поддается демонической силе картины, полотно зачаровывает художника, и он, забыв про все остальные картины, «стоит несколько времени неподвижно перед одним портретом» [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т.3. - С. 61-108].

Портрет захватывает Чарткова своей таинственной силой. Покупка портрета - ключевая для повести ситуация, она знаменует собой перелом в жизненной и творческой судьбе художника. Со времени приобретения портрет получает власть над художником, он искушает талант живописца, соблазняет его деньгами. ««Боже мой, если бы хотя бы часть этих денег!» -- сказал он, тяжело вздохнувши, и в воображенье его стали высыпаться из мешка все виденные им свертки с заманчивой надписью: «1000 червонных». Свертки разворачивались, золото блестело, заворачивалось вновь, и он сидел, уставивши неподвижно и бессмысленно свои глаза в пустой воздух, не будучи в состоянье оторваться от такого предмета, -- как ребенок, сидящий пред сладким блюдом и видящий, глотая слюнки, как едят его другие». [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н. В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т. 3. - С. 61-108].

Поддавшись чарам старика-искусителя с портрета и его таинственной силы, Чартков меняет свое отношение к искусству. Он был живописцем с талантом, изучал творения великих художников, которых считал своими идеалами в живописи, их картины были школой для художника Чарткова, знакомство с ними - этапы становления его таланта: «Еще не понимал он всей глубины Рафаэля, но уже увлекался быстрой, широкой кистью Гвида, останавливался перед портретами Тициана, восхищался фламандцами» [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т.3. - С. 61-108]. Подчинившись соблазну, Чартков начинает видеть в творчестве лишь одну цель - стать знаменитым: «В душе его возродилось желанье непреоборимое - схватить славу сей же час за хвост и показать себя свету» [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т.3. - С. 61-108].

Автор повести подчеркивает, как меняется отношение Чарткова к своему труду: «Нет, я не понимаю напряжения других сидеть и корпеть за трудом. Этот человек, который копается по нескольку месяцев над картиною, по мне труженик, а не художник. Я не поверю, чтобы в нем был талант. Гений творит смело, быстро» [Гоголь Н. В. Портрет / Н. В. Гоголь // Гоголь Н. В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т. 3. - С. 61-108]. В результате некогда творящий свои произведения по всем канонам жанра портрета, Чартков становится мастером другого жанра - портрета на заказ, портрета по шаблону, привнося в него те элементы, которые пожелал увидеть заказчик. С появлением таинственного портрета меняется не только сам герой, но и его жизненное пространство.

В начале повести автор показывает процесс формирования таланта молодого художника, его художественные поиски: «…вошел вместе с нею в свою студию, <…>, уставленную всяким художеским хламом: кусками гипсовых рук, с рамками, обтянутыми холстом, эскизами, начатыми и брошенными, драпировкой, развешанной по стульям» [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т. 3. - С. 61-108].

Когда Чартков становится «модным живописцем», его мастерская кардинально меняется. Она уже не похожа на ту комнату, где творил молодой и старательный, преданный своему делу художник, а становится лишь привлекательной для заказчиков внешней деталью образа Чарткова. Вот описание мастерской «модного живописца»: «Великолепная мастерская художника (Невский проспект, такой-то номер) уставлена вся портретами его кисти, достойной Вандиков и Тицианов» [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т.3. - С. 61-108].

Искушение богатством, которое Чартков не выдерживает, погубило его талант. Жизнь же второго художника, русского живописца из Италии, совершенно противоположна истории Чарткова, она показывает тот путь, который мог бы пройти Чартков.

В повести говорится о близости этих двух живописцев, («был один из прежних его товарищей»), равноценности их талантов, и оба молодых художника учились в Академии художеств. Имея схожие возможности для реализации своего таланта, они все-таки пошли разными путями. Путь Андрея Петровича Чарткова, к сожалению, получился трагичным.

Портреты Чарткова, созданные на заказ по шаблону и угождающие заказчикам, противопоставлены «небесному» произведению его друга: «Скромно, божественно, невинно и просто, как гений, возносилось оно над всем» [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т.3. - С. 61-108].

Во второй части повести талант отца художника Б., создателя таинственного портрета, также подвергается искушению. Создавая образы Чарткова, а также его талантливого друга художника, Гоголь опирался на европейскую живописную традицию. В образе художника-отца Б. он представляет русского мастера, можно даже сказать, иконописца: «Это был художник, каких мало, одно из тех чуд, которых извергает из непочатого лона своего только одна Русь, художник-самоучка, отыскавший сам в душе своей, без учителей и школы, правила и законы…» [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т.3. - С. 61-108].

В.В. Лепахин отмечает: «Скрытое и явное сопоставление двух художников в повести Гоголя прослеживается как противопоставление иконописи и живописи, иконописца и живописца, иконы и картины». [Лепахин В.В. Икона в русской художественной литературе / В.В. Лепахин - М., 2002. - 735 с.].

Создание портрета ростовщика - искушение таланта художника, борясь с которым он меняет свое представление о живописи, осознает, что не всё достойно стать ее предметом. В данном случае художник приходит к постижению истинного смысла живописи, которая должна быть обращена «тайне создания». Создание портрета, символизирующего нечистую силу, является грехом. Уход художника в монастырь расценивается как искупление совершенного греха. Его жизнь приобретает новый смысл - служение искусству только чистой, освобожденной от греха душой.

искушение слава художник гоголь

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то