Литературный вечер в старшей группе. Творчество Агнии Барто

НАДЕЖДА ТЕРИНА
Музыкально-литературный вечер для детей старших дошкольников «Пушкинская гостиная»

Музыкально-литературный вечер для детей старших дошкольников

«Пушкинская гостиная » .

Задачи :

Образовательная :

– дать представление о творчестве А. С. Пушкина , его сказках. Прививать интерес к лучшим образцам классической поэзии.

Воспитательная :

– воспитание любви к русской поэзии через творчество величайшего поэта России.

Развивающая :

– пробуждать интерес детей к русской культуре ,

– прививать желание познавать поэзию, живопись, музыку .

– способствовать развитию сценических навыков,

Подготовительная работа :

– Поиск информации для сценария и презентации.

– Участие в конкурсе стихов А. С. Пушкина .

– Участие в конкурсе рисунков по сказкам Пушкина .

Оформление и оборудование :

– выставка книг А. С. Пушкина , портрет Пушкина

– выставка рисунков по сказкам;

– выставка репродукций картин русских художников, изображавших осень;

– элементы костюмов (цилиндры, жабо, кокошники, и т. п.) ;

– прялки и другие атрибуты героев сказок;

– сертификаты и Грамоты для поощрения детей .

СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ВЕЧЕРА

Зал оформлен под осенний парк, на мольбертах и столах осенние композиции, репродукции картин известных художников : Левитана, Поленова, Васильева, Грабаря; портреты А. Пушкина , П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, выставка книг – произведений А. С. Пушкина , на столе подсвечник, чернильница с гусиным пером, тома произведений Пушкина .

В зале полумрак, тихо звучит музыка .

Ведущий : Здравствуйте, уважаемые гости ! Именем Александра Сергеевича Пушкина мы открываем для вас двери нашей гостиной . Мы знаем, что вы читаете и любите прекрасные произведения А. С. Пушкина . Это он со сказками приходит к нам в детстве и остается с нами на всю жизнь. Читая Пушкина в любом возрасте , каждый раз открываешь для себя что-то новое и восхищаешься простотой и мудростью великой поэзии.

… Представьте, что на дворе начало XIXвека. Вас пригласили после дачного сезона в Аничков дворец на бал.

Под полонез из оперы «Евгений Онегин» входят парами дети, кланяются зрителям, садятся на заранее подготовленные места. На фоне музыки (звук постепенно убирается)

ВЕДУЩИЙ Подходит к столику, зажигает от своей свечи свечу на столе. Затем, подойдя к столику, берёт том Пушкина . Читает :

… Во дни веселий и желаний

Я был от балов без ума.

Верней нет места для признаний…

Глядя на детей :

… Люблю я бешеную младость,

И тесноту, и блеск, и радость

И дам обдуманный наряд.

Всматриваясь в гостей :

…О! Тут, однако, цвет столицы,

И знать, и моды образцы.

Везде встречаемые лица…

…Итак, готово всё, начнём.

К детям :

Давайте песню запоём.

Как небо туча кроет,

И ветер в поле воет…

Дети поют песню «Осень» муз. Ц. Кюи.

Дети : 1. Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно…

Из годовых времен я рад лишь ей одной…

2. И с каждой осенью я расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен русской холод;

К привычкам бытия вновь чувствую любовь :

Чредой слетает сон, чредой находит голод;

Легко и радостно играет в сердце кровь,

Желания кипят - я снова счастлив, молод…

Я снова жизни полн…

Ведущая : Пушкинская осень соткана из красоты, она очаровывает, в ней мечты, тишина, любовь…

На фоне музыки П . Чайковского «Осенняя песнь» :

Дети : 1. Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

3. Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу : приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Ведущая : Ребята, рассмотрите внимательно репродукции пейзажей и остановитесь возле того,

который, на ваш взгляд, отвечает прочитанным вами стихам.

Звучит спокойная музыка , дети ищут соответствующие репродукции картин русских художников.

Ведущая : Я предлагаю танец красивых, стройных пар, как это было на балах пушкинских времён .

Дети танцуют полонез из оперы «Евгений Онегин»

Ведущая : А сейчас пришло время гостям поиграть . А детям хочу заданье дать - подготовиться к

представленью из сказочных сочинений, что написал месье Пушкин .

Для гостей , пока дети готовятся, небольшой антракт-викторинка.

Принимайте угощенье, из буфета сок, печенье. (угощает гостей печеньем , соком)

А теперь найдем лучшего пушкиниста .

Игра с гостями (родителями) на знание крылатых выражений Пушкина .

Нужно продолжить строки Пушкина , например : «Служенье муз не терпит суеты…» ,

«Я памятник воздвиг себе….» ,

«Я жить хочу, чтоб мыслить и …» ,

«О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух….»

«Пока свободою горим, пока сердца для чести живы…»

Ведущая : Свою няню, Арину Родионовну, Пушкин называет ласково – Мамушка.

Не умолчу о мамушке моей, о прелести таинственных ночей…

… детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила,

И меж пелен оставила свирель,

Которую сама заворожила.

Песни и сказки Арины Родионовны запомнились Александру Сергеевичу на всю жизнь.

Вот что пишет он брату Левушке : «Знаешь мои занятия : до обеда пишу, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки… Что за прелесть эти сказки, каждая есть поэма!».

Пришло время и эти сказки появились в стихах великого поэта. Давайте посмотрим фрагменты сказок А. С. Пушкина и полюбуемся нашими артистами.

Ведущая : Театр уж полон. Ложи блещут.

Партер и кресла - все кипит,

В райке -- нетерпеливо плещут

И, взвившись, занавес шумит.

Дети разыгрывают фрагменты сказок Пушкина .

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком .

Кабы я была царица,

Говорит одна девица,

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир.

Кабы я была царица,

Говорит ее сестрица,

То на весь бы мир одна

Наткала бы полотна.

Кабы я была царица,

Третья молвила сестрица,

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря".

(Сказка о царе Салтане)

"Лишь ступил на двор широкой

Что ж? Под елкою высокой,

Видит белочка при всех

Золотой грызет орех,

Изумрудец вынимает,

А скорлупку собирает,

Кучки равные кладет,

И с присвисточкой поет

При честном при все народе :

Во саду ли, в огороде. "

Три чуда из оперы «Сказка о царе Салтане» ,

Золотая рыбка (фрагмент диалога Старика и рыбки »

Ведущая : Завершить наш вечер мне хочется стихами современника Пушкина – Федора Глинки

К ПУШКИНУ О Пушкин , Пушкин ! Кто тебя

Учил пленять в стихах чудесных?

Какой из жителей небесных,

Тебя, младенцем полюбя,

Лелея, баял в колыбели?.

Судьбы и времени седого

Не бойся, молодой певец!

Следы исчезнут поколений,

Но жив талант, бессмертен гений.

Ведущая : Окончен бал, и гаснут свечи.

Еще один прекрасный вечер , УВЫ, прошел.

Погасив последнюю свечу замирает в поклоне к зрителям.

Литература :

1. М. Басина. На брегах Невы. Изд. «Детская литература» Л., 1969

2. Л. Семакова. Сказки Пушкина . ж. «Литература в школе» № 2 2004

3. С. Небольсин. Всемирное и русское в Пушкине . ж. «Литература в школе» №9 2002

4. В. Русаков. Потомки Пушкина . Изд. «Альбом» Л. ,1990

5. А. Минина. Пушкин . Изд. «Альбом» Л., 2003

Наталья Петровна Мерзликина

Уважаемые коллеги! Предлагаю вам сценарий литературного вечера , посвященного юбилею детской поэтессы и писательницы Агнии Львовны Барто .

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕЧЕР «ЮБИЛЕЙ А . Л. БАРТО »

ЦЕЛЬ : Способствовать ознакомлению детей с литературным наследием детской писательницы, раскрывающим прекрасные стороны детства, влияющим на развитие и становление характера дошкольника.

ЗАДАЧИ :

Расширять знания детей о творчестве А. Л. Барто , чувствовать образность языка стихотворений.

Развивать интерес к поэтическому слову, слуховое и зрительное внимание, интонационную выразительность, активизировать словарь.

Приобщать детей к российской культуре, формируя образ ребенка с позитивным поведением.

Воспитывать любовь и уважение к поэзии.

ОБОРУДОВАНИЕ :

Портрет А. Л. Барто

Выставка произведений, иллюстрации к стихотворениям писательницы

Набор предметных картинок для игры.

Ход МЕРОПРИЯТИЯ.

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости!

Наш литературный вечер посвящен юбилею замечательной поэтессы, писательницы Агнии Львовны Барто . В этом году, 17 февраля ей исполнилось бы 110 лет со дня рождения.

Агния Львовна родилась в Москве. С самых ранних лет её отец привил любовь к чтению великих русских поэтов и писателей. Свои стихи она начала писать с детства, в младших классах. Её стихи отличаются доступностью, понятностью,с большим юмором. Они являются выражением детских чувств.

Стихи бывают разные

Хорошие, простые.

Стихи бывают грустные

Бывают и смешные.

Стихи А. Л. Барто сближают взрослых и детей, помогая им в общении. В нашей стране нет ни одного человека, который бы не знал стихов этой писательницы. Уже много лет для каждого ребенка знакомство с художественной литературой начинается со знакомства со стихами А. Л. Барто . Стоит только сказать малышам : «Уронили мишку на пол…» , как в ответ мы услышим продолжение этого стихотворения.

1. Ведущий. Вот сейчас мы с вами и поиграем. Я читаю начало стихотворения, а вы его продолжаете.

1. Зайку бросила хозяйка…

2. Я люблю свою лошадку…

3. Идет бычок, качается…

4. Наша Таня громко плачет…

5. Матросская шапка, веревка в руке…

2. Ведущий.

Дорогие ребята, уважаемые гости. Сейчас мы с вами послушаем стихи Агнии Львовны Барто , которые вы, надеюсь, хорошо знаете.

Чтение стихотворений А. Л. Барто в исполнении детей группы «Цыплята» .


3. Ведущий.

Вот какие молодцы! Мы сейчас с вами посмотрим, а знают ли наши дети книги Агнии Львовны? Посмотрите, на витрине выложены произведения не только знаменитой юбилярши , но и другие книги наших писателей. Посмотрим, сможете ли вы отобрать книги именно Агнии Барто .

Дети отбирают произведения А. Л. Барто .


4. Ведущий.

А сейчас, давайте мы с вами превратимся на время в маленьких воробышков. А поможет нам в этом стихотворение А. Л. Барто «Воробей» .


Воробей по лужице

Прыгает и кружится.

Перышки взъерошил он,

Хвостик распушил.

Погода хорошая!

Чив-чив-чив!

Дети двигаются как воробьи (физкультминутка) .


5. Ведущий.

Ребята, посмотрите внимательно на эти предметные картинки. Постарайтесь вспомнить, в каких произведениях А. Л. Барто они встречаются .


Дети работают с предметными картинками.

6. Ведущий.

А сейчас, мы с вами поиграем в дидактическую игру «Путаница» . Я читаю отрывки стихотворений Агнии Львовны, но в них что- то не так. Вы должны меня поправить.

1. Я люблю свою кроватку (лошадку, причешу ей шерстку гладко…

2. Спать пора! Уснул волчок (бычок, лег в коробку на бочок…

3. Тяну я кораблик по быстрой реке, и скачут цыплята (лягушки) за мной по пятам…

4. Нет, напрасно мы решили прокатить слона (кота) в машине…

5. Зайку бросила лентяйка (хозяйка)

6. Вертолёт (самолёт) построим сами, понесемся над лесами…

7. Ведущий. Наступило время литературной викторины по произведениям Агнии Львовны Барто . Я вам задаю вопросы, вы подумайте, а потом поднимите руку для ответа.

1. Из какого стихотворения зайчата?

Кому охота в Новый год

Попасться в лапы волку!

Зайчата бросились вперед

И прыгнули на ёлку. «Дело было в январе»

2. Как звали девочку в этом стихотворении?

Всех локтями раздвигая пробирается вперёд.

Говорит она толкая : Фу, какая теснота!

Говорит она старушке – Это детские места. «Любочка»

3. Из-за какой птицы ревел мальчик четыре дня?

Ярко - розовая грудка, два блестящие крыла…

Я не мог ни на минутку оторваться от стекла.

Из-за этой самой птицы я ревел четыре дня.

Думал, мама согласится – будет птица у меня. «Снегирь»


4. Как можно назвать эту девочку, из какого она стихотворения?

Вот у Тани сколько дела :

Таня ела, чай пила,

Села с мамой посидела,

Встала, к бабушке пошла. Лентяйка. «Помощница»

5. Как звали этого мальчика?

Замолчали крикуны, так они удивлены :

Распевает ладушки мальчик вместо бабушки. «Вовка - добрая душа»

6. Кто заблудился в этом стихотворении? Он заблудится в саду – Я в траве его найду. «Козленок»

7. Что построят дети?

Мы его построим сами,

Понесемся над лесами… «Самолёт»

8. Как звали мальчика? Назовите стихотворение.

Он проснулся ночью темной, было только три часа.

Он ужасно испугался, что урок уж начался. «В школу» . Петя.

9. Продолжи стихотворение.

Целый день трезвонит Таня;

Мы заведуем бинтами,

Мы с Тамарой …

«ходим парой,

Санитары мы с Тамарой»

Пожалеем вместе зайку, и уложим спать слона,

Мяч достанем нашей Тане, лапу мишке мы пришьем…

Знают взрослые и дети : Лучше нет стихов на свете.

Про бычка, флажок, кораблик, Куклу, Вовку, самолет.

И про это, и про то - Это Агния Барто .

Дорогие ребята, уважаемые гости! Вот и подошел к концу наш литературный вечер , посвященный юбилею Агнии Львовны Барто . Много книг написала она. Все её произведения мудрые, веселые, поучительные. Творчество Агнии Львовны будет вечно жить в наших сердцах, передаваться из поколения в поколение.


Спасибо за внимание!

(подготовительная к школе группа)

Литература: Биография А.С. Пушкина, энциклопедия, сказки А.С. Пушкина: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о золотом Петушке», «Сказка о попе и его работнике Балде», отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» - «Лукоморье».

ХОД литературного вечера

На фоне музыки чтение стихотворения А.С.Пушкина.

Я памятник себе воздвиг не рукотворный

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживет и тлень убежий -

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один плит.

Более 200-х лет назад в России произошло замечательное событие. Родился великий русский поэт - А.С. Пушкин.

В радостные праздники и суровые дни помним мы его прекрасные стихи и волшебные сказки. И «ветер по морю гуляет», и «Ученого кота» и «царя Салтана».

Идут и идут годы, а пушкинские строки бегут, как волны, сквозь время, радуют нас, дарят нам силу, красоту и учат любить жизнь - любить друзей, свой народ и родную Землю. Горячо и преданно, как любил сам поэт. Всем сердцем.

«И сердце вновь горит и любит оттого,

Что не любить оно не может.»

Ребята, посмотрите, чей это портрет?

А.С. Пушкин.

Мы много с вами читали стихов, сказок Пушкина. А сегодня я вам расскажу о детстве и семье Пушкина. Пушкин родился в Москве. Вот таким он был маленьким мальчиком с голубыми глазами и с кудрявой головкой. У Саши Пушкина была сестра Ольга и младший брат Лев.

Маленький Саша был шаловливым и смышленым мальчиком. В 6 лет он сочинил свое первое стихотворенице. А в 8 и 9 лет писал басни, пьесы и поэмы со сказочным сюжетом.

Родители поэта Сергей Львович и Надежда Осипова были не богатыми, но умными, образованными, интеллигентными людьми, они очень любили литературу. Поэтому у них в доме была большая, богатая библиотека.

Маленький Саша часто засиживался там. А отец не запрещал ему брать и читать самые взрослые, самые сложные книги. А читать, писать и говорить прекрасным русским языком его научила бабушка Мария Алексеевна. А еще его любимая няня Арина Родионовна.

«Подруга дней моих суровых

Голубка дряхлая моя …» -

Напишет Пушкин позже о ней. Няня Пушкина знала очень много народных песен и сказок. Замечательно их рассказывала, а Александр часами мог сидеть и слушать их. «Что за прелесть эти сказки..» напишет он в письме к брату.

Когда Александру исполнилось 12 лет, родители отправили его в музей в царское село. Детство кончилось.

Множество своих стихов посвятил поэт прекрасной русской природе, ее красоте в разные времена года. И хотя любимым временем года поэта была осень.

Унылая пора! Очей очарованье

Приятна мне твоя прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыхание,

И мглой волнистою покрыты небеса

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Но и о зиме Пушкин написал много прекрасных стихов. Ведь зима- это волшебница, это проказница, это матушка – так ласково называл ее Пушкин.

На улице зима, поэтому мы почитаем с вами стих и о зиме. Дети, кто помнит стихи. Кто хотел бы прочитать.

Уже давно нет А.С. Пушкина, но стихи, сказки, поэмы его продолжают жить. Ну а сейчас игра- викторина по сказкам А.С. Пушкина.

Игра-викторина по сказкам А.С. Пушкин

Материал:

На стене портрет А.С.Пушкина, рядом иллюстрации из его книг.

1. Металлофон.

2. Музыка Римского-Корсокова «Полет шмеля»

3. Черный ящик (зеркало, яблоко)

4. Картины: картины «Всадница» - Брюллова, «Иван-царевич на сером волке» -В.Васнецова, «Царевна-лебедь» - М.Врубеля.

5. Картинки животных: собака, конь, муха, белка, лебедь, комар.

6. Картинки из книг А.С. Пушкина. Рисунки детей по сказкам А.С. Пушкина.

7. Выставка книг А.С. Пушкина.

Ход викторины.

Ведущий: Итак, друзья, начнем программу.

Затей у нас большой запас!

А для кого они? Для вас!

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные сказки.

Сказку нередко наполняют разные чудеса. Сейчас мы вспомним любимые вами сказки А.С.Пушкина и пригласим в гости героев сказок.

Дорогие, дети! Я приглашаю вас в сказочную страну «Лукоморье»

Сколько всего сказок написал А.С.Пушкин? (5)

Сейчас мы проведем викторину по этим сказкам и узнаем, как хорошо вы знаете произведения А.С.Пушкина.

Итак, давайте приоткроем дверь в прекрасный мир сказок.

Разминка:

На нашей выставке рисунков и иллюстраций много героев из самых разных сказок А.С.Пушкина. А ну-ка узнайте, кто они?

1. задание : «Музыкальный конкурс »

Кто и в какой сказке поет песенку «Во саду ли во городе» (вед. поет или играет на металлофоне).

(Белка в «Сказке о царе Салтане».)

2. задание: «Черный ящик»

В ящике лежит предмет, с помощью которого злая мачеха пыталась погубить прекрасную царевну. Что это за предмет, и какая сказка?

(яблоко, «Сказка о мертвой царевне»)

В ящике лежит мех, из которого была сшита душегрейка старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке»? (соболь).

3. задание: «Конкурс знатоков живописи »

На мольберте картины «Всадница» - Брюллова, «Иван-царевич на сером волке» - В. Васнецова, «Царевна-лебедь» - М. Врубеля. Детям предлагается сказать, на которой картине изображен пушкинский персонаж.

4. задание: «Черный ящик-2»

В ящике лежит предмет, который в сказке А.С.Пушкина говорил человеческим голосом. Что это? В какой сказке?

(зеркало, в «Сказке о мертвой царевне»).

5. задание: «Отгадай».

На листе бумаги изображены различные животные, нужно найти те из них, о ком говорится в сказках А.С. Пушкина (собака, конь, муха, белка, лебедь, комар).

6. задание: «Назови сказку»

Из какой сказки этот отрывок.

а) - И в глазах у всей столицы

Петушок спорхнул со спицы,

К колеснице полетел

И царю на темя сел.

Встрепенулся, клюнул в темя

Взился… и в тоже время

С колесницы пал Дадон-

Охнул раз – и умер он.

(«Сказка о золотом петушке»)

б) Старичок к старухе воротился

Что ж? пред ним царские палаты,

В палатах видит сваю старуху,

За столом сидит она царствует,

Служат ей бояре да дворяне.

(«Сказка о рыбаке и рыбке».)

в) В тот же день царица злая,

Доброй вести ожидая,

В тайне зеркальце взяла

И вопрос свой задала.

«Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?»

(«Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях».)

г) Жил- был поп толоконный лоб

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

(«Сказка о попе и его работнике Балде».)

д) Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком

Кабы я была царица,-

Говорит одна девица

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир.

(«Сказка о царе Салтане».)

7. задание: «Конкурс для девочек».

Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи…»

Героиня какой сказки обращается к зеркалу с такими словами?

Попробуйте и вы, девочки, обратитесь к зеркалу, выигрывает та, которая наиболее выразительно скажет слова.

8-е задание: Послушайте, дети фрагмент из известной вам сказки- оперы и узнайте его. (Полет шмеля из сказки-оперы «Сказка о царе Салтане» Римский-Корсаков.)

9-е задание: Музыкальная пауза.

Вот шатер вдруг распахнулся

И девица, Шамаханская царица

Вся сияя, как заря,

Тихо к нам она вошла.

«Восточный танец»

1. Сказочный персонаж исполняющий желания? (золотая рыбка)

2. Назовите место, где спала мертвая царевна. (гора)

3. Кто сказал королевичу Елисею, где находится царевна? (ветер)

4 . Жилище старика и старухи. (землянка)

5. Сколько раз закидывал старик невод в море? (3раза)

6. В кого превращался князь Гвидон, чтобы попасть к царю Салтану? (комара, муху, шмеля).

7. Что у Царевны-Лебеди блестело под косой? (месяц).

А во лбу? (звезда).

8. Сторож извещающий об опасности? (петушок).

9. Как звали находчивого, трудолюбивого работника в сказке Пушкина? (Балда).

10. Сколько сыновей у царя Дадона? (2 сына).

11-е задание: Игра «Найди пару»

Объединить героев по парам и назвать сказку, повествующую об этих героев.

Подведем итоги.

Награждение победителя!

Кроссворд «Что за прелесть эти сказки» А.С. Пушкин

Вопросы к кроссворду.

1. Как звали Няню поэта? (Арина)

2. Имя жениха молодой царевны в «Сказке о мертвой царевне и 7 богатырях»

3. Чудо предмет, говорящий всю правду? (Зеркальце.)

4. Фрукт, которым отравилась молодая царевна? (Яблоко.)

5. Имя царя в одной из сказок А.С.Пушкина. (Салтан.)

6. Исполнительница песни «Во саду ли во городе» (Белка.)

7. Жилище старика со старухой. (Землянка.)

8. Как звали находчивого трудолюбивого работника в одной из сказок А.С.Пушкина? (Балда.)

9. Сказочный переполох, исполняющий желания? (Рыбка.)

10. Сторож извещающий царство об опасности (Петушок.)

11. Название острова, мимо которого проплывали корабельщики. (Буян.)

12. Насекомое, в которое превратился князь Гвидон в третий раз? (Шмель.)

13. Сколько раз закидывал старик невод в море? (Три.)

14. Имя царя в сказке о золотом петушке? (Дадон.)

Сценарий литературного вечера

«Путешествие по сказкам А.С.Пушкина»

для старших дошкольников

Цель: формировать интерес к сказкам А.С.Пушкина; создать условия для взаимодействия педагогов, воспитанников и их родителей.

Задачи: 1.Продолжать знакомство детей с творчеством А.С.Пушкина; 2.В игровой форме повторить и закрепить у детей знания о содержании сказок А.С.Пушкина; 3.Развивать речь, образное мышление, память;

4.Ращвивать умение разыгрывать небольшие театральные постановки; 5.Воспитывать духовно-нравственные качества дошкольника через сказки, любовь к русским писателям, учить беречь книги.

Оборудование:

Презентации по сказкам Пушкина; -выставка книг А.С. Пушкина; -выставка детских рисунков; -предметы из сказок (зеркало, яблоко, стрела, невод, орешки и т.д.); -диск с музыкой Н.Римского-Корсакова, М.И. Глинки; -детские музыкальные инструменты.

Предварительная работа:

Просмотр презентации «Биография А.С.Пушкина»;
- чтение сказок А.С. Пушкина; - рассматривание иллюстраций и рисование сюжетов из сказок А.С Пушкина; - слушание фрагментов из опер Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», М.И. Глинки «Руслан и Людмила»;

Просмотр фильмов «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке» и тд.;

Разучивание стихотворений, песен, танцев, инсценировок.

Ход вечера:

На экране появляются изображения из детства А.С.Пушкина

Воспитатель: …, а ты любишь сказки? (да). А кто эти сказки придумывает, знаешь? Ясное дело кто – сказочники. Вот послушайте и вы ребята, что я вам сейчас расскажу. Было это давным-давно, 200 лет уже прошло. Родился в России мальчик Саша. Был шустрый, любопытный, черненький и кудрявый. В детстве он очень любил слушать русские народные сказки, которые ему рассказывала добрая старая няня – Арина Родионовна. Когда Сашенька подрос и выучился грамоте, то стал писать красивые стихи, да сказки. А сказки получились у него такие ладные, да чудесные, что стал он великим сказочником на Руси. Кто сказкам волшебником становиться. И я в той стране была. Да, было это, голубчики, в старину…

Сегодня наш праздник будет посвящен не всем сказочникам, а поэту А.С.Пушкин.

На экране появляется изображение портрета А.С.Пушкина

Ребенок: Сегодня день совсем не прост, о Пушкине здесь речь пойдет, О том поэте, чьи стихи мы прославляем в эти дни. Он гениальный был поэт, о нём мы помним много лет. И вот поэтому сейчас мы в сказку приглашаем вас. (Звучит музыка)

На экране видео «Лукоморье», дети читают стихи под клип.

1 ребенок. У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том:

2 ребенок. И днём и ночью кот учёный, Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит.

3 ребенок. Там чудеса: там леший бродит,

4ребенок. Русалка на ветвях сидит;

5 ребенок. Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там, на курьих ножках, Стоит без окон, без дверей;

6 ребенок. Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны, На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской;

7 ребенок. Там королевич мимоходом, Пленяет грозного царя;

8 ребенок. Там в облаках перед народом, Через леса, через моря Колдун несёт богатыря;

9 ребенок. В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей, верно, служит;

10 ребенок. Там ступа с Бабою Ягой, Идёт, бредёт сама собой,

11 ребенок. Там царь Кощей над златом чахнет;

Хором. Там русский дух... там Русью пахнет!

Воспитатель: Сейчас был прочтен отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Но он писал не только поэмы, а еще и стихотворения. Больше всего любил писать о временах года. Дети читают стихотворения: «Зима недаром злится…», «Уж, небо осенью дышало…» , «Мороз и солнце, день чудесный…» и другие.

За дверью слышится мяуканье. Воспитатель: Мне кажется, кто-то мяукает. Признайтесь, кто принёс кошку? Из-за двери появляется кот под музыку.

Воспитатель: Как вы сюда попали?

Кот: Здравствуйте, мои друзья! Кот ученый – это я. Я со сказками дружу, В гости милости прошу! Я кот учёный, кот волшебный, Живу я в сказочной стране. И каждый здесь меня узнает, И каждый здесь известен мне. Между прочим, я могу проникнуть куда угодно. Вот моя волшебная книга. Книгу волшебную я открываю, В сказку с вами я попадаю…

Заставка на экране «Сказки Пушкина»

Кот: Но вначале для порядка, Загадаю вам загадки. Соглашайтесь без опаски! Вспомним пушкинские сказки, И героев, и названья. Приготовились? Вниманье!

Загадка: Он в землянке жил 33 года,

И рыбачить ходил в любую погоду.

Да бранила его жена-старуха открыто

За разбитое, негодное корыто.

Назови мне скорей с улыбкой!

Это сказка о… (рыбаке и рыбке)

На экране «перелистывается» страница и открывается название сказки,
(далее также после каждой загадки)

Воспитатель: (Инсценировка отрывка из «Сказки о рыбаке и рыбке» диалог старика и рыбки)

Тут синее море, тут берег морской. Старик выдет к морю, он невод забросит, Кого-то поймает, и что-то попросит.

Первый ведущий :

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря.

Жили они в ветхой землянке.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла ему пряжу.

Появляется старик, присаживается перед неводом и перебирает его. Старуха встает на колени перед корытом и стирает.

Старуха: (отбрасывает тряпку)

Дурачина ты, простофиля!

Выпросил, простофиля, корыто, избу!

Воротись, поклонись рыбке:

Не хочу быть черною крестьянкой,

Хочу быть столбовою дворянкой!

Второй ведущий:

Вот пошел старик к синему морю

Видит, - море слегка разыгралось.

Стал он кликать золотую рыбку.

Звучит песня моря. Выбегают девочки – волны и золотая рыбка. Исполняют танцевальную импровизацию

Золотая рыбка:

Что тебе надобно, старче

Старик:

Смилуйся, государыня рыбка!

Пуще прежнего старуха вздурилась,

Не дает старику мне покою:

Уж не хочет быть она крестьянкой,

Хочет быть столбовою дворянкой.

Золотая рыбка:

Не печалься, ступай себе с богом!

Старуха:

Что печальные сидите?

Барыню не веселите?

Ну-ка песню запевайте

Быстрый танец начинайте!

Танец «Русская сторонка»

Девочка – сказочница, выглядывая из окна

И кончилось дело все тем же корытом, Но только не новым, а старым, разбитым.

Кот: (обращается к детям): А теперь вы - волны из «Сказке о рыбаке и рыбке». Мы попробуем оживить наши волны. Покажите, как они двигаются.

Игра «Море волнуется» (музыкальное сопровождение)

Кот: А вот и следующая загадка: Чуть опасность где видна.

Верный сторож как со сна

Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке обернется,

И кричит: «Кири – ку – ку!

Царствуй лежа на боку!» («Сказка о золотом петушке»)

Игра «Куда смотрит петушок» Дети выполняют команды педагога: налево, направо и т.д.

Кот :

Ребята, скажите, а из какой сказки этот предмет? (зеркальце) (Кот берет зеркало) «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - А что царица сделала, когда ей зеркало сказало, что не она всех милее?

Игра: «Повторяй за мной» Показывает движения, дети вместе с ним. И царица - хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И прищелкивать перстами, И вертеться, подбочась, Гордо в зеркальце глядясь.

Кот:

Загадка:

В синем небе звёзды блещут. В синем море волны хлещут. У брегов же Окияна царство славного... Салтана!

Воспитатель: Сейчас мы посмотрим инсценировку отрывка из этой сказки. (Инсценировка отрывка из «Сказки о царе Салтане … «)

Девочка – сказочница, выглядывая из окна

В этой сказке девицы

Царицами стать мечтали.

Посмотрите, что случилось

В самом деле получилось.

Сказочник:

Три девицы под окном,
Пряли поздно вечерком.

1девица:

«Кабы, я была царица, -
Сказочник : Говорит одна девица, -
1 девица:

То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
2 девица : «Кабы я была царица, -
Сказочник : Говорит ее сестрица, -
2 девица :То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
3 девица: «Кабы я была царица, -
Сказочник : Третья молвила сестрица, -
3 девица : Я б для батюшки-царя,
Родила богатыря».

Сказочник: Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрыпела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.

Царь: «Здравствуй, красная девица, -

Сказочник: Говорит он, - будь царица,
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха».

Девочка – сказочница выглядывая из окна

Но жадность ребята к добру не приводит.
И сказка покажет, как жизнь их накажет.

Кот: Скажите, а какой сказочный пушкинский герой является обладателем чудесной бороды, в которой «таится сила»? (Черномор)

Загадка: Здесь на лукоморье диво

Море вздуется бурливо,

Разольется в шумном беге

И очутятся на бреге

В чешуе, как жар горя… (33 богатыря)

Танец «Русские богатыри»

Кот: Какие молодцы! Благодарю вас, вы были настоящими артистами. Но у меня есть к вам еще задание. Ответьте на мои вопросы по сказкам Пушкина.

Кот: 1. Сколько жил старик со своей старухой? (тридцать лет и три года).

2. Кто и из какой сказки говорит такие слова: «Свет, мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее»? (царица из сказки «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»).

3. Царевич Гвидон в сказке 3 раза превращается в насекомых. Назовите их! (комар, муха, шмель).

4. В какой сказке старушка бросила царевне яблоко? («Сказка о царевне и семи богатырях»).

5. Рыбка непростая, чешуёй сверкает. Плавает, ныряет, желанья исполняет. («Золотая рыбка»)

6. В какой сказке встречается волшебная белочка? («Сказка о царе Салтане…»)

7. В какой сказке на страже стоит петушок? («Сказка о золотом петушке»)

Кот: Теперь я точно знаю, что вы знаете и любите сказки А.С.Пушкина. Пора и мне с вами прощаться и отправляться в любимую поэму А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Кот уходит. Воспитатель: Наше путешествие закончилось. Понравилось вам оно? Ребенок : Это Пушкин. Это чудо. Это прелесть без конца. В нашей жизни вечно будут этих сказок голоса. Сколько сказок у поэта? Их не много и не мало,
Но все Пушкинское это - наше вечное начало.

Воспитатель: Давайте возложим цветы к портрету великого поэта и в память о нем споем песню «Доброта».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Литературные вечера досуга и их значение

воспитатель литература сад детский

Цель-познакомить студентов с особенностями организации и проведения литвечеров досуга как одной из форм работы с книгой

1) дать информацию о значении литературы и особенностях проведения литературных праздников в разных возрастных группах

2) познакомить с методикой проведения в разных возрастных группах

3) место в работе детского сада

1. Литературные вечера досуга и литературные праздники.

2. Проведение литературных праздников в разных возрастных группах.

3. Формы проведения литературных вечеров.

4. Подготовка воспитателя к проведению лит праздников, разработка конспектов.

Особое место в творческом воспитании и развитии детей занимают литературные праздники.

Литературные праздники как бы закрепляют и обобщают многообразные художественные впечатления, знания и умения детей, они включают в себя разные виды детской деятельности (чтение и рассказывание, пение и танцы, слушание, просмотры и инсценировки). Они - результат работы воспитателя, ее итог, «венец делу».

Как лучше подготовить литературный праздник - утренник или вечер развлечений?

Прежде всего, необходимо очень точно определить тему вечера, его конкретную цель. Довольно часто, воспитатели организуют «Книжкины именины», «Праздники книги» в детском саду. Несмотря на большую затрату усилий воспитателей, детей, родителей на подготовку и оформление праздника, он иногда не приносит ожидаемого удовольствия, получается слишком утомительным, длинным, сумбурным. В чем причина неудачи? Прежде всего, в несоответствии темы возможностям детей дошкольного возраста. Тема, сформулированная как «Праздник книги», оказалась слишком широкой. На таком празднике говорилось, игралось, пелось обо всем: о народных сказках и сказках Пушкина, о Толстом и Горьком, Маршаке и Чуковском. Этот калейдоскоп больших имен и прекрасных произведений оглушил детей, не дал возможности сосредоточиться на содержании произведений, насладиться их восприятием и исполнением.

Наилучшим праздником в детском саду будет праздник с одним сюжетом (например, «Сказки А.С. Пушкина», «Книги про животных», «Сказки К.И. Чуковского» или др.). Подобная тема даст возможность точно определить цель утренника (доставить детям радость от встречи с любимыми произведениями, расширить представление о творчестве писателя, вызвать интерес к теме и т.п.), сосредоточить внимание детей на содержательной стороне праздничного действия.

Для проведения литературного вечера необходимо разработать сценарий - основу праздника, его план. Сценарий чаще всего пишется в форме прямой речи, он определяет последовательность сменяющихся действий (чтение, игры, представления и др.).

Еще одно из важнейших условий успеха вечера - правильный выбор ведущего или ведущих. Ведущий на детском вечере не конферансье, объявляющий те или иные номера, а добрый хозяин, создающий атмосферу праздничности. От его артистичности, культуры, обаяния, умения легко общаться, видеть и вовлекать в действие всех присутствующих зависит успех встречи детей с искусством слова.

Часто ведущие и другие действующие лица на вечере выступают в каком-то образе. На вечере, посвященном устному народному творчеству, это могут быть сказочник и сказочные персонажи, на вечере, посвященном творчеству С.Я. Маршака, - почтальон, пожарный, Человек рассеянный, творчеству К.И. Чуковского - доктор Айболит, Мойдодыр и др. Встреча с героем книги, его узнавание, непосредственный контакт с ним, обязательно предусмотренный сценарием, доставляют детям эстетическое наслаждение, побуждают к активному «общению» с литературным произведением.

При разработке сценария литературного вечера необходимо помнить, что он должен быть построен на максимальной творческой активности всех детей - участников утренника. Ведущий - безусловно хозяин праздника, однако он не должен заслонять собой детей. Именно они - главные действующие лица любого праздника.

Важно, чтобы в сценарии разумно сочетались разные виды детской активности: физическая активность (действия, пляски, игры, аттракционы, чтение стихов и т.п.) и внутренняя умственная активность (слушание, просмотр, решение литературных задач, отгадывание загадок и др.). При этом необходимо чувство меры: большое количество элементов оформления, разнообразие внешней деятельности могут увести внимание от самого главного в литературном вечере - встречи с книгой. Художественное слово, творчество писателя обязательно должно быть в центре сюжета праздника.

Литературный вечер может предусматривать различные сюрпризные моменты, например, исполнение желаний детей (по программе) с помощью лепестков цветика-семицветика; заранее, втайне от детей подготовленное выступление родителей с чтением любимых стихов Пушкина (на Пушкинском празднике), просмотр кукольного или теневого театра и т.п. Главное, чтобы литературный вечер ни в коем случае не напоминал речевое занятие. Яркая праздничность в сочетании с простотой, естественностью, непринужденностью в поведении каждого из участников - вот необходимые условия для создания нужной атмосферы на детском празднике. Доставить детям радость, дать возможность активно участвовать в празднике, посвященном сказке, любимому поэту или писателю, - значит ставить им долгую память о встрече с книгой.

Литературному развитию детей способствуют утренники, вечера досуга, посвященные творчеству писателя или поэта, вечера сказок, загадок, литературные викторины (по народным сказкам, по произведениям одного автора, по хорошо знакомым книгам разных писателей). Объединение разного вида искусств - музыки, художественной литературы, изобразительного искусства создает праздничную атмосферу.

Все формы работы по знакомству детей с художественной литературой вне занятий воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей.

Вечера досуга, которые еще называются вечерами развлечений, проводятся в детском саду раз в неделю. Тематика их может быть самой разной. Это может быть спектакль, музыкальный вечер, спортивные соревнования, просмотр мультфильмов и многое другое. Все зависит от возраста детей, направления работы детского сада, технических условий.

Вам понадобится

Театр игрушки;

Театр картинок;

Теневой театр;

Пальчиковый театр;

Театр перчаточных кукол;

Компьютер;

Мультимедийное оборудование;

- «минусовки» детских песен и музыкальных спектаклей;

Звуковое оборудование;

Костюмы;

Декорации;

Сценарии вечеров развлечений и спектаклей по сказкам.

Инструкция проведения:

1. Для детей раннего и младшего дошкольного возраста подготовьте спектакль. Дети этого возраста в основном являются зрителями, сами они еще мало что могут. У них наглядно-образное и наглядно-действенное типы мышления преобладают над остальными, поэтому им все необходимо показывать. Театр игрушек представляет собой показ сказки на столе. Никакой ширмы нет, персонажи передвигаются по поверхности. Дети это видят. В качестве декорации можно использовать строительный материал. Для театра картинок найдите подходящие иллюстрации, распечатайте их на цветном принтере и наклейте на фланель или бархатную бумагу. Такие картинки во время рассказа появляются на фланелеграфе, и малышам это очень нравится. При наличии компьютера можно подобрать мультфильмы и устроить кинопросмотр. Он не должен быть слишком длинным, четверти часа вполне хватит.

2. Возможности детей среднего и старшего дошкольного возраста уже достаточно велики. Разные виды театра по-прежнему можно использовать, но ребятишки из старшей и подготовительной групп уже могут показывать сказки и сами. Это обычно вызывает очень большой интерес. К тому же современные технические средства позволяют сделать очень многое. Например, можно поставить самый настоящий мюзикл, если в садике есть подходящая звуковая аппаратура. Во многих детских садах это делается. Дошколятам такие «профессиональные» спектакли очень нравятся.

3. Не ограничивайтесь театром. Подготовьте, например, вечер, посвященный творчеству любимого писателя. В этом случае должна быть большая предварительная работа. Почитайте детям книжки, расскажите о жизни писателя, покажите его портрет. Можно дать задание нарисовать иллюстрации или сделать поделки по теме. Доступна дошкольникам и компьютерная презентация. С современными информационными технологиями многие дошколята уже знакомы. Подобрать нужные фотографии, рисунки и музыкальные произведения можно поручить кому-нибудь из родителей. Не забывайте о том, что дети не должны все время сидеть, поэтому необходимо сочетать разные виды деятельности. Например, в начале покажите презентацию, затем после танца или физминутки попросите кого-либо из детей почитать стихи. Закончить вечер развлечений можно драматизацией или подвижной игрой.

4. Иногда проводите вечера досуга вместе с родителями. Можно предложить, например, подготовить рассказ о своей семье. Попросите родителей подобрать интересные фотографии и видеоматериалы. Пусть каждая семья подготовит короткий рассказ. Такую «презентацию» можно разбить на несколько вечеров или приурочить, скажем, к Дню именинника.

5. Проведите виртуальную экскурсию. Детям можно предложить заранее расспросить бабушек и дедушек о самых интересных местах в вашем городе, об известных людях, которые здесь жили. Подберите видеофильм или сделайте флэш-анимацию. Таким же образом можно устроить экскурсию в музей.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Гуманизм как главный источник художественной силы русской классической литературы. Основные черты литературных направлений и этапы развития русской литературы. Жизненный и творческий путь писателей и поэтов, мировое значение русской литературы XIX века.

    реферат , добавлен 12.06.2011

    Ступени исторического развития литературы. Стадии развития литературного процесса и мировые художественные системы XIX–XX веков. Региональная, национальная специфика литературы и мировых литературных связей. Сравнительное изучение литературы разных эпох.

    реферат , добавлен 13.08.2009

    Правила и порядок проведения русской дуэли. Исследование роли дуэлей как способа защиты достоинства и чести человека на примере литературных героев: Онегин и Ленский, Печорин и Грушницкий, Базаров и Павел Петрович, Пьер Безухов и офицер Долохов.

    курсовая работа , добавлен 04.05.2014

    Чтение как важнейший элемент культуры и быта, его отражение в литературных произведениях и введение "читающего героя". Литературные предпочтения в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети". Круг чтения героев Пушкина. Роль книги в романе "Евгений Онегин".

    курсовая работа , добавлен 12.07.2011

    Общая характеристика русской литературной жизни начала XIX в. Появления разных литературных обществ, кружков, журналов, в которых происходил процесс кристаллизации эстетических идей, поэтических форм, стилей. Три пути литературного развития классицизма.

    курсовая работа , добавлен 04.09.2009

    Сопоставление литературных мистических образов, созданных Н.В. Гоголем с их фольклорными прототипами, выявление сходства. Место мистических мотивов в произведениях Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки" и "Петербургские повести", цели их введения.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2010

    Исследование литературно-эстетических взглядов К. Паустовского и литературных портретов с акцентуацией на художественных особенностях авторского изображения. Сравнительный анализ биографии А. Грина и портрета К. Паустовского "Жизнь Александра Грина".

    курсовая работа , добавлен 08.06.2011

    История заселения Урала. Анализ теории жанра сказа. Изучение генетических истоков образов и мотивов в литературных сказах С.И. Черепанова, С.К. Власовой, Н.Г. Кондратковской. Познавательное значение старинных народных преданий. Анализ произведений.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2012

    Сущность мотива как явления художественной словесности, изучение его повторяемости в повествовательных жанрах народов мира. Функционирование мифологических мотивов в литературе разных эпох. Особенности лейтмотивного построения лирического произведения.

    реферат , добавлен 19.12.2011

    Причины появления, проблематика полемической литературы на Украине. История и периодика полемических произведений. Обзор произведений этого жанра в конце XVI в. Специфика полемических литературных произведений XVII в., их значение для украинской культуры.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то