Вот вам схема человеческой фигуры. Особенности телосложения (фигур) заказчиков

Телосложение и фигура человека. Фигура человека и ее визуальный анализ.

Зачем нужен тип телосложения?

Тип телосложения – это то, что будет с человеком всю его жизнь. Тип телосложения диктует стиль одежды, ее фасоны и даже цвета.У женщин от типа телосложения зависит протекание беременности и предположительный ход родов. По типу телосложения можно говорить о склонности к полноте, или наоборот, отсутствии такой предрасположенности.

Спортивные тренеры также смотрят на тип телосложения. Для астеников подходит бег, плавание, лыжи, биатлон, а в спорте, где важны рывковые, силовые нагрузки предпочтительно иметь гиперстеническую конституцию.

Доказана связь между типом телосложения и характером, темпераментом, социальным поведением и обменом веществ в организме человека.

Роль типа телосложения велика. Однако не стоит делать ее главенствующей. Умеренные физические нагрузки необходимы для здоровья, а занятия фитнесом позволят укрепить позвоночник и добиться коррекции фигуры.

Терминология.

Следует различать медицинский термин – «телосложение» и разговорный(повседневный, обыденный, расхожий)– «фигура». Термин фигура употребляется в разговорной речи, модельном бизнесе, производстве одежды, в спорте, физкультуре и фитнесе.

В понятие телосложение входит конституция, рост и масса человека.

Телосложение (habitus) - размеры, формы, пропорции и особенности частей тела, а также особенности развития костной, жировой и мышечной тканей.

«Толковый словарь русского языка» под редакцией проф. Д. Н. Ушакова дает определение: ТЕЛОСЛОЖЕ’НИЕ , я, мн. нет, ср. (книжн.). Сложение тела, фигура у человека. Стройное т. Слабое т

ФИГУРА (лат. figura – внешний вид – образ) – очертание человеческого тела, телосложение.

Каждый человек имеет в рамках конституции индивидуальную фигуру. Вариант фигуры формируется не в зависимости от пола, а в зависимости от соотношения роста, строения скелета и отложения подкожно-жировой клетчатки.

Первоначально необходимо отнести фигуру к одному из типов конституции человека.

Выделяют три основных типа конституции, по В.М. Черноруцкому (1884-1957, терапевт, академик АМН СССР).

КОНСТИТУЦИЯ ЧЕЛОВЕК А функциональные и морфологические особенности организма, сложившиеся на основе наследственных и приобретённых свойств и определяющие реактивность организма на различные (в т. ч. болезнетворные) воздействия. Строение и

функциональные особенности организма у различных людей в какой-то мере могут быть сходными, что позволяет говорить о типах конституции.

Астенический тип характеризуется значительным преобладанием продольных размеров над поперечными, конечностей – над туловищем, грудной клетки над животом.

Гиперстенический тип – преобладание поперечных размеров тела. Туловище относительно длинное. Конечности короткие. Живот значительных размеров.

Нормостеническая конституция отличается пропорциональным телосложением. Занимает промежуточное положение между астеническим и гиперстеническим типами.

Точки сочленения торса и шеи;
выступающие точки шеи;
центры грудных желез;
точки на уровне талии;
пупок, выступающие точки бедер (подвздошные кости);
точки нижнего уровня бедер;
место лонного сращения.

Со стороны спины можно назвать следующие тектонические точки:

Выступающие точки плеч;
седьмой шейный позвонок;
выступающие точки лопаток;
точки линии талии;
выступающие точки верхнего уровня бедер;
выступающие точки ягодиц.

Если эти точки соединить линиями, то можно по­лучить горизонтальные уровни и подобные геометрические фигуры, которые составят вспомогательную конструктивную сетку (рис. 1). По этой сетке удобно ориентироваться при компоновке основных масс костюма и поиске тектоничности изделия.

Все эти точки и линии положены в основу конструктивного построения одежды, являясь «точками отсчета» при создании чертежей конструкций, по которым изготавливаются лекала для раскроя изделий. Кроме того, они учитываются в моделировании. Руководствуясь тектоническими точками, можно уверенно создавать новую форму, зная, что она тектоничес­ки будет соответствовать фигуре человека.

Вы не Микеланджело и не Леонардо да Винчи и даже никогда не брали уроков рисования, но обстоятельства сложились так, что Вам необходимо нарисовать человеческую фигуру. И чтобы Вас не поперли как Остапа Бендера с парохода (то есть с работы), за то, что Вы не умеете рисовать человеческую фигуру , рассмотрим основные принципы изображения фигуры человека.
Все, что Вам нужно это ручка или карандаш, бумага и никаких заметных художественных способностей.

ширина стопы равна ширине колена.

При построении пропорций руки следует учесть, что локоть расположен на уровне линии талии, кисть руки доходит до середины бедра, а длина кисти руки равна 3/4 М. Перпендикуляры, опущенные из середины каждой плечевой линии на линию груди, определяют положение сосков грудных желез. Линию наклона плеча получаем, соединив среднюю точку высоты шеи с крайней точкой плеча (рис. 4.40, б).

Натурщик располагается на спокойном фоне. Освещение должно быть не сильным и верхнебоковым. Желательно на некотором расстоянии от постановки разместить скелет человека и экорше Гудона - все это поможет сделать анатомический анализ живой фигуры.

Последовательность рисования фигуры с живой модели та же, что при рисовании гипсовой анатомической фигуры. Перед началом рисования следует рассмотреть фигуру с разных сторон и понять характер ее движения, т.е. выяснить, как изменяются части фигуры, каково соотношение этих частей между собой и фигурой в целом.

При рисовании фигуры в движении нужно учитывать условие устойчивости. Человеческое тело, как и всякий материальный предмет, имеет центр тяжести.

Для сохранения тела в устойчивом положении необходимо, чтобы отвесная линия, условно проведенная из центра тяжести, падала на землю в пределах площади опоры.

Площадью опоры (при положении стоя) называется область, занятая подошвами ног, плюс промежуток между ними. При движении человека центр его тяжести смещается в ту или иную сторону. Причем как бы он ни смещался, отвесная линия, условно опущенная из него, должна оставаться в пределах площади опоры, иначе тело потеряет равновесие (рис. 4.25).

Рисование обнаженной модели начинаем, как всегда, с определения места расположения и размеров рисунка, т.е. с его композиции на листе. Размер фигуры намечаем двумя горизонтальными линиями. Проводим вертикаль и наносим на ней основные пропорциональные соотношения частей фигуры. Далее проводим горизонтальные оси, определяющие движение частей тела.

При положении фигуры с опорой на одну ногу вертикаль, опущенная из центра тяжести, проходит через стопу опорной ноги. Серединная линия туловища проходит от яремной ямки через грудину, пупок, к лобку и будет изогнута в сторону, противоположную опорной ноге.


Рис. 4.25. Положение центра тяжести фигуры человека при различных движениях


Рис. 4.26. Этапы рисования обнаженной фигуры человека

По горизонтальным осевым линиям намечаем расположение основных опорных точек фигуры. Затем определяем осевые линии рук, стопы, ног. Легкими линиями намечаем объем грудной клетки, таза, конечностей, наклон шеи и головы. Также следует наметить положение ключиц и сосков груди.

На следующем этапе работы уточняем пропорции, характер движения и индивидуальные особенности фигуры, все время сравнивая части между собой и фигурой в целом. Легкой штриховкой намечаем боковые поверхности головы, шеи, торса и конечностей.

Далее продолжаем моделировку частей фигуры с учетом их пластического значения и характера. При выявлении тоном объемов частей фигуры следует помнить о конструктивных особенностях их форм. Не стоит слишком увлекаться тоном, чтобы не зачернить рисунок.

Рис. 4.27. А.Лосенко. Натурщик

На завершающем этапе следует все детали тонально подчинить главному, т. е. обобщить рисунок.

На протяжении всего процесса рисования полезно отходить от работы и на расстоянии сравнивать рисунок с натурой: на расстоянии лучше видны ошибки. Этапы рисования обнаженной фигуры человека с живой модели отображены на рис. 4.26.

Важное обучающее значение для начинающих имеет знакомство с работами мастеров изобразительного искусства (рис. 4.27 и 4.28). В их рисунках хорошо видно, как художники передают пластику человеческой фигуры, ее движение, как моделируют форму тоном.

Рис. 4.28. А.Иванов. Сидящая натурщица с поднятой рукой

Длительные рисунки фигуры человека формируют умение видеть и анализировать сложную форму, подчинять детали целому; вырабатывают чувство пропорциональных и тональных отношений. Однако в длительных рисунках теряется свежесть восприятия.

Чтобы развить остроту зрения и умение выявлять и фиксировать на бумаге главное в движении и пластике фигуры человека, полезны краткосрочные рисунки и зарисовки с натуры и по памяти.

На набросок или зарисовку фигуры человека отводится от 10 до 30 минут. Поэтому от рисующего требуется умение лаконичными средствами и обобщенной трактовкой передать самое характерное в модели - основные пропорции и остроту движения. Владение наброском имеет большое значение в творческой работе над эскизами моделей одежды.

Наброски могут выполняться разными графическими материалами: графитными карандашами (М и 2М), прессованным углем, сангиной, соусом, цветными карандашами, тушью и пером.

В наброске должны отразиться знания и опыт, приобретенные в изучении натуры. По мере накопления опыта можно сокращать время, отводимое на его выполнение от 15 до 5 минут.

Главным выразительным средством в краткосрочных рисунках является линия, контур. Динамичная линия разной ширины и нажима способна передать не только пластику фигуры и характер движения, но и трехмерность формы (рис. 4.29)

Помимо набросков, выполненных только линией, существенное значение имеют зарисовки с нанесением обобщенных теневых плоскостей. В зависимости от нажима карандаша можно получить широкие или узкие, темные или светлые, мягкие или жесткие штриховые пятна (рис. 4.30).

Большое значение для развития зрительного восприятия имеют рисунки по памяти. Набросок по памяти обладает возможностью запечатлеть быстро проходящие явления, зафиксировать самое главное, неповторимое, индивидуальное.

Это достигается специальными упражнениями. Например, рисующий в течение минуты должен рассмотреть и запомнить позу натурщика. Затем натурщик уходит, а учащийся должен вое произвести на листе по памяти движение и характер модели. По истечении отведенного на набросок времени нат урщик возвращается в исходную позу, а учащийся корректирует свой рисунок.


Рис. 4.29. Наброски обнаженной фигуры, выполненные линией. Учебные рисунки

Рисование с натуры по памяти и по воображению формирует образное видение, так необходимое в творческой деятельности.

Живопись обнаженной фигуры человека хотя и имеет свои особенности, но подчиняется тем же общим законам, что и живопись всех других пре дметов.

Для постановки необходимо выбрать натурщика хорошего телосложения, с хорошо читающейся пластикой и строением тела. Модели надо придать такую позу, чтобы она хорошо смотрелась со всех точек зрения. Фон должен быть нейтральным, гармонирующим с фигурой и выявляющим разнообразие красок тела.

Разные части тела отличаются друг от друга по окраске. Грудная клетка имеег более холодные цвета, чем ноги, которые отличаются красноватым оттенком, особенно в тех случаях, когда натурщик долго находится в вертикальном положении. У поднятых рук оттенок азетлее, чем у опущенных, к которым прилив крови больше.

Отыскивая цветовые различия между отдельными частями тела, надо помнить, что живопись этюда не должна пестрить красочными нюансами. Восприятие натуры должно оставаться цельным.

На цвет тела человека также влияют освещение и окружающие предметы. Примером может служить работа Огюста Ренуара «Обнаженная» (см. рис. 15 на цв. вкл.). Фигура вся в голубоватых рефлексах, атласное тело серебрится в тенях. Живопись Ренуара превратила женское тело в нечто радужное, лучистое. Не случайно эта кар-

Рис. 4.30. Наброски обнаженной фигуры с обобщенной тональной проработкой. Учебные рисунки

тина получила второе название - «Жемчужина».

Итак, задача этюда заключается в том, чтобы в небольшом цветовом объеме, с помощью множества тонких оттенков живописно вылепить тело обнаженной натуры.

5. Выполните наброски с обнаженной фигуры человека в различных движениях.

6. Выполните этюд обнаженной фигуры человека в технике алла-прима.

§ 6. Рисование человека в одежде. Этюд человека в одежде

Чтобы лучше понимать красоту и разнообразие форм одежды, будущие специалисты швейной промышленности должны уметь хорошо чувствовать и рисовать фигуру человека в одежде.

Остается рассмотреть вопрос о видимом показателе систематической
правильности в выборе человеком дороги на распутьи.
Этот показатель именуется душевной гармонией . Она служит наградой тому,
кто вообще стремится выбирать правильную дорогу и осуществляет это
стремление.

Душевная гармония характеризуется одинаковостью, парностью, строгой
равномерностью и параллельностью в развитии активности и восприимчивости
в человеке.

Человек, хорошо воспринимающий клише в какой-либо области и не одаренный
реализационной властью в размерах своего понимания этой области, будет
негармоничным и несчастным в этой области.

И обратно - если вы властны в чем-нибудь таком, в чем вы не умеете
ориентироваться, в чем вы недостаточно осведомлены, вы опять-таки не
можете обладать гармонией.

Гармония - это, так сказать, нейтрализация бинера "Адам - Ева",
"активность - восприимчивость" внутри самого астрального человека.

Этот бинер нейтрализуется элементом соответствия, согласия крайних
терминов.

Отметим еще вопрос о свободе воли по существу его (в смысле
количественного определения этой свободы в различных планах и подпланах
бытия).

Мало-мальски посвященный человек сознает, что, вообще говоря, нет дыма
без огня. Следовательно, если с одной стороны имеются ярые детерминисты,
а с другой стороны - фанатические поборники идеи абсолютной свободы воли,
то, вообще говоря, в определенном подплане нашего бытия имеется
определенная порция кармического рабства (законы природы суть карма
Вселенной) + определенная же порция человеческой свободы выбора между
эволютивным и инволютивным.

Представьте себе всю площадь инволютивного треугольника как область
инволютивных путей, нам открытых.

Площадь эволютивного (восходящего) треугольника отождествите с областью
эволютивных путей.

Там, где в травах ветер сладкий,
Где за полем бор стеной,
Собираю я загадки
В кузовок берестяной.
И пропахла в нём береста
Земляникой и смолой,
Спелой рожью,
Мёдом с воском
И травою луговой....

– А что я собираю в кузовок? (Ответы детей). А
что ещё лежит в нём, вы узнаете, коль загадки
разгадаете.

– Что растёт в лесу?

Выберите со стола все картинки растений.

Загадка №1.

На лесной опушке
Стоят подружки.
Платьица белены
Шапочки зелены. (Березки).

Выберете и прикрепите на своих ковролинах, где
будет лес.

– Получился ли у нас лес? Почему? Что растёт ещё
в лесу? (Ответы детей).

Загадка №2.

В колыбельке подвесной
Летом житель спит лесной.
Осень поздняя придёт
На зубок он попадёт. (Орех).

Молодцы, все справились с заданием.

Для усиления эмоциональной выразительности
движения мы воспользуемся красками. Рисовать
будем гуашью. Гуашь это плотная краска, очень
зимняя. Рисовать мы будем крупными пятнами.
Поскольку тема нашего рисунка “Зимние игры”, мы
должны “одеть” нашу фигуру в зимнюю одежду.

Откройте краски, возьмите кисти и широкими
мазками начинайте “одевать” нашу фигуру.
Рисуйте смело, ведь рисунок гуашью всегда можно
исправить, перекрыв участок белым цветом.

Мелкие детали мы не прорисовываем. Соблюдайте
технику живописи гуашью.

На нашей улице холодно, поэтому шапка, шарф и
варежки необходимы нашим фигурам, чтобы
уберечься от ветра и мороза.

(Дети рисуют гуашью одежду поверх нарисованной
ранее схемы, тихо звучит музыка).

Ребята, кто закончил рисовать фигуру можете
подрисовать детали, которые указывали на зимние
забавы: снежок, лыжную палку, нижнюю линию саней.

20 мин.

По ходу работы индивидуальная помощь и
консультация педагога.

5. Подведение итогов занятия:

Краткий анализ выполненных этюдов;

Помните, что качество нахождения лица в кадре зависит как от расстояния до головы, так и от её положения (наклонов). Приемлемыми наклонами головы для сенсора считаются вверх-вниз ±20°, влево-вправо ±45°, наклон на бок ±45°. Оптимальными будут ±10°, ±30° и ±45° для наклонов вверх-вниз, влево-вправо и набок соответственно (см. 3D Head Pose).

Когда первый раз пытаешься написать, что-то для Kinect, чувство того, что чего-то не хватает, не покидает ни на минуту. И когда в сотый раз настраиваешь точки останова так, чтобы они сработали именно при определенном жесте, и когда в сотый раз делаешь этот жест перед камерой, вот тогда и понимаешь чего же не хватает на самом деле! Простого эмулятора. Чтобы можно было записать нужные жесты, а потом спокойно сидеть и отлаживаться. Как ни странно, лучи добра посланные разработчиками всего мира, испытавшими разработку для Kinect, достигли цели. В состав Developer Toolkit вошел инструмент под названием


Иногда рисовальщик облегчает себе изображение фигур тем, что он сначала изображает движение или положение тела в виде небрежной полосы или пятна, которые затем покрывает сухой краской либо пастелью. На нее легче наносить контурную линию. Технически хорошо выглядит штриховой рисунок пером, чернилами, разведенными водой. При этом способе, рисования прежде всего заштриховываются пером темные поверхности. Чем темнее поверхность, тем гуще будет штрих. Освещенные части поверхности не следует штриховать, если в нашу задачу не входит изобразить только свет и тени. Мокрой кистью прежде всего смывают темные поверхности, затем переходят к поверхностям с полутенью (здесь нужно кисть обмакнуть в чистую воду). Край освещенных не фоновых поверхностей смачивают только чистой водой так, чтобы переход от освещенных поверхностей к теневым на изображенных круглых поверхностях был плавным. Следует помнить, что на темных поверхностях более светлые из них должны выступать как закрытые, цельные островки. Рисунок будет более пластичным, если темную поверхность фона поместить рядом с освещенным контуром.

Возросшие требования к качеству одежды, соответствующей по своей форме и размерам телу человека, определяют необходи­мость изучения особенностей строения тела человека. Поскольку к услугам предприятий, изготовляющих одежду на заказ, чаще всего обращаются люди, имеющие нестандартные фигуры: несо­размерные рост и полноту, длину туловища и конечностей, асим­метрию частей тела и т.п., знание особенностей тела человека, размеров отдельных его частей, их соотношений, понимание ха­рактера связей и закономерностей изменчивости отдельных раз­мерных признаков необходимо специалисту для разработки опти­мальной для конкретного заказчика конструкции изделия.

Характеристика внешней формы тела человека

При рассмотрении внешней формы тела человека обычно вы­деляют основные крупные части: туловище, шею, голову, верх­ние и нижние конечности.

Основными опорными участками тела, покрываемыми одеж­дой, являются голова, шея, плечи, грудь, живот, спина, ягоди­цы, предплечья, бедра и голени. Рассмотрим форму участков, наиболее важных для конструирования одежды.

Шея ограничивается снизу уровнем седьмого шейного позвон­ка - сзади, грудной костью и ключицами - спереди. Форма шеи разнообразна. В сагиттальной плоскости шея несколько наклонена вперед. Форма сечения шеи на уровне мерки обхвата шеи прибли­жается к эллипсу, несколько сплюснутому со стороны спины. Форма и длина шеи влияют на выбор модели воротника и конст­руктивное решение горловины изделия. Длина шеи зависит от сте­пени наклона плеч.

Плечи (плечевые скаты) представляют собой верхнюю часть грудной области туловища, расположенную от основания шеи до плечевых суставов и имеющую небольшой наклон от шеи. В зави­симости от степени наклона плечевых скатов, характеризуемого

Рис. 1.1. Измерение высоты плеч Рис. 1.2. Измерение ширины плеч

размерным признаком «высота плеч» В п (рис. 1.1), различают пле­чи высокие (В п - 4,7 ± 0,75 см - у женщин и 5,8 ± 0,75 см - у мужчин), нормальные (В п = 6,2 ± 0,75 см и 7,3 ± 0,75 см соот­ветственно у женщин и мужчин) и низкие (В п = 7,7 ± 0,75 см и 8,8 ± 0,75 см соответственно у женщин и мужчин). Средний на­клон плеч у женщин составляет 21°, у мужчин - 24° .

Для характеристики формы плеч используют размерный при­знак «ширина плечевого ската» Ш п (рис. 1.2), который определя­ется путем измерения расстояния между точкой основания шеи и плечевой точкой, а также размерный признак «дуга плечевого пояса сзади» Д,з, определяемый путем измерения расстояния по гори­зонтали на спине между плечевыми точками. Размерный признак Д т характеризует также разворот плеч (ракурс).

Часто встречаются фигуры, у которых плечи разной высоты. Плечи могут быть повернуты вперед или развернуты назад. Если плечи повернуты вперед, обычно образуются впадины в области ключиц. У фигур, плечи которых развернуты назад, ширина спи­ны, как правило, меньше, чем у фигур типового телосложения, а выпуклость груди - увеличена.


В зависимости от значений Ш п и Д пз различают плечи нор­мальной ширины, широкие и узкие. Скаты плеч часто бывают неровными и неодинаковыми по форме, округлыми или угло­ватыми.

Форма груди определяется размерами грудной клетки и груд­ных мышц, а у женщин, кроме того, во многом зависит от формы грудных желез. Форма грудной клетки может быть плоской, ци­линдрической и конической (напоминающей усеченный конус, обращенный большим основанием вниз).

Различают четыре основные формы грудных желез у женщин: коническая, полушаровидная, чашевидная и отвислая. Грудные железы каждой из названных форм характеризуются размерами (степенью развития) и уровнем расположения. По степени разви­тия грудные железы могут быть слабо развитые, средние и сильно развитые. По уровню расположения различают грудные железы, расположенные высоко, нормально и низко. Размеры грудных желез оказывает значительное влияние на конструкцию переда женской одежды.

Живот - брюшная область туловища - расположен между груд­ной клеткой и верхним краем таза. Форма его разнообразна, зави­сит от пола, возраста человека, количества жировых отложений и соотношений размеров грудной клетки и таза. Живот может быть впалый, плоский и выступающий (выпуклый). С возрастом обыч­но появляются излишние жироотложения, живот увеличивается в размерах, выступает вперед, мышцы живота ослабевают и отви­сают в виде жировых складок.

Задняя часть туловища - спина - располагается между седь­мым шейным позвонком и крестцом. Форма спины определяет­ся изгибами позвоночного столба, формой лопаток и степенью развития мышц спины и подкожно-жирового слоя. В зависимо­сти от изгибов позвоночного столба различают форму спины: нормальную (с умеренными изгибами всех отделов позвоноч­ника), сутулую (с увеличенным грудным кифозом) и прямую (со сглаженными, небольшими изгибами всех отделов позво­ночника). Спина в верхней (грудной) части, как правило, шире, чем в нижней (поясничной). Выпуклость лопаток оказывает вли­яние на размеры и форму спинки изделия, во многом опреде­ляет ее конструкцию.

Форма ягодиц определяется формой таза и ягодичных мышц. Различают ягодицы нормальные, выступающие и плоские. Форма и размеры ягодиц определяют ширину и объем изделия на соот­ветствующем уровне.

Форма верхних конечностей (рис. 1.3) зависит от положения продольных осей плеча и предплечья, образующих в локтевом суставе угол р. Форма верхних конечностей может быть нор­мальной (р = 164 ±3° - у женщин и 169 + 3° - у мужчин), согну­той в локте (р< 161° и < 166° соответственно у женщин и мужчин) или выпрямленной (р>167° и >172° соответственно у женщин и мужчин).

Положение плеча (верхней части руки) относительно туло­вища зависит от угла а и может быть отвесным (а = 90 + 3°), передним (а<87°) или задним (а>93°). Углы аир связаны между собой обратной связью: с увеличением угла а угол р уменьшает­ся, и наоборот. В зависимости от степени развития мышц и под­кожно-жирового слоя различают руки нормальные, мускулистые, жилистые, худые, полные. Форма верхних конечностей оказыва­ет влияние на размеры рукава и положение его в пройме.

Форма нижних конечностей в зависимости от положения осей бедра и голени, а также положения головки бедренной кости в


Рис. 1.3. Форма Рис. 1.4. Форма нижних конечностей:

верхних конечностей а - нормальная; б - Х-образная;

в - О-образная; г - Л-образная

тазобедренном суставе может быть нормальной (рис. 1.4, а), если оси бедра и голени расположены примерно на одной линии; Х-образной (рис. 1.4, б), если указанные оси образуют тупые, от­крытые наружу углы; О-образной (рис. 1.4, в), если оси образуют тупые, но открытые внутрь углы; Л-образной (рис. 1.4, г), если оси бедра и голени образуют прямые, расходящиеся книзу линии. О том, какое влияние на конструкцию брюк оказывает форма нижних конечностей, сказано в п. 3.3.

Ноги, как и руки, в зависимости от степени развития мышц и подкожно-жирового слоя могут быть нормальные, мускулистые, жилистые, худые и полные (равномерно или с локализацией жира на отдельных участках).

Различные сочетания этих признаков образуют различную вне­шнюю форму тела человека.

ТЕЛОСЛОЖЕНИЕ

Телосложение зависит от таких факторов, как степень разви­тия мускулатуры и подкожно-жирового слоя, пол и возраст чело­века, форма и размеры скелета.

Разработаны различные схемы типов телосложения мужчин, женщин и детей .

Некоторые исследователи строят схемы типов телосложения женщин только на основании характеристики степени развития и распределения жироотложений на отдельных участках тела, без учета изменчивости остальных признаков телосложения. Такова,

например, схема типов телосложения, предложенная югославс­ким исследователем Б.Шкерли. Он выделяет три основных и одну дополнительную группы телосложения:

1-я группа - с равномерным распределением жироотложений по всему телу. Степень жироотложений может быть слабой, сред­ней и обильной. В соответствии с этим выделяются три типа (ва­рианта) телосложения: Ь - лептозомный (от греч. 1ерШ - тон­кий), N - нормальный, К - рубенсовский (рис. 1.5);

2-я группа - с неравномерным распределением жироотложе­ний. Она включает два типа: 5 - верхний (от лат. зирепог - вер­хний), характеризующийся повышенным жироотложением в вер­хней части тела (выше талии), и / - нижний (от т/епог - ниж­ний), характеризующийся повышенным жироотложением в ниж­ней части тела;

3-я группа - также с неравномерным распределением жиро­отложений, преимущественно на туловище или конечностях. При повышенном жироотложении на туловище выделяют тип Тг (от лат. 1гитиз - туловище), при повышенном жироотложении на конечностях - тип Ех (от лат. ех1гетИаз - конечность);

4-я группа (дополнительная) - с повышенным жироотложе­нием на отдельных участках тела, например, на груди - тип М (от лат. татта - женская грудь), на бедрах, в области так называ­емых вертелов, - тип Т (от лат. 1госЬаЫег - вертел).

Каждая фигура человека уникальна и неповторима. Тем не менее, в зависимости от строения скелета, распределения жировой и мышечной ткани по телу, пропорций фигуры, а также линий силуэта выделяют пять основных видов фигуры человека. При этом, независимо от того, будете вы худеть или поправляться, тип вашей фигуры останется прежним.

Правильно подобранная одежда поможет создать нужные пропорции фигуры, расставить акценты на достоинствах и замаскировать недостатки. По этой причине при выборе наряда следует принимать во внимание индивидуальные особенности фигуры, а также учитывать ее тип.

Вид фигуры человека: “Груша”

Особенность фигуры в данном случае состоит в том, что бедра шире плеч, а верхняя часть туловища немного длиннее нижней. При этом ноги обычно имеют ширококостный тип сложения, а руки – узкокостный. Данный тип фигуры предполагает выраженную талию.

Жировые отложения обычно образовываются в области ягодиц, бедер, живота и икр. При этом ровная осанка – очень важная деталь для грушевидной фигуры. Даже малейшая сутулость будет подчеркивать ее отрицательные особенности.

При выборе физической нагрузки для коррекции такого вида фигуры следует обратить внимание на тяжелые комплексные упражнения, нацеленные на развитие сразу нескольких групп ножных мышц. Также следует выполнять два-три упражнения, нацеленных на конкретные мышцы ног. В процессе коррекции фигуры не следует забывать и о верхней части тела, чтобы сместить зрительный акцент со слишком тяжелых бедер.

Фигура “Песочные часы”

“Песочные часы” – классический вид женской фигуры, при котором любые недостатки легко корректируются. В большинстве случаев работа над силуэтом сводится к регулировке веса. Пропорции фигуры данного типа предполагают примерно равную ширину плеч и бедер. Такая фигура смотрится абсолютно гармонично. В некоторых случаях талия даже излишне узкая.

Особенность фигуры заключается в том, что жировые отложения возникают обычно в области бедер и груди. Если вы хотели бы подкорректировать такой тип фигуры, следует соблюдать сбалансированный рацион питания. Основная задача – поддержание такого объема жировой ткани, который бы подчеркивал плавность линий и сохранял мышцы в хорошей форме.

Фигуры человека “Яблоко”

Данный тип фигуры отличается плавными линиями, идущими от плеч до бедер. Фигура “Яблоко” обычно встречается у склонных к полноте женщин. В данном случае рекомендуется делать акцент на ноги и ярко выделять лицо.

Корректируется фигура путем соблюдения сбалансированного рациона питания и выполнения комплексных физических нагрузок.

Фигура “Прямоугольник”

Особенностью фигуры “Прямоугольник” является практически одинаковая ширина бедер и плеч, а также широкая талия. При этом, чем больше масса тела, тем менее рельефно выглядят мышцы, обозначающие контуры фигуры.

Основная проблема – выступающий живот и широкая талия. Люди с таким типом фигуры, как правило, обладают достаточно сильными мышцами, которые легко и быстро отзываются на упражнения с тяжестями.

Чтобы избавиться от жировой прослойки вокруг талии, а также укрепить мышцы живота, следует соблюдать низкожировую диету, регулярно заниматься аэробикой, а также выполнять упражнения, нацеленные на укрепление мышц живота. Отдельные виды упражнений помогут подкорректировать именно область талии. К таким физическим нагрузкам можно отнести ходьбу и бег трусцой.

Вид фигуры человека “Треугольник”

Пропорции фигуры “Треугольник” характерны для женщин спортивного телосложения с широкими плечами, узкими бедрами и достаточно широкой талией. Длина верхней части туловища может быть немного короче нижней. В некоторых случаях стройные ноги сочетаются с объемной верхней частью тела.

Жировой излишек при таком типе располагается в области спины, рук, груди и живота. Для того чтобы сбалансировать верхнюю и нижнюю часть туловища, необходимо добавить массу в области бедер и слегка облегчить верх. В данном случае необходимо наращивать мышечную массу ягодиц, а также избавляться от жировых отложений в области живота.

статье мы рассмотрели основные особенности строения индивидуальной фигуры человека, которые существенным образом влияют на конструкцию одежды.

К частям тела, оказывающим немаловажное влияние на процесс конструирования и моделирования одежды, относятся также голова, шея, верхние и нижние конечности.

Голова, особенно лицевая ее часть, играют важную роль в гармонизации одежды с внешним обликом конкретного человека. Основные размерные характеристики головы (обхват головы, ее высота и ширина) при сопоставлении их друг с другом и с шириной плеч и ростом учитываются в основном при выборе соответствующей модели на этапе утверждения (согласования) эскиза будущего изделия.

Для целей разработки конструкции изделия на конкретную фигуру из перечисленных признаков учитываются в основном характеристики шеи и верхних конечностей. Форма нижних конечностей оказывает влияние на конструкцию только поясной одежды, в частности брюк, шорт, юбки - брюк.

Основными характеристиками шеи , учитывающимися при разработке конструкции изделия, а также при выборе соответствующих видов и параметров воротников, являются внешняя форма шеи, ее длина, наклон и обхват.

Основные характеристики шеи

Длина шеи определяется размерным признаком Дш.з . Установлено три варианта шеи по длине (см. рисунок а, б, в соответственно):

Короткая с Дш.з =13 - 32 мм;

Нормальная с Дш.з = 33 - 55 мм;

Длинная с Дш.з = 56 - 90 мм.

О ширине шеи судят по величине отношения ширины шеи к ширине челюстной части лица. По этому признаку можно выделить три варианта шеи:

Широкая (рисунок г ),

Нормальная (рисунок д ),

Тонкая (рисунок е )

По форме боковой поверхности шеи встречаются четыре варианта:

Цилиндрическая (рисунок ж ),

Коническая, зауженная кверху (рисунок з ),

Коническая, зауженная книзу (рисунок и ),

Гиперболическая (рисунок к ).

Форма верхних конечностей определяется величиной угла ? , образованного положением продольных осей плеча и предплечья.

Признаки формы верхних конечностей

По этому признаку различают руки:

  • нормальные, имеющие угол (? ??164° - см. рисунок а ),
  • согнутые в локте (? < 164° - см. рисунок б ),
  • спрямленные в локте (? > 164° см. рисунок в ).

По пространственному положению верхней части руки (положению плеча) относительно туловища, характеризующемуся углом ? (см. рисунки г, д, е ) Различают руки, имеющие

  • отвесное положение (угол ? = 90°),
  • переднее положение (? < 90°)
  • заднее положение(? < 90°).

По степени развития мышц и подкожно - жирового слоя различают худые (тонкие), нормальные и полные руки с равномерным и неравномерным жирораспределением. При неравномерном жирораспределении местом его локализации является, зачастую, область плеча. Такой вариант рук встречается у женщин пропорций.

Учет формы верхних конечностей немаловажен при разработке конструкции рукавов, особенно их нешироких вариантов.

Форма нижних конечностей определяется положением осей бедра и голени и степенью развития мышц и подкожно - жирового слоя.

В зависимости от положения осей бедра и голени различают форму ног

  • нормальную (рисунок а ),
  • О - образную (варусную, рисунок б ),
  • X - образную (вальгарусную, рисунок в ),
  • Л - образную (ноги циркуль, рисунок г ),
  • П - образную (рисунок д ).

Варианты форм нижних конечностей

Носки ног (рисунок е, ж ) могут излишне расходиться или быть повернутыми внутрь.

Определяют форму ног и места локализации подкожно – жирового слоя.

По этому признаку различают ноги с равномерным и неравномерным жирораспределением. В последнем случае наиболее характерным местом локализации подкожно - жирового слоя является область бедра. Такой тип ног встречается в основном у женщин нижнего типа пропорций.

Таким образом, тип телосложения конкретного заказчика может быть определен на основании анализа сочетаний полученных при визуальном осмотре и в процесс снятия мерок его фигуры и сопоставлении их с выделенными характеристиками наиболее часто встречающихся типов фигур.

Как уже отмечалось в предыдущей статье, в настоящее время еще не разработана четкая классификация внешних форм тела человека, учитывающая все многообразие морфологических признаков.

Следует привести примеры лишь нескольких классификационных характеристик типов женских фигур, наиболее часто встречающихся в практике изготовления изделий по индивидуальным заказам.

Так, в зависимости от профильных и фасовых конфигураций женских фигур на соответствующих (грудном, тазобедренном и плечевом), предложено одиннадцать типов телосложений женских фигур:

Типы телосложения женских фигур

  • Первый тип (1). Фигуры условно пропорциональные, стройные.
  • Второй тип (2). Фигуры с особенностями телосложения, заключающимися в отклонении наиболее выступающих точек лопаток от вертикальной плоскости, касательной к наиболее выступающим точкам ягодиц.
  • Третий тип (3). Фигуры с особенностями телосложения, заключающимися в отклонении наиболее выступающих точек ягодиц от вертикальной плоскости, касательной к наиболее выступающим точкам лопаток.
  • Четвертый тип (4). Фигуры с особенностями телосложения, заключающимися в отклонении выступающих точек грудных желез от вертикальной плоскости, касательной к передней стенке выпуклости живота.
  • Пятый тип (5). Фигуры с высоким положением плечевых скатов.
  • Шестой тип (6). Фигуры с низким положением плечевых скатов.
  • Седьмой тип (7). Фигуры с различной высотой плеч.
  • Восьмой тип (8). Фигуры с узким тазобедренным поясом по ширине в фас.
  • Девятый тип (9). Фигуры с широким тазобедренным поясом по ширине в фас.
  • Десятый тип (10). Фигуры с различной формой бедер с левой и правой стороны при постановке в фас.
  • Одиннадцатый тип (11). Фигуры с сочетаниями двух или трех единичных отклонений, перечисленных в предыдущих вариантах, так называемые «сложно типовые фигуры».

Наибольшее разнообразие типов телосложения встречается у женщин больших размеров и полнот , поэтому для практических целей изготовления одежды при условии индивидуального пошива одежды представляет интерес изучение особенностей и классификация именно их телосложения.

Опыт работы специалистов Центра развития моды и закройщиков ведущих ателье позволил установить шесть вариантов телосложения женских фигур большой полноты.

Типы телосложения женских фигур большой полноты

  • Тип 1 - характерен одинаковым выступанием грудных желез и живота спереди и одинаковым выступанием лопаток и ягодиц сзади (рисунок а ).
  • Тип 2 - характерен большим выступанием лопаток по отношению к ягодицам сзади (рисунок б ).
  • Тип 3 - характерен большим выступанием ягодиц по отношению к лопаткам сзади (рисунок в ).
  • Тип 4 - характерен большим выступанием живота по отношению к груди (рисунок г) .
  • Тип 5 - характерен большим выступанием грудных желез по отношению к животу (рисунок д ).
  • Тип 6 - характерен широким тазобедренным поясом, сильно выступающими бёдрами за вертикальные прямые, проведенные из передних углов подмышечных впадин (рисунок е ).

В практике работы закройщиков зачастую встречаются фигуры с двумя или даже с тремя единичными отклонениями, изготовление изделий на которые требует тщательного анализа признаков внешней формы тела, с целью последующего использования полученных данных для точной разработки конструкции модели с учетом особенностей телосложения заказчика.

Безусловно, чёткое определение типа телосложения заказчика позволяет нацелить дальнейшие конструктивные разработки будущей модели на те изменения в конструкции, которые традиционно связаны с определённым типом фигуры. Однако, это уже тема отдельного цикла статей об особенностях конструирования одежды на фигуры нетипового телосложения.

Подписывайтесь на статьи

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то