Формы крестов у различных религий. Крест. Происхождение символа. рис. Символ бога Солнца Ашшура в Ассирии

Крест по праву считается одним из самых известных христианских символов, в виду своего широкого использования в данной традиции, хотя и был известен человечеству еще задолго до появления на Земле христианства. Археологические находки подтверждают факт почитания креста еще в эпоху древнего палеолита.

Принято считать, что название символа происходит от общеевропейского корня «cru», что в переводе означает «искривленный». По другой версии слово происходит от древнерусского «крес», обозначающее «огонь». В современном языке до сих пор сохранились однокоренные слова применимые к огненной стихии, однако они претерпели некоторые изменения в своей трактовке. Например «кресало» (инструмент для разжигание огня), крещение (в древней традиции слово имело значение «прохождение через огонь», что означало ритуальное очищение), воскресение (день разжигания огня, предназначенного для преподнесения подношений богам).

Его тесная связь со стыдом и болью, должно быть, сыграла определенную роль в предотвращении этого символа ранними христианами. Однако ранние христиане не отказались от этого могущественного образа. После преследования Императора Нерона христиан в первом столетии верующие, которые хотели выразить себя и свою религию, нашли другие символы, чтобы скрыть их значения. Египетский символ жизни, анк, был общим символом на древнем Ближнем Востоке. Он похож на прописную букву Т с петлей сверху. Сходство между этим символом и формой креста вдохновило ранних христиан использовать его в качестве замены фактического креста.

В общем понимании крест представляет собой символ жизни, неба и вечности. Довольно часто он выступал олицетворением тех или иных богов, но чаще служил изображением человека, раскинувшим в стороны руки. По другой версии изначально данный символ ассоциировался с взаимодействием двух начал: мужского и женского, представленных двумя линиями. А североамериканские индейцы таким образом графически изображали союз небесного и земного огня. В более давних культурах он часто служил моделью Мирового Древа, взаимодействующего с реальным миром.

Этот особый символ использовался даже во второй половине Евангелия от Луки. Письма алфавита также получили особое значение христианами. Символ был сделан путем перекрытия двух букв. Первая аттестация этого конкретного христианского символа находится на стене некрополя Ватикана.

Вскоре после этого периода один человек возглавил самую могущественную империю в мире, чтобы поддержать ранее презираемый символ креста. В разгар борьбы за власть над Римской империей Константин, который был занят борьбой с надеждой на трон, пробрался к римской столице и оставил свои войска на Мильвском мосту. Прежде чем участвовать в битве со своим соперником, Константин задумался над своей стратегией. Великий церковный историк Евсевий записал подробное описание этого ключевого момента в жизни Константина.


С течением времени появились всевозможные вариации данного символа, поскольку различные религиозные культы, делая его своей эмблемой, добавляли в него всевозможные элементы. Это в первую очередь связано с желанием создать собственный символ, не похожий на другие распространенные формы креста, для обозначения своих религиозных предпочтений.

Этот великий военачальник был убежден, что ему нужно что-то более мощное, чем его вооруженные силы, чтобы выйти победителем, считая обладание оружием и многочисленными солдатами второстепенного значения, ибо без помощи Бога он думал, что эти вещи ничего не могут сделать. Он считал, что неудачи других генералов были связаны с их верой в множество богов и тяготели к вере отца в одного, высшего Бога. Этот символ представлял Христа и напоминал образ Спасителя на кресте. Битва на Мильвском мосту была успешной и стала поворотным пунктом в стремлении Константина стать правителем Римской империи.

Анкх.


Анкх является одним из наиболее древних вариаций креста, и довольно часто встречается на гробницах Египетских фараонов. Древние египтяне считали данный символ, также известный как «каккрукс ансата» (крест с рукояткой), своеобразным ключом в загробный мир, а также олицетворением бессмертия и высшей мудрости. Практически все боги египтян изображались с этим знаком в правой руке.

По прибытии в Рим Константин восстановил порядок в сенате, который затем объявил его старшим правителем империи. Константин начал укреплять свою власть и в итоге стал единственным правителем. Независимо от того, действительно ли видение Константина произошло, выходит за рамки этой статьи. Однако с этого момента христианство стало движущей силой в сознании Константина. Вспоминая, кому он был обязан своей более ранней победой, он объявил христианство официальной религией Римской империи и предпринял массовую идеологическую кампанию по распространению религии распятого Христа.


Графически Анкх представлен двумя фигурами: кругом, символизирующим вечность, и крестом, который олицетворяет саму жизнь. Данный символ для египтян также обозначал священный союз Исиды и бога Осириса, как союз земли и неба, объединение женского и мужского божества. Тем самым символ заключает в себе идею соединения двух начал, образующих единое целое, а в иероглифическом письме данный знак наделяли значением «жизнь». Таким образом данный крест тесно связывался с продлением своего существования на Земле, и дальнейшей жизнью «по ту сторону пирамиды», являлся необходимым атрибутом при подготовке к смерти в процессе жизнедеятельности.

Подтверждая антипатию Константина к распятию, император положил конец этой форме наказания во всей Римской империи. Особое внимание было уделено построению религиозных зданий на Святой Земле, особенно в Иерусалиме. Хелена, мать Константина, отправилась на поиски и почтение святых мест, связанных с событиями в жизни Христа. Она определила и построила церкви на многих традиционных местах жизни Христа: пещеру Его рождения в Вифлееме, Его гробница вне Иерусалима и на горе Елеонской, из которой Он вознесся.

Однако самым важным «открытием» Елены был крест Христа. Согласно традиции, в то время как Хелена путешествовала по Святой Земле, она узнала о месте, где, как полагали, был крест Христа. Ей удалось «напугать» определенных евреев «раскрытием места трех крестов Голгофы, долго погребенных в глубокой яме». «Истинный крест» был идентифицирован более поздним чудом исцеления. Большинство ученых считают, что это «открытие» является поздней легендой, не имеющей исторической основы.

Амулеты, в виде креста Анкх, часто использовались при погребении. С ними хоронили человека, что бы быть уверенным в том, что усопшему предстоит вечная жизнь в другом мире. Согласно древней вере, именно так выглядит ключ, которым открываются ворота смерти и жизни. Также данный символ изображали на стенах каналов, по которым проходила вода. Древние египтяне считали, что таким образом они в силах защититься от наводнений. Также такой крест могли вешать на шею больному человеку, при этом считая что он вернет тому жизненную силу и поможет скорейшему выздоровлению.

Раннее упоминание о появлении этого креста существует. Сотни лет спустя этот же символ выйдет на первый план в большой военной кампании по восстановлению города Иерусалима и Святой Земли. Он сохранил эту реликвию, пока император Ираклий не восстановил ее после битвы за Ниневию. Традиционно он был возвращен в Иерусалим, где он оставался во время последующего мусульманского завоевания. В этот период господства мусульман было много паломников, которые рисковали жизнью и жизнью, чтобы добраться до Иерусалима и молиться перед этим воплощением своей веры.

С течением времени, в более поздний период, Анкх стали связывать с изображением бога Сэта. Его прикрепляли к мумиям, тем самым отводя от них врагов и считая, что от обладания данным символом зависит жизнь любого существа, как божественного, так и смертного.

По одной из точек зрения, Анкх представляет собой орган человеческого тела, ответственный за воспроизводство потомства, поскольку во многих культурно-исторических традициях он олицетворяет плодородие и активное мужское начало. По этой самой причине его соотносят с фаллосом.

По пути их образ креста никогда не был далек от их разума. Многие паломники путешествовали с маленькими крестами, которые они садились в землю и молились рядом. Крестоносцы были теми, кто пошел на битву против противника и наглядно продемонстрировал эмблему креста на своих знаменах, одежде и щитах. Фактическое завоевание Иерусалима было кровавым испытанием, многие из которых погибли от рук крестоносцев. В битве за землю почти мгновенно упала огромная тишина.

Эта кратковременная передышка от почти постоянной войны вокруг Святой Земли длилась недолго, и спустя почти сто лет Иерусалим разразился на войне. На этот раз реликвия креста закончит битву по-другому. Христиане сражались в финальной битве против вторгшихся армий Саладина, держа в руках остатки креста Христа. После отчаянной битвы мусульманская армия победила тех, кто защищал землю жизни Христа, несмотря на их владение Его крестом. Это полностью деморализовало христиан и способствовало быстрому завоеванию окружающих районов, контролируемых разрушенным королевством.

Греческий крест.

Графически данный символ изображается в виде двух, перекрещенных под углом 90 градусов, линий, образующих равносторонний крест самой простой формы (quadrata). Этот знак известен с доисторических времен, как символ солнца, бога и условное обозначение четырех элементов составляющих наш мир: земли, воздуха, огня и воды. Также греческий крест олицетворял собой точку соединения неба и земли, в этом случае горизонтальная линия соотносилась с землей, а вертикальная с небом.

С данной формой креста тесно связан культ поклонения неугасимому огню, горение которого поддерживалось девами весталками, служившими в Немийском храме Дианы-Весты в Лации. Весталки носили на груди этот крест, как символ рукотворного огня, неразрывно связывая его с культом богини Весты. В раннем христианстве такой крест символизировал самого Христа, а на флаге Греции борьбу против правления турков-мусульман.

Сам крест не обладал «священным значением для неверующих», а завоеватели либо скрывали его, либо уничтожали. С потерей этой последней битвы последние остатки креста Христа были потеряны в истории. Будь крестом нашу тему и историю. Крест поднимается воин.

Крест противник презирает. Пока он не достиг небесного берега. Небесно поднимайте песни и хвалите. Жизнь и голос сохраняются в хоре. Составьте согласие и истину. Любовь должна быть теплой, и хвалить надо. Ты, являющийся слугой Креста. И в том, что успокоиться от раздоров.

Поскольку Иисус был воскрешен, символ креста был изменен с признака пытки на знак триумфа. Один автор сказал так: «Смерть и воскресение Иисуса придавали новое и огромное значение этому знаку предельного унижения». Этот парадокс заставил многих задуматься о такой снисходительности. Иисус, «опустившись ниже всех вещей», показал, что благодаря Его божественной помощи человечество может также подняться выше всего.

По некоторым данным, изначально после крещения Руси данная форма креста была основной символикой христианства при князе Владимире, однако к такому кресту по краям добавились буквы «а» и «w». Это не случайно, поскольку данный символ был известен и славянам-язычникам, называясь «крес» и также относясь к символике огня.

В славянском язычестве равносторонний крест также имеет свое значение, довольно схожее по своему значению с тем, которое ему придавали кельты. Вертикальная линия в этом случае олицетворяет Мировое Дерево, а горизонтальная мир Яви (наш мир). Соответственно сдвинутая вверх перекладина могла символически изображать мир Прави, а сдвинутая вниз — Навь, мир мертвых. Подобные кресты могли также применяться в магических ритуалах древних язычников.

Очевидно, что концепция креста превысила физический крест, на котором был распят Спаситель. Из мечты Константина, мимо паломничества его матери Хелены, во время великих крестовых походов, и через современную иконографию этот символ продолжал крепко держаться за умы миллионов.

Есть интригующие теории относительно этимологии слова «крест». Один ученый считает, что это слово происходит от арийской основы кера, что означает «расти» и из которого мы получаем слово «творить». Эта возможность приобретает дополнительный смысл при обсуждении связи между крестом и древом жизни.

Католические миссионеры, приехавшие проповедовать в Китай, увидели изображение подобных крестов на статуях, которым насчитывалось более шести веков. А испанские конкистадоры стали свидетелями почитания креста индейцами-язычниками, проживающими на севере Америки, как символа слияния небесного огня и земного.

Кельтский крест.

Древо жизни - общий мотив религиозной мысли во всем мире. В еврейском и христианском богословии, после Творения, древо жизни было помещено в Эдемский сад, и те, кто ели от него, получили вечную жизнь. Следуя непослушанию Адама и Евы, доступ к этому дереву был запрещен херувимами. Высылка из сада означала физическое и духовное отделение от Бога. Вместе с тем были приняты меры по устранению этих препятствий. Пророк Легий в своей мечте о древе жизни увидел, что те, кто продвигался по проливному и узкому пути, держась за железный прут, в конце концов достигли этого божественного предназначения.

История данного символа насчитывает как минимум 8–9 тысячелетий и по одной из версий этот древний знак является языческим представлением Зодиака. Кельтский крест также довольно часто называют «солнечным крестом», у славянских народов он был известен под названием «колокрыж» (от слова «коло», что означает «вращение»). Скандинавы называли его «крестом война» и «крестом Вотана» (верховного бога Одина). В своем изображении он объединяет четыре стороны света, четыре стихии природы. Данный символ олицетворяет собой постоянное самосовершенствование, расширение границ, союз небесного и земного. По другой версии — это священное равновесие противоположностей, которое соотносится, к примеру, с зодиакальными символами.

В современном мире данный символ все чаще связывается с христианством, в особенности у народов Ирландии и Шотландии. Не смотря на то, что данный символ является одной из самых древних вариаций креста, монахи стали использовать его в начале VII века не только в оформлении своих церквей, но и в виде могильных надгробий и медальонов, носимых на теле. По факту, древний языческий символ, с многовековой историей, стал олицетворением ирландского христианства везде, где присутствуют представители данной народности. Это в первую очередь связанно с тем, что в процессе христианизации представители древней веры оказывались даже в числе священнослужителей, и продолжали передавать свои знания в устной форме, при этом стараясь сохранить древнюю языческую символику.

Когда Нефий увидел это видение, ангел спросил его, что символизирует плод древа жизни. Он ответил: «Это любовь к Богу, которая изливается в сердцах детей человеческих». Иисус сказал: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». «Любовь Бога», которую видел Нефий, была жертвой Отца Его только рожденный Сын. Эта связь между Распятием и древом жизни видна в трудах Петра: «обнажил наши грехи в своем теле на дереве, чтобы мы, будучи мертвыми во грехах, должны жить до праведности».

Одним из самых главных заблуждений, касающихся данного символа, является его тесная связь с христианством. Сочетание круга и креста можно встретить не только в символике планет, но и в символике стихий, в которой данный символ считается знаком планеты Земля, и пришел к нам из самой глубокой древности.

В начале 80х годов (и до наших дней) кельтский крест становится главным символом неонацистского движения «White Power», в России более известного как «skinhead». В отличии от традиционных скинхэдов, радикалы исповедуют идеи превосходства белой расы над остальными народами. Это связанно с тем, что знак использовался и фашистской Германией, в которой он служил метафизическим и оккультным символом. Данное изображение стало востребовано благодаря создателю «гиперборейской теории» и основателю оккультного нацистского общества «Анэнербе» Герману Вирту.

Римские солдаты, охранявшие крест, были лишь бледными размышлениями о сияющих херувимах, которые защищали свое первоначальное древо жизни тысячи лет назад. Эта взаимосвязь между крестом и древом жизни появляется на иллюстрации, найденной в архиепископе молитвенника Зальцбурга. На этой картине Ева видна с правой стороны дерева, распределяющего плод дерева смерти, символизируемого темными плодами и черепом. Мария, мать Иисуса, находится на левой стороне дерева, распределяя плод древа жизни. Это символизирует образ Христа на кресте, и плод интересен в форме Евхаристии.

Косой крест.

Иногда его называют бургундским, но в то же время точно такой же крест был эмблемой Великой богини неба у народов Юго-Восточной Европы и Кавказа. Скандинавам он более известен в виде рунического символа, а хетты наносили его над воротами в качестве оберега. Сам по себе косой крест довольно распространенный орнаментальный мотив, который можно встретить у многих народов, обитающих в разных концах земли. Первое появление символа, по мнению исследователей, относится к эпохе неолита. Тогда он впервые появился в орнаменте, в виде цепочки, мотив которой обозначал охотничьего загона и по всей видимости имел магическое значение.

Это было во Христе, что последствия древа смерти были отменены. Другая форма, связанная с крестом Христа, - это «Крест Тау». Этот крест напоминает греческое письмо Тау. Одна традиция говорит, что это был символ, расположенный над дверями израильтян, чтобы избежать ангела смерти. Его также называют «ветхозаветным крестом» или «предвидящим крестом». Обычно это считается «дохристианским крестом, связанным христианской традицией с диспозицией Мозаики». Традиция также объясняет, что объект, который Моисей поднял медный змей был крест Тау.

Один автор заявил, что «крест Тау - это крест пророчества, и возвышение змея Моисея - это тип нашего Господа Иисуса Христа». Этот символ из древнего Израиля помог обратить внимание людей на имманентную жертву Сын Божий. Его образ был настолько сильным, что позже израильтяне стали почитать его.

Данный крест также называют крестом святого Андрея, хотя данная форма символа известна многим народам.

Подобный крест можно заметить и на груди многих статуэток, однако это скорее связанно с перевязью, предназначенной для ношения оружия. По другой версии данный символ в первую очередь призван притягивать к своему обладателю долголетие и благополучие, при этом защищая его.

Крест также имеет более абстрактную символическую ценность. Это символ «одной силы, пересекающей другую». Католические символы - значение Существует много религий, которым поклоняются во всем мире, одна из самых больших из них - Римско-католическая церковь. Католические символы являются важной частью католической религии, они являются объектами, которые поклонники католической церкви поклоняются и молятся. Они являются инструментами для обучения религии другим, и предметы часто передаются из поколения в поколение.

Каждый отдельный католический символ имеет свое глубокое значение. Католические символы - Что такое монотеистическая религия? Является ли католицизм монотеистическим? Следующий список религий - это все примеры монотеистических религий: «Бах», христианство, индуизм, ислам, иудаизм и сикхизм. Католические символы - Трикета Символ трикиты представляет собой троицу. «Трикетра» означает трехугольную форму и является очень популярным символом в кельтском искусстве, более конкретно в искусстве Осло, которое встречается во многих красивых освещенных рукописях.

В более позднее время данный крест стали ассоциировать с солнечной символикой и мужским началом. Таким образом в Греции он стал важным элементом мужского национального костюма, а в Индонезии распространенной мужской татуировкой.

В христианской традиции данный символ называться крестом святого Андрей, поскольку на кресте именно такой формы апостол Андрей закончил свою жизнь. В последствии Петр I поместил изображение Андреевского креста на государственном гербе и на флаге военно-морского флота, тем самым делая его символом четырех сторон света и выражая отличие православия России от западного христианства.

Данный крест широко известен и в Шотландии, поскольку там святой Андрей являлся главным покровителем. В XIII веке он был принят в качестве национальной эмблемы и изображался в виде белого креста на синем фоне.

Крест мира.

Данный символ представляет собой знак состоящий из окружности, вертикальной линии и двух диагоналей исходящих из ее середины. Свое распространение он получил только в XX веке, благодаря американцу Джеральду Холтому. В 1958 году знак был разработан им в качестве эмблемы движения «за ядерное разоружение». Он задумывался, как соединение двух латинских букв: «N» (первая буква слова «nuclear», что в переводе обозначает «ядерный») и «D» (слово «disarmament», что переводится как «разоружение»). С рассветом в США движения «хиппи», данный символ становится их основной эмблемой, и связывается с миром во всем мире, любовью и радостью.

Наиболее интересная трактовка данного символа встречается в современном христианстве, где его называют сатанинским знаком. Исходя из данной точки зрения, символ представляет собой перевернутый крест, с обломанными краями, и символизирует насмешку над верой в Иисуса. Скорее всего это связанно с тем, что данный символ на самом деле напоминает по своей форме человека, распятого вниз головой.

Если вспомнить древнюю славянскую символику, то в ней можно найти рунический символ под названием «Чернобог», олицетворяющий силы стремящиеся к хаосу, по своей форме напоминающий данный крест мира. В скандинавском и древне-германском руническом алфавите существует руна защиты, символически изображающая человека, поднявшего руки к небу. В перевернутом виде данная руна олицетворяет смерть и разрушение, а заключенная в круг приобретает целенаправленное магическое значение, поскольку замкнутая сфера способствует концентрации негативной энергетики в одной точке и снятию с человека абсолютно любой защиты. Таким образом данному «кресту мира» можно присвоить абсолютно противоположное значение, связанное с разрушениями и смертью.

Латинский крест.

Латинский крест (crux imissa) является самой распространенной форма креста на католическом Западе, на протяжении многих веков, на востоке также применялась подобная форма. Однако, еще задолго до появления христианства, данный символ был известен в древней Греции и Китае, где символизировал бога. Д

Обычно такой вид креста изображал человека, раскинувшего руки в стороны, и стал применяться для обозначения страданий Иисуса Христа. Графически символ представлен двумя пересекающимися прямыми линиями, при этом горизонтальная составляющая проходит через вертикальную, образуя длинное нижнее плечо символа. В классическом виде нижняя часть креста длиннее суммы двух боковых, верхняя вертикальная короче всех составляющих.

В христианстве латинский крест наиболее известен и используемый чаще других символов веры. По мнению исследователей свое наибольшее распространение он получил в V веке нашей эры, хотя стал активно применяться еще в римских катакомбах в начале III века. Принято считать, что на кресте именно такой формы и был распят Иисус Христос, хотя в наше время известны и другие предположения. Историки основываются на мнении, что данный способ казни в древнем Риме предназначался для исключительно рабов и для тех случаев, когда проводя смертную казнь хотели обесчестить приговоренного.

Данный символ христиане также называют «Крест Распятия» и «Крест Страстей Господних». Ранее подобные кресты было принято изготавливать из дерева, иногда покрывая его золотом, что символизировало божью славу. В некоторых случаях его делали зеленым и покрывали красными пятнами, что соотносилось с «древом жизни» на котором осталась кровь Христа.

Известно, что в средние века данная форма креста также ассоциировалась с мечом воина, опущенным вниз, что означало мир и конец войны. В более позднее время воины наоборот стали ассоциировать перевернутый меч с божьим крестом, втыкая его в землю перед боем (получая подобие и образ распятия) и произнося молитву.

Примечателен также и тот факт, что подобный крест был известен на Руси еще задолго до прихода христианства. По мнению ученных, специализирующихся на символике, обереги в виде креста никак не могут считаться христианским нововведением, поскольку с давних времен использовались наравне с другими магическими знаками, которые впоследствии запретила церковь. Однако ношение на груди креста было быстро принято и широко распространено, так как напоминало языческий символ. Любопытно, что изначально молодая христианская традиция не была знакома с подобной символикой. По одному из мнений изначально символом Христа считалась «рыба», образованная двумя дугами соединенными в одной точке соприкосновения и пересекающимися во второй.

Ведическая культура славянского язычества наделяет крест магическим значением, приписывая ему олицетворение множества явлений и образов, происходящих в трех мирах: Нави, Яви и Прави. Впрочем у славян, как и у многих других народов, существовало множество вариаций изображения креста (по данным исследователей не менее 140 символов). По этой причине само общепринятое название данного символа, латинский крест, можно поставить под сомнение. Знак, известный во многих культурах и у многих народов, никак не мог быть придуман служителями христианской церкви.

Перевернутый крест.

Данный символ, который в наше время принято называть «перевернутым крестом», имеет множество названий и опять же широко известен различным народам. В христианской традиции крест с опущенной перекладиной это обратное распятие, крест Антихриста, инвертированный крест, сатанинский крест, и в то же время — крест святого Петра (или петров крест) широко применяемый в оформлении католических церквей и даже изображенный на престоле и одеянии римского папы.

Подобная двойственность воззрений объясняется просто: с одной стороны это перевернутое распятие, якобы не знаменующее победу рая над адом, а наоборот провозглашая власть Сатаны и его демонов в этом мире, а с другой изображение креста на котором погиб святой Петр. По преданию апостол Петр сам попросил распять его на перевернутом кресте, считая что он не достоин окончить жизнь также, как ее окончил Иисус. По другой версии он хотел таким образом наказать себя за свое троекратное предательство Христа. Таким образом крест святого Петра стал христианским символом мученичества и искупления еще во времена правления императора Нерона, а сам апостол Петр до сих пор почитается как основатель святой католической церкви.

Известно также, что подобный крест с заостренными концами использовали в своей символике рыцари тамплиеры, сделав его своей эмблемой наравне с другими символами. Если вспомнить рыцарскую традицию раннего средневековья и ассоциацию креста с мечом, то в перевернутом виде он символизирует благородное и смертельное оружие, поднятое вверх. Подобная символика неразрывно связанна боевыми походами и доблестью в бою, лидерством и призывом идти на битву, а значит — с решимостью, властью и доблестью.

В некоторых случаях в геральдике меч, направленный острием вверх, символизирует соединение земли и небо, при активном участии человека, и олицетворяет инициативу, действие, волю и силу.

В каббалистике вертикальная линия креста, олицетворяет активное мужское начало, горизонтальная — женское, и при таком их сочетании символ приобретает смысл доминирования мужчины над женщиной.

В славянском язычестве перевернутый крест, также символизирующий меч, неразрывно связан с образом бога Перуна, который считался управителем грома и хранителем воинской доблести. Он наиболее легендарный из братьев Сварожичей, защитник Яви и покровитель всех воинов, владеет громом и молниями. В своих руках он держит меч, карающий преступников закона. Сам же перевернутый крест (олицетворяющий этот самый меч) являлся символом княжеского воина-дружинника, его силы и доблести.

Свастика.

В наше время данный символ у многих людей ассоциируется с фашистской Германией, которая в свое время поместила свастику на государственный флаг, а также рядом националистических партий и нацизмом как таковым. Не смотря на использование данного символа фашистами, свастика была и для многих остается одним из самых главных символов славянского Ведизма, как основополагающий знак солнечной символки.

Само название символа имеет исключительно древнерусское происхождение. Поскольку ранее, до «обрезания» словообразующего языка реформами Кирилла и Мефодия, многие слова являли собой целые законченные предложения, слово «свастика» также включает в себя определенный смысл. Состоящее из трех славянских буквиц «сва» (небо), «с» (направление) и «тика» (движение) название символа дословно расшифровывается, как «пришедшая с неба». Это в первую очередь связанно с тем, что на небе существует созвездие свастики, образ которого впоследствии воплотился в древней языческой символике наших предков. Однако впоследствии данное созвездие исключили из современных звездных карт и атласов еще в далеком 1922 году, хотя оно двольно известно и сейчас.

По другой, более современной, версии общеизвестное название символа происходит от индоевропейского корня «su» или «swa», что означает «связанный с благом». Однако известные на Руси однокоренные слова (содержащие в себе корень «сва») так или иначе были связанны с небом. Например известное из фольклора место обитания светлых богов «Сварга», или покровительница Руси птица Матерь Сва. Подобное изображение славяне также называли «коловрат», производное от слова «коло», что означает вращение. Но «коловратом» чаще назывались свастические символы имеющие шесть и более лучей.

Только лишь у древних славян солярных (солнечных) свастических символов насчитывалось более двухсот, каждый из которых имел свое значение и применение. К примеру, символ «Дуния» служил олицетворением соединения земного и небесного огня, «Боговник» являлся магическим знаком, дарующим покровительство светлых богов, а «Алтарник» служил выражением великого все-родового единства славянских народов.

Изображение свастики также было известно многим народам мира в разные времена. Подобную символику находили на древних китайских монетах, найденных на территории Франции священных алтарях, предметах обихода индейцев северной Америки, на магических амулетах древних Германцев и даже в оформлении древних буддистских храмов. Символ присутствует и на многочисленных статуях Будды.

Примечательно, что являясь символом фашизма, данный знак был обнаружен в Эйн-Геди на мозаике, которой устилали пол синагоги. В древних катакомбах Прискиллы найдено изображение святого причастия, фрагмент которого представляет собой сосуд, с нарисованной на нем свастикой, из которого пьет душа праведника, представленная в виде голубя. В Лондонской библиотеке хранится фрагмент обложки Евангелия из Линдсфарна, сделанной в конце VII века нашей эры, украшенный свастическими узорами. В России данный символ обнаружен в Исакиевском соборе и храме святой Марины Магдолины в городе Санкт-Петербург. Множественные находки археологов и труды исследователей по всему миру подтверждают тот факт, что данный символ использовался довольно часто и повсеместно на всех обитаемых континентах.

Сам по себе знак, в зависимости от его разновидности, наделяется различными значениями, самое известное из которых — графическое изображение солнечного колеса, символ вращения вокруг неподвижного центра, который порождает жизнь на Земле.

Стреловидный крест (Барбе).

Данный вид креста еще называют «стреловидным», что связанно с его формой. Считается, что данная форма креста появилась относительно недавно, в 1931 году, и обязана своим появлением французскому хирургу Барбе, который пытался воссоздать картину смерти Иисуса. Работая над книгой «С традания Исуса Христа глазами хирурга» врач прибивал людей к кресту подобной формы.

По другой версии данный крест берет свое начало в языческой традиции и известен в более ранних культурах. Он представлял собой крест, концы которого заканчивались острием в виде стрелы, и олицетворял центробежные силы природы.

В христианстве данный символ часто сравнивается с иерусалимским крестом, у которого на концах располагаются четыре маленькие креста. Во время крестовых походов данный знак являлся гербом Иерусалимского королевства В данной символике пять образованных крестов символизируют пять ран распятого Христа и олицетворяют преданность и самопожертвование. Стреловидный крест в этом случае соотносится с противопоставлением «праведных» верующих и «грешных» неверующих людей.

С 1935 года данный крест использовался в символике венгерских националистов. Символ считался политическим знаком и назывался «Nyilaskereszt», в переводе означавшим скрещенные стрелы. Также данный символ принято считать Богемским крестом, довольно известным в Чехии.

Тау-крест.

Данный крест назван именем буквы греческого алфавита. Сам по себе данный символ не похож на крест, но еще во II веке нашей эры богослов Тертуллиан сказал, что греческая буква «тау», есть образ креста. Несмотря на то, что у древних египтян данный символ был связан с плодородием и жизнью, в виду своей фаллической формы, с течением времени христиане стали связывать его с концом света, так как был последней буквой финикийского письма. В еврейском алфавите данная буква, считалась «знаком Каина», убившего своего брата. Примечательно, что этот самый символ превратился в эмблему спасения израильтян в тот момент, когда в Египте привели в исполнение приговор, об убиении новорожденных младенцев.

Якорный крест.


Якорный крест графически можно представить в виде трех символов: креста, нижней дуги и круга на его верхнем конце. В традиционном понимании данный символ являет собой сочетание водной и огненной стихий, из синтеза которых когда-то давно возник мир, согласно представлениям древних людей.


Существует несколько точек зрения, поясняющих использование нижней дуги в символике данного креста. К примеру, некоторые люди считают, что серповидная фигура на кресте символизирует ладью, спасающую христианина в бурном море жизни. Современные версии, не выдерживающие никакой критики, трактуют наличие подобного серпа, как олицетворение символа победы христианства над мусульманством. А также то, что появление полумесяца в данной символике является надругательством мусульман над христианской верой в результате татаро-монгольского нашествия.

В опровержении данных двух теорий следует привести тот факт, что якорный крест изображали на стенах своих подземелий еще ранние христиане. С одной стороны его символику ассоциировали с рождением Христа из тела девы Марии, эмблемой которой ранее считался полумесяц, как символ надежды. С другой стороны данный знак олицетворяет собой послание святого Павла к евреям, в котором он говорит о надежде, которая для души человека является якорем безопасным и крепким. Ранние христиане сравнивали символику якоря с устойчивостью и безопасностью. В некоторых случаях данный символ изображался с дельфином или двумя рыбами, свешивающимися с его поперечной перекладины.

Фрагмент книги "Магия символов и знаков", не вошедший в официальное издание.

Крест и его происхождение, свастика, распятие, нательный крестик

«И камни возопиют…» Опарин А.А.

Часть II. Вавилонское вино
11. Крест: правда и вымысел

Вопросы, задаваемые жизнью
Сегодня почти каждая религия мира имеет свой символ: полумесяц у мусульман, шестиконечная звезда у иудеев, янь и инь у конфуцианцев и пр.

У многих христиан таким символом является крест. Однако, помимо символа, он во многих христианских конфессиях еще и объект поклонения, в честь него учреждены многочисленные праздники, ему приписывается живительная сила и способность отгонять силы зла. В предыдущих главах мы уже исследовали, с какой настойчивостью князь тьмы внедрял лжеучения в церкви, вносил языческие учения, обряды и обычаи. И поэтому невольно возникает вопрос: коснулось ли это Креста? Ведь Голгофский Крест является символом победы нашего Господа Иисуса Христа над дьяволом, грехом. Благодаря крестной смерти Спасителя каждый из нас получил право на спасение. Принимая Крест, Голгофу, мы духовно распинаем на нем свой греховный характер, свои порочные наклонности. Словом, истина о Кресте Иисуса Христа необходима для каждого человека. Но именно в этом и заключался коварный замысел дьявола. «Чтобы с помощью обмана крепко держать людей в неведении относительно истины о Кресте, сатана возвысил и сделал предметом поклонения знак (!) Креста… Какой более искусный обман может осуществить побежденный враг - взять символ своего поражения и превратить его в эмблему своей победы» [*1]. Он сделал из Креста - идола, амулет, талисман, которому стали поклоняться. Возвышенная истина о Кресте как символе страданий и подвига Христа, Его победы над грехом и князем зла была заменена идолопоклонством.

Более того, Крест становится символом церкви воинствующей. Этот знак изображается на щитах крестоносцев, несущих кровь и слезы многим народам, особенно славянам, арабам, евреям. Крест становится символом «святой» инквизиции, красуясь на мантиях монахов-палачей. Его выносят перед сожжениями людей на кострах, он становится отличительным знаком католиков в Варфоломеевскую ночь, когда тысячи протестантов были убиты, и их кровь ручьями лилась по улицам Парижа.

Крест носят иезуиты, их папа римский благословлял на истребление инаковерующих. Словом, практически везде, где появлялся символ Креста в средние века, за ним следовали меч и кровь. Даже фашисты используют в своих орденах знак Креста. Кстати, на фашистской свастике тоже изображен крест. Голгофский Крест, давший людям свободу и счастье, становится символом убийства, лицемерия, насилия, суеверия! Вместо осознания Голгофского Подвига Спасителя миллионы людей веками ненавидели этот знак, принесший им горе и смерть, и что во всем этом самое страшное - являющийся для них неотъемлемой частью христианства. Сколько людей покинули церковь, и сколько отказались прийти ко Христу из-за этого! Таковы страшные результаты сатанинского обмана, в результате которого истина о Голгофском Кресте и величие Подвига Христа были заменены знаком, которому поклонялись вместо того, чтобы воздать славу, благодарность и поклонение Иисусу Христу.

История отступления
Мы уже не раз говорили, что нам необходимо поменять свои некоторые устоявшиеся взгляды на те или иные вопросы в христианстве. Это же можно сказать и о Кресте, который нередко в сознании людей является чисто христианским понятием, свидетельствующим о пребывании Христа в нашей жизни. Так ли это? Только ли христианству присущ знак креста? Поклонение, культ креста был присущ всем языческим народам с глубокой древности. «История почитания Креста восходит к глубокой древности, о чем свидетельствуют дошедшие до нас изображения креста на памятниках, относящихся к первобытному обществу. Прообразом культового креста было деревянное крестообразное приспособление, служившее древнейшему человеку для добывания огня и ставшее «фетишем» - предметом религиозного поклонения. Почитание креста, связанное первоначально с первобытными религиозными верованиями, в той или иной форме получило всеобщее распространение в религиозных верованиях Древнего мира (Египет, Ассирия, Вавилон, Древняя Греция, Рим, Малая Азия) а также в буддизме» [*2].

«…крест как религиозный символ появился еще на заре цивилизации. Предметы, орнаментированные различной формы крестами, были найдены среди развалин шумерских и вавилонских городов Месопотамии, в Индии, Сирии, Персии. Он встречается даже на барельефах, украшающих строения индейцев в обеих Америках. В Египте крест с кружком наверху был иероглифом, обозначающим понятие божественности. В Заальпийской Галлии, то есть на территории современной Франции, были в ходу монеты с изображением креста, заключенного в окружность. Знак креста был неразрывно связан с культом природы» [*3].

В 450 году на территорию Италии, истерзанной нескончаемыми гражданскими войнами за имперский престол, вторглись полчища гуннов, ведомые их вождем Аттилой. Подобно урагану, они проходили по землям Западной Римской империи, сея смерть и разрушение. Согласно книги Откровение 8:10-12, предсказавшей появление гуннов и их царя, они явились наказанием отступившей церкви от заповедей Божьих. В истории этого знаменитого народа церковные иерархи тщательно пытались скрыть одну, на первый взгляд, незначительную деталь: «тюрки-кипчаки пришли в языческую Европу под знаменами со крестом. Крест на хоругвях Аттилы был символом Тенгри-хана-верховного… бога их древней религии» [*4]. Так называемые народы степи (гунны, тюрки и пр.) поклонялись человеку-солнцу Тенгри-хану. «Свою покорность Тенгри-хану кипчаки подчеркивали, используя древнейший символ - знак равностороннего креста (аджи): его наносили на лоб либо краской, либо в виде татуировки. Скорее всего, знак креста заимствован тенгрианами из древней тибетской (добуддийской) культуры. Он символизировал понятие рум - мир, откуда все берет начало и куда все возвращается…» [*5]. Интереснейшие археологические иллюстрации к этому вопросу представляют собой раскопки древнего города Беленджера и некоторых других мест Дагестана. Вот как описывает сделанные открытия руководитель археологической экспедиции профессор Магомедов: «Один из крестов удалось восстановить, он имел так называемую «мальтийскую» форму. С лицевой стороны был украшен рельефной лентой, обрамляющей ветви креста. На кресте сохранились вырезанные в центре… круги, предназначавшиеся для украшения… с бляшками из драгоценных камней. Форма креста тщательно проработана, поверхность хорошо сглажена… Крест с помощью специального выступа укреплялся на постаменте у восточной стены церкви». Такие же кресты находили археологи на могильных камнях от Байкала до Дуная - на земле забытой ныне Дешт - и Кипчак… Свои культовые сооружения кипчаки возводили на фундаментах, которые имели в плане форму равностороннего креста… Сначала тенгрианские храмы выглядели довольно скромно, неприметно, это были обычные для кипчаков (язычников. - А.О.) рубленые дома с высокой крышей, поверх которой крепилась маковка с крестом» [*6]. «Вероятно, крест Христов был римский crux comissia, т. е. имел форму буквы Т, о чем свидетельствуют ряд древних источников (Псевдо-Варнава, Послание, 9, Тертуллиан, Против Маркиона 3, 22)… Впоследствии христианская символика отождествила крест в форме + с древней эмблемой вечной жизни (в частности у египтян)» [*7]. Мы видим, что само духовенство признает прямую связь культа креста с язычеством.

«В древнейших культурах Востока, Передней Азии, Египта и Африки магический знак в виде двух пересекающихся под прямым углом линий символически обозначал четыре стихии, дающие жизнь: солнце, огонь, ветер и воду» [*8].

«Был у королей инков в Косно крест из ценного бело-красного мрамора, который христиане называют яшмой; они не могут сказать, с каких времен он находился там… Крест был квадратным, одинаковым в длину и в высоту; в длину он имел примерно три четверти вары… ширину три пальца и почти такую же толщину, он был сделан целиком из одного куска, очень хорошо обделан, с очень четко высеченными углами, все одинакового размера, образующими квадрат; камень был хорошо отшлифован и отполирован. Его хранили в одном из королевских домов в задней комнате, которая называется «вака», что означает «священное место» [*9].

В труде христианского богослова 3 века Тертуллиана, одного из отцов церкви, названном «К язычникам», содержатся интересные сведения о Кресте. «Однако и те, которые утверждают, что мы - крестопоклонники, также оказываются жрецами креста. Ибо крест - это деревянный знак, но ведь и вы его почитаете… почитаете цельный крест… Ведь всякой статуе, из какого бы материала она ни была сделана… неизбежно предшествует прикосновение руки творца. Скульптор же первым делом ставит крест… А уже на эту заготовку, словно на остов, налепляется глина, постепенно заполняющая члены, так что тот облик, который будет нести глина, должен иметь крест внутри. Затем при помощи циркуля и изготовленных из свинца форм крест переносится на мрамор, терракоту, бронзу, серебро - на все, из чего угодно было изготовить бога от креста - к глине, от глины к богу; таким образом, крест через посредство глины переходит в бога. Итак, вы почитаете крест (т. е. язычники - к ним обращается Тертуллиан. - А.О.), от которого происходит почитаемый вами бог… Так в своих богах-порождениях вы чтите крест-начало. Это первообразное семечко или зернышко, из которого у вас произросли целые леса статуй… бытующая у военных религия почитает и кресты - ведь военные люди обожествляют знамена… Но все эти высоко вздымающиеся изображения, все золотые украшения - лишь бусы на крестах» [*10].

Таким образом, мы видим, что Крест стал первой ступенью в изготовлении статуй и идолов в язычестве. Он же стал первой ступенью появления их в христианстве.

Вначале крест появляется как отличительный знак у первых христиан, который они стали носить на одежде из самых благих побуждений - для того чтобы при встрече христиане могли отличать друг друга. Затем им украшают одежды священнослужителей, потом он появляется на церквах. При императоре Константине Великом его мать императрица Елена совершает путешествие в Иерусалим, как мы уже писали об этом, и там, якобы, чудесным образом находит под толстым слоем земли Крест Спасителя. После этого кресты объявляются чудотворными, в их честь устраиваются праздники. Итак, как мы увидели, с 3 по 4 века поклонение Кресту прочно входит в христианство. Против этого поклонения язычники не возражали. Напротив, оно им было близко и понятно, ибо тот же самый культ креста был и в языческих религиях. Именно крест использовали церковные иерархи, чтобы привлечь в церковь язычников, которые легко принимали христианство, если видели в нем знакомые им предметы поклонения - кресты и статуи. Не любовью Спасителя, отдавшего Свою жизнь ради спасения людей, привлекали язычников в церковь, а хорошо знакомыми им предметами поклонения, знаками. Быть может, с точки зрения людей, в них не было ничего плохого, и внедряли их в христианство многие из самых прекрасных побуждений, но при этом воля человеческая и мнение человеческое были поставлены выше Божьих, слова Творца были напрочь забыты: «Не делай себе кумира и никакого изображения- не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой. Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, И творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исход 20:4-6). Вторая заповедь Закона Божьего была попрана и забыта. Суеверие, страх, вера в силу этих предметов, столь распространенная в язычестве, приходит в христианство, открыв дорогу для дальнейших лжеучений - поклонению иконам, святым и пр.

Свастика. Всем нам хорошо известен этот страшный знак, олицетворяющий собой все ужасы Великой Отечественной войны, в которую так пострадал наш народ, многие наши близкие. Что же такое свастика? Не что иное, как вид креста!

«Свастика - знак в форме равноконечного креста с загнутыми под прямым углом концами. В странах Востока это древний символ вечного движения, огня, жизни, так как он изображает вращательное движение в одну сторону» [*11].

Этот символ был принят во многих тайных восточных обществах, служение в которых носило откровенно оккультный характер. Сегодня известно, что такого же характера был и фашизм, являясь одним из видов сатанизма [*12]. И именно знак креста враг рода человеческого дает фашистам, чтобы дискредитировать в глазах людей христианство, в котором также поклоняются кресту. Какой зловещий план! 11 февраля 1929 года, когда правительство Муссолини провозглашает создание папского государства Ватикан, в Риме, в Латеранском дворце за одним столом сидят папский кардинал с крестом и секретарь Муссолини со свастикой. Благословляя и приветствуя друг друга, они используют крест. Какая дискредитация Голгофского Подвига Иисуса Христа! Вот к чему привела замена истины знаком креста.

Последствия отступления
Итак, кратко суммируем вышесказанное: замена истины о Кресте, Голгофской жертве Христа, знаком креста, привела к:

1. Превращению креста в идола, объект поклонения; это явилось первой ступенью введения в христианскую церковь всех прочих идолов, фактического многобожия - статуй, икон, святых.
2. Дискредитации церкви и характера Бога.
Знак креста на крестоносцах, инквизиторах, наконец, на фашистах, отвращал человека как от церкви, так и от Иисуса Христа.

3. Суевериям, ибо провозглашалось, что достаточно надеть крест, перекреститься, в воздухе очертить знак креста, и тебя не коснется зло, дьявол убежит.
Этому знаку приписывалась сила исцеления - не Богу, а знаку! Не надо, стало быть, каяться во грехах, менять образ жизни, изучать Библию, исполнять Закон Божий, достаточно лишь поцеловать крест и сотворить крестное знамение.

4. И, наконец, самое главное - замена истины о Кресте знаком креста.
Людям был дан лишь знак, символ, и на нем сосредоточивали все внимание и поклонение. Истина же о Кресте как символе Победы Христа на Голгофе, освобождающей любого человека, который примет жертву Христа, из рабства греха и смерти, замалчивалась. О Кресте, на котором человек должен распять духовно свое «Я», прежний греховный образ жизни, ничего не говорилось.

Вавилонское вино
Мы следуем и поддерживаем лжеучение о кресте, если:

1. Приписываем крестам чудотворную силу, поклоняемся им.

2. Охотно принимаем знак креста, надев его на шею, совершая крестные знамения, участвуя в крестных ходах, но не принимаем в жизни истину о Кресте, не следуем путем Иисуса Христа, не выполняем Его заповедей, не очищаем свою жизнь от греха, не стремимся преобразовать с Божьей помощью свой характер.

Примечания к 11 главе

[*1] Виланд Р. Указ. соч. стр. 5-6.
[*2] Гладкий В. Д. Древний мир: Энциклопедический словарь. В 2 т. Донецк: Отечество, 1997. Т. 1. стр. 358.
[*3] Косидовский 3. Сказания евангелистов. М.: Политиздат, 1979. стр. 216.
[*4] Религии мира. Т. 1. стр. 212.
[*5] Там же. стр. 213.
[*6] Там же. стр. 214-215.
[*7] Мень А. Сын Человеческий. стр. 435.
[*8] Религии мира. Т. 2. стр. 336.
[*9] Инка Гарсиласо де ла Вега. История государства инков. Л.: Наука, 1974. стр. 75.
[*10] Тертуллиан. Избранные сочинения. М.: Прогресс, 1994. стр. 53-54.
[*11] Религии мира. Т. 2. стр. З36.
[*12] См. Опарин А. А. Религии мира и Библия. Харьков: Факт, 2000.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то