Сущность процесса обучения. Двусторонний и личностный характер обучения

План.

1. Сущность процесса обучения как общедидактической категории, ее значение для рациональной организации учебно-воспитательного процесса.

2. Ведущие функции обучения, его структура.

3. Движущие силы процесса обучения.

4. Основные этапы овладения знаниями, умениями и навыками. Виды обучения.

1. Сущность процесса обучения как общедидактической категории, ее значение для рациональной организации учебно-воспитательного процесса.

Дидактика (от греч. “didaktikos” – поучающий и “didasko” - изучающий) – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Впервые, насколько известно, это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571-1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как “универсальное искусство обучения всех всему”, трактовал дидактику и Я. А. Коменский. В начале XIXвека немецкий педагог И. Ф. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. Неизменным со времен Ратихия остаются и основные задачи дидактики – разработка проблем: чему учить и как учить; современная наука интенсивно исследует также проблемы: когда, где, кого и зачем учить.

Есть большая доля истины в том, когда иной раз говорят: голова даже самого способного человека мало чего стоит без хорошего образования. Но, чтобы обеспечить человеку такое образование, нужно хорошо обучать его, правильно осуществлять этот сложнейший педагогический процесс. Важнейшая и непреходящая задача школы – добиваться от учащихся глубокого и прочного усвоения научных знаний, вырабатывать умения и навыки применять их на практике, формировать материалистическое мировоззрение и нравственно-эстетическую культуру. Говоря иначе, нужно так организовать учебный процесс, чтобы учащиеся хорошо овладели изучаемым материалом, т.е. содержанием образования. Все это требует глубокого осмысления учителями теоретических основ обучения и выработки соответствующих методических умений.

Но что же такое обучение как педагогический процесс? В чем состоит его сущность? Когда раскрывают эти вопросы, то прежде всего отмечают, что этот процесс характеризуется двусторонностью . С одной стороны, в нем выступает обучающий (педагог), который излагает программный материал и руководит этим процессом, а с другой – обучающиеся, для которых данный процесс принимает характер учения , овладения изучаемым материалом. Вполне понятно, что протекание этого процесса немыслимо без активного взаимодействия между обучающими и обучающимися . Данную особенность обучения некоторые ученые считают определяющей для раскрытия его сущности.

Можно ли, однако, это определение считать достаточно исчерпывающим и ясным? Думается что нельзя. Дело в том, что хотя в процессе обучения действительно имеет место тесное взаимодействие педагога и учащихся, но основу и суть этого взаимодействия составляют организация учебно-познавательной деятельности последних, ее активизация и стимулирование, о чем в приведенном определении не говорится. А ведь это весьма существенно. Кому, например, неизвестно, что иной раз педагог при объяснении нового материала часто делает замечания отдельным учащимся, но, не возбудив интереса к уроку, не вызывает у них стремления к овладению знаниями. Как видим, взаимодействие есть, а стремление к овладению знаниями у учащихся нет. В этом случае обучение, естественно не происходит. Нельзя не учитывать и такую деталь. Взаимодействие, как правило, предполагает непосредственные контакты между педагогом и учащимися. В процессе же обучения такие контакты не всегда имеют место. Так, важным компонентом обучения является выполнение учащимися домашних заданий, однако вряд ли здесь можно говорить о их взаимодействии с учителем. Все это показывает, что сущностную характеристику обучения составляет не столько взаимодействие учителя и учащихся, как таковое, сколько умелая организация и стимулирование учебно-познавательной деятельности последних, в каких бы формах она не протекала. В таком случае более правильным будет считать, что обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений. Из этого определения следует, что, если педагогу не удается возбудить активность учащихся в овладении знаниями, если в той или иной мере он не стимулирует их учение, никакого обучения не происходит. В этом случае учащийся может лишь формально отсиживаться на занятиях …

Другое определение дается в учебнике Пидкасистого. Обучение – это общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности. Воздействия преподавателя стимулируют активность обучаемого, достигая при этом, заранее поставленной цели, и управляют этой активностью. Поэтому обучение можно представить и как процесс стимуляции внешней и внутренней активности ученика и управление ею. Учитель создает для активности обучающегося необходимые и достаточные условия, направляет ее, контролирует, представляет для ее успешного осуществления нужные средства и информацию. Но сам процесс формирования у школьника знаний, навыков и умений, процесс его личностного развития происходит только в результате его собственной деятельности, которую схематично можно представить так:

Структура деятельности человека


Обучение, как категория педагогической науки, и процесс обучения, или как его еще называют – дидактический процесс – понятия не тождественные, не синонимы. Процесс – это смена состояния системы обучения как целостного педагогического явления, как фрагмента, как акта педагогической деятельности. Его можно представить следующей формулой, предложенной В.П. Беспалько:

ДП=М + Аф + Ау,

Где ДП – дидактический процесс, М – мотивация учащихся к учению; Аф – алгоритм функционирования (учебно-познавательная деятельность ученика); Ау – алгоритм управления (деятельность учителя по управлению учением).

Осуществляясь на разных уровнях, процесс обучения носит циклический характер, и важнейшим, главным показателем развития циклов учебного процесса являются ближайшие дидактические цели педагогического труда, которые группируются вокруг двух основных целей:

- образовательная – чтобы все учащиеся овладели основами наук, приобрели определенную сумму знаний, навыков и умений, развили свои духовные, физические и трудовые способности, приобрели зачатки трудовых и профессиональных навыков;

- воспитательная – чтобы воспитать каждого ученика высоконравственной, гармонически развитой личностью с научно-материалистическим мировоззрением, гуманистической направленностью, творчески активной и социально зрелой. Соотношение этих целей в условиях современной школы таково, что первая соподчинена второй. Следовательно, главная цель образования – вырастить человека честного, порядочного, умеющего работать самостоятельно, реализовать свой человеческий потенциал. Другими двумя показателями развития циклов учебного процесса выступают средства обучения и его результативность как целостной динамической (деятельностной) системы.

2. Ведущие функции обучения, его структура.

Философия определяет функции как внешние проявления свойств какого-либо объекта в данной системе. С этой точки зрения, функции процесса обучения являются его свойствами, знания которых обогащает наше представления о нем и позволяет сделать его более эффективным. Понятие “функция” близко к понятию “задача обучения”. Функции обучения характеризуют сущность процесса обучения, тогда как задачи являются одним из компонентов обучения.

Дидактика выделяет три функции процесса обучения: образовательную, развивающую и воспитательную.

Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен прежде всего на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности. Знание в педагогике определяется как понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. Усвоенные, интериоризованные знания, согласно выводам ученых, характеризуются полнотой, системностью, осознанностью действенностью. Это значит, что в процессе обучения ученики получают необходимые фундаментальные сведения по основам наук и видам деятельности, представленные в определенной системе, упорядоченные, при условии, что учащиеся осознают объем и структуру своих знаний и умений ими оперировать в учебных и практических ситуациях.

Современная дидактика считает, что знания обнаруживаются в умениях ученика и что, следовательно, образование состоит не столько в формировании “абстрактного” знания, сколько в развитии умений использовать его для получения новых знаний и решения жизненных задач. Поэтому образовательная функция обучения предполагает, что обучение направлено на ряду со знанием на формирование умений и навыков, как общих, так и специальных. Под умением надо понимать владение способом деятельности, способность применять знание. Это как бы знание в действии. Специальные умения относятся к способам деятельности в отдельных отраслях науки, учебного предмета (например, работа с картой, лабораторная научная работа). К общим умениям и навыкам относятся владение устной и письменной речью, информационными материалами, чтение, работа с книгой, реферирование и пр.

Обучение – это процесс управления педагогом познавательной деятельностью учащихся с целью овладения ими социальным опытом, выработанным предыдущими поколениями (т. е. содержанием образования).

Обучение представляет собой совместную деятельность учителя и учащихся для достижения определенных результатов в образовании, развитии и формировании личности.

Обучение является двусторонним процессом. С одной стороны в нем участвует обучающийся – тот, кто осуществляет учебную деятельность (учащийся), и тот, который ею управляет (учитель). Другими словами, процесс обучения включает два теснейшим образом взаимосвязанных процесса: преподавание и учение.

Преподавание (деятельность преподавания) – это педагогическое управление учебной деятельностью учащихся. Неправильно понимать под преподаванием только сообщение, передачу определенной суммы знаний.

Учение (учебная деятельность) – это целенаправленное усвоение индивидом социально-выработанного опыта, любых практических и научных знаний, способов деятельности и ценностных отношений в условиях организованного обучения.

Третий важный компонент учебного процесса – предмет обучения. В современной общеобразовательной школе предмет обучения составляют основы техники, труда, искусств, физической культуры, нравственности, политических знаний, основы общеобразовательного знания. Таким образом, процесс обучения представляется как познавательная деятельность в системе «учитель – предмет обучения – ученик».

В процессе обучения происходит постоянное изменение соотношения между преподаванием и учением в сторону повышения роли самостоятельной деятельности учащихся.

Методологической основой процесса обучения является теория познания (гносеология) – философское учение о закономерностях познания вообще, о возможности человека познавать окружающую его действительность, об источниках, формах и методах постижения человеком истины. Организация в общеобразовательной школе познавательной деятельности учащихся не должны противоречить общим принципам научного познания. Вместе с тем исследования ученых и познавательная деятельность учащихся и ученого отличаются существенным образом:

1. Разница в целях: ученый раскрывает непознанное, учитель направляет деятельность учащегося к «открытию» уже познанного, открытого наукой, проверенного практикой.

2. Пределы познания в науке обусловлены состоянием исследований на данном этапе исторического развития. В процессе обучения эти пределы очерчены кругом учебных программ, учебников, других школьных документов.

В соответствии с материалистической теорией познания, логика процесса обучения та же, что и в научном исследовании: от восприятия эмпирических фактов – к абстрактному мышлению, а от него – к практической деятельности.

Движущие силы процесса обучения:

1. Объективные потребности общественного развития, т. е. прогресс производства, техники, науки, культуры, социальных отношений.

2. Руководящая роль учителя в совместной деятельности учителя и учащихся. Учитель исподволь подводит учащихся к решению все более сложных учебных задач, учащиеся овладевают все новыми и новыми знаниями.

3. Наличие противоречия между новыми познавательными задачами и имеющимися у учащегося знаниями. Ученик будет охотно преодолевать противоречия, если он почувствует и осознает приращение своих знаний и рост интеллектуальных способностей и если ему посильно преодоление противоречий.

4. Рост и укрепление нравственно-волевых сил ученика, направленных на приобретение новых знаний и их применение в практике. Путь к осознанию учеником необходимости мыслительной работы в данном случае лежит через побуждение его отчетливо видеть познавательную задачу, выполняя которую он поднимается в своем продвижении на ступеньку выше и приобретает новые средства для решения последующих познавательных задач, ведущих к главной цели - получению образования.

5. Положительные эмоциональные переживания, которыми, как правило, сопровождается достижение положительных и практически полезных результатов в учении.

Структура процесса обучения. Процесс обучения состоит из ряда звеньев, каждое из которых характеризуется особым видом познавательной деятельности учащихся.

Структурные компоненты процесса обучения (его этапы, стадии):

1. Целевой (учитель ставит цели обучения, ученик их осознаёт).

2. Потребностно-мотивационный (учитель формирует у учащихся потребность в получении знаний и мотивы учебной деятельности).

4. Организационно-деятельностный этап (учитель организует учебную деятельность учащихся, а учащиеся воспринимают учебный материал, осмысливают его, запоминают, применяют на практике, повторяют).

5. Эмоционально-волевой этап (учитель формирует положительное эмоциональное отношение к учебной деятельности, ученики проявляют положительное эмоциональное отношение и волевые усилия в учебной деятельности) (минутки эмоциональной разрядки).

6. Контрольно-регулировочный этап (учитель регулирует и контролирует учебную деятельность учащихся, а ученики осуществляют самоконтроль).

7. Оценочно-результативный этап (учитель оценивает результаты учебной деятельности учащихся, а ученики осуществляют самооценку).

Эти звенья составляют законченный цикл обучения (дидактический цикл).

Функции процесса обучения. Выделяют три функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую. Образовательная функция связана с расширением объема социального опыта личности, развивающая – с его структурным усложнением, а воспитательная – с формированием отношений (В.В. Краевский). (Эти три функции выражаются в трёх обязательных целях урока.).

Образовательная функция предполагает вооружение учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их использования на практике. Реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность.

Конечным результатом реализации образовательной функции является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими, в способности мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформированность важнейших как специальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков.

Развивающая функция. Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. В традиционном подходе к организации обучения осуществление развивающей функции, как правило, сводится к развитию речи и мышления ученика. Однако развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы (когнитивной, сенсорной, эмоционально-волевой, моторной и мотивационно-потребностной сфер личности).

Наиболее интенсивное развитие всех этих сфер личности учащегося происходит в условиях проблемных ситуаций, когда требуется творческий подход и напряжение интеллекта.

Воспитательная функция. Воспитывающий характер обучения – отчетливо проявляющаяся закономерность, действующая непреложно в любые эпохи и в любых условиях. Обучение воспитывает всегда, но не всегда в нужном направлении, поэтому реализация воспитывающей функции требует при организации учебного процесса, отборе содержания, выборе форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания на том или ином этапе развития общества. В современных условиях она предполагает:

а) формирование у учащихся научного мировоззрения, понимания объективных законов природы, общества и мышления;

б) формирование правильных отношений воспитанников к учебному труду, природе, искусству, труду, обществу, коллективу, самому себе и другим людям (в конечном итоге эти отношения выражаются во взглядах, убеждениях, идеалах, в социально приемлемых формах поведения);

в) формирование мотивов учебной деятельности, изначально определяющих ее успешность.

Реализация воспитательной функции обучения предполагает, во-первых, гуманистическую направленность содержания образования (которое должно быть отобрано через призму его социальной и личностной значимости), а также уважительное отношение к личности учащегося и одновременно разумную требовательность к нему.

Во-вторых, в процессе школьного обучения формируется гражданское и национальное самосознание учащихся, система их представлений о социальном и политическом укладе Беларуси, о приоритетах национальной политики и культуры, об особенностях национального менталитета белорусов.

В-третьих, в обучении необходимо опираться на сильные стороны учащихся. Это обусловлено тем, что учащиеся не одинаковы по уровню воспитанности. Многократное подчеркивание их недостатков может снизить их самооценку и уровень притязаний. Появление детей-аутсайдеров и детей с девиантным и делинквентным поведением имеет в качестве одной из причин недоверие учителя к ученику, излишний критицизм и отвержение ребенка.

В-четвертых, важную роль в процессе формирования личности ученика играет пример учителя, проявление им своего личного субъективного отношения жизненным явлениям, к окружающей действительности, к своей педагогической деятельности и к деятельности учащихся. Любое выражение мыслей, чувств и действий учителя в процессе обучения должно быть педагогически целесообразным, обоснованным, аргументированным и убедительным. Средствами педагогического воздействия учителя на учащихся является слово, орфоэпия, дикция, интонация, жест, мимика, в которых выражаются его педагогические требования и воля. Кроме того, учитель может оказывать значительное организующее влияние на школьников постольку, поскольку он сам будет организован, собран, нравственно и физически подтянут.

В-пятых, воспитывающий потенциал обучения возрастает, когда наблюдается согласованность в стратегиях и тактиках учителей-предметников, воспитателей, администрации образовательного учреждения и родителей. Необходимо, чтобы воспитательные воздействия в процессе обучения были сбалансированными, гармонизированными, однонаправленными.

Все функции обучения взаимосвязаны между собой и обусловливают друг друга. В практике обучения их реализация осуществляется через:

– постановку образовательных, развивающих и воспитательных целей обучения;

– подбор соответствующего содержания учебного материала и видов учебно-познавательной деятельности учащихся;

– комплексное использование методов обучения.

Одним из двух главных процессов, составляющих целостный педагогический процесс, является процесс обучения (учебный процесс).

Это очень сложный процесс объективной действительности, уступающий, быть может, только процессам воспитания и развития, составной частью которых является. Поэтому дать полное и всестороннее определение этого процесса очень трудно. Он включает большое количество разнообразных связей и отношений множества факторов различного порядка и различной природы. Отсюда и множество определений процесса.

В сочинениях древних и средневековых мыслителей под понятиями «обучение», «процесс обучения» понимается главным образом преподавание, цель которого – ученик. В начале нашего века в понятие обучения, стали включать уже два составляющих этот процесс компонента – преподавание и учение. Преподавание понимается как деятельность учителей по организации усвоения учебного материала, а учение – как деятельность учащихся по усвоению предлагаемых им знаний. Несколько позже в понятии обучения нашли отражение и управляющая деятельность учителя по формированию у учащихся способов познавательной деятельности, и совместная деятельность учителя и учащихся.

Но зачем же необходимо постоянно уточнять определенная? Так ли они важны для практической деятельности? Эти вопросы постоянно возникают не только у студентов, но и у учителей. Отвечать на них нужно так – постоянное совершенствование понятий не самоцель, а жизненная необходимость. Определим мы обучение только как передачу и усвоение знаний – значит, в центре внимания педагога окажутся именно эти моменты; выразим обучение через совместную деятельность учителей и учащихся – значит, учитель должен обращать главное внимание на деятельность, искать пути и способы ее совершенствования и т. д.

Современные требования таковы, что школа должна учить мыслить, развивать учащихся во всех отношениях. В современном понимании для обучения характерны следующие признаки: 1) двусторонний характер; 2) совместная деятельность учителей и учащихся, 3) руководство со стороны учителя; 4) специальная организация и управление; 5) целостность и единство; 6) соответствие закономерностям возрастного развития учащихся; 7) управление развитием и воспитанием учащихся.

Основными категориями дидактики являются: преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты, продукты обучения. В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям дидактической системы и технологии обучения. Отсюда получаем краткое и емкое определение: дидактика – наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.

Преподавание упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.

Учение – процесс (точнее, сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.

Обучение упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели.

Кратко напомним сущность некоторых других категорий, которые уже рассматривались в первой части.

Образование система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления,

Знание – совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом (П. В. Копнин).

Учение – овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.

Навыки умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.

Цель (учебная, образовательная) – то, к чему стремятся обучение, будущее, на которое направлены его усилия.

Посмотрим на схему, изображающую структуру процесса обучения, и тотчас увидим все непременные его элементы.

Изложим кратко суть приведённой схемы. Обучение существует потому, что общество без него обойтись не может, таков его социальный заказ, т.е. органическая или осознаваемая потребность. Этот заказ, постепенно с веками расширяемый и углубляемый, содержит цели процесса обучения, которые выражаются на обобщённом, социологическом языке. В общем виде такой заказ формулируется как задача передать молодому поколению накопленный человечеством социальный опыт. Однако при таком уровне осознания целей состоятся не может. Обобщённые цели должны быть педагогически выражены на языке конкретного содержания образования (общий минимум, учебные предметы, учебный, материал, внеучебное и внешкольное содержание). Только на этой основе может начаться деятельность учителя, т. е. преподавание присущими ему средствами. Чтобы преподавание обусловило деятельность ученика, необходимо наличие и у учителя, и у ученика соответствующих мотивов. У учителя – обучение и воспитание ученика на возможно более высоком уровне, а у ученика – на содержание и процесс учебной деятельности. Только в этом случае возможен процесс обучения. Не окажется у учащихся или у кого бы то ни было из них потребности в учении – и учебный процесс не состоится. Когда же он начинается, то совместная деятельность учителя и учащихся соответствующими им средствами образует методы обучения. Обучение всегда неизменно протекает в каких-либо (сообразно условиям в целом) организационных формах.

Пущенный в ход процесс обучения реализуется определенным механизмом усвоения, о котором будет идти речь далее. Такой механизм всегда есть, его до сих пор еще плохо исследовали, но всегда, включая зарю человечества, он был, пусть и на примитивном уровне, осознан например, первобытный охотник знал, что если показать сыну , как идет охота, а затем включать его постепенно в эту деятельность, то со временем он усвоит ее), будет достигнут желаемый результат. Если нужно, учитель организует повторное изучение того или иного отрезка содержания, а если отрезок усвоен, учитель переходит к новой порции содержания. На обобщенном уровне эта схема исчерпывает все элементы процесса обучения. И она позволяет выделить его инвариантные черты. К их числу относятся:

  • а) неподменяемость процесса обучения в выполнении функции организации усвоения социального опыта молодым поколением. Без изначального обучения социальный опыт непередаваем;
  • б) в процессе обучения непременно реализуется единство деятельности преподавания, учения и содержания образования. Обучение возможно потому, что преподаватель, педагогически препарируя содержание учебного материала, организует учебную работу ученика с этим материалом. Иного пути нет;
  • в) без исходных мотивов учителя и учащихся, адекватных целям обучения и воспитания, последние возникнуть не могут;
  • г) обучение только и может осуществиться как единство содержательной, процессуальной и мотивационной сторон обучения. Иными словами, содержание адаптируется к учебным возможностям учащихся и должно сопрягаться с мотивами учителя и учащихся. Отсюда забота о доступности учебного материала, об активности учащихся, об интересе их к учению. Сама деятельность учителя является формой и условием его самовыражения и самореализации;
  • д) непременное сочетание предъявления учителем информации (инструктажем, объяснением и показом) с воспроизводящей в разных формах деятельностью учащихся;
  • е) неизбежность одной из организационных форм, характеризующейся пространством, временем, режимом, разделением функций между учителем и учениками в процессе их общения.

Перечисленные инвариантные черты процесса обучения неизбежны, другие – безоговорочно необходимы, и игнорирование каких-либо из них ослабляет его протекание. Так, слабая мотивационность с чьей-либо стороны ограничивает силу процесса, игнорирование воспроизводящей деятельности учащихся по меньшей мере уменьшает степень успешности обучения, если не делает его и вовсе невозможным. И так при любом обучении, независимо от времени, места, типа школ.

Но есть, и группа вариативных признаков обучения, которая делает его современным, но не проникла еще в педагогическое сознание масс; без таких признаков обучение возможно и даже будет протекать удовлетворительно, хотя все же неполноценно. К этим вариативным особенностям относятся подготовка учащихся к самообразованию, обучение доступному творчеству всех учащихся, обеспечение профессиональной ориентации соединение учебной работы с внеучебной социальной деятельностью, использование современных технических средств, индивидуализация режима обучения и др.

Вопросы:

    Объяснить различия педоцентристской и традиционной дидактических систем.

    Охарактеризовать научно-педагогические теории, лежащие в основе современной дидактической системы.

    Объяснить структуру учебного процесса.

Литература

  • 1. И.П. Подласый. Педагогика; 1996
  • 2. П.И. Пидкасистый. Педагогика. 1996
  • 3. Ю.К. Бабанский. Избранные педагогические труды. 1989
  • 4. Е.В. Сковин. Интенсификация познавательной деятельности.... 1993
  • 5. Лотар Клинберг. Проблемы теории обучения. 1984.
  • 6, И.А. Петрищенко. Проблемы современного процесса обучения и пути повышения его эффективности. 1990

Сущность процесса обучения

Мы уже знаем, что понятие «обучение» определяет явле­ние, а понятия «учебный процесс», «процесс обучения» связаны с развитием обучения во времени и пространстве и означают последовательность (систему) его актов. Напом­ним также, что латинское слово «processus» означает «дви­жение вперед». Возникает вопрос: когда понятия «обуче­ние» и «процесс обучения» можно употреблять как тожде­ственные, а когда их нужно различать, подчеркивая, о чем именно идет речь.

Одним из двух главных процессов, составляющих целост­ный педагогический процесс, является процесс обучения (учеб­ный процесс).

Это очень сложный процесс объективной действительности, уступающий, быть может, только процессам воспитания и раз­вития, составной частью которых он является. Вот почему дать полное и всестороннее определение этого процесса очень труд­но. Он включает большое количество разнообразных связей и отношений множества факторов различного порядка и различ­ной природы. Отсюда и множество определений процесса.

В сочинениях древних и средневековых мыслителей под понятиями «обучение», «процесс обучения» понимается глав­ным образом преподавание. В начале нашего века в понятие обучения стали включать уже два составляющих этот процесс компонента - преподавание и учение. Преподавание понима­ется как деятельность учителей по организации усвоения учеб­ного материала, а учение - как деятельность учащихся по ус­воению предлагаемых им знаний. Несколько позже в понятии обучения нашли отражение и управляющая деятельность учителя по формированию у учащихся способов познавательной деятельности, и совместная деятельность учителя и учащихся.

Современные требования таковы, что школа должна учить мыслить, развивать учащихся во всех отношениях.

В современном понимании для обучения характерны следу­ющие признаки: 1) двусторонний характер; 2) совместная дея­тельность учителей и учащихся; 3) руководство со стороны учителя; 4) специальная планомерная организация и управле­ние; 5) целостность и единство; 6) соответствие закономерно­стям возрастного развития учащихся; 7) управление развитием

и воспитанием учащихся.

Дидактика (от греч. didaktikos - поучающий и didasko -, изучающий) - часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Впервые, насколько известно, это сло­во появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Рат-ке (Ратихия) (1571-1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Я.А. Коменский. В начале XIX в. немецкий педагог И.Ф. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обуче­ния. Неизменными со времен Ратихия остаются и основные за­дачи дидактики - разработка проблем: чему учить и как учить;

современная наука интенсивно исследует также проблемы: ког­да, где, кого и зачем учить.

Преподавание - упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспече­ние информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.

Учение - процесс (точнее, сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возни­кают новые формы поведения и деятельности, изменяются ра­нее приобретенные.

2 .Обучение - упорядоченное взаимодействие педагога с уча­щимися, направленное на достижение поставленной цели. Учебный (дидактический) процесс содержит следующие глав­ные звенья взаимодействия:

Деятельность педагога

Деятельность обучаемых

1. Разъяснение учащимся целей и задач обучения

1. Собственная деятельность по созданию положительной мо­тивации учения

2. Ознакомление обучаемых с но­выми знаниями (явлениями, со­бытиями, предметами, законами)

2, Восприятие новых знаний, умений

3. Управление процессом осозна­ния и приобретения знаний, умений

3. Анализ, синтез, сопоставление, систематизация

4. Управление процессом познания научных закономерностей и за­конов

4. Познание закономерностей и законов, понимание причин­но-следственных связей

5. Управление процессом перехода от теории к практике

5. Приобретение умений и навы­ков, их систематизация

6. Организация эвристической и исследовательской деятельности

6. Практическая деятельность по самостоятельному решению воз­никающих проблем

7. "Проверка, оценка изменений в обученности и развитии учащих­ся

7» Самоконтроль, самодиагности­ка достижений

Образование - система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.

Знание - совокупность идей человека, в которых выражает­ся теоретическое овладение этим предметом (П.В. Копнин).

Умения - овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.

Навыки - умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.

Цель (учебная, образовательная) - то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.

процессе обучения.

Организация - упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.

Форма (от лат. forma - внешний вид, оболочка) - способ существования учебного процесса, оболочка для его внутрен­ней сущности, логики и содержания. Форма прежде всего свя­зана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п.

Метод (от лат. metodos - путь, способ) - путь достижения (реализации) цели и задач обучения.

Средство - предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т. д. Это понятие употребляется и в других значениях, которые рассмот­рим ниже.

Результаты (продукты обучения) - это то, к чему прихо­дит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели,

Взаимосвязи между основными дидактическими категория­ми как структурными компонентами целостного дидактическо­го процесса представлены на рис. 16.

Обучение как многомерное явление

Наглядной моделью процесса обучения, представленного через совокупность образующих его признаков, является многогранник. Кроме уже известных нам признаков процес­са (двусторонний характер, организованность, планомер­ность, руководящая роль учителя и т. д.) в данной модели, созданной для уточнения понятия процесса обучения, фик­сируются и другие признаки. Динамичность как признак вы­ражает изменение обучения во времени, его постоянное движение, развитие, продолжительность. Целенаправлен­ность подчеркивает нацеленность на результат, а целесо­образность понимается как решение обучением задачи применения приобретенных знаний, умений, навыков, способов деятельности, убеждений и т. д. в жизни, практичес­кой деятельности. Исследовательский характер и проблемность процесса, направленного на развитие продук­тивного мышления, проявляются в широком использовании учебных задач, при решении которых и преодолении вызы­ваемых ими трудностей формируются знания, умения, спо­собы мышления. Перманентность выражает то, что про­цесс обучения в современных условиях - это процесс не­прерывный; указывает также на единство всех ступеней обучения, преемственность навыков учебной работы. Конт­ролируемость его, как и в любом другом трудовом процес­се, направлена на определение достигнутых результатов, их оценку, диагностику и прогнозирование. Продуктив­ность раскрывает интенсивность процесса, характеризует количество и качество производимого в нем продукта, его себестоимость, рентабельность. Осуществимость процес­са характеризует наличие принципиальных условий для его возникновения и развития: а) мотивов, б) информации, в) времени, г) возможностей. Наконец, комплексность как интегративная характеристика процесса подчеркивает: на­правленность на одновременное решение многих проблем и достижение ряда взаимосвязанных задач; осуществление одновременных взаимосвязанных воздействий на все сфе­ры личности; рассмотрение продуктов обучения как ком­плексных образований.

Продукт процесса обучения

Для рассмотрения в системе продукта, на производство которого направлен учебный процесс, предложена нагляд­но-образная модель (рис.18). Компонентами продукта обучения являются: 1) знания, умения, навыки; 2) мировоззре­ние личности; 3) кругозор и эрудиция; 4) качества ума, ин­теллектуальное развитие личности (операции и приемы мышления, способы, формы, методы познавательной дея­тельности); 5) умение учиться, потребность приобретать и пополнять знания; 6) навыки самообразования; 7) актив­ность; 8) работоспособность (умственная и физическая) личности; 9) воспитанность (нравственная, эстетическая, экологическая, политехническая и др.); 10) профессиональ­ная ориентация и подготовка к жизни и др. Выделенные ком­поненты, в свою очередь, являются достаточно сложными образованиями, в составе которых выделяются многие де­сятки простых качеств. Таким образом, в процессе обучения возводится здание (сравнение К.Д. Ушинского), фундамен­том которого являются знания, умения, навыки, другие из выделенных компонентов основываются на них, а венчает все развитие и воспитание личности.

Рис.18

В процессе обучения создаются продукты различного ка­чества. Для их определения, анализа и измерения разрабо­таны различные критерии. Общую характеристику продук­тивности принято давать через уровни обучения.(или усвое­ния) (дидактическая характеристика) и уровни познаватель­ной активности учащихся (психологическая характеристика). Первая из них указывает преимущественно на достигнутые результаты, а вторая - на пути их достижения; обе харак­теристики близки между собой и взаимно дополняют одна другую. Выделяются следующие уровни познавательной ак­тивности учащихся: информационный (репродуктивный), проблемный, эвристический, исследовательский. В зависи­мости от того, какую познавательную активность развивает учащийся, он достигает одного из уровней обучения. Ниже представлена характеристика этих уровней в несколько уп­рощенном виде.

I уровень - знакомства. Отличается способностью уча­щегося узнавать, опознавать, различать, распознавать объ­екты в ряду других подобных объектов. Усвоение на уровне знакомства ограничено наиболее общими представлениями об объекте изучения, а мышление - альтернативными суж­дениями типа «да - нет», «или - или».

II уровень - репродукции. На этом уровне овладение основными понятиями предмета происходит настолько, что оно дает учащемуся возможность осуществлять словесное описание действия с объектом изучения, анализировать различные действия и различные исходы.

Ill уровень - полноценные знания. На этом уровне де­ятельность учащегося характеризуется умениями приме­нять усвоенную информацию в практической сфере для ре­шения некоторого класса задач и получения объективно но­вой информации.

IV уровень - трансформации. Он характеризуется та­ким овладением информацией, при котором учащийся смо­жет решать задачи различных классов путем переноса усво­енных знаний,умений, навыков.

В соответствии с названными уровнями выделяются зна­ния-знакомства, знания-копии, прочные знания (знания-уме­ния) и знания-трансформации. Развитие процесса обучения рассматривается как восхождение от знаний-знакомств к знаниям-трансформациям. Следует подчеркнуть, что чело-

Содержание учебного процесса - конкретный ответ на во­прос, чему учить подрастающее поколение, какие знания ото­брать из всех богатств, накопленных человечеством. Под содержанием понимается система знаний, умений, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения. Категория содержания образования всегда требует конкретизации: аб­страктного, оторванного от внутренней сущности системы со­держания не существует. Содержание общего образования составляет основу для всестороннего развития учащихся, фор­мирования, их мышления, познавательных интересов и подго­товки к трудовой деятельности. Являясь средством воплощения в жизнь целей обучения (образования), содержание должно от­ражать как текущие, так и перспективные потребности обще­ства, а также отдельных людей. Именно потребности в наи­большей степени направляют формирование содержания и включение его в программы учебных заведений различных ти­пов и уровней, но не только они. Как система зависимая, про­изводная от других систем содержание формируется сложно и противоречиво, ибо несет на себе отпечаток приоритетов сис­тем, причастных к его возникновению. Нужно подчеркнуть в этой связи, что содержание образования всегда было и остается предметом острой идеологической (политической) борьбы - стремление противоборствующих сил распространить свое вли­яние на школу, а через нее и на все общество. Этот фактор но­сит настолько непреходящий характер, что его целесообразно рассматривать как одну из закономерностей формирования со­держания образования. Среди систем, в наибольшей степени обусловливающих формирование содержания обучения, выде­ляются системы: 1) принятых целей; 2) социальных и научных достижений; 3) социальных потребностей; 4) личных потреб­ностей; 5) педагогических возможностей и др. Схема формиро­вания содержания под воздействием выделенных систем пред­ставлена на рис.19.

Система потребностей (социальных и личностных) нераз­рывно связана с рассмотренной выше системой целей. На ны­нешнем этапе построения новой русской школы образование должно стать основой создания нового демократического госу­дарства, культурного и духовного возрождения, эпохальных преобразований во всех сферах человеческой деятельности, становления демократического общества и рыночных отноше­ний, повышения уровня развития отечественной науки и тех­ники до лучших мировых стандартов. Должна быть, наконец, решена проблема: как наилучшим образом согласовать, соеди­нить общественные и личностные интересы, как, не ослабляя

Рис.19

ориентации на удовлетворение общественных потребностей, сделать образование личностно значимым, необходимым и привлекательным для каждого человека.

Традиционно большое значение для формирования содер­жания школьного образования имеет система социальных и науч­ных достижений. Исследования, проведенные в области импли­кации (внедрения) научных достижений в содержание образова­ния, показали, что период времени (лаг) между появлением но­вого научного открытия или новой социальной идеи и началом их систематического изучения в школе неуклонно сокращается. В настоящее время он уменьшился настолько, что отражение новых идей детерминируется лишь сроками выхода учебных книг. Если для изучения телеграфа в школе потребовалось 60 лет после изобретения Морзе, эволюционное учение Дарвина пробивало себе дорогу в школьные программы 56 лет, радио (Попов) - 40, теория строения атома (Бор) - 30, то с транзис­тором школьники познакомились уже через 10 лет после его изобретения, синтезом инсулина, новейших трансурановых эле­ментов, исследованиями космоса с помощью искусственных спутников, бионикой, космической биологией, современными образцами разнообразной техники - через 4-5 лет.

Наконец, система возможностей, о значении которой много говорилось в связи с осуществлением воспитательного процес­са, играет роль своеобразного регулятора, открывающего или запрещающего попадание в содержание образования сведений, требующих определенного уровня оснащения учебного процес­са, материально-технических и экономических возможностей. В данной системе содержатся и ограничения возрастного харак­тера. Начавшееся в 70-е годы в мировой дидактике движение за совершенствование содержания путем введения в школьные программы сложных разделов, изучавшихся ранее только в старших классах, а то и вузах, не увенчалось успехом, еще раз подтвердив наличие возрастных возможностей обучения, с ко­торыми необходимо считаться. Сегодня неопровержимо доказа­но, что запомнить ребенок может все, и чем он моложе, тем больше и быстрее; другое дело - осмыслить, понять, усвоить, ибо для этого необходим определенный уровень развития.

Требования к содержанию обучения в средней общеобразо­вательной школе определяются государственной стратегией развития образования. В содержании образования прослежива­ются два аспекта - национальный и общечеловеческий. Об­щими основами определения содержания школьного образова­ния являются: гуманизация, дифференциация, интеграция, широкое применение новых информационных технологий, формирование творческой личности как условие и результат полноценного, многокомпонентного процесса обучения.

Гуманизация содержания образования - многомерное на­правление, составленное из возможностей не только гуманитар­ных, но и всех других предметов. Необходимо оптимальное со­отношение гуманитарных и естественных дисциплин, а также наполнение курсов математических, биологических, техничес­ких дисциплин «очеловеченными» знаниями, роль которых не­преходяща в формировании научной картины мира, понимании учащимися взаимосвязи человека с обществом, техникой. Овла­дение гуманистически направленным содержанием ведет к фор­мированию гуманистического типа мышления, личностно ори­ентированного миропонимания, оптимистических взглядов на проблемы жизни и выживания, пониманию обучаемыми смысла жизни человека, который в любых условиях должен не только быть источником рабочей силы, но и сохранять свою самоцен­ность и самобытность. Приоритетная роль в гуманизации шко­лы принадлежит языковому и литературному (словесному) об­разованию, эстетическому воспитанию, человековедческим кур­сам, позволяющим детям лучше познать себя и мир, овладеть навыками самоорганизации и саморегуляции поведения.

В базовом образовании системообразующая роль принад­лежит гуманитарному и естественно-математическому образо­ванию.

Содержание учебного процесса как система может иметь различнуюструктуру изложения (представления). Элементы структуры - это отдельные знания или их элементы (шаги, порции), которые могут «сцепляться» между собой различным образом. Наиболее распространенными в настоящее время яв­ляются линейная, концентрическая, спиральная и смешанная структуры изложения содержания.

При линейной структуре отдельные части учебного материа­ла образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время школьного обучения, как правило, только один раз. При выборе та­кой структуры изложения особенно важно придерживаться требований последовательности, историзма, систематичности,доступности. Данная структура оправдывает себя при изложе­нии истории, языков, литературы, музыки и т. д.

Концентрическая структура предполагает возвращение к изучаемым знаниям. Один и тот же вопрос повторяется не­сколько раз, причем его содержание постепенно расши­ряется, обогащается новыми сведениями, связями и зависимо­стями. На первых ступенях обучения даются элементарные представления, которые по мере накопления знаний и роста познавательных возможностей углубляются и расширяются. Эта структура широко используется при изложении физики, химии, биологии.

Характерной особенностью спиральной структуры изложе­ния является то, что учащиеся, не теряя из поля зрения исход­ную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. В спиральной структуре нет перерывов, характерных для концентрической структуры, нет в ней и одноразовости в изучении знаний, которая отличает ли­нейную структуру. Наиболее эффективной спиральная структу­ра оказывается при организации содержания общественных, педагогических, психологических наук.

Составители учебных книг сегодня все больше используют возможности смешанной структуры, являющейся комбинацией линейной, концентрической и спиральной структур. Она поз­воляет маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.

При выборе структуры организации содержания учитывают­ся цели обучения, требования к уровню облученности, характер и особенности изучаемых знаний, а также, по возможности, осо­бенности тех групп учащихся,

Учебный план - это сертификат учебного заведения, опре­деляющий:

Продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул;

Полный перечень предметов, изучаемых в данном учебном заведении;

Распределение предметов по годам обучения;

Количество часов по каждому предмету за все время обу­чения и на изучение предмета в каждом классе;

Количество часов в неделю на изучение каждого предмета;

Структуру и продолжительность практикумов, лагерных сборов и т. п.

В учебном плане находят отражение принятый обществом воспитательный идеал, намеченные цели, победившая концеп­ция формирования содержания. Он разрабатывается с учетом закономерностей учебно-воспитательного процесса, санитарно-гигиенических и организационных требований, сложившихся традиций. Предметы, включенные в учебный план, делятся на обязательные и факультативные (по выбору). В большинстве стран учебные планы разрабатываются и утверждаются цен­тральными органами просвещения. Типовые учебные планы не всегда подходят для новых учебных заведений (гимназий, ли­цеев, высших профессионально-технических училищ), которые разрабатывают свои собственные документы.

На основе учебного плана составляются учебные программы по всем предметам. Учебная программа содержит:

Объяснительную записку о целях изучения данного пред­мета, основных требованиях к знаниям и умениям учащихся, рекомендуемых формах и методах обучения;

Тематическое содержание изучаемого материала;

Ориентировочное количество времени, которое учитель может потратить на изучение отдельных вопросов курса;

Перечень основных мировоззренческих вопросов;

Указания по реализации межпредметных и межкурсовых связей;

Перечень учебного оборудования и наглядных пособий;

В связи с углублением процессов дифференциации образо­вания разрабатываются различные (альтернативные) варианты учебных программ. В любом учебном заведении сегодня могут применяться одновременно несколько вариантов программ по одному и тому же предмету, которые предлагаются для усвое­ния учащимися в соответствии с их интересами и возможно­стями. Решение о введении дифференцированных программ и создании классов с углубленным или, наоборот, облегченным изучением предмета принимают школьные советы.

Мотивы - главные движущие силы ди­дактического процесса. Изучение и правильное использование действующих мотивов, формирование должных, направляющих развитие личности и ее движение в нужном направлении, - сердцевина педагогического труда.

Мотивация (от лат. moveo - двигаю) - общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продук­тивной познавательной деятельности, активному освоению со­держания образования. Образно говоря, бразды мотивации держат в своих руках совместно учителя и учащиеся. Имея в виду первых, говорим о мотивации обучения, с позиций обуча­емого следует вести речь о мотивации учения (внутренней или автомотивации). В понятие мотивации учителей вкладывается несколько иной смысл, связанный преимущественно с их от­ношением к профессиональным обязанностям.

Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки. Мотивы можно определить и как отношение школьника к предмету его деятельности, на­правленность на эту деятельность. В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы, стремления и эмо­ции, установки и идеалы. Поэтому мотивы - очень сложные образования, представляющие собой динамические системы, в которых осуществляются анализ и оценка альтернатив, выбор и принятие решений. Понимание мотивов-побуждений ослож­няется тем, что, во-первых, они всегда представляют собой комплексы и в педагогическом процессе мы почти никогда не имеем дело с одним действующим мотивом, а во-вторых, мо­тивы не всегда осознаются учителями и учащимися.

Изучение мотивации является центральной проблемой ди­дактики и педагогической психологии. В этой области достиг­нуты определенные успехи, но проблема еще очень далека от разрешения: изменчивость, подвижность, разнообразие моти­вов очень трудно свести к определенным структурам, одно­значно определить способы управления ими. Если в дидактике есть область чистого искусства, то это, несомненно, область мотивов да еще связанных с ними методов обучения.

Классифицировать мотивы, действующие в системе обуче­ния, можно по различным критериям. По видам выделяются социальные и познавательные мотивы. По уровням эти мотивы подразделяются на:

Широкие социальные мотивы (долг, ответственность, по­нимание социальной значимости учения). Прежде всего, это стремление личности через учение утвердиться в обществе, ут­вердить свой социальный статус;

Узкие социальные (или позиционные) мотивы (стремле­ние занять определенную должность в будущем, получить при­знание окружающих, получать достойное вознаграждение за свой труд);

Мотивы социального сотрудничества (ориентация на раз­личные способы взаимодействия с окружающими, утверждение своей роли и позиции в классе);

Широкие познавательные мотивы. Проявляются как ори­ентация на эрудицию, реализуются как удовлетворение от са­мого процесса учения и его результатов. Познавательная дея­тельность человека является ведущей сферой его жизнедеятель­ности;

Учебно-познавательные мотивы (ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов);

Мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний).

В практической педагогике эти мотивы объединяются в группы по направленности и содержанию".

Сущность процесса обучения, его функции и структура.
Обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.
Задачи процесса обучения
1. Стимулирование учебно-познавательной активности обучающихся.
2. Организация познавательной деятельности по овладению научными, знаниями и формированию умений и навыков.
3. Развитие мышления, творческих способностей.
4. Выработка диалектико-материалистического мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.
Признаки процесса обучения
1. Двусторонний характер (Учение - процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные. Преподавание - упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний учащимися).
2. Совместная деятельность учителей и учащихся.
3. Руководство со стороны учителя.
4. Специальная планомерная организация и управление.
5. Целостность и единство.
6. Соответствие закономерностям возрастного развития учащихся.
7. Управление развитием и воспитанием учащихся.
Функции процесса обучения
Образовательная - составляет процесс овладения знаниями и формирования учебных умений и навыков.
Воспитательная - состоит в том, что учебная деятельность воспитывает ученика, у него формируются нравственные качества, взгляды, убеждения и другие качества и свойства личности.
Развивающая - состоит в формировании и развитии психических процессов, свойств и качеств личности. Учение должно постоянно повышать общий уровень развития учащихся.
Реализация названных функций процесса обучения обеспечивает комплексный подход к процессу формирования личности школьника.

Противоречия процесса обучения
Противоречие - основа развития, его движущая сила. Противоречия процесса обучения обеспечивают его самодвижение, являются его движущими силами.
Приведем примеры некоторых противоречий процесса обучения.
1. Противоречие между объемом общественно-исторических знаний и объемом знаний, усваиваемых обучаемым. (Разрешение этого противоречия ведет к постоянному совершенствованию содержания образования).
2. Противоречие между индивидуальной познавательной деятельностью обучаемого и тем уровнем, формами и методами познания, которыми он должен овладеть. (Разрешение этого противоречия определяет темпы и степень интеллектуального развития обучаемого).
3. Противоречие между достигнутым уровнем развития обучаемого и выдвигаемой ходом обучения учебной задачей. (Правильно поставленная учебная задача активизирует познавательную деятельность обучаемого, обеспечивает успешность овладения знаниями и развитием обучаемого).
4. Противоречие между знаниями, имеющимися у обучаемого и отсутствующими.
5. Противоречие между имеющимися знаниями и способами их применения.
6. Противоречие между житейскими представлениями и научными знаниями.
Типы обучения
1. Объяснительно-иллюстративное.
2. Проблемное обучение.
3. Развивающее обучение.
4. Программированное обучение.
Объяснительно-иллюстративное обучение - учитель излагает знания в обработанном, «готовом» виде, ученики воспринимают и воспроизводят его. Объяснение в сочетании с наглядностью - главными методами такого обучения являются слушание и запоминание - ведущие виды деятельности учащихся, а безошибочное воспроизведение изученного - главное требование и основной критерий эффективности. Объяснительно-иллюстративное обучение имеет ряд преимуществ: оно экономит время, сберегает силы учителей и учащихся, облегчает учащимся понимание сложных понятий, обеспечивает достаточно эффективное управление процессом обучения.
Достоинства: систематичность, относительно малые затраты времени.
Недостатки: слабо реализуется развивающая функция обучения, деятельность ученика репродуктивна. Преподнесение «готовых» знаний и освобождение учащихся от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при их освоении, а также незначительные возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса.
Проблемное обучение - это систематическое включение учащихся в процесс решения творческих задач практического и познавательного характера при изучении узловых положений учебной дисциплины. Особенностью проблемного обучения является то, что учитель не сообщает готовых знаний, а организует учеников на их поиск: понятия, закономерности, теории познаются в ходе поиска, наблюдения, анализа фактов, мыслительной деятельности, результатом чего является знание. Ценность знаний такого рода заключается в том, что у учащихся формируются навыки самостоятельного мышления и более эффективно формируются убеждения.
Достоинства: развивает мыслительные способности учащихся, интерес к учению, творческие силы.
Недостатки: не всегда можно применять из-за характера изучаемого материала, неподготовленности учащихся, квалификации учителя; требует много времени, в силу чего проблемное обучение в полном виде используется нечасто.
Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Его структура - цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у ученика потребность в овладении специальными знаниями и навыками. Осуществляется в форме вовлечения учащихся в различные виды деятельности, использование дидактических игр, дискуссий и т.д.
Суть развивающего обучения в том, что ученик не только усваивает конкретные знания, умения и навыки, но и овладевает способами действий.
Леонид Владимирович Занков в разработке новой системы обучения исходил из положения Л.С.Выготского: обучение должно вести за собой развитие. Дидактические принципы, разработанные им, в отличие от традиционных направлены на достижение общего развития школьников, которое обеспечивает и формирование знаний:
1. Принцип ведущей роли теоретических знаний в начальном обучении.
2. Принцип обучения на высоком уровне трудности.
3. Принцип обучения быстрым темпом.
4. Принцип осознания школьниками процесса учения.
5. Принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся, в том числе наиболее слабых.
Программированное обучение представляет собой особый вид самостоятельной работы учащихся над специально переработанным учебным материалом и осуществляется как четко управляемый процесс, т. к. изучаемый материал разбивается на мелкие, легко усваиваемые дозы. Они последовательно предъявляются ученику для усвоения. После изучения каждой дозы следует проверка степени усвоения. «Шаг» обучения: предъявление, усвоение, проверка.
Главное понятие программированного обучения - обучающая программа - совокупность материала и предписаний работы с ним. Программы бывают линейные, разветвленные, смешанные. При линейной программе в том случае если ученик неправильно выполнил задание, он должен повторить весь соответствующий материал и выполнить задание. В случае разветвленной программы если задание не выполнено ученику указывают на его ошибки и дают задание повторить именно те параграфы, которые приведут его к правильному ответу.
Достоинства: мелкие дозы усваиваются безошибочно, что дает высокие результаты; темп усвоения выбирается учеником.
Недостатки: не всякий материал поддается пошаговой обработке; ограничивается умственное развитие ученика репродуктивными операциями; возникает дефицит общения и эмоций в обучении.
Главной особенностью программированного обучения является то, что ученик не может при изучении учебного материала сделать следующего шага, если он не усвоил предыдущего материала. Хорошо организованная индивидуальная работа с учащимися тоже может рассматриваться как обучение с элементами программирования, так как при этом программируется весь путь познавательной деятельности учащегося, когда на каждом шагу обучения обучающий располагает средствами постоянного контроля за знаниями и развитием учащегося.
Идеи и принципы программированного обучения породили ряд новых технологий, например, блочно-модульное обучение, при котором материал группируют в блоки-модули: целевой, информационный, методический, контрольный.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то