Контрольная работа: Моцарт и Сальери. Учебно-методический материал по литературе (9 класс) на тему: Вопросы к "Моцарту и Сальери"

Цели:

  • создание условий для проблемного анализа трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери», совершенствование навыков работы с текстом художественного произведения;
  • развитие мыслительной деятельности, аналитических умений и навыков;
  • формирование положительных нравственных ориентаций.

Методические приемы: мини-лекция, беседа, сообщения учащихся, работа с текстом художественного произведения.

Организационные формы: фронтальная (лекция учителя, беседа), групповая (анализ текста), индивидуальная (проблемный вопрос, тестирование).

Ход урока

I. Орг.момент

(оформление рабочих карт)

(звуковой фрагмент)

II. Тема и цель урока

  • сообщение темы урока;
  • проблемный вопрос;
  • постановка цели (обсуждение в группах, заполнение рабочей карты).

III. Объяснение нового материала

1. Из истории создания «Маленьких трагедий»

(лекция учителя с элементами беседы сопровождается слайд-презентацией)

В 1830 году в Болдино Пушкин написал четыре пьесы: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы».

В письме П.А. Плетневу Пушкин сообщал, что привез «несколько драматических сцен, или маленьких трагедий».

Пьесы стали называть «Маленькими трагедиями». Они действительно невелики по объему, имеют малое количество сцен и персонажей. «Драматические сцены», «Драматические очерки», «Драматические изучения» – такие названия хотел дать своим пьесам А.С. Пушкин, подчеркивая их отличие от традиционных.

Для «Маленьких трагедий» характерно быстрое развитие действия, острый драматический конфликт, глубина проникновения в психологию героев, охваченных сильной страстью, правдивое изображение характеров, отличающихся многогранностью, индивидуальными и типическими чертами.

В «Маленьких трагедиях» показаны всепоглощающие душу человека страсти или пороки:

  • гордость, презирающая всех;
  • жадность, не дающая человеку и минуты подумать о духовном;
  • зависть, доводящая до злодеяния;
  • чревоугодие, не знающее никаких постов, соединенное со страстной привязанностью к различным увеселениям;
  • гнев, вызывающий страшные разрушительные действия.

В «Скупом рыцаре» отразилось средневековье Западной Европы, быт и нравы рыцарского замка, показана власть золота над душой человека.

В «Каменном госте» по-новому разработана старинная испанская легенда о Дон-Жуане, живущем только для себя, не считающемся с нравственными нормами; смелость, ловкость, остроумие – все эти качества он направил на удовлетворение своих желаний в погоне за удовольствиями.

«Пир во время чумы» – философское размышление о поведении человека перед опасностью смерти.

2. Тема трагедии «Моцарт и Сальери»

Какая же тема раскрыта в трагедии «Моцарт и Сальери»? (В «Моцарте и Сальери» раскрылась губительная сила зависти.)

Тема – художественное творчество и зависть как всепоглощающая душу человека страсть, приводящая его к злодейству. Сохранилось первоначальное название трагедии «Зависть», во многом определяющее ее тему.

(Звуковой фрагмент)

3. Легенда и факты жизни Моцарта и Сальери.

(сообщения учеников)

Героями трагедии являются реальные люди: австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) и итальянский композитор, дирижер, педагог Антонио Сальери (1750-1825).

Вольфганг Амадей Моцарт – австрийский композитор. Моцарт сочинял музыку с пяти лет. В четырнадцать – стал придворным музыкантом в Зальцбурге. Затем жил и работал в Вене. Бывал в Италии, был избран членом Филармонической академии в Болонье. В 1787 году состоялось первое представление в Праге его оперы «Дон-Жуан». В следующем году она была поставлена в Вене, здесь присутствовал Сальери.

Высокую гармонию, изящество, благородство, гуманистическую направленность произведений Моцарта отмечали его современники. Критики писали, что его музыка «полна света, мира и душевной ясности, как будто земные страдания пробуждали только одни Божественные стороны этого человека, а если по временам и проносится тень скорби, то в ней виден душевный мир, проистекающий из полной покорности Провидению». Музыка Моцарта самобытна и оригинальна. Он создал 628 произведений, в том числе 17 опер: «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан», «Волшебная флейта» и др.

«Реквием» – произведение, над которым Моцарт работал перед смертью, так и осталось незавершенным.

Реквием – траурное вокальное или вокально-инструментальное музыкальное произведение. (Звуковой фрагмент)

С преждевременной, ранней смертью Моцарта связана легенда о его отравлении Сальери, который с 1766 года жил и работал в Вене, являлся придворным камерным дирижером и композитором итальянской оперы в Вене. Затем уехал в Париж, где сблизился с композитором Глюком, стал его учеником и последователем. Вернувшись в Вену, занял должность придворного дирижера. Учениками Сальери были Л. ван Бетховен, Ф. Лист, Ф. Шуберт. Сальери написал 39 опер: «Та-рар», «Фальстаф» (комическая опера) и др.

Версия о том, что Сальери якобы отравил Моцарта, не имеет точного подтверждения и остается легендой. Она основана на распространившемся в немецкой прессе утверждении, будто Сальери на ложе смерти исповедался в грехе убийства Моцарта.

– Почему А.С. Пушкина заинтересовала легенда об отравлении Моцарта? (Легенда об отравлении Моцарта интересовала Пушкина потому, что позволяла раскрыть психологические причины рождения в душе человека зависти, ведущей его к непримиримому конфликту и к преступлению. Исторические лица, документальные факты из жизни приобрели художественное обобщение.)

4. Герои трагедии

(работа в группах)

Моцарт – композитор, пользующийся известностью и славой. Как человек он считает разумным и справедливым Божественный миропорядок. Он принимает земную жизнь с ее радостями и страданиями, постигает высокие идеалы, идущие от Бога. Моцарт – гений, он избран небом, чтобы передать людям в гармонии музыки добро и красоту как непреходящие, вечные ценности.

Сальери осознает гениальность Моцарта.

Сальери

Какая глубина!
Какая смелость и какая стройность!
Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь;
Я знаю, я.

Сам Моцарт понимает, что служителей прекрасного на земле мало, если бы всем был дан дар творчества,

тогда б не мог
И мир существовать; никто б не стал
Заботиться о нуждах низкой жизни;
Все предались бы вольному искусству.

Осознавая свой дар, Моцарт чувствует себя обычным смертным. Назвавшему его богом Сальери он шутливо отвечает:

Ба! право? может быть...
Но божество мое проголодалось.

Веселый, беспечный от безмерности таланта, глубоко человечный Моцарт создает свои произведения легко, словно они возникают сами собой. Это не результат упорного труда и знания технических приемов, а Божественный дар – гениальность. Вместе с тем он не скрывает, что его произведения – плоды «бессонниц, легких вдохновений»:

Сальери

Что ты мне принес?

Моцарт

Нет – так; безделицу. Намедни ночью
Бессонница моя меня томила.
И в голову пришли мне две-три мысли.
Сегодня их я набросал. Хотелось
Твое мне слышать мненье...

Жизнь и искусство для Моцарта – единое целое. Истинный художник, он творит не ради личной выгоды, «презренной пользы», а ради самого искусства. Истинный художник отдает себя искусству, не требуя взамен славы – такова точка зрения Моцарта. Его музыка популярна, об этом свидетельствует ее исполнение слепым скрипачом из трактира, он не может видеть нот и запомнил и ее, и другие произведения композитора на слух. В трактире скрипач исполнял арию Керубино из оперы «Женитьба Фигаро», а у Сальери – арию из оперы «Дон-Жуан». Неточное исполнение смешит Моцарта, он не испытывает к старику презрения, благодарит за труд.

Моцарта тревожит мрачное предчувствие, его черный человек – олицетворение смерти. Свою тревогу он не связывает с Сальери, которого считает своим другом и гениальным композитором. И это вполне понятно: Моцарт не знает зависти, не способен на злодейство. Он убежден, что «избранник небес – гений, являющий в своем искусстве образцы совершенства, высокие идеалы, – не может совершить злодейство:

Моцарт

Он же гений.
Как ты да я. А гений и злодейство –
Две вещи несовместные. Не правда ль?

«Заметьте: Моцарт не только не отвергает подносимого ему другими титула гения, но и сам называет себя гением, вместе с тем называя гением и Сальери. В этом видны удивительное добродушие и беспечность: для Моцарта слово "гений" нипочем; скажите ему, что он гений, он преважно согласится с этим; начните доказывать ему, что он вовсе не гений, он согласится и с этим, и в обоих случаях равно искренно. В лице Моцарта Пушкин представил тип непосредственной гениальности, которая проявляет себя без усилия, без расчета на успех, нисколько не подозревая своего величия. Нельзя сказать, чтобы все гении были таковы; но такие особенно невыносимы для талантов вроде Сальери», – писал В.Г. Белинский в одиннадцатой статье «О творчестве Пушкина».

Сальери тоже принадлежит к миру искусства, он тоже известный композитор. Но его отношение к Божественному миропорядку иное, чем у Моцарта:

Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет – и выше. Для меня
Так это ясно, как простая гамма.

Этими словами Сальери начинается трагедия. В них выражено его противостояние Божественному миропорядку, его конфликт с жизнью. Служа искусству, Сальери поставил целью добиться славы, он любит искусство и не любит жизнь, он отгородился от нее, стал заниматься только музыкой:

Сальери

Отверг я рано праздные забавы;
Науки, чуждые музыке, были
Постылы мне; упрямо и надменно
От них отрекся я и предался
Одной музыке. <...>
Ремесло
Поставил я подножием искусству...

В его музыке «гармония» поверялась «алгеброй», умерщвленная музыка препарировалась, как труп. Иными словами, она создавалась на основе владения техническими приемами. Сальери не понимал, что подлинное художественное произведение невозможно сконструировать чисто технически, оно всегда плод вдохновения, даруемого свыше. Он стал последователем Глюка и упорным трудом наконец добился признания и славы, потому считает служение искусству своим подвигом и с презрением относится к непосвященным, возносится над ними, считая ремесленниками.

Почему в душе Сальери, как он сам говорит об этом, рождается непримиримая зависть к Моцарту? Сальери понял, что Моцарт наделен Божьим даром, и не может принять того, что этот дар дан обыкновенному человеку, «гуляке праздному», а не ему, неустанному труженику. Он завидует гениальности друга. Некоторые исследователи полагают, что в его словах, сравнивающих завистника со змеей, отражается понимание зависти как бесовского наваждения, ибо змея – одна из ипостасей сатаны. Так соединяются непримиримые конфликты Сальери с миропорядком и с Моцартом. Сальери берет на себя право исправить, как ему кажется, несправедливость неба.

Он осознает, что музыка Моцарта бессмертна и, пытаясь найти оправдание своему злодеянию, все больше и больше раскрывает злобную сущность как человек и посредственность как композитор. Он говорит о своей «глухой» славе, о том, что принадлежит к «чадам праха». Он много лет носит яд, бывший «даром любви», и отправляет его в «чашу дружбы».

Сальери, отравив Моцарта, слушает его игру и плачет. Но не гармония музыки, как думает Моцарт, трогает убийцу: теперь не будет друга и он почувствует себя гением. Злодейство свершилось, но в душе Сальери нет покоя:

Ты заснешь
Надолго, Моцарт! Но ужель он прав,
И я не гений? Гений и злодейство
Две вещи несовместные.

IV. Итоги урока.

  • ответ на проблемный вопрос (индивидуально)

Моцарт был убежден в этой вечной, непреходящей истине, он – гений. Совершивший убийство Сальери – злодей. Так раскрывается идейный смысл трагедии А.С. Пушкина.

  • тестирование
  • заполнение рабочей карты

V. Домашнее задание

Р: работа над ошибками (по тесту)

К: ответ на вопрос «Какие жизненные уроки дает нам изучение классики?» (на примере трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»)

П: сочинение-миниатюра «Современны ли «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина?»

Список использованной литературы и материалов:

  1. А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»
  2. Пушкин в школе. Пособие для учителей, студентов, учащихся старших классов. Сост. В.Я.Коровина. – М.: РОСТ, 1999
  3. Калганова Т.А. – Изучение трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери». Материалы к уроку. X класс// Уроки литературы, 2005. - № 6. – С.7

Сравнительно небольшое произведение, обладающее огромным герменевтическим потенциалом.
Сразу хочу заметить что вопросы, представленные здесь - не риторические, и если ученик придерживается иного мнения, нежели Вы и способен его аргуменнтировать, то это только хорошо.

При подготовке вопросов неоценимую помощь оказал сайт http://www.vavilon.ru/texts/skidan7-3.html

1). Что имеет в виду Сальери, говоря о том, что он "Ремесло поставил подножием искусству"? Как вы считаете, это правильный путь? Мешало ли это ему творить или способствовало?

2). Сальери был счастлив оттого что "в сердцах людей нашёл созвучия своим созданьям". отчего же в его сердце поселилась зависть к Моцарту? Почему он называет Моцарта безумцем?

3). Отчего Моцарт так легко и с юмором относится к себе и своим творениям? А вы так смогли бы?

4). "Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь. я знаю, я." - что Сальери хотел добиться этими словами? Стало бы ему легче, если Моцарт с ним согласился?

5). Далее следует проблемный для понимания кусок текста. Монолог Сальери, где он решает что нужно отравить Моцарта. Там имеет смысл разбирать каждую строку отдельно. Также учтём что фактически монолог распадается на две части: одна о неземном даре Моцарта, вторая о "даре Изоры".

6). Моцарт во второй сцене уже не так весел. Как вы считаете, это сюжетный ход Пушкина? Хочет ли он что-то таким образом что-то подчеркнуть в пьесе? Или может это как-то лучше подчёркивает характер Моцарта, а через него и характер Сальери?

7). Ещё один кусок текста, требующий детального разбора, сложный для понимания. Со слов "Ах правда ли, Сальери, что Бомарше кого-то отравил?". Возможно следует натолкнуть слушателей на мысль что Сальери уже НЕ считает себя гением и талантом (если вообше считал), поскольку слова о "гении и злодействе" его не останавливают. Здесь же можно поговорить о том что означают слова о "Гении и злодействе". О том, согласны ли с этим ваши слушатели. Может найдёте какие-то примеры подтветждаающие это правило - от Леонардо да Винчи и Микеланджело до Джокера из "Бэтмена". И о том как появилось понятие и что обозачает сейчас выражение "злой гений" (хотя бы для разделения в сознании ученика гениальности и гения как духа из римской мифологии)

8). "За твое

Здоровье, друг, за искренний союз,

Связующий Моцарта и Сальери,

Двух сыновей гармонии." - попробуем представить в двух плоскостях: со стороны Моцарта, не знающего о злодействе и со стороны читателя, который об этом знает. Обратим внимание на иронию Пушкина - как Моцарт пьёт здесь яд за здоровье своего отравителя. Предчувствовал ли он свою скорую смерть или грусть его была только лишь от воспоминания о свом Реквиеме?

9). Что означают слова "постой, постой!.. Ты выпил!.. без меня?"? Есть мнение что первый порыв Сальери был выпить яд вместе с Моцартом. Вы согласны с этим?

10). "Эти слезы

Впервые лью: и больно и приятно,

Как будто тяжкий совершил я долг,

Как будто нож целебный мне отсек

Страдавший член! Друг Моцарт, эти слезы...

Не замечай их. Продолжай, спеши

Еще наполнить звуками мне душу..."

Что происходит с чувствами Сальери, когда он слышит Реквием? Усугубляются ли его страдания или он напротив успокаивается и решает что поступил правильно?

11). "Когда бы все так чувствовали силу

Гармонии! Но нет: тогда б не мог

И мир существовать; никто б не стал

Заботиться о нуждах низкой жизни;

Все предались бы вольному искусству." - а вы согласны с тем, что говорит Моцарт?

12). Общие вопросы.

Как вы считаете, каких отношениях на самом деле состояли Моцарт и Сальери?

А считал ли Сальери себя гением вообще? А Моцарт?

Салери писал музыку "поверив алгеброй гармонию". А Моцарт?

Согласны ли вы с тем, что здесь Моцарт и Сальери, "гений и злодейство" противопоставлены? Есть ли у них какие-то общие черты?

Предваряя краткое содержание пьесы "Моцарт и Сальери" (А. С. Пушкин), следует сказать, что она довольно мала, и персонажей в ней всего два - композиторы Моцарт и Сальери.

Сущность конфликта

Основа конфликта пьесы - это внутренний конфликт Сальери, который может быть сведен к пониманию сущности творчества вообще. Для него музыка - это труд, ремесло и постоянное самосовершенствование. Иными словами, преодоление. Для Моцарта сочинение музыки - это вдохновение и радость. Он творит легко и свободно.

Таким образом, в кратком содержании "Моцарта и Сальери" Пушкина отметим, что главный вопрос пьесы, на который нет ответа и над которым мучается Сальери: почему одни наделены гениальностью безусловно, а другие вынуждены доказывать свое место среди собратьев по цеху неустанным упорным трудом?

Он считает, что небо несправедливо, озарив "безумца голову" и "праздного гуляки". Ведь Моцарт недостоин своего великого дара, он прожигает жизнь, не трудясь, поэтому должен умереть. Сальери видит свой задачей убить Моцарта. Это великая задача, думает он.

И если драматургически разрешение конфликта у Пушкина (Сальери убивает Моцарта в финале пьесы) и происходит, то оно не может подвести к ответу на основной вопрос - и по существу финал остается открытым.

В изложении краткого содержания "Моцарта и Сальери" Пушкина мы рассказали об основном конфликте пьесы.

О героях пьесы

Прототипы персонажей пьесы - реальные личности, но сведение их вместе, тем более с таким финалом, происходит, скорее всего, лишь благодаря воле автора.

В кратком содержании "Моцарта и Сальери" Пушкина необходимо уточнить, что Антонио Сальери в свое время (конец XVIII - начале XIX века) считался известным и признанным музыкантом. Это итальянский композитор, последователь Глюка, автор множества вокальных и вокально-музыкальных произведений, придворный капельмейстер. Был педагогом, прививал основы мастерства таким прославленным композиторам, как Шуберт, Лист, Бетховен.

Но, можно сказать, судьба сыграла с ним злую шутку - и с легкой руки Пушкина он остался в истории "убийцей Моцарта". Это "клеймо" так пристало к нему, что много позже, в Милане, в 1997 году, даже состоялся суд, который полностью оправдал музыканта и подтвердил его невиновность в гибели Моцарта.

Кроме Моцарта, в пьесе есть и третий персонаж, присутствие которого можно назвать символическим, "закадровым". Это человек, одетый в черное, или, как называет его Моцарт, "мой черный человек" - незнакомец, пришедший заказать ему реквием, и не явившийся за заказом. Стал неким вестником смерти, посланцем потусторонних сил - словно Requiem Моцарт написал сам для себя. Этот мрачный образ весьма распространен в мировой литературе: Пушкин подхватил его у Гете ("Фауст"), позже его позаимствовали для своих произведений Леонид Андреев и Сергей Есенин.

Сцена первая

В кратком содержании пьесы Пушкина "Моцарт и Сальери" отметим, что в начале первой сцены Сальери сидит в своей комнате и размышляет о тяготах собственной, наполненной учебой, трудами и заслуженной славой жизни и о том, как велика его зависть к Моцарту. К нему приходит в гости сам Моцарт и приводит уличного музыканта, слепого старика-"скрыпача", которого он только что встретил в трактире. Тот играл на "скрыпке" арию Керубино из моцартовской оперы "Свадьба Фигаро" и играл так скверно, что автор развеселился.

Когда старик вновь начинает играть, Моцарт хохочет, а Сальери приходит в негодование и прогоняет скрипача.

Затем Моцарт играет на фортепиано "безделицу", которая сочинилась у него прошедшей бессонной ночью. Его слушатель уже в восхищении и говорит, что Моцарт "бог" и он "сам себя недостоин". Моцарт относится к этим проявлениям восторга с явной иронией, он шутливо отвечает, что "божество мое проголодалось", и Сальери тут же приглашает его отобедать в трактире.

Моцарт отлучается, чтобы предупредить жену, а оставшийся объясняет себе и зрителям свою задачу: "Я избран, чтоб его остановить", иначе мы погибли. Убить божественного Моцарта, по мнению Сальери, необходимо и для того еще, чтобы могли творить подобные ему, "бескрылые чада праха". И он готовит яд.

На этом закончим краткое содержание первой сцены трагедии Пушкина "Моцарт и Сальери".

Сцена вторая

Моцарт рассказывает, как приходил к нему "черный человек", как заказал Реквием и больше не появлялся. Собеседник пытается ободрить его, говоря, что для веселья, по совету Бомарше, необходимо перечесть "Свадьбу Фигаро" и выпить бокал шампанского. "А правда, - интересуется Моцарт, - что кто-то был отравлен Бомарше?". Сальери отрицает это, а Моцарт добавляет, что, конечно, ведь "он был гений, как ты да я", а известно, что "гений и злодейство - две вещи несовместные".

Сальери подсыпает в чашу собеседника яд, и тот пьет вино. Затем Моцарт, присев за фортепиано, играет свое новое сочинение - Реквием. Его слушатель тронут: ему "и больно и приятно", словно он совершил тяжелую, но необходимую работу.

Моцарт чувствует себя нехорошо и уходит домой. А Сальери остается размышлять над мучающим его вопросом. Он вспоминает предание "о Бонаротти" (в кратком содержании трагедии Пушкина "Моцарт и Сальери" необходимо заметить, что здесь имеется в виду известная история, в которой великий итальянский живописец и скульптор Микеланджело Буонарроти отравил натурщика, чтобы достовернее передать муки умирающего Христа).

Может ли быть гениален художник, совершивший злодеяние во имя искусства? Или эта история - ложь, россказни толпы?

На этом вопросе музыканта к самому себе (или зрителю) пьеса окончена.

Мы привели краткое содержание пьесы Пушкина "Моцарт и Сальери".

С а л ь е р и

Все говорят: нет правды на земле.

Но правды нет и - выше. Для меня

Так это ясно, как простая гамма.

Родился я с любовию к искусству;

Ребенком будучи, когда высоко

Звучал орган в старинной церкви нашей,

Я слушал и заслушивался - слезы

Невольные и сладкие текли.

Отверг я рано праздные забавы;

Науки, чуждые музыке, были

Постылы мне; упрямо и надменно

От них отрекся я и предался

Одной музыке. Труден первый шаг

И скучен первый путь. Преодолел

Я ранние невзгоды. Ремесло

Поставил я подножием искусству;

Я сделался ремесленник: перстам

Придал послушную, сухую беглость

И верность уху. Звуки умертвив,

Музыку я разъял, как труп. Поверил

Я алгеброй гармонию. Тогда

Уже дерзнул, в науке искушенный,

Предаться неге творческой мечты.

Я стал творить; но в тишине, но в тайне,

Не смея помышлять еще о славе.

Нередко, просидев в безмолвной келье

Два, три дня, позабыв и сон и пищу,

Вкусив восторг и слез вдохновенья,

Я жег мой труд и холодно смотрел,

Как мысль моя и звуки, мной рожденны,

Пылая, с легким дымом исчезали.

Что говорю? Когда великий Глюк

Явился и открыл нам новы тайны

(Глубокие, пленительные тайны),

Не бросил ли я все, что прежде знал,

Что так любил, чему так жарко верил,

И не пошел ли бодро вслед за ним

Безропотно, как тот, кто заблуждался

И встречным послан в сторону иную?

Усильным, напряженным постоянством

Я наконец в искусстве безграничном

Достигнул степени высокой. Слава

Мне улыбнулась; я в сердцах людей

Нашел созвучия своим созданьям.

Я счастлив был: я наслаждался мирно

Своим трудом, успехом, славой; также

Трудами и успехами друзей,

Товарищей моих в искусстве дивном.

Нет! никогда я зависти не знал,

О, никогда! - ниже, когда Пиччини

Пленить умел слух диких парижан,

Ниже, когда услышал в первый раз

Я Ифигении начальны звуки.

Кто скажет, чтоб Сальери гордый был

Когда-нибудь завистником презренным,

Змеей, людьми растоптанною, вживе

Песок и пыль грызущею бессильно?

Никто!.. А ныне - сам скажу - я ныне

Завистник. Я завидую; глубоко,

Мучительно завидую. - О небо!

Где ж правота, когда священный дар,

Когда бессмертный гений - не в награду

Любви горящей, самоотверженья,

Трудов, усердия, молений послан -

А озаряет голову безумца,

Гуляки праздного? О Моцарт, Моцарт!

Входит М о ц а р т.

М о ц а р т

Ага! увидел ты! а мне хотелось

Тебя нежданной шуткой угостить.

С а л ь е р и

Ты здесь! - Давно ль?

М о ц а р т

Сейчас. Я шел к тебе,

Нес кое-что тебе я показать;

Но, проходя перед трактиром, вдруг

Услышал скрыпку… Нет, мой друг Сальери!

Смешнее отроду ты ничего

Не слыхивал… Слепой скрыпач в трактире

Разыгрывал voi che sapete. Чудо!

Не вытерпел, привел я скрыпача,

Чтоб угостить тебя его искусством.

Входит с л е п о й с т а р и к со скрыпкой.

Из Моцарта нам что-нибудь!

С т а р и к играет арию из Дон-Жуана;

Моцарт хохочет.

С а л ь е р и

И ты смеяться можешь?

М о ц а р т

Ах, Сальери!

Ужель и сам ты не смеешься:

С а л ь е р и

Мне не смешно, когда маляр негодный

Мне пачкает Мадонну Рафаэля,

Мне не смешно, когда фигляр презренный

Пародией бесчестит Алигьери.

Пошел, старик.

М о ц а р т.

Постой же: вот тебе,

Пей за мое здоровье.

С т а р и к уходит.

Ты, Сальери,

Не в духе нынче. Я приду к тебе

В другое время.

С а л ь е р и

Что ты мне принес?

М о ц а р т

Нет - так; безделицу. Намедни ночью

Бессонница моя меня томила,

И в голову пришли мне две, три мысли.

Сегодня я их набросал. Хотелось

Твое мне слышать мненье; но теперь

Тебе не до меня.

С а л ь е р и

Ах, Моцарт, Моцарт!

Когда же мне не до тебя? Садись;

Я слушаю.

М о ц а р т

(за фортепиано)

Представь себе… кого бы?

Ну, хоть меня - немного помоложе;

Влюбленного - не слишком, а слегка -

С красоткой, или с другом - хоть с тобой,

Я весел… Вдруг: виденье гробовое,

Незапный мрак иль что-нибудь такое…

Ну, слушай же.

С а л ь е р и

Ты с этим шел ко мне

И мог остановиться у трактира

И слушать скрыпача слепого! - Боже!

Ты, Моцарт, недостоин сам себя.

М о ц а р т

Что ж, хорошо?

С а л ь е р и

Какая глубина!

Какая смелость и какая стройность!

Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь;

Я знаю, я.

М о ц а р т

Ба! право? может быть…

Но божество мое проголодалось.

С а л ь е р и

Послушай: отобедаем мы вместе

В трактире Золотого Льва.

М о ц а р т

Я рад. Но дай схожу домой сказать

Жене, чтобы меня она к обеду

Не дожидалась.

С а л ь е р и

Жду тебя; смотри ж.

Не! не могу противиться я доле

Судьбе моей: я избран, чтоб его

Остановить - не то мы все погибли,

Мы все, жрецы, служители музыки,

Не я один с моей глухою славой…

Что пользы, если Моцарт будет жив

И новой высоты еще достигнет?

Подымет ли он тем искусство? Нет;

Оно падет опять, как он исчезнет:

Наследника нам не оставит он.

Что пользы в нем? Как некий херувим,

Он несколько занес нам песен райских,

Чтоб, возмутив бескрылое желанье

В нас, чадах праха, после улететь!

Так улетай же! чем скорей, тем лучше.

Вот яд, последний дар моей Изоры.

Осьмнадцать лет ношу его с собою -

И часто жизнь казалась мне с тех пор

Несносной раной, и сидел я часто

С врагом беспечным за одной трапезой,

И никогда на шепот искушенья

Не преклонился я, хоть я не трус,

Хотя обиду чувствую глубоко,

Хоть мало жизнь люблю. Все медлил я.

Как жажда смерти мучила меня,

Что умирать? я мнил: быть может жизнь

Мне принесет незапные дары;

Быть может посетит меня восторг

И творческая ночь, и вдохновенье;

Быть может, новый Гайден сотворит

Великое - и наслажуся им…

Как пировал я с гостем ненавистным,

Быть может, мнил я, злейшего врага

Найду; быть может, злейшая обида

В меня с надменной грянет высоты -

Тогда не пропадешь ты, дар Изоры.

И я был прав! и наконец нашел

Я моего врага, и новый Гайден

Меня восторгом дивно упоил!

Теперь - пора! заветный дар любви,

Переходи сегодня в чашу дружбы.

Особая комната в трактире; фортепиано.

М о ц а р т и С а л ь е р и за столом.

С а л ь е р и

Что ты сегодня пасмурен?

М о ц а р т

С а л ь е р и

Ты, верно, Моцарт, чем-нибудь расстроен?

Обед хороший, славное вино,

А ты молчишь да хмуришься.

М о ц а р т

Признаться,

Мой Requiem меня тревожит.

С а л ь е р и

Ты сочиняешь Requiem? Давно ли?

М о ц а р т

Давно, недели три. Но странный случай…

Не сказывал тебе я?

С а л ь е р и

М о ц а р т

Так слушай.

Недели три тому, пришел я поздно

Домой. Сказали мне, что заходил

За мною кто-то. Отчего - не знаю,

Всю ночь я думал: кто бы это был?

И что ему во мне? Назавтра тот же

Зашел и не застал опять меня.

На третий день играл я на полу

С моим мальчишкой. Кликнули меня;

Я вышел. Человек, одетый в черном,

Учтиво поклонившись, заказал

Мне Requiem и скрылся. Сел я тотчас

И стал писать - и с той поры за мною

Не приходил мой черный человек;

А я и рад: мне было б жаль расстаться

С моей работой, хоть совсем готов

Уж Requiem. Но между тем я…

С а л ь е р и

М о ц а р т

Мне совестно признаться в этом…

С а л ь е р и

М о ц а р т

Мне день и ночь покоя не дает

Мой черный человек. За мною всюду

Как тень он гонится. Вот и теперь

Мне кажется, он с нами сам-третей

С а л ь е р и

И, полно! что за страх ребячий?

Рассей пустую думу. Бомарше

Говаривал мне: «Слушай, брат Сальери,

Как мысли черные к тебе придут,

Откупори шампанского бутылку

Иль перечти „(Женитьбу Фигаро(“.

М о ц а р т

Да! Бомарше ведь был тебе приятель;

Ты для него „Тарара“ сочинил,

Вещь славную. Там есть один мотив…

Я все твержу его, когда я счастлив…

Ла ла ла ла… Ах, правда ли, Сальери,

Что Бомарше кого-то отравил?

С а л ь е р и

Не думаю: он слишком был смешон

Для ремесла такого.

М о ц а р т

Он же гений,

Как ты да я. А гений и злодейство -

Две вещи несовместные. Не правда ль?

С а л ь е р и

Ты думаешь?

(Бросает яд в стакан Моцарта)

Ну, пей же.

М о ц а р т

Здоровье, друг, за искренний союз,

Связующий Моцарта и Сальери,

Двух сыновей гармонии.

С а л ь е р и

Постой, постой!.. Ты выпил!.. без меня?

М о ц а р т

(бросает салфетку на стол)

Довольно, сыт я.

(Идет к фортепиано.)

Слушай же, Сальери,

Ты плачешь?

С а л ь е р и

Эти слезы

Впервые лью: и больно и приятно,

Как будто тяжкий совершил я долг,

Как будто нож целебный мне отсек

Страдавший член! Друг Моцарт, эти слезы…

Не замечай их. Продолжай, спеши

Еще наполнить звуками мне душу…

М о ц а р т

Когда бы все так чувствовали силу

Гармонии! Но нет: тогда б не мог

И мир существовать; никто б не стал

Заботиться о нуждах низкой жизни;

Все предались бы вольному искусству.

Нас мало избранных, счастливцев праздных,

Пренебрегающих презренной пользой,

Единого прекрасного жрецов.

Не правда ль? Но я нынче нездоров,

Мне что-то тяжело: пойду засну.

Прощай же!

С а л ь е р и

До свиданья.

Ты заснешь

Надолго, Моцарт! Но ужель он прав,

И я не гений? Гений и злодейство

Две вещи несовместные. Неправда:

А Бонаротти? или это сказка

Тупой бессмысленной толпы - и не был

Убийцею создатель Ватикана?

Урок учителя русского языка и литературы МОУ гимназии №77 Храмцовой Татьяны Александровны

Цели урока:

  • знакомство с циклом А.С.Пушкина «Маленькие трагедии», основными образами трагедии «Моцарт и Сальери» и затронутыми в ней проблемами: отношением А.С.Пушкина к вопросу о гении и злодействе;
  • развитие навыков анализа поэтического драматического произведения;
  • воспитание интереса к поэтическим произведениям, решению мировоззренческих проблем.

Оборудование урока:

  • портрет А.С. Пушкина, иллюстрации к трагедии;
  • художественный фильм «Маленькие трагедии»;
  • магнитофонная запись произведений В.-А.Моцарта (например «Турецкое рондо», «Маленькие серенады», «Реквием»);
  • определения литературоведческого понятия «трагедия», лексических значений слов «реквием», «ремесленник».

Оформление доски:

Эпиграф: Гений и злодейство - две вещи несовместные.(А.С.Пушкин.«Моцарт и Сальери»)

План урока:

1) Художественные особенности цикла «Маленькие трагедии».

2) Проблематика и основные образы произведения.

3) Как в трагедии решается вопрос о гении и злодействе?

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент:

  • приветствие учащихся;
  • проверка отсутствующих в классе;
  • запись в тетрадь темы и эпиграфа урока.

II. Вводная часть. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

История создания и особенности цикла «Маленькие трагедии». Один из учащихся заранее приготовил сообщение по данной теме.

Задание классу: Слушая сообщение, записать в тетрадь особенности цикла А.С.Пушкина. Примерная запись в тетради:

Художественные особенности цикла «Маленькие трагедии»:

1) Небольшой объем, малое количество сцен и персонажей.

2) Быстрое развитие действия, острый драматический конфликт.

3) Глубина проникновения в психологию героев, охваченных сильной страстью.

4) Воссоздание жизни других народов в разные исторические эпохи.

Из истории создания «Маленьких трагедий».

В 1830 году в Болдино Пушкин написал четыре пьесы: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы». В письме П.А. Плетневу Пушкин сообщал, что привез «несколько драматических сцен, или маленьких трагедий».

Пьесы стали называть «Маленькими трагедиями». Они действительно не велики по объему, имеют малое количество сцен и персонажей. «Драматические сцены», «Драматические очерки», «Драматические изучения» - такие названия хотел дать своим пьесам А.С.Пушкин, подчеркивая их отличие от традиционных.

Для «Маленьких трагедий» характерно быстрое развитие действия, острый драматический конфликт, глубина проникновения в психологию героев, охваченных сильной страстью, правдивое изображение характеров, отличающихся многогранностью, индивидуальными и типическими чертами.

В «Маленьких трагедиях» воссоздана жизнь других народов в разные исторические эпохи. В «Скупом рыцаре» отразилось средневековье Западной Европы, быт и нравы рыцарского замка, показана власть золота над душой человека. В «Моцарте и Сальери» раскрылась губительная сила зависти (действие происходит в XVIII веке). В «Каменном госте» по-новому разработана старинная испанская легенда о Дон-Жуане, живущем только для себя, не считающемся с нравственными нормами; смелость, ловкость, остроумие - все эти качества он направил на удовлетворение своих желаний в погоне за удовольствиями.

«Пир во время чумы» - философское размышление о поведении человека перед опасностью смерти.

Все это свидетельствует о том, что «Маленькие трагедии» являются реалистическими произведениями. «Истина страстей, правдоподобие чувствований в предлагаемых обстоятельствах - вот что требует наш ум от драматического писателя», - утверждал Пушкин.

III. Изучение нового материала.

1. Особенности цикла в трагедии «Моцарт и Сальери». Дети на уроке работают в группах по 4 человека. У каждого - тетрадь по литературе, лист для черновых записей, ручка, карандаш.

Дается задание по группам. Каждая из групп кратко характеризует одну из особенностей (распределяет учитель): «Как данная особенность проявляется в трагедии «Моцарт и Сальери» и какой художественный смысл несет?»

Вариант ответа: 1) Трагедия состоит всего из двух сцен, в которых действуют только три персонажа (Моцарт, Сальери, слепой скрипач). При этом перед нами предстает вся жизнь главных действующих лиц, поскольку взгляд автора прикован только к ним и передает все оттенки настроения, особенности поведения каждого из персонажей. (Учащиеся также могут отметить два внесценических персонажа - жена Моцарта и Изора, возлюбленная Сальери, которые дополняют их образы и также служат лишь средством характеристики главных действующих лиц).

Работа с терминологией. На доску вывешивается плакат с определением, которое учащиеся анализируют, выявляя ключевые слова, и записывают в тетрадь: Трагедия - драматическое произведение, в основе которого лежит особенно острый непримиримый конфликт, оканчивающийся чаще всего гибелью героя. (Определение записать в тетрадь).

2. Анализ трагедии. Сцена I.

1) Демонстрируется видеофрагмент (отрывок из художественного фильма «Маленькие трагедии») - первый монолог Сальери: «Все говорят: нет правды на земле...» Во время просмотра учащиеся должны выписать цитаты, ответив на вопрос: какие этапы своей жизни выделяет Сальери?

Записи в тетради:

«Я слушал и заслушивался...»

«Я сделался ремесленник...»

«.. .я ныне стал завистник».

2) Словарная работа. На доску вывешивается плакат с определением слова «ремесленник»:

Ремесленник - 1. Человек, который владеет профессиональным ремеслом. 2. Человек, который делает по шаблону, без творческой инициативы.

Дается задание по группам. Обсудить в группах и коротко записать в тетрадях ответ на вопрос: «Почему именно так называет себя Сальери?» Когда группы обсудили и отвечают, остальные добавляют в свои записи то, что им покажется интересным.

Вариант ответа: «К творчеству Сальери, как оно охарактеризовано в монологе, подходят оба определения слова. Он овладел музыкальной грамотой, как ремеслом, но при этом утратил творческую инициативу, индивидуальность, яркость таланта. Пушкин отмечает отсутствие у него того, что отличает гения от ремесленника, - дара Божьего».

Вывод: итак, первый монолог Сальери есть завязка трагедии, но он же является и кульминацией терзаний Сальери, которые уже давно мучают его душу.

3) Но есть и второй монолог Сальери , который, по сути, является оправданием замысла убийства. Выразительное чтение одним из учащихся монолога «Я избран, чтоб его остановить...»

Вопрос к тексту монолога:

Что же совершает Моцарт, с точки зрения Сальери, чтобы его нужно было остановить? (Сальери знает: он сам никогда не сможет научиться тому, чем владеет Моцарт - творению, вдохновенному созданию. Первая причина желания «остановить» названа - зависть, невозможность ни достичь его вершин самостоятельно, ни учиться у него. Но есть и вторая! Сальери не может примириться с поведением Моцарта, его отношением к искусству: «Ты, Моцарт, недостоин сам себя»).

3. Сравнительный анализ образов Моцарта и Сальери.

Слово учителя. Так почему же Сальери убивает Моцарта (именно Моцарта, хотя рядом с ним, как он говорит, на вершине славы находятся Глюк, Гайдн, Пиччини)?

Дается задание по группам. Во время анализа текста произведения, заполнить таблицу:

1) Анализ сцены со слепым музыкантом.

Демонстрируется видеофрагмент фильма с данной сценой. Вопрос к учащимся:

Как Моцарта и Сальери характеризует их отношение к незатейливой игре слепого скрипача?

2) Отношение Моцарта к своим творениям и к себе.

Почему Сальери называет Моцарта «безумцем, гулякой праздным»? (Легкость, стройность, глубина творений Моцарта кажутся ему не результатом напряженного духовного труда, а праздностью, дарованной свыше).

Но прав ли Сальери? Он слышит, что Моцарт называет написанное им безделицей, но не слышит, что он говорит, о времени, когда это было написано: «Бессонница моя меня томила ...»

В каком случае можно называть бессонницу своей? (Если она постоянная спутница).

Какое еще слово подчеркивает трагичность вдохновения? - томила.

3) Как проявляется Моцарт в отношении к людям? (Скрипачу дал денег. Жену предупредил, что не будет обедать дома.)

Вывод: он любит и понимает людей, заботится о них.

А Сальери? Что мы знаем о его отношениях с людьми?

(Скрипача прогнал. Возлюбленная Изора подарила ему яд.)

Когда учащиеся заполнили таблицы, отвечают, остальные добавляют в свои записи то, что им покажется интересным.

4. Анализ трагедии. Сцена II.

1) Фронтальная опрос:

В чем главное отличие Моцарта и Сальери?

Какие взгляды Моцарта Сальери настолько не приемлет, что даже готов на убийство? (Отношение к искусству).

Слово учителя. Над вечными вопросами: «Что такое искусство? Какую роль оно играет в жизни человека? Какие задачи перед собой ставят художники?» задумывались во все времена и великие мыслители, и обычные люди. Мне понравились и определения, которые дали вы, отвечая на вопросы анкеты.

Предварительная работа. Учащимся заранее было дано творческое задание в виде анкеты, в которой нужно было продолжить фразы:

Человек обращается к произведениям искусства, когда...

Искусство помогает человеку (сделать, решить, задуматься и т.д.)...

Главная цель художника - это...

Учитель зачитывает некоторые ответы учащихся (можно не называть авторов высказываний) или учащиеся сами могут прочитать свои анкеты.

2) Отношение героев к искусству и его целям.

Задание по группам. А теперь давайте попробуем, работая в группах, сформулировать отношение к искусству и его целям двух героев трагедии А.С. Пушкина. Группы делают свои записи в тетрадях, затем следует их чтение и обсуждение, учащиеся дополняют свои записи. (Учащиеся отмечают, что искусство Сальери для избранных, оно призвано возвеличить своего творца, стать примером для других; искусство Моцарта обращено к людям, оно призвано дарить радость, надежду, врачевать души и т. д.)

3) Анализ отрывков из произведений Моцарта.

Задание. Прослушать музыку Моцарта (2-Зфрагмента). Сделать выводы о настроении.

Вариант эпизода урока. Учащиеся, прослушивая музыку, сначала записывают свои впечатления от первых отрывков - нескольким словами и словосочетаниями (например, солнечная, веселая, звонкая, радость, надежда, свет, счастье и т.д.) , затем - от «Реквиема». После проводят сравнение, делают выводы.

Почему Моцарт принял заказ написать музыку, полную напоминаний о смерти?

Словарная работа. На доске вывешивается плакат с определением:

Реквием - 1. У католиков: богослужение по умершему. 2. Траурное музыкальное произведение.

Выводы. Моцарт хочет заработать. Сам Моцарт - «избранный, счастливец праздный» - очень хорошо знал, что такое нужда. Таким образом, для Моцарта, как и для Пушкина, искусство не только высокое наслаждение, но и средство существования.

Учитель зачитывает строки из письма Пушкина Плетневу: «Деньги, деньги... Взять жену без состояния - я в состоянии, но входить в долги для ее тряпок - я не в состоянии. Делать нечего: придется печатать мои повести. Перешлю тебе на второй неделе, а к Святой и тиснем...»

5. Анализ сцены отравления. Фронтальная беседа.

Почему Сальери бросает яд в стакан Моцарта после его слов о гении и злодействе?

Прокомментируйте реплику Моцарта, пьющего яд, и Сальери: «Ты выпил!.. Без меня?»

Какой двойной смысл приобретают слова Моцарта «Мой реквием»? (сочиненный Моцартом и по нему).

Почему в конце трагедии приводятся три истории злодейства: истории Бомарше и Микеланджело (легендарные, мнимые) и совершаемое в пьесе убийство Моцарта Сальери?

Почему трагедия заканчивается словами Сальери о якобы злодеянии Микеланджело?

VIII. Работа над проблемным вопросом урока:

Как в трагедии решается вопрос о гении и злодействе?

Учащиеся высказывают свое мнение, приводят доказательства.

IV. Заключение.

Учитель зачитывает слова Ф.М. Достоевского: «Пушкин умер в полном расцвете сил и, бесспорно, унес с собою великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем...» (Ф.М. Достоевский).

В заключение урока учитель комментирует работу учащихся и выставляет оценки.

V. Домашнее задание. Письменное рассуждение на одну из тем (1-1,5 страницы):

1. «Гений и злодейство - две вещи несовместные»? (не более «4» баллов)

2. Почему Сальери по ходу пьесы ни разу не играет на пианино?

3. Почему Пушкин по-разному записал одни и те же слова о гении и злодействе, которые произносят герои? (за доказательный ответ не менее «4» баллов).

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то