Всестороннее развитие ребенка средствами музыкальной деятельности. Развитие музыкальных способностей детей Всестороннее развитие ребенка средствами

ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

ПРЕДМЕТ КУРСА

Теория и методика музыкального воспитания детей - одна из учебных дисциплин на факультетах дошкольного воспитания педагогических институтов, готовящих специалистов в области дошкольной педагогики и психологии. Данный курс прежде всего опирается на эстетику (одну из сфер изучения которой составляет художественная деятельность людей), музыкознание (науку о музыке, рассматривающую ее в теоретическом и историческом плане, как особую форму художественного познания), музыкальную психологию (изучающую развитие музыкальности, музыкальной одаренности), музыкальную социологию (исследующую конкретные формы существования музыки в обществе). Он тесно связан с общей и дошкольной педагогикой, психофизиологией. Все эти науки являются теоретическими основами музыкального воспитания, которые рассматриваются в предметах, составляющих общий курс и его факультативы.

В этой главе остановимся на предмете самой методики музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Методика музыкального воспитания как педагогическая наука изучает закономерности приобщения ребенка к музыкальной культуре, развития музыкальных способностей в процессе обучения различным видам музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательный вид деятельности). В связи с этим целью данного курса является овладение студентами на базе личной музыкальной культуры профессиональными музыкальными знаниями, умениями и навыками, разнообразными методами и приемами музыкального воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста.

3 А д а ч и курса состоят в следующем:

Дать студентам представление о возможностях музыкального воспитания ребенка от рождения до поступления в школу;

Раскрыть закономерности развития музыкальных способностей и основ музыкальной культуры детей в условиях дошкольного учреждения и семьи;

Определить методы и приемы, организационные формы музыкального воспитания и обучения детей в различных видах музыкальной деятельности в детском саду;

Охарактеризовать функции педагогического коллектива

детского сада по организации музыкального воспитания дошкольников.

Методика данного курса, как и другие частные методики, изучаемые на дошкольном факультете, призвана ответить на вопрос: как и на каком материале воспитывать ребенка в детском саду в соответствии с поставленной целью развития его личности?

Содержание музыкального воспитания в детском саду отражено в соответствующих программах в виде требований по развитию музыкальных способностей, формированию музыкальных знаний, умений и навыков у детей и рекомендательного списка репертуара по всем видам музыкальной деятельности в различных возрастных группах дошкольного учреждения. Программные требования - это наиболее стабильная часть содержания музыкального воспитания, но и они корректируются в связи с новыми подходами в воспитании ребенка и с учетом результатов исследований, проводимых в этой области. Так, например, на основе новых концепций организации учебно-воспитательного процесса в детском саду происходит замена учебно-дисциплинарной модели воспитания на личностно-ориентированную, что должно стать определяющим и при составлении программных требований по музыкальному развитию детей." Опираясь на существующие программы, педагог должен шире использовать произведения народной и классической музыки, при подборе репертуара учитывать конкретные условия возрастной группы детей, «фактор индивидуальности» воспитанников (Б. М. Теплов), материально-техническую базу учреждения, свои музыкально-педагогические способности и т. д. ,Но главное - педагог, зная о возможности музыки раскрывать лучшее в человеке, воспевать красоту окружающего мира, должен всегда помнить о важности формирования эстетического начала в ребенке, понимания прекрасного и становления духовности его личности

Одной из основных задач методики является соединение теоретических знаний студента с практическими умениями и навыками, приложение теории к «делу».

Таким образом, в содержание курса входит, с одной стороны - овладение студентами специальными музыкальными знаниями, умениями и навыками в процессе аудиторных теоретических и практических занятий, с другой - их проверка в детском саду во время лабораторных занятий и педагогической практики с целью обеспечения полноценной музыкально-профессиональной подготовки специалистов дошкольного воспитания.

Будущему педагогу важно понять, что эффективность музыкальной подготовки во многом определяется его личным примером, культурой. Организуя прослушивание музыки, разучивание песни и т. д., он должен не только обеспечить художественное исполнение произведения (в «живом» исполнении или записи), ярко рассказать о его содержании, характере, но и проявить личную заинтересованность, увлеченность, в определенной мере артистизм, без которых воспитанники не смогут проникнуться соответствующим настроением, эмоционально сопереживать музыкальным образам. Личное отношение педагога к музыке, его вкус, исполнительские возможности в значительной степени влияют на уровень музыкального развития его воспитанников. Именно поэтому музыкальный руководитель, воспитатель должны постоянно совершенствовать свою музыкальную культуру. Во многом этому способствует изучение музыкальных дисциплин (элементарная теория музыки и сольфеджио, музыкальная литература, хоровое пение, ритмика, игра на музыкальных инструментах). Но этого недостаточно. Чтобы поддерживать хорошую профессиональную форму, в том числе и музыкальную, нужно заботиться о ней систематически, активно занимаясь своим совершенствованием. Эталоном подражания для своих воспитанников может стать лишь педагог, обладающий высоким уровнем общей и музыкальной культуры. Только при этом условии дети смогут обрести духовность, столь необходимую для развития личности.

Раскрытие предмета данного курса требует рассмотрения понятий воспитание, образование, обучение и развитие в контексте его специфики.

Музыкальное воспитание в детском саду - это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребенка.

Под музыкальным образованием в детском саду подразумевают «первые шаги» в этой области, которые раскрывают детям содержание элементарных сведений и знаний о музыке, видах, способах музыкальной деятельности.

Обучение рассматривается как основной путь и средство музыкального воспитания детей, обеспечивающие эффективность в развитии их музыкальности, музыкально-эстетических представлений, музыкальной культуры, художественно-творческих способностей, с целью формирования полноценной личности ребенка.

Музыкальное развитие - это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных задатков, формирования основ музыкальной культуры, творческой активности от простейших форм к более сложным.

Все эти понятия тесно взаимосвязаны. Их связь выражается и в том, что эффективность музыкального развития ребенка дошкольного возраста зависит от организации музыкального воспитания, включая и обучение. Обучение должно иметь развивающий характер на основе глубокого изучения ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей и знания закономерностей музыкально-эстетического развития детей раннего и дошкольного возраста.

Испокон веков мамы пели своим деткам колыбельные, и неважно было, есть у мамы голос, слух, музыкальное образование - ребенку важна сама суть мелодичного «мурлыканья» мамы, даже если слов он еще не понимает, а о таком понятии, как музыка и вовсе еще не слыхивал. Однако сами звуки мы слышим даже тогда, когда мама носит нас под сердцем, ведь малыши еще в утробе слышат, как с ними разговаривают, так или иначе реагируют на громкую и неприятную или на тихую и мелодичную музыку. Исходя из всего этого, маме нужно еще во время беременности задумываться о том, какую музыку она слушает, и как она может повлиять на дальнейшее развитие личности ребенка.

С какого возраста ребенку можно слушать музыку?

Все мы знаем, что первые 1,5 недели малыш находится под охраной природы, то есть он еще плохо слышит и видит, дабы не испугаться шума и яркости этого мира. Однако он прекрасно ощущает доброту и нежность, ему приятны ласковые слова, медленные мелодии. Поэтому, музыку ребенок может слушать с первых дней его жизни, но самое главное - не переборщить с этим.

Мозг младенца получает такое колоссальное количество информации каждый день, что нужно помогать ему еще и правильно её усваивать. Чтобы у ребенка одинаково хорошо развивались оба полушария мозга, необходимо слушать музыку, потому что именно мелодия воспринимается обоими полушариями, улучшая межполушарные и внутриполушарные связи.

Какую музыку можно включать детям?

Музыка для новорожденных должна быть мелодичной и негромкой. Детям можно включать приятную классику (Бетховен, Моцарт, Вивальди), современную инструментальную спокойную музыку, или приобрести специальные мелодии для детей, которые мастерами звука уже переделаны в приятные для слуха композиции. Слыша мелодичную музыку, малыш сразу же успокаивается и затихает, прислушивается к понравившемуся ритму. Если же музыка веселая, то и движения малыша будут более оживленными, он начнет улыбаться.

Чем больше спокойной и мелодичной музыки будет слышать ребенок с первых дней жизни, тем более уравновешен он будет в дальнейшем. Когда вы укладываете малыша спать, пейте ему колыбельные или просто разговаривайте с ним, а на фоне негромко включите музыку - это успокоит малыша, и он быстрее уснет сладким сном. К тому же, доказанным является и тот факт, что под приятную спокойную музыку пищеварение происходит быстрее и лучше, что чрезвычайно важно для самочувствия и хорошего сна наших крох.

Когда вы выбираете музыку для своего малыша, отказывайтесь от мелодий, где звучат ударные инструменты. На ребенке они будут сказываться зомбирующе (впрочем, как и на психике взрослого человека), поэтому малыш может быть капризным, нервным, беспокойным.

Помните, что детки тоже любят веселье, и им под хорошее настроение нравится ритмичная музыка «для ног», под которую хочется плясать. Малыши, которые только научились стоять на своих маленьких ножках, уже стараются сгибать коленки в такт музыке, или громко смеются от услышанных необычных звуков, которые сейчас можно скачать из интернета. Под ритмичную музыку ребенку хочется двигаться, играть, а это воспитывает в нем жизнерадостную и подвижную личность. Малыши, которые слушают музыку с самого детства, намного быстрее развиваются и познают мир. Однако музыка должна быть разнообразной - и классика, и эстрадная, и джаз, и в народном исполнении - с разнообразием в музыке ребенок впитывает в себя разнообразие в жизни, всесторонне развивается.

Музыкальные сказки

Помимо просто музыки (классической или эстрадной) ребенку нужно слушать музыкальные сказки, мультфильмы, в которых поют и играют на музыкальных инструментах. Ведь все жизненные мудрости, весь мир ребенок познает через сказки, через мультяшных героев - они занимают его и доносят до понимания больше слов, чем вы можете себе представить. Так, например, мультфильм «Как Черепаха и Львенок пели песенку» учит ребенка дружбе, и малыши с удовольствием повторяют песенку о том, как львенок «на солнышке лежит». Не менее поучительна «Сказка о Царе Салтане», которая легко запоминается своими стихами, и в особенности песенкой белочки, которая «орешки всё грызет». Добрые песни в сочетании с интересными сказками воспитывают в ребенке отзывчивую и приятную личность.

Влияние классической музыки на ребенка

Мнения взрослых разделяются на два лагеря - одни говорят, что для маленьких деток классическая музыка слишком сложна, а другие настаивают, что именно классика воспитывает в детях эстетический вкус. Однако детям неважно, как вы относитесь к этой музыке - каждый малыш интуитивно тянется к тому или иному звучанию, независимо от ваших личных предпочтений. Так, например, многие малыши затихают, когда слышат мелодии Чайковского, Бетховена, Вивальди, а вот к Баху с его несколько тяжеловатой для восприятия органной музыкой, дети относятся с настороженностью, потому что столь глубокое звучание вызывает у них тревогу.

Положительное влияние классической музыки на детей доказано учеными, и они говорят, что именно определенная частота акустических волн классических произведений воздействует на центры удовольствия ребенка, способствует развитию мозговой деятельности. Так, например, музыка Моцарта облегчает восприятие всего нового для малыша и стимулирует память, поэтому его произведения можно включать малышу в перерывах между познавательными играми.

При помощи классических произведений можно даже корректировать эмоциональное состояние малыша. Так, например, чтобы успокоить ребенка, можно включить ему произведения Бетховена, Брамса, Шуберта, чтобы улучшить настроение включите ему Чайковского, для поднятия активности пускай малыш слушает Листа, Моцарта, Хачатуряна, а для уменьшения чувства неуверенности и тревоги рекомендуется включать вальсы Штрауса, Рубинштейна, произведения Шопена.

Насильно принуждать ребенка к прослушиванию классической музыки не стоит, ведь даже не каждый взрослый способен осилить 10 минут прослушивания классики. Старайтесь каждый день включать малышу разные произведения и присмотритесь, как он на них реагирует. Наверняка от одних он будет успокаиваться, а другие наоборот будут побуждать его к необъяснимым капризным поступкам. Через время вы уже сможете подобрать список произведений, которые наиболее благотворно влияют на малыша.

Нужно ли отдавать ребенка в музыкальную школу?

Если хотя бы один из родственников ребенка имеет хороший голос и слух, то вполне закономерен тот факт, что и ребенок не обделен музыкальными данными. Убедиться в этом можно, отдав ребенка в музыкальную школу. На сегодняшний день намного престижнее учить ребенка английскому, быстрому чтению и письму, нежели музыкальной грамоте, однако музыка играет далеко не последнюю роль в развитии личности ребенка. Возможно, малышу понравится выбор инструмента, который вы ему предложите, а может он и сам присмотрел себе фортепиано или скрипку. Зачастую дети стремятся подражать своим кумирам, и если любимый актер вашего чада в каком-то фильме сидит в черном фраке за фортепиано и наигрывает красивую мелодию, то малыш может проникнуться к этому инструменту и попросить вас научить его играть на нем.

Что получит ребенок в музыкальной школе? В первую очередь - это музыкальная грамота, эстетический вкус и понятие красоты. Немногие дети в раннем возрасте понимают истинный смысл произведений классиков, но они изо всех сил стараются по-своему донести их до слушателей. Ребенок учится слышать тончайшие изменения в музыке, разбираться в её оттенках, в настроении, и со временем он научится слышать эти изменения и в человеческой речи - замечать малейшие перемены в интонации мамы или никому не заметное недовольство учителя. Ребенок при помощи музыки учится общаться с людьми, улавливать настроение собеседника, его эмоциональное состояние. К тому же, влияние музыки на развитие ребенка неоспоримо в развитии усидчивости, терпеливости, систематического труда.

Однако заблуждением будет думать, что если вы отдадите свое чадо в музыкальную школу, то он сразу же станет прилежным и чувственным. Многие дети и года не выдерживают в музыкальной школе, потому что им там скучно, нужно учить много непонятных им терминов, разбираться в них, изо дня в день повторять одни и те же мелодии дома. Так что если ваш малыш воспротивится подобным учениям - не ругайте его, ведь не все вырастают известными музыкантами, многим музыкальное образование дает просто еще одну страницу разнообразия в жизни, и ничего более.

Не вся музыка одинаково полезна

Если музыка для вашего ребенка подобрана правильно, то вы обеспечите улучшение моторной координации своего ребенка, кратковременной памяти, формирование хорошего настроения.

Но что будет с чувствами ребенка, если вы включите ему рок или другую тяжелую музыку? Как и любое живое растение, животное, человек реагирует на тяжелый рок с полным непониманием происходящего. От громкого и мрачного исполнения растения не хотят расти, коровы не хотят давать молоко, а снежинки превращаются в настоящее безобразие, теряя свою идеальную симметричную форму. Люди - часть природы, и влияние тяжелой музыки на развитие ребенка также губительно, потому что при прослушивании подобных рок-композиций выделяется стресс-гормон, который способен стирать информацию из мозга.

Как музыка влияет на развитие личности ребенка?

  • Воспитывает чувство музыкального вкуса;
  • Прививает эмоциональную отзывчивость;
  • Ребенок с большим удовольствием будет делать физические упражнения под музыку, нежели без неё. Ритмичные упражнения под музыку улучшают координацию движений, осанку ребенка, четкость движений и ходьбы;
  • Пение под музыку укрепляет голосовые связки, развивает речь, правильная поза поющего углубляет его дыхание;
  • Игра на музыкальных инструментах, пение, танцы развивают в детях внимание, организованность, быстроту реакций, мелкую моторику пальцев;
  • Музыкальные сказки воспринимаются детьми намного легче, чем просто прочитанные мамой, поскольку их быстрее запоминать. Они расширяют кругозор малышей;
  • Легковозбудимым детям рекомендуется слушать спокойную музыку, чтобы уравновесить свой внутренний мир;
  • Музыкальные занятия в группе поднимают ребенку настроение, под влиянием правильно подобранной ритмичной музыки, разнообразных игр и занятий дети учатся играть и общаться друг с другом, проходит страх «новых людей»;
  • Юноши и девушки, которые имеют музыкальное образование, умеют играть на музыкальных инструментах, петь, реже попадают в плохие компании, нежели те дети, которые далеки от музыки. Музыка воспитывает в ребенке дисциплинированную и ответственную личность, отвлекает познавательный мозг от опасных увлечений и дает ему позитивное правильное направление в жизни.

Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки;-)
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше;-)


Понравился материал? Поддержите - сделайте репост! Мы стараемся для вас;-)

Екатерина Спирина
Влияние музыки на всестороннее развитие личности

Приобщение к музыки – один из важнейших путей эстетического воспитания ребенка, т. к. музыка особенно сильно воздействует на чувства, а через чувства и на отношение к окружающим явлениям. Д. Шостакович в беседе с молодежью сказал : «Любите и уважайте великое чувство музыки . Оно открывает нам целый мир великих чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».

Действительно, музыка вызывает к жизни еще неосознанные мысли и чувства, очищает их от всего мелкого и случайного, укрепляет достоинство человека, его веру в свои внутренние силы, в свое призвание.

Музыкальное искусство , отражая жизнь, утверждает моральную красоту человека, ценность дружбы, верность долгу, раскрывает богатство душевного мира.

Под музыкальным воспитанием подразумевается процесс передачи детям общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью их подготовки к предстоящей работе в любых областях жизни.

В процессе передачи этого опыта и применяется система целенаправленных и организованных воздействий на ребенка, формирующих его личность . Н. А. Ветлугина пишет : «Взаимосвязь предполагает соотношение объективного, социального, общественной музыкальной среды с субъективным переживанием ребенка, приобщенного к музыке ».

В нашем обществе созданы предпосылки для всестороннего развития личности ребенка средствами музыкального искусства .

Дети очень остро чувствуют прекрасное я тянуться к нему. Восприятие произведений музыкального искусства представляет тому неограниченные возможности. В процессе систематической работы дети приобретают умение слушать музыку , запоминать и узнавать ее, начинают радоваться ей; они проникаются содержанием произведения, красотой его формы и образов. У детей развивается интерес к музыке , а в дальнейшем и любовь к ней. Через музыкальные образы ребенок познает прекрасное в окружающей действительности.

Красота художественной формы, понятное ребенку содержание музыкального произведения вызывают определенное отношение к художественному образу и через него к жизни, влияют на воспитание художественного вкуса.

Задачи эстетического воспитания требуют отношения к любому музыкальному произведению , пусть самому простому, как к произведению искусства. Поэтому каждая песня, танец должны исполняться детьми эмоционально - выразительно, вызывать у них радость. Небрежное исполненные песня или танец теряют свою эстетическую ценность и отрицательно влияют на процесс музыкального развития . Выразительное же исполнение вызывает у детей желание неоднократно повторять песни, пляски, игры, а также внести в них что-то новое – способствуют развитию детского творчества . Кроме того, познание ребенком красоты музыки , ее богатейшей образности, средств выразительности приобщает его к миру прекрасного, вызывает потребность вносить музыку в свой быт . Музыка развивает эстетические свойства личности ребенка .

Сопереживание ребенком чувств, выраженных в музыке , - путь к формированию его нравственности. Адресуясь к чувствам ребенка, музыка оказывает на него подчас более сильное воздействие, чем уговоры и наказания.

Отечественные композиторы С. Прокофьев, Д. Шостакович, Д. Кобалевский, М. Красев, В. Герчик, М. Раухвегер, Е. Тиличеева, А. Филлипенко и многие другие создали золотой фонд музыкальных произведений для детей, разнообразных по жанрам и тематике, музыкальной образности .

Кобалевский Д. Б.: учащимся младшего школьного возраста доступны высочайшие образцы серьезной музыки . Обращение к классики не случайно. В произведениях отобранных временем и историей, затрагиваются коренные нравственно-эстетические проблемы жизни. И если вести речь об их замене, то следует учитывать, что самые значительные произведения требуют длительного, если так можно сказать, «прорастания» , которое будет способствовать вызреванию в душе ребенка понимания, прочувствования запечатленных в музыке жизненных проблем и отношения к ним.

Музыкальные произведения вызывают у детей определенное отношение к социальным явлениям. Через их содержание дети познают жизнь и труд своего народа, знакомясь с персонажами отечественной истории, понятием Родина, т. е. музыка , способствует воспитанию чувства патриотизма. В процессе общения с музыкой от ребенка требуется подчинение интересам коллектива – согласованность действий, воспитываются чувства дружбы и товарищества, такие свойства личности , как самообладание, выдержка, дисциплинированность, развиваются отзывчивость и инициатива.

Совместное пение, музыкально – ритмические движения охватывают детей общими переживаниями и требуют от них единых усилий. Неудача одного воспринимается как общая неудача. Пример товарищей, общее воодушевление, радость от исполнения положительно влияют на робких , неуверенных в себе детей, создают благодатную атмосферу для индивидуального развития . В то же время очевидные достижения товарищей служат тормозом для излишне самоуверенных, избалованных детей.

На музыкальных занятиях дети получают навыки культуры поведения.

Постоянная смена характера заданий, чередование различных видов деятельности требуют от них быстрой реакции, организованности, волевых усилий.

Говоря о воспитании ребенка средствами музыки , нельзя забывать о том, что мы имеем дело с растущим организмом. На музыкальных занятиях развиваются ловкость , координация и красота движений детей. Под воздействием музыки движения становятся более точными, ритмичными. Улучшаются качества ходьбы, бега, вырабатывается правильная осанка. Динамические и темповые перемены в музыке также вызывают изменения в движениях, влияя на их скорость , степень напряжения.

Пение улучшает произношение, развивает координацию голоса и слуха, укрепляет голосовой аппарат – является своеобразным видом дыхательной гимнастики. Музыка вызывает у детей положительные эмоции, благотворно действующие на их нервную систему. Музыка влияет не только на слуховой анализатор, но и на общее состояние всего организма, усиливает или ослабевает состояние возбуждения благодаря реакциям, связанным с изменением дыхания, кровообращения. Следовательно, музыкальное воспитание способствует физическому развитию детей . И наконец, музыка оказывает благотворное влияние на их умственное развитие . В процессе овладения новыми знаниями у детей развиваются мышление , память, складывается система понятий. Непосредственная и тесная связь музыки с окружающей действительностью дает возможность воспитывать у детей умение сравнивать и сопоставлять явления, а, следовательно, способствует развитию их познавательных интересов.

Разнообразие содержания музыкальных произведений обуславливает развитие любознательности , воображения, фантазии ребенка. Воспитание музыки требует наблюдательности, сообразительности. Вслушиваясь в музыку , ребенок сравнивает звуки по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов , имеет общее представление о структуре произведения, обращает внимание на связь текста песни, названия пьесы с содержанием музыки , определяет ее характер. У него формируются первичные эстетические оценки. В процессе творческих заданий дети вовлекаются в поисковую деятельность, требующую умственной активности : оперирует звуками, комбинируют движения танца, ищут выразительные средства для передачи игровых образов. Опираясь на имеющийся опыт, дети планируют ход музыкальной игры , поведение персонажа в этюде. У них возникают оценочные суждения о своих действиях и действиях товарищей.

Музыка – искусство «интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев, что и определяет богатство эмоционально – смыслового содержания музыкальных произведений . Благодаря музыке в ребенке пробуждается представление о возвышенном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка помогает детям познать мир, воспитывает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, внимание к другому человеку, природе, интерес к народам своей Родины и других стран. Так формируется полноценная личность , человек способный чувствовать и сострадать.

СОИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста : Учеб. Для студ. высш. учкб. заведений. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000

2. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под. ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника» , 2004

3. Тютюнникова Т. Программа «Элементарное музицирование дошкольниками» / Дошкольное воспитание №5. 2000

4. Школяр Л., Кадобнова И., Усачева В. Программа музыкального воспитания . /Дошкольное воспитание №6.1993

5. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Е. А. Дубровская, Т. Г. Казакова, Н. Н. Юрина и др. ; Под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия» , 2002г.

МУЗЫКА И ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания детей.

Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.

Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы она выполнила эту важную функцию, надо развивать у ребёнка общую музыкальность. Каковы же основные признаки музыкальности?

Первый признак музыкальности – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ.

Второй признак музыкальности – способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления.

Третий признак музыкальности – проявление творческого отношения к музыке. Слушая её, ребёнок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце.

С развитием общей музыкальности у ребят появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение.

Музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребёнка, формирует его моральный облик . Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Жанровое богатство музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, весёлый юмор и задорные плясовые мелодии. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.

Решению воспитательных задач способствуют коллективное пение, танцы, игры, когда дети охвачены общим переживанием. Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. Чередование различных заданий, видов деятельности (пения, слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах, движения под музыку) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий. Всё это совершенствует тормозные процессы, воспитывает волю.

Таким образом, музыкальная деятельность создаёт необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребёнка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.

Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами , т.е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают звуки сходные и различные, знакомятся с их выразительным значением, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Как и другие виды искусства музыка имеет познавательное значение, активизирует восприятие и представление, будит фантазию и воображение, заставляет мыслить и творить.

Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма человека , вызывая реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. В. М. Бехтерев, подчёркивая эту особенность, доказал, что если установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение. Умелое использование мелодического и ритмического компонента музыки помогает человеку во время работы и отдыха.

Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь (врачи – логопеды используют пение при лечении заикания), способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза поющих, регулирует и углубляет дыхание. Занятия ритмикой, основанные на взаимосвязи музыки и движения, улучшают осанку ребёнка, координацию, вырабатывают чёткость ходьбы и лёгкость бега.

Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребёнка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складывается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволят детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически.

Основной задачей формирование личности ребенка является всестороннее и гармоническое развитие ребенка. Эту задачу выполняет музыкальное воспитание. Н.К. Крупская так характеризует значение искусства в воспитание личности ребенка: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать..» Педагогика, опираясь на эти положения, определяет понятие музыкального воспитания и развития. Основной задачей формирование личности ребенка является всестороннее и гармоническое развитие ребенка. Эту задачу выполняет музыкальное воспитание. Н.К. Крупская так характеризует значение искусства в воспитание личности ребенка: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать..» Педагогика, опираясь на эти положения, определяет понятие музыкального воспитания и развития.

Музыкальное воспитание на ребенка, это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства, формирование интересов, потребностей, эстетического отношения к музыке.

Музыкальное развитие на ребенка это результат формирование личности ребенка в процессе активной музыкальной деятельности. Многие учёные и педагоги считают, что чувство музыкального ритма не поддаётся воспитанию и развитию (Л.А.Бренбойм, К.Сишор, Н.А.Ветлугина и др.).

Задачи музыкального воспитания формирование личности ребенка, подчинены общей цели всестороннего и гармонического воспитания личности ребенка и строятся с учетом своеобразия музыкального искусства и возрастных особенностей дошкольников.

1. Воспитывать любовь к музыке. Эта задача решается путем развития восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребенку острее почувствовать и осмыслить содержание услышанных музыкальных произведений.

2. Обобщать музыкальные впечатления детей. знакомить их с разнообразными музыкальными произведениями.

3. Знакомить детей с элементами музыкальных понятий, обучать простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности, искренности исполнения музыкальных произведений.

4. Развивать эмоциональную отзывчивость. Сенсорные способности, чувства ритма, формировать певческий голос и выразительность движений.

5. Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке, сначала формируя изобразительное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям.

6. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: передачи характерных образов в играх и хороводах, использование выученных танцевальных движений, импровизации маленьких песен, попевок, инициативу и стремление применять выученный материал в повседневной жизни, музицировать. Петь и танцевать.

Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становление и формирование личности ребенка. Средствами музыкальности дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у детей развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.

Дети, которые играют на музыкальных инструментах, обычно грамотнее других. Музыка даёт и образное мышление, и пространственное представление, и привычку к ежедневному кропотливому труду.

Начать заниматься с детьми стоит уже с четырехлетнего возраста. Регулярные занятия музыкой улучшают память и стимулируют умственное развитие детей, утверждают канадские ученые. Им удалось получить первые доказательства существования связи между занятиями музыкой и умением концентрировать внимание.

Но, несмотря на все неудобства, которые доставляет начальный этап обучения детей игре на музыкальных инструментах, предыдущие поколения родителей старались обязательно дать детям музыкальное воспитание. Так как занятия музыкой требуют не только непрестанного труда и волевых усилий детей, но и несокрушимого родительского терпения, профессионалами из них становились единицы, но учили все-таки всех или почти всех и считали это необходимым.

Уже известно, что раннее многих других человеческих способностей выявляются музыкальные способности. Два основных показателя музыкальности, эмоциональная отзывчивость и музыкальный слух, проявляются в первых же месяцах жизни ребенка. Малыш способен эмоционально откликаться на веселую или спокойную музыку. Он сосредотачивается, затихает, если слышит звуки колыбельной. Когда же раздается веселая, плясовая мелодия, меняется выражение его лица, оживляется движением.

Исследованиями установлено: ребенок способен различать звуки по их высоте уже в первые месяцы своей жизни. Особенно очевиден этот факт, у тех, кто стали профессиональными музыкантами. Поразительные способности проявил Моцарт в четыре года, он играл на органе, скрипке, в пять лет, создавал первые сочинения.

Цель влияния музыки на воспитание детей - это приобщение к музыкальной культуре в целом. Влияние музыки на формирование личности ребенка в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое искусство, способна воздействовать на всесторонние развитие личности ребенка, побуждать к нравственно эстетически ми переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Общее музыкальное воспитание должно отвечать основным требованиям: быть всеобщем, охватывающим всех детей и всесторонним, гармонично развивающим все стороны формирование личности ребенка.

Музыкальный опыт детей еще очень прост, но он может быть достаточно разнообразным. Почти все виды музыкальной деятельности в самых первоначальных основах доступны детям и правильной постановки воспитания обеспечивают разносторонность их музыкального их музыкального и общего развития на личность ребенка. Через воспитание эстетического отношения к окружающей жизни, через развитие способностей, эмоционально сопереживать, через разнообразие чувств и мыслей, выраженных в произведениях, ребенок входит в образ, верит и сам действует воображаемой ситуации. Влияние музыки побуждает его к «дивной способности радоваться за других, переживать за чужую судьбу, как за свою».

Ребенок, общаясь с музыкой, развивается всесторонне, совершенствуется физический облик ребенка, устанавливаются гармонические связи. В процессе пения развивается на только музыкальный слух, но и певческий голос, а, следовательно, и голосовой двигательный аппарат. Музыкально ритмические движения побуждают к правильной осанке, координации движений, их гибкости и пластичности.

Ребенок способен чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ, замечать хорошее и плохое, приобщатся тем самым к различным видам художественной деятельности. Дети также способны вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления.

Влияние музыки, непосредственно воздействует на чувство ребенка, формирует его моральный облик. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Ознакомляя детей с произведениями различного эмоционального образовательного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию. Песня о родном крае побуждает чувство любви к Родине. Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства. Жанровое богатство к музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, весёлый юмор и задорные пляски. Разнообразные чувства, возникающие при восприятие музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.

Решению воспитательных задач во многом способствуют коллективное пение, танцы, игры, когда дети охвачены общими переживаниями. Пение требует от участников единых усилий. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Пример товарищей. Общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Для избалованного вниманием, изменение самоуверенного, успешного выступление других детей, служит известным тормозом отрицательных проявлений. Такому ребенку можно предложить оказать помощь товарищам, воспитывая тем самым скромность и одновременно развивая индивидуальные способности. Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. Чередование различных занятий, видов деятельности (пения, слушание музыки, игры на детских музыкальных инструментах, движения под музыку и т.д.) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявление волевых усилий: исполняя песню, вовремя начать и закончить её; в танцах, играх уметь действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать, кого то перегнать. Всё это совершенствует тормозные процессы, влияют на волю ребенка.

Именно поэтому, музыка и искусство, уже в силу своей внутренней природы должны быть составной частью любого воспитания, а для этого они должны стать частью образования каждой личности.

В связи с выявлением важной роли музыки в формировании личности ребёнка, становится очевидным целесообразность использования музыки в воспитании и обучении для гармоничного развития ребёнка и в качестве вспомогательного средства для развития памяти, образного мышления и концентрации внимания. Для выявления особенностей влияния музыки на развитие детей с нарушениями слуха, необходимо сначала изучить влияние музыки на развитие детей с нормальным слухом, чтобы выявить различия.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то