Учебно-методический материал по чтению (1 класс) на тему: открытый урок по литературному чтению.

Все же приятно читать сказку "Силачи (Латышская сказка)" даже взрослым, сразу вспоминается детство, и вновь как маленький сопереживаешь героям и радуешься с ними. Воодушевление предметов быта и природы, создает красочные и завораживающие картины о окружающего мира, делая их загадочными и таинственными. Здесь во всем чувствуется гармония, даже негативные персонажи они, словно являются неотъемлемой частью бытийности, хотя, конечно выйдя за границы приемлемого. С виртуозностью гения изображены портреты героев, их внешность, богатый внутренний мир, они "вдыхают жизнь" в творение и происходящие в нем события. Конечно же идея превосходства добра над злом не нова, конечно же о ней написано множество книг, но каждый раз убеждаться в этом все равно приятно. Зачастую вызывают умиление диалоги героев, они полны незлобия, доброты, прямоты и с их помощью вырисовывается иная картина реальности. Десятки, сотни лет отделяют нас от времени создания произведения, а проблематика и нравы людей остаются прежними, практически неизменными. Сказка "Силачи (Латышская сказка)" читать бесплатно онлайн непременно полезно, она воспитает в вашем ребенке только хорошие и полезные качества и понятия.

В давние времена у одного человека сын был такой силач, что во всей округе никто против него устоять не мог. Собрался силач пойти в другие края — противника себе поискать. Идет он день, идет другой, нигде подходящего противника найти не может. Наконец зашёл силач в одну избу, а там старушка лепешки четвериками мерит.
— Куда путь держишь, парень? — спрашивает старушка.
— Противника ищу, чтоб силами помериться.
— Вот вернутся оба моих сына, посмотришь: может, подойдут.
Испекла старушка еще один четверик лепешек и ждет сыновей. Вскоре явились сыновья; у каждого по оленю под мышкой и по косуле на мизинце. Поставила старушка перед каждым по четверику лепешек и гостя к третьему четверику зовет. Съели сыновья свои лепешки в один присест, и выпили по полбочки пива. А гость не может и верхушки со своего четверика съесть, где уж полбочки осилить! Поглядел он на братьев — не по себе ему стало: лучше он с утра бороться будет.
Вечером постелила старушка одному сыну у одних дверей, другому — у других, а гостю — посредине. Ночью один сын кашлянул, да так, что гость с середины избы отлетел к другим дверям, прямо на второго сына. Тут второй сын кашлянул, и отлетел гость, словно перышко, обратно к первому. Так вот и бросали братья силача всю ночь напролет по избушке, будто мешок с мякиной, из конца в конец.
Наутро ему уж и не до борьбы было, бросился он бежать изо всех сил, а братья — за ним. На свое счастье, встретил беглец человека с толстым бревном на плече. Взмолился силач, чтоб спас его человек от погони. Сбросил человек бревно, схватил обоих братьев, сунул одного в один карман штанов, другого — в другой и говорит:
— А теперь не зевай, беги, да поживее, пока они у меня в карманах. Как отбежишь, что я тебя видеть не смогу, тогда их выпущу.
Дома сын рассказал об этом отцу и все удивлялся:
— Кто бы подумал! Уж на что я силен, но таких повстречал, что я их мизинца не стою. Те двое были сильны, да куда им до третьего!

Программа: УМК «Гармония»

Тема урока: Л.Яхнин «Силачи»

Цель: познакомить с произведением Леонида Яхнина «Силачи»

Задачи:

Обучающая: совершенствовать все стороны навыка чтения: сознательность, правильность, плавность, выразительность; учить выявлять отношение автора к персонажам, выражать своё отношение к героям произведения;

Развивающая: способствовать развитию познавательной и творческой активности учащихся на уроках литературного чтения;

Воспитывающая: воспитывать нравственно-этическую позицию по отношению к хвастовству, а также личностные качества: заботливость, готовность прийти на помощь.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» О.В. Кубасова, рабочие тетради, презентация, ПК, проектор, экран.

План урока:

    Орг. момент (1 мин)

    Актуализация опорных знаний (5 мин.)

    Открытие новых знаний (7 мин.)

    Формирование новых знаний (13 мин.)

    Физкультминутка (1 мин.)

    Закрепление полученных знаний (10 мин.)

    Итог урока (2 мин)

    Выставление оценок с комментированием (1 мин.)

Ход урока

Орг. момент

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Все на месте? Всё в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?

Нас сегодня ждёт дорога,

И узнать нам надо много.

Все готовы, присмирели

И на место тихо сели.

Актуализация опорных знаний

Дома я вам давала задание подготовить пересказ рассказа (пересказ рассказа детьми)

Открытие новых знаний

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением.

Посмотрите на картинку. Кто изображён на картинке? Как называют очень сильных людей? (Силачи)

Может быть, кто-нибудь догадается, как называется произведение? (Силачи)

Леонид Яхнин родился в 1937 году в Москве.

В 1961 году окончил московский Архитектурный институт, работал архитектором. С 1964 года стал публиковать стихи для детей.

"Как я стал детским писателем?

Это забавная история. Пытался писать с детства. Учась ещё в институте, я попал на практику в проектный институт. Он располагался на третьем этаже, а на втором - издательство "Малыш".

По названию я понимал, что здесь издают книжки для детей. Зашел. Милая молодая женщина, редактор, глянула на мои листочки и сунула их в стол. "Есть ли у вас еще стихи?" Я не задумываясь, брякнул: мол, конечно, есть!

«Несите еще!»… И так каждый день. И вдруг я понял, что литература для детей - стоящее дело! А стихи мои в столе той самой милой редакторши копились и копились. А она, знай, свое: "Несите все, что у вас есть".

Я уже было отчаялся, как вдруг мне говорят: "Вот это стихотворение можно печатать".

Перед вами, ребята, выставка книг Леонида Яхнина. Вы можете сегодня сходить в школьную библиотеку и познакомиться с творчеством писателя.

Послушайте внимательно рассказ (Чтение рассказа учителем)

Формирование новых знаний

Прочитайте рассказ «Силачи» самостоятельно.

Сколько в рассказе действующих лиц?

Прочитайте последние три строчки. Как вы думаете, кому принадлежат эти слова? (Автору.)

Физкультминутка

В тёмном лесу есть избушка,

Стоит задом наперёд,

В той избушке есть старушка.

Бабушка Яга живёт.

Нос крючком, глаза большие,

Словно угольки горят,

Ух, сердитая старушка!

Дыбом волосы стоят.

Закрепление полученных знаний

Нравятся ли вам эти приятели? Почему?

Как вы думаете, нравятся ли они писателю? Как об этом можно догадаться?

Заглавие этого рассказа серьёзное или насмешливое?

Как можно иначе назвать это произведение?

Что можно посоветовать таким «силачам»?

Подходят ли пословицы этому рассказу?

Не спеши языком, торопись делом.

Сказано – не доказано, надо сделать.

Итог урока

С произведением какого писателя мы сегодня познакомились?

Каким бы вы назвали это произведение: поучительным, смешным, весёлым, грустным. Чему учит его произведение?

Понравилось ли вам работать на уроке? Что особенно нравится? Что получается? Чему бы вы хотели ещё научиться?

Выставление оценок с комментированием.

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Аюшеева Мария Балдыновна

Класс: 1 «Б». Дата: 23.04.2013

УМК: Гармония

Предмет: литературное чтение

Тема урока: Л.Яхнин «Силачи»

Место и роль урока в изучаемой теме: в разделе: девятый урок. По теме: урок первый

Педагогическая цель: познакомить с произведением Леонида Яхнина

Задачи: Обучающая: 1. Совершенствовать все стороны навыка чтения: осознанность, правильность, плавность, выразительность

3. Развивающая: способствовать развитию познавательной и творческой активности учащихся на уроках литературного чтения

4. Воспитание нравственно-этической позиции по отношению к хвастовству, а также личностные качества-заботливость, готовность прийти на помощь.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» О.В. Кубасова, рабочие тетради, презентация, учебник «Я хочу читать» О.В. Кубасова

Планируемые результаты:

Предметные:

Личностные: формировать нравственно-этическую позицию по отношению к хвастовству, а также личностные качества- заботливость, готовность прийти на помощь. Выработать способность к нравственной оценке поступка героев и авторское отношение к героям.

Регулятивные : развивать способность к самооценке и оценке учебной деятельности учащихся

Познавательные: формировать умения ориентироваться в тексте. Соотносить заголовок с текстом, выявляя его эмоциональный подтекст. Сравнивать пословицы с целью выявления идейной общности.

Коммуникативные: формировать умение слушать и понимать речь других, работать в группе, создавая инсценировки по произведению, вступать в общение, выражать свою точку зрения, соблюдать правила общения, аргументировать своё отношение к персонажам.

Характеристика этапов урока.

Этап урока.

Цель данного этапа.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I.Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

II.Повторение.

Проверка Д/з

Цель: проверить все стороны навыка чтения: прежде всего осмысленность, правильность, выразительность.

Ребята, у нас сегодня гости. Повернитесь к ним и поприветствуйте аплодисментами. Мы всегда рады гостям.

Проверяет готовность детей к уроку.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Все на месте? Всё в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?

Нас сегодня ждёт дорога,

И узнать нам надо много.

Все готовы, присмирели

И на место тихо сели.

Организует проверку домашнего задания.

Учатся. Контролирует и оценивает свою готовность к уроку.

Выразительное чтение учащимися стихотворения Сергея Михалкова «Прививка»

Оценивают чтение своих товарищей и выставляют им оценки

Регулятивные- целеполагание.

Личностные:

Будут сформированы: основные моральные нормы поведения; получит возможность для формирования: интереса (мотивации) к учению.
К:Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: приветствовать

К:Развивать способность оценивать товарищей, выражать свою точку зрения, слушать партнера по коммуникации, соблюдать правила общения

П: ориентироваться в учебнике, делать обобщение об эмоциональной окраске произведения

III . Постановка учебной задачи

Цель.

Подведение детей к формулированию темы урока.

Составление плана работы, уточнение следующего шага учебной деятельности;

Сегодня мы познакомимся

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением. Как фамилия автора вы узнаете отгадав ребусы . 1 слайд и слайд 2

Посмотрите на картинку. Кто изображён на картинке? Как называют очень сильных людей?

Может быть кто-нибудь догадается как называется произведение?

Перед вами выставка книг Леонида Яхнина. Вы можете сегодня сходить в школьную библиотеку и познакомиться с творчеством писателя.

Что мы будем делать на уроке:

Помогает составлять план работы

  1. Прочитайте упражнения на стр. 105 в парах
  2. Прочитайте рассказ «Силачи» самостоятельно
  3. Отметь слова автора и мальчиков
  4. Подготовься читать выразительно по ролям
  5. Ответить на вопросы в конце произведения.

Вступают в диалог с учителем, узнают фамилию автора произведения, отгадав ребус, посмотрев на картинку «Силачи» пытаются угадать название произведения

Делятся на группы. Читают выразительно по ролям, отвечают на вопросы в конце текста

Помогают учителю формулировать тему урока.

Регулятивные- целеполагание.

Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества совместно с учителем.

Познавательные:

Развитие логического мышления

(Отгадывание ребуса)

I V. Изучение нового материала

Цель.

Цель:

Организовать усвоение учениками нового знания с проговариванием во внешней речи.

  1. Организует самостоятельное чтение «про себя»
  2. Организовать самостоятельное деление текста на слова автора и слов мальчиков.
  1. Задаёт вопросы в конце текста.

Читают молча по слогам и целыми словами

Выражают и аргументируют своё отношение к персонажам. Определяют характер заголовка

Личностные:

Формировать нравственно-этическую позицию по отношению к хвастовству, а также личностные качества-заботливость, готовность прийти на помощь. Выработать способность к нравственной оценке поступка

Регулятивные: развивать способность к самоконтролю

Познавательные: ориентироваться в тексте

Соотносить заголовок с текстом, выявляя его эмоциональный подтекст

Сравнивать текст с пословицами с целью выявления идейной общности

Коммуникативные: аргументировать своё отношение к персонажам. Вступать в общение, выражать свою точку зрения.

V. Первичное закрепление

Цель.

Закрепить знания, полученные на уроке, учить читать выразительно, вкладывая своё отношение к героям

Организует работу в группах- чтение по ролям

Читают выразительно, передавая черты персонажей и отношение к ним автора.

Рассуждают на нравственную тематику.

К: Вступать в общение, выражать свою точку зрения.

Р: развивать способность к контролю и самоконтролю

П: ориентироваться в тексте

Л: Выработать способность к нравственной оценке поступка через выразительное прочтение текста

VII. Рефлексия

Цель.

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, самооценка результатов деятельности.

Подводит итог (по плану, составленному в начале урока).

С произведением какого писателя мы сегодня познакомились?

Выполнили ли мы всё что запланировали на уроке?

Каким бы вы его назвали- поучительным, смешным, весёлым, грустным. Чему учит его произведение?

Понравилось ли вам работать на уроке? Что особенно нравится? Что получается? Чему бы вы хотели ещё научиться?

Спасибо за урок.

Контролирует результат своей деятельности.

Понимает причины успеха/неуспеха.

Находит ответы на вопросы, опираясь на свой опыт.

Оценивает свою деятельность на уроке.

Познавательные -

ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные - оформлять свою мысль в устной и речи (на уровне одного предложения).

Регулятивные - самооценка.


Смотрел я сегодня соревнование штангистов. Во, мужики! Прямо домкраты гидравлические. Такие тяжести ворочают – обзавидуешься. А какие мышцы выпуклые накачали! Не хуже, чем у Геракла…
Тут сосед меня посетил – весёлый дедок-ветеран из соседней квартиры. Он пенсию получил, ну, на радостях пузырёк «Портвешки» прихватил и ко мне. Стало быть, компанию ему чтоб составил. А я-то что? Завсегда готов хорошего человека уважить… особенно когда благоверная моя отсутствует.
Сидим так, чинно – разговоры всякие разговариваем. Потягиваем винчик с удовольствием. Завязалась тема о силачах. Поддубного вспомнили, Александра Засса, других.
-…перевелись, - говорит сосед, - богатыри в нонешнюю пору, не то что в мои времена! Есть теперь всякие качки искусственные вроде кур бройлерных А чтобы природной силушкой кто обладал – так нема таких. Помельчал народ…
Я тогда согласился с дедом.
Потом всё же вспомнил. Знавал одного я – силёнкой обладал невероятной. Было это в пору моей юности. Учился я тогда в Махачкале в техникуме. В единой группе со мной проходил обучение один дагестанец. Магомедом его звали. Прибыл он из какого-то очень отдалённого горного аула. Туда, кроме как на вертолёте, никак не доберёшься. Отец послал его в город учиться. Сказал: «Пусть хоть один у нас грамотный будет!» Магомед очень тосковал по родным местам, всё вспоминал быков своих любимых да лошадей верных. С трудом переносил разлуку, но отца ослушаться не смел. Крайне неразговорчив был и, чтоб слово из такого вытянуть, надо было приложить немало усилий, а потом ещё долго ждать пока тот фразу завершит, ибо после каждого с трудом произнесённого слова выдерживал долгую паузу. Так ему, бедняге, трудно давалась речь человеческая. Сам по себе парень был добрейшей души человек, никогда ни с кем не конфликтовал. Да и кто ж осмелится с таким вступать в конфронтацию? Правда, на голову он был туговат, совсем не давались ему науки. Но в то время внутренняя государственная политика подразумевала местные кадры продвигать, вот и отнеслись к Магомеду преподаватели с пониманием. Так и отбывал он отцовскую повинность рядом с нами.
Мы, молодые ребята, конечно, безобразничали по мере возможности как это принято в беспокойном возрасте. Мага же ко всем нашим проделкам относился с флегматичным безразличием. Игры его вообще не интересовали. В ту пору как раз в Мюнхене Олимпиада стартовала. Вся молодёжь больная ходила, кругом поголовно соревновались кто выше подпрыгнет или быстрее прибежит. Силой тягались друг с другом. Возьмём, бывало, подвернувшуюся железяку и давай её поднимать – кто большее количество раз осилит. Кряхтим, надрываемся от усердия – состязаемся! Спорим, орём… Кое-как устанавливается победитель, гоголем взирает на остальных слабаков. А тут Магомед на глаза подвернулся. Давай мы его уговаривать, чтоб тоже принял участие в нашей тяжбе. Долго убеждать пришлось пока согласился. Надоели ему. Чтоб отвязаться, взял он нашу железяку и так спокойно, без всяких усилий, отжал чуть больше раз, чем предыдущий победитель (лишь бы отцепились!), и забросил подальше, дабы не докучали больше ему бесполезными домогательствами.
Удивительной силой наделил его господь. Натуральной, природной. Кто-то с подобными способностями подковы на арене перед изумлённой публикой разгибает. А наш однокашник, мне кажется, если его уговорить, рельсу железнодорожную в узел завернул бы. Главное, сам совершенно не осознавал своей феноменальной особенности.
Я однажды привязался к нему с неожиданным вопросом:
- Магомед, ты хоть раз в жизни с кем-нибудь подрался?
Долго думал он, вспоминая прошлые события. Потом рассказал, выдерживая, по обыкновению, мучительные паузы меж словами:
- Отправила… мать… меня в магазин… за хлебом… Я на велике… туда… поехал… Зашёл внутрь… а велик… за дверью… оставил… Выхожу… с хлебом… А мой… велик… мужик какой-то… тащит… Я ему… говорю… это мой велик… Он… толкает меня… и орёт… щас как дам!..
- А ты что? – живо заинтересовался я нарастающей динамикой событий.
Магомед продолжал:
- Я… схватил его… за руку…
- Ну-ну! – нетерпеливо подгонял я разоткровенничавшегося молчуна.
- У него рука… и сломалась…
- Ничего себе! – изумился я. – Сколько же тебе лет тогда было?
- Двенадцать…
Посоветовали мы, как-то, Магомеду заняться тяжёлой атлетикой. Не сомневались, что рекорды непременно мировые поставит. «Баловство всё это, - говорит, - совсем ни к чему оно мне…»

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то