«Школа России» — самая классическая программа обучения младших школьников. Школьная программа для первоклассника: чем отличаются и как выбрать

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный план разработан на основе:

Федеральный закон от 29.12.12 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);

Приказ Министерства образования РФ №1015 от 30.08.2014 г «Об утверждении порядка организации осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общегно и среднего общего образования»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785);

Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год (утвержден приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».);

СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993).

Примерной основной образовательной программы начального общего образования.

Рабочая учебная программа по музыке для 3 -го класса разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения начального общего образования, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2010.

Изучение музыки в 3 классе начальной школы направлено на формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.

Введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач :

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
  • развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
  • обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластических движений и импровизация).

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА.

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры - «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского - это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.

Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:

  • хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкальноритмические движения; игра на музыкальных инструментах;
  • инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных
  • пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.

Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

14. «Уроки музыки с дирижером Скрипкиным». Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

15. CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс » под редакцией Г.П.Сергеевой. ЗАО «Новый диск», 2009.

Список научно-методической литературы.

  1. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
  2. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

Тема полугодия: «Музыка вокруг нас».

1 четверть.

Урок 1. И Муза вечная со мной!

Образная природа музыкального искусства. Композитор как создатель музыки.

Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг. Композитор – исполнитель – слушатель.

Урок 2.. Хоровод муз.

Музыка как средство общения между людьми. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Музыкальный фольклор народов России и мира.

Музыка, которая звучит в различных жизненных ситуациях. Характерные особенности песен и танцев разных народов мира. Хоровод, хор. Хоровод - древнейший вид искусства, который есть у каждого народа. Сходство и различие русского хоровода, греческого сиртаки, молдавской хоры.

Урок 3. Повсюду музыка слышна.

Музыка как средство общения между людьми. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Детский фольклор: музыкальные приговорки, считалки, припевки.

Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными песенками - попевками. Определение характера, настроения песенок, жанровой основы. Ролевая игра «Играем в композитора».

Урок 4. Душа музыки - мелодия.

Песня, танец, марш как три составные области музыкального искусства, непрерывно связанные с жизнью человека. Средства музыкальной выразительности: специфические- мелодия.

Песни, танцы и марши - основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Мелодия – главная мысль любого музыкального произведения. Выявление характерных особенностей жанров: песня, танец, марш на примере пьес из «Детского альбома» П.И.Чайковского. В марше - поступь, интонации и ритмы шага, движение. Песня- напевность, широкое дыхание, плавность линий мелодического рисунка. Танец- движение и ритм, плавность и закругленность мелодии, узнаваемый трехдольный размер в вальсе, подвижность, четкие акценты, короткие “шаги” в польке. В песне учащиеся играют на воображаемой скрипке. В марше пальчики- “солдатики” маршируют на столе, играют на воображаемом барабане. В вальсе учащиеся изображают мягкие покачивания корпуса.

Урок 5. Музыка осени.

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других видов искусств. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Связать жизненные впечатления школьников об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И.Чайковского и Г.В.Свиридова, детскими песнями. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Куплетная форма песен.

Урок 6. Сочини мелодию. НРК. Музыка народов Крайнего Севера.

Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре.

Развитие темы природы в музыке. Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии. Вокальные импровизации детей. Ролевая игра «Играем в композитора». Понятия «мелодия» и «аккомпанемент».

Урок 7. «Азбука, азбука каждому нужна…».

Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту.

Урок 8 . Музыкальная азбука.

Нотное письмо как способ записи музыки, как средство постижения музыкального произведения. Нотолинейная запись и основные нотные обозначения.

Музыкальная азбука – взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, скрипичный ключ.

Урок 9. Обобщающий урок 1 четверти.

Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни.

Игра «Угадай мелодию» на определение музыкальных произведений и композиторов, написавших эти произведения. Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 1 четверть.

2 четверть.

Урок 10. Музыкальные инструменты. НРК.

Музыкальные инструменты народов Севера. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.

Музыкальные инструменты русского народа – свирели, дудочки, рожок, гусли . Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр».

Урок 11. «Садко». Из русского былинного сказа.

Связь народного напева с пластикой движений, мимикой, танцами, игрой на простых («деревенских») музыкальных инструментах.

Знакомство с народным былинным сказом “Садко”. Знакомство с жанрами музыки, их эмоционально-образным содержанием, со звучанием народного инструмента - гуслями. Знакомство с разновидностями народных песен – колыбельные, плясовые. На примере музыки Н.А.Римского-Корсакова дать понятия «композиторская музыка».

Урок 12 . Музыкальные инструменты.

Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами.

Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель - флейта, гусли – арфа – фортепиано .

Урок 13 . Звучащие картины.

Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления на примере репродукций известных произведений живописи, скульптуры разных эпох. Направление на воспитание у учащихся чувство стиля - на каких картинах “звучит” народная музыка, а каких - профессиональная, сочиненная композиторами.

Урок 14. Разыграй песню .

Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни Л.Книппера «Почему медведь зимой спит». Выявление этапов развития сюжетов. Подойти к осознанному делению мелодии на фразы, осмысленному исполнению фразировки. Основы понимания развития музыки.

Урок 15. Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины.

Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.

Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок.

Урок 16. Обобщающий урок 2 четверти. Добрый праздник среди зимы.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет.

Урок посвящен одному из самых любимых праздников детворы – Новый год. Знакомство со сказкой Т.Гофмана и музыкой балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», который ведет детей в мир чудес, волшебства, приятных неожиданностей.

Тема полугодия: «Музыка и ты ».

3 четверть.

Урок 17. Край, в котором ты живешь.

Сочинения отечественных композиторов о Родине.

Россия- Родина моя. Отношение к Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и обычаям. Идея патриотического воспитания. Понятие “Родина” - через эмоционально-открытое, позитивно-уважительное отношение к вечным проблемам жизни и искусства. Родные места, родительский дом, восхищение красотой материнства, поклонение труженикам и защитникам родной земли. Гордость за свою родину. Музыка о родной стороне, утешающая в минуты горя и отчаяния, придававшая силы в дни испытаний и трудностей, вселявшая в сердце человека веру, надежду, любовь…Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах.

Урок 18. Художник, поэт, композитор. Образная природа музыкального искусства. Средства музыкальной выразительности: специфические и неспецифические, присущие и другим видам искусства.

Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах. Обращение к жанру пейзажа, зарисовкам природы в разных видах искусства. Музыкальные пейзажи- это трепетное отношение композиторов к увиденной, “услышанной сердцем”, очаровавшей их природе. Логическое продолжение темы взаимосвязи разных видов искусства, обращение к жанру песни как единству музыки и слова.

Урок 19. Музыка утра.

Рассказ музыки о жизни природы. Значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки детьми. Контраст музыкальных произведений, которые рисуют картину утра. У музыки есть удивительное свойство- без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы. Характер музыки особенно отчетливо выявляется именно при сопоставлении пьес. Выявление особенностей мелодического рисунка, ритмичного движения, темпа, тембровых красок инструментов, гармонии, принципов развитии формы. Выражение своего впечатления от музыки к рисунку.

Урок 20. Музыка вечера.

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.

Вхождение в тему через жанра - колыбельной песни. Особенности колыбельной музыки. Особенность вокальной и инструментальной музыки вечера (характер, напевность, настроение). Исполнение мелодии с помощью пластического интонирования: имитирование мелодии на воображаемой скрипке. Обозначение динамики, темпа, которые подчеркивают характер и настроение музыки.

Урок 21 . Музы не молчали.

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Тема защиты Отечества.

Тема защиты Отечества. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов, композиторов. Память и памятник - общность в родственных словах. Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и тревог, сохраняющихся в народных песнях, образах, созданными композиторами. Музыкальные памятники защитникам Отечества.

Урок 22 . Музыкальные портреты.

Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

Сходство и различие музыки и разговорной речи на примере вокальной миниатюры «Болтунья» С.Прокофьева на стихи А.Барто. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Тайна замысла композитора в названии музыкального произведения. Отношение авторов произведений поэтов и композиторов к главным героям музыкальных портретов.

Урок 23. Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные игры. Детский фольклор: музыкальные приговорки, считалки, припевки, сказки.

Знакомство со сказкой и народной игрой “Баба-Яга”. Встреча с образами русского народного фольклора.

Урок 24. Мамин праздник.

Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя.

Урок посвящен самому дорогому человеку - маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Напевность, кантилена в колыбельных песнях, которые могут передать чувство покоя, нежности, доброты, ласки.

Урок 25. Обобщающий урок 3 четверти.

Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 3 четверть.

4 четверть.

Урок 26. Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент.

Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Народные музыкальные игры.

Инструментовка и инсценировка песен. Игровые песни, с ярко выраженным танцевальным характером. Звучание народных музыкальных инструментов.

Урок 27. Музыкальные инструменты.

Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического и народного.

Встреча с музыкальными инструментами – арфой и флейтой. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов - лютня, клавеснн. Сопоставление звучания произведений, исполняемых на клавесине и фортепиано. Мастерство

Исполнителя-музыканта.

Урок 28. «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины.

Музыка как средство общения между людьми.

Знакомство с музыкальными инструментами, через алжирскую сказку “Чудесная лютня”. Размышление о безграничных возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия. Обобщенная характеристика музыки, дающая представление об особенностях русской народной протяжной, лирической песни разудалой плясовой. Выполнение задания и выявление главного вопроса: какая музыка может помочь иностранному гостю лучше узнать другую страну? Художественный образ. Закрепление представления о музыкальных инструментах и исполнителях. Характер музыки и ее соответствие настроению картины.

Урок 29. Музыка в цирке.

Песня, танец и марш как три основные области музыкального искусства, неразрывно связанные с жизнью человека.

Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Цирковое представление с музыкой, которая создает праздничное настроение. Музыка, которая звучит в цирке и помогает артистам выполнять сложные номера, а зрителям подсказывает появление тех или иных действующих лиц циркового представления.

Урок 30. Дом, который звучит.

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы, балета, мюзикла и др. Детский музыкальный театр как особая форма приобщения детей к музыкальному искусству.

Введение первоклассников в мир музыкального театра. Путешествие в музыкальные страны, как опера и балет. Герои опер - поют, герои балета - танцуют. Пение и танец объединяет музыка. Сюжетами опер и балетов становятся известные народные сказки. В операх и балетах “встречаются” песенная, танцевальная и маршевая музыка.

Урок 31. Опера - сказка.

Опера. Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.

Детальное знакомство с хорами из детских опер. Персонажи опер имеют свои яркие музыкальные характеристики – мелодии-темы. Герои опер могут петь по одному - солист и вместе – хором в сопровождении фортепиано или оркестра. В операх могут быть эпизоды, когда звучит только инструментальная музыка.

Урок 32. «Ничего на свете лучше нету».

Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни. Знакомство с композиторами-песенниками, создающими музыкальные образы.

Урок 33. Обобщающий урок. (Урок-концерт.)

Детские музыкальные радио - и телепередачи, музыкальные аудиозаписи и видеофильмы для детей как средство обогащения музыкального опыта, расширения и углубления музыкальных интересов и потребностей учащихся, как возможность самостоятельного приобретения первоначальных навыков самообразования в сфере музыкального искусства.

Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 4 четверть и год.

Исполнение выученных песен в течение всего года. Составление афиши и программы концерта.

Данное пособие предназначено для учащихся 5-11-х классов. В справочнике содержатся все необходимые сведения, которые позволят школьнику быстро подготовить доклад, домашнее задание и самостоятельно освоить пропущенные темы, помогут подготовиться к контрольной работе, диктанту, а также к экзаменам по всем предметам школьной программы, включая английский и немецкий языки.
Книга особенно полезна старшеклассникам и абитуриентам, готовящимся к поступлению в высшие учебные заведения.

НЕОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА.
Неорганические вещества клетки - минеральные соли и вода. Вода составляет большую часть организма человека. В организме взрослого человека ее доля достигает 66% от общей массы организма.
В организме новорожденного количество воды более высоко.

Диполь - молекула, обладающая полярностью, один полюс которой заряжен преимущественно положительно, а второй имеет преимущественно отрицательный заряд. Молекула воды является диполем: преимущественно отрицательным полюсом является кислород, преимущественно положительным - водород.
Гидрофильные вещества - те вещества, которые обладают высокой способностью растворяться в воде за счет того, что обладают высокой энергией притяжения к молекуле воды. Значение гидрофильных веществ велико. Транспорт питательных веществ в организме осуществляется в растворах биологических жидкостей.

В растворенном виде поступают к клеткам питательные вещества, необходимые для обеспечения процессов их жизнедеятельности, в растворенном виде выводятся конечные продукты обменных процессов в клетке. Взаимодействие химических веществ между собой в организме происходит в растворах.

СОДЕРЖАНИЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК 3
«ОРФОГРАФИЯ» 5
Правописание проверяемых, непроверяемых и чередующихся гласных в корне слова 5
Гласные -о-/-ё- после шипящих и -ц- в корнях, суффиксах и окончаниях 8
Правописание согласных в корне слова 9
Правописание приставок 10
Правописание суффиксов 12
Правописание окончаний существительных, глаголов, прилагательных и причастий и суффиксов причастий 13
Правописание -н- и -нн- в именах прилагательных и причастиях, наречиях, а также в производных существительных 15
Правописание -н- и -нн- в наречиях на -о, -е- 16
Дифференциация полных и кратких форм отглагольных прилагательных, причастий, а также простой сравнительной формы прилагательного и наречия 17
Правописание НГ с различными частями речи 18
Правописание частиц НГ и НИ на основе смыслового разграничения 20
Слитное, раздельное и дефисное написание различных частей речи 20
«СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ» 24
Тире в простом предложении 24
Знаки препинания при союзе И 25
Знаки препинания при однородных членах предложения 27
Знаки препинания при причастном и деепричастном оборотах 28
Односоставные предложения 29
Пунктуация при обособлении второстепенных членов предложения 32
Знаки препинания при обособлении вводных слов и вводных конструкций 34
Разграничение вводных слов и членов предложения 36
Знаки препинания при союзе КАК и других сравнительных союзах 36
Знаки препинания в сложном предложении 37
Бессоюзные предложения 43
Сложные предложения с разными видами связи 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 48
«КУЛЬТУРА РЕЧИ» 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 52
1. Стили и типы речи 53
ИСТОРИЯ 63
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА 65
Первобытное общество 65
Древний Восток 66
Передняя Азия в древности 68
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 70
История Древнего Рима 76
История средних веков 81
История нового времени 90
История новейшего времени 105
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА 116
Русь с древнейших времен до конца XVII в 116
Социально-экономическое, политическое и культурное развитие России в XVIII - первой половине XIX в 127
Россия во второй половине ХГХ - начале XX вв 143
Россия в XX в 153
ВСЕМИРНАЯ ГЕОГРАФИЯ 163
ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ 165
Карта 165
Литосфера и рельеф 166
Атмосфера и климат Земли 174
Гидросфера и воды Мирового океана и суши 179
Великие географические открытия 183
География материков 186
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ
ГЕОГРАФИЯ МИРА 201
Политическая карта мира 201
Природопользование 204
Численность населения мира и ее изменения 213
Национальный состав населения мира 217
Миграции населения 218
Городское и сельское население и его географические различия 220
Мировое хозяйство 222
Международная экономическая интеграция 223
Транспорт 226
Международные экономические отношения 227
Социально-экономическая характеристика некоторых стран мира 228
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 241
ОБЩЕСТВО 243
Общество как сложная динамическая система 243
Общество и природа 245
Сферы жизни общества и их взаимосвязь 246
Развитие общества, его источники и движущие силы 247
Реформа, революция, прогресс, регресс 247
Традиционное общество, индустриальное общество 247
Современный этап мирового цивилизационного развития 248
Научно-техническая революция 249
Глобальные проблемы современности 249
ЧЕЛОВЕК КАК ПРОДУКТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ,
СОЦИАЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ 250
Бытие человека 250
Человеческая деятельность 252
Поведение человека 254
Свобода и ответственность 255
Личность, ее социализация и воспитание. Сознательное и бессознательное 255
Познание: чувственное и рациональное. Истина. Многообразие форм человеческого знания. Самопознание 257
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ СФЕРА 259
Культура и духовная жизнь 259
Формы и разновидности культуры 261
Религия. Мировые религии. Религия и мораль. Свобода совести 261
Наука и образование в современном обществе. Самообразование 263
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА 264
Экономика: наука и хозяйство. Измерители экономической деятельности 264
Экономический цикли экономический рост 265
Экономические системы. Рыночная экономика.
Государственное регулирование 266
Мировая экономика.
Международная финансовая система 267
Государственный бюджет. Государственный долг.
Деньги. Инфляция 267
Денежно-кредитная политика. Налоговая политика 267
Экономическое содержание собственности.
Конкуренция. Монополия 268
Предпринимательство. Предприятие. Прибыль 268
Рынок труда. Уровень жизни.
Прожиточный минимум. Занятость. Безработица 269
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА 269
Социальные отношения и взаимодействия.
Социальные общности и социальные институты 269
Неравенство и социальная стратификация 269
Социальный статус. Социальная роль. Социальный престиж 270
Этнические общности. Межнациональные отношения. Толерантность 271
ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ СФЕРА 271
Политическая власть. Политика.
Политическая система. Государство: признаки, функции, формы. Политические режимы 271
Разделение властей 272
Гражданское общество 272
Избирательные системы. Политическая партия.
Политическая идеология 272
Политический плюрализм 273
Политическое лидерство 273
Политическая жизнь современной России. Политическая культура. Право. Правовое государство. Закон. Конституция - основной закон государства. Конституция Российской Федерации.
Права человека. Правовая культура 273
Отрасли права. Нормы права 274
Правонарушения.
Юридическая ответственность и ее виды 274
БИОЛОГИЯ 275
Клетка - структурная и функциональная единица живого 277
Химическая организация клетки 277
Неорганические вещества 277
Органические вещества 279
Белки 279
Углеводы 283
Липиды 284
Нуклеиновые кислоты 285
Строение про- и эукариотической клеток 286
Строение прокариотической клетки 287
Строение эукариотической клетки 288
Ядро 290
Цитоплазма 291
ЭПС 292
Аппарат Гольджи 292
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ В ОРГАНИЗМЕ 294
Деление клеток. Клеточный цикл 295
РАЗМНОЖЕНИЕ И ЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ 297
Бесполовое размножение 297
Половое размножение 298
Онтогенез 302
Закономерности наследственности 304
Генетика человека 306
Закономерности изменчивости 307
Основы селекции 308
БОТАНИКА 309
Строение тканей и органов цветкового растения 309
Основные группы растений, особенности их строения, жизнедеятельности, размножения 314
Организмы бактерий, грибов и лишайников 314
Особенности строения и жизнедеятельности грибов 314
Лишайники 315
ЗООЛОГИЯ 315
Высшие растения 315
Отдел мхи 316
Отдел папоротников 316
Голосеменные 317
Отдел покрытосеменных 317
Особенности строения, жизнедеятельности, размножения животных организмов 318
Подцарство простейшие 319
Тип саркомастигофоры 320
Класс саркодовые 320
Тип инфузории 320
Класс ресничные 320
Тип споровики 321
Класс кокцидиеобразные 321
Тип кишечнополостные 322
Сцифоидные (медузы) 323
Тип плоские черви 324
Тип круглые черви 326
Тип кольчатые черви 327
Тип моллюски (мягкотелые) 328
Тип членистоногие 330
Хордовые 331
Рыбы 332
Земноводные 333
Пресмыкающиеся 334
Птицы 335
Млекопитающие 336
ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА 337
Строение тканей организма 337
Внутренняя среда организма 338
Кровеносная система 341
Эндокринная система 342
Нервная система 345
Опорно-двигательная система 348
Дыхательная система 350
Пищеварительная система 351
Выделительная система 352
Половая система 353
Развитие организма человека 354
Первый год жизни ребенка 355
Кожа 355
Органы чувств 356
ЭВОЛЮЦИЯ 357
Эволюционные теории 357
Движущие силы эволюции 360
Происхождение человека 362
ЭКОЛОГИЯ 364
Среда обитания организмов и экологические факторы 364
АЛГЕБРА 367
АРИФМЕТИКА 369
Дроби 372
Неравенства 384
Логарифмические уравнения 390
Логарифмические неравенства 391
Прогрессии 392
Векторы 396
НАЧАЛА АНАЛИЗА 397
Производные элементарных функций 397
Первообразная и интеграл 401
Неопределенные интегралы 402
ГЕОМЕТРИЯ 403
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 405
Тригонометрия 425
Графики и их функции 434
ФИЗИКА 437
ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕХАНИКИ 439
Основные понятия кинематики 440
Равномерное движение 441
Вращательное движение 443
Равноускоренное движение 445
Основные понятия динамики 446
Законы Ньютона 447
Силы упругости, трения, гравитации 448
Динамика вращательного движения 451
Законы сохранения импульса 453
Законы сохранения энергии 454
Статика. Условия равновесия 455
Гидростатика. Закон Архимеда 456
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА 461
Основные понятия молекулярно-кинетической теории и термодинамики 461
Основное уравнение молекулярно-кинетической теории 464
Газовые законы 466
Уравнение Менделеева-Клапейрона 467
Первое начало термодинамики 468
Теплоемкость 471
Удельная теплота парообразования, плавления 473
КПД. Тепловые двигатели 473
ЭЛЕКТРИЧЕСТВО И МАГНЕТИЗМ 475
Основные понятия электростатики 475
КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ 488
Основные понятия теории колебаний 488
Механические волны в упругой среде 492
Звуковые волны 494
Электромагнитные колебания и волны.
Колебательный контур 496
ОПТИКА 499
Законы геометрической оптики 499
Основные понятия фотометрии 503
АТОМНАЯ И ЯДЕРНАЯ ФИЗИКА 507
Ядерные реакции 513
Закон радиоактивного распада 513
АСТРОНОМИЯ 517
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ 519
Раздел астрономии 519
ОБЩИЕ АСТРОНОМИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О ЗЕМЛЕ, ЛУНЕ, СОЛНЦЕ И СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЕ 523
Луна и характеристики связанные с Луной 526
Солнечная система 528
Планеты 530
Другие тела Солнечной системы 555
Оптические свойства в Астрофизике 569
ИНФОРМАТИКА 591
ИНФОРМАЦИЯ 593
Понятие «информация» 593
Свойства информации 593
Носители информации 594
Передача информации 595
Кодирование информации 596
ИЗМЕРЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ 597
Содержательный подход к измерению информации 597
Алфавитный подход к измерению информации 598
Вероятностный подход к измерению информации 598
СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 599
Виды систем счисления 599
«Компьютерные» системы счисления 600
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА 601
Основные понятия алгебры логики 601
Логические операции 602
Законы алгебры логики 604
Логические элементы и схемы 605
ЭЛЕМЕНТЫ АЛГЕБРЫ ЛОГИКИ 606
Основные понятия и свойства алгоритма 606
Представления алгоритмов 607
Виды алгоритмов 608
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ 610
ЭВОЛЮЦИЯ КОМПЬЮТЕРОВ 611
Первое поколение компьютеров 611
Второе поколение компьютеров 611
Третье поколение компьютеров 612
Четвертое поколение компьютеров 612
УСТРОЙСТВО КОМПЬЮТЕРА 613
Классическая архитектура компьютера 613
Магистрально-модульный принцип построения компьютера 614
Процессор 614
Компьютерная память 615
Системный блок 616
Периферийные устройства ПК 618
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРА 619
Системное ПО 620
Прикладное ПО 620
Системы программирования 621
ВИРУСЫ И АНТИВИРУСНЫЕПРОГРАММЫ 622
Компьютерные вирусы 622
Антивирусные программы 624
КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА 625
История компьютерной графики 625
ВИДЫ ГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ 627
Цветовые модели 629
Форматы файлов для хранения графических изображений 630
Графические редакторы 631
Трехмерная графика 632
БАЗЫ ДАННЫХ 632
Файловые системы 632
Информационная система 633
Системы управления базами данных 634
Виды баз данных. Основные понятия реляционных баз данных 636
Свойства отношений 637
МОДЕЛИРОВАНИЕ 638
Понятие о модели 638
Классификация моделей 638
Этапы моделирования на компьютере 640
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ 641
Каналы связи 641
КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ 646
Основные понятия компьютерных сетей 647
Топология сетей 647
Глобальная компьютерная сеть 648
Протоколы 649
Сервисы Интернет 652
Поиск информации 655
ЛИТЕРАТУРА 656
НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК 657
НЕМЕЦКИЙ АЛФАВИТ 659
ФОНЕТИЧЕСКИЕ И ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ЗНАКИ 659
Гласные и дифтонги 659
Согласные и буквосочетания согласных 660
ЧАСТИ РЕЧИ. WORTKLASSEN 660
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ 661
DAS SUBSTANTIV 661
Род имен существительных 662
Число имен существительных 665
Склонение имен существительных 670
Употребление артикля 673
Образование имён существительных 676
МЕСТОИМЕНИЕ. DAS PRONOMEN 680
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. DAS ADJEKTIV 689
НАРЕЧИЕ. DAS ADVERB 698
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ. DAS NUMERALE 706
ГЛАГОЛ. DAS VERB 713
НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ (PRASENS) 720
СТРАДАТЕЛЬНЫЙ ЗАЛОГ (PASSIV) 733
ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕТ НАКЛОНЕНИЕ (DERIMPERATIV) 737
СОСЛАГАТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ (DER KONJUNKTIV) 739
ОПИСАТЕЛЬНАЯ ФОРМА КОНЪЮНКТИВА WtiRDE + IINFINITIV(KONDITIONALIS) 741
ИНФИНИТИВ (DER INFINITIV) 742
ПРИЧАСТИЕ. (DAS PARTIZIP) 745
ПРЕДЛОГ. (DIE PROPOSITION) 746
МЕЖДОМЕТИЕ. (DIE INTERJEKTION) 754
СОЮЗ. (DIE KONJUNKTION) 754
СТРУКТУРА НЕМЕЦКОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ 755
Три типа порядка слов 756
Виды придаточных предложений 759
Согласование времён в сложноподчинённом предложении 761
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК 763
АНГЛИЙСКИЙ АЛФАВИТ. THE ABC 765
ФОНЕТИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ 765
Гласные и дифтонги 765
Согласные 765
Чтение гласных и буквосочетаний гласных в ударном слоге 766
Чтение согласных и буквосочетаний с согласными 767
ЧАСТИ РЕЧИ. PARTS OF SPEECH 768
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. THE NOUN 768
ФОРМА ЧИСЛА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. NOUN NUMBER 769
ПАДЕЖИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО. CASES 773
РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО. GENDER 775
АРТИКЛЬ. THE ARTICLE 776
МЕСТОИМЕНИЕ. THE PRONOUN 781
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. THE ADJECTIVE 791
НАРЕЧИЕ. THE ADVERB 795
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ. THE NUMERALS 800
ГЛАГОЛ. THE VERB 805
ИНФИНИТИВ. THE INFINITIVE 823
Герундий. The Gerund 825
Причастие. The Participle 829
Времена глагола. Tenses 830
Пассивный залог. The Passive Voice 839
Наклонение. The Verb Mood 842
Повелительное наклонение 842
The Imperative Mood 842
Сослагательное наклонение 843
The Subjunctive Mood 843
ПРЕДЛОГ. THE PREPOSITION 845
Основные предлоги времени 846
Prepositions of Time 846
Основные предлоги места и направления. Prepositions of Place and Direction 847
Разные предлоги. Different Prepositions 850
Устойчивые сочетания с разными предлогами 852
СОЮЗ. THE CONJUNCTION 856
ЧАСТИЦЫ. PARTICLE 857
МЕЖДОМЕТИЕ. THE INTERJECTION 857
СИНТАКСИС 858
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. SIMPLE SENTENCE 858
Структура предложений 859
в повелительном наклонении 859
Структура утвердительного предложения 860
Структура общего вопроса 860
Структура альтернативного вопроса 861
Альтернативные вопросы к членам предложения 861
Структура специального вопроса 862
Структура вопроса к подлежащему 862
Структура разделительного вопроса 863
Предложения с модальными глаголами 864
Предложения с it в роли подлежащего 866
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
COMPLEX SENTENCE 866
Согласование времен при глаголе-сказуемом главного предложения в прошедшем времени 870
КОСВЕННАЯ РЕЧЬ. INDIRECT SPEECH 871
Преобразование предложений из прямой речи в косвенную речь 873
Преобразование наречий и местоимений в косвенную речь 874
Преобразование временных форм глагола в косвенную речь 875
РЕЧЕВЫЕ ОБОРОТЫ.
SPEECH CONSTRUCTIONS 876.

Сверху. Она позволяла учить и воспитывать ребенка, который подходил к средней школе во всеоружии.

В начале 90-х годов соответствующие службы стали уделять особое внимание программам. В итоге родилось множество вариантов обучения первоклассников. В настоящее время предлагается около десяти основных программ, призванные помочь детям развить заложенные в них задатки. По крайней мере, так выглядит на бумаге.

Согласно Закону об образовании, каждая школа вправе самостоятельно выбирать ту или иную программу. Родители же имеют возможность выбрать вариант обучения, исходя из способностей и уровня обучаемости ребенка, так как есть сложные программы, а есть и попроще.

«Школа России»

Самой традиционной школьной программой является «Школа России». По ней обучались в советские времена. Она рассчитана практически на всех обучающихся. Естественно, ее осовременили, добавили новых знаний, чтобы развивать логику. При этом она легко усваивается. Наверное, именно «Школа России» выступает как самая универсальная и лучшая программа для большинства детишек.

Развивающая программа Занкова

Данная программа рассчитана на то, чтобы давать ребенку максимум теории, тогда в определенный момент у него произойдет толчок в развитии. Материал дается максимально быстро, практически по всем областям жизнедеятельности.

Здесь нет главных и второстепенных предметов. Каждый урок выстраивается в форме диалога, присутствуют поисковые и творческие задания. Программа дается тяжелее, нежели «Школа России». Обучающиеся должны быть развитыми и подготовленными. Если ребенок не посещал детский сад, ему будет сложно освоить данный вариант программы.

Развивающая программа Эльконина – Давыдова

Весьма сложная программа, нацеленная на формирование у детей теоретического мышления. Школьника учат меняться самостоятельно, выдвигая простые гипотезы, находясь в поисках доказательств и аргументов. Это хорошо сказывается на памяти. Подойдет детям, которые немного опережают в развитии своих сверстников.

«Школа-2100»

Педагоги полагают, что данная программа призвана научить учиться. Дается множество заданий, развивающих логику, интеллект. Многие задачи подаются в готовом напечатанном виде, чтобы ученик мог их дорисовать, вписывая нужные значки или числа в клетки.

Система интересная тем, что является разноуровневой, то есть задания даются отдельно для сильных и отстающих ребят. Такой подход позволяет учитывать развитие каждого обучающегося в отдельности.

«Начальная школа 21 века»

Является щадящей программой, имеющей длинный адаптивный период . Авторы полагают, что дети адаптируются к школьной жизни лишь к окончанию первого класса. Учебные программы развивают мышление, воображение. При этом некоторые предметы могут быть объединены в один. К примеру, «Грамота» включает в себя русский язык и литературу. Программа может подойти любому ребенку.

Эта программа одна из самых безболезненных для адаптации ребят к школе.

«Гармония»

Весьма похожа на программу Занкова, но чуть проще. Программа призвана развить ребенка разносторонне – логика, интеллект, художественное творчество, эмоциональные способности. Роль учителя – создать комфортные по всем параметры отношения у обучающихся.

«Перспективная начальная школа»

В программе упор сделан на надпредметные компетенции, но не на умения, знания и логику. К примеру, математика развивает логику и интеллект.

Зубрить теоремы и всевозможные аксиомы ученик не будет. Зато детям будет предложено заниматься внеучебной работой. Например, первоклассники плюсом будут заниматься рисованием 10 часов в году, как музыкой и спортом. Программа рассчитана на обычных детей и подойдет большинству первоклашек.

Однозначно выделить самую лучшую программу нельзя, так как все зависит от особенностей развития ребенка, его предрасположенностей. Чтобы сделать правильный выбор, лучше пообщаться с педагогами, которые дадут рекомендации. Не стоит думать, что занимаясь по программе Занкова, ребенок будет умнее того, кто выбрал «Школу 2100». Все зависит от него самого и врожденных талантов, предрасположенностей.

Совет 2: Какая программа для начальной школы лучше всего

В настоящее время существует более сотни программ для начального общего образования. Каждую из них можно разделить на две категории: традиционные и развивающие.

Инструкция

Программа Занкова Л.В. является развивающей и призвана дать каждому ребенку целостную картину миру. Происходит это посредством использования литературы, искусства, науки. Сильной стороной данной программы является упор на изучение математических основ. Учителя, которые работают по данной программе, стараются уделять внимание развитию логики, мышления. Очень важным является желание ребенка к саморазвитию. Малыши, которые не имеют желания много читать, вряд ли оценят данную программу. Программа в полной мере дает ребятам универсальные учебные действия, которыми они смогут воспользоваться на следующей ступени обучения.

«Школа 2100» является одной из наиболее популярных традиционных программ. Главное ее достоинство заключается в соблюдении преемственности образования. Система разработана так, что ребенок может продолжать обучение с яслей до поступления в вуз. Авторы программы учли все возрастные особенности детей, их ведущие деятельности на каждом этапе и, конечно, сензитивные периоды для формирования тех или иных умений и навыков. Программа не делит ребят на слабых и сильных. Каждому ученику предлагается полный объем образовательный программы, а ребенок сам для себя выбирает, сколько и какие из заданий он может решить. Программа направлена на развитие адекватной самооценки ребенка, способности регулировать свою деятельность без помощи взрослого.

Еще совсем недавно книга была лучшим другом ребенка, книги было приятно дарить и получать на день рождения, дети читали их с интересом. К сожалению, культ чтения книг исчезает, очень жаль. Но все же остаются еще сознательные мамы, читающие своему малышу сказку на на ночь, и ребятишки, с интересом изучающие новую книжку. Чтение книги - увлекательное занятие, но чтобы ребенок читал с удовольствием, он должен видеть пример в лице взрослых, в первую очередь - своих родителей. Читайте вместе, читайте зимой и летом. Надеемся, что традиции семейного чтения возродятся, ведь чтение книг дает знания, детская книга учит ребенка жить, любить, учит добру и справедливости.

Снежное царство завораживает, но в сказке оно зачастую оказывается недобрым. Так и снежная королева, она сотворила много зла в сказочном мире, посеяв льдинки в сердцах детей. И лишь любящее сердце может помочь растопить этот лед.

У короля было одиннадцать сыновей и одна дочь. Жилось королевским детям хорошо и беззаботно, пока не появилась мачеха, которая отдала Элизу на воспитание в деревню, а братьев превратила в лебедей - они и улетели. Красавица Элиза с каждым днём все хорошела, но все время вспоминала братьев. Когда она вернулась в замок, мачеха решила сделать ее уродливой с помощью трёх жаб, но те поплыли по воде красными маками, едва прикоснулись к невинной девушке. Тогда мачеха-колдунья обезобразила падчерицу грязью, даже король-отец не признал родную дочь и выгнал ее. Хотите узнать, что же стало с бедной девушкой и чем закончилась эта история? Прочитайте сказку "Дикие лебеди".

Маленькому мальчику подарили оловянных солдатиков в коробке. У одного из них не было ноги - видно, не хватило олова. В первый же день солдатик с одной ногой увидел прекрасный игрушечный замок, а в нем - красавицу плясунью, которая стояла на одной ножке. Это была любовь! Но злой тролль, живущий в табакерке, решил, что солдат не пара такой красавице… Что же было дальше? Узнаете, прочитав сказку.

Бездетная женщина по совету колдуньи вырастила из зернышка тюльпана девочку в дюйм ростом - Дюймовочку. Колыбелькой для нее стала ореховая скорлупка, лодкой - лепесток тюльпана в блюде с водой и цветами, где девочка плавала и пела. Однажды ночью ее украла жаба, чтобы сделать невестой для своего безобразного сына. А что было дальше - узнаем из сказки.

Один принц желал взять в жены только настоящую принцессу. В бурю к ним постучалась девушка, вся мокрая и жалкая, но утверждающая, что она - настоящая принцесса! В ходе проверки королева уложила ее на 20 тюфяков + 20 перин, под которые положила горошину. Утром гостья пожаловалась на плохой сон, ибо всю ночь ей что-то очень мешало и наставило синяков по всему телу. Такой нежной могла быть только настоящая принцесса. Сыграли свадьбу, а горошину поместили в кунсткамеру.

Возвращаясь домой со службы, солдат встретил колдунью. Та направила его в дупло, где в трёх комнатах из трёх сундуков, охраняемых страшными собаками, он мог набрать медяков, серебра и золота, предварительно посадив собак на старухин клетчатый передник. За это она попросила принести ей находящееся там огниво. Выполнив всё согласно указаниям старухи, солдат отрубил советчице голову и забрал огниво себе. Прогуляв все деньги, а вместе с этим и потеряв всех новых друзей, солдат опять зажил бедно. Однажды он зажёг свечу, которая прилагалась к огниву - и перед ним появилась собака из первой комнаты...

Когда у супруги мистера Фредерика К. Литла родился второй сын, все сразу же увидели, что ребенок не больше мыши. Сказать по правде, младенец был вылитый мышонок: ростом он едва достигал двух дюймов, у него был острый мышиный нос, мышиный хвост, мышиные усы и милые застенчивые повадки. Очень скоро он стал носить серую шляпу и трость, как и полагается благовоспитанным мышам. Мистер и миссис Литл назвали его Стюарт. Мистер Литл сделал ему крошечную кроватку из коробки для сигарет и четырех бельевых прищепок.

Повесть-сказка "Маленькие тролли и большое наводнение" была самой первой в серии книг про мумми-троллей, она написана еще в 1945 году, сразу после войны. Муми-тролли - далёкие потомки скандинавских троллей, внешне белые и округлые, с большими мордами, из-за которых они похожи на бегемотиков, судя по рисункам самой писательницы. В прошлом муми-тролли жили за печами в домах людей, подобно троллям и домовым. Но со временем паровое отопление почти вытеснило печное, и муми-троллям пришлось искать другие пристанища. Муми-тролли - фантастические существа, ведущие вполне человеческий образ жизни.

Сказочная повесть Джанни Родари «Путешествие Голубой Стрелы» рассказывает о рождественском волшебном путешествии игрушечного поезда «Голубая Стрела» и его кукольных пассажиров. Вместе с главными героями книги нам предстоит решить немало трудностей, обрести друзей и сразиться с коварными врагами, которые ждут где-то за поворотом. И только смелость, честность и отвага, а также огромное желание добраться до цели и дружеская поддержка помогают преодолеть все препятствия.

Главной героине сказки - девочке Жене - незнакомая старушка дарит волшебный цветок с семью разноцветными лепестками, способный исполнять желания. Для этого нужно оторвать один из лепестков и сказать волшебные слова. Женя поначалу использует его магическую силу нерационально. Она просит, чтобы цветок вернул баранки, съеденные уличной собакой, склеил разбившуюся вазу, перенёс героиню на Северный полюс, а затем вернул обратно во двор. Позавидовав девочкам, имеющим красивые игрушки, Женя «велит», чтобы у неё были все куклы, мячи и велосипеды мира. Когда желание исполняется, героиня отрывает ещё один лепесток (тот, что фиолетовый) с просьбой отправить игрушки обратно в магазины. В итоге Женя обнаруживает, что у неё остался последний (голубой) лепесток.

Хотя Александр Сергеевич Пушкин, чего греха таить, был не особо нежен со своими детьми, он за свою жизнь написал несколько детских сказок в стихах. Все они сейчас изучаются в школьной программе и каждый уважающий себя человек должен их прочитать и знать, о чем идет речь в этих сказках. Сказки Арины Родионовны ли, или западные ли сказки легли в основу сказок Александра Сергеевича Пушкина, все равно ничто не умаляет способности великого поэта донести их до нас красивым стихотворным языком.

В сборник произведений Михаила Пришвина "Лесная капель" из цикла произведений "Родная земля" входит множество рассказов о природе. Все они разделены на большие разделы, у каждого своя тема: "Дерево", "Вода", "Лесные гости", "Времена года", "Следы человека", "Мастерская дятла". И в каждом из них - маленькие тематические рассказы, среди которых будут такие уже знакомые названия как "Берестяная трубочка", "Лесная книга", "Светлая капель" и другие.

Михаил Пришвин был заядлым охотником, да как иначе могло быть в те годы. А у каждого охотника должна быть собака, а может даже и ни одна. О своей страсти - об охотничьих собаках Пришви написал несколько рассказов, которые и вошли в этот сборник. Вы можете читать эти рассказы онлайн.

В полной версии книги Михаила Пришвина "Охотничьи были и сказы" две большие части. Первая - рассказы егеря, вторая - Ленин на охоте. Советский человек прекрасно знает фамилию Ленин и не у всех она ассоциируется с интересным повествованием. Но в историческом аспекте рассказы, а вернее были и сказы эти довольно интересны. К тому же, будет повод рассказать ребенку о том, кто такой был этот Ленин. В сокращенном варианте книги для детей оставляют обычно только рассказы егеря. Собственно, в школьной программе, по крайне мере в начальной школе, про Ленина никто заставлять читать не будет, если не интересно, можете эти рассказы пропустить. Вы можете читать онлайн полную версию книги на этой страничке.

Михаил Пришвин совсем и не думал целенаправленно писать рассказы для детей. Просто он жил в деревне и был окружен всей этой природной красотой, вокруг него постоянно что-то случалось и эти события легли в основу его рассказов о природе, о животных, о детях и их взаимоотношениях с окружающим миром. Рассказы небольшие и легко читаются не смотря на то, что автор далеко не наш современник. На этой страничке нашей библиотечки вы можете читать рассказы М.Пришвина онлайн.

Книга "Никитка и его друзья" написана о мальчике Никите и его повседневной жизни. Повествование ведется от лица автора - папы этого мальчика. И вот что папа рассказал о своем маленьком сыне и его друзьях.

Сказка Бажова Павла Петровича о девочке-сиротке, старике по имени Кокованя и о козлике чудесном, с копытцем серебряным, выбивающим камушки драгоценные. Девочка стала сиротой и оказалась никому не нужна, а дед Кокованя по доброте душевной взял девочку на воспитание к себе, да еще и кошку ее. Дед не просто взял Даренку к себе жить, но и уделял ей по возможности много времени, рассказывал сказки и предания. Больше всего девочка любила слушать про Серебряное Копытце, расспрашивала очень много подробностей об этом козлике. А зимой запросилась Даренка с дедом в лес в балаган, он сомневался, но согласился.

Кто не знает проказника Незнайку? Он знаком с детства всем малышам по мультфильмам и по книге Николая Носова. А если родители и бабушки как-то обошли стороной веселые рассказы про Незнайку и его друзей, нужно в срочном порядке наверстать и прочитать.

Лев Николаевич Толстой, рассказы, сказки и басни в прозе для детей. В сборник вошли не только всем известные рассказы Льва Толстого "Косточка", "Котёнок", "Булька", но и такие редкие произведения, как "Обходиться добром со всяким", "Не мучить животных", "Не лениться", "Мальчик и отец" и многие другие.

Итоговая контрольная работа

Цель работы – проверить:

    знание десятичного состава двузначных чисел и умение сравнивать двузначные числа;

    умение выполнять сложение и вычитание двузначного числа с однозначным в пределах 100 без перехода через разряд;

    умения решать текстовые задачи в 1 действие на нахождение суммы, остатка, на увеличение/уменьшение на несколько единиц;

    умения измерять длину отрезка, вычислять длину ломаной и периметр многоугольника.

Вариант 1

1. Вычисли:

10 + 3 = 40 + 5 = 17 – 10 = 54 – 3 =

12 + 6 = 23 + 4 = 38 – 8 = 26 – 12 =

2.

18 = ……. + …… 57 = ……. + ……

3. На одной яблоне было 60 плодов, а на другой на 20 меньше. Сколько плодов было на второй яблоне?

4. Поставь знак или

9 … 21 10 … 0 25 … 28 47 … 43

5. Измерь отрезки и найди длину ломаной.

Вариант 2

1. Вычисли:

10 + 7 = 60 + 8 = 19 – 10 = 75 – 4 =

13 + 5 = 42 + 7 = 47 – 7 = 36 – 14 =

2. Запиши числа в виде суммы десятков и единиц:

17 = ……. + …… 32 = ……. + ……

3. На сливе было 58 плодов. Сняли 14 спелых слив. Сколько слив осталось на дереве?

4. Поставь знак или

17 … 70 0 … 11 32 … 20 34 … 41

5. Измерь стороны треугольника и найди его периметр.

Критерии определения уровня обученности и развития обучающихся

Результаты итоговой и промежуточной аттестации фиксируются в специальном «Листке достижений».

Красным цветом обозначается высокий уровень обученности и развития обучающихся, зелёным и синим цветом – соответственно средний и низкий уровень.

При определении уровня развития умений и навыков по математике необходимо учитывать развитие письменных вычислительных навыков, сформированность умения решать простые задачи, ориентироваться в простейших геометрических понятиях.

Высокому уровню развития письменных вычислительных навыков соответствуют работы, выполненные безошибочно.

Среднему уровню развития письменных вычислительных навыков соответствуют работы, в которых допущено не более 3 грубых ошибок.

умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик может самостоятельно и безошибочно решить задачу (составить план, решить, объяснить ход решения и точно сформулировать ответ на вопрос задачи).

Среднему уровню сформированности умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик допускает отдельные неточности в формулировках, допускает ошибки в вычислениях и решениях задач, но исправляет их сам или с помощью учителя. При этом в работах не должно быть более одной грубой и 3-4 негрубых ошибок.

Низкому уровню сформированности умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик не справляется с решением задач и вычислениями в них даже с помощью учителя. Допускает 2 и более грубые ошибки.

Высокому уровню сформированности умения ориентироваться в геометрических понятиях соответствуют умения называть геометрические фигуры и их существенные признаки (кривая и прямая линии, луч, отрезок, ломанная, угол, треугольник, многоугольник, прямоугольник, квадрат), распознавать геометрические фигуры, чертить их, используя линейку, угольник, циркуль.

Среднему уровню умения ориентироваться в геометрических понятиях соответствуют умения называть и распознавать геометрические фигуры, но при этом ученик допускает неточности в определении существенных признаков фигур.

Низким уровнем умения ориентироваться в геометрических понятиях определяются знания и умения, несоответствующие указанным требованиям.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то