Современная гитарное искусство в китае. Сергей баловин

Глобализация

На 90-е годы в Китае пришелся период трансформации во многих сферах жизни, в том числе и в искусстве. Крупные города полностью изменили свой облик: страну наводнили иностранные товары и их китайские копии, из сельских районов в города хлынула волна ищущих работу и лучшую жизнь. Если в 80-е китайский модернизм был в первую очередь связан с общественно-политической ситуацией в стране, то с 90-х годов граница между китайским и международным современным искусством начала активно стираться. Как и в экономической, так и в художественной жизни Китая начался процесс глобализации.

В отличие от героических и идеалистических настроений «Новой волны», в 90-е годы искусство в Китае приобрело циничную окраску. Запрет после 1989 года на любую публичную деятельность без разрешения властей заставил многих художников обратиться к сарказму. Еще одним важным фактором, повлиявшим на мир искусства в то время, стала стремительная коммерциализация китайского общества, которая повлияла и на отношения художника с публикой.

В результате группа молодых художников, главным образом − выпускников Центральной академии искусств, сознательно отказалась вкладывать глубокий смысл в свои работы, совершив так называемый переход из «глубины» к «поверхности». Названная в честь одноименной выставки 1991 года, группа «Нового поколения» в своих произведениях отражала сарказм по отношению к различным проблемам общества. А наиболее экстремальным примером этого направления стал циничный реализм (Лю Сяодун (Liu Xiaodong) , Фан Лицзюнь (Fang Lijun) и другие).

Рожденные в 60-е годы, художники этого поколения не имели душевных ран, оставленных событиями Культурной революции. Они противопоставляли бытовую жизнь великим идеям и целям «Новой волны»: отказавшись от каких-либо открытых политических заявления и теоретических систем, они просто сосредоточились на творческой практике.

Еще одним важным художественным течением в начале 90-х годов стал поп-арт, который в дальнейшем развился в два самостоятельных направления. Политический поп-арт (например, Ван Гуанъи (Wang Guangyi) ) демонстрировал переосмысление прошлой политической визуальной культуры: образы революции были пересмотрены и соединены с образами западной рыночной культуры. Культурный поп-арт сконцентрировался больше на настоящем, извлекая образы и стили из различных сфер популярной визуальной культуры, особенно, рекламы.

Циничный реализм и политический поп-арт являются наиболее известными на Западе направлениями современного китайского искусства. Но в 90-е годы получило развитие еще одно направление – концептуальное искусство, представленное первоначально группой «Новый аналитик» (Чжан Пэйли (Zhang Peili) и Цю Чжицзе (Qiu Zhijie) ).

С середины 90-х распространение получили и перформансы, которые главным образом были сосредоточены в так называемой Восточной деревне в пригороде Пекина. Это период мазохистских «65 кг» Чжан Хуаня (Zhang Huan) ,

переосмысление традиций каллиграфии Цю Чжицзе, семейной серии Чжан Сяогана (Zhang Xiaogang) .

К середине 90-х годов большинство художников освободилось от груза Культурной революции. Их творчество стало больше отражать проблемы современного китайского общества. В результате появилось новое направление «Цветастое» искусство (Gaudy Art), которое, соединив визуальные элементы циничного реализма и культурного поп-арта, одновременно и высмеивало, и использовало вульгарность коммерческой культуры. Произведения художников (братья Ло (The Luo Brothers) , Сюй Ихуэй (Xu Yihui)) в этом направлении стали пользоваться огромной популярностью как у галерей, так и у иностранных коллекционеров. С одной стороны, «цветастые» работы были направлены против общества потребления, с другой - они сами являлись объектами этого потребления.

В то же время группа художников, специализирующаяся на перформансах и инсталляциях, дала толчок развитию некоммерческих проектов, которые представляли активное взаимодействие с обществом. Но вместо того чтобы просто отражать изменения общества, как это делали художники «Нового поколения», они стремились выразить собственное отношение к этим общественным трансформациям (Чжан Хуань, Ван Цзиньсун (Wang Qingsong) , Чжу Фадун).

В течение 80-х авангардисты и критики использовали для обозначения современного искусства термин «модернизм», в 90-е же, особенно после 1994 года, все чаще стали использоваться термины «актуального» или «экспериментального» искусства. То есть китайское современное искусство постепенно стало частью мирового. И когда значительное число художников уехало в США, Японию и страны Европы (многие из которых вернулись в Китай в 2000-е), то и оставшиеся на родине также получили возможность путешествовать по миру. С этого момента современное китайское искусство перестает быть исключительно местным явлением и вливается в мировое.

Выход в свет

1992 год оказался важным для Китая не только в сфере экономических реформ, но и в мире искусства. Первыми, кто обратил внимание на китайский авангард, стали (конечно, после властей) иностранные коллекционеры и критики, для которых основным критерием для художественной оценки работ и самого художника была «неофициальность». И, в первую очередь, авангардные художники, вместо того чтобы ждать признания от государства, обратили свои взоры на международный рынок.

Искусство – неотъемлемая часть мирового культурного наследия. От незрелых форм эпохи неолита оно постепенно превратилось в высокоразв итую культуру , которая складывалась в течение многих веков.

Главное место в искусстве Китая отведе но пейзажной живописи . Изощренная техника написания кистью и тушью природных объектов: водопадов, гор, растений. Жанр такого пейзажа в Китае традиционно называется: шань-шуй, что означает “горы-воды”.

Китайские живописцы пытались изобразить не столько сам пейзаж, в европейском понимании слова, сколько постоянно меняющиеся природные состояния, а также их влияние на человека. Однако сам человек, если он изображен на пейзаже, занимает второстепенную роль и выглядит небольшой фигуркой, сторонним наблюдателем.

Поэтическая реальность передается двумя манерами написания: гун-би, что означает “тщательная кисть”, данная техника основана на глубокой проработке деталей и точной передаче линий ; и се-и, что означает “выражение мысли” – техника живописной свободы.

Школы вэнь-жэнь-хуа, дополняли свои пе йзажи каллиграфией – надписями с философским подтекстом, которые никогда не раскрывали прямого значения; и тибами – эпиграммами. Их авторами являются поклонники художника, которые в разные периоды времени оставляют их на свободных участках изображения.

Архитектура Китая сливается с окружающим ландшафтом. Пагоды в Китае органично вписываются в окружающую их природу. Они возвышаются из земли также естественно, как и деревья или цветы. Силуэт тибетского храма напоминает форму горы или пологого холма, на склоне которого он располагается.

Все это создается с целью наилучшего созерцания красот природы, поэтому искусство Китая не стремилось к созданию грандиозных и монументальных архитектурных сооружений.

Главным преимуществом в традиционном искусстве Китая считалось повторение работ старых мастеров и верность традициям . Поэтому иногда бывает довольно трудно определить сделана ли данная вещь в XII или в XVI в.

“мяо”. Центр кружевоплетения – Шаньдун, именно там создается тусканское кружево; кроме этого известно и плетеное кружево провинции Гу­андун. Также изысканностью отличается и китайская парча, ее лучшими видами считаются облачная парча, сычуаньская парча, сунская парча и шэнчжи. Популярна и парча, произведенная малыми народностями: чжуан, тун, тай и туцзя.

Искусство изготовления фарфора и керамики считается одним из величайших достижений Древнего Китая , фарфор своего рода вершина традиционного прикладного китайского искусства. История изготовления фарфора насчитывает более 3-тысяч лет.

Начало его производства относится примерно к VI-VII веку, именно тогда путем усовершенствования технологий и подбора исходных компонентов начали получать первые изделия, напоминающие по своим качествам современный фарфор. Современный фарфор Китая свидетельствует о продолжении лучших традиций его производства в прошлом, а также о значительных достижениях современности.

Изготовление плетеных изделий – ремесло пользующееся популярностью и на юге Китая, и на севере. В основном производятся предметы повседневного пользования.

В традициях Китая существуют все формы искусства – одновременно прикладные и станковые, декоративные и изобразительные. Искусство Китая – это длительный процесс формирования творческого мировоззрения жителей Поднебесной.

Просмотры: 1 073

Современное искусство Китая: Хао Бои, Ай Вэйвэй, Чжао Чжао

Творчество художника Хао Бои (Hao Boyi) напомнило миру, что такое классическая китайская гравюра. В настоящий момент он возглавляет Ассоциацию художников Китая. Напоминая зрителю о том, что восточное искусство отличается минимализмом и элегантностью, Бои осторожно и сдержанно вырисовывает природу. Чаще всего художник предпочитает работать на дереве, но иногда использует и металл. На его гравюрах нет и намека на человека. Птицы, деревья, кустарники, солнце, болота изображены в своей первозданной красоте.

Один из самых известных современных китайских художников - Ай Вэйвэй - прославился не только благодаря творческим проектам. В каждом материале о нем упоминается его оппозиционная настроенность. Вэйвэй некоторое время прожил в США, поэтому в его творчестве отчетливо прослеживаются тенденции западного искусства прошлого столетия в сочетании с традиционными восточными направлениями. В 2011 году он возглавил список «Сто самых влиятельных персон в арт-мире» по версии журнала Art Review .Его инсталляции - не просто арт-объекты, призванные указывать на социальные проблемы, но и огромный труд. Так, для одного из проектов художник собрал в деревнях Северного Китая 6000 табуреток. Все они расставлены на полу выставочного зала, целиком покрывая поверхность. В основе другого проекта - «IOU» - лежит история из жизни художника. Название представляет собой аббревиатуру фразы «I Owe You», что с английского переводится «я тебе должен». Дело в том, что художники было предъявлено обвинение в неуплате налогов. За 15 дней Вэйвэй должен был найти 1,7 миллиона евро и расплатиться с государством. Такую сумму удалось собрать благодаря неравнодушным к творчеству и жизни художника-оппозиционера. Так родилась инсталляция из огромного количества квитанций о переводе денежных средств. Вэйвэй проводил персональные выставки в Нью-Йорке, Сан-Франциско, Париже, Лондоне, Берне, Сеуле, Токио и других городах.

С именем художника-концептуалиста Чжу Юй неразрывно связано понятие «людоед». В 2000 году на одной из выставок он представил провокационный фотопроект, за которым последовали скандальные статьи и общественные расследования. Автор представил публике серию снимков, на которых он поедает человеческого зародыша. После этого в ряде СМИ появилась информация о странных пищевых предпочтениях китайской элиты - якобы в некоторых ресторан любителям деликатесов подают эмбрионов. Провокация, безусловно, удалась. После этого работы Юй стали пользоваться популярностью, а он сам смог начать зарабатывать на своих странных проектах. Говоря о поедании зародышей, он отметил: «Художники только и делали, что использовали трупы в перфомансах, не создавая ничего нового, слепо копируя друг друга. Эта ситуация меня раздражала, хотелось поставить точку в этих соревнованиях, положить им конец. Моя работа предназначалась не для зрителей, она должна была решить внутренний технический вопрос. Я не ожидал такой реакции». Кстати, выставка, на которой Юй показал «Поедание людей», называлась Fuck Off, а ее куратором выступил упомянутый выше Ай Вэйвэй. Есть у художник и более гуманные проекты, например, инсталляция «Карманная теология». В выставочном зале с потолка свисает рука, держащая длинную веревку, которая покрывает весь пол. В настоящий момент Юй перешел в другой творческий этап, лишенный прошлого эпатажа. Он увлекся гиперреализмом.

Цзэн Фаньчжи - сегодня один из самых дорогих китайских художников. В 2001 году представил общественности свой вариант «Тайная вечери». Композиция заимствована у Леонардо Да Винчи, а вот все остальное - плод воображения нашего современника. Так, за столом расположились 13 человек в костюмах пионеров и с масками на лицах. Выделяется на их фоне Иуда, на котором рубашка и галстук западного кроя, что намекает зрителю о том, что даже Китай, традиционная страна, подвержен влиянию капитализма. В 2013 году эта работа ушла с молотка за 23 миллиона долларов.

Ниже представлены работы Чжао Чжао . Искусствоведы называют этого художника одним из самых перспективных современных китайских авторов. Помимо того, что коллекционеры со всего мира охотно приобретают его творения, внимания на них обращают и власти - в 2012 году произведения Чжао «поехали» на выставку в Нью-Йорк, но китайская таможня развернула партию. Его работы ассоциативные, метафоричные и часто связаны с событиями из жизни самого художника. Например, однажды источником вдохновения для Чжао стала автомобильная авария, во время которой художник обратил внимание на то, как интересно трещины поползли по лобовому стеклу…

Чжан Сяоган - автор известной серии работ под общим названием «Кровавые следы». Она представляет собой портреты людей разных возрастов, выполненных в стиле фотографий, но с художественными штрихами. «Китай - это одна семья, одна большая семья. Каждый должен полагаться друг на друга и противостоять друг другу. Это был вопрос, на который я хотел обратить внимание и который постепенно, все меньше и меньше связывался с Культурной революцией, а больше с представлением народного государства в сознании», - так рассказывает художник о «Кровавых следах». Серия создавалась более 10 лет, ее общая стоимость превышает 10 миллионов долларов.

Это - китайские традиционные музыкальные инструменты.

(На самом деле, разновидностей намного больше).

Современные иллюстрации художника Ван Кундэ показывают, каким образом эти инструменты использовались.

Эрху (二胡, èrhú), двухструнная скрипка, обладает, пожалуй,самым выразительным голосом среди всех смычковых струнных инструментов. На эрху играют как соло, так и в ансамблях. Это наиболее популярный струнный инструмент среди различных этнических групп Китая. При игре на эрху применяется множество сложных технических смычковых и пальцевых приемов. Скрипка эрху часто выступает в качестве ведущего инструмента в оркестре традиционных китайских национальных инструментов и при исполнении струнно-духовой музыки.

Слово "эрху" состоит из иероглифов "два" и "варвар", поскольку этот двухструнный инструмент попал в Китай примерно 1000 лет назад благодаря северным кочевым народностям.

Современные эрху изготавливаются из ценных пород дерева, резонатор обтягивается кожей питона. Смычок делается из бамбука, на который натягивается тетива из конского волоса. Тетиву смычка во время игры музыкант натягивает пальцами правой руки, а сам смычок закреплен между двумя струнами, составляя с эрху единое целое.


Пипа (琵琶, pípa) - 4-струнный щипковый музыкальный инструмент, который иногда ещё называют китайской лютней. Один из самых распространённых и известных китайских музыкальных инструментов. В Китае играют на пипа уже более 1500 лет: предок пипа, родиной которого является район Междуречья Тигра и Евфрата (район «плодородного полумесяца») на Ближнем Востоке, попал в Китай по древнему Шелковому пути в 4-м в. н. э. Традиционно пипа использовалась в основном для игры соло, реже - в ансамблях народной музыки, как правило, на юго-востоке Китая, или при аккомпанементе сказителям.

Название "пипа" связано со способом игры на инструменте: "пи" означает движение пальцев вниз по струнам, а "па" - обратное движение вверх. Звук извлекается плектром, но иногда и ногтем, которому придаётся специальная форма.

Несколько схожих инструментов Восточной Азии происходят от пипа: японская бива, вьетнамская đàn tỳ bà и корейская бипа.

______________________________________________________


Юэцинь (月琴, yuèqín, т.е. "лунная лютня"), или жуань ((阮), - это разновидность лютни, с круглым корпусом-резонатором. У жуаня 4 струны и короткий гриф с ладами (обычно их 24). Встречаются также жуань с корпусом восьмиугольной формы. Играют на нём при помощи плектра. Инструмент обладает мелодичным звучанием, напоминающим классическую гитару, и используется как для игры соло, так и в оркестре.

В древности жуань называли "пипа" или "цинь пипа" (т.е. пипа династии Цинь). Однако после того, как предок современной пипа попал в Китай по Шёлковому пути во время правления династии Тан (около 5 в. н.э.), название "пипа" закрепилось за новым инструментом, а лютню с коротким грифом и круглым корпусом стали называть "жуань" - по имени игравшего на ней музыканта, Жуань Сяня (3й в. н.э.). Жуань Сянь был одним из семи великих учёных, известных как "Семь мудрецов из бамбуковой рощи".


Сяо (箫, xiāo) - вертикальная флейта, обычно изготавливающаяся из бамбука. Этот очень древний инструмент, по-видимому, происходит от флейты родственной тибетцам народности цян (кяны) из юго-западного Китая. Представление об этой флейте дают керамические погребальные статуэтки, относящиеся к эпохе династии Хань (202 г. до н.э. - 220 г. н.э.). Этот инструмент ещё более древний, чем флейта ди.

Флейты сяо обладают чистым звуком, подходящим для исполнения красивых, ласкающих слух мелодий. Они часто используются в сольном исполнении, в ансамбле и для аккомпанирования традиционной китайской опере.

______________________________________________________

СЮАНЬГУ - подвесной барабан


______________________________________________________

Пайсяо (排箫, páixiāo) - разновидность пан-флейты. Со временем инструмент исчез из музыкального обихода. Его возрождение началось в 20 в. Пайсяо послужила прообразом для развития следующих поколений этого типа инструмента.

______________________________________________________

Китайский гобой суона (唢呐, suǒnà), также известный под именем лаба (喇叭, lǎbā) или хайди (海笛, hǎidí), обладает громким и пронзительным звучанием и часто используется в ансамблях китайской музыки. Это важный инструмент в народной музыке северного Китая, особенно в провинциях Шаньдун и Хэнань. Суона часто используется на свадьбах и в похоронных процессиях.

______________________________________________________


Арфа кунхоу (箜篌, kōnghóu) - ещё один щипковый струнный инструмент, попавший в Китай по Шелковому пути из Западной Азии.

Арфа кунхоу часто встречается на фресках различных буддийских пещер эпохи Тан, что свидетельствует о широком распространении этого инструмента в тот период.

Она исчезла во времена династии Мин, но в 20 в. её возродили. О кунхоу было известно только по фрескам в буддийских пещерах, ритуальным похоронным статуэткам и гравюрам на камне и кирпичной кладке. Затем, в 1996 году, в гробнице в уезде Цемо (Синьцзян-Уйгурский автономный район) были обнаружены две целые лукообразные арфы кунхоу и некоторое количество их фрагментов. Однако современная версия этого инструмента больше напоминает не старинный кунхоу, а западную концертную арфу.

______________________________________________________


Гучжэн (古箏, gǔzhēng), или чжэн (箏, "гу" 古 означает "древний") - это китайская цитра с подвижными, незакреплёнными подпоркам для струн и с 18 и более струнами (у современного чжэна обычно 21 струна). Чжэн является предком нескольких азиатских разновидностей цитры: японского кото, корейского gayageum, вьетнамского đàn tranh.

Хотя оригинальное название этой картины - "Чжэн", изображён тут всё-таки гуцинь (古琴) - китайская семиструнная цитра. Гуцинь и гучжэн схожи по форме, но их легко различить: в то время, как у гучжэна под каждой струной располагается подпорка, как и у японского кото, у гуциня подпорок нет.

С древности гуцинь был излюбленным инструментом учёных и мыслителей, считался инструментом изысканным и утончённым и ассоциировался с Конфуцием. Его ещё называли "отцом китайской музыки" и "инструментом мудрецов".

Раньше инструмент назывался просто "цинь", но к 20му в. этим термином стал обозначаться целый ряд музыкальных инструментов: схожий с цимбалами янцинь, семейство струнных инструментов хуцинь, западное фортепьяно, и т.д. Тогда приставка "гу" (古), т.е. "древний, и была добавлена к названию. Иногда также можно встретить название "цисяцинь", т.е. "семиструнный музыкальный инструмент".

_______________________________________________________

Дицзы (笛子, dízi) - китайская поперечная флейта. Её также называют ди (笛) или хэнди (橫笛). Флейта ди является одним из самых распространённых китайских музыкальных инструментов, и её можно встретить и в ансамбле народной музыки, и в современном оркестре, и в китайской опере. Считается, что дицзы попала в Китай из Тибета во времена династии Хань. Дицзы всегда была популярна в Китае, что неудивительно, т.к. её легко сделать и несложно носить с собой.

Сегодня этот инструмент, как правило, изготавливают из высококачественного черного бамбука с одним вдувным отверстием, одним мембранным отверстием и шестью игровыми отверстиями, вырезанными по всей ее длине. На севере ди делают из чёрного (фиолетового) бамбука, на юге, в Сучжоу и Ханчжоу, - из белого бамбука. Южные ди, как правило, очень тонкие, лёгкие и обладают тихим звучанием. Впрочем, правильнее было бы называть ди "мембранной флейтой", поскольку её характерный, звонкий тембр обусловлен вибрацией тонкой бумажной мембраны, которой заклеено особое звуковое отверстие на корпусе флейты.

Раз уж мы с вами начали знакомиться с современным искусством в Китае, то я подумал, что будет уместно процитировать одну неплохую статью моей знакомой, занимающейся исследованием этого вопроса.

Ольга Мерёкина: "Современное китайское искусство: 30-летний путь от социализма к капитализму. Часть I"


Работа Цзэн Фаньчжи “A Man jn Melancholy” была продана на аукционе Christie’s за $1,3 млн. в ноябре 2010 года

Возможно, на первый взгляд использование экономических терминов в отношении искусства, тем более китайского, может показаться странным. Но, в действительности, они более точно отражают те процессы, в результате которых Китай в 2010 году оказался крупнейшим рынком искусства в мире. Еще в 2007 году, когда он обошел Францию и занял третье место на пьедестале крупнейших арт-рынков, мир был удивлен. Но когда три года спустя Китай обошел Великобританию и США, лидеров рынка в течение последних пятидесяти лет, и занял первое место по объемам продаж произведений искусства, мировое арт-сообщество было повергнуто в шок. Трудно поверить, но в настоящее время Пекин является вторым крупнейшим рынком искусства после Нью-Йорка: $2,3 млрд. оборота против $2,7 млрд. Но давайте рассмотрим все по порядку.

Искусство нового Китая

Плакат конца 50-х годов - пример соцреализма

В начале XX века Поднебесная империя пребывала в глубоком кризисе. Хотя еще с конца XIX века группа реформаторов предпринимала попытки модернизации страны, которая в то время была беспомощна перед натиском иностранной экспансии. Но лишь после революции 1911 года и свержения маньчжурской династии, изменения в экономической, социально-политической и культурной сфере стали набирать обороты.

Прежде европейское изобразительное искусство практически не оказывало влияние на китайскую традиционную живопись (да и другие сферы искусства). Хотя на рубеже веков некоторые художники получали образование за рубежом, чаще в Японии, а в нескольких художественных школах даже преподавали классический западный рисунок.

Но лишь на заре нового века началась и новая эпоха в китайском мире искусства: появлялись различные группы, формировались новые направления, открывались галереи, проводились выставки. В общем, процессы в китайском искусстве того времени во многом повторяли западный путь (хотя постоянно поднимался вопрос о правильности выбора). Особенно с началом японской оккупации в 1937 году в среде китайских художников возвращение к традиционному искусству стало своего рода проявлением патриотизма. Хотя в то же время распространялись абсолютно западные формы изобразительного искусства, как плакат и карикатура.

После 1949 года, в первые годы прихода к власти Мао Цзэдуна также наблюдался культурный подъем. Это было время надежд на лучшую жизнь и будущее процветание страны. Но и это вскоре быстро сменилось тотальным контролем за творчеством со стороны государства. А на смену вечного спора между западным модернизмом и китайским гохуа пришел соцреализм, подарок Большого брата - Советского Союза.

Но в 1966 году для китайских художников наступили еще более суровые времена: Культурная революция. В результате этой политической кампании, инициированной Мао Цзэдуном, было приостановлено обучение в художественных академиях, закрыты все специализированные журналы, преследованиям подверглись 90% известных художников и профессоров, а проявление творческой индивидуальности вошло в число контрреволюционных буржуазных идей. Именно Культурная революция в будущем оказала огромное влияние на развитие современного искусства в Китае и способствовала рождению даже нескольких художественных направлений.

После смерти Великого Кормчего и официального окончания Культурной революции в 1977 году началась реабилитация художников, открыли свои двери художественные училища и академии, куда хлынули потоки желающих получить академическое художественное образование, возобновили свою деятельность печатные издания, которые публиковали работы современных западных и японских художников, а также классические китайские картины. Этот момент стал рождением современного искусства и рынка искусства в Китае.

Сквозь тернии к «Звездам»

«Крик народа», Ма Дэшэн, 1979 год

Когда в конце сентября 1979 года в парке напротив «храма пролетарского искусства», Национального музея искусств КНР, разгоняли неофициальную выставку художников, никто не мог даже представить, что это событие будут считать началом новой эпохи в китайском искусстве. Но уже десятилетие спустя творчество группы «Звезды» станет основной частью экспозиции ретроспективной выставки, посвященной китайскому искусству после Культурной революции.

Еще в 1973 году многие молодые художники стали тайно объединяться и обсуждать альтернативные формы художественного выражения, черпая вдохновение из работ западного модернизма. Первые же выставки неофициальных художественных объединений пришлись на 1979 год. Но ни выставка группы «Апрель», ни «Безымянного сообщества» не касались политических вопросов. Работы же группы «Звезды» (Ван Кэпин, Ма Дэшэн, Хуан Жуй, Ай Вэйвэй и другие) яростно атаковали маоистскую идеологию. Кроме заявлений о праве художника на индивидуальность, они отрицали теорию «искусства ради искусства», которая была распространена в художественных и ученых кругах во времена династии Мин и Цин. «Каждый художник - маленькая звезда, — говорил один из основателей группы, Ма Дэшэн, — и даже великие художники в масштабах Вселенной всего лишь маленькие звездочки». Они считали, что художник и его творчество должны быть тесно связаны с обществом, должны отражать его боли и радости, а не пытаться избежать сложностей и общественной борьбы.

Но помимо авангардистов, которые открыто выступали против властей, после Культурной революции в китайском академическом искусстве также сформировались новые направления, в основе взглядов которых лежал критический реализм и гуманистические идеи китайской литературы начала XX века: «Шрамы» (Scar Art) и «Почвенники» (Native Soil). Место героев соцреализма в творчестве группы «Шрамы» заняли жертвы Культурной революции, «потерянное поколение» (Чэн Цунлинь). «Почвенники» искали своих героев в провинциях, среди малых народностей и простых китайцев (тибетская серия Чэнь Даньцина, «Отец» Ло Чжунли). Приверженцы критического реализма оставались в рамках официальных институтов и, как правило, избегали открытых конфликтов с властями, уделяя больше внимания технике и эстетической привлекательности работ.

Китайские художники этого поколения, рожденные в конце 40-х и начале 50-х годов, лично пережили все тяготы Культурной революции: многие из них студентами были сосланы в сельские районы. Память от суровых временах и стала основой их творчества, радикального как у «Звезд» или сентиментального как у «Шрамов» и «Почвенников».

Новая волна 1985 года

Во многом благодаря небольшому ветерку свободы, который повеял с началом экономических реформ с конца 70-х годов, в городах стали создаваться часто неофициальные сообщества художников и творческой интеллигенции. Некоторые из них зашли слишком далеко в своих политических дискуссиях - вплоть до категорических высказываний против партии. Ответной реакцией правительства на это распространение западных либеральных идей стала политическая кампания 1983-84 годов, которая была направлена на борьбу с любыми проявлениями «буржуазной культуры», от эротики до экзистенциализма.

Художественное сообщество Китая ответили стремительным распространением неофициальных арт-групп (по оценкам, их число превышало 80), известных под общим названием «Движение Новой волны 1985 года». Участниками этих многочисленных творческих объединений, различных в своих взглядах и теоретических подходах, стали молодые художники, часто только покинувшие стены художественных академий. В числе этого нового движения была и «Северное сообщество», и объединение «Пруд», и дадаисты из Сямэня.

И хотя в отношении различных групп мнения критиков расходятся, большинство из них соглашаются с тем, что это было модернистское движение, стремившееся восстановить гуманистические и рационалистические идеи в национальном сознании. По мнению участников, это движение было своего рода продолжением исторического процесса, начавшегося в первые десятилетия XX века и прерванного в его середине. Это поколение, рожденных в конце 50-х годов и получивших образование в начале 80-х, также пережило Культурную революцию, правда, в менее зрелом возрасте. Но их воспоминания не служили основой для творчества, а, скорее, позволяли им принять западную модернистскую философию.

Движение, массовость, стремление к единению определяли состояние артистической среды в 80-е годы. Массовые кампании, заявленные цели и общий враг активно использовались с 50-х годов Компартией Китая. «Новая волна» хотя и заявляла о противоположных с партией целях, но во многом в своей деятельности походила на политические кампании правительства: при всем разнообразии художественных групп и направлений их деятельность мотивировалась общественно-политическими целями.

Кульминацией развития движения «Новая волна 1985» стала выставка «China / Avant-Garde» («Китай / Авангард»), открытие которой состоялось в феврале 1989 года. Идея организовать выставку современного искусства в Пекине впервые была высказана еще в 1986 году на встрече художников-авангардистов в городе Чжухае. Но лишь три года спустя эта идея была реализована. Правда, проходила выставка в атмосфере сильного социального напряжения, которое через три месяца вылилось в хорошие известные иностранному читателю события на площади Тяньаньмэнь. В день открытия выставки из-за стрельбы в зале, которая являлась частью перформанса молодой художницы, власти приостановили выставку, а ее повторное открытие состоялось через несколько дней. «China / Avant-Garde» стала своего рода «точкой невозврата» эпохи авангарда в китайском современном искусстве. Уже полгода спустя власти ужесточили контроль во всех сферах общества, приостановив нарастающую либерализацию, и поставили жирную точку в развитии открыто политизированных художественных направлений.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то