RealProJoe – вся правда об истории развития человека. Изразцовая печь: история и современность, устройство, принцип действия и особенности История печных изразцов на руси

Полы палат XII века князя земли Владимирской, Суздальской и Ростовской Андрея Боголюбского сплошь выложены цветными изразцовыми плитками с изображениями грифонов, полульвов, полуорлов - символов княжеского могущества. Такие же плитки, относимые к XIV веку, археологи находили в Галиче, Чернигове и в Гродно.

Искусство архитектурной глазурованной керамики процветало на Руси до татарского нашествия. Неизвестно, какое развитие получило бы искусство изразца в России, если бы не ордынское иго. По мнению историков, несмотря на позитивный момент «собирания земель» и установления единой государственности на Руси, ордынское иго разрушило технологии и сложные ремесла, такие как перегородчатая эмаль, стекло, полихромная керамика, известные древним русичам задолго до появления этих технологий в Европе.

Советский археолог, исследователь славянской культуры и истории Древней Руси, академик российской академии наук Б. А. Рыбаков пишет в своей книге «Ремесло Древней Руси»: «Русь была отброшена назад на несколько столетий, и в те века, когда цеховая промышленность Запада переходила к эпохе первоначального накопления, русская ремесленная промышленность должна была вторично проходить часть того исторического пути, который был проделан до Батыя».

Только в городах, избежавших ордынского полона сохранились и развивались ремесла, распространившиеся после освобождения Руси и в других русских землях. Одним из таких городов был Псков.

Поливные изразцы. Псков

В середине 60-х при восстановлении собора Спасо-Мирожского монастыря в Пскове, художники-реставраторы обнаружили на чердаке собора плитки глазурованной керамики в рыже-зеленой поливе, отнесенные ими к концу XIII - началу XIV веков. Зеленым огоньком горела в лучах солнца глазурь на куполе собора Мирожского монастыря. Отсветы этого сияния десятилетия спустя вспыхнули на куполах других псковских церквей. Обливной черепицей оделись главы многих городских храмов. С десятилетиями плитки стали меньше и аккуратнее, глазурь на них сочнее и гуще.

Настоящей сокровищницей глазурованной керамики является Псково-Печорский монастырь, где среди десятков известковых досок, отсвечивают зеленым блеском глазурованные могильные плиты - знаменитые псковские керамиды. Керамиды - это большие керамические плиты, политые глазурью, имеющие сложный узорный рельеф и надписи, как правило, имя похороненного и даты. Керамиды делались так же, как и первые книги - с помощью разборных форм. Сразу напрашивается вывод, что создатели керамид были знакомы с типографской техникой. Считается, что технологию мастерам-изразечникам подсказал Корнилий - настоятель монастыря - большой книгочей и очень образованный человек. Самая старая керамида относится к 1530 году.

Псковские мастера были известны далеко за пределами Пскова. Артели псковичан работали во многих городах Московского царства. В 1477 году псковские мастера возводят Духовскую церковь в Троице-Сергиевом монастыре. Духовская церковь имеет особенное украшение: у основания ее закомар протянулся декоративный пояс из рельефных терракотовых плит. Такими же плитами украшена и церковь Ризоположения в Московском Кремле 1485 года постройки.

Поливные изразцы. Москва

Интересные находки были обнаружены реставраторами во время работ в Покровском соборе (Собор Василия Блаженного). На центральном шатре под слоем позднейших росписей были обнаружены цветные изразцы , заложенные в стены в момент строительства собора, первоначально возводившегося беленым. Из светлой глины, покрытые желтоватой, коричневой или зеленой стекловидной глазурью, в форме звездочек - эти цветные изразцы смотрелись как драгоценные камни на белой стене храма - прием на Руси ранее невиданный. Похожий изразцовый декор был на церкви Сергия при Богоявленском монастыре, разрушенном в 1807 году.
Фактические это были первые цветные глазурованные изразцы после Псковских.

Полихромные изразцы

Уникальные цветные изразцы можно увидеть на Успенском соборе в Дмитрове: огромные изразцовые барельефы, высотой около трех метров сверкают цветными глазурями на северной и южной стороне собора. Абсолютно уникальный барельеф с Георгием Победоносцем имеет диаметр 2,93 м и состоит из 32 изразцов с рельефом до 7 см глубиной. Такого размера рельефные цветные изразцы - это было что-то совершенно новое для России. Никогда и никто до этого момента не делал ничего подобного.

Но настоящим переворотом в изразечном искусстве стало строительство патриархом Никоном Ново-Иерусалимского монастыря, в котором впервые были применены принципы итальянского Возрождения: ордерность, розетки, ионики, листики и т. д. Но самое главное то, что зарубежные мастера, которых привез Никон, ввели новую палитру глазурей в русское изразцовое искусство: впервые стали применяться глухие стекловидные эмали и были введены в обиход синие и белые пигменты. Изразцы Ново-Иерусалимского монастыря поражали своим многоцветием.

Десятки тысяч полихромных изразцов украсили величественный монастырь на берегу Истры. Сооружение собора Нового Иерусалима помогло русским зодчим понять роль многоцветного изразца в декорировании зданий. Примерно 60 различных видов рельефа понадобилось мастерам для создания грандиозных панно, фризов, иконостасов. Узоры и рисунки для них они находили на страницах печатных книг и на тканях. Узор «павлинье око» , столь часто применяемый в дальнейшем на изразцах многих московских храмов, взят с итальянских бархатов конца XVI века. Многие изразцы исполнены мастерами Никона по законам западноевропейской архитектуры XVI-XVII веков.

Следует отметить, что большое влияние на российскую архитектуру XVII века оказали белорусские мастера, переселяющиеся с западных земель в Москву от преследований католической Речи Посполитой. Находясь под властью польской шляхты, уроженцы белорусских городов имели возможность ознакомиться с западноевропейской архитектурой и искусством. К 1654 году белорусы переселялись уже тысячами. По переписи 1676 года около десяти процентов населения Москвы составляли выходцы из западных земель, которые принесли новой родине свои знания и профессиональные навыки. Удивительному расцвету российского зодчества при Алексее Михайловиче Романове в большой мере способствовал приток свежей «духовной крови» с Запада.

В 1654 году князь Трубецкой привез из Мстиславля гончара Степана Иванова, который прославился в последствии под именем Степан Полубес. А уже в 1658 году патриарх Никон забрал его на строительство Ново-Иерусалимского храма.
Вообще, керамика Степана Полубеса стоит в одном ряду с работами итальянских керамистов семьи делла Роббиа и француза Бернара Палисси : его значение для всемирного искусства вполне сравнимо с масштабом великих керамистов Возрождения.
Сохранилось немало работ Степана Полубеса в Москве. Кроме изразцов в Ново-Иерусалимском монастыре, впечатляют огромные горельефы в церкви Успения в Гончарной слободе, изразцы в церкви Григория Неокесарийского на Большой Полянке, фризы «павлинье око» на соборе в Измайлово и многие другие, чудом сохранившиеся образцы архитектурной керамики плодовитого мастера.

В последнее десятилетие XVII века Москва, словно предвидя близкое рождение новой столицы на Неве, стремилась украсить себя изысканными храмами и жилыми домами. Был расцвечен Собор Василия Блаженного, еще недавно беленый. На кремлевских башнях выросли островерхие шатры. Сооружая здания, русские зодчие старались украсить их как можно пышнее. Московских архитекторов этого периода волнует «скульптурный» облик здания, усложненность его силуэта.

Одним из последних памятников столичных изразечников стал Крутицкий Теремок, полностью облицованный многоцветными изразцами. Сотни изразцов с причудливым растительным орнаментом составили огромный ковер с неповторимым узором на фасаде здания. Наличники окон также изготовлены из глины и покрыты цветной поливой. Исполнены они в традициях модной резьбы по дереву в виде скрученных виноградных лоз. В солнечные дни, когда вспыхивали зеленые, желтые, белые, синие и коричневые блики, терем напоминал драгоценное ювелирное украшение.
Крутицкий терем стал последним и самым красочным памятником Руси боярской.

Ярославские изразцы

Пожалуй, в России нет второго такого города, где архитектурная керамика нашла бы столь широкое и повсеместное применение. Ярославль был вторым после Москвы городом по значимости, а накопленные в Ярославле богатства превосходили по размерам государственную казну. Между Москвой и Ярославлем шло откровенное соперничество, а совпадение вкусов мастеров и заказчиков привело к тому, что в ярославском зодчестве особенно сильно сказались черты народного творчества. Искусство полихромных изразцов достигло в Ярославле наивысшего расцвета.

Ярославские мастера создали свою собственную цветовую гамму и узнаваемый типично ярославский узор. Почти все ярославские изразцы имеют единый композиционный принцип: многоцветная розетка, раскрашенная различными цветами. Всего существует шесть видов розеток: четыре - с восемью крупными лепестками, одна - с шестью и одна - с двенадцатью.

Ярославские гончары опередили время и в применении глазурованного кирпича - только в наши дни этот прием используется широко и повсеместно. Ярославцы же покрывали сторону кирпича поливой, нанося на нее ряд цветных ромбиков. Ленты из таких нарядных кирпичей окаймляют широкие изразцовые карнизы с рельефным растительным орнаментом. Существует мнение, что затейливые узоры изразцовых наличников перешли с драгоценных восточных ковров, часто попадавшихся в Ярославле из Азии по оживленной торговой дороге - Волге.

Северные изразцы. Великий Устюг

Великий Устюг, расположенный между Москвой и Архангельском был крупнейшим торговым центром, в котором перекрещивались торговые пути на запад в Европу, на восток в Сибирь и Китай и на юг в Персию.
Богатые купцы Великого Устюга создали свое производство изразцов, по образу и подобию строгановских изразцов, завезенных купцами Строгановыми для строительства Введенского храма. На перекрестке торговых путей встретились художественные традиции старой Руси, Западной Европы и Востока, оказавшие приметное влияние на творчество местных художников и ремесленников.

Изразцами украшались в первую очередь Устюжские храмы. Привлекает к себе внимание храм Симеона Столпника, построенный в 1725 году в стиле барокко. Многочисленные полуколонки и пилястры на стенах храма увенчаны зелеными изразцовыми капителями коринфского ордера. Белые прямоугольники пилястров оживляют красную кирпичную стену, а в солнечный день изразцы порождают такую праздничную игру бликов, на которую не способен ни мрамор, ни резной камень.

Серебряный век

Ренессанс изразца в России совпал с периодом модерна в искусстве. Наверное, главным изразечником Серебряного века стал выдающийся художник Михаил Врубель, увидевший в майолике и изразцах искусственные цветные камни, завораживающие своей игрой бликов и полутонов. Врубель совершенно по-новому интерпретировал старинный материал и совместно с химиком-технологом Петром Ваулиным восстановил технологию люстрирования, забытую с XVI века. Он создал несколько печей в доме Саввы Игнатьевича Мамонтова, которые были чудом спасены от уничтожения в 1964 году В. А. Невским - энтузиастом и сотрудником абрамцевского музея.

Ночами В. А. Невский сторожил дом и печи, а днем аккуратно разбирал их, нумеруя каждый изразец, чтобы вывезти их в Абрамцево и собрать там. В результате, сегодня творения Михаила Врубеля может увидеть каждый. Творения о которых писал А. М. Горький: «Майоликовые печи Саввы Мамонтова - замечательны. Майолика - это самый артистический вид гончарного дела» .

О майолике Врубеля вы можете прочитать подробнее в нашей статье «Абрамцевская керамическая мастерская» . О еще одном выдающемся керамисте Серебряного века - Петре Ваулине - вы можете прочитать в нашей статье «Петр Ваулин - возрождение русской майолики» .

В статье использованы материалы искусствоведа Ю. М. Овсянникова из его книги «Солнечные плитки» и альбома «Русские изразцы».

Аккуратно хранимые фрагменты печных изразцов из дома А.В.Федосеева мастера из династии иконостасных мастеров и иконописцев (Музей истории веры г.Чердынь)

Но больше всего впечатлили, конечно же ленты из старинных изразцов, которыми украшены соборы в г.Соликамске

Богоявленский собор

Свято-Троицкий Собор

Захотелось узнать о старинных изразцах побольше.
Информацию я взяла здесь:
http://www.ref.by/refs/31/5357/1.html
http://ibm.bmstu.ru/departments/ibm4/prep/menyaev/I_site/sup plement2.html
http://ontravels.ru/strany/balaxninskie-izrazcy.html
http://www.pechy.ru/menshikov2.html
Собственно изразец известен в России с XVI века. Сначала изготавливались терракотовые (красные) изразцы. Они ещё не поливались глазурями, но интересны прежде всего своим разнообразием сюжетных изображений, красотой и наивной смелостью композиций.


Затем в Пскове появились муравленные изразцы - покрытые зелёной прозрачной глазурью - поливой. Оттуда они пожаловали в Москву в первой половине XVII столетия. Полную силу зеленый (муравленный) изразец наберёт и в облицовке печей и в наружном керамическом уборе зданий лишь в середине XVII века.
Изразец хранится в Государственном Историческом музее в Москве


Полихромные (многоцветные) изразцы в архитектурной керамике заявили о себе в Москве в середине XVI века, когда на некоторых московских, а так же в близлежащих городах появляются изразцовые изделия невиданной красоты и формы.


Многоцветный эмалированный изразец с рельефным изображением птицы "оглядышка" в узорной раме, из Сергиевской церкви в Нижнем Новгороде.

Многоцветный эмалированный изразец с рельефным изображением птицы Сирина на Сергиевской церкви в Нижнем Новгороде

Четыре многоцветные эмалированные изразца с рельефным изображением птиц в узорных медальонах на Сергиевской церкви в Нижнем Новгороде

Многоцветный эмалированный изразец с рельефной птицей-сирином на церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Угличе.


Во второй половине XVII одновременно выделывались терракотовые, муравленные и многоцветные изделия.
В XVII веке производство красных, муравлёных и многоцветных рельефных изразцов распространилось по Центральной части Русского государства. Ведущее начало в эти годы принадлежало Москве, за столицей следовали Ярославль, Владимир, Калуга. В конце XVII - первой половине XVIII веков изразцовые производства организовались в Петербурге, Александровской Слободе, Троице-Сергиевом монастыре и в далёких от столицы городах: Балахне, Соликамске, Великом Устюге и Тотьме.
В каждом районе, городе существовал свой традиционный узор, свои излюбленные сочетания красок.
Славилась своими изразцами Балахна - поселок на Волге около Нижнего Новгорода. Красочные балахнинские кафли с рельефом причудливых, часто сказочных птиц были «ходовым товаром» на ежегодных волжских ярмарках.
Каждая из изображенных птиц стоит в середине изразца в рамке из хитро сплетенных меж собой завитков.

Рисунок отличается упругими, четкими линиями, подчеркнутым цветом, композиция гармонична и уравновешенна.

Изразцы, выполненные уральскими мастерами в 17 веке, имеют свои характерные особенности.

Северное изразцовое производство началось в конце XVI века в Орле-Городке на Каме (в 10 км от Усолья), одном из северных опорных пунктов в период проникновения русских на Урал и в Сибирь. После переноса в 1706 г. Орла-Городка на левый, более высокий берег Камы, изразцовое производство переместилось в Соликамск.
Четкие упругие линии рисунка при невысоком рельефе, гармоничная композиция, чистый зеленый цвет с неожиданными всплесками голубого и желтого - всё это характерно для изразцов, производившихся на Урале.
Сюжет рисунка изразцов Богоявленской церкви и Троицкого собора напоминает ""балахинские кафли"".

Крупная птица с открытым клювом - ""оглядыш"". Она оглянулась - повернула голову к летящей крохотной птичке, вестнику.

Птица неясыть, по легенде выклёвывающая свою грудь, чтобы накормить птенцов.

Изображение ворона, несущего в лапе початок, другой лапой опирающегося на какой-то причудливый цветок.

Cказочная жар-птица - павлин с распущенным хвостом

подобный мотив встречается и в пряничных досках (Краеведческий музей г.Усолье)

Есть здесь и заморская диковина - индюк


Каждая из птиц стоит в центре плитки, в рамке из затейливого растительного орнамента. Рисунок рамки продуман так, что при раскладке изразцов вперемешку все завитки объединяются в общую композицию. По замыслу мастера, отдельные кафли, складываясь вместе составляют непрерывную красочную ленту - ""раппорт"". Ленты опоясывают храм в два, три яруса, и дают при солнечном освещении впечатление нарядности, праздничности.

19 апреля в Государственном Музее Архитектуры им. Щусева открылась выставка "Изразцы в русской архитектуре ". Музей делится лучшими образцами своей коллекции строительных материалов, история создания которой драматична. Коллекция собиралась в результате проведения в 1930-е годы экспедиций, которые музей направлял с целью спасения гибнущих архитектурных памятников. Многие изразцы до сих пор передают реставраторы, понимая, что через многообразие строительных материалов, которые использовались в России в разные столетия, возможно не только достойно оценить искусство русского зодчества, но и воссоздать утраченные шедевры.

Старинные изразцы

На выставке представлены интереснейшие изразцы XVII - начала XX веков. В XVII веке в нашей стране большое распространение получили муравленые изразцы . Назывались они так, потому, что покрывались глазурью зеленого цвета. Зеленый - цвет травы-муравы, отсюда и пошло название. Вот, например, рельефный муравленый изразец 1660 года, использовавшийся в Троицкой Церкви в Костроме, "Было видение это в Царьграде".

Изразцами украшали церкви, колокольни, фасады зданий и печи. Основными художественными темами рисунков были сцены сражений, изображение сказочных зверей и птиц, растений, а также героев популярных литературных произведений того времени. В XVIII веке стало использоваться больше разноцветных изразцов.



Изразец VIII века "Госпожа несчастная"

За время царствования Петра I вкусы русской публики поменялись - сказалось увлечение государя Европой. Поэтому к VIII веку изразцы стали напоминать голландскую плитку - тонкие узоры, бело-синяя цветовая гамма.

Помимо отдельных изразцов, на выставке можно увидеть панно со святыми, использовавшиеся в церквях

А также композиции, созданные в 1890-х годах знаменитым товариществом по производству фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова, из парадной столовой его усадьбы, и также маску льва, выполненную по эскизу Врубеля.

Детали и место проведения выставки

Выставка на данный момент уже закрыта. Она проходила в Анфиладе, зал № 9 Государственного Музея Архитектуры им. Щусева. Адрес: г. Москва, ул. Воздвиженка, д.5/25

Фрагмент гладкого изразца с надписью. Середина XVIII века.

Изразцы из коллекции музея истории Мещанского района «Садовое кольцо» характеризуют основные виды изразцового декора с конца XVI века до начала XX века, и являются важным источником изучения истории быта московского посада.

Терракотовые печные изразцы без обливы, - получивших название по цвету обожженной глины «красные», - стали изготавливать в Московской Руси с конца XVI века. Изразцы были декорированы рельефами, оконтуренными рамкой, с зооморфными и антропоморфными изображениями, - например, - двуглавых орлов, кентавров или батальных сцен, а также растительными орнаментами.

В архитектуре с конца XVI века были широко распространены кровельные керамические покрытия. Это был надежный и недорогой материал. Городчатая поливная черепица зеленого цвета была наиболее распространена с 1630-х по 1680-е годы.

С 1630-х годов в Москве появляются поливные «муравленые» изразцы с прозрачной глазурью зеленого цвета с сюжетами и композициями красных изразцов.

Со второй половины XVII века начинается «золотой век русского изразца», - появляются изразцы с непрозрачными оловянными эмалями белого, желтого, бирюзового, синего цветов и прозрачной глазурью коричневого цвета и новыми композициями рисунков. Данные изменения произошли вследствие исторических событий. Во время русско-польской войны 1654-1667 годов «к Москве» переселились белорусские ремесленники, придерживающиеся новых декоративных тенденций. В Москве существовало два основных центра производства изразцов, - Гончарная и Мещанская слободы. Мещанская слобода возникла в 1670-1671 годах в связи с царским указом о переселении мещан из других слобод и иноземцев «из-за польско-литовского рубежа».

В начале XVIII века, с указом Петра I в Россию прибыли европейские мастера, и принесли с собой новые европейские традиции декоративной интерьерной керамики. Стали изготовляться гладкие расписные изразцы. В архитектуре полихромная керамика больше не применялась. Из технологии изготовления ушел оттиск рельефа в формах или штампом. На изразцах появился сюжет и комментарий к нему, главным героем становится человек и его душевное состояние. Техника рисунка чаще была достаточно упрощенной.

До 1730-х годов также существуют «гербовые» изразцы, - изделия переходного типа от рельефных полихромных к гладким расписным, - сочетавших рельеф и роспись.

К концу XVIII века многоцветный декор вытесняют белые классицистические рельефы, подражающие мрамору. В росписи массовой более дешевой продукции начинает преобладать синий цвет. Пышная рамка заменяется тонкой каймой, а сюжет - изображением вазы с букетом цветов.

В XIX столетии почти все печи облицовывались белым кафелем. От пышного архитектурного декора происходит переход к более скромной пластической декорации. В XIX веке налаживается фабричное производство изразцов. На изделиях появляются заводские клейма. В России в XIX-XX веках изготавливали изразцы заводы «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова», А.Гусарева, Власова, Аксенова, братьев Аблаженовых и другие. Так же можно встретить изделия иностранных производств. В изделия второй половины - конца XIX века возвращается синяя роспись по белому фону упрощенного характера. Затем из росписи уходит букет и остается одна лишь синяя или коричневая рамка, обрамляющая белый изразец. В конце XIX века появляется интерес к древнерусскому искусству и быту, в связи с чем фасады печей покрывались вязью в неорусском стиле.

В начале XX века утонченные флоральные орнаменты модерна также можно видеть и в декоративной керамике.

Пройдя путь развития от рельефных красноглиняных изразцов с конца XVI века, «муравленых» и рельефных, покрытыми непрозрачными эмалями XVII века, гладких расписных XVIII века, гладких покрытых белой эмалью XIX века, вновь запестривших буйством форм и красок в начале XX века, изразцы были не просто яркой деталью интерьера или архитектурного фасада, а концентрировали на себе внимание таким образом, что печь становилась интерьерообразующим элементов, а постройка - архитектурной доминантой в городской среде.

Аннотация к выставке «Московский изразец» из собрания музея «Садовое кольцо».

Расписной печной изразец, - 30-е - 60-е годы XVIII века.

Расписной печной изразец, - вторая половина XVIII века.

Изразец стеновой угловой гладкий расписной. Вторая половина XIX века.

Расписные изразцы, - завод Гусарева. Середина XIX века.

Глазурованные изразцы, - завод Кузнецова. Вторая половина XIX века.

Изразец стеновой рельефный. Завод «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова». Начало XX века. Размер 21х19х4 сантиметров.

Изразцы, или кафель — это особой формы глиняные таблички (плитки), имеющие вид небольшой коробки и предназначенные для облицовки чего-либо. В том числе таким кафелем облицовывалась и изразцовая печь. Главная особенность и отличие любых изразцов (а большее распространение получили все-таки керамические изделия) от облицовочной плитки - это наличие румпы (выемки разного размера в виде чаши на оборотной стороне), предназначенной для удержания печного тепла.

История происхождения и распространения кафеля

Известная человечеству история создания керамических плиток для облицовки начинается с Древнего Египта и Ассиро-Вавилонских царств за два тысячелетия до нашей эры.

Многие века технология изготовления изразцов не менялась:

  • Сама коробчатая форма изразца исполнялась путем оттиска в соответствующей деревянной опалубке.
  • Румпа вытачивалась гончаром на его рабочем инструменте.
  • Затем кафель доводился до соответствующей кондиции путем обжига в печи или на костре.

Изразцы в Западной Европе

В Западной Европе изразцы известны с VIII века нашей эры. А их расцвет пришелся на время ухода из архитектуры готики и прихода ей на смену барокко - эпоху Возрождения. Ничего странного нет в том, что изразцы были востребованы на севере и в центре Европы (германские княжества, Нидерланды, Швейцарская конфедерация, Речь Посполитая и так далее), и ими облицовывались изразцовые печи и камины, тогда как на юге они играли больше декоративную роль.

Изразцы на Руси

Мода на них пришла на Русь в XV-XVI веках с Запада, видимо, еще при великом московском князе Василии III — отце первого русского царя Ивана Грозного. Не миновала и Польшу, с которой русские очень сильно враждовали и воевали, но также многое оттуда и заимствовали. Вначале изразцы больше применялись при строительстве, в основном церквей и монастырей. Но в первой половине XVII века ширинковые изразцы (кафель, помещаемый в углубление стены как элемент декора) деятельно использовались не только в Москве, но и во Владимире, Ярославле и Нижнем Новгороде.

В первой половине XVI века в Псково-Печорском монастыре на могилы ставили керамиды. Это плиты со сложным рельефным рисунком, политые глазурью. Таким образом, ответом на вопрос «При каком царе появились изразцовые печи?» будет - при первом русском царе Иване IV Васильевиче, прозванном Грозным.

Расцвет ценинного дела в Москве пришелся на период управления Русской церковью патриархом Никоном. Им были положено начало изготовления изразцов, в том числе и в Иверском монастыре, где работали иностранцы-переселенцы из Речи Посполитой.

Изразцовая русская печь

Практически до конца XIII века на Руси повсеместно отапливали жилища по-черному (выход дыма осуществлялся через дыру в потолке). Печи сооружались из тщательно подогнанных цельных камней приличного размера. Только с XV века их постепенно стали вытеснять русские печи с дымоходом, выполненные из огнеупорного кирпича. Серьезную попытку покончить с отоплением по-черному предпринял Великий Петр. Царь из-за высокой степени пожароопасности повелел строить русские печи с трубами из огнеупорного кирпича и кафеля, расписанного в его любимом голландском стиле. Поэтому на вопрос «При каком царе появились изразцовые печи в России?» можно дать однозначный ответ: официально по указу - при царе Петре I. Правда, сначала добился он этого в обеих столицах России, а чуть позже в других городах этим вопросом занимались его последователи. Окончательно эта проблема была решена только в следующем веке.

Места обжига кафеля именовались заводами. В этом и следующих веках изразцы производились в огромных масштабах в обеих столицах России и множестве других мест практически только для строительства и облицовки печей.

Значение печи

В России печь имеет особое сакральное значение. Это не только готовка еды, как в Южной Европе, и обогрев помещений, как в Европе Северной. Печь была для русских людей всем. На ней спали, лечились и любились, в ней мылись — она была центральным узлом такого широкого понятия, как дом. Недаром, согласно поверьям, под печкой жил хранитель дома - домовой. Естественно, что печь служила и основным элементом декора, который грех было не украсить, тем более что на это имелось особое царское повеление.

Устройство и особенности работы

Поверхность изразца может быть ровной или шероховатой, а оборотная - только вогнутой, заполняемой песком или битым кирпичом, насыпаемым в румпу. Это необходимо для создания своего рода термоподушки.

Изразцовая печь, построенная из специальных изразцов или облицованная кафелем, не только долго сохраняла тепло, более медленно отдавая его окружающему пространству, но и за счет термоподушки получала его, пусть и небольшую часть, обратно. А точки крепления, специально сделанные на оборотной стороне (кроме области румпы), также давали возможность не только более крепкого сцепления с кирпичной кладкой печи, но и синхронного с нею расширения при нагревании и сжатия при охлаждении. То есть, согласно специальному техническому термину, система позволяла им «дышать» вместе с печкой. Изразцы просты в уходе, так как легко моются. А также они накапливают на себе меньше грязи и пыли, по сравнению с известкой или кирпичной кладкой.

Изразцовая печь с толстенными стенками, позволившими обеспечить вполне приемлемые условия для существования человека в России в зимний период, были прозваны голландками. Видимо, за непременно наличествующий синий рисунок на кафеле в делфтском стиле, хотя на самом деле в Европу они попали уже из России. Но в истории так часто бывает. Сюжетами делфта являются морские пейзажи, корабли, люди разных сословий и занятий и тому подобные картинки из жизни. В середине позапрошлого века такой стиль породил народный промысел в подмосковной Гжели, существующий до сих пор.

Изразцовая плитка для печей и каминов

Хотя главным и подавляющим по своей производимой массе в России был голландский (делфтский) стиль изображений на изразцах, разнообразие в него вносили и импортируемые английские изразцы, а также буйная фантазия русских дизайнеров прошлого и позапрошлого столетий. Изразцовая плитка для печей дает возможность устоявшийся образ кирпично-красной печи заменить на любой стиль. Это антика или классицизм, барокко или рококо, модерн или постмодерн, арт-деко или поп-арт, шале или скандинавский стиль, и так далее.

Стоит отметить один интересный факт. В середине XVIII века при императрице Елизавете I Петровне в России производилось изразцов больше, чем где-либо в Европе.

Русская печь в XXI веке

Русская печка в текущем веке уже редко, особенно в городских условиях, предназначается для отопления и отдыха, а все больше, наряду с каминами, используется как важный элемент декора помещений. Камин, в том числе сложенный своими руками, больше тяготеет к западному образу, а изразцовая печь - славянофильскому. При этом внешнему облику придается гипертрофированное значение, и наряду с настоящими изразцами с румпой подчас изготавливают их упрощенные образцы, а то и просто архитектурную керамику.

Информация в заключение

Итак, мы рассмотрели, при каком царе изразцовая печь появилась. Археологи, как всегда, любят рушить теории, взлелеянные и выписанные историками. Так, находка в начале прошлого века в Киеве кафлей (изразцов), датируемых эпохой крещения Руси, в очередной раз проверила на прочность теорию прихода изразцов на Русь из Западной Европы в XV-XVI веках. Так как изразцы были найдены при раскопках княжеских палат, то официальная историография отнесла их к подарку, возможно, полученному от Византии. От кого принял подарок князь Владимиро-Суздальского княжества Андрей Боголюбский для отделки уже в XII веке своих палат - не уточняется.

Старинный секрет производства кафеля с подглазурной живописью был утерян и вновь воссоздан уже во второй половине прошлого века. В настоящее время изразцовые печи и камины облицовывают соответствующим кафелем, производимым на высоком художественном уровне всего несколькими российскими мастерскими.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то