Проблема влияния учителя на выбор жизненного пути. Аргументы к сочинению по проблеме влияния учителя на ученика

Виды проблемы

Роль учителя в жизни подрастающего поколения

Аргументы

В.Астафьев «Фотография, на которой меня нет». «Сеятели разумного, доброго, вечного», - говорят об учителях. От них - всё лучшее в человеке. В русской литературе не раз писатели раскрывали образ учителя, отмечали его важную роль в жизни подрастающего поколения. «Фотография, на которой меня нет» - глава из повести Виктора Астафьева «Последний поклон».
В ней автор рисует события далеких тридцатых годов, вспоминает фрагмент собственной жизни, в котором описывает быт простых людей в далеком сибирском селе, которое взбудоражено важным событием - приездом фотографа. Благодаря учителю, быть увековеченным посчастливилось учащимся сельской школы. К несчастью, Витьке из-за болезни ног не удалось «засняться». Больше недели мальчик вынужден был находиться дома под опекой бабушки. Однажды мальчика навестил школьный учитель - принес готовую фотографию. В этом произведении мы видим, каким уважением и любовью пользовался этот приветливый человек в селе. И было за что! Учитель самоотверженно вносил культуру и образование в глухую деревню, был заводилой в деревенском клубе, на собственные деньги заказал мебель для школы, организовал сбор «утильсырья», в результате чего в школе появились карандаши, тетради, краски. Учитель никогда не отказывал в просьбе составить документы. Он был очень вежлив и доброжелателен со всеми. Люди благодарили за это: помогали дровами, простой деревенской едой, присматривали за ребенком. А еще мальчик вспоминает героический для учителя поступок: поединок с гадюкой. Таким и остался этот человек в памяти ребенка - готовым броситься вперед и оборонить своих учеников. И неважно, что дети не знали, как зовут учителей. Для них слово «Учитель» - уже само имя собственное. Важно, что учитель - человек, стремящийся облегчить и улучшить людскую жизнь. И хотя на старой фотографии нет автора, она дорога ему воспоминаниями о далеком детстве, о родных людях, жизнь которых и составляет историю нашего народа.

В.Распутин «Уроки французского». Каждый день мы ходим в школу, встречаем одних и тех же учителей. Одних из них мы любим, других - не очень, одних уважаем, других - побаиваемся. Но вряд ли кто-нибудь из нас до рассказа В. В. Распутина «Уроки французского» задумывался о влиянии личности определенного учителя на нашу дальнейшую жизнь. Главному герою рассказа очень повезло: в классные руководители ему досталась умная, отзывчивая женщина. Видя бедственное положение мальчика и вместе с тем - его тягу к знаниям, она постоянно предпринимает попытки помочь ему. То Лидия Михайловна пытается усадить своего ученика за стол и досыта накормить, то отправляет ему посылки с едой. Но все ее хитрости и старания пропадают даром, потому что скромность и чувство собственного достоинства главного героя не позволяют ему не только признаться в своих проблемах, но и принять подарки. Лидия Михайловна не настаивает - она уважает гордость, однако постоянно ищет новые способы помочь мальчику. В конце концов, имея престижную работу, которая не только хорошо ее кормит, но и дает ей жилье, учительница французского языка решается на «грех» - она втягивает ученика в игру на деньги, чтобы он имел возможность самостоятельно заработать на хлеб и молоко. К сожалению, «преступление» раскрывается, и Лидии Михайловне приходится уехать из города. И все же внимание, доброжелательное отношение, жертву, принесенную учителем ради помощи своему воспитаннику, мальчик не сможет забыть никогда и через всю свою жизнь пронесет благодарность за самые лучшие уроки - уроки человечности и добра.

А. Алексин «Третий в пятом ряду». Учительница Вера Матвеевна, размышляя о методах воспитания, вынуждена признать, что была неправа, стараясь воспитывать всех своих учеников одинаково: «Нельзя подавлять человека. Добро каждый должен творить по-своему... Непохожесть характеров вряд ли стоит принимать за несовместимость».

А. Алексин «Безумная Евдокия». Учительница Евдокия Васильевна была убеждена: самый большой талант в её учениках - талант доброты, желания прийти на помощь в трудную минуту, и именно эти черты характера она воспитывала в них.

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Старый Лис научил Маленького принца постигать мудрость человеческих отношений. Чтобы понять человека надо научиться вглядываться в него, прощать мелкие недостатки. Ведь самое главное всегда бывает скрыто внутри, и сразу его не разглядишь.

А.И. Куприн «Тапер». Антон Рубинштейн, великий композитор, услышав талантливую игру на фортепиано никому не известного юного тапера Юрия Азагарова, помог ему стать известным музыкантом.

А. Лиханов «Драматическая педагогика». «Самое дурное, что может быть на белом свете, - воспитатель, не признающий, не видящий, не желающий видеть своих ошибок. Учитель, который ни разу не сказал своим ученикам, их родителям, самому себе: «Извините, я ошибся» или: «Я не сумел».

А.С.Пушкин и поэт Жуковский. В истории встречается немало случаев, когда учитель оказывал огромное влияние на ученика, что впоследствии приводило последнего к успеху. А.С.Пушкин всегда считал своим учителем русского поэта Жуковского, который одним из первых отметил у начинающего поэта незаурядные способности к творчеству. И портрет для Пушкина Жуковский подписал следующими словами: «Победителю - ученику от побеждённого учителя».

Митрофан – воспитанник нескольких учителей. Но влияние Цифиркина, единственного учителя, который пытается дать какие-то знания, совсем незаметно, потому что его перекрывает матушкина забота о сыночке. Поэтому влияние Вральмана, совпадающее с матушкиным, оказывается сильнее остальных. В итоге «злонравие» даёт достойные плоды в лице этого недоросля, хорошо усвоившего урок: придерживайся только властьимущих.

2. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Monsieur l"Abbé, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.

Так или иначе, Онегин воспринял от своего учителя поверхностное отношение к жизни, тот европейский менталитет, который способствовал потребительской концепции поведения героя. Что, собственно, и составило трагедию жизни Евгения, который привык получать удовольствие от всего, не тратя собственных душевных сил для постижения мира и своего места в нём.

3. Б. Васильев «Завтра была война»

Валендра – так называли ученики девятого класса завуча школы Валентину Андроновну, женщину-кремень. Именно она сыграла главную роль в жизни учеников этого класса, выпуск которого пришёлся на 21 июня 1941 года. Именно она требовала провести комсомольское собрание, по вопросу исключения Вики Люберецкой из комсомола, если та не откажется от отца, арестованного по ложному доносу, как враг народа. Дети, прошедшие суровую школу сталинского воспитания, одержали победу над режимом своим сопротивлением. Им пришлось встретить войну первыми. Мало, кто остался в живых, но они отстояли родину.

4. В.Г. Распутин «Уроки французского»

Главный герой Володя оказывается в трудной жизненной ситуации. Молодая учительница французского языка, искренне стремясь помочь мальчику, играет с ним на деньги, потому что все законные способы помощи ребёнок в силу своей гордости и независимости не принимает. Для Лидии Михайловны эта помощь оборачивается профессиональным преступлением, за которое её увольняют из школы. Но для мальчика это была очень важная поддержка. Став взрослым писателем, мальчик посвятил рассказ своей мужественной учительнице.

5. Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»

Умный и грамотный учитель оказывает огромное влияние на формирование детского характера. Требовательный и строгий Харлампий Диогенович легко раскусывает мелкое преступление мальчика – главного героя рассказа, который, боясь оказаться в безвыходном положении, согласен на что угодно, даже на прививку, лишь бы не отвечать у доски. С тех пор мальчик стал серьезнее относиться к выполнению домашнего задания. После случившегося он пришел к выводу, что хуже всего, когда человек перестает бояться быть смешным. И становится на путь лжи и обмана.

Учитель… Такое простое слово, известное каждому человеку с детства. У большинства людей оно и ассоциируется именно с детством, юностью, учёбой в школе. Первый учитель, любимый учитель, главный учитель…

Некоторые учителя навсегда оставляют свой след в нашей жизни. Они заставляют нас думать, работать над собой, овладевать чем-то новым, порой трудным и непонятным. Позже, мы будем вспоминать о них, о ком-то – с искренней благодарностью, о ком-то – со смехом, а о ком-то – и со страхом.

Но какую же роль в жизни человека может сыграть учитель? Думаю, что очень сильно повезёт тому ученику, на пути которого встретится по-настоящему влюблённый в свою профессию преподаватель. Искренне увлечённый своим предметом, он наверняка сможет заинтересовать им и своих учеников. От того насколько интересно, увлекательно, возможно эмоционально он будет преподносить свои знания и умения, зависит интерес к ним учащихся. И если в их умах и душах загорятся искорки стремления изучить какую-то науку, овладеть каким-то навыком, то в будущем эти люди смогут стать настоящими профессионалами, мастерами своего дела. Я считаю, что человек может быть по-настоящему счастлив, если его профессия ему по душе.

Но к сожалению, бывают и совершенно другие случаи. Когда в роли учителя оказывается человек равнодушный, не любящий свою профессию, то его ученики могут навсегда разочароваться в учёбе. Она станет в тягость им, начнёт вызывать неприятие и даже отвращение. И самое печально, что из-за такого «учителя» человек может пройти мимо своего истинного призвания, не разглядеть его.

Роль учителя в жизни ученика трудно переоценить. Она поистине огромна. И человек, взявший на себя эту обязанность, должен в полной мере осознавать всю ответственность и важность своей миссии.

Сочинение 2

Педагог, учитель эти слова довольно часто встречаются в жизни человека. Задумываемся ли мы что какое значение у этих слов. Что это и какова роль?!

Учитель, учительница, педагог – это человек профессионально образованный, занимающийся воспитанием и обучением не только детей, но и взрослых.

У учителя огромная ответственность перед обществом, нужно не только привить ученику профессиональные навыки, но духовные. Именно учитель может развить какие-либо таланты ребенка. Занимается обучением предметов, важно чтобы каждый ребенок усвоил материал. Педагог следит не только за физическим состоянием школьника, но душевным.

Ребенок с раннего детства узнает мир, и задача учительницы помочь ребенку лучше усвоить материал, помочь в жизни выбрать правильный путь, поддержать, дать правильный совет. Ведь от этого зависит кем в будущем станет школьник. Очень важно, чтобы учитель умел заинтересовать школьника в обучении, еще должен уметь находить подход к каждому ребенку. Ведь каждое дитя уникально и каждому нужен индивидуальный подход.

Огромную роль в жизни ученика играет именно учить. Педагог нас учит не только знаниям по предмету, но и быть добрыми, добросовестными, ответственными. Педагоги это, как и врачи, призвание, талант, данный свыше. Педагоги должны понимать, что воспитывают личность. Нужно сформировать в ребенке трудолюбие, заботу о ближнем, сострадание к слабым, ценности семьи, дружбы. Школьные годы жизни самые важные и нужные. Ученик запомнит учителя не только потому что он научил складывать пять плюс пять, но и кокой подход нашел к данному человеку.

Современный мир не стоит на месте, сегодня воспитывать детей сложнее чем вчера. Жизнь стала тяжёлой, появилось очень много информации и техники изменились ценности. Поэтому роль учителя в жизни человека колоссально возрастает. Благодаря учителям в нашем мире есть огромное количество умных, добрых, талантливых людей. Огромная благодарность таким великим педагогам.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Каждый человек есть живой излучающий личный центр по тексту Ильина

    Человек, по своей воле или нет, всегда находится в социуме. Каждый, кто находится рядом с ним, так или иначе, воздействует на человека. Кто-то взывает в нас симпатию, кого-то мы можем даже ненавидеть

  • Анализ повести Гоголя Ночь перед Рождеством

    По жанровой направленности произведение представляет собой сказочную повесть, написанную в традициях народного фольклора с использованием национальных мифологий, обычаев, легенд.

  • Сочинение Смысл, суть и идея романа Преступление и наказание Достоевского

    Роман «Преступление и наказание» считается одним из наиболее важных произведений не только российской классики, но и общемировой культуры, которое вызывало бурную полемику, как современников Достоевского

  • Анализ рассказа Чехова Дама с собачкой сочинение

    Антону Павловичу Чехову всегда удавалось создавать необычные произведения, в которых заложен глубокий смысл. Все зависит от человека, что открывает книгу знаменитого писателя. Если читателю интересно изучать жизнь, её законы

  • Сочинение Природа в лирике Есенина

    Сергей Есенин родился и вырос в самом центре России, в Рязанской губернии. Там же прошли детство и юность будущего поэта. В селе Константиново жил в семье деда под присмотром трех дядек и тети Шуры

Сочинение ЕГЭ по тексту: «Кажется, я был в пятом классе, когда у нас появились сразу несколько новых молодых учителей, только что вышедших из университета. Одним из первых появился Владимир Васильевич Игнатович – учитель химии…» (по В.Г. Короленко) .
(И.П. Цыбулько, 36 вариант, задание 25)

Все мы учимся в школе, проходим этот важный жизненный период. Какое влияние сказывает учитель на нас, на формирование наших характеров? Как разрешаются конфликты между учителем и учениками? Вот эту проблему и поднимает в своей статье русский писатель В. Г. Короленко. В классе случился конфликт между учителем и учеником. Учитель так смог себя поставить в этой ситуации, что ученик Заруцкий понял свою ошибку и попросил извинения у учителя.

Позиция автора четко выражены в статье. Уважительное отношение со стороны учителя создает условия для формирования в характере учеников лучших качеств: способности к совершению честного поступка не под внешним давлением, а по велению собственной совести. Учитель влияет на формирование характера учеников своим поведением, личным примером, манерой речи, отношением к детям.

Я полностью согласен с автором статьи. Учителя должны уважительно относиться к учащимся, чтобы сформировать в их характерах чувство собственного достоинства. Неуважительное отношение учителя приводит к конфликтным ситуациям, которые бывает очень трудно разрешить.

Можно вспомнить произведения из художественной литературы, где раскрывается эта проблема. М. Казакова в своей книге «Трудно с тобой, Андрей» рассказывает о мальчике, который был неуправляем. Он грубил учителям, часто убегал с уроков, совершенно не поддавался воспитанию. А вот молодая учительница русского языка и литературы смогла увидеть в этом мальчике доброго и отзывчивого юношу, который способен на героический поступок. Главное, нужно увидеть в человеке его хорошие качества, раскрыть их, не дать захлопнуться двери, в которую часто стучатся.

Или возьмем рассказ Распутина «Уроки французского». Учительница Лидия Михайловна, узнав, что ученик бедствует, старается ему помочь. Мальчик очень горд, и не может принять помощь от учительницы. Тогда учительница превращает учебу в игру, причем азартную. Директор школы решает, что это преступление, и учительница лишается работы. Она уезжает на Кубань в родное село. И даже оттуда посылает посылки с фруктами, старается поддержать его.

Да, отношения учителя и ученика часто бывают опасными. Но самое главное здесь — это чуткое отношение к детям. Только тогда ребёнок откроется и не замкнется в себе.

Вариант 36

Кажется, я был в пятом классе, когда у нас появилось сразу несколько новых молодых учителей, только что вышедших из университета. Одним из первых появился Владимир Васильевич Игнатович - учитель химии.


На начальном этапе взросления личности важно, чтобы рядом находился мудрый, добрый, отзывчивый, понимающий человек, способный с умом передать свой жизненный опыт. В данном тексте В.Г. Короленко поднимает проблему влияния учителя на учеников.

Обращаясь к теме, рассказчик приводит пример историю из своей школьной жизни, в которой важную роль сыграл молодой учитель, к тому моменту недавно вышедший из университета. Автор делает акцент на том, что с самого начала своей практики Игнатович обращался с учениками вежливо, старательно выполнял свою работу, выказывая пренебрежение к отметкам и в целом к привычной структуре проведения уроков, чем, конечно, вызывал негодование учеников — они то привыкли к грубости и требовательности. Рассказчик обращает наше внимание на то, что поначалу в ответ на такое отношение «класс почти перестал учиться», уроки проходили шумно и, несмотря на тактичность и вежливость нового преподавателя, имели место быть конфликты между учениками и учителем, которые, к удивлению многих, не выходили за пределы класса. Один из таких конфликтов автор приводит в пример, обращая наше внимание на то, что дети стали привыкать к вежливости, чуткости и уважению и сами стали проявлять подобное отношение к людям. Заруцкий, несправедливо оклеветав Игнатовича и получив заслуженный упрек со стороны всего класса, прилюдно извинился перед преподавателем, что образовало новую ступень в отношениях между учениками и учителям.

В.Г. Короленко считает, что уважительное отношение со стороны учителя создает условия для формирования в характере учеников наилучших качеств. К ним относится и способность к объективной оценке своего поведения по отношению к обществу, и нужда к честным, совестливым поступкам, не зависящим от внешнего давления. Учитель самой своей личностью, манерой поведения и речи способен влиять на формирование характера у учеников.

Я полностью согласна с мнением автора и тоже считаю, что очень важную роль в формировании личности человека играет учитель. Своим примером, своим поведением, мировосприятием он способен изменить мировоззрение учеников и запрограммировать их на честность, порядочность, стремление к саморазвитию, самовоспитанию, на естественную потребность делать добро и уважительно относиться к людям.

В повести Ч. Айтматова «Первый учитель» мы знакомимся с историей девушки, учитель которой сыграл ключевую роль в становлении её личности. Алтынай описывает своего первого учителя, Дюйшена, как человека малограмотного, но способного дать детям нечто большее, чем стандартные знания – незаменимую поддержку, любовь и заботу. Дюйшен давал своему классу, никогда не бывавшему за пределами аила, видение другого мира, в холода переносил детей вброд через ледяную реку, и однажды даже смог поймать и наказать насильника Алтынай. В этом учителе не было формальности – он отдавал всего себя, весь свой жизненны опыт, все свои знания на благо будущего поколения, и это дало свои плоды. В конце произведения уже повзрослевшая Алтынай возвращается в Куркуреу, чтобы предложить людям назвать новую школу-интернат именем Дюйшена.

В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» также поднимается проблема влияния учителя на детей. Лидия Михайловна, учительница французского, узнав, что Володя терпит денежные трудности, приглашает его на дополнительные уроки французского, на которых пытается оказать мальчику помощь. Столкнувшись с гордостью Володи, Лидия Михайловна, забыв про педагогическую этику, садится играть с учеником на деньги с одной целью – проиграть во благо, за что позже терпит увольнение и уезжает на Кубань. Но даже после этого женщина продолжает помогать своему ученику, присылая ему посылки с продуктами. Эту незаменимую поддержку и заботу Володя не забыл и спустя долгое время. Лидия Михайловна оказала ключевое значение в формировании его личности, вложив в мальчика не только мысль о вредности азартных игр, но и умение быть добрым, порядочным и отзывчивым человеком.

Таким образом, можно сделать вывод, что учитель закладывает в своих учеников фундамент личности, необходимый базис, который является своеобразным толчком в новую, интересную, достойную жизнь. Поэтому важно ценить и уважать своих учителей даже после выпуска из школы.

Проблема взаимоотношений учителя и учеников аргументы

Аргументы на тему «Учитель» к сочинению ЕГЭ 2017. Проблемы: роль учителя и наставника в жизни человека, взаимоотношения учителей и учеников, героизм.

13 книг об учителях. О том, какую роль играет учитель или наставник в жизни человека, о нелегкой профессии, героизме и об истинном призвании.

1) В. Быков «Обелиск»

Повесть «Обелиск» — это дань памяти всем безвестным героям Великой Отечественной войны, отдавшим свои жизни ради Победы. Фильм «Минута молчания», снятый по этому произведению, с успехом обошел экраны не только нашей страны, но и Западной Европы. Жестокая реальность событий и одновременно безмерные любовь и сочувствие к героям — вот две основные отличительные черты всех произведений Василя Быкова.
История советского учителя, который подобно Янушу Корчаку, готов пойти на смерть вместе со своими учениками. Самоотверженный жест, подвиг педагога, который не желает отступиться, спрятаться и остаться в стороне, когда его детей ведут на погибель. Подвиг учителя заключается не в истреблении противника, не в подрыве моста, а в преданности детям. И в этой повести описан геройский поступок, на который мало кто был способен и для его совершения требуется гораздо больше силы духа и решимости, чем для убийства врага.

2) Ч. Айтматов «Плаха»

После отчисления из семинарии Авдий устраивается работать в редакцию местной газеты и для написания статьи едет в Моюнкумскую пустыню, чтобы описать развитую там наркоторговлю. Уже в пути он знакомится со своими «попутчиками» - Петрухой и Лёнькой. Он пытается вразумить их, стать их духовным наставником.
Оказавшись в среде полудеклассированного элемента - людей с очень туманным прошлым и весьма сомнительным настоящим, Авдий снова произносит речи о покаянии - он не стерпел убийства множества животных «для плана» - пытается помешать бойне, и пьяные наниматели распинают его на саксауле.

Джейк Эппинг, тридцатипятилетний учитель английского языка средней школы города Лизбон-Фоллс в штате Мэн, который с целью заработка денег проводит дополнительные уроки по подготовке к сдаче выпускных тестов для взрослых, получает от одного из учеников эссе в жанре хоррор. В небольшом рассказе идёт речь о происшествии, случившемся около 50 лет назад. В ту ночь отец некоего Гарри Даннинга в состоянии алкогольного опьянения пришёл домой и молотком убил свою жену, двух сыновей и искалечил 7-летнюю дочь. У героя появляется возможность все исправить. Только в прошлом Джейк находит себя в профессии, направляет детей, становится их другом, меняет их судьбы, только потому что верит в них. Ну и попутно пытается спасти Кеннеди.

4) Джин Уэбстер «Милый недруг»

Трогательная история о девушке, которой пришлось возглавить сиротский приют. Первое время она тяготилась этой обязанностью, а потом почувствовала, что дети стали частью ее жизни и даже помогли ей обрести личное счастье.

5) Ф. Искандер «13 подвиг Геракла»

Рассказ о том, как можно относиться к своей профессии нестандартно и «закалять сердца детей» смехом.

6) Л.Сашар «Я не верю в монстров»

Широко известное и наиболее значительное произведение советского педагога и писателя А. С. Макаренко. В нём рассказывается о перевоспитании несовершеннолетних правонарушителей в детской трудовой колонии, создателем и руководителем которой в 20?е годы XX века был автор. Книга адресована широкому кругу читателей.

9) В.Г. Распутин «Уроки французского»

Один из лучших рассказов известного русского писателя Валентина Григорьевича Распутина, ставший классикой отечественной литературы.
1948 год. Трудное послевоенное время, разруха, голод. Детям рано приходилось взрослеть, принимать на себя взрослые обязанности. Герой рассказа, одиннадцатилетний мальчик, оторванный от дома, сталкивается с нуждой, голодает. Он в одиночку борется за своё существование, не принимая милостыни и помощи от окружающих.
Благодаря молодой учительнице французского Лидии Михайловне мальчик открывает для себя новый мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе и радость, избавлять от одиночества. Уроки французского оказываются уроками доброты и милосердия.

10) Б.Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз»

Героиня книги, молодая учительница Сильвия Баррет, приходит в школу в надежде заинтересовать учеников своим предметом - английской литературой, но быстро обнаруживает, что ученики по большей части равнодушны, большинство коллег совершенно безучастны к жизни школы, а сам ход этой жизни подчиняется бессмысленным бюрократическим нормам. Постепенно, однако, она понимает, что именно здесь перед ней открывается возможность действительно повлиять на умы и сердца учеников. Роману придаёт динамичность избранная писательницей форма: он почти целиком состоит из записок, документов, школьных сочинений, писем.
Книга основана на реальных событиях из жизни писательницы.

11) Ч.Айтматов «Первый учитель»

Широкоизвестная повесть народного писателя Киргизии о комсомольце двадцатых годов, организовавшем первую школу в глухом киргизском селе. Эта маленькая повесть о большом человеке. Об Учителе с большой буквы, пусть, может, и прозвучит банально.
Тема, которую поднимает в повести мудрый писатель и философ Ч.Т. Айтматов, – образование детей, взрослеющих в глухих аилах, точнее – его отсутствие. В герое Дюйшене автор создаёт идеальный образ народного учителя (или учителя из народа) – доброго, самоотверженного, честного. Нетрудно представить, какими были школы в Киргизии в начале XX века. Простой народ был сплошь неграмотным. Первые попытки обучать детей элементарным навыкам письма и счёта зачастую терпели крах ещё на этапе сбора детей в школу, поскольку родители не понимали, зачем их ребёнку учиться. Поэтому подвиги всех Дюйшенов – первых учителей киргизских детей – настоящие, невыдуманные.
Шутка ли учить детей, чьи деды и прадеды до седьмого колена были неграмотны?
Кроме того, хочется отметить другие темы, поднимаемые автором в этой небольшой по объёму повести, – тему первой любви, тему малой Родины, тему уважения к людям, которые самоотверженно встали на защиту нашей страны от фашистской заразы. Чингиз Торекуловеч Айтматов, как всегда со свойственным ему писательским даром, прекрасно справился со своей задачей.

12) «Взгляд кролика» Кэндзиро Хайтани.

Хайтани написал несколько книг для детей, среди них - «Взгляд кролика», роман, получивший признание далеко за пределами Японии. Героиня романа - молодая учительница Фуми Котани, которой предстоит найти общий язык с младшеклассниками заурядной школы промышленного района. Среди них больше всего хлопот доставляет сирота Тэцудзо - молчаливый и недружелюбный, который запросто может раздавить лягушек и не интересуется ничем, кроме мух. А название книги указывает вовсе не на наличие в ней кролика, а на старую японскую пословицу: «Не нужно быть Буддой, чтобы взглянуть в глаза кролику и увидеть мир его глазами».

13) Вардгес Петросян «Последний учитель»

Большинство героев повести «Последний учитель» (1979) - десятиклассники одной из ереванских школ. Несмотря на свой возраст, они значительно взрослее персонажей предыдущих повестей. Новое поколение героев Петросяна смотрит на жизнь пристальнее и практичнее, а главное - оно научилось бороться за свою любовь, за друзей, за свои убеждения.
Ученики десятого «Б» класса возмущены пренебрежительным отношением к ним некоторых учителей. И в самом деле, директор школы видит в каждом из них лишь нечто «среднее арифметическое», а преподаватель математики заявляет в учительской: «Не поколение, а уравнение с десятью неизвестными. Впрочем, я для себя уже давно его решил. В ответе нуль. Нуль!» Естественно, что симпатии ребят завоевывает уважающий человеческую индивидуальность учитель литературы Мамян. и в его конфликте с администрацией они дружно выступают в его защиту, и это помогает ему в его праведной борьбе.

Значительную роль в становлении их характеров сыграл учитель литературы Мамян. Появление этого важного персонажа в творчестве Петросяна весьма знаменательно. Именно с его помощью писатель переходит к действительно глубокой разработке проблемы связи и преемственности поколений.

Его новый герой прежде всего искренне любит своих учеников. Он знает, что не только учителя они хотят видеть в нем, но в первую очередь человека. Его главная задача - не передать им определенный объем информации, а научить их самостоятельно мыслить, чувствовать, действовать. Мамян верит в своих воспитанников. За показной оболочкой их дерзости он угадывает смятение души и жажду самостоятельности. Он понимает, что несостоявшаяся попытка стриптиза, предпринятая Мари Меликян в химическом кабинете школы, на самом деле объясняется не распущенностью, а трагедией девушки, у которой отец бросил семью. Теперь она «мстит за мать всем мужчинам», в том числе и любящему ее однокласснику Ваану, старается показаться хуже, чем она есть. Вспомним, что уже Артур в «Аптеке Ани» догадывался о скрытой пружине подобных поступков: «Вдруг мне приходит в голову, что мы вовсе не такие уж пошляки, а скорее стараемся казаться пошлыми».

Умение проникнуть в глубины сознания своих младших друзей, готовность на деле, в совершенно конкретной ситуации выступить в их защиту обеспечили Мамяну нравственную победу над равнодушно встретившим его классом.

Создавая портрет современного Дон-Кихота - упомянем это имя в его основном, гуманистическом звучании, - Петросян поставил перед собой не легкую цель. Образ Мамяна - это во многом удавшаяся попытка соединить в одном персонаже богатую фантазию и деловитость, широту мышления и глубину специальных знаний, гражданское мужество и нежность к людям. Благодаря этим качествам Мамяну и удается преодолеть барьер отчуждения, нередко существующий между недостаточно вдумчивыми и человечными учителями и их воспитанниками. Проблемы «отцов и детей» для него по сути дела нет, он порой кажется моложе, чем его ученики.

Проблема влияния учителя на ученика. Аргументы из литературы и жизни

Даже в мирное время есть свои герои. Чего стоит обучить подрастающее поколение уму-разуму и наставить на путь истинный?! Учитель – это тоже по-своему герой, от которого зависит будущее страны. Проблема влияния учителя на ученика, аргументы которой будут представлены в статье, покажет, насколько работа учителя способна менять жизни людей.

В далеком ауле

Говоря о таком понятии, как проблема влияния учителя на ученика, аргументы, что ее хорошо опишут, можно найти в произведениях литературы. Например, в повести «Первый учитель» Чингиз Айтматов рассказывает об одном человеке, который, не имея никакого образования и с трудом читая по слогам, решает идти против системы и создает в ауле школу. Одной из его учениц была девчушка по имени Алтынай. После смерти родителей она жила у родственников, от которых редко можно было услышать доброе слово, что было бы адресовано ей. От своего учителя она впервые узнала, что такое доброта. Позже бывшая ученица говорила, что он сделал невозможное – открыл перед детьми, ничего не видевшими в жизни, целый мир. Благодаря этому человеку Алтынай смогла учиться в интернате, поступить в университет и стать доктором философских наук.

Все на благо детей

В этом примере достаточно точно обозначена проблема влияния учителя на ученика. Аргументы из литературы часто акцентируют внимание на том, что учителя меняют жизни детей к лучшему. Вопреки правилам разрешают играть на деньги, чтобы ребенку было на что жить (Валентин Распутин «Уроки французского»). Жертвуют жизнями ради своих учеников (Василий Быков «Обелиск»). Простыми словами похвалы вселяют веру в свои силы, что открывает перед учениками большое будущее (А.И. Куприн «Тапёр»).

Нелегко рассматривать такой вопрос, как проблема влияния учителя на учеников. Аргументы по этой проблеме всегда выглядят как две стороны медали. С одной стороны, учитель дарит знания и открывает дверь в светлое будущее, но с другой – может воспитать в ученике отрицательные качества характера.

Вспомнить хотя бы строки Пушкина из «Евгения Онегина», где рассказывается об учителе французского языка главного героя. Он не был особенно строгим, давал лишь поверхностные знания, чтобы ребенок сильно не утруждался, водил мальчика гулять в сад и время от времени говорил, что хорошо, а что плохо. В итоге он научил относиться к жизни беспечно и потребительски, брать от мира все, но не напрягаться, чтобы отыскать свое место в жизни.

Можно найти множество примеров в романах и книгах, но не меньше историй можно услышать из реальной жизни.

Истории из жизни

В реальности, особенно сегодняшней, учителей, в частности строгих, дети чаще ненавидят и критикуют, нежели прислушиваются к их советам. Конечно, можно привести примеры учителей, которые пренебрежительно относятся к своим обязанностям. Но все равно хороших учителей большинство.

Итак, проблема влияния учителя на ученика. Аргументы из жизни можно представить историей, которую рассказал однажды Виктор Астафьев. В одной из публикаций он написал о своем учителе по русскому языку, Рождественском Игнате Дмитриевиче.

Виктор Астафьев вспоминает, как учитель вводил их в экскурс по русскому языку, рассказывая забавные и запоминающиеся истории. Но он был очень строгим во всем, что касалось оценок. Виктор говорит, что впервые, когда учитель похвалил его за сочинение, у него появилось желание творить и писать еще лучше. Похвала от такого строгого к оценкам человека много значила для учеников. Если кто-то вместо обычного, учительского «Недоросль» слышал «Молодец!», это говорило, что он действительно хорошо постарался и все его усилия не были напрасными.

Проблема взаимоотношений

Когда рассматривается проблема влияния учителя на ученика, аргументы могут многое рассказать. Однако они не всегда отображают трудности взаимоотношений. Нередко можно столкнуться с ситуацией, когда одних учителей забывают сразу же по окончании школы, а других помнят всю жизнь. Здесь все зависит от преданности учителя своему делу. Если он любит свой предмет, рассказывает не только скудную школьную программу, но и множество других интересных фактов из реальной жизни, подбадривает учеников и пытается донести свои знания каждому, вне зависимости от личных предпочтений и предрассудков, тогда и ученики будут его уважать, а уроки запомнят на долгое время.

Но в ситуации, когда учитель – это профессия, а не призвание и страсть, тогда ученики будут пренебрегать его уроками. А сам наставник станет для них просто еще одной безликой тенью школьного прошлого.

Проблема влияния учителя на ученика, аргументы которой представлены в публикации, будет актуальной в любое время. Ведь учитель – это тот, кто за руку вводит нового человека в мир, где тому предстоит жить. И только от его влияния и воспитания зависит, каким впоследствии окажется этот новый человек: станет он очередным Онегиным или превратится в выдающегося ученого. Все зависит от работы учителя.

Аргументы на тему: УЧИТЕЛЬ

В материалы литературных аргументов мы включаем краткое содержание произведения, минимальную характеристику героев и цитирование.

Если Вас не устраивает чрезмерный объём аргументов, советуем сократить их, исключая, в соответствии с Вашими умозаключениями, ненужные моменты.

В рассказе А.Платонова «Песчаная учительница» читатель узнаёт о жизни Марии Нарышкиной, которая назначена учительницей в дальнее село Хошутово – «на границе с мёртвой среднеазиатской пустыней». Платонов пишет о том, что пустыня стала её родиной. Увидев жалкое Хошутово, занесённое сугробами песка, познавшая «тяжкий и почти ненужный труд» людей, пытавшихся расчищать песчаные завалы, Мария решает начать борьбу с пустыней.
Через три года Хощутово преобразилось. Зазеленели посадки. Школа «была полна не только детьми, но и взрослыми, которые слушали чтение учительницы про мудрость жить в песчаной степи».
Однажды кочевники вытоптали все посадки, опустошили колодцы. В ответ на угрозу молодой учительницы жаловаться вождь кочевников говорит: «Степь наша, барышня. Кто голоден и есть траву родины, тот не преступник». В о́круге ей объясняют, что Хошутово теперь и без неё обойдётся, ведь люди здесь обучились бороться с песками, что её ждёт другое село, где живут кочевники, переходящие на оседлость. Их и надо обучить культуре песков. Зная сложную жизнь племён пустыни, она поняла всю безысходную судьбу двух народов, зажатых в барханы, и дала согласие.
Рассказ заканчивается многозначительными словами завокроно: «Вы, Мария Никифоровна, могли бы заведовать целым народом, а не школой…»
Писатель А.Платонов даёт образ учительницы, которая принадлежит к поколению честных, целеустремлённых, верящих в светлое будущее людей, настоящих энтузиастов своего дела. Такие люди стремятся преобразовать мир и посвятить себя строительству новой жизни, новых отношений между людьми, между народами в эпоху ликвидации неграмотности.

Из воспоминаний писателя Виктора Астафьева.
Когда писатель В.Астафьев был пятиклассником, в их школе русский язык и литературу преподавал Игнатий Дмитриевич Рождественский, сибирский поэт.
На уроках литературы учитель заставлял всех ребят подряд читать вслух из «Дубровского» и «Бородина» и был очень не доволен тем, что они читают плохо. Однажды на уроке русского языка учитель проговорил о слове «яр» целый час. Астафьева-пятиклассника «поразило тогда, что за одним коротеньким словом может скрываться так много смысла и значений, что всё-то можно постичь с помощью слов и человек, знающий его, владеющий им, есть человек большой и богатый».
Когда у пятиклассников пробудился интерес к литературе, Игнатий Дмитриевич стал приносить на уроки свежие журналы, книжки, открытки и обязательно читал вслух минут десять-пятнадцать, и ребята всё чаще и чаще просиживали перемены, слушая его.
Очень полюбили ученики творческие работы. Однажды они писали о том, кто и как провёл летние каникулы. Будучи школьником, В.Астафьев «заблудился в тайге, пробыл в ней несколько суток, смертельно испугался поначалу, потом опомнился, держался по-таёжному умело, стойко, остался жив». Никогда ещё он так не старался в школе, никогда не захватывала его с такой силой писчебумажная работа. С тайным волнением ждал раздачи тетрадей. Многие сочинения учитель ругал за отсутствие собственных слов и мыслей. В.Астафьев навсегда запомнил тихо сказанное в его адрес, редкое и оттого особенно дорогое слово: «Молодец!»
Когда вышла первая книжка рассказов В.Астафьева, он поставил первый в жизни автограф человеку, который привил ему уважительность к слову, пробудил жажду творчества.

В повести «Последний поклон» В.Астафьев рассказывает историю, которая произошла с учителем.
Однажды ребята пошли на гору за цветами и саженцами для школьного двора. Вскоре присели на каменья отдохнуть и вдруг увидели змею. Школьники ещё и «подумать ничего не успели, как учитель оттолкнул их, а сам схватил палку и принялся молотить по змее».
— Не бейте через плечо!– кричали школьники, но учитель не слышал.
Он бил и бил змею, потом обернулся, и ребята увидели, что он дрожал.
Когда они возвращались, он шёл за детьми и всё оглядывался, готовый оборонять их снова и снова. Учитель очень удивился, что палкой можно закинуть змею на шею. Оказывается, он рос в таком месте, где змей не было. Ребята были поражены.
Прошли годы. В.Астафьев таким вот и помнит деревенского учителя – «с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперёд и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь».
Писатель В.Астафьев считает, что «фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учитель».

События автобиографического рассказа Валентина Распутина «Уроки французского» происходят после окончания Великой Отечественной войны.
Самостоятельная жизнь главного героя началась в 11 лет, потому что он учился далеко от дома. Он одинок, голодает, ему с трудом даётся французский язык. Мальчик играет на деньги, чтобы на них покупать еду. На помощь ему приходит учительница французского языка Лидия Михайловна. Главный герой отказывается от помощи, ему стыдно принимать еду от учительницы. Лидия Михайловна играет с ним в азартную игру – «замеряшки», а мальчик на выигранные деньги покупает молоко. Это позволило ему выжить в голодное послевоенное время. Директор увольняет Лидию Михайловну, называя её поступок безнравственным. Через некоторое время учительница прислала мальчику в первой посылке макароны, гематоген, во второй – яблоки.
Учительница Лидия Михайловна – добрый, отзывчивый человек. Она чуткая, так как заметила, что мальчик голодает, и готова идти на риск ради его спасения.
В.Распутин раскрывает перед читателем образ учительницы как символ человеческой отзывчивости. И уроки французского – это уроки доброты. Собственным примером учительница воспитывает своего ученика. Проявляя к нему доброту, она открывает ему новый мир, где люди могут доверять друг другу, разделять горе, избавлять от одиночества, где есть добро и любовь.

Пусть прочитанные вами события о достойных людях помогут вам задуматься над окружающей жизнью.

Для расширения аргументационного поля в процессе подготовки к ЕГЭ рекомендуем посетить страницы:

Надеемся на продолжение встреч!

Для подготовки к ЕГЭ Вы можете воспользоваться учебным пособием «ПОЛУГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ».

Влияние учителя на судьбу ученика — важнейшая проблема, которая часто поднимается авторами текстов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. К каждой из ее аспектов мы подобрали аргументы из литературы. Их можно скачать в виде таблицы, ссылка в конце подборки.

  1. Учитель нередко влияет на будущую жизнь своих учеников. Роль учителя стоит наравне со значением родительской опеки и воздействием среды. Яркий пример можно найти в повести Ч. Айтматова «Первый учитель» . Главный герой, сам читая по слогам, не имея особых знаний, пытается превратить старый сарай в школу. В суровые зимы он помогает детям перейти ледяные реки и старается всевозможными способами дать им знания. Однажды он спасает сироту Алтынай от изнасилования и желания её тёти насильно выдать девочку замуж. Герой, преодолевая препятствия, отправляет ее учиться в город, тем самым спасая ей жизнь. В будущем Алтынай станет доктором наук и при сооружении новой школы назовёт её именем своего первого учителя – Дюшейн.
  2. Учителя, помогавшие нам в детстве, запоминаются надолго. Так и для В.Г. Распутина его мудрая учительница сыграла важнейшую роль в жизни автора. Ей он посвящает свой автобиографичный рассказ «Уроки французского» . Главная героиня, узнав, что с помощью азартных игр один из её учеников пытается заработать на пропитание, не наказывает мальчика. Наоборот, она пытается поговорить с ним и помочь. Тайно она присылает мальчику посылку с едой и даже с помощью маленькой хитрости даёт ему деньги, чтобы не задеть его гордость. Конечно, узнав о ее методах воспитания, а именно об азартной игре с учеником, директор увольняет учительницу, но она все равно не бросает героя в беде, помогая ему получить достойное образование.

Негативное влияние

  1. Мы с детства привыкли, что учитель – это благородная профессия. Однако, не стоит забывать о человеческой природе, которая может проявить себя отрицательно где угодно. Хорошо показана разница в отношении к ученикам у разных людей в произведении Д.И. Фонвизина «Недоросль» . Главного героя пытаются обучить разным наукам три учителя: Циферкин, Кутейкин и Вральман. Вскоре осознав, что герой очень глуп, ленив и безнадёжен в учёбе, они перестают стараться и лишь делают вид, что обучают мальчика. Сами учителя тоже мало образованы, но матери Митрофана не особо важно обучение сына. Когда Стародум обличает нечестных учителей, лишь Циферкин отказывается взять деньги за обучение. Ведь он так и не смог передать свои знания ученику.
  2. Дети быстро и легко перенимают поведение, моральные устои от своих учителей. К сожалению, не всегда такое воспитание бывает положительным. Вспомним главного героя одноимённого романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Рассказывая о воспитании молодого человека, автор упоминает, что его учитель был французом, который относился ко всему «шутя». Он старался подавать ему материал в лёгкой манере, особо не напрягал, не заставлял трудиться. Онегина никогда не наказывали строго, не рассказывали о морали, а лишь водили прогуляться по летним садам. В итоге, мы видим поверхностного мужчину, привыкшего получать радость от жизни лёгким путём и не заботящегося об окружающих.

Подвиг учителя

  1. Учитель – это не только наставник, для многих это герой, готовый на многое ради своих учеников. В повести В. Быкова «Обелиск» Морозов не бросает учеников с наступлением войны, он продолжает преподавать. Когда пятерых его ребят фашисты захватывают в плен, он соглашается прийти за ними, понимая, что идёт на смерть. Он осознавал, что если бы отказался, то враги смогли бы использовать эту ситуацию во зло. И Морозов жертвует собой ради блага своей школы и страны. Даже если он не сможет спасти детей, он хотя бы ободрит и поддержит их в этом испытании.
  2. Стремление донести до других основы правильной, благородной жизни уже могут считаться подвигом. В романе Чингиза Айтматова «Плаха» главный герой Авдий устраивается работать в газету. На одном из заданий редакции он отправляется расследовать дело о наркоторговле. По пути он знакомится с Петрухой и Лёнькой – двумя оборванцами с тёмным прошлым, которые отправились добывать анашу. Авдий, основываясь на своём прошлом обучении в семинарии, старается наставить ребят на путь истинный, он призывает их жить по правилам, обратиться к Богу. Однако всё благородство героя не спасает его, из-за праведных речей он находит свою смерть. И все же его попытка поколебала мировоззрение этих людей, ведь впервые в жизни их кто-то попытался вытащить из бездны морального падения.
  3. Роль учителя

    1. В рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» автор рассказывает о необычном подходе учителя к обучению. Он никогда не наказывал детей, а лишь шутил над ними. Один из учеников так боялся стать посмешищем из-за невыполненного домашнего задания, что проворачивает целую «аферу» с прививками. Несмотря на все его старания, его всё-таки вызывают к доске, где он не справляется с заданием. Всю эту ситуацию учитель называет тринадцатым подвигом Геракла, совершённым из-за трусости. Лишь спустя годы главный герой понимает, что преподаватель хотел показать им то, что не стоит бояться быть смешным.
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то