Кто был прототипом главной героини романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина»? О чём рассказывает «Анна Каренина

Могли ли вы предположить, что у главной героини знаменитого романа Л.Н. Толстого были африканские корни? Между тем, описание внешности Анны Карениной сигнализирует именно об этом. Да и сам литератор никогда не скрывал удивительного происхождения своей героини, прототипом которой стала Мария Александровна Гартунг, в девичестве Пушкина. Нет, не случайная однофамилица, а родная дочь великого поэта.

Старшая дочь «солнца русской поэзии» появилась на свет 19 мая 1832 года в славном городе Петербурге. Существует народная примета, согласно которой все, кто родился в мае, всю жизнь «маются». Можно относиться к этому заявлению скептически, однако в случае Марии Пушкиной все сложилось именно так: ей была уготована крайне непростая судьба.

Маленькая Маша была безумно похожа на своего великого отца. Вот что сам Пушкин шутливо писал княгине Вере Вяземской о новорожденной дочурке:

Представьте себе, что жена моя имела неловкость разрешиться маленькой литографией с моей особы. Я в отчаяньи, несмотря на все мое самомнение.

Мария Пушкина в юности

Как мы видим, Александр Сергеевич был убежден, что его первая наследница не вырастет красавицей. Однако это не мешало поэту любить старшую Машеньку сильнее всех остальных своих отпрысков, появившихся на свет немного позднее. Семейная идиллия длилась недолго: Пушкин погиб на фатальной дуэли, когда Марии было всего-навсего пять лет. Девочка практически не помнила отца. Александр Сергеевич жил в ее сознании лишь как легендарный, возвышенный гений. Бытовых подробностей, связанных с папой, в ее памяти совсем не осталось, но Мария до самой старости трепетно любила и чтила отца.

После гибели поэта его жена, Наталья Николаевна, вместе с детьми с детьми переехала в Калужскую область, в родительское имение Полотняный Завод, подальше от ледяных взглядов представителей высшего света, их сплетен и слухов.

Несмотря на страшный удар, настигший дочь Пушкина в пятилетнем возрасте, последующие годы детства и отрочества Марии прошли в мире и спокойствии. Девочка всегда была в прекрасных отношениях с матерью, а также хорошо ладила с ее вторым мужем, генералом от кавалерии Петром Ланским. Маша, как и все дворянские девочки той эпохи, получила отличное домашнее образование: она занималась музыкой, бегло общалась на нескольких иностранных языках, занималась рукоделием и с легкостью ездила верхом. Затем Мария окончила престижный Екатерининский институт и все-таки оказалась в высшем обществе, некогда сгубившем ее гениального отца.

Воспоминаний о Марии Александровне сохранилось немного. Все мемуаристы подчеркивали, что манеры женщины были необыкновенно изысканными, осанка прямой, как натянутая струна, и горделивой. Однако все современники также писали, что в общении Мария была совершенно простой, всегда приветливой, способной остроумно, но беззлобно пошутить в любой ситуации. Отдельно знакомые дочери Пушкина подчеркивали, что внешность девушки была поистине удивительной:

Редкостная красота матери смешивалась в ней с экзотизмом отца, хотя черты ее лица, может быть, были несколько крупны для женщины.

Мария в 28 лет

Именно такой – нестандартной, и оттого еще более прекрасной – Марию Александровну увидел и Лев Толстой. Он познакомился с наследницей великого поэта на одном из многочисленных светских ужинов. Свидетели судьбоносной встречи вспоминали, что Мария в первые же мгновения заинтересовала прозаика. Он начал осторожно спрашивать у соседей по столу, кто же эта дама с интересной внешностью и озорным взглядом. Когда же Толстому шепотом доложили, что перед ним Мария Александровна, дочь самого Пушкина, литератор произнес:

Да, теперь я понимаю, откуда у нее эти породистые завитки на затылке!

Когда же Лев Николаевич начал работать над романом «Анна Каренина», он представлял себе именно Марию Пушкину. Писателю захотелось, чтобы его героиня выглядела так же, как и наследница Александра Сергеевича. Сходство получилось потрясающим. Описание внешности Анны один в один совпадает с тем, как современники описывали наружность Марии:

На голове у неё, в черных волосах, своих без примеси, была маленькая гирлянда анютиных глазок и такая же на черной ленте пояса между белыми кружевами. Причёска её была незаметна. Заметны были только, украшая её, эти своевольные короткие колечки курчавых волос, всегда выбивающиеся на затылке и висках. На точёной крепкой шее была нитка жемчугу.

Толстой выбрал Марию Александровну только в качестве прообраза внешности Анны. Характер и судьбу своей героини он позаимствовал у других женщин. Однако жизнь Марии Пушкиной сложилась хоть и не столь трагически, как у Карениной, но все же довольно непросто.

Все начиналось превосходно: Марию назначили фрейлиной супруги Александра II. Девушка всегда купалась в мужском внимании, но замуж по тем мерках вышла очень поздно – в 28 лет. Мужем старшей дочери Пушкина стал Леонид Гартунг, генерал-майор, управляющий Императорскими конными заводами в Москве и Туле. Их брак длился почти два десятилетия и завершился страшной трагедией: муж Марии Александровны пустил себе пулю в лоб, после того как был несправедливо обвинен в хищении ценных бумаг. Он безумно боялся позора и общественного порицания, потому и предпочел смерть жизни. При супруге безутешной Марии нашли записку следующего содержания:

Клянусь всемогущим богам, что ничего не похитил и своих врагов прощаю.


Мария Пушкина в пожилом возрасте

У Марии и Леонида не было детей, да и во второй раз замуж вдова не вышла: не смогла предать память супруга. Она прожила до 86 лет в полном одиночестве и умерла в нищете, разоренная советской властью. Стоит отметить, что большевики все же собирались назначить Марии Александровне мизерную пенсию, однако пожилая женщина скончалась до того, как они успели это сделать. Несмотря на революцию, голод и стужу сухонькая старушка до последних дней своей жизни посещала святое для нее место – памятнику Пушкину на Тверском бульваре.

Невероятно реалистичными кажутся герои любимых кинофильмов и книг. Нам он напоминают добрых знакомых, а порой и нас самих. Еще более невероятным оказывается узнать, что наши любимые персонажи были «списаны» с конкретных людей. Авторы позаимствовали у них внешние черты, особенности поведения и характеров. Кто же впечатлил их и стал прообразом известных кино- и лит-персонажей?

Многие помнят из своего детства «Человека рассеянного с улицы Бассейной». Непрактичным, забывчивым и рассеянным был знакомый семьи Самуила Маршака академик Иван Каблуков. Он, преподавая студентам, мог запросто сказать вместо «физика и химия» – «химика и физия». В своем стихотворении поэт сначала хотел упомянуть настоящее имя своего героя, который путается даже в своей фамилии, называя себя Каблук Иванов.

Прототипом Доктора Хауса стал эксцентричный доктор Томас Болти. Сценаристов сериала заинтересовала эта личность, когда они узнали, что Болти вылечил страдающего более 40 лет от мигрени галериста, определив, что причиной его заболевания является отравление накопившимися в его организме тяжелыми металлами. На работу настоящий доктор добирается с помощью роликов, а его сотрудники называют Томаса «детектива медицины», беря во внимание талант, эрудицию и интуицию врача. Кстати, настоящий доктор не в восторге от своего киношного персонажа и , не приемля его наглость хамоватость, которые он использует при лечении пациентов.

В «Портрете Дориана Грея» нашел отражение реально существующий поэт того времени Джон Грей. С ним Оскар Уайльд познакомился в 80-х годах 19 века. Молодой аристократ обладал умом, красотой и амбициозностью. Эти черты присущи и персонажу романа. Поэт, посвятившего юность и молодость богемной жизни, часто называли именем его прототипа – вместо Джона Дорианом.

Знаменитый Шерлок Холмс тоже имеет свой «источник». У Конана Дойла в университете был преподаватель Джозеф Белл. Он обладал орлиным носом, пытливым умом и незаурядной интуицией. Профессор мог точно определять род занятий и место нахождения пациентов, используя метод дедукции. Студенты часто бывали свидетелями, как их преподаватель «раскрывал» незнакомых ему людей, призывая делать то же самое и своим ученикам.

О том, кто мог быть в жизни Джеймсом Бондом, спорят долго и много. Автор персонажа, Ян Флеминг, тоже был разведчиком, так что в своем герое он отразил и часть самого себя, утверждая, что Агент 007– собирательный образ. Многие согласны с этим мнением, но есть предположения, не лишенные оснований, что Джеймс Бонд «срисован» с эрудированного и невероятно обаятельного «короля шпионов» Сиднея Рейли. Он отлично владел 7 или 8 языками, умел манипулировать людьми и обожал женщин. На счету разведчика нет ни одного проваленного задания, среди которых разрабатывалось и покушение на В. Ленина.

Питера Пэнаписатель Джеймс Барри «открыл» в сыне своих друзей – четырехлетнем Майкле Девисе. У него он позаимствовал характер и манеры даже очные страхи, мучавшие активного, но чувствительного ребенка.

В основе фильма «Волк с Уолл-стрит» и его главного героя лежит книга мемуаров брокера Джордана Белфорта, проводившего свою жизнь, то взлетая вверх, то падая вниз. Его арестовывали по обвинению в мошенничестве с ценными бумагами, но никакие трудности не могли сломить уверенность Джордана в успехе. Своим талантом брокер поделился в 2 книгах, организуя семинары, где выступал в качестве мотиватора.

Почитателей Льва Толстого трудно будет удивить информацией, что прототипом его была дочь Пушкина Мария Александровна, в замужестве Гартунг. Восточный налет во внешности и характере Марии, так свойственный ее великому отцу, проницательный ум, женственность и аристократическая непринужденность присущи как героине романа, так и Марии Александровне Гартунг. Толстой будто предчувствовал трагическую судьбу своей протеже.


К дню рождения Льва Толстого


Анжела Джерих "Анна Каренина"

1. В первоначальных редакциях романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина» он был озаглавлен «Молодец-баба». А его героиня была нарисована как физически, внешне, так и душевно, внутренне, непривлекательной. Намного симпатичнее выглядел ее муж.

2. Фамилия Каренин происходит от «каренон» по-гречески (у Гомера) - «голова». Сын Льва Толстого так написал об этом: «Не потому ли он дал такую фамилию мужу Анны, что Каренин - головной человек, что в нем рассудок преобладает над сердцем, то есть чувством?».

3. Фамилии и имена некоторых других героев изменены по сравнению с первоначальными. Так, имя героини сначала было Нана (Анастасия), а Вронский носил фамилию Гагин.

4. Замысел романа. Задолго до написания "Анны Карениной" Толстой узнал о семейной драме своих близких знакомых: Мария Алексеевна Сухотина, сестра приятеля Толстого Д.А.Дьякова, разошлась со своим мужем и вторично вышла замуж. Этот случай был исключительный по тем временам, и мы знаем, что, по ранним вариантам, Анна получила развод и вторично вышла замуж. За год до начала работы Толстого над "Анной Карениной", в 1872 г. бросилась под поезд близ Ясной Поляны Анна Степановна Пирогова, покинутая любовником, соседом Толстого А.Н. Бибиковым. Толстой видел изуродованный труп, и это событие произвело на него тяжелое впечатление. Обе
семейные драмы не могли не послужить материалом для толстовского романа.

5. Прототипы героев:
Константин Левин - сам автор (фамилия, возможно, производная от имени Лев)

Китти - жена писателя и отчасти К.П.Щербатова

Николай Левин - брат Толстого Дмитрий (его образ, нарисованный в "Воспоминаниях" Толстого, во многом совпадает с образом Николая Левина).

Облонский - московский губернатор В.С.Перфильев и отчасти Д.Д.Оболенский (посаженым отцом на свадьбе Толстого был В. С. Перфильев, а у Левина Облонский).

Анна Каренина - для внешнего облика Анны Толстой воспользовался некоторыми чертами внешности дочери Пушкина М. А. Гартунг, которую однажды встретил в гостях в Туле.

А.А. Каренин - возможно С. М. Сухотин, с которым развелась жена;

Вронский - Н.Н. Раевский, внук прославленного генерала, героя 1812 года, чей подвиг Толстой описал на страницах "Войны и мира".

6. В романе Анна бросилась под поезд на подмосковной станции Обираловка. В советское время этот посёлок стал городом и был переименован в Железнодорожный.

7. В начальном варианте романа эпиграф выглядит иначе: "Отмщение Мое".

8. В общественных науках используется так называемы «принцип Анны Карениной», основанный на известном афоризме, открывающем роман: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Все смешалось в доме Облонских».

9. У романа – огромное количество экранизаций. Около 30-ти. К примеру:

1910 - Германия.
1911 - Россия. Анна Каренина (режиссёр и сценарист Морис Метр, Москва)
1914 - Россия. Анна Каренина (режиссёр и сценарист Владимир Гардин)
1915 - США.
1918 - Венгрия.
1919 - Германия.
1927 - США. Любовь (режиссёр Эдмунд Гулдинг). Анна Каренина - Грета Гарбо
3вуковое кино:
1935 - США. Анна Каренина (режиссёр Клэренс Браун). Анна Каренина - Грета Гарбо
1937 - Россия. Фильм-спектакль (режиссёры Татьяна Лукашевич, Владимир Немирович-Данченко, Василий Сахновский)
1948 - Великобритания. Анна Каренина (режиссёр Жюльен Дювивье). Анна Каренина - Вивьен Ли
1953 - СССР. Анна Каренина (режиссёр Татьяна Лукашевич). Анна Каренина - Алла Тарасова
1961 - Великобритания. Анна Каренина (ТВ). Анна Каренина - Клер Блум
1967 - СССР. Анна Каренина (режиссёр Александр Зархи). Анна Каренина - Татьяна Самойлова
1974 - СССР. Анна Каренина (фильм-балет). Анна Каренина - Майя Плисецкая
1985 г. - 3-я экранизация в США: Анна Каренина / Anna Karenina, Режиссёр: Саймон Лэнгтон.
1997 г. - 7-я экранизация в США: Анна Каренина / Anna Karenina, Режиссёр: Бернард Роуз
2007 г. - Россия, режиссёр Сергей Соловьев, 5-серийный
2012 г. – Великобритания, режиссер Джо Райт

10. В одном из вариантов экранизации (американский фильм «Любовь» 1927 года по мотивам «Анны Карениной») существует два разных финала - альтернативная счастливая развязка о воссоединении Анны и Вронского после смерти Каренина, предусмотренная для проката в США, и традиционная трагическая для проката в Европе.

А вы знаете ещё какие-нибудь интересные факты???

Сохранено

Прототипом Анны Карениной была старшая дочь Александра Сергеевича Пушкина Мария Гартунг. Необыкновенная изысканность манер, остроумие, обаятельность и красота отличали старшую дочь Пушкина от остальных женщин того времени. Мужем Марии Александровны был генерал-майор Леонид Гартунг - управляющий Императорским конным двором. Правда, дочь Пушкина, послужившая прототипом Толстому , ни под какой поезд не бросалась. Толстого она пережила почти на десятилетие и скончалась в Москве 7 марта 1919 года в 86-летнем возрасте. С Толстым она познакомилась в Туле в 1868 году, и тут же стала объектом его домогательств. Однако, получив от ворот поворот, Толстой уготовил списанной с неё героине несчастную судьбу, и когда в 1872 году в окрестностях Ясной Поляны под поезд из-за несчастной любви бросилась некая Анна Пирогова, Толстой решил, что час пробил.

Супруга Толстого Софья Андреевна и его сын Сергей Львович вспоминали, что в то утро, когда Толстой начал работать над «Анной Карениной» , он случайно заглянул в томик Пушкина и прочел неоконченный отрывок "Гости съезжались на дачу...". "Вот как надо писать!" - воскликнул Толстой. В тот же день вечером писатель принес жене рукописный листок, на котором имелась хрестоматийная ныне фраза: "Все смешалось в доме Облонских". Хотя в окончательной редакции романа она стала второй, а не первой, уступив место "всем счастливым семьям", как известно, похожим друг на друга...
К тому моменту писатель уже давно вынашивал мысль сочинить роман об отвергнутой обществом грешнице. Свое произведение Толстой окончил в апреле 1877 года. В том же году оно стало публиковаться в журнале «Русский вестник» ежемесячными порциями - вся читающая Россия сгорала от нетерпения, ожидая продолжения.

Фамилия Каренин имеет литературный источник. «Откуда фамилия Каренин? — пишет Сергей Львович Толстой. — Лев Николаевич начал с декабря 1870 г. учиться греческому языку и скоро настолько освоился с ним, что мог восхищаться Гомером в подлиннике… Однажды он сказал мне: «Каренон — у Гомера — голова. Из этого слова у меня вышла фамилия Каренин».
Согласно сюжету романа Анна Каренина , осознав, как тяжела, беспросветна ее жизнь, как бессмысленно ее сожительство с любовником графом Вронским, бросается следом за Вронским, надеясь еще что-то ему объяснить и доказать. На вокзале, где она должна была сесть в поезд, чтобы ехать к Вронским, Анна вспоминает свою первую встречу с ним, тоже на вокзале, и как в тот далекий день какой-то обходчик попал под поезд и был раздавлен насмерть. Тут же Анне Карениной приходит в голову мысль, что из ее ситуации есть очень простой выход, который поможет ей смыть с себя позор и развяжет всем руки. И заодно это будет отличный способ отомстить Вронскому, Анна Каренин а бросается под поезд.
Могло ли произойти это трагическое событие на самом деле, в том самом месте, который описывает в своем романе Толстой ? Станция Железнодорожная (в 1877 году вокзал IV класса) небольшого города с одноименным названием в 23 километрах от Москвы (до 1939 года - Обираловка). Именно в этом месте произошла жуткая трагедия, описанная в романе «Анна Каренина» .
В романе Толстого так описывается сцена самоубийства Анны Карениной : "...она не спускала глаз с колес проходящего второго вагона. И ровно в ту минуту, как середина между колесами поравнялась с нею, она откинула красный мешочек и, вжав голову в плечи, упала под вагон на руки и легким движением, как бы готовясь тотчас же встать, опустилась на колена".

В действительности же Каренина не могла этого сделать так, как рассказал об этом Толстой . Человек не может оказаться под поездом, падая в полный рост. В соответствии с траекторией падения: падая, фигура упирается головой в обшивку вагона. Единственный способом остается - встать на колени перед рельсами и быстро сунуть голову под поезд. Но вряд ли бы это стала делать такая женщина, как Анна Каренина .

Несмотря на сомнительную (не касаясь, конечно, художественной стороны) сцену самоубийства, писатель тем не менее выбрал Обираловку не случайно. Нижегородская дорога была одной из основных промышленных магистралей: здесь часто ходили тяжело груженные товарные поезда. Станция была одной из крупнейших. В XIX веке эти земли принадлежали одному из родственников графа Румянцева-Задунайского. По справочнику Московской губернии за 1829 год в Обираловке было 6 дворов с 23 крестьянскими душами. В 1862 году здесь была проложена железнодорожная магистраль от существовавшего в те времена Нижегородского вокзала, который стоял на пересечении Нижегородской улицы и Рогожского вала. В самой Обираловке протяженность запасных путей и разъездов составляла 584,5 сажени, имелось 4 стрелки, пассажирское и жилое здание. Ежегодно станцией пользовались 9 тысяч человек, или в среднем 25 человек в день. Пристанционный поселок появился в 1877 году, когда был опубликован и сам роман «Анна Каренина» . Теперь же от прежней Обираловки на нынешней Железке ничего не осталось

Думаю, что сюжет романа "Анна Каренина" был взят из жизни самого Л. Толстого, но Анна - выдумка, литературный персонаж, миф.

Лев Николаевич сконструировал характер Анны, вылепив его как Пигмалион Галатею или как Пракситель - Афродиту. Но еще он описал свою современницу, иначе не было бы такого неугасающего интереса к роману. Это почти роман-репортаж. Недаром возникла легенда, что сюжет взят из газеты. На самом деле не одна только заметка о несчастном случае была всему причиной. Предпосылкой написания романа, утверждают литературоведы, было и чтение пушкинского отрывка "Гости собирались на дачу", и другие события.

Трагедия Анны Карениной это прежде всего трагедия самого Льва Толстого. И роман "Анна Каренина", и повесть "Семейное счастье" Лев Николаевич писал на основе опыта своей семейной жизни. В повести "Крейцерова соната" Толстой так и вовсе изложил истории влюблённости его жены Софьи Андреевны в друга их дома композитора Александра Сергеевича Танеева.

Лев Толстой был человеком влюбчивым. Ещё до женитьбы у него случались многочисленные связи блудного свойства. Сходился он и с женской прислугой в доме, и с крестьянками из подвластных деревень, и с цыганками. Даже горничную его тётушки невинную крестьянскую девушку Глашу соблазнил. Когда девушка забеременела, хозяйка её выгнала, а родственники не захотели принять. И, наверное, Глаша бы погибла, если бы её не взяла к себе сестра Толстого. (Возможно, именно этот случай лёг в основу романа «Воскресенье»).

Толстой после этого дал себе обещание: «У себя в деревне не иметь ни одной женщины, исключая некоторых случаев, которые не буду искать, но не буду и упускать».
Но преодолеть искушение плоти он не мог. Однако после сексуальных утех всегда возникало чувство вины и горечь раскаяния.
Когда жена не могла делить с мужем супружеское ложе, Толстой увлекался либо очередной горничной, либо кухаркой, или посылал в деревню за солдаткой.

Позже, оправдывая себя устами Стивы в романе «Анна Каренина», Лев Толстой признаётся: «Что ж делать, ты мне скажи, что делать? Жена стареется, а ты полон жизни. Ты не успеешь оглянуться, как ты уже чувствуешь, что ты не можешь любить любовью жену, как бы ты ни уважал её. А тут вдруг подвернётся любовь, и ты пропал, пропал!»

Если Левина Толстой писал с себя, то прообразом Каренина стал обер-прокурор Синода Константин Петрович Победоносцев, у которого, по слухам, была схожая семейная ситуация. Исполнитель роли Каренина Олег Янковский даже внешне похож на него, особенно когда одевает очки.

Толстой писал, что Каренин был стариком. Хотя по нынешним меркам он ещё молод – ему всего 44 года. Анне около 26-27 лет. У неё 8-летний сын. В те времена в России она уже не считалась молодой женщиной. Девушки на выданье были 16-17-летние, так что для 70-х годов 19 века Анна – женщина зрелая, мать семейства, а Вронский был очень молод.

Считается, что внешне Анна Каренина списана с дочери Пушкина Марии Гартунг.

У Толстого нет ни одного упоминания о возрасте Анны. Каренину было 44. Стива говорит, что это была ошибка, то, что Анна вышла за мужчину, старше её на двадцать лет.

И в заключении хочется сказать, что роман Толстого не заканчивается смертью главной героини, там есть еще часть, посвященная поискам правды Константином Левиным. Это любопытно - произведение, названное "Анна Каренина" не Анной начинается и не ею заканчивается. Ведь жизнь многообразна, и Толстой предлагает нам искать и находить себя в этом многообразии.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то