Педагогическое общение: понятие, структура, функции. Стили педагогического общения

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Функции педагогического общения
Рубрика (тематическая категория) Педагогика

В силу своей многоликости педагогическое общение полифунк­ционально. Рассматривают следующие функции педагогического общения˸

1. Информативная функция состоит в отборе и передаче учи­телем информации, которая определена учебными планами и програм­мами.

2. Нормативная функция заключена в освоении учащимися норм морали и права через усвоение основ нравственного поведения, образцов соответствующих действий, поступков, способов регулирования взаимо­отношений между людьми.

3. Познавательная функция выражается в направленности активно­сти воспитанников, в формировании у них приемов и средств аргумента­ции, доказательства, объяснения, облегчающих в процессе взаимодейст­вия людей понимания мыслей и идей друг друга, способствующих коор­динации знаний, которые дети получают в общении со сверстниками и педагогами.

4. Коммуникативная функция предполагает установление межлич­ностных связей и взаимодействий воспитанников в микрогруппах, пер­вичных коллективах, объединениях, установление контактов между кол­лективами детей и взрослых.

5. Регулятивная функция состоит в установлении различных форм и средств стимулирования положительных поступков нравственно­го поведения, а также торможения и устранения негативных.

6. Воспитательная функция общения состоит в показе и развитии у воспитанников способов и форм сотрудничества и взаимодействия, в выработке у них культуры умения общаться на базе уважения к дос­тоинству личности другого человека.

Функции педагогического общения

(по В.Ю. Питюкову)

I. ʼʼОткрытиеʼʼ ребенка на общение , которая позволяет создать младшему школьнику комфортные условия в игровой, учебной, трудо­вой деятельности, предоставляя ему возможность проявить себя. Она воплощается с помощью разнообразных операций, из которых мы рас­смотрим лишь некоторые˸

1. Выбор пластической позы. Пластическому образу учителя соот­ветствует открытая поза, опущенные руки с раскрытыми ладонями, на­клон тела вперед.

2. Подача информации с позиции ʼʼМыʼʼ. Устранение физического, социального и терминологического барьеров позволяет учителю вы­страивать свое общение с воспитанниками с позиции ʼʼМыʼʼ˸ ʼʼМы начи­наем изучение новой темы...ʼʼ, ʼʼНам необходимо ещё раз вернуться к решению этой задачиʼʼ, ʼʼПодумаем вместеʼʼ.

3. Установление личного контакта. Для установления такого кон­такта с младшими школьниками воспитатели использовали различные способы˸ вербальный, визуальный, тактильный .

Вер­бальный контакт устанавливался при помощи слов. Для педагогов стало нормой употребление не прямых требований, а приглашений, просьб, советов, пожеланий. Очень важными становились обращения к детям по именам, использование разнообразных формул вежливости˸ ʼʼПожалуй­стаʼʼ, ʼʼБудь добрʼʼ, ʼʼИзвинитеʼʼ, ʼʼПрошу прощенияʼʼ и т.д. В общении с учащимися учителя использовали глаголы сослагательного наклонения˸ ʼʼПочему бы тебе не решить задачу другого варианта?ʼʼ, ʼʼМожет быть, тебе удобнее читать вслух?ʼʼ, вопросительные предложения с частицей ʼʼлиʼʼ или со словами ʼʼможноʼʼ, ʼʼсоветуюʼʼ, ʼʼпрошуʼʼ, ʼʼрекомендуюʼʼ, ʼʼжелательноʼʼ˸ ʼʼнельзя ли сказатьʼʼ, ʼʼсоветую писать в столбикʼʼ, ʼʼпрошу выучить стихотворение к пятницеʼʼ, ʼʼне трудно ли тебе принести тет­радьʼʼ. Для организации совместной деятельности они применяли глаго­лы первого и второго лица множественного числа˸ ʼʼА теперь давайте от­кроем учебники...ʼʼ, ʼʼПрочитайте это стихотворение в паре друг другуʼʼ. Для установления личного контакта был важен обмен вопросами о здо­ровье, настроении, погоде, который позволял педагогу и школьникам присмотреться друг к другу, почувствовать эмоциональное состояние и найти нужный стиль общения.

Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет «учить» и «воспитывать», вместе с тем отвечая за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть Педагогом, Учителем, Воспитателем. Достойное выполнение профессионального педагогического долга требует от человека принятия ряда обязательств: объективно оценивать собственные возможности; владеть общей культурой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия, представления, внимания), культурой поведения, общения; уважать, знать и понимать ученика, являясь организатором учебной деятельности обучаемых, выступая в качестве партнера и человека, облегчающего педагогическое общение.

Сущность и особенности педагогического общения раскрываются в трудах педагогов и психологов А.А. Бодалева, А.А. Леонтьева, Н.В. Кузьминой, В.А. Кан-Калика, Я.Л. Коломинского, II.А.Зимней, А.А. Реана и других.

Профессионально-педагогическое общение, как утверждает Д.А. Лобанов, представляет собой взаимодействие учителя-воспитателя со своими коллегами, учащимися и их родителями, с представителями органов управления образованием и общественности, осуществляемое в сфере его профессиональной деятельности; оно выходит за пределы контакта «учитель--ученик» и предполагает взаимодействие педагога с другими субъектами педагогического процесса.

«Педагогическое общение, -- отмечает А.А.Леонтьев, профессиональное общение преподавателя с учащимися на ypoке или вне его (в процессах обучения и воспитания), имеющее oопределенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива».

Педагогическое общение, по утверждению М.В. Булановой-Топорковой, это совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющий характер взаимодействия педагога и учащихся.

Таким образом, педагогическое общение -- это специфическая фирма общения, имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми

В педагогическом процессе реализуются коммуникативная, интерактивная и перцептивная функции, несущие в себе основные черты человеческого общения.

Функции общения

Педагогическое общение, по утверждению А.А. Лобанова, выполняет практически все основные функции общения, реализующиеся в повседневной жизни человека, и в то же время функции педагогического общения имеют только им присущие отличительные особенности.

Информационная функция заключается в передаче через общение определенной информации житейского, учебно-методического, поискового, научно-исследовательского и иного характера Реализация этой функции способствует трансформации накопленного жизненного опыта, научных знаний, обеспечивает процесс приобщения личности к материальным и духовным ценностям общества. В процессе обучения учитель выступает перед, учащимися как один из основных источников учебной информации в конкретной области науки, литературы, искусства или практической деятельности. Поэтому общение с учителем способствует трансформации соответствующей информации учащимся.

Воспитательная функция педагогического общения занимает центральное место в деятельности педагога, она предполагает приобщение учащегося к системе духовных ценностей, культуре общения с людьми.

Познание людьми друг друга. Педагогу необходимо знать индивидуальные качества; свойства физического, интеллектуального, эмоционального и нравственного развития каждого ученика, мотивацию к учению и труду; отношение к людям и самому себе. Но и учащимся также небезразлично, кто работает с ними, что представляет собой учитель как специалист и человек. Для них важно, кто и как общается с ними. Ведь именно через общение и совместную деятельность педагог и воспитанники познают друг друга.

Организация и обслуживание той или иной предметной деятельности: учебной, производственной, научной, познавательной, игровой. Вплетенное в конкретный вид деятельности общение выступает способом ее организации. Через него педагог получает информацию об эффективности организации познавательной практической деятельности учеников. Поэтому в педагогическом процессе общение играет особую роль: даже обслуживая какую-либо главную деятельность и как бы выполняя вспомогательную роль, оно существенно влияет на качество этой деятельности.

Приобщение инициатора общения к ценностям партнера. Данный процесс представляет собой самовоспитание, т.е. это процесс самоформирования инициатора общения, процесс созидания собственного «Я» через ориентацию на ценности другого человека.

Открытие ребенка на общение -- эту функцию педагогического общения выделяют в своих работах по педагогической технологии В. Ю.Питюков и Н.Е.Щуркова. Она проявляется в том, чтобы пробудить у ребенка желание к общению, снять психологические зажимы, избавить его от страха перед неизвестностью, повысить самооценку и уверенность в себе, а также убедить в положительном отношении к нему другого человека, в частности учителя.

Реализация этой функции связана с умением педагога «подать с детям, продемонстрировать свое расположение к ним, убедить в своих мирных намерениях и благородных помыслах.

  • 9. Функция соучастия помогает поддерживать партнера (в частности, ученика) в его выходе на общение. Важно уметь проявить интерес к ученику, научиться слышать своего собеседника, предложить ему свою помощь. Через соучастие учителю удается лучше понять внутренний мир ученика, для которого порой приходится раскрывать свой внутренний мир, транслировать ему свое «Я».
  • 10. Возвышение личности ученика. Реализация этой функции предполагает оказание такого влияния на воспитанника, которое способствует его восхождению к духовным новообразованиям. В результате общения с педагогом у школьника должно появиться желание стать добрее, решительнее, внимательнее к окружающим людям, стремление обладать многими другими положительными качествами и чертами характера.

Таким образом, в общении реализуется множество различных функций, каждая из которых имеет важное значение в профессиональной деятельности педагога.

Педагогическое общение рассматривается как профессиональное общение субъекта и объекта в учебном процессе и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата (А.А. Леонтьев).

Историческая сторона вопроса

Педагогическое общение можно рассматривать как «рапорт», т.е. установление близких межличностных отношений, основанных на высокой степени общности мыслей, интересов, чувств; установление доброжелательной, дружественной атмосферы между субъектом и объектом, максимально обеспечивающей эффективный процесс обучения и воспитания, интеллектуального и психического развития человека, сохраняющего индивидуальность и неповторимость личностных особенностей.
Рассматривая педагогическое общение, Я.А. Коменский видел в нем школу радости для детей и учителя. П.П. Блонский, А.В. Луначарский, С.Г. Шацкий (20-е годы) рассматривали коллективное сотрудничество как основу общения. А.С. Макаренко рассматривал общение учителя и учащихся как основанное на уважении и требовательности к воспитаннику. В.А. Сухомлинский педагогическое общение представлял как виртуозное владение словом как самым сильным источником воздействия на ум и сердце воспитанника. Он придавал особую важность сохранению детского доверия и уважения к слову учителя.
Белорусский классик Я. Купала рассматривал возможности поэтического общения как средства воздействия на чувства и сознание людей.
В 80-90-е годы в педагогике обозначился личностный подход, т.е. равенство позиций учителя и ученика в общении. Практика такого педагогического общения характерна для целой плеяды педагогов-экспериментаторов (В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина, С.Н. Лысенковой и др.), ученых-педагогов, психологов (Ш.А. Амонашвили, А.А. Леонтьева, И.И. Рыдановой и др.).
Процессы демократизации, гуманитаризации образования и гуманизации школы и всего общества обусловили поворот к личности ребенка, способной к саморазвитию и самоорганизации жизни, достойной Человека. Педагогическое общение призвано обеспечить глубокое уважение к личности ребенка как к потенциальному носителю разумного, духовного, творческого и осуществляться на уровне детского восприятия и понимания, обеспечивать демократизацию отношений и личности, ее саморегуляцию, условия быть как объектом, так и субъектом собственного воспитания и развития, духовного совершенствования и возвышения.
Можно отметить исторически обусловленное изменение целей и задач педагогического общения как социально-педагогического процесса.
Педагогическое общение имеет ряд функций, отражающих его содержание и обусловленных ему присущими закономерностями, ролью в педагогическом процессе, изменениями в социально-экономической и политической сфере общества, реформированием школы.

Восприятие и понимание личности ученика учителем

Восприятие и понимание личности ученика учителем (педагогом) - это познание его физических состояний и духовного мира, возрастных и индивидуальных, национальных, психических и других различий, проявления сензитивности и психических новообразований. Понятия, формирующиеся у учителя, способствуют регуляции его поведения и деятельности в отношении учащихся. На основе действия механизмов обратной информации он получает знания об объекте общения, о протекании общения, что и обеспечивает ему поиск новых, более совершенных способов общения.
Повышение уровня понимания детей способствует выбору видов и количества педагогических воздействий, число которых уменьшается, а качество возрастает; увеличивает качество положительных оценочных воздействий и уровень педагогической оценки личности учащегося независимо от типа успеваемости.
Понимание личности ученика учителем создает атмосферу заинтересованного к нему отношения и доброжелательности, помогает в определении перспектив развития личности и их регуляции.
Функцию восприятия и понимания личности ученика учителем можно рассматривать как важнейшую.

Информационная функция

Информационная функция обеспечивает реальный психологический контакт с учащимися, процесс познания, взаимопонимания, обмен материальными и духовными ценностями; формирует положительную мотивацию успехов в учебной деятельности и самовоспитании, в становлении личности, совместный познавательный поиск решений, обратную информацию об общении, развитие познавательной направленности личности; устраняет психологические барьеры; содействует установлению межличностных отношений в коллективе. Информационная функция предусматривает организацию индивидуального, группового и коллективного общения. Организация индивидуального общения способствует более быстрому познанию личности, воздействию на ее сознание, действие и поступки, поведение, а также на их изменение и коррекцию.

Организация деятельности

Функция организации деятельности способствует развитию организационных и организаторских качеств личности, коммуникативных, гностических, функциональных и других способностей и умения детей через активное участие в роли исполнителя или организатора в системе субъектно-объектных отношений.

Нормативная функция

Нормативная. Направлена на совершенствование поведенческо-правовой, нравственной и эстетической основы личности. В процессе общения учащиеся получают разноаспектную нравственно-эстетическую информацию. Она помогает им усваивать и вырабатывать моральные понятия, нормы и принципы, способствует развитию социальной активности и представлений о социально-правовой сфере общества, учит правильно ориентироваться в жизни, определять грань между дозволенным и запрещенным, выбирать разрешенные законом (цивилизованные) пути и средства защиты своих прав, свобод, интересов.
В основе этой функции лежит усвоение правовых знаний, конкретных норм права, формирование оценочных отношений и правовой культуры учащихся. Нормативная функция способствует соблюдению школьниками правил поведения в школе и за ее пределами, дает возможность осознанно и уважительно относиться к законам государства, своим отношением и поведением укреплять законность и порядок.

Регулятивная

Предусматривает выбор и применение форм, средств, методов, приемов контроля достижений и недоработок учащихся с целью корректировки их обучения и воспитания. Действенность функции зависит от профессиональных умений учителя применять соответствующие средства, методы, приемы контроля, требования, соответствующие педагогической ситуации.
Педагогические требования бывают различными. Важно их соответствие возможностям детей: справедливость требований, педагогически оправданная форма их предъявления (не унижающая достоинства), систематичность контроля после предъявления требований. Их выполнение всегда связано с качеством и объемом выполнения. Поэтому регулирование деятельности и поступков всегда связано с системным применением поощрения и наказания, словесной оценкой (одобрение или осуждение).

Обмен ролями

Обмен ролями предоставляет возможность войти в социальную роль, состояние другого человека, осознать, прочувствовать позицию другого человека, приобрести его опыт действий и деятельности. Обмен ролями- это функция общения, направленная на социализацию личности школьника через смену социальных ролей. Смена ролей приводит к изменению проявлений личности, адекватному восприятию и пониманию других людей.

Сопереживание

Сопереживание - уподобление эмоционального состояния субъекта состоянию другой личности (или социальной группы). Помогает развивать эмоциональную чувствительность учащихся, осознавать причины и природу эмоциональных состояний других людей и целых коллективов, обеспечивает учителю выявление эмоциональных потребностей учащихся с целью их удовлетворения. Формирует способность стать на позицию, точку зрения другого человека, нормализует отношения в коллективе. В основе сопереживания лежит эмоциональная идентификация, когда индивид как бы ставит себя на место другого человека, и гуманное отношение к личности другого.
Умение учителя сопереживать помогает понять внутренний мир ребенка, его личностную позицию для обеспечения гармоничного взаимодействия, как бы исходя от инициативы объекта общения.

Самоутверждение

Самоутверждение обеспечивает ребенку веру в собственные физические и интеллектуальные силы, осознание своего «я», инициирование духовной силы, стимулирует его творческие способности, формирует адекватную самооценку, ставит приоритетные, значимые ориентиры его самоопределения и будущих самостоятельных действий. Способствует реализации стремлений ребенка к высокой оценке и самооценке своих личностных достижений. В структуре потребностей человека самоутверждение может занимать как рядовое, так и доминирующее положение.
Формирование самоутверждения базируется на способах самоутверждения (путем реальных достижений или путем созидания видимости достижений) и зависит от характера и содержания притязаний личности, ее возможностей и способностей. В организованном процессе общения самоутверждение личности строится путем создания условий для ее реальных достижений.
Все многообразие функций общения не сводится только к рассмотренным нами. Но их реализация обеспечивает основную педагогическую направленность общения. Осознание их учителем, воспитателем поможет по-строить модель общения, обеспечивающую решение как коммуникативных, так и дидактических задач урока или воспитательного воздействия.

Педагогическое общение

Педагогическое общение - профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе.

Педагогическое общение - это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Роль общения в воспитательном процессе

Общение - один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Только в контакте со взрослыми людьми возможны усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирождённой возможности стать представителями человеческого рода. Недостаток и ограничение общения замедляют и обедняют развитие ребёнка.

Проблеме педагогического общения посвящено значительное количество исследований, анализ которых обнаруживает несколько аспектов в её изучении. Прежде всего это определение структуры и условий формирования коммуникативных умений педагога (В. А. Кан-Калик , Ю. Н. Емельянов, Г. А. Ковалев, А. А. Леонтьев и др.). В этом аспекте получили развитие методы активного социального обучения (АСО): ролевые игры, социально-психологические тренинги, дискуссии и др. С их помощью педагоги овладевают способами взаимодействия, развивают общительность. Другим направлением является исследование проблемы взаимопонимания между педагогами и обучаемыми (А. А. Бодалев , С. В. Кондратьева и др.). Они значимы в силу того, что контакт возможен только в условиях достаточно полного взаимопонимания между общающимися, достижение которого требует поиска определённых условий и приемов. Особую группу исследований составляют те, которые изучают нормы, реализуемые в педагогическом общении. Прежде всего это исследования по проблеме педагогической этики и такта (Э. А. Гришин, И. В. Страхов и др.).

Структура общения и функции общения

Структура общения:

  1. Коммуникативный компонент - обмен информацией между субъектами общения.
  2. Интерактивный компонент - общая стратегия взаимодействия: кооперация, сотрудничество и конкуренция.
  3. Перцептивный компонент - восприятие, изучение. Понимание, оценка партнёрами по общению друг друга.

Условия эффективности педагогического общения

Условия эффективности педагогического общения в общем виде сформулировал А. А. Бодалёв .

Качества личности учителя, значимые для продуктивного общения

Барьеры восприятия в общении

Стиль педагогического общения

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский (А. В. Петровский, Я. Л. Коломинский, А. П. Ершова, В. В. Шпалинский, М. Ю. Кондратьев и др.).

Виды стилей педагогического общения

  • Перспективные: общение на основе совместной творческой деятельности, общение на основе дружеского расположения.
  • Неперспективные: общение-устрашение, общение заигрывание.

В общении очень важно правильно определить дистанцию между воспитателем и воспитанниками. Дистанция - форма выражения отношения.

С помощью «языка действий» театральной режиссуры (П. М. Ершов , К. С. Станиславский) в педагогической деятельности можно выделить (для профессионально-осознанного освоения и/или тренировки-шлифовки) подтексты поведения (на основе «классификации словесных воздействий ») и параметры поведения: наступательность - оборонительность; деловитость - позиционность; дружественность - враждебность; сила (уверенность) - слабость (безвольность). Уверенное владение учителем своими поведенческими «подтекстами » и «параметрами» позволяет ему своевременно, позитивно и гуманистически решать разнообразные дисциплинарные проблемы , неизбежно возникающие по ходу урока.

Литература

  • Ершова А. П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. - 4-е изд., испр. и доп.- М., 2010.
  • Березовин Н. А. Проблемы педагогического общения. - Минск, 1989.
  • Добровин А. Б. Воспитателю о психогигиене общения. - М., 1987.
  • Ильин Е. Н. Искусство общения. - М., 1988.
  • Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987.
  • Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. - Ростов-на-Дону, 1997.
  • Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. - М., 1984.
  • Петровский А. В., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. - Ростов-на-Дону, 1993.
  • Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 576 с. Глава 23. с. 458-482.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Педагогическое общение" в других словарях:

    ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ. Взаимодействие педагогов и учащихся в процессе учебной деятельности, профессиональное по целям и задачам; направлено на повышение у обучаемых мотивации овладения предметом, вовлечение их в совместную познавательную… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ - специфич. межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в уч. воспитат. процессе. Общение неотъемлемый элемент пед. деятельности; вне его невозможно достижение целей обучения … Российская педагогическая энциклопедия

    Педагогическое общение - система многофункциональная. Педагог в своей деятельности выступает как источник информации, как организатор коллективной деятельности и взаимо отношений, при этом он развивает детей, обучает их и воспитывает. Оптимальное П. о. такое общение… … Педагогическое речеведение

    ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ - формирование сознания, организация деятельности и отношений учащихся; характеризуется целенаправленностью, сознательной постановкой цели, стремлением педагога решить в процессе и в результате общения определенные учебные, образовательные,… … Профессиональное образование. Словарь

    Педагогическое общение Словарь-справочник по педагогической психологии

    Педагогическое общение - специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно воспитательном процессе … Словарь по педагогической психологии

    Педагогическое общение и педагогическое взаимодействие - В широком смысле слова Пед. О. специфический вид О. преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессах обучения и воспитания), имеющее опр. пед. функции (А. А. Леонтьев); это «система органичного социально психол. взаимодействия педагога и …

    Педагогическое общение: конфликт и его виды - Педагогический конфликт (П. к.) столкновение несовпадающих или различно понимаемых педагогом и воспитуемым интересов, целей, позиций, мнений, взглядов, установок, отсутствие взаимопонимания между ними, а также между личностью и коллективом,… … Психология общения. Энциклопедический словарь

    Педагогическое общение: конфликт и способы его разрешения - В зависимости от факторов в поведении конфликтующих различают: 1) конструктивное поведение анализируется и находится причина конфликта, устраняются препятствия, мешающие достижению цели; отыскиваются новые пути достижения цели; 2) защитное… … Психология общения. Энциклопедический словарь

    Педагогическое общение: диалог и его виды - В Пед. О. диалог как обмен репликами, взаимосвязанными по содержанию мыслями суждениями между 2 и более людьми и как высшая форма О. особо важен. В диалоге как сложном речевом комплексе, в состав к рого входят цепи переплетающихся и параллельных… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Книги

  • Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса. Учебник и практикум для академического бакалавриата , Обухов Алексей Сергеевич. Цель данного учебника – помочь будущим школьным психологам овладеть навыками и компетенциями, благодаря которым они смогут выстраивать продуктивное общение всехучастников образовательного…

Педагогическое общение - система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств. На сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми. Превратить их в субъектов общения, помочь преодолеть разнообразные психологические барьеры, возникающие в процессе взаимодействия. Перевести детей из привычной для них позиции ведомых на позицию сотрудничества и превратить их в субъектов педагогического творчества. В этом случае педагогическое общение образует целостную социально-психологическую структуру педагогической деятельности.

Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Педагогическое общение - целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Кроме обычных функций, специфика педагогического общения порождает еще одну функцию социально-психологического обеспечения воспитательного процесса, организаторскую функцию взаимоотношений педагога с воспитуемыми и выступает как средство решения учебных задач.

В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения.

Стили общения

Что же такое стиль педагогического общения, в чем его своеобразие, как он формируется?

Об этом следует поговорить подробно.

Для продуктивной коммуникативной деятельности педагог должен знать, что общение пронизывает всю систему педагогического воздействия, каждый его микроэлемент.

Специфика педагогического общения обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями его субъектов. В процессе педагогического общения учитель прямо или косвенно осуществляет свои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. Стиль общения и руководства в существенной мере определяет эффективность обучения и воспитания, а также особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе.

На уроке педагогу необходимо овладеть коммуникативной структурой всего педагогического процесса, быть максимально чутким к малейшим изменениям, постоянно соотносить избранные методы педагогического воздействия с особенностями общения на данном этапе. Все это требует от учителя умения одновременно решать две проблемы:

  • 1. конструировать особенности своего поведения (свою педагогическую индивидуальность), своих отношений с учащимися, т. е. стиль общения;
  • 2. конструировать выразительные средства коммуникативного воздействия. Второй компонент постоянно меняется под влиянием возникающих педагогических и соответственно коммуникативных задач. В выборе системы выразительных средств коммуникации важную роль играет сложившийся тип взаимоотношений педагога с учащимися.

Можно выделить следующие характеристики общения в процессе педагогической деятельности:

  • * общая сложившаяся система общения педагога и учащихся (определенный стиль общения);
  • * система общения, характерная для конкретного этапа педагогической деятельности;
  • * ситуативная система общения, возникающая при решении конкретной педагогической и коммуникативной задачи.

Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся.

В стиле общения находят выражение:

  • * особенности коммуникативных возможностей учителя;
  • * сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;
  • * творческая индивидуальность педагога;
  • * особенности ученического коллектива. Причем необходимо подчеркнуть, что стиль общения педагога с детьми - категория социально и нравственно насыщенная. Она воплощает в себе социально-этические установки общества и воспитателя как его представителя.

Первое экспериментальное исследование стилей общения было проведено в 1938 году немецким психологом Куртом Левином.

Педагоги - психологи в наши дни выделяют много стилей педагогического общения, но остановимся на основных.

При авторитарном стиле характерная тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль выражается в том, что преподаватель значительно чаще своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. Бросается в глаза обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов группы и неаргументированное восхваление других. Авторитарный преподаватель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т. д. Задания и способы его выполнения даются преподавателем поэтапно. Характерно, что такой подход снижает деятельностную мотивацию, поскольку человек не знает, какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и что ждет впереди. Следует также заметить, что в социально - перцептивном отношении, как и в плане межличностных установок, поэтапная регламентация деятельности и ее строгий контроль свидетельствуют о неверии преподавателя в позитивные возможности учащихся. Во всяком случае, в его глазах учащиеся характеризуются низким уровнем ответственности и заслуживают самого жесткого обращения. При этом любая инициатива рассматривается авторитарным преподавателем как проявление нежелательного самоволия. Исследования показали, что такое поведение руководителя объясняется его опасениями потерять авторитет, обнаружив свою недостаточную компетентность: "Если кто-то предлагает нечто улучшить, построив работу по-другому, значит, он косвенно указывает на то, что я этого не предусмотрел". Кроме того, авторитарный лидер, как правило, субъективно оценивает успехи своих подопечных, высказывая замечания не столько по поводу самой работы, сколько относительно личности исполнителя. При автократическом стиле руководства учитель осуществляет единоличное управление руководством коллективом, без опоры на актив. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов. Учитель последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль над их выполнением. Авторитарному стилю руководства свойственны основные черты автократического. Но учащимся позволяют участвовать в обсуждении вопросов, их затрагивающих. Однако решение, в конечном счете, всегда принимает учитель в соответствии со своими установками.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то