«Девочка с персиками» история создания. «Девочка с персиками» Серова: история картины 

8 января 2015, 17:04

Верочка Мамонтова, конец 1880-х.

Персики были свои, выращенные в мамонтовской оранжерее садовником.
И девочка своя - самая живая, самая любимая.
"Абрамцевская богиня", как называли потом Верочку все - и художники, и родители.
Ее портрет Валентин Серов писал целых три летних месяца 1887 года, пока гостил у Саввы Мамонтова в Абрамцево.

Вера Мамонтова в домашнем спектакле в костюме Иосифа. 1880 год.
Писал с трудом: сначала еле уговорил попозировать дочь Саввы, 11-летнюю Верочку Мамонтову, а потом с трудом удерживал ее за столом - сидеть часами в жару, не шевелясь, у той получалось плохо.
Но портрет удался.

Он стал не только одной из лучших картин Серова, но и одним из самых известных портретов в русской живописи.
Никто не верил, что этому, никому не известному художнику, всего 22 года.
"Девочка с персиками" - начало славы Валентина Серова, его точка отсчета.
А как сложилась судьба девочки?

"Девушка с кленовой веткой". В.Васнецов, 1896 год
В этом же платье Вера венчалась с А.Д.Самариным

Через девять лет после "Девочки с персиками" еще один портрет Веры написал Виктор Васнецов, пообещав подарить ей его только в том случае, если она выйдет замуж за русского.

Вскоре подарок уже висел над письменным столом ее мужа: Вера вышла замуж за Александра Дмитриевича Самарина, будущего обер-прокурора Святейшего Синода (министра по делам церкви) и предводителя дворянства города Москвы.
Популярность его среди православных москвичей была так велика, что когда летом 1917 года в Москве избирали митрополита, среди кандидатов были: архиепископ Тихон Ярославский (позже избранный Патриархом) и мирянин Александр Самарин.

Вера Саввишна и Александр Дмитриевич Самарины, 1903 год. Италия, Рим, свадебное путешествие.

Венчались они в Москве на Поварской в церкви Бориса и Гл:) - это был приход Самариных, живших неподалеку. Позже церковь уничтожили большевики, сейчас на этом месте часовня – прямо рядом с выходом из метро "Арбатская".

Радовались за них все – молодые давно любили друг друга, но пожениться смогли только после смерти отца Александра Дмитриевича, который долгие годы не давал согласие на его брак с Верой.
Поселились молодожены в своем имении неподалеку от села Аверкиево Павло-Посадского района. А в апреле 1904 года у Самариных появился первенец, Юрочка.

Вера Саввишна Самарина (Мамонтова) с сыном Юрием, 1904 год.

В августе 1905 года родилась дочь Лиза, в мае 1907 года - второй сын, Сергей.
А 27 декабря 1907 года Вера Саввична внезапно умерла от скоротечного воспаления легких. Сгорела за три дня. Собирались на Рождество всей семьей в Абрамцево, остановились проездом в своем московском доме на Поварской и…

Панихида по Вере Саввишне, 1908 год.

Похоронили ее в любимом Абрамцеве, около церкви Спаса Нерукотворного.
Вере было всего 32 года.

Все заботы о детях взяла на себя ее сестра Александра Саввишна. Вот она на фото, первая слева. Рядом Савва Мамонтов с детьми Веры - Сережей, Лизой и Юрием. Италия, 1910 год.

Александр Дмитриевич пережил Веру на 25 лет. Больше он никогда не женился.
В память о любимой жене Самарин построил храм Живоначальной Троицы в селе Аверкиево, недалеко от их усадьбы.

Храм Живоначальной Троицы в селе Аверкиево, архитектор Башкиров .

В 30-е годы храм был закрыт и разграблен и все годы советской власти использовался как подсобное помещение, в том числе для хранения различных химических удобрений. Сейчас усилиями прихожан, спонсоров и меценатов храм почти восстановлен.

А.Д.Самарин с дочерью Лизой в якутской ссылке, 1926 год.

Сам Александр Дмитриевич погиб в ГУЛАГе в 1932 году.
Все годы якутской ссылки с ним провела его дочь, Лиза.

Картина Вал.А. Серова. Создана в 1887 г., находится в Третьяковской галерее. Размеры 91 × 85 см. На портрете изображена Вера Мамонтова, двенадцатилетняя дочь купца* и известного мецената С.И. Мамонтова. Серов написал картину в имении Мамонтова… … Лингвострановедческий словарь

I Серов Александр Николаевич , русский композитор, музыкальный критик. Родился в семье чиновника. В 1835 1840 обучался в Училище правоведения, где сблизился с В. В. Стасовым. В 1840 1868… … Большая советская энциклопедия

- (1865 1911), русский живописец. Учился в детстве у И. Е. Репина (в Париже и в Москве) и в петербургской АХ (1880 85) у П. П. Чистякова. Преподавал в МУЖВЗ (1897 1909); среди учеников П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С.… … Художественная энциклопедия

- (Мамонтовский кружок), неформальное объединение русской творческой интеллигенции (художников, музыкантов, театральных деятелей, учёных). Действовал в 1870 90 х гг. в Абрамцево– усадьбе предпринимателя и мецената С. И. Мамонтова. В. А. Серов.… … Художественная энциклопедия

- (1865 1911), живописец и график. Сын А. Н. Серова. Член Товарищества передвижных художественных выставок, «Мира искусства». Жизненной свежестью, богатством пленэрного колорита отличаются ранние произведения («Девочка с персиками», 1887; «Девушка … Энциклопедический словарь

Валентин Серов Автопортрет Дата рождения … Википедия

Серов, Валентин Александрович - В.А. Серов. Девочка с персиками. 1887. Третьяковская галерея. СЕРОВ Валентин Александрович (1865 1911), живописец и график. Сын А.Н. Серова. Передвижник. Член Мира искусства. Жизненной свежестью, богатством пленэрного колорита (смотри Пленэр)… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Серов Вал. Ал-др. - СЕРОВ Вал. Ал др. (1865 1911) живописец, график. Сын композитора А. Н. Серова. Учился в детстве у И. Е. Репина, в Петерб. АХ у П. П. Чистякова (1880 85). Много путешествовал по Зап. Европе. В творчестве С. удачно соединилось демократич. начало… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

1. СЕРОВ Александр Николаевич (1820 71), композитор и музыкальный критик. Оп. Юдифь (1862), Рогнеда (1865), Вражья сила (1871; завершена женой В. С. Серовой и Н. Ф. Соловьёвым). Один из основоположников русской музыкальной критики. Яркую… … Русская история

Валентин Серов Автопортрет Дата рождения: 1865 Дата смерти: 1911 Национальность: русский … Википедия

Книги

  • , Т. В. Иовлева. Блокнот для записей входит в серию "Eco Notebook" - эко-проект издательства "Фолио" . В издании блокнота использована белая бумага. Листы не разлинованы, издание дополнено атласным ляссе…
  • Валентин Серов. Девочка с персиками. Блокнот , Т В. Иовлева. Блокнот для записей входит в серию "Eco Notebook" - эко-проект издательства "Фолио" . В издании блокнота использована экологичная крафт-бумага - продукт вторичной переработки сырья. Листы не…

Широко известна картина В. А. Серова "Девочка с персиками", но не всем известна история и судьба девочки на картине.

Вера для Абрамцевского кружка была воплощением чистоты и красоты, еще с детства. Когда скульптор М.М. Антокольский впервые увидел Веру в 1880-е годы он назвал её "абрамцевской богиней", а потом неизменно спрашивал в письмах: "Как поживает абрамцевская богиня?"

Вера нежно любила свою семью и, где бы она ни была, всегда мечтала: "Ах, как будет хорошо, когда мы вернёмся и вместе будем жить в Абрамцеве, будем гулять, кататься верхом, вообще будем наслаждаться тем, что мы вместе". Ее образ отразился во многих картинах художников абрамцевского кружка. Она улавливается в Васнецовской "Аленушке".


Вера 1880 г.

В костюме Иосифа, 1880 г.

Спустя несколько лет, 1884 году, Виктор Васнецов вновь пишет Веру в русском национальном костюме, называя свою новую картину "Боярышня".

Но самым известным остается картина В.А. Серова "Девочка с персиками" 1887 года. Серов с детства был был дружен со всеми детьми Мамонтовых, особенно - с их дочерьми Верой и Шурой,вместе они проводили много времени в Абрамцево и портрет написан в столовой этой усадьбы. В момент создания картины Вере было двенадцать лет. По рассказам М.В. Нестерова, замысел портрета родился так: "Верушка оставалась после обеда за столом, все ушли, и собеседником её был до крайности молчаливый Серов. Он после долгого созерцания попросил у неё дать ему десять сеансов, но их оказалось мало, и он проработал целый месяц", закончив картину уже осенью, что отражают желтые кленовые листья.

Позже Валентин Александрович вспоминал: «Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти, уж очень хотелось свежести живописи, при полной законченности, вот как у старых мастеров».

Всеволод Мамонтов вспоминал: "Только благодаря своей дружбе удалось Серову уговорить мою сестру позировать ему. Двенадцатилетнюю, жизнерадостную бойкую девочку в летний погожий день так и тянет на волю, побегать, пошалить. А тут сиди в комнате за столом, да еще поменьше шевелись. Эта работа Серова потребовала много сеансов, пришлось сестре долго позировать для неё. Да Антон и сам признавал медленность своей работы, очень этим мучился и впоследствии говорил сестре, что он её неоплатный должник". (В семье Мамонтовых В. А. Серова прозвали Антоном. Это его второе имя родилось от уменьшительно-ласкательного обращения Валентоша - затем Тоша - и, наконец, Антон).

Уже первые зрители восприняли его произведение не просто как портрет девочки, а как полноценную картину. Увидев полотно Серова в 1889 году на 8-й периодической выставке Московского общества любителей художеств, где оно экспонировалось просто как «Портрет В.М.» (мама Веры настояла на том, чтобы имя не раскрывалось), Игорь Грабарь, воскликнул: «Девочка с персиками!».


В Абрамцево 1890-е гг.

Образ Веры улавливается в Врубелевских - "Снегурочке", "Египятянке", в иллюстрациях к Лермонтовскому Демону(Тамара).

Вера и Иван Мамонтовы. 1892 год.

Вера Мамонтова после болезни в юности.


Выполнено Саввой Морозовым. 1900 г.

Наконец, уже взрослая Вера Саввишна стала главной героиней своего портрета в 1896 году. Тогда после довольно долгого отсутствия в Абрамцево приехал В.М. Васнецов. Вере шёл 21- год, она была в полном расцвете молодости и красоты. Редко писавший портреты В.М. Васнецов решился создать портрет Веры. Вера Саввишна изображена на картине в белом платье, с веткой клена в руке. Друзья и близкие вспоминали, как Васнецов шутливо повторял, что портрет будет висеть в Абрамцеве, а принадлежать будет ему, и что подарит он его Вериному жениху, если она выйдет замуж за русского.


вот этот портрет.

Васнецов выполнил своё обещание. В 1903 году Вера Мамонтова вышла замуж по взаимной и сильной любви за Александра Дмитриевича Самарина, будущего обер-прокурора Святейшего Синода и предводителя дворянства города Москвы (о нем тоже отдельно напишу, т.к. личность замечательная). Символично, что в день венчания на невесте было то же белое платье, в котором она позировала В.М. Васнецову. В.М. Васнецов по этому поводу написал матери Веры Елизавете Григорьевне: «... Исполнилось заветное сердечное желание Верушки, достойной истинного полного счастья. Встретить человека по сердцу, отвечающего душевному идеалу, в жизни так трудно и не всякому дано. Радуюся за них обоих». Портрет жены всегда висел над письменным столом А.Д. Самарина.



Интересно, что платье это сохранилось и хранится теперь в Абрамцево. Его сберегла дочь Самариных - Елизавета.

Вера Саввишна в поездке на пароходе по Волге. Июнь 1902 года

Иногда лучше не знать историю жизни прототипов персонажей известных произведений. Девочка с персиками в реальности прожила всего 32 года (умерла от пневмонии), ее муж больше не женился, остались трое детей. Будущее в глазах героини картины Валентина Серова не считывается. По ней даже не видно, что она дочь богатого промышленника.

1 ДЕВОЧКА . Озорной характер Веры Мамонтовой читается и в ее лукавом взгляде, и в складке губ - того и гляди рассмеется. Растрепанные волосы, румянец во все лицо, пылающая мочка уха указывают на то, что она только что носилась по двору. А через минуту вскочит и побежит дальше. Тем не менее это был ее первый опыт продолжительного позирования. Искусствовед Элеонора Пастон говорит: «Считается, что ее внешние черты Врубель придал «Снегурочке», «Египтянке», Тамаре на иллюстрациях к «Демону». Веру Саввишну со временем прозвали «абрамцевской богиней». Ее портреты также писал Васнецов («Девушка с кленовой веткой», «Боярышня»).

2 БЛУЗКА . На Вере повседневная одежда, хоть и украшенная ярким бантом. Просторная блуза кажется несколько мешковатой и слишком детской для 11-летней девочки. То, что она не переодевается специально для позирования, подчеркивает спонтанность ситуации и простоту отношений. Розовая блузка становится самым ярким и праздничным акцентом картины, и создается впечатление, что свет исходит не только из окна, но и от героини.

3 КОМНАТА . Место действия - столовая Мамонтовых в усадьбе Абрамцево, одна из анфиладных комнат.

4 СТОЛ . За большим раздвижным столом всегда собиралось много народу - члены семьи и друзья. Элеонора Пастон рассказывает, что Серов часто работал здесь.

5 ПЕРСИКИ выращены в оранжерее Мамонтовых. Деревья для нее семья купила в имениях Артемово и Жилкино в 1871 году. Выращивал персики артемовский садовник, которого Мамонтовы пригласили к себе после того, как он продал им деревья.

6 КЛЕНОВЫЕ ЛИСТЬЯ . Серов заканчивал работу над портретом в сентябре. Желтеющая листва за окном и на столе - свидетельство долгого терпения девочки. Кроме того, осенние кленовые листья рядом с летними персиками будто напоминают: жизнь быстротечна, и надо радоваться, пока ты юн и светит солнце.

7 ГРЕНАДЕР . Игрушечный деревянный солдат в левом углу - изделие сергиево-посадских кустарей. По словам заместителя директора по науке музея-заповедника «Абрамцево» Елены Митрофановой, Мамонтовы купили игрушку в Троице-Сергиевой лавре в 1884 году. Фигурка была некрашеная, расписывал ее Серов. В Абрамцевском музее есть даже выполненный художником эскиз росписи. Гренадер до сих пор стоит на тумбочке в том же самом углу.

8 КРАСНАЯ ГОСТИНАЯ . Соседняя комната, часть которой видна слева, - так называемая Красная гостиная, где собирались писатели и художники, друзья Мамонтовых. Там они читали по ролям произведения Пушкина, Гоголя, Тургенева, музицировали, дискутировали.

9 СТУЛЬЯ . Добротные стулья из красного дерева достались Мамонтовым от Аксаковых вместе с традицией художественных посиделок. Те два, что стоят у окна, - со спинками в виде лиры - были очень модными в начале XIX века, а в конце его уже превратились в антиквариат. В Красной гостиной виден стул в стиле жакоб. Подобная мебель строгих прямых очертаний, с вставками из золоченой латуни, появилась в России еще при Екатерине II. В Абрамцеве сохранились и стулья-лиры, и жакоб, который по-прежнему стоит в Красной гостиной.

10 ОКНО столовой, как и терраса, примыкающая к Красной гостиной, выходит в Абрамцевский парк, на аллею, названную Гоголевской в честь писателя, любившего здесь гулять. Видно, что оконные рамы далеко не новые, краска на них кое-где облупилась. Это добавляет картине естественности и ощущения того уюта, которое можно испытывать только в «родных стенах».

11 ТАРЕЛКА . Савва Мамонтов увлекался прикладным искусством. В 1889 году он даже открыл при усадьбе гончарную мастерскую, в которой создавались изделия из керамики в технике майолика. В частности, этим занимался Врубель. Судьба тарелки, изображенной Серовым за два года до открытия мастерской, неизвестна, но она настолько гармонично вписана в интерьер, что позже на той же стенке появилась другая майоликовая тарелка, уже из мастерской Мамонтовых. Она и сейчас висит в столовой на этом месте.

Августовским днем 1887 года 11-летняя Вера Мамонтова, отвлекшись от уличных игр, вбежала в дом и присела за стол, схватив персик . Ее жизнерадостный вид так впечатлил Валентина Серова, что он предложил девочке позировать. Художник знал модель с младенчества. Он часто бывал и даже подолгу жил в имении Мамонтовых Абрамцево, которое те купили у дочери писателя Сергея Аксакова в 1870 году. Еще при Аксаковых усадьба была центром русской культурной жизни. При Мамонтовых традиции продолжились. Здесь гостили Тургенев, Репин, Врубель, Антокольский… Абрамцево было и «домом творчества», и местом, где в атмосфере домашнего уюта собирались друзья.


Абрамцево — музей усадьба
В гостях у Саввы Ивановича Мамонтова. 1889
В.А. Серов, К.А. Коровин, И.Е. Репин, В.И. Суриков, М.М. Антокольский
Пасхальный стол в семье Мамонтовых, 1888 г.
Справа налево: Андрей, Александра, Сергей и Всеволод Мамонтовы. Конец 1880-х

Впервые Серова привезла в Абрамцево мать-композитор в 1875 году. Он рос вместе со старшими детьми Мамонтовых, постоянно терпя их проказы. Младшая Вера тоже подшучивала над юным Серовым. Все изменилось в 1887 году, когда 22-летний художник вернулся из Италии, вдохновленный солнечными пейзажами и шедеврами Ренессанса. Тогда у Серова, по его воспоминаниям, был дурман в голове и желание «писать только отрадное». Еще недавно художник был невольным участником Вериных игр, а теперь та, которую до сих пор никто не мог заставить усидеть на месте, часами позировала ему каждый день почти два месяца. Со стороны девочки это была дань по-родственному близким отношениям. А картина явилась «своеобразной благодарностью Серова теплу и уюту дома Мамонтовых, ставших для художника второй семьей», - считает доктор искусствоведения, старший научный сотрудник Третьяковской галереи Элеонора Пастон.


Валентин Серов, автопортрет

«Бывают создания человеческого духа, перерастающие во много раз намерения их творцов… К таким… надо отнести и тот удивительный серовский портрет. Из этюда «девочки в розовом»… он вырос в одно из самых замечательных произведений русской живописи» , - писал о картине художник Игорь Грабарь.

Валентин Серов подарил картину матери Веры, Елизавете Мамонтовой, и долгое время портрет находился в Абрамцеве, в той же комнате, где был написан. Теперь там висит копия, а оригинал выставлен в Третьяковской галерее.

А как сложилась судьба девочки?


Верочка Мамонтова, конец 1880-х.

Через девять лет после «Девочки с персиками» еще один портрет Веры написал Виктор Васнецов, пообещав подарить ей его только в том случае, если она выйдет замуж за русского.

«Девушка с кленовой веткой». В.Васнецов, 1896 год
В этом же платье Вера венчалась с А.Д.Самариным

Вскоре подарок уже висел над письменным столом ее мужа: Вера вышла замуж за Александра Дмитриевича Самарина, будущего обер-прокурора Святейшего Синода (министра по делам церкви) и предводителя дворянства города Москвы.

Популярность его среди православных москвичей была так велика, что когда летом 1917 года в Москве избирали митрополита, среди кандидатов были: архиепископ Тихон Ярославский (позже избранный Патриархом) и мирянин Александр Самарин.

Вера Саввишна и Александр Дмитриевич Самарины, 1903 год. Италия, Рим, свадебное путешествие.

Венчались они в Москве на Поварской в церкви Бориса и Глеба — это был приход Самариных, живших неподалеку. Позже церковь уничтожили большевики, сейчас на этом месте часовня – прямо рядом с выходом из метро «Арбатская».

Радовались за них все – молодые давно любили друг друга, но пожениться смогли только после смерти отца Александра Дмитриевича, который долгие годы не давал согласие на его брак с Верой.

Поселились молодожены в своем имении неподалеку от села Аверкиево Павло-Посадского района. А в апреле 1904 года у Самариных появился первенец, Юрочка.

В августе 1905 года родилась дочь Лиза, в мае 1907 года — второй сын, Сергей.

А 27 декабря 1907 года Вера Саввична внезапно умерла от скоротечного воспаления легких. Сгорела за три дня. Собирались на Рождество всей семьей в Абрамцево, остановились проездом в своем московском доме на Поварской и…


Панихида по Вере Саввишне, 1908 год.

Похоронили ее в любимом Абрамцеве, около церкви Спаса Нерукотворного. Вере было всего 32 года.

Все заботы о детях взяла на себя ее сестра Александра Саввишна. Вот она на фото, первая слева. Рядом Савва Мамонтов с детьми Веры — Сережей, Лизой и Юрием. Италия, 1910 год.

Александр Дмитриевич пережил Веру на 25 лет. Больше он никогда не женился. В память о любимой жене Самарин построил храм Живоначальной Троицы в селе Аверкиево, недалеко от их усадьбы.


Храм Живоначальной Троицы в селе Аверкиево, архитектор Башкиров.

В 30-е годы храм был закрыт и разграблен и все годы советской власти использовался как подсобное помещение, в том числе для хранения различных химических удобрений. Сейчас усилиями прихожан, спонсоров и меценатов храм почти восстановлен.


А.Д.Самарин с дочерью Лизой в якутской ссылке, 1926 год.

Сам Александр Дмитриевич погиб в ГУЛАГе в 1932 году.
Все годы якутской ссылки с ним провела его дочь, Лиза.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Ко дню рождения Валентина Серова
«Девочку с персиками» Серов писал все три летних месяца 1887 года, пока гостил у Саввы Мамонтова в Абрамцево. Писал с трудом: во-первых, еле уговорил позировать дочь Саввы, 12-летнюю Верочку Мамонтову, во-вторых, у той плохо получалось часами сидеть за столом в жару, не шевелясь.
Но портрет удался. Можно сказать, он стал визитной карточкой художника.


Вера Мамонтова. Конец 1880-х.

Как сложилась судьба девочки дальше?

Вера вышла замуж за Александра Дмитриевича Самарина, будущего обер-прокурора Святейшего Синода (министра по делам церкви) и предводителя дворянства города Москвы. Популярность его среди православных москвичей была так велика, что когда летом 1917 года в Москве избирали митрополита, среди кандидатов были: архиепископ Тихон Ярославский (позже избранный Патриархом) и мирянин Александр Самарин.


Венчание состоялось 26 января 1903 года в Москве на Поварской в церкви Бориса и Глеба - это был приход Самариных (они жили неподалеку на Поварской улице). Позже церковь уничтожили большевики, сейчас на этом месте часовня - прямо рядом с выходом из станции метро «Арбатская».
Радовались за них все - родители Самарина долгие годы не давали согласие на его брак с Верой и только после смерти отца Александра Дмитриевича они, наконец, смогли пожениться.
Поселились молодожены в своем имении неподалеку от села Аверкиево Павло-Посадского района.

В апреле 1904 года у Самариных появился первенец, Юрочка.


Вера Саввишна Самарина (Мамонтова) с сыном Юрием, 1904 год.

В августе 1905 года родилась дочь Лиза, в мае 1907 года - второй сын, Сергей.
А 27 декабря 1907 года Вера Саввична внезапно умерла от скоротечного воспаления легких. Сгорела за три дня. Собирались на Рождество всей семьей в Абрамцево, остановились проездом в своем московском доме на Поварской и…
Похоронили ее в любимом Абрамцеве, около церкви Спаса Нерукотворного.
Ей было всего 32 года.
Все заботы о детях Веры взяла на себя ее сестра Александра Саввишна.


А.С.Мамонтова (первая слева) и Савва Мамонтов с детьми Веры - Сережей, Лизой и Юрием в Италии. 1910 год.


Елизавета Григорьевна Мамонтова с внуками, детьми Верочки - Елизаветой, Сергеем, Юрием.

Александр Дмитриевич пережил Веру на 25 лет. Больше он никогда не женился.
В память о любимой жене Самарин построил храм Живоначальной Троицы в селе Аверкиево, недалеко от их усадьбы.


Храм Живоначальной Троицы в селе Аверкиево, архитектор Башкиров .

В 30-е годы храм был закрыт и разграблен и все годы советской власти использовался как подсобное помещение, в том числе для хранения различных хим. удобрений.
Сейчас усилиями прихожан, спонсоров и меценатов храм потихоньку восстанавливается.

Сам Александр Дмитриевич погиб в ГУЛАГе в 1932 году. Все годы якутской ссылки с ним провела его дочь, Лиза…


На первом фото - А.Д.Самарин с дочерью Лизой в якутской ссылке, 1926 год. на втором фото -
А.Д.Самарин с дочерью Лизой, 1905 год. (Фотографии из семейного архива).


«Девушка с кленовой веткой». В.Васнецов, 1896 год

Через девять лет после «Девочки с персиками» Серова еще один портрет Веры написал Виктор Васнецов, пообещав подарить ей его только в том случае, если она выйдет замуж за русского...))
После смерти Веры эта картина всегда висела над письменным столом Александра Дмитриевича Самарина.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то