Виды планирования в организации. Перспективное планирование процесса воспитания детей

  • 3.Идеальная цель воспитания
  • 4.Реальные цели воспитания
  • 5.Современные цель и задачи воспитания дошкольников
  • 6.Закономерности и принципы воспитания дошкольников
  • 1.История создания общественного дошкольного воспитания в Беларуси
  • 2.Совершенствование системы общественного дошкольного воспитания в Беларуси
  • 3. Характеристика современной системы дошкольного образования
  • 1.Значение программы для выполнения задач воспитания детей дошкольного возраста
  • 2.История создания программных документов по дошкольному образованию
  • 3. Учебная программа, Учебный план.
  • 5.Вариативные белорусские программы воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста
  • 1.Особенности физического и психического развития детей в раннем детстве
  • 2.Взаимодействие педагога с детьми
  • 3.Педагогическая работа с детьми в период адаптации к учреждению дошкольного образования
  • 4.Организация развивающей предметной среды
  • 5.Планирование педагогической деятельности и наблюдения за детьми
  • 6. Организация совместной работы педагогов и семьи
  • 1. Развитие предметной деятельности
  • 2. Развитие речи и речевого общения
  • 3. Социальное развитие
  • 4. Познавательное развитие
  • 5. Эстетическое развитие
  • 6. Физическое развитие
  • 7. Общие показатели развития
  • 1. Игра в истории человечества
  • 2. Социальный характер игры
  • 3. Характеристика игровой деятельности
  • 4. Игра как средство воспитания
  • 5. Игра как форма организации жизни и деятельности детей.
  • 6. Классификация детских игр
  • 1.Характеристика сюжетно-ролевой игры.
  • 2.Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры.
  • 3. Закономерности возникновения и развития сюжетно-ролевой игры.
  • 4. Этапы развития сюжетно-ролевой игры
  • 5. Руководство сюжетно-ролевыми играми.
  • 1.Сущность режиссерских игр
  • 2.Возникновение режиссерской игры
  • 3. Особенности режиссерских игр детей разного возраста
  • Тема 4. Конструктивно-строительные игры дошкольников
  • 1. Особенности конструктивно-строительных игр дошкольников
  • 1. Обучение детей конструктивной деятельности.
  • 3. Руководство конструктивно-строительными играми дошкольников
  • 1. Характеристика игрушки
  • 2. История возникновения игрушек
  • 3. Развитие педагогической мысли о значении игрушек
  • 4. Педагогические требования к игрушке
  • 1. Определение понятия "трудовое воспитание" дошкольников
  • 2. Значение труда для развития личности дошкольника
  • 3. Цель и задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста
  • 4. Своеобразие трудовой деятельности дошкольников
  • 5. Требования к организации детского труда
  • 1.Формирование представлений о труде взрослых
  • 2. Виды и содержание труда детей.
  • 3.Формы организации труда детей в разных возрастных группах
  • 4.Условия организации труда дошкольников
  • 1. Роль ипв в системе целостного развития дошкольников
  • 2. Основные понятия теории ипв.
  • 3. Задачи ипв дошкольников
  • 4. Средства ипв дошкольников
  • 5. Условия интеллектуально-познавательного развития детей.
  • 1. Значение сенсорного воспитания для развития ребенка.
  • 2. Анализ систем сенсорного воспитания дошкольников в истории дошкольного воспитания.
  • 3. Задачи и содержание сенсорного воспитания.
  • 4. Условия и методика сенсорного воспитания в детском саду
  • 1. Общее понятие о дидактике учреждения дошкольного образования.
  • 2. Сущность обучения детей дошкольного возраста.
  • 4. Принципы обучения дошкольников.
  • 5. Модели обучения дошкольников
  • 6. Типы обучения дошкольников
  • 7. Методы обучения дошкольников
  • 8. Формы организации обучения
  • Тема1. Теоретические основы социально-нравственного
  • 2.Задачи социально-нравственного воспитания дошкольников
  • 3.Содержание и средства социально-нравственного воспитания дошкольников
  • 4.Методы социально-нравственного воспитания дошкольников
  • 1. Понятие культуры поведения дошкольников.
  • 2. Задачи и содержание воспитания культуры поведения у дошкольников.
  • 3.Условия воспитания культуры поведения дошкольников.
  • 4. Пути, средства и методы воспитания культуры поведения дошкольников
  • 1. Значение гендерного воспитания дошкольников
  • 2. Теоретические основы гендерного воспитания детей.
  • 3. Физические и психические отличия детей разного пола
  • 4. Задачи и содержание гендерного воспитания дошкольников
  • 5. Роль семьи в гендерном воспитании детей
  • 1. Особенности воспитания характера у детей дошкольного возраста
  • 2.Значение воли для воспитания нравственных качеств личности дошкольника
  • 3. Воспитание смелости у детей. Причины возникновения детских страхов и пути их преодоления
  • 4. Воспитание честности и правдивости. Причины детской лжи, меры их предупреждения
  • 5. Воспитание скромности у детей
  • 6. Капризы и упрямство, пути их преодоления.
  • 1. Своеобразие коллектива дошкольников
  • 2. Этапы и условия развития детского коллектива.
  • 3. Личность дошкольника и коллектив
  • 4. Сущность индивидуально-дифференцированного подхода к детям
  • 1. Значение патриотического воспитания дошкольников
  • 2. Своеобразие патриотического воспитания дошкольников
  • 3. Задачи патриотического воспитания дошкольников
  • 4. Пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников
  • 1. Значение эстетического воспитания дошкольников
  • 2. Своеобразие эстетических восприятий и переживаний дошкольников
  • 3. Принципы эстетического воспитания дошкольников
  • 4. Задачи эстетического воспитания дошкольников.
  • 5. Средства эстетического воспитания дошкольников
  • 7. Формы эстетического воспитания дошкольников
  • 8.Современные исследования и программы эстетического и художественного воспитания дошкольников
  • 2. Задачи и содержание взаимодействия удо и семьи
  • 3. Этапы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей
  • 4. Формы взаимодействия д/у с семьей
  • 1.Сущность готовности детей к обучению в школе
  • 2. Структура готовности детей к школьному обучению.
  • 3. Возрастные показатели готовности детей к обучению в школе
  • 4. Показатели неготовности детей к школьному обучению.
  • 1.Сущность и задачи преемственности дошкольного и начального школьного образования
  • 2. Содержание совместной работы удо и школы
  • 3. Требования к организации образовательного процесса в старшей группеУдо и 1-ом классе школы
  • 4.Адаптация 6-летних детей к школе как условие обеспеченияпреемственности
  • Виды планирования
  • Структура и содержание перспективно-календарного плана
  • 6. Планирование работы в летний оздоровительный период
    1. Виды планирования

    План работы является обязательным документом, определяющим порядок организации образовательной работы в группе. От того как составлен, его четкости, компактности содержания, доступности зависит успех работы, а следовательно и успех решаемых задач.

    При составлении плана воспитателю необходимо помнить о следующем.

      Планирование образовательной работы с детьми должно быть гибким (количество занятий и других форм работы определяется воспитателем совместно с руководством, учитывая возрастные особенности детей, предусматривая не столько фронтальные способы организации воспитания и обучения, сколько подгрупповые и индивидуальные)

      При планировании нужно учитывать условия функционирования и режим работы дошкольного учреждения, годовые задачи работы учреждения.

      Право выбора заниматься той или иной формой деятельности остается за детьми

      Детализация плана зависит от педагога (его образования, стажа работы, индивидуального стиля деятельности).

    Планирование процесса воспитания и обучения детей может быть представлено следующими видами:

    - перспективное;

    - перспективно-календарное;

    - календарное.

    Перспективное планирование – это планирование, в котором разделы программы или виды деятельности охватывают квартал или месяц. Такое планирование. Такое планирование позволяет обеспечить системность в работе и нацеливает педагога на прогнозирование конечного результата, способствует осуществлении своевременного и систематического контроля за развитием каждого ребенка, творческому подходу к выполнению программы.

    В перспективно-календарном планировании часть разделов охватывает месяц (задачи, утренние отрезки времени, сотрудничество с родителями, физкультурно-оздоровительная работа), а виды детской деятельности планируются каждый день.

    Календарное планирование предусматривает планирование всех видов деятельности и соответствующих форм работы с детьми на каждый день.

    Одним из вариантов перспективно-календарного плана является тематическое планирование .

    Такое планирование имеет ряд преимуществ:

    В таком плане прослеживается система работы с детьми (как в организационных видах деятельности, так и в самостоятельной деятельности);

    Вся деятельность направлена не только на формирование системы знаний, умений и навыков, но и на развитие психических процессов, создание развивающей предметно-игровой среды.

    Как показывают исследования, дети постоянно накапливают в активно словаре множество слов, характеризующих предметы и явления. Детям легче запомнить и удержать в памяти ту информацию, которая взаимосвязана и систематизирована по конкретным группам по принципу смысловой близости, то есть систематическими группами («Животные», «Птицы» и т.д.). Это еще раз подтверждает целесообразность тематического планирования работы с детьми с учетом из возрастных особенностей и задач Учебной программы ДО.

    1. Структура и содержание перспективно-календарного плана

    В структуру перспективно-календарного плана входят следующие разделы:

      Задачи дошкольного учреждения на год . В этом разделе записываются годовые задачи ДУ на учебный год.

      Источники планирования . В начале года составляется список методической литературы, пособий, рекомендаций, разработок по всем разделам программы, которые воспитатель использует при планировании различных видов деятельности. В течении года этот список пополняется.

      Список детей по группам . Список детей составляется на каждое полугодие с учетом состояния здоровья и уровня развития детей.

      Циклограмма совместной деятельности воспитателя с детьми (структура режимных моментов) составляется для более четкого планирования работы воспитателя с детьми в различные режимные отрезки в первую и вторую половину дня. Она создается педагогом в начале года для каждой возрастной группы с учетом графиков проведения досуга, работы кружков, бассейна и включает различные формы работы с детьми по основным видам деятельности. Примерная циклограмма выглядит следующим образом: (см таблица).

    К общим разделам плана, предусматривающих работу на месяц, относятся следующие.

      Сотрудничество с семьей . В этом разделе планируются разнообразные коллективные и индивидуальные формы дошкольного учреждения с семьей: родительские собрания, консультации, беседы, посещения на дому, тематические папки-передвижки и др. планируется конкретное содержание работы с учетом тем, сроки проведения, ответственные о выполнении по следующей схеме.

      Индивидуально-коррекционная работа с детьми . Отражается в плане или планируется в отдельной тетради. Коррекционная работа учитывает диагностирование уровня нервно-психического развития детей группы «малыши», педагогическое и психологическое диагностирование дошкольников, ежедневные наблюдения за ребенком оформляется по следующей схеме:

      Физкультурно-оздоровительная работа . Этот раздел предусматривает мероприятия по охране труда и укреплению здоровья детей, их полноценному развитию. Планируются различные формы работы:

    а) утренняя гимнастика (на 2 недели:1-я и 2-я недели, 3-я и 4-я недели, на 2-й и 4-й с изменениями и дополнениями);

    б) физические упражнения и подвижные игры на 1-й и 2-й прогулках (планируются на каждую неделю с учетом тем);

    в) упражнения после сна (1, 2-я, 3-я, 4-я недели), в комплекс включаются упражнения, способствующие постепенному переходу детей от сна к бодрствованию;

    г) активный отдых (физкультурный досуг, дни здоровья). В средней и старшей группах с учетом частоты и длительности проведения, уровня освоенности программы, сезонности, тем. Физкультурный досуг 1-2 раза в месяц, дни здоровья - 1 раз в год (зимние, весенние – одну неделю). В этом разделе планируются мероприятия по закаливаю детей.

      Специально-организованное обучение . Данный раздел представлен перспективным планом дидактических игр, игр-занятий в 1-й и 2-й младших группах, средней группе и занятий в старшей группе на каждый месяц примерно по четырем темам (на усмотрение воспитателя), где отражаются: вид занятий, тема, конкретные обучающие, развивающие и воспитательные задачи, источники планирования

      Виды детской деятельности . Для реализации программных задач по конкретной теме используется как специально организованное обучение, так и другие виды совместной деятельности воспитателя и детей в этом разделе планируется работы по пяти основным вида деятельности: общение, познавательно-практическая деятельность, игровая, художественная и элементарная трудовая деятельность. В основу планирования видов деятельности положен также тематический принцип. На каждую неделю планируются формы работы с детьми по каждому виду деятельности:

    познавательно-практическая деятельность

    Игровая деятельность

    Художественная деятельность

    Элементар-ная трудовая деятельность

    Комму-никатив-ные ситуа-ции,

    Рассказы,

    Обясне-ния, поясн-неия, ситуации невербального общения этюды, беседы

    наблюдения за природой, элементарная опытническая и эксперимен-тальная деятельность, обследование предметов, пространства

    Пальчиковые, сюжетно-ролевые, развивающие, дидактические, музыкальные, подвижные, режиссерские и т.д.

    Художественно-речевая и театрально-игровая деятельность (игры-драматизации, чтение, рассказывание, прослушивание граммазаписей, заучивание потешек, стихов, загадок, инсценирование, все виды театров)

    Музыкальная деятельность (прослушивание музыки, игра на детских музыкальных инструментах, развлечения),

    Изобразительная деятельность (рассматривание картин, рисование, аппликация, лепка и др.)

    Поручения,

    самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, дежурство.

    Годовой план – это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ по решению четко определенных задач коллектива. Состоит из пяти разделов и подразделов, которые определяют его структуру и содержание.

    Первая его часть – определение основных задач. Причем эти задачи являются главными для данного детского сада, так как они продиктованы конкретными условиями учреждения, его спецификой. Рекомендуется намечать две-три задачи на год, ибо практическое осуществление каждой требует от заведующего большой организационной и методической работы.

      Вступительная часть.

    Годовые задачи;

    Предполагаемые результаты работы.

    Вторая часть – содержание работы, где определяются мероприятия по реализации поставленных задач.

    Организационно-педагогическая работа;

    Работа с кадрами;

    Руководство и контроль;

    Работа с родителями;

    Административно-хозяйственная работа.

    В составлении и утверждении плана работы на год участвует весь коллектив. В его основу должны быть положены следующие принципы : научность, перспективность и конкретность. Научность предполагает организацию всей воспитательно-образовательной, административно – хозяйственной и общественной работы детского сада на основе достижений науки и передового педагогического опыта. Перспективность может быть обеспечена определением общих задач, исходя из того, что детский сад должен формировать основы материалистического мировоззрения, закладывать базу для воспитания социально активной личности, давать начальные знания, создавать предпосылки для успешного обучения детей в школе и, прежде всего, укреплять их здоровье. Конкретность проявляется в определении точных сроков исполнения намеченных мероприятий, в четкости назначения ответственных за их выполнение, в систематическом, всестороннем контроле.

    Руководитель, планируя работу дошкольного учреждения исходит, прежде всего, из анализа результатов деятельности детского сада за истекший учебный год. Отчеты воспитателей, обсуждение их работы на итоговом педагогическом совете, который проводится в мае – июне, а также анализ деятельности других сотрудников – все это позволяет выявить не только достижения, но и нерешенные проблемы, определить задачи на будущий учебный год. Заведующий должен тщательно подготовить заключительный педагогический совет, дать возможность каждому его члену высказать свои предложения по вопросам воспитания детей, улучшения материальной базы учреждения, питания, педагогической пропаганды. Коллективное, деловое обсуждение позволит руководителю составить проект годового плана на будущий год.

    План должен быть компактным. Для этого его вводную часть нужно сокращать до минимума (во многих планах она выглядит как отчет о проделанной работе). Описание достигнутых результатов за прошедший год можно отнести в материалы итогового педагогического совета. План – это руководство к действию. В нем отражаются основные задачи, которые поставлены перед дошкольным учреждением в новом учебном году. Главная цель намеченной в плане работы – поднять на более высокую ступень качество и эффективность воспитания и обучения детей. Поэтому очень важно при составлении плана продумать реальность его выполнения, учесть возможности всего коллектива.

    а) Годовые задачи. Предполагаемые результаты.

    Годовые задачи дошкольного учреждения должны быть сформулированы конкретно и понятно. Их реализация обеспечивает повышение педагогического мастерства ДУ, проявление творчества в работе с детьми, совершенствование совместной работы детского сада и семьи по воспитанию и развитию индивидуальных способностей детей. Как показывает практика, реально выполнимы 2-3 задачи, поэтому планировать целесообразно не более двух-трех задач.

    Четкая формулировка задач дает возможность определить степень их новизны: является задача новой или продолжением работы над задачей прошлого учебного года.

    б) Организационно-педагогическая работа

    В этом разделе планируются:

    а) заседание педсоветов;

    б) работа методического кабинета (оснащение педагогического процесса, организация выставок, обобщение передового педагогического опыта);

    в) зрелищные мероприятия, праздники, тематические вечера;

    г) проведение смотров конкурсов.

    Работа методического кабинета предполагает:

    Организацию и оформление выставок (действующий и постоянных);

    Пополнение, оснащение и систематизацию методического и дидактического материалов;

    Преемственность мероприятий детсада и школы;

    Оснащение педпроцесса учебно-наглядными пособиями, игрушками и т.д.

    Разработку конспектов, сценариев, подготовку консультаций, анкет, тестов;

    Организацию сезонных выставок, выставок детских работ, новинок методической литературы.

    Зрелищные мероприятия, праздники и развлечения . В годовом плане намечаются зрелищные мероприятия, тематические вечера, праздники, предусмотренные программой, календарно-обрядовые и театральные постановки, проведение совместных праздников с родителями, развлечения, авторские выставки работ детей.

    Смотры, конкурсы. Планируется проведение смотров, конкурсов на лучшую игрушку, сделанную детьми совместно родителями, на атрибутику сюжетно-ролевой игры, на интересную поделку, дидактическую и развивающую игрушку и др. К каждому смотру-конкурсу разрабатывается положение, которое утверждается на педсовете и зависит от потребностей ДУ.

    в) Работа с кадрами.

    Данное направление включает следующие виды работ.

    а) повышение квалификации : участие в проблемных творческих семинарах; посещение курсов; участие в городских и районных мероприятиях; участие в «Школе передового опыта», в выставках, учеба на курсах повышения квалификации.

    б) аттестация. Планируется в соответствии с поступившими заявлениями педагогов на получение категории. Фамилии аттестуемых заносятся в годовой план.

    в) работа с молодыми специалистами . Планируется при наличии в педколлективе молодых специалистов. В содержание плана входят конкретные мероприятия по оказанию начинающим воспитателям действенной помощи со стороны наиболее опытных педагогов, а также со стороны администрации: проведение консультаций по планированию и организации воспитательно-образовательной работы с детьми, практических семинаров, составление конспектов проведения занятий, выполнения режимных процессов, подбор методической литературы для углубленного изучения, предупредительный контроль за работой специалиста.

    г) групповые совещания . Основное назначение групповых совещаний – дать анализ работы с детьми за истекший период и определить дальнейшие задачи в воспитании детей. Проводятся групповые совещания в группах раннего возраста в зависимости от возраста: в группах от 1 до 2 – ежеквартально, в группах от 2до 3 лет – 2 раза в год. Первое групповое совещание целесообразно запланировать на ноябрь. В сентябре - октябре следует изучить и проанализировать уровень интеллектуального развития детей, поступивших в детский сад в период адаптации, оформить карты нервно-психического развития на каждого ребенка.

    д) коллективные просмотры . Планируются один раз в квартал с целью изучения опыта работы педагогов. Тематика просмотров определяется вопросами, обсуждаемых на педсоветах, семинарах, и задачами, возникающими в связи с изучением и внедрением передового педагогического опыта. Для коллективных просмотров следует предусмотреть проблемы педпроцесса, наблюдение и анализ не только учебной деятельности, но и других видов деятельности детей (познавательно-практической, игровой, элементарной трудовой, художественной, общения). Перегружать план коллективными просмотрами нецелесообразно.

    е) семинары. Являются самой эффективной формой методической работы. В зависимости от конкретных условий работы каждого ДУ планируются теоретические семинары, проблемные семинары, семинары-практикумы. Они могут быть разовые (однодневные), краткосрочные (недельные); постоянно действующие.

    ж) консультации . Планируются с целью оказания педагогической помощи, знакомства с новым методическим материалом, а также по результатам диагностики. Консультации могут быть индивидуальными и групповыми. Планируются консультации с учетом взаимосвязи с вопросами годовых задач, педсоветов, а также с учетом категорий работников и их профессионального уровня. Количество консультаций зависит от качественного уровня проведения педагогом воспитательно-образовательного процесса в группах, а также от квалификации и опыта воспитателя, но не реже одного раза в месяц. Учет проведения консультаций и семинаров отражается в отдельной тетради по схеме.: дата, название мероприятия, тема. Категория слушателей, кто проводит, присутствующие, роспись ответственного.

    з) другие формы работы с кадрами . С целью повышения уровня теоретических и практических знаний педагогов, а также их профессионального мастерства могут быть запланированы следующие активные формы работы с кадрами: дискуссии, конкурсы педагогического мастерства, педагогические викторины, педагогический ринг, методический фестиваль, деловые игры, ролевые игры, кроссворды, решение педагогических ситуаций, методическая неделя, интерактивные методы и игры («Метаплан», «Четыре угла», «Погода», «Закончи предложение» и т.д.).

    г) Руководство и контроль

    Цель контроля – проверка исполнения инструктивно – методических документов, предложений инструктирующих лиц, а также выполнение решений педсоветов по итогам предыдущих проверок. Важной задачей является изучение кругозора педагога, его духовных интересов, выяснение того, чем он живет, что читает, как следит за достижениями науки, культуры, какое место в его духовной жизни занимает искусство и т.д.

    Планируя различные варианты и формы контроля необходимо руководствоваться требованиями к осуществлению контроля , а именно:

    Контроль должен быть целенаправленным, систематическим, последовательным, всесторонним и дифференцированным.

    В нем должны сочетаться функции проверки, обучения, инструктирования, предупреждения недостатков, а также распространения лучшего педагогического опыта.

    Контроль должен сочетаться с самоанализом, самоконтролем и самооценкой деятельности педагога.

    Существует несколько видов контроля: предупредительный, тематический, фронтальный, эпизодический, сравнительный, оперативный..

    д) Работа с родителями

    В этом разделе по мере необходимости планируются разнообразные формы работы с родителями: родительские собрания (общесадовые – 2 раза в год и групповые – один раз в квартал), индивидуальные и групповые консультации на актуальные темы, «клубы здоровья», лектории, конференции, выставки и др.

    ж) административно-хозяйственная работа .

    В этом разделе планируются собрания (один раз в квартал) трудового коллектива, где рассматриваются вопросы трудовой дисциплины, выполнение инструкций, обсуждение и утверждение плана работы на летний период и др.; мероприятия по рациональному использованию бюджетных средств, созданию условий для организации воспитательно-образовательного процесса (ремонт, приобретение мебели, оборудования и т.п.); мероприятия по озеленению территории детского сада, обустройству спортивной площадки, обновлению оборудования на участках.


    Вопрос 1. Планирование: понятие, сущность, назначение, задачи. Виды планов. Основные этапы и методы планирования. Бизнес-план: понятие, сущность, назначение, структура.

    Основой эффективной деятельности предприятий является планирование. Планирование -это разработка и обоснование планов экономического и социального развития предприятия и путей их реализации. Планирование позволяет обеспечить сбалансированное, пропорциональное развитие хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, учитывая все внешние и внутренние факторы.

    В условиях рынка центр тяжести планирования перенесен на уровень основного хозяйственного звена (предприятия). Предприятие самостоятельно определяет цель деятельности, объем и структуру деятельности, потребность в экономических ресурсах, методы и способы решения поставленных задач, осуществляет контроль за ходом их реализации.

    Основными задачами планирования деятельности предприятия являются обеспечение финансовой устойчивости предприятия, достижение более высокой рентабельности по сравнению с рентабельностью конкурентов, увеличение объема оборота и доли на рынке за счет формирования конкурентоспособной структуры оборота, ценовой политики и эффективного использования ресурсов.

    Планирование выполняет ряд функций:

    Обеспечение сбалансированности хозяйственно-финансовой деятельности и всех структурных подразделений;

      обеспечение безопасности предприятия. При планировании учитываются факторы риска, чтобы избежать их или свести до минимума;

      внутрихозяйственная координация и интеграция различных сфер деятельности;

      создание условий для формирования ответственных, эффективных работников;

      осуществление эффективного контроля за производственно-хозяйственной деятельностью.

    Планирование деятельности предприятия основывается на использовании таких принципов, как непрерывность, органическое единство, комплексность, выделение приоритетов, гибкость, оптимальность и экономичность.

    Принцип непрерывности планирования означает сочетание и взаимную увязку долгосрочных и краткосрочных планов. Планирование должно осуществляться постоянно, а долгосрочные планы должны корректироваться в ходе реализации текущих планов.

    Принцип органического единства предполагает систему взаимосвязанных между собой элементов, имеющих единую направленность развития.

    Комплексность планирования обеспечивает взаимную увязку всех показателей и разделов планов и направлений деятельности предприятия.

    Выделение приоритетов предполагает необходимость определения в планах главных задач или направлений развития, требующих первоочередного решения и выделения средств, в целях повышения эффективности деятельности предприятия.

    Принцип гибкости планирования означает изменение и уточнение планов в процессе их реализации с учетом изменения внешней и внутренней среды функционирования предприятия.

    Принцип оптимальности и экономичности предполагает разработку нескольких альтернативных вариантов плана развития предприятия и выбор лучшего варианта с точки зрения экономичности его реализации и получения наиболее высоких результатов.

    Принцип контроля позволяет своевременно обнаружить недостатки в работе предприятия, предупредить возможные диспропорции развития, а также выявить резервы повышения эффективности деятельности предприятия.

    Виды (формы) планирования и виды планов различают по содержанию и форме проявления.

    1. С точки зрения обязательности плановых заданий - директивное и индикативное.

    Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер. Директивное планирование было присуще социалистической (командно-административной) системе народного хозяйства. В рыночных условиях оно может быть средством решения многих общенациональных задач, в частности в области охраны окружающей среды, обороны, структурной перестройки экономики и т. п. Директивное планирование имеет адресный характер, поэтому оно может использоваться на предприятиях при текущем планировании и принятии конкретных ре­шений.

    Индикативное планирование в отличие от директивного планирования носит направляющий и рекомендательный, но необязательный для исполнения характер. Как инструмент управления индикативное планирование чаще всего используется на макроуровне. На микроуровне оно, как правило, ис­пользуется при составлении перспективных планов развития предприятия.

    2. По срокам, на которые разрабатываются планы, различают долгосрочное (перспективное), среднесрочное и краткосрочное (текущее) планирование.

    Долгосрочное (перспективное) планирование осуществляется на период более пяти лет. Эти планы определяют долговременную стратегию экономического, социального, научно-технического развития предприятия. Перспективное планирование следует отличать от прогнозирования. Прогнозирование - это процесс предвидения, который основывается на вероятностном научном суждении о перспективах развития объекта в будущем. Прогнозирование является одним из этапов перспективного планирования.

    Оно позволяет определить различные варианты развития планируемого процесса и обосновать наиболее приемлемый вариант. Прогнозирование может выступать и как самостоятельная функция управления. Это прогнозы социально-экономического развития, составляемые на уровне страны и отдельных регионов. На уровне предприятия могут прогнозироваться объемы продаж и их доля на рынке, требуемые капитальные вложения и другие показатели.

    При среднесрочном планировании, планы разрабатываются на период от одного до пяти лет.

    Текущее планирование осуществляется на год, включая полугодие, квартал, месяц, неделю (декаду), день. Текущее планирование является одним из инструментов реализации перспективных среднесрочных планов.

    Стратегическое планирование ориентировано на долгосрочную перспективу. Оно представляет собой выбор перспективных целей и способов достижения этих целей в условиях постоянно меняющейся внешней среды.

    Тактическое планирование - это процесс создания предпосылок для реализации стратегических целей. Тактическое планирование, как правило, охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды. Объектами тактического планирования являются объемы продаж, затраты, прибыль и рентабельность, материально-техническая база, бюджеты предприятий и др.

    Оперативно-календарное планирование - это конкретизация показателей тактического плана с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений.

    Бизнес-планирование осуществляется при создании нового предприятия или освоении новых видов деятельности.

    4. По сферам различают планирование:

      сбыта (на предприятиях торговли и питания - планирование объемов оборота);

      производства (на предприятиях питания - разработка производственной программы);

      персонала (потребность, подбор, подготовка, переподготовка, увольнение);

      потребностей (потребности в товарах, сырье, в материально-технической базе и т. д.);

      инвестиций, финансов и т. д.

    По уровню управления выделяются планы предприятия в целом и планы структурных подразделений.

    Для решения наиболее важных проблем разрабатывается программы. Общие программы разрабатываются для решения стратегических задач. Например, программа стимулирования труда работников, программа финансового оздоровления, программа развития материально-технической базы.

    Планирование деятельности предприятия может осуществляться двумя подходами: ресурсным и целевым.

    При целевом подходе плановые показатели деятельности предприятия определяются исходя из поставленной цели. Например, целью предприятия может быть получение прибыли. Исходя из этого определяются объем и структура оборота, затем потребность в использовании ресурсов (основных и оборотных средствах, численности работников), необходимых для достижения поставленной цели.

    При ресурсном подходе основой разработки планов объема и результатов деятельности предприятия являются имеющиеся на начало планируемого периода экономические ресурсы.

    Разработка планов предприятий торговли и питания осуществляется с использованием различных методов. Основные методы, применяемые при планировании деятельности предприятий, - это балансовый, нормативный, экстраполяции, экспертных оценок и экономико-математические методы.

    Наиболее распространенными являются балансовый, нормативный методы и метод экстраполяции. Использование балансового метода позволяет обеспечить необходимые пропорции развития различных направлений и показателей деятельности предприятия. Для обоснования планов составляют­ся натуральные балансы, стоимостные, балансы рабочей силы и рабочего времени.

    Натуральные балансы составляются в натуральных единицах (тонны, штуки, литры и т. п.). Например, на предприятиях питания составляют продуктовый баланс, на основе которого определяется потребность в сырье для производства собственной продукции.

    Нормативный метод планирования основан на использовании различных норм и нормативов. Различают государственные экономические нормативы, межотраслевые, отраслевые и местные.

    Государственные экономические нормативы - это ставки налогов, размеры налоговых пошлин, минимальный размер оплаты труда, нормы продолжительности рабочего времени и др.

    Межотраслевые нормативы действуют в различных сферах и отраслях деятельности. Например, нормы эксплуатации и обслуживания оборудования, используемого в различных отраслях.

    Отраслевые нормы применяются на предприятиях одной отрасли. Это нормы расхода сырья, материалов, топлива, электроэнергии и др.

    Местные нормы и нормативы разрабатываются непосредственно на предприятиях, если в силу специфики деятельности невозможно применение межотраслевых и отраслевых. Это нормы выработки, нормы времени, нормы обслуживания рабочих мест, нормы оплаты труда (сдельные расценки), нор­мы расходов на оплату труда, нормы амортизации основных средств, нормы товарных запасов (в торговле), сырья (на предприятиях питания) и др.

    Метод экстраполяции может быть использован только при кратксрочном планировании. Суть этого метода состоит в перенесении выявленных устойчивых тенденций развития за предплановые периоды на будущий период.

    Бизнес-план представляет собой документ, в котором описаны основные аспекты будущего коммерческого мероприятия (предприятия), анализирующий проблемы, с которыми может столкнуться фирма, а также определяющий способы решения этих проблем. Бизнес-план помогает предпринимателям и финансистам лучше изучить емкость и перспективы развития будущего рынка сбыта, оценить затраты по изготовлению продукции и соизмерить их с возможными ценами реализации, чтобы определить потенциальную прибыльность задуманного дела.

    Правильно составленный бизнес-план в конечном счете отвечает на вопросы, стоит ли вообще вкладывать деньги в данное дело и окупятся ли все затраты сил и средств. Он помогает предугадать будущие трудности и понять, как их преодолеть. Адресуется бизнес-план банкирам и инвесторам, средства которых предприниматель собирается привлечь в рамках реализации проекта, а также сотрудникам предприятия, нуждающимся в четком определении своих задач и перспектив, наконец, самому предпринимателю и менеджерам, желающим тщательно проанализировать собственные идеи, проверить их на разумность и реалистичность. В международной практике считается, что без бизнес-плана вообще нельзя браться за производственную и коммерческую деятельность.

    Составление бизнес-плана требует личного участия руководителя фирмы или предпринимателя, собирающегося открыть свое дело. Многие зарубежные банки и инвестиционные фирмы отказываются рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план с начала и до конца был подготовлен консультантом со стороны, а руководителем лишь подписан. Это не означает, конечно, что надо отказываться от услуг консультантов, наоборот, привлечение экспертов необходимо и весьма приветствуется потенциальными инвесторами. Но, включаясь в эту работу лично, можно моделировать свою будущую деятельность, проверяя целесообразность самого замысла.

    Планирование — это разработка и установление руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития, в которых определяются темпы, пропорции и тенденции развития данного предприятия как в текущем периоде, так и на перспективу.

    Планирование является центральным звеном хозяйственного механизма управления и регулирования производства. Планирование, административное управление и контроль за деятельностью предприятия в зарубежной практике определяют одним понятием « ». Взаимосвязь планирования и управления можно представить в виде схемы (рис. 1).

    Существует несколько методов планирования: балансовый, расчетно-аналитический, экономико-математические, графоаналитический и программно-целевые (рис. 2). Балансовый метод планирования обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниками их покрытия, а также между разделами плана. Например, балансовый метод увязывает производственную программу с производственной мощностью предприятия, трудоемкость производственной программы — с численностью работающих. На предприятии составляются балансы производственной мощности, рабочего времени, материальный, энергетический, финансовый и др.

    Расчетно-аналитическии метод используется для расчета показателей плана, анализа их динамики и факторов, обеспечивающих необходимый количественный уровень. В рамках этого метода определяется базисный уровень основных показателей плана и их изменения в плановом периоде за счет количественного влияния основных факторов, рассчитываются индексы изменения плановых показателей по сравнению с базисным уровнем.

    Экономико-математические методы позволяют разработать экономические модели зависимости показателей на основе выявления изменения их количественных параметров по сравнению с основными факторами, подготовить несколько вариантов плана и выбрать оптимальный.

    Рис. 1. Взаимосвязь планирования и управления производственной деятельностью предприятия

    Рис. 2. Методы планирования

    Графоаналитический метод дает возможность представить результаты экономического анализа графическими средствами. С помощью графиков выявляется количественная зависимость между сопряженными показателями, например, между темпами изменения фондоотдачи, фондовооруженности и производительности труда. Сетевой метод является разновидностью графоаналитического. С помощью сетевых графиков моделируется параллельное выполнение работ в пространстве и времени по сложным объектам (например, реконструкция цеха, разработка и освоение новой техники и др.).

    Программно-целевые методы позволяют составлять план в виде программы, т. е. комплекса задач и мероприятий, объединенных одной целью и приуроченных к определенным срокам. Характерная черта программы — ее нацеленность на достижение конечных результатов. Стержнем программы является генеральная цель, конкретизируемая в ряде подцелей и задач. Цели достигаются конкретными исполнителями, которые наделяются необходимыми ресурсами. На основе ранжирования целей (генеральная цель — стратегические и тактические цели — программы работ) составляется граф типа «дерево целей» — исходная база для формирования системы показателей программы и организационной структуры управления ею.

    По срокам различают следующие виды планирования: перспективное, текущее и оперативно-производственное (рис. 3). Перспективное планирование основывается на . С его помощью прогнозируются перспективная потребность в новых видах продукции, товарная и сбытовая стратегия предприятия но различным рынкам сбыта и т. д. Перспективное планирование традиционно подразделяется на долгосрочное (10-15 лет) и среднесрочное (3-5 лет) планирование.

    Долгосрочный план имеет программно-целевой характер. В нем формулируется экономическая стратегия деятельности предприятия на длительный период с учетом расширения границ действующих рынков сбыта и освоения новых. Число показателей в плане ограниченно. Цели и задачи перспективного долгосрочного плана конкретизируются в среднесрочном плане . Объектами среднесрочного планирования являются организационная структура, производственные мощности, капитальные вложения, потребности в финансовых средствах, исследования и разработки, доля рынка и т. п. В настоящее время сроки исполнения (разработки) планов не имеют обязательного характера, и ряд предприятий разрабатывают долгосрочные планы сроком на 5 лет, среднесрочные — на 2-3 года.

    Рис. 3. Виды планирования на предприятии (фирме)

    Разрабатывается в разрезе среднесрочного плана и уточняет его показатели. Структура и показатели годового планирования различаются в зависимости от объекта и подразделяются на заводские, цеховые и бригадные. Основные разделы и показатели годового плана представлены в табл. 1.

    Таблица 1 Основные разделы и показатели годового плана

    Уточняет задания текущего годового плана на более короткие отрезки времени (месяц, декада, смена, час) и по отдельным производственным подразделениям (цех, участок, бригада, рабочее место). Такой план служит средством обеспечения ритмичного выпуска продукции и равномерной работы предприятия и доводит плановые задания до непосредственных исполнителей (рабочих). Оперативно-производственное планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое и диспетчирование. Завершающим этапом заводского оперативно- производственного планирования является сменно-суточное планирование.

    В целом перспективное, текущее и оперативно-производственное планирование взаимосвязаны и образуют единую систему. Упрощенная процедура разработки комплексного плана фирмы включает следующие основные элементы (рис. 4).

    Рис. 4. Процедура разработки комплексного плана предприятия (фирмы)

    Имеются различные признаки классификации планирования по видам, срокам, формам и другим признакам. С точки зрения обязательности принятия и выполнения плановых заданий оно подразделяется на директивное и индикативное планирование. Директивное планирование характеризуется обязательным принятием и выполнением плановых заданий, установленных вышестоящей организацией для подчиненных ей предприятий. Директивное планирование пронизывало все уровни системы социалистического централизованного планирования (предприятия, отрасли, регионы, экономику в целом), сковывало инициативу предприятий. В рыночной экономике директивное планирование используется на уровне предприятий при разработке их текущих планов.

    Индикативное планирование - это форма государственного регулирования производства через регулирование цен и тарифов, ставок налогов, банковских процентных ставок за кредит, минимального уровня заработной платы и других показателей. Задания индикативного плана называются индикаторами. Индикаторы — это параметры, характеризующие состояние и направления развития экономики, выработанные органами государственного управления. В составе индикативного плана могут быть и обязательные задания, но их число весьма ограничено. Поэтому в целом план носит направляющий, рекомендательный характер. Применительно к предприятиям (организациям) индикативное планирование чаще применяется при разработке перспективных планов.

    Необходимо различать перспективное планирование, прогнозирование, стратегическое планирование, тактическое планирование и бизнес-планирование, которые взаимосвязаны, образуют единую систему и в то же время выполняют различные функции и могут применяться самостоятельно. Как уже отмечалось выше, перспективное планирование основано на прогнозировании. Прогнозирование является базисом, фундаментом перспективного планирования и в отличие от него основано на предвидении, построенном на экономико-математическом, вероятностном и в то же время научно обоснованном анализе перспектив развития предприятия в обозримом будущем.

    Стратегическое планирование ставит перспективные цели и вырабатывает средства их достижения, определяет основные направления развития предприятия (организации) и, что особенно важно, формирует миссию предприятия, направленную на реализацию его общей цели. Миссия детализирует статус предприятия (организации) и обеспечивает направления и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях развития. Тактическое планирование в отличие от перспективного и стратегического планирования охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды и направлено на реализацию выполнения этих планов, которые конкретизируются в комплексных планов социально-экономического развития предприятия.

    Битее-минирование является разновидностью технико-экономического планирования, однако в условиях рыночной экономики его функции значительно расширились и оно стало самостоятельным видом планирования. Существуют и другие классификации форм и видов планирования. Так, по классификации Р.Л. Акоффа, широко используемой в зарубежной науке и практике, планирование бывает:

    • реактивным - базируется на анализе и экстраполяции прошлого опыта снизу вверх;
    • инактивным - ориентируется на существующее положение предприятия для выживания и стабилизации бизнеса;
    • преактивным (упреждающим) - основано на прогнозах с учетом будущих изменений и осуществляется на предприятиях сверху вниз путем оптимизации решений;
    • интерактивным - заключается в проектировании будущего с учетом взаимодействия прошлого, настоящего и будущего, направленном на повышение эффективности развития предприятия и качества жизни людей.

    Отметим, что планирование на предприятии (фирме) является важнейшим элементом рыночной системы, ее базисом и регулятором.

    Перспективное, текущее и оперативное планирование

    По срокам различают следующие виды планирования: перспективное, текущее и оперативно-производственное.

    Перспективное планирование основывается на прогнозировании, иначе его называют стратегическим планированием. С его помощью прогнозируются перспективная потребность в новых видах продукции, товарная и сбытовая стратегия предприятия по различным рынкам сбыта и т.д. Перспективное планирование традиционно подразделяется на долгосрочное (10-15 лет) и среднесрочное (5 лет), или пятилетнее, планирование.

    Рис. 6. Взаимосвязь среднесрочного и текущего планирования

    Долгосрочный план , на 10-15 лет, имеет проблемно-целевой характер. В нем формулируется экономическая стратегия деятельности предприятия на длительный период с учетом расширения границ действующих рынков сбыта и освоения новых. Число показателей в плане ограниченно. Цели и задачи перспективного долгосрочного плана конкретизируются в среднесрочном (пятилетнем) плане. Объектами среднесрочного планирования являются организационная структура, производственные мощности, капитальные вложения, потребности в финансовых средствах, исследования и разработки, доля рынка и т.п.

    В настоящее время сроки исполнения (разработки) планов не имеют обязательного характера и ряд предприятий разрабатывают долгосрочные планы сроком на 5 лет, среднесрочные на 2-3 года.

    Текущее (годовое) планирование разрабатывается в разрезе пятилетнего плана и уточняет его показатели. Структура и показатели годового планирования различаются в зависимости от объекта и подразделяются на заводские, цеховые, бригадные.

    Взаимосвязь среднесрочного и текущего планирования представлена на рис. 6.

    Оперативно-производственное планирование уточняет задания текущего годового плана на более короткие отрезки времени (месяц, декада, смена, час) и по отдельным производственным подразделениям: цех-участок-бригада-рабочее место. Такой план служит средством обеспечения ритмичного выпуска продукции и равномерной работы предприятия и доводит плановое задание до непосредственных исполнителей — рабочих. Оперативно-производственное планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое и диспетчирование. Завершающим этапом заводского оперативно-производственного планирования является сменно-суточное планирование.

    В целом перспективное, текущее и оперативно-производственное планирование взаимосвязаны и образуют единую систему.

    Перспективное планирование ориентировано на долгосрочный период порядка 10-15 лет и определяет основные направления развития предприятия. В ходе перспективного планирования решаются вопросы о расширении области хозяйственной деятельности, об освоении новых видов продукции и услуг и определяются основные направления осуществления инвестиций, совершенствование технологий производства, кадровой политики, а также организацией производства и труда. Учитывая изменчивость рыночной коньюктуры, перспективное планирование не предусматривает достижения конкретных количественных показателей и, как правило, ограничивается разработкой важнейших направлений и характеристик развития предприятия, которые конкретизируются в среднесрочных и краткосрочных программах.

    Среднесрочные планы разрабатываются на период от 3 до 5 лет. Основные задачи: развитие производственных мощностей, системы договоров, определяющих сбыт продукции, освоение новой продукции, освоение новых рынков, финансовую политику предприятия, совершенствование системы управления персоналом и системы материально-технического снабжения. В отличие от перспективного плана, среднесрочные разрабатываются не только для предприятия в целом, но и дл его отдельных производственных подразделений.

    Текущие планы разрабатываются на 1 год и представляют собой детализацию среднесрочных планов. Основные планируемые показатели: объем производства, задание по материально-техническому обеспечению предприятия и сбыту продукции, финансовые результаты и экспортные показатели.

    Календарные планы составляются на полугодие, квартал и месяц. Детализируются задания текущего плана. Они разрабатываются на основе полученных заказов, степени использования производственных мощностей, наличие материальных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов, а также перспектив изменения состава основных производственных фондов.

    Стратегическое планирование по времени осуществления совпадает с перспективным (10-15 лет). Отличие заключается в целях приоритетно-рассматриваемых в этих видах планов, а также в методологии к осуществлению планирования. При перспективном планировании, как правило, используется метод экстраполяции, предполагающий на базе достигнутых результатов располагаемой ресурсной базы и оптимистичной оценки развития макроэкономической коньюктуры определения возможных показателей развития предприятия в будущем. Стратегические планы, в отличие от перспективных, ориентированы на инновационный характер развития. На базе научного анализа проблем, с которыми может предприятие столкнуться в будущем, и, исходя из НТП, предприятием определяется стратегия развития. Эта стратегия предусматривает получение долгосрочных конкурентных преимуществ за счёт освоения новой продукции и выхода на новые рынки. Существенной проблемой многих предприятий является то, что стратегическим планированием не занимаются.


    Тактическое планирование – процесс создания предпосылок для реализации стратегических планов. В ходе тактического планирования выявляются резервы для увеличения объемов производства, повышения качества продукции, роста производительности труда, снижения затрат и экономии капитальных сложений. Тактическое планирование осуществляется на уровне предприятия и его отдельных подразделений. Оперативные планы предназначены для конкретизации показателей тактических планов. Они нацелены на упорядочение ежедневной работы предприятия и его отдельных подразделений. Для этого составляют систему бюджетов (система источников доходов и расходов) по каждому отдельному производственному подразделению. В основном оперативное планирование осуществляется на уровне производственных подразделений. На основании этих планов составляется конселигированный бюджет предприятии и его финансовый план, содержащий информацию о доходах и расходах, объемах продажи, движении денежных средств, о плате налогов, дивидендов и т.д.

    На макроэкономическом уровне осуществляется директивное и индикативное планирование.

    Директивное планирование представляет собой процесс принятия государственными органами решений, имеющих обязательный характер для исполнения на предприятии. Эти планы обычно адресны и детализированы. В условиях рыночной экономики директивное планирование обычно используется для решения задач общенационального масштаба (оборона, социальная политика, защита окружающей среды и т.д.). На уровне отдельных предприятий директивное планирование применяется к унитарным предприятиям.

    Индикативное планирование широко используется на макроэкономическом уровне в условиях рыночной коньюктуры. Индикативный план не является обязательным для исполнения. Он носит рекомендательный направляющий характер. Задание индикативного плана называются индикаторами, которые представляют собой показатели, характеризующие эффективность функционирования национальной экономики. Показатели, характеризующие состояние рынка ценных бумаг, финансов, уровень инфляции, курсы валют, качество жизни населения и т.д. На уровне отдельных предприятий индикативное планирование используется при разработке перспективных планов.

    Структура планов предприятия

    Структура планов определяется функциями предприятия и его внутренней административно-хозяйственной структурой.

    Вследствие того, что план - центральное звено хозяйственного управления, с целью упорядочения руководства каждый цех, отдел, лаборатория разрабатывают свой план, который увязывается с общим планом предприятия. Сбалансированность внутрипроизводственных планов - одна из наиболее сложных задач планирования.

    Предприятие имеет, на первый взгляд, несовместимый конгломерат различного рода структур: десятки цехов разнообразного профиля, отделов, лабораторий, сотни разноименных профессий, которые по горизонтали почти или совершенно не связаны между собой. Их усилия планомерно объясняются общей конечной целью. В плане поэтапно устанавливаются все необходимые вертикальные и горизонтальные связи между подразделениями на весь планируемый период (рис.).

    Параллельно действующие структуры, как правило, независимы друг от друга и не осведомлены о положении дел в смежных цехах и отделах. Они выполняют задание, указанное в плане, который и служит системой связи.

    Система планирования обеспечивает наибольшую отдачу и выгоду предприятию при выполнении следующих правил:

      пунктуальная обоснованность каждого элемента и каждого этапа плана;

      точное исполнение плановых заданий всеми его участниками;

      наличие сплошного непрерывного учета, контроля и корректировки исполнения плана.

    Разнообразную по характеру и срокам исполнения деятельность структур и персонала можно измерить, учесть и проконтролировать с помощью не одинаковых, а разнообразных показателей, методов организации и выполнения плана.

    Отдаленные долгосрочные цели дважды подвергаются планированию - в долгосрочных и в оперативно управляемых планах. Вначале отдаленные цели включаются в план как предмет их разработки, т.е. в оперативном и текущем планах определяются задания разработчикам, сроки начала работ по этапам и даты их завершения. Далее из наличных ресурсов для обеспечения начатых работ выделяются необходимые средства, которые также подвергаются текущему планированию.

    Чем шире интервал планирования, тем выше степень неопределенности параметров плана, поэтому резко сужается число показателей и степень их точности.

    Рамки стратегического плана почти всегда подвижны, так же как сроки получения конечного результата и суммы расходов. Как правило, устанавливается лишь основной ответственный исполнитель, так как на первом этапе еще не ясны ни содержание работ, ни их объемы.

    В целом долгосрочное, текущее и оперативно-календарное планирование взаимосвязаны и представляют собой систему планирования, которая объединяет в комплекс весь механизм управления предприятием (табл. 4).

    Таблица 4

    Организационно-иерархическая схема соподчиненности и кооперации планирования

    Периодичность плана Форма заказа Структура показателей планирования Ответственные исполнители плана
    Оперативно-
    календарный
    Заказы потребителей Подетально-натуральные нормы и нормативы Цехи, участки, бригады
    Текущий Преимущественно заказы потребителеей Натуральные - по видам изделий, стоимостные - подробно, нормы и нормативы, трудовые - подробно Цехи, функциональные отделы, лаборатории
    Среднесрочный Заказы потребителей, прогнозы Укрупненные, стоимостные, натуральные, трудовые, нормы и нормативы
    Долгосрочный В основном прогнозы, частично заказы Укрупненная номенклатура изделий, объемы финансирования, доход Функциональные отделы, лаборатории, некоторые цехи
    Стратегический Прогнозы Важнейшие виды продукции, объемы финансирования, эффективность Отделы: маркетинга, технический, финансовый, капитального строительства

    С течением времени цель дробится на отдельные конкретные задания: изготовление и доводка опытных образцов новой продукции, закупка необходимых материалов, инструмента, подготовка квалифицированных рабочих для работы на новом оборудовании и др.

    После освоения производства новых изделий все мероприятия, связанные с их разработкой и подготовкой к производству, исключаются из долгосрочного плана. Новая продукция повторно включается в систему оперативно-календарного объекта не перспективного, а действующего производства, а на отдаленную перспективу намечается новая цель и весь процесс повторяется.

    Взаимоувязка и взаимная корректировка при расхождении планов различных служб предприятия оперативно осуществляются на протяжении всего периода разработки и выполнения долгосрочного плана. Полное совмещение планов, а также методов учета и контроля, применяемых администрацией и бухгалтерией, достигается, как правило, лишь на завершающем этапе.

    Переходя от долгосрочного плана, который разрабатывается на уровне функциональных отделов и администраций, к планам внутренних подразделений предприятия, решают детализированные задачи:

      определение заданий на период планирования и показателей планирования для каждого подразделения, выполняющего, как правило, лишь часть общего плана предприятия;

      выявление и устранение причин несоответствия внутренних планов между цехами;

      разукрупнение обобщенных показателей долгосрочных и среднесрочных планов предприятия при их описании в текущих и оперативно-календарных цеховых планах;

      распределение материальных, трудовых и финансовых ресурсов между цехами, службами и видами работ и их перераспределение при обнаружении диспропорций.

    Главная задача руководителей и специалистов - умело и правильно совместить требования, связанные с выполнением перспективных целевых задач, с текущими повседневными задачами предприятия. В этом залог долговременной успешной работы предприятия.

    • Сергей Савенков

      какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то