Декоративное рисование (средняя группа). Декоративное рисование в разных возрастных группах

Наталья Правдина
«Скатерть для чаепития». Конспект занятия по изодеятельности (рисование) в средней группе

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Большеалексеевский детский сад комбинированного вида «Калинка» .

Ступинского муниципального района.

Районный конкурс на лучший конспект занятия по ознакомления дошкольников

с русской народной культурой.

НОД по рисованию

«Скатерть для чаепития »

в средней группе

Воспитатель Правдина Н. А.

Образовательная область «Художественное творчество»

Интеграция с другими образовательными областями;

«Здоровье»

Пальчиковая гимнастика «Гости»

«Художественное творчество»

Рисование узоров

«Коммуникация»

Разгадывание загадки;

«Познание»

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей

«Музыка»

Исполнение русской народной песни «Во поле березка стояла» , танец.

Программные задачи :

- - -Образовательные :

Обогатить и активизировать речь детей словами самовар, сарафан, передник, оберег, символы - обереги;

Познакомить детей с традицией приема гостей в русской культуре.

Повторить и закрепить знания детей о декоративно-прикладном творчестве.

Учить детей составлять на бумаги простой узор из элементов народного орнамента.

- - - Развивающие :

Развивать знания, умения и навыки в фольклорном искусстве России.

Содействие развитию у детей : внимания, познавательной активности, образного и логического мышления;

Развивать речь у детей;

Развивать мелкую моторику.

Развивать творческое воображение детей.

Развивать цветовое восприятие

- - - Воспитательные :

Воспитывать интерес и любовь к русским народным традициям и обычаям

Воспитывать самостоятельность, уверенность, интерес к художественному экспериментированию.

Предшествующая работа : Чтение русских народных сказок. Беседы на тему «Российские мастера» и «Знаки и символы русского народного творчества» . Рассматривание красивых изделий : платков, фартуков и т. п., и предметов декоративно-прикладного искусства (матрешки, свистульки, ложки и т. д.) . Чтение художественного слова о промыслах России. Прослушивание русской народной музыки, разучивание русских народных песен. Разъяснения и заучивание пословиц.

Материалы и оборудование : Картинка с изображением русской народной одеждой. Книги прочитанных русских народных сказок. Игрушки - гости «Волк» , «Лиса» , «Медведь» . Магнитофон с аудиозаписью. Стол и стулья для чаепития . Самовар, баранки. Листы бумаги. Кисточки. Салфетки. Клеенки. Баночка с водой. Гуашь

Используемая литература :

1. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада . Конспекты занятий . – М.: Мозаика – Синтез, 2008. –с. 38

2. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа (образовательная деятельность «Художественное творчество» )»: учебное – методическое пособие. - Москва. ИД «Цветной мир» , 2012 год.

3. Тания МакАрдл. «Как научиться рисовать узоры ? Как рисовать узоры шаг за шагом » Взято с kalyamalya.ru.

Ход занятия.

Вступительная часть.

Воспитатель : Здравствуйте, ребята. Посмотрите, сколько гостей пожаловало к нам. Здравствуйте, гости дорогие, гости званные и желанные.

Гости - игрушки : медведь, лиса, волк. Озвучивает воспитатель : Здравствуйте, ребята!

Дети : Здравствуйте!

Воспитатель : Ребята, из каких русских народных сказок пришли к нам гости?

Дети : «Маша и Медведь» , «Лиса и журавль» , «Лиса и Волк» (дети перечисляют недавно прочитанные русские народные сказки) .

Воспитатель : Ребята, а когда к нам приходят гости, чем мы с ними занимаемся?

Дети : Играем с ними. Пьем чай.

Воспитатель : Верно. Русский народ всегда славился своим гостеприимством. На столе красовался самый главный …. Послушайте загадку, и попробуйте отгадать, кто же красовался на столе.

У носатого у Фоки

Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит,

И как зеркало блестит.

Дети : Самовар.

Воспитатель : На столе всегда стоял горячий самовар. А угощением к чаю были по русской традиции сушки, бублики, баранки, сухари. Давайте пригласим наших гостей пройти к столу и угостим их чаем. (Дети идут к столу, рассаживают на стульях за столом гостей.)

Воспитатель вносит в группу самовар : Ребята, по русским обычаям мы должны застелить на стол красивую скатерть . Но у нас ее нет. Я предлагаю вам скатерть сделать самим .

Основная часть.

Воспитатель : А чтобы наши гости не скучали, давайте споем с ними русскую народную песню «Во поле березка стояла» и попляшем. (Дети исполняют песню и пляшут.)

– Развеселили мы вас, гости дорогие? Но пришло время дела делать. Как говорит народная пословица : Делу время, потехе час.

Проходите на свои места.

Воспитатель : - Посмотрите, перед вами лежат белые листы бумаги. С помощью кисточки и красок вы превратите их в красивые скатерти .

Вспомните, как украшались сарафаны, передники, рубашки, полотенце мастерицы русского народа?

Дети : Узорами, яркими полосками ткани, вышивкой.

Воспитатель : - Какие знаки вышивали мастерицы?

Дети : Кресты, цветы, круги.

Воспитатель : Эти знаки-символы вышивали не случайно. Мы с вами уже знакомились с некоторыми из них. Посмотрите на эти красивые полосы (Демонстрация образцов узорных полос) . Что означают эти волнистые линии?

Дети : Символ воды.

Воспитатель : Что означают красные круги на вышивке?

Дети : Символы солнца.

Воспитатель : Да, правильно, каждый знак имел своё значение. Даже цвета имели своё значение :

Красный цвет - благополучие,

Желтый цвет - тепло и ласка,

Синий цвет - радость,

Чёрный цвет - богатство.

Воспитатель : - Ребята, вспомните, зачем вышивали символы?

Дети : Чтобы эти символы всегда оберегали человека.

Воспитатель : Верно. Поэтому их называли оберегами. Расписывая свою скатерть , каждый из вас будет вышивать не нитками, а краской и кисточкой. Выберите свой узор-оберег, какой вам больше нравятся.

Воспитатель : Но перед работой нам нужно повторить методы рисования узоров . Давайте вспомним метод «примакивания» , которым мы изображаем цветы

.

Что мы будем рисовать кончиком кисти ?

Дети : Волнистые линии, крестики, точки.

(Воспитатель показывает у доски)

крестики

Воспитатель : Как будем рисовать круг ?

Дети : Концом кисти, не отрывая руки.

(Воспитатель показывает у доски)

Не забудьте о чередовании, только тогда у вас получится настоящий орнамент. Просто помните, что узор – всего лишь повторение форм. А чтобы руки были послушными, подготовим их к работе.

Пальчиковая гимнастика «Гости» ;

Стала Маша гостей созывать :

И Иван приди, и Степан приди,

И Матвей приди, и Сергей приди,

А Никитушка - ну, пожалуйста.

(Вращение кистей рук к себе. Поочередный массаж пальцев на обеих руках)

Воспитатель : Ребята, рассаживайтесь на свои места. Возьмите в руки кисточки и приступайте к работе - мастера!

(В процессе выполнения задания детьми, воспитатель следит за осанкой детей, за техникой работы, за последовательностью в изображении узора, за расположением узора на скатерти .)

Заключительная часть

Готовые работы раскладывают на столе.

Воспитатель : - Посмотрите, какие красивые скатерти у вас получились !

Воспитатель : Ребята, вы настоящие мастера! Все работы достойны похвалы! Скатерти красивые и яркие . Нашим гостям понравятся все скатерти ! Спасибо вам за работу!

Занятие переходит в сюжетно ролевую игру «Чаепитие с гостями » с использованием нарисованных скатерок .

Программные задачи:
Закрепить знания о дымковских игрушках;
Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги);
Закрепить умение детей создавать декоративную композицию в жанре дымковской росписи;
Закрепить приёмы рисования плавных линий при работе кистью и умение рисовать кончиком кисти.
Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.
Оборудование:
Несколько рисунков дымковских игрушек, картинки с элементами дымковского узора; акварельные краски, кисточки, вода, салфетки, готовые шаблонные рисунка.
Предварительная работа:
Рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, картин о дымковских игрушках; беседы; лепка из глины дымковских игрушек; раскрашивание книжек-раскрасок, беседы о дымковской игрушке.
Ход занятия:
Воспитатель:
Что я вижу! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, дети, тут красиво?
Аж захватывает дух!
Сегодня, я приглашаю вас на галерею рисунков игрушек. Посмотрите как здесь красиво. Давайте мы их рассмотрим. (Дети самостоятельно рассматривают игрушки, расписанные в стиле Дымки). Какие они все яркие, красивые и очень разные. Но что-то у них есть и общее!
Мастера для всех ребят
Налепили жеребят,
Всадников, цыплят,
Посадили их в ушат.
Посадили, подсушили, побелили
Краской яркой нарядили
Разложили всё в лоток,
В изукрашенный платок
И скорее продавать
Всех игрушкой развлекать
Пышные, нарядные,
До того, приятные.
Ребята, а как называются эти игрушки?
Дети – дымковские
- А вы знаете почему они так называются?
- Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносили свои весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить.
Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.
- Какого цвета бывают дымковские игрушки?
(Всегда только белые)
- А какие узоры на дымковских игрушках?
(Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка)
- Какого цвета больше? Какие цвета использованы?
- Какими приёмами выполняются узоры?
(Примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу)
- Садитесь поудобнее, начинаем работу.
Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогать затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.
Через 10 минут самостоятельной работы – физкультпауза.
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнём,

Рисовать опять начнём.

Ноги вместе, ноги врозь,

Заколачиваем гвоздь.

Солнечные зайчики

Солнечные зайчики играют на стене,

Поманю их пальчиком,

Пусть бегут ко мне.

Ну, лови, лови скорей!

Вот, вот, вот – левей, левей!

Убежал на потолок.

А теперь заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры, а потом посмотрим рисунков.

Подводя итог, воспитатель вывешивает все рисунки.

1. Какая работа тебе больше всего понравилась? Почему?
2. Что тебе больше всего здесь понравилось?
3. Что особенного в этой работе?
4. Чем отличается от других эта работа?

Воспитатель читает стих:

Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.

Молодцы, все старались создать новые красивые дымковские узоры. Занятие окончено.

Конспект занятия по

Декоративному рисованию

(дымковская роспись).

« Курочка Ряба».

(средняя группа).

Котова Марианна Валерьевна

воспитатель МОУ начальная школа – детский сад с. Иня,

Охотского района. Хабаровского края

Программные задачи: Закрепить с детьми знания полученные ранее о дымковской росписи; умение расписывать основными элементами дымковской росписи объемные игрушки; упражнять в составлении узора и подборе цветов, соответствующих колориту росписи; развивать у детей интерес к русскому народному творчеству и эстетический вкус.

Подготовительная работа: Рассматривание альбома « Дымковская игрушка», дымковских игрушек

(промышленного производства) , знакомство детей с историей возникновения дымковской игрушки, выставка детских работ.

Материал к занятию: Краски, образцы основных элементов росписи, большие объемные игрушки из бумаги, кассета с записью сказки « Курочка Ряба».

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям послушать сказку « Курочка Ряба» в грамзаписи.

Воспитатель: Вы узнали что это за сказка? А вы всех персонажей сказки знаете? А что с ними приключилось?

Вдруг раздается стук в дверь.

Воспитатель: Кто – то пришел наверное к нам в гости. Заходите, пожалуйста! Странно, стучат, а не заходят. Давайте просмотрим, кто же это к нам пришел?!

Воспитатель вместе с детьми открывает дверь, за дверью стоят большие объемные игрушки из бумаги (белого цвета)

Воспитатель: Странно, как они здесь оказались?! Кто их здесь оставил?! Посмотрите ребята какие они грустные и не веселые, наверное им очень плохо. Как вы думаете почему игрушкам может быть плохо? (ответы детей). Знаете, а мне эти игрушки кого – то напоминают. А вам? Правильно. Это персонажи нашей любимой русской народной сказки « Курочка Ряба». А грустные они наверное от того, что они не нарядные. Давайте мы им поможем! Распишем их самой веселой росписью - дымковской, которой на Руси игрушки расписывают. Посмотрите на нашу выставку. (Дети называют основные элементы дымковской росписи).

Воспитатель предлагает детям поиграть в сюжетную игру « Мастерская маленьких художников». Вспомнить с детьми порядок создания узора; художник сначала придумывают узор, а только потом начинают рисовать. Дети по желанию, выбирают понравившийся им персонаж и начинают рисовать.(По 2 ребенка на одну игрушку).Воспитатель напоминает детям, что во время работы разговаривать нужно вполголоса, чтобы не мешать друг другу, расписывать игрушки аккуратно, не торопиться и договариваться между собой. Воспитатель проводит индивидуальную работу с каждым ребенком, помогает в выборе элементов росписи если дети затрудняются и расположении узора на игрушке.

Воспитатель: Ну вот, все игрушки у нас расписаны. Посмотрите какие они стали нарядные, красивые. Молодцы. Славно потрудились!

Стук в дверь.

Воспитатель: Опять к нам кто – то стучится. Входите пожалуйста!

В группу заходит бабушка Маланья.

Бабушка Маланья: Ой, ребятушки – касатушки, здравствуйте! Вы тут случайно мои игрушки не встречали? На одну только минуточку отлучилась, хотела в мастерскую к умельцам отнести, а они куда – то пропали.

Воспитатель: Бабушка Маланья! А это случайно не твои игрушки?
Бабушка Маланья: (рассматривает игрушки) Нет, не мои. Мои были белые, скучные, а эти вона какие веселые аж глаз радуется.

Воспитатель: Значит это были все таки твои игрушки. Они стояли у нас под дверью и плакали, а мы их разукрасили, нарядили и развеселили.

Бабушка Маланья: Знать и в правду это мои игрушки! Молодцы, ребятушки! Настоящие умельцы – художники! За такую работу надо обязательно отблагодарить. (бабушка Маланья раздаёт детям угощение)

Воспитатель: Спасибо за угощение, а теперь сказка!

Дети инсценируют сказку « Курочка Ряба».

Бабушка Маланья: Молодцы, ребятушки, порадовали бабушку. Мне очень понравилось как вы расписали мои игрушки и им тоже у вас понравилось. Поэтому я решила вам их подарить. А сейчас мне пора, внучата дома ждут. До свидания!

Бабушка Маланья прощается с детьми, они приглашают её ещё к ним в гости.


Первое знакомство детей с особенностями декоративного рисования осуществляется в средней группе детского сада. Обогащение представлений о назначении декоративного рисунка, воспитание эстетического отношения к изделиям декоративно-прикладного искусства происходит на основании сравнительных характеристик внешнего вида различных предметов быта, образцов национальной одежды, оформления фасадов и интерьеров жилых и общественных сооружений и др.

Решению этих задач способствуют экскурсии в краеведческий музей, посещение выставок произведений соответствующего содержания, беседы и рассказы с иллюстрированием образцов народного и декоративно-прикладного искусства и овладение непосредственно исполнительской и творческой деятельностью по декоративному рисованию.

В процессе обследования тех или иных образцов декоративно-прикладного искусства следует обратить внимание детей на особенности элементов узора, упрощение их формы в сравнении с реальным предметом; соподчинение в зависимости от выполняемой функции -- главные и второстепенные; средства их выделения -- размером, цветом и местом на плоскости; порядок композиционной организации -- ритм, построенный на строгой метрической основе, симметрия. Первые задания, которые предлагаются детям на этом этапе, направлены на создание орнаментальных лент, посвященных растительным мотивам.

Декоративными элементами узора могут быть разнообразные листья, цветы, фрукты, овощи, ягоды, колосья пшеницы и прочее. Использованию указанных элементов предшествует изучение детьми средств их стилизации в народном декоративном искусстве.

В процессе выполнения этих заданий дети усваивают принципиальные подходы к композиционной организации элементов узора:

  • - ритм повторов одинаковых по внешним признакам элементов;
  • - чередование разных по форме, размеру или цвету элементов узора, с учетом структурных вариантов чередования -- через один, через два и т. д.;
  • - симметричное построение композиции узора от оси симметрии, размещенной поперек или вдоль ленты .

Усложнение заданий по декоративному рисованию состоит в построении замкнутых орнаментов на плоскостях круглой, квадратной и прямоугольной форм. В представлении детей предложенные плоскости желательно конкретизировать по назначению: блюдце, тарелка, поднос, полотенце, скатерка и прочее.

По смыслу предложенные орнаменты могут быть посвящены растительным мотивам, но с более определенной тематикой и использованием подходящих по смыслу и цвету декоративных элементов узора, например: осенний, зимний, весенний, летний мотивы; или посвящены одному какому-либо предмету -- ромашке, елке и тому подобное.

Знакомство детей с рациональными подходами к организации изобразительного процесса заключается в сообщении наиболее удобной поэтапности построения орнамента, например: в ленточном орнаменте, в котором элементы узора располагаются по принципу ритма повторов, лучше начинать выполнение задания слева направо или сверху вниз, во-первых, потому что контролируется качество их размещения, во-вторых, изображение не будет повреждено рукой; при чередовании элементов узора удобнее сначала разместить элементы какого-то одного цвета, например, акценты или однотипные их детали, а затем приступить к воспроизведению второстепенных элементов; в симметричных композициях лучше начинать изображение орнамента из центрального элемента, а затем -- соответственно левая или верхняя половины, правая или нижняя половины.

При создании замкнутых орнаментов процесс изображения начинается с заполнения центральной части плоскости (если по замыслу там есть в наличии декоративный элемент), а затем -- ее края в той же последовательности, что и в ленточном орнаменте (в плоскости квадратной или прямоугольной формы заполняются углы, а затем края).

Для выполнения задач декоративного рисования используются разнообразные красящие материалы и инструменты: цветные карандаши, если декоративные элементы узора мелкие; гуашь, круглые кисти разных размеров, тампоны для изображения одинаковых по форме, размеру и цвету декоративных элементов; плотная бумага или картон. При необходимости используется цветная бумага, предварительно наклеенная на плотную основу (бумагу или картон).

В старшей группе усложнение задач декоративного рисования заключается в формировании у детей представлений об изобразительных и выразительных особенностях наиболее распространенных в нашей стране его стилевых направлениях и использовании наиболее посыльных из них в практической деятельности. Кроме того, детям предоставляется возможность украшать предметы, различные по назначению и конструктивному строению.

Так, в деятельности детей совершенствуются и обогащаются не только растительные мотивы, но и используются образы животных, птиц, рыб, человека, что, в свою очередь, дает возможность воспроизводить в узорах персонажи любимых сказок, мультипликационных фильмов и прочее. Успешному использованию указанных элементов способствует то, что в предметном и сюжетном рисовании дети в основном овладевают средствами восприятия и воспроизведения объектов, которые в значительной мере стилизованы по форме .

Вместе с тем, использование указанных объектов в декоративном рисовании делает необходимым учет специфических для этого вида изобразительного искусства стилевых условностей и требований к структурному построению композиции -- сочетанию отдельных элементов узора между собой и с целым, соподчинению второстепенных элементов главному, соблюдению соответствующих расчленений объекта, удачно найденному масштабу изображения, ритмической организации элементов на строгой метрической основе и др. С указанными особенностями декоративного рисования дети в доступной форме знакомятся во время восприятия произведений народного и профессионального декоративно-прикладного искусства, а также непосредственно в ходе выполнения практических заданий.

Ознакомление детей в доступной форме с произведениями народных мастеров своего края, а также с изобразительно-выразительными достоинствами декоративно-прикладного искусства разных регионов нашей страны дает возможность сформировать у них не только определенные представления о масштабности по назначению и стилевом многообразии декоративного рисования, но и привлечь к национальной культуре, успешно решать задачи нравственного и эстетического воспитания.

Усложнение практических задач декоративного рисования заключается в наследовании детьми отдельных, наиболее характерных для того или иного направления средств выразительности воспроизведения орнаментов. Например, благоприятным условием для решения этих задач на данном этапе могут служить предметы с элементами русской росписи. Детей привлекает в них сказочная выразительность силуэта, пластичность форм и контрастная декоративность цвета, прочная связь узора с листом бумаги и, наконец, разнообразие их использования -- для отделки керамической посуды, деталей одежды, внутреннего и внешнего оформления зданий народной архитектуры и тому подобное.

Не менее важно качество для использования русской росписи в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения, которое заключается в ее сравнительно упрощенной технике. Для их воспроизведения используются знакомые детям материалы: гуашь, акварель, темпера. Все раскрашивания выполняются сразу, без подготовительной работы карандашом. Наиболее распространенными техническими приемами, которые создают соответствующее стилевое звучание, являются: мазок от себя, мазок на себя, переходный мазок и другие мазки, доступные овладению детьми дошкольного возраста.

Приемом “мазок от себя” рисуют широкий с постепенным сужением элемент; “мазком на себя”, наоборот, достигают узкого элемента с последовательным расширением; “переходным мазком” предоставляется возможность сразу передать многоцветное изображение элемента (для этого в соответствующей последовательности набирают на кисть 2-3 цвета и одним мазком оставляют пятно необходимой формы с постепенным переходом одного цвета в другой) .

Накопленные представления о назначении декоративного рисования и многообразии его воспроизведения дают возможность использовать те или иные варианты отделки объектов или их деталей в предметном и сюжетном рисовании, лепке.

Декоративное рисование - это создание узоров. Узоры бывают геометрические и растительные. Узоры выполняются в полоске или в различных геометрических фигурах (квадрате, прямоугольнике, круге и др.).

Обучая детей декоративному рисованию, педагог должен развивать у них умение видеть взаимосвязь между всеми компонентами узора, цветом, композицией, элементами формы.

Ребенку необходимо почувствовать и понять, как в зависимости от назначения и формы предмета изменяется орнамент, который его украшает. Отсюда он узнает о значении, целесообразности оформления, связи формы и содержания.

Дети, знакомясь с декоративным рисованием, должны научиться ясно представлять себе, что такое ритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать.

В декоративном рисовании развитие чувства цвета выделяется как важная задача. Цвет в расписном орнаменте тесно связан с композицией, в узоре они необособленны друг от друга. Овладеть всеми возможностями цветовых сочетаний дети дошкольного возраста, естественно, не могут, хотя чувство цвета начинает развиваться еще в преддошкольном возрасте.

Задача использования цвета в декоративном рисовании усложняется, начиная с наиболее ярких, контрастных сочетаний и заканчивая оттенками теплых и холодных цветов в разных сочетаниях. Осуществление этих задач можно начать тогда, когда дети овладеют рисованием простейших изобразительных форм, так как потом потребуется концентрация внимания дошкольников на новой задаче -- расположении этих форм в определенном порядке для получения узора.

Первичные изобразительные навыки дети приобретают в первой и второй младших группах, причем некоторые задания во второй младшей группе носят декоративный характер (например, украсить края платочка полосками). Но основная цель такого занятия -- не создание узора, а закрепление умений проводить прямые линии в разных направлениях.

Задачи обучения декоративному рисованию в средней группе следующие:

  • - развивать композиционные умения в ритмичном расположении форм в узоре на полосе, квадрате, круге;
  • - развивать чувство цвета -- умение красиво сочетать контрастные цвета;
  • - развивать умение в рисовании различных крупных и мелких форм -- простых элементов узора;
  • - развивать технические навыки в пользовании кистью (легко касаться бумаги, делая точки; действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, мазки) .

Сначала дети учатся проводить кистью ровные линии и наносить между ними мазки, которые ритмически повторяются, или точки, чередовать мазки по цвету, меняя их положение, когда узор усложняется.

Мазок -- самый легкий для исполнения декоративный элемент, так как он не требует особо точных движений и получается легким прикладыванием кисти к бумаге. Поэтому сначала в узор включаются мазки, а потом уже точки. Точка требует овладения новым приемом работы кистью (кисть держать вертикально) и достаточно развитой координации движений, чтобы только касаться бумаги концом кисти.

Композиция первых рисунков также самая простая: ритмичное повторение одного и того же элемента. Ритм движения руки, присущий человеку, облегчает этот повтор, помогает передаче ритма в изобразительных формах.

Чередование -- более сложный композиционный прием, так как основан на сочетании нескольких форм. Детям средней группы доступно чередование двух элементов по форме или по цвету.

Усложнение программного материала идет за счет более сложной композиции и введения новых изобразительных элементов в узор. Кроме точек и мазков, дети учатся использовать в узоре круги и кольца, с приемами рисования которых они знакомились еще в младшей группе.

В декоративном рисовании изображение этих форм несколько меняется: они меньшего размера, при рисовании должны соответствовать друг другу по величине и, кроме того, они не связаны с образом предмета, что также делает их изображение более трудным для ребенка.

Кроме полоски, дети учатся располагать узор на других формах -- квадрате, круге. Эти формы требуют другой композиции в узоре. Естественно, что использовать простой линейный повтор здесь нельзя, так как у квадрата есть стороны, углы, центр; у круга -- край и центр.

У детей средней группы начинает формироваться художественный вкус. Они могут назвать, какие картины и иллюстрации им больше нравятся, определяют явления природы, которые переданы изобразительными средствами. Воспитатель знакомит детей со скульптурой малых форм. В основном это народные игрушки. Народная игрушка радует детей своей яркостью, простотой и выразительностью образа. Рассматривание произведений народного искусства проводится перед декоративным рисованием. Для развития воображения можно использовать вырезанные из бумаги силуэты животных. Перед детьми возникает необычный яркий образ народной игрушки.

Воспитатель обращает внимание детей на разноцветный узор из кругов, точек, колечек. После украшения декоративным узором птичка действительно станет красивой, сказочной.

В отдельных случаях с целью наглядного объяснения способа изображения дается дидактический образец - это изображение, в котором ясно выступают те черты, на которые надо в данном случае обратить внимание детей, и убрать все лишнее. Образец может быть выполнен нейтральным цветом без раскрашивания. Цвета дети будут применять самостоятельно. Образец должен быть грамотным и правдивым. В процессе объяснения дети называют части, определяют их относительную величину, расположение. Не допуская копирования образца, следует поощрять дополнения изображения некоторыми деталями.

Воспитатель должен помнить, что усвоение элементов узора - мазков, точек, полос, колец - есть вместе с тем и усвоение какого-либо технического навыка. Каждый элемент в узоре повторяется обычно несколько раз, поэтому у детей есть возможность упражняться в его исполнении. Повторение мазков, точек, полос является в узоре равномерным.

В таких случаях, когда узор создается по образцу, важное значение имеет восприятие его детьми. Прежде всего, воспитатель дает детям возможность увидеть узор в целом, затем выделяет элементы узора, называет их, обращает внимание на их повтор. Сухой кисточкой воспитатель показывает на образце повторные мазки, точки, делая движения, соответствующие их изображению, затем уточняет последовательность выполнения.

Показы способов создания узора после такого объяснения на образце нужны лишь на первых порах и тогда, когда усваивается новый технический прием, например нанесение мазков прижатием кисточки. Если усваивается только расположение узора, а элементы его знакомы детям, показ не нужен. Иногда можно вызвать детей, чтобы они нарисовали на мольберте те или другие части узора.

Когда какое-нибудь построение узора дается впервые, образец повторяется детьми без изменений. Но на следующем занятии они могут изменить цвета по сравнению с образцом или дополнить узор новыми элементами. В этих случаях в образце намечается лишь схема построения узора. Дальнейшие занятия проводятся без образцов.

Каждый смысл можно выразить по-разному. Поэтому следует применять такие методы обучения, которые не приведут к однообразию способов выразительности. Например, способ расположения изображения на узкой полосе не может быть единственным и обязательным во всех случаях.

В своих рисунках дети все чаще отображают то, что видели в окружающем мире или при рассматривании иллюстраций. Хотя их работы достаточно просты, воспитателю необходимо вызвать у детей доброжелательное отношение к рисункам: «Как красиво украшен этот домик, он праздничный благодаря вашим замечательным узорам».

Если дети рисуют декоративные элементы, то это должно проходить в игровой форме, чтобы вызвать интерес у детей к данному рисунку. Для того, чтобы рисунки были выразительными, воспитатель предлагает детям бумагу разного формата. Изображение определенного узора может быть передано в полосе или на квадратном листе бумаги. Варианты композиционных решений находит воспитатель, так как ребенку пяти лет еще трудно это сделать.

При изображении сложных элементов узора воспитатель использует показ, который сопровождает объяснением, помогающим запомнить последовательность действий. Например, от четкости движения кисти, умения ритмично проводить линии разной интенсивности зависит красота узора.

Кроме того, рисование несколькими красками требует овладения навыком промывания кисти, чтобы сохранить яркость и чистоту цвета краски. Воспитатель стремится к тому, чтобы дети рисовали не только узоры, которые даны в рисунке, а и придумывали новые на основе приобретенных знаний. Дети это выполняют с интересом. На каждом занятии воспитатель стремится использовать методы, которые направлены на развитие у детей самостоятельных способов изображения. Эта самостоятельность имеет место в том случае, если ребенок всегда выполняет задание, предложенное педагогом.

В средней группе дети усваивают приемы декоративного рисования: широкие прямые линии на весь ворс кисти, мазки в разном положении, точки, круги, кольца. Особое значение приобретает содержание занятий .

Т.С. Зерновая предлагает построить занятия в такой последовательности, чтобы была возможность постепенно усложнять элементы декоративного рисования. Зерновая издала даже книгу «Эстетическое воспитание в детском саду» , где раскрыла все содержание декоративного рисования. За советами Зерновой такой элемент как мазок широко применяется в декоративных изделиях и легко выполняется - приложить ворс кисти к бумаге и поднять. Но расположить мазок на бумаге можно по-разному: вверху, внизу, наискось и т. д. Если же научить последовательному овладению мазком от рисования простым способом к сложному, то дети овладевают этим элементом, и у них развивается кисть руки. Воспитатель проводит занятия, где использует разнообразные цвета. Значительная часть рисунков на белой бумаге. Используется и цветная бумага - серая, бежевая, голубая.

Чтобы научить детей декоративному рисованию, воспитатель использует различные методические приемы: наглядные, словесные и игровые. Формой наглядности на занятии является натура, образец, показ способа изображения.

В зависимости от типа занятий наглядные, словесные и игровые приемы обучения используются по-разному. Изобразительное искусство определяет три типа занятий в детском саду:

I тип - занятия, на которых даются новые знания, а также формируются новые навыки и умения.

II тип - занятия на закрепление ранее приобретенных знаний и умений.

III тип - занятия на самостоятельное применение детьми полученных знаний, умений и навыков .

На занятиях первого типа воспитатель использует натуру или образец для подражания, показывает способы изображения, дает пояснения, задает вопросы.

На занятиях второго типа - использует натуру, несколько образцов, частичный показ, объяснение, вопросы, художественное слово, игровые приемы.

Основными приемами на занятиях будут вопросы, указания, напоминания. С помощью вопросов воспитатель узнает о замыслах детей, о способах реализации этих замыслов и тому подобное.

Словесные приемы обучения - указания, оценка, поощрения используются на занятиях всех трех типов.

Итак, используя разнообразные методы, воспитатель формирует у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, подводит их к передаче выразительного образа с помощью различных изобразительных средств. Методика занятий по изобразительной деятельности в детском саду характеризуется большой направленностью на развитие у детей самостоятельности.

«Рисование слона» - Этап 3: Далее на голове слоника рисуем уши. Евсино» Искитимский район Новосибирская область. Этап 4: И в самую последнюю очередь – глаза, клыки и хвостик нашего слоника. Этап 2: Далее мы рисуем хобот и ноги слона. Не отчаивайтесь! Этап 5: Стираем все вспомогательные и уже не нужные нам линии. Мы нарисовали слона!

«Курсы рисования» - Часть 3. О курсе подробнее … Занятие 10. Лена рисунок после занятия 19.05.09. Воспоминание о мае. Результаты мне понравились. Занятие 9. Примеры работ студентов после 3-го занятия. Отражения солнца. Рисование лица в 3/4. Понятие гештальта. Особенности восприятия очертаний в л-режиме и п-режиме Практическая часть.

«Рисование человека» - Из истории техники «Гризайль». Пейзаж. При рисовании человека в движении на что надо обратить внимание? В технике «Гризайль» можно нарисовать: Работа с цветом. После гризайли художник приступал к работе с масляными красками. Какой способ рисования фигуры человека мы изучили на прошлом уроке? Рисование с натуры.

«Декоративное искусство» - Афинский акрополь. Работа в рудниках. Вазописец. Торговля в Древней Греции. Древняя Греция. Храм Аполлона. Сельское хозяйство. Выставка творческих работ. Практическая работа. Виды вазописи. Храм Посейдона. Храм Цецеры. Роль декоративного искусства в обществе. Древнегреческая школа. Древнегреческие сосуды.

«Русское декоративное искусство» - Ваза. Новая форма мебели, столов, комодов. Чаша. Рамки для зеркал. Бурно развивается производство шёлковых тканей для платьев и декоративных тканей. Конец XIX - начало XX века. Е.А. Прахова. Людогощенский крест. 1359 г. Фрагмент. Используются бриллианты, изумруды, сапфиры, рубины. Оклад Евангелия боярина Фёдора Андреевича Кошки 1392 г.

«Рисование животных» - Формирование навыков изображения животных на основе аналогий с геометрическими фигурами. Рисование от общих масс Рисование с помощью осей. Рисование с помощью шаблонов. Методы достижения точности рисунка. Изобразительное искусство. Внимательно посмотри на несколько набросков кошки. Перспектива. Изображение животных на основе аналогий с геометрическими фигурами.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то