В.Ф. Горохов

К исследователям античной культуры принято относить следующих исследователей древности и старины: философ А.Ф. Лосев история античной эстетики, античный космос и современной науки, очерки античного символизма и мифологии. Г.С. Кнабе (раздел об античном полисе, особенности полисного сознания, влияние античности на русскую культуру). Тахо -Годи занимался изучением мифологии. Андре Боннар описывал влияние географического фактора на особенности античной культуры.

Определение термина «античность»

Античность – это термин, который происходит от слов – антикус в переводе - древний текст, термин введен в эпоху возрождения итальянскими гуманистами для обозначения греко-римской культуры.

Под античностью принято понимать совокупность древнегреческой и древнеримской культуры. В настоящий момент термин античность понимается как совокупность древнегреческой и древнерусской культуры. Историки отмечают, что основание для единства древнегреческой, древнеримской культуры может служить полисное сознание (результат сходных гос. политических форм – полис).

Полис порождает особый тип сознания – полисное сознание, полис складывается из разных групп землевладельцев, складывается аппарат управления, суд, армия, но все должности выборные, залогом выживания такого коллектива становиться патриотизм каждого человека, высший долг - хранить верность понимать ценность полисного общества и при необходимости – приносить себя в жертву. Гражданин полиса – это всегда землевладелец.

Базовые черты полисного сознания

1. Каждый гражданин осознает значимость свободы и обладает значительными свободами.

2. Человек должен ставить личные интересы ниже интересов всего полиса, только тогда он может считаться полезным членом общества.

Общая характеристика понятия античность

Космос – это понятие о мире, которое возникает в эпоху античности. Космос это не только мир, вселенная, космос это порядок который противостоит хаосу. За счет красоты и упорядоченности.

Как отмечает Лосев, космос для античного человека выступает как некий абсолют, космосу некуда двигаться все пространство занято им самим, поэтому в античной культуре и складывается абсолютный космологизм. Античные боги управляют космосом, т.к. они и есть законы природы, все недостатки и все достоинства, которые есть в человеке есть и в природе а значит и в богах.

2. Идея рока, судьбы, Ананке (рок, судьба, неизбежность) , раз ананке властвует над жизнью, то даже герои не может противостоять року, представление о судьбе не делает человека пассивным, они не склоны к пассивному фатализму

Они в большой степени склонны проявлять свободу выбора, становясь при этот героем.

Ощущение роковой зависимости порождает трагизм мироощущения, оно является изнанкой гармоничной «апполонической» культуры. Идея ясности, гармонии, «апполоничности» была развита в трудах историков 18-19в. Шиллер, Гете. Трагизм мирообщения был впервые открыт Фридриком Ницше «Рождение трагедии из духа музыки»

3. Антропоцентризм – это понимание того, что в центре мира оказывается человек, он есть часть мироздания, часть мира. Важнейшим эстетическим принципом, который формирует идеал человека, является калокагатии (культ гармонии безупречного тела и внутреннего мира человека)

Тело необходимо укреплять физическими упражнениями, а душа – поэзией, танцами, музыкой.

4. Идея состязательности или принцип Агона.

Состязательность пронизывают все сферы деятельности человека, состязательность была не только в гражданской но и художественной жизни. В культуре, например, Олимпийские игры, (фильм Л.Рифеншталь «Олимпия 1938 первые кадры). Демонстрация рождения нового типа арийского что связано с античностью (греко-римский человек), театральные состязания – двух протагонистов(гл. актеров), борьба драматургов, философские диспуты, возможно диалектика сегодня.

5. Праздничность и зрелища в античной культуре

Праздники, посвященные тем или иным богам. Например, Дионисийские мистерии. Травли зверей, гладиаторские бои, театр античности – все натуральное и в величину натуральное ==> «хлеба и зрелищ». Рим – грубоват, а Греция утонченная по зрелищности. Круги движутся в театре, все пришло оттуда. Переодевали крестьянина, и он в роли, ходил затем его поедал настоящий зверь – зрители улюлюкают.

Периодизация античной культуры:

1. Крито-меккенский (эгейский) период - 3 тыс. – 1 тысяч лет до нашей эры)

Существовала на островах Крит, Ферра, острова Киклатского архипелага. На балканском полуострове.

Материковая Греция (Микены, Тиринф, Эпилос) город Троя. Расцвет приходится на 2 тыс до н.э. причем ее вклад эта культура становится важным связующим звеном между культурой Древнего Востока и собственно греческой культурой, на рубеже 3-2 тыс на острове Крит впервые в Европе сложится государство и возникнут центры Кносс Фест, Малия

В XVI веке до нашей эры был уничтожен землетрясением

2. Гомеровский период (11-8 вв. до н. э.),

Название периода произошло от от имени Гомера, потому что его поэмы Одиссея и Илиада являются основными источниками наших сведении о данном периоде, они дают представление о быте, нравах, одежде, людей того периода.

Основное население Греции того периода это крестьяне поселенцы, поселения носят общинный характер. Зарождается архитектура, которая сохранилась только в развалинах. Это архитектура выступает некой переработкой микенской архитектуры.

Важное место занимает так называемый «гомеровский вопрос». В истории мировой культуры, начиная с 18 века ведутся споры о существовании Гомера. Выделяют 2 точки зрения:

1) Это персонаж вымышленный

2) Это реально живущий человек

Но наиболее правленой является точка зрения, что Гомер, которое в переводе означает прилаживающий, присоединяющий одно к другому.

К концу 8 века до н.э. возникли предпосылки для культурного переворота, которым и будет объясняться феномен «греческого чуда»

3. Период архаики (VII-VI век до нашей эры).

1) Расслоение населения. Появляются землевладельцы, но большая часть это крестьяне общинники, в дальнейшем это приведет к образовании 2 классов: рабы и рабовладельцы. Рабами были пленники и крестьяне попавшие в зависимость, рабовладельцы – крупные ремесленники и купцы

2) Складываются города-государства с разными формами управления: олигархия (руководят несколько богатых людей), демократия и тирания (власть одного)

3) рост городов, следовательно, расширение строительства

В этот период развивается морская торговля, судостроение, мореплавание,

Античная культура дорога нам прежде всего тем, что она заложила основы для дальнейшего развития науки и искусства: в искусстве был указан путь к реализму, а в науке – к материалистическому мировоззрению.

Античная культура восхищала и вдохновляла художников эпохи Возрождения, ей поклонялись и брали её за образец основоположники всех академий, она помогала в научных исследованиях многим учёным.

Античная (древняя) Греция была колыбелью европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые в той или иной мере нашли своё развитие почти у всех европейских народов. Античность оказала большое влияние на последующее развитие европейских народов, стала их общим достоянием, основой всей европейской культуры. Достижения этой цивилизации прочно зафиксированы в сознании, языке, философии, художественных образах. Самые ранние образы самобытности этой культуры проявились на уровне древнейших форм народного творчества, в частности мифологии, сюжеты которой уже в течение многих веков служат богатейшим материалом живописцам, скульпторам, композиторам, поэтам. Многие образы античной мифологии стали привычными и понятными: нить Ариадны, ахиллесова пята, яблоко раздора и т. д. Также множество греческих и латинских слов содержится в обыденном и научном языке.

В античной классической архитектуре различаются ордера: дорический, ионический, коринфский, тосканский и композиционный (сложный). Ордер – один из видов архитектурной композиции, состоящий из вертикальных несущих частей – опор в виде колонн, столбов или пилястр и несомых горизонтальных частей – антаблемента, включающего архитрав, фриз и карниз.

«Греческое чудо» – так называют феномен культуры Древней Греции, которая за достаточно короткий для цивилизации период времени достигла значительных высот в материальной и духовной сферах. Корабли бороздят моря и позволяют выводить множество колоний от Крыма от Гибралтара, осуществлять регулярный торговый обмен.

Основная политическая, хозяйственная и гражданско-правовая единица – полис (город-государство). Полис представлял собой объединение частных землевладельцев, а также граждан, занимающихся различными промыслами и ремёслами, которые, будучи полноправными его членами, имели право на собственность. Полис – это город с прилегающей к нему сельской местностью, поэтому крестьяне, как и собственно горожане, входят в число граждан полиса.

Политический строй – демократия (народовластие), но к «демосу» (народу) относятся только полноправные граждане (без рабов, переселенцев из других полисов и некоторых других групп населения; они составляют менее половины жителей полиса). Социальное изменение задаётся шкалой «раб – гражданин», причем раб считался порочным человеком по своей природе, а добродетельным мог быть только полноправный гражданин полиса.

Древнегреческая культура дала миру демократию, зародившуюся в рамках полиса-государства, Олимпийские игры, первый полный буквенный алфавит (основу его греки взяли у финикийцев), причем в этой культуре письменность оказалась не профессиональным навыком, а достоянием каждого. Здесь также происходит зарождение театра и философии европейского типа. Развитие философии - систематических размышлений об устройстве и сущности мира, о человеке, о нравственности, о божественном.

Религия греков – политеизм (многобожие). Они верят в существование множества богов, большинство из которых живет на горе Олимп (отсюда – «олимпийская религия»). Олимпийская мифология определяет основные измерения духовной культуры, она пронизывает произведения искусства, литературы, обычаи и т.д. Вера в переселение душ. Вера в судьбу, изначально предопределенную каждому, отсюда - глубинный фатализм.

Время циклично. Существует великий год (около 30 000 лет), после которого все повторяется сначала. При этом современность, как правило, оценивается гораздо ниже прошлого (легенды о «золотом веке»).

Вселенная, космос ограничен, он делится на несколько сфер, вставленных одна в другую. Подлунный мир (все, что ниже сферы Луны) изменчив и непостоянен, надлунный – однообразен, правилен и нетленен.

Идеал грека – образцовый гражданин, тот, кто умер счастливым. В искусстве – совершенный, отвечающий определенным пропорциям, гармонично развитый человек. Появление, наряду с развитым эпосом, лирики и трагедии. Открытие индивидуальности, появление повествований о чувствах отдельного человека.

Культура устного общения. Книги как мнемонический прием, внешняя память, ценность же в общении, в беседе. греческой культуры («агон»), её проявление в спорте (Олимпийские игры, Немейские игры и т.д.), в любви к дискуссиям, в постоянной готовности отвечать на вызов, любовь к судебной процедуре.Отсюда Mens sana in corpore sano – Здоровый дух в здоровом теле.

«Эллинизм» – исторический период распространения греческой культуры на Египет и Восток, возникшей после походов Александра Македонского в III в. до н. э. Влияние греческой культуры продолжалось после распада огромного государства и образования на его основе «эллинистических» и восточных государств и на культуру этих государств до их покорения Римом или Парфией (280-30 гг. до н. э.). Понятие «эллинизм» ввел немецкий историк И. Дройзен.

В целом, в античной цивилизации можно выделить основные, наиболее яркие черты:

гуманизм – здесь человек – «мера всех вещей», боги – такие же люди, только обладающие рядом достоинств и качеств, превышающих человеческие возможности, поэтому храм в этой культуре – это не то место, где человек ощущает свою ничтожность, по сравнению с божеством, а наоборот: именно здесь можно ощутить своё величие и встретиться с богами один на один;

рационализм – разум, рассудок здесь регулирует поступки, эмоции затухают, и появляется представление о том, что разум – единственное, что помогает человеку в любой ситуации сделать выбор;

индивидуализм – значение эмоций не теряет смысла только в отношении человека к себе: именно в этой культуре, можно сказать, что происходит формирование личностного, индивидуального начала, здесь человек начинает себя осознавать не просто членом рода, а отдельным субъектом, личностью;

агональный (агонистический) характер культуры – индивидуализм как важнейшая черта влияет на особенность античной культуры: «агон» – состязательный, соревновательный, достижение победы любой ценой, только бы удовлетворить свои собственные амбиции и выделиться из «массы»;

пайдейя – воспитание, образование: в рамках полиса не должно быть человека, который бы не принимал участия в его делах, поэтому воспитание личности и гражданина становится жизненно важным; таким образом, пайдейя становится способом формирования личности, путём передачи ей рациональной системы знания, а также это приведение в состояние гармонии всего человеческого тела, которое является олицетворением внутреннего мира человека;

законодательная основа – эта культура пытается достичь гармонии между природным миром и законом; здесь закон – это установление, которому подчиняются все люди и боги; свободный человек должен подчиняться только закону и он не потерпит верховенства над собой другого человека, поэтому в античной культуре, в отличие от многих других, над человеком нет господина, кроме закона;

патриотизм – культ закона рождает превозношение человеческой свободы, как отдельного индивида, так и целого государства; таким образом, формируется культ гражданства и патриотизм: падение родного города угрожало опасностью для собственной жизни, могло привести к рабству, что в данной свободолюбивой и независимой культуре воспринималось как смерть; поэтому история античной культуры пестрит постоянными бунтами и войнами;

культура настоящего – античный человек редко задумывался о будущем, а тем более оборачивался к прошлому, поэтому данную культуру часто называют культурой детей, думающих только о сегодняшнем дне, желающих получить все здесь и сейчас;

циклический характер развития – эта культура не стремится к линейности, к прогрессу: античный человек считал, что люди всего уже добились, нового и лучшего не нужно. Таким образом, все эти черты рисуют нам определённый портрет, непохожий на другие культуры, однако в чем-то близкий нам и понятный.

Античная цивилизация – «колыбель» европейской культуры, которая вряд ли могла достигнуть таких высот, если бы не восприняла её важнейшие культурные ценности.

Вот некоторое, из художественного наследия античной цивилизации:

1) Древняя Греция:

Ансамбль Акрополя, в т. ч., Парфенон (храм Афины). г. Афины. V в. до н. э.

Общее руководство – Фидий. Архитекторы: Иктин, Калликрат, Мнесикл.

Мирон из Элевтер. Cтатуя «Дискобол», V в. до н. э. Римская копия. Музей Терм; г. Рим.

Поликлет. Cтатуя «Дорифор». V в. до н. э. Римская копия. Национальный музей, г.Неаполь.

Скопас. Надгробие юноши с реки Илисса. IV в. до н. э. Национальный археологический музей, г. Афины.

Лехар. Аполлон Бельведерский. Сер. IV в. до н. э. Римская копия. Музей Пио-Клементино, Ватикан (г. Рим).

Агесандр из Антиохии. Венера Мелосская. II в. до н.э. Лувр, г. Париж.

Эсхил (525 - 456 гг. до н. э.) Прикованный Прометей: Трагедия.

Аристофан (ок. 446 - 388 до н. э.). Комедия «Облака». 423 г. до н. э.

Софокл (496 - 406 гг. до н. э.) Трагедия «Царь Эдип». 429-425 гг. до н. э.

Гомер. Поэмы «Илиада» и «Одиссея».

Гесиод. «Теогония», «Труды и дни».

2) Древний Рим:

Колизей. (Амфитеатр Флавиев). г. Рим. I в. н. э. (75-80 гг.).

Арка ТИТА. г. Рим. I в. н.э. (81 г.).

Апполодор из Дамаска. Колонна Траяна. г. Рим. II в. н. э.

Пантеон («Храм всех богов»). г. Рим. I в. н. э.

Термы Каракаллы. г. Рим. III в. н. э.

Конная Статуя Марка Аврелия. г. Рим (Площадь Капитолия). II в. н.э.

Портрет Каракаллы. III в. н. э. Национальный музей. г. Неаполь.

Настенная живопись на вилле Мистерий. Помпеи. I в. до н. э. (раскопки).

Марк Аврелий (121-180 гг.). Философский труд «К самому себе».

Петроний (I в.; ум. в 66 г. н. э.) Сатирикон: Роман.

Луций Анней Сенека (14 - 65 гг. н. э.) Трагедия «Медея».

Публий Вергилий Марон (70 г до н. э. - 19 г. н. э.) Поэма «Энеида».

Марциал (ок. 40-104 г.), Гораций, Овидий. Стихи.

Античная культура – уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Отличительные черты древнегреческой культуры: духовное многообразие, подвижность и свобода – позволили грекам достичь небывалых высот прежде народы подражать грекам, строить культуру по созданным ими образцам. Развиваясь под влиянием ранней цивилизации культура античности внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии, являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не только как произведения искусства, но и социально-нравственное значение. И сейчас сформулированные в них мысли о добре, зле, чести и бесчестии являются современными. На почве античной культуры впервые появились и стали развиваться категории научного мышления, велик вклад античности в развитие астрономии, теоретической математики. Именно поэтому античная философия и наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени, развитии техники. Античный мир дал примеры республиканского строя, демократии, явил образ настоящего гражданина, умеющего разумно сочетать права и обязанности.

Выводы

В целом для античной культуры характерны рациональный (теорийный) подход к пониманию мира и в то же время соционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем. Этим Древняя Греция отличалась от Востока, где развитие культуры протекало в основном в форме комментирования древних учений, ставших канонискими, в форме увековечивания традиции.

Антропологическое противоречие духа и тела решено было античной культурой в пользу последнего, придав ей «телесный» стиль. Через тело и благодаря ему воспитывать в себе соответственно гармонические духовные качества, усматривая в нём наличие чувства и ума в их взаимном единстве и противоречии, но слабое развитие индивидуальности личности не позволило греческой культуре отразить высоты проявления человеческой эмоциональности и духа. Современные исследователи усматривают корни этой «телесности» в античном рабстве. В рабовладельческом обществе ни полноценность человека, ни сам человек не могли быть поняты, а потому человек и его духовная жизнь осмысливались по типу физических тел или вещей. Так конструируется все античное мировоззрение: наука, религия, философия, искусство, общественно-политическая жизнь. Античный гуманизм прославляет лишь физическое совершенство человека, но субъектность личности, ее духовные возможности еще не раскрыты. Эталоном гармонии было тело человека. Даже греческие боги – прежде всего вечные совершенные тела. Отсюда вытекает соразмерность пропорций греческой архитектуры, расцвет скульптуры. Показательным выражением телесности античного гуманизма было исключительное положение физической культуры в системе воспитания. Однако в античном обществе признавалась биосоциальная природа человека, закрепленная в формуле Аристотеля: «Человек – животное общественное». Тело осмысливалось как эстетический символ греческого города-государства, «полиса».

Возвеличивая тело, в целом античные искусство и культура, как и на Востоке, решали противоречие между личным и общественным в пользу последнего. Отсюда Salus populi suprema lex (также Salus publica) – Благо народа-высший закон. Личность считалась полезной обществу лишь благодаря своим гражданским добродетелям. Противоречия объекта и субъекта, как сторон человеческой личности, можно назвать главным нервом античной культуры. Если во взаимоотношениях с социумом личность находила какой-то выход, то по отношению к судьбе и личность, и общество были лишь объектами, слепыми орудиями Рока. Идея неумолимости Рока тесно связана с античным рабством, ибо в античном мире свободные люди мыслили себя рабами общего мироустройства.

В Список объектов Всемирного наследия внесено восемь таких памятников. Три из них (Афинский Акрополь, Дельфы и Вергина) расположены в северной, материковой, части Греции, три (Олимпия, Эпидавр и Бассай) – на п-ове Пелопоннес и два – на островах Эгейского моря.

В античной культуре сложились основные проблемы мироздания : бытие и становление, единое и многое, предел и беспредельное, число и величина, мера и сущность, атом, материя, Космос. Они не потеряли значимость и в настоящее время, что обеспечило культурный диалог разных цивилизаций в мировом масштабе. Античность создала недосягаемые культурные образцы, обладающие непреходящей ценностью и притягательной силой. Сегодня к античности обращаются историки, филологи, философы, культурологи. «… Без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы», – писал Ф. Энгельс.

1. Религия. Идея всемогущества божества; отсутствие единой религии; связь богов с конкретными полисами; тотемизм, представление о всеобщей одушевлённости природы; герои как посредники между миром богов и миром людей. Обожествление непонятных явлений природы и общественной жизни; анимизм (вера в духов, обитающих во всех материальных предметах); позднее появление антропоморфного взгляда на богов; родовые и семейные культы; сильное влияние греческой религии; сходство богов с греческими; свободный приём в пантеон иноземных богов; важное значение жертвоприношений; формализм и практичность религии.

2. Отношение к человеку . Человек – всегда тайна не только для других, но и для себя. Поэтому бытие человека включает в себя стремление познать себя. Познавая внешний мир, других людей, человек познаёт себя. Отношение человека к другим, Космосу характеризует в первую очередь самого познающего человека, его интенции, потенции, ценностные установки и убеждения. В определённом смысле человек – цель бытия, что и подчеркнули греки, предложившие максиму «Человек есть мера всех вещей».

Словарь дефиниций к теме

Анимизм (от лат. душа, дух) –верование в душу и духов и их влияние на жизнь людей, животных, на предметы и явления окружающего мира, одна из примитивных форм религии.

Антропоморфная форма божеств – уподобление божеств людям, появляется на более поздних стадиях развития религиозного сознания, демонстрирует некоторую меру осознания человеком своего места в мире.

Антропоцентризм (от греч. аnthtropos – человек и лат. centrum – центр) – воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Гармония (греч. соответствие, согласие, созвучие)- эстетическая катего­рия, обозначающая цельность, слитность, взаимодействие всех частей и эле­ментов формы. Одушевленную гармонию, наполненную человеческим чувст­вом и смыслом, называют красотой.

Гедонизм (греч. наслаждение)- этическое учение, первоначально разви­тое древнегреческой киренской философской школой и Эпикуром; целью жизни и высшим благом признает наслаждение; добро определяет как то, что приносит наслаждение, а зло как то, что влечет за собой страдания.

Диптер (античный храм, окружённый в отличие от периптера двумя рядами колонн.

Дорический ордер – отличается наиболее тяжёлыми пропорциями и имеющий сравнительно простую капитель, состоящую из круглой подушки эхина и вышележащей плиты – абаки.

Ионический ордер – более лёгкий по сравнению с дорическим. Ионическая колонна имеет характерную капитель, образуемую двумя повёрнутыми вниз спиральными волютами.

Калокагатия (греч. – великодушие) – термин, которым Платон обозначил идеал воспитания у греков, сочетание благородства, богатства, физических и духовных способностей.

Канон – в изобразительном искусстве совокупность твёрдо установленных правил, определяющих в художественном произведении нормы композиции и колорита, систему пропорций, либо иконографию данного типа изображения.

Коринфский ордер – самый лёгкий и изысканный по своим пропорциям. Коринфская колонна имеет высокую корзинообразную капитель.

Космологичность (от слова «kosmos» – Вселенная) – мир, мыслимый как упорядоченное единство (в противоположность хаосу); первоначально – то же самое, что порядок, устроение. Впервые мир был назван космосом Пифагором, который обратил внимание на царящие в нём порядок и гармонию.

Культ (лат. Почитание) - 1) один из обязательных элементов любой рели­гии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослу­жителей и верующих с целью оказать желаемое воздействие на сверхъестест­венные силы; 2) преклонение перед кем-либо, чем-либо, почитание кого-либо, чего-либо, чрезмерное возвеличивание (культ святых, культ личности).

Ордер – порядок в расположении частей античных зданий. Главное в ордере – стоящие на ступенчатом основании колонны, выше колонн располагается перекрытие – антаблемент.

Тотемизм – древнейшая форма религии, основанная на вере в сверхъестественную кровную связь представителей той или иной общины с каким-либо видом животных или растений.

Фетишизм (амулет, волшебство) – одна из древних форм религии, характеризующаяся поклонением культу неодушевлённых предметов; вера в сверхъестественную силу вещей, амулетов, талисманов; обожествление предметов и явлений.

Европейская цивилизация уходит своими корнями в период античности. Античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человечества. Ограниченная пространством (в основном, побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от 2-го тысячелетия до н. э. до первых веков христианства), античная культура раздвинула рамки исторического существования, заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания. В историческом плане под античностью подразумевается период истории, охватывающий греко-римское рабовладельческое общество.

Понятие античности в культуре возникло в эпоху Возрождения . Так итальянские гуманисты называли самую раннюю культуру из известных им. Это название сохранилось за ней и поныне как привычный синоним классической древности, точно отделяющий греко-римскую культуру от культурных миров древнего Востока. Античная культура космологична и основана на принципе объективизма, в целом для нее характерен рациональный (теорийный) подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем.

Античная культура - культура Древней Греции и Рима - стала фундаментом всей европейской цивилизации. Именно к ней восходят литературные жанры и философские системы, принципы архитектуры и скульптуры, основы астрономии, математики, естествознания. В этой связи античность привлекает внимание современников.

Античность по разному рассматривается учеными. Так, А. Ф. Лосев связывает античность с зарей, детством человеческого духа, считает, что античность была греческим чудом. Ф. Ницше видит в античности “античный ужас”. В греческой религии и искусстве он увидел два противоположных начала - апполоническое и дионисийское. На бурных празднествах в честь Диониса античный человек освобождался от обычных запретов, забывал апполонические законоположения.

Таким образом, везде, куда проникало дионисийское начало, апполоническое упразднялось или уничтожалось. А. Боннар считает, что греческого чуда не существует, греческий народ всего лишь развивает и продолжает эволюцию, начатую народами жившими до него. Этот сложный, противоречивый, зачастую античеловечный и кровавый процесс становления новой европейской цивилизации сделал новый шаг в медленном продвижении человечества вперед.

Культура Древней Греции .

Благоприятную обстановку для зарождения греческой цивилизации создали: борьба за демократию, историческое наследие крито-микенской культуры, а также природные условия. Основой взлета греческой культуры был рабовладельческий полис - демократически управляемый город-государство. Расцвет греческого полиса в IV-V веках до н. э. стал одновременно золотым веком, классической эпохой античности. Однако изнанкой культурного взлета был рабский труд. Рабство было причиной внутренней слабости греческого мира, который не мог противостоять варварским нашествиям.


Прежде всего, античность привлекает современника гуманизмом и ощущением свободы личности. Греки стремились увеличить власть человека над природой, утвердить и возвысить свою человеческую сущность. Воспитание подчиняется решению задачи всестороннего совершенствования человека. Основу литературного образования составляли произведения Гомера , Гесиода , Эзопа.

Если попытаться определить доминанту сознания грека - гражданина полиса, то ею, вероятнее всего, будет ощущение свободы. В Греции не было трепета перед понятием высшей власти, что ее отличало от восточных деспотий. Полисное устройство государства воплощалось в участии граждан в народных собраниях, судах, в принятии решений о делах государственной важности. Это имело прямое влияние на умонастроение граждан. Идеалом гражданина были полисные, социальные интересы, участие в обсуждении и осуществлении государственных дел. Письменность из профессионального навыка превращается в личный. Общество ставит перед собой задачу воспитания активной личности.

В культуре Греции обращает на себя внимание стремление к идеальной норме и столкновение идеальной модели с реальной действительностью. Герои Гомера своими подвигами возвышаются над обычными людьми, Эсхил славит идеи патриотического долга, Софокл изображает людей, какими они должны быть. Модель идеального управления - полисная демократия. Однако в условиях рабовладения такой строй может быть назван демократическим лишь с известной долей условности. По подсчетам А. Боннара, в Афинах, например, своими гражданскими правами могли пользоваться всего лишь 14240 граждан из 400 тысяч.

Для античности характерно насаждение организованности над хаосом. Полис - это организованная структура, космос - обустроенный мир, мир богов организован согласно общественному строю на земле. Мировоззрение древнего грека носило космологический, мифологический, политеистический характер. Космос для грека - это абсолютное божество. Сам термин “космос” указывает не только на мир, но и на лад, строй, порядок и красоту. И если все окружающее прекрасно, то верность ему становится незыблемым принципом греческого искусства. Весь космос трактуется как универсальная общинно-родовая формация, в которой существуют вполне земные родственные отношения. Земля трактуется как мать всего существующего, как мать всех богов и людей. Античный человек созерцал действительность. Для него весь мир являлся в разных обобщающих словах, т.е. мифах.

Культура Древнего Рима .

В I веке до н. э. в античном мире возвышается Рим. С ним связана поздняя эллинистическая культура.

Особенностью древнеримской культуры является:

а) преемственность, открытость римской культуры (можно выявить этрусское и греческое влияние, показать веротерпимость римлян);

б) двуязычность римской культуры (греческий и латинский языки);

в) просветительство, систематизаторство, энциклопедизм науки и образования;

г) продолжает углубляться интерес к внутреннему миру человека, наблюдается психологизм в литературе и искусстве.

Проникнув во внутренний мир человека, римская культура подготовила общественное сознание античности к восприятию христианства. Для раскрытия этих особенностей можно использовать богатый материал периода расцвета культуры в Римской империи .

Период правления Августа (27 г. до н.э. - 14 г. н.э.) и век Антонинов (II в.) рассматривается как золотой век римской культуры. С ним связаны прославленные имена архитектора Ветрувия, историка Тита Ливия, поэтов Вергилия, Горация, математика, астронома и географа Клавдия Птолемея, анатома и физиолога Галена, философов Сенеки и Эпиктета и др.

Римские художники, писатели, поэты и философы ориентируются на гениев классической культуры Греции, однако естественность греческой классики сменяется рассудочностью, сдержанностью и самодисциплиной. Широкое распространение получает греческий язык. В 90-80-е гг. до н. э. римская знать говорила по-гречески так же свободно, как российские вельможи изъяснялись по-французски в XVIII в. Столичная молодежь могла слушать греческих философов без переводчика.

Развивается архитектура и изобразительное искусство. В Риме развернулось интенсивное строительство, реставрировались древние водопроводы, реконструировались дороги и мосты. Август гордился тем, что оставляет мраморным Рим, который принял кирпичным. Было опубликовано “Десять книг о строительном искусстве” Марка Ветрувия Поллиона. Были созданы специальные здания для народных собраний, судей, был воздвигнут Пантеон (храм всех богов), построен Форум Августа. Построено множество храмов. В римской архитектуре проявляется греческое влияние при сохранении древних местных традиций храмового и погребального зодчества.

Начиная с I века н. э. эллинистическо-римскую культуру захватывает идея реставрации. Литераторы пытались возродить все идейные и стилистические особенности писателей классической Греции, в науке пытались систематизировать накопленное. Философской реставрацией древней мифологии стал неоплатонизм.

Культуре императорского Рима присущ энциклопедизм, стремление освоить и систематически представить уже накопленные достижения. Плиний Старший на основе двух тысяч трудов греческих и римских авторов составил энциклопедическую “Естественную историю”. Оригинальный вклад внес в область права выдающийся законовед эпохи Адриана Сальвий Юлиан, который просмотрел все существующие преторские эдикты (преторы осуществляли верховную судебную власть), отобрал из них все, что соответствовало новым условиям жизни, привел их в систему, а затем превратил их в единый преторский эдикт. Таким образом, был учтен весь ценный опыт в предшествующих судебных решениях.

Изначально своим главным признанием Рим считал власть над миром. Уступая грекам пальму первенства в науках и искусстве, римляне превыше всего ставили умение властвовать. Достигнув желаемого, приобретя власть над миром, Рим утратил цель: пик имперского могущества одновременно стал кризисом и гибелью римской идеи.

С падением Рима завершается античная культура, но ее традиции продолжают жить. Художественные образы античности вдохновляли мастеров Возрождения, эпохи классицизма. В России эстетика и искусство классицизма получили распространение в XVIII в. Оды М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, трагедии А. П. Сумаркова, театральная деятельность Ф. Г. Волкова, архитектура В. И. Баженова, М. Ф. Казакова, скульптура И. П. Мартоса и др. наполнили классицизм новым национальным содержанием. В дальнейшем обращение к образам античности наблюдается в серебряном веке русской культуры.

Античная культура стала одной из самых развитых культур древнего мира. Она выделяется полнотой, разнообразием составных частей культуры (литература, искусство, философия и т. д.), гуманистической направленностью. Античность внесла большой вклад в сокровищницу мировой культуры. Взаимодействие и развитие греческого и римского элементов в культуре создали европейскую цивилизацию.

Значение древнегреческой культуры столь велико, что недаром называют времена ее расцвета «золотым веком» человечества. Мы восхищаемся идеальными пропорциями архитектуры, непревзойденными творениями скульпторов, поэтов, историков, ученых.

В сохранении греческого культурного наследия и передаче его последующим эпохам огромную роль сыграла римская культура.

Многие памятники римской культуры сохранились до наших дней. Латинский язык на протяжении Средневековья и Нового времени был языком всех образованных людей. До сих пор он используется в научной терминологии, особенно в медицине, биологии, юриспруденции, а также в естественных и общественных науках. Римская архитектура, опиравшаяся на греческие каноны, стала основой европейской архитектуры эпохи Возрождения и Нового времени. К числу самых выдающихся достижений римлян относится созданная ими правовая система, сыгравшая решающую роль в дальнейшем развитии юридической мысли. И, наконец, именно Древний Рим явился колыбелью христианства - религии, объединившей все европейские народы и в огромной степени повлиявшей на судьбы человечества. Римская культура с ее развитыми представлениями о целесообразности вещей и поступков, о долге человека перед собой и государством, о значении закона смогла дополнить греческую культуру с ее стремлением к познанию мира, развитым чувством меры, красоты, гармонии. Синтез этих двух культур и создал неповторимую античную культуру, ставшую основой европейской культуры.

Античная культура оказала влияние на развитие европейской и отечественной культуры в следующих областях…

Она заложила основы европейского менталитета. Латынь и греческий язык вошли составными частями во все европейские языки, составив основу научной, музыкальной, политической, юридической и другой лексики.

Политика дала образцы государственного устройства, принципов демократии, форм управления государством.

В праве - заложила основы общего и частного права всех европейских государств.

В искусстве послужила образцом для подражания, школой художественного вкуса и эстетических принципов освоения мира.

В спорте - дала основу многих видов спорта - борьбы, легкой атлетики, конных состязаний и др., заложила принципы соревновательной деятельности и Олимпийских игр.

В образовании - принципы дидактики и воспитания подрастающего поколения.

В военном деле - правила организации войска, обучения воинскому делу, основы стратегии и тактики. античный культура мифология

В науке и медицине - дала множество базовых знаний, оснастила языком науку и медицину, дала терминологию.

Сформировала теоретическую базу многих областей научного знания, в том числе философии, логики, филологии и др.

Эпоха античной культуры начинается с образования греческих полисов - городов-государств - на присредиземноморских землях Эллады и Малой Азии в начале I тысячелетия до н.э. и завершается с падением Римской империи в V веке н.э. В Греции и Риме в эту эпоху интенсивно развивается скотоводство, земледелие, добычи металлов в рудниках, ремесло, торговля. Распадается патриархальная родоплеменная организация общества. Растет имущественное неравенство семей. Родовая знать, богатеющая благодаря использованию труда рабов, ведет борьбу за власть. Общественная жизнь протекает бурно - в социальных конфликтах, войнах, смутах, политических переворотах.

Античная культура на протяжении всего времени своего существования остается в объятиях мифологии. Более того, она сливает разрозненные племенные мифы в единую религиозно-мифологическую систему, которая становится основой всего античного мировоззрения.

Однако динамика общественной жизни, усложнение социальных отношений, рост знаний подрывают архаические формы мифологического мышления. Торговые связи и мореходство расширяют кругозор древних греков. Алфавитное письмо дает грекам возможность записывать различные сведения, наблюдения, которые трудно было уложить в мифологические каноны. Необходимость поддерживать общественный порядок в государстве требует замены племенных норм поведения упорядоченными кодексами законов. Публичная политическая жизнь стимулирует развитие ораторского мастерства, культуры мышления и речи. Совершенствование ремесла, строительства, военного искусства все больше выходит за рамки освященных мифом образцов.

Таким образом, расцвет мифологии в античную эпоху сопровождается борьбой против архаических традиций мифологического сознания, сковывающих свободу мысли, рост знаний, развитие трудовой деятельности. Стремление разрешить это внутреннее противоречие античной культуры составляет движущую силу ее развития.

История античной эпохи разделяется на две частично накладывающиеся друг на друга фазы - греческую и римскую античность.

Главными сферами греческой культуры становятся философия и искусство. Они вырастают из мифологии и пользуются ее образами. Но вместе с тем они приобретают значение, выходящее за ее пределы.

Древнегреческая философия - дитя мифологии – создала принципиально отличный от мифологического тип мышления. Мифологическое сознание удовлетворяется описаниями, философское же требует доказательств. Философское мышление стремится дать объяснение действительности путем рационального, логического рассуждения с помощью абстрактных понятий. Философия считает необходимым четко отличать факты и логические выводы от вымыслов и предположений; вместе с ней развиваются и начатки научных знаний - астрономии, математики, биологии, медицины.



Искусство Древней Греции, как и философия, исходит из мифологии и черпает из нее свои темы и сюжеты. Однако оно начинает служить не только ритуально-мифологическим целям. Произведения искусства приобретают свою собственную, эстетическую ценность, которая определяется не их культовым назначением, а художественными достоинствами. Искусство превращается древними греками в самостоятельную область культуры, сферу деятельности, направленной на удовлетворение эстетических потребностей. В нем возникают как особые его виды архитектура, скульптура, лирическая поэзия, драма, театр. Древнегреческий стиль в искусстве - стиль, соразмерный человеку, уравновешенный, гармоничный. Чувственное наслаждение вещами, их зримой и осязаемой гармонией, соразмерностью, пропорциональностью - вот что прежде всего должно было доставлять искусство античному человеку.

Древнегреческое искусство во многом предопределило развитие художественной культуры более поздних исторических эпох. В нем родились классические архитектурные стили, каноны скульптурного изображения человеческого тела, образцы любовной лирики, трагедии, комедии. Из греческого языка взято и само слово театр (в буквальном переводе - зрелище, место для зрелищ). Театральные представления, соединявшие в себе изобразительное, сценическое, литературное, музыкальное творчество, были любимым развлечением древних греков. В Афинах городские власти даже выдавали бедным деньги на их посещение. Древнегреческие театры представляли собою громадные сооружения, вмещающие до 17 тысяч зрителей.

Римская античность заимствует многие идеи и традиции греческой культуры. Римская мифология дублирует греческую, философия использует различные идеи учений греческих мыслителей. В эпоху римской античности достигают высокого уровня развития ораторское искусство, художественная проза и поэзия, историческая наука4 механика, естествознание. Архитектура Рима использует эллинские формы, но отличается гигантизмом, свойственным имперским масштабам государства и амбициям римской аристократии. Наиболее грандиозными являются общественные сооружения (огромный амфитеатр Колизей вмещал 50 тысяч зрителей). Римские скульпторы и художники следуют греческим образцам, но, в отличие от греков, развивают искусство реалистического портрета и предпочитают ваять не обнаженные, а «закрытые» статуи.

Как греки, так и римляне любили всякого рода зрелища - олимпийские состязания, бои гладиаторов, театральные представления. Как известно, римский плебс требовал «хлеба и зрелищ». Все античное искусство было подчинено принципу зрелищности .

Важнейшие культурные новации римской античности связаны с развитием политики и права. Управление огромной Римской державой потребовало разработки системы государственных органов и юридических законов. Древнеримские юристы заложили фундамент правовой культуры, на который до сих пор опираются современные правовые системы. Но четко оговоренные законодательством взаимоотношения, полномочия и обязанности бюрократических учреждений и чиновников не устраняют напряженность политической борьбы в обществе. Политические и идеологические цели существенно влияют на характер искусства и всей культурной жизни общества. Политизированность - характерная черта римской культуры.

Античная культура сохраняет мифологическую оболочку и при этом развивает формы культурной жизни, не вмещающиеся в эту оболочку и разрывающие ее. Это противоречие проявляется в антиномиях , которые пронизывают всю античную культуру.

1. Чувства и разум. Мифологическое сознание не знает абстракций, оно оперирует наглядным, образным, чувственно доступным материалом. Даже боги и человеческие души представляются в нем наблюдаемыми, телесными. Для античного человека весь окружающий мир - космос – был чем-то вроде уютного жилища, наполненного чувственно данными, видимыми и осязаемыми вещами. Греков отпугивало все, что недоступно взору, что превосходит возможности наглядного представления.

Возможно, этому способствовал характер греческого ландшафта: расчлененное бухтами и реками побережье, ограниченные горами долины, разбросанные в Эгейском море острова - всюду взгляд наталкивается на преграды, замыкающие небольшие участки пространства. Античные люди испытывали страх перед бесконечностью. Греки не стремились познать необъятные просторы вселенной. В Афинах времен Периклабыли запрещены занятия астрономией. И землю, и весь космос греки представляли в виде замкнутых шаров. Даже боги их обитали на близком, видимом и осязаемом Олимпе. Древнегреческая математика была наглядной, и речь шла в ней исключительно о конечных величинах. Открытие иррационального числа вызвало у античных математиков настоящий ужас, отразившийся в предании о гибели того, кто сделал это открытие.

Но жизнь античного общества ставила перед людьми проблемы, которые можно было решать лишь на основе рациональных, логически последовательных рассуждений. Авторитет разума, его приоритет над чувствами становился необходимым условием достижения успеха в экономике, правовом законодательстве, судебной практике, государственном управлении, военном деле и т.д. Логика и точный расчет проникали и в искусство - в каноны архитектуры, стихосложения, изображения человека. Античная философия все глубже погружалась в дебри абстрактного мышления. Все это привело к тому, что разум в сознании античного человека превратился в верховного властителя и арбитра, устанавливающего истинное положение вещей, в главную силу, управляющую миром. Радуясь чувственно воспринимаемой телесности вещей и боясь всего недоступного чувствам, античный человек в то же время превыше чувственности ставил логику. Способность рационально мыслить считалась самым важным достоянием человека. Вера в мощь человеческого разума, в его великие возможности была отличительной особенностью античной культуры.

2. Судьба и борьба («ананке» и «агон»). Следуя традициям мифологического образа мышления, греки возлагали ответственность за события своей жизни на богов. Греки считали, что каждому предопределено прожить жизнь в соответствии с предначертаниями судьбы, и никто не в силах предотвратить то, что с ним должно произойти. Ананке (судьба, рок, неотвратимость, неизбежность) властвует над всем миром.

Казалось бы, представление об ананке должно обрекать человека на полную пассивность. Однако людям не дано знать заранее, что написано в книге судеб, и они действуют по собственному разумению. Но если человек пытается нарушить волю богов и уклониться от выпавшей ему на долю судьбы, жизнь его неизбежно превратится в трагедию. Жанр трагедии у греков - это форма художественного описания борьбы героя с неотвратимой ананке и последствий такой борьбы, которые тем ужасней, чем больше воли и настойчивости герой проявляет: Эдип, узнав, что ему предсказано стать убийцей отца и жениться на матери, уходит из дома, но именно это и приводит его к выполнению предсказанного, а его стремление к истине, добру и справедливости оборачивается страшными несчастьями для него и всего его города. Появление трагедии в античной культуре - результат осознания греками способности человека нарушать предписания судьбы, несмотря на наказание за это. Поведение трагического героя показывало еще неизведанные потенции человека.

3. Социальность и индивидуальность . В Древней Греции на смену прежним родоплеменным общинам пришло объединение людей по месту поселения – полис . Греки и римляне полагали, что отсутствие полисов есть признак варварства, и, завоевывая новые земли, всюду строили города. Считалось, что иначе люди жить не могут. Жить по-человечески, не по-варварски, - значит жить в полисе, участвовать в полисной жизни. Само понятие человека у греков стало связываться с тем, что он является свободным гражданином, принадлежит к сообществу граждан полиса. Рабы, не имеющие права участия в жизни полиса, не считались людьми. Вся жизнь человека в полисе, его права и обязанности определялись его статусом гражданина. Полис для грека был единственным местом, где он чувствовал себя в безопасности и жил полноценной жизнью. Там его охраняли и боги, и законы. Там он имел право на защиту от насилия и произвола. Поэтому не было ничего страшнее для грека или римлянина, чем изгнание из города и отнятие звания гражданина.

Общественная жизнь в полисе, с одной стороны, вела к усилению социальных связей и зависимостей. А с другой, она стимулировала развитие самосознания личности, имеющей свободу действовать согласно своей собственной воле, независимо от требований общества. Эти две тенденции весьма противоречиво сочетались друг с другом.

В раннем периоде античности представление о своеобразии и неповторимости человеческой личности было весьма смутным. В древнегреческом языке даже не было слова «личность» (оно происходи от латинского слова persona - личина, актерская маска). О том, насколько чужд был тогда древним грекам интерес к человеческой личности, свидетельствует их искусство. В театре актеры скрывали свое лицо под масками. Античные скульптуры прекрасны, но неиндивидуализированы, а их лица с глазами, лишенными зрачков, маловыразительны. И зрители, и ваятели обращали внимание на тело, а не на душу.

Пигмалион, влюбившийся в изваянную им Галатею, был очарован ее телесной красотой – душевные ее качества его не волновали. В Греции было не принято делать индивидуализированные портреты. Даже статуи в честь победителей олимпиад запечатлевали идеализированные человеческие фигуры, а не черты атлетов.

Однако организация жизни в полисе создавала условия для появления ярких и сильных личностей, способных мыслить не по общепринятым канонам и отстаивать свои взгляды. Античная культура неизбежно шла к проникновению во внутренний духовный мир личности, к осознанию многообразия, сложности и противоречивости индивидуальных человеческих характеров.

Сам факт, что индивид может быть духовно независим от общества, что он может мыслить и действовать вопреки общественным требованиям, был своего рода открытием для греков. Но из этого открытия следовала возможность ставить личные интересы выше общественных и осознание того, что далеко не всегда расхождение между индивидом и обществом заслуживает порицания. Граждане полиса стали осознавать, что «человек» и «гражданин» - это не одно и то же, что «человеческое» в личности подчас вступает в конфликт с «гражданским». Сократ отверг приоритет социального над индивидуальным. Благодаря его учению, всей его жизни и смерти в общественную мысль вошел принцип независимости «истинного мудреца» от обстоятельств социальной жизни с ее суетой и борьбой за сиюминутные блага. Он поставил суд совести выше народного суда, самосознание личности - выше коллективного сознания, право личности на самовыражение - выше нравственно-правовой практики государства.

В Римской империи сократовский подход к пониманию человеческой индивидуальности развивали философы-стоики. В римском искусстве началась художественная разработка уникального мира личности - в литературе и портретной скульптуре. Изобразить лицо «похоже» могли и древнегреческие веятели, но только в Риме появляется психологический скульптурный портрет.

Однако для античной культуры в целом все же было характерно преобладание общественного над личным, социального над индивидуальным.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то