Связь социальной психологии с другими науками. Взаимосвязи социальной психологии с другими отраслями знания

Современный человек принадлежит сразу к нескольким социальным группам: он член семьи, участник рабочего коллектива, представитель общественного класса, нации…

Как принадлежность к определенной группе влияет на личные качества и особенности человека? Как формируются психологические связи между участниками группами? Что такое внутригрупповая иерархия? Почему одни члены группы манипулируют другими? Что лежит в основе массовых психических явлений?

На эти и многие другие вопросы пытается ответить социальная психология - наука, которая изучает отношения меду людьми, а также явления, которые возникают в процессе взаимодействия их как членов общественных групп.

Три этапа развития

История развития социальной психологии начинается еще в античную эпоху, хотя четкую периодизацию представить почти невозможно: дисциплина оформлялась на основе разных источников. Можно говорить о трех условных периодах, которые прошла в своем развитии социальная психология. Со времен Платона и Аристотеля вплоть до середины XIX века ее идеи формировались в рамках философии, общей психологии и общей социологии.

Так, Платон предпринял попытку обосновать поведение людей, принадлежащих к различным общностям, связав их принадлежность к группе и степень развития у них того или иного органа или качества. Например, у философов развит ум, в сердце рождается мужество воинов, живот, телесные желания подчиняют себе образ жизни ремесленников. Подобными критериями мыслитель пользовался и для отделения одного народа от другого. Аристотель называл человека «общественным животным», подчеркивая, что отдельная личность не может полноценно развиваться вне социума.

Эпоха Возрождения дает два противоположных взгляда относительно влияния общества на человека. Реалистическое течение говорило о том, что человек изначально подвержен порокам и дурным привычкам; романтики, наоборот, утверждали, что в людской натуре доброго гораздо больше, чем злого, и именно общество воспитывает в людях отрицательные черты.

Вторая половина позапрошлого столетия и первые годы прошлого считаются следующим периодом. Тогда социальная психология как наука исключительно описательная представляла собой лишь фиксацию явлений, которые наблюдали исследователи. Тогда стали возникать теории, которые объясняли все социально-психологические феномены одной-единственной причиной.

Такие теории доминирующего фактора в социальной психологии включают, например, концепцию внушения Гюстава Лебона, идею привычки Уильяма Джеймса. Уильям Мак-Дугалл рассматривал как движущую силу социального поведения человека . Мак-Дугалл, кстати, и ввел сам термин «социальная психология».

Сейчас история социальной психологии переживает свой третий этап - экспериментальный. Запросы бизнесменов и торговых агентов, бурное развитие рекламы и средств массовой коммуникации, широкое применение политической пропаганды - все это в 20–30-е годы XX века обосновало актуальность изучения механизмов формирования общественного мнения, массового сознания, влияния группы на психику отдельного ее члена. Эти прикладные задачи социальной психологии имеют большое значение и в наше время.

Что это за наука

Каковы основы социальной психологии? Что представляют собой объект, предмет и методология науки? С какими дисциплинами она теснее всего связана?

Понятно, что интересующая нас дисциплина возникает на стыке психологических и социальных исследований. По линии психологии она испытывает влияние биологии, медицины, физиологии. Со стороны социологии родственными выступают такие отрасли знаний, как философия, педагогика, антропология и другие.

Пожалуй, педагогика связана с социальной психологией особенно тесно. Педагогическая практика невозможна без знаний о принципах взаимодействия внутри коллектива, о влиянии коллектива на личность, о групповых методах обучения и многих других социально-психологических аспектах.

Объект социальной психологии - это сообщества, социальные группы, а ее предмет - психологические процессы, свойства и состояния, свойственные отдельному члену группы и группе в целом. В зависимости от того или иного взгляда на предмет изучения формируются разные разделы социальной психологии.

Социальная психология личности, групп и, наконец, общения и межгруппового взаимодействия - такова структура социальной психологии, по мнению Галины Михайловны Андреевой, одной из основоположниц отечественных исследований в этой области.

В поле изучения первого раздела входят такие вопросы, как социализация личности, влияние на ее психику общественных ролей, статусов и установок, влияние групповых норм на поведение и характер человека и другие. Исследования групп посвящены возникновению, жизнедеятельности и распаду различных общностей, формированию структуры группы. Третий раздел охватывает способы и виды коммуникации между людьми, возникающие между людьми отношения, проблемы оценки и восприятия человека человеком.

Широкое понимание предмета науки объясняет обширный список проблемных вопросов, стоящих перед ней. Наиболее значимые проблемы социальной психологии можно представить в виде следующего списка:

  • Отношения внутри группы.
  • Групповая иерархия и лидерство.
  • Социализация человека.
  • Адаптация личности внутри группы.
  • Факторы, определяющие поведение личности при групповом взаимодействии.

Как показывает перечень, проблема личности в социальной психологии занимает одно из ведущих мест. Второй наиболее актуальной проблемой можно назвать проблему группы, обозначив таким образом два самых актуальных направления исследований в этой области.

Методы социальной психологии схожи с методами общей психологии. Это, конечно же, беседа, анкетирование, наблюдение, опрос, тестирование, моделирование. Основные методы науки также обязательно дополняются специфическими. Таким будет, например, метод социометрии, который использует специалист, изучающий межличностные отношения внутри группы.

Функции социальной психологии направлены на сохранение общественных ценностей и норм, а также на приведение поведения человека в соответствие с ними без возникновения у него психологического напряжения. Автор: Евгения Бессонова

Краткий очерк развития социальной психологии

Социальная психология — отрасль психологии, изучающая закономерности, особенности поведения и деятельности людей, обусловленные их социальным взаимодействием.

Социальная психология возникла во второй половине XIX в. на стыке и . Ее возникновению предшествовал длительный период накопления знаний о человеке и обществе. Первоначально социально-психологические идеи формировались в рамках философии, социологии, антропологии, этнографии и языкознания. Вводились такие понятия, как «психология народов», «инстинкты масс» и т. п. Отдельные по существу социально-психологические идеи встречались уже в трудах Платона и Аристотеля, французских философов-материалистов, социалистов-утопистов, а затем в трудах Л. Фейербаха и Г. Гегеля.

В середине XIX в. социальная психология выделилась в самостоятельную, но пока еще описательную науку. Ее возникновение связывают с созданием в Германии в 1859 г. Г. Штейнталем и М. Лацарусом «Журнала по этнической психологии и языкознанию».

Крупными представителями эмпирической социальной психологии в Европе были французский юрист и социолог Г. Тард, французский социолог Г. Лсбон и английский психолог У. Мак-Дугалл. Эти ученые еще в конце XIX и в начале XX в. пытались обосновать социальное развитие общества отдельными психическими свойствами человека: Тард — подражательностью , Лебон — психическим заражением , Мак-Дугалл — инстинктами .

Г. Тард широко использовал социально-психологические понятия и в своих криминологических исследованиях.

По концепции Г. Тарда (1843-1904) общественное развитие определяется факторами межличностного влияния, особенно подражанием, обычаями, модой. Благодаря подражанию возникают, по Тарду, групповые и общественные нормы и ценности. Усваивая их, индивиды приспосабливаются к условиям общественной жизни. Низшие слои особенно усердно подражают высшим слоям. Но невозможность достичь идеала порождает социальную оппозицию, конфликтность в социальном взаимодействии. Тард впервые глубоко разработал психологию толпы как фактора подавления индивидуальности. Под влиянием идей Тарда стали различаться два вида наследственности — естественная и социальная.

Другой французский социолог и социальный психолог Г. Лебон (1841 — 1931) разработал эмоциональную теорию социальных процессов, введя понятие психического заражения.

Ряд концептуальных психологических основоположений выдвинул основатель французской социологической школы Э. Дюркгейм (1858-1917). В качестве основного объяснительного принципа человеческого поведения Дюркгейм выдвинул феномен «коллективных представлений» («Индивидуальные и коллективные представления» (1898)), которые и определяют, по его мнению, видение мира отдельным индивидом. Поведение индивида, по Дюркгейму, определяется коллективным сознанием.

В отличие от «социальной атомизации» Г. Тарда (считавшего индивида «клеткой общества») Э. Дюркгейм отстаивал идею единения социума на основе общепризнанных социальных ценностей . Социальное качество поведения людей, как справедливо полагал Дюркгейм, зависит от ценностно-нормативной интегрированности общества, развитости его социальных связей. Ценностно-нормативный кризис общества порождает массовую правовую десоциализацию, которую Дюркгейм назвал аномией (франц. anomie — отсутствие закона). В состоянии аномии для многих членов общества утрачивается значимость социальных и прежде всего правовых норм. Индивид, лишенный эталонных образцов поведения, резко снижает уровень саморегуляции, выходит из-под социального контроля. Аномия, порождающая массовую девиантность, подготавливает и приближает, по мнению Дюркгейма, социально-экономические перемены в обществе.

Г. Тард, Г. Лебон и Э. Дюркгейм оказали существенное влияние на развитие социальной психологии , утвердив первичность социального фактора в формировании личности.

На рубеже XIX и XX вв. английский психолог У. Мак-Ду- галл (1871 — 1938) предпринял попытку систематизировать социально-психологические знания. В 1908 г. была издана его книга «Введение в социальную психологию». Этот год и считается на Западе годом окончательного оформления социальной психологии как самостоятельной науки.

В 20-х гг. XX столетия благодаря трудам немецкого исследователя В. Меде начинается новый этап развития социальной психологии — зарождается экспериментальная социальная психология . Проводя опыты с одним испытуемым, а затем включая его в группу испытуемых, Меде установил различия в способности людей выносить боль, совершать физические и умственные действия в группе и в одиночку. При этом Меде установил различные типы людей по их отношению к социальной группе (нейтральный, положительный и отрицательный). Он установил также, что влияние группы особенно велико в сфере эмоций, воли и моторики. Было установлено, что социально-психологические факторы влияют на все психические качества индивида — восприятие и мышление, память и воображение, эмоции и волю. Позднее были обнаружены и оценочные деформации — конформизм (уподобление оценок индивида общепринятым оценкам).

Вслед за В. Меде американский психолог Г. Олпорт (1897- 1967) усовершенствовал методику социально-психологических экспериментальных исследований. На основе его исследований были сделаны практически эффективные рекомендации по улучшению организации производства, рекламы, политической пропаганды, военного дела и др. Социальная психология стала интенсивно развиваться как прикладная наука. В США стали проводиться широкие исследования по проблемам управления, психологической совместимости, уменьшения напряженности между предпринимателями и рабочими и т. п.

Дальнейшая разработка методики социально-психологических исследований принадлежит американскому социальному психологу и психиатру Я. (Дж.) Морено (1892-1974). Морено разработал метод социометрии — систему методик выявления и количественного измерения межличностных взаимоотношений людей в малых группах. Выявляя личностные симпатии и антипатии, Морено графически отображал эти взаимоотношения в виде социограмм (рис. 96, 97).

Морено внес значительный вклад в разработку социальной психологии малых групп, расширил понятия «групповой статус личности», «внутригрупповая динамика» и др., предложил конкретные методики смягчения внутри групповых конфликтов, оптимизации социально-психологического климата в малых группах. Длительное время он был руководителем созданного им в 1940 г. Института социометрии и психодрамы, известного также как Институт Морено.

Рис. 96. Социограмма

По данной социограмме можно выявить ядро группы, т. е. лиц с устойчивыми положительными взаимосвязями (А, В, Ю, И); наличие других (нецентральных) локальных группировок (Б-П, С-Э); лицо, пользующееся наибольшим авторитетом в определенном отношении (А); лицо, не пользующееся симпатиями (Л); взаимоотрицательные отношения (П-С), отсутствие устойчивых социальных связей (К)

Рис. 97. Символика социограммы

Вслед за Морено зарубежные социальные психологи стали рассматривать малую группу, социальную микросреду как основной элемент, «клетку» общества. В системе «общество- группа-личность» абсолютизировалось среднее звено. Постулировалась полная зависимость личности от выполняемой ею социальной роли, групповых норм, группового давления.

Наиболее значимое направление в современной зарубежной социальной психологии - интеракционизм — выдвигает на первый план проблему социального взаимодействия - интеракцию. Это направление базируется на взглядах известного социолога и социального психолога Дж. Г. Мида (1863-1931). Основными категориями этого социально-психологического направления являются введенные Мидом в 1930-х гг. понятия «социальная роль», «внутригрупповое взаимодействие» («интеракция») и др.

Представители указанного направления (Т. Кун, А. Роуз, Т. Шибутани и др.) выдвинули на передний план комплекс социально-психологических проблем: общение, коммуникативность, социальные нормы, социальные роли, статус личности в группе, референтная группа и др. Понятийный аппарат, разработанный Дж. Г. Мидом и его последователями, широко распространен в социально-психологической науке. Важнейшее достижение этого направления - признание социальной обусловленности психики индивида. Психология перестала трактоваться как психология индивида, общая психология все более интегрировалась с социальной психологией.

В последнее время за рубежом широко распространены эмпирические интеракционистские исследования «бытовой» психологии. Появились аналогичные работы и отечественных авторов.

Первый всплеск развития отечественной социальной психологии приходится на 20-е гг. XX столетия. Однако на фоне господствовавших тогда рефлексологии и реактологии трактовка социально-психологических проблем получила биологизаторский уклон. Критика этого уклона превратилась в критику социальной психологии. И уже к концу 1920-х гг. социальная психология, как нечто конкурирующее с марксистской идеологией, прекратила существование.

Интенсивное развитие социальной психологии в нашей стране вновь началось лишь в конце 1950-х — начале 1960-х гг.

Стали проводиться разнообразные экспериментальные, теоретические и прикладные социально-психологические исследования". Однако достижения отечественной социальной психологии еше не консолидированы в стройную систему категорий. В ряде случаев исследователи остаются на описательно-эмпирическом уровне.

Современная социальная психология наиболее интенсивно развивается в США. Широкое распространение в последнее время получила концепция интерактивности, межличностного взаимодействия.

Структура социальной психологии как науки определяется системой ее основных категорий:

  • понятие социальной общности;
  • особенности поведения человека в социально не организованной и в социально организованной общности;
  • понятие социальной группы, классификация социальных групп;
  • социально-психологическая организация малых групп;
  • модификация индивидуального поведения в условиях социальной группы;
  • общение как средство социального взаимодействия;
  • межперсональное взаимодействие в процессе общения;
  • психология больших социальных групп;
  • психология массовой коммуникации и массовых социальных явлений;
  • психология социального управления.

Методы социальной психологии: естественный и лабораторный групповой эксперимент, контент-анализ, факторный анализ, социометрия, метод подставной группы, метод экспертных оценок и др.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Социальная психология – отрасль психологии, изучающая психологические особенности и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

Ею рассматриваются закономерности взаимодействия личности и общества, формирования и развития групп. Социальная психология возникла на «перекрестке» двух наук: социологии и психологии, что явилось причиной трудности в определении предмета и круга ее проблем.

Закономерности, изучаемые социальной психологией, являются актуальными для всех сфер общественной жизни: различные сферы воспитания, области промышленного производства, средства массовой информации, сфера управления, наука, спорт.

Предмет - психологические явления, возникающие в системе взаимодействия личности и групп (малые и большие), е. психические явления 9процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу, как субъектов социального взаимодействия. Это:

1. Психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы: семью, коллективы, и в целом в систему социальных отношений: экономических, политических, управленческих; наиболее часто изучаются такие проявления личности в группах, как общительность, агрессивность, конфликтогенность.

2. Феномен взаимодействия между людьми, т.е. общения: супружеского, детско-родительского, психотерапевтического. Взаимодействие может быть личностным, межличностным, групповым, межгрупповым.

3. Психические процессы, состояния и свойства различных социальных групп как целостных образований, отличающихся друг от друга и не сводимых к индивиду. Это социально-психологический климат группы и конфликтных отношений, групповых состояний, лидерства и групповых действий, сработанности и конфликтности.

4. Массовые психические явления, такие как поведение толпы, паника, слухи, мода, массовые эмоции, массовый энтузиазм, апатия, страхи.

Объект - деятельность малых и больших групп, а так же личности в системе общественных отношений, или социальная психика , включающая в себя:

· Массовые, групповые, межгрупповые, межличностные и личностные настроения.

· Массовые, групповые и индивидуальные эмоции.

· Массовые действия.

· Стереотипы.

· Установки.

· Сознательные и бессознательные, формальные и неформальные санкции человеческой деятельности.

Подсистема социальной психики:

1. Общественное настроение.

2. Общественное мнение

3. Социальная воля

Выявление социально психики происходит на трех уровнях:

· Социальном

· Групповом

· Индивидуальном

Структура:

1. Специфические закономерности непосредственного общения (отношения между средствами и способами взаимовлияния людей; механизмы подражания, внушения, самоутверждения, заражения, убеждения).

2. Возникающие в результате общения групповые психические явления, состояния, процессы (коллективные чувства, настроения, групповое мнение, влечения, потребности, групповые ориентации, традиции, обычаи).

3. Устойчивые психические особенности различных социальных групп (национальные, профессиональные, демографические, находящие выражение в установках, ценностных ориентациях, в устойчивых социальных чувствах).

4. Обусловленные мим психические состояния индивида в группе, социально-психические механизмы контроля за его поведением (санкции, ролевые предписания, экспектации).

Функции:

1. Интеграция и трансляция социального опыта. Социальная психика обеспечивает управление процессами трансляции социального опыта, формируя единое направление мыслей, воли и чувств в данной социальной группе. Для этого широко используются не только механизмы педагогического, социально-педагогического, художественного, массово-коммуникативного общения. Особая роль здесь принадлежит праздничному общению и его модификации – ритуально-игровому общению. У всех народов мира ритуал всегда был важнейшим средством социально-психологической интеграции и трансляции социального опыта.

2. Социальная адаптация . Социальная психика способна приводить индивидуальное сознание в соответствие с принципами и нормами, господствующими в социальной группе. Всякая культура вырабатывает формы и правила коммуникации, соответствующие конкретным условиям взаимодействия между людьми и призванные обеспечить наиболее эффективное достижение социальных и индивидуальных целей. Социальная психика облегчает взаимное приспособление людей и создает для адаптации личности к определенным образцам поведения. Социальная адаптация личности происходит в процессе ее общения с другими.

3. Социальная корреляция . Социальная психика коррелирует поведение личности, приводя его в соответствие с конвенционными нормами, принятыми в данном социуме.

4. Социальная активация . Социальная психика способна усиливать и активизировать человеческую деятельность воздействием групповых чувств и воли.

5. Социальный контроль . Социальная психика – носитель системы неформальных санкций общества, или социальных групп, т.е. санкций регулирующих поведение личности. Социальная психика аккумулирует, транслирует нормативные санкции, посредством которых и осуществляет свою контрольную функцию

6. Проективная разгрузка. Наличие неудовлетворенных желаний порождает в людях психологическую и социально-психологическую напряженность. Социальная психика призвана освобождать от этого напряжения не нарушая общепринятых норм. Так, праздники, обеспечивают разрядку агрессивных импульсов, негативного эмоционального возбуждения. Люди могут переживать экстаз, чувство чувство экзальтации, восторга, благоговения, что и обеспечивает катарсис их души, т.е. очищение от низменных чувств, животной злобы.

Традиционно социальная психология делитсяна три области исследования

· Изучение индивидуального социального поведения.

· Изучение диадического социального взаимодействия и коммуникативных процессов.

· Изучение малых групп и психологическое изучение социальных проблем

Процессы:

К числу наиболее активно разрабатываемых процессов в современных исследованиях можно отнести:

1. Процессы атрибуции.

2. Групповые процессы.

3. оказание помощи.

4. Аттракция и аффилиация.

5. Агрессия.

6. Преступления.

7. Установки и их изучение.

8. Социальное познание.

9. Социальное развитие личности (социализация).



10. Кросскультурные исследования.

Основные разделы:

1. Психология общения – раздел психологии, изучающий закономерности общения и взаимодействия людей.

2. Психология групп – изучаются психологические характеристики социальных групп как больших, так и малых, изучаются такие явления, как сплоченность, совместимость, лидерство, процесс принятия решений.

3. Социальная психология лидерства – изучает проблемы социализации, формирования социальных установок личности.

Отрасли социальной психологии :

· Этническая психология – изучает особенности людей как представителей различных этнических общностей

· Психология управления – в центре внимания находится анализ проблем, связанных с воздействием на группы и общество в целом.

· Политическая психология – исследует явления и процессы, относящиеся к сфере политической жизни общества и политической деятельности людей.

· Психология религии – изучает психологию людей, являющихся участниками религиозной деятельности.

· Психология общения – изучает процессы взаимодействия и обмена информации между людьми и социальными группами.

· Психология конфликтных отношений (конфликтология) - изучает психологические особенности протекания конфликтов и возможности по их наиболее эффективному разрешению.

Социальная психология связана с рядом других наук: с общей психологией, социологией. Междисциплинарно она связана с такими отраслями знаний:

1. Философия – дает возможность методологического и теоретического обоснования в понимании сущности социально-психологических явлений.

2. Исторические науки – дают возможность анализировать развития социальной психики и сознания людей, находящихся на различных этапах становления общества.

3. Экономические науки - позволяют раскрыть сущность и своеобразие функционирования экономических процессов общества и их влияние на общественные отношения и на их проявление в социальной психики и общественном сознании людей.

4. Культурология и этнография – позволяют социальной психологии корректно интерпретировать лияние культуры и национальной принадлежности на специфику проявления социально-психологических явлений.

5. Педагогические науки – дают информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяя тем самым социальной психологии вырабатывать рекомендации по социально-психологическому обеспечению этих процессов.

Отличие психологических явлений от психических в том, что психологические явления формируются и развиваются в структуре общения людей и они обусловлены (их появление) – социально. А психические явления и их появление обусловлены биологическими предпосылками деятельности мозга.

Методология и методы социальной психологии.

Методология – это система принципов (основополагающих идей), способов, правил организации регуляции и построения теоретической и практической деятельности человека, а также учение об этой системе.

Методология выполняет две основные функции:

1. Она позволяет описать и оценить деятельность с позиции внутренней организации.

Применительно к науке различают:

· Общую методологию – общий философский подход, общий способ познания, признаваемый исследователем.

· Специально-научная методология – (методология конкретной науки) – позволяет формулировать внутри научные законы и закономерности, относящиеся к своеобразию функционирования тех явлений, которые исследуются данной наукой.

· Специальная методология социальной психологии адаптирует общефилософские принципы применительно к нуждам социально-психологических исследований.

· Частная методология - совокупность методов, способов, приемов, методик, техник исследования тех явлений, которые составляют предмет и объект анализа данной науки.

Существует ряд классификаций методов социальной психологии, которые подразделяются:

1. Методы исследования: А) методы сбора информации - наблюдение, изучение документов, анкетирование, интервью, тесты, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);

Б) методы обработки полученной информации – факторный и корреляционный анализ, методы моделирования, техники компъютерной обработки полученных данных.

2. Методы воздействия - социально-психологический тренинг, который основан на активных приемах групповой работы и позволяет решать широкий круг задач: повышение компетентности в общении, достижение более высокого уровня сплоченности группы, овладение навыками уверенного поведения.

Среди методов эмпирического исследования наиболее широкое распространение получили: наблюдение, анализ документов, опрос, социометрия, ГОЛ, тесты, шкалы измерения социальных установок и аппаратурный метод, эксперимент.

Предметное поле (методология социальной психологии):

· Общение как основа социальной психики.

· Личность как субъект общения.

· Малая группа как совокупный субъект общения.

· Малая группа как совокупность субъектов общения.

· Механизмы общения.

· Формы общения.

· Динамика общения.

· Социальные технологии общения.

История становления и развития социальной психологии

История социальной психологии за рубежом

Западные специалисты определяют социальную психологию как науку. Изучающую взаимозависимость поведения людей и факта их взаимоотношений и взаимодействий. Эта взаимозависимость означает, что поведение индивида рассматривается одновременно и как результат, и как причина поведения других людей.

В историческом плане процесс развития любой научной дисциплины и социально- психологических идей это – зарождение социально-философских знаний, отпочкование двух других дисциплин – психологии и социологии, давших непосредственную жизнь социальной психологии.

Исторически социальная психология возникла в начале XX века. Годом ее зарождения принято считать 1908-й, когда были опубликованы первые две книги по социальной психологии – «Введение в социальную психологию» английского психолога В. Макдаугалла и «Социальная психология» американского социолога Э. Росса.

В истории социальной психологии можно выделить три периода:

1. Период накопления знаний в сфере философии и общей психологии (VIек до н.э. – середина XIX века).

2. Период выделения описательной социальной психологии из философии (социологии) в самостоятельную область знаний (50-60-е годы IX века – 20-е XX века).

3. период оформления социальной психологии в экспериментальную науку (20-е годы XX века) и ее современного развития.

Социальная психология была подготовлена 4 школами :

1. Школа социальной философии (Платон, Монтескье, Гоббс, Локк, Руссо).

2. Школа социальной антропологии (Лацарус, Штейнталь, В. Вунд).

3. Школа английского эволюционизма (Ч. Дарвин, Г. Спенсер).

4. Школа ранней социологии (Конт, Дюркгейм).

5. Науки о человеке:

· Антропология (Тейлор)

· Археология (Морган)

· Этнография (Леви-Брюль)

· Общая психология (Болдуин, Макдаугалл, Вунд, Рибо).

· Психиатрия (Мечников)

· Биология (Гольцендорф, Петражицкий).

Теоретико-методологическое развитие западной социальной психологии происходило в русле общепсихологических знаний – бихевиоризма и фрейдизма, так и новых собственно социально-психологических школ и направлений, к которым относятся:

1. Необихевиоризм (Эю Богардус, Г. Оллпорт, В. Ламберг, Р. Бейлс, Г. Хоуменс, Э. Мейо).

2. Неофрейдизм (К. Хорни, Э. Фромм, А. Кардинер, Э. Шиллз, А. Адлер).

3. Теория поля и групповой динамики (К. Левин, Р. Липпит, Р. Уайт, Л. Фестингер, Г. Келли).

4. Социометрия (Дж. Морен, Э. Дженнинге, Дж. Крисуэл, Н. Бронденбреннер).

5. Трансактивная психология (Э. Кентрил, Ф. Килпатрик, В. Иттельсон, А. Эйме).

6. Гуманистическая психология (К. Роджерс).

7. Когнитивистские теории, а также интеракционизм (Г. Мид, Г. Блумер, М. Кун, Т. Сарбин, Р. Мерон).

Зарождение социальной психологи как научной дисциплины происходило первоначально на базе философии:

· В античной (древнегреческой) философии социально-психологические идеи разрабатывались Сократом, Платоном, Протагором, Аристотелем,

· В философии Нового времени – Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, Гегель.

В IX веке складываются предпосылки для выделения социальной психологии в самостоятельную научную дисциплину. Но прежде произошло выделение в самостоятельные области знаний:

· Социологии – основоположник французский философ Огюст Конт_.

· Психологии – основоположник научной психологии немецкий физиолог, психолог и философ В. Вунд

Предпосылками для выделения социальной психологии в отдельную область знаний послужили:

1. Потребность в организации и управлении группами людей, занятых выполнением совместных функций.

2. накопление вопросов, которые не могли быть решены в рамках других наук (психологии, социологии, криминологии, этнографии, языкознания).

Для второго периода в истории социальной психологии большое значение имела философия французского мыслителя Конта, который одним из первых обратил внимание на необходимость объективно-инструментального изучения собственно социальных явлений.

С конца 19 века социальная психология развивалась в двух направлениях :

1. Индивидуальная психология (индивидуально-психологическое направление), где центр внимания индивид. Через его индивидуальные качества предпринималась попытка объяснить жизнь общества.

2. Социологическое направление исходило из определяющей роли социальных факторов и считало психологию индивида продуктом общества.

После Конта буржуазное развитие социологии начало притягивать представителей многих наук. Наиболее ярко о себе заявили сторонники органического направления во главе со Спенсером. Его заслугой явилось ведение им понятия «социальное развитие ».

В то же время земляк Спенсера Генри Бокль выдвинул мысль о том, что все в мире меняется – моральное состояние конкретного общества. Его труды по «истории человеческой цивилизации» называют первыми этно-психологическими исследованиями, и во многом социально-психологическими.

В конце 19 начале 20 века влияние на развитие социальной психологии оказывала социология и особенно французские социологи: Дюркгейм и Леви-Брюль.

Непосредственное возникновение описательной социально психологии

Датируется 1859 годом, когда философ Штейнталь совместно с этнографом Лацарусом начали издавать журнал «Психология народов и языкознание». Эти ученые являлись основоположниками одной из первых форм социально-психологических теорий – психология народов, которая сложилась в Германии.

К числу первых, социально-психологических концепций второй половины девятнадцатого века относятся:

1. «Психология народов», авторы немецкий философ М. Лацарус (1824-1903), языковед Г. Штейнталь (1823-1893), В. Вунд (1832-1920). В России идеи психологии народов развивались лингвистом, психологом, этнографом А.А. Потебней (1835-1891). Развивалась преимущественно в Германии в середине IX века.

Основная идея концепции в том, что психология сталкивается с явлениями, причины которых следует искать не в индивидуальном сознании, а в сознании народа. Сознание народа или дух целого выражается в мифах, обычаях, религии, искусстве. В данном направлении была сформулирована очень ценная идея том, что помимо индивидуального сознания существует еще нечто, свойственное для психологии группы. Основная мысль в том, что главная сила истории – народ, который и выражает себя в искусстве, религии, языке. А индивидуальное сознание – лишь его продукт. Задача социальной психологии – открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа.

В дальнейшем идеи «психологии народов» развил В. Вунд. Он изложил мысль о том, что психология должна состоять из двух частей:

· Физической психологии – это эксперим6нтальная дисциплина, но эксперимент, по мнению В. Вунда, не пригоден для исследования речи и мышления.

· Здесь начинается «психология народов », в которой должен применяться анализ предметов культуры, языка, обычаев. «Психология народов» должна быть описательной дисциплиной, которая не претендует на открытие законов.

· Основная «Психология народов» носила идеалистический характер, но эта концепция поставила вопрос о том, что существует нечто, характеризующее индивидуальное сознание, психологию группы.

2.Примерно в то же время, во Франции сложилась другая форма социально-психологических теорий «Психология масс», авторы Г. Тард, итальянский юрист С. Сигеле (1868-1913), французский социолог Г. Лебон (1841-1931). Развивалась в романских странах – Италии, Франции во второй половине 19 века. В ее основе лежат идеи Г. Тарда о роли подражания в социальном поведении. С точки зрения представителей Сигеле, Лебона это направление сосредоточилось на изучении больших скоплений людей – «массы», главной чертой которых является утрата способности к наблюдению и самонаблюдению. Характерными чертами поведения человека в массе являются обезличивание, выражающееся в господстве инстинктивных реакций, преобладании чувств над интеллектом, что является причиной повышенной внушаемости, потерей личной ответственности. В данном направлении противопоставлялись массы и элиты общества. По мнению Г. Лебона, масса нуждается в лидере, роль лидера в обществе призвана выполнять элита. Такой вывод был сделан на основе единичных случаев проявления массы, а главное в ситуации паники.

3. «Теория инстинктов социального поведения», автор английский психолог У. Макдугалл (1871-1938). Сформулированы были в Англии и США в начале XX века: В. Меде в Европе, Олппорт – в США. Возникла в 1908 в Англии. Работа «Введение в социальную психологию» и этот год считается годом окончательного утверждения социальной психологии как самостоятельной науки.

Основным понятием теории инстинктов социального поведения было понятие «инстинкт». Поведение людей, согласно мнению Магдугалла, обусловлено врожденными инстинктами. Он выделил инстинкт борьбы, бегства, воспроизведения рода, приобретения, строительства, стадный инстинкт, инстинкт войны. Инстинкты лежат в основе всей социальной жизни, в частности: инстинкт борьбы, является причиной войн, а инстинкт приобретения детерминирует рыночные отношения. Эта идея является реализацией стремления к цели, которая свойственна животным и человеку. Макдугалл назвал свою теорию «целевой» или «гармической» (от греческого слова гормэ – желание, порыв). По его мнению, «гормэ» и выступает как движущая сила интуитивного характера, объясняющая социальное поведение «Гормэ» реализуется в качестве инстинктов. Внутренним выражением инстинктов являются эмоции . Связь между инстинктами и эмоциями имеет определенный характер. Макдугалл перечислил пары связанных между собой инстинктов и эмоций:

· Инстинкт борьбы и соответствующий ему гнев и страх

· Инстинкт воспроизведения рода – ревность и женская робость

· Инстинкт приобретения - чувство собственности

· Инстинкт строительства – чувство созидания

· Инстинкт стадный – чувство принадлежности

· Инстинкт бегства – чувство самосохранения

· Инстинкт войны – агрессия

Из инстинктов выводятся все социальные учреждения: семья, торговля, разные общественные процессы. В первую очередь обосновывает проведение войн, т.к. это реализует инстинкт агрессии. Не смотря на большую популярность теории Макдугалла, ее роль в истории социальной психологии оказалась отрицательной, так как рассмотрение социального поведения с точки зрения спонтанного стремления к цели, узаконивало значение бессознательных влечений в качестве движущей силы не только индивида, но и всего человечества.

Положительное значение первых концепций заключалось в том, что в них были поставлены вопросы о соотношении сознания отдельного человека и сознания группы (психология народов и психология масс), о движущих силах социального поведения (теория инстинктов социального поведения). Недостатком был описательный характер, отсутствие исследовательской практики.

Развитие социальной психологии в начале 20 века выявило два основных направления исследования проблем:

1. Исследовались соотношения сознания индивида и сознание группы.

2. Изучались движущие силы социального поведения.

Толчком для экспериментального развития социальной психологии послужила первая мировая война. В США, в странах Европы, в Японии начинается разработка социально-психологических проблем, нацеленных на нужды армии, производства, пропаганды. Это объясняется тем, что в ходе войны остро встают вопросы предотвращения таких явлений, как страх, паника, сплоченность воинских групп. А все эти вопросы являются социально-психологическими по своему характеру.

Начало экспериментального этапа развития социальной психологии вязано с работами В. Меде (Европа) и Ф. Оллпорта (США), В.М. Бехтерева (Россия). Внимание этих ученых было сосредоточено на изучении социально-психологических явлений в группе. В качестве метода использовался лабораторный эксперимент.

Суть экспериментов В. Меде и Ф. Оллпорта состояла в том, что каждый опыт начинался с одним испытуемым, а затем количество участников увеличивалось. Цель эксперимента состояла в том, чтобы выявить разницу между индивидуальным выполнением деятельности и в присутствие группы. Исследователями были выявлены особенности протекания познавательных процессов при индивидуальном выполнении и в условиях группы. Они сформулировали требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину и перешли к систематическому экспериментальному изучению социально-психологических явлений в группах.

В развитии психологии к этому времени сформировались три теоретические школы – психоанализ, бихевиоризм, гештальт-психология, на положения и идеи которых стала опираться социальная психология. Особенно привлекательными были идеи бихевиорального подхода, наиболее соответствующие идеалу построения строго экспериментальной дисциплины.

Под влиянием экспериментальной методологии, которую социальная психология начала интенсивно использовать в период между двумя мировыми войнами. Первоначальная интегративная задача «социализации» психологии в основном редуцировалась до изучения влияния управляемого социального окружения на индивидуальное поведение в лабораторных условиях.

История социальной психологии в России

В дореволюционной России социальной психологии как самостоятельной дисциплины не существовало. Российская же психология являлась частью мировой науки и по уровню своего развития занимала третье место в мире после США и Германии.

Социально-психологическая проблематика разрабатывалась во всем комплексе общественных наук. Знания о поведении личности в группе, групповых процессах накапливались в военной практике, в юриспруденции и медицине в изучении национальных особенностей.

Существенное влияние на развитие социально-психологических идей в дореволюционный период оказали представители общественных наук, в частности социологи.

Наиболее разработанная социально-психологическая концепция содержится в трудах Н.К. Михайловского (1842-1904), одного из основателей социологии в России. Оказал большое влияние на развитие науки, образования, литературы, журналистики. Михайловскому принадлежит разработка психологии массовых социальных движений, одной из разновидностей которой является революционное движение. Согласно его взглядам, действующими силами социального развития являются герои и толпа. Герой должен учитывать общественное настроение массы, чтобы она шла за ним, что до сих пор является одним из наиболее убедительных объяснений феномена лидерства . Исследуя проблему общения между героем и толпой, Михайловский в качестве механизмов общения выделяет: подражание, заражение, внушение, противопоставимость. Ему принадлежит первенство в разработке проблем подражания, по сравнению с Г. Тардом.

В правоведении социально-психологическая проблематика представлена в трудах Л.И. Петражицкого. Он является одним из основателей субъективной школы в правоведении. Согласно его взглядам психология является фундаментальной наукой и основой для всех общественных наук. Реально существуют только психические явления, а социально-исторические образования представляют собой их проекции. Развитие права, морали, этики, эстетики является продуктом народной психики. Как правоведа, Петражицкого интересовал вопрос о мотивах человеческих поступков, о социальных нормах поведения. Истинным мотивом поведения человека он считал – эмоции.

Существенный вклад в развитие социально-психологических идей внес А.А. Потебня (1835-1891). Он разрабатывал вопросы теории фольклора, этнографии, языкознания. Согласно мнению Потебни главным признаком любого этноса, обусловливающего существование народа, является язык. Функция языка – не обозначение уже готовой мысли, а сотворение ее через преобразование первоначальных до язычных элементов. Представители разных народов посредством национальных языков формируют мысль своим, отличным от других народов способом.

Дальнейшее развитие идеи Потебни получили в трудах его ученика и последователя Д.Н. Овсянико-Куликовского (1853-1920).

Социальная психология постепенно вбирала в себя различные трактовки социального поведения людей. В этом плане значительный интерес представляют работы В.М. Бехтерева (1857-1927) – русский физиолог, психиатр и психолог (основал первую в России экспериментально-психологическую лабораторию, а затем психоневрологический институт), который в своей работе «Коллективная рефлексология» (1921) пытался объяснить социальное поведение через физиологические законы и принципы живого организма. Этот труд рассматривается как первый в России учебник по социальной психологии, где дано развернутое определение предмета социальной психологии. Таким предметом, по Бехтереву, является изучение деятельности участников собраний в широком смысле этого слова. Он формулирует «Закон ритма», «Закон периодичности», изобретает такие принципы поведения, как: изменчивость, инерция, дифференциация, сцепление, воспроизведение, отбор, к которым, якобы, подчинены в своем развитии личность и общество. Бехтеревым было установлено, что группа способствует изменению отношений к поступку, позволяет выдержать более сильные раздражители. В ходе эксперимента изучались половые, возрастные, образовательные, природные различия протекания психических процессов в условиях групповой деятельности. Бехтерев выделил системообразующие признаки коллектива: общность задач и интересов побуждает коллектив к единству действий. Органическое влечение личности в общность привело ученого к пониманию коллектива как собирательной личности. В качестве социально-психологических феноменов он выделяет: взаимодействие, взаимоотношение, общение. В качестве коллективных – наследственные рефлексы, настроение, сосредоточение, наблюдение, творчество, согласование действий. Объединяют людей в коллективы: взаимовнушение, взаимоподражание, взаимоиндукция. Бехтерев обобщил большой эмпирический материал, полученный социально-психологическими методами наблюдения, опроса, применением анкет. А экспериментальные исследования влияния общения и совместной деятельности на формирование процессов восприятия и памяти явились началом экспериментальной социальной психологии в России.

Использование экспериментального метода в изучении групп позволило социальной психологии набрать силу как научной дисциплины.

После Октябрьской революции 1917 года интерес к социальной психологии резко возрос. Это было обусловлено рядом причин: необходимостью осмысления революционных преобразований в обществе, острой идеологической борьбой, необходимостью решать задачи по восстановлению народного хозяйства, борьбой с беспризорностью, ликвидацией безграмотности.

Характерной особенностью социальной психологии в послереволюционной России был поиск своего пути. В этом процессе существенную роль сыграло освоение марксистских идей и применение их к пониманию сути социально-психологических явлений. В дискуссии по проблемам «психология и марксизм» приняли участие представители различных наук: филолог и журналист Л.Н. Войтловский, юрист М.А. Рейснер, психологи А.Б. Залкинд, К.Н. Корнилов и П.П. Блонский, психолог и философ Г.И. Челпанов, зоопсихолог В.А. Вагнер, невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев. Суть этой дискуссии – обсуждение предмета социальной психологии, соотношения индивидуальной и социальной психологии, соотношения социологии и социальной психологии. Особое место в этой дискуссии занимал Г.И. Челпанов. Он говорил о необходимости существования социальной психологии наряду с психологией индустриальной, экспериментальной. Социальная психология, по его мнению, изучает общественно-детерминированные психические явления. Они тесно связаны с идеологией, теорией марксизма.

В 1914 году по его инициативе открылся Психологический институт имени Л.Г. Щукиной – первое в России психологическое научно-образовательное учреждение. Он отстаивал точку зрения, согласно которой психологию надо разделить на две части:

1. Социальную психологию, которая должна разрабатываться на основе марксизма

2. Собственную психологию, должна остаться эмпирической наукой, не зависимой от какого-либо мировоззрения.

Против предложения Г.И. Челпанова выступили те ученые, которые разделяли идею перестройки психологии на основе марксизма. П.П. Блонский (1884-1941), А.Б. Залкинд (1888-1936), В.А. Артемов. Суть возражения состояла в том, что с точки зрения марксизма вся психология становится социальной и, следовательно, нет необходимости выделять еще какую-либо специальную психологию. Против Г.И. Челпанова выступил В.М. Бехтерев. Он выступил с предложением создать коллективную рефлексологию.

М.А. Рейснер считал, что способом построения марксистской социальной психологии является «прямое соотношение физиологического учения И.П. Павлова с историческим материализмом… социальная психология должна стать наукой о социальных раздражителях и их соотношениях с действиями человека».

Идеи Л.Н. Войтловского (1876-1941) относительно развития социальной психологии лежали вне непосредственной полемики с Г.И. Челпановым. Войтловский считал, что предметом коллективной психологии (так называли тогда социальную психологию) должна являться психология масс. Он рассмотрел ряд психологических механизмов, которые, реализуясь в толпе, обеспечивают особый тип эмоционального напряжения, возникающего между участниками массового действия. Методом исследования психологии масс – анализ отчетов непосредственных участников и наблюдение свидетелей.

Особое место в построении марксистской социальной психологии занимали труды Г.В. Плеханова (1856-1918), который дал с позиции исторического материализма определение понятия «общественная психология» и показал ее место и роль в истории общества, исходя из принципов социальной обусловленности общественного сознания.

Особое значение для отечественной социальной психологии имели работы Л.С. Выготского (1896-1934). Ему принадлежит создание культурно-исторической теории развития психики. Культура – создает особые формы поведения, видоизменяет деятельность психической функции. Он доказал, что высшие психические функции (произвольное внимание, память, абстрактно-логическое мышление, воля) являются социально-обусловленными. Их нельзя понять как функцию мозга, для понимания их природы необходимо выйти за пределы организма и искать причины их развития в жизни общества.

К 1930-м годам относится пик развития социально-психологических исследований в прикладных отраслях:

– педологии - исследования проводились по проблемам взаимоотношения коллектива и личности, факторов формирования детских коллективов, стадий их развития, феномена вожачества, психологические проблемы беспризорных

Психотехнике.

Во второй половине 1930-х годов ситуация в стране и в науке резко меняется. Начинается изоляция отечественной науки от западной, усиление идеологического контроля над наукой, сгущение атмосферы декретирования и администрирования. А это: ненужность социальной психологии, выделяя социально-психологические феномены; социальная психология попала в число лженаук; невостребованность результатов социально-психологических исследований; идеологическое давление на науку.

Период перерыва в естественном развитии социальной психологии продолжался до второй половины 1950-х гг. не было ясности относительно предмета социальной психологии. Однако полного отсутствия социально-психологических исследований не было. Основным источником и областью применения социальной психологии в этот период становятся педагогические исследования А.С. Макаренко (1888-1939), который разработал концепцию формирования личности в коллективе, рассматривал потребности коллектива.

В этот период ученых привлекали три блока проблем:

1. Продолжалась разработка методологических проблем и существовала в рамках общей психологии. Трудами Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, разработавших методологические принципы психологии – принцип детерминизма, единства сознания и деятельности, развития, культурно-исторической концепции, закладывался теоретический и методологический фундамент социальной психологии.

2. Другие проблемы касались социальной психологии коллектива, где образ социальной психологии в этот период определяли взгляды А.С. Макаренко.

3. Связан с практической ориентаций социальной психологии: роли руководителя в педагогическом процессе и зарождалась практическая психология отношений.

Начиная со второй половины 50-х годов 20 века, в нашей стране сложилась особая социальная и интеллектуальная ситуация. Снижение идеологического контроля и относительная демократизация во всех сферах жизни, привели к возрождению творческой активности ученых. Начался период возрождения социальной психологии в нашей стране. В качестве методологической основы выступила философия диалектического и исторического материализма К. Маркса. Психологическая наука в 1950-х годах отстояла свое право на самостоятельное существование в острых дискуссиях с физиологами. Общая психология стала надежной опорой для развития социальной психологии.

В 1959 году в «Вестнике ЛГУ» № 12 выходит статья А.Г. Ковалева «О социальной психологии».

В 1962 году организуется первая в стране лаборатория социальной психологии при ЛГУ под руководством Кузьмина.

В 1963 году состоялся Второй Всероссийский съезд психологов, где впервые была выделена специальная секция, посвященная вопросам социальной психологии.

Начиная с 1965 года выходят первые отечественные монографии по социальной психологии: «Основы социальной психологии» - Кузьмина; «Вопросы человека человеком» - Бодалева; «Социальная психология как наука» - Парыгина.

С 1967 года начинается публикация учебников и учебных пособий.

В 1968 году открывается первая кафедра социальной психологии, открывается 1-я конференция социальной психологии под руководством Кузьмина в ЛГУ.

В 1972 году начинает работать кафедра социальной психологии в МГУ под руководством Г.М. Андреевой.

Инициаторами развития отечественно социальной психологии были: Баранов, Кузьмин, Шорохова, Мансуров, Парыгин, Платонов. В целом данный этап характеризуется разработкой основных проблем социальной психологии:

· В области методологии разрабатываются концепции Г.М. Андреевой, Б.Д. Парыгиым, Е.В. Шороховой.

· Исследования групп отражены в работах К.К. Платонова, А.В. Петровского, Л.И. Уманского.

· Исследования социальной психологии личности связаны с именами Л.И. Божович, К.К. Платонова, В.А. Ядова.

· Исследованием социальной психологии общения занимались А.А. Бодалев, Л.П. Буева, А.А, Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Б.Д. Парыгин.

В настоящее время социальная психология нашла свое применение в различных областях общественной жизни: образования, промышленного производства, управления, системе средств массовой коммуникации и рекламе, политике, в области борьбы с противоправным поведением. В последние годы большое внимание уделяется изучению социального поведения в естественных условиях, а также изучению социального и культурного контекста с использованием методов наблюдения и современных корреляционных методик.

ПОНЯТИЕ О ГРУППАХ

Человек становится человеком только в мире людей. Люди, объединенные в группы, ведут себя не так, как вел бы себя в аналогичной ситуации каждый по отдельности. Членство человека в группе оказывает влияние даже на протекание его физиологических реакций. Собравшись вместе, люди приобретают «качество целостности», т.е. человек является субъектом социального мира. Социальный мир состоит из общностей людей, объединенных совместной деятельностью. В каждый момент времени человек действует в кооперации с другими людьми. Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных различных социальных групп, т.е. точкой, в которой пересекаются различные групповые влияния. Это имеет важное значение для личности, а именно:

· Определяет объективное место личности в системе социальной деятельности.

· Сказывается на формировании сознания личности.

К психологическим характеристикам группы относится: групповые интересы, групповые мнения, потребности, формы, групповые цели. Для человека, входящего в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется через принятие этих характеристик. Именно отличие в этих психологических феноменах и позволяет отличать одну группу от другой. Групповое мнение – это мнение малой группы.

Общественное мнение – мнение большой группы.

В социальной психологии принято различать:

1. Условные группы

2. Реальные группы

Психологи в основном ориентируют свое внимание на реальных группах . Однако, среди реальных существуют и такие, которые фигурируют в общепсихологических исследованиях как реально-лабораторные группы. Помимо реально-лабораторных, есть реально реально-исследовательские группы. Социально-психологические исследования проводятся как в реально-лабораторных, так и в реально-естественных группах.

Виды. Естественные группы насчитывают несколько миллионов (классы, нации, молодежь, пенсионеры), делятся на:

1. Большие группы, которые бывают:

А) Организованны

Б) Неорганизованные

2. Малые группы (амер. психолог Морено изучал социометрию малой группы, считая, что весь мир состоит из малых групп, и сама личность состоит в малой группе). Насчитывает от 2 (диада) до 45 человек. Это довольно обжитое поле социальной психологии. Они подразделяются:

А) Становящиеся

Б) Коллективы

Основным критерием существования группы является не простое соприсутствие людей, а их включенность в общую деятельность. Важной характеристикой социальной группы является наличие групповых норм – это правила функционирования группы, на которые должны ориентироваться все ее участники (писанные и неписанные нормы – устав, законодательство, религиозные предписания; не зафиксированные правила).

Важной групповой характеристикой является уровень групповой сплоченности , отражающий степень приверженности группе ее членов. При высокой сплоченности в группе наблюдается феномен «ингруппового фаворитизма» , который заключается в том, что при прочих равных предпочтение всегда отдается члену своей группы (Мы любим любого своего ребенка, хоть и есть намного талантливее и красивее детей….).

В качеств показателей групповой сплоченности рассматривается рассматриваются два фактора:

1. Степень привлекательности группы для ее членов. При этом, чем больше в группе тех, кто удовлетворен своим пребыванием в группе тех, кто удовлетворен своим пребыванием в группе, тем сплоченнее группа.

2. Уровень взаимной симпатии членов группы. Уровень сплоченности тем выше, чем большее количество членов группы предпочитают друг друга в качестве партнеров для различных форм деятельности.

Исследования малых групп начались во второй четверти 20 века, составив основное содержание социально-психологических исследований в зарубежной (американской и европейской) психологии.

Малая группа – это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием.

В целом социальные группы можно классифицировать по различным основаниям:

1. По общественному статусу:

А) Формальные (официальные) – имеют заданную извне структуру и юридический фиксированный статус, нормативно закрепленные права и обязанности ее членов, назначенное или выбранное руководство. (университет).

Б) Неформальные (неофициальные) – не имеют юридического статуса, образуются на добровольной основе, личных предпочтений (наличие общих интересов, дружбы, симпатии, прагматической пользы), характеризуются большей структурной гибкостью (работают над определенной проблемой). Развиваясь, могут превращаться в формальные. Могут складываться как изолированные, так и внутри формальных групп.

Эта классификация была предложена амер. исслед Э. Мейо. Согласно Мейо, формальные отличаются от неформальных тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. Внутри формальных групп, Мейо обнаружил неформальные, которые складываются стихийно, роли в них не предписаны, отсутствует строгая структура власти. Стали различаться не группы, а тип отношений внутри них.

2. По уровню развития:

А) Высокоорганизованные (высокоразвитые) – давно существующие, отличающиеся наличием общих интересов и разделяемых всеми участниками целей. Характерны высокий уровень сплоченности, развитая система межличностных отношений.

Б) Низкоорганизованные (слаборазвитые) – случайные объединения людей, которые не развернули еще совместную деятельность, находящиеся на начальном этапе своего развития.

3. По наличию непосредственного контакта :

А) Первичные группы (контактные) – реально соприсутствуют во времени и в пространстве (спортивная команда). Состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях.

Б) Вторичные – контакты между участниками поддерживается через ряд опосредствующих звеньев (дипломатический корпус государства: послы государства находятся в разных уголках земного шара, но при этом совместно осуществляют внешнюю политику государства). Между ними ослаблены эмоциональные связи, их взаимодействие обусловливается стремлением к достижению определенной цели.

4. По совпадению ценностей (по ценностным характеристикам):

А) Референтные группы (эталонные – на которых люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях. Группа, выполняющая роль эталона для человека. Она бывает реальная и условная, т.е. представленной в сознании человека (герои книг, писатели-путешественники). Референтная группа может быть противостоящей группе членства либо как группа, возникающая внутри группы членства.

Б) Нереферентные.

Впервые были введены амер. исслед. Хайменом. В своих экспериментах он показал, что часть членов определенных малых групп, разделяет нормы поведения, принятые не в этой группе, а в какой -то другой, на которую они ориентируются. Группы членства – в которых человек реально находится. Иногда группы членства и референтные группы совпадают.

5. По численности

А) Большие - народ, класс, толпа.

Б) Малые – Семья, трудовой коллектив.

Психологические эффекты специфичны для больших и малых групп.

6. Естественные группы – в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности.

7. Лабораторные – создаются с целью исследования определенных групповых процессов. Являются искусственными, так как их состав соответствует целям исследования.

8. Реальные – группы, существующие в общем для них пространстве и времени, объединенные реальными отношениями (школьный класс, семья..).

9. Условные – совокупность людей, объединенная по какому-либо общему для них признаку (полу, возрасту, уровню образования, характер деятельности). Такая общность не является группой в социально-психологическом смысле, а называют ее социальной категорией.

10. Открытые и закрытые – в основе лежит степень достигнутости группы влияния окружающей среды, общества. При определении степени закрытости группы важным является то, насколько легко человек может стать членом данной группы или выйти из нее.

11. Стационарны и временные – постоянство или временность существующей группы имеют относительный характер. Важным является восприятие членами группы времени ее существования.

Социальная психология как отрасль психологии возникла в двадцатых годах ХХ века, хотя социально-психологические знания накапливались и формировались в стройные теории на протяжении многих веков задолго до этого.

Социальная психология, хоть и является отраслью науки психологии, включает не только лишь психологические знания. Она находится на пересечении психологии с социологией, философией, педагогикой, политологией и другими науками.

От социологии социальная психология отличается тем, что изучает не социум, а человека в социуме, а от общей психологии тем, что изучает не отдельно взятые психические явления и личность как таковую, а человека в системе общественных отношений.

Предметом изучения социальной психологии являются закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включенностью в социальные группы и психологические особенности этих самых групп.

Общение и совместная деятельность – вот те две формы вовлеченности человека в общественную систему, которые изучаются и исследуются различными методами в рамках социальной психологии.

Упрощая, можно сказать, что социальная психология – это отрасль психологии, объясняющая как именно на мысли, чувства и поведение человека влияет реальное или предполагаемое им присутствие рядом других людей.

Отсюда и два основных проблемных вопроса социальной психологии:

  • Как соотносятся сознание индивида и сознание группы?
  • Каковы движущие силы социального поведения человека?

Однако социальная психология изучает не только личность в группе, но и психологию самих социальных групп.

Социальная группа – это общность людей с общими целями, ценностями, нормами поведения и интересами. Но для того, чтобы группа была сформирована, достаточно и одного объединяющего фактора, например, общей цели.

Лидерство, руководство, сплоченность коллектива, агрессивность, конформизм, адаптация, социализация, предрассудки, стереотипы и многие другие групповые процессы и явления изучаются социальной психологией.

Методы и отрасли социальной психологии

Методы социально-психологического исследования принято разделять на два класса:

  • методы исследования,
  • методы воздействия.

К исследовательским методам относятся:


За свой относительно короткий срок существования социальная психология успела превратиться в самую обширную и востребованную отрасль психологии. В ней выделилось немало больших подотраслей , являющихся прикладными:

  • конфликтология,
  • этническая психология,
  • политическая психология,
  • психология религии,
  • психология управления,
  • психология общения,
  • психология межличностных отношений,
  • психология семьи,
  • психология масс,
  • социальная психология личности и ряд других разделов.

Областью практического применения социальной психологии и ее подотраслей является абсолютно вся система общественных отношений.

Развитие социальной психологии

Социальная психология начала очень активно развиваться в послевоенные, 50-ее годы ХХ века по причине того, что Вторая мировая война оставила очень много остросоциальных вопросов без ответа. Это были вопросы о социальной природе человека, о том, почему люди ведут себя так или иначе, оказываясь под гнетом невыносимых обстоятельств, к которым и не хотелось бы приспосабливаться, а нужно, чтобы выжить.

Начиная со второй половины ХХ века за рубежом и в Советском Союзе, часто проводились эксперименты , направленные на изучение различных социально-психологических феноменов.

Можно вспомнить серию экспериментов о подчинении авторитету американского психолога С. Милгрэма (1933-1984), которые показали, что взрослый и разумный человек готов пойти на многое (в эксперименте – причинить другому человеку сильную боль), слепо следуя указаниям авторитетного лица. Подчинение и соглашательство большинства людей не знает границ.

Интересно, что С. Милгрэм также экспериментально обосновал теорию «шести рукопожатий». Именно этот психолог доказал, что любые два человека на Земле разделены не более чем пятью уровнями общих знакомых, то есть каждый человек опосредовано знаком с любым другим жителем Земли (будь он звезда телеэкрана или нищий на другом конце света) в среднем через пять общих знакомых.

Люди в прямом и переносном смысле не так уж и далеки друг от друга, как кажется, но, тем не менее, готовы навредить ближнему, по первому же “указанию свыше”. Все люди связаны между собой и близки друг другу. Всякий раз, забывая об этом, человечество ставит под угрозу сам факт своего существования.

В.С. Мухина продемонстрировала ту готовность человека соглашаться с мнением толпы или авторитетным утверждением, которая порой доходит до смешного. Ее эксперименты были проведены повторно в 2010 году, но результаты все те же: люди скорее верят тому, что говорят другие, чем собственным глазам.

В ХХ и в начале нашего века было проведено еще множество других разнообразных экспериментов, в процессе которых изучались:

  • влияние средств массовой информации на личные установки – К. Ховланд;
  • то, как давление группы формирует у ее членов одинаковое поведение – С. Аш;
  • обучение без осознания – Дж. Гринспун;
  • диффузия ответственности – Б. Латане и Дж. Дарли;
  • общение как единство трех процессов (социальная перцепция, коммуникация, интеракция) – Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.А. Леонтьев;
  • межгрупповые отношения – В.С. Агеев, Т.Г. Стефаненко;
  • межличностный и межгрупповой конфликт – А.И. Донцов, Н.В. Гришин, Ю.М. Бородкин и другие;
  • и так далее, перечислять можно долго.

Все эти многочисленные и интересные социально-психологические эксперименты сформировали научно-практическую базу для понимания социальной природы человека и поспособствовали развитию общества .

К сожалению, есть и негативный аспект популярности социальной психологии. Ценные знания, получаемые в результате исследований общества, используются в политике, экономике и рекламе нередко с целью манипуляции сознанием масс с дальнейшим программированием их поведения.

Сегодня власть имущие не обходятся без имиджмейкеров, PR-менеджеров и иных специалистов, обладающих психологическими знаниями, а также спонсируют социально-психологические исследования, так как знают, что получаемые данные помогают еще более умело манипулировать сознанием граждан.

Случалось ли Вам ранее принимать участие в социально-психологическом исследовании?

Связь социальной психологии с другими науками.

· Социальная психология и социология. Общее у них – то, что поведение человека рассматривается в социальных условиях, в социальном контексте, в группе. Но социологов более интересуют статистически большие и теоретически выделенные группы, а социальных психологов – малые, с непосредственным контактным взаимодействием. Социология рассматривает поведение и взаимодействие в макросоциальных условиях, а социальная психология – в условиях непосредственного общения. Субъектами социального действия и взаимодействия в социологии выступают большие группы и общности, а если речь идёт о человеке, то он понимается как представитель формальной группы. Человек в социальной психологии взаимодействует в рамках социально-психологических групп или неформальных сообществ. Социальные психологи, в отличие от социологов, в объяснении взаимодействия учитывают индивидуально-психологические особенности личности.

· Социальная психология и психология личности. Психологи фокусируют своё внимание на индивидуальных внутренних механизмах и на различиях между индивидами, задавая вопрос, например, почему одни индивиды более агрессивны, чем другие. Социальные психологи концентрируются на общей массе людей, на том, как в целом люди оценивают друг друга и влияют друг на друга. Они задаются вопросом, каким образом социальные ситуации могут заставлять большинство людей поступать гуманно или жестоко, быть конформным или независимым, испытывать симпатию или предубеждение.

· Социальная психология и общегуманитарные дисциплины: философия, история, культурология, политология. Объяснение поведения и взаимодействия людей невозможно без учёта их взглядов, их мировоззрения, их ценностей (в том числе и идеологических). История даёт описание культурно-мировоззренческого (в том числе политического) контекста ситуаций. Философия анализирует, интерпретирует сущностное содержание и знаково-символические формы различных картин мира. Под влиянием семиотики сформировались такие направления в психологии как психосемантика и когнитивная психология. Психосемантика изучает процессы знакового (в том числе и речевого, словесного) конструирования смысла ситуации. Когнитивная психология занимается вопросами получения, организации и передачи знаний. Её интересует как, с помощью каких категорий и концепций можно объяснить производство, усвоение, классификацию, запоминание знаний; как можно объяснить связь между психикой и культурой; как создаются схемы совместных действий и сценарии поведения.

Политология направлена на выявление актуальных, злободневных социально-групповых интересов людей и описание технологий их реализации. Общегуманитарные дисциплины помогают понять смысловой контекст взаимодействия. Социальная психология как специальная теория направлена на описание и анализ механизмов реализации мотивов и смыслов социальных действий. Последнее сближает её с социологией. Различаются они уровнями анализа мотивов и смыслов: более социальным или более индивидуальным.

| следующая лекция ==>
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то