Русский художник алексеев федор яковлевич. Художник алексеев

» Алексеев Федор Яковлевич

Творчество и биография - Алексеев Федор Яковлевич

Алексеев Федор Яковлевич (1753/1755-1824) - русский живописец, один из основоположников национального городского пейзажа. Родился в Петербурге. Сын сторожа при Академии наук. Большая одаренность Алексеева проявилась уже в раннем детстве. В 1766- 73 гг. учился в АХ, сначала в классе «живописи цветов и плодов», и только затем в пейзажном, что гораздо больше соответствовало его наклонностям. В 1773 г. за один из пейзажей получил золотую медаль, которая дала ему право на поездку в Италию. В течение трех лет в Венеции художник занимался театральными декорациями и писал пейзажи («Набережная Скьявони в Венеции», 1775). Вернувшись в Петербург, Алексеев работает декоратором при театральном училище (1779-1786), но это занятие не увлекает его. Все свободное время он посвящает копированию произведений Дж. А. Каналетто, Б. Беллотто, К. Ж. Берне в Эрмитаже. Эти копии принесли живописцу успех, благодаря чему он смог оставить свою работу декоратора и заняться пейзажем. Художник пишет акварельные этюды с натуры, а по ним создает виды городов. Одна из самых известных его работ - «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794, Третьяковская галерея, Москва). Зеркальная гладь Невы, закованной в гранит; лодки, плывущие по реке; величественные здания на противоположном берегу, отражающиеся в зеркале воды; высокое небо с легкими белоснежными облаками - все придает пейзажу величественный и монументальный вид. И в то же время это живой и эмоциональный образ прекрасного северного города, неповторимого в своей индивидуальности. В пейзажах Алексеева воплотилась поэзия повседневной городской жизни, ее реальные и идеальные черты. За свою работу «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» живописец получил звание академика.

В 1795 был командирован Академией «для снятия видов» в Крым (Бахчисарай), Николаев и Херсон. Акварельные этюды, сделанные там, стали основой для больших живописных полотен. Во время полуторагодичной командировки в Москву и по провинции (1800-01) на основе множества акварельных этюдов создал ряд больших полотен («Вид Красной площади», «Вид военной гошпитали», «Кремль у Каменного моста», «Иверские ворота» и др). С 1812 художник изображал только Петербург. В 1800 г. по заказу Павла I художник пишет виды Москвы. Городские пейзажи Алексеева представляют живописную красоту древнего русского города («Парад в Московском Кремле. Соборная площадь», ок. 1800, Государственный исторический музей, Москва). Художник пробыл в Москве около года. В это время им было написано множество акварелей и картин, изображающих улицы Москвы и ее окрестности, монастыри и церкви. Выполненные с почти документальной точностью, эти произведения принесли мастеру необыкновенную популярность, которая повлекла за собой заказы от русской знати. Среди заказчиков были и члены царской семьи.

С 1803 и до конца жизни Алексеев преподавал «перспективную» живопись (пейзаж) в Академии художеств, являясь членом ее совета. Несмотря на тяжелую болезнь, работал до конца дней. В одной из своих последних работ эмоционально и достоверно изобразил наводнение в Петербурге 7 ноября 1824. С 1802 г. он снова обращается к теме Петербурга. Художник пишет величественную и прекрасную архитектуру города, широкие просторы Невы, но теперь в его пейзажах все больше места отводится человеку. Живопись этого периода отличается более четким рисунком, теплыми оттенками красок и плотной фактурой («Вид на Стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости», 1810).

С течением времени интерес к стареющему пейзажисту со стороны современников ослабел. Всеми забытый художник умер в бедности. Работы Алексеева - не только эстетические открытия «первопроходца» жанра русского городского пейзажа в живописи, но и ценнейшие исторические документы. Учениками выдающегося мастера были известные русские живописцы С. Щедрин и М. Воробьев.

Наш магазин отлично подойдет и тем клиентам, кто думает.

Художник, создавший себе имя новым жанром в российском искусстве - жанром городского пейзажа. Удивительный талант и общий стиль его картин являют собой один из лучших в мировой живописи. Имя удивительного художника - Алексеев Федор Яковлевич.

Биография

Родился Алексеев Федор Яковлевич в 1754 году (точная дата рождения отсутствует в исторических источниках) в бедной семье. В 1766 его отец обратился с прошением о зачислении сына в Академию художеств, и его просьба была исполнена. Федор Алексеев начинает свое обучение в классе живописи цветов и плодов, после которого его переводят в класс пейзажа, и в 1773 году он успешно оканчивает Академию. За лучшее написание программного пейзажа ему вручают золотую медаль. Продолжать обучение талантливого юношу отправляют в Венецию для специализации в декоративной живописи. Это специальный вид написания декораций для театра. Во время учебы Федор Алексеев, помимо основного занятия, увлеченно занимается изучением венецианских художников, изображающих пейзаж, таких как Канале, Гварди, гравюры Пиранези, который на тот момент жил в Риме. Но своей тягой к новым знаниям художник вызывает на себя недовольство академического начальства.

Дорога в искусство

После окончания своей специализации в Венеции художник Федор Алексеев возвращается в Санкт-Петербург и устраивается работать живописцем в училище театра. Приблизительные даты этого периода его жизни - 1779-1786 гг. Из-за увлечения пейзажами, помимо театральных декораций, Федора Алексеева встретили на Родине довольно прохладно и отказали в дальнейшем обучении для получения звания академика. Но художник ставит себе цель показать Академии, на что он способен, и вместе с этой работой художник совмещает копирование пейзажей Каналетто, Беллотто, Робера и Берне в открывшемся Эрмитаже.

Благодаря успешной работе в Эрмитаже, он оставляет службу в училище. Его творческое воспроизведение оригиналов настолько красиво повторило их живописную систему, что работы снискали большой успех. Успешная деятельность принесла Федору Алексееву славу, прозвище "российский Каналетто", за что Академия дает художнику возможность самостоятельного написания своих картин. Конечно же, ими стали пейзажи.

Оригинальность работ художника Федора Алексеева

Доказав свою способность рисовать самостоятельно, художник пишет ряд известных картин с видами Санкт-Петербурга. Одни из самых значимых: "Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной" (1793 год) и "Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости" (1794 год).

Используя знания, которые приобрел в Венеции, Федор Алексеев создает свой образ торжественного и вместе с этим живого города. При этом в своих картинах он сохраняет важные в XVIII веке законы классицизма и соединяет идеальное и реальное. За труды в 1794 году художнику Федору Алексееву дают звание академика перспективной живописи.

Творческий путь

После получения почетного звания Федор Алексеев получает задание нарисовать те места, где в 1787 г. была императрица Екатерина II. Художник воссоздает на своих полотнах красоту таких южных городов, как Николаев, Херсон, Бахчисарай.

А в 1800 г. сам император Павел I поручает Федору Алексееву написать Москву. За то время, которое художник провел в этом городе (чуть больше года), он привозит несколько картин и большое число акварелей, на которых изображены виды московских улиц, монастыри, предместья. Но самое главное - неповторимые изображения Кремля. Среди них получили наибольшую популярность "Красная площадь в Москве" и "Боярская площадка, или Постельное крыльцо и Храм Христа Спасителя за золотой решеткой в Московском Кремле".

Московские работы настолько выделяются своей точностью и документальностью, что привлекают к художнику новых покупателей картин. Среди них и известные люди, и члены императорской семьи.

Известность художника как пейзажиста

С 1800-х гг. Федор Яковлевич становится руководителем класса перспективной живописи в Академии Художеств и снова рисует на свою любимую тему - Санкт-Петербург. В то же время художник много путешествует по России и запечатлевает виды провинциальных городов.

В его картинах появляется больше жизни, кажется, что сейчас изображения оживут. Они становятся похожи на документальные исторические снимки. Все больше художник изображает людей. Они выходят на передний план полотен с дворцами, набережными и улицами. Люди с их повседневными делами, повозки, рабочие. Детали написаны еще отчетливее, тяжелее, цветовая гамма выглядит теплее, и живопись приобретает особую насыщенность. К работам того времени относятся "Вид Казанского собора в Петербурге", "«Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова" и другие. В теплой гамме, с тонкой прорисовкой мельчайших деталей.

Картины Федора Алексеева отличаются особым "теплым" светом и движением. Небо приобретает нежный лазурный оттенок, а облака - розоватость закатного солнца.

Последние годы жизни художника

Никто не вечен, и со временем слава Алексеева Федора Яковлевича начинает угасать, и публика его забывает. Знаменитый пейзажист умирает в 1824 году в большой бедности. После него остаются жена и дети, и Академия художеств выделяет материальную помощь для организации похорон и для дальнейшего существования семьи.

Несмотря на печальный конец своей жизни, художник Алексеев Федор Яковлевич - один из известнейших творцов жанра городского пейзажа. К его картинам выстраиваются очереди в Третьяковской галерее, Государственном Эрмитаже, Русском музее. Его работы изучаются в учебных заведениях. Его помнят, и в мире живописи его имя высоко ценится, а биография Федора Алексеева - как пример того, что нужно идти за своим призванием, несмотря ни на что.

Алексеев Федор Яковлевич (1753-1824). Русский художник Алексеев Федор Яковлевич Алексеев Федор Яковлевич был первым русским художником, который стал известен как мастер живописи, талантливо и реалистично изображающий городской пейзаж. Родился и вырос он в небогатой семье сторожа Академии наук. В 1766 отец обратился с прошением о приеме сына в Академию художеств, по окончании которой в 1773 г. Федор получает малую золотую медаль за мастерски выполненный программный пейзаж. За проявленные успехи его отправляют для совершенствования художественного мастерства в Венецию, где он учился у таких известных мастеров, как Д. Моретти и П. Гаспари, а позднее стал увлекаться городским пейзажем Венеции. Это занятие не одобрили в Академии художеств, в результате чего Алексеев по возвращении на родину не получил никакой программы для выдвижения на академическое звание, а был отправлен художником-декоратором в театральное училище.

Занимаясь этой нелюбимой работой, параллельно он создает очень талантливо выполненные копии картин известных городских пейзажистов А. Канале, Б. Беллотто, Г. Робера и Ж. Берне, которые принесли ему большую известность. Это дало возможность Федору Алексееву оставить наконец работу декоратора и заняться непосредственно городским пейзажем. За успешно созданные картины с пейзажами Петербурга Алексееву наконец-то было присвоено Академией художеств звание академика.

Лучшие работы Федора Алексеева

Вид на Михайловский замок в Петербурге со стороны Фонтанки

Михайловский замок С-Петербург

После этого он был направлен на юг России, где пробыл два года и написал такие известные работы как «Вид города Николаева», «Вид города Бахчисарая» и другие.

Вид города Николаева

Позже, по поручению императора ПавлаI, Федор Алексеев отправляется в Москву и создает там ряд тоже известных работ, после чего возвращается в Петербург и там уже до конца дней продолжает свое творчество.

Боярская площадка в Московском Кремле

Вид храма Василия Блаженного от Москворецкой улицы

Иллюминация на Соборной площади в честь коронации императора Александра I.

Красная площадь в Москве

Отличительной особенностью художника Федора Алексеева является то, что не так много работ с изображением пейзажей Москвы и Петербурга можно отыскать, созданных в 18 веке.

Панорамный вид Царицыно

Площадь перед Успенским собором в Московском Кремле

Соборная площадь в Московском Кремле

Троице-Сергиева лавра

В 1802 году Федор Яковлевич Алексеев начинает заниматься преподавательской деятельностью в Академии художеств. В это время его учениками были С.Ф.Щедрин и М.Н.Воробьев, ставшие позднее известными художниками.

Умер, к сожалению, Алексеев Федор Яковлевич будучи бедным человеком и похоронен на Смоленском православном кладбище Санкт-Петербурга. Правда Академия художеств выделила какие-то средства для похорон талантливого живописца и помощи многодетной семье.

Алексеев Федор ЯковлевичФедор Яковлевич Алексеев — замечательный живописец, основоположник русской пейзажной живописи, в частности, городского пейзажа.

Родился художник в 1753 году (более точная дата его рождения не известна) и был сыном сторожа Академии наук. С 1766 по 1973 годы обучался в Академии Художеств в классе под названием "живопись цветов и плодов", а затем перешел на пейзажное отделение. В 1773 году, получив золотую медаль за программную работу, был отправлен в Венецию, где и провел три года в занятиях живописью для театральных оформлений, хотя они были ему не по душе.

Увлечение Алексеева фантастическим гравюрами Пиранези не было одобрено начальством Художественной Академии, поэтому по возвращении домой его ждал сухой, сдержанный прием. Никаких программ на получение академического звания ему предложено не было. Напротив, его просто вынудили согласиться на должность театрального декоратора, в которой он и проработал с 1779 по 1786 годы. Оставить нелюбимую работу Алексееву удалось благодаря отличному копированию пейзажей Ж. Берне, Г. Робера и Б. Белотто из коллекции Эрмитажа. Его копии, искусно воспроизводящие живописную атмосферу подлинников, получили неимоверный успех. Благодаря этим работам, художник Алексеев Федор Яковлевич обрел возможность заниматься написанием оригинальных пейзажей.



Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста

В своих пейзажах, художник создает совершенный, возвышенный и в месте с тем очень живой образ величественного, большого и ни с чем не сравнимого в своей изысканности города. Идеальность в его работах тесно переплетена с реальностью и находится с ней в полной гармонии.

Соборная площадь Московского кремля

В 1794 году картины Алексеева Федора Яковлевича принесли своему создателю звание академика живописи.



Через год художника отправляют в Крым и Новороссию для того, чтобы запечатлеть места, в которых в 1787 году побывала императрица Екатерина ІІ.



Художник создает замечательные пейзажи Бахчисарая, Херсона, Николаева.



В 1800 году по заданию императора Павла І, Алексеев создает целый ряд московских пейзажей.



Художник глубоко увлекся древней русской архитектурой и привез из Москвы, пробыв там более года, не только серию картин, но и множество акварельных работ с видами московских предместий, монастырей, улиц, а главным образом разнообразных видов Кремля.



Эти работы произвели большое впечатление на ряд влиятельных особ и представителей императорского дома, которые стали заказчиками Алексеева.



«Боярская площадка или постельное крыльцо и храм "Спаса за Золотой решеткой" в Московском Кремле»




Немного позже, художник возвращается в своем творчестве к горячо любимой им теме Петербурга.



Но тема его произведений теперь сменилась — художника больше стали интересовать обычные люди: их мир и жизнь на фоне роскоши дворцов и величественной Невы.



Основными персонажами, занимающими передний план картин, стали горожане с их каждодневными заботами.



В картинах появилось больше объема, отчетливости, их колорит стал намного теплее.

Ф.Я. Алексеев известный художник – открыватель жанра русского городского пейзажа.

Из истории биографии известно, что Ф.Я. Алексеев родился примерно в 1753-1755 году в Петербурге. Отец художника работал сторожем в Академии наук. Проявлявший способности к рисованию в юности русский художник обучался у Антропова, после чего был зачислен в Академию художеств в 1764 году. В начале обучения Ф.Я. Алексеев постигал орнаментальное рисование, рисовал плоды, птиц, пейзажи.

В 1773 году за экзаменационную пейзажную работу художник получил золотую медаль. Определив в нём театрального декоратора, Академия художеств направляет его совершенствовать данный вид живописи в Италию, в Венецию. Однако, в Италии Ф.Я. Алексеев помимо театральных декораций изучает живопись известных итальянских художников-пейзажистов: Ф. Гварди, А. Канале. А также гравюры Д.Б. Пиранези.

С 1779 по 1786 год, вернувшись из Италии, Ф.Я. Алексеев занимает должность живописца при театральном училище, выполнят заказы по живописи театральных декораций. Пишет копии с известных произведений живописи европейских художников: Каналетто, Белотто, Г. Робера. Любовь к пейзажу заставляет русского художника добиваться разрешения на исполнение таких картин у Совета Академии художеств.

Так в народе художника называли «русским Каналетто».

В 1794 году Ф.Я. Алексеев за свою картину «Вид Петербурга по Неве-реке» удостоен звания академика.

Увлекшись пейзажем, русский художник отходит от принципов «перспективного», свойственных гравюрам, художник отображает целостный живописный образ природы. Это можно увидеть в наиболее известных картинах Ф.Я. Алексеева: «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794), «Вид Зимнего дворца от Петропавловской крепости» (1799).

Для того чтобы написать серию картин, по местам, где путешествовала Екатерина II, с 1795 по 1797 год Алексеев отправился на юг России. Так им были исполнены произведения высокого мастерства: «Вид Николаева», «Вид Бахчисарая», «Площадь в Херсоне»

В 1800-1801 году Ф.Я. Алексеев пишет по заказу пейзажи Московские. Среди которых: «Соборная площадь в Московском Кремле», «Вид на Москву со стороны Каменного моста» - эти картины принесли известность русскому художнику.

В 1803 году Ф.Я. Алексеев занимается преподаванием в Академии художеств, он выпустил учеников, ставших известными: С. Щедрина и М. Воробьёва. Тут же в Петербурге он выполняет городские пейзажи: «Вид на Баржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости» (1808), «Вид Казанского собора», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса» (1810-е).

В последние годы жизни здоровье Ф.Я. Алексеева сильно пошатнулось, не было уже и интереса со стороны современников к его картинам. Так Ф.Я. Алексеев был забыт всеми, умер 11 (23) октября 1824 года в Петербурге, в нищете. И всё же этот известный художник оставил яркий след в истории живописи, до наших дней дошли ценные памятники истории, изображённые в произведениях Фёдора Яковлевича Алексеева.

  • Иллюминация на Соборной площади в честь коронации Александра I

  • Вид Петропавлоской крепости и дворцовой набережной

  • Вид города Николаева

  • Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости

  • Вид на баржу и Адмиралтейство

  • Блоговещенский собор и Грановитая палата

  • Церковь Гребневской Божьей матери

  • Ивановская площадь

  • Казанский собор

  • Коломенское

  • Красная площадь

  • Красная площадь в Москве
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то