А. Н

Родился 31 марта(12 апреля) 1823 года в Москве, вырос в купеческой среде. Мать умерла, когда ему было 8 лет. И отец женился снова. Детей в семье было четверо.

Островский получал образование дома. У его отца была большая библиотека, где маленький Александр впервые стал читать русскую литературу. Однако отец хотел дать сыну юридическое образование. В 1835 году Островский начал учебу в гимназии, а затем поступил в Московский университет на юридический факультет. Из-за увлечений театром, литературой, он так и не окончил учебу в университете (1843), после работал писцом в суде по настоянию отца. В судах Островский служил до 1851 года.

Творчество Островского

В 1849 году было написано произведение Островского «Свои люди – сочтемся!», которое принесло ему литературную известность, его высоко оценили Николай Гоголь и Иван Гончаров . Затем, невзирая на цензуру, было выпущено множество его пьес, книг. Для Островского сочинения являются способом правдиво изобразить жизнь народа. Пьесы «Гроза» , «Бесприданница» , «Лес» являются одними из самых главных его произведений. Пьеса Островского «Бесприданница», как и другие психологические драмы, нестандартно описывает характеры, внутренний мир, терзания героев.

С 1856 года писатель участвует в выпуске журнала «Современник».

Театр Островского

В биографии Александра Островского почетное место занимает театральное дело.
Островский основал Артистический кружок в 1866 году, благодаря которому появилось много талантливых людей в театральном кругу.

Вместе с Артистическим кружком он значительно реформировал, развил русский театр.

Дом Островского часто посещали известные люди, среди которых И. А. Гончаров, Д. В. Григорович, Иван Тургенев , А. Ф. Писемский, Фёдор Достоевский , П. М. Садовский, Михаил Салтыков-Щедрин , Лев Толстой , Пётр Чайковский , М. Н. Ермолова и другие.

В краткой биографии Островского стоит обязательно упомянуть о появлении в 1874 году Общества русских драматических писателей и оперных композиторов, где Островский был председателем. Своими нововведениями он добился улучшения жизни актеров театра. С 1885 года Островский возглавлял театральное училище и был заведующим репертуаром театров Москвы.

Личная жизнь писателя

Нельзя сказать, что личная жизнь Островского была удачной. Драматург жил с женщиной из простой семьи – Агафьей, которая не имела образования, но была первой, кто читал его произведения. Она поддерживала его во всем. Все их дети умерли в раннем возрасте. С ней Островский прожил около двадцати лет. А в 1869 году женился на артистке Марии Васильевне Бахметьевой, которая родила ему шестеро детей.

Последние годы жизни

До конца своей жизни Островский испытывал материальные трудности. Напряженная работа сильно истощала организм, а здоровье все чаще подводило писателя. Островский мечтал о возрождении театральной школы, в которой можно бы было обучать профессиональному актерскому мастерству, однако смерть писателя помешала осуществить давно задуманные планы.

Островский умер 2(14) июня 1886 года в своём имении. Писателя похоронили рядом с отцом, в селе Николо-Бережки Костромской губернии.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

  • Островский с детства знал греческий, немецкий и французский языки, а в более позднем возрасте выучил еще и английский, испанский и итальянский. Всю жизнь он переводил пьесы на разные языки, таким образом, повышал свое мастерство и знания.
  • Творческий путь писателя охватывает 40 лет успешной работы над литературными и драматическими произведениями. Его деятельность оказала влияние на целую эпоху театра в России. За свои труды писатель был награжден Уваровской премией в 1863 году.
  • Островский является основоположником современного театрального искусства, последователями которого стали такие выдающиеся личности как Константин Станиславский и
  • II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  • II. Основные показатели деятельности лечебно-профилактических учреждений
  • II. Основные проблемы, вызовы и риски. SWOT-анализ Республики Карелия
  • IV. Механизмы и основные меры реализации государственной политики в области развития инновационной системы
  • SCАDA-системы: основные блоки. Архивирование в SCADA-системах. Архитектура системы архивирования.
  • А) ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ВЕРНОЙ ПЕРЕДАЧИ СЛОВ, ОБОЗНАЧАЮЩИХ НАЦИОНАЛЬНО-СПЕЦИФИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ
  • Обладая незаурядным общественным темпераментом, Островский всю жизнь деятельно боролся за создание реалистического театра нового типа, за подлинно художественный национальный репертуар, за новую этику актёра. Он создал в 1865 году Московский артистический кружок, основал и возглавил общество русских драматических писателей, писал в различные ведомства многочисленные "Записки", "Проекты", "Соображения", предлагая принять срочные меры, чтобы остановить упадок театрального искусства. Творчество Островского оказало решающее влияние на развитие русской драматургии и русского театра. Как драматург и режиссёр Островский содействовал формированию новой школы реалистической игры, выдвижению плеяды актёров

    Театральная биография Островского вообще не совпадала с его литературной биографией. Зрители знакомились с его пьесами совсем не в том порядке, в каком они были написаны и напечатаны. Только через шесть лет после того, как Островский начал печататься, 14 января 1853 года поднялся занавес на первом представлении комедии "Не в свои сани не садись" в Малом театре. Пьеса, показанная зрителям первой, была шестой законченной пьесой Островского.

    Творчество Островского можно разделить на три периода: 1-й - (1847- 1860), 2-й - (1850-1875), 3-й - (1875-1886).

    ПЕРВЫЙ ПЕРИОД

    К нему относятся пьесы, отражающие жизнь дореформенной России. В начале этого периода Островский активно сотрудничает как редактор и как критик с журналом "Москвитянин", публикует в нем свои пьесы. Начиная как продолжатель гоголевской обличительной традиции ("Свои люди - сочтёмся", "Бедная невеста", "Не сошлись характерами"), затем, отчасти под влиянием главного идеолога журнала "Москвитянин" А. А. Григорьева, в пьесах Островского начинают звучать мотивы идеализации русской патриархальности, обычаев старины ("Не в свои сани не садись" (1852), "Бедность не порок" (1853), "Не так живи, как хочется" (1854). Эти настроения приглушают критический пафос Островского.

    С 1856 года Островский - постоянный сотрудник журнала "Современник" - сближается с деятелями демократической русской журналистики. В годы общественного подъёма перед крестьянской реформой 1861 года вновь усиливается социальная критика в его творчестве, острее становится драматизм конфликтов ("В чужом пиру похмелье" (1855), "Доходное место" (1856), "Гроза", (1859).

    ВТОРОЙ ПЕРИОД

    К нему относятся пьесы, отражающие жизнь России после реформы. Островский продолжает писать бытовые комедии и драмы ("Тяжёлые дни", 1863 г. , "Шутники", 1864 г. , "Пучина", 1865 г.) , по - прежнему высокоталантливые, но скорее закреплявшие уже найденные мотивы, чем осваивавшие новые. В это время Островский обращается также к проблемам отечественной истории, к патриотической теме. На основе изучения широкого круга источников он создаёт цикл исторических пьес: "Козьма Захарьич Минин - Сухорук" (1861 г. ; 2-я редакция 1866), "Воевода" (1864 г. ; 2-я редакция 1885), "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский" (1866 г.) , "Тушино" (1866 г.) . Кроме того, создаётся цикл сатирических комедий ("На всякого мудреца довольно простоты" (1868), "Горячее сердце" (1868 г.) , "Бешеные деньги" (1869 г.) , "Лес" (1870), "Волки и овцы" (1875 г.) . Особняком среди пьес второго периода стоит драматическая поэма в стихах "Снегурочка" (1873 г.) - "весенняя сказка", по определению автора, созданная на основе народных сказок, поверий, обычаев.

    ТРЕТИЙ ПЕРИОД

    В этот период Островский создает значительные социально-психологические драмы и комедии о трагических судьбах богато одарённых, тонко чувствующих женщин в мире цинизма и корысти ("Бесприданница",1878 г. , "Последняя жертва", 1878 г. , "Таланты и поклонники", 1882 г. , и др.).

    ИДЕЙНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПЬЕСЫ ОСТРОВСКОГО СВОИ ЛЮДИ-СОЧТЕМСЯ
    Пьеса «Свои люди – сочтемся» (первое название «Банкрут») стала произведением, определившим судьбу А. Н. Островского. Эта комедия сразу заняла свое место среди классических вершин русской драматургии.В пьесе автор с присущим ему юмором описывает купеческую среду

    со своими привычками и стремлениями.

    В основе сюжета пьесы лежит распространенный в прошлом веке в

    купеческой среде случай мошенничества.

    Материальные отношения лежат в основе изображённого конфликта пьесы.

    Они же определяют все особенности быта, морали, поведения описанных

    Островским героев. Однако изображение жизни в этой комедии сложнее,

    и, как всегда это будет у Островского, в самой интриге пьесы все житейские материальные проблемы выведены в область нравственных.

    «Порча нравов» , обозначить которую в пьесе призвано поведение «детей» ,

    выражается и в том, что если Большов, задумывая фальшивое банкротство,

    во всем полагается на незыблемость своего патриархального дома и верность чад

    и домочадцев, то Подхалюзин всех подкупает: сваху, стряпчего и даже мальчика Тишку.

    Однако в целом для Островского в этой пьесе очень важно, что порча не привнесена извне, её провоцирует нарушение нравственных законов самим главой патриархального дома, «отцом» ,

    а уже грехи детей - печальное следствие, результат действий старших. В пьесе показан мир безнравственных людей, в котором каждый живет по собственным законам. И “дети”, взрослея, перенимают отношение “отцов” к жизни, поэтому у них не возникает ни малейшего

    сомнения в том, как поступить в дальнейшем.Художественное своеобразие пьесы заключается в том, что

    «Театр Островского» - ТЕМА: А.Н. Островский – создатель русского театра. Этапы биографии и творчества. Учитель: Н.В. Кузнецова МОУ «Нагорно - Ивановская СОШ», Тарского М.Р., Омской области. Оборудование: презентация, портрет А.Н. Островского, видеозапись «Замоскворечье».

    «Бесприданница» - Исследовательские группы: Задумаемся над вопросами: Является ли мотив искушения основным в пьесе «Бесприданница»? Музыковеды. С какими соблазнами сталкивается молодёжь в наше время? Вопросы для историков: Жизнь купечества конца 19 века. Творческое название: Бедность не порок. Сравнить текст романса с балладой Баратынского «Разуверение».

    «Свои люди сочтемся» - Москва была городом вечно обновляющимся, вечно юным. Влияние гоголевской традиции в "Своих людях..." действительно велико. Там бывшие крепостные превращались в миллионщиков. В. Ф. Одоевский. Сам отец Островского, Николай Федорович, не был коренным москвичом. "Я считаю, на Руси три трагедии: "Недоросль", "Горе от ума", "Ревизор".

    «Островский жизнь и творчество» - Можно ли произведения А.Н. Островского называть «пьесами жизни»? Какие новые факты из биографии А.Н. Островского вы узнали? И.А. Гончаров – А.Н. Островскому. 12 февраля 1882. Жизнь. Ю. Айхенвальд. Действие третье. Основные вопросы: Заочная экскурсия по местам жизни драматурга. Действие второе. Александр Николаевич Островский 1823 - 1886.

    «Островской Снегурочка» - История создания сказки. И.А.Гончаров. 4. Основные вопросы. Художник В.Г.Перов (1871г.). Памятник А.Н.Островскому у входа в Малый театр Скульптор Н.Андреев. Сюжет сказки. А.Н.Островский – создатель русского национального театра. Биографическая справка о писателе.

    «Островский литература» - А. Н. Островский «Снегурочка». «Колумб замоскворечья». 9. «…Полна чудес могучая природа! Южный фасад дома-музея. Северный фасад дома-музея. 5. 7. 3. 12.

    Всего в теме 20 презентаций

    4. Пьеса "Гроза"

    5. Пьеса "Бесприданница"

    1. Периоды и характеристика творчества Островского А.Н.

    Александр Николаевич Островский (1823—1886) является одним из величайших драматургов второй половины XIX в. Его перу принадлежит 54 пьесы, каждая из которых отразила многогранность его таланта. Творческий путь Островского можно охарактеризовать следующим образом:

    первый период (1847—1860), имеющий следующие характеристики:

    Использование гоголевских традиций;

    Овладение передовой эстетикой своего времени;

    Расширение тематики и усиление социальной остроты пьесы, как, например, в пьесах "Воспитанница" (1858), "Праздничный сон — до обеда" (1857), "Не сошлись характерами" (1858), "Гроза" (1856);

    Создание пьес "Свои люди — сочтемся!", "Бедная невеста", "Не в свои сани не садись", комедии "Бедность не порок", драмы "Не так живи, как хочется";

    второй период (1860-1875), имеющий следующие характеристики:

    Обращение к традициям исторической драматургии А. С. Пушкина, повышенный интерес к прошлому страны;

    Убежденность в важности литературного освещения истории, так как это помогает лучше осмыслить настоящее;

    Раскрытие духовного величия русского народа, его патриотизма, подвижничества;

    Создание исторических пьес: "Козьма Захарьич Минин-Сухорук" (1862), "Воевода" (1865), "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский" (1867), "Тушино" (1867), "Василиса Мелентьева" (1868);

    Использование новых образов и мотивов, которые отражали и новые общественные отношения в стране, и суть мировоззрения самого автора;

    Разработка жанра хроники и стихотворной трагедии;

    Продолжение традиций Пушкина и Гоголя по разработке темы маленького человека в таких пьесах, как "Шутники" (1864), "Пучина", "Трудовой хлеб";

    Разработка жанра сатирической комедии, отразившей русскую жизнь в период буржуазных реформ через разработку мотива противопоставления "волков" и "овец", т. е. персонажей — дельцов, хищников и их обездоленных жертв, в таких пьесах, как "На всякого мудреца довольно простоты" (1868), "Бешеные деньги" (1869), "Лес" (1870), "Снегурочка" (1873) и в комедии "Волки и овцы" (1875), созданной в третий период творчества автора;

    третий период (конец 70-х — начало 80-х гг. XIX века), имеющий следующие характеристики:

    Продолжение разработки намеченных на предыдущих этапах тем и мотивов: сатиры на русскую буржуазную действительность, темы маленького человека;

    Углубление психологизма в исследовании и раскрытии характеров и в анализе среды, окружающей героев пьес Островского;

    Создание основ чеховской драматургии в таких пьесах, как "Бесприданница", "Невольницы", "Светит, да не греет", "Не от мира сего".

    2. Своеобразие творчества Островского А.Н.

    Своеобразие и важность творчества Островского заключаются в следующем:

    новаторство в тематике, жанрах, литературном стиле и образах пьес;

    историчность: события и сюжеты его пьес охватывают огромный исторический период развития России от Ивана Грозного до второй половины XIX в.;

    бытовая наполненность, погруженность сюжета в семейные, частные отношения, так как именно в них проявляются все пороки общества, и через раскрытие сути этих семейных отношений автор раскрывает и общие человеческие пороки;

    раскрытие конфликта двух "партий": старших и молодых, богатых и бедных, своевольных и покорных и т. п., и этот конфликт является одним из центральных в драматургии Островского;

    органическая связь драматизма и эпического начала;

    широкое использование традиций фольклора, сказок как в названиях ("Не все коту масленица", "Не в свои сани не садись", "Правда хорошо, а счастье лучше"), так и в сюжетах ("Снегурочка"), и пословица зачастую определяет не только название, но и весь замысел и идеи пьесы;

    использование "говорящих" имен и фамилий героев, часто продиктованное фольклорными образами и литературными традициями предшествующих авторов (Тигрий Львович Лютов из пьесы "Не было ни гроша, да вдруг алтын");

    индивидуализированность, сочность и яркость языка героев и самих пьес.

    Творчество Островского и разрабатываемые им драматические традиции оказали сильнейшее влияние на последующие поколения драматургов и литераторов XIX и XX вв., и в частности на таких авторов, как Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, А И. Южин-Сумбатов, В.И. Немирович-Данченко, Е.П. Карпов, А.М. Горький, А.С. Неверов, Б.С. Ромашов, Б.А. Лавренев, Н.Ф. Погодин, Л.М. Леонов и др.

    3. Пьеса "Свои люди - сочтемся!"

    Пьеса "Свои люди — сочтемся!", написанная в первый период творчества Островского, имеет следующие особенности :

    обличение деспотизма, самодурства и своекорыстия;

    ориентация на гоголевские традиции в литературе, что проявляется в выдвижении на первый план темы денег через описание имущественных отношений между героями с преобладанием у них жажды наживы;

    использование традиций "натуральной школы", что проявляется через разветвленное изображение быта купеческого сословия;

    в то же время отход от гоголевской поэтики исследования характера и принципов натуральной школы, что проявляется в следующем:

    Сосредоточение внимания не только на раскрытии психологии героя и описании его бытовой жизни, но и на исследовании и анализе особенностей окружающей его социальной среды;

    Появление персонажей, которые не имеют отношения к центральному конфликту, но способствуют яркому изображению купеческого быта;

    Отказ от глубокого рассмотрения фактов действительности, а стремление к их обобщению;

    Изменение сути и отношения к любовной интриге, которая подчинена главной теме — денежным отношениям выгоды, и ее возникновение у героев продиктовано материальным интересом;

    новизна композиции, суть которой заключается в развитии истории одного типа на разных этапах;

    новизна и своеобразие сюжета, который строится по принципу качелей, т. е. герои попеременно поднимаются и опускаются в своем положении;

    особая выразительность и индивидуализированность языка героев, который очень точно выражает комическое в данное пьесе.

    4. Пьеса "Гроза"

    Пьеса Островского "Гроза" — одна из самых интересных и популярных в русской драматургии. Пьеса основана на реальных впечатлениях Островского от поездки по Верхней Волге в 1856 г., в ней нашли свое выражение нравы купеческих слоев, обычаи патриархальной старины, красивейшие и богатейшие пейзажи природы Волги. Драматическое действие пьесы протекает в вымышленным городе Калинове, который, по замыслу автора, находится на берегу Волги. "Гроза" имеет следующие художественные особенности :

    органичное, мастерское использование картин волжского пейзажа, которые выполняют следующие важные художественные функции:

    Вносят яркие краски в описание места действия пьесы, помогая читателю как можно ярче и отчетливее понять ситуацию;

    Композиционно имеют большое значение, так как делают структуру пьесы законченной, цельной, начиная и завершая действие пьесы обрывистым берегом реки;

    сюжетное и композиционное своеобразие, которое заключается в следующем:

    Замедленность темпа действия вначале, что обусловлено развернутостью экспозиции пьесы, которая выполняет важнейшую авторскую задачу как можно более подробно познакомить читателя с теми обстоятельствами, бытом, нравами, характерами и условиями, в которых впоследствии будет разворачиваться действие;

    Введение в экспозицию нескольких "второстепенных" героев (Шапкин, Феклуша, Кудряш и др.), которые впоследствии будут играть важнейшую роль в развертывании конфликта пьесы;

    Своеобразие завязки пьесы, которое заключается в различных вариантах ее определения, и в то же время можно назвать завязку пьесы тройной, включающей в себя осуждающие слова Кулагина в начале 1-го акта, обусловливающие развитие социальной борьбы в пьесе, диалог Катерины с Варварой (седьмое действие) и последние слова Катерины во втором акте, которые окончательно определяют характер ее борьбы;

    Развитие в действии социальной и индивидуальной линии борьбы и двух параллельных любовных интриг (Катерина — Борис и Варвара - Кудряш);

    Наличие "внефабульных" эпизодов, например встреча Кабанихи с Феклушой, которые выполняют функцию завершения образа "темного царства";

    Развитие напряженности драматического действия в каждом новом акте;

    Кульминация в середине пьесы - в 4-м акте, связанная со сценой покаяния, и ее функцией является обострение конфликта героини со средой;

    Подлинная развязка в 5-м акте, где обе интриги получают свое завершение;

    Кольцевое построение пьесы: события 1-го и 5-го актов происходят в одном и том же месте;

    своеобразие, яркость и полнота образов пьесы Катерины, Кабанихи, Дикого, Бориса, каждый из которых имеет определенный цельный характер;

    использование приема противопоставления характеров (Кабаниха и Дикой и остальные персонажи), пейзажей 1-го и 4-го действий и др.;

    раскрытие трагедийных обстоятельств жизни образованного, наполненного духовно человека в обществе "темного царства";

    символизм названия пьесы, которое присутствует в пьесе и как явление природы, и как некий символ, выражающий идею всего произведения, и здесь идет перекличка с грибоедовским "Горем от ума", лермонтовским "Героем нашего времени", и как имеющее переносное значение, олицетворяя грозу, бушующую в душе Катерины.

    5. Пьеса "Бесприданница"

    Пьеса "Бесприданница" (1878) является сороковым произведением Островского и открывает новый — третий этап в его творчестве. Пьеса имеет следующие художественные особенности :

    перекликается с "Грозой" по следующим пунктам:

    Место действия — маленькие города на берегу Волги;

    Основная тема и основная характеристика жителей — денежные мотивы, выгода;

    Обе главные героини не соответствуют тому миру, в котором живут, они выше его и вступают в конфликт с этим миром, и в этом их трагедия, одинаков и конец обеих героинь - смерть, освобождающая их от пороков и несправедливости окружающего мира;

    имеет существенные отличия от "Грозы", которые заключаются в изменении социального положения, нравов и характеров героев, которые теперь являются современными образованными промышленниками, а не невежественными купцами, интересуются искусством, активны, амбициозны, стремятся к развитию, но тем не менее имеют свои, пусть иные, но тоже пороки;

    имеет связь со "Снегурочкой", которая выражается в характерах обеих главных героинь — Ларисы Огудаловой и Снегурочки, влекомых любовью к натуре с сильной волей и с такими же сильными страстями, и эта любовь является причиной смерти обеих героинь;

    является в жанровом отношении социально-психологической драмой;

    приемы, разрабатываемые Островским в данной пьесе, оказали влияние на творчество А. П. Чехова, и среди тих приемов можно назвать следующие:

    Развитие таких мотивов, как пистолет, который ранее был повешен на стене, обед, в течение которого решаются судьбы героев;

    Глубинный анализ человеческой души;

    Объективная оценка и характеристика героев;

    Символика образов;

    Раскрытие неустройства жизни в целом.

    Творчество Островского сегодня входит в школьную программу, его знают и любят многие наши соотечественники. Александр Николаевич Островский — драматург, уроженец Москвы, сын адвоката и внук православного священника. Обучался он в Московском университете, на юридическом факультете (не закончил), служил в московских судах, затем стал профессиональным театральным деятелем и писателем-драматургом.

    В сравнении с пьесами Тургенева или А.К. Толстого, представляющими собой прежде всего произведения литературы, драматургия Островского имеет иную природу. Она предназначена не столько для чтения, сколько для сценического воплощения, и должна изучаться, прежде всего, в рамках истории театра. Однако и история литературы не может недооценивать творчество крупнейшего русского драматурга второй трети XIX в.

    Рассматривая творчество Островского, отметим, что среди его юношеских опытов есть очерки и стихи. Сделавшая его известным комедия «Несостоятельный должник», которая была переименована в «Банкрут» (а впоследствии переименованная в «Свои люди — сочтемся !»), появилась в журнале «Москвитянин» (1850-й год), хотя к постановке на сцене ее тогда не разрешили. Ложное банкротство, которое объявляет в этой пьесе купец Большов, — коллизия, основанная на фактах реальной жизни (волна банкротств, прокатившаяся по деловым кругам накануне написания комедии). Однако близкая к анекдоту сюжетная основа комедии ни в коей мере не исчерпывает ее содержания. Сюжет претерпевает почти трагический поворот: ложный банкрот оказался покинутым в долговой тюрьме своим зятем Подхалюзиным и собственной дочерью Липочкой, отказывающимися его выкупать. Шекспировские аллюзии (судьба короля Лира) были поняты многими современниками.

    После литературного успеха «Банкрута» в творчестве Островского в 1850-е годы наступил интереснейший «славянофильский» период, принесший замечательную комедию под названием «Не в свои сани не садись » (1853 год) — первую его пьесу, немедленно и с огромным успехом поставленную на сцене, — а также драму «Не так живи, как хочется » (1855 год) и одну из лучших пьес драматурга «Бедность не порок » (создана в 1854 году). Порок (образы Вихорева, Коршунова) неизменно побеждается в них высокой нравственностью, опирающейся на православно-христианские истины и народно-патриархальные устои (образы Бородкина, Русакова, Маломальского). Прекрасно написанный литературный характер — Любим Торцов из «Бедность не порок», сумевший привести к раскаянию своего брата Гордея и соединить влюбленных — приказчика Митю и Любовь Гордеевну (моментальное духовное возрождение Гордея Торцова много раз называли «неправдоподобным», однако автор явно и не стремился к правдоподобию в наивно-реалистическом смысле — изображая христианское раскаяние, которое как раз способно сразу сделать грешника «другим человеком»). Действие «Бедность не порок» разворачивается на святки, действие «Не так живи, как хочется» — на масленицу, и ликующее веселье, праздничная атмосфера интонирует обе пьесы (впрочем, в «Не так живи, как хочется» присутствует и мотив дьявольского соблазна, в который вовлекает было Петра скоморох Еремка).

    Несколько особняком стоит в кон. 1850 — нач. 1860-х гг. так называемая «бальзаминовская» трилогия, посвященная коллизиям из быта провинции: «Праздничный сон —до обеда » (1857 год), «Свои собаки грызутся — чужие не приставай » (написана в 1861 году) и «За чем пойдешь, то и найдешь », более известная под названием «Женитьба Бальзаминова » (1861).

    Сближение А.Н. Островского с лагерем авторов некрасовского «Современника» ознаменовалось незамедлительным резким обострением в его творчестве социально-обличительных мотивов. Сюда следует отнести прежде всего комедию «Доходное место» (1857), драмы «Воспитанница » (1859) и «Гроза » (1859). Сложная коллизия «Грозы », где в центре супружеская измена героини, происшедшая в характеризующейся крайней строгостью моральных правил патриархальной купеческой семье, руководимой деспотичной свекровью, была односторонне воспринята в духе «эмансипаторских» тезисов «демократической» публицистики того времени. Самоубийство главной героини (с точки зрения православия являющееся страшным грехом) истолковывалось как акт «благородной гордости», «протест» и своего рода духовная победа над «косными» «домостроевскими» морально-общественными (как подразумевалось, и религиозными христианскими) нормами. Когда высокоталантливый критик-демократ Н.А. Добролюбов в одноименной статье объявил главную героиню «Лучом света в темном царстве», эта его метафора быстро превратилась в шаблон, по которому и столетие спустя данная пьеса Островского истолковывалась в российской средней школе. При этом упускалась, да и сегодня нередко упускается не менее важная составляющая проблематики «Грозы»: «вечная» для литературы тема столкновения любви и долга. Между тем, в значительной мере именно благодаря присутствию в произведении этой темы пьеса поныне сохраняет свою драматургическую живость (впрочем, за пределами России она всегда ставилась театрами мало).

    Купеческая среда, которую в период слафянофильских увлечений драматург изображал как одну из самых нравственно стабильных и духовно чистых составляющих российского общественного организма, была подана в «Грозе» как ужасное «темное царство», гнетущее молодежь, основанное на бессмысленной тирании старших, Злобное и невежественное. Катерина ощущает себя настолько затравленной, что она неоднократно говорит на протяжении пьесы о самоубийстве как единственном для себя выходе. С другой стороны, эта драма Островского, вышедшая примерно на два года ранее «Отцов и детей» И.С. Тургенева, побуждает констатировать: тема «отцов и детей» в ее остром социальном развороте как бы висела в литературной атмосфере того времени. Изображенная в «Грозе» молодежь из купеческих кругов (Катерина и Борис, Варвара и Кудряш) понимает и принимает жизненные ценности, вообще житейскую правду старшего поколения не в большей мере, чем Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов.

    Главная героиня, Катерина Кабанова, была выписана драматургом с огромной к ней симпатией. Это образ поэтичной, сентиментальной и глубоко религиозной молодой женщины, выданной замуж не по любви. Муж добр, но робок и находится в подчинении у властной матери-вдовы Марфы Кабановой (Кабанихи). Показательно, впрочем, что влюбляется Катерина по воле автора не в какого-либо внутренне сильного человека, «настоящего мужчину» (что было бы психологически естественно), а в купеческого сына Бориса, во многих отношениях похожего на ее мужа как одна капля воды на другую (Борис робок и в полном подчинении у своего властного дяди Дикого — впрочем, он заметно умнее Тихона Кабанова и не лишен образованности).

    В начале 1860-х гг. Островский создал своеобразную драматическую трилогию о Смутном времени, составленную стихотворными «хрониками» «Козьма Захарьич Минин, Сухорук » (в 1862), «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский » (год создания - 1867) и «Тушино » (1867). Об этом времени в XVIII в. написал А.П. Сумароков («Димитрий Самозванец»), а в первой половине XIX в. А.С. Пушкин («Борис Годунов»), вызвавший у современников много подражаний и в прозе, и в стихах, и в драматургии. Центральное произведение трагедии Островского («Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский») посвящено периоду, хронологически незадолго до которого заканчивается сюжет пушкинского «Бориса Годунова». Островский как бы подчеркнул их связь, избрав для своего произведения стихотворную форму, — притом белый пятистопный ямб, как в «Борисе Годунове». К сожалению, великий драматург не проявил себя как мастер стиха. Взяв «исторический» крен в творчестве; Островский написал также комедию «Воевода » (1865) и психологическую драму «Василиса Мелентьева » (1868), а еще через несколько лет комедию «Комик XVII столетия ».

    На стезю социально-обличительной драматургии Островский прочно вернулся уже в 1860-е годы, создавая одну за другой по сей день сохраняющиеся в репертуаре театров комедии, такие как «На всякого мудреца довольно простоты » (год создания - 1868), «Горячее сердце » (1869 год), «Бешеные деньги » (1870 год), «Лес » (1871 год), «Волки и овцы » (1875) и др. Давно замечено, что положительные герои есть только в одной из перечисленных пьес — в «Лесе » (Аксюша и актер Геннадий Несчастливцев) — то есть это произведения резко сатирические. В них Островский выступил новатором, применив в крупных драматургических формах условные приемы так называемой водевильной драматургии, за это он критиковался рецензентами, которые не поняли смысла его усилий. Пробовал он возобновить и творчество в духе своих комедий, печатавшихся в 1850-е годы славянофильским «Москвитянином». Это, к примеру, такие пьесы, как «Не все коту масленица» (написана в 1871), «Правда — хорошо, а счастье лучше» (создана в 1876) и др. Но «народные» мотивы здесь приобрели внешне-орнаментальный, в какой-то мере искусственный характер.

    Кроме «Леса» некоторые другие лучшие произведения Островского преломляют тему трудных судеб людей театра. Таковы его поздние драмы «Таланты и поклонники » (1882) и «Без вины виноватые » (написана 1884 году), в центре каждой из которых образ талантливой актрисы, которая вынуждена в определенный момент своей жизни переступить через нечто личное, человеческое (в первой пьесе Негина рвет с любимым женихом Мелузовым, во второй Отрадина-Кручинина отдает ребенка на воспитание Галчихе). Многие из проблем, поставленных в этих пьесах, к сожалению, мало зависят от того или иного конкретного общественного устройства, хотя зрителям XIX в. могли казаться злободневными. Но, с другой стороны, извечный их характер помогает самим сюжетам пьес оставаться живыми и актуальными по сей день.

    Последнее можно отнести также к драме Островского «Бесприданница » (год создания - 1878) — одной из бесспорных вершин творчества А.Н. Островского. Может быть, это лучшее его произведение. Лариса — красивая девушка, за которой, однако, нет приданого (то есть жениться на ней, с точки зрения людей определенной психологии, было экономически «невыгодно», да и по понятиям того времени, попросту «не престижно» — кстати, такой же бесприданницей будет сделана Отрадина в «Без вины виноватых»). В то же время Лариса явно не из тех, кто решал эту проблему, уходя в монастырь. В итоге она вызывает у мужчин, увивающихся вокруг нее и соперничающих, чисто плотский и циничный интерес. Впрочем, небогатого и не блещущего умом Карандышева, готового на ней жениться и считающегося ее женихом, она сама откровенно презирает. Зато примитивно бьющего на эффекты Паратова с его «широкими жестами» Лариса по-девичьи наивно долгое время восторженно полагает «идеалом мужчины» и свято ему верит. Когда же он грубо обманул ее, она теряет почву под ногами. Отправляясь на скандальную прогулку на катерах вместе с Паратовым, Лариса говорит дома на прощание: «Или тебе радоваться, мама, или ищи меня в Волге». Утопиться Ларисе, правда, не довелось — ее, успевшую запоздало разочароваться в «идеале мужчины», застрелил окончательно отвергнутый ею жених, жалкий Карандышев, чтобы она «не досталась никому».

    Как резкое переключение со злободневной «современной» проблематики выглядит написание А.Н. Островским пьесы-сказки «Снегурочка » (1873) — задуманной как феерия, но исполненной высокого символизма (перу Островского принадлежит также пьеса-сказка «Иван-царевич »). Тяга к символам вообще характерна для стиля Островского. Даже названия его произведений либо напоминают пословицы («Не так живи, как хочется», «Правда — хорошо, а счастье лучше» и др.), либо похожи на многозначительные символы («Гроза», «Лес», «Волки и овцы» и др.). В «Снегурочке» изображено условно-сказочное царство берендеев — своеобразная фантазия на темы славянской мифологии. Сюжет народной сказки претерпел под пером мастера сложный поворот. Обреченная растаять с приходом лета Снегурочка успела узнать любовь, и ее гибель оказывается своего рода «оптимистической трагедией».

    «Снегурочка» свидетельствует, конечно, не столько о глубоком фактическом знании автором славянской мифологии, старинной обрядности и фольклора, сколько об интуитивном проникновенном понимании их духа. Островский создал великолепный художественный образ славянской сказочной старины, вскоре вдохновивший Н.А. Римского-Корсакова на его знаменитую оперу и позже неоднократно дававший толчок художественной фантазии других авторов (например, балет «Весна священная» И.Ф. Стравинского). В «Снегурочке», как и многих других пьесах («Бедность не порок», «Гроза», «Бесприданница» и др.), на сцене звучат песни — подлинные народные или написанные в «народном духе».

    Огромное значение А.Н. Островский придавал речевому колориту, проявляя себя сторонником того, что Достоевский именовал писанием «эссенциями». Его персонажи обычно говорят, в обилии рассыпая словечки и обороты, призванные изображать язык определенной социальной среды, а также характеризовать личный культурно-образовательный уровень данного конкретного персонажа, особенности его психологии и сферу жизненных интересов. Так, «прославился» в этом плане язык претенциозной и невежественной героини «Банкрута» Липочки, которая, например, упрекает мать: «Зачем вы отказали жениху? Чем не бесподобная партия? Чем не капидон?». Мантилью она именует «мантельей», пропорцию «припорцией» и т.д. и т.п. Подхалюзин, за которого девушка выходит замуж, ей под стать. Когда она, жеманясь, спрашивает его: «Для чего вы, Лазарь Елизарыч, по-французски не говорите?», тот отвечает без обиняков: «А для того, что нам не для чего». В других комедиях юродивого называют «уродливым», следствие «средствием», кадриль «кадрелью» и т. п.

    А.Н. Островский — крупнейший русский драматург XIX в., давший национальному театру первоклассный репертуар, а русской литературе классические произведения, сохраняющие огромное художественное значение и для нашей современности.

    • Сергей Савенков

      какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то