Кто представлен в третьяковской галерее. Московская Государственная Третьяковская галерея: произведения, выставки

  • Одна из крупнейших художественных галерей Росси и.
  • Экспонаты ‒ произведения русского классического искусства XI-начала XX века .
  • Третьяковская галерея состоит из двух зданий , расположенных по разным адресам.
  • В главном здании (Лаврушинский переулок) представлена коллекция из 170 000 произведений ‒ шедевров мирового уровня.
  • Посетители могут посмотреть на древнерусскую иконопись ‒ православные иконы XI-XIII веков, «Троицу» Андрея Рублева (1420-е годы) и т.д.
  • Картины известнейших русских мастеров, скульптуры и произведения декоративно-прикладного искусства.
  • Сувенирные и книжные магазины , кафе и ресторан «Братья Третьяков».

Государственная Третьяковская галерея – один из крупнейших художественных музеев России. В отличие от другого крупного московского музея - Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина с его обширной коллекцией зарубежного искусства, - в Третьяковской галерее экспонируется прежде всего русское классическое искусство. Здесь представлены живопись, скульптура, иконы и произведения декоративно-прикладного творчества с XI до начала XX века. Сразу отметим, что обычно под Третьяковской галереей подразумевают ее главное здание, расположенное в Лаврушинском переулке. А русская живопись ХХ века (в том числе работы К. Малевича, М. Ларионова, и других) экспонируется отдельно, в здании Третьяковской Галереи на Крымском валу (Крымский вал, д.10). Кроме того, в Инженерном корпусе Третьяковской галереи, находящемся по адресу Лаврушинский пер., д. 12, проходят любопытные временные выставки.

Экспозиционная площадь главного здания составляет более 12 тыс.кв.м и разделена на 62 тематических зала. Собрание Третьяковской галереи насчитывает более 170 тысяч произведений. Здесь собраны шедевры средневековой русской иконописи, а также картины кисти И. Айвазовского, М. Врубеля, К. Брюллова, В. Васнецова и десятков других известнейших русских мастеров. В музее выставлены шедевры мирового уровня, такие как икона «Троица» А. Рублева, монументальные полотна «Явление Христа народу» А. Иванова и «Боярыня Морозова» В. Сурикова, удивительные пейзажи И. Левитана и А. Куинджи. При музее работают книжные и сувенирные магазины, кафе и ресторан «Братья Третьяковы».

Здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке расположено в одном из красивейших исторических районов Москвы – . Это один из немногих районов, где в значительной степени сохранилась застройка XVIII‒XIX веков. В нескольких шагах от Третьяковской галереи расположены уникальные по своей архитектуре Марфо-Мариинская обитель, Церковь св.Климента Папы Римского и Церковь Воскресения Христова в Кадашевской слободе. В районе красивой пешеходной Пятницкой улицы - большой выбор кафе и ресторанов на любой вкус.

История создания музея

Открытие музея во второй половине XIX века стало значимым событием в культурной жизни России. Благодаря инициативе одного человека – П. Третьякова (1832-1898) ‒ был создан музей национального искусства. Петр Третьяков был не только успешным предпринимателем, но и коллекционером с тонким вкусом. Особенно он интересовался творчеством современных ему молодых художников-реалистов и всячески их поддерживал. Третьяков писал: «Мне не нужно богатой природы, ни великолепной композиции, никаких чудес. Дайте мне хоть грязную лужу, да чтобы в ней правда была, поэзия; а поэзия во всем может быть, это дело художника». Тесно общаясь с авторами, Павел Михайлович приобрел множество работ художников Товарищества передвижных выставок (И. Репин, В. Суриков, А. Саврасов и др.), некоторые из которых стали символами музея. Наряду с Русским музеем в Санкт-Петербурге, Третьяковская галерея обладает одной из двух лучших в мире коллекций русской живописи.

Важной вехой в истории галереи оказался 1904 год, когда был построен новый фасад в неорусском стиле, спроектированный . Со временем этот фасад стал «визитной карточкой» музея. После социалистической революции 1917 года коллекции музея значительно расширились за счет национализации частных и централизации региональных собраний и постоянно пополнялась в течение всего последующего периода. В 1995 году главное здание галереи в Лаврушинском переулке претерпело масштабную реконструкцию.

Коллекция и шедевры

В Третьяковской галерее посетителю представляется прекрасная возможность ознакомиться с древнерусской иконописью. В музее находится великолепная по численности и качеству произведений коллекция православных икон. Здесь можно увидеть иконы еще домонгольского периода – XI‒XIII веков. Знаменитая чудотворная икона «Богоматерь Владимирская» находится в соседнем (Малый Толмачёвский переулок, д. 9), в который можно попасть непосредственно из здания галереи. В Третьяковской галерее хранится «Троица» А. Рублева (1420-е годы), работы легендарных Дионисия и Феофана Грека. Отдельного упоминания заслуживают иконы XVII века, отличающиеся обилием деталей, тончайшей проработкой подробностей, повествовательностью зрительного образа. Помимо икон, в залах с древнерусским искусством можно увидеть мозаику «Дмитрий Солунский» из Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве.

В XVIII веке в России начинает развиваться светская живопись. Появляются картины нецерковного содержания, написанные на холсте маслом. Особенно популярен в то время был жанр портрета. В залах, посвященных живописи XVIII века, можно увидеть также натюрморт и пейзаж: в это время в России начинается процесс формирования привычной современному зрителю иерархии жанров. Кстати, очень интересная коллекция живописных портретов XIX века представлена неподалеку от Третьяковской галереи - в Музее В.А. Тропинина и московских художников его времени.

Большая часть залов галереи отведена под экспозицию живописи XIX века, ставшего временем расцвета русской художественной школы. Первая половина века отмечена именами таких мастеров, как О. Кипренский, А. Иванов, К. Брюллов. В Третьяковской галерее экспонируется «Явление Христа народу» ‒ монументальный труд Александра Иванова, над которым он работал на протяжении 20 лет. Размеры холста составляют 540*750 см, и специально для этой картины в 1932 году был пристроен отдельный зал. На картине перед зрителем предстает момент пришествия Мессии. Художника интересует не столько сам Христос, сколько люди, узревшие его. Мастер придумывает для каждого героя картины свою историю, моделирует его реакцию на происходящее. В зале демонстрируются также многочисленные эскизы к «Явлению Христа», и у посетителя появляется возможность увидеть творческие искания художника во время работы над картиной.

В Третьяковской галерее представлено значительнейшее для истории русского искусства полотно «Богатыри». Эту картину с героическими образами легендарных воинов художник Виктор Васнецов писал почти двадцать лет. Исследователи считают, что в образе Добрыни художник изобразил себя самого. А Илья Муромец – не былинный герой, а реальный исторический персонаж XII века. На его счету действительно есть ратные подвиги, а в старости Илья стал монахом Киево-Печерского монастыря.

Признанный шедевр — «Апофеоз войны» Василия Верещагина. Картина с пирамидой черепов написана в 1871 году под впечатлением жестокой бойни в Туркестане. Художник посвятил свою работу «всем великим завоевателям» прошлого, настоящего и будущего.

Как уже упоминалось, Павел Третьяков очень интересовался Товариществом передвижных художественных выставок – художественным объединением, созданным в 1870 году. Одним из учителей передвижников был В. Перов, работы которого занимают отдельный зал. Затем экспонируются произведения В. Сурикова, И. Репина, И. Крамского, Н. Ге. Во второй половине XIX века в России активно развивается пейзажная живопись. Любители этого жанра могут насладиться произведениями А, Саврасова, А. Куинджи, И. Айвазовского, И. Левитана и других.

Один из значительных экспонатов этого раздела — «Боярыня Морозова» Василия Сурикова. Гигантская картина представляет эпизод церковного раскола в XVII веке и посвящена известной стороннице старой веры Феодосии Морозовой. В 1671 году боярыня была арестована и сослана в отдаленный Пафнутьев-Боровский монастырь, где позже скончалась от голода. На полотне изображена сцена провоза Морозовой к месту заточения.

Интересен и уникален зал Михаила Врубеля, одного из самых ярких русских художников всех времен. Этот зал необычен своими размерами: его специально построили с учетом возможности размещения огромного панно «Принцесса Греза». В этом же зале можно увидеть живописные работы художника, в том числе знаменитую картину «Демон (сидящий)», его графику и майолику. Картина «Царевна-Лебедь» написана Врубелем в 1900 году по произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» и одноименной опере Н. А. Римского-Корсакова. Эту оперу оформлял к сценической постановке Михаил Врубель, а партию Царевны-Лебедь в спектакле исполняла его жена Надежда. О ее голосе Врубель отзывался так: «Другие певицы поют, как птицы, а Надя – как человек».

Рядом с залом М. Врубеля находится лестница, по которой можно вернуться на 1-й этаж, где представлена живопись и скульптура начала XX века. В искусстве тех лет появляется тяга к поиску новых форм, новых решений. На смену социально направленному искусству передвижников, настойчиво требующего от зрителя критически осмыслить общественные проблемы, приходят спонтанность и легкость языка художников нового поколения. Их любовь к свету, к жизни, к красоте – все это хорошо видно, например, на знаменитом «Портрете девушки с персиками» работы В. Серова.

Наконец, следует упомянуть залы 49-54, где выставлена графика и декоративно-прикладное искусство. Экспозиция в этих залах регулярно меняется, поэтому при каждом посещении можно найти для себя что-то новое. В зале 54 расположена Сокровищница галереи – коллекция изделий из благородных металлов и драгоценных камней: иконы, книги, шитье, мелкая пластика, предметы ювелирного искусства XII–XX веков.

Третьяковская галерея - один из самых известных музеев в России, да и во всем мире. Обширная экспозиция охватывает период с одиннадцатого века и до сегодняшнего дня. Сложно представить, что Третьяковская галерея, залы которой стали отражением русского искусства от древности до современности, началась с частной коллекции.

Домашняя коллекция

Дом в Лаврушинском переулке Третьяковы приобрели в 1851 году. Глава семейства, Павел Михайлович, был удачливым бизнесменом, но при этом он был известным меценатом, вкладывал средства во многие благотворительные программы. Он был страстным коллекционером, собирал картины, скульптуры, иконы и прочие произведения искусства.

У него была глобальная цель - создать национальную галерею, а не просто музей. Началом коллекции стали десять картин, написанных голландскими мастерами. Изначально Третьяковская галерея, залы которой были открыты лишь для членов семьи и гостей, была в доме, где жили Третьяковы. Но коллекция очень быстро разрасталась, и места для демонстрации не хватало. При жизни владельца производились многочисленные перестройки. И еще при Павле Михайловиче у горожан появилась возможность посетить такое культурное заведение, как Третьяковская галерея. Залы расширялись, а экспозиция росла постоянно. О популярности музея говорит тот факт, что за первые четыре года ее посетители свыше 30 тысяч человек.

Спустя 40 лет после того, как было положено начало коллекции, передал ее в дар Москве. Собрание было дополнено произведениями искусства, хранящимися у второго брата, Сергея. Так появилась в Москве «Галерея Павла и Сергея Третьяковых». Еще один известный меценат Морозов передал шедевры Ренуара, Ван Гога, Моне. Несмотря на передачу городу, оба мецената продолжали пополнять коллекцию. После смерти Третьяковых весь дом в Лаврушинском переулке перешел в ведение города.

Новая жизнь коллекции

В 1913 году попечителем и директором галереи был назначен И. Э. Грабарь. Он был не только талантливым художником, архитектором и историком искусств, но и организатором. Именно он провел колоссальную работу по систематизации коллекции. Он распределил полотна по историческим периодам, чтобы у посетителей была возможность проследить путь развития русского искусства. При нем же была основана и реставрационная мастерская. В конце года работы, висящие в зале Третьяковской галереи, были доступны для осмотра широкой публикой.

После революции все собрание было национализировано и передано молодой республике. Была создана «Государственная Третьяковская галерея», залы которой стали доступны для всех слоев населения. Коллекция значительно расширилась за счет объединения с другими музеями и передачей частных собраний, которые были национализированы в годы советской власти.

Во время войны музейные фонды были вывезены в Новосибирск. Фашисты бомбили столицу нещадно. Две фугасные бомбы в 1941 году угодили прямо в Третьяковку, нанеся существенный урон. Но уже на следующий год началось восстановление музея, и к 1944 году двери любимой жителями столицы галереи вновь распахнулись для посещения.

Залы Третьяковки

С самого основания галереи здание многократно перестраивалось. Возникали новые переходы и дополнительные помещения, чтобы коллекция представала во всей красе. На сегодняшний день экспозиция размещается в 106 залах. Большинство находится в здании в Лаврушинском переулке, там их 62. Также в комплекс входит музей-храм Св. Николая Чудотворца, мастерская-музей Голубкиной, дом-музей Васнецова и дом-музей Корина. Каждый зал в Третьяковской галерее - это возможность прикоснуться к искусству, увидеть гениальные шедевры. В коллекции хранится свыше 150 тысяч экспонатов, большинство из которых знакомы каждому с детства. Репродукции многих картин входили в школьные учебники всей страны. По этим картинам можно познавать Россию. Ведь море у нас, как на леса - как у Шишкина, природа, как у Левитана. Даже лучший портрет Пушкина, известный каждому школьнику, выставлен именно здесь.

Зал иконописи

В каждом уголке Третьяковки есть полотна, от которых захватывает дух. Но, пожалуй, один из самых таинственных залов - это зал иконописи. При передаче коллекции Павел Михайлович вместе с картинами передал и 62 иконы из своего собрания. Сейчас в музее их несколько сотен. Каждая из них отражает путь православия на русской земле. Среди них работы Рублева, Феофана Грека и других известных иконописцев. А в домовом храме Третьяковки выставлен один из самых почитаемых и древних образов - Владимирская Божья матерь. Ей уже больше 900 лет.

Экспозиция в Лаврушинском переулке

В здании в Лаврушинском переулке, со знаменитым Васнецовским фасадом, сосредоточена основная часть коллекции. В 62 залах, разделенных на 7 зон, в хронологическом порядке выставлены работы лучших мастеров России и не только. Как велика и разнообразна Третьяковская галерея. Описание залов заняло бы несколько томов печатного издания. Отправляясь на экскурсию, лучше выбрать конкретного художника или картину, которой посвятить основное время. Иначе знакомство с галерей будет очень поверхностным и неполным. Названия залов Третьяковской галереи соответствует выставленным в них коллекциям.

Так, древнерусское искусство представлено иконописью.

А в залах XVIII-XIX веков выставлены полотна великих мастеров Левицкого, Рокотова, Иванова, Брюллова. Для демонстрации картины Иванова «Явление Христа народу» была построено специальное помещение. А Рокотов прославился самым большим количеством портретов неизвестных. Ему было важно запечатлеть и передать на холсте черты и характер человека, но при этом он вовсе не обязательно должен был быть знаменитым. Из работ Брюллова можно отметить мастерски выполненную работу «Всадница», где юная девушка с поразительной грацией сидит верхом на великолепном жеребце.

Также захватывает внимание зал, где представлены работы художников второй половины XIX века. Здесь можно погрузиться в волшебный мир реалистичного искусства, где каждая деталь выполнена с поразительной тщательностью. В картинах Репина физически ощущается, как припекает солнышко на лужайке, как колышется каждый листочек от ветра. А «Три богатыря» Васнецова словно и сегодня защищают рубежи страны от непрошенных захватчиков. Кстати, здесь же можно увидеть и работы Васнецова-младшего.

Картины Сурикова «Боярыня Морозова» или «Утро стрелецкой казни» передают эмоциональный накал каждого участника тех событий. Здесь нет ни одного равнодушного лица или случайного персонажа. Все прописано с достоверностью, поражающей воображение.

В разделе, отражающем живопись рубежа XIX-XX веков, представлены работы таких гениев, как Серов, Врубель, а также представителей Союза русских художников.

Сокровища русского искусства

Велика и разнообразна Третьяковская галерея. Залы, картины, скульптуры, графика не оставят равнодушным никого. Отдельной частью экспозиции является «Сокровищница», где выставлены предметы из драгоценных металлов и самоцветов. Тонкая работа ювелиров завораживает.

Графика

Отдельный зал посвящен графическому искусству. Все работы, представленные в этой технике, очень боятся света, это хрупкие творения. Поэтому для их демонстрации смонтировано специальное освещение, слегка приглушенное. Здесь выставлено крупнейшее собрание русской графики. А еще небольшая, но не менее ценная коллекция портерной миниатюры.

Современное искусство

В здании на относящемуся к Третьяковке, представлено искусство начиная с советского периода и до наших дней. Посетители с интересом наблюдают, как идеология влияет на художника.

Залы мастеров

В собрании есть единичные работы, а есть и целые коллекции картин одного мастера. Зал, посвященный художнику в Третьяковской галерее, вмещает только его работы разных периодов. Таковой являтся экспозиция работ Шишкина. Но и другие мастера кисти удостоились подобной чести.

С момента своего открытия Третьяковка стала богатейшим собранием живописи и предметов искусства. Даже Русский музей, созданный на государственном уровне, проигрывал по популярности этому частному собранию.

Считается, что Третьяковская галерея ведет свое начало от 1856 года, когда предприниматель и меценат Павел Третьяков купил полотна под названиями «Стычка с финляндскими контрабандистами» и «Искушение», ставшие первыми работами русских живописцев в его коллекции. Возможно, уже в то время у него появилась мысль о создании большого художественного музея русской живописи в Москве.

Как создавалась Третьяковская галерея

Третьяковская галерея собиралась с чистого листа, и все картины, которые Павел Михайлович для нее выбирал, отображали именно его предпочтения в творчестве. До 1872 года все картины Третьяков собирал у себя в доме на Лаврушинском переулке, но потом места оказалось недостаточно.

Было начато двухлетнее строительство двух залов для музейных экспозиций, которые пристраивались прямо к жилой части дома. Их строительство завершилось в 1874 году, а музей открылся в 1875. В 80-е годы XIX века коллекция Третьякова солидно увеличилась, поэтому было принято решение о том, чтобы построить еще шесть залов. Но собрание картин продолжало пополняться, и в 1885 году потребовалось пристроить дополнительные семь залов, а в 1892 - еще шесть.

В 1892 году Третьяковская галерея переходит в собственность города Москвы. На тот момент собрание Третьякова насчитывало около 1300 картин. Но даже после передачи музея Москве Павел Михайлович не прекращает о ней заботиться и продолжает приобретать картины в подарок музею.

В конце 1898 года Павел Михайлович занемог и скончался. Однако и после смерти мецената Третьяковская галерея продолжает получать новые полотна: к концу 20-х годов XX века собрание живописи составляло более 4000 работ. К концу 70-х годов Государственная Третьяковская галерея обладала более 55 тысячами картин, и впоследствии эта цифра только росла.

Основное здание музея так и осталось в Лаврушинском переулке, но с расширением коллекции в XX веке пришлось строить дополнительные корпуса. Так отдельным зданием обзавелась Третьяковская галерея на Крымском Валу, где сегодня размещено собрание работ прошлого столетия.

  • Работа Третьяковской галереи проходит по следующему режиму: постоянные экспозиции можно смотреть с 10 часов утра и до 21 часа в четверг, пятницу и субботу, либо до 18 часов во вторник, среду и воскресенье. Последний запуск в залы - за час до конца работы галереи. Понедельник - выходной день. В праздничные дни режим работы лучше уточнять дополнительно.

Третьяковская галерея: 5 лучших картин

«Апофеоз войны» (1871)

Большой известностью во всем мире пользуется это полотно русского художника Василия Верещагина. На картине мы видим огромную гору из человеческих черепов, на которую уже слетелись стервятники. Побитые и пожелтевшие, они лежат посреди выжженной земли, на которой ничего не растет, последние деревца - и те засохли. На небе нет ни одного облака, солнце освещает все вокруг, опаляя землю. На заднем плане мы можем видеть такой же мертвый, разрушенный город.

«Посвящается всем великим завоевателям - прошедшим, настоящим и будущим» - эту надпись, которая олицетворяет собой отчаянный протест против насилия, можно увидеть на раме картины. Верещагин был одним из тех художников, которые умеют точно передать на холсте ужас войны, те муки и страдания, что она за собой несет.

«Неравный брак» (1862)

Темой картины стал неравный брак и женское бесправие - ее затрагивали в свое время многие русские писатели и поэты, например, Александр Пушкин , Александр Островский, Николай Некрасов. Эта работа считается вершиной творчества Василия Пукирева. Она принесла ему звание профессора живописи.

На полотне изображена свадебная церемония: в качестве жениха выступает пожилой мужчина, одетый в свой лучший костюм, а невеста - совсем юная, прекрасная девушка. Она заплакана и напугана, левая ее рука со свечой безвольно опущена, взгляд обреченно устремлен вниз - она не хочет видеть, как на ее палец будет надето кольцо. Жених смотрит на нее снисходительно и с досадой.

Позади невесты слева, скрестив руки на груди, стоит бородатый мужчина, по-видимому, шафер. В отличие от всех остальных гостей, он еще молод. Есть версия, что на картине изображен друг художника Сергей Варенцов, чью возлюбленную выдали замуж по расчету за богатого купца, старше ее на 13 лет. Согласно другой версии, на месте шафера Пукирев изобразил самого себя: возлюбленная художника, Прасковья Варенцова, также была выдана замуж за богатого человека значительно старше ее.

«Троица» (1425)

Эта икона была написана в XV веке Андреем Рублевым. В сюжете этой работы лежит восемнадцатая глава Бытия. Речь в ней идет о явлении Бога в виде трех странствующих юношей праотцу Аврааму и супруге его Сарре неподалеку от дубравы. При написании иконы Рублев прибегнул к упрощению сюжета, не изображая ни Авраама, ни Сарру, вместо дубравы оставив маленькое дерево на заднем плане, по сути, оставляя лишь вечное, которое приходит на смену сиюминутному.

Хотя лица ангелов на иконе схожи, однотипны, подтверждающие их единосущность, в их образах все же можно найти отличия, намекающие на то, кого из Святой Троицы мы видим перед собой. Двое из них покорно склонили головы перед ангелом, сидящим слева, в серебристо-лиловых одеждах, который по-отечески царственно смотрит на них (Бог-Отец).

Сочетание красного, синего и золотого в одежде центрального ангела напоминает нам о том, как в иконографии изображается Иисус Христос (Бог-Сын). И наконец, ангел справа в зеленых одеждах - Бог-Святой Дух.

«Неизвестная» (1883)

Данная картина - одно из самых знаменитых полотен Ивана Крамского. На нем мы видим красивую девушку восточной внешности, которая проезжает мимо в повозке. Ее богатый и элегантный наряд, самоуверенная поза и надменное выражение лица говорят нам о том, что девушка эта - капризная и избалованная.

Необычный, царский вид незнакомки очаровывал современников Крамского, которые терялись в догадках, пытаясь понять, кто она, эта загадочная особа. Большинство сходилось во мнении, что неизвестная - плод воображения художника, а некоторые считали, будто она - прототип Анны Карениной из одноименного романа Льва Толстого, либо Настасьи Филипповны из «Идиота» Федора Достоевского.

«Иван Грозный убивает своего сына» (1885)

Еще одна картина, которой обладает Третьяковская галерея. Художник Илья Репин нечасто обращался в своей живописи к историческим сюжетам, однако такая картина стала одной из самых известных в творчестве художника.

Произведение изображает эпизод из истории XVI века, когда царь Иван Грозный смертельно ранил своего сына Ивана в порыве гнева. На полотне мы видим освещенную тусклым солнечным светом дворцовую палату, царя, сидящего на полу, и раненого царевича, умирающего на руках у отца. Лицо Ивана Грозного искажено ужасом от осознания своего поступка; всю ту бурю чувств, которая охватила царя, мы можем прочесть в его безумных глазах.

Это полотно является, пожалуй, самым психологически напряженным из всех картин Репина. Художник говорил: мысль о том, чтобы использовать в своем творчестве этот кровавый эпизод российской истории, приходила к нему дважды. В первый раз - после убийства царя Александра II, а во второй раз Репина вдохновил фрагмент сюиты «Антар» под названием «Месть», которую написал известный композитор Николай Римский-Корсаков.

Пройтись по залам Третьяковской галереи, узнать больше о ее истории, посмотреть на экспонаты коллекции музея можно с помощью следующего видео:

Третьяковская галерея

Государственная Третьяковская галерея (г. Москва). Лаврушинский переулок, 10) - художественный музей, содержащий одну из самых крупных в мире коллекций произведений русского изобразительного искусства. Галерея основана купцом и меценатом Павлом Третьяковым в 1856 году. В советский период расширилась в крупный музейный комплекс. В настоящее время, кроме музейного комплекса в Лаврушинском и Малом Толмачевском переулках, Всероссийское музейное объединение "Государственная Третьяковская Галерея" включает большой выставочный комплекс Третьяковская галерея на Крымском Валу (Крымский Вал, 10), музей-квартиру А.М. Васнецова (Фурманный переулок, 6), дом-музей В.М.Васнецова (переулок Васнецова, 13).

Официальный сайт Третьяковской галереи:

1874 год - Верещагин проводит выставку картин туркестанского похода и путешествия по Средней Азии. Павел Третьяков восхищён творчеством Верещагина и стремится приобрести всю выставку (всю серию картин) в свою галерею для обязательной постоянной демонстрации. Третьяков купил выставку за 92 000 рублей, что было очень высокой ценой для того времени.

1874 год - Закончено строительство двух первых музейных залов галереи и открыто их постоянное посещение.

1876 год - Павел Третьяков становится сторонником «Передвижников » (Товарищества передвижных художественных выставок - ТПХВ) и начинает покровительствовать их творчеству, покупая и заказывая большое количество картин И.Н. Крамского, И.И. Шишкина , А.К. Саврасова, Н.Н. Ге и др.

1882 год - к галерее пристроены 6 новых залов.

1885 год - к дому пристраивается еще 7 залов. приобретены картины В.И. Сурикова , картины И.Е. Репина , работы В.М. Васнецова , И.И. Шишкина , И.Н.Крамского, И.И. Левитана , В.Д. Поленова и другие.

1892 год - Павел Третьяков передаёт галерею со зданием и всей коллекцией в собственность Московской городской думы. Сам Третьяков получил звание Почётного гражданина Москвы и назначается пожизненным попечителем галереи.

4 (16) декабря 1898 года Павел Михайлович Третьяков скончался в Москве. Последние слова его родственникам были такими: «Берегите галерею и будьте здоровы».

1904 год - закончено строительство знаменитого фасада Третьяковской галереи, спроектированного по рисункам художника В. М. Васнецова.

16 января 1913 года - в галерее произошло трагическое событие. На картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» напал вандал с ножом. Узнав о порче картины, хранитель Третьяковской галереи (Е. М. Хруслов) покончил с собой, бросившись под поезд. Илья Репин собственноручно восстанавливал картину, практически вырисовывая заново лица.

1913 год - московская городская дума избирает попечителем Третьяковской галереи Игоря Грабаря.

1918 год - после революции галерея была объявлена «государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики» и стала государственной.

1926 год - директором музея стал академик А. В. Щусев.

1928 год - произведён серьёзный ремонт здания, системы отопления, организована вентиляция, проведено электричество.

1932 год - здание закрытой церкви Святителя Николая в Толмачах было передано Третьяковской галерее для запасника.

1936 год - был открыт новый двухэтажный корпус, ведутся работы по организации непрерывного маршрута посещения. Галерея пользуется популярностью, а некоторые картины передвижников используется советской властью для идеологического воспитания.

1941 год - летом начинается срочная эвакуация экспозиции в Новосибирск. Потребовался эшелон из 17 вагонов.

1956 год - отмечен 100-летний юбилей Третьяковской галереи.

1985 год - достроен депозитарий - реставрационные мастерские и хранилище произведений.
Здание на Крымском Валу д. 10, было объединено с Третьяковской галереей в единый музейный комплекс.

1989 год - к основному зданию галереи (слева от парадного фасада) был пристроен новый «Инженерный корпус». В нём размещена большая часть современных инженерных систем музея.

Мы приехали в Третьяковскую галерею, забронировав экскурсию заранее. Школьники сами изъявили желание познакомиться с творчеством Архипа Куинджи. Детей поделили на две группы, каждой из которых достался свой экскурсовод. Первой группе очень повезло. Их встретила молодая, жизнерадостная девушка, Бенидовская Анна Михайловна, явно любящая свою работу. Экскурсовод была настолько позитивна, очень старалась, чтобы школьникам понравилось, чтобы они узнали что-то новое, чтобы это новое осталось в памяти. Никто не хотел уходить, дети с удовольствием рассматривали картины и образцы красок. А вот второй группе вообще не повезло. Их встретила с самого начала враждебно настроенная экскурсовод, Егорова Елена Николаевна, которая постоянно пыталась их унизить, выставив "теперешнее молодое поколение" бестолковыми, не готовыми воспринимать информацию людьми из "Силиконовой долины", только и делающими, что сидящими в своих гаджетах и ничем не интересующимися. Во время экскурсии постоянно звучали фразы: "Я со своим многолетним опытом работы уж точно знаю, что вы не сможете правильно ответить...", "ну раз вы устали, тогда я вам больше ничего показывать не буду, и в следующий зал мы вообще не пойдем", "ну откуда вам знать?!", "мне все молодые так говорят, что, естественно, неправильно". Конечно же никакого желания у детей, достоинство которых постоянно унижали, участвовать в так называемой интерактивной игре "Угадай, какая картина...", не было. Вместо того, чтобы наслаждаться искусством, в детях зарождалась обида. Они стали намеренно отставать от группы. Нам, взрослым, было стыдно за такого экскурсовода, которая знала много интересной информации, но, по-видимому, уже настолько "выгорела" на своей работе, что ей пора с работой завязывать. Экскурсия на каждую группу стоила 5000 рублей. Для Москвы наверно сумма невелика, но тем не менее получилось, что деньги заплатили за то, чтобы быть обвиненными в неграмотности, невежестве и незнании. Разве для этого стоило собраться на экскурсию в столицу?! Кроме того, когда дети начали обсуждать выставку между собой, оказалось, что второй группе показали не всё, что увидела первая. Например, состав и образцы красок, которыми писались картины, и кино о художнике. Школьники из второй группы покидали галерею с плохим настроением, недовольными и неудовлетворенными, и дома поделились своими чувствами с родителями. При дальнейших разговорах выяснилось, что какие-то дети из нашего города сталкивались с подобным отношением в галерее. Не исключено, что по той же самой причине.
Мы бы хотели пожелать руководству экскурсионного отдела и галереи в целом обратить внимание на эту неординарную ситуацию, потому что, несмотря на глубокие знания экскурсовода, подобное отношение к детям, и тем более гостям города, явно недопустимо!
Потенциальные посетители! Будете заказывать экскурсию, обратите внимание на фамилии!

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то