Воинские учебные заведения. Ростовский военный институт ракетных войск

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ростовский военный институт ракетных войск имени Главного маршала артиллерии М.И. Неделина» Министерства обороны Российской Федерации, первое в стране специализированное высшее военно-учебное заведение по подготовке военных инженеров для инженерных бригад Резерва Верховного Главнокомандующего и ракетных частей ПВО страны, сформирован в 1951 году как Ростовское высшее артиллерийское инженерное училище. С созданием в 1959 году РВСН училище вошло в их состав.

Символичным является тот факт, что первому ракетному училищу в октябре 1961года было присвоено имя первого Главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения, М.И. Неделина, который трагически погиб при испытаниях новой стратегической ракеты на полигоне Байконур. Вместе с ним погибла группа выпускников института, проходивших службу на полигоне. В знак вечной памяти о них и о их товарищах, погибших при исполнении служебных обязанностей, на территории института установлена мемориальная стела.

Ростовский военный институт ракетных войск (Ростовский ВИ РВ) занимает особое место в структуре РВСН и системе национальной безопасности страны в целом, поскольку является единственным вузом в стране, готовящим офицерские кадры для войсковых частей, вооруженных высокозащищенным ракетным комплексом шахтного типа (типа «ОС») - основы ракетно-ядерного щита России.

Структурно Ростовский ВИ РВ включает в себя пять факультетов, на которых осуществляется подготовка офицерских кадров командно-инженерного и гуманитарного профилей для РВСН и других видов войск Министерства обороны по 9 специальностям и специализациям. В его состав входят 26 кафедр, пять научно-исследовательских лабораторий, научно-вычислительная лаборатория и подразделения обеспечения.

Образовательная деятельность военного института осуществляется на основании лицензии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки №169384 от 19 июля 2005 года и обеспечивает качественное и полное выполнение государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и квалификационных требований к выпускникам вузов РВСН.

В соответствии с указанной лицензией Ростовскому ВИ РВ предоставлено право на ведение образовательной деятельности по нижеперечисленным специальностям высшего профессионального образования.

Факультеты

Факультет № 1 (Факультет стартовых и технических комплексов ракет): специальность «Стартовые и технические комплексы ракет и космических аппаратов»; специализация «Эксплуатация технических систем и систем жизнеобеспечения наземных и подземных сооружений ракетных и ракетно-космических комплексов»;

факультет № 2 (Факультет систем управления ракет): специальность «Системы управления летательными аппаратами»;

факультет № 3 (Факультет радиотехнических средств и метрологии): специальность «Радиотехника»; специализация «Радиосистемы боевого управления»; специальность «Метрология и метрологическое обеспечение»; специальность «Средства радиоэлектронной борьбы»;

факультет № 4 (Факультет автоматизированных систем управления): специальность «Управление и информатика в технических системах»;

факультет № 5 (Факультет морально-психологического обеспечения войск): специальность «Педагогика и психология».

Срок обучения 5 лет.

Ростовский ВИ РВ реализует 5 программам дополнительного образования:

подготовка к поступлению в вуз; повышение квалификации преподавательского состава; повышение квалификации по основным профессиональным образовательным программам вуза; профессиональная переподготовка преподавательского состава по программе «Преподаватель высшей школы»; профессиональная переподготовка по основным профессиональным образовательным программам вуза.

По программам послевузовского профессионального образования в рамках адъюнктуры и докторантуры военного института ведется подготовка по 9-ти научным специальностям.

Кроме того, в Ростовском ВИ РВ в соответствии с лицензией ведется профессиональная подготовка по программе водитель транспортных средств категории «В», «С», а в соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации 2004 года №1470 реализуется дополнительная профессиональная образовательная программа - переводчик в сфере профессиональной коммуникации.

Трехсотлетний опыт развития российской военной школы прошел хорошую проверку временем и по праву может быть назван национальным достоянием. Эта школа удачно сочетает традиционные и инновационные черты и вполне вписывается в основной постулат концепции непрерывного образования: «образование через всю жизнь». Ее основу составляет многоступенчатая структура с семилетним сроком обучения (институт - академия) и довузовской подготовкой (ступенью раннего воинского воспитания и обучения).

Правила приема

Факультеты и специальности (специализации), на которые объявляется прием кандидатов в институт

Институт осуществляет обучение курсантов по образовательным программам высшего профессионального образования (полную военно-специальную подготовку) по следующим специальностям, соответствующим Государственным образовательным стандартам:

факультет № 1 (Факультет стартовых и технических комплексов ракет): специальность «Стартовые и технические комплексы ракет и космических аппаратов (СТК)»; специализация «Эксплуатация технических систем и систем жизнеобеспечения наземных и подземных сооружений ракетных и ракетно-космических комплексов (ТС)»;

факультет № 2 (Факультет систем управления ракет): специальность «Системы управления летательными аппаратами (СУЛА)»;

факультет № 3 (Факультет радиотехнических средств и метрологии): специальность «Радиотехника (РТ)»; специализация «Радиосистемы боевого управления (РБУ)»; специальность «Метрология и метрологическое обеспечение (ММО)»; специальность «Средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ)»;

факультет № 4 (Факультет автоматизированных систем управления): специальность «Управление и информатика в технических системах (УИТС)»;

факультет № 5 (Факультет морально-психологического обеспечения): специальность «Педагогика и психология (ПП)».

Срок обучения 5 лет.

Окончившим военный институт выдаются дипломы образца, установленного для высших учебных заведений Российской Федерации о высшем профессиональном образовании, и присваивается воинское звание лейтенант. Обучение в институте бесплатное, проводится только в очной форме. Курсанты обеспечиваются всеми видами довольствия, положенные военнослужащим.

Требования, предъявляемые к кандидатам, порядок подачи документов

В качестве кандидатов для зачисления в институт курсантами на все специальности и специализации рассматриваются граждане Российской Федерации мужского пола, имеющие документ государственного образца о среднем (полном) общем, среднем профессиональном образовании или диплом о начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении гражданином среднего (полного) общего образования, из числа: граждан в возрасте от 16 до 22 лет, не проходивших военную службу; граждан, прошедших военную службу, и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - до достижения ими возраста 24 лет; военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (кроме офицеров), - до достижения ими возраста 24 лет.

Кроме того, институт осуществляет набор и обучение курсантов из числа граждан женского пола по образовательным программам высшего профессионального образования (полную военно-специальную подготовку) на третий факультет по специальности «Метрология и метрологическое обеспечение (ММО)» с аналогичными ограничениями по возрасту, предъявляемыми к гражданам мужского пола.

Лица из числа граждан, прошедших и не проходивших военную службу, изъявившие желание поступить в институт, подают заявления в военный комиссариат района по месту жительства до 1-го апреля года поступления. При этом данные лица рассматриваются военным комиссариатом в качестве кандидатов для поступления в институт независимо от количества кандидатов, определенного Планом предварительного отбора (ст. 82 приказа Министра обороны Российской Федерации 2006 года № 280). Военный комиссариат устанавливает форму заявления, порядок оформления личного дела, прохождения ВВК и ППО.

Военнослужащие, желающие поступить на учебу в институт, до 1 апреля года поступления подают рапорт на имя командира воинской части.

Паспорт, военный билет или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, подлинный документ о среднем образовании, свидетельство о результатах единых государственных экзаменов (далее ЕГЭ), а также подлинные документы, дающие право поступления в институт на льготных основаниях, представляются в приемную комиссию института по прибытию, но не позднее одних суток до заседания приемной комиссии по вопросу принятия решения о зачислении гражданина на учебу в институт. При отсутствии подлинников на момент прибытия в институт кандидаты представляют в приемную комиссию заверенные в установленном порядке копии перечисленных документов.

Решение приемной комиссии института о допуске к профессиональному отбору доводится до кандидатов через соответствующие военные комиссариаты, суворовские военные училища, воинские части, дислоцирующиеся за пределами Российской Федерации или лично до 20 июня года поступления на учебу с указанием времени и места вступительных испытаний или причин отказа.

Порядок проведения профессионального отбора кандидатов для зачисления в институт курсантами

Профессиональный отбор кандидатов для зачисления в институт курсантами осуществляется в течение июля в соответствии с расписанием вступительных испытаний и включает:

а) определение годности кандидатов к поступлению в институт по состоянию здоровья;

б) вступительные испытания, состоящие из: определения категории профессиональной пригодности кандидатов на основе их социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования; оценки уровня общеобразовательной подготовленности кандидатов; оценки уровня физической подготовленности кандидатов.

При регистрации кандидат дает письменное обязательство о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на его подготовку в институте при отчислении по его вине.

Кандидаты, признанные военно-врачебной комиссией негодными для обучения в институте, к дальнейшей сдаче вступительных испытаний не допускаются.

По результатам профессионального психологического отбора определяется категория профессиональной пригодности: от первой до четвертой категории.

Уровень общеобразовательной подготовленности кандидатов определяется только по результатам проведения письменных ЕГЭ на этапе государственной (итоговой) аттестации или этапе вступительных испытаний в институт:

а) у кандидатов, поступающих на инженерные специальности (специализации) - по математике (экзамен считается профильным), по физике, по русскому языку;

б) у кандидатов, поступающих на специальность «Педагогика и психология» - по биологии (экзамен считается профильным), истории России, по русскому языку.

На этапе вступительных испытаний в июле ЕГЭ сдают кандидаты, не участвовавшие в ЕГЭ в мае-июне или не сдававшие ЕГЭ в мае-июне по тем общеобразовательным предметам, которые определены для избранных ими специальностей (специализаций).

На этапе вступительных испытаний в июле сдача ЕГЭ организуется государственной экзаменационной комиссией (ГЭК) Ростовской области и проводится на пунктах приема ЕГЭ (ППЭ), оборудованных на базе РВИ РВ.

Кандидаты, сдававшие ЕГЭ в мае-июне по общеобразовательным предметам, определенным для избранных ими специальностей (специализаций), к участию в ЕГЭ в июле по этим же предметам не допускаются.

Контроль за достоверностью сведений об участии в ЕГЭ в мае-июне, представляемых кандидатом в институт, осуществляет приемная комиссия института совместно с государственной экзаменационной комиссией Ростовской области при содействии Федеральной базы свидетельств о результатах ЕГЭ.

Результаты всех ЕГЭ оцениваются по 100-балльной системе.

В зависимости от количества набранных баллов по результатам ЕГЭ выставляется оценка по каждому предмету. Соответствие оценок количеству набранных баллов определяется решением председателя приемной комиссии института и доводится до кандидатов не позднее, чем за семь дней до начала первого ЕГЭ на этапе вступительных испытаний в институт.

Результаты проверки физической подготовленности определяются в оценках: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).

Физическая подготовленность кандидатов мужского пола оценивается по результатам сдачи 3-х упражнений: бега на 100 м, подтягивания на перекладине, бега на 3 км.

Бег на 100 м: «5» - 13,6 с; «4» - 14,2 с; «3» - 14,8 с;

Подтягивание на перекладине: «5» - 11 раз; «4» - 9 раз; «3» - 7 раз;

Бег на 3 км: «5» - 12 мин; «4» - 12 мин 45 с; «3» - 13 мин 30 с.

Физическая подготовленность кандидатов из числа граждан женского пола оценивается по результатам сдачи трех упражнений: комплексного силового упражнения, бега на 100 м и бега на 1 км.

Физические упражнения оцениваются следующим образом:

Комплексное силовое упражнение (количество раз за одну минуту): «5» - 34 раза; «4» - 30 раз; «3» - 26 раз;

Бег на 100 м: «5» - 16,6 сек.; «4» - 17,2 сек.; «3» - 18,0 сек;

Бег на 1 км: «5» - 4 мин; «4» - 4 мин 15 сек.; «3» - 4 мин 35 сек.

Комплексное силовое упражнение выполняется в течение 1 минуты: первые 30 секунд - максимальное количество наклонов вперед до касания руками носков ног из положения «лежа на спине», руки за голову, ноги закреплены (допускается незначительное сгибание ног, при возращении в исходное положение необходимо касание пола локтями); повернуться в упор лежа и без паузы для отдыха выполнить в течение вторых 30 секунд максимальное количество сгибаний и разгибаний рук в упоре лежа (тело прямое, руки сгибать до касания грудью пола).

Общая оценка проверки физической подготовленности выводится по результатам оценок за физические упражнения:

5 (отлично) - допускается одна оценка «4», остальные - «5»;

4 (хорошо) - допускается одна оценка «3», остальные - «4» или «5»;

3 (удовлетворительно) - допускается одна оценка «2», остальные положительные, при этом одна из них - «4» или «5».

Кандидаты, получившие неудовлетворительную оценку по одному из вступительных испытаний, к участию в конкурсе не допускаются.

У кандидатов, окончивших с медалями образовательные учреждения среднего (полного) общего или начального профессионального образования или с отличием образовательные учреждения среднего профессионального образования уровень общеобразовательной подготовленности определяется в форме и по материалам ЕГЭ по профильным предметам: по математике (для кандидатов, поступающих на инженерные специальности) и по биологии (для кандидатов, поступающих на специальность «Педагогика и психология»). Вступительные испытания в форме собеседования для них не проводятся. В случае, если указанные лица по результатам ЕГЭ на этапе государственной (итоговой) аттестации в мае-июне текущего года или на этапе вступительных испытаний в институт в июле текущего года набрали по данному общеобразовательному предмету количество баллов, соответствующих оценке 5 (отлично), то они освобождаются от вступительных испытаний по остальным общеобразовательным предметам. Если указанные лица по результатам ЕГЭ по профильным испытаниям набрали меньшее количество баллов, соответствующих оценке 5 (отлично), но не ниже границы удовлетворительной отметки, им предоставляется право дальнейшей сдачи вступительных испытаний и участия в конкурсе на общих основаниях.

Кандидаты, участвовавшие в проведении ЕГЭ, имеют право подачи апелляции (аргументированного письменного заявления) в конфликтную комиссию Ростовской области о нарушении процедуры проведения ЕГЭ по общеобразовательному предмету в ППЭ или о несогласии с выставленными баллами.

Апелляция не принимается:

по вопросам содержания и структуры контрольных измерительных материалов по общеобразовательным предметам;

по вопросам, связанным с нарушением кандидатом инструкции по выполнению экзаменационной работы.

Кандидат имеет право присутствовать при рассмотрении апелляции.

Апелляции по результатам профессионального психологического отбора и по результатам проверки уровня физической подготовленности кандидатов приемной комиссией института не принимаются и не рассматриваются.

Порядок зачисления кандидатов курсантами института

Кандидаты, успешно прошедшие профессиональный отбор, заносятся в конкурсные списки факультетов по специальностям (специализациям) и по результатам конкурса зачисляются на учебу в институт.

Кандидаты, не прошедшие профессиональный отбор (получившие неудовлетворительную оценку по одному из элементов вступительных испытаний или отнесенные к четвертой категории профпригодности, признанные негодными по состоянию здоровья для поступления в институт), не явившиеся на вступительные испытания без уважительной причины, забравшие документы после профессионального отбора, а также кандидаты, которым отказано в дальнейшем прохождении профессионального отбора по недисциплинированности, из конкурса выбывают и в институт не зачисляются.

Первыми в конкурсные списки заносятся кандидаты, зачисляемые в институт вне конкурса, остальные кандидаты располагаются в зависимости от суммы баллов, полученной в результате сложения оценок, определяющих: уровень общеобразовательной подготовленности (суммируются оценки по каждому вступительному экзамену); уровень физической подготовленности; категорию профессиональной пригодности кандидата (первая категория - 5, вторая - 4, третья - 3).

Всего пять оценок, максимальное количество баллов - 25. При этом кандидаты, отнесенные по результатам профессионального психологического отбора к третьей категории профпригодности, располагаются в конкурсном списке после кандидатов, отнесенных к первой и второй категории профпригодности, независимо от суммы баллов, полученной в результате сложения оценок.

Кандидаты, набравшие равное количество баллов, заносятся в конкурсный список в следующей последовательности: в первую очередь - кандидаты, пользующиеся преимущественным правом при поступлении в военно-учебные заведения; во вторую очередь - кандидаты, отнесенные к более высокой категории профпригодности по результатам профессионального психологического отбора; в третью очередь - кандидаты, получившие более высокую оценку (при равных оценках - набравших большее количество баллов) на профильном вступительном экзамене; в четвертую очередь - кандидаты, имеющие наивысший балл по профильному предмету в документе о среднем образовании; в пятую очередь - кандидаты, имеющие наивысший средний балл документа о среднем образовании.

Вне конкурса зачисляются прошедшие профессиональный отбор кандидаты из числа: детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц в возрасте до 23 лет из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; граждан в возрасте до 20 лет, имеющих только одного родителя - инвалида 1ой группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; граждан, уволенных с военной службы и поступающих в вузы по рекомендациям командиров воинских частей; участников (ветеранов) боевых действий; граждан, которым в соответствии с Законом РСФСР от 15.05.91г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предоставлено право внеконкурсного поступления в образовательные учреждения высшего профессионального образования;

Преимущественным правом при зачислении в институт пользуются кандидаты, показавшие в ходе вступительных испытаний равные результаты, из числа: граждан, имеющих преимущественное право при поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения в соответствии с Законом РСФСР от 15 мая 1991 г. № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; детей Героев Российской Федерации; граждан, уволенных с военной службы; детей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более; детей граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно- штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более; детей военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы;

От проверки знаний по общеобразовательным предметам освобождаются кандидаты из числа: военнослужащих, в том числе уволенных в запас, проходивших военную службу по призыву и при этом выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта; выпускников суворовских военных училищ и кадетских корпусов, награжденных золотой или серебряной медалью «За особые успехи в учении»; граждан, окончивших с медалями образовательные учреждения среднего (полного) общего или начального профессионального образования или с отличием образовательные учреждения среднего профессионального образования, если по результатам ЕГЭ они набрали по профильному общеобразовательному предмету количество баллов, соответствующих оценке 5 (отлично); победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, членов сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах, победителей региональных олимпиад, проводимых органами управления образованием субъектов Российской Федерации или советами ректоров по согласованию с ними - по тем общеобразовательным предметам, по которым они участвовали в олимпиадах;

Кандидатам, освобождаемым от проверки знаний по общеобразовательным предметам, в случае успешного прохождения ими военно- врачебной комиссии и профессионального психологического отбора, а также получения положительной оценки при проверке физической подготовленности, в конкурсном списке по общеобразовательным предметам выставляется наименьшее количество баллов, соответствующих оценке 5 (отлично), или более высокий балл, полученный по результатам ЕГЭ по этим предметам и оценка 5 (отлично).

Приемная комиссия института на основании рассмотрения конкурсных списков принимает решение о зачислении установленного количества кандидатов на учебу в институт.

Кандидаты, принятые решением приемной комиссии на учебу в институт, зачисляются в институт и назначаются на воинские должности курсантов приказом начальника института с 1 августа года поступления на учебу.

Множество ребят школьного возраста толпятся у входа в институт РВСН в Серпухове. От обычных абитуриентов их отличают спортивные фигуры, проскальзывающее в разговорах «так точно!» и иногда военная форма, которую носят солдаты срочной службы. Документы здесь подаются в зале с огромными портретами Суворова и Жукова.

В этом году Институт ракетных войск РФ в Серпухове - филиал Военной академии РВСН имени Петра Великого - получил рекордное количество заявок на поступление. Они продолжают поступать до сих пор.

По количеству абитуриентов академия стала лидером среди технических университетов России. А факультет автоматизированных систем получил заявок больше, чем признанные лидеры - МГТУ им. Баумана и МГУ, сообщает Минобороны РФ. Сотрудники института объясняют заоблачный для технического вуза конкурс сразу несколькими причинами.

До недавнего времени, говорят военные, служба в армии была мало популярна. Реформы последних лет изменили ситуацию. Зарплаты выросли и на самом начальном этапе составляют 50 тыс. рублей. Взлетел престиж срочной службы и высшего военного образования в первую очередь благодаря популяризации со стороны Минобороны и СМИ.

Абитуриенты признаются, что военное образование притягивает их сочетанием физико-инженерной подготовки и занятиями спортом по-серьёзному. На территории в 110 гектаров помимо учебных корпусов и военной техники есть бассейн, озёра, футбольное поле, спорткомплекс.

Самый частый вопрос, который слышен в приёмной комиссии: а будут ли здесь учиться девушки? Ответ - не будут, три года назад их перевели на учёбу в Воронеж.

Несмотря на общие цели, у каждого поступающего - своя история. Кто-то решил последовать примеру отца и братьев и тоже стать военным, чтобы защищать родину. Кто-то поступил в художественный вуз, отучился год, но понял, что стратегические войска ему ближе чертежей и рисунков. Кто-то, отслужив год на срочной службе, загорелся идеей связать свою жизнь с армией навсегда. Некоторые рассказывают, что намеренно не купили обратный билет: отступать некуда.

«Много знакомых и друзей уже поступили в военные и очень довольны, поэтому я тоже решил связать свою судьбу с военной профессией и поступить в Институт РВСН. Я из сельской местности, я в основном с техникой возился, поэтому мне инженерия ближе всего», - рассказывает Евгений Букарев из Краснодарского края.

«Я довольно давно хотел поступить в военное училище, но родители не совсем одобряли этот выбор. При этом я хорошо рисовал. Они мне предлагали целенаправленно поступить в художественную академию, чтобы стать художником, архитектором или дизайнером. Я послушался их совета и пошёл в архитектурную академию. Я проучился там полгода, понял, что это не моё, и всё-таки отчислился» - говорит Илья Ярусов, Удмуртская республика.

«У меня здесь учатся друзья, которые посоветовали эту академию, сказали, что хорошая. Самая лучшая», - объясняет Тимур Альдебрегянов, Оренбургская область.

«Вся техника здесь же, рядом. И наши курсанты постоянно применяют полученные знания на практике. Надо на рассвете пострелять - будут стрелять на рассвете. Надо изучить технику от и до - изучаем», - рассказал RT начальник базы подготовки и обслуживания комплексов Института РВСН подполковник Сергей Котляр.

До 2014 года академия в Серпухове готовила курсантов только для мобильной группировки РВСН. Сегодня здесь готовят для работы на шахтных пусковых установках, и это то, что отличает этот институт от остальных военных университетов. Хотя в большинство военных вузов страны в этом году необычайно высокий конкурс, многие ребята объясняют, что хотели бы связать свою жизнь не просто с армией, а с ядерным вооружением, и именно за этим они приехали в Серпухов.

Заместитель начальника самого популярного среди абитуриентов факультета автоматизированных систем управления полковник Владимир Ершов рассказал RT, какие люди к ним поступают, чем курсанты занимаются в свободное время, а также высказал свою точку зрения на причины роста популярности ракетных войск стратегического назначения в России.

«Портрет поступающих могу обрисовать вкратце. С каждым годом всё лучше и лучше. За счёт чего? Первое - за счёт увеличения набора. Он увеличился в два раза, по некоторым направлениям конкурс - до 10 человек на место. Курсанты приходят хорошо подготовленные и физически, и морально. Здесь отбор очень жёсткий, строгий, но добродушный.

Максимальный набор в этом году объясним хорошей подготовкой на начальном этапе. Была хорошая организация и агитация через СМИ, Facebook, «Одноклассники». Это всё связано с ростом популярности армии. Во-первых - социальная защищённость, во-вторых - неплохие зарплаты, в-третьих - военный престиж. В 1990-х годах было стыдно носить форму, сейчас мы гордимся ею.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то